Дни особого поминовения усопшего. Поминки: суть, правила, скорбные слова о смерти

С давних времен в России сохранилась традиция отмечать памятные даты, причем люди чествуют не только дни рождения живых людей, но также дни ухода с мир иной. Это обусловлено тем, что христиане верят в дальнейшую посмертную жизнь вместе с Богом. Очень многие граждане не знают, как правильно делать поминки 1 год. Правила проведения довольно простые, помогают усопшему обрести покой на том свете.

Помины – старейший обряд, который осуществлялся еще в Древней Руси. Главная задача этого ритуала – почтить память ушедшего и облегчить его нахождение на небесах . Основу поминок составляет трапеза, которую родственники умершего проводят в его квартире, кафе либо прямо на кладбище. Когда поминается годовщина смерти, и как достойно осуществить ее, можно узнать в храме.

Помины отмечают в такие дни:

  • в день кончины либо на следующие сутки;
  • на 3 день после смерти. Чаще всего этот день является днем похорон;
  • на 9 сутки;
  • на 40 день;
  • в будущем трапезу осуществляют на шестой месяц со дня смерти, и все последующие годовщины.

Самым важным считается помин на 3, 9 и 40 день после упокоения. В христианстве придерживаются мнения, что первые 2 дня после отхода в иной мир душа человека все еще находится на земле и обходит все родные для нее места. На третьи сутки душа отправляется на поклон к Богу.

Познавательно! Для чего нужна на запястье: значение в христианстве.

Последующие 7 дней ангелы будут показывать душе жизнь на небесах и красоту рая. На 9 сутки душу опять посылают на поклон Богу, после чего ее на 30 дней ведут в царство тьмы – ад.

В течение месяца душе умершего показывают вечные мучения грешников. В завершение, на 40 сутки душу опять возносят на поклон к Богу, где принимается решение, в каком именно месте душа будет находиться до совершения Страшного Суда.

Кроме того, поминать умершего родственника можно в такие дни:

  • второй вторник после Пасхи. В сам праздник поминать мертвых не стоит, так как Пасха — праздник живых людей;
  • ближайшая суббота перед великим Постом;
  • 2, 3, 4 субботы Великого поста.

Поскольку крещеный умерший человек является членом православной церкви, заказывать по нему панихиду и сорокоуст можно практически в любое время.

Важно знать! Если годовщина совпадает с днем важного церковного праздника, ее рекомендуется перенести на следующий день.

Поминовение в церкви

Самым главным для помина умершего является не трапеза, а молитва. Если умерший был христианином, для него нет ничего ценнее молитвы в годовщину смерти. Кроме того, священнослужители советуют родственникам в годовщину со дня смерти воздержаться от роскошного обеда и спиртного.

Обед должен быть достаточно простым и скромным. Поминки 1 год и все последующие разы категорически не должны превращаться в веселое застолье, так как такое времяпрепровождение не приветствуется христианскими традициями.

Кроме личной молитвы, на год обязательно нужно заказать помин в церкви:

  • поминание на проскомидии. Этот обряд представляет собой первую часть литургии, во время которой из просфор священник вынимает небольшие кусочки за упокой и здравие.
  • чаще всего заказывается «сорокоуст», тогда покойного будут поминать на 40 службах подряд;
  • панихида. Обычно проводится в храмах по субботам или воскресеньям, но при необходимости можно договориться со священником, чтобы он провел ее в другой день;
  • лития. Еще один распространенный вид заупокойного служения. Ее проводят в любое время. Также возможен выезд священника на кладбище.

Важнейшим условием является, чтобы усопшего поминали и все его близкие. Не всегда батюшка знает покойного лично, потому не может выразить те эмоции, которые испытывают друзья и родственники.

Священник, по сути, является только исполнителем обряда. Правила проведения допускают заказ чтения Псалтири. Такую службу чаще проводят в монастырях, поскольку она рассчитана на длительное время. В зависимости от величины пожертвования служба будет проводиться месяц, полгода или даже год.

Важно знать! При заказе службы в храме в записку можно вписывать не только имя усопшего, но также других умерших родственников.

Основные правила

Правила проведения поминок в 1 год таковы, что начинать мероприятие нужно сначала с посещения церкви. Только после того, как родственники закажут специальную службу, можно отправляться на кладбище и совершать гражданскую панихиду.

После этого родственникам обязательно нужно навести порядок на могилке, упомянуть, насколько хорошим был человек, какие добрые дела он совершал. Также не лишним будет принести свежих цветов. Очень важно помнить, что на кладбище допускается ходить лишь в первой половине дня.

После выполнения этих действий можно приступать к трапезе. Проводить ее допустимо не только в доме умершего, но также в кафе. Священнослужители не советуют устраивать шикарный обед, блюда должны быть достаточно простыми. Что касается спиртного, пить разрешается только красное вино, водку ставить на стол нельзя.

Поминальный обед

Как поминать усопшего в годовщину смерти, должны решать только родственники. Но священнослужители советуют обратить внимание на старейшие традиции. Часто близкие задают вопрос не только как поминать, но и чем. Блюда для обеда должны быть скромными. Обязательно нужно приготовить не только первое и второе, но также кутью (пшеничная каша с изюмом, цукатами и медом). Рекомендуется делать в этот день и закуски (особенно если было принято решение поставить на стол вино). Из алкогольных напитков допускается использовать коньяк и кагор. Игристые вина для такого случая не подходят.

Часто прихожане интересуются у священников, что заказывают в церкви в годовщину смерти, если она выпадает на пост. В этом случае на столе должны находиться преимущественно постные блюда и много выпечки.

В том случае, если помин проходит в кафе, нужно попросить сотрудников, чтобы они выключили музыку и телевизор. Не допускается, чтобы в соседнем зале проводились развлечения. Произносить тосты не стоит, так как это неуместно.

Лучше будет просто сказать добрые слова о человеке, вспомнить его хорошие дела либо прочитать стихи на годовщину смерти. Также можно делиться теплыми воспоминаниями с родственниками.

Справка! Что запрещено делать в годовщину смерти, так это говорить слова, очерняющие усопшего.

Помин дома

Если у родственников отсутствует возможность выехать на кладбище, как поминают усопшего и что делать в этом случае. В такой ситуации нужно пригласить всех домой и приготовить специальный обед. Многие люди ошибочно считают, что в 1 год правила подразумевают занавешивание зеркал в квартире и постановку на стол прибора для покойного. Священнослужители уверяют, что эти традиции существует, но они не относятся к православным, поэтому придерживаться их не обязательно.

Каждый человек, пришедший в дом, прежде чем сесть за стол, обязательно должен помолиться. Желательно, чтобы в это время в квартире горели церковные свечи. После прочтения молитвы можно приступать к трапезе. Родственникам разрешается разговаривать за столом. Главное, чтобы не было сплетен, шуток и сквернословия, так как это неуместно.

Согласно христианским традициям блюда, которые подаются к столу, обязательно нужно освятить. Помимо первого и второго обед также предполагает наличие десерта. Сладости обязательно должны присутствовать на столе, так как они символизируют радость, которая ожидает всех праведных христиан на небесах .

При подготовке стола можно учитывать такие советы:

  1. Одним из традиционных блюд на поминках считаются блины. Обычно их запивают свежим киселем или сытой (мед, растворенный в воде).
  2. На столе рекомендуется разместить несколько еловых веточек, а к скатерти можно прикрепить черные ленты.
  3. Во время смены блюд необходимо читать молитву за упокой. Также молитвы в годовщину смерти 1 год (и все последующие) читаются после трапезы.
  4. Уходя, хозяевам не нужно говорить слова благодарности. На поминках это не принято.

Самостоятельный помин

Если у человека нет возможности пойти на поминки, помянуть умершего можно и у себя дома. Для этого нет необходимости устраивать обед. Как известно, отмечание годовщины со дня смерти предполагает чтение молитвы.

Этот вариант будет оптимальным. Большинство священнослужителей советуют читать Псалтырь. Как это правильно делать обычно подробно описано в приложении к книге. Между псалмами обязательно нужно читать специальные молитвы, и упоминать в них имена умерших родственников. Такой вариант поминания самый лучший.

Есть некоторые исключения, при которых церковь не разрешает поминать усопших во время Литургии. Это касается людей, которые были крещеными, но никогда не ходили в храм. Считается, что это свидетельствует о том, что человек при жизни был неверующим. Священнослужители называют таких людей захожанами.

Также в церкви никогда не поминают тех, кто покончил жизнь самоубийством, поскольку это является добровольным отказом от главного божьего дара – жизни. Это правило распространяется и на тех людей, что погибли от передозировки наркотических средств, так как такая смерть также считается самоубийством.

Полезное видео

Подведем итоги

Сегодня все больше людей предпочитают заказывать службу в церкви и считает, что этого достаточно. Несмотря на то, что священнослужители также могут обратиться к Всевышнему с просьбой об отпущении земных грехов, молиться об усопшем должны и родственники.

Обращения священников, как посредников и исполнителей воли Божьей на земле, доходят к Спасителю быстрее, но прочтение молитв в домашних условиях также является обязательным. В первую очередь, душа покойного слышит именно слова родственников, а не служителей церкви, поэтому родным и друзьям обязательно нужно молиться.

Поминки на 1 год после смерти правила проведения

Рассмотрим номерологическим (числовым) методом событие, которое связано с уходом человеческого существа из жизни, т.е. состояние смерти. Пребывание в невидимом мире занимает какое-то время, которое на условном языке землян видимого мира обозначено в сорок дней. Это число 40 стало для нас важным знаковым числом, его мы приписываем Душе человека, продолжающего своё бытие в другой реальности.

Обратим внимание на действия, совершаемые нами в память по ушедшим близким людям, друзьям, знакомым, называемые – поминки.

То, что мы делаем.

Возвратясь с кладбища (или из крематория), мы собираемся вместе, чтобы в этот день почтить память об умершем человеке.

Это первые поминки.

На девятый день мы собираемся второй раз и это уже вторые поминки.

Третьи поминки – приходятся на сороковой день.

Пользуясь номерологическим языком (методом познания) попробуем объяснить правильность наших действий во время смерти близкого нам человека, знакомого или любого другого.

Номерология – это наука, объясняющая смысл происходящих событий. Она указывает на точность, выявляя ошибки, заблуждения (что происходит от незнания) в чём-либо. Эта точность позволяет правильно совершать любые действия, согласованные с Природой, чтобы не уклоняться от гармонии.

Пояснение.

Смерть – состояние перехода (от жизни к другому состоянию бытия), который занимает определённый отрезок времени. Методом аналогии мы можем найти подобие смерти в нашей жизни. Время смерти придётся на ночную часть суток, когда «умирает» прошедший День (утро, день, и вечер – триединство). Ночь для нас будет являться временем перехода, а сон – смертью.

Утро мы можем принять за начало своей жизни, если будем так рассматривать всю жизнь; день – это вся наша жизнь до старости, а вечер – наша старость и завершение жизни. Ночь – наша смерть и уход из жизни.

Нумеруя по порядку части суток, получим: 1 – утро, 2 – день, 3 – вечер, 4 – ночь. Число 4 окажется переходным: от одних суток к другим, а значит, и от одной жизни к другой.

Наши сновидения, являющиеся символом смерти, окажутся «поминками» для нас, т.к. чаще всего в сновидениях вспоминаются события земной жизни, и это утро, день и вечер. Эти поминки совершаются в состоянии перехода от одних суток к другим, чем является ночь.

Переход получил у нас свой символ – это число 4. Таким образом, то, что предшествует переходу, т.е. старость, конец, вечер – будет символично числом 3.

Умерший человек проходит свой смертный путь в невидимом для нас, но не для него, мире также от 1 до 4. И там есть начало пути, словно утро, продолжение пути – день и завершение его – вечер. Далее переход – ночь.

О Теле человека.

В такие «ночи-переходы» мы можем поминать ушедших из нашей жизни людей.

Для того чтобы понять: что собою представляют эти периоды, надо знать устройство человеческого существа. В этом мире, где живём мы, у нас есть Тело, которое всем видно. Но оно лишь качество , отражающее невидимое количество . Это количество – есть невидимые три тела: эфирное – жизненное тело, астральное – чувствительное тело и ментальное – мыслительное тело. Вместе с физическим видимым Телом все тела составляют одно существо человека. (1 + 2 + 3 + 4 = 10, а 10 = 1 + 0 = 1 – единица).

С окончанием жизни (а конец – это число 3) умерший начинает прощаться со своим Телом плоти, которое имеет четыре тела: три невидимые количественные и одно видимое качественное (начинает «прощаться» с каждым телом по очереди).

Первое тело, которое оставляет усопший – это физическое, качественно -видимое Тело. Т.к. оно качественное , то оно не делится на части и не измеряется по отдельности. Проживая части Суток (утро, день и вечер), Тело остаётся единым, но четвёртым по счёту, а считаются три количественных тела невидимого мира.

Так же и время ночи, являясь четвёртой частью – едино для сновидений, где бывает всё поочерёдно: и утро, и день, и вечер.

Это означает: что три тела – это три единицы (1 1 1), которые отображаются в четвёрке своим триединством. Для того чтобы это представить, надо вообразить треугольник (полу квадрат), который отражается точно таким же треугольником, при этом мы уже получаем новое качество в виде квадрата, а не двух треугольников.

Число четыре – 4 отличается от числа три – 3 одной единицей, которая добавляется как «единство» двух треугольников. (Два треугольника, соединённые – это квадрат, или четырёхугольник при различных углах треугольников.)

В момент смерти усопший, оставляя Тело, теряет сначала качественное физическое Тело (квадрат) и функции (треугольник, который отражал другой треугольник). Начинается жизнь без Тела, но она уже кратковременна, т.к. без Тела видимого качественного не может существовать количественное тело (состоящее из трёх). Эта жизнь определяется числом 3, т.к. тройственность вещей мира – это основа, первокирпичик всей жизни (треугольник – первая замкнутая фигура после линии и угла, которые считаются числами 1 и 2).

В Номерологии все составные части чего-либо рассматриваемого соединяются знаком «плюс» (+), а функция частей (действие, работа, сила…), производящая какой-либо результат – это знак «умножения» (х). Этими знаками придётся воспользоваться, чтобы объяснить то, что происходит после того, как усопший оставляет физическое Тело.

Что происходит.

Попав в эфирный мир – первый по счёту, человек начинает воспринимать мир эфирным зрением. В отличие от качественного физического Тела, где зрение не является качественным , а меняется на обратное – количественное , поочерёдное, это тело даёт преимущество качественного восприятия: вся жизнь земная здесь «на ладони», т.е. просматривается целиком. На Земле она была прожита во времени, где события сменяли одно другое (по частям).

По земному времени это происходит три дня (трое суток). На четвёртые сутки (ночь-переход) усопший оставляет первое эфирное тело, оставшись в теле втором – астральном. В этом отрезке пути происходит чувственное восприятие (стыд, гордость, мучения, совесть, радость, восхищение, огорчение, спокойствие и т.д. – всё это возникает от созерцания ранее прошедшей жизни; это вроде Суда, где отмечаются в различии хорошие и плохие поступки). Это восприятие происходит девять дней (как 3 х 3, т.е. удвоенная тройка, т.к. мир и тело – вторые по счёту).

То, что мы не делаем, но то: как надо делать.

Таким образом, поминки по усопшим мы можем совершить в первый раз в день похорон, т.е. на четвёртый день (4 – переход).

Во второй раз мы уже прибавим (+) пребывание в двух мирах (первом эфирном – 3 дня и втором астральном – 9 дней), получая при этом время второй астральной смерти, т.е. 3 + 9 = 12 (12 = 1 + 2 = 3). И не на девятый день от смерти физического тела, а (через девять) – уже на тринадцатый, мы можем поминать ушедшего человека, т.к. предел жизни астрального тела – это 12 дней (3 + 9), а переход произойдёт в следующее земное время, т.е. на день четвёрки (13 = 1 + 3 = 4).

Третье тело ещё остается жить, и эта жизнь занимает время трёх троек (3 х 3 х 3) трёх миров, т.е. двадцать семь дней (27).

Человек в это время понимает ментальным телом (телом мысли) всё, что касается жизни на Земле. Понимает то, зачем он вообще воплощался, и разочаровывается, если не вспомнил свою космическую задачу, прожив жизнь только удовлетворяя своё Тело (сексом, деньгами, едой, работой, воспитанием других людей или детей), не работая над собой, над своей Душой.

Предел пребывания в мире ментальном, третьем – 27 дней, а в сумме с другими мирами (сложение частей – знак «+») получается число 39 = 3 + 9 + 27 (а число 39 – это 3 + 9 = 12 = 3). А на следующий земной день произойдёт переход в другую реальность, где пребывает Душа человека, освободившаяся от четырёх тел. Это третья четвёрка – день сороковой (40).

Записав в одну строчку путь усопшего по дням переходов, мы получим:

(3) + (3 х 3) + (3 х 3 х 3) = 3 + 9 + 27 = 39,

или 3 + 3 (в квадрате) + 3 (в кубе) = 39,

а, прибавив качество –1 (единство), получим число 40, как полное число осуществления процесса смерти.

Таким образом, в поминальных днях участие принимают четвёрки – 4. А вот наше невежество приводит к искажениям типа «испорченного телефона», и мы впадаем в «не точность», что характерно для нашей жизни (а точность даёт знание Номерологии!), и при «не точности» время поминок переместится (что и происходит) с тринадцатого дня (13 = 4) на девятый. Значит, мы поминаем как будто бы живых, а не умерших, совершаем действия ранее положенного дня.

Число 13.

Однако дошло до наших времён «переходное» число 4 в виде трёх четвёрок вместе с единицей, их единством: 4 – четвёртый день поминок, 4 – тринадцатый день поминок и 4 – сороковой день, т.е. 4 + 4 + 4 = 12 + 1 = 13. Число 13 является для нас «опасным» не случайно. Оно осталось в нашей памяти (уже не от испорченного телефона) из древних времён, когда знание о тайном и невидимом мире было открыто людям.

Но число 13 (4) переходное не только в смерти, но и в рождении. Сорок (4) недель – и человек рождается в видимый мир, поэтому число 13 – двойственно по своей сути (важно направление пути: к видимому миру, или к невидимому).

Откуда знать родившемуся человеку о том, что собою представляет не только число 13, а и другие числа, которые «живут» вместе с нами? Кто задумывался над вопросами «почему» и «как» что-то происходит? Многие принимают мир в виде вопроса «что это?» и получают в ответе только название вещей и явлений, вроде как знакомство с тем, с чем придётся жить.

(Информацию о числе 13 можно прочесть на странице Форума данного сайта: http://nomer7777.ucoz.ru/forum/2-4-1).

Глядя на этот Круг Универсума можно понять о днях Перехода, это каждый четвёртый Круг:

Если мы хотим обрести себе спутника жизни, то нам мало знать лишь его имя. Нам важно его проявление, т.е. манера его поведения, свойства, присущие Душе, которые через Тело только отражены. Нам важнее Душа, т.к. Тело бывает красивым, но поведение напоминает моральное уродство. Тело лишь может симпатизировать нам (быть приятным для глаз – зрение), но любим мы за внутреннее качество, которое выражается количеством знаковых выражений через тело, (манеры двигаться – походка, жестикуляция, выражение мысли, манера говорить – всё то, что является личным достоинством человека, его качествами Души – всё это знаки, её отражающие).

Поминки на 1 год после смерти правила проведения

Поминки являются воплощением живой Идеи, у которой мы знаем только имя – ритуал. Повторяя бессмысленные действия, отвечающие на вопрос «что» (надо делать после смерти человека), мы похожи на робота, на какое-то бездумное существо.

Мы во многих вещах повторяем за теми, кто родился раньше нас, т.к. не задаём вопросов: «как» (правильно) и «почему» (надо делать что-либо, что могло быть поставлено вопросом «что это перед нами?»). Мы следуем бездумно, а потом спрашиваем «почему нам снится умерший?», на что получаем ответ в виде совета: «Свечу поставь!». Так при помощи сновидения и умершего в нас рождается вопрос «почему». Уже можно понять это как знак на отсутствие связи , т.к. память – это связь времён: того, что ушло в прошлое и унесло близкого человека, и того, что приходит из будущего, которое мы, живущие сегодня, воспринимаем настоящим.

Ритуал провожания.

Поминки как событие имеют свою внутреннюю жизнь, т.к. то, что мы совершаем – это внешнее проявление (ритуал). Но проявление может быть совершенным (хорошим) и несовершенным (плохим). И если мы уж совершаем во имя Памяти свои действия, то желательно добиться эффекта в сделанном, что будет связью с умершим, который либо провожается нами в свой дальнейший путь (при числе 4), либо не провожается (при числе 3).

А пока получается: мы пришли провожать на вокзал человека, поезд которого будет завтра. Человека нет возле поезда, но мы слепо совершаем ритуал провожания. А завтра он поедет один… Не простившись во время, он будет опечален нашим отсутствием. Эту печаль может неосознанно (в земном мире и теле) чувствовать Душа живущих людей (хотя в своём мире она чувствует осознанно). Но разве у нас есть органы, чтобы видеть что-то внутреннее и слышать его, если мы слепы и глухи? Мы являемся теми, о ком можно сказать – «не имеющие глаз, чтобы видеть», и «не имеющие ушей, чтобы слышать». Нам необходим целитель, чтобы мы обрели Прозрение во многих вещах.

Новая тема.

Лично для меня таким целителем явилась Номерология, т.к. это наука о Цельности Мира, о его, не делённом на части, Естестве.

Всегда надо помнить, что конечная Цель (цельность) нашей жизни – это смерть. Но смерть – это не Конец (не число 3).

Смерть – это переход (число 4), но переход куда?

Метод Номерологии позволит ответить на этот вопрос, но это уже будет новая тема. В ней я постараюсь осветить путь, по которому продолжится наше дальнейшее существование, связанное с числом 5, т.к. четвёртые поминки мы отмечаем спустя год, а год равен числу 365, как количество суммарных последовательных дней. Данное число указывает на число 5, как сумма 365 = 3 + 6 + 5 = 14 = 1 + 4 = 5.

Поминки как слово (сумма порядковых номеров букв алфавита) указывают на число 4, т.к. П 17 + О 16 + М 14 + И 10 + Н 15 + К 12 + И 10 в итоге дают сумму = 94, а это 9 + 4 = 13, или 1 + 3 = 4

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), - души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" — "Да, конечно". — "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

В год после смерти человека считается, что душа умершего уже нашла успокоение. За год, который прошел со дня смерти человека, считается, что его душа воссоединилась с душами предков и теперь можно поминать всех усопших. По христианским обычаям существуют специальные родительские дни (радоница), когда поминают всех усопших.

Важно!!!

В день, когда исполняется год после смерти человека, Близкие и родственники в первой половине дня посещают могилу усопшего и заказывают в церкви заупокойную службу.

По христианским обычаям на могилу кладут только живые цветы и венки из них. Традиция украшать могилу живыми цветами восходит к древним римлянам, которые в мае приносили на могилы предков букеты живых цветов. В России в 1889 году Синод Православной церкви запретил на похоронах, проводимых по христианским обычаям, использовать венки и надписи на них. Запрет объяснили тем, что все эти цветики-веночки отвлекают верующих от основного занятия на похоронах - молитвы о спасении души усопшего. Запрет до наших дней изжил себя. Сегодня традиционно кладут на могилу живые цветы и венки, полагая, что человек, как и цветок никогда не умирает бесследно и ему даровано воскресение и вечная жизнь, так как душа человека бессмертна.


Памятник

К годовщине обычно устанавливают на могиле памятник с краткой эпитафией по усопшему. После того, как в церкви будет отслужен молебен, родственники идут на кладбище, где украшают могилу цветами и жгут поминальные свечи. Всех присутствующих приглашают на поминальный обед, который может быть организован дома или в кафе.

В чем разница поминок на годовщину смерти от поминок сразу после похорон?

Разница в том, что к годовщине на могиле устанавливают памятник и считается, что душа усопшего уже нашла успокоение.


Смысл поминок

В меню поминального обеда традиционно включены кутья, блины и яйца. Из остальных блюд подают самые привычные и те, которые любил покойник. Не перегружайте стол излишествами в виде икры и огромных тортов. Из алкоголя выпивают, не чокаясь, только одну рюмку водки на помин души. Вино и другие алкогольные напитки не подают.


Смерть близкого человека - это большое горе. Но, к сожалению, его не миновать. Если умер дорогой человек, то у близких появляется много вопросов. Где хоронить? Как правильно продумать меню? Столовая или кафе лучше подходят для проведения такого мероприятие? И это далеко не полный перечень вопросов. Мы сегодня поговорим именно о поминках.

Такая трапеза является не просто прием пищи, а обрядом, во время которого близкие вспоминают усопшего, его добрые дела. В ходе этого мероприятия люди читают молитву, обращенную к Богу. Они просят простить покойному все его прегрешения. Безусловно, что надлежащим образом должен быть продумать поминальный обед, меню которого нужно составить правильно. Чтобы вам было легче определиться с перечнем блюд, мы вам расскажем, что нужно готовить на это мероприятие и зачем.

Принципы поминального обеда

Сам обед должен быть простым. Его основная цель - поддерживать физические и душевные силы тех, кто пришел помянуть усопшего. Обязательно приготовлено все должно быть из свежих продуктов. Вот таким должен быть поминальный обед. Меню его может быть разнообразным. Здесь все зависит от традиций семьи, достатка, а также предпочтений людей, которые придут помянуть. Хотя, конечно же, традиционно не приглашают гостей, они сами приходят.

Поминальный обед - это не застолье, во время которого нужно пришедших накормить до отвала. Цель поминок - насытить гостей, поблагодарить их за участие, вспомнить усопшего, помолится за его душу. Здесь, как вы понимаете, главное - не еда, а люди - умершие и живые, которых объединило горе расставания.

Продумываем поминальный обед

Меню опишем немного позже, сейчас рассмотрим основные блюда, которые должны быть на этом обеде. Во-первых, (второй вариант - коливо). Что это такое? Это сваренная из зерен (риса, ячменя и другого), подслащенная медом и изюмом. Такое блюдо освящено на панихиде. Зерно тут является символом воскрешения души, а мед и изюм обозначают духовную сладость.

Что нужно?

Список продуктов невелик:

  • 0.5 килограмма риса;
  • 200 грамм кураги;
  • три ст. л. меда;
  • орехи (по желанию);
  • 200 грамм изюма;
  • 1 литры воды (для замачивания).

Как готовится блюдо? На ночь или на несколько часов зерна замочите в воде. Это необходимо для того, чтобы каша получилась рассыпчатой. Варить нужно до готовности. Ближе к концу добавьте мед, разведенный водой, а также изюм и курагу. Вот так и получается кутья.

Борщ

Это еще одно обязательно блюдо. На пять литров воды нам понадобится:

  • 700 грамм мяса на косточке (лучше всего говядины);
  • три картофелины;
  • две луковицы;
  • одна свекла (небольшая);
  • три помидора;
  • один перец болгарский (лучше всего использовать красный или зеленый);
  • одна капуста;
  • несколько горошин черного перца;
  • зелень;
  • соль.

Готовим борщ на поминальный обед

Для такого кушанья сначала готовится бульон из мяса на косточке (варится часа два). После чего туда нужно всыпать порезанный картофель. Затем возьмите сковороду, налейте в нее масло, поставьте на плиту, высыпьте туда нарезанный меленько лук. Через минуты три добавьте на сковороду морковь и свеклу (конечно же, тоже порезанные). Если так обрабатывать свеклу, то она сможет сохранить свой цвет.

Морковь же приобретет яркий, оранжевый оттенок. Овощи нужно томить на сковороде до того момента, пока они не станут мягкими. Помните, что морковь, лук и свекла сохраняют свой вкус и наибольшее количество витаминов, когда готовятся на сильном огне. Затем в бульон высыпаем содержимое сковороды, немного провариваем все, добавляем нашинкованную капусту, лавровый лист, несколько горошин черного перца, измельченные помидоры и сладкий перец.

Варим еще минут 15. Затем нужно попробовать блюдо и посолить. После чего можно выключать огонь и снимать борщ с плиты. Подавать блюдо нужно горячим, со сметаной. Можно посыпать зеленью.

Сладкое

Можно покупать пирожки, а можно испечь их самостоятельно. Мы предлагаем рецепт слоек с бананом. Что нужно?

  • упаковка готового теста (500 г);
  • бананы (грамм 200-300);
  • сахарная пудра (по вкусу).

Готовим сладкое на поминки

Возьмите готовое слоеное тесто. Дайте ему оттаять, затем раскатайте. Потом возьмите нож и прочертите им прямоугольники. На них выкладывайте банановую начинку (порезанный на небольшие кусочки плод). Затем соедините края теста так, чтобы начинка полностью оказалась в нем. Далее немного прищепите изделия. Выпекайте в заранее разогретой до 220 градусов духовке примерно пятнадцать минут. Изделия должны получиться подрумяненными. Готовые слоечки присыпьте сахарной пудрой.

Компот

Для приготовления можно использовать как свежие, так и мороженые фрукты. Компот не должен быть сладким или же чересчур кислым. Как готовить? Поставить на огонь пятилитровую кастрюлю с водой, дать ей закипеть, всыпать фрукты (примерно 1 литровая наполненная банка). Затем добавляем сахар (по вкусу) и варим до готовности (около часа).

Первый вариант меню на тридцать человек

Сейчас поговорим о том, каким должен быть поминальный обед. Меню после похорон может быть разным. Мы предлагаем свое:


Если вы будете проводить поминальный обед на год, меню такое вполне подойдет для этого мероприятия. Кутью, впрочем, можно убрать из списка. Она является обязательным блюдом лишь на поминках после похорон. А дальше - как пожелаете.

Второй вариант меню на 12 человек

Сейчас разберем примерное меню поминального обеда в кафе или дома (на сорок дней). Итак, список продуктов:

  • рыба жареная в кляре (килограмма два);
  • картофельное пюре (килограмма 2,5-3);
  • салат «Оливье» (килограмма два);
  • котлеты (штук 12, примерно 1,2 кг фарша);
  • бутерброды с красной рыбой или шпротами;
  • пирожки с капустой или картошкой (штук 12-15);
  • соленые огурцы и помидоры (примерно 1 кг);
  • 5 литров жидкости (вода + соки + компот)
  • конфеты и сладкие пирожки (по желанию).

Если вы планируете позже провести еще один поминальный обед, меню на полгода, к примеру, может быть таким же. Хотя, конечно же, можно подкорректировать список блюд по своему усмотрению.

Постный

Продумывая все, обратите внимание, не выпали ли поминки на пост. Если ответ положительный, то нужно скорректировать поминальный обед (меню). Постный набор блюд будет не только уместен. но даже необходим. Что подготовить на такие поминки? Как подкорректировать обычное меню, сделав его постным? Сейчас составим примерный список кушаний:

  • узвар;
  • постный борщ;
  • кутья;
  • постные пироги;
  • картошка с грибами;
  • капустные или морковные котлеты;
  • овощной салат (капуста, помидоры, огурцы);
  • винегрет.

Алкоголь

Мы детально описали, как правильно продумать поминальный обед, меню его мы тоже обговорили. Теперь затронем еще одну важную тему. «Какую?» - спросите вы. Стоит ли во время поминок употреблять алкоголь? На этот вопрос четкого ответа нет. Некоторые священники считают, что во время поминального обеда можно выпить немного красного вина. Церковь же осуждает употребление спиртных напитков во время такого обряда. Поэтому тут вы должны сами решить, нужен ли вам алкоголь на поминальном обеде или нет.

Заключение

Теперь вы знаете, как правильно сделать поминальный обед. Меню мы детально рассмотрели. Мы предложили вам пару вариантов примерных списков блюд для поминок. Надеемся, что наши советы помогли вам определиться с выбором кушанья на такой обед.

Читайте также: