Почему детские инфекции самые тяжелые. Детские инфекционные заболевания: список болезней, их характеристика и профилактика

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Педиатрия – самостоятельная область медицины, изучающая возрастные особенности развития детей, детские болезни, а также вопросы организации ухода за здоровым и больным ребенком. Первоначально предметом рассмотрения педиатрии являлись исключительно детские болезни раннего возраста и их лечение. В современном понимании педиатрия охватывает различные аспекты, связанные с нормальным развитием и заболеваниями детей в различные возрастные периоды (от рождения до половой зрелости). Эти направления включают физиологию, гигиену, диететику, детские болезни, их лечение и профилактику.

В медицине детского возраста параллельно развиваются несколько направлений: профилактическое, клиническое и социальное. Профилактическое направление включает разработку и реализацию мер по предупреждению детских болезней; клиническое – непосредственное обследование и лечение заболевшего ребенка; социальное – поэтапную реабилитацию и интеграцию детей в социум. Анатомо-физиологические особенности растущего организма определяют своеобразие течения тех болезней, которые встречаются в детском возрасте.

В педиатрии принято выделять несколько возрастных периодов жизни ребенка: период новорожденности (первый месяц), грудного (от 1 мес. до 1 года), раннего детского (от 1 до 3 лет), дошкольного (от 3 до 7 лет), младшего школьного (от 7 до 11 лет), старшего школьного или подросткового (от 12 до 17-18 лет) возраста. В различные возрастные периоды развития ребенка преимущественно возникают те или иные детские болезни.

Так, в период новорожденности проявляются детские болезни, обусловленные нарушениями внутриутробного развития (асфиксия , гемолитическая болезнь плода , рахита

Наиболее частыми симптомами детских болезней служат сыпь, увеличение лимфатических узлов, гипертермия, насморк , кашель, рвота, боли в животе, судороги. При появлении этих и других признаков заболевания необходимо обязательно проконсультировать ребенка у педиатра. Каждый родитель должен быть знаком с основами педиатрии, знать основные детские болезни и их проявления с тем, чтобы уметь оценить серьезность состояния малыша, определить, представляет ли недомогание непосредственную угрозу для жизни.

Педиатрия не стоит на месте: появляются и внедряются новые методы диагностики и лечения детских болезней, развивается и углубляется понимание механизмов развития заболеваний у детей. Успехи современной педиатрии заставили отступить многие некогда смертельные детские болезни. Этому способствовало создание вакцин против ряда детских инфекционных болезней, разработка сбалансированных искусственных смесей, появление современных антибактериальных препаратов, повышение качества диагностики и лечения детей. Тем не менее, уровень детской заболеваемости остается высоким; значительно «помолодели» болезни, ранее считавшиеся исключительно уделом людей зрелого возраста. Среди детских болезней все чаще встречаются сердечно-сосудистые, эндокринные, неврологические заболевания, новообразования, патология опорно-двигательного аппарата.

Ребенок – это не просто маленькая копия взрослого человека. Детский организм находится в состоянии непрерывного развития, обладает рядом анатомо-физиологических особенностей, физической и эмоциональной незрелостью, что обусловливает специфику протекания детских болезней. Развитие детских болезней всегда непредсказуемо: даже банальный насморк у ребенка может стать фатальным, если вовремя не распознаны его причины, не подобрано правильное этиопатогенетическое лечение, не организовано наблюдение специалиста. Вместе с тем, благодаря высоким компенсаторным возможностям детского организма, многие болезни, которые у взрослых вызывают хроническую патологию или инвалидизацию, могут быть успешно излечены у детей.

Истоки многих взрослых заболеваний родом из детства. Поэтому состояние здоровья взрослого человека во многом определяется условиями роста и развития маленького человечка, заботой о его здоровье в самом начале жизни. Сегодня акценты в детской медицине смещаются в сторону профилактики болезней, которая включает антенатальную охрану плода, предупреждение родового травматизма, организацию тщательного ухода за новорожденным (обеспечение оптимального режима питания, сна и бодрствования, закаливания), своевременную вакцинацию детей согласно национальному календарю профилактических прививок, скрининг-программы по выявлению наследственной патологии, осуществление патронажа и диспансерного наблюдения. Забота о детском здоровье и профилактика детских болезней – приоритетная составляющая государственной политики.

Специализированная помощь в системе детского здравоохранения оказывается в детских поликлиниках и стационарах, педиатрических отделениях многопрофильных медицинских центров, частных детских клиниках. Невозможно и неэффективно лечить детские болезни «взрослыми» методами, поэтому в последние годы в педиатрии выделяются узкие детские направления: детская кардиохирургия, детская травматология и ортопедия, детская нейрохирургия, детская гематология и онкология, детская анестезиология и реаниматология и др. Важнейшими составляющими успеха в лечении детских болезней являются профессиональный подход, использование высокотехнологичных методов диагностики и лечения, доверительные отношения между врачом, родителями и ребенком.

Детские болезни вызывают закономерную тревогу у взрослых и естественное стремление родителей узнать как можно больше о причинах заболеваний и способах их лечения. Раздел детских болезней, размещенный на страницах Медицинского справочника , знакомит родителей с наиболее распространенной патологией у детей разного возраста, причинами и симптомами заболеваний, необходимыми медицинскими процедурами и мероприятиями по уходу за ребенком. На страницах сайта «Красота и медицина » вы сможете найти рекомендации детских специалистов и самую актуальную информацию о достижениях в области профилактики, диагностики и лечения детских болезней.

Детские инфекционные заболевания - это большая группа болезней инфекционной природы, которые возникают в детском возрасте человека, характеризующиеся возможностью эпидемического распространения преимущественно аэрогенным способом.

Детские инфекционные заболевания выделяются в отдельную группу, так как особенности детского организма предопределяют и особенности их лечения.

Детские инфекционные заболевания: классификация

Существует несколько классификаций инфекционных заболеваний у детей, но мы выбрали одну из самых понятных и простых. Эта группа патологий делится на:

1. Инфекционные болезни кишечника у детей.

Характеризуется локализацией чужеродных агентов в кишечнике ребенка. К этому виду патологий относятся: полиомиелит, эшерихиоз, дизентерия, сальмонеллез, ботулизм...

2. Инфекционные заболевания дыхательных путей у детей.

Характеризуются локализацией чужеродных агентов в органах дыхания (бронхах, трахеи, гортани, легких...). Это такие заболевания, как скарлатина, ангина, грипп, ОРВИ...

3. Инфекционные заболевания крови у детей.

Эти болезни передаются с помощью насекомых (трансмиссионным путем) и возбудители в этом случае находятся в крови. К таким болезням относятся: арбовирусные энцефалиты, риккетсиозы, туляремия...

4. Инфекционные заболевания наружных покровов у детей.

К ним относятся: бешенство, столбняк, трахома...

Детские инфекционные заболевания: причины

Самой основной причиной инфекционных заболеваний у детей является их контакт с инфицированным человеком. Путь заражения, как правило, воздушно-капельный. Причем заразно все: слюна, распространяющая при кашле и даже при разговоре, бронхиальная и носоглоточная слизь - все это является угрозой заражения ребенка.

Приведем примеры детских инфекционных заболеваний с инкубационными периодами:

Ветрянка имеет ИП 11-24 суток

Гепатит А имеет ИП от 7 до 45 суток

Дизентерия - 1-7 суток

Дифтерия - 1-10 суток

Коклюш - 3-20 суток

Корь - от 9 до 21 суток

Краснуха - 11-24 суток

Скарлатина имеет ИП от нескольких часов до 12 суток

Полиомиелит - 3-35 суток

2. Продромальный период.

Этот период можно назвать началом болезни: он длится с момента проявления первого симптома и до "разгара" собственно самой болезни.

3. Период "разгара" детского инфекционного заболевания.

В принципе, это и есть "кульминация". В этот период проявляется весь симптоматический комплекс детской патологии. К примеру, коклюш проявляется спастическим кашлем при котором идет выделение слизистой мокроты, при этом лицо ребенка краснеет, а иногда возникает кровоизлияние по слизистую.

4. Реконвалесценция.

Это период затухания болезни - выздоровления.

Самые распространенные инфекционные заболевания у детей

Конечно же, когда мы говорим о детских болезнях, то тут же возникают ассоциации с эпидемиологическими периодами, которые приходятся на осенне-зимнюю пору и характеризуются, в первую очередь, заболеваниями органов дыхания у детей. Детские инфекционные заболевания разнообразны: это и заболевания ЖКТ , и аллергические заболевания, имеющие аутоиммунную природу, и кожные патологии, но заболевания органов дыхания у детей являются самыми распространенными - это вам подтвердит любой педиатр.

Заболевания органов дыхания у детей

Бронхиты различной этиологии.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой бронхов.

Трахеит.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой трахеи.

Ларингит.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой оболочке голосовых связок и гортани.

Гайморит.

Характеризуется воспалительными процессами в носовых пазухах.

Риниты различной этиологии.

Эти детские инфекционные заболевания являются, попросту говоря, насморком разной интенсивности: от легкой формы до полной заложенности носа.

Эта болезнь характеризуется воспалениями небных миндалин и соседних с ними лимфатических узлов.

Пневмония.

Это ни что иное, как инфекционное заболевание легких.

Гриппы различной природы.

Эти детские инфекционные заболевания, пожалуй, одни из самых распространенных и опасных, потому что чужеродные агенты, вызывающие эти патологии, постоянно мутируют и необходимо все время изобретать новые препараты для борьбы с ними.

Это, конечно, не все заболевания органов дыхания у детей , но основные из них.

Детские инфекционные заболевания: симптомы

Признаки патологии ребенка, конечно же, зависят от многих факторов: в первую очередь, от вида возбудителя, от состояния иммунной системы ребенка, от условий его жизни, и.т.д. Но все же есть общие симптомы детских инфекционных заболеваний:

1. Основным симптомом является фебрильная температура (38° и выше). У ребенка повышение температуры происходит, практически, при любых патологических процессах, потому что это является его единственным защитным механизмом - при таких температурах большинство чужеродных тел гибнут.

2. Постоянная сонливость и вялость так же являются характерными симптомами детских инфекционных заболеваний - сказывается нехватка энергии (она уходит на борьбу с антигенами).

4. Появление сыпи.

Диагностика инфекционных заболеваний у детей

Применение антибиотиков имеет весьма негативные последствия, тем более для ребенка, у которого иммунная система находится в стадии формирования, и ни один врач не сможет сказать, как бездумная антибиотическая терапия может сказаться в будущем.

Весьма спорным (особенно в последнее время) является вопрос вакцинации. "Усредненная" доза введенных чужеродных агентов (для выработки иммунитета) по-разному сказывается на детях: в большинстве случаев помогает (это факт), но нередко возникают случаи, когда вакцинация делает из ребенка инвалида.

Так что же делать, как лечить заболевшего ребенка?

Первое, что следует уяснить: организм ребенка, в большинстве случаев, сам может справится с инфекционным заболеванием, ему в этом необходимо только помочь, и чем раньше это начинать делать, тем лучше. Помогать необходимо препаратами только на натуральной основе, включая в эту комплексную терапию иммуномодуляторы , антивирусные препараты, антибактериальные средства. Не спешите "сбивать" ребенку температуру, лучше чаще поите его чаем с лимоном.

Если у ребенка инфекционное заболевание тяжелой формы, то применяйте антибиотики с препаратами, нейтрализующими их негативный эффект. Лучшим таким препаратом является Трансфер фактор . Попадая в организм, он выполняет сразу несколько функций:

Восстанавливает функциональность иммунной системы, вследствие чего повышается иммунологическая реактивность (сопротивляемость инфекциям) детского организма;

Усиливает оздоровительное воздействие препаратов, в комплексе с которыми он принимался;

Являясь носителем иммунной памяти, этот иммунный препарат, "запоминает" все чужеродные микроорганизмы, вызвавшие то или иное инфекционное заболевание, и при их повторном появлении, дает сигнал иммунной системе на их нейтрализацию.

Молозивом , потому что оно содержит в огромном количестве материнские антитела - первую "защиту" ребенка от чужеродных элементов;

Ни в коем случае нельзя отказываться от грудного вскармливания, пока есть молоко - кормите;

Огромное значение для ребенка имеет правильное питание, в его рационе должно быть как можно больше свежих фруктов и овощей;

Активный образ жизни - гарантия здоровья ребенка;

Для укрепления иммунитета необходимо заниматься закалкой с самого детства (контрастный душ и баня - прекрасные средства для этого);

- детские инфекционные заболевания не будут страшны, если ребенок будет в полном объеме получать все, необходимые для его организма, полезные вещества: витамины, минеральные комплексы, аминокислоты..., поэтому обязательно регулярно давайте своему малышу соответствующие препараты.

Дело в том, что детский организм встречается в течение первых же лет своего существования с огромным количеством патогенных организмов. В то время, как возбудители инфекционных заболеваний младшего возраста обладают высокой инфицирующей способностью (вирулентностью). Кроме того, после перенесения патологии вырабатывается стойкий иммунитет, исключающий повторное заражение.

Потому-то взрослые и не болеют в большинстве своем: заболевания настолько заразны, что все успевают переболеть ими в детские годы. О каких же болезнях идет речь?

Специфические детские инфекции

Ветрянка

– настоящий бич детей дошкольного возраста и раннего школьного периода. Возбудителем патологии выступает герпетический вирус третьего типа.

Вирус передается воздушно-капельным путем и отличается столь значительной вирулентностью, что одного только нахождения в помещении с больным достаточно, чтобы заразиться.

«Визитной карточкой» оспы выступают обильные высыпания по всему телу. Сыпь появляется на 7-21 день с момента проникновения вируса в кровь и вызывает нестерпимый зуд, жжение и желание расчесать пораженный участок.

Постепенно красные пятна трансформируются в папулы (прыщики), которые вскрываются и рубцуются. Помимо этого наблюдаются такие проявления, как:

  • повышение температуры тела,
  • ломота в костях,
  • появление прыщиков на слизистых оболочках.

Длительность течения патологии составляет от 5 до 12 дней при условии грамотной и комплексной терапии. Ветрянка – это типичное инфекционное заболевание кожи.

Корь

Не менее заразное заболевание. Наиболее часто им страдают пациенты в возрасте 3-6 лет. Инфекционный возбудитель, особый РНК-вирус, передается воздушно-капельным путем.


Фото: Основные симптомы кори

Первые проявления похожи по своему характеру на типичный бронхит или поражение верхних дыхательных путей. Наблюдаются:

  • подъем температуры до 36.5-38.5 градусов,
  • кашель,
  • покраснение слизистых оболочек и кожных покровов.

Спустя несколько дней на коже образуется сыпь. Признак, дающий возможность отграничить корь от других заболеваний – особые пятна Бельского-Филатова на слизистых рта (белые пятна, окруженные красной каймой).

Длительность течения заболевания – порядка недели-двух. Специализированных препаратов для лечения не существует. Применяются антисептики, противовоспалительные средства, антибиотики.

Краснуха

Типичное вирусное заболевание, которым болеют как грудные дети, так и подростки. Протекает в мягкой форме. Инкубационный период длится около 3 недель. Вирус передается воздушно-капельным путем.

В клинической картине преобладают очаговые проявления. Спустя 3-5 дней от момента окончания инкубационного периода, на коже лица развивается обильная сыпь, которая с течением времени экстенсивно распространяется, поражая кожные складки, преимущественно в области спины, живота, ягодиц, рук и ног.

Первыми же признаками болезни выступают:

  • повышение температуры тела,
  • головная боль,
  • чувство слабости и разбитости.

Отграничить краснуху можно посредством выявления лимфаденита (воспаления лимфоузлов).

Специального лечения не существует. Достаточно приема антибактериальных препаратов и жаропонижающих средств по необходимости. Болезнь разрешается спустя 5-7 дней.

Скарлатина

– острое инфекционное заболевание бактериального профиля (провоцируется стрептококком). Короткий инкубационный период (несколько дней) и выраженная клиническая картина делают это заболевания крайне опасным.


Фото: Основные симптомы скарлатины

Симптоматика выражена и характеризуется:

  • гипертермией,
  • образованием кожной сыпи,
  • возникновением вторичной ангины,
  • изменением текстуры языка: он становится малиново-красным, зернистым.

Заболевание отличается агрессивным течением. В тяжелых случаях показано стационарное лечение. В деле терапии предпочтение отдается антибиотикам.

Коклюш

Бактериальное поражение верхних и нижних дыхательных путей. Заболевание протекает с ярко выраженным кашлем, одышкой. При тяжелом течении болезни возможно развитие бронхоспазма, дыхательной недостаточности. В этом случае показано стационарное лечение. Основные симптомы проявляются на фоне выраженной гипертермии.

Терапия проходит под контролем врача-педиатра или инфекциониста. Прогноз болезни зависит от своевременности начала лечения.

Свинка

Она же паротит. Имеет весьма вариативные возрастные диапазоны. Передается воздушно-капельным путем. Характеризуется преимущественным поражением железистых тканей. Страдают слюнные железы, поджелудочная железа и др.

Процесс начинается с развития общих симптомов: головной боли, слабости, разбитости.

На 3-5 день болезни появляется выраженная опухлость слюнных желез. Наблюдается болевой синдром, который усиливается при разговоре, жевании, движениях головой. По окончании болезни формируется стойкий пожизненный иммунитет.

Полиомиелит

Опасная патология нервной системы. Вызывает поражение тканей спинного мозга. Как правило, протекает лишь с явлениями общей интоксикации. Спустя несколько недель и даже месяцев на фоне мнимого благополучия развиваются парезы и параличи конечностей.

В зависимости от высоты и локализации поражения возможно обездвиживание как рук, так и ног. С течением времени происходит атрофия соответствующих мышц и полная утрата функции пораженной конечности.

Пневмококковая инфекция

Как и следует из названия, развивается по причине инфицирования организма пневмококком. Возможно поражение легких, барабанных перепонок. Наиболее часто формируется пневмококковое воспаление легких. Отличить его от пневмонии обычной невозможно – требуется проведение анализа мокроты.

В большинстве своей лечится в условиях стационара. Вызывает:

  • интенсивный кашель,
  • одышку,
  • удушье,
  • повышение температуры до фебрильных значений.

Гемофильная инфекция

Строго говоря, детским заболеванием не является, поскольку редко оставляет стойкий иммунитет. Характеризуется различными формами, в зависимости от локализации поражения гемофильной бактерией.

Наиболее часто наблюдаются пневмония и менингит. Болезни сопровождаются типичными симптомами.

Особенности течения детских болезней

Особенности инфекционных заболеваний у детей включают в себя:

  • Более короткий инкубационный период.
  • Легкое течение. Особенности течения инфекционных заболеваний у детей характеризуются малой интенсивностью проявлений.
  • При этом, клиническая картина напротив наблюдается, так сказать, «во всей красе».

По окончании течения острого периода, болезнь не отступает полностью, но продолжает протекать в хронической, латентной форме. Иммунитет – единственное, что сдерживает повторное инфицирование.

Детские заболевания, которые могут проявиться во взрослом возрасте

Менингококковая инфекция

Не вызывает формирования стойкого иммунитета, потому заболевание может поражать человека несколько раз. Возбудителем является менингококк.

Заболевание начинается с типичных общих генерализованных явлений:

  • головной боли,
  • изменений со стороны носоглотки, нижних дыхательных путей.

Преимущественно страдает головной мозг и его оболочки. У детей болезнь протекает менее агрессивно. При нормальном функционировании иммунной системы менингококковая инфекция протекает с легкими катаральными явлениями.

Возможно лечение в домашних условиях. Применяются антибиотики широкого спектра действия. Показан строгий постельный режим. При тяжелом течении необходима срочная госпитализация.

Инфекционный мононуклеоз

Неспецифическое заболевание, вызываемое вирусом Эпштейна-Барр. Характеризуется генерализованным поражением всего организма.

  • Наблюдается лихорадка (с фебрильными значениями термометра),
  • изменения со стороны носоглотки, нижних дыхательных путей, селезенки, печени.

Несмотря на комплексный характер патологии, протекает она как в детском, так и во взрослом возрасте сравнительно мягко.

Острые респираторные заболевания

Устаревшее название. Актуальное наименование – острая респираторная вирусная инфекция. Своего рода «мусорный» диагноз, который врачи-терапевты и педиатры ставят во всех непонятных случаях. На деле же это целая группа заболеваний верхних и нижних дыхательных путей, вызванная вирусным возбудителем.

Заболевание протекает по классической «простудной» схеме. Специфический иммунитет не развивается.

Кишечные инфекции

Дизентерия, сальмонеллез, эшерихиоз, поражение ротавирусами, энтеровирусами и др. Не являются детскими болезнями. Наиболее часто встречаются у пациентов младшего возраста по причине пренебрежения правилами гигиены.

Кишечно-инфекционные патологии сопровождаются:

  • интенсивной гипертермией,
  • диспепсическими явлениями,
  • диареей,
  • тенезмами (ложными позывами опорожнить кишечник).

В течение всего периода течения болезни, испражнения больного считаются биологически опасными.

Гепатит А

В народе также известен как «желтуха». Провоцируется вирусным возбудителем. Инкубационный период составляет около месяца. В своем развитии болезнь проходит три фазы.

Первая фаза протекает с лихорадкой и развитием диспепсических явлений (болью в животе, тошнотой, рвотой), симптомами общей интоксикации.

Вторая фаза характеризуется пожелтением склер глаз и кожных покровов. Также изменением пигментации мочи, кала. Лихорадка и общие проявления отступают. Наблюдаются боли в правом подреберье.

В фазу разрешения все симптомы отступают, состояние больного нормализуется.

С учетом лечения, длительность болезни – порядка 2-3 недель. Гепатит А считается сравнительно легким заболеванием, поскольку редко дает осложнения. После лечения вирус остается в клетках печени носителя, продолжая существование в латентной форме.

Все описанные заболевания лишь условно называются детскими. Переносить их могут и взрослые, однако, в силу особенностей возбудителей подобных патологий, люди болеют с первых же лет жизни. Независимо от характера течения патологии, терапия должна проводиться только под контролем врача.

Заболевания инфекционного характера, более свойственные для детей, принято называть детскими. Некоторые из этих болезней переносятся легко, другие ̶ способны вызывать серьезные осложнения. В любом случае, во избежании осложнений инфекционные заболевания у детей требуют незамедлительного лечения.


Фото: Дети

Заражение происходит от больного человека. Ввиду высокой летучести, вирус может атаковать сразу нескольких детей. Инкубационный период продолжается от одной до трех недель. Сразу после заражения у ребенка наблюдается высокая температура, сухой кашель и насморк. Со временем присоединяются тошнота, рвота, боль в животе. В это же время на слизистой щек и губ можно обнаружить пятна серовато-желтого цвета. Они считаются самым характерным для инфекционного заболевания признаком. Массовые высыпания начинаются спустя 5 дней от начала заражения. Мелкие пятнышки розового цвета возникают за ушами, на носу, а после распространяются по груди, шее и лицу.


Фото: Корь

У разных детей корь протекает по-разному. Кто-то может сохранять вполне нормальное состояние, а для кого-то недуг сопоставим с настоящей катастрофой.

Само по себе заболевание не представляет серьезной опасности, однако заметно снижает защитные силы детского организма, открывая путь другим инфекциям. К числу таковых относят стоматит, отит и энтероколит.

Источником становится зараженный или носитель вируса, выделение которого происходит фекальным путем, а передача ̶ по воздуху и через личные предметы. Скрытый период ̶ от 5 дней до месяца.


Фото: Полиомиелит

О развитии болезни говорят повышенная температура, боли в животе и краснота в горле. Отмечается насморк. Ребенок жалуется на боль в теле, сонливость и вялость. Очень важно, чтобы маленький больной как можно скорее был осмотрен специалистом. Лечение должно происходит в условиях стационара.

Эпидемический паротит (свинка)

При заражении наблюдается воспаление слюнных желез. Передача происходит воздушно- капельным путем. Латентный период длится 11-21 день.

Инфекции присуще острое начало: температура повышается до практически критической отметки, присутствует головная боль, становится трудно жевать и глотать. В случае с мальчиками свинка может вызывать воспаление яичка. Характерно для недуга и воспаление поджелудочной железы.


Фото: Свинка

Происходит дома. Ребенку назначаются обезболивающие и жаропонижающие средства. Если наблюдаются серьезные осложнения, может идти речь о помещении пациента в стационар.

Недугу свойственен сильный кашель, носящий судорожный характер. Возбудитель проникает в организм воздушно-капельным путем. На эпителии слизистой способен сохраняться 5-6 недель. Источник заражения ̶ больной


Фото: Коклюш

Инкубационный период ̶ от 5 до 10 дней. В начале заболевания наблюдается воспаление верхних дыхательных путей. По истечении нескольких недель наблюдается повышенная возбудимость дыхательного центра, отчего ребенка начинают донимать частые приступы кашля, сопровождающиеся свистом.

Назначается специалистом после тщательной диагностики и происходит в домашних условиях.

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

Читайте также: