Принципы организации медицинской помощи матерям и детям. Глава ii основные принципы организации лечебно-профилактической помощи детям Организация оказания мед помощи детям

Лечебно-профилактическая помощь детям является неотъемлемой частью охраны материнства и детства. Она обеспечивает организацию медицинского наблюдения за здоровыми детьми и подростками и оказывает им при необходимости квалифицированную помощь.

В оказании этой помощи детям принимают участие медицинские учреждения различных уровней, учреждения образования и социального обеспечения (дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, интернаты для детей с дефектами умственного и физического развития).

Среди них есть объединенная детская больница с поликлиническим отделением, стационаром, с лечебно-вспомогательными и диагностическими подразделениями, медицинским архивом и т.д.

Управление больницей осуществляют:

· главный врач;

· заведующий поликлиникой;

· заместитель главного врача по поликлинической работе (при наличии более 20 должностей врачей амбулаторного приема);

· заместитель главного врача по медицинской части.

В городах без районного разделения в штате одной из поликлиник устанавливается должность городского педиатра, а при наличии разделения – должность районного педиатра.

Главный врач организовывает работу соответственно положению о детской больнице. Он имеет право нанимать и увольнять работников, отвечает за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность больницы, планирует ее работу, обеспечивает качество обследования и лечения больных детей, разработку и осуществление профилактических и противоэпидемических мероприятий в воспитательных и учебных учреждениях, размещенных в районе обслуживания, создает условия для повышения квалификации медицинского персонала.

Заместитель главного врача по поликлинической работе обеспечивает лечебно-диагностическую, профилактическую, противоэпидемическую деятельность поликлиники, контролирует организацию работы в детских дошкольных учреждениях и школах, надлежащее ведение учетных документов, изучает состояние здоровья детей, анализирует деятельность подразделений и медицинского персонала, осуществляет производственную связь между детской поликлиникой, подростковыми кабинетами городских поликлиник, роддомом, СЭС.

Заместитель главного врача по медицинской части непосредственно руководит и отвечает за качество лечебно-диагностической работы стационаров, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, осуществляет контроль качества диагностики, контроль питания и ухода за больными, отвечает за ведение учетной документации, анализирует деятельность подразделения.

В общей системе медицинских мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, ведущее место занимает амбулаторно-поликлиническая помощь , которую обеспечивают в поликлинических отделениях детских, городских, центральных районных больниц и в самостоятельных детских поликлиниках.

Основные принципы амбулаторно-поликлинической помощи:

· бесплатное, систематическое, квалифицированное, доступное врачебное, фельдшерское, сестринское наблюдение за здоровыми детьми;

· первичная и вторичная профилактика заболеваний;

· раннее выявление и своевременное лечение больных детей;

· реабилитация больных;

· просветительная работа по вопросам воспитания здорового ребенка, обеспечение его нормального психического и физического развития.

Детская поликлиника является ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи. Качество ее работы влияет на результаты поликлинического и стационарного лечения, а также на уровень госпитализации, продолжительность пребывания в стационаре, на частоту вызовов скорой медицинской помощи.

В детских поликлиниках проводят комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и раннее распознавание патологии, снижение заболеваемости и смертности, особенно новорожденным.

На современном этапе они оказывают медицинскую помощь детям от рождения до 15 лет (14 лет 11 месяцев 29 дней) в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах.

В 1998 г. зарегистрировано 45,6 млн. посещений поликлиники и 12,3 млн. посещений на дому. Современные детские поликлиники обеспечивают проведение комплекса профилактических, лечебных, оздоровительных и др. мероприятий (рисунок №9).

Детская поликлиника имеет достаточно сложную разветвленную систему отделений и кабинетов (рисунок №10).

Рисунок №9. Основные разделы работы детской поликлиники

Рисунок 10 Структура детской поликлиники

Деятельность поликлиники обеспечивают медицинские работники , штаты которых устанавливаются с учетом численности детского населения, особенности его расселения, форм работы подразделения, обусловленных современными условиями хозяйствования.

Согласно указу МЗ Украины №33 от 23.02.00г. в городах с населением более 25 тыс. устанавливают должности врачей для обеспечения приема детей поликлиники, оказания им медицинской помощи на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах и другой работой по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию (таблица 3).

Кроме педиатров, в детских поликлиниках работает численная группа врачей других специальностей (хирурги, ортопеды-травматологи, психоневрологи, офтальмологи, отоларингологи, эндокринологи, кардиоревматологи, урологи, аллергологи и др.).

В зависимости от количества специалистов, устанавливаются должности лаборантов – рентгенологов, физиотерапевтов, ЛФК.

Для обеспечения работы в детских учреждениях и школах всех типов устанавливается дополнительно одна должность из расчета:

1. врача-педиатра:

· на 600 детей детских садов (соответственных групп в яслях);

· на 2500 учеников школ;

2. врача-фтизиатра на 200 детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах);

3. детского врача-психиатра на 300 учеников специализированных школ для умственно отсталых детей;

4. детского врача-офтальмолога – в одно из поликлиник города (городского административного района) с численностью детского населения не менее 300 тыс. человек.

Таблица №3. Штатные нормативы врачей детских поликлиник

Наименование должностей Количество должностей на 10 тыс. детей до 14 лет включительно (14 лет 11 мес. 29 дней), которые прикреплены к поликлинике
Врач-педиатр участковый 12,5
Врач-кардиоревматолог детский 0,3
Врач-гинеколог детского и подросткового возраста 0,1 но не менее одной должности на административный район
Врач-хирург детский 0,45
Врач-ортопед-травматолог детский 0,5
Врач-уролог детский 0,2
Врач-отоларинголог детский 1,0
Врач-невролог детский 1,0
Врач-офтальмолог детский 1,0
Врач-эндокринолог детский 0,4
Врач-аллерголог детский 0,2
Врач-иммунолог детский 0,3
Врач-инфекционист детский 0,5
Врач-гематолог детский 0,2
Врач-нефролог детский 0,1 но не менее 0,5 должности на административный район
Врач-гастроэнтеролог детский 0,3
Врач-дерматовенеролог детский 0,2

В зависимости от количества врачей одного профиля могут быть установлены должности заведующего отделением: педиатрического: вместо 0,5 должности врача – при количестве должностей участковых педиатров и педиатров 6,5-9.

Общее руководство работой поликлиники осуществляет заведующий поликлиникой или заместитель главного врача по поликлинической работе.

В самостоятельной поликлинике эту функцию выполняет главный врач поликлиники.

В детских поликлиниках, кроме медицинских, вводятся также должности и педагогических работников для логопедических и сурдологических кабинетов. В сурдологическом - должность заведующего кабинетом, врача-отоларинголога (сурдолога), по одной должности невропатолога, дефектолога, логопеда, медицинской сестры, младшей медицинской сестры.

Указанные должности устанавливаются для одной из детских больниц или поликлиник города, где расположена детская поликлиника.

Должность логопеда в поликлинике в зависимости от объема работы устанавливают из расчета одна должность на 20 тыс. детей и подростков.

Соответственно штату врачей устанавливаются должности среднего и младшего медицинского персонала, работу которых возглавляет старшая медицинская сестра.

Четкость работы поликлиники в значительной мере зависит от деятельности регистратуры.

Основные задачи регистратуры идентичны для поликлиник, которые оказывают помощь взрослому населению (см. раздел «Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению»).

Чтобы освободить врача от выполнения функций не свойственных уровню его подготовки, в поликлиниках функционируют кабинеты доврачебного приема. На квалифицированный средний медицинский персонал положено выполнение следующих функций:

· проведение контрольного кормления новорожденных;

· обработка микротравм;

· выдача свидетельств об эпидемической обстановке по месту проживания, выписок с истории развития ребенка и направлений на обследование в связи с оформлением в дошкольное учреждений, школу, отъезда на санаторное оздоровление;

· проведение антропометрических измерений;

· определение температуры тела и АД перед осмотром педиатра.

План.

Введение………………………………………………………… ………………...3
1. Организация лечебно-профилактической помощи детям. ………………….3
2. Детская поликлиника: задачи, структура, показатели деятельности……….4
3. Организация стационарной помощи детям…………………………………19
4. Методика расчета и анализа специальных показателей деятельности детской поликлиники………………………………………………… …………24
Заключение…………………………………………………… …………………26
Список использованных источников…………………………………………... 27

Введение

Одна из главных проблем России в настоящее время - ухудшение демографической ситуации вследствие снижения рождаемости и роста смертности. Так, младенческая смертность и смертность детей 1-го года жизни в нашей стране в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. Кроме того, в последнее время отмечают ухудшение здоровья детей и подростков, снижение показателей их физического развития и полового созревания, рост общей заболеваемости и высокий уровень социально значимых болезней. Последние связаны с неблагоприятными социально-бытовыми факторами и экологическими воздействиями, неполноценным питанием, несвоевременной медико-психологической и педагогической коррекцией.

Высокая заболеваемость и инвалидность ограничивают возможность получения детьми полноценного образования, выбора профессии, а также приводят к снижению уровня годности юношей к военной службе.

1.Организация лечебно-профилактической помощи детям
Организация лечебно-профилактической помощи детям в РФ представляет собой государственную систему, обеспечивающую непрерывное квалифицированное медицинское наблюдение за ребенком, начиная с момента его рождения до окончания школы. Система обеспечивает взаимосвязь и преемственность в деятельности основных звеньев оказания профилактической и лечебной помощи детям.
Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» в ст. 24 определяют права несовершеннолетних в интересах охраны их здоровья.
Эти права обеспечиваются широкой сетью лечебно-профилактических учреждений для детей, к которым относятся: детские городские больницы, детские больницы на железнодорожном транспорте, детские областные [краевые), окружные больницы, специализированные детские больницы [инфекционные, психиатрические и т.п.), дневные стационары, детские консультативно-диагностические центры, центры перинатологии, диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, дома ребенка, родильные дома, детские бальнеологические и грязелечебницы, детские санатории, специализированные санаторные лагеря круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля, детские клиники НИИ, вузов и др.

Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются:

    -непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни;

    -преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям;

    -этапность в лечении - поликлиника, стационар, санаторий.

2. Детская поликлиника: задачи, структура, показатели деятельности
Проблема охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи все в большей степени становятся предметами обсуждения на всех уровнях широкой медицинской и немедицинской общественностью. Ведущим видом медицинской помощи детям является амбулаторная поликлиническая помощь, представленная наиболее массовыми учреждениями, где осуществляется основной объем лечебно-диагностической и профилактической работы среди детей, а также санпросвет работа в семье ребенка.
В проекте Концепции реформирования здравоохранения Республики Саха (1999г.) говорится о том, что из 2-х глобальных направлений в медицине (профилактическое и лечебное) предпочтение должно отдаться первому (как в развитых странах мира). Поэтому необходимо обеспечить повышение значимости амбулаторно-поликлинических учреждений и служб.
Детская поликлиника проводит широкий комплекс мероприятий по предупреждению и раннему выявлению патологии у детей, снижению заболеваемости и детской смертности, поэтому она должна иметь достаточно развитую диагностическую и лечебную базу, а также хорошо организованную службу, деятельность которой направлена на профилактику заболеваний, на обучение населения навыкам сохранения здоровья.

Детская поликлиника - лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее амбулаторно-поликлиническую помощь детям и подросткам до 18 (17 лет 11 месяцев 29 дней включительно) лет. Детские поликлиники организуются в целях обеспечения детей, не нуждающихся в госпитализации, доступной и качественной первичной медико-санитарной, квалифицированной и специализированной помощью, направленной на профилактику, снижение уровня заболеваемости, детской инвалидности, младенческой и детской смертности. В зависимости от числа врачебных должностей выделяют пять категорий городских детских поликлиник. В настоящее время в городах преимущественно функционирую крупные поликлиники (1-2 категории), имеющие достаточный набор помещений, высококвалифицированные кадры, необходимые лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, водолечения, грязелечения и др.).

Таблица №1.

      Категории поликлиник Число врачебных должностей Число посещений в смену
      1 50 - 70 800
      2 40 - 50 700
      3 30 - 40 500
      4 20 - 30 300
      5 15 - 20 150

Оптимальный режим работы детских поликлиник: с 8 часов до 20 часов в рабочие дни, а в выходные дни до 14 часов. Детская поликлиника работает по участковому принципу. Вся обслуживаемая поликлиникой территория разделена на участки. На педиатрическом участке в норме проживает 800 детей и для их обслуживания выделяется 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности участковой медсестры. Кроме того, в детской поликлинике предусмотрены должности врачей-педиатров и медсестер (фельдшеров) для оказания лечебно-профилактической помощи в дошкольных учреждениях, школах и отделения специализированной медицинской помощи. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.

Основные задачи детской поликлиники :

    -Организация и проведение профилактических мероприятий в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах – диспансеризация детей (активное и динамическое наблюдение за здоровьем детей), санитарно-просветительная работа, пропаганда здорового образа жизни, проведение противоэпидемических мероприятий совместно с центрами ГСЭН;

    -Оказание квалифицированной и специализированной лечебной помощи в поликлинике и на дому;

    -Качественное проведение клинико-экспертной работы - экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности;

    -Своевременная госпитализация детей, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием;

    -Соблюдение преемственных связей с другими ЛПУ: женскими консультациями, родильными домами, детскими больницами и санаториями, диспансерами.

Основным направлением деятельности детской поликлиники, является профилактическая работа, осуществляющаяся путем:

    проведения дородового патронажа беременных женщин;
    учета детского населения и диспансеризации здоровых, больных и детей из группы риска соответственно возрасту, особенностям нервно-психического и физического развития;
    вакцинации детей;
    подготовки детей к поступлению в дошкольные и общеобразовательные учреждения;
    предупреждения инфекционных заболеваний;
    санитарно-просветительной работы с целью гигиенического воспитания и прививания навыков по рациональному питанию, уходу, закаливанию, оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди детей, их родителей и членов семьи.

Детскую городскую поликлинику возглавляет главный врач, который непосредственно руководит всей ее деятельностью: обеспечивает своевременность, доступность и качество всех видов лечебно-профилактической помощи детям, осуществляет планирование, финансирование, устанавливает штат, организует работу сотрудников, анализирует результаты работы, отвечает за оснащение медицинским оборудованием, хозяйственным инвентарем. Штат медицинского и педагогического персонала в детской поликлинике устанавливается исходя из следующих нормативов: на 10 тысяч детей прикрепленных к поликлинике предусматривается - 12,5 должностей участковых педиатров, 0,5 ставки детского хирурга, 0,75 ставки травматолога-ортопеда, 1,25 ставки отоларинголога, по 1,5 ставки офтальмолога и невролога, а также должности других специалистов. Для обеспечения работы в дошкольных и школьных учреждениях дополнительно выделяются 1 должность врача-педиатра из расчета на: 180 -200 детей в детских яслях, 600 детей детских садов, 2000 учащихся образовательных учреждений.

В структуре детской поликлиники имеются свои особенности, так, в отличие от поликлиник, обслуживающих взрослое население, в детской поликлинике предусмотрено два входа. Через главный вход (вход для здоровых детей) заходят дети, не имеющие симптомов острых инфекционных заболеваний.

Все заболевшие дети должны обслуживаются на дому, однако, если родители по тем или иным причинам приводят заболевшего ребенка в поликлинику, они должны войти во вход для больных детей, который ведет в помещение называющееся фильтром. Там работает опытная медицинская сестра, которая опрашивает, осматривает ребёнка, ставит предварительный диагноз и решает – может ли ребенок посетить поликлинику или нуждается в консультации врача и изоляции. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач, вызванный медицинской сестрой. После осмотра врача и назначения необходимых лечебных мероприятий ребенка через отдельный выход из бокса отправляют домой или при показаниях на машине скорой помощи перевозят в стационар. Бокс, в котором находился больной, дезинфицируют.

В вестибюльном помещении должна быть сосредоточена информация об услугах поликлиники, пространственной и функциональной структуре учреждения. В детских поликлиниках у входа следует предусматривать помещение для хранения детских колясок, а в вестибюле - предусматривать столы для пеленания грудных детей.

Основной фигурой, оказывающей амбулаторно- поликлиническую помощь детям, является участковый педиатр. Согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об организации деятельности врача-педиатра участкового» от 18 января 2006 г. N 28 - на должность врача-педиатра участкового назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности "педиатрия" или "лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности «педиатрия». Врач-педиатр участковый осуществляет свою деятельность в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико- санитарную помощь детям: детских поликлиниках; амбулаториях; стационарно-поликлинических учреждениях. Врач-педиатр участковый оказывает первичную медико- санитарную помощь контингенту, сформированному преимущественно по территориальному принципу и на основе свободного выбора врача пациентами. Нагрузка участкового педиатра составляет: 5 человек на 1 час приема в поликлинике, 7 - при профилактических осмотрах и 2 - при обслуживании на дому. Цель работы участкового педиатра заключается в сохранении здоровья, снижении заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечении оптимального физического и нервно- психического развития детей.

Функциональные обязанности участкового педиатра:

    -формирует врачебный участок из прикрепленного контингента;
    -проводит динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей;
    -проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;
    -осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;
    -проводит первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;
    -организует и принимает участие в проведении профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки;
    -разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;
    -обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам-специалистам, при соответствующих показаниях - на госпитализацию;
    -обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей;
    -проводит динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюдении, их своевременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения;
    -обеспечивает подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения;
    -обеспечивает поступление информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки, попечительства;
    -обеспечивает работу стационара на дому;
    -обеспечивает выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
    -обеспечивает проведение дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
    -выдает заключение о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения;
    -обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции;
    -осуществляет диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;
    -своевременно направляет извещения в установленном порядке в территориальные органы санэпиднадзора о случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнениях;
    -обеспечивает медицинскую помощь юношам в период подготовки к военной службе;
    -проводит работу по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;
    -проводит подготовку медицинской документации по переводу детей по достижении соответствующего возраста в городскую (районную) поликлинику;
    -руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной помощи;

    -ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализируя состояние здоровья прикрепленного контингента к врачебному педиатрическому участку и деятельность врачебного педиатрического участка;

-систематически повышает свою квалификацию.

В труднодоступных и отдаленных районах, в сельской местности с недостаточным числом врачей-педиатров возможно проведение диспансерного наблюдения детей из прикрепленного контингента, в том числе детей раннего возраста, врачом общей практики (семейным врачом) (в соответствии с пунктом 9 Порядка осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 января 2005 г. N 84 "О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)" (зарегистрирован в Минюсте России 21 февраля 2005 г., N 6346), с последующим направлением детей с отклонениями в состоянии здоровья к врачам-специалистам.

Диспансерный метод широко используется участковым педиатром для улучшения состояния здоровья детского населения. Профилактические осмотры являются первым и обязательным этапом в диспансеризации детского населения. Объем и содержание профилактических осмотров должны соответствовать возрастному, физическому, функциональному и нервно-психическому развитию ребенка. Проведение профилактических медицинских осмотров детей предусмотрено Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, то есть, гарантировано государством. Обязательное проведение профилактических медицинских осмотров детей в определенные возрастные периоды предусмотрено рядом приказов Минздрава и Министерства здравоохранения и социального развития России: №186/272 от 1992 г., №151 от 1997 г., №154 от 1999 г., №241 от 2000 г., №623 от 2003г., №28 от 2006г. Эти приказы являются действующими на настоящий момент. В связи с тем, что профилактическая работа гарантирована государством, проведение профосмотров в муниципальных поликлинических учреждениях является бесплатным. Участковый педиатр и медицинская сестра в первые два дня после выписки ребенка из роддома проводят на дому совместный активный профилактический осмотр (патронаж) новорожденного. Первый год жизни ребенка чрезвычайно важен с точки зрения становления функции всех органов и систем организма, нервно-психического развития, поэтому необходимо регулярное медицинское профилактическое наблюдение за малышом. Активные посещения новорожденного на дому проводятся участковым педиатром на 10-й, 14-й и 21-й дни жизни ребенка, далее – ежемесячно мама с малышом посещает участкового педиатра в поликлинике. При осмотре педиатр уточняет антропометрические параметры (массу и длину тела, окружность грудной клетки и головы, оценивает состояния швов и родничков на голове), оценивает нервно-психическое и физическое развитие, функциональное состояние других органов и систем. Даются рекомендации по уходу за ребенком, по его питанию, другие советы для обеспечения здорового роста и развития. В возрасте 1 месяца, наряду с педиатром, малыша осматривают невролог, ортопед, офтальмолог, хирург. Кроме того, в 1 месяц жизни проводится вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая - обычно проводится в роддоме в первые 12 часов жизни ребенка). Прививка выполняется после осмотра педиатром для исключения острых заболеваний. По результатам профилактического осмотра в зависимости от состояния здоровья малыша, врач может назначить дополнительные исследования (общий анализ крови и мочи, исследования кала и пр.).

Невропатолог (невролог) выяснит, правильно ли происходит развитие нервной системы ребенка, проверит, научился ли он держать голову, реагирует ли на резкие звуки, на свет и т.д. Именно в этом возрасте чаще всего выявляются перинатальные, то есть возникшие в период беременности и родов, поражения центральной нервной системы. Невролог даст рекомендации по поводу оздоровительного массажа, гимнастики, посещения бассейна, а при необходимости - назначит медикаментозное лечение.

Ортопед оценит развитие костно-мышечной системы ребенка, а также исключит наличие какой-либо врожденной патологии развития (например, врожденная косолапость, врожденный подвывих или вывих тазобедренного сустава и др.), может быть назначено ультразвуковое или рентгенологическое исследование тазобедренных суставов. Чем раньше специалист заметит отклонение в развитии опорно-двигательного аппарата малыша, тем эффективнее будет лечение.

Офтальмолог проводит осмотр глазного дна, что особенно важно у недоношенных детей (выявление ретинопатии), исключает слепоту, дакриоцистит – воспаление слезного мешка и т.д.

Профилактические осмотры педиатра с 1 месяца жизни ребенка до достижения 1-го года становятся ежемесячными. В возрасте 3 месяцев наряду с педиатром ребенок должен быть осмотрен теми врачами-специалистами, осмотр которыми не был проведен в 1 месяц. Делаются обязательные анализы крови, мочи, кала. Другие обследования в этом возрасте назначаются по показаниям. В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок (при отсутствии противопоказаний) ребенок прививается от дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Вторая и третья прививки от данных инфекций проводятся в возрасте 4,5 и 6 месяцев. Следует помнить, что предварять каждую прививку, в каком бы возрасте ее ни делали, должен осмотр педиатра. В возрасте 9 месяцев, наряду с осмотром педиатра, ребенка осматривает детский стоматолог. Именно в этом возрасте необходимо контролировать прорезывание и рост зубов. Родители должны получить советы по уходу за полостью рта ребенка, научиться контролировать правильность роста зубов, формирования прикуса.

В год, помимо профилактического осмотра у педиатра, необходимо посетить невролога, хирурга и ортопеда. Также малышу надо будет провести реакцию Манту, а затем прививки против кори, эпидемического паротита и краснухи. Является обязательным проведение анализов крови, мочи, кала на яйца глистов.

На втором году жизни при отсутствии жалоб на здоровье ребенка осмотры педиатром осуществляются с кратностью 1 раз в 3 месяца. Один раз в течение года (обычно, в возрасте 18 месяцев) проводится лабораторное обследование (анализы крови, мочи, кала). Кроме того, предусмотрен обязательный однократный осмотр стоматологом. В возрасте 18 месяцев ребенка необходимо ревакцинировать против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, а в возрасте 20 месяцев – против полиомиелита.

На третьем году жизни педиатр осматривает ребенка два раза в год. В 3 года – перед поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение, наряду с педиатром и врачами- специалистами, ребенка в поликлинике осматривает дерматолог, консультирует логопед, а в детском саду – педагог или психолог. В возрасте от 4 до 7 лет профилактический осмотр проводится педиатром один раз в год. В 5 или 6 лет – за год до поступления в школу объем обследования такой же, как в 3 года. В 6 или 7 лет - перед школой объем обследования аналогичен предыдущему.

Школьники ежегодно осматриваются педиатром и стоматологом. В 7 или 8 лет – по окончании первого класса школы ребенок проходит комплексный медицинский осмотр, в котором участвуют врачи- специалисты, однако из обязательного объема обследования исключаются дерматолог, логопед. В 10 лет – переход к предметному обучению в школе, начало подросткового периода развития - к традиционному объему врачебного, лабораторного и инструментального обследования добавляется осмотр эндокринологом, девочек – гинекологом, всем проводится электрокардиография (ЭКГ). В 12 лет - период начала интенсивного полового созревания дополнительно к объему предшествующего осмотра проводится осмотр мальчиков урологом. В 14 - 17 лет объем профилактических осмотров аналогичен тому, который проводится в 12-летнем возрасте; в 15 или 16 лет проводится однократное флюорографическое обследование. Обращает на себя внимание уменьшение с каждым годом количества подростков с первой группой здоровья: с 33,9% в 1998 до 25% в 2005году. Все это позволяет думать, что школьный и подростковый возраст наиболее уязвим для неблагоприятных факторов внешней среды: кислородное голодание, плохое освещение в школах, отсутствие необходимой по росту школьной мебели, недостаточное количество свежих овощей и фруктов, мясо - молочных продуктов в рационе питания. Имеет значение и гиподинамия школьников, недоступность оздоровительных комплексов из-за высокой платы за пользование ими.

Результаты медосмотра заносятся в основной медицинский документ детской поликлиники - «Историю развития ребенка». Данный документ имеет юридическую силу, и на основании сведений, содержащихся в нем, принимаются все решения (в том числе экспертные), касающиеся состояния здоровья ребенка. Если профилактический осмотр проводится перед оформлением малыша в детский сад или школу, то сведения о состоянии здоровья в образовательном учреждении заносятся в «Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения начального и среднего профессионального образования, детских домов и интернатов» (форма №02б/у-2000). В этом документе будут накапливаться сведения о состоянии здоровья ребенка из года в год, до тех пор, пока он не достигнет семнадцати лет. Этот документ будет сопровождать его во всех образовательных учреждениях (хранится в детском саду, а затем в школе или другом образовательном учреждении). Кроме того, совсем не обязательно проходить профилактический осмотр за один день, как практикуется в детских садах и школах. Сначала стоит посетить медицинскую сестру (проведение доврачебного обследования) и педиатра, который осмотрит ребенка и порекомендует примерный план посещений специалистов.

Педиатр должен стать для родителей главным врачом, к которому стекается информация о здоровье и условиях жизни ребенка от всех других специалистов и педагогов. Если при проведении профилактического медицинского осмотра у ребенка выявляется заболевание, то он должен быть дополнительно обследован (консультации специалистов, лабораторное, инструментальное обследование) и ему должен быть поставлен точный диагноз. Объем обследований определяется в соответствии с диагностическими стандартами, утвержденными для данного заболевания (приказ №151, 1997 г). Дети с хронической патологией также проходят медосмотр в соответствующие сроки. Кроме того, такие дети находятся под диспансерным наблюдением, алгоритм проведения которого (кратность осмотров, перечень специалистов, диагностических процедур) определяется заболеванием (приказ №151, 1997 г).

Профилактические медицинские осмотры детей, посещающих образовательные учреждения (в т.ч. дошкольные), организуются врачами и средним медицинским персоналом прикрепленным к данному учреждению и администрацией образовательного учреждения. Форма проведения (в детском дошкольном учреждении, школе - чаще или в поликлинике - реже) выбирается администрациями поликлиники и образовательного учреждения в зависимости от имеющихся возможностей. При этом соблюдается право родителей на присутствие при проведении осмотра ребенка. Обязательным является присутствие родителей или других членов семей при проведении профилактического осмотра в поликлинике в том случае, если малыш не посещает образовательное учреждение. Для проведения профилактических осмотров детей (преимущественно первых трех лет жизни) в поликлинике рекомендуется выделять «День здорового ребенка», как правило, во вторник или четверг – дни наименьшей нагрузки на амбулаторном приеме.

Одним из первоочередных организационных мероприятий в детской поликлинике должно быть создание отделения здорового ребенка, в состав которого входят кабинеты по профилактической работе, в том числе кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет и др.

Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии.
и т.д.................

Удельный вес детского населения достигает 14%. Дети – это лица в возрасте от 0 до 14 лет включительно (14 лет, 11 месяцев, 29 дней). Это – приоритетное направление в организации мед. помощи. Младенческая смертность – это смертность до 1 года на 100 родившихся. Заболеваемость у детей в 2 раза выше, чем у взрослых. Хотя младенческая смертность уменьшается, удельный вес в её в общей смертности остаётся высоким. Россия занимает 52 – 54 место в Мире по младенческой смертности. Удельный вес её в общей смертности составляет 205.

Причины младенческой смертности:

    острое расстройство пищеварения

    пневмония

    заболевания ВДП

    острые детские инфекции

Основная причиной младенческой смертности заключается в неблагоприятных условиях вскармливания и ухода за грудными детьми. Смертность ребёнка надо рассматривать как ЧП для ЛПУ. Одна из основных задач органов и учреждений лечебно – профилактической помощи детям – уменьшение младенческой смертности.

Основными учреждениями охраны здоровья детей являются:

    многопрофильные детские больницы

    детские поликлиники

    детские отделения взрослых поликлиник

    детские отделения многопрофильных больниц для взрослых

    специализированные детские больницы и учреждения

    дома ребёнка

    дошкольные учреждения

    детские дома

В городах основными учреждениями являются городские поликлиники. В селе за оказание медицинской помощи детям отвечает акушерка на ФАПе., в участковой больнице на 35 коек есть врач – педиатр, в ЦРБ есть поликлиническое отделение для детей и детское отделение в стационаре и районный педиатр. Всю помощь детям в области возглавляет Областная больница.

Раньше были детские консультации (до 3-х лет) и детские поликлиники, т.е. микро – и макропедиатр. Сейчас действует принцип единого педиатра.

По мощности детские поликлиники делятся ан 5 категорий:

1 – 800 посещений в день, 2 – 700, 3 – 500, 4 – 300, 5 – 150.

Городская детская поликлиника

Работает по территориально – участковому принципу (800 детей на участке). Основная нагрузка – дети до 1 года (50- 60 детей). В последнее время педиатры, акушеры гинекологи и терапевты работают на одном акушерско – терапевтическо – педиатрическом участке (1 акушер – гинеколог, 3 терапевта, 2 педиатра).

Детские поликлиники по своим штатам укомплектовываются таким образом, что состоят из участковых педиатров с патронажными сёстрами на 1,5 ставки. Врачи всех узких специальностей: 0,3 должности на 1000 детей, 0,45 должности на 1000 детей.

Структура детской поликлиники:

    отделение здорового ребёнка

    отделение специализированной помощи (специалисты, физиотерапия, лаборатория).

    дошкольное – школьное отделение

    диспансеризация

В детской поликлинике есть:

    фильтр с боксом

    кабинеты участковых педиатров

    прививочный и процедурный кабинет

    кабинеты врачей – специалистов

    кабинеты гигиенического и физического развития девочек

    рентген – кабинет

    физиотерапевтический кабинет

    кабинет лечебной физкультуры

    лаборатория

    гардероб

    регистратура

    молочная кухня

    пункт сбора материнского молока

    кабинеты доврачебного приёма

Особенности детской поликлиники, которые связанны с её задачами:

    Обслуживание здоровых детей: через главный вход идут здоровые дети. Там есть фильтр, где осматривают ребёнка и решают – пропускать его или нет. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач.

    Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.

Охрана здоровья ребёнка включает в себя 3 периода:

    Антенатальная охрана плода (контакт акушера – гинеколога с педиатром)

    Динамическое наблюдение за новорожденными. Принимает участие патронажная сестра: при выписке из роддома она должна принять ребёнка на учёт. Не позже, чем через 3 дня, врач должен осмотреть ребёнка, особенно детей, которые принадлежат к группе риска – матери которых токсикозом беременности и т.д. Здоровые дети осматриваются врачом не реже 3 раз в месяц, сестра посещает ребёнка не реже 6 раз в месяц. Если у ребёнка есть отклонения, заболевания, врач осматривает 4 раза. В течении года каждые 3,6,9,12 месяцев врач пишет этапные эпикризы.

    Динамическое наблюдение от года до 7 лет. В 2 года врач осматривает 4 раза в год. В 3 года 2 раза в год. В последующие годы - 1 раз в год.

Все дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:

    здоровые

    с риском возникновения патологии

Задачи кабинета здорового ребёнка:

    пропаганда здорового образа жизни

    обучение родителей правилам воспитания здорового ребёнка

    санитарное просвещение детей

    профилактика заболеваний

Много внимания отнимает необходимость уделять внимание правильному рациональному питанию. Дети да 4 – х месяцев должны получать грудное молоко, для чего в поликлинике организуется кабинет сбора грудного молока.

Все заболевшие дети обслуживаются на дому. Это основа противоэпидемической работы. Немало сил уделяется диспансеризации детей-школьников (выявляются больные туберкулезом, глистной инвазией, нуждающиеся в санации полости рта и глотки). В детских поликлиниках создаются специальные дошкольно - школьные отделения. В состав их входят педиатры и медсёстры, которые работают в детских яслях, детских садах и школах. Есть следующие штатные нормативы для детских учреждений: 1 врач на 2000 школьников, 1 медсестра на 600 –800 школьников; 1 врач на 400 – 600 детей в дет. садах, 1 медсестра на 100 детей в дет. садах. Если есть 6 – 9 врачей, то выделяется должность зав. отделением.

Основные задачи дошкольно – школьного отделения:

    обследование всех детей, которые поступают и находятся в этом учреждении

    мед. контроль за сан – гигиеническими условиями

    контроль за выполнением режимов дня, питания, закаливания

    мед. контроль за состоянием здоровья, проведения плановой диспансеризации, выявление больных

    сан – просвет. работа

    летние оздоровительные мероприятия

    анализ деятельности учреждений

Для воспитания детей старше 3 лет в системе органов образования есть сеть детских домов. За организацию мед. помощи в них отвечают мед. учреждение. В детском доме должен быть врач, при его отсутствии мед. обслуживание возлагается на ближайшую детскую поликлинику.

Детская поликлиника оказывает лечебно-профилактическую помощь детям в возрасте до 18 лет. Ведущим в работе является участковый принцип, обеспечивающий тесную связь медицинских работников с семьей ребенка.

При знакомстве с основными разделами трудовой деятельности участкового педиатра обращается особое внимание на ведущее значение профилактической работы, составляющей 80% рабочего времени медработников.

Составными частями ее являются: антенатальная охрана плода, динамическое наблюдение за развитием здоровых детей, организация рационального вскармливания, проведение диспансерных осмотров детей врачами-специалистами, профилактических прививок, подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения, школу, санитарное просвещение родителей.

Успех антенатальной охраны плода во многом зависит от преемственности между женской и детской консультациями, родильным домом и детской поликлиникой. С момента взятия беременной женщины на учет детская поликлиника организует проведение патронажей к беременной совместно с женской консультацией, проводит занятия школы молодых родителей. Первый дородовый патронаж осуществляется медицинской сестрой детской поликлиники сразу же после поступления сведения о беременной из женской консультации, второй - на 31-32-й неделе беременности. Цель патронажей - выяснение состояния здоровья беременной, социального положения и психологического климата в семье, а также рекомендации по режиму питания, труда и отдыха, по подготовке предметов ухода и обучения правилам ухода за ребенком.

Профилактическая работа начинается с первичного патронажа к новорожденному, который проводится участковым врачом и медицинской сестрой в первые три дня после выписки из родильного дома, о которой сообщается по телефону в детскую поликлинику.

Дети, родившиеся от первых родов, а также от неблагополучно протекавших беременности и родов, посещаются в день выписки из родильного дома. Во время патронажа выясняется наличие факторов риска в биологическом и социальном анамнезе, условия жизни семьи, оценка характера вскармливания, осмотр ребенка, обратив внимание на состояние пупочной ранки, кожных покровов, оценка состояние здоровья ребенка и анамнестические данные, определение группы здоровья, даются обоснованные рекомендации по режиму, вскармливанию и уходу за ребенком, режиму и питанию матери. В первый месяц врач посещает ребенка три раза, а при необходимости и ежедневно.

Динамическое наблюдение за детьми первого года жизни осуществляется врачом ежемесячно во время профилактических приемов (день здорового ребенка) в поликлинике. Кроме тщательного осмотра, на приеме проводится антропометрия детей, детально уточняется характер вскармливания, оценивается психомоторное развитие. Данные осмотра фиксируются в истории развития ребенка (форма 112). В кабинете здорового ребенка мать получает подробные рекомендации по вскармливанию и уходу за ребенком, обучается комплексу физических упражнений, приемам массажа, соответствующих возрасту.

Под особенно тщательным наблюдением педиатра находятся дети I года жизни из группы «риска» (II группа здоровья). К ним относятся недоношенные дети, из двойни, родившиеся с синдромом дыхательных расстройств, родовой травмой, перенесшие гемолитическую болезнь, с проявлениями дистрофии, диатезов, анемии, находящиеся на раннем искусственном вскармливании и др.

Большинство этих детей нуждается в проведении дополнительных лабораторно-диагностических исследований, консультациях врачей-специалистов, комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий. Наблюдение за детьми группы «риска» является индивидуальным в соответствии со степенью риска, выраженностью функциональных отклонений с учетом социально-бытовых условий жизни ребенка.

В первые три месяца жизни здорового ребенка осматривают хирург-ортопед, невропатолог и офтальмолог. Дважды на первом году у ребенка проводят анализ крови.

На втором году жизни здорового, ребенка наблюдают 1 раз в квартал, затем - 1 раз в полгода. При каждом проф. осмотре врач оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка в динамике и дает заключение о состоянии его здоровья.

С 3-летнего возраста начинается подготовка детей к обучению в школе, поэтому в этом возрасте дети осматриваются, кроме педиатра, невропатологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом и другими специалистами по показаниям. Участковый педиатр выполняет рекомендации специалистов по оздоровлению детей.

Организационная работа медработников состоит из анализа и планирования деятельности, работы с учетно-отчетной оперативной документацией, внедрения передовых форм работы, повышения квалификации, работы с медицинской сестрой участка.

Работу детской поликлиники характеризует ряд показателей. Среди них наиболее важны такие, как показатель младенческой смертности, перинатальной смертности, показатели заболеваемости (общей, детей до 1 года, инфекционными заболеваниями), распределение детей по группам здоровья, % детей, находящихся на естественном вскармливании до 4 месяцев; % oxвата проф. прививками, удельный вес детей 1 года жизни, число умерших в стационаре в первые 24 часа после госпитализации, количество жалоб населения.

Учитывая то, что большинство острых заболеваний имеет у детей инфекционную природу, в детской больнице должны быть условия для максимальной разобщенности детей, что достигается при полубоксовой и боксовой системе отделений.

Дети направляются в больницы планово по направлениям участковых педиатров или врачами экстренно-дежурной поликлинической службы, неотложной и скорой помощью. Оптимальной для детей является госпитализация с сохранением материнского ухода. В соответствии с приказом МЗ и МП РФ №206 при стационарном лечении детей в возрасте до 7 лет, а также тяжелобольных старшего возраста, нуждающихся по заключению врачей в материнском уходе, матери предоставляется возможность находиться, вместе с ребенком в лечебном учреждении. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности на срок, в течение которого необходимо ее пребывание с ребенком в стационаре.

Основным структурным подразделением детской больницы является отделение.

В связи с развитием специализированной помощи в больницах создаются, кроме хирургических, неврологических, оториноларингологических отделений, и такие, как отделения патологии новорожденных, кардиологическое, гастроэнтерологическое, гематологическое, реанимационное, и многие другие. Лечебные возможности педиатрических стационаров существенно расширились за последнее, время за счет создания в них отделений и палат интенсивной терапии и реанимации.

Одним из главных показателей работы детской больницы и ее отделений является показатель больничной летальности.

Этот показатель принято исчислять по отдельным нозологическим единицам (летальность при пневмонии, менингите и т.д.). Необходимо также выделение показателя летальности в группе детей первого года жизни, показатель досуточной летальности (умершие в первые 24 часа после поступления в стационар).

Оценка статистических показателей является основой для разработки мероприятий по улучшению медицинской помощи детям на всех этапах. В них отражаются все недочеты и резервы улучшения этой работы.

Повсеместно принятой является методика этапного лечения больных детей. Остро заболевший ребенок поступает в стационар, затем после лечения переводится в санаторий, а после санатория поступает под диспансерное наблюдение в детскую поликлинику.

Организация медицинской помощи детям

Одна из главных проблем России в настоящее время - ухудшение демографической ситуации вследствие снижения рождаемости и роста смертности. Так, младенческая смертность и смертность детей 1-го года жизни в нашей стране в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. Кроме того, в последнее время отмечают ухудшение здоровья детей и подростков, снижение показателей их физического развития и полового созревания, рост общей заболеваемости и высокий уровень социально значимых болезней. Последние связаны с неблагоприятными социально-бытовыми факторами и экологическими воздействиями, неполноценным питанием, несвоевременной медико-психологической и педагогической коррекцией. К наиболее очевидным причинам роста смертности детей в возрасте до года в начале 90-х гг. XX века относят переход России на новое определение живорождения, рекомендованное ВОЗ, и ухудшение общей социально-экономической ситуации в стране.

Улучшение здоровья детей возможно только при последовательной государственной политике в области охраны материнства и детства. В связи с этим в Российской Федерации принято более 100 нормативно-правовых актов, направленных на защиту детей. Материнство, детство и семья в соответствии с Конституцией РФ находятся под защитой государства, что означает создание социально-экономических и правовых предпосылок для нормального развития и воспитания детей. Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (1998) в статьях 5 и 8 предусматривает установление показателей качества жизни детей, включающих минимальный объём социальных услуг, гарантированное и общедоступное бесплатное образование, социальное обслуживание, социальную защиту детей, организацию оздоровления и отдыха, обеспечение питанием в соответствии с минимальными нормами, бесплатное медицинское обслуживание. Однако медико-демографический мониторинг показывает, что осуществляемые государством меры не сдерживают отрицательного влияния социально-экономических факторов на качество жизни детей, система льгот и пособий, в том числе для детей-инвалидов, не компенсирует темпов роста стоимости жизни. В связи с этим перспективным можно считать внедрение малозатратных и развитие стационарозамещающих технологий, ликвидацию имеющихся диспропорций и выполнение целевых программ. В России ратифицированы Конвенции ООН "О правах ребёнка" и "О ликвидации всех форм дискриминации женщин", проводится государственная социальная политика по защите и выхаживанию детей и женщин путём реализации федеральных целевых программ "Дети России", "Планирование семьи" и "Безопасное материнство". Достижение эффекта от принятых программ возможно при условии оздоровления окружающей среды, развитии социальной инфраструктуры и создании условий для здорового образа жизни.

Медицинская помощь детям в России

В нашей стране существуют служба планирования семьи, развитая сеть перинатальных центров, медико-генетических отделений и кабинетов, консультативно-диагностических служб, совершенствуется медицинская помощь детям и беременным. Планирование семьи направлено на сокращение количества нежелательных беременностей и абортов (особенно среди девушек-подростков), снижение уровня гинекологических заболеваний, сокращение материнской и младенческой смертности, восстановление репродуктивной функции женщин, страдающих бесплодием, предотвращение бесплодия у юношей. Для продолжения реализации государственной политики по охране здоровья женщин и детей разработана и реализуется федеральная целевая программа "Дети России", предусматривающая внедрение в стране мониторинга материнской и младенческой смертности, врождённых пороков развития, а также разработку и внедрение федеральных стандартов оказания медицинской помощи новорождённым, детям раннего возраста и применение новых медицинских технологий для профилактики, диагностики и лечения социально значимых болезней.

В родильных домах открыты палаты интенсивной терапии для новорождённых, оснащённые современным оборудованием, включая аппараты искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), для проведения эффективной первичной реанимации ребёнка, родившегося в асфиксии. Оборудование обеспечивает объективный контроль за жизненно важными функциями организма при проведении длительной интенсивной терапии. Происходит внедрение современных технологий по выхаживанию новорождённых с малой массой тела. Детей, находившихся в критическом состоянии, а также имеющих перинатальную патологию или малую массу тела, переводят на второй этап выхаживания в специализированные отделения. Разрабатывают вопросы диагностики и лечения внутриутробных инфекций (ВУИ).

Пренатальная диагностика врождённых аномалий развития и многих наследственных заболеваний способствует снижению рождаемости детей с пороками развития, не совместимыми с жизнью.

Новорождённых обследуют на фенилкетонурию и врождённый гипотиреоз, что позволяет своевременно выявлять детей с этой патологией и предотвращать их инвалидизацию.

Ранняя диагностика, предоперационная подготовка и экстренная хирургическая медицинская помощь детям с врождёнными пороками сердца (ВПС) значительно улучшают исходы в этой группе новорождённых. Важную роль играет преемственность в ведении детей с перинатальной патологией между стационарами, поликлиниками и консультативно-диагностическими центрами.

Стратегическая основа рождения и воспитания здорового ребёнка - профилактика. В этой области важное место во всех возрастных группах занимает первичное звено медицинской помощи - врач-педиатр районной поликлиники. Профилактические осмотры - первый и обязательный этап диспансеризации детского населения. Их цель - раннее выявление заболеваний и проведение необходимого комплекса профилактических, лечебно-оздоровительных и медико-социальных мероприятий. Объём и содержание профилактических осмотров должны соответствовать возрастному физическому и нервно-психическому развитию ребёнка.

Профилактический осмотр проводят поэтапно:

  • I этап - доврачебное обследование по скрининг-программе.
  • II этап - врач-педиатр осматривает ребёнка, затем на основе данных осмотра и скрининг-диагностики и с учётом возраста ребёнка оценивает уровень его психомоторного, нервно-психического, физического развития и определяет объём специализированного обследования.
  • III этап - врач соответствующего профиля осматривает ребёнка в присутствии родителей.
  • IV этап - по итогам профилактического осмотра врач-педиатр делает заключение о состоянии здоровья ребёнка (относит его к соответствующей группе здоровья), даёт рекомендации (по режиму, питанию, физическому воспитанию, вакцинации).

Профилактика заболеваний

Важное место в работе педиатра занимает постоянный контроль за состоянием здоровья детей 1-го года жизни: регулярные осмотры с оценкой физического и психического развития, рекомендациями по питанию, коррекцией выявленных нарушений, профилактическими прививками. Педиатр осматривает новорождённого на дому в течение первых двух дней после выписки ребёнка из роддома, затем через день после первого посещения, на 10-е и 21-е сутки жизни и в возрасте 1 мес (в детской поликлинике). В период новорождённости по показаниям обеспечивают консультации специалистов на дому и проводят вакцинацию против туберкулёза, если её не сделали в роддоме.

В 1 мес в условиях поликлиники по итогам заключений врача-неонатолога роддома, участкового педиатра и специалистов (невролога, офтальмолога и хирурга-ортопеда) определяют группу здоровья ребёнка. Матерей обучают проведению комплексного массажа и методам профилактики рахита. Проводят разъяснительную работу по обеспечению грудного вскармливания и рационального докорма детей. При отсутствии у матери молока контролируют схему искусственного вскармливания и правила введения прикорма.

В течение первого года жизни педиатр осматривает ребёнка 11 раз - 4 раза за время периода новорождённое, далее в 2, 3, 5, 7, 9 и 12 мес. Новорождённых второй и третьей групп здоровья педиатр осматривает на дому 4 раза в год, невролог - 1 раз.

В 3 мес проводят скрининговое лабораторное обследование, ребёнка осматривают специалисты (невролог, офтальмолог, хирург-ортопед), оформляют заключение по показаниям и противопоказаниям к проведению профилактических прививок. В последующие месяцы первого года жизни (также в условиях детской поликлиники) детей осматривает участковый педиатр. Он корригирует питание ребёнка, проведение профилактических прививок, даёт рекомендации по закаливанию, контролирует нервно-психическое развитие. Если ребёнок заболел, его обязательно консультируют специалисты. В случае необходимости обеспечивают активное наблюдение участкового педиатра и врачей круглосуточной медицинской помощи на дому.

В 1 год участковый педиатр с учётом перенесённых заболеваний и данных осмотра тех же специалистов делает новое заключение о состоянии здоровья ребёнка.

На 2-м году жизни профилактические осмотры проводят дважды (в 1,5 и 2 года), в последующем - ежегодно.

В возрасте 3 лет перед поступлением в детское дошкольное учреждение детям проводят доврачебное и лабораторное обследования, их осматривают педиатр и врачи-специалисты; при этом оценивают нервно-психическое и физическое развитие, определяют группы здоровья и распределяют на медицинские группы для занятий физической культурой. Затем в 5 и 6 лет проводят то же обследование, что и в 3 года, и определяют функциональную готовность детей к обучению в школе. В 8 лет при полном диспансерном осмотре оценивают адаптацию к обучению в школе, в 8, 9, 10, 11, 12,13 и 14 лет также контролируют усвоение школьной программы. В 6 и 12 лет в программу профилактических осмотров включают электрокардиографию (ЭКГ).

Комплексный осмотр врачами-специалистами (офтальмологом, хирургом-ортопедом, отоларингологом, стоматологом, неврологом и другими специалистами при наличии показаний) обязателен в 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12 и 14 лет. Ежегодно детей осматривают стоматолог и педиатр, врачи других специальностей - по показаниям. Наблюдение за подростками осуществляют в полном объёме в условиях поликлиники до 17 лет, включая помощь психолога.

Особое внимание уделяют профилактике гинекологических и экстрагенитальных заболеваний у девочек-подростков, по показаниям их осматривает детский гинеколог.

Улучшение консультативно-диагностической работы с детьми заключается в увеличении доступности для них квалифицированной специализированной медицинской помощи, уменьшении экономических затрат, организации дневных стационаров для быстрого уточнения диагноза и сокращения сроков пребывания в стационаре.

Диспансерное наблюдение особенно тщательно проводят за детьми, имеющими факторы риска возникновения заболеваний (вторая группа здоровья) и хронические заболевания (третья группа здоровья), с включением комплекса профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий и медико-педагогической коррекции. Реабилитацию осуществляют в центрах и отделениях восстановительного лечения, а также в специализированных санаториях.

Детям с хроническими заболеваниями, относимым к группам риска и с необычными реакциями и поствакцинальными осложнениями специфическую иммунопрофилактику проводят с использованием оптимальных режимов после консультации со специалистами и с учётом результатов клинических, функциональных и лабораторных исследований.

Рацион питания детей

Известно, что правильное питание имеет важнейшее значение для развития детского организма. К современным негативным тенденциям относят уменьшение количества детей, находящихся на грудном вскармливании, раннее введение прикорма, увеличение распространённости заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Пропаганда естественного вскармливания и применение различных видов стимуляции лактации - важное звено в системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости. В этой работе используют основные положения совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ "Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания".

Молочно-раздаточные пункты по рецептам врачей обеспечивают детей бесплатными молочными продуктами. В связи с высокой распространённостью заболеваний органов пищеварения необходим тщательный медико-санитарный надзор за питанием школьников. Развитие индустрии детского питания позволяет обеспечивать детское население, особенно первых 3 лет жизни и детей, имеющих хронические заболевания, специальными продуктами питания, включая лечебные.

При заболевании ребёнка наблюдение и обследование в полном объёме обеспечивают на догоспитальном этапе, при необходимости ребёнка направляют в стационар, в том числе в специализированные отделения. С целью оказания квалифицированной помощи детям в течение суток функционируют служба круглосуточной медицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Комплексное решение проблем организации помощи детям-инвалидам включает социально-педагогические, психологические и медицинские аспекты и способствует социальной ориентации детей и их интеграции в общество.

Читайте также: