Частное образовательное учреждение высшего образования. Основные сведения. НОУ: особенности организационно-правовой формы


В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных. Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.

Определение НОУ отечественное законодательство не содержит. В правоприменительной практике под НОУ обычно подразумевают созданную частными лицами, коммерческими или некоммерческими структурами организацию, предоставляющую услуги в сфере образования и/или воспитания детей. НОУ учреждаются в организационно-правовых формах, оговоренных ГК РФ. Их регламентирована преимущественно 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и во многом – профильными подзаконными актами.

Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет. Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.

В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги. Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ. При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.

Содержание и трактование категории НОУ

Легального «НОУ» законодатель не дал. Несмотря на широту использования в правоприменительной практике, его содержание не совсем понятно. Разберем термин по словам.

  1. «Негосударственное». Ст.22 237-ФЗ делит образовательные организации по форме собственности на государственные, муниципальные и частные. В России местным общинам гарантируется самостоятельность, а муниципалитеты исключены из системы органов госвласти. Строго говоря, логический объем понятия НОУ таков, что оно включает все негосударственные (частные и муниципальные) организации. Но в быту термин «негосударственный» синонимичен понятию «частный». Правовой статус муниципальных образовательных организаций имеет больше схожего со статусом аналогичных государственных структур, нежели частных.
  2. «Образовательное». Образование – ключевая сфера демократизации российского общества. Законодательство об образовательной деятельности поддерживает баланс между интересами частных лиц и социума. Оно обращено непосредственно к индивиду, устанавливает его право на образование и его осуществления. Согласно Национальной доктрине образования в РФ существующая система призвана среди прочего обеспечить: вариативность учебных программ; обеспечение необходимой степени индивидуализации образования; многообразие типов образовательных учреждений.
  3. «Учреждение». Понятие и особенности учреждений как организационной формы отображены в ч.2 §7 гл.4 ГК РФ.

Логический объем понятия «НОУ» зависит от контекста.

Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; , не являющиеся учреждениями по организационной форме.

НОУ: особенности организационно-правовой формы

Учреждением в ст.123.21 ГК РФ законодатель признает унитарную некоммерческую структуру, созданную для реализации социокультурных, управленческих и иных некоммерческих . Отдельных пояснений требует термин слово «унитарную».

Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК). Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления. В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.

Учредитель НОУ признается единственным собственником его . Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.

Соучредительство при создании НОУ недопустимо.

На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.

Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке. Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.

Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.

Виды НОУ

В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:


Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:

  • дошкольные
  • общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
  • начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
  • дополнительного образования для совершеннолетних
    корректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии)
  • для фактических и социальных сирот
  • дополнительного образования для несовершеннолетних

237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:

  • дошкольные (детсад, ясли)
  • общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
  • профессиональная (техникум, лицей)
  • высшего образования (институт, академия)
  • дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
  • организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)

В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.

Устав НОУ

Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании . Примеры:

  • типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей, утв. Приказом Минобрнауки России №504 от 26.06.95
  • типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профобразования специалистов

Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.

Устав НОУ состоит из следующих разделов:

  1. «Общие положения» – раздел отображает перечень реализуемых видов образовательной деятельности, суть и направление образовательных программ, содержание оказываемых дополнительных услуг, задачи НОУ.
  2. «Организация деятельности НОУ» содержит описание и условий создания, реорганизации и ликвидации учреждения. Раздел может содержать ссылку на возможность создания филиалов и вступления НОУ в ассоциации и союзы. Здесь также отображен режим работы НОУ.
  3. «Участники образовательного процесса». Раздел содержит описание прав и обязательств администрации, педагогов, учащихся, а также ссылку на способы участия в учебном процессе родителей (актуально в отношении детей).
  4. «Управление НОУ» отображает порядок принятия устава, перечень и процедуру формирования руководящих органов НОУ, их полномочия.
  5. «Имущество, финансовое обеспечение деятельности НОУ» содержит ссылку на вещное право, на котором организации передается имущество, возможные источники получения средств и способы распоряжения ими.

Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ

  • наименование
  • тип и (школа, ВУЗ)
  • организационная форма
  • форма собственности
  • сведения об учредителях
  • особенности образовательного процесса, а именно:
  1. основания и процедура набора учащихся
  2. продолжительность обучения
  3. режим проведения занятий
  4. описание системы оценивания знаний и умений учеников
  5. наличие дополнительных курсов, порядок их проведения
  • порядок управления НОУ:
  1. система органов управления и компетенция каждого из них
  2. правомочности учредителя
  3. способ организации деятельности и принятия решений (актуально, прежде всего, для коллегиальных органов)
  4. требования к преподавательскому составу и условиям приема преподавателей на работу
  5. порядок его оплаты
  6. процедура внесения изменений в устав
  • права и обязательства участников образовательного процесса

Госрегистрация НОУ

Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:

  • программы обучения
  • подтверждение местонахождения (например, свидетельство о праве собственности на учредителя + гарантийное письмо, договор аренды)
  • документы будущего руководителя (паспорт и справка об ИНН)
  • документы учредителя
  • учредители – физлица с российским гражданством
  • копии паспортов
  • справка о присвоении

Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.

Граждане РФ подают:

  • копию паспорта
  • справку о присвоении ИНН

Физлица иностранцы подают:

  • подтверждающий личность документ (например, загранпаспорт иноземного государства) с нотариально заверенным переводом
  • подтверждение права ПМЖ в РФ
  • справка о присвоении ИНН (если иностранец получал такой код в РФ)

Российские организации подают:

  • свидетельство о госрегистрации либо о внесении сведений в (выбор документа в зависимости от даты госрегистарции компании)
  • Устав
  • учредительный договор
  • свидетельство о постановке на налоговый учет
  • доверенность на представителя юрлица

Иностранные юридические лица подают:

  • Устав
  • выписку из реестра юрлиц своей страны
  • справку ФНС о присвоении налогового номера в РФ
  • справку из банковского учреждения о наличии расчетного счета
  • на представителя, уполномоченного провести регистрационные действия

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.

В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.

НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.

Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:

  • самообследование
  • внешняя аттестационная экспертиза
  • вынесение комиссионного решения

Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.

Позитивный результат общественной экспертизы повышает престижность ВУЗа, однако правового значения не имеет. Аттестация и аккредитация влекут разные последствия, однако принципы и механизмы из проведения схожи.

Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на . НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Кто не идет в университет как в храм науки, тот идет в него как в преддверие карьеры.

Д.И. Писарев

Вузы Москвы считаются самыми престижными и занимают высокие места в рейтингах вузов России и мира. Есть много отличных вузов и в других городах России (Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани, Уфе), но традиционно столица великой страны является образовательным, научным и культурным центром. Все достижения научно-технического прогресса в первую очередь появляются в Москве, а затем распространяются по всей России.

В Москве, как и в других регионах, с начала 90-х годов ХХ века существует разделение на государственные и негосударственные вузы. Государственные, как правило, имеют давнюю историю и основаны на материальной базе вузов, созданных в начале ХХ века, а некоторые - и в XIX в. Такие вузы славятся своими образовательными традициями, технической оснащённостью, богатыми библиотеками. И, что немаловажно, стабильностью. Образование, полученное в государственных университетах и институтах Москвы, соответствует самым строгим государственным стандартам, считается качественным и престижным. Дипломы сильных государственных вузов не подвергаются сомнению и признаются всеми работодателями без исключения. Такие столичные лидеры университетского образования как МГУ или МГТУ им. Баумана Н.Э. предоставляют образование мирового уровня. Для многих абитуриентов важны льготы, которые могут предложить только государственные вузы: общежитие для иногородних, отсрочка от армии, военная кафедра, льготный проездной билет.

Все государственные вузы Москвы подразделяются на группы: академии, университеты, институты, консерватории. В каждой области знаний есть вуз, который признан лучшим. Безусловно, МГУ им. Ломоносова М.В. по определению главенствует над всеми вузами, но это не значит, что все остальные вузы хуже. Например, в техническом плане МГТУ им. Баумана Н.Э. находится на том же уровне, что и МГУ. А в сфере вузов по иностранным языкам лидируют МГПУ и МГЛУ им.М.Тореза. МГУ в этом рейтинге лишь на 3 месте.

Единственным недостатком государственных вузов является большой конкурс и высокий проходной балл, в связи с чем на бюджетное отделение поступить непросто. А стоимость обучения в государственных институтах и университетах Москвы для большинства абитуриентов недоступна.

Негосударственные вузы имеют свои преимущества перед государственными. Во-первых, многие из них предоставляют образование по уровню не ниже государственных, так как в учебном процессе задействованы профессора, доктора и кандидаты наук, вводятся учебно-методические комплексы нового поколения, которые способствуют масштабности, оригинальности и креативности мышления. Во-вторых, здесь гораздо ниже проходной балл и выше возможность поступить, а также ниже стоимость обучения. В-третьих, проще совмещать учёбу с работой.

Наша база содержит вузы Москвы и Московской области, вся информация по которым тщательно отредактирована в соответствии с реорганизацией и укрупнением по состоянию на 01.05.2016 г. На страницах вузов обновлены:

  • контактная информация с телефонами и электронными адресами приёмных комиссий;
  • основные направления и профили обучения с информацией о втором высшем и дополнительном образовании;
  • описания вузов.

Выбрать подходящий вуз вам поможет раздел нашей базы, в котором университеты, академии и институты Москвы распределены по профилям и направлениям подготовки: педагогические, технические, медицинские, строительные и архитектурные и т. д. Каждый абитуриент примерно представляет - чем бы он хотел заниматься в жизни, в каком направлении получать образование. Выбрав на сайте подходящее направление, можно увидеть целый список вузов, которые имеют в своем составе факультеты по профилю образования. Теперь остается только выбрать один вуз из нескольких, ориентируясь на личные предпочтения - государственный или частный, формы обучения, наличие общежития, отсрочки от армии, стажировок в вузах-партнерах, качество профессорско-преподавательского состава, достижения вуза и отдельных выпускников, их востребованность, обширность международных контактов, оснащённость лабораторий.

Несмотря на предстоящие долгие годы обучения и его сложность, всегда надо помнить, что невозможное - возможно при правильном выборе пути, целеустремленности, упорстве и высоких амбициях! «Nulla tenaci invia est via» в переводе с латыни означает: «Для настойчивого невозможное возможно». Это основа прогресса в развитии всего человечества и отдельной личности. «Определенность цели является отправной точкой всех достижений», – говорил великий У. Клемент Стоун.

Единственный способ делать великие дела - любить то, что вы делаете

Поступая в институт, многие студенты рассчитывают на государство и надеются, что их образование будет оплачено из бюджета. Но, далеко не всем везёт поступить на бюджетное место, и выпускники школ, а также их родители задумываются о подаче документов в частный ВУЗ. Но является ли оправданным этот шаг и сможет ли учащийся получить качественное образование в приватном институте? Сегодня мы обсудим основные отличия частного ВУЗа от государственного, а также поговорим о плюсах и минусах приватных учебных заведений.

Частный ВУЗ: что это?

В последние годы было проведено несколько масштабных реформ, нацеленных на образовательные программы. Зачастую нововведения касались частных и государственных школ, но были и реформы, которые затрагивали ВУЗы. В результате всех этих образовательных преобразований в РФ появилось больше частных ВУЗов, которые ведут активную деятельность наравне с государственными учебными заведениями. Согласно действующему законодательству, все частные институты делятся на две категории: негосударственные и автономные. Разница заключается в том, что автономным ВУЗам намного проще получить лицензию на ведение образовательной деятельности, чем негосударственным. Поэтому, после внедрения последних нововведений, количество негосударственных ВУЗов в нашей стране резко сократилось. Но мы не станем говорить о количественном соотношении автономных, и негосударственных институтов, а лишь обсудим их основные плюсы и минусы.

Плюсы и минусы

Если говорить о плюсах приватных учебных заведений, то в первую очередь отметим более лояльное отношение к студентам. Например, если в государственном ВУЗе после окончания сессии у студента остаются задолженности, то он рискует быть отчисленным. Более снисходительно относятся к должникам в частных учебных заведениях, так как им предоставляется достаточно времени для реабилитации. Это можно объяснить тем, что приватные учебные заведения берут плату за обучение, и радикальные шаги в виде отчисления могут сильно ударить по бюджету института.

Частные образовательные учреждения отличаются от государственных тем, что при поступлении абитуриента в негосударственный ВУЗ, он обязательно должен пройти медицинскую комиссию, которая подтвердит или опровергнет зависимость молодого человека от алкоголя или наркотиков. В ВУЗах государственного типа такая программа не предусмотрена, поэтому в них наблюдается высокий процент распространения наркотических средств. Стоит отметить, что в ближайшем будущем правительство планирует сделать обязательной процедуру прохождения нарколога для всех абитуриентов и студентов, которые уже проходят обучение.

Всё больше автономных учебных заведений берут пример с европейских ВУЗов и заимствуют у них много интересных образовательных программ. Например, некоторые частные институты инициируют программы по обмену студентами. Таким образом, молодые люди имеют возможность посетить другую страну, ознакомиться с её культурой и завести новых друзей. Как показывает практика, студенты, которые участвовали в программах по обмену, имеют больше шансов получить высокооплачиваемую работу.

Еще несколько лет назад большинство абитуриентов и их родителей с подозрением относились к частным ВУЗам, так как считали их крайне ненадёжными. Многие скептически относились к качеству предоставляемого ими образования, и были уверены, что получить работу с таким дипломом будет гораздо сложнее. Честно говоря, были основания так считать, но теперь ситуация кардинально поменялась. Сейчас уже растёт недоверие к государственным ВУЗам, качество образования в которых стремительно падает. Если верить статистике за прошлый год, учащиеся автономных ВУЗов по уровню знаний с большим отрывом превосходят студентов государственных учреждений.

Если более детально рассмотреть проблему недооценки приватных учебных заведений, то становится очевидным, что причиной её возникновения стали возникшие в период существования СССР стереотипы. Если раньше все были уверены, что негосударственные ВУЗы нестабильны и ненадёжны, то теперь это мнение является совершенно ошибочным.

Обычно, в государственных ВУЗах действует устоявшаяся система оплаты. В ситуации с автономными учебными заведениями это не так, ведь они самостоятельно устанавливают стоимость обучения. Стоит отметить, что зачастую эта сумма гораздо ниже, чем в государственных институтах.

Большинство частных ВУЗов могут похвастаться отменным состоянием помещений, качественной мебелью и другими атрибутами, необходимыми для полноценного обучения. Именно по инфраструктуре можно судить о состоятельности и надёжности учебного заведения. К сожалению, большинство государственных ВУЗов не могут предложить таких условий. Если частники открывают свои институты в новых зданиях, то помещения государственных ВУЗов могут быть построены еще в середине прошлого века.

Что касается недостатков, то он только один: большинство автономных ВУЗов не имеют собственного общежития, что создаёт дискомфорт для некоторых категорий абитуриентов. Например, если абитуриент приезжает из другого города, чтобы поступить в частный институт, то ему нужно будет самостоятельно найти себе жильё.

Подводим итоги

Частные ВУЗы имеют массу преимуществ над государственными, но, даже с учётом этого, нужно внимательно относится к их выбору. Если вы еще не определились с тем, в какой из автономных институтов подать документы, обратите внимание на сроки функционирования. Лучше избегать приватных ВУЗов, которые существуют совсем недавно, и отдавать предпочтение тем учебным заведениям, которые уже достаточно давно в сфере образования.

Статус: Негосударственный
Основан: 1997 г.
Лицензия: № 1957 от 24.02.2016 г.
Аккредитация: № 0167 от 25.07.2012 г.

Частное образовательное учреждение высшего образования «Открытый Институт - Высшая профессиональная школа» образован в 1996 году как Академия «Континент».
В октябре 2007 года он был переименован в «Академию социально-экономического развития», а в 2012 году получил название: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Гуманитарно-экономический и технологический институт» (НОУ ВПО ГЭТИ).

С января 2016 года переименован в ЧОУ ВО Открытый Институт -Высшая профессиональная школа.

С момента организации института до сентября 2013 года несменным руководителем, ректором был Александр Григорьевич Шаров - доктор экономических наук, профессор.
Усилиями ректора и дружного коллектива института достигнут высокий рейтинг конкурентоспособности выпускников, сложились добрые и хорошие традиции в ВУЗе. Большой вклад в деятельность и развитие института внес первый проректор по учебной работе кандидат технических наук, доцент Попов Алексей Николаевич.

За время существования института в его структуре, приоритетных направлениях произошли изменения. Так в 2012 году ЧОУ ВО ОИ-ВПШ открыл новое направление подготовки студентов: электроэнергетика и электротехника.

С 2011 года началась реализация магистерских программ по психологии, менеджменту, юриспруденции. Летом 2013 года состоялся первый выпуск магистров. Качество образовательной программы и подготовки выпускников магистратуры была оценена комиссией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и выдано Свидетельство об аккредитации магистерских программ.

В соответствии с Болонской конвенцией и реформой российского образования институт с 2011 года начал подготовку бакалавров по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения. В связи с этим в приоритетное направление определено не только подготовка выпускников, обладающих необходимым количеством знаний по конкурентному направлению, но и формированиепрофессиональных компитенций. Поэтому профессорско-преподавательский состав стремится выработать у студентов четкую жизненную позицию, профессиональные качества, умение творчески мыслить, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

По результатам мониторинга 2013 года Минобрнауки России деятельность института признана эффективной.

Достижения и успехи всего коллектива ставят новые задачи по развитию и совершенствованию института, повышению его конкурентоспособности.
В соответствии со стратегией развития и миссией института планируется занять высокое место в рейтинге негосударственных ВУЗов.

Читайте также: