Интелектуальная карта детского развития схема. Использование интеллект-карт в доу

Использование интеллект-карт (mind-maps) – это возможность визуального отображения мыслительной деятельности, воспроизведения памяти, решения творческих и интеллектуальных задач.

А также способ структурного отображения собственных особенностей получения и обработки информации, их корректирование и совершенствование.

Использование двухфакторной аутентификации

Кроме того, если пароль устройства или рабочей области совпадает с паролем смарт-карты, устройство может ввести пароль смарт-карты при вводе пароля устройства или рабочей области.

Импорт сертификата с интеллектуальной карты

Что это значит, когда мы говорим, что человек обладает высоким интеллектом?

Резюме и некоторые фишки

В первую очередь относится к концепции интеллекта. Таким образом, концепция интеллекта основывалась на проверке интеллекта. У психологов есть много аргументов в пользу того, кто интеллект - они неспособны предоставить единое, всеобъемлющее определение. Чаще всего определения говорят об абстрактном мышлении, обучении обучению и адаптации к окружающей среде. Интеллектуальные тесты - самые надежные измерения в психологии.

В русском языке можно встретить различные переводы термина Mind maps® – карты разума, карты ума, карты мышления, карты памяти, мыслительные карты, интеллект-карты.

Что такое интеллект-карты

Понятие интеллект-карт впервые было предложено Тони Бьюзеном , известным писателем, специалистом по вопросам интеллекта, особенностей мышления и проблем, связанных с обучением. Оно основано на характере восприятия и сохранения информации человеческим мозгом.

Протективные навыки в основном связаны с академической деятельностью - академическим обучением. Некоторые используют термин академический интеллект. Это способность решать школьные или университетские задачи. Это способности, необходимые для более абстрактного мышления и академического обучения.

Далее следуют другие навыки: практический интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект. Это способность общаться - может иметь небольшой академический интеллект, но хороший эмоциональный, социальный интеллект. Следовательно, он способен хорошо понимать других людей, он может влиять на них, общаться и хорошо сканировать социальные ситуации.

Наиболее часто можно встретить различного рода информацию, представленную в текстовой форме, иногда с добавлением списков и таблиц. Восприятие такой структуры данных является достаточно тяжелой нагрузкой.

Гораздо эффективнее происходит осмысление и запоминание следующей информации:

  • представленной наглядно с использованием цветов, изображений, связей между элементами;
  • основанной на ассоциативном мышлении;
  • использующей иерархические связи.

Именно на основе этих принципов создаются интеллект-карты. В центре располагается основная идея (задача или объект рассмотрения), вокруг – связанные с ней компоненты. Если элементов слишком много, то они должны быть логически сгруппированы .

Есть люди с высоким интеллектом, у которых нет социальных или социальных навыков. В этом случае полезен академический интеллект? Социальные навыки отчасти связаны, но человек с высоким интеллектом не обязательно должен обладать высокими практическими, социальными навыками.

Таким образом, у нас также есть странные случаи: сумасшедшие изолированные интеллектуалы, которые не обязательно очень практичны или коммуникабельны. Или, например, должны ли родители делать это для своих детей? Тесты доступны для разных и разных возрастных групп: начиная с дошкольного возраста. Но в этом возрасте тесты интеллекта не очень надежны. Их наибольший авторитет - когда ребенок оказывается в школе. Затем измерения обычно стабильны, надежны и хорошо предсказывают успехи в учебе.

Построение карты начинается с мозгового штурма и выработки идей. Создавая черновик, не следует опасаться, что структура получается недостаточно логичной. По мере работы над картой, происходит уточнение и корректирование элементов, что в итоге позволит разработать правильную структуру .

Наглядное представление информации в виде структуры данных помогает упростить работу, ускорить запоминание и воспроизведение материала .

Когда вам нужно пройти тест? Вот несколько ответов. Один из них касается случая, когда ребенок может учиться в школе. Первые тесты интеллекта были разработаны для детей, которые испытывают трудности с обучением в школе. Если они не обладают способностями к абстрактному мышлению, им нужна помощь. Наши психологические педагогические службы делают это - когда они подозревают, что ребенок может быть сложным, он или она заболел по какой-то причине.

Интеллектуальные тесты также могут быть выполнены, когда мы хотим отличить одаренных детей. Так обстоит дело с известным мальчиком. Есть один, двое детей из ста, которые обладают самыми интеллектуальными способностями. Тесты помогают найти таких детей и помочь им максимально эффективно использовать их. Большинство из них использует свой потенциал - они становятся победителями Олимпиады, получая сотни экзаменов. Однако некоторые из них не очень заинтересованы в науке, школе - они не могут использовать свой академический потенциал.

Почему использование интеллект-карт наиболее эффективно

В голове любого человека проносится огромное количество полезных и нужных мыслей. Иногда в хаосе идей возникает вопрос о том, как зафиксировать поток информации , чтобы затем вернуться и обдумать все более тщательно. Если попытаться записать мысли в текстовой форме, либо в виде таблиц и графиков, это будет весьма трудно сделать.

Тогда у нас странные ситуации, когда человек работает в профессии, которая не требует абстрактного мышления, хотя его интеллект довольно велик. Чтобы использовать богатство, Литва работает над созданием системы, чтобы видеть одаренных детей, и мы можем им помочь.

Таким образом, высокий интеллект может гарантировать академический успех, но все зависит от того, на сколько будет работать ребенок? Точно так же в спорте: человек может иметь очень хорошие физические данные, но не использовать их. Например, у определенной части людей есть хорошие данные для баскетбола, у Литвы есть хорошая система, которая позволяет им открывать и эксплуатировать. У нас больше игроков, чем в других странах. В другой стране так много потенциальных игроков, но если у них нет системы, они не справятся.

Наиболее приближенным к естественному процессу мышления способом представления информации является создание интеллект-карты, включающей все идеи в виде рисунков, схем и символов .

Другим важным аспектом мыслительной деятельности, особенно на этапе обучения, становится необходимость запоминания большого количества информации.

Могут ли проводиться тесты интеллекта при найме? Интеллектуальный тест можно применить к работам, требующим более абстрактного мышления. Как правило, это относится к позиции более высокого ранга. Тест интеллекта может использоваться для выбора людей. Это иллюстрируется примером обоих учреждений и Департамента гражданской службы Литвы: кандидатам даются тесты навыков общего мышления или когнитивных навыков. Цель состоит в том, чтобы принятые должностные лица должны обладать хотя бы минимальными навыками абстрактного мышления.

Если, скажем, человек, который выполняет тест, наберет около 100 или менее очков, должен ли он чувствовать себя глупо? Как правило, большинство тестов основаны не на статистических исключениях, а на общей численности населения. Вычет - это средний человек, у которого есть 100 очков. Это нормальный средний интеллект.

Если преобразовать данные, полученные из учебной литературы в схему с иерархической структурой , содержащую символические изображения и ассоциативные связи, процесс запоминания упрощается и становится «удобным» для человеческого мозга.

Как сделать интеллект-карту

Автор концепции mind-maps в своих книгах систематизировал структуру и правила создания интеллект-карт, а также описал основные принципы их использования. Наиболее известная из посвященных этой теме книг «Научите себя думать » названа в числе 1000 величайших книг тысячелетия.

Чем дальше по краям, тем ниже процент людей: около 15 процентов. Интеллект людей выше среднего, 15%. - ниже среднего. Сами края составляют 2 процента. - это 1-2 человека из 100, у которых очень большие или очень маленькие коэффициенты. Только 1 из 10 тысяч Имеет такой высокий коэффициент, как Пол.

Какое будущее ждет Пол? Никто не может предсказать это. Было бы хорошо, если бы он мог получить правильную помощь, чтобы извлечь выгоду из его потенциала. Этот литовский литовский единственный в Литве, может быть, такие умные молодые люди? В принципе, может быть и больше. Возможно, ему повезло, что он живет в Англии и способен выполнить тест Менсы. Литовцам не хватает ресурсов для идентификации таких людей. В Литве есть потенциальные люди, мы их не идентифицируем.

Чтобы создать полезный инструмент , способный отвечать поставленным задачам, нужно воспользоваться некоторыми советами автора по оформлению и содержанию интеллект-карт.

Визуальное представление:

  • Определите центральный (основной) образ , выполните его в виде графического изображения, используя не менее 3 цветов.
  • Не размещайте на одной карте более 5-7 графических элементов, если их больше – объедините компоненты в соответствующие логические группы.
  • Не старайтесь заполнить все пространство листа – оставляйте пустые места, чтобы можно было легко ориентироваться в схемах и переходах.
  • Старайтесь придать изображениям объем – используйте трехмерные рисунки и выпуклые печатные буквы.

Ассоциативные связи:

  • Старайтесь изобразить элементы в виде соответствующих визуальных образов – рисунков, значков, символов различных цветов.
  • Используйте стрелки и переходы для иллюстрации причинно-следственных связей между элементами.
  • Применяйте принципы иерархии – разбивайте элементы на более простые составляющие.

Принцип ясности в выражении мыслей:

  • Старайтесь выполнять свои рисунки так, чтобы они были максимально понятными.
  • Размещайте ключевые слова над линиями связей – по одному слову над каждой линией. Следите за тем, чтобы длина линии примерно была равна длине слова.
  • Не пишите слишком большое количество текста – используйте кодирование, сокращения, символические изображения. Все слова должны располагаться горизонтально.
  • Соединяйте центральные линии с другими, так чтобы все элементы карты были связаны с основным образом. Важные линии выделяйте более ярким цветом.
  • Отделяйте рамками блоки с наиболее значимой информацией.
  • Если необходимо включить изображение временной шкалы , то слева должно располагаться прошедшее время, справа – будущее.
  • Наиболее простыми для восприятия и запоминания являются симметричные карты .

Правильное оформление карты имеет решающее значение для реализации принципа визуализации и структурирования мышления .

Мозговой штурм - создание хаоса для интеллект-карты

Теперь интеллект стал глупым. Но интеллект следует понимать как то, что природа дала вам. Это огромный спор. Существует множество причин полагать, что это приобретенная способность, например, интеллект индивидуально выращенных близнецов весьма схож. Влияние на окружающую среду менее доказано, поэтому мы более уверены в влиянии плодородия.

Разве отдельные страны не пытаются сравнить друг друга и определить, где живут самые умные люди? В недавнем пресс-релизе британский ученый Ричард Линн собрал исследования из разных стран и сравнил различные народы. Тенденция заключается в том, что при столь большой работе, будь то из-за отсутствия целостности или отсутствия контроля над обилием данных, есть ошибка, что литовцы имеют несколько более низкий уровень интеллекта. После рассмотрения конкретных исследований, на которые он смотрел, ясно, что одно исследование нерепрезентативно, а следующая методология исследования определяет технические ошибки.

Любая карта фактически представляет собой дерево , имеющее ствол и отходящие от него ветви. Чем дальше от ствола расположены ветки, тем более тонкими они становятся – такой подход позволяет отобразить правильную последовательность мыслей или качеств объекта от первоначальных до последующих.

Каждая из ветвей – это отдельная мысль или направление , над которым вы работаете. Более тонкие ветви отражают новые, свежие подходы реализации по отношению к главной мысли (идее).

Как использовать интеллект-карты в обучении

Интеллект-карты являются инструментом развития мыслительной деятельности , поэтому успешно применяются в образовательном процессе преподавателями и учащимися, позволяя:

  • представить объемный материал (лекцию, доклад) в форме презентации для объяснения своих идей перед аудиторией слушателей;
  • упростить работу с информацией на основе анализа, выявления логических закономерностей, быстрого запоминания;
  • сделать период подготовки рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций и научных исследований структурированным и всецело спланированным процессом ;
  • быстро запоминать информацию , используя свойства образной и зрительной памяти;
  • накапливать идеи для творческой и интеллектуальной деятельности;
  • провести наглядный сравнительный анализ для принятия взвешенного решения по разрабатываемой теме;
  • следить за собственными шагами на пути продвижения к намеченной цели, распределять для этого необходимое время и усилия .

Как интеллект-карты помогают в работе

Чтобы систематизировать и визуально представить свою работу, можно использовать базовую карту «Задачи». Если какие-либо данные, хранящиеся на сервере или жестком диске компьютера, будут утеряны, это не приведет к серьезным проблемам. Всю структуру работы можно легко восстановить по памяти с помощью интеллект-карты.

Карта «Задачи» не является законченным вариантом, а постоянно редактируется . При создании такой карты в нее включается список рабочих задач, которые, в свою очередь, разбиты по направлениям деятельности.

Постепенно задачи уточняются , дополнятся и становятся решенными. Затем добавляются новые актуальные направления, таким образом, разрабатывается общая структура карты, включающая целостную картину сфер деятельности.

Имея такое наглядное представление своей работы, можно намного эффективнее планировать свое время, расставлять приоритеты и совмещать направления работы.

Основные преимущества использования интеллект-карт в рабочем процессе:

  1. Интеллект-карта – хорошее начало рабочего дня. Если настрой на работу вызывает определенные трудности, т. е. необходимо время, чтобы собраться с мыслями, определить план действий , то базовая интеллект-карта поможет сделать это максимально результативно. Просмотрев карту, можно спланировать задачи на день или предстоящую неделю, выделить наиболее важные, а также внести идеи, возникшие за последний период.
  2. Хранилище идей. Если возникает хорошая идея, не стоит откладывать ее реализацию в долгий ящик и надеяться на собственную память. При первой возможности нужно внести ее в интеллект-карту, постаравшись сразу же дополнить некоторыми мыслями по реализации. Задачи, попавшие в карту, сложнее игнорировать , поскольку потратив время на обдумывание, вы уже запускаете мыслительный процесс и вносите коррективы в свои планы.
  3. Планирование масштабных проектов. Для таких целей используется не базовая (общая) карта, а карта проекта. Не зная, с какой стороны подойти к планированию, начинайте строить карту - разбейте общую цель на конкретные этапы, затем подробно рассмотрите шаги для выполнения каждого этапа. Конкретизируйте все возможные моменты , тем самым сужая поле деятельности. Таким образом, будет гораздо проще перейти к реализации, имея перед глазами структуру организации каждого этапа проекта.
  4. Интеллект-карты необходимы, когда задач становится слишком много или в случае, когда большинство задач оказались решенными, и нужно выбирать дальнейшие пути продвижения. Для таких моментов снова используются методы планирования, выбора приоритетов и представление деятельности в виде единой схемы .

В каких сферах можно использовать интеллект-карты

Методы визуального представления с помощью интеллект-карт применяются практически во всех областях, связанных с оптимизацией мыслительного процесса и ускорением усвоения большого количества информации.

  • Различные рабочие проекты – планирование, разработка, внедрение, огранизация, проведение мероприятий.
  • Структуры – устройство фирмы, предприятия, планирование нового бизнеса: список отделов, распределение функций, области ответственности, направления работы.
  • Бытовые проекты – организация праздников, поездок, выбор подарков, осуществление покупок, переездов, ремонт в квартире.
  • Ежедневные задачи . Планирование распределения времени и задач в течение дня – перечень дел, звонков, встреч.
  • Разработка структуры сайтов , блогов, интерфейсов программ.
  • Написание текстовых работ – рефератов, курсовых, дипломных, научных работ, художественных произведений, в которых наиболее важно определить структуру, последовательность и цельность изложения.
  • Планы выступлений , презентации – визуализации информации для проведения лекций, конференций, семинаров, вебинаров, деловых встреч, переговоров.
  • Обучение – конспектирование лекций, прочитанных статей и учебной литературы.
  • Подготовка к контрольным и экзаменам - представление трудных к запоминанию материалов в виде структурированного символьного изображения.

Заключение

Метод использования интеллект-карт завоевывает все большую популярность , как оптимальный способ организации процесса мышления - упорядочивания данных, обработки информации, ускорения разработки планов, проектов и принятия решений.

2014-11-05 Евгения Куварина

Всем привет! Сегодня я расскажу Вам об интеллект-картах. Впервые я с ними познакомилась при прохождении одного тренинга.

Для получения доступа к новому занятию требовалось выполнить домашнее задание. И одним из пунктов было составление интеллект-карты пройденного урока.

Сначала мне показалось это бессмысленным. Но сделав несколько карт, я поняла на сколько гениален этот способ.

Теперь чтобы вспомнить некоторые моменты урока нет смысла смотреть его заново. Достаточно взглянуть на карту и сразу все необходимое всплывет в памяти. Это действительно здорово!

Но давайте обо всем по порядку. Я расскажу что, зачем и как.

Что такое интеллект-карты

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) - это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей.

Структура карты:

  • Центральная идея: вопрос, предмет исследования, цель;
  • Ключевые темы: структура, заголовки;
  • Подтемы: детализация ключевых тем.

Для создания интеллект-карт используются ключевые слова, картинки, символы. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому предлагаю несколько примеров интеллект-карт:

Примеры интеллект-карт

Существует множество способов создания карт, как простых, так и сложных.

Одна из статей на блоге посвящена методу 6 шляп. Если Вы еще ее не читали, то Вам.

И еще парочка примеров:

Используйте оба полушария мозга

Чем интеллект-карты лучше традиционных заметок?

Этому методу, созданному Тони Бьюзеном, учат финских школьников младшего возраста. И Финляндия имеет лучшие показатели успеваемости среди европейских стран.

Этот способ делать заметки является игровым, веселым и приятным в использовании. Нужно просто перечислить несколько ключевых слов, а затем организовать их логически, что может повлечь возникновение новых идей, а также способствует большей вовлеченности сотрудников во время совещаний.

Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию.

Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы.

В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое - за творчество.

При создании обычных заметок Вы используете только левое полушарие, а при создании интеллект-карт Вы задействуете оба полушария.

Ментальная карта объединяет текст с изображениями. Можно провести параллель с разницей между и фильмом: легче запомнить фильм, так как он состоит из образов и звуков.

Сфера применения

Карты можно использовать для:

  • запоминания содержания книг и курсов,
  • создания заметок,
  • поиска новых идей,
  • решения сложных проблем,
  • запоминания речей,
  • структурирования идей,
  • запоминания фильмов,
  • для тренировки памяти
  • для развития творческих способностей,
  • для организации мероприятий,
  • для запуска проекта.

Если Вы блоггер, то Вы можете использовать карты при создании курса или электронной книги, для записи новых идей для статей, для составления плана работы над блогом, для проведения презентация.

Вы также можете использовать интеллект-карту в качестве бонуса за подписку. Кроме этого, Вы можете создавать карту, чтобы запомнить основные идеи из.

Как создать карту мыслей

Для создания карты Вам понадобятся лист бумаги, карандаши или цветные ручки. Заодно отвлечетесь от компьютера.

Вы всегда начинаете с центра страницы. Это сердце вашей ментальной карты . Вы можете написать слово, символизирующую вашу проблему, например, «отпуск 2015» или нарисовать картинку, символизирующую ее.

Нужно ли хорошо рисовать, чтобы создать карту? Нет! Это ошибочное мнение. Вы создаете mind map для Вас. Главное, чтобы Вы могли распознать, что нарисовано!

Вокруг центральной идеи Вы отмечаете ключевые темы. Используйте цвета!

Ваш мозг любит цвета и запомнит лучше информацию! Используйте только одно слово в каждой теме!

Нужно писать не предложения, а понятия, ключевые слова! Больше рисуйте, небольшая картина стоит тысячи слов! Иногда вы можете даже полностью заменить слова картинками.

Например, вместо того, чтобы писать «телефонный звонок», Вы можете нарисовать телефон, Ваш мозг лучше запомнит изображение.

Возможно, первая карта не будет идеальной, но со временем Вы станете мастером в этом деле. Кстати, данный метод можно использовать для создания.

Создание карты мыслей - увлекательное задание, но стоит заранее отвести определенный лимит времени на эту деятельность, иначе Вы можете потратить больше времени, чем это необходимо, и добавить лишние элементы на карту.

Если Вы считаете, что рисовать Вы не способны, то и это не проблема. Существуют специальные сервисы, с помощью которых Вы в два счета создадите интеллект-карту онлайн.

Об одном из них я рассказываю в видео.

Новости

Как обычно в начале месяца я подвожу итоги активных комментаторов.

1 место - Василий (под ником Kozak)

2 место - Иван Зелинский

3 место - Зинаида Солнышкина (под ником Zindows)

Поздравляю победителей и прошу выслать номера кошельков (даже если уже отправляли). И приглашаю присоединиться к конкурсу всех желающих!

Также напоминаю, что на данный момент проходит конкурс ретвитов, подробности в конце этой. Итоги будут подведены в следующей статье. У Вас еще есть время принять участие!

С уважением, Евгения Куварина

Понравилось? Расскажи друзьям!

Картами ума (интеллект картами) или Mind Maps называют метод графического представления мыслей, событий, идей и т.п. Считается, что словесное письменное описание способствует лишь засорению мозга лишней информацией и что более привычно для него именно визуальное воплощение причинно-следственных, ассоциативных и других связей. Чтобы лучше понять данную идею, просто представьте себе какой-нибудь предмет (например, тетрадь, яблоко, часы и т.п.) и ассоциации, которые он у Вас вызывает. Скорее всего, если бы Вам было дано такое задание с последующим опросом через некое время, то Вы бы написали список слов-ассоциаций. Однако, действия мозга никак не напоминают такой список - ведь в голое его нет! И если попробовать зарисовать свою мозговую деятельность схематично, то, вместо какого-либо перечня, получится именно карта, состоящая из пунктов, (кружков или квадратиков, у кого как), соединённых между собой линиями-связями.

Где используются карты ума?
Карты ума можно использовать практически в любой сфере жизни:
1. В обучении - для ведения конспектов, создания презентаций, подготовки выступлений, написания курсовых и дипломов и т.п.
2. В профессиональной деятельности - на аттестации, составлении планов, ведении переговоров, собраний и т.п.
3. В любой личной деятельности, касающейся планирования - для самоорганизации, составлении списков, проектов, принятия решений и т.п.

В данной игре представлены 4 карты ума : по социально-коммуникативному, познавательному, художественному развитию. В середине основная картинка от которой отходят стрелки: красная - то, что не подходит в ней, зеленая - то, что подходит, синие - то, что относится к ней или является ее частью.


Елена Татаурова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка»

Нижнетуринского городского округа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОУ

МАСТЕР-КЛАСС

Разработала: воспитатель Е. А. Татаурова

Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Использование интеллект-карт в ДОУ», буклеты, готовые интеллект-карты по временам года, для детей среднего дошкольного возраста и фотоотчет по созданию интеллект-карт с моими детками.

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим

Мастер-класс

Общие требования к составлению любой интеллект – кар ты.

Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.

Лист располагается горизонтально.

Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной те мы:

1 вариант:

Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.

К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.

Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. В конце лета, ребята соорудили достаточно сложные интеллект – карты, такие как: круглый год, домашние животные.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Безусловно, мы планируем продолжать работу с детками в данном направлении.

Спасибо за внимание!


Публикации по теме:

Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря Обогащать словарный запас ребенка - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование вебинаров в работе с родителями (законными представителями) в ДОУ» Все родители хотят самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все обладают необходимыми для этого психолого-педагогическими.

Цель: познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить.

БУЛГАКОВА Наталья Александровна старший воспитатель МБДОУ № 8 «Алёнушка» г. Тихорецка

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через поиск и внедрение наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми. Применение в образовательной деятельности метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

  1. Учить анализировать образовательную деятельность с воспитанниками;
  2. Рассмотреть теоретические положения метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена.
  3. Учить на практике составлять интеллектуальные карты для детей разного дошкольного возраста, их дополнять, видоизменять, расширять.
  4. Развивать творческую активность

Планируемый результат:

Заинтересованность педагогов в необходимости применения технологии интеллектуальной картины в вопитательно – образовательном процессе ДОУ.

(Педагоги рассаживаются в зале на заранее подготовленные 5 подгрупп)

Старший воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада Вас видеть на сегодняшнем семинаре –практикуме. Сегодня мы с вами будем говорить о новых подходах по организации воспитательно –образовательного процесса с детьми в ДОУ, которых требует современное общество и которые будут давать максимальный положительный результат, но вот о чем именно мы свами постараемся определить вместе. Я предлагаю вашему вниманию для просмотра две открытых образовательных деятельности по познавательному развитию для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Вам необходимо внимательно просмотреть их и проанализировать. Обратите внимание на педагогов их активность, применение методов и приемов в работе с детьми, проанализируйте поведение детей: сохранялся ли у них интерес к деятельности на протяжении всего образовательного процесса, какова их была речевая активность.

(просмотр образовательной деятельности)

Старший воспитатель: уважаемые коллеги! Что вы можете сказать об этих двух образовательных ситуациях? Как на ваш взгляд, удалось ли решить педагогам поставленные задачи? Какова эффективность данных видов деятельности?

(Ответы педагогов)

Старший воспитатель: В первой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Мальчики и девочки» педагог использовала репродуктивные методы (самостоятельный показ, самостоятельное составление образца рассказа, самостоятельный выбор подвижной и пальчиковой игры) . Максимальная речевая активность педагога, вопросы к детям направлены на получение простых ответов (да, нет) . В качестве заинтересовывающего момента приход двух игрушек –кукол «Кати» и «Вани» , но которыми манипулировала сама, не давая в руки детям. На протяжении всей образовательной деятельности отсутствие наглядности. Быстрое угасание интереса воспитанников к содержанию деятельности.

В старшем возрасте образовательная деятельность по теме «Собираемся в поход» была направлена на уточнение и углубление знаний детей о туристической деятельности и конкретно о вещах и предметах, которые могут пригодиться в походе. Педагог начала образовательную деятельность с постановки проблемной ситуации «Как вы думаете, что необходимо людям в походе?» . Здесь на протяжении всей деятельности преобладала речевая активность воспитанников, задаваемые вопросы были направлены на активизацию мыслительных процессов, на установление причино –следственных отношений, умения делать логические выводы и умозаключения. Познавательный интерес детей сохранялся на протяжении всей деятельности. С помощью наглядности выступал индивидуально у каждого ребенка собранный рюкзачок с вещами.

(Педагогами делается вывод что поиск новых форм работы с воспитанниками и внедрение их в воспитательно –образовательный процесс позволяет максимально сделать обучение и развитие эффективным и добиваться решения всех поставленных задач. Большую роль с детьми любого дошкольного возраста оказывает использование наглядных методов и приемов) .

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Обратите внимание перед вами лежат (по одному на подгруппу) белые листы бумаги и различные наборы цветных картинок, карточки по определенным темам. Давайте вместе с вами определим как же можно использовать эту наглядность в работе с детьми? (Педагоги рассматривают картинки, формулируют свои предложения: «Приклеить картинки по теме «Овощи» и использовать как обобщающие понятия», «Можно использовать картинки постепенно наклеивая при составлении рассказов» , «Можно делать накопительные карты и постепенно их усложнять доклеивая все новые и новые картинки по теме, возвращаясь к этим картам через определенное время» )

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! А можно ли на одном листе бумаги одновременно разместить картинки нескольких тем? Зачем? И Как?

(педагоги пытаются объединить темы «Мой город» , «Транспорт» , «Архитектура» , «Растительный мир» , «Достопримечательности нашего города» на одном листе бумаги. Педагоги делаю вывод, что с помощью объединения различных тем на одном листе бумаги можно создать условия для изучения воспитанниками целых систем, успешно формировать знания по целым областям одновременно и по каждой конкретной теме. Воспитанники учатся самостоятельно логически мыслить, рассуждать, устанавливать причинно –следственные связи.)

Старший воспитатель: В соответствии с ФГОС предметно –пространственная среда групп должна быть максимально насыщена макетами, схемами, алгоритмами которая максимально сказывается на познавательном, речевом, социально –коммуникативном развитии. Вся информация изображается в графическом виде на большом формате бумаги. Она отражает смысловые связи, причинно –следственные отношения, ассоциативные связи между понятиями и частями. Основателем представленного метода интеллектуальных карт или картин является Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века это английский психолог, известный лектор, писатель, консультант специалист по вопросам развития интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Мыслительная карта (от англ. сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы. Другими словами интеллектуальная карта это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование. Благодаря кандидату пед. наук Валентине Михайловне Якименко которая предложила использовать этот метод для развития связной речи. В чем же полезность этих интеллектуальных карт?

  1. Это наглядность. Вся изучаемая проблема оказывается на одном листе и ее можно окинуть одним взглядом. Карты ярки, привлекательны, поучительны Тони Бьюзен рекомендовал «Настраивайтесь на создание красивых карт»
  2. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга использование образов, цвета интеллектуальная карта легко запоминается.

Существуют определенные требования к составлению интеллектуальных карт. Для создания используются цветные карандаши, маркеры, картинки, ножницы. Главная идея (рисунки, картинки, изображения) располагается в центре страницы. Для каждого ключевого момента отходят от центра в разные стороны направления. Каждая ветвь имеет свой цвет. Её можно обозначить для старших дошкольников – словом, для младших дошкольников – картинкой схемой, ассоциацией. В процессе изучения могут добавляться новые ветви, картинки и символы в уже изученные темы и наглядность представлена в виде объектов и рисунков.

  1. Сбор материала об объекте и предмете. Можно рассматривать 1 предмет и составлять интеллектуальную карту по 1 предмету. Выполняя задачи развиваются активный и пассивный словарь, процесс мышления: анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально.
  2. Работая по лексическим темам можно сделать интеллектуальную карту как итоговое мероприятие. Выполняя данные задачи у детей развиваются умение выделять главную мысль, припоминают изученный материал, педагог выявляет уровень знаний у детей, формируется умение составлять и распространять предложения.
  3. Это развитие связной речи. Интеллектуальные картины можно использовать для составления рассказов, Можно составлять рассказы не только по лексическим темам, но и по сказкам, прочитанным рассказам, чтобы облегчить процесс пересказа. Выполняя данные задачи дети учатся самостоятельно, последовательно излагать свои мысли, становятся более активны при разговоре, формируется умение правильно отвечать на вопросы, словарь точен и разнообразен.

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Сейчас я вам предлагаю, каждой подгруппе составить свою интеллектуальную карту и рассказать какие же задачи можно решать и для какого возраста детей данная карта предназначена.

(Каждая подгруппа педагогов составляет свою интеллектуальную карту а затем рассказывает какие задачи с помощью нее можно решить) .

В заключении нашего семинара –практикума я хочу сделать вывод: От нашего мастерства, уважаемые коллеги, зависит каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет творческим, любознательным, мыслящим человеком, готовым осознано делать выбор и нести ответственность за него. Все в наших руках!

Спасибо за внимание и сотрудничество!

Читайте также: