Игровые ситуации по профилактике коррупции. Деловая игра «Коррупция. «Познавательная игра «Коррупция как есть …»

Сценарий проведения деловой игры

«Мы против коррупции»

Звучит ритмичная музыка на её фоне выходит ведущий.
Ведущий: Угрожает народ революцией –
В жизни много проблем и прорех:
Власть решила заняться коррупцией –
Есть уже в этом деле успех
По нашему короткому вступлению вы догадались, что наша программа посвящена – коррупции, одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Коррупция – явление неоднозначное и очень сложное для понимания. Вот одно из его определений:

"Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других".

Коррупция – это достаточно широкое явление во всем мире. В общественно-политической и социально-экономической жизни оно проявляется в различных формах: давайте сейчас с вами проведём небольшой аукцион СЛОВ связанных с коррупцией. Участника, назвавшего слово последним ждёт небольшое вознаграждение.

(Взяточничество, растрата, мошенничество, вымогательство, произвол, злоупотребление служебным положением, получение незаконного пособия, льготы, или вознаграждения, назначение чиновником своих родственников и знакомых на служебные посты называют, фаворитизмом, получение незаконного пособия, льготы или вознаграждения)

1. Аукцион определений на тему КОРРУПЦИЯ.
Ведущий: Итак, мы с вами определили основные слова, связанные с коррупцией: это Взяточничество, Растрата, Мошенничество, Вымогательство, Злоупотребление служебным положением, Получение незаконного пособия, льготы, или вознаграждения, Фаворитизм. А теперь мы просим подняться на сцену по три человека от каждой команды, причём это могут быть не только участники акции, но и ребята из группы поддержки.

Ведущий: Итак – вы рабочая группа, задача, которой за 20 минут сделать плакат в виде коллажа, и дать своё определение, то есть, так как это вы понимаете слову определяющее коррупцию. Например: Произвол – это произвольное использование служебных полномочий для предоставления неоправданных льгот любой группе или индивидууму, или их дискриминация. У каждой рабочей группы будет своё задание, которое вы прямо сейчас и получите.

(выносится поднос с конвертами, в которых находятся задания)

Ведущий: Задание получено, и вы можете отправляться в фойе, где вас ждут подручные материалы.

(Участники уходят выполнять задание)

Ведущий: Ну, давайте вернёмся к нашей с вами теме – КОРРУПЦИЯ. Мошенничество. Что говорит нам определение этого слова? Мошенничество - это любое поведение, направленное на обман или на одурачивание человека или юридического лица, для собственной выгоды. В простонародье – это называется НАДУВАТЕЛЬСТВО. Что бы это подтвердить я прошу подняться на сцену по одному представителю команды.

(участники поднимаются на сцену им ВЫДАЁТСЯ ПО ОДНОМУ ВОЗДУШНОМУ ШАРИКУ)

Ведущий: Возьмите по одному шарику в руки и по моей команде вы будете их надувать. Кто надует шар самого большого размера, получит вознаграждение. Ваше время 30 секунд. Итак, начали!

Звучит музыкальная фонограмма

По истечению времени, игра останавливается. Если за время у игроков лопаются шары, ведущий говорит, что их мошенничество ЛОПНУЛО! Если все шары остаются целыми, ведущий предлагает разоблачить мошенничество и лопнуть все шары одновременно.
Ведущий: Что ж, с первым заданием все справились, и мы переходим ко второму определению коррупции – Взяточничество. Что является определением этого слова? Взяточничество включает влияние на действия или решения должностного лица путем обещания, предложения или предоставления ему какой-либо выгоды. Чаще всего взятки предлагаются в денежном выражении, и мы попробуем с вами сейчас это проиграть.

Приглашаем на сцену по два участника от команды, желательно чтобы это были юноша и девушка.

(участники поднимаются на сцену, им раздают денежные купюры)
Ведущий: Прошу вас встать лицом друг к другу. Как вы уже догадались одному из вас, будут давать взятку. Лицу, который будет давать взятку, выдаются денежные купюры. За время пока будет звучать музыка, ваша задача, быстро спрятать своему напарнику в разные места по одной купюре. Задача ясна? Готовы? Начали!
Музыкальная фонограмма звучит одну минуту
Ведущий: Стоп игра! Итак, один из наших участников получил взятку. А теперь мы поменяем вас местами.(помощники разбивают пары) Следующая задача: выступить в роли правоохранительных органов и найти деньги, которые ваши соперники успели спрятать. Внимание, начали!

4. Игра «Дать взятку!»

Ведущий: Спасибо за участие. Вы на себе испытали, что давать и искать взятки не простая задача.

(участникам раздаются сладкие призы)
Ведущий: Продолжим наши познания в коррупционных деяниях и даём определение слову Фаворитизм. Назначение чиновником своих родственников и знакомых на служебные посты называют, фаворитизмом.

Поскольку все вы здесь объединены одной целью, вас можно назвать родственниками. Мы приглашаем от каждой команды по два участника.

(собираются две команды по 7 человек)

Ведущий: Первый участник является тем самым чиновником, который будет продвигать своих родственников по служебной лестнице. Итак, задача: по сигналу «чиновник» бежит к стулу, обегает его и возвращается в команду. Берёт паровозиком следующего участника и бежит по тому же маршруту. Возвращается и к ним присоединяется следующий участник и итак до тех пор, пока все «родственники» не прибегут к «финишу первыми». Напоминаю, что бежать надо строго паровозиком, не размыкая цепочку. Готовы? Начали.

Музыкальная фонограмма

7. Игра «Собери, команду!»

Ведущий: Первой собрала всех своих родственников команда_______. Получите вознаграждение и проходите на свои места.

(участники проходят на место)

Ведущий: Есть в зале участники, кто ещё не поднимался на сцену? Мы просим командам направить на сцену по одному человеку.

(участники поднимаются на сцену)

Ведущий: В любом учреждении есть тёплое местечко, на которые каждый из карьеристов метит попасть. Давайте проведём такой эксперимент и выясним, кто из наших участников самый шустрый. Пока звучит музыка, все бегают вокруг стульев, как только музыка остановится – нужно занять свободный стул. Участник, которому стула не достанется, выбывает из игры. Задание ясно? Приготовились, начали!

8. Игра «Тёплое место!»

Ведущий: Дорогие друзья, вот так в шуточной, игровой форме мы с вами затронули проблемы коррупции и шуточные «механизмы» борьбы с ней. Но на самом деле коррупция – это большая, нешуточная проблема, которая оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни людей.

Пришла пора пригласить наши рабочие команды, которые пытались по своему объяснить значение форм коррупции. Ребята, мы ждём вас на сцене.

Деловая игра

«Нет коррупции!»

9-11 классы

Задачи:

Донести до подростков понятие о коррупции, о необходимости борьбы с коррупцией;

Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности;

Профилактика асоциального поведения, осознание понятий: соблюдение закона, честность и честь незапятнанная репутация,

Развивать умение рассуждать и критически мыслить.

Оформление: цитаты и плакаты по теме, статистические данные о коррупции в стране и в мире.

На доске: рисунок склона горы, у подножия «Коррумпированное общество», на вершине «Общество без коррупции», по склону отметки высоты от 0 до 10.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Формирование новых знаний

1. Вступительное слово.

Я предлагаю вашему вниманию фрагмент клипа на песню Олега Газманова «Новая заря»

Подумайте, какую общественную проблему мы сегодня будем рассматривать?

Работа со схемой на доске: Посмотрите на вершину нашей горы - это идеал (Общество без коррупции), к которому мы стремимся. Возьмите листочек и напишите цифру, у какой отметки в плане приближения к этому идеалу мы сейчас находимся. Поднимите вверх. (Среднее значение записать на стикер и прикрепить на доску.)

По инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день борьбы с коррупцией». В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция - первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Россия в числе первых подписала Конвенцию.

В преддверии Международного Дня коррупции предметом нашего обсуждения является коррупция, ее причины, проявления, последствия и противодействие ей. Коррупция является сложным многоаспектным явлением. Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция - это не просто преступление, это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, но и ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса.

Что же такое коррупция?

- В «Федеральном Законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" «Коррупция – это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Предлагаю продолжить исторический экскурс в коррупцию.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина - шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции - «Артхашастра» - опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» Коран 2:188) и т. д.

2. «Информация к размышлению» Видеофрагмент.

3. Работа по группам

Каждая группа в течение 30 сек отвечает на вопрос, по команде передает по часовой стрелке:

1) Кто является субъектами коррупции?

2) Цель вступающих в коррупционные отношения?

3) Какие последствия для общества имеет коррупция?

4) Откуда вы знаете о коррупции?

Каждая последующая группа дополняет.

Затем каждая группа озвучивает ответы.

Уровень коррупции в России

Россия признана самой коррумпированной страной среди 22 крупнейших государств мира

    Менее склонны к подкупу бизнесмены из Бельгии и Канады (по 8,8 балла из 10 возможных).

    Третье место у Голландии и Швейцарии (8,7 балла).

    Россия с 5,9 баллами заняла последнее место, получив самый высокий национальный показатель взяткоёмкости

    По объему и частоте взяток Россия обогнала не только развитые государства Запада, но и своих коллег по группе БРИК – Бразилию (17-е место), Индию (19-е место) и Китай (21-е место).

Индекс оценки коррупции

Российские компании чаще других фирм из крупнейших стран-экспортеров дают взятки ради получения личной выгоды. (Слайд)

4. Опрос населения (слайд)

Если Вы давали взятку – Ваши ощущения?

5. Выявление причин коррупции

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями.

А как вы считаете, каковы причины коррупции? (Ответы записываются на доске, с краткими комментариями учителя.)

Низкий уровень заработной платы.

Двусмысленные законы. Консервативность закона.

Незнание или непонимание законов населением.

Нестабильная политическая ситуация в стране.

Профессиональная некомпетентность бюрократии.

Отсутствие единства в системе исполнительной власти.

Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Невозможность всеохватывающего контроля.

Зависимость граждан от чиновников.

К причинам распространенности коррупции в современной России относятся:

- отсутствие оптимальной работающей системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;

- существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;

- создание мощной, широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов, значительная часть которых составляет основной источник финансирования коррупционеров;

- слабость и политическое безволие государственной власти;

слабая кадровая политика государства;

- неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;

- криминализация значительной части политической элиты;

- широкий и беспрепятственный кадровый обмен между властными и коммерческими структурами;

- моральная деградация общества, устойчивая толерантность населения к коррупции, особенно на ее низшем уровне;

- стремительный количественный рост чиновничества как кадровой базы коррупции;

- чрезмерное вмешательство государства в жизнь общества, отсюда монополия чиновничества на слишком большой объем функциональных возможностей, так как привилегии на распоряжения собственностью и услугами находятся в руках бюрократов;

- высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств;

- недостаточная информированность населения о последствиях коррупции для общества, слабая правовая подготовка граждан;

- слабость институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций;

- отсутствие подлинной независимости средств массовой информации;

- достаточно устойчивая историческая традиция, укорененность коррупции в сознании россиян (достаточно посмотреть русские пословицы и поговорки - основная их часть с безнадежностью фиксирует факт присутствия мздоимства, продажности в повседневной жизни, в практике чиновников).

6. Опрос населения (слайд) Причины коррупции

7. Опрос учащихся из зрительного зала

Как вы думаете – какие сферы наиболее поражены коррупцией?

Давайте запишем ваши ответы:

ГАИ

Чиновники

Полиция

Медицина

Образование

Судебная система

Военкоматы

Шоу-бизнес

Сфера торговли

Армия

СМИ

СЛАЙД. Профессиональная коррумпированность по материалам СМИ

8. Последствия коррупции (Слайд)

За примером, к сожалению, далеко ходить не надо: «По данным исследователей Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) и фонда «Общественное мнение» (ФОМ), прошлым летом, когда шла «вступительная жатва», карманы родителей оскудели почти на 520 млн долларов. Потом начинается учебный процесс, за которым - контрольные, курсовые, сессии. Здесь «урожай» существенно ниже - примерно 98 млн долларов» ( Сайт Высшей школы экономики, 2008).

У всех живы еще в памяти трагические события в Перми унесшие жизни более чем 150 человек в результате пожара в клубе «Хромая лошадь». Дело о коррупции чиновников еще идет, вскрываются новые факты нарушений

9. Выступление Д.Медведева

- Вы все являетесь опытными пользователями интернет, как и наш премьер-министр, и знаете, что у его есть видеоблог, в котором обсуждается множество тем, актуальных для страны. Как вы думаете, какая из них самая популярная? ( Коррупция и борьба с ней.)

Более 7700 комментариев. Да и мы с вами об этом уже не раз говорили.

Посмотрите видеофрагмент выступления и определите: Прослеживается ли твердая позиция противодействовать коррупции?

Слайд «Шаги антикоррупционной политики на федеральном уровне»

1. Создан Совет при Президенте по противодействию коррупции;

2. Реализуется Национальный план противодействия коррупции;

3. В 2008 году принят антикоррупционный пакет законов

4. Вступили в силу указы Президента, обязывающие предоставлять сведения об имуществе и доходах чиновников, а также их жен и детей

5. Россия вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО)

Как вы считаете, кто должен бороться с коррупцией? Чья это проблема?

«Для современного общества враг №1 – коррупция»
«Речь идет об атмосфере в обществе. Мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не будет…»

Мы сегодня начнем создавать антикоррупционный стандарт поведения для себя.

Что включает понятие «стандарт поведения»? (знания, ценности, способы действия)

10. Жизненные ситуации.

Задание по группам: Как должен поступить настоящий гражданин? В следующей ситуации…(команды разыгрывают ситуации)

Как вы считаете, почему люди не заявляют в правоохранительные органы?

Варианты (от них требуют, а они боятся отказать; чтобы гарантировать успех дела; думают, что процедура заявления слишком трудна и утомительна и дать проще)

11. Работа с залом

Что же, по вашему мнению, нужно для победы над коррупцией? Давайте проведем мини-соцопрос: переверните листочек и закончите 3 предложения: (слайд)

1. Бороться с коррупцией возможно, если…

2. Противодействию коррупции способствуют такие качества людей как…

3. Борьбу с коррупцией затрудняют такие качества людей, как…

Специалисты считают, что для победы над коррупцией необходим ряд условий (слайд)

твердая позиция политической элиты противодействовать коррупции,

Ясно выраженная политическая воля государственных служащих и согласие самим стать объектом проверок,

Осознание необходимости противодействия коррупции как отношение общества в целом,

Готовность и возможность гражданских (общественных) структур контролировать ситуацию противодействия коррупции и другие.

Давайте вместе выясним сегодня на уроке, есть ли в России эти условия.

При этом в настоящее время процедура подачи заявления о коррупции очень проста (слайд) Помимо того, что можно обратиться в органы внутренних дел, органы безопасности, органы прокуратуры на всех уровнях (города, края, РФ), а также Общественный антикоррупционный комитет, либо оставить свое заявление на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

12. Как бороться с коррупцией? (Слайд)

· повысить зарплату и не только чиновникам;

· сделать стабильным социальный пакет;

· прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство;

· россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать;

· честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности

13. Изготовление антикоррупционных плакатов. Зал смотрит видеоролик «Скажи – нет!» Оценка плакатов.

14. Задание на дом: Создание памятки гражданину «Как противостоять коррупции». Основные направления разработки буклета.

15. Рефлексия. Создание синквейна.

16. Итог.

19 сентября 2014г. в гимназии прошла деловая игра « Коррупция как есть…»

(сценарий игры прилагается)

«Познавательная игра «Коррупция как есть …»

Цели:

 способствовать формированию устойчиво-отрицательного отношения к коррупции как социальному злу, пониманию её сложности, глубины и негативности последствий для каждого человека в отдельности и общества в целом;

 ориентировать учащихся на необходимость противодействия коррупции для развития и процветания общества.

Комментарии учителя: Как показывает мировая история, коррупция имела и по-прежнему в той или иной степени имеется в любом обществе и в любой стране. При очевидности ответа на вопрос «Чем вредна коррупция?» ответ на него далеко не всегда звучит однозначно. Предлагаю вам в этом убедиться.

Мозговая атака «Да - Нет»

Задание: Каждый участник имеет две карточки «+» и «-». Учитель называет различные последствия и проявления коррупции. Те учащиеся, кто считает, что следствие негативное - поднимает карточку «-», те, кто положительным - «+»:

 коррупция аморальна, задаёт неверные ориентиры для общества.

 коррупция - основа криминальных структур.

 коррупция позволяет в короткие сроки решать личные проблемы и удовлетворять свои потребности, без «нервотрёпок» преодолевать бюрократические барьеры.

 для многих представителей малоимущих слоёв населения коррумпированное поведение - возможность противостоять бедности (например, воспитатель детского сада получает поощрения от родителей за более внимательное отношение к их ребёнку, и т. д.).

 в угоду отдельным личностям губится наше общее достояние и достояние потомков (например, чиновники закрывают глаза на бесконтрольную вырубку и вывоз ценных пород дерева за «приемлемое» вознаграждение).

 многие действительно талантливые люди смогли заявить о себе и впоследствии стать известными благодаря «полезным» связям.

 коррупция делает управление на всех уровнях неэффективным, т. к. «отбор кадров» осуществляется не по деловым качествам, а по умению встроиться в систему коррупционных связей.

 высокий уровень коррумпированности всех сфер жизни роняет авторитет России на международной арене.

Комментарии учителя: Прежде чем вам будет предложено следующее задание, приведу следующий исторический факт. Петром I был утверждён так называемый «Табель о рангах» - документ, которым чётко определялся правовой статус чиновников государственного аппарата, а право на почёт признавалось только личными заслугами каждого. С 1715 года чиновники стали получать фиксированную зарплату. Однако госаппарат при Петре I настолько разросся, что содержать его стало проблематично. Жалованье выплачивалось нерегулярно, поэтому взятки вновь стали основным источником дохода, особенно для чиновников низших рангов. Мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Пётр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдёт у государства деньги, на которые можно купить верёвку, будет повешен, на что генерал-прокурор Ягужинский хладнокровно ответил: «Не хватит верёвок».

Это яркий пример того, что коррупция – явление не случайное и эпизодичное, а системное. И как любая система она имеет свою структуру, каждый элемент которой – важное звено, имеющее свое назначение.

Лото «Коррупция: структурные элементы»

Задание: на игровое поле лото с указанными структурными элементами коррупции наложите карточки с соответствующими определениями, понятиями или примерами (каждое правильное наложение – 1 балл)

Игровое поле:

Карточки (вырезаются и раздаются игрокам в комплекте в конверте)


Те, кем совершается коррупционное деяние: с одной стороны - государственное или частное лицо, наделённое официальными полномочиями, статусом, авторитетом, с другой – тот, кто по доброй воле или принудительно способствует удовлетворению интересов первого.

Конфликт интересов между государственным, общественным долгом с одной стороны и личной корыстью – с другой.

Граждане государства: их интересы, социальное и экономическое благополучие, безопасность, т.д.

Все, кто вовлечён в систему коррупционных связей

Взятка, давление, принуждение, вымогательство, хищение, злоупотребление служебным положением..

Против чего направлено коррупционное деяние – общественное благо и государственный интерес.

Прямая материальная и/или нематериальная выгода, преимущества в чём-либо.


Использование служебных полномочий, статуса, авторитета

Государственный, общественный и частный сектор во всех сферах жизни общества. Укоренённость в сознании общества, менталитете.

Игровое поле с наложенными карточками сдаётся в жюри, после чего учитель озвучивает верные ответы.

«Не бывает дыма без огня»

Комментарии учителя: Как не бывает дыма без огня, так и широкомасштабное распространение коррупции в России является следствием целого комплекса причин. Как в медицине врач прежде, чем лечить, определяет диагноз больного – причину недомогания, - так и в отношении коррупции - определение и чёткое обозначение причин её возникновения – необходимое условие в выработке мер по борьбе с этим социальным злом.

Задание: Командам предлагается «ромашка», состоящая из 6 «лепестков» - причин коррупции. Каждая команда выбирает по «лепестку» - причине. По истечении 3-4 минут группового обсуждения, участники знакомят своих соперников с этой причиной и для точного понимания приводят конкретные пример. Жюри оценивает правильность понимания причины и выразительность и примеров (максимальное количество баллов – 3)

Причины коррупции («лепестки ромашки»):

 Недостаточная правовая подготовка граждан, информированность населения о последствиях коррупции для общества.

 Отсутствие подлинной независимости средств массовой информации.

 Стремительный рост количества чиновников как кадровой базы коррупции.

 Моральная деградация общества, устойчивая толерантность населения к коррупции, особенно на её низшем уровне.

 Криминализация значительной части политической элиты.

 Неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности.

«Не подмажешь - не поедешь».

Комментарии учителя: Специалисты, занимающиеся изучением феномена коррупции, выделают различные формы коррупции, которые классифицируются по различным признакам: по сферам проявления (экономическая и политическая), по характеру самого деяния (легальная, преступная, уголовная), по уровню распространения (низовая, верхушечная, международная) и так далее. При выполнении следующего задания, мы познакомимся с так называемой бытовой коррупцией. Бытовое понимание коррупции формируется на основе опыта населения. Феномен коррупции здесь часто сводится к взятке и подаётся как неизбежная, неотъемлемая часть культуры, определённые правила игры, которые из-за отсутствия выбора должны всеми безоговорочно приниматься. Ужасно то, многие россияне относятся к этому как «к норме».

Задание: Соедините стрелками звенья цепочек, отражающих сущность указанных форм бытовой коррупции (за каждую верно сформированную «цепочку» - 2 балла):


Формы бытовой коррупции

Категория

граждан-участников


Проявления

коррупции


Меры борьбы

Коррупция выживания

Малоимущие

слои населения.


«Нужен паспорт за три дня, а его делают три недели», «Плачу, чтобы быстрее продвинуться в очереди на место в детский сад»

Серьёзная правоохранительная и оперативная работа

Коррупция комфорта

Властные и богатые.

«Хочу того, что не положено,

за хорошие деньги»,

«Купить можно всё, в т.ч. и закон»


Повышение уровня социальной сферы, «горячие линии» с властями и правоохранительными органами по проблеме обирания бедняков

Коррупция престижа

«Средний» класс.

Старушка отдаёт 50 руб санитарке в больнице, такой же жалкой беднячке.

Снижение бюрократии, развитие и усовершенствование инфраструктуры, преследования за использование служебного положения, т.д.

Бланк с выполненным заданием команды сдают в жюри, после чего учитель озвучивает верные ответы.

УРОК – ИГРА «ГОРОД БЕЗ КОРРУПЦИИ»

(Номинация – внеклассное мероприятие)

Гостищева Тамара Александровна

учитель биологии и классный руководитель

МБОУ СОШ № 16 п. Тульского

Текнеджян Анжелика Артюшевна

педагог – библиотекарь

2015г.

Данное внеклассное мероприятие можно проводить в рамках классных часов, библиотечных уроков для учащихся 9 - 11 классов.

В начале занятия учащиеся сами формулируют цель. Опыт показывает, что люди добиваются большего, если они сами формируют цель. Форма проведения занятия игра, с использованием разных методических приёмов в течение всего занятия ("Мозговой штурм", "Источник информации", "Домино", "Эстафета", "Кластер", "Синквейн", "Поединок", "Активный концерт", "Интеллектуальная мишень"). Приведённые ниже методические приёмы мотивируют учащихся, вызывают интерес к рассматриваемой теме и формируют способы и пути решения проблемы, а так же способствуют социализации личности, что соответствует требованиям ФГОС.

Внеклассное мероприятие.

Урок – игра «Город без коррупции».

Оборудование: раздаточный материал, содержащий статьи ФЗ "О противодействии коррупции" (в электронном виде), Этимологический словарь, толковый словарь, презентация Microsoft Power Point, мишень, кружки красного и зелёного цвета, разноцветные домики из бумаги, видео отрывки фильма "Ты мне я тебе" (режиссёр Александр Серый)

    Этап. Организационный момент .

Войдя в класс, каждый ученик получает красный или зелёный кружок и в соответствии с цветом кружка учащиеся делятся на команды.

Добрый день уважаемые ребята, учителя. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре.

Правила игры в команде:

Выбрать капитана;

В обсуждении принимают участие все;

Высказать своё мнение и выступить перед всеми должен каждый участник команды;

Уметь выслушать каждого;

уважать мнение других.

2 Этап. Мотивация.

Приём – «Проблемная ситуация».

Мероприятие начинается с просмотра видео отрывков фильма «Ты мне я тебе».

Учитель: Как вы думаете, какой теме посвящено наше занятие?

Не случайно был выбран данный отрывок для обсуждения с учащимися, так рассматриваемый случай связан с явлением коррупции.

В ходе дискуссии, обсуждая отрывок, каждый участник высказывает своё мнение и учащимися формулируется тема занятия.

Учитель пишет на доске тему: Город без коррупции (Слайд 1.)

3 Этап. Определение цели.

Учитель предлагает учащимся прочитать цитату Томаса Гоббса (Слайд 2):

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам".
Томас Гоббс

и на основании рассмотренного отрывка из фильма и цитаты обсудить в группах и сформулировать цель занятия.

Вопросы:

В чем заключается важность данной темы? В чем заключается важность данной темы для вас лично? Какой результат вы должны получить в конце работы?

Цель:

1.Сформировать представление о том, что такое коррупция, ознакомиться с причинами возникновения коррупции. Как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией. Формирование собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу.

2.Развить способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

3. Воспитать чувство ответственности перед своим государством. Основная задача - сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

4 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра (этап вызова).

Вступительное слово учителя: Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в группах в форме игры «Город без коррупции».

Учитель: Чтобы создать город без коррупции, мы должны понимать смысл понятия «коррупция».

Предлагаем вам игру

    «Снежный ком» Приём "Мозговой штурм"

Слепим «снежный ком» о понятии «коррупция».

Каждой команде даются листы бумаги, для написания слов.

Задание каждой команде: Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция» (Слайд 3)?

(взятка, подкуп, обман, мошенничество и т.д.) (Слайд 4).

Учащиеся пишут слова на отдельных листах бумаги.

Затем зачитывают слова, делают из них большой ком и символично выбрасывают.

    Работа со словарём. Приём "Источник информации

Командам раздаются этимологические словари и толковые словари русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.

Задание: Найти в словаре понятия «коррупция», «коррумпировать» и зачитать их.

Этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Толковый словарь:

Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

Коррумпированный - проникнутый коррупцией.

Учитель:

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

    О чем гласит народная мудрость… Приём "Домино"

Командам предлагают четыре незаконченные пословицы и поговорки. Их окончания написаны на других листах. Учащимся необходимо подобрать правильное окончание к этим фразам. Объясните смысл пословиц и поговорок?

Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество.

Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе.

Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией (Слайд 5).

Учитель: Историческая справка.

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.

Физкультминутка

Приём "Эстафета".

Ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Затем поднимают руки. Делают вращательные движения руками.

    Кластер.

Приём "Кластер".

Учитель: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции (Слайд 6)?

Задание: В течение 3-х минут учащиеся пишут на цветных кружочках, которые получили в начале занятия причины коррупции и размещают их на доске в форме виноградной грозди вокруг фразы «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ». Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции (кластер):

Примерная схема-кластер

(Слайд 7)

Низкая заработная плата государственных служащих

Незнание законов

Желание легкой наживы

Частая сменяемость лиц на различных должностях

Нестабильность в стране

Коррупция как привычка

Низкий уровень жизни населения

Слабая развитость государственных институтов

Безработица

5. Литературная разминка.

Приём "Источник информации" - использование отрывков из художественной литературы.

Проблема взяточничества не нова для России. Над ней размышляют мастера слова ни одно столетие. Проведем литературную разминку. Определите автора и название произведения.

О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотреблении должностными полномочиями, хищении госбюджета)

    Подай, Фелица! наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть? Меня твой голос возбуждает, ; Но им последовать я слаб. Мятясь житейской суетою, Сегодня властвую собою, А завтра прихотям я раб. (Г.Р.Державин, «Фелица»)

    Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве… (А.С.Грибоедов, «Горе от ума»)

    В то время образовалось сильное общество контрабандистов

обдуманно-правильным образом; на миллионы сулило выгод дерзкое предприятие.

Он давно уже имел сведение о нем и даже отказал подосланным подкупить, сказавши сухо: "Еще не время".

Получив же в свое распоряжение все, в ту же минуту дал знать обществу, сказавши: "Теперь пора". Расчет был слишком верен. Тут в один год он мог получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы.

(Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)

    «… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

(Н.В. Гоголь «Ревизор»)

6. Ситуации.

Приём "Поединок"

Каждой команде в электронном варианте предлагается ФЗ «О противодействии коррупции» (электронное приложение).

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

В каждой команде назначают дуэлянтов, остальные ученики выполняют роль секундантов. Соперники от каждой команды сходятся по очереди в интеллектуальном поединке. Один ученик высказывает свою точку зрени, а его соперник, произносит контраргумент. При этом учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность.

Ситуации:

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Петрова А. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

7. Памятка.

Задание: Составить памятки «Противодействие коррупции», в ней отразить понятие коррупция в форме синквейна и виды ответственности.

Приём "Синквейн".

Учащимся предлагается написать сикнвейн по теме «Коррупция»

по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) (Слайд 8).

Существует пять видов ответственности: уголовная , административная , гражданско-правовая , дисциплинарная и материальная .

К коррупционным преступлениям относятся:

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ),

дача взятки (ст. 291 УК РФ)

получение взятки (ст. 290 УК РФ)

злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ)

коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

5 Этап. Заключение.

Подведение итогов и награждение команд.

Учитель: Выскажите своё мнение «Что могу сделать я?»

На доске написана фраза «Город без коррупции».

На фоне музыкального произведения - Моцарт. Концерт для скрипки и оркестра № 7 D - dur , учащиеся пишут на листочках (в форме домиков) высказывания, читают их и крепят на доске, создавая город (приём "Активный концерт" - информацию, которую надо усвоить, читают в слух в сопровождении экспрессивной музыки).

Примерные высказывания:

    не давать и не брать взятки;

    стараться добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;

    предавать гласности случаи коррупции.

Мы также можем:

    изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;

    писать об известных случаях коррупции в местную газету;

    принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией;

    изучать данное явление;

    Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Учитель: Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Рефлексия . Приём "Интеллектуальный тир".

Учащиеся в соответствующем поле мишени прикрепляют цветной магнит.


Активно участвовал (а) Было интересно

Было понятно Узнал (а) новое

Учитель: Считаю, сегодняшнее мероприятие затронуло очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать. На этом наше мероприятие закончено (Слайд 9, 10).

Литература:

    Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".

    Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.

    Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.

    Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

    Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.

    Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.

    Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.

А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.

    Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и

системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.

    Гражданское образование: содержание и активные методы

обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.

    Словарь - справочник «Антикоррупционная политика»,

Издательство «Проспект», М., 2006.

Интернет-ресурсы:

http :// law . edu . ru - юридическая Россия Федеральный правовой портал

(выступление Шмаковой Н.Ю., зам. директора школы по УВР, на областной педагогической конференции, август, 2011г)

Школа- это отражение жизни общества со всеми его проблемами и достижениями. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является проблема коррупции.

Так в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» отмечено, что «не смотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом. В рамках Стратегии противодействия коррупции одной из самых важных составляющих является школа.

Вопросы антикоррупционного воспитания и просвещения обучающихся в школе представляются довольно сложными и для своего решения требуют разработки новых методик и подходов.

Основной проблемой для молодежи является необходимость выработки образцов поведения в свободном демократическом обществе, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей, так как не будет ни для кого открытием то, что в современном российском обществе коррупция все больше становится повседневной, общепринятой, так называемой «белой коррупцией».

Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации.

В 2010 году мы в своей школе начали разрабатывать систему антикорупционного образования и воспитания. Большое внимание мы уделяем развитию правовой культуры личности. Нашим нынешним ученикам завтра предстоит занять ответственные посты в системе государственных органов власти и местного самоуправления, общественной жизни, бизнесе. Поэтому важно не только дать определенные знания детям в этой области, но и сформировать негативное отношение к коррупции, помочь овладеть им практическими социальными навыками и коммуникационными умениями, позволяющими избегать коррупционных практик.

При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации, значит здесь на первое место выходит не монополия на информацию, а методы и формы работы с учащимися. В то же время учитель на данный момент является одним из немногих, кто способен обсудить с учеником социальные проблемы, проанализировать их, помогая понять суть происходящего, но только при условии наличия взаимного доверия и понимания. Результатом таких занятий является накопление собственного опыта ученика, складывание взглядов на общественные явления и процессы.

Применительно к реализации антикоррупционного образования социальная компетентность учащихся старших классов предстает как компетентность взросления.

Именно в этот период дети вплотную подходят к ситуации жизнеопределяющего выбора: не только профессионального, но и социально-политического, нравственного и т. д. Выбор предполагает рефлексию, понимание ситуации.

Разрабатывая свои программы по данному направлению, мы включаем в содержание не только правовую направленность проблемы, но и морально- этические аспекты, а разнообразные формы и методы работы выбираются исходя из учета познавательных и возрастных особенностей обучающихся. Проблема нравственного выбора, которая должна стать психологическим новообразованием выпускника современной школы, является наиболее сложной в педагогической практике (научить ученика осознанно делать свой выбор и нести ответственность за него). Это позволяет отнести антикоррупционную деятельность в школе к инновационной.

Итак, исходя из выше сказанного

Цель антикоррупционной деятельности: формирование антикоррупционного мышления у обучающихся.

Основные задачи:

● информировать обучающихся о явлении коррупции;

● воспитывать нетерпимое отношение к коррупции;

● развивать мотивацию антикоррупционного поведения;

● формировать навыки уверенного поведения;

● корректировать отношение обучающихся к проблемам

коррупции.

Данные задачи реализуются посредством различных форм и методов работы с обучающимися: традиционных (мини- лекции, семинар), игровых, активных (имитационные и деловые игры, дебаты, дискуссии и т. д.), что должно способствовать конкретизации изучаемого материала и повышению воспитательного потенциала данного курса.

Требования к результатам обучения по итогам реализации данной программы у обучающихся должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

● информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами Internet, владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);

● личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы, трессоустойчивость, принятие решений, умение сделать выбор);

● гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов,

умение применить эти знания на практике, умение обеспечивать социальную роль);

● самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);

● культурно-досуговая компетентность (умение организовать свой досуг, знание игр);

● решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его).

Критерии реализации задач.

В этом плане выделим пять параметров, по которым можно отследить реализацию задач программы «Формирование антикоррупционного мышления у школьников»:

2. Устойчивость интереса обучающихся к предмету

2.1. сохранность контингента (количество обучающихся на начало реализации программы - на окончание (так как данная программа реализуется в форме факультатива));

2.2. наличие положительных мотивов посещения занятий (знания, которые обучающиеся получают на занятиях, они могут применить в повседневной жизни) выявляется с помощью интервью, бесед, опросов, в ходе рефлексии.

3. Уровень творческой активности детей

3.1. выявление позиции (участие обучающихся в играх, диспутах, беседах)

3.2. выявление отношения, интересов обучающихся в различных видах деятельности (к заданиям, которые предлагает учитель).

4. Творческие достижения детей (систематичное ведение дневника, написание эссе, создание коллажей, выполнение проекта).

5. Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым отдельным членом коллектива (дружелюбие, взаимопонимание, работа в парах, коллективное выполнение заданий).

В начале учебного года составляется план работы антикоррупционной направленности в школе. В него включены мероприятия как образовательного, так и воспитательного характера:

Введение элементов антикоррупционного образования в рабочие программы учителей истории, обществознания, литературы, ОБЖ.

Реализация воспитательной программы программы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в школе (1-11 классы);

Проведение классных часов;

Оформление стендов по данной тематике;

Информирование родительской общественности о деятельности школы;

Нужно отметить, что начинать было сложно. Здесь большим подспорьем оказались книги Качкиной Татьяны Борисовны, которые и стали отправной точкой в нашей работе. Кроме того, Татьяна Борисовна всегда готова оказать личную практическую помощь в решение проблем, возникающих в ходе работы. Создав пакет документов, мы перешли к практической реализации данного проекта.

Было неясно, как воспримут дети введение данного курса. Но когда мы стали проводить занятия с учащимися 9-10 классов, то увидели, что они заинтересованы, идут на контакт, живо участвуют в обсуждениях, высказывают свою точку зрения, даже если она расходится с общепринятой. В ходе первых занятий выяснилось, что дети на самом деле не видят ничего сверх естественного и преступного в коррупции. Это подтверждает выводы, сделанные выше. А значит перед нами на самом деле стоит очень трудная проблема - формирование определенного мировоззрения, неприемлемость решения проблем коррупционным путем. Поэтому к организации занятий мы подходим со всей серьезностью. Это не урок, хотя и многому учит, а значит наша задача в том, чтобы сделать его интересным, но не развлекательным, главное- научить детей анализировать жизненные ситуации, делая правильный выбор не только с точки зрения права, но, главное, морали и нравственности. То есть, мы опять приходим к определениям «хорошо» - «плохо», «добро»- «зло».

Работа на таких занятиях строится следующим образом: информационный блок (рассказ учителя или сообщения учащихся), обсуждение проблемы, а затем - отработка практических навыков через ролевые игры, различные тренинги и т.п. Такие формы работы детям нравятся больше, так как здесь уже опираясь на полученные знания, они учатся преодолевать проблемы, которые в будущем может преподнести им жизнь.

В декабре 2010г на базе нашей школы прошел районный семинар «Формирование антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения школьников через организацию учебно- воспитательного процесса», в ходе которого был дан урок и внеклассное мероприятие по данному направлению.

Конечно, сначала дети стеснялись, но когда дело дошло до тренингов, то ситуация резко изменилась. Здесь они уже попали в привычную для них обстановку, и даже присутствие более 20 совершенно незнакомых учителей не помешали им в них участвовать. При чем не обошлось и без курьезных случаев: дети обыгрывали ситуации исходя из жизненного опыта своих родителей, то есть после проигрывания заданных ситуаций было, что обсудить. Вот здесь учитель должен приложить максимум усилий для того, чтобы ненавязчиво переубедить ребенка, объяснить ему его ошибку, постараться убедить его в обратном.

Вот несколько тренингов, которые мы используем на своих уроках.

Например, дать возможность примерить на себя роли людей, даже если их жизненная позиция не совпадает с личной позицией учащихся.

Задача : сосредоточиться на своих эмоциональных переживаниях во время исполнения той или иной роли.

1. Студент, обычно прилежно выполнявший свои обязанности, не успел в силу ряда причин подготовиться к экзамену. Он решает в случае неудачи дать взятку преподавателю. Преподаватель - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

2. Пациент на приеме у врача пытается дать взятку, чтобы получить больничный лист. Врач - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

3. Начальник заставляет подчиненного стать «стукачем», а иначе его просто уволят.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства вы испытывали, пытаясь дать взятку? Был ли у вас другой выбор?

Какой выбор был у того, кому предназначалась взятка?

Читать или слушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Легко, например, понять умом унижение и рассуждать о чувствах, которые испытывают ущемленные или угнетенные люди. Совсем другое дело — испытать дискриминацию и беспомощность на себе. Если они на собственной шкуре почувствуют всю незавидность такого положения, то, возможно, в последующем они подумают прежде чем, нарушить закон. Общее представление о беспомощности совершенно не совпадает с реальностью.

Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает определенные ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Там, где необходимо приобрести опыт, ролевая игра подходит идеально.

Преимущества ролевой игры :

Помогает ученику выразить скрытые чувства.

Помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы.

Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал (историю, английский язык, экономику, географию).

Дает возможность учиться глухонемым ученикам и подчеркивает важность невербальных, эмоциональных реакций.

Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику.

Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп.

Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

Изменяет установки.

Учит контролировать чувства и эмоции.

Недостатки ролевой игры

Озабоченность вызывают три основных момента. Первое, что обычно приходит людям в голову, это влияние, которое практика ролевой игры может оказать на общую атмосферу и порядки, характерные для учебной аудитории. Речь здесь идет о споре насчет того, должно ли обучение быть "серьезным”, а также затрагивается вопрос социальных и властных отношений между наставником и учениками.

Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.

Упрощения могут вводить в заблуждение.

На игру уходит много времени.

Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.

Игра зависит от личностных особенностей наставника и ученика.

Столкновения могут включить механизмы отторжения и защиты.

Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.

Может преобладать в учебном процессе, отодвигая на второй план теорию и факты.

Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые роли, лучше осознать свои собственные и глубже понять позиции других людей. Эту технику очень хорошо использовать в тренинге социальных навыков не только потому, что она повышает гибкость, чувствительность людей в этом отношении, но и потому, что в сценарий можно включить непосредственную информацию о том, как действовать в некоторых ситуациях и как бороться с бюрократическим аппаратом. Поэтому она и приобретает все большее значение в обучении жизненно важным навыкам

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

ü Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

ü Ситуационные, связанные с решением какой - либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

ü Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки - суды и т.д.

Этапы разработки и проведения ролевых игр:

  • Подготовительный;
  • Игровой
  • Заключительный

Анализ результатов.

Этап подготовки . Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения - процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

А вот примеры нескольких тренингов:

Игра «Отказ». Овладение навыками аргументированного отказа в ситуации выбора.

Работа проводится по подгруппам, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

● одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома;

● одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому человеку;

● одноклассник просит достать для него большую сумму денег;

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего»,

другой - «отказывающегося».

Упражнение «5 шагов отказа».

Познакомить учащихся с 5 шагами отказа:

● Сразу твердо сказать «нет»;

● Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет».

«Я согласен с Вами, но…»;

● Если давление продолжается, можете перейти в наступление;

Игра «Марионетки».

Задача учащихся определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. Обучающиеся должны объединиться в группы. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

● Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»? После упражнения обсудите:

● Приведите примеры.

Если дети затрудняются с ответом, учитель приводит примеры.

Таким образом, применяя игровые технологии на уроках истории в сочетании с другими формами и методами обучения, учитель дает учащимся возможность приобрести опыт ведения диалога, дискуссии, приобщиться к творческой деятельности, развивать коммуникативные навыки, проявлять способности к моделированию и прогнозированию ситуаций, отстаивать свою позицию, то есть способствует формированию тех качеств личности, которые необходимы каждому гражданину демократического государства. Все вышеперечисленные особенности игры как формы учебного занятия или элемента комбинированного урока делают игру надежной помощницей учителя, желающего добиться качественного обучения детей истории.

Итак, подводя итог выше сказанному, можно отметить, что занятия по антикоррупционному воспитанию и образованию должны отличаться от урочной деятельности формами и методами проведения. Нужно добиться того, чтобы они не были скучными и однообразными. И тогда цели и задачи. Поставленные в этом направлении станут достижимыми, хотя гарантировать 100% их выполнение невозможно.

Читайте также: