Курсовая работа влияние английского языка на русский язык. Влияние английских заимствований на лексику русского языка. Выполнила: Желева О. В., Научный руководитель: Захлебная В. Л

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

МБОУ «СОШ №2»

Коновалов Алексей

Руководитель проекта:

Учитель английского языка

Сорочинск

Введение……………………………………………………………………………..................3

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Причины заимствования английских слов в современном русском языке …………5

1.2. Этапы развития английских заимствований …………………………………………..5

1.3. Способы образования заимствований. ………………………………………………….6

1.4. Современные английские заимствования…………………………....................................7

1.5. Социальная значимость английских заимствований в средствахмассовой информации……………………………………………………………………………….........8

1.6. Использование лексики английского происхождения в обыденной жизни школьников…………………………............................................................................................9

1.7.Позитивное и негативное влияние процесса заимствования иноязычных слов на современный русский язык…………………………………………………………...............10

Глава II. Практическая часть

2.1. Методика исследования…………………………………………………………………..14

2.2. Результаты исследования…………………………………………………………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………………………..17

Библиография........................................................................................................................ ….18

Приложения

Введение.

Русский язык является величайшим народным и государственным достоянием России. Поэтому проблема культуры речи , чистоты национального языка является весьма актуальным вопросом в нашей стране на современном этапе. В каждом языке есть слова, заимствованные из других языков. Есть они и в русском. В лексике нашего языка около 10 % заимствованных слов, основную часть которых составляют имена существительные. Среди них есть очень много слов из английского языка (спорт, футбол, трамвай и др.).

Иностранные слова приходили на Русь с незапамятных времен. Приток иностранных слов в русский язык особенно усилился в петровское время, и это понятно. Из слов, полученных в продолжение первой четверти существования Петербурга, по крайней мере, две тысячи навсегда остались в нашем обиходе.

Ещё больше новых заимствований принесло начало XIX века. Высокий славянизм навсегда ушел в небытие именно потому, что его потеснил западный варваризм. А революционно-демократическое движение с конца 40-х до конца 60-х годов принесло много заимствований политического и социального направления.

В настоящее время характерен период активизации интереса к русско-английским языковым контактам, и тому есть веские причины. «Латынью ХХ века» по праву называют английский: около ¾ всех заимствований в русском языке конца ХХ века приходится на англо-американизмы. Интерес к данным заимствованиям последних десяти-пятнадцати лет особенный. Но нанесение ущерба культуре языка - засорение его жаргонизмами, тенденция к безграмотному использованию языковых структур и единиц в разговорной речи - является очевидным практически для всех. Особенно остро в современном обществе стоит проблема культуры речи молодежи. Наша повседневная речь – это не только показатель уровня грамотности, эстетического развития человека, наличия у него культурных ценностей, но и средство отражения этих характеристик для всего общества в целом. Она также является важнейшим фактором формирования духовной культуры, нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения.

Поэтому для нашей работы характерен культурологический подход к обозначенной в заглавии проблеме . Актуальность определяется значимостью английского языка в жизни русского общества.Гипотеза исследования : молодёжь использует в речи большее количество англицизмов, чем старшее поколение.Предметом работы является исследование английских заимствований в современном русском языке последних десятилетий. В качестве объекта исследования послужили лексические единицы английского происхождения и их производные. Отсюда целью работы является выявление степени и качества влияния английского языка на русскую речь. Общая цель определила следующие исследовательские задачи:

Определить причины заимствований английских элементов в русском языке.

Проанализировать теоретические материалы, связанные с заимствованиями.

Обозначить этапы эволюции англицизмов.

Рассмотреть способы образования англицизмов.

Классифицировать наиболее употребляемые англицизмы по сферам общения.

Выяснить отношение сверстников к исследуемому явлению.

При решении поставленных выше задач были использованы следующие методы и приёмы:

1. Описательный метод с приёмами наблюдения языковых явлений.

2. Приём систематизации и классификации.

3. Социологический опрос.

4. Анкетирование.

5. Практическое творческое задание.

1. 1.Причины заимствования английских слов в современномрусском языке.

В настоящее время интерес лингвистов сосредоточен на русско-английском языковом контакте. Появление большого количества иноязычных слов английского происхождения, их быстрое закрепление в русском языке объясняется стремительными переменами в общественной и научной жизни. Отсюда мы выделили следующие причины заимствования англицизмов в современном русском языке:

усиление информационных потоков,

появление всемирной компьютерной системы Интернета,

расширение межгосударственных и международных отношений ,

развитие мирового рынка, экономики, информационных технологий ,

участие в олимпиадах, международных фестивалях, показах мод,

расширение кругозора и объема знаний Россиян,

активизация деловых, торговых, культурных связей,

расцвет зарубежного туризма,

длительная работа наших специалистов в учреждениях других стран,

функционирование на территории России совместных русско-иностранных предприятий.

В результате проведённой работы были проанализированы различные теоретические материалы, связанные с заимствованиями, а это словари иностранных слов, а также статьи современных лингвистов, которые предлагают разную классификацию англицизмов, одна из них представлена в нашей работе.

1.2. Этапы развития английских заимствований.

1. «Проникновение» - начальная стадия, соотношение слова лишь с английской действительностью: может быть короткой (у слов, имеющих абсолютные синонимы, например, реконструкция

перестройка); может быть длинной (у слов по своему содержанию несоотносимых с русской действительностью, например, полисмен).

2.«Заимствование» - период, когда расширяется сфера употребления слова применительно к русской действительности, например, бедлам.

3. «Укоренение» - период широкого распространения слова, когда заимствования постепенно приобретают черты, присущие словам русского языка, например, спортсмен, клуб.

1.3. Способы образования заимствований

1. Прямые заимствования. Слово встречается в русском языке приблизительно в том же виде и в том же значении, что и в языке – оригинале. Это такие слова, как уик-энд - выходные; блэк – негр; мани – деньги

2. Гибриды. Данные слова образованы присоединением к иностранному корню русского суффикса, приставки и окончания. В этом случае часто несколько изменяется значение иностранного слова – источника, например: аскать (to ask - просить), бузить (busy – беспокойный, суетливый), коннектиться (connect – соединяться, связываться).

3. Калька. Слова, иноязычного происхождения, употребляемые с сохранением их фонетического и графического облика. Это такие слова, как меню, пароль, диск.

4. Полукалька. Слова, которые при грамматическом освоении подчиняются правилам русской грамматики (прибавляются суффиксы). Например: драйв – драйва (drive) «Давно не было такого драйва» - в значении « запал, энергетика», гейма (game – игра), джинсы (jeans).

5. Экзотизмы. Слова, которые характеризуют специфические национальные обычаи других народов и употребляются при описании нерусской действительности. Отличительной особенностью данных слов является то, что они не имеют русских синонимов. Например: чипсы (chips), хот-дог (hot-dog), кеб.

6. Иноязычные вкрапления. Данные слова обычно имеют лексические эквиваленты, но стилистически от них отличаются и закрепляются в той или иной сфере общения как выразительное средство, придающее речи особую экспрессию. Например: о’кей (ОК); вау (Wow!), хэппи-энд (happy end).

7. Композиты. Слова, состоящие из двух английских слов, например: секонд-хенд – магазин, торгующий одеждой, бывшей в употреблении; видеосалон - комната для просмотра фильмов, боди-арт – роспись по телу.

8. Жаргонизмы. Слова, появившиеся вследствие искажения каких-либо звуков, например: крезанутый (crazy – шизанутый), блинковать (blink – мигать), линк (link – соединять) .

1.4. Современные английские заимствования.

В последнее время наблюдается активизация заимствований иноязычной лексики в русскую речь. Это тесно связано с изменениями в политической, экономической, культурной жизни нашего общества. Смена названий в структурах власти свидетельствует об этом, например: Верховный Совет – парламент; Совет министров – кабинет министров; председатель - премьер-министр; заместитель - вице-премьер.

В городах появились мэры, вице-мэры; Советы уступили место администрациям. Главы администраций обзавелись своими пресс-секретарями, которые регулярно выступают на пресс-конференциях, рассылают пресс-релизы, организуют брифинги и эксклюзивные интервью своих шефов.

У всех на слуху многочисленные экономические и финансовые термины, такие как: бартер , брокер, ваучер , дилер, дистрибьютер, маркетинг, инвестиция, фьючерсные кредиты и т. д.

Для тех, кто любит спорт, появляются новые виды спортивных занятий: виндсерфинг, армрестлинг, фристайл , скейтборд, кикбоксинг , а боец в кикбоксинге заменяется англицизмом файтер (fighter).

С развитием компьютеризации, сначала в профессиональной среде, а затем и за ее пределами появились термины, относящиеся к компьютерной технике : само слово компьютер, а также дисплей, файл, интерфейс, принтер, сканер, ноутбук, браузер, сайт и другие.

Активное заимствование новой иноязычной лексики происходит и в менее специализированных областях человеческой деятельности. Достаточно вспомнить такие широко используемые сейчас слова, как презентация, номинация, спонсор, видео (и производные: видеоклип, видеокассета , видеосалон), шоу (и производные шоу – бизнес, ток - шоу, шоумен), триллер, хит, дискотека, диск-жокей.

Многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, «ученой», красиво звучащей. Например: эксклюзивный – исключительный; топ-модель – лучшая модель; прайс-лист – прейскурант; имидж – образ.

Были отмечены случаи, когда заимствования используются для обозначения понятий, новых для языка рецептора и не имеющихся в языке источнике: детектор, виртуальный, инвестор, дайджест, спрей и т. д.

Исследуя английскую лексику последних десятилетий ХХ века в русском языке, мы пришли к выводу: если понятие затрагивает важные сферы деятельности человека, то слово, обозначающее это понятие, естественно, становится употребительным.

1.5. Социальная значимость английских заимствований в средствахмассовой информации

Заимствования, будучи по большей части словами книжными или специальными, употребляются главным образом в жанрах книжной речи, в текстах научного и технического характера. В последнее время главным источником языкового материала стали современные СМИ. Пролистывая газеты или смотря телевизор, любой человек неизбежно сталкивается с множеством слов английского происхождения. Как правило, все эти слова, встречающиеся на страницах газет и журналов, можно разделить на три группы :

Слова, обычно не имеющие синонимов в русском языке. Они давно прижились, всем понятны, и многие люди даже не задумываются над тем, что эти слова пришли к нам из английского языка, например: ген, футбол, проблема.

Слова, которые имеют синонимы в русском языке и часто непонятны людям, например: мониторинг – синоним «наблюдение», презентация - синоним «представление», тинэйджер – синоним «подросток»; Употребление этих слов во многих случаях не является необходимым и часто лишь затрудняет восприятие и понимание текста.

Слова, напечатанные в газетах на английском языке, английскими буквами. Эти слова тем более непонятны большинству людей, например: Non - stop, shop, the best.

1.6. Использование лексики английского происхождения в обыденной жизни школьников.

Увлечение англицизмами стало своеобразной модой, оно обусловлено созданными в молодежном обществе стереотипами, идеалами. Таким стереотипом нашей эпохи служит образ идеализированного американского общества, в котором уровень жизни намного выше, и высокие темпы технического прогресса ведут за собой весь мир. И добавляя в свою речь английские заимствования, молодые люди определенным образом приближаются к этому стереотипу, приобщаются к американской культуре, стилю жизни. Но, несмотря на это, обиходная речь не испытывает чрезмерного наплыва иноязычных слов. Наблюдаются и социальные различия в отношении к английской терминологии, особенно новой. Люди старшего поколения, в среднем, менее терпимы к чужой лексике, чем молодежь; с повышением уровня образования, освоение заимствований происходит легче. Как было указано выше, в нашей стране увеличивается количество людей (особенно молодых), владеющих иностранным языком . Англицизмы, употребляемые молодежью, аттестуют ее в определенных кругах более высоко, подчеркивают уровень информированности, ее превосходство над остальными. Иностранные слова в речи молодых могут играть роль своеобразных цитат: термин, принадлежащий какой – либо специальной сфере, может цитироваться, сознательно обыгрываться, искажаться. Именно в этой группе имеет место русское или просто неправильное прочтение английского слова. Порой ошибка становится привлекательной до того, что овладевает массами. Принято считать, что слова: клевый, перенсы, фигнюшка – образованы от английской основы: клевый от clever – умный; перенсы от parents – родители; фигнюшка от things – вещи. Соответственно, происхождение данных слов связано со звуковым искажением в процессе освоения данных заимствований. Происходит своеобразная игра звуками. Такие слова образуются путем отнимания, прибавления, перемещения некоторых звуков в оригинальном английском термине. Речь молодых легко вбирает в себя английские единицы, например:

Шузы от shoes – туфли;

Бутсы от boots – ботинки;

Супермен от superman – сверхчеловек;

Хаер от hair – волосы.

С развитием компьютерных технологий английские слова все больше пополняют словарный запас школьников.

В последнее время также произошло огромное увлечение компьютерными играми, что опять же послужило мощным источником новых слов. Весьма употребительным у молодых сделался возглас «Вау!», выражающий эмоцию изумления или восторга.

1.7.Позитивное и негативное влияние процесса заимствования иноязычных слов на современный русский язык.

Русская речь в последнее время пополнилась и продолжает пополняться многими иностранными словами. Иноязычные слова в русском языке издавна были предметом пристального внимания и обсуждения ученых, общественных деятелей, писателей, любителей русского языка. Ученых интересовало, какое место занимают заимствованные слова в словарном со­ставе русского языка, из каких языков больше всего заимству­ется слов, в чем причина заимствования, не засоряют ли инос­транные слова родной язык. Неоднократно предпринимались попытки заменить слова, пришедшие из других языков, русскими (Петром I,).

С одной стороны, иноязычное слово может ассоциироваться с чем-то идеологически, духовно или культурно чуждым, даже враждебным - как это было, например, во время борьбы с «низкопоклонством» перед Западом.

За­имствования без меры засоряют речь, делают ее не для всех по­нятной. Чрезмерность, неуместность, необоснованность употребления иноязычных слов приводит к образованию нелепых псевдоученых фраз. Ошибки в словоупотреблении заимствованных слов приводят к образованию тавтологических сочетаний. Это могут быть повторы слов с одинаковым значением: свободная вакансия (вакансия – это свободная должность), в июне месяце (июнь – это только название месяца), первый дебют (дебют – первое выступление).

Неоправданное введение в текст заимствованных слов наносит большой ущерб художественной речи. Речь обесцвечивается, если разнообразным и ярким русским синонимам предпочитаются слова книжные, невыразительные. С другой стороны, разумные заимствования обогащают речь, придают ей большую точность.

В наше время вопрос о целесообразности использования заимствований связывается с закреплением лексических средств за определенными функциональными стилями речи. Иностранная терминологическая лексика является незаменимым средством лаконичной и точной передачи информации в текстах, предназначенных для узких специалистов.

Учитывается в наш век и тенденция научно-технического прогресса в области создания международной терминологии, единых наименований понятий, явлений современной науки, производства.

В 80-90-е годы XX столетия преобладает более терпимое отношение к внешним влияниям и, в част­ности, к заимствованию новых иноязычных слов. В это время возникли такие политические, экономические и культурные условия, которые определили предрасположенность российского общест­ва к принятию новой и к широкому употреблению ранее существовавшей, но спе­циальной иноязычной лексики.

Вот некоторые из этих условий:

1) осознание значительной частью населения России своей страны как части цивилизованного мира;

2) преобладание в идеологии и офи­циальной пропаганде объединительных тенденций над тенденциями, отражавшими противопоставление советского общества и советского образа жизни западным, буржуазным образцам;

3) переоценка социальных и нравственных ценностей и смеще­ние акцентов с классовых и партийных приоритетов на общечеловеческие;

4) наконец, открытая ориентация на Запад в области экономики, политической структуры государства, в сферах культуры, спорта, торговли, моды, музыки и др.

Все эти про­цессы и тенденции, характерные для русского общества второй половины 80-х - на­чала 90-х годов, несомненно, послужили важным стимулом, который облегчил акти­визацию употребления иноязычной лексики.

Это легко проиллюстрировать сменой названий в структурах власти. В начале 90-х годов Верховный совет стал именоваться парламентом, совет министров - кабинетом министров, его председатель - премьер-министром (или просто премьером), а его заместители - вице-премьерами. В городах появились мэры, вице-мэры. Cоветы уступили место администрациям. Главы администраций обзавелись своими пресс-секретарями и пресс-атташе, которые регулярно выступают на пресс-конфе­ренциях, организуют брифинги и эксклюзивные интервью своих шефов...

Ощущаемый многими больший социальный престиж иноязычного слова, по срав­нению с исконным, иногда вызывает явление, которое может быть названо повы­шение в ранге: слово, которое в языке-источнике именует обычный, "рядовой" объект, в заимствующем языке прилагается к объекту, в том или ином смысле более значительному, более престижному. Так, во французском языке слово бутик - значит лавочка, небольшой магазин, а будучи заимствовано нашими модельерами и коммерсантами, оно приобретает значение - магазин модной одежды.

Конечно же, многие иностранные слова, утратив свой иноземный акцент (форму, значение), пополнили состав русского языка, и их употребление не вызывает возражений. Если бы эти слова были нам совсем не нужны, язык сам бы отверг их, как например, во времена Петра I говорили не победа, а виктория, не удовольствие, а плезир, не путешествие, а вояж, не вежливость , а политес.… Такие слова не выдержали испытания временем.

В то же время в русском языке есть и множество таких заимствованных слов, которые используются в быту, и без которых мы тоже не можем прожить: как по-другому назвать кино, такси, одеколон, люстру, наконец, бифштекс, майонез, апельсин.

Очень важно заботиться о том, чтобы иностранное слово было понято тем, кому оно адресовано. Газетные статьи часто изобилуют иностранными словами, которые даны без всякого объяснения и не совсем понятны из контекста: экспансия, девальвация, корпорация, фальсификация, санкция, диссонанс, превентивный. Вводя новомодную специальную терминологию, журналисты должны это делать ненавязчиво и постепенно, не забывая об уважении к своему адресату , независимо от уровня его образования и компетентности в той или иной сфере знания.

Стремление оградить язык от всяческих заимствований и новых веяний называется пуризмом, а сторонники его – пуристами. Пури­сты, возражая против проникновения в родной язык слов из других языков, по сути дела, приносят в жертву идее чистоты языка точность речи и ее краткость. Представьте себе, что мы рассказываем о жизни какой-нибудь далекой страны, напри­мер Японии. Можно, конечно, вместо самурай говорить дворя­нин, а вместо сакура - вишня , но ведь самурай - это не совсем тот, кого мы привыкли называть дворянином, а японс­кая вишня сакура непохожа на нашу. К тому же такие привыч­ные для нас японские слова, как камикадзе, кимоно, хараки­ри, икебана, дзюдо, вообще, пожалуй, невозможно перевести на русский язык одним словом.

Итак, перед нами один из раз­рядов иностранных слов - экзотизмы. Так называют сло­ва, используемые при описании жизни других народов.

Что из нахлынувших в русский язык в конце XX - начале XXI вв. заимствованных слов сохранится, а что исчезнет – покажет время.

А вот каждому из нас полезно задуматься: уместно ли и правильно ли употребляем мы заимствованные слова?

2.1. Методика исследования.

Работа была осуществлена в форме исследования теоретического материала по выбранной теме и проведения анкетирования среди учащихся школы и их родителей и социологического опроса среди населения разного возраста города Сорочинска.

Работа проходила в несколько этапов.

1. Подготовительный этап. Выбор темы и целей работы, определение участников исследовательской работы.

2. Плановые работы. Определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации.

3. Исследовательский этап. Сбор информации, решение промежуточных задач.

4. Аналитический этап. Анализ собранной информации. Формулирование выводов. Оформление результатов.

5. Отчетный этап. Составление индивидуального отчета о проделанной работе. Консультации по защите и презентации исследовательской работы.

2.2. Результаты исследований.

В нашей школе изучают английский. Учащихся с 5 по 9 класс и взрослые (учителя, знакомые, родители, соседи) оказались в поле нашего наблюдения. Наша задача была включить в объект рассмотрения английские элементы, занимающие различные позиции на шкале освоенности, а также выяснить отношение к англицизмам у подростков и старшего поколения. Сначала мы провели анкетирование среди учащихся школы, а потом те же самые вопросы были предложены родителям и более старшему поколению, т. е. бабушкам и дедушкам учеников (Приложение 1).Нами были получены следующие результаты.

1.Употребляют англицизмы в повседневной речи:

100% опрошенных учащихся

85% родителей

5% бабушек и дедушек учащихся

2. Сферы употребления англицизмов:

90% - компьютерные технологии

65% - музыка и культура

50% - спорт

3.Положительно относятся к англицизмам в повседневной речи:

100% - учащиеся

70% - родители

3% - бабушки и дедушки

Ещё одним важным пунктом анкеты был вопрос об отношении испытуемых к заимствованным словам. Здесь все участники опроса были единогласны 43% испытуемых используют англицизмы, т. к. считают, что иногда без них не обойтись, с их помощью им легче и точнее объяснить что-либо, 35% ответили, что им так удобнее. И только 22% участников анкетирования высказались против заимствованных слов, т. к. они, по их словам, засоряют родной язык.

Итак, подростки не видят ничего плохого в англицизмах, они очень широко их используют в своей повседневной речи. А вот старшее же поколение относится к этому более негативно, так как, часто употребляя заимствования, мы засоряем нашу речь, хотя в нашем родном языке есть достойные ему синонимы.

Далее учащимся была предложена практическая творческая работа(Приложение 2). Суть заданий заключалась в том, чтобы выяснить, на сколько заимствованные английские слова прочно «укоренились» в сознании подростков. Было предложено подобрать русские синонимы к некоторым заимствованным английским словам, составить предложения с русскими словами и англицизмами и выбрать более приемлемый для слуха вариант.

Результаты творческого задания оказались следующими.

1.Способность заменить англицизмы в речи русскими синонимами :

95% - родители

50% - бабушки и дедушки учащихся

75% - учащиеся

2. Подтвердили благозвучность предложений с русскими синонимами:

85% - родители

90% - бабушки и дедушки учащихся

55% - учащиеся

Итак, мы видим, что родители без проблем подобрали русские синонимы. У более старшего поколения вызвала определенные затруднения семантизация некоторых заимствований. При анализе же работ учащихся мы заметили такую закономерность: чем младше, тем сложнее было подбирать учащимся синонимы. Что же касается вопроса о благозвучности, то здесь получилась такая зависимость: чем старше опрашиваемые, тем более благозвучными вариантами они называли русские синонимы.

Были получены следующие результаты.

1. Положительно относятся к английским заимствованиям - 80% опрошенных

2.Наиболее восприимчивая к англицизмам сфера – информационные технологии (75%)

3. Возможно ли совсем избежать в русском языке англицизмов – нет (100%)

4. Обогащается ли русский язык за счет заимствований – да (60%), нет (30%), не знаю (10%)

Итак, мы видим, что вне всяких сомнений, русский язык в целом и речь молодых людей в частности находится под непосредственным влиянием английского языка. Также важно отметить, что чем младше возраст опрошенных, тем это влияние сильнее. А это значит, что наша гипотеза подтвердилась полностью.

Заключение.

Факт влияния иностранных языков, в том числе английского, на современный русский язык имеет весьма широкое распространение. Бесспорно, этот факт имеет положительные стороны, как-то - обогащение языка новыми емкими словами. Например, из английского языка к нам пришло множество терминов, связанных с компьютерной сферой, с областьюэкономики и политической жизни, культуры и нравственной ориентации общества. Она начинает занимать ведущие позиции в политической жизни страны, привыкающей к новым понятиям: президент, парламент, инаугурация, спикер, импичмент, электорат, консенсус и т. д.

Иноязычные термины стали господствующими в самых передовых отраслях науки и техники: компьютер, дисплей, файл, мониторинг, плейер, пейджер, факс, а также в финансово-коммерческой деятельности: аудитор, бартер, брокер, дилер, инвестиция, конверсия, спонсор, холдинг и т. д..

В культурную сферу вторгаются бестселлеры , вестерны , триллеры, хиты, шоумены и т. д. Живо меняется бытовая речь с их нерусскими названиями – сникерс, твикс, гамбургер, чизбургер, спрайт и т. д.

Но наряду с этим имеют место и негативные факторы влияния иноязычных систем на систему русского языка. Это, например, засорение его сленгом (английский жаргон), основанном на использовании английских слов, распространение бездумного употребления англоязычных структур, чуждых системе русского языка, среди его носителей.

Подводя итог, следует заметить, что спор по заимствованию иностранных слов и их роли в речи современного человека может продолжаться сколько угодно, т. к. иностранные слова приходили и приходят в наш язык, несмотря ни на что. Во-вторых: заимствования есть в каждом языке. Иностранные слова, как правило, являются интернациональными. И уже, поэтому одному, чтобы не оставаться в замкнутом уединении и оторванности от общих путей человечества, не следует их избегать, да, наверное, и невозможно.

Библиография.

1. Об освоении заимствованной лексики// Русская речь,2004, №4.

2. Клубков, пожалуйста, правильно. СПб,2000.

3. Костомаров язык в иноязычном потопе.// Русский язык за рубежом,2003, №5.

4. Крысин слово в контексте современной общественной жизни. Русистика. - Берлин, 1992, №2.

5. Москвин словарь иностранных слов. ЗАО« Центрполиграф» М., 2006.

6. Сергеев ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2006.

7. Шапошников стихия современной русской речи// Русская речь, 2002, №2.

Приложение 1

1. Употребляете ли вы англицизмы в повседневной жизни?

2. Где чаще всего по-вашему используются англицизмы?

3. Как вы относитесь к англицизмам в русской речи?

4. Почему вы используете англицизмы в речи?

Приложение 2

Творческое практическое задание

1. Подберите к следующим заимствованным словам русские синонимы: кастинг, миллениум, актуальный, интеграция, презентация, эксклюзивный, тинейджер.

2. Составьте предложения сначала с заимствованными словами, потом с русскими синонимами.

3. Какие предложения по-вашему более благозвучные?

Приложение 3

Социологический опрос

1. Как вы относитесь к англицизмам?

2. Где чаще всего используются англицизмы?

3. Возможно ли совсем избежать в русском языке англицизмов?

4. Обогащается ли русский язык за счет заимствований?

Введение. В каждом языке есть слова, заимствованные из других языков. Что касается русского языка, в нем таких слов около 10%, основную часть которых составляют имена существительные. В настоящее время большое внимание в исследовании состояния русского языка уделяется английскому и американскому лингвокультурному влиянию. Процесс кажется нам интересным для исследования по той причине, что наглядно отражает связь языка с общественной жизнью, с культурой времени.


Актуальность, предмет, объект и цель нашей работы. Актуальность определяется значимостью английского языка в жизни русского общества. Предмет работы: исследование заимствованных англицизмов в современном русском языке последних десятилетий. Объект исследования: лексические единицы английского происхождения и их производные. Цель работы: выявление степени влияния английского языка на русский язык, частотности использования заимствований английской лексики в современном русском языке.


Исследовательские задачи. Определить причины заимствований английских элементов в русском языке. Проанализировать теоретические материалы, связанные с заимствованиями. Обозначить этапы эволюции англицизмов. Рассмотреть способы образования англицизмов. Классифицировать наиболее употребляемые англицизмы по сферам общения. Выяснить отношение сверстников к исследуемому явлению. Выделить английские заимствования в названиях фирм и учреждений Томска и сделать выводы. Привести интересные факты о происхождении некоторых заимствований.




Причины заимствования англицизмов в современном русском языке. 1.усиление информационных потоков, 2.появление всемирной компьютерной системы Интернета, 3.расширение межгосударственных и международных отношений, 4.развитие мирового рынка, экономики, информационных технологий, 5.участие в олимпиадах, международных фестивалях, показах мод, 6.расширение кругозора и объема знаний россиян, 7.расцвет зарубежного туризма, 8.функционирование на территории России совместных русско-иностранных предприятий.






2. Заимствование Бедлам Изначальное значение: госпиталь для лунатиков Приобретенное значение: беспорядок, суета, хаос 3. Укоренение: 3. Укоренение: слова начинают приобретать характерные русские черты: «имидж - имиджевая политика»; «креатив», «креативно», «креативщик», «креативный», «более/менее креативно».


Способы образования англицизмов. 1. Прямые заимствования. Слово встречается в русском языке приблизительно в том же виде и в том же значении, что и в языке – оригинале. Это такие слова, как уик-энд - выходные; блэк – негр; мани – деньги. 2. Гибриды. Данные слова образованы присоединением к иностранному корню русского суффикса, приставки и окончания, например: аскать (to ask - просить), бузить (busy – беспокойный, суетливый), коннектиться (connect – соединяться, связываться). 3. Калька. Слова, иноязычного происхождения, употребляемые с сохранением их фонетического и графического облика. Это такие слова, как менеджер, стандарт, комфорт.


4. Полукалька. Слова, которые при грамматическом освоении подчиняются правилам русской грамматики (прибавляются суффиксы). Например: драйв – драйва (drive - запал, энергетика, гейма (game – игра). 5. Экзотизмы. Слова, которые характеризуют специфические национальные обычаи других народов и употребляются при описании нерусской действительности. они не имеют русских синонимов. Например:, хот-дог (hot-dog), кеб. 6. Иноязычные вкрапления. Это слова или сочетания слов, передаваемые на письме и в устной речи графическими и фонетическими средствами языка – источника. Например: вау (Wow!), хеппи-энд (happy end) 7. Композиты. Слова, состоящие из двух английских слов, например: секонд-хенд – магазин, торгующий одеждой, бывшей в употреблении; хит – парад - список наиболее популярных медиа-продуктов. 8. Жаргонизмы. Слова, появившиеся вследствие искажения каких-либо звуков, например: крезанутый (crazy – шизанутый), паренсы (parents - родители).


Социальная значимость английских заимствований в СМИ. Три группы:Три группы: 1. Слова – термины, не имеющие синонимов в русском языке: Офис, спидометр, интервью, бизнес, лидер, чемпион, фермер, тренажер, трейлер, маркетинг, дисплей, спонсор, бартер, сленг, болт, лорд, гольф, вокзал, чартер, рейд, ваучер, пикник, блюз, дилер, брокер, холдинг, автокар, парковка, трамвай, саундтрек, кроссворд.


2. Слова, имеющие синонимы в русском языке: Спикер(от англ. speaker) – выступающий с речью; Фитнес (от англ. fit) – стройный, здоровый; Контейнер(от англ.container) – тара, ёмкость; Дизайн (от англ. design) – рисунок, узор; Тинэйджер (от англ. teenager) – подросток; Бизнес (от англ. business) - занятие; Постер (от англ. poster) - плакат; Кекс (от англ. cakes) - пирожное; Рейтинг (от англ. rating) - оценка; Сезон (от англ. season) – время года; Матч (от англ. match) - состязание; Прайс-лист (от англ. pricelist) – список цен; Геймер (от англ. gamer) - игрок. 3. Слова, напечатанные в газетах на английском языке, английскими буквами 3. Слова, напечатанные в газетах на английском языке, английскими буквами, например: Non – stop, shop, the best.


Использование лексики английского происхождения в обыденной жизни школьников. Обратим ваше внимание на то, что в первую очередь, подростки используют заимствования, потому что это модно. Они хотят следовать американскому образу жизни, а также считают, что заимствованное слово является более компактным, четким, логичным, следовательно, незаменимым(по данным социологического опроса).





К тому же, мы выделили наиболее часто употребляемые англицизмы в речи подростков и на одном из уроков предложили ребятам составить небольшие рассказы: 1.Одна гёрла долго чатилась в нете со своим бой- френдом, а потом посмотрела по TV новый суперфильм с хэппи-эндом и гоу ту ду шоппинг. Она накупила много фэйшн новинок на одной сэйл. И тут зазвонил мобильник, позвонила подруга и пригласила её сегодня на бёздей – пати. Она решила подарить ей плеер.(Маша Старцева, 10 А) 2.Я со своим бой-френдом собралась в найт клаб. Перед этим я устроила себе шоппинг, чтобы выглядеть гламурненько и пройти фэйс – контроль. Там мы слушали ремиксы, танцевали RnB и пили коктейли. Пэрентсы чуть не крезанулись.(Самира и Настя, 10А)


Использование английских заимствований в названиях томских предприятий и учреждений. Причины (по данным телефонного опроса):Причины (по данным телефонного опроса): 1.Модно и популярно 2.Кратко, не затрудняет понимание 3.Легко запоминается 4.Использование известных брендов 5.Ориентация на потребителя (клиента)
22 История значений слова «спортсмен». 1.«охотник до лошадей и собак»(1859) 2.«охотник «для истребления зверей»(И.А.Гончаров) 3.«убийца, тот, кто калечит»(XIX век) 4.«человек, занимающийся физкультурой»(1928) 5.«человек, занимающийся спортом как любитель или профессионал»(1940.Словарь Ушакова) 6.«человек, выполняющий физические упражнения для развития и укрепления организма, принимающий участие в соревнованиях; увлекающийся спортом азартно»(XXI век. Словарь Ожегова)


Заключение. Благодаря данному исследованию мы пришли к выводу, что процесс заимствования из английского языка в русский усиливается в настоящее время, поскольку английский язык является основой многих профессиональных языков, широко используется в молодёжном сленге. С одной стороны, этот процесс неизбежен, но с другой, должна сохранятся культурная основа языка. Отсюда, мы полагаем, что англицизмы должны соответствовать следующим требованиям: 1.любое заимствование должно быть необходимо, без него нельзя обойтись в русском языке; 2.иноязычное слово должно употребляться правильно и точно в том значении, которое оно имеет в языковом источнике; 3.оно должно быть понятно тем, кто его употребляет.



ВЗАИМОВЛИЯНИЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ:

ПРОГРЕСС ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ?

6 класс «В»

ГБОУ СОШ № 113

Руководитель: Кузнецов П.С.,

учитель английского языка

Москва 2014-2015

Содержание:

1.Введение

1.1. Проблема проекта

1.2. Гипотеза проекта

1.3. Цель проекта

2. Что такое «англицизм»?

4. Виды англицизмов

6. Оправданные и неоправданные заимствования англицизмов

8. Пути преодоления отрицательного влияния англицизмов на русский язык

8.1.

9. Изменения в русском языке на законодательном уровне

10. Выводы

11. Список использованных источников

1. Введение.

1.1 Проблема проекта:

Начиная с XVIII века и по настоящее время русский и английский языки оказывали друг на друга взаимное влияние за счёт проникновения различных слов, выражений, устойчивых словосочетаний и т.д. Однако начиная с 50-х гг. XX века слова английского происхождения стали проникать в русский язык стремительно и в больших количествах. Сегодня мы слышим англицизмы везде: в различных средствах массовой информации, на работе, в повседневном общении и т.д. Иногда можно столкнуться с фразами, в которых нет ни одного русского слова! Как же оценивать данный процесс? Что это? Примета времени, с которой невозможно ничего сделать? Естественное развитие и обогащение языка, происходящее в результате глобализации? Или же русский язык стремительно беднеет и утрачивает свою самобытность? Решению данных вопросов и посвящен наш проект.

1.2. Гипотеза проекта:

Английский язык оказал большее влияние на русский, чем русский на английский. При этом данное явление носит неоднозначный характер и несёт в себе как положительные, так и отрицательные последствия.

1.3. Цель проекта:

1. Проанализировать характер влияния английского языка на русский и русского на английский.

2. Выявить причины большого количества англицизмов в русском языке, их основные источники, а также разнообразные последствия данного положения.

3. Продумать пути преодоления негативного влияния массового потока английских слов в русский.

4. Создать проектный продукт: англо-русский словарь слов-заменителей.

2. Что такое «англицизм» (понятие)?
АНГЛИЦИЗМ [фр. anglicisme] - лингв. слово или выражение, заимствованное из английского языка. (напр., «имидж», «сканер»). Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

3. История влияния английского языка на русский
Свое проникновение в речь русского человека англицизмы начали в конце 18 - начале 19 века. Исторический бум притока англицизмов русский язык пережил в начале 90-х годов.
Кардинальные изменения в укладе жизни, стремительный импорт западной материальной (и вообще) культуры и на территорию бывшего СССР не могли не сказаться на темпах роста количества англицизмов в русском лексиконе.
Зарубежное кино, импортные товары, участившиеся случаи контактов населения России с носителями английского языка сделали свое дело.

В процессе исторического развития человеческие языки постоянно вступают в определенные контакты друг с другом. В начале XXI века наибольшей динамикой и мобильностью характеризуется русско-английский языковый контакт. Сегодня англицизмы проникают в русский язык стремительно и в больших количествах. И это не случайно. В наши дни постоянно расширяются сферы международных контактов, где английский язык становится языком международного общения. Важная политико-экономическая роль англоязычных стран в мире, их превосходство в некоторых сферах деятельности в значительной степени активизируют появление и использование англицизмов в русском языке.
Появление большого количества иноязычных слов английского происхождения, их быстрое закрепление в русском языке объясняется стремительными переменами в общественной и научной жизни. Усиление информационных потоков; появление глобальной компьютерной системы Интернета; расширение межгосударственных и международных отношений; развитие мирового рынка, экономики, информационных технологий; участие в олимпиадах, международных фестивалях, показах мод; экспрессивность новизны: многие фирмы и компании в качестве названия применяют англицизмы, чтобы привлечь внимание новизной звучания: Beeline, Skyline, Wearblack .

Реклама - один из основных источников англицизмов в русском языке. Отечественные рекламисты зачастую не имеют опыта создания рекламы, и потому копируют англоязычную рекламу, заполняя русскоязычные рекламные тексты англицизмами: стимер, триммер, пейджер, иммобилайзер, спойлер, шок-сенсор, локер, пул, сквош;
К источникам появления англицизмов в русском языке также относятся:

1) Кинематограф . Популярность голливудских фильмов привела к появлению новых слов в нашей лексике: хоррор, блокбастер, вестерн, прайм-тайм, киборг, терминатор;
2) Музыка. Восприятие США как центра музыкальной моды повлекло появление таких слов, как: хит, сингл, ремейк, трек, саунд-трэк, постер и т.д;
3) Спортивная лексика: боулинг, дайвинг, скейтборд, сноуборд, байкер, шейпинг, фитнес.
Мы, русские люди, толерантно относимся к внешним влияниям. Открытость нашего общества приводит к значительному расширению кругозора и объема знаний россиян, к улучшению знаний в области иностранных языков. Активизировались деловые, торговые, культурные связи, расцвел зарубежный туризм; обычным делом стала длительная работа наших специалистов в учреждениях других стран, функционирование на территории России совместных русско-иностранных предприятий. Возросла необходимость в интенсивном общении с людьми, которые пользуются другими языками. Таким образом, заимствование англицизмов конца ХХ века

отвечает перечисленным выше причинам.

Материал взят с сайта www.voprosum.ru

4.Виды англицизмов
Круг новых понятий и явлений, имеющих русское происхождение, ограничен. Поэтому более престижным и эффективным считается заимствование уже существующей номинации с заимствуемым понятием и предметом. Можно выделить следующие группы иностранных заимствований:
1.
Прямые заимствования. Слово встречается в русском языке приблизительно в том же виде и в том же значении, что и в языке – оригинале. Это такие слова, как уик-энд - выходные; мани – деньги.
2.
Гибриды. Данные слова образованы присоединением к иностранному корню русского суффикса, приставки и окончания. В этом случае часто несколько изменяется значение иностранного слова – источника, например: аскать (to ask – спрашивать), бузить (busy – беспокойный, суетливый).
3.
Калька. Слова, иноязычного происхождения, употребляемые с сохранением их фонетического и графического облика. Это такие слова, как меню, пароль, диск, вирус, клуб, саркофаг .
4.
Полукалька. Слова, которые при грамматическом освоении подчиняются правилам русской грамматики (прибавляются суффиксы). Например: драйв – драйва (drive) «Давно не было такого драйва» - в значении « запал, энергетика».
5.
Экзотизмы. Слова, которые характеризуют специфические национальные обычаи других народов и употребляются при описании нерусской действительности. Отличительной особенностью данных слов является то, что они не имеют русских синонимов. Например: чипсы (chips), хот-дог (hot-dog), чизбургер (cheeseburger).
6.
Иноязычные вкрапления. Данные слова обычно имеют лексические эквиваленты, но стилистически от них отличаются и закрепляются в той или иной сфере общения как выразительное средство, придающее речи особую экспрессию.
Например:
о’кей (ОК); вау (Wow !).
7.
Композиты. Слова, состоящие из двух английских слов
например:
секонд-хенд – магазин, торгующий одеждой, бывшей в употреблении; видео-салон - комната для просмотра фильмов.
8.
Жаргонизмы. Слова, появившиеся вследствие искажения каких-либо звуков, например: крезанутый (crazy) – шизанутый.
Таким образом, неологизмы могут быть образованы по имеющимся в языке моделям, заимствованы из других языков, появится в результате развития новых значений у уже известных слов.

Материал взят с сайта

5. Причины появления англицизмов в русском языке

Основной причиной заимствования слов считают необходимость в наименовании вещей и понятий. Так же выделяют следующие причины заимствования:
1. Отсутствие соответствующего понятия в когнитивной базе языка-рецептора (органайзер, пейджер, таймер, сканер и другие)
В словарь делового человека 90-х годов прочно вошли такие англицизмы, как
бэйдж, классификатор, ноутбук и его новые разновидности: аудиобук и пауэрбук; органайзер, пейджер и твейджер, таймер, интерком, шредер, сканер, тюнер, тонер и другие.
2. Были отмечены случаи, когда заимствования использовались для обозначения понятий, новых для языка рецептора и не имеющихся в языке источнике. В языке-рецепторе возникает потребность обозначить «активно пульсирующее» в жизни явление; в своем языке сразу не находится точное слово, но в другом языке (в нашем случае - английском) есть две единицы, которые, соединившись (уже на русской почве) подходят для наименования. То есть здесь мы имеем не столько заимствование, сколько образование нового русского слова из нерусских элементов. Например «англицизм» шоп-тур, который понятен носителям русского языка, но не имеет эквивалента в английском языке, тем самым, его нельзя назвать в полном смысле англицизмом. Здесь можно говорить о раздельном заимствовании двух элементов и объединении их в сложное наименование в языке-рецепторе.
3. Отсутствие соответствующего наименования в языке-рецепторе (
топ-модель, виртуальный, спонсор, спрей, инвестор ). Около 15 % новейших англицизмов заимствуются в связи с отсутствием соответствующего наименования в языке-рецепторе. К ним относятся: детектор (валют), топ-модель, brandname, виртуальный, инвестор, спонсор, спрей . К этой группе можно отнести также те заимствования, которые в силу некоторых причин (легче произносятся, короче, конкретнее по значению) вытеснили (частично или полностью) ранее освоенные или исконно русские языковые единицы, например, прайс-лист (вместо прейскурант), имидж (вместо образ). В последнем случае точнее говорить не о вытеснении, а о перераспределении смысловых ролей: в одних ситуациях уместно употребление только англицизма (имидж работника, имидж нашего банка), в других - образ (образ Божий / Татьяны / зверя / царя / учителя и др.).
4. Заимствование новых слов обусловлено влиянием иностранной культуры, диктуется просто-напросто модой на английские слова. Во времена Пушкина считалось модно говорить по-французски, сегодня - по-английски. Соответственно, торговец поочерёдно становится то коммерсантом, то бизнесменом, а человек, сдающий карты - то крупье, то дилером. Большинство этих слов в силу их актуальности очень быстро стали общеупотребительными и вошли в активный словарный запас.
5. Уточнение или детализация существующего понятия. Например, в русском языке было варенье, которым называлось и жидкое, и густое варенье. Чтобы отличить густое варенье из фруктов или ягод, представляющее собой однородную массу, от жидкого варенья, в котором могли сохраниться целые ягоды, густое варенье стали называть английским словом джем. Так же возникли слова
репортаж (при исконно русском - рассказ), тотальный (при исконно русском - всеобщий), хобби (при исконно русском - увлечение), комфорт (при исконно русском - удобство), сервис (при исконно русском - обслуживание) и др.
Особым фонетическим признаком слов английского происхождения является сочетание
дж , что не свойственно русскому языку. В словарях иностранных слов большинство лексики с дж - английского происхождения. Это: джеб (англ. jab) –в боксе - лёгкий прямой удар, джемпер - вязанная кофта. Придыхательное h, которого русская фонетика не знает, подменяется звуком [х] или [г]: hockey - хоккей, heroe - герой, hobby - хобби.
Среди морфологических примет самой характерной чертой является неизменность слова по падежам, отсутствие форм множественного и единственного числа: хобби, мисс, миссис. Наиболее многочисленная группа - это существительные на –ер, -ор:
докер, провайдер . Слова английского происхождения часто оканчиваются на –инг: блюминг, рейтинг, демпинг, маркетинг.

Материал взят с сайта http://www.philology.ru/

6. Оправданные и неоправданные заимствованная англицизмов

Рассматривая тему заимствований в русском языке, все заимствования можно разделить на две группы: оправданные и неоправданные. Оправданным является заимствование, которое означает в языке то понятие, которого ранее в этом языке не существовало. Например, таких понятий, как «шоколад», «галоши», «телефон» и многих других, в русском языке не было. Эти вещи вошли в наш мир, и, соответственно, слова, их обозначающие, появились в языке. В основном, оправданные заимствования встречаются в медицине, науке и технике. Народ или государство, из языка которого берутся слова, считается более развитым, чем тот, в язык которого заимствования попадают. Это очень хорошо может быть показано на следующих примерах. Как только СССР запустил первый в мировой истории спутник Земли, слово «спутник» тотчас же стало всемирно известным и вошло во многие языки. Сразу после изобретения и введения в использование танка англичанами во время Первой мировой войны слово «танк» также мгновенно перешло во все языки мира, где и используется до сих пор. Таким образом, оправданные заимствования заполняют собой пустые ниши в языке, они обозначают те понятия, для которых слов в языке ещё не придумано. Однако в русском языке, который по праву считается богатейшим языком, следует стремиться к тому, чтобы после введения новых понятий, а с ними и слов, в язык вводились русские слова, обозначающие эти новые понятия.

Неоправданным заимствованием является слово, которое вводится в язык из иностранного языка (и используется в нём) в качестве синонима для определения того или иного понятия, притом, что русские слова, определяющие это понятие, уже имеются в наличии. Однако многие считают, что такие слова, наоборот, обогащают русский язык. Используя такую логику, можно для каждого русского слова набрать тысячи синонимов из разных языков и «обогатить» русский язык в тысячи раз. Естественно, что результат мало кому понравится. Ненужные английские заимствования употребляют сейчас все: политики, дикторы радио и телевидения, предприниматели, ученики. В речи молодежи можно насчитать около 1000 неоправданно-используемых английских слов, такие как «прессинг», «никнейм», «голкипер», «делит», «логин», «тренинг» и т.д. Даже иностранцы, хорошо владеющие русским языком, удивляются громадному количеству иноязычных слов в нашей прессе, журналах, книгах, рекламе. В настоящее время наблюдается процесс варваризации русского языка, то есть проникновение в речь иноязычных слов, имеющих в русском языке эквиваленты. Увлечение англицизмами стало своеобразной модой, оно обусловлено созданными в обществе стереотипами, идеалами. Таким стереотипом зачастую служит образ идеализированного американского общества, в котором уровень жизни намного выше, и высокие темпы технического прогресса ведут за собой весь мир. И добавляя в свою речь английские заимствования, люди (особенно молодежь) хотят определенным образом приблизиться к этому стереотипу, приобщаются к американской культуре и стилю жизни. Прислушиваясь к речи одноклассников, знакомых, друзей - сверстников и взрослых, можно обнаружить очень много английских слов, которые они произносят на русский манер и не всегда могут выразить то же самое словами родного языка. Заимствования из английского языка охватывают все сферы школьной жизни.

Неоправданное введение в текст заимствованных слов наносит большой ущерб не только разговорной, бытовой, но и художественной речи. Речь обесцвечивается, если разнообразным и ярким русским синонимам предпочитаются слова заимствованные и невыразительные.

Злоупотребление заимствованными словами, имеющими ограниченную сферу использования, нежелательно и в нехудожественных текстах. Авторов научных работ часто справедливо упрекают в неоправданном увлечении иностранной терминологией, которая затрудняет чтение текста, а иногда становится непреодолимым препятствием для его понимания. Рассмотрев примеры с неоправданными английскими заимствованиями, можно сделать вывод, что многие из них появляются в русском языке в силу того, что для слушающего больший вес имеют многосложные, страннозвучащие и вообще нерусские слова, что, по мнению говорящего, увеличивает его собственную значимость. Причина данного психологического явления может крыться именно в том, что иностранные слова используются в науке, а люди науки - люди сведущие, умные, образованные и уважаемые. Вот почему многие ораторы используют сложно воспринимаемые слова - для того чтобы казаться внушительнее. Из приведенных примеров также видно, что неоправданно заимствованные англицизмы имеют эквиваленты в русском языке и легко заменяются на русские слова с похожим значением. Многие английские слова звучат неблагозвучно для русского уха, трудны в написании и произношении, поэтому следует пытаться заменять их на более понятные русские синонимы.

Материал взят с сайта otvetis.ru

7. Положительные и отрицательные последствия большого количества англицизмов в русском языке



- косноязычие,

Значительно увеличилось число русскоязычных людей, знающих английский язык. Нередко в речевой ситуации английское слово становится более престижным, чем русское, экспрессия его новизны притягательна. Употребление англицизма в речи авторитетного лица (или в рекламе) может стать толчком к его ассимиляции в русской речи.
Актуальность данной работы состоит в том, что рассмотрение проблем, связанных с теорией и практикой заимствований, особенно значимо в современных условиях, поскольку сегодня высказываются серьезные опасения по поводу мощного наплыва заимствований, которые могут привести к обесцениванию русского слова. Но язык – это саморазвивающийся механизм, который умеет самоочищаться, избавляться от лишнего, ненужного. Это происходит и с иноязычными словами, заимствование которых было представлено в ходе исследования. В целом иноязычная терминология представляет собой интереснейший лингвистический феномен, роль которой в русском языке весьма существенна.

Материал взят с сайта http://www.rusnauka.com/

8. Пути преодолдения отрицательного влияния англицизмов на русский язык

8.1. Замена англицизмов и других иноязычных слов в русском языке

Одним из известных сторонников замены заимствованных слов на русские был Владимир Иванович Даль.

Вот некоторые его слова, которые, к сожалению или к счастью, не прижились в нашем языке:

атмосфера - мироко́лица
горизонт - небозе́м
адрес - насы́лка
пенсне - носохва́тка
эгоист - са́мотник

Как известно, язык – это система знаков, а словарь – это система слов. Именно система, но не навал слов. Однако в современном русском языке лексика зачастую множиться не системно, а навально. Это проявляется тогда, когда без всякого осмысления вводятся новые иностранные слова.

Иногда доходит до того, что иностранные слова, в том числе и имена собственные, не транскрибируется, а пишутся своим алфавитом. Тем не менее это объясняется довольно просто. Например, английскую фамилию Galsworthy можно (в принципе) транскрибировать 144 различными вариантами: Галсворти, Гэлсворти и т.д. Поэтому некоторые авторы просто не в состоянии дать конкретную транскрипцию, а предлагают это сделать читателям. Однако такая нагрузка на читателя совершенно недопустима.

Язык – это живая система знаков, живая и саморазвивающаяся, которая обуславливает развитие цивилизации. Каков язык – такова и цивилизация.

Слабость современного русского языка кроется в его словопроизводственной дистрофии, а это гибельно для языка, т.к. в этом случае в язык начинают навально внедрятся иностранные слова, многие из которых разрушают словарь, как систему слов, т.е. ведут себя как патогенные вирусы по отношению к биоорганизму. И язык в таком случае начинает “чахнуть”, т.е. терять свою коммуникационную функцию, а в особенности, мыслееобразующую. Поэтому язык должен, с одной стороны разработать свою систему защиты от разрушения (свою как бы “иммунную систему”), а с другой стороны, совершенствовать свою систему словопроизводства. И активное творческое словопроизводство оздоровит язык, обусловит его нормальное развитие, и естественно, нормальное развитие русскоязычной цивилизации.

Таким образом явствует необходимость аналитического исследования всего словаря иностранных слов.

Все иностранные слова можно распределить на две категории: многочастотные и малочастотные, т.е. имеющие соответственно большую и малую частотность употребления. Это легко определяется по частотным словарям.

Многочастотность иностранного слова указывает на то, что это слово прижилось в русском языке, и как правило, не требует своей замены (машина, политика, театр и пр.)

Малочастотные иностранные слова (адвекция, афелий, дюкер и пр.), в принципе требуют замены на самопонятные слова, т.е. на слова, составленные из известных компонентов.

Некоторые иностранные слова уже имеют свои русские эквиваленты. Например: аксиальный – осевой, комильфо – благоприличный, пирептум – ромашник, преформация – предобразование, преципитация – осаждение, эгутер – ровнитель, ганглий – нервный узел, пиния – сосна итальянская. Такие иностранные слова следует отнести к архивным, употребление которых возможно только с пояснениями в скобках или в сносках (собственно так и делают уважающие читателей авторы). Например: пиния (сосна итальянская), но лучше просто – сосна итальянская.

В первую очередь замене подлежат следующие иностранные слова:

1. Все труднопроизносимые слова. Например: инаугурация, рекогносцировка, экземплификация, эксгибиционизм и др.

2. Слова, вызывающие ассоциации, которые искажают значение слова. Например: апробация (проба ), аэробика (нечто связанное с авиацией), вето (корень вет связан с информацией – ср. с за вет , от вет ), голография (ср. голо лёд, голо ногий), диакритик – (ср. диа проектор, диа фильм), крещендо (крещ ение), мотто (ср. мото спорт), неофит (ср. гео фит ы, нео фит ы), паспарту ( паспорт ), ретроград (город в стиле ретро ), смог ( смо чь), фен ( фен ология),флотация (флот ), фоторобот ( фото графирующий робот ). Такие слова следует заменять независимо от их частотности употребления, т.к. они больше всего разрушают словарь как систему слов. В отдельных случаях возможна лишь некоторая модернизация такого слова, например: голография – гоолография .

Так или иначе, но творческий словопроизводственный процесс необходимо активизировать. И понятно, что в начале создаются не новые слова как таковые, а проекты новых слов. И естественно, что в будущем необходим словарь проектов новых слов, который будет представлять собой своего рода конкурс проектов. И только русскоязычная общественность способна проект слова превратить в новое нормативное слово.

В качестве примера замещения англицизмов авторы проекта разработали словарь англицизмов и слов-заменителей (см. файл «проектный продукт» )

Материал взят с сайтов , http://miresperanto.com/

8.2 Изменения в русском языке на законодательном уровне

Профильный комитет Госдумы по культуре рекомендовал принять в первом чтении законопроект о наказаниях за неоправданное употребление иностранных слов в русской речи. Инициатива депутатов ЛДПР предлагает наказывать за «нарушение норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ, совершенное путем использования иностранных слов и выражений, не соответствующих нормам русского литературного языка». Ответственность, по задумке авторов, будет наступать в случае, если у используемых иностранных слов есть общеупотребимые аналоги в русском языке.

Законопроект распространяется на все случаи «публичного распространения информации на государственном языке РФ, вне зависимости от целей и формы такого распространения». Если закон примут, граждан будут ждать штрафы в 2 - 2,5 тысячи рублей, а юридические лица - в 40 - 50 тысяч.

Заместитель председателя Госдумы режиссёр Владимир Бортко заявил ИТАР-ТАСС, что Россия не первая принимает такой закон. Раньше, по его словам, аналогичную норму приняли французы, «так как они были обеспокоены англицизмами и исчезновением великого французского языка».

В качестве примера неоправданного заимствования иностранных слов депутат привёл фразу «мы позиционируем свой бренд в секторе хай-миддл класса», в которой «по-русски только слово "мы"».

В пояснительной записке к законопроекту авторы говорят о том, что русский язык всю историю своего существования вбирал в себя иностранные слова, которые, не имея местных аналогов, органично вошли в язык. Однако беспокойство депутатов вызывает тенденция последних десятилетий употреблять заимствования в случаях, когда существуют точные русскоязычные эквиваленты.

К числу таких слов и их русских аналогов депутаты относят:

Сейшен - «встреча, заседание»,

Дилер - «посредник»,

Бутик - «лавка»,

Менеджер - «управляющий, приказчик»,

Сингл - «песня»,

Гаджет - «приспособление, прибор, техническое устройство»,

Бизнес-ланч - «деловой обед»,

Перформанс - «представление»,

и междометия «О,Кэй» и «Вау» (для них аналоги не предлагаются).

Использование подобных англицизмов и американизмов в молодежном сленге трудно подвергнуть какому-либо контролю, однако, к сожалению, подобные иностранные словечки стали использовать российские дикторы и ведущие различных телевизионных программ и музыкальных представлений на российской эстраде. Их можно встретить на страницах российских газет и журналов. Они произносятся даже с парламентских трибун и во время интервью официальных государственных лиц. ( пояснительная записка к закону о запрете иностранных слов)

Материал взят с сайта

9. Влияние русского языка на английский

Образование национального английского языка, в основном, завершилось в так называемый ранненовоанглийский период – приблизительно до середины XVII века. За это время национальный английский язык, в общем то и приобрел свой современный характер. Лексика обогатилась огромным количеством слов, заимствованных из латыни, в которых отразилось развитие научной мысли в эпоху Возрождения.

Вместе с тем и старые заимствования из французского (латинского происхождения) во многих случаях подвергались латинизации в эту эпоху. Бурное развитие торгово-экономических и культурных связей с различными странами на протяжении новоанглийского периода и, в частности, английская колонизация заокеанских земель в XVIII-XIX веках ввели в английский язык большее или меньшее количество слов из самых разнообразных языков мира. В новейшее время значительно вырос интернациональный лексический элемент в английском языке, главным образом, научно-технические и общественно-политические термины.

В английском словарном составе имеется значительное количество слов, заимствованных из русского языка, что потребует особого рассмотрения.

Поскольку регулярные торгово-экономические связи между двумя государствами установились довольно поздно, только к XVI веку, и поначалу были ограничены, заимствования из русского языка не столь многочисленны, как, например, из французского, итальянского или немецкого. Однако же, в дошедших до настоящего времени английских описаниях Московского государства встречается ряд русских слов из сферы быта, государственного устройства, общественных отношений, системы мер, денежных единиц и т.д.

Самым ранним заимствованием из русского языка является слово sable (соболь), что и не удивительно, поскольку исключительного качества русские меха, а особенно, собольи, высоко ценились в Европе. В английских словарях это слово зафиксировано уже в XIV веке, причем, помимо значения существительного «соболь», оно дается также и в значении прилагательного «черный».

Большее количество русских заимствований в английском языке появляется в XVI веке, после установления более регулярных экономических и политических связей между Россией и Англией. Проникшие в английский язык в тот период русские слова по своему значению являются различного рода наименованиями предметов торговли, названиями правящих, сословных, должностных и подчиненных лиц, установлений, названиями предметов обихода и географическими названиями. В этот период и несколько позднее заимствуются такие русские слова, как boyar (боярин), Cossack (козак), voivoda (воевода), tsar (царь), ztarosta (староста), muzhik (мужик), beluga (белуга), starlet (стерлядь), rouble (рубль), altyn (алтын), copeck (копейка), pood (пуд), kvass (квас), shuba (шуба), vodka (водка), samovar (самовар), troika (тройка), babushka (бабушка), pirozhki (пирожки), verst (верста), telega (телега) и множество других.

Проникают в английский язык и некоторые специальные термины. Например: siberite - особый вид рубина, uralite - асбестовый сланец. Многие из этих слов вошли в словарный состав английского языка и используются английскими писателями.

В XIX веке с ростом народно-демократического освободительного движения в России в английском языке появляются слова, отражающие это общественно-политическое движение. Например, decembrist (декабрист), nihilist (нигилист), nihilism (нигилизм), narodnik (народник), intelligentsia (интеллигенция). Кстати, последнее слово заимствовано из русского не напрямую, а через польский язык. Конечно, корни таких слов как nihilist, decembrist, intelligentsia - латинские. Однако эти слова являются заимствованиями из русского языка, поскольку возникли в России, в связи с определенными явлениями русской действительности.

Помимо вышеупомянутых слов в XVIII-XIX века в английский язык проникают и другие русские слова. Многие из них, такие, например, как ispravnik (исправник), miroed (мироед), obrok (оброк), barshina (барщина) и другие, являются в настоящее время в русском языке историческими терминами, а в английском встречаются лишь при исторических описаниях или в исторических романах.

Одним из наиболее интересных русских заимствований, получивших в современном английском языке широкое распространение, является слово mammoth (мамонт). Слово это было заимствовано в XVIII веке, причем должно было войти в словарный состав как mamont, однако в процессе заимствования «потеряло» букву n. Более того, по правилам звук [t] обозначился на письме сочетанием th. После всех изменений слово мамонт появилось в словарном составе в виде mammoth (впервые это слово было включено в «Русскую Грамматику» Лудольфа).

Необходимо отметить также особую группу заимствований, называемых советизмами, - это заимствования из русского языка послеоктябрьского периода, отражающие влияние нового общественного строя и новой идеологии нашей страны, например, soviet (советский), bolshevik (большевик), udarnik (ударник), kolkhoz (колхоз), sovkhoz (совхоз), komsomol (комсомол), activist (активист). Среди советизмов много калек, например, five-year plan (пятилетний план), palace of culture (дворец культуры), hero of labor (герой труда).

Приведем еще примеры наиболее известных (и употребляемых в современном английском языке) заимствований из русского языка, а также калек (символом звездочки помечены наиболее поздние): balalaika (балалайка), bortsch (борщ), borzoi (борзая), byelorussian* (белорусс), crash (крах), dacha* (дача), glastnost* (гласность), kalashnikov* (калашников), karakul (каракуль, каракулевый мех), KGB* (КГБ), Kremlin (Кремль), Molotov (cocktail)* (коктейль Молотова), perestroyka* (перестройка), pogrom (погром), russian roulette (русская рулетка), russian salad (винегрет, русский салат), samizdat* (самиздат), Samoyed (самоед), shaman (шаман), sputnik* (спутник), stakhanovit (стахановец), tass* (ТАСС).

Русские заимствования, проникшие в словарный состав английского языка, как и всякие другие заимствования, преобразуются в своем звуковом облике и грамматической структуре, подчиняясь внутренним законам развития английского языка. Это хорошо можно проследить на примере таких слов как copeck (копейка), knout (кнут, произносится как ), starlet (стерлядь) и другие, звуковой облик которых преобразован по законам английского произношения. Множественное число у большинства заимствованных из русского языка существительных оформлено в английском по грамматическим нормам английского языка - steppes (степи), sables (соболя) и тому подобное. Многие заимствованные русские слова образуют производные по словообразовательным моделям английского языка - narodism (народничество), nihilistic (нигилистический), to knout - бить кнутом, sable (как прилагательное) и так далее.

Однако следует отметить и тот факт, что заимствования из русского языка, попавшие в английский язык в различные периоды и сохранившиеся до сегодняшнего дня, составляют ничтожную долю, поскольку большинство заимствованных слов отражали довольно специфические черты и реалии жизни русского народа, многие из которых исчезли.

Материал взят с сайта

10. Выводы:

1. В процессе исторического развития, налаживания дипломатических, торговых, культурных, экономических связей между Россией и Великобританией происходил процесс взаимовлияния двух языков – русского и английского. Следует сделать вывод, что в результате английский язык оказал гораздо большее влияния на русский, чем русский язык на английский. На сегодняшний день, современный русский язык насчитывает более 1000 англицизмов. Заимствования из русского языка, попавшие в английский язык в различные периоды и сохранившиеся до сегодняшнего дня, составляют ничтожную долю, поскольку большинство заимствованных слов отражали довольно специфические черты и реалии жизни русского народа, многие из которых исчезли.

2. Основными причинами большого количества англицизмов в русском языке являются: 1) отсутствие соответствующего понятия в когнитивной базе языка-рецептора;
2) влияние иностранной культуры, мода на английские слова. 3) уточнение или детализация существующего понятия.

3. Употребление большого количества англицизмов имеет свои положительные и отрицательные последствия. С одной стороны, многочисленные англицизмы, проникающие в русский язык – явление закономерное, отражающее активизировавшиеся в последнее десятилетие экономические, политические, культурные, общественные связи и взаимоотношения России с другими странами. С другой стороны, с грустью приходится констатировать, что в погоне за всем иностранным, в стремлении копировать западные образцы мы все больше теряем свою самобытность, в том числе и в языке, ибо язык отражает образ жизни и образ мыслей. Как следствие этого:
- потеря интереса к родному (русскому) языку, русской литературе и культуре,
- косноязычие,
- снижение грамотности и языковой и общей культуры.
Значительно увеличилось число русскоязычных людей, знающих английский язык. Нередко в речевой ситуации английское слово становится более престижным, чем русское, экспрессия его новизны притягательна. Употребление англицизма в речи авторитетного лица (или в рекламе) может стать толчком к его ассимиляции в русской речи.

4. В качестве путей решения проблемы большого количества англицизмов в русском языке предлагается замена англицизмов и других иноязычных слов в русском языке , создание специальных словарей англицизмов и их слов-заменителей в русском языке, изменения на законодательном уровне.

Юлия Мельник является преподавателем английского языка и журналистом, родом она из Украины. После более чем 10 лет преподавания английского языка в Кировоградском государственном педагогическом университете им.Винниченко в Украине, Юлия поступила в аспирантуру в Университете Миссури, Колумбия, США. Здесь, в Северной Америке, она начала свою карьеру в журналистике и в настоящее время работает как независимый журналист и переводчик русского и украинского языков .

Украинский язык является официальным языком моей родной страны — Украины, но во многих регионы страны по-прежнему предпочитают русский язык в качестве основного средства общения. К сожалению, языки слишком часто используются в политических играх, но мы, лингвисты, педагоги, преподаватели и студенты понимаем, что первостепенная ценность языка заключается в том, что это уникальное явление, которое необходимо уважать, изучать и ценить.После распада Советского Союза мы стали свидетелями изменений в постсоветских обществах и их языках. Нам открылся доступ к американской прессе, западным книгам и оригинальным фильмам, а носители английского языка стали преподавать английский язык в наших университетах. Влияние английского языка стало очевидным.

Конечно, и в советское время в русском языке были английские слова : мы произносили слова: «гёлфрэнд, бойфрэнд, уикэнд и хэппи энд» почти так же, как они произносятся в английском языке. Тем не менее, в настоящее время мы видим влияние совсем другого рода, оно очень сильно, а новые слова английского языка заимствуются повсеместными. Многие из них связаны с областью вычислительной техники. Некоторые из них используются без изменений, например, «апгрейд, браузер, и-мэйл, мэйлбокс, провайдер, хакер, чат, юзер», и т.д. Многие новые слова в русском языке относятся к экономической сфере, например, «купон», «ваучер», «брокер» и др. Страны постсоветского пространства открыли свои границы, став частью мировой экономики.

Каждый день в русском сленге появляются многие слова, имеющие английские корни и русские аффиксы, например: «мастдайт» — что означает «критиковать» — происходит от английского, «must die », «смайлик» от слова «smile» (используются в электронной почте и текстовых сообщений).

Иногда мы используем традиционное русское слово с новым значением. Например, слово «мыло» в русском языке. Но в разговорном русском это слово стало означать электронную почту, потому что русское слово «мыло » созвучно с английским словом «mail ». Речь молодых людей полна английских заимствований, взять хотя бы популярные слова «Вау !», «кул », «дэнс » и другие.

По всему миру «раскиданы» русскоговорящие общины, в которых говорят на русском языке вперемешку с заимствованиями. Обычно заимствуются слова, относящиеся к еде, проживанию, работе и т.д. Даже те люди, которые только недавно приехали в США, начинают использовать многие английские слова в своей русской речи, например, «лендлорд , порч , бэк ярд , депозит ,рент , иншуэранс , воркшоп , чизкейк» и другие.

Это здорово, что у нас открытое общество и можно посещать разные страны, общаться с разными людьми и читать многие книги. Но, как лингвист и учитель, я хочу, чтобы мой славянский народ ценил свой родной язык и старался избегать ненужных заимствований.

/ / /

Проблема соотношения языка и мышления интересовала многих ученых. Так, в трудах К.Маркса, мы можем найти интересную мысль: «Язык определяет не только направление деятельности индивидуального сознания, опосредствуя значениями степень важности элементов системы знания, но даже господствующие интеллектуальные навыки и манеру миропонимания». Э. Сепир писал: ««Люди живут не только в объективном мире вещей и не только в мире общественной деятельности, как это обычно полагают; они в значительной мере находятся под влиянием того конкретного языка, который является средством общения для данного общества». Язык оказывает влияние на мышление людей, на их мировоззрение, менталитет, на их поведение и на то, как они изучают иностранный язык, как говорят на нем и какие ошибки при этом делают. В результате появляются такие понятия, как: «типичные ошибки русскоговорящих» или «типичные ошибки немецкоговорящих, итальяноговорящих» и так далее.

Представьте, вы только начали изучать английский. На начальном этапе изучения, вы не можете знать о существовании всех разниц между родным языком и иностранным и когда вы начинаете строить предложение на английском, то просто калькируете «знакомые» структуры из своего родного языка в язык, который вы изучаете, и владеете ограниченно, а это и приводит к ошибкам. Обучающемуся всегда труднее даются те языковые явления, которые в иностранном и родном ему языке устроены по-разному. Например, в русском языке, мы говорим: «входить В комнату». После глагола входить, нам обязательно нужен предлог «В», а вот в английском языке слово enter (входить ) используется без предлога: «enter the room»; но если этого не знать, то легко допустить ошибку и сказать: «enter INTO the room”. И наоборот, англичанин, который изучает русский язык, может сказать: «В утра я люблю чай» (калька с английского: in the morning → в утро ).

Порой, мы знаем правило, но все равно делаем ошибки, так как наш родной язык доминирует и, как мы это уже выяснили в самом начале статьи, влияет на нас. Общаясь с иммигрантами, которые давно живут в Англии и свободно и бегло говорят на английском, я тем не менее замечала, как они ставят will после if , так как в русском языке допускается употребление будущего времени после союза «если » (If you will see him, tell him hi!), или заменяют существительное money , местоимением they , хотя они знают, что money – неисчисляемое существительное, а потому местоимение должно быть it . Тем не менее, русский язык оказывает на нас влияние и «заставляет» говорить they , так как в русском языке деньги – это они .

Теперь, давайте поговорим об этих типичных ошибках более подробно и проведем сравнительный анализ русского языка и английского. Начнем с фонетики.

Самая главная отличительная черта между русским и английским языком это то, что в русском нет разницы между долгими и краткими гласными. В вокализме английского языка, долгие гласные отличаются от противопоставленных им кратких как временем звучания (большей длительностью), так и некоторыми артикуляционными особенностями: например, английский долгий - более закрытый и передний, а краткий [ı] - более открытый и менее передний. Еще одна отличительная черта – это полное отсутствие дифтонгов в русском языке.

Другие фонетические отличия:

  1. В русском языке нет звука [ə:] – что-то среднее между звуками о , ё и э , поэтому такие слова, как girl, early или turn вызывают трудности в произношении.
  2. Особую сложность вызывают слова, которые начинаются с W , такие как work, worm , но как только студент научится произносить звук [w], может возникнуть и другая проблема: он начинает вставлять этот звук везде, включая в начало тех слов, которые начинаются с V и где звук должен быть [v], а не [w]. Часто приходится слышать, как учащийся произносит слово woman через [v] (что-то типа [вуман]), а слово village через [w] ([уилидж]), хотя должно быть наоборот.
  3. Звук [æ] полностью отсутствует в русском языке и поэтому русскоговорящие любят заменять его на «э», в результате происходит путаница со словами bad и bed , sat и set .
  4. В целом, долгие гласные произносятся русскоговорящими слишком «напряженно», что делает их похожими по звучанию на английские краткие гласные: field может быть произнесено как filled , а seat , как sit .
  5. Ни для кого не секрет, что основная трудность среди согласных звуков вызывают межзубные [θ] и [ð], которые заменяются на звуки русского языка [c] или [з]. Типичная ошибка: слово then звучит как zen .
  6. Звук [ŋ] обычно заменяется русскоговорящими на [г] или [н].
  7. Звуки [p], [k], [t] произносятся без придыхания.
  8. Для произнесения звуков [t], [d], [l], [n], язык русскоговорящих соприкасается с верхними зубами, а не с альвеолами, как у англичан, что придает даже таким простым словам, как Ted или net иностранное звучание.
  9. Хвук [h] более «грубый» (больше напоминает шотландский звук ch , например в слове loch ), а вовсе не «легкий и воздушный», как в английском.
  10. Еще одна распространенная ошибка – русскогворящие оглушают звонкие согласные в конце слов. Eggs может звучать как , и англичане могут перепутать это слово со словом ex (бывший) , или pens произносится как , а не и в голове у англоговорящих возникает слово p ence (пенсы ) .
  11. Звук [ʃ] в русском языке более твердый, чем аналогичный английский звук, а вот наоборот более мягкий в русском, но твердый в английском.
  12. Звук [r] совершенно отличается от русского звука [р] и во многих словах не произносится вовсе (при условии, если вы учите британскую версию английского).
  13. У русскоговорящих есть тенденция смягчать согласные (палатализация), перед такими гласными звуками, как , [i], [e], , , например в таких словах, как tea, deed, key. Не стоить этого делать!

Консонантные кластеры (сочетание согласных)

  1. Главная трудность, даже для очень одаренных студентов, представляют буквосочетания [θ] + [s], [ð] + [z] или [s] + [ð] (например, в словах months , clothes , sixth ). Зачастую эти согласные кластеры заменяются на звуки или [z].
  2. Под влиянием русского языка, студенты очень часто вставляют звук [ə] в середину таких комбинаций, как , , или , что приводит к тому, что слово little , произносится как , button , произносится как , modern , как .

Интонация

Общие вопросительные предложения в русском языке произносятся с понижением тона (падающая интонация), что приводит к тому, что подобные английские предложения звучат очень грубо, так как в английском они всегда имеют восходящую интонацию:

Did you tell her?↓

А должно быть так:

Did you tell her?

Интонация в предложениях «с хвостиком» (таговые вопросы) часто вызывает недоумение у учащихся, так как она может быть, как восходящей, так и нисходящей и зависит от того, вопрос ли это или просто человеку требуется подтверждение какой-то информации.

Пунктуация

В общем и целом, пунктуация в русском и английском языках совпадает. Главное же отличие в том, что в русском языке почти все придаточные предложения отделяются от главного предложения запятыми, что приводит вот к таким ошибкам в английском:

I think, that you’re right. – НЕВЕРНО!

I don’t know, which book to choose. – НЕВЕРНО!

Написание кавычек также отличается в русском и английском. В русском языке кавычки выглядят следующим образом: „лапки“ (один знак внизу, а другой наверху). В то время, как в английском: “английские двойные” (обе кавычки ставятся наверху). При передачи прямой речи правила также отличаются, но это станет предметом отдельной статьи.

На сегодня у меня все, в следующий раз мы поговорим о типичных ошибках руссковорящих в грамматике.

Читайте также: