Значение подвижных игр. Методическая разработка «Подвижные игры как основная форма двигательной деятельности дошкольников

  • 9. Основные понятия теории и методики фв дошк-ов.
  • 10. Связь ТиМфв с др. Дисциплинами.
  • 11. Принципы обучения дошк-ов физ. Упр.
  • 12. Классификация и характеристика физических упражнений (фу).
  • 13. Проблема физического воспитания в трудах российских ученых.
  • 14. Использование спортивной тренировки для совершенствования физического потенциала детей.
  • 15. Содержание физического развития дошкольников в учебной программе дошкольного образования рб.
  • 17. Формирование двигательного навыка. Этапы обучения двигательному действию
  • 18. Техника и методика обучения детей ходьбе и бегу.
  • 19. Техника выполнения прыжков.
  • 20. Обучение детей метанию.
  • 21, 22. Техника и методика обучения дошк-ов ползанию, лазанью.
  • 23. Равновесие и методика его формирования у детей младш. И старш. Дошк-го возр.
  • 24. Использование исходных положений в общеразвивающих упражнениях.
  • 25. Требования, предъявляемые к комплексу ору.
  • 27. Приёмы, активизирующие умственную и двигательную активность при проведении ору.
  • 29. Основы безопасности при выполнении детьми физических упражнений.
  • 30. Значение подвижных игр.
  • 31. Классификация подвижных игр.
  • 32, 34. Методика организации и проведения пи в разных возрастных группах.
  • 33. Вариативность подвижных игр.
  • 36. Условия и методика работы по обучению дошк-ов плаванию.
  • 37. Условия и методика обучения дошкольников ходьбе на лыжах.
  • 38. Техника и методика обучения детей катанию на коньках.
  • 39. Специфика построения физкультурных занятий спортивной направленности.
  • 40. Простейший туризм в детском саду.
  • 41. Содержание знаний дошкольников в области физ. Культуры.
  • 42. Особенности проявления двигательных способностей. Контрольные упражнения на выявление фк.
  • 43. Использование тренажеров в доу.
  • 44. Развитие быстроты и выносливости.
  • 45. Развитие ловкости и силы.
  • 46. Развитие самосознания и самооценки дошкольника.
  • 47. Педагогическая технология развития творчества дошк-ов ср-вами физ. Культуры.
  • 48.Воспитание у детей мотивов двигательной деятельности.
  • 49. Физкультурное занятие. Многообразием форм проведения.
  • 50. Способы организации детей при выполнении физических упр-й.
  • 51. Педагогический анализ физкультурного занятия.
  • 52. Утренняя гимнастика. Содержание вводной, основной и заключительной части.
  • 53. Требования к утренней гимнастике. Построение комплекса утрен. Гимнастики.
  • 54. Содержание физ. Упражнений в гимнастике после сна.
  • 55. Подвижные игры и физ. Упражнения на прогулке.
  • 56. Необходимость проведения физкультурных минуток в ду.
  • 57. Цель и назначение физкульт. Досуга.
  • 58. Физкультурный праздник, его назначение.
  • 59. Характеристика двигательной акт-ти. Требования к самостоятельной двигательной деятельности детей.
  • 60. Индивидуальный подбор методов обучения движениям с учетом состояния здоровья детей.
  • 61. Индивидуальный подбор методов обучения с учётом уровня физической подготовленности детей.
  • 62. Методы проявления психомоторной одарённости.
  • 63. Содержание физ. Воспитания детей с признаками психомоторной одаренности.
  • 64. Характеристика детей с признаками психомоторной одаренности.
  • 65. Оценка осанки и стопы.
  • 66. Коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.
  • 67. Изучение двигательной активности детей методом хронометража и наблюдения.
  • 68. Определение физической подготовленности дошкольников по уровню развития физических качеств, сформированности двигательных навыков.
  • 69. Построение физиологической кривой физической нагрузки.
  • 70. Вычисление общей и моторной плотности физкультурного занятия.
  • 71. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, участка. Физкультурное оборудование и инвентарь в д/с.
  • 73. Планирование физкультурного занятия с соблюдением основных принципов обучения.
  • 78. Основные функции руководителя физического воспитания дошкольников.
  • 79. Профессиональные знания и умения, необходимые педагогу для организации физического воспитания в учреждении дошкольного образования.
  • 80. Оценка физического развития детей по общепринятым методикам.
  • 33. Вариативность подвижных игр.

    Существуют различные варианты подвижных игр. Вариативность, позволяет использовать их боле целесообразно, с учетом подготовки детей. Подвижные игры можно усложнять, но изменения должны быть обоснованными. Можно усложнить двигательные задания (увеличить расстояние для бега, прыжков); ввести новые движения («Поезд», «Чье звено скорее передаст флажок»); изменить форму построения игры (просто бегут, обойти обруч). Можно изменить темп движения, увеличить число ловящих, усложнить правила (бежать только в определенном направлении). Или роль выполняет воспитатель, потом ребенок. Можно ограничить площадь, увеличить расстояние. К составлению новых вариантов игр, можно привлекать детей. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

    35. Методика обучения детей игре в футбол, хоккей .

    Основу спортивных игр составляют естественные виды движений и их сочетание. Поэтому обучению спортивным играм, в Д/У уделяется большое внимание. Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Используются элементы спортивных игр, подводящие детей к более сложным игровым действиям. Обучать детей старшего дошк-го возр. начинают на специализированном (тематическом) зан-ии, структура кот. должна быть похожа на структуру традиционного физкультурного зан-я. Различие имеет место лишь в подборе средств для каждой его части.

    Футбол . Дошк-ки обучаются упрощённому варианту игры. Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его партнёру по игре, забивать в ворота. В игре не применяются недоступные для детей штрафные и свободные удары, угловой удар, положение вне игры. Из технических футбольных приёмов дошк-ов целесообразно обучать удару по мячу ногой, остановке мяча ногой. Дети перемещаются ходьбой или бегом в разных направлениях: па прямой, зигзагом, дуге и т. д. Удары ногой по мячу выполняются серединой подъема, внутренней и внешней частью подъема, внутренним боком стопы, носком ноги. Приемы мяча осуществляются подошвой, бедром, носком ноги, грудью или головой. Вести мяч по площадке дети учатся носком ноги, внутренним боком подъема ноги. Вратарь ловит мяч, отбивает его, защищает ворота, бросает пойманный мяч на | поле. Для того чтобы научиться владеть мячом, детям необходимо много упражняться: катать мяч ногой вперед - назад, в стороны, подбивать мяч подъемом ноги; подбрасывать мяч руками, подбивать ногой и ловить; подцепить мяч носком ноги и подбросить вверх. Со временем дети овладевают умением прокатывать мяч правой и левой ногой в определенном направлении, попадать в кеглю, закатывать в ворота. Дошкольники учатся отбивать мяч об стену неск-ко раз подряд (задерживают мяч ногой и снова отбивают), передавать мяч друг другу, прокатывая его по земле. Удары выполняют внутренним боком ступни. Освоив необходимые приемы; дошкольники могут играть в футбол. В игре принимают участие 2 команды по 5-7 игроков. Играют 2 тайма по 15 мин Между ними 5-минугный перерыв. Игра начинается с центра поля. Игроки пытаются подвести мяч к воротам противника и забить гол. Все действия с мячом выполняются только ногами, руками дотрагивается до мяча вратарь. Во время игры запрещено толкать соперника, руками задерживать его.

    Игра в баскетбол - командная игра. Она включает в себя - бег прыжки, бросание мяча, кот. выполняются при противодействии партнера. В состав команд входит определенное кол-во участников продолжительность игры ограничена во времени. На первых этап важно научить реб-ка правильно держать мяч: на уровне груди обеими руками, согнутыми в локтях, кисти рук лежат сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены. Реб-к учится ловить мяч двумя руками, примерно на уровне груди. Он выпрямляет слегка расслабленные руки навстречу мячу, захватывает его пальцами, гасит скорость полёта, притягивает мяч к груди и принимает стойку баскетболиста. Техника игры в баскетбол состоит из двух видов действий. Для 1-го из них характерны движения, кот. выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру. К ним относятся: стойка баскетболиста, перемещение по площадке, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. 2-ой вид включает действия с мячом: ловлю, передачу, ведение и забрасывание мячей в корзину. О.С. баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед, тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища. Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами. Во время бега ребенок должен выполнять перекат с пятки на носок. Учить детей остановкам необходимо в следующей последовательности: остановка после ходьбы, после бега в медленном темпе, после бега в быстром темпе, неожиданная остановка.

    Основное внимание необходимо обратить на технику удержания и выполнения действий с мячом. Важно научить ребенка правильно держать мяч. И.П. - держать мяч на уровне груди обеими руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук лежат сзади сбоку, пальцы широко расставлены. При ловле мяча необходимо обратить внимание детей на то, что мяч нужно встречать руками, следить за его полетом. Мяч не следует долго задерживать в руках, нужно действовать быстро. Одновременно детей учат передавать мяч сначала двумя руками, а потом и правой, и левой (на месте и в движении). При передаче мяч нужно держать на уровне груди. Одним из наиболее важных действий с мячом явл. его ведение. Вначале дети ведут мяч с высоким отскоком Такое веден не требует низкой стойки, ребенок учится правильно держать спи не наклоняться к мячу, видеть площадку. Дети не должны бить мячу, а толкать его вниз, вести вперед - сбоку, а не прямо перед собой, смотреть вперед, а не вниз на мяч. Целесообразно использовать подготовительное упр-е: отбивание мяча двумя руками (по очереди) на месте. После этого дети переходят к ведению мяча передвигаясь шагами, а потом во время бега (мяч ведется по прямой, со сменой направления, а также при противодействии другого игрока). Успех игры зависит и от точности попадания мяча в корзину. Движения при передаче мяча и забрасывании, его в корзину явл. одинаковыми по своей структуре, поэтому детей учат забрасывать мяч двумя руками от груди и одной рукой от плеча. При 1-ом способе реб-к мячом описывает небольшую дугу до туловища вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросает мяч в корзину. При 2- ом - мяч находится на ладони согнутой локтевом суставе руки и придерживается другой. Слегка согнутые нога выпрямляются, одновременно рука с мячом выносится вперед-вверх и мяч толчком кисти направляется в корзину. Расстояние до корзины вначале 1 м потом 2-2,5 м. Дошк-ки играют в баскетбол 2 тайма по 5 мин, между ними обязательно планируется небольшой перерыв. Педагог следит за продолжительностью игры. Во время перерыва он может предложить детям поиграть в игру малой подвижности, заменить уставших детей. Если мяч перелетает через боковую линию, игра останавливается. Возвращает мяч в игру команда противника. С мячом в руках ребенок может сделать не более трех шагов, после этого он должен вести мяч, передавать его другому игроку или забросить в корзину. Запрещается: вести мяч двумя руками одновременно, бежать с ним в руках, толкать детей, держать их за одежду, руки.

    Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»

    Методическая разработка

    «Подвижные игры как основная форма двигательной деятельности дошкольников»

    Составитель: Воронина Елена Валерьевна

    Ревда, 2016

    Введение

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан с учетом основных принципов, среди которых: реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательскй деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребека. [ 2]

    По определению отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева), игра – есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения.

    Игра способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

    Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Многие ребята перестали выходить во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов. Для ребёнка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития.

    Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребёнка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решать эту проблему нужно в совокупности социально – педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребёнка. Этому способствуют игровые формы организации двигательной деятельности детей. [ 5 ]

    1. Характеристика подвижной игры как основной формы двигательной деятельности дошкольников

    Подвижная игра – это игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил. Сюжет, правила, и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры.

    В старшем дошкольном возрасте, наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старших групп по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил. Все игры детей развиваются под руководством взрослых. Педагоги знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.

    2. Виды подвижных игр

    Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные игры (например: «Два Мороза», «Где ты хитрая лиса?») имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

    Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах. Бессюжетные подвижные игры например: «Ловишки», «Перебежки» не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

    В старшем дошкольном возрасте широко используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чья команда быстрее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто быстрее до мяча») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

    К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей. Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

    В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках, ? и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

    К сложным подвижным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

    Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

    Гибкое применение известных принципов классификации предоставляет педагогам широчайшие возможности для рационального использования игрового метода развития двигательной активности, будь то задача преимущественного развития физических качеств или формирования и совершенствования координированных и экономных движений, образования умения быстро входить в нужный ритм и темп физической деятельности, ловко, быстро и целесообразно выполнять разнообразные двигательные задачи, определенным образом отвечающие требованиям, которые предъявляет жизненно практическая деятельность.

    Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.

    Родителям вполне доступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подобные игры, во время которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются физически. Со временем физические упражнения становятся для детей любимой игрой, в которой все интересно: и новые достижения, и состязательность игр, и участие родителей. Всякая нагрузка начинает восприниматься легко и с любопытством, даже холодовая нагрузка, без которой невозможно закаливание.

    Воспитателям важно творчески подходить к проведению непосредственно образовательной деятельности по физической культуре и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.

    Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Разнообразные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления. Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих. Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения, целесообразно обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.

    Разнообразие двигательных действий в подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

    3. Содержание и методика проведения игр в различных возрастных труппах

    Для каждого возраста разработаны свои подвижные игры в детском саду, которые учитывают психологические и физиологические особенности того или иного возраста. Организация мероприятий предполагает обязательные игры в детском саду, когда участниками развлекательно-игровых действий становятся и сказочные герои, и сами ребята. После проведения игр в детском саду, останутся довольными и дети, и родители! Именно поэтому грамотная организация игр в детском саду подарит каждому ребёнку незабываемые эмоции. [ 6]

    Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей; времени года, особенностей режима, места проведений, интересов детей.

    Играя в знакомую игру, дети сами вспоминают ее основные правила и ход. Если возникает необходимость что-то уточнить, воспитатель делает это, подчеркивая наиболее ответственные, важные моменты.

    В зависимости от сюжета игра проводится одновременно со всеми детьми или с небольшой подгруппой. Ознакомление с новой сюжетной подвижной игрой – дается после предварительной работы. В качестве предварительной работы можно использовать:

      чтение художественных произведений; беседы, просмотр кино- и видеофильмов;

      организация наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (водители, пожарные, спортсмены и др.);

      подготовка атрибутов игры (вместе с детьми или в их присутствии).

    В объяснении несюжетной игры – раскрывается последовательность игровых действий, правил и сигналов, указание местоположения играющих и игровых атрибутов, используя пространственную терминологию (в мл.гр. – с ориентированием на предмет, в ст. – без них).

    Объяснение игр с элементами соревнования включает в себя уточнение правил, игровых приемов, условий соревнования («Кто быстрее добежит до стула», «Чья команда не уронит мяч» и др.), можно разбить детей на команды, в конце оценить результат;

    Роли распределяются с помощью считалки или по желанию (в мл.гр. – водящий – воспитатель);

    Очень важно, подводя итоги, оценить положительные качества детей, назвать тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем проанализировать причины нарушения правил.

    Повысить интерес к игре, усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка можно используя вариантность подвижных игр.

    Подвижная игра проводится на каждом физкультурном занятии; при этом, как и ранее, особое внимание уделяется воспитанию выдержки, настойчивости, формированию умения проявлять волевые и физические усилия. С этой целью следует организовывать такие подвижные игры, в которых от результата каждого зависит общий результат команды (игры-эстафеты, игры с элементами соревнований, упражнения на дорожке препятствий). Одну и ту же игру целесообразно проводить не менее чем на двух занятиях, предусматривая такое их сочетание с физическими упражнениями, чтобы не возникала перегрузка одних и тех же групп мышц.

    4. Вариантность игр

    Существуют различные варианты подвижных игр. Вариантность позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными.

    Можно, например, усложнять двигательные задания, увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний), или вводить новые виды движений (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.) Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное). Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, белее сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: вначале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).

    Варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы и предусматривающий постепенное повышение» к ним требований. К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

    Структура игр, их правила предусматривают целесообразное чередование активных действий детей с отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильны. Пользуясь сюжетом и правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность движений.

    Заключение

    В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

    У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

    Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

    Литература

    1. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

    3. Харченко Т.Е. «Организация двигательной деятельности детей в детском саду» С. П., Детство – Пресс 2010г.

    4. http :// constructor . zavalam . net / view . php ? no =17164

    5. http :// www . beldou 2. ru /? p =396

    6. http :// www . deti - club . ru / podviznie _ igri _ v _ detskom _ sadu

    7. http :// www . ignom . ru / books / phizicheskoe _ vospitaniye / p 30. html

    8. http :// www . resobr . ru / materials /46/40215/

    Приложения

    Картотека считалок к подвижным играм

    Аты-баты - шли солдаты,
    Аты-баты - на базар,
    Аты-баты - что купили?
    А ты-баты - самовар,
    Аты-баты - сколько стоит?
    Аты-баты - три рубля,
    Аты-баты - кто выходит?
    Аты-баты - это я!

    Вышел месяц из тумана,
    Вынул ножик из кармана,
    Буду резать, буду бить,
    Все равно тебе водить.

    Если чиж летит к стрижу,
    Ты выходишь, я вожу.
    Если стриж летит к чижу, Водишь ты, я выхожу.

    Ехал Грека через реку,
    Видит Грека - в реке рак.

    Сунул Грека руку в реку,
    Рак за руку Греку - цап!

    Ежик, ежик, чудачок,
    Сшил колючий пиджачок.
    Встал в кружок и ну считать
    Нам водилку выбирать

    Завтра с неба прилетит
    Синий-синий-синий кит.
    Если веришь - стой и жди
    А не веришь - выходи!

    До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
    Едет кошка на такси,
    А котята прицепились
    И бесплатно прокатились!

    Ехал мужик по дороге.
    Сломал колесо на пороге.

    Сколько гвоздей?
    Говори поскорей,
    не задумывайся!

    Дора, Дора, помидора,
    Мы в саду поймали вора.
    Стали думать и гадать,
    Как нам вора наказать.
    Мы связали руки-ноги
    И пустили по дороге.
    Вор шел, шел, шел -
    И корзиночку нашел!
    В этой маленькой корзинке
    Есть помада и духи.
    Ленты, кружева, ботинки -
    Что угодно для души!

    Зайчишка-трусишка
    По полю бежал,
    В огород забежал,
    Капустку нашел,
    Морковку нашел,
    Сидит грызет.
    Хозяин идет!

    Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы.
    Диги, диги, лиги, дон, Выходи скорее вон

    Тили-тили тесто,
    Жених и невеста
    Бегают по кругу,
    Не видя друг друга,
    Ты невесту забирай
    И из круга выбывай

    Чики-чики, чики-чок,
    Ночью песни пел сверчок,
    Мы его искать пошли,
    Зажигали фонари,
    Заглянули под кусток,
    Под пушистый лопушок.
    Где там спрятался сверчок?
    Пойти его дружок!

    Шла кукушка мимо сада,
    Поклевала всю рассаду.
    И кричала: ку-ку, мак -
    Отжимай один кулак!

    Шалуны-балуны,
    Выбегайте во дворы.

    Становитесь-ка играть,
    Воеводу выбирать,
    Воевода - из народа
    Выходи из хоровода.
    А ты, добрый молодец,
    Становись в самый конец

    Шишел-мышел,
    Взял да вышел!

    Зернышки в кармане

    Зернышки в кармане кто найти готов?
    В торт запек кондитер двадцать пять дроздов.
    Вырвалось из торта птичье тюр-лю-лю,
    Снилось ли такое блюдо королю?
    Был король в конторе, вел доходам счет.
    Королева в зале ела бутерброд.
    За двором служанка вешала белье,
    Дрозд туда и сразу хвать за нос ее.

    Дора, Дора, помидора

    Дора, Дора, помидора,
    Мы в саду поймали вора,
    Стали думать и гадать,
    Как нам вора наказать.

    Раз, два – деревья

    Раз, два – деревья.
    Три, четыре – вышли звери.
    Пять, шесть – падает лист.
    Семь, восемь – птицы в лесу.
    Девять, десять – это синички
    Подняли красные личики.
    Мы связали руки, ноги
    И пустили по дороге.
    Вор шел, шел, шел
    И корзиночку нашел.
    В этой маленькой корзинке
    Есть рисунки и картинки.
    Раз, два, три!
    Кому хочешь - подари!

    Меня грамоте учили

    Раз, два, три, четыре-
    Меня грамоте учили:
    Не считать, не писать,
    Только по полу скакать.
    Я скакала, я скакала,
    Себе ноженьку сломала.
    Стала ноженька болеть,
    Стала маменька жалеть.
    Пожалела, поругала
    И за доктором послала.
    Доктор едет на быке
    С балалаечкой в руке

    Свинка ходит по бору

    Свинка ходит по бору,
    Щиплет лебеду–траву,
    Она рвет, не берет,
    Под березку кладет

    Простокваша - просто прелесть!

    Простокваша -
    Просто прелесть,
    Простокваша -
    Песни пелись:
    Просто-ква,
    Просто-ша,
    Простокваша хороша!

    Начинается считалка

    Начинается считалка:
    На березу села галка,
    Две вороны, воробей,
    Три сороки, соловей

    За морями, за горами

    За морями, за горами,
    За железными столбами,
    На пригорке теремок,
    На дверях висит замок.
    За ключом-ка ты иди
    И замочек отомкни.

    Хочешь, котик, молоко?

    Хочешь, котик, молоко?
    Нам до дома далеко,
    Ждет нас долгий-долгий путь.
    Здесь налево повернуть,
    Через речку видишь мост?
    Я поймал тебя за хвост!

    Алфавит

    А, Б, В, Г, Д, Е, Ж -
    Едет жаба на еже.
    3, И, К, Л, М, Н, О -
    Зайка, глянь ко мне в окно.
    Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
    А у щуки - чешуя

    Катилась апельсина

    Катилась апельсина
    До города Берлина,
    Уроки не учила
    И двойку получила

    Ветер за море летал

    Ветер за море летал,
    Ветер певчих птиц считал.
    Посчитал всех до одной!
    А потом взял выходной.
    Наша очередь считать!
    Раз, два, три, четыре, пять!

    Шли утята

    Раз, два - шли утята.
    Три, четыре - шли домой.
    Вслед за ними плелся пятый,
    Впереди бежал шестой,
    А седьмой от всех отстал,
    Испугался, запищал:
    - Где вы, где вы?
    - Не пищи.
    - Мы тут рядом поищи.

    Высоко-превысоко

    Высоко-превысоко
    Кинул я свой мяч легко.
    Но упал мой мяч с небес,
    Закатился в темный лес.
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Я иду его искать.

    Тра-та-та! Тра-та-та!

    Тра-та-та! Тра-та-та!
    Вышла кошка за кота,
    За Кота Котовича,
    За Петра Петровича!
    Он усат и полосат,
    Ну не кот, а просто клад!

    Кто живет у нас в квартире?

    Раз, два, три, четыре,
    Кто живет у нас в квартире?
    Папа, мама, брат, сестренка,
    Кошка Мурка, два котенка,
    Мой щенок, сверчок и я -
    Вот и вся моя семья!
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Всех начну считать опять.

    Снился ёжик

    Вышел ёжик из тумана,
    Вынул ножик из кармана.
    Вынул камешки и мел,
    Улыбнулся, как умел.
    Подарил мне всё, что вынул,
    И опять в тумане сгинул

    Считалочка

    Я скажу вам по секрету -
    У меня секретов нету.
    Нету, не было и нет.
    Это ваш теперь секрет

    Щи-талочка

    Чищу овощи для щей.
    Сколько нужно овощей?
    Три картошки, две морковки,
    Луку полторы головки,
    Да петрушки корешок,
    Да капустный кочешок.
    Потеснись-ка ты, капуста,
    От тебя в кастрюле густо!
    Раз-два-три, огонь зажжен.
    Кочерыжка, выйди вон

    Считалочка

    Кто
    Съел
    Алычу?
    Я не ел – и молчу.

    Ты не ел
    Алычи.
    И ты молчи.
    Алыча неспелая…

    И никто не ел ее.
    А кто съел ее,
    Кислую,
    Неспелую,
    Косточку проглотил,
    Тот
    Давно
    Не водил.

    Наша Маша

    Наша Маша
    Рано встала,
    Кукол всех
    Пересчитала:
    Две Матрешки
    На окошке,
    Две Аринки
    На перинке,
    Две Танюшки
    На подушке,
    А Петрушка
    В колпачке
    На дубовом
    Сундучке!

    Петушок

    Петушок,
    Петушок,
    Покажи свой
    Кожушок!

    Кожушок
    Горит огнем.
    Сколько перышек
    На нем?

    Раз-два-три-четыре-пять,
    Невозможно
    Сосчитать!

    Ночная считалка

    Раз-два-три-четыре-пять!
    Шесть-семь-восемь-девять-десять!
    Надо, надо, надо спать
    И не надо куролесить.
    Кто не спит, тот выйдет вон.
    Кто уснул, увидит
    Сон.

    Из поземки

    Из
    Позёмки
    Ветерок
    Свил
    Серебряный
    Шнурок
    И на нём
    Привёл
    В тайгу
    Белогривую
    Пургу!

    От ноля

    От ноля
    И до ноля
    Не дойти
    Без костыля,
    Не добраться
    Без лошадки,
    Без витой
    Ватрушки
    Сладкой,
    Без винтовки
    Со штыком,
    Без кошёвки
    С облучком,
    Без шелкова
    Кнутика,
    Без кривого
    Прутика,
    Без шаров
    И бубенца
    Не отъехать
    От крыльца!

    Барсучиха

    Барсучиха-бабушка
    Напекла оладушков.
    Угостила двух внучат -
    Двух драчливых барсучат,
    А внучата не наелись,
    С рёвом
    Блюдцами
    Стучат!

    Майским вечером

    Майским вечером
    К Пеструшке
    На блины
    Пришли подружки:
    Три несушки,
    Три клоктушки.
    Сколько курочек
    В избушке?

    Перл и Берл

    Перл и Берл затеяли готовку.
    Перл и Берл пирог пекли в духовке.
    Перл и Берл стихи слагали ловко:
    Таскали перлы из перловки

    Ор и Рони

    Ор и Рони ехали на пони.
    Ноги, ноги, ноги.
    Сколько? Много-много.
    А точнее? Восемь:
    На одних подковки,
    А другие босы

    Сорока

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Мы собрались поиграть.
    К нам сорока прилетела
    И тебе водить велела.

    Воробей

    Среди белых голубей
    Скачет шустрый воробей,
    Воробушек-пташка,
    Серая рубашка,
    Откликайся, воробей,
    Вылетай-ка, не робей!

    Мышки

    Раз, два, три, четыре!
    Жили мышки на квартире,
    Чай пили,
    Чашки били,
    По три денежки платили!
    Кто не хочет платить -
    Тому и водить!

    Коза

    Шла коза по мостику
    И махала хвостиком.
    Зацепила за перила,
    Прямо в речку угодила.
    Кто не верит? Это он!
    Выходи их круга вон!

    Баран

    Шёл баран
    По крутым горам,
    Вырвал травку,
    Положил на лавку.
    Кто травку возьмёт,
    Тот водить пойдёт!

    Свинка

    Ходит свинка по бору,
    Рвёт траву-мураву,
    Она рвёт и берёт,
    И в корзиночку кладёт.
    Этот выйдет,
    Вон пойдёт!

    Прятки

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем в прятки мы играть.
    Небо, звёзды, луг, цветы,
    Ты пойди-ка поводи

    Заяц

      Заяц белый,
      Куда бегал?
      - В лес дубовый!
      - Что там делал?
      - Лычки драл!
      - Куда клал?
      - Под колоду!
      - Кто украл?
      - Родион.
      - Выйди вон!

      Раз, два

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь,

    Восемь, девять, десять,
    Выплывает
    Белый месяц!
    Кто до месяца дойдёт,
    Тот и прятаться пойдёт

    Конь ретивый

    Конь ретивый с длинной гривой
    Скачет, скачет по полям
    Тут и там! Тут и там!
    Сюда мчится он –
    Выходи из круга вон!

    Вышла чашка погулять

    Раз-два-три-четыре-пять -
    Вышла чашка погулять.
    Мимо чайник пролетает -
    Чашку чаем наполняет:
    - Буль-буль!..
    Ой-ёй-ёй!
    Нужен сахар кусковой!

    Раз-два-три-четыре-пять -
    Вышел сахар погулять.
    Мимо ложка пролетает -
    Сахар в чашке растворяет:
    - Дзынь-дзынь!..
    Ой-ёй-ёй!
    Нужен пряник расписной!

    Раз-два-три-четыре-пять -
    Вышел пряник погулять.
    Рядом зубки поджидают -
    В прятки с пряником играют:
    - Хруст-хруст!..
    Ай-яй-яй!
    По столу растекся чай!

    Раз-два-три-четыре-пять -
    Вышла тряпка погулять.
    Тряпка в чае извозилась,
    Тряпка фыркала и злилась:
    - Раз-два-три-четыре-пять -
    Не хочу с тобой играть!

    Мышкина считалка

    Раз, два,
    Три, четыре.
    Сосчитаем дыры в сыре.
    Если в сыре много дыр,
    Значит, вкусным будет сыр.
    Если в нём
    Одна дыра,
    Значит, вкусным
    Был
    Вчера.

    Первая считалочка для Кошки

    Раз, два, три,
    Четыре, пять.
    Кошка учится считать.

    Потихоньку,
    Понемножку
    Прибавляет к Мышке
    Кошку.

    Получается ответ:
    – Кошка – есть,
    А Мышки - нет!

    Тигр вышел погулять


    Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел тигр погулять.
    Запереть его забыли.
    Раз, два, три, четыре, пять.

    Он по улице идет,
    Ни к кому не пристает,
    Но от тигра почему-то
    Разбегается народ.

    Кто на дерево забрался,
    Кто укрылся за ларек,
    Кто на крыше оказался,
    Кто забился в водосток.

    А на елке, как игрушки,
    Разместились две старушки.
    Опустел весь город мигом -
    Ведь опасны шутки с тигром.

    Видит тигр - город пуст:
    "Дай-ка, - думает, - вернусь.
    В зоопарке веселей,
    Там всегда полно людей!"

    Над горою


    Над горою солнце встало.
    С неба яблоко упало,
    По лазоревым лугам
    Покатилось прямо к нам!
    Покатилось, покатилось,
    В речку с мостика свалилось,
    Кто увидел - не дремли,
    Поскорей его лови!
    Кто поймал, тот молодец,
    Ведь считалочке конец!

    Шли бараны по дороге


    Шли бараны по дороге,
    Промочили в луже ноги.
    Стали ноги вытирать:
    Кто платочком,
    Кто тряпицей,
    Кто дырявой рукавицей!

    Зайчик


    Раз, два, три, четыре, пять,
    Негде зайчику скакать,
    Всюду ходит волк, волк,
    Он зубами щелк, щелк!
    А мы спрячемся в кусты,
    Прячься, заинька, и ты.
    Ты, волчище, погоди,
    Как попрячемся – иди

    Ехала карета


    Ехала карета темным лесом
    За каким-то интересом.
    Инте-инте-интерес -
    Выходи на букву "эс".

    Вышел Зайчик погулять


    Раз, два, три, четыре, пять.
    Вышел Зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в Зайчика стреляет:
    Пиф-паф!
    Ой-ой-ой!
    Умирает Зайка мой...
    Принесли его домой-
    Оказался он живой!

    Кто не спит?


    Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять!
    Надо, надо, надо спать!
    И не надо куролесить!
    Кто уснул - тот видит сон,
    Кто не спит - тот выйди вон!

    Котята

    Вы послушайте, ребята,
    Я хочу вам рассказать:
    Родились у нас котята -
    Их по счёту ровно пять.

    Мы решали, мы гадали:
    Как же нам котят назвать?
    Наконец мы их назвали:
    РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

    РАЗ - котёнок самый белый,
    ДВА - котёнок самый смелый,
    ТРИ - котёнок самый умный,
    А ЧЕТЫРЕ - самый шумный,
    ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -
    Те же хвост и голова,
    То же пятнышко на спинке,
    Так же спит весь день в корзинке.

    Хороши у нас котята -
    РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
    Заходите к нам, ребята,
    Посмотреть и посчитать.

  • 8. Современные технологии фв детей.
  • 9. Основные понятия теории и методики фв дошк-ов.
  • 10. Связь ТиМфв с др. Дисциплинами.
  • 11. Принципы обучения дошк-ов физ. Упр.
  • 12. Классификация и характеристика физических упражнений (фу).
  • 13. Проблема физического воспитания в трудах российских ученых.
  • 14. Использование спортивной тренировки для совершенствования физического потенциала детей.
  • 15. Содержание физического развития дошкольников в учебной программе дошкольного образования рб.
  • 17. Формирование двигательного навыка. Этапы обучения двигательному действию
  • 18. Техника и методика обучения детей ходьбе и бегу.
  • 19. Техника выполнения прыжков.
  • 20. Обучение детей метанию.
  • 21, 22. Техника и методика обучения дошк-ов ползанию, лазанью.
  • 23. Равновесие и методика его формирования у детей младш. И старш. Дошк-го возр.
  • 24. Использование исходных положений в общеразвивающих упражнениях.
  • 25. Требования, предъявляемые к комплексу ору.
  • 27. Приёмы, активизирующие умственную и двигательную активность при проведении ору.
  • 29. Основы безопасности при выполнении детьми физических упражнений.
  • 30. Значение подвижных игр.
  • 31. Классификация подвижных игр.
  • 32, 34. Методика организации и проведения пи в разных возрастных группах.
  • 33. Вариативность подвижных игр.
  • 36. Условия и методика работы по обучению дошк-ов плаванию.
  • 37. Условия и методика обучения дошкольников ходьбе на лыжах.
  • 38. Техника и методика обучения детей катанию на коньках.
  • 39. Специфика построения физкультурных занятий спортивной направленности.
  • 40. Простейший туризм в детском саду.
  • 41. Содержание знаний дошкольников в области физ. Культуры.
  • 42. Особенности проявления двигательных способностей. Контрольные упражнения на выявление фк.
  • 43. Использование тренажеров в доу.
  • 44. Развитие быстроты и выносливости.
  • 45. Развитие ловкости и силы.
  • 46. Развитие самосознания и самооценки дошкольника.
  • 47. Педагогическая технология развития творчества дошк-ов ср-вами физ. Культуры.
  • 48.Воспитание у детей мотивов двигательной деятельности.
  • 49. Физкультурное занятие. Многообразием форм проведения.
  • 50. Способы организации детей при выполнении физических упр-й.
  • 51. Педагогический анализ физкультурного занятия.
  • 52. Утренняя гимнастика. Содержание вводной, основной и заключительной части.
  • 53. Требования к утренней гимнастике. Построение комплекса утрен. Гимнастики.
  • 54. Содержание физ. Упражнений в гимнастике после сна.
  • 55. Подвижные игры и физ. Упражнения на прогулке.
  • 56. Необходимость проведения физкультурных минуток в ду.
  • 57. Цель и назначение физкульт. Досуга.
  • 58. Физкультурный праздник, его назначение.
  • 59. Характеристика двигательной акт-ти. Требования к самостоятельной двигательной деятельности детей.
  • 60. Индивидуальный подбор методов обучения движениям с учетом состояния здоровья детей.
  • 61. Индивидуальный подбор методов обучения с учётом уровня физической подготовленности детей.
  • 62. Методы проявления психомоторной одарённости.
  • 63. Содержание физ. Воспитания детей с признаками психомоторной одаренности.
  • 64. Характеристика детей с признаками психомоторной одаренности.
  • 65. Оценка осанки и стопы.
  • 66. Коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.
  • 67. Изучение двигательной активности детей методом хронометража и наблюдения.
  • 68. Определение физической подготовленности дошкольников по уровню развития физических качеств, сформированности двигательных навыков.
  • 69. Построение физиологической кривой физической нагрузки.
  • 70. Вычисление общей и моторной плотности физкультурного занятия.
  • 71. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, участка. Физкультурное оборудование и инвентарь в д/с.
  • 73. Планирование физкультурного занятия с соблюдением основных принципов обучения.
  • 78. Основные функции руководителя физического воспитания дошкольников.
  • 79. Профессиональные знания и умения, необходимые педагогу для организации физического воспитания в учреждении дошкольного образования.
  • 80. Оценка физического развития детей по общепринятым методикам.
  • 31. Классификация подвижных игр.

    Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

    Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

    Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

    Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

    Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знании об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

    Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

    Классификация подвижных игр. Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др. Подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Их различают по двигательному содержанию, иначе говоря, доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, с прыжками и т.д.).

    По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).

    В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

    По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

    По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

    В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони обруч" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес играющих вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее попадет", "Чей обруч вращается" и др.) кроме соревновательного имеют еще и зрелищный эффект. Самых маленьких они подводят к играм.

    32, 34. Методика организации и проведения пи в разных возрастных группах.

    В 1-ой мл. гр. проводятся игры с простым и доступным сюжетом. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). Управление развитием движений осуществляется здесь посредством сюжета, кот. полностью зависит от творчества воспитателя. Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли педагог играет сам, делая это эмоционально и образно.

    Во -ой мл. гр. ПИ. отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения кот. в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.) Малышей необходимо учить играть. Педагог играет вместе с детьми, выполняя одновременно главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношения, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Постепенно педагог приучает детей выполнять игровые и ответственные роли (назначая на роль необходимо учитывать очерёдность). При выполнении детьми игрового упр. педагог объясняет и показывает его, останавливаясь на тех моментах, кот. вызывают затруднения у большинства.

    В среднем возр. большинство игр имеет развёрнутые сюжеты, определяющие содержание движений и хар-р взаимоотношений играющих. Значительное место занимают игры, в кот. действия персонажей соответствуют реальной действительности. Проводя сюжетную ПИ, педагог сообщает детям её название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчёркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, кот. могут вызывать у играющих затруднения. Затем распределяет роли среди играющих. В игровых упр. создаются условия для достижения определённого результата. Игровым заданиям («кто скорее», «кто бросит дальше» и т.п.) придаётся соревновательный хар-р.

    В ПИ детей старшего возр . занимательность сюжета уже не имеет такого большого значения, увеличивается кол-во игр в кот. нет образов. Правила игр усложняются, формируют у реб-ка умение управлять своим поведением. Применяются все виды игр в том числе бессюжетные, игры-эстафеты. При объяснении педагог раскрывает её содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-либо из детей повторить её содержание. После этого указывает место положения играющих и распределяет роли, назначает водящего, предлагает детям самим выбрать водящего. В ходе игры следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приёмов повышает физическую нагрузку.

    Методика проведения. Алгоритм ПИ с детьми мл возр.

    1) Правильно выбрать игру, поставленную задачу, условия проведения- учёт темп-ры воздуха; если лето то нет бабы «снеговухи» и т.п, подготовка педагога: знать содержание игры, выучить стихотворный текст, в помещении проветривание, влажная уборка, размещение детей; выделить ведущее правило и подготовил, атрибуты, чтоб ведущий отличался от детей. Карточные условия, книгой нельзя 2) Сбор детей на игру, способ создания интереса. Сред-й возр. для создания интереса -загадка используется чаще всего, наблюдение, беседа В стар-ем ворз. беседа по теме игры, загадка 3) Объяснение ПИ. В мл.возр. оно носит поэтапный хар-р, по ходу игровых действий (нету предварительного объяснения игры). В сред-ем возр. кратенькии сюжетный рассказ, кот. выражает основные правила а второстепенно дети знакомятся поэтапно. В старшем возр. объясняется предварительно. Кратко выделить содержание, последовательность. Ведущие правила: а) по какому сигналу начинается игра, на начало игры «1,2,3 ловишка лови»; б) на конец игры, правила если я ударю в бубен, стоп игра закончилась; в) что детям делать если их поймал ловишка с помощью вопросов уточнять: как играть в игру «ловишка», по какому сигналу начинать, на конец шры, что делать; пойманному, как пятнать? Дети обязательно должны ответить на вопросы педагога. Затем в мл. возр. воспитатель внося новую игру выполняет все роли второстепенные и основные. Ни в коем случае пятнать нельзя, реб-к должен проделать игру от начала до конца Атрибуты раздаются сразу, поэтапно объяснять. Руководство ходом игры: педагог выполняет второстепенную роль (бегает, прыгает и т.д.) и основную. Оканчивается анализом, педагог отмечает всех с положительной стороны, и рефлексия: дети а как же называлась наша игра?

    Виды подвижных игр

    В отличие от спортивных игр (футбола, волейбола, городков и др.), более сложных в организации и требующих от участников владения специальными навыками и особой тренированности, игры подвижные проще, более разнообразны и не требуют четких правил и специального оборудования.

    Известны следующие виды подвижных игр :

    Подражательные.

    Это подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возраста. Малыши очень любят двигаться под потешки и песенки взрослых, а так же играть с игрушками.

    Сюжетные.

    Некоторые игры имеют сюжет и правила. Например, игра «гуси-лебеди».

    С правилами.

    Это игры, у которых нет сюжета, но есть правила. Например, «салочки» или «прятки».
    Таких игр достаточно много.

    Носящие соревновательный характер.

    С 4-5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др.

    У детей 5-6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер.

    С определенными заданиями.

    В школьном возрасте форма и содержание подвижных игр усложняются.
    Особенно полезны игры с определенными заданиями, в которых действия детей приобретают целенаправленный характер, закрепляются их двигательные навыки, развиваются подвижность и ловкость.

    Классификация подвижных игр

    Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
    Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
    Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
    Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и дребуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
    В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
    К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
    В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
    К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
    Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

    К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

    В подвижных играх выполняются различные дви-жения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

    В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).

    Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

    Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

    1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

    2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

    К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека.

    3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

    Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

    4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

    Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

    5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

    Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

    Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помо-гать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

    По своей организации подвижные игры чаще все го коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

    Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

    Читайте также: