Развитие зуба образование дентина и эмали препарат. Эмбриональное развитие зубов. Эмаль - ее состав и роль в организме человека

На 6-ой неделе эмбрионального развития в первичной ротовой ямке зародыша образуется дугообразное уплотнение эпителия – вестибулярная пластинка. Вскоре, перпендикулярно ей образуется эпителиальное уплотнение – зубная пластинка. Она приобретает форму дуги соответственно ходу верхней и нижней челюстей. Вдоль ее свободного края формируются эпителиальные разрастания – зубные почки, приобретающие форму колбовидных впячиваний, по 10 на каждой зубной пластинке. Впячивание увеличивается, погружается в мезенхиму, и на 10 неделе вследствие врастания снизу мезенхимы оно приобретает форму колпачка – образуется эмалевый орган. В его клетках накапливается гликоген, они увеличиваются в объеме. В подлежащей мезенхиме сгущаются мезенхимные клетки в участке, соответствующем погружному росту эпителия.

1 стадия развития зуба – зубной фолликул (эмалевый орган, зубной сосочек, зубной мешочек).

2 стадия развития зуба – дифференциация элементов зубного зачатка и обособление его от окружающих тканей. В первоначально однородном эмалевом органе эпителиальные клетки разделяются на отдельные зоны. Между клетками центральной части органа накапливается жидкость белкового характера, которая расслаивает клетки и отодвигает их друг от друга, связь сохраняется при помощи отростков. Клетки этой части приобретают звездчатую форму, связанных при помощи десмосом – пульпа эмалевого органа. Клетки эмалевого органа, прилежащие к поверхности зубного сосочка, образуют слой внутренних эмалевых клеток, дающих начало преэнамелобластам. По краю эмалевого органа они переходят в наружные эмалевые клетки. Почти одновременно начинается процесс диффренциации зубного сосочка . Он значительно увеличивается в размерах и еще глубже впячивается в эмалевый орган: в него проникают сосуды и гемокапилляров. На поверхности зубного сосочка, начиная с его вершины, из клеток мезенхимы образуется несколько рядов клеток с темной базофильной цитоплазмой, которые получили название дентинобластов или одонтобластов, или дентинообразующих клеток. Дентинобласты непосредственно прилежат к внутренним эмалевым клеткам и отделены от них тонкой базальной мембраной (порядка 0,3 мкм). Дентинобласты приобретают признаки полярной дифференцировки: основание клетки становится округлым, грушевидным, в этой части сосредоточиваются органеллы белоксинтетического аппарата, а апикальная часть содержит отростки, направленные в сторону энамелобластов. Дифференцировка клеток зубного сосочка, и выделение субпопуляции дентинобластов, как специализированной морфофункциональной группы, завершается к концу 3-го месяца эмбриогенеза. Необходимо отметить, что важным моментом в дифференцировке частей и клеток эмалевого органа является васкуляризация зубного сосочка. Врастание кровеносных сосудов в зубной сосочек совпадает по времени с процессами дифференцировки и четким оформлением слоя дентинобластов и энамелобластов.


3 стадия развития зуба - гистогенез зубных тканей - начинается на 4-м месяце эмбриогенеза. Богатая васкуляризация вершины зубного сосочка - непременное условие начала секреторной деятельности дентинобластов. Непосредственно перед началом активного ветвления сосудов зубного сосочка - в мезенхиме зубного сосочка появляются тонкие аргирофильные волоконца. Вместе с ветвлением гемокапилляров в мезенхиме зубного сосочка активизируется ветвление тонких нервных волокон. Непосредственно инициирующим моментом для секреции дентинобластами основного вещества является формирование сплетения нервных волокон с определенной степенью плотности ветвления непосредственно между телами дентинообразующих клеток.

Дентин начинает образовываться раньше эмали. В дентинобластах (одонтобластах) обнаруживаются признаки полярной дифференциации, ядро в телах этих клеток располагается в грушевидно расширенной базальной части, а апикальная часть содержит формирующиеся отростки, идущие в радиальном и тангенциальном направлениях. Дентинобласты приобретают способность к секреции межклеточного вещества: сначала по радиальным волокнам и в радиальном направлении откладываются преколлагеновые, коллагеновые и ретикулярные волокна - волокна Корфа, в дальнейшем они послужат органическим субстратом для периферического плащевого, радиального дентина.

Плащевой дентин с радиальным расположением волокон занимает наиболее периферическое положение (зона шириной 40-80 мкм), а затем Дентинобласты продолжают откладывать коллагеновые волокна уже в тангенциальном, направлении, по ходу проксимальных отростков - так образуются волокна Эбнера. От волокон Корфа плащевого дентина они отличаются тем, что преколлагеновая стадия у них проходит внутриклеточно и в межклеточное пространство уже откладывается не преколлагеновые волокна, а зрелые коллагеновые, содержащие коллаген 1-го типа. В дальнейшем внутренние слои дентина образуют околопульпарный дентин, который по тканевому объему превышает плащевой дентин в сформированном зубе. В ходе отложения коллагеновой основы - в дентине формируется органическая матрица дентина, которая будет в дальнейшем минерализована. Молодой, еще не обызвествленный дентин - называется предентином. По мере образования основного вещества в виде колагеновых и преколлагеновых волокон отростки дентинобластов остаются в межклеточном веществе, в так называемых дентинных канальцах. Эти протоплазматические отростки дентинобластов называются волокнами Томса. С утолщением слоя дентина растут и удлиняются отростки дентинобластов. Процесс обызвествления дентина обусловлен изменением биохимических характеристик дентинобластов - в них накапливаются кислые мукополисахариды и активируется фермент щелочная фосфатаза. Шелочная фосфатаза разрушает глицерофосфаты крови с образованием фосфорной кислоты, которая в свою очередь соединяется со свободным двузаряженным кальцием плазмы, что приводит к образованию комплекса кальция и фосфора - молекулы гидроксиапатита. Минеральные ионы перемещаются по отросткам дентинобластов в периферические слои органической основы дентина и откладываются по ходу коллагеновых волокон: радиальными трубочками в плащевом дентине и тангенциальными трубочками в околопульпарном дентине. Сами волокна не обызвествляются, в основном минерализуется межклеточное склеивающее вещество, содержащее протеогликаны. Процесс минерализации дентина начинается с вершины зубного сосочка и продолжается на боковые его части.

Таким образом, дентин имеет трубчатую (канальцевую) и бесклеточную структуру, так как не содержит тел самих дентинобластов. Минерализация дентина идет путем образования шаровидных глыбок гидроксиапатита - калькосферитов, поэтому тип минерализации дентина носит название глобулярного. Отдельные калькосфериты имеют между собой пространство неминерализованного дентина - он получил название интерглобулярного.

Вскоре после отложения и начала минерализации дентина на вершине зубного зачатка начинается образование эмали, которая развивается благодаря деятельности энамелобластов.

Наружная поверхность эмалевого органа становится неровной вследствие образования многочисленных складок, в которые вдается окружающая мезенхима зубного мешочка с большим количеством гемокапилляров, что способствует притоку крови к эмалевому органу. Вершина зубного сосочка, покрытая слоем дентина, глубоко внедряется в вещество эмалевого органа. Внутренние эмалевые клетки - Энамелобласты - сначала дифференцируются те, которые расположены на вершине зубного зачатка - почти вплотную соприкасаются с наружными кровеносными сосудами зубного мешочка, откуда они начинают получать необходимые для построения эмали материалы. В энамелобластах наблюдается изменение морфологической и физиологической полярности, что проявляется в перемещении ядра и аппарата Гольджи в противоположные части клетки. Апикальной становится та часть энамелобласта, которая ориентирована к дентину, а базальной - та, что ориентирована к наружной зоне эмалевого органа.

Процесс образования эмали начинается в области будущего режущего края коронки передних зубов или в области жевательных бугорков задних зубов. Апикальные отростки энамелобластов, называемые кутикулярными пластинками, вытягиваются в длину и образуют короткие протоплазматические отростки, наполненные каплями секрета. В образовании этого секрета принимает активное участие комплекс Гольджи. Продукт секреции конденсируется и является органической матрицей первичной эмали. Сразу же после отложения первой партии органического вещества эмали наступает ее частичная минерализация. Этот процесс начинается у дентинно-эмалевой границы и распространяется далее к поверхности эмали. Органический субстрат эмали обусловливает упорядоченное отложение кристаллов при ее минерализации, и таким образом формируется призматическое строение эмали.

Развитие пульпы начинается на вершине зубного сосочка, где ранее всего появляются первые Дентинобласты, и процесс дифференциации тканевых элементов смещается в сторону боковых и шеечной частей зуба. Пульпа зуба развивается из мезенхимы зубного сосочка. Дифференцировка тканевых элементов происходит в связи с его васкуляризацией и иннервацией. Мезенхима зубного сосочка постепенно преобразуется в рыхлую соединительную ткань, богатую клетками типа фибробластов, гистиоцитов и др. Фибробласты продуцируют основное аморфное вещество, что создает давление в полости пульпы, способствующее проталкиванию сформированной коронки зуба к поверхности десны и прорезыванию зуба. Данный фактор является далеко не единственным, способствующим прорезыванию зуба. Рост зуба, связанный с его прорезыванием, продолжается до тех пор, пока в пульпе сохраняются малодифференцированные клетки.

Билет №8

1. Агранулоциты: лимфоциты и моноциты, особенности структуры, функции.

Агранулоциты не содержат гранул в цитоплазме и подразделяются на две различные клеточные популяции - лимфоциты и моноциты.

Лимфоциты являются клетками иммунной системы и потому в последнее время все чаще называются иммуноцитами. Лимфоциты (иммуноциты), при участии вспомогательных клеток (макрофагов), обеспечивают иммунитет - защиту организма от генетически чужеродных веществ. Лимфоциты являются единственными клетками крови, способными при определенных условиях митотически делиться. Все остальные лейкоциты являются конечными дифференцированными клетками. Лимфоциты весьма гетерогенная (неоднородная) популяция клеток.

Классификация лимфоцитов:

I. По размерам:

Малые 4,5-6 мкм;

Средние 7-10 мкм;

Большие - больше 10 мкм.

В периферической крови около 90 % составляют малые лимфоциты и 10-12 % средние лимфоциты. Большие лимфоциты в нормальных условиях в периферической крови не встречаются. Электронно-микроскопически малые лимфоциты подразделяются на светлые (70-75 %) и темные (12-13 %).

Морфология малых лимфоцитов:

Относительно крупное круглое ядро, состоящее в основном из гетерохроматина (особенно в мелких темных лимфоцитах);

Узкий ободок базофильной цитоплазмы, в которой содержатся свободные рибосомы и слабо выраженные органеллы - эндоплазматическая сеть, единичные митохондрии и лизосомы.

Морфология средних лимфоцитов:

Более крупное и более рыхлое ядро, состоящее из эухроматина в центре и гетерохроматинапо периферии;

В цитоплазме более развиты гранулярная и гладкая эндоплазматическая сеть, пластинчатый комплекс, больше митохондрий.

В крови содержится также 1-2 % плазмоцитов, образующихся из В-лимфоцитов.

II. По источникам развития лимфоциты подразделяются на:

Т-лимфоциты, их образование и дальнейшее развитие связано с тимусом (вилочковой железой);

В-лимфоциты, их развитие у птиц связано с особенным органом - фабрициевой сумкой, а у млекопитающих и человека пока точно не установленным ее аналогом.

Кроме источников развития Т- и В-лимфоциты отличаются между собой и по выполняемым функциям.

III. По функциям:

А) В-лимфоциты и плазмоциты обеспечивают гуморальный иммунитет - защиту организма от чужеродных корпускулярных антигенов (бактерий, вирусов, токсинов, белков и других);

Б) Т-лимфоциты по выполняемым функциям подразделяются на киллеров, хелперов, супрессоров.

Киллеры или цитотоксические лимфоциты обеспечивают защиту организма от чужеродных клеток или генетически измененных собственных клеток, осуществляется клеточный иммунитет. Т-хелперы и Т-супрессоры регулируют гуморальный иммунитет: хелперы - усиливают, супрессоры -угнетают. Кроме того, в процессе дифференцировки и Т- и В-лимфоциты вначале выполняют рецепторные функции - распознают соответствующий их рецепторам антиген, а после встречи с ним трансформируются в эффекторные или регуляторные клетки.

В пределах своих субпопуляций и Т- и В-лимфоциты различаются между собой по типу рецепторов к различным антигенам. При этом разнообразие рецепторов столь велико, что имеются лишь небольшие группы (клоны) клеток, имеющие одинаковые рецепторы. При встрече лимфоцита с антигеном, к которому у него имеется рецептор, лимфоцит стимулируется, превращается в лимфобласт, а затем пролиферирует в результате чего образуется клон новых лимфоцитов с одинаковыми рецепторами.

по продолжительности жизни лимфоциты подразделяются на:

Короткоживущие (недели, месяцы) преимущественно В-лимфоциты;

Долгоживущие (месяцы, годы) преимущественно Т-лимфоциты.

Моноциты это наиболее крупные клетки крови (18-20 мкм), имеющие круглое бобовидное или подковообразное ядро и хорошо выраженную базофильную цитоплазму, в которой содержатся множественные пиноцитозные пузырьки, лизосомы и другие общие органеллы. По своей функции моноциты являются фагоцитами. Моноциты являются не вполне зрелыми клетками. Они циркулируют в крови 2-е суток, после чего покидают кровеносное русло, мигрируют в разные ткани и органы и превращаются в различные формы макрофагов, фагоцитарная активность которых значительно выше моноцитов. Моноциты и образующиеся из них макрофаги объединяются в единую макрофагическую систему или мононуклеарную фагоцитарную систему (МФС).

Зубы – важный орган человека. С их состоянием связано здоровье всего организма – нет ни одной системы, на которую бы зубные болезни не оказывали пагубного влияния. Вот почему важно, чтобы развитие зубов у детей шло благополучно.

Необходимо поддерживать их здоровье и в течение всей жизни, а для этого очень пригодятся знания не только о гигиене ротовой полости, но и о гистологическом строении зуба. О нем мы и поговорим в нашей статье.

Из чего состоит человеческий зуб?

Человеческий зуб удивителен и сложен в строении. У него интересная анатомия и гистология, которую мы сейчас и постараемся изучить. Начнем по порядку.

У зуба 2 части – наружная и внутренняя (подробнее в статье: внутреннее и внешнее строение зуба). Наружная - это то, что мы видим, открывая рот (то есть коронка). Другая часть расположена в углублении челюстной кости и скрыта десной, поэтому ее называют корнем. Часть под краем десны, на которой эмаль граничит с цементом, называется шейкой. Также есть такое понятие, как поддерживающий аппарат жевательных органов.

Поверх коронки расположена эмаль – очень твердый слой. Под эмалью расположен многослойный дентин светло-желтого цвета. Его толщина - 2-6 мм. Под ним находится пульпа. Эта мягкая ткань зуба заполняет полости коронки и корня.

Отдельно стоит упомянуть про фиссуры - бороздки и канавки, имеющиеся на поверхности. Они бывают разной глубины и толщины. В фиссурах скапливается налет, а прочистить их обычной щеткой при утренних и вечерних гигиенических процедурах практически невозможно. Вследствие этого на поверхности образуется кислота, чье пагубное влияние очевидно. Этот химический процесс способствует появлению кариеса. Одним из современных решений этой проблемы, предложенных учеными, является герметизация фиссур с использованием специальных препаратов.


В зубном корне расположен канал. Через него проходят нервы, артерии, вены и лимфососуды, которые затем переходят в пульпу. Нижние точки корня – это верхушки, а места на них, через которые протянуты сосуды и нервы, - апикальные отверстия.

Поддерживающий аппарат зуба представляют челюсть и десна. В челюсти расположена альвеолярная лунка – это лунка в кости, где крепятся корни. Под альвеолой проходит пучок сосудов и нервов.

В местах, где коронка прилегает к десне, образуются щели, называемые десневыми желобками. Десна же имеет слизистые сосочки – точки на возвышении десны, прилегающие к поверхности коронки.

Таково гистологическое строение наших жевательных органов. В следующей главе мы поговорим о стадиях развитии зубов, а также рассмотрим такое понятие, как гистогенез тканей зуба.

Каким образом происходит формирование жевательных органов?

Жевательные органы начинают формироваться у детей еще в материнской утробе, причем не только молочные, но и постоянные. Как это происходит? Формирование зуба берет начало с эмалевого органа на слизистой оболочке рта. Затем формируются дентин, пульпа и цемент, окруженные пародонтом - твердыми и мягкими тканями зуба.

Стадий развития зуба четыре:

  • формирование зубного зачатка;
  • дифференцировка зачатка зуба;
  • образование зуба;
  • замена молочных постоянными.

Началом развития зубов считается 6-7 неделя жизни эмбриона. Первым делом образуется зубная пластинка. Впоследствии на ней появляются эмалевые органы. В будущем они станут молочными зубками. 10 неделя – время образования зубных сосочков. Каждый эмалевый орган отделяется, а в его окружности образуется зубной мешочек, когда малышу становится около 3 месяцев.

На следующем этапе развития зубов изменяется и зубной зачаток, и мешочек. У зачатка начинает формироваться пульпа в середине эмалевого органа, в него же врастает и постепенно увеличивается зубной сосочек. У зубного зачатка развиваются сосуды и нервные окончания. Теперь зубные зачатки развиваются самостоятельно от зубной пластинки, а между мешочками появляются костные перекладины. Из них затем формируются альвеолы.

Конец 4 месяца – время развития зубных тканей – дентина, пульпы и эмали. Дентин образуется благодаря росту одонтобластов. Сначала из них нарастают волокна, которые затем образуют разные слои дентина и предентина. Обызвествляется эмаль вплоть до прорезывания зуба. Корень вырастает уже после появления ребенка на свет. Из зубного мешочка образовывается цемент и периодонт.

Прорезывание начинается, когда ребенку исполняется около полугода после рождения, и заканчивается примерно в 2-2,5 года. На этой стадии у малыша должно быть 20 молочных зубов – по 10 вверху и внизу.

Постоянные жевательные органы начинают развиваться с 5 месяца. Они формируются позади зачатков молочных. Стадии формирования, строение зубов и структура тканей зубов аналогичны молочным.

Гистологическое строение, функции и разновидности дентина

Дентин – это основа жевательного органа. В разных местах толщина этой твердой ткани зуба составляет от 2 до 6 мм (это заметно на шлифе зуба). В коронке дентин закрывает эмаль, а на корне – цемент. Если говорить о составе дентина, то основная его часть – это неорганические вещества (около 70%), 20% - органика и всего 10% - вода. Иными словами, дентин - это обызвествленный слой с коллагеновыми волокнами. Весь слой дентина зуба пронизан тонкими трубками – канальцами. В них расположены отростки одонтобластов – клеток пульпы.

Дентин – сложное вещество, состоящее из нескольких слоев. Опишем их:

  1. Предентин. Пористый эластичный слой, образованный большим количеством одонтобластов. Предентин защищает и питает пульпу. Он имеет еще одно значение - отвечает за чувствительность.
  2. Интерглобулярным дентином заполнено пространство между канальцами. Интерглобулярная ткань подразделяется на околопульпарный и плащевой дентин. Околопульпарный расположен вокруг пульпы, а плащевой примыкает к эмали. В плащевом дентине меньше коллагеновых волокон, чем в околопульпарном.
  3. Канальцы. Тонкие трубочки, по которым поступают необходимые вещества, что обеспечивает способность дентина обновляться.
  4. Перитубулярный дентин. Плотное вещество, которым покрыты стенки канальцев.
  5. Склерозированный (прозрачный) дентин. Когда в канальцах скапливается перитубулярное вещество, они сужаются, так как образуется склерозированный дентин, который утолщает стенки канальцев. Это возрастные изменения. Склерозированный – характерное явление при хроническом кариесе.

Одно из важных свойств дентина – способность расти и восстанавливаться за счет одонтобластов (гистогенез). Здесь выделим 3 разновидности дентина:

Эмаль - ее состав и роль в организме человека

Зубная эмаль – это то, что мы видим на поверхности зуба. Она покрывает коронку. Слой ее на разных участках различный. В наиболее уязвимых местах это 2 мм (чтобы это увидеть, можно снова обратиться к шлифу зуба). К закрытой десной части эмаль постепенно истончается и возле корня ее граница заканчивается.

Эмаль – самая твердая ткань не только в зубе, но и во всем организме. Ее прочность обеспечивается большим содержанием неорганических веществ – около 97%. Процент воды в ее составе небольшой – 2-3.

Почему стоматологи говорят о важной роли этой зубной ткани? Не зря сама природа обеспечила ее повышенной прочностью. Эмаль создана для защиты от внешнего воздействия остальных тканей зуба, ведь дентин и цемент уступают эмали в прочности (см. также: ). В то же время, она очень хрупкая и поэтому подвергается растрескиванию под воздействием множества факторов (механического воздействия, влияния кислот и других агрессивных веществ, постепенного стирания и т. д.).

Что представляет собой цемент и зачем он нужен?

Если эмаль покрывает зуб в наружной части, то на корне эту роль выполняет цемент. Он не настолько прочный, как эмаль, но и защищен десной от внешних факторов. Неорганических составляющих в его химическом составе намного меньше – около 70%, остальные 30% составляет органика. Там, где цемент граничит с эмалью, есть специальные неровности, обеспечивающие плотное и надежное прилегание одного слоя к другому.

Основное назначение цемента – прочно закреплять зубы в кости челюсти. Для этой цели природа создала 2 вида этого материала – первичный и вторичный. Первичный (бесклеточный) прикреплен к дентину и защищает боковые части корня. Вторичным (клеточным) покрыта верхняя треть корня. Как другие слои, цемент начинает формироваться при развитии жевательных органов и служит в течение всей жизни.

Функции и особенности строения пульпы

Полость коронки выстилает соединительная ткань зуба – пульпа. Структура у нее пористая и волокнистая. Она обогащена нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами, поэтому болевые ощущения исходят именно из этой части жевательного органа.

Мягкой тканью зуба заполнена пульпарная камера. Эта полость имеет такие же очертания, как коронка. Пульпарная камера состоит из:

У пульпы есть две важные функции. Во-первых, она защищает канал и препятствует тому, чтобы микробы и вредоносные микроорганизмы проникали из кариозной полости в периодонт. Во-вторых, пульпа стимулирует процесс восстановления дентина при развивающемся кариесе. Поскольку в ней находятся кровеносные сосуды и нервные окончания, зуб получает необходимые вещества для поддержания жизнедеятельности и регенерации. После удаления нерва из канала этот процесс невозможен. Перед учеными стоит непростая задача – найти способ лечения без удаления нерва, чтобы дентин сохранял способность к самовосстановлению.

Гистология периодонта и его функции

Периодонтом называют место, состоящее из нескольких слоев. Расположен периодонт между цементом и стенками альвеолы. В среднем его ширина – около 0,2 мм. Наиболее тонкий слой – в средней части корня, в других участках он немного шире.

Слои периодонта развиваются тогда, когда происходит формирование и прорезывание жевательных органов. Когда формируется корень, одновременно начинается процесс образования периодонта. Волокна растут с двух сторон - около цемента и альвеолярной лунки. Заканчивается образование периодонта при прорезывании.

По большей части периодонт состоит из соединительного вещества. Структура у него волокнистая. Благодаря коллагеновым волокнам цемент зуба прочно соединяется с костью альвеолы. Одна из главных особенностей периодонта – обновление с высокой скоростью.

Периодонт выполняет важные функции и в дальнейшем. Перечислим их:

  • надежно удерживать зуб в альвеоле;
  • равномерно распределять нагрузку при жевательном процессе;
  • обеспечивать своеобразную защиту окружающих твердых и мягких тканей зуба;
  • поддерживать структуру и восстановление как окружающего пространства, так и периодонта;
  • осуществлять питание через кровеносные сосуды и нервные окончания;
  • выполнять сенсорную функцию.

Область стоматологии – одна из самых сложных в анатомии. Несмотря на то, что изучается она давно и основательно, есть вопросы, которые еще остаются неясными. Например, для чего нужны так называемые зубы мудрости, которые практически нефункциональны, но доставляют массу неудобств? С чем связаны явления ретенции и дистопии? Об этом и многом другом вы найдете информацию в других статьях нашего сайта.

Общие сведения о прорезывании, анатомии и гистологии зубов

Закладка зубных зачатков у плода происходит на 6-7-й неделе внутриутробного развития. В формировании зубов принимает участие экто-и мезодерма. Скопления эпителия в виде валиков постепенно погружаются в подлежащие ткани, образуя зачатки как молочных, так и постоянных зубов. Мезодерма принимает участие в образовании пульпы зуба.

Механизм прорезывания зубов сложен и изучен еще недостаточно. Наиболее полное объяснение этого процесса мы находим в теории, предложенной отечественными стоматологами. По их мнению, растущий зачаток давит на внутренние поверхности альвеолярного отростка и вызывает рассасывание его компактной пластинки.



Одновременно с прорезыванием зубов происходит активный рост альвеолярных отростков челюстей. Прорезывание зубов является важным и сложным физиологическим этапом развития зубочелюстной системы. Этот процесс протекает под воздействием нейрогуморальных факторов и условий внешней среды.

Молочные зубы начинают прорезываться в возрасте 6-7 мес, когда заканчивается развитие коронки молочного зуба и начинается формирование его корня. Окончательное формирование зуба происходит вскоре после прорезывания.

При нормальном развитии ребенка первыми в 6-8-месячном возрасте прорезываются нижние центральные резцы. В 7-9 мес прорезываются верхние центральные и нижние боковые резцы, а в 8-10 мес - верхние боковые резцы. Первые нижние моляры прорезываются в норме в возрасте 12-16 мес, первые верхние моляры - в 16-21 мес, вторые нижние и верхние молочные моляры - в 21-30 мес.

У ребенка молочный прикус формируется к 2 годам и состоит из 20 зубов: 2 резца, клык, 2 моляра на каждой стороне челюсти. Наличие и состояние зубов записываются в виде так называемой зубной формулы, где молочные зубы обозначаются римскими цифрами.

Постоянные зубы начинают прорезываться с 6 лет. Первым прорезывается нижний моляр в 7-6 лет, затем первый резец в 7-8 лет, второй резец в 9-10 лет, первый премоляр в 9-10 лет, второй премоляр в 9-11 лет, второй моляр в 11-12 лет, клык в 10-13 лет. Третьи моляры прорезываются между 16 и 24 годами, а часто и в более поздние сроки.

Постоянный прикус состоит из 32 зубов: на каждой стороне челюсти имеются 2 резца, клык, 2 премоляра и 3 моляра. Постоянный прикус также записывается в виде зубной формулы, где зубы обозначаются арабскими цифрами:


Постоянные резцы, клыки и премоляры прорезываются на месте молочных зубов, в то время как постоянные моляры - позади места расположения молочного моляра. При прорезывании постоянных зубов происходит рассасывание корня и лунки молочного зуба, что способствует выпадению сменяемого зуба и прорезыванию постоянного.

Прорезывание постоянных зубов происходит, как правило, безболезненно; Исключение иногда составляют нижние третьи моляры.

Нормальное прорезывание зубов в определенной степени отражает состояние здоровья ребенка, поэтому знание сроков и очередности прорезывания зубов может способствовать выяснению его общего состояния.

Функция зубов различна. Передние зубы - резцы и клыки - откусывают пищу, боковые - премоляры и моляры - размельчают. В связи с этим различны и их формы: острый режущий край у передних зубов, большая жевательная поверхность у боковых.

В зубном ряду человека имеются однокорневые зубы - резцы, клыки и премоляры (кроме первого верхнего), двукорневые зубы - нижние моляры и первые верхние премоляры и трехкорневые зубы - верхние моляры.

Анатомически в каждом зубе различают коронку. шейку и корень.

Коронка зуба (corona dentis) является той частью, которая выступает над десневым краем после нормального прорезывания зуба. Наружный слой коронки представлен эмалью, являющейся самой твердой тканью человеческого организма (рис. 6).

Шейка зуба (collum dentis) отделяет корень от коронки. В норме шейка зуба находится под десневым краем. На уровне шейки зуба заканчивается эмалевое покрытие коронки зуба.

Корень зуба (radix dentis) погружен в альвеолу челюсти и фиксируется в лунке челюсти с помощью мощного связочного аппарата.

В коронковой части зуба находится полость зуба (cavum dentis), которая, сужаясь, переходит в канал корня зуба, заканчивающийся корневым отверстием. В полости зуба находится богатая сосудами и нервами рыхлая ткань - пульпа зуба (pulpa dentis). Коронковая пульпа, выполняя полость зуба, переходит в корневую пульпу.

Зуб фиксируется в лунке при помощи связочного аппарата, состоящего из прочных соединительнотканных волокон, идущих от шейки и корня зуба к кортикальной костной пластинке, выстилающей лунку челюсти. В области шейки зуба эти пучки имеют почти горизонтальное направление и совместно с десной и надкостницей челюсти образуют так называемую круговую связку зуба, которая отделяет пространство между корнем и стенкой альвеолы от внешней среды. Узкая щель между корнем зуба и стенкой альвеолы в норме заполнена связочным аппаратом зуба, кровеносными, лимфатическими сосудами и нервами и называется периодонтом (periodontum).

Связочный аппарат зуба выполняет не только фиксирующую, но и амортизирующую роль, что обеспечивается наличием между пучками соединительнотканных волокон рыхлой клетчатки и межтканевой жидкости. При акте жевания на каждый моляр падает нагрузка 50-80 кг. Однако, несмотря на такую значительную нагрузку, связочный аппарат удерживает зуб в подвешенном положении, предупреждая тем самым травму дна лунки смещающимся по продольной оси корнем зуба.

Сосуды периодонта через многочисленные отверстия в стенке лунки широко анастомозируют с сосудами челюсти, а сам периодонт сообщается с костномозговым веществом челюсти. Это создает возможность проникновения инфекции при воспалительном процессе из периодонта в костный мозг челюсти и способствует развитию одонтогенного остеомиелита.

Гистологически зуб состоит из нескольких тканей. Основную массу зубных тканей составляет дентин (dentinum, substantiae eburnea). Коронковая часть зуба покрыта тонким слоем эмали (substantia adamantina), корневая - цементом (substantia osteoidea).



Дентин состоит из коллагенового остова, сильно пропитанного минеральными солями. Неорганические сбли, в первую очередь фосфорнокислая известь, составляют 70-72% массы дентина. Это обеспечивает высокую его прочность, уступающую только прочности эмали. Основное вещество дентина пронизано большим количеством тончайших канальцев, идущих в радиальном направлении от зубной полости до эмалево-дентинной границы. В 1 мм2 поперечного среза дентина насчитывается от 15 до 75 2000 канальцев.

Эмаль по своей прочности близка к алмазу. Это объясняется ее высокой минерализацией; 96-97% массы эмали составляют неорганические вещества. Остов эмали представлен эмалевыми призмами и межпризменным веществом. При неповрежденной эмали ее поверхность покрыта пленкой - так называемой эмалевой кожицей. Большинство советских стоматологов считают эмаль живой тканью, в которой происходят, правда бграниченно, обменные процессы.

Цемент , покрывая корневую часть зуба, по своему строению приближается к строению костной ткани. Цемент служит местом прикрепления связочного аппарата к зубу.

Пульпа зуба состоит из рыхлой соединительной ткани с большим количеством кровеносных и лимфатических сосудов и нервов. По периферии пульпы располагаются в несколько слоев клетки-одонтобласты, отростки которых, пронизывая через дентинные канальцы всю толщу дентина, осуществляют трофическую функцию. В состав отростков одонтобластов входят нервные элементы, проводящие болевые ощущения при механическом, физическом и химическом воздействии на дентин (рис.7).

Кровообращение и иннервация пульпы осуществляются благодаря зубным артериальным и нервным веточкам (аа. dentales, nn. dentales), соответствующих артерий и нервов челюстей. Проникая в зубную полость через апикальное отверстие канала корня зуба в виде сосудисто-нервного пучка, они распадаются на более мелкие ветви, пронизывая зубную мякоть и образуя густые сплетения. Обладая запасом камбиальных элементов, пульпа способствует регенеративным процессам, которые проявляются в образовании заместительного дентина при кариозном процессе. Кроме того, пульпа является биологическим барьером, препятствующим проникновению микробов из кариозной полости через канал корня за пределы зуба в периодонт. Нервные элементы, находящиеся в пульпе, осуществляют регуляцию трофики зуба, а также восприятие им различных раздражений, в том числе болевых.

Таким образом, зуб представляет собой орган с довольно сложным строением, знание которого необходимо для правильного представления о происходящих в нем физиологических и патологических процессах.

Тема. Анатомическое и гистологическое строение и эмбриогенез зубов. Парижская анатомическая номенклатура в стоматологии . Зубная формула.
Цель. Ознакомить студентов с анатомическим и гистологическим строением и эмбриогенезом зубов, с Парижской анатомической номенклатурой; научить студентов заполнять клиническую зубную формулу и зубную формулу по ВОЗ.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.
Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, наборы инструментов для обследования полости рта, слайды.

Учебные пособия: слайды, таблицы, отражающие анатомическое и гистологическое строение твердых тканей зубов, стадии эмбриогенеза зубов, фантомы головы и челюстей с искусственными зубами , муляжи зубов, естественные удаленные зубы, медицинская документация (медицинская карта стоматологического больного – ф. № 043-У).

Средства контроля: контрольные вопросы и задачи, ситуационные задачи, тестовые вопросы, домашнее задание.
Вопросы, изученные ранее и необходимые
для данного занятия
. Анатомия зубов (кафедра нормальной анатомии), гистология зубов (кафедра гистологии).
План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Анатомия, гистология и эмбриология зубов. Изучение по таблицам и слайдам гистологического строения твердых тканей зубов. Знакомство с Парижской анатомической номенклатурой в стоматологии, с клинической зубной формулой и зубной формулой по ВОЗ. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам. Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация ассистентом проведения клинического осмотра полости рта пациента с использованием инструментария и объяснением функционального назначения, оформление медицинской карты стоматологического больного с заполнением зубной формулы. Рабочие позиции врача при различных манипуляциях на верхней и нижней челюстях.

4. Самостоятельная работа студентов. Осмотр полости рта студентами друг у друга. Позиция врача и пациента. Оформление истории болезни с заполнением клинической зубной формулы.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.
Аннотация

Анатомическое строение зубов

Зуб является очень плотным полым удлиненным органом, служащим для откусывания, раздавливания, измельчения и растирания твердой пищи. В нем различают утолщенную часть, выступающую в полость рта, – коронку зуба , прилегающую к ней суженную часть, окруженную десной, – шейку зуба , и часть, расположенную внутри лунки челюсти, – корень зуба , оканчивающийся верхушкой . Разные в функциональном отношении зубы имеют неодинаковое число корней.

Внутри зуб имеет полость, в которой расположена пульпа зуба. Полость зуба делится на две части – коронковую, в ней расположена коронковая пульпа, и корневые каналы, которые содержат корневую пульпу.

В коронке зубов различают пять поверхностей. Поверхности коронок в зависимости от их групповой принадлежности носят различные названия.

Поверхность всех зубов, обращенная в сторону преддверия полости рта, носит название вестибулярной поверхности (facies vestibularis). У группы резцов и клыков иногда эти поверхности называют губной (facies labialis), а у премоляров и моляров – щечной (facies buccalis) поверхностями.

Поверхность всех зубов, обращенную в сторону полости рта, называют оральной (facies oralis), язычной (facies lingualis) – у зубов нижней челюсти, небной (facies palatinalis) – у зубов верхней челюсти.

Лимфатические сосуды пульпы продолжают оставаться объектом исследования. Отток лимфы из пульпы осуществляется экстраваскулярно, т. е. по межклеточным пространствам. Имеются данные, подтверждающие наличие приводящих и отводящих лимфатических путей. Выходя через верхушечные отверстия верхних зубов, лимфатические сосуды отводят лимфу через нижнечелюстное отверстие к подчелюстным узлам, а на нижней челюсти – в глубокие лимфатические узлы у внутренней яремной вены.
Эмбриогенез зубов

В процессе развития зубов выделяют три периода:

1. Образование зубных зачатков.

2. Дифференцировка зубных зачатков.

3. Гистогенез зубных тканей.

Образование зубных зачатков начинается на 6-7 неделе внутриутробного развития зародыша. Из многослойного плоского эпителия ротовой ямки образуется утолщение в виде эпителиального тяжа, который, погружаясь в мезенхиму, расщепляется на две пластины: щечно-губную и зубную. На щечно-губной поверхности зубной пластинки, вдоль ее нижнего края, образуются колбообразные выпячивания, по 10 колпачков, соответственно числу временных зубов на каждой челюсти.

Эти выпячивания называются эмалевыми органами . В каждый эмалевый орган вдается мезенхима, получившая название зубного сосочка . Уплотненная мезенхима, окружающая эмалевый орган и зубной сосочек, именуется зубным мешочком . Эмалевый орган, зубной сосочек и зубной мешочек образуют зачаток зуба. В процессе дальнейшего развития из эмалевого органа образуются эмаль и кутикула зуба, из зубного сосочка – дентин и пульпа зуба, а из зубного мешочка – цемент и пародонт.

Период дифференцировки происходит на 3-4 месяцах эмбрионального развития. Он начинается с дифференцировки эмалевого органа.

Эпителиальный зубной зачаток, состоящий из однородных эпителиальных клеток, разделяется на отдельные слои:

1) наружные эмалевые клетки находятся на границе с мезенхимой зубного мешочка;

2) пульпа эмалевого органа – звездчатые эпителиальные клетки, соединенные цитоплазматическими мостиками, образованные в результате раздвигания клеток накапливающейся белковой жидкостью. Часть клеток пульпы эмалевого органа образуют слой промежуточных клеток из которого формируется кутикула зуба;

3) внутренние эмалевые клетки – слой высоких, цилиндрической формы клеток, расположенных на границе с мезенхимой зубного сосочка. Из них в дальнейшем образуются энамелобласты, образующие эмаль.

Гистогенез – заключительный этап эмбрионального развития зуба, начинается с появления дентина. Его образуют одонтобласты. Сначала образуется плащевой дентин, затем околопульпарный. В плащевом дентине коллагеновые волокна идут радиально, в околопульпарном – тангенциально. К концу 5-го месяца эмбрионального развития начинается обызвествление дентина. Процесс минерализации дентина происходит медленно и не всегда равномерно. Соли кальция, фосфора и других минеральных веществ откладываются в виде субмикроскопических глыбок или кристаллов, которые объединяются в глобулы или калькосфериты.

Развитие эмали начинается вскоре за началом гистогенеза дентина. После образования тонкого слоя дентина на вершине зубного сосочка питание внутренних эмалевых клеток эмалевого органа нарушается. Происходит изменение их полярности (инверсия ядра и органоидов). Ядра перемещаются в апикальную часть клетки, органеллы – в базальную. Они как бы меняются местами. Наружная поверхность эмалевого органа становится складчатой. К этому времени вершина зубного сосочка, покрытая слоем дентина, глубоко внедряется в эмалевый орган. В связи с этим энамелобласты почти вплотную соприкасаются с наружными клетками эмалевого органа. Пульпа эмалевого органа при этом оттесняется в вентролатеральном направлении .

В образовании эмали различают две фазы:

1. Образование органической основы эмалевых призм и их первичное обызвествление.

2. Созревание эмали (окончательное обызвествление эмали).

Эмалевая призма – структурная единица эмали. Процесс образования эмалевых призм до конца не изучен. Наиболее распространенным является утверждение, что каждый энамелобласт дает одну эмалевую призму.

Корни молочных зубов формируются на пятом месяце постэмбрионального развития перед прорезыванием молочных зубов. В образовании корня зуба большая роль принадлежит двухслойному эпителиальному влагалищу Гертвига. Это нижний край редуцированного эмалевого органа, который врастает в подлежащую мезенхиму. Состоит из двух рядов эпителиальных клеток, которые непосредственно соприкасаются между собой, и определяет форму и количество будущих корней. Влагалище Гертвига отграничивает тот участок мезенхимы, из которого образуется дентин корня и пульпа корневой части полости зуба. Мезенхимные клетки, прилегающие изнутри к гертвиговскому влагалищу, дифференцируются в одонтобласты. В дальнейшем влагалище Гертвига рассасывается. Мезенхимные клетки зубного мешочка, вступившие в контакт с дентином корня, превращаются в цементобласты. Они продуцируют цемент на поверхности дентина. Остальная часть мезенхимы зубного сосочка в области корня дает начало периодонту.

Гистогенез пульпы зуба тесно связан с гистогенезом дентина. Процесс этот начинается с верхушки зубного сосочка, где раньше всего появляются одонтобласты, и заканчивается у его основания . К началу образования дентина в зубной сосочек врастает большое количество кровеносных сосудов и нервных волокон. Мезенхимные клетки центральных отделов зубного сосочка увеличиваются в размерах и отодвигаются друг от друга в результате появления между ними основного аморфного вещества и тонких преколлагеновых волокон. Постепенно мезенхима зубного сосочка преобразовывается в рыхлую соединительную ткань пульпы зуба, богатую кровеносными сосудами и клетками типа фибробластов и гистиоцитов.
Парижская анатомическая номенклатура
в стоматологии

На VI Международном конгрессе анатомов в Париже в 1955 году была принята Международная анатомическая номенклатура на латинском языке, доработанная и дополненная на последующих международных конгрессах.

В разделе «Спланхнология (учение о внутренностях). Пищеварительная система» Международной анатомической номенклатуры для обозначения зубов приведены следующие термины:

Коронка зуба Corona dentis

Острие зуба Cuspis dentalis

Верхушка острия Apex cuspidis

Бугорок зуба Tuberculum dentale

Клиническая коронка Corona clinica

Шейка зуба Cervix dentis

Корень зуба Radix dentis

Верхушка корня зуба Apex radicis dentis

Клинический корень Radix clinica

Поверхность смыкания Facies occlusalis

Вестибулярная (лицевая) поверхность Facies vestibularis (facialis)

Язычная поверхность Facies lingualis

Контактная поверхность Facies contactus

Медиальная поверхность Facies mesialis

Дистальная поверхность Facies distalis

Режущий край Margo incisalis

Полость зуба Cavitas dentis (pulparis)

Полость коронки Cavitas coronalis

Канал корня зуба Canalis radicis dentis

Отверстие верхушки зуба For. apicis dentis

Пульпа зуба Pulpa dentis

Пульпа коронки Pulpa coronalis

Пульпа корня Pulpa radicularis

Сосочек зуба Papilla dentis

Дентин Dentinum

Эмаль Enamelum

Цемент Cementum

Периодонт Periodontium

Верхняя зубная дуга Arcus dentalis superior

Нижняя зубная дуга Arcus dentalis inferior

Резцы Dentes incisivi

Клыки Dentes canini

Малые коренные зубы (премоляры) Dentes premolares

Большие коренные зубы (моляры) Dentes molares

Зуб мудрости (третий моляр) Dens serotinus (molaris tertius)

Молочные зубы Dentes decidui

Постоянные зубы Dentes permanentes

Диастема Diastema

Зубная формула

В клинике формула зубов постоянного прикуса отмечается арабскими цифрами:



Горизонтальная линия указывает на принадлежность зубов к верхней или нижней челюсти, вертикальная – условно делит зубы на правую и левую стороны.

Клиническая формула временных зубов записывается так же, как и постоянных, но римскими цифрами:


V IV III II I | I II III IV V

V IV III II I | I II III IV V

При заполнении истории болезни, описывая один или несколько зубов, зубная формула полностью не пишется, а обозначается только конкретный зуб с указанием челюсти и стороны, к которой он принадлежит по отношению к пациенту.

Например: правый первый верхний моляр будет иметь клиническую формулу 6 |, нижний левый клык – |3 и т. п.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) предложена несколько иная запись формулы зубов. Помимо того, что каждый зуб имеет свое цифровое обозначение, цифрами обозначены также и каждая половина верхней и нижней челюстей, причем возрастание числового значения расположено по часовой стрелке.

Формула зубов постоянного прикуса по ВОЗ:
1 2

8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8

8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8

4 3
При записи формулы зуба этим способом не ставится значок, отмечающий ту или иную половину челюсти (что весьма важно при печатании на машинке), а ставится соответствующая той или иной половине челюсти цифра. Так, например, чтобы записать формулу второго моляра нижней челюсти слева, ставится обозначение 37 (3 – формула левой половины нижней челюсти, 7 – формула второго моляра).

Запись зубов временного прикуса, согласно формуле ВОЗ, ведется также арабскими цифрами:


5 6

5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5

5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5

8 7
Буквенно-цифровой формулой удобно пользоваться при записи зубной формулы у детей , у которых происходит процесс смены зубов, когда наряду с временными зубами наблюдаются постоянные. Например, полная формула зубов 10-летнего ребенка может быть следующая:
m 2 M 1 P 1 c I 2 I 1 | I 1 I 2 c P 1 M 1 m 2

m 2 M 1 P 1 c I 2 I 1 | I 1 I 2 c P 1 M 1 m 2

В групповой зубной формуле можно использовать начальные буквы латинских наименований зубов: I – резцы, C – клыки, P – премоляры, M – моляры. Постоянные зубы обозначают прописными, молочные – строчными буквами.
Схемы ориентировочной основы действия


Последовательность действий

Средства

Критерий самоконтроля

1

2

3

I . Анатомия зубов и Парижская анатомическая номенклатура

1. Наденьте медицинскую форму, подготовьте тетрадь, займите рабочие места

Оборудованный терапевтический кабинет, наличие тетрадей

Исходные знания анатомии зубов. Знание уставных и кафедральных требований

2. Внимание обращено на информацию преподавателя об анатомическом строении зубов


Внимание к информации преподавателя. Исходные знания

3. Укажите и назовите анатомические образования зубов различной групповой принадлежности, используя специальную терминологию Парижской анатомической номенклатуры

Стенды, схемы, таблицы. Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами, муляжи зубов

Исходные знания, методические рекомендации. Тетради с выполненным домашним заданием

1

2

3

II. Гистология и эмбриология твердых тканей зуба,
пульпы и периодонта

1. Внимание обращено на информацию преподавателя о гистологическом строении твердых тканей зуба и пульпы, эмбриогенезе зубов

Стенды, схемы, таблицы, слайды

Исходные знания, методические рекомендации. Тетради с выполненным заданием

III. Клиническая зубная формула и зубная формула по ВОЗ

1. Внимание уделено информации преподавателя о клинических формулах и зубных формулах по ВОЗ постоянного и временного прикусов

Стенды, схемы, таблицы. Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами. Группы естественных зубов

Исходные знания по написанию клинической зубной формулы и формулы по ВОЗ. Методические указания. Тетради для практических занятий

2. Отобразите клинической формулой и формулой по ВОЗ зубы: второй верхний правый моляр – постоянный и молочный; боковой левый резец верхней челюсти – постоянный и молочный; верхний правый клык – постоянный и молочный; второй левый премоляр нижней челюсти и др.


Исходные знания. Методические рекомендации. Тетради для практических занятий. Правильно отображенные клинические формулы и формулы зубов ВОЗ, предложенных ассистентом зубов

3. Напишите, какому зубу соответствуют следующие числа: 15, 23, 34, 46

Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами. Группы удаленных естественных зубов

Исходные знания по анатомии зубов и написанию зубных формул. Тетради для практических занятий. Верно указанные зубы, соответствующие предложенным ассистентом формулам

1

2

3

IV. Рабочие позиции врача и пациента
при различных манипуляциях на верхней и нижней челюстях

1. Зафиксируйте голову пациента для выполнения манипуляций на верхней челюсти


Подголовник стоматологического кресла фиксирован так, чтобы голова пациента была запрокинута назад. Врач расположен справа от пациента

2. Расположите голову пациента в подголовнике стоматологического кресла для выполнения манипуляций на нижней челюсти

Оборудованный клинический терапевтический кабинет. Стоматологические установки, кресла

Подголовник стоматологического кресла установлен так, чтобы подбородок пациента был опущен к груди. Врач расположен справа от пациента

V. Клинический осмотр полости рта пациента,
оформление медицинской карты с заполнением зубной формулы

1. Расположите пациента в стоматологическом кресле, зафиксируйте его голову в подголовнике

Оборудованный клинический терапевтический кабинет. Стоматологические установки, кресла

Пациент в стоматологическом кресле, голова зафиксирована в подголовнике

2. Вымойте руки; возьмите лоток с набором стоматологических инструментов

Раковина для мытья рук. Наборы стоматологических инструментов

Руки вымыты. Лоток с набором стоматологических инструментов на прикресельном столике врача

3. Проведите осмотр зубов с помощью зеркала и пинцета в определенной последовательности: сначала осмотрите зубы верхней челюсти справа налево, затем – зубы нижней челюсти – слева направо

Зеркало, пинцет

Зубы и зубные ряды осмотрены сначала на верхней челюсти справа налево, а потом на нижней челюсти в обратном порядке

4. Внесите паспортные данные пациента в медицинскую карту стоматологического больного; заполните зубную формулу

Набор стоматологических инструментов. Медицинская карта стоматологического больного (учетная форма №  043-У)

Медицинская карта заполнена с указанием фамилии, имени, отчества, возраста, места работы и адреса пациента. Клиническая зубная формула заполнена с использованием специальных обозначений

Контрольные вопросы

1. Перечислите по-латински в соответствии с Парижской анатомической номенклатурой все группы зубов, их поверхности и анатомические образования.

2. Приведите описание зубной формулы (клинической и предложенной ВОЗ) для постоянных и молочных зубов.

3. По каким признакам определяется принадлежность зуба к той или иной стороне? Дайте формулировку каждого признака.

4. Гистологическое строение эмали.

5. Гистологическое строение дентина.

6. Что представляют из себя дентикли, прозрачный дентин и «мертвые пути»?

7. Какие виды дентина образуются при нормальной функции пульпы и при патологических процессах?

8. Состав цемента зубов. Какое он имеет гистологическое строение?

9. Гистологическое строение пульпы зуба. Назовите различия в строении коронковой и корневой пульпы.

10. Какие периоды различают в процессе развития зуба? Опишите каждый из них.
Контрольные задачи

Задача 1

Задача 2

Соотнесите:

А. | 6 1. Латеральная поверхность.

Б. 3 | 2. Задняя.

В. 7 | 3. Режущий край.

Г. | 1 4. Жевательная поверхность.

Задача 3

Что это значит? Соотнесите:

3 2 1 | 1 2 Клиническая формула
(постоянных, молочных зубов).

8 7 6 5 4 3 2 1| Зубная формула ВОЗ
постоянных и молочных зубов.

42, 35, 54, 61, 84, 75
Задача 4

Соотнесите:



Ткань зуба

Гистологические структуры

А. Эмаль

1. Первичный дентин

Б. Дентин

2. Зернистый слой

В. Цемент

3. Диазоны

4. Линии Гунтера-Шрегера

5. Корфовские волокна

6. Бесклеточный цемент

7. Цементоциты

8. Прозрачный дентин

9. Шарпеевские волокна

Задача 5

Какому зубу соответствует формула?


Формула зуба

Зубы

23

1. Постоянный первый моляр нижней челюсти слева

51

2. Нижний правый первый молочный моляр

84

3. Верхний правый молочный моляр

| 6

4. Боковой молочный резец нижней челюсти слева

V |

5. Верхний левый клык постоянный

II

6. Верхний центральный молочный резец справа

Задача 6

Каким зубным тканям дают начало элементы эмалевого органа?


Задача 7

Соотнесите:



Сроки закладки и развития зубных зачатков

Периоды развития зубов

6-7 недель эмбрионального развития

1. Дифференцировка зубных зачатков

3-4 месяца эмбрионального развития

2. Гистогенез зубных тканей

4-5 месяцев эмбрионального развития

3. Формирование корней молочных зубов

5 месяцев постэмбрионального развития

4. Образование зубных зачатков

Задача 8

Соотнесите:



Слои пульпы

Структурные элементы

А. Периферический

1. Кровеносные сосуды и нервные элементы

Б. Промежуточный

2. Фибробласты

В. Центральный

3. Одонтобласты

4. Макрофаги

5. Плазматические клетки

6. Пульпоциты

7. Адвентициальные клетки

8. Гистиоциты

Задача 9

Соотнесите:



Названия зубов и их образований

Термины

foramen apicis dentis

dentes decidui

dens serotinus

1. Зуб мудрости

2. Отверстие верхушки зуба

3. Молочные зубы

Задача 10

Как называются сошлифованные участки призм?


Ситуационные задачи

Учебные

1. Эмаль зуба состоит из эмалевых призм, которые, связываясь в пучки (3-5 штук), идут от эмалево-дентинного соединения S-образно до поверхности эмали. Правильно ли это?

2. Различают три слоя пульпы – периферический, или одонтобластический; промежуточный, или субодонтобластический и центральный. Кратко опишите каждый слой.

3. Эмаль зуба развивается из наружных эпителиальных клеток эмалевого органа. Верно ли это?

4. При микроскопическом исследовании шлифа зуба с патологической стираемостью, удаленного по показаниям, некоторые участки дентина выглядят черными. Объясните это явление.

5. В женской консультации наблюдается женщина в период второго триместра беременности с выраженным гестозом (рвота с явлениями обезвоживания). Какие изменения в зубочелюстной системе будущего ребенка можно прогнозировать?

6. Бесклеточный цемент покрывает верхушку корня зуба, а клеточный расположен в начальной части корня и в области бифуркаций корней многокорневых зубов. Верно ли это утверждение?

7. На передней поверхности правого верхнего второго премоляра расположена кариозная полость с поражением средних слоев дентина. Найдите ошибку в описании объективных данных .

8. В медицинской карте стоматологического больного первый моляр левой половины нижней челюсти обозначен 36. Правильно ли это обозначение ?

9. Эмалевый орган состоит из трех слоев. Назовите каждый слой и дайте их краткое описание.

10. При гнойных воспалительных заболеваниях пульпы и периодонта зубов верхней челюсти какие региональные лимфатические узлы могут быть увеличены и болезненны?
Контрольные

1. Дентинные трубочки проходят, S-образно изгибаясь, от границы с пульпой к наружной поверхности дентина, содержат отростки одонтобластов. Правильно ли это?

2. Дентин подразделяют на первичный, вторичный и третичный. Какие названия еще имеют эти виды?

3. Дентин зуба развивается из внутренних эпителиальных клеток эмалевого органа. Верно ли это заключение?

4. При микроскопическом исследовании поперечного среза коронки зуба выявляются линии, расположенные в виде концентрических колец. Назовите эти линии и объясните их подобное расположение.

5. В отделение патологии беременных поступила женщина со сроком беременности 6 недель с явлениями токсикоза первой половины. Как это может отразиться на развитии зубов плода?

6. Эмалевые пластинки являются колбообразными утолщениями отростков одонтобластов, пересекающих эмалево-дентинное соединение. Верно ли это утверждение?

7. На дистальной поверхности нижнего бокового резца справа кариозная полость с поражением угла и режущего края. Найдите ошибку в описании объективных данных.

8. При заполнении медицинской карты стоматологического больного постоянный первый верхний моляр обозначен 26. Верно ли это обозначение?

9. Эмаль является самой твердой и, в то же время, самой хрупкой тканью организма. Чем обусловлены эти свойства эмали?

10. При препарировании кариозной полости болезненность возникает в области дентиноэмалевой границы. Чем объясняется болезненность в этом участке кариозной полости?

Тестовый контроль знаний

1. Какая ткань покрывает коронку зуба?

б) дентин;

в) цемент.

2. Какая клиническая формула соответствует молочному прикусу?

а) 4 3 2 1 | ;

б) V IV III II I | ;

в) 4 3 1 2 ;

г) 3 2 1 2 ;

3. Химический состав дентина:

а) 95% неорганических веществ, 2% органических, 3% воды;

б) 68% неорганических веществ, 32% органических, из них 15% воды;

в) 97% неорганических веществ, 3% органических;

г) 70-72% неорганических веществ, 28-30% органических, из них 10% воды;

д) по 50% органических и неорганических веществ.

4. Какая ткань развивается из зубного сосочка?

б) дентин;

в) пульпа;

г) цемент;

д) периодонт.

5. Какие функции выполняет цемент?

а) пластическая;

б) сенсорная;

в) трофическая;

г) защитная;

д) репаративная;

е) удерживающая.

6. Какое количество зубов в молочном прикусе?


в) 10;
д) 24;
7. Топография клеточного цемента:

а) покрывает боковые поверхности корня;

б) прилежит к дентину;

в) покрывает большую поверхность корня;

г) покрывает апикальную часть корня.

а) преобладание тангенциальных волокон Эбнера;

б) преобладание прободающих шарпеевских волокон;

в) хаотичное расположение волокон;

г) преобладание радиальных волокон Корфа.

9. Основной структурный элемент эмали:

а) эмалевая пластинка;

б) эмалевая призма;

в) эмалевое веретено;

г) эмалевые пучки.

10. Проницаемость эмали повышается в присутствии:

а) ортофосфорной кислоты;

б) фтористого натрия;

в) физиологического раствора;

г) молочной кислоты;

д) глюконата кальция;

е) ферментов.


Домашнее задание:

а) дать перечень основной стоматологической номенклатуры в латинской транскрипции;

б) нарисовать продольный срез зуба, отобразить примерную толщину эмали, дентина, цемента, в эмали показать ход и направление линий Ретциуса, Гунтера-Шрегера;

в) написать клиническую зубную формулу и формулу зубов по ВОЗ.


Литература

Основная

Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Э.А. Базикяна. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008-768 с.

Пропедевтическая стоматология: ситуационные задачи: учеб.

пособие / под общ. ред. Э.А. Базикяна. – М.: ГЭОТАР –

Медиа, 2009 - 224 с.

Пропедевтическая стоматология в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.И. Булгакова, А.Ш. Галикеева, И.В. Валеев и др. /под ред. А.И. Булгаковой.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008-128 с.

Дополнительная

1. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология: учеб. пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 8 изд., доп. и перераб. – М., 2008. – 948 с.


  1. Курякина Н.В., Омаров О.Г. Практикум по фантомному курсу терапевтической стоматологии. – Москва: Мед. книга, 2007

  2. Пожарицкая М.М., Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология. – М.: Медицина, 2004. – 304 с.

  3. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение: учеб. пособие / И.Я. Поюровская. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008-185 с.

  4. Пропедевтика терапевтической стоматологии. Часть I. Кариесология: одонтопрепарирование и пломбирование кариозных полостей: практическое руководство/под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – 2- е изд., перераб. и доп. – Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2010 – 408 с.

  5. Стоматологическое материаловедение: учеб. пособие / В.А. Попков и др. – 2 изд., доп. - М.: Медпресс-информ., 2009 – 400с.

  6. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов/Под ред. Е.В. Боровского.– М.: «Медицинское информационное агентство», 2011.- 840 с.

  7. Терапевтическая стоматология: Нац. руководство / Под ред. Л.А. Дмитриевой, Ю.М. Максимовского. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 - 912 с.

  8. Тестовые задания по пропедевтике терапевтической стоматологии: учеб. - метод. – пособие / Под. ред. Н.Н. Гаража.- Ставрополь: СтГМА 2009. – 43 с.

  9. Трезубов В.Н., Щербаков А.С., Мишнев Л.М. Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса: учебник / В.Н. Трезубов, А.С. Щербаков, Л.М. Мишнев, под ред. В.Н. Трезубова. – 4 изд. - М.: Медпресс-информ., 2011, - 416 с.

Практическое занятие № 3

Дентин – важная составляющая зубного органа. Он определяет форму и цвет зуба, благодаря пластичной структуре предотвращает механические повреждения органа, а его расположение вокруг мягких тканей защищает пульпу и корень. Дентин – это поддерживающий аппарат зуба, он сохраняет целостность эмали и является барьером для проникновения бактерий в глубинные слои.

Что это такое?

Зуб – это орган, состоящий, как и другие органы, из тканей. Структурно он делится на 2 части – коронку и корень. Коронку мы видим, когда открываем рот. Корень уходит в челюстную кость, для нас он скрыт в десне. Выделяют также шейку – часть, которая располагается на стыке корневой и коронковой областей. Для того чтобы изучить структурные особенности, специалисты используют шлиф зуба – особым образом приготовленный и отшлифованный срез костного образования, представляющий собой обрезанную с двух сторон пластину.

Структура зуба включает:

  • Эмаль. Она покрывает коронку и выполняет защитную функцию.
  • Дентин – прочная, но эластичная основа, находится сразу под эмалью в коронке и цементом в корне.
  • Цемент – вещество, которое покрывает дентин в корневой области. Основная задача цемента заключается в креплении зубной единицы к альвеоле.
  • Пульпа – наиболее мягкая ткань. Через нее идут нервные окончания и капилляры, что обуславливает болезненные ощущения при глубоких кариозных поражениях.

Развитие зубов у детей начинается еще в утробе. Закладываются зачатки как молочных, так и постоянных зубов.

В начале развития зуба возникает эмалевый орган, размещенный на слизистой рта. Зубная система проходит 4 стадии развития от появления зачатка и его дифференцировки до образования молочной зубной единицы, которая на последней стадии сменится постоянной.

Начальная стадия развития зуба приходится на 6-7 неделю внутриутробного формирования плода, когда закладывается зачаток. Появляется пластина, на которой впоследствии расположатся первые зубные единицы. На 3 месяце беременности эмалевые органы на зубной пластине расходятся и попадают в отдельные мешочки.

Гистогенез дентина начинается с 4 месяцев. Тогда же закладываются эмаль и цемент, зачаток обзаводится пульпой, а мешочки превращаются в альвеолы. Молочные зубы у детей полностью появляются к 2-2,5 годам. Процесс выпадения молочных и формирования постоянных зубов начинается у детей в 4-7 лет.

Дентин – самая большая область зубного органа. Его размеры колеблются от 2 до 6 мм в зависимости от особенностей организма. Это можно увидеть на шлифе любого зуба. Дентин является одним из самых твердых костных образований в теле человека, превышая по прочности все скелетные кости и уступая лишь эмали. Именно эмаль – самое прочное вещество в человеческом организме. Разница в твердости дентина и окружающей его оболочки позволяет защитить эмаль от растрескивания. Обе эти ткани крепко соединены между собой при помощи специальных выемок в эмали и выступов в дентинной поверхности.


Вместе с тем дентин – довольно эластичная субстанция. Располагаясь в сердцевине, он исполняет роль амортизатора, не давая разрушаться эмали и защищая зубную систему от повреждений вследствие механического воздействия.

Цвет дентина обычно желтый. Он просвечивает сквозь тонкую эмаль и придает зубам оттенок желтизны.

Строение

Согласно гистологии, дентин является сосредоточением множества волокон коллагена в зоне, где находится зубной зачаток, просветы рядом с которыми заполнены специфическим веществом. В круговом направлении сквозь него проходит большое количество так называемых дентинных канальцев. В этих трубовидных системах находятся одонтобласты, они же дентинобласты - образования, которые располагаются в пульпе, зоне, где локализуется зубной мешочек. Одонтобласты делают жевательную систему чувствительной и отвечают за обменные процессы в ткани зуба.

Гистологическое строение дентинной области зуба хорошо просматривается на шлифе:

  • Предентин – субстанция, которая покрывает пульпу и насыщает ее полезными веществами. В состав предентина в большом количестве входят одонтобласты.
  • Интерглобулярный дентин. Он расположен между трубочками и заполняет собой основное пространство всей дентинной области. Интерглобулярный слой состоит из коллагеновых волокон, расположение которых в разных отделах отличается. Интерглобулярный, в свою очередь, делится на плащевой и околопульпарный дентин. Околопульпарный находится рядом с пульпой, а плащевой дентин прилегает к внешней оболочке. Околопульпарная и плащевая области интерглобулярного дентина различаются направлением коллагеновых волокон и насыщенностью трубочками. Рядом с пульпой минералов содержится больше, чем в плащевом слое дентина.
  • Каналы, которые пронизывают все дентинное тело. Чем больше таких путей, тем лучше защищены мягкие ткани. В молочных зубах каналы широкие и короткие, что позволяет бактериям довольно легко проникать в глубинные слои органа. При смене на постоянный жевательный аппарат канальцы становятся узкими и продолговатыми. С возрастным изменением твердого слоя происходит еще большее искривление и удлинение трубовидных каналов.
  • Перитубулярный дентин находится внутри каналов и представляет собой вещество с высокой минерализацией.
  • Склерозированный слой – особая прозрачная субстанция. Формирование склерозированного дентина и его увеличение длится на протяжении всей жизни человека.

Химический состав

Дентинный слой по химическому составу близок к костной ткани, но не содержит кровеносных сосудов и клеточных элементов. 70% вещества составляют неорганические соединения, 20% - органические. Еще 10% приходится на воду и минералы.

Среди неорганических веществ основу составляет фосфат кальция. В составе дентина присутствуют фосфаты фтористого кальция, фосфорнокислого магния, углекислого кальция и натрия. Среди органических соединений выделяют коллаген, аминокислоты, липиды, полисахариды. Присутствует незначительный процент макрочастиц и микроэлементов.

Разновидности, значение и функции

Существует 3 вида дентина:

Функции твердой ткани обусловлены ее расположением в органе, гистологическим строением, составом:

  • дентин формирует размеры и контуры зуба;
  • выполняет поддерживающую функцию, защищая пульпу от проникновения вредоносных бактерий, сам орган от жевательной нагрузки, а эмаль – от разрушения;
  • защитным механизмом служит появление третичного дентинного образования;
  • благодаря многочисленным канальцам, заполненным зубным ликвором, осуществляется питание эмали, дентинной и твердой ткани;
  • дентинно-эмалевый слой чувствительный, что позволяет быстро реагировать на внешние раздражители.

Заболевания дентина зуба

Основная причина поражения дентина – кариес. Причинами кариеса становится чрезмерное употребление углеводосодержащей пищи, зубной налет, микрофлора которого разрушает эмаль, снижение уровня кислотности во рту. Твердые ткани под действием перечисленных факторов лишаются минерализации, и происходит их изменение. Дентинная система обзаводится так называемыми мертвыми путями, в которых отростки одонтобластов погибли. Если не устранять кариес на ранних этапах, бактерии проникнут к пульпе и вызовут воспаление. Отмершие области придется удалить, что прекратит обменные движения в дентине.

Другие заболевания:

  • Повышенная стираемость эмали. Она возникает при неправильном прикусе или же воздействии на эмаль агрессивных веществ. В результате болезни коронка частично или полностью разрушается, для ее восстановления требуется процедура реставрации.
  • Клиновидный дефект. Вслдствие нарушения обменных процессов в эмалевом и дентинном слоях возникают дефекты в отделе шейки. Поражению чаще всего подвержены резцы и клыки, реже – малые коренные единицы.
  • Гиперестезия, которая нередко сопровождает уже перечисленные проблемы. Гиперестезия – это повышенная чувствительность зубного аппарата к еде разной температуры, к сладкой или соленой пище. Наблюдается такая проблема и при процессе жевания.

Восстановление

Твердая ткань способна восстанавливаться благодаря функциям одонтобластов в дентинном слое зуба, но только если зубной нерв живой. Когда стоматолог удаляет нерв, восстановительные процессы останавливаются, белки и остальные питательные и энергетические вещества больше не проходят через дентинный слой.

В период развития кариеса самовосстановление дентина замедляется. Кариозные полости необходимо устранять как можно раньше, чтобы поражение не привело к серьезным последствиям. Стоматолог удаляет размягченные слои и пломбирует полость. Современные фотополимерные пломбы не только полностью заменяют изъятые части эмали и дентина, но и отличаются естественным цветом и позволяют воссоздать правильную анатомическую форму жевательного органа.

Для восстановления дентина необходимы питательные вещества, микроэлементы и ферменты. Их можно получить как изнутри, так и снаружи, через еду и применение специальных препаратов для зубов. Употребление здоровой пищи, богатой витаминами и минералами, позволит полезным соединениям проникнуть в дентин через эмаль.

Использование зубной пасты должно быть правильным, чтобы фтор, кальций и другие элементы успели впитаться. Движения зубной щеткой должны быть круговыми, а процедура чистки зубов должна длиться минимум 2-3 минуты.

Стоматологи оказывают услуги по укреплению зубов специальными препаратами, содержащими минералы.

Наиболее полезные для здоровья ткани вещества:

  • кальций;
  • витамин С;
  • магний;
  • витамины группы В;
  • витамины А, Е, D.

Читайте также: