Социальные изменения. Формы социальных изменений. Формы реализации и виды социальных изменений

34 Социальные изменения. Реформы и революции

Социальные изменения – фундаментальные изменения, происходящие с течением времени в культуре, структуре поведения и др. Роль социальных изменений прослеживается более ясно после событий оказавших влияние на общество (Октябрьская революция, вторая Мировая война, афганская война) и др. В социологии выделяются и исследуются два типа социальных изменений - эволюционные и революционные.

Социальные изменения могут протекать в следующих основных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы.

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся "сверху" с помощью законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без ее качественных изменений.

Революция представляет собой быстрые фундаментальные социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую неспособность управлять обществом, создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

35 Концепция социального прогресса

Социальный прогресс - направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе к более предпочтительному, лучшему состоянию (счастью, свободе, процветанию, знаниям).

Идея прогресса лежит в фундаментальной особенности человеческого бытия - противоречии между реальностью и желаниями, жизнью и мечтами. Концепция прогресса смягчает возникающее при этом напряжение, порождая надежду на лучший мир в будущем и уверяя, что его приход гарантирован или, по крайней мере, возможен.

Современное толкование социального прогресса основывается на нескольких фундаментальных идеях: о необратимом времени; о направленном движении; о кумулятивном процессе; о различии между типичными, необходимыми стадиями, которые проходит процесс; об эндогенных причинах; о признании неизбежного, необходимого, естественного характера процесса; об улучшении, усовершенствовании, отражающими тот факт, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.

Кульминацией прогресса должна стать полная реализация таких ценностей, как счастье, изобилие, свобода, справедливость, равенство. Отсюда следует, что прогресс – ценностная категория. И каждая историческая эпоха оценивает его исходя из своего понимания ценностей (в XIX в. критериями прогресса были индустриализация, урбанизация, модернизация; в начале XXI в. они таковыми уже не считаются).


36 Современные тенденции развития международных отношений

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Тенденции развития:

1) рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры.

2) глобализация, заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований.

3) нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению. Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

4) усиление разделения мира на два полюса - полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

5) политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

6) демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов.


37 Мировая система и процессы глобализации

В социологии идея международной системы, распространенная в исследованиях в области политики и международных отношений, сменилась на представление о глобальной системе. Это подразумевает существование определенных процессов глобализации, которые невозможно объяснить традиционной логикой развития отдельных стран из-за их независимости от политики наций-государств и национальных сообществ.

Социологи, занимающиеся проблемами развития передовых индустриальных обществ, выявили два основных процесса глобализации, а их коллеги, изучающие “третий мир”, установили существование третьего.

1) Глобализация производства. Базисным процессом, ведущим к возникновению глобальной системы, является экономический процесс, а именно: характерные для конца XX в. экспансия капитализма и его трансформация в интегрированную глобальную экономику, основой которой являются транснациональные корпорации (ТНК) – главные действующие лица современной экономики.

2) Глобализация культуры. Широко распространенным является также представление о глобализации культуры, поскольку по всему миру распространилось потребительство, заменившее или дополнившее более локализованные культуры.

3) Социология глобальной системы. Что касается социальной сферы, некоторые социологи отмечают признаки существования международной менеджерской буржуазии, или транснационального капиталистического класса. Исследования установили наличие в некоторых обществах “третьего мира” групп (часто обозначаемых как “компрадорские”), интересы которых связаны с интересами ТНК и которые зачастую обосновывают свое сотрудничество с ними пользой для собственного общества.

Лет - 12 тыс. чел.; до 49 лет - 4,1 тыс. чел.; свыше 50 лет - 5,8 тыс. чел. Причем средний возраст безработных составлял 34,3 года. Трудовые ресурсы Одной из основных категорий социологии труда являются трудовые ресурсы. Их изучением занимаются многие науки. Что же интересует социологов? В частности, такая характеристика, как степень мобильности трудовых ресурсов. К примеру, размещение трудовых...

Обычаи мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полезности для всеобщего блага. 1. Социальные условия возникновения социологии Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в...

Имеют огромное, подчас решающее каузальное значение для поведения людей» и т.д. Принципиально важно зафиксировать то, что теоретико-методологической предпосылкой, исходной реальностью и элементарной клеточкой социологии Вебера является представление о целерационально действующем индивиде и производном характере всех форм коллективности типа «народ», «общество», «государство» и т.д. Так, он пишет...

Об обществе проявились в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма. Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а...


Революция как форма социальных изменений.
Эволюционные изменения. Социальные реформы.

План.
1.Введение.
2.Социальные изменения.
3. Революция как форма социальных изменений.
4. Эволюционные изменения.
5. Социальные реформы.
6. Заключение.

1.Введение.
Общество может изменяться самым неожиданным, непредсказуемым образом. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развивается прогрессивно. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия труда вытесняются машинами, их место заменяют автоматизированные комплексы. Меняются образ и уровень жизни населения, благоустраиваются города, превращаясь в мегаполисы. Традиционные многоколенные семьи распадаются на множество семей, они не включают в себя дедушек, бабушек и других родственников.
Социальные изменения – одно из наиболее общих социологических понятий. Под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое; смена общественно-экономической формации; существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре; изменение установленных социальных образцов поведения; обновление институциональных форм и др. 1
Социальные изменения могут осуществляться двумя путями:
первый, эволюционный путь предполагает, что изменения являются
результатом естественного, поступательного развития общества;
______________________________ ______________________________ __
второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов.
Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества к обществу индустриальному. Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации. Социальный прогресс ведет к росту самостоятельности и свободы граждан, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества. Карл Маркс считал, что прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. Макс Вебер движущую силу социальных изменений видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие (на Западе) или затрудняющие это развитие (на Востоке).
Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на:
антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др. Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву.
В качестве движущих сил революции выступают классы и социальные слои, заинтересованные в ниспровержении существующего строя и способные к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя. Большинство современных концепций революционных социальных изменений базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.
С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции.
Социальная реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основы существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.
Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе».
2.Социальные изменения.
Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как в социальной системе.
Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства: изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы, открытия и изобретения, аккультурация.
Социальные изменения могут быть вызваны природными причинами - изменением физической среды обитания человека, космическими ритмами социальной активности, импульсами магнитных полей и т.д. Природные стихии - такие, как ураган, землетрясение, наводнение - оказывают влияние на общественную динамику, внося определенные коррективы в социальную организацию общества. Толчком, движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования в экономической, в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия. В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды
______________________________ ________________
1 Кравченко А.И. Три капитализма в России. Т.1. с.300
изменений вообще и социальных изменений в частности:
Содержательные изменения - это совокупность элементов системы, их возникновение, исчезновение или изменение ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации (введение или упразднение каких-то должностей), изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда.
Структурные изменения - это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это, например, перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником.
Функциональные изменения - э то изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут вызваться изменением ее содержания или структуры, окружающей социальной среды, т. е. внешних связей данной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.
Особый тип изменения - развитие. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Пример: ребенок и выросший из него специалист в какой-либо области деятельности - это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, т.к. занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому о таком человеке говорят, что он прошел путь развития. Социальные изменения принято разделять на 4 уровня: социальный (глобальный) уровень - это изменения, затрагивающие все сферы общества (экономическое и техническое развитие, политические революции, кризисы, глобальные миграции, урбанизация); уровень больших социальных групп - изменения в социальной структуре общества (социальное расслоение, социальная и профессиональная мобильность); уровень институтов и организаций -изменения, происходящие в отдельных социальных институтах (реформы и реорганизации отдельных сфер общественной жизни); уровень межличностных отношений - изменения социальных связей между отдельными индивидами.
Социальные изменения более высокого уровня приводят изменениям нижестоящего уровня. Изменения низшего уровня обычно не приводят к изменениям на более высоком уровне, если только эти изменения не становятся массовыми и не носят кумулятивный характер.
Все виды социальных изменений, прежде всего, социального развития, по характеру, внутренней структуре и степени влияния на общество можно разделить на две большие группы - эволюционные изменения и революционные изменения .Об этих группах социальных изменений рассказано ниже. 3.Революция как форма социальных изменений.
Революции – это наиболее яркое проявление социальных изменений. Революция (франц., истор .) - коренной и быстрый переворот в государственном и общественном строе страны, сопровождаемый вооруженной борьбой; которая не признается, безусловно, необходимой. Революция предполагает участие в перевороте широких масс народа; задача революции - переустройство управления государства на более демократических и прогрессивных началах. Революции представляют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и людей буквально «перепахивают». Они ничего не оставляют без изменения, заканчивают прежние эпохи и начинают новые. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В момент революции общество достигает пика активности, общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.
Особенностями революции являются:
1) затрагивают все уровни и сферы общества – экономику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей;
2) имеют фундаментальный характер;
3) исключительно быстры, подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса;
4) революции характеризуются необычными реакциями участников: это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, оптимизм, надежда, ощущение силы и могущества, обретение смысла жизни;
5) революции, как правило, опираются на насилие.
Выделяют четыре теории революции:
бихевиористская, или поведенческая , – причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;
психологическая – причина: массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;
структурная - при анализе революций сосредотачивается на уровне макроструктурном и отрицает психологические факторы;
политическая - революция как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством.
Наряду с относительно спокойными периодами развития общества есть и такие, которые отмечены бурно протекающими историческими событиями и процессами, вносящими глубокие изменения в ход истории. Эти события и процессы объединяются понятием социальная революция . Социальная революция по учению социалистов, должна привести к передаче земли и орудий производства в руки трудящихся масс и к более справедливому распределению продуктов труда между различными классами общества.
Социологи, в частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта - конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннего капиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.
Социальные революции происходят тогда, когда старая общественно-экономическая система, исчерпав возможности своего развития, должна уступить место новой. Экономической основой социальной революции является конфликт между производительными силами и не соответствующими им производственными отношениями. Важным моментом революции является вопрос о ее движущих силах, т.е. о действии тех классов и социальных групп, которые заинтересованы в победе революции и активно за нее борются. История знает революцию "сверху", т.е. коренные изменения общественных отношений, которые осуществлялись по инициативе сил, способных осознать необходимость назревших перемен и встать на сторону прогресса.
Вообще революцию следует рассматривать как диалектическое отрицание старого. Отказ от старых производственных отношений должен сопровождаться сохранением всего положительного, что накоплено народом за десятилетия предшествующего развития. Всякие попытки силового решения социально-экономических проблем в современный период, призывы к любому виду экстремизма следует рассматривать как преступление перед народом. В современных условиях наиболее приемлемы стали "мягкие", "бархатные" революции, при которых экономические и социальные преобразования, формирование качественно иных, соответствующих достигнутому уровню НТП производственных отношений происходит с помощью политических средств и методов, механизмов демократии, не допуская гражданских войн, то есть мирным путем.
В обществе известны различные революции: в производительных силах, науке, технике и культуре. Эти типы революции относятся к бескровным глобальным процессам, происходившим стихийно, без целенаправленного вмешательства партий или групп.
4.Эволюционные изменения.
Эволюционная теория - это монистическое мировоззрение, признающее, что во всей вселенной совершается великий и единый, неудержимо шествующий вперед процесс развития, процесс преобразования простых форм в более совершенные, которому подчинены все состояния и формы явлений: возникновение и движения небесных тел; образование земной коры и горных пород; растительного и животного мира на земле; жизнь человеческих обществ; все произведения человеческого духа: язык, литература, религия, мораль, право, искусство. 2
Эволюционные изменения - это частичные и постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо свойств, качеств, элементов в различных социальных системах, и приобретающих, в связи с этим, восходящую или нисходящую направленность.
В социологии социальных изменений существует значительное количество концепций, теорий и направлений. Наиболее исследованные теории: эволюционистская, неоэволюционистская, и теория циклических изменений . Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную идею в конце XVIII - начале XIX в. о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития. О.Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят три стадии: примитивную, промежуточную и научную,
которым соответствуют формы человеческого знания: теологического, метафизического и позитивного. Эволюция общества для него - это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.
Виднейший представитель эволюционизма Г.Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера. Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур, выживании и процветании приспособленных.
Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только структуры, обеспечивающие социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед
Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными, т.е. внутренними причинами . Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.Классический эволюционизм, по сути, исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.
Неоэволюционизм . В 50-х гг. XX в. после периода критики и опалы социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые, как Г. Ленски, Дж. Стюарт, Т. Парсонс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям. Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу, что каждая культура, каждое общество наряду с общими тенденциями имеют свою логику эволюционного развития. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений. При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде прямых утверждений. Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно и носят многолинейный характер. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших даже второстепенную роль на предыдущей стадии.
Теории циклических изменений . Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Так, древнегреческие философы Платон , Аристотель и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти. В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего, т. е. движение идет по восходящей спирали. Русский философ и социолог К. Я. Данилевский считал, что каждая цивилизация подобно биологическому организму проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии. Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби:всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Основные выводы приверженцев данной теории:
1) циклические процессы бывают замкнутыми , когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными , когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне (более высоком или более низком);
2)любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;
3)фазы развития системы, имеют различную интенсивность и временную протяженность: ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменяться длительным застоем (консервацией);
4) ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
5)социальные изменения - результат естественного процесса развития социальных систем и результат активной преобразующей деятельности человека.
Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социализации, период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и приносит в жизнь что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни. Тем самым оно осуществляет многочисленные социальные изменения.
Другой подход к изучению причин социальных революций, экзогенный, представлен теорией диффузии - просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Например, в США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.
Понятия «эволюция» и «революция» помогают понять характер социальных изменений. Часто данные понятия рассматриваются как противоположные. Эволюционные процессы отождествляются с постепенными изменениями, революции – с радикальными переменами в развитии явлений природы и общества. Революции содержат значительные эволюционные вкрапления, во многих случаях совершаются в эволюционной форме. В свою очередь эволюция не сводится только к постепенным изменениям, она включает и качественные скачки. Следовательно, в обществе постепенные количественные и качественные изменения есть взаимообусловленные и взаимопроникающие звенья одного и того же процесса развития.
Социальные революции играют прогрессивную роль: разрешают многочисленные противоречия в эволюционном развитии общества; поднимают общественное развитие на новую степень, отбрасывают все устаревшее. Но в ХХ в. отношение к революционным процессам пересматривается. Показательна позиция английского историка и философа А. Тойнби, который оценивает революцию как торможение прогресса. Он считает, что революция, уничтожая устаревшие порядки, производит громадные разрушения, перечеркивающие положительные моменты революции.
Современная наука, не отрицая революционной формы развития, переносит центр тяжести в анализе социальных изменений на эволюционную, реформистскую форму. Но и нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом, т.к. многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия в результате начавшихся в начале 90-х гг. XX в. либеральных реформ по основным своим показателям (социально-экономическим, технологическим, морально-этическим и др.) оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад. 5.Социальные реформы.
Реформа – это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда – это процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. Под реформами обычно понимают медленные
эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях.
Реформы проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений. Выделяют следующие виды реформ экономические , политические и социальные . Переход экономики к рыночным ценам, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение Конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ .
Социальные реформы касаются преобразований в тех сферах общества (сторон общественной жизни), которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Так введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы, но касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионов к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, социальным гарантиям. То есть социальные реформы изменяют существующую систему общественного распределения.
Социальные реформы имеют два подвидах: социальной модернизации и социальной трансформации. Социальная модернизация - прогрессивные социальные изменения, улучшающие параметры функционирования социальной системы (подсистемы). Социальная модернизация - процесс превращения традиционного общества в индустриальное. Модернизация имеет две разновидности: органическую - развитие на собственной основе (процесс превращения традиционного общества с преобладанием натурального хозяйства с сословной иерархией, в индустриальное, с развитой механизацией и автоматизацией труда и массовым производством товаров); органическую - ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется « сверху» ). Например, реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития западных стран.
Модернизация анализирует схемы и модели возможных общественных преобразований на пути к индустриальному и постиндустриальному обществу. Поначалу модернизация понималась как «вестернизация», т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни, а в качестве прообраза современного общества выступало американское. Модернизация описывалась как форма «догоняющего развития», а главным средством реформ считалась экономическая помощь западных стран. При этом предполагалось, что достижение определенного уровня дохода на душу населения автоматически вызовет изменения и во всех других сферах общества: политической, социальной, культурной. Такой взгляд не выдержал проверки действительностью. В афро-азиатских, латиноамериканских и других странах либерализация обернулась коррупцией чиновников, катастрофическим расслоением населения, конфликтами в обществе. Стало очевидно, что модернизация может проводиться и вне западной демократической модели. Главный упор делается на национальную форму проведения реформ. А решающим фактором признается социокультурный фактор, а именно - тип личности, национальный характер.
Социальная трансформация
и т.д.................

Формы социальных изменений

Наиболее изученными формами реализации соц. изменений являются˸ эволюционные, революционные и циклические.

1. Эволюционные соц. изменения - это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных соц. системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные соц. изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате которого изменяется соц. система. Сам же кумулятивный процесс в свою очередь должна быть расщеплен на два составляющих ᴇᴦο подпроцесса˸ формирование новых элементов и их отбор.
Размещено на реф.рф
Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они, как правило, приобретают форму соц. реформ. Но это должна быть и стихийный процесс (напр., повышения уровня образования населения).

2. Революционные соц. изменения отличаются от эволюционных радикальным образом. Во-первых, это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку соц. объекта. Во вторую очередь, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, а в-третьих, они опираются на насилие. Соц. революция – центр ожесточенных споров и дискуссий в сфере социологии и других общественных наук. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших соц проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельство тому – ряд соц. революций в Европе, северной Америке и др.
Размещено на реф.рф
Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизни общества, а должны относится лишь отдельным соц. институтам или областям. Нынешнее общество чрезвычайно сложно и революционные изменения могут иметь разрушительные последствия.

3. Циклические соц. изменения – это более сложная форма соц. изменений, т.к. она может включать и эволюционные, и революционные соц. изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Когда мы говорим о цикличных соц. изменениях, то имеем в виду ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклические соц. изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (напр., обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций). Особую сложность картине циклических изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности.

Наиболее изученными формами реализации соц. изменений являются: эволюционные, революционные и циклические.

1. Эволюционные соц. изменения - это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных соц. системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные соц. изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате которого изменяется соц. система. Сам же кумулятивный процесс в свою очередь может быть расщеплен на два составляющих его подпроцесса: формирование новых элементов и их отбор. Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они, как правило, приобретают форму соц. реформ. Но это может быть и стихийный процесс (напр., повышения уровня образования населения).

2. Революционные соц. изменения отличаются от эволюционных радикальным образом. Во-первых, это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку соц. объекта. Во-вторых, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, а в-третьих, они опираются на насилие. Соц. революция – центр ожесточенных споров и дискуссий в области социологии и других общественных наук. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших соц проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельство тому – ряд соц. революций в Европе, северной Америке и др. Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизни общества, а должны относится лишь отдельным соц. институтам или областям. Нынешнее общество чрезвычайно сложно и революционные изменения могут иметь разрушительные последствия.

3. Циклические соц. изменения – это более сложная форма соц. изменений, т.к. она может включать и эволюционные, и революционные соц. изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Когда мы говорим о цикличных соц. изменениях, то имеем в виду ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклические соц. изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (напр., обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций). Особую сложность картине циклических изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений, поскольку знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и ничего не оставляют без изменений. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв потенциала его самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. И в этом смысле революции – это знак жизнеспособности общества, показатель его социального здоровья. В случае неспособности общества к сопротивлению порочному политическому курсу, осуществляемому властными структурами, оно может попросту распасться, что представляет собой гораздо более трагический исход, нежели революционные перемены.

Каковы отличительные признаки революций? Чем они отличаются от других форм социальных изменений?

По мнению П.Штомпки, таких отличий пять:

1.Революции представляют собой масштабные, всеохватывающие изменения, затрагивающие все уровни и сферы жизнедеятельности общества: экономику, политические институты, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов.

2.Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества.

3.Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса.

4.По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно; оно оставляет глубокий след в национальной памяти, который может стать линией раскола между «победителями» и «побежденными».

5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего 13 .

Большинство революций связано с современной или новейшей историей. Великие революции прошлого – английская (1640), американская (1776), французская (1789) – открыли эпоху современности. Октябрьская революция в России (1917) и китайская революция (1949) – положили начало периоду коммунистического строительства. Антикоммунистические революции в Центральной и Восточной Европе (1989) завершили коммунистический эксперимент. Большинство социологов солидарны в том, что «веком революций» по праву следует считать XX век, хотя и XIX век с его бесконечным динамизмом – индустриализацией, урбанизацией, развитием капитализма – был также «золотым веком» для идеи революции, которая проникла в повседневное мышление, равно как в политические и социальные теории. «Считалось, что общество претерпевает необходимые прогрессивные изменения, что разум или история ведут его к лучшему, идеальному будущему порядку, – отмечает П.Штомпка. – Революции рассматривались как неизбежные, решающие процессы на этом пути, побуждающие и ускоряющие рациональные процессы. С работами Карла Маркса концепция революции вошла в сферу идеологии как мощный инструмент критики капитализма и как основание для альтернативного коммунистического проекта» 14 .

Однако во второй половине XX века миф о революции начинает рушиться: вместо прогресса лейтмотивом эпохи становится тема кризиса. Миф о революции подрывается трагическим опытом реальных революций. По иронии истории, они часто завершаются прямо противоположным результатом, выливаясь в еще большую несправедливость, неравенство, эксплуатацию и угнетение. Во многом это объясняется потребностью общества в упорядочении разбуженной стихийной энергии масс, в возвращении к нормам хоть какого–нибудь, даже предельно жесткого порядка. Вместе с тем опыт конца XX века продемонстрировал возможность сравнительно мирной смены власти, а затем и всего общественного строя: не случайно крушение коммунистических режимов в 1989 году в Центральной и Восточной Европе (за исключением Румынии) получили название «бархатных» и «нежных» революций 15 .

Можно утверждать, что социальные революции являются экстремальным способом разрешения глубоких социальных противоречий, политических кризисов. Другим, гораздо более приемлемым способом является реформа . В традиционном понимании реформы представляют собой лишь частичные изменения, призванные смягчить развертывание кризиса либо разрешить его в пользу господствующих классов, сохраняющих рычаги власти в своих руках. Реформа принципиально не затрагивает характера общественного строя, осуществляется постепенно, эволюционно (а не в форме скачка), сохраняя преемственность как институциональных структур, так и самого характера власти. Однако серия крупных реформ, осуществляемых радикал–реформаторами, нередко имеет результатом глубокие социально–экономические и политические преобразования цивилизационного порядка, что дает основания некоторым авторам называть их «революциями сверху». Правда, другие авторы, например, П.Штомпка, решительно возражают против этого термина: для революции, как уже говорилось, типично массовое протестное движение, которое далеко не всегда сопутствует реформам.

Главным достоинством процесса реформирования является то, что удается сохранить определенное равновесие (баланс) сил. Борьба интересов и идей осуществляется в рамках гражданского консенсуса, через взаимные уступки, предполагающие диалог и компромиссы. Для общественного развития это дает благоприятный, позитивный результат. Однако для достижения общегражданского согласия вокруг реформаторского курса требуется незаурядное политическое мастерство, гибкость правящей элиты, способной «поступаться принципами» и своевременно начинать реформирование общественной системы. Для того чтобы оно прошло успешно, необходимо помнить, что реформы, по словам известного российского социолога П.Сорокина, «не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам» 16 . Любой практической реализации реформирования социальных условий должно предшествовать их тщательное научное исследование. Каждый реформистски й эксперимент вначале должен тестироваться (т.е. проходить апробацию) на малом социальном масштабе. И лишь в том случае, если он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены. Наконец, условие процесса успешного реформирования заключается в том, чтобы проводить реформы в жизнь правовыми и конституционными средствами 17 .

Попрание этих канонов делает каждую попытку социальной реконструкции тщетной, а общество расплачивается за нее не только стагнацией, но нередко и человеческими жизнями. Реформирование российского общества в 1990–е годы, к сожалению, подтверждает эти выводы. Разрыв столетиями складывавшихся хозяйственных связей привел к невиданному в истории цивилизованных государств спаду производства. Некомпетентность властных структур способствовала росту политической нестабильности и сепаратистских выступлений, угрожавших распадом государственности. Социальная напряженность подпитывалась нараставшим обнищанием населения, ростом социальных и межэтнических конфликтов. Крушение общепринятых ценностей, кризис духовности и расширение психологии авторитаризма создали реальную угрозу национальной катастрофы, т.е. дезинтеграции Российской Федерации, исчезновения ее как единого государства. К счастью, худшие прогнозы не оправдались, однако возникшие в ходе неудачного реформирования противоречия и конфликты полностью не разрешены; они лишь обрели латентные формы. Отсюда судьба России зависит от способности общества развиваться, постепенно реформируясь, на основе созидательного труда, сотрудничества, солидарности и взаимопомощи всех его членов и социальных групп.

Контрольные вопросы

Читайте также: