Описание и принцип работы иммунной системы человека. I. Понятие иммунная система Иммунная система человека иммунитет и его виды

Иммунная система , состоящая из специальных белков, тканей и органов, ежедневно защищает человека от патогенных микроорганизмов , а также предупреждает влияние некоторых особых факторов (к примеру, аллергенов).

В большинстве случаев она выполняет огромный объем работы, направленный на сохранение здоровья и предотвращение развития инфекции.

Фото 1. Иммунная система - это ловушка для вредоносных микробов. Источник: Flickr (Heather Butler).

Что такое иммунная система

Иммунная система - это особая, защитная система организма, препятствующая воздействию чужеродных агентов (антигенов). Через серию шагов, называемую иммунным ответом, она “атакует” все микроорганизмы и вещества, которые вторгаются в системы органов и тканей, и способны вызывать заболевания.

Органы иммунной системы

Иммунная система удивительно сложна. Она способна распознать и запомнить миллионы различных антигенов, своевременно продуцируя необходимые компоненты для уничтожения “врага”.

Она включает в себя центральные и периферические органы, а также специальные клетки , которые в них вырабатываются и принимают непосредственное участие в защите человека.

Центральные органы

Центральные органы иммунной системы отвечают за созревание, рост и развитие иммунокомпетентных клеток - лимфопоэз.

Центральные органы включают:

  • Костный мозг - губчатая ткань преимущественно желтоватого оттенка, расположенная внутри полости кости. Костный мозг содержит незрелые, или стволовые клетки, которые способны превращаться в любую, в том числе иммунокомпетентную, клетку организма.
  • Вилочковая железа (тимус). Представляет собой маленький орган, расположенный в верхней части грудной клетки позади грудины. По форме этот орган несколько напоминает чабрец, или тимьян, латинское название которого и дало название органу. В основном, в тимусе созревают T-клеток иммунной системы, но также вилочковая железа способна провоцировать или поддерживать продукцию антител против антигенов.
  • Во внутриутробный период развития к центральным органам иммунной системы относится также печень .

Это интересно! Наибольший размер вилочковой железы наблюдается у новорожденных детей; с возрастом орган уменьшается и замещается жировой тканью.

Периферические органы

Периферические органы отличаются тем, что содержат уже зрелые клетки иммунной системы, взаимодействующие между собой и другими клетками и веществами.

Периферические органы представлены:

  • Селезенка . Самый большой лимфатический орган в организме, расположенный под ребрами в левой части живота, над желудком. Селезенка содержит преимущественно лейкоциты, а также помогает избавиться от старых и поврежденных клеток крови.
  • Лимфатические узлы (ЛУ) представлены небольшими, бобовидными структурами, которые хранят клетки иммунной системы. В ЛУ также производится лимфа - специальная прозрачная жидкость, при помощи которой клетки иммунитета доставляются в различные части тела. Когда организм борется с инфекцией, ЛУ могут увеличиваться в размере и становиться болезненными.
  • Скопления лимфоидной ткани , содержащие иммунные клетки и расположенные под слизистыми оболочками пищеварительного и мочеполового тракта, а также в респираторной системе.

Клетки иммунной системы

Основными клетками иммунной системы считаются лейкоциты, которые циркулируют в организме по лимфатическим и кровеносным сосудам.

Основными типами лейкоцитов, способными к иммунному ответу, являются следующие клетки:

  • Лимфоциты , которые позволяют распознавать, запоминать и уничтожать все антигены, внедряющиеся в организм.
  • Фагоциты , поглощающие чужеродные частицы.

Фагоцитами могут быть различные клетки; наиболее распространенным типом являются нейтрофилы, борющиеся в основном с бактериальной инфекцией.

Лимфоциты располагаются в костном мозге и представлены B-клетками; в случае нахождения лимфоцитов в тимусе, они созревают в T-лимфоциты. B и T-клетки имеют отличные друг от друга функции:

  • B-лимфоциты стараются обнаружить чужеродные частицы и посылают сигнал другим клеткам при обнаружении инфекции.
  • T-лимфоциты уничтожают патогенные компоненты, идентифицированные B-клетками.

Как работает иммунная система

При обнаружении антигенов (то есть посторонних частиц, которые вторгаются в организм) индуцируются B-лимфоциты , продуцирующие антитела (АТ) - специализированные белки, блокирующие специфические антигены.

Антитела способны распознать антиген, однако самостоятельно уничтожить его не могут - эта функция принадлежит T-клеткам, осуществляющим несколько функций. T-клетки могут не только уничтожать чужеродные частицы (для этого существуют специальные T-киллеры, или “убийцы”), но и участвовать в передаче иммунного сигнала другим клеткам (например, фагоцитам).

Антитела, помимо идентификации антигенов, нейтрализуют токсины, вырабатываемые патогенными организмами; также активируют комплемент - часть иммунной системы, которая помогает уничтожать бактерии, вирусы и другие и чужеродные вещества.

Процесс распознавания

После образования антител, они остаются в организме человека. Если иммунная система в будущем встретит такой же антиген, инфекция может не развиваться : например, после перенесенной ветряной оспы человек ею больше не заболевает.

Такой процесс распознавания чужеродного вещества называется презентацией антигена. Образования антител при повторном инфицировании уже не требуется: уничтожение антигена иммунной системой осуществляется практически мгновенно.

Аллергические реакции

Аллергия протекает по похожему механизму; упрощенная схема развития состояния следующая:

  1. Первичное попадание аллергена в организм; клинически никак не выражается.
  2. Образование антител и их фиксация на тучных клетках.
  3. Сенсибилизация - повышение чувствительности к аллергену.
  4. Повторное попадание аллергена в организм.
  5. Высвобождение специальных веществ (медиаторов) из тучных клеток с развитием цепной реакции. Последующие вырабатываемые вещества воздействуют на органы и ткани, что определяется появлением симптомов аллергического процесса.

Фото 2. Аллергия появляется, когда организм иммунная система принимает какое-либо вещество за вредоносное.

Иммунология — наука, изучающая механизмы защитных реакций организма, направленных на сохранение его структурной и функциональной целостности и биологической индивидуальности.

Иммунитет — врожденная или приобретенная способность организма защищать собственную структурную и функциональную целостность и биологическую индивидуальность; невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам, поступающим извне или образующимся в организме.

■ Иммунитет защищает от инфекционных заболеваний, уничтожает раковые клетки, является причиной отторжения пересаженных тканей.

■ Явление иммунитета открыто в XVIII в. английским врачом Э. Дженнером, наблюдавшим за больными натуральной оспой.

Иммунная система — совокупность органов, тканей, клеток и веществ, обеспечивающих иммунитет организма.

Состав иммунной системы:
■ красный костный мозг (место образования гранулоцитов, моноцитов, некоторых других видов лимфоцитов);
■ вилочковая железа (тимус), селезенка, лимфатические узлы, одиночные лимфатические узелки слизистых оболочек (места образования лимфоцитов);
■ миндалины (скопления лимфатической ткани в слизистой оболочке в области зева);
■ кожа и слизистые оболочки;
■ специализированные клетки иммунной системы (нейтрофилы, макрофаги, лимфоциты и др.);
■ антитела;
■ интерферон (белок, обладающий противовирусным действием; образуется в клетках организма, подвергшегося вирусной инфекции) и др.

Виды иммунитета в зависимости от механизма реализации:

неспецифический клеточный иммунитет (реализуется посредством фагоцитоза , обеспечиваемого, в основном, нейтрофилами , моноцитами и одним из видов Т-лимфоцитов —Т-киллерами ); см. ниже;

специфический гуморальный иммунитет (реализуется посредством образования антител ).

❖ Виды специфического гуморального иммунитета в зависимости от его происхождения приведены на рисунке.

Врожденный иммунитет — это иммунитет, передаваемый по наследству в ряду многих поколений (люди с рождения имеют в крови антитела). Характеризуется устойчивостью, однотипностью для каждого вида и различается лишь степенью индивидуальной выраженности (пример: иммунитет человека к чумке собак и чуме рогатого скота).

Приобретенный иммунитет — это индивидуальный иммунитет, вырабатываемый в процессе естественной жизни (естественный иммунитет) или вызванный искусственным путем (искусственный иммунитет).

Формы естественного иммунитета: пассивный плацентарный, пассивный материнский, активный постинфекционный.

■ При пассивном плацентарном иммунитете антитела передаются от матери плоду через плаценту.

■ При пассивном материнском иммунитете антитела передаются от матери младенцу при грудном вскармливании.

■ После рождения ребенка и прекращения его вскармливания грудным молоком приобретенный пассивный плацентарный и материнский иммунитет угасает через 1-1,5 месяца.

■ При активном постинфекционном иммунитете антитела возникают у человека в результате перенесенного заболевания (кори, оспы и др.). Этот вид иммунитета осуществляется антителами , вырабатываемыми В-лимфоцитами (см. ниже) и сохраняется в течение многих лет (нередко — всю жизнь).

Формы искусственного иммунитета : пассивный (постсывороточный), активный (поствакцинарный).

Пассивный искусственный иммунитет создается через несколько часов после введения сывороток с содержащимися в ней антителами против возбудителя какого-либо заболевания; сохраняется обычно не более месяца; используется главным образом в лечебных целях.

Активный (поствакцинарный) искусственный иммунитет создается введением в организм вакцин , содержащих ослабленные или убитые возбудители болезни; вырабатывается примерно через несколько часов после введения вакцины; сохраняется в течение длительного времени.

Антитела — белки, вырабатываемые в организме человека и теплокровных животных, участвующие в выработке иммунитета. У человека вырабатываются В лимфоцитами . Антитела взаимодействуют с антигенами , осаждая и нейтрализуя их.

Антигены — чужеродные для организма вещества органического происхождения (чужеродные белки, нуклеиновые кислоты, некоторые полисахариды), вызывающие при попадании в этот организм иммунную реакцию, связанную с образованием в нем антител . В качестве антигена может выступать как свободное , так и находящееся на поверхности вирусов и микроорганизмов вещество.

Вакцина — препарат, получаемый из микроорганизмов — возбудителей инфекционной болезни, продуктов их жизнедеятельности или содержащий эти микроорганизмы ослабленными или убитыми ; применяется для активной иммунизации людей и животных в профилактических и лечебных целях.

Иммуноглобулины — сложные белки (гликопротеиды), обладающие способностью специфически связываться с чужеродными органическими веществами — антигенами . Являются антителами; содержатся в крови, лимфе, молозиве, слюне и на поверхности клеток (антитела, связанные с мембраной).

Прививка — введение в организм вакцины с ослабленными или убитыми возбудителями инфекционного заболевания. Прививка может вызвать заболевание в ослабленной форме. После прививки человек не заболевает или болезнь протекает в легкой форме.

Сыворотка — препарат, получаемый из плазмы крови людей или животных, болевших определенной болезнью, и содержащий необходимые антитела . Примеры: антидифтерийная сыворотка (при дифтерии поражается слизистая горла; при этом образуются яды, отравляющие организм); до применения этой сыворотки погибало 60-70% болевших дифтерией детей; противостолбнячная сыворотка применяется для предотвращения заболевания при попадании в рану земли (в земле длительное время может сохраняться возбудитель столбняка).

Механизм специфического гуморального иммунитета. Образование антител и сохранение приобретенного иммунитета происходит с участием несколько видов клеток и веществ:

Т-хелперы (один из видов лимфоцитов) узнают чужеродный антиген и передают информацию о нем В-лимфоцитам;

В-лимфоциты продуцируют соответствующие антитела ;

антитела взаимодействуют с антигенами (свободными или находящимися на поверхности болезнетворных микроорганизмов), осаждая и нейтрализуя их;

■ специальные клетки (один из видов иммунотоцитов ) регулируют действие антител;

еще один вид иммунотоцитов хранит данные о структуре уничтоженных антигенов для быстрейшей выработки антител при повторной инфекции.

Фагоцитоз

Фагоцитоз — активный захват и поглощение особыми клетками (фагоцитами ) чужеродных для данного организма живых или неживых объектов (микроорганизмов, разрушенных клеток, инородных частиц). Фагоцитоз — защитная реакция организма, способствующая сохранению постоянства его внутренней среды.

■ Фагоцитоз впервые был детально изучен И.И. Мечниковым (1845-1916), за что в 1908 г. ему была присуждена Нобелевская премия.

В организме человека фагоцитоз осуществляется специальными бесцветными клетками крови — лейкоцитами (см. « «), в основном двумя их разновидностями — нейтрофилами (микрофагами ) и моноцитами (макрофагами ). Поглощая чужеродные объекты, лейкоциты вызывают местную воспалительную реакцию организма: расширение капилляров, увеличение притока крови, покраснение, отек и боль. Воспаленные ткани выделяют в кровь вещество, которое переносится кровью в костный мозг и стимулирует усиленное образование и развитие лейкоцитов. Новые лейкоциты направляются с кровью в очаг воспаления, выходя из капилляров через небольшие отверстия. После поглощения чужеродных объектов лейкоциты гибнут, превращаясь в гной.

Увеличение количества лейкоцитов в крови сверх нормы указывает на наличие в организме воспалительного процесса.

Аллергия

Аллергия — форма иммунного ответа, проявляющаяся в повышенной чувствительности организма к некоторым веществам —аллергенам . Проявляется в форме насморка, чиханья, слезоотделения, раздражения и отечности кожи; приводит к снижению работоспособности и общему ухудшению самочувствия.

При проникновении в организм аллергена происходит выработка антител , которые прикрепляются к мембранам клеток стенок сосудов, различных тканей и органов. При повторном проникновении в организм аллергена его соединение с антителами происходит на поверхности клеток, которые в этом случае повреждаются или раздражаются; из них могут выделяться вещества, вызывающие покраснение и зуд кожи, отек и воспаление тканей, спазм или расслабление гладкой мускулатуры, нарушение тока крови и т.д.

Для предотвращения или ослабления аллергии склонным к ней людям следует избегать контакта с аллергенами.

То, что иммунная система, иммунитет – «это такое, чтобы человек меньше болел», слышали и знают все.

Но, уверен, большинство людей, не специалистов в этой области, слабо представляют значимость иммунитета и нормального функционирования иммунной системы, не только для здоровья человека, но и для его жизни, как таковой.

Что такое иммунитет и иммунная система?

Иммунитет, в общепринятом понимании – это способность организма сопротивляться чужеродным, как правило, болезнетворным, микроорганизмам и веществам, при их попадании в организм и на его покровы – слизистые и кожу.

Сюда же, можно смело отнести и способность организма к некоему ограниченному своему восстановлению, в целом, и отдельных органов и систем.

В общем, получается, что иммунитет – это способность организма поддерживать себя в оптимальном биологическом, а значит, и психическом состоянии .

И, сразу обратите внимание на это: иммунитет, его состояние, влияет не только на биологические показатели организма человека, но и на его психику.

Ибо психика, одна из систем организма, и, если даже допустить, что иммунная система не действует на психику напрямую, то она действует на неё через состояние организма в целом.

А, следовательно, мы должны себе представлять и понимать, что состояние иммунитета и иммунной системы, которая его обеспечивает, влияет:

1. Не только на состояние и функционирование организма человека и всех его систем;

2. Но и, влияя на нервную систему, влияет и на сознание человека: его чувства, мысли и в целом на мировоззрение, как взгляд на мир вокруг и на себя.

В самом деле, ведь, мы это давно знаем: В здоровом теле – здоровый дух. И все многократно наблюдали, как меняются у человека поведение, мироощущение и представления, в зависимости от состояния его организма.

Так вот, как раз, это состояние и определяет иммунная система, создавая у человека иммунитет, того или иного качества.

Повторяю, вот эту особенность иммунитета влиять не только на тело, но и на мозги человека, нужно себе уяснить, как одну из очень важных.

Что представляет собой иммунная система?

Я не думаю, что не специалисту в этой области, то есть, большинству из людей, не нужно знать все её элементы и связи. Тем более, насколько известно, все тайны иммунной системы и механизмы её работы, и учёным ещё неведомы.

Нам же нужно понять, что иммунная система - это очень сложный механизм защиты и поддержания организма и психики человека в жизнеспособных, оптимальных их состояниях.

И что иммунная система работает на микро уровне организма человека: сфера её действий, функций и элементов находится не только на клеточном, но и на внутриклеточном содержимом.

Иммунная система: врождённый и приобретённый иммунитет

Являясь фундаментальной в жизни организма, иммунная система не может быть не встроенной в организм, с момента его зачатия. То есть, она является врождённой – передаётся по наследству, через геном человека.

Естественно, что врождённый иммунитет может защищать организм только от тех чуждых микроорганизмов и веществ, которые есть обычно в среде обитания человека и в самом человеке.

НО, живой мир вокруг человека на то и живой, чтобы порождать новые микробы, вирусы или их разновидности, как продукты развития. Поэтому иммунная система имеет второй уровень защиты: приобретённый иммунитет.

Приобретённый иммунитет, конечно, более сложен, в сравнении с врождённым, ибо это уникальная биофабрика организма, функции, которой:

1. Распознать чужеродный микроорганизм или вещество.

2. Выработать анти вещество или анти организмы – антитела в достаточном количестве.

3. Уничтожить чужеродные микрочастицы.

4. Убрать останки нейтрализованного вещества и уничтоженных вредоносных тел и погибших антител.

5. Дать команду, а возможно и участвовать, в восстановлении нормальной жизнедеятельности поражённого органа, системы или организма в целом.

6. Запомнить опыт отражения атаки этого организма или вещества.

7. Перейти в режим ожидания: осуществлять дозор за появлением чужеродных веществ и организмов, вредоносных для организма.

Обратите внимание:

Хотя механизм работы врождённых и приобретённых иммунитетов видятся не таким и сложным;
- но с учётом его системности, да ещё на микроуровне;
- с учётом включенности и зависимости иммунной системы во все другие системы и подсистемы организма;
- учитывая, что иммунная система, априори, работает полностью только в экстремальных состояниях организма, -

легко понять, что сбои в работе иммунной системы не только возможны, но и неизбежны. Что мы и наблюдаем, в случае болезней с летальными исходами.

Если, конечно, человек не получит эффективное медикаментозное лечение или эффективное хирургическое вмешательство. Или, человек сам не воздействует так на иммунную систему, чтобы помочь ей, мобилизовать её на выполнение своей задачи.

В иммунной системе есть все известные болезни.

Лет 30 назад, в отдельных изданиях, проскользнула и исчезла такая информация: Учёные иммунологи обнаружили, что в организме человека присутствуют практически все известные людям болезни, включая и рак.

Почему проскользнула и исчезла

На мой взгляд, потому, что если это так, то нужно пересмотреть не только традиционные представления об иммунной системе и иммунитете, как таковом, но и переосмыслить представления о болезнях и, главное об их лечении. Почему?

1. Вот смотрите: одна из главных функций иммунной системы: распознать чужеродное вещество или микроорганизм.

Понятно, что без этого, она не сможет выработать нужные антивещества или антитела. НО, каким образом иммунная система производит это распознавание?

2. Допустить, что она это делает путём мыслительных операций – это признать, что на уровне клетки возможен интеллект – клетка носитель разума .

Это не вяжется с нашими знаниями о возможных носителях разума – клетке, любой, попросту, нечем думать.

3. Самая простейшая операция распознавания любого объекта любым живым объектом, способным на рефлексию – это сравнение.

4. Что должно быть в иммунной системе, для сравнения с появляющимися чужеродными веществами или микроорганизмами?

5. Конечно, можно вообразить, что в иммунной системе человека могут содержаться информационные коды всех веществ и всех микроорганизмов.

Ну, хотя бы только тех, с которыми человек уже сталкивался. Вообразить можно, но вот представить, уже не получается.

6. Как и где может организм человека рассортировать и хранить столько не только сложнейших химических формул враждебных ему микроорганизмов, но и информацию об их системах – элементах и их структурных связях? А нигде и никак.

7. Что остаётся иммунной системе делать, чтобы знать и узнавать «врагов в лицо»?

8. Единственный вариант: иметь их в себе, - хранить в своих элементах сами эти вещества и сами эти микроорганизмы.

9. Иметь и хранить, НО, в строго определённом количестве и качестве, – чтобы они не приносили вред организму.

10. Значит, иммунная система имеет в себе не только хранилище всех известных ей вредных веществ и микроорганизмов, вызывающих заболевания.

Но и постоянно регулирует их количество и качество, чтобы они к этим заболеваниям не привели, размножившись и усилившись до критического уровня.

Значит, правы были иммунологи, найдя множественные следы известных болезней человека в условно здоровом от этих болезней организме человека.

И логично предположив, что в иммунной системе есть ВСЕ вещества и все организмы, способные вызвать у человека заболевание .

Ну, ещё бы: а что такое вакцинация, как не внесение в организм НОВЫХ болезнетворных организмов, в малом количестве и в ослабленной форме?

Иммунная система, иммунитет. Быть здоровым – это болеть и выздоравливать

Исходя из того, что организм человека - есть самосохраняющаяся и восстанавливающаяся система, что очевидно.

И, с трудом понимая, что делает, это, организм, посредством иммунной системы и иммунитета, мы должны прийти к таким выводам:

1. Лечить человека: это усиливать или восстанавливать его иммунную систему , чтобы она могла уничтожить, вышедшие из повиновения – размножившиеся и усилившиеся, болезнетворные организмы внутри человека.

А не как мы делаем сейчас, в большинстве случаев: медикаментозно или хирургически уничтожаем сами эти микробы и вирусы – протомикробы, и последствия их размножения.

Ведь, поговорка: Одно лечим, а другое калечим, - правильно должна звучать так: Одно лечим, а калечим всё.

Ибо, уничтожая при помощи «химии» болезнетворные микробы и последствия их деятельности, мы уничтожаем саму иммунную систему, как минимум, нарушая её работу.

А удаление хирургическим путём последствий действий размножения микроорганизмов и веществ, – это вообще варварство.

Дикость и людей, которые допустили у себя выращивание опухоли, и состояния медицины, которая не находит ничего лучше, чем бороться с последствиями болезней, чем устранять их причины.

Или это кое-кому нужно, ТАК лечить людей?

2. Значит, нужно смотреть на иммунную систему, не как на помощницу в борьбе с болезнями , а как на основной инструмент естественного, природного механизма борьбы человека за своё выживание и подержание организма и психики в оптимальном – здоровом состоянии.

3. Значит, человек не может быть абсолютно здоровым – не может не иметь болезнетворных веществ и организмов в себе.

И главное, в организме не может ПОСТОЯННО не происходить какое-либо заболевание и борьба с ним – выздоровление.

Ибо, в противном случае, если человек не будет болеть, то остановится и разрушится, от бездействия, его иммунная система.

То есть: Совсем здоровый человек – это мёртвый человек, - это не шутка такая, а истина. Значит, быть здоровым – это ни не болеть, а выздоравливать.

А болеть, это, когда поступление извне в организм или размножение внутри организма, чужеродных болезнетворных веществ и организмов превысило силу сопротивления иммунной системы.

4. Иначе говоря, заболевание организма – выведение его из оптимального состояния, происходит в трёх случаях:

1) Когда извне, при инфицировании, в организм попадают новые или существенно модифицированные микроорганизмы или вещества, образцов которых, не имеется в иммунной системе этого человека.

То есть, иммунная система не может понять, от чего ей защищать организм, и чем – каким антителом или антивеществом.

Тогда, или смерть, или уничтожение этих микробов, вирусов, веществ, медикаментозно.

Или мутация в иммунной системе, которая сможет, тогда, выработать антитела или антивещества против этих врагов, когда случайным образом создаст антитело или вещество нейтрализатор.

Вспомните редчайшие случаи выздоровления людей в поголовных и летальных эпидемиях, когда у отдельных людей появлялся иммунитет на эту новую заразу.

Как он мог появиться, кроме как ни в результате таких случайных изменений в иммунной системе, когда она могла найти и выработать антитело, в попытках справиться с неизвестным микроорганизмом?

2) Когда извне, в организм человека, поступает большое количество вещества или микроорганизмов, и иммунная система организма не может справиться с этим «нашествием».

Сюда же можно отнести ситуацию, когда на иммунную систему идёт атака одновременно различных вредоносных веществ и микроорганизмов.

Ну, например, классический русский вариант: человек заболел, от размножения микробов, вирусов или от отравления веществами. Его иммунная система начинает бороться с источниками болезни.

А тут, ему, организму, по народной традиции и рецептам, вливают значительное или определённое количество «водочки, для сугреву и, чтобы микробы убить».

В результате, иммунная система начинает бороться не только с микробами или отравляющими веществами, но и с водкой, как с обычным, вообще-то, ядом для организма.

3) Когда иммунная система ослаблена и перестаёт справляться не только с внешними врагами, но и с микробами, имеющимися в организме.

Это ситуации, когда болезнь диагностируется как «непонятно откуда взявшаяся» и «почему я», в мрачных мыслях заболевшего человека. Классический пример: проявление герпеса.

Когда и как мы ослабляем, разрушаем иммунную систему?

Нужно каждому человеку знать, что ослабляя, а тем более, разрушая иммунную систему, - снижая или уничтожая свой иммунитет, он автоматически заболевает той или иной болезнью.

Заболевает в той или иной степени, и с теми или иными последствиями, вплоть до летального исхода.

Иммунная система, иммунитет подвергаются опасности, когда:

1. Человек сам, буквально, заталкивает в свой организм чужеродные вещества и микроорганизмы.

Нет, конечно, делать это следует, и даже очень необходимо, но, только в таких количествах, когда иммунная система может их не только переработать, но и запомнить, для дальнейшей борьбы с ними.

Скажем, нужно целоваться, и получать с поцелуем миллионы новых микробов и вирусов, которые иммунная система обработает, примет к сведению и уничтожит лишние.

Но, зачем целоваться с заразным (читай: неизвестным) человеком, у которого громадное количество микробов и вирусов, с которыми ваш иммунитет не справится?

Или, конечно, нужно кушать всякую разнообразную пищу, но зачем её поглощать в неимоверных количествах?

Или, зачем потреблять неимоверное количество всяких жидкостей, и не только воды, но и составов, которые, по своей сути, являются ядами?

Или зачем забивать желудок, когда предыдущая партия еды ещё «в горле стоит» – ранее трёх часов? Чтобы вызвать процессы гниения в желудочно-кишечном тракте, с выделением токсинов и просто ядов?

Нужно отчётливо понимать, что ВСЁ, что попадает в организм через рот, нос, кожу, - все вещества и органика, подлежит анализу и реакции иммунной системы.

Которая, как и всё в организме, имеет не только свой ресурс, но и свои параметры работы.

Конечно, как и у всего в организме, у иммунной системы есть резервы, но они не безразмерны. Как только нарушается мера, происходит сбой в иммунной системе. А это, как минимум, лёгкое недомогание.

И чем более таких изнасилований над собой будет получать иммунная система, тем быстрее, нарушения в ней, приведут к существенным или роковым заболеваниям организма.

2. Часто говорят, что иммунная система, иммунитет, ослабляются и нарушаются при пиковых нагрузках на организм человека, на тело и на психику.

Это, конечно, так, но нужно понимать, здесь, не следствия чрезмерных нагрузок, а их причины:

1) Большая физическая нагрузка на организм приводит к образованию большого количества продуктов распада, которые, бывает, иммунная система не успевает перерабатывать, вплоть до подачи команды организму: Стоп!

То есть, как правило, если человек не может выносить физических нагрузок на свой организм, дело не только в слабости мышц и в не тренированности его систем. А, прежде всего: в слабости иммунной системы человека.

2) Нервная система устроена таким образом, что вся, полностью и отдельными своими элементами, работает по принципу возбуждения и угнетения, торможения.

Отсюда, если нервная система человека угнетена, то, тем самым, она отдаёт команду всему организму на приторможенность, а то и, на начало процесса саморазрушения.

Например, если человек находится в состоянии «жизнь не мила», иммунная система ослабляется и начинает давать сбои.

И здесь никакой мистики: нужно не забывать, что нервная система, даже без участия сознания человека, сама по себе, априори, является командным центром организма.

Но, так же негативно скажутся на организме и перевозбуждения нервной системы. Даже, например, положительные эмоции.

Чрезмерная её активность и сопряжённая с этим физическая активность, начнут пробивать дыры в иммунной системе, которая, просто, не будет успевать за ними, в виду громоздкости и сложности своей системы и ответственности функций. Поэтому:

Как сохранять иммунную систему и повышать иммунитет?

1. Спать до полного высыпания, но не пересыпать – не «валяться в постели».

Крайне желательно, для иммунной системы, иметь обеденный сон и периодический отдых в течение дня.

2. Рациональное питание.

Именно РАЦИОНАЛЬНОЕ питание, а не чувственное. То есть, современный человек, не может, уже, питаться, руководствуясь своими чувствами голода, аппетита, удовольствия или неудовольствия от приёма той или иной пищи.

Почему? А потому что, во-первых, эти чувства, с первых дней жизни современного человека, «сбиты» - они не соответствуют истинным потребностям человека в приёме и при приёме пищи.

Потому что, даже кормя ребёнка грудью, мать и делает это неправильно – часто или редко, и уже начинает его, через молоко, кормить неестественными для человека пищевыми веществами, которые потребляет сама.

А во-вторых, разум человеку и дан, для того, чтобы он регулировал свою жизнедеятельность, в том числе, и приём пищи, а не руководствовался, только чувствами, как животное.

Иначе говоря, человек должен кушать не то, что он хочет, когда и сколько хочет, а то, столько и тогда, сколько ему говорит разум.

Конечно, если в этом разуме есть элементарные знания людей о разумном приёме пищи. А иначе, иммунная система и иммунитет будут вести себя как неуправляемые никем и ничем системы, то есть, давать сбои и саморазрушаться.

3. Организм, априори, должен иметь физические нагрузки – это его сущностное свойство – «шевелиться».

Но, в случае экстремальных физических и психических нагрузок, как говорилось выше, иммунная система и иммунитет, неизбежно будут давать сбои.

Как распознать проблемы в иммунной системе – проблемы с иммунитетом?

1. Быстрая и резкая утомляемость, даже при малых физических и психических нагрузках на организм.

2. Чувство постоянной усталости – сонливость, реже – бессонница – при перевозбуждении, когда иммунная система не может «прийти в себя».

3. Головная и другие боли, в различных частях тела и скелета, с не выраженной симптоматикой – человек не может понять, почему и что у него болит. Часто, ощущение, что «всё болит».

Начавшиеся сбои и отказы, иммунной системы, проявляют себя так:

1. «Беспричинные» простудные заболевания, а так же неудовлетворительная работа ЖКТ – желудочно-кишечного тракта.

2. Разнообразная аллергия.

3. Неустойчивая температура организма, с периодическими повышениями её до пограничных состояний, и озноб.

Повышение температуры – это один их механизмов работы иммунной системы, в случае экстремального поражения организма чужеродными микроорганизмами и веществами.

А озноб – когда знобит, - это попытки иммунной системы встряхнутся, мобилизоваться на борьбу.

Основной вывод: Беречь здоровье - это сохранять и укреплять свою иммунную систему и сохранять свой иммунитет. Разве, каждый человек, ни должен знать и понимать это?

Организм постоянно находится под бдительной защитой, которая охраняет его от чужеродных частиц. Система обороны – это иммунитет. Он может представлять собой совокупность органов и тканей, клетки которых занимаются нейтрализацией и удалением вредоносных агентов. Благодаря этой системе защиты люди могут бороться с болезнями. Где же находится иммунитет у человека?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Иммунитет – это абстрактное понятие, он не сосредоточен в одном месте, а рассеян по всему организму. Его сбой приводит к множеству неблагоприятных последствий. Человек становится уязвимым перед чужеродными агентами. Он не может бороться с инфекциями и сохранять свое здоровье. Возникает ряд патологических состояний. В зависимости от механизма работы иммунитет может быть:

  • Клеточным;
  • Гуморальным.

Каждый из них осуществляет свою защитную функцию посредством особых клеток. Первый тип с помощью Т-клеток или Т-лимфоцитов, которые подразделяются на Т-киллеры, Т-хелперы, макрофаги и нейтрофилы. Гуморальный осуществляется благодаря В-лимфоцитам и вырабатываемым ими антителам.

Иная классификация иммунитета подразделяет его на:

  • Неспецифический, по-другому врожденный;
  • Специфический, который вырабатывается в течение жизни.

И также защитная система может быть:

  • Естественной, выработанной после болезни;
  • Искусственный или пассивный, ставшей результатом медицинских вмешательств – вакцинирования.

Где находится

Иммунитет – это обширное понятие, которое объединяет в себя множество систем и тканей, занимающихся продукцией особых веществ. Все органы защиты подразделяют на две большие группы:

  • Центральные – тимус и костный мозг, которые отвечают за выработку лимфоклеток;
  • Периферические – селезенка, лимфатические узлы, миндалины и группы лимфоидных образований. Их задача – дифференцировка.

Сказать где находится иммунитет в организме человека невозможно. Это общее понятие, отражающее работу многих тканей и систем. Тимус или по-другому вилочковая железа – это место образования клеточного иммунитета, то есть Т-клеток. Этот орган расположен за грудиной и имеет возрастные особенности. У детей и молодых людей он активно развит, а с годами происходит инволюция. Это отражается в снижении защитной активности среди лиц пожилого возраста.

Другой центральный орган иммунной системы – это костный мозг. Он представлен мягкой губчатой тканью, которая располагается в трубчатых и плоских костях. Его задача – это образование кровяных клеток – лейкоцитов и эритроцитов, а также тромбоцитов. Костный мозг вырабатывает В-лимфоциты, являющиеся оружием гуморального ответа.

Одним из органов периферического иммунитета является селезенка. Ее роль сводится к лимфопродукции, утилизации старых и дефектных эритроцитов, а также к хранилищу клеток крови. Селезенку нередко называют кровяным депо и кладбищем эритроцитов. Она расположена в области живота под левым подреберьем.

Биологическими фильтрами называют лимфатические узлы. Это небольшие шаровидные образования, размером до 1 см в норме. Лимфоузлы следуют по ходу артерий. Выделяют подчелюстные, заушные, над – и подключичные, подмышечные, подколенные, паховые узлы. Они соединены между собой протоками и вместе образуют лимфатическую систему. Воспалительные процессы нередко сопровождаются увеличением этих узлов. Они могут достигать размеров куриного яйца.

  • лимфоидной ткани, которые расположены по обе стороны от глотки – это миндалины. Другой подобный островок локализуется в стенках кишечника и носит название пейеровых бляшек. Точное место их сосредоточения – аппендикс, который также причисляют к иммунным органам. Протоки, соединяющие лимфоидные образования, содержат лимфу – бесцветную жидкость, которая включает большое число клеток обороны.

Где находится иммунитет? Он пронизывает организм человека целиком. Даже там, где отсутствуют защитные ткани, имеются лимфатические узлы и протоки. Оборона никогда не покидает свой пост. 24 часа в сутки человек находится под контролем охранной системы.

Как вырабатывается

Роль всех органов иммунитета сводится к единственному – к защитным клеткам. Одни их образуют, другие дифференцируют, а третьи накапливают, четвертые являются резервуаром. К самым важным продуктам-клеткам иммунитета относят:

Благодаря иммунным органам возможна выработка этих клеток. Они непосредственные участники поля боя. «Солдаты» защитной системы, которые осуществляют борьбу с чужаками, ворвавшимися в организм.

Функции

Главная задача иммунитета – это оборона против непрошенных веществ. Среди основных выделяют:

  • Предотвращение внедрения чужеродных агентов посредством наличия биологических барьеров;
  • Уничтожение дефектных и старых клеток организма, жизненный цикл которых подошел к концу;
  • Нейтрализацию вредоносного микроба при его попадании;
  • Элиминацию, то есть удаление антигенов.

От чего зависит иммунитет человека

Защитные механизмы формируются под воздействием множества факторов, которые определяют силу ответа против антигенов. Важную роль играет:

  • Наследственность – это генетическая предрасположенность человека, которая досталась ему от родителей. Иммунитет будет напрямую зависеть от этого фактора;
  • Окружающая среда также может влиять на оборонные механизмы в большой степени. Два близнеца, имеющие сходный генетический материал, но проживающие в разных условиях, будут иметь отличающийся иммунный статус;
  • Качество и количество потребляемой пищи, а, точнее, ее витаминный и минеральный состав;
  • Образ жизни – его распорядок дня, режим работы и отдыха, наличие вредных привычек;
  • Физическая активность или ее отсутствие. Гиподинамия приводит к тому, что больной будет находиться в состоянии сниженного мышечного тонуса, газообмена и как следствие подвержен иммунным расстройствам;
  • Приобретенные и врожденные заболевания.

Эти факторы и будут ответом на вопрос «от чего же зависит иммунитет человека».

Причины ослабления иммунитета человека

Запустить процесс снижения защитного арсенала организма могут следующие заболевания и состояния:

Причинами внешней среды являются:

  • Неверный образ жизни, с повышенными психоэмоциональными или физическими нагрузками, несбалансированным питанием и нарушением сна;
  • Негативная экологическая обстановка;
  • Пристрастие к алкоголю, курение;
  • Недостаток витаминных и минеральных веществ.

Состояние снижения защитной функции организма нуждается в обязательной коррекции. Повышать иммунитет нужно под контролем врача. Изучив историю болезни пациента, проведя осмотр и используя методы диагностики, доктор может назначить необходимое лечение, не вызывая у человека на лекарства. Поднять иммунный статус нелегкая задача, но выполнимая. Без рекомендаций врача иммунитет самостоятельно не повысить. Главное укреплять свое тело с умом и готовиться к этому. Тогда подниматься по лестнице здоровья будет гораздо приятнее и интереснее.

Иммунная система обеспечивает специфическую защиту организма от генетически чуждых молекул и клеток.

Клетки обладают уникальной способностью распознавать чужеродные антигены.

Иммунная система подчеркивает единство клеток общностью происхождения, функционального действия и механизмов регулировки

Центральные или первичные органы иммунной системы - красный костный мозг и тимус.

Красный костный мозг - место рождения всех клеток иммунной системы и созревание B-лимфоцитов. В нем из полипотентных стволовых клеток образуются эритроциты, гранулоциты, моноциты, дендритные клетки, B-лимфоциты, предшественники T-лимфоцитов и NK клетки.

Красный костный мозг у детей до 4х лет находится в полостях всех плоских и трубчатых костей.

А В 18 лет он остается только в плоских костях и эпифизах трубчатых костей.

С возрастом количество клеток красного костного мозга уменьшает и он замещается желтым костным мозгом.

Тимус - ответственен за развитие Т-лимфоцитов, которые поступают туда из красного костного мозга из пре Т-лимфоцитов.

В тимусе отбираются Т-лимфоциты с кластерами(рецепторы, которые определяют функциональные способности) дифференцировки CD4+ CD8+ и уничтожаются те из варианты, которые высоко чувствительны к антигенам собственных клеток, т.е. он предотвращает аутоиммунную реакцию.

Гормоны тимуса сопровождают функциональное созревание Т-лимфоцитов и повышают секрецию ими цитокинов.

Тимус окружен тонкой соединительно тканной капсулой, состоит из 2х ассиметричных долей, разделенных на дольки. Под капсулой находится базальная мембрана, на которой расположены эпителиоретикулоциты в один слой. Периферия долек - корковое вещество, центральная часть - мозговое, все дольки заселены лимфоцитами. С возрастам Тиму подвергается инволюции.

Т-лимфоциты дифференцируются до зрелых иммунных клеток в Тимусе, ответственны за клеточный лимфоциты, B-лимфоциты - Bursa Fabricius

Вторичные органы иммунной системы - периферические органы.

1 группа - структурированные органы иммунной системы - селезенка и лимфоузлы.

2 группа - неструктурированные.

Лимфоузлы - фильтруют лимфу, извлекают из нее антигены и посторонние вещества. В лимфоузлах происходит антигензависимая пролиферация и дифференцировка Т и B лимфоцитов. Зрелые не иммунные лимфоциты, образовавшиеся в костном мозге, с лимфо/ кровотоком, попадают в лимфоузлы, встречаются с антигеном в кровотоке, получают антигенные и цитокиновый стимул и превращаются в зрелые иммунные лимфоциты, способные распознавать и уничтожать антиген.

Лимфоузел покрыт соединительно тканной капсулой, от него отходят трабекулы, имеют корковую зону, паракортикальную зону, мозговые тяжи и мозговой синус.

В корковой зоне находятся лимфоидные фолликулы, которые содержат дендритные клетки и B - лимфоциты. Первичный фолликул - мелкий фолликул с не иммунными B лимфоцитами.

После взаимодействия с антигеном, дендритными клетками и т-лимфоцитами B -лимфоцит активируется и образует клон пролиферирующих B - лимфоцитов, в результате формируется герминативный центр, который содержит пролиферирующие B-лимфоциты и после завершения иммуногенеза первичный фолликул становится вторичным.

В паракортикальной зоне находятся Т-лимфоциты и посткапилярные венулы с высоким эпителием, через их стенки лимфоциты мигрируют из крови в лимфоуззлы и обратно. Также содержит интердигитирующие клетки, которые мигрировали в лимфоузел по лимфатическим сосудам из покровных тканей из кожи и со слизистых вместе с уже процессированным(процессинг антигена) антигеном. Мозговые тяжи находятся под паракортикальнйо зоной и содержат макрофаги, активированные B лимофциты, которые дифференцируются в плазматические антителопродуцирующие клетки. Мозговой синус накапливает лимфу с антителами и лимфоцитами и она отводится в лимфатическое русло и она уводится по эфферентному лимфатическому сосуду.

Селезенка

Имеет соединительно тканную капсулу, от нее отходят трабекулы, составляя каркас органа. Имеет пульпу, которая составляет основу органа. Пульпа содержит лимфоидную ретикулярную ткань, сосуды и форменные элементы крови. В белой пульпе отмечается скопление лимфоидных клеток в виде переартериальных лимфоидных муфт. Они расположены вокруг артериол. В белой пульпе также находятся герменотивные зародышевые центры и B клеточные фолликулы.

Красная пульпа содержит капиллярные петли, эритроциты, макрофаги.

Функции селезенки - в белой пульпе происходит контакт кдеток иммунной системы с антигеном, проникшим в кровь, процессинг и презентация этого антигена. А также реализация различных типов иммунного ответа, преимущественно гуморальная.

В красной пульпе происходит депонирование тромбоцитов, до 1/3 всех тромбоцитов содержится в селезенке, эритроцитов и гранулоцитов, и это разрушение поврежденных эритроцитов и тромбоцитов.

Лимфоидная ткань, ассоциированная с кожей.

Это белые отросчатые интердигитирующие клетки Лангенгарса. Они фиксируют антиген, поступающий с кожи, подвергают его процессингу и мигрируют в регионарные лимфоузоы(«это пограничники, которые ловят диверсанта и ведут его в комендатуру»)

Лимфоидные клетки эпидермиса, преимущественно Т-лимфоциты и кератиноциты, как механический барьер.

Лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками(площадь которой 400 м 2)

Она представлена структурированными - солитарные фолликулы, аппендикс и миндалины, единичные лимфоидные клетки. Антиген проникает в лимфоидную ткань с поверзности слизистых через особые эпителиальные M-клетки. Расположенные под пителием макрофаги и дендритные клетки, подвергают процессингу антиген и предают его специфическую часть Т и B лимфоцитам.

Характерно, что каждая ткань имеет популяции лимофицтов, способных узнавать место своего проживания. У них на мембранах имеются хоуминговые «Home» рецепторы. СLA - кожный лимфоцитарный антиген.

Пейрорвы бляшки - Лимофидные образования, расположенные в собственной оболочке слизистой, имеют три основных составляющих - эпителиальный купол состоит из эпителия, лишенного кишенчных ворсинок и содержащего много М - клеток. Лимофидный фолликул с герменативным центром, который заполнен B-лимфоцитами.

Межфоликулярныая зона - N лимфоциыт и интердигитирующие клетки.

Основная функция специфического иммунного ответа - специфическое распознавание антигена.

Формы иммунного ответа.

  1. Клеточный иммунитет - накопление антиген специфических активных Т-лимфоцитов, выполняющих эффекторные функции, либо непосредственно сами лимфоиты, либо через выделяемые ими клеточные медиаторы лимфокины.
  2. Гуморальный иммунитет - основан на выработке специфических антител - иммуноглобулинов, выполняющих основные эффекторные функции.
  3. Иммунологическая память - способность организма отвечать на повторную встречу с антигеном, более интенсивно, чем на первую. Эта способность приобретается в результате иммунизации тем же антигеном.
  4. Иммунологическая толерантность - состояние специфической иммунологической а-реактивности организма к определенным антигенам. Она характеризуется -

А) отсутствием ответа на антиген

Б) отсутствием элиминации антигена при повторном его введении

В) Отсутствием антител на данный антиген. Антигены, вызывающие иммунологическую толерантность называются толерагенным

Формы иммунологической толерантности

Естественная - формируется на антигены во внутриутробном периоде

Искусственная - при введение в организм очень высоких или очень низких доз антигена.

Иммуноглобулины - содержащиеся в крови и тканевой жидкости. Молекула состоит из протеина и олигосахарида. По электрофоретическим свойствам в основном гамма глобулины, но встречаются альфа и бета.

Мономеры иммуноглобулина состоят из 2х пар цепей - 2 коротких или L цепи и 2 длинные или тяжелые H цепи. Цепи имеют константный С и вариабельный - V участки.

Легкие цепи бывают 2х видов - лямбда или каппа, они одинаковы у всех иммуноглобулинов, содержат 200 аминокислотных остатка.

Тяжелые цепи подразделены на 5 изотипов - гамма, мю, альфа, дельта и ипсилон.

Имеют от 450 до 600 аминокислотных остатка. По типу тяжелой цепи различают 5 классов иммуноглобулинов - IgI, IgM, IgA, IgD, IgE.

Фермент папаин расщепляет молекулу иммуноглобулина на 2 одинаковых антиген связывающих Fab фрагмента и один Fc фрагмент.

Иммуноглобулины классов А,M,G - мажорные иммуноглобулины, D,E-минорные. G,D,E, а также сывороточные фракции А являются мономерами, т.е. имеют 1 пару тяжелых и 1 пару легких цепей и 2 антиген связывающих участка.

Иммуноглобулин М - является пентамером.

Секреторная фракция иммуноглобулина А является димером, связанных друг с другом j - цепью(join - соединять). Антиген связывающий участок называется активным центром антитела, образован гипервариабельными участками H и L цепей.

Эти участки - имеются специфические молекулы, комплиментарные к определенным антигенным эпитопам.

FC фрагмент способен связывать комплимент и участвует в переносе некоторых иммуноглобулинов через плаценту.

Иммуноглобулины имеют компактные структуры, скрепленных дисульфидной связью. Их называют домены . Имеются вариабельные домены и константные домены. Легкие L цепи имеют 1 вариабельный и один константный домен, а тяжелые H цепи имеют 1 вариабельный и 3 константных домена. В СH2 домене находится комплимент-связывающий участок. Между СH1 и CH2 доменами имеется шарнирный участок(«талия антитела»), он содержит много пролина, делает молекулу более гибкой и в результате F ab и F ac могут вращаться в пространстве.

Характеристика классов иммуноглобулинов.

IgG (80%) - концентрация в крови 12 г на л. Мол. Масса 160 дальтон, образуется при первичном и вторичном введение антигенов. Является мономером. Имеется 2 эпитопсвязывающих участка. Обладает высокой активностью в связывании с бактериальными антигенами. Участвует в активации комплимента по классическому пути и в реакциях лизиса. Проникает через плаценту матери в организм плода. Fc фрагмент можетсвязываться с макрофагами, нейтрофилами и NK клетками. Период полураспад от 7 до 23 дней.

IgM - 13% всех иммуноглобулинов. Его концентрация в сыворотке 1 г на л. Является пентамером. Это первый иммуноглобулин, образующийся в организме плода. Образуется при первичном иммунном ответе. К этому классу принадлежат нормальные антитела, а также изогемагглютинин. Он не проходит через плаценту, у него самая высокая скорость связывания с антигенами. При взаимодействии с антигеном ин витро вызывает реакции агглютинации, претепетации, связывания комплимента. Его Fc фрагменты также участвуют Мономеры иммуноглобулиновы в виде мембранных имеются на поверхности B лимфоцитов.

IgA - 2 подкласса - сывороточный и секреторный. 2,5 г на л. Синтезируется плазматическими клетками селезенки и лимфоузлов, не дают феномена агглютинации и претепетации, не лизируют антиген. Период полураспада - 5 дней. У секреторного подкласса имеется секреторный компонент, который связывает 2 или реже 3 мономера IgA. Секреторный компонент имеет j цепь(бета глобулин с мол. Массой 71 кило дальтон, синтезируется клетками эпителия слизистых оболочек и моет присоединяться к сывороточному иммуноглобулину, при его прохождении через клетки слизистой оболочки - трансцитоз). SIgA Участвует в местном иммунитете, димер, 4 эпиоп связывающих участка. Препятствует адгезии микробов на клетках слизистых и абсорбции вирусов. IgA контролирует комплимент по альтернативному пути.

40% - сывороточный, 60% - секреторный

IgD - 0,03 г на л. Мономер, 2 эпитопсвязывающих участка, не проходит через плаценту, не связывает комплимент. Находится на поверхности B лимфоцитов и активирует их активацию или супрессию.

Свойства антител.

  1. Специфичность - каждый антиген имеет свое антитело
  2. Аффиность - сила связывания с антигеном
  3. Авидность - скорость связывания с антигеном и количество связанного антигена
  4. Валентность - количество работающих активных центров или антидетерминантых групп. Существуют 2х валентные и 1 валентные антитела(1 активный центр заблокирован)

Антигенные свойство антител

Аллотипы - внутривидовые антигенные различия. У людей существет 20 типов.

Идиотипы - антигенные различия антител. Характеризуют активные различия активных центров антител.

Изотипы - классы и подклассы иммуноглобулинов, определяются изотипы цедамидами констами тяжелых цепей.

Функции иммуноглобулинов.

Основная - связывание с антигеном. Это обеспечивает нейтрализацию токсинов и предотвращение проникновения возбудителей в клетку.

Эффекторная функция - связывание с клетками или тканями при участии специфических рецепторов, связывание с клетками иммунной системы, фагоцитами, с компонентами комплимента и связывание с стафилакокковыми и стафилаккоывыми антигенами.

Виды антител

По свойствам выделяют - полные двухвалентные(агглютинин, лизины, претепицины), неполные одновалентные блокирующие

По размещению - циркулирующие и надклеточные

По отношению к температуре - тепловые, холодовые и 2хфазные

Динамика образования антитела

  1. Лаг фаза - антитела в крови не образуются
  2. Лог фаза - логарифмического нарастания концентрации антител
  3. Плато фаза - стабильная высокая концентрация антител
  4. Затухания, спада - прекращение действия антител.

При вторичном иммунном ответе

Лаг фаза ускоряется, титры антител выше, при первичном иммунном ответе образуется иммуноглобулин М, а затем G, при вторичном сразу образуется IgG, а IgА образуется еще поздней

Характеристика неполных антител - моновалентные, блокирующей, один активный центр. Образуются при инфекции, аллергии, резус конфликте, термостабильны, наиболее рано появляются и поздно исчезают, проходят через плаценту. Их выявление проводят методом Кумбса, ферментные методы.

Уровень антител в крови или др. жидкостей оценивается титром, т.е. максимальным разведением биологической жидкости, при котором наблюдается видимый феномен реакции при взаимодействии антигена с антителом. Используются аналитические методы и определяют концентрацию в гр на л.

Читайте также: