Вечный воитель муркок. Майкл Муркок «Вечный воитель

В прошлом году благодаря Ю. Зонис были переизданы три романа про Эрекозе (я все же привык к такой форме этого имени). Не считая одной малотиражки, это издание первое за 15 лет. Причем «Дракон в мече» (он же по первому переводу «Орден тьмы») единственный раз выходил крупным тиражом в 1999ом в старом Северо-Западе. Теперь можно прочитать все романы в одном томе и с приличным переводом.

Этот цикл был всегда мной недооценен. Я начинал его читать и бросал. После хроник Корума и Хокмуна он казался пресным. Теперь после дюжины лет знакомства с творчеством Муркока я могу сказать, что «Вечный воитель» - весьма ценный текст. Хотя первое впечатление не было обманчивым - он действительно не отличается проработанностью. Муркок не старался скрыть картон, а потому погрузиться и поверить происходящему не получится. Но нужно ли это? Нет, на мой взгляд нужно взглянуть на все произведение в целом и оценить его легкость. Нежная легкая акварельная сказка о геноциде и расизме. Практически Алиса в Стране чудес, где ее назвали героем, вручили меч и доспехи и пообещали руку принца. При этом никто из окружающих ни о чем не задумывается. Главный герой оказывается орудием истребления в непонятной войне. Его соратники говорят о врагах как Врагах с большой буквы и требуют их тотального уничтожения. Именно за этим сладостным занятием главный герой и проводит больше половины романа. Картонные фигуры, кружась, рассыпаются на обрезки, а живое существо облеченное властью и бессмертием вынуждено встраиваться во всеобщую схему.

В определенный момент все ломается, потому что вражеские вожди оказываются куда более правильными, чем те люди за которых борется Эрекозе. Прекрасная внешность, сладкие речи и апелляция к тому, что нужно быть с теми, кто близок тебе по духу, а не теми, кому ты давал клятвы. Эльфы одним словом, хоть и названы «элдрены». Однако люди фанатичны, поэтому вместо согласия на перемирие королева людей, подобно Королеве Червей, вопит «Убей его!». После этого главный герой уже катится по наклонной к предательству, и однажды получает от элдренов тихое: «Ты предаешь собственную расу». Предательство есть повод для презрения, хотя главный герой и обласкан новыми союзниками. Дальше будет уже обратная ситуация с геноцидом, но в этот раз он станет личным выбором героя, потому что мол он не хочет продолжения людских безумств.

А теперь прописываем людей как русских, а элдренов как «Рейх». «Вечный воитель» в итоге стал сказкой выигравших, которые уже во время берлинской операции заливают советских солдат и солдат союзников (в тексте два континента людей, которые грызлись, но объединились для войны с элдренами) огнем из Оружия возмездия. Главному герою никто не дал объяснения об истоках тотальной войны, а потому можно судить только по итогам. Геноцид, обусловленный фанатизмом и страхом, признается преступлением, а геноцид ради выживания сладкоголосых сил - необходимой мерой. Личный выбор выступает как мерило правильности. Генерал Власов по сути.

Итого: Спектакль о войне между картонными солдатиками и говорящими куклами, в котором человек становится бездумным орудием. В какой-то мере роман стал пародией на многие образцы фентази, где война обязательно тотальна, а противники злые, потому что они Злые. С другой стороны роман можно попробовать развернуть как простую историю о методах манипуляций. Когда в тексте можно найти то, что автор, быть может, не закладывал - это хорошо.

Оценка: 7

Цикл о Вечном Воителе, без сомнения, являлся одним из самых любопытных явлений англоязычного фэнтези. Молодой и бородатый автор объединил героев своих книг в единую цепь перерождений одной и той же души, которая в разных временах и пространствах бьётся за космическое равновесие. Элрик Мэлнибонэйский, Дориан Хокмун, Корум Джейлиэн Ирсеи... Эрикёзе. Последний и стал тем, кто яснее всего воплощает в себе саму суть Воителя, его предназначение и роль в обозримой вселенной.

В принципе, и в 1970 г. уже никто не удивлялся попаданцам. Человека из нашего мира призвали в сказку, для особой миссии... Неважно, для какой - попаданец в любом случае должен был с нею справляться, заодно постигая и исправляя мир, в который прибыл. И делает это с удовольствием, поскольку только здесь его могут оценить по настоящему... Эрикёзе не таков. По сути, он - квинтэссенция воителя, сборный отголосок каждой жизни самого себя, измученное бесконечной борьбой существо, которое просто хочет повесить меч на стену, и не обнажать его.

Земля, неизвестное время, неизвестная параллель. Люди объявили тотальную войну на уничтожение местным эльфам-элдренам, люто ненавидя их... за что? Этот вопрос практически остался за кадром. «А чтобы над головой не маячили...» (С), всё сводится к этому. Однако одолеть древнюю расу не выходит, и тогда люди идут на радикальный шаг - призывают душу давно умершего предводителя собственных войск, уже разбивавшего сотни тысяч лет назад элдренов в бою.

В чём-то «Вечный воитель» уступает другим сериям, входившим в этой мега-цикл. Мир? Он откровенно бледен, отдаёт явной недоделанностью, напоминает театральную сцену с минимумом декораций. Сюжет? Роман короткий, переполнен размышлениями главного героя, поэтому он не слишком динамичен, и многое оставляет за кадром. Персонажей мало, и каждый из них чётко играет роль, написанную автором, не позволяющим отступать от своего типажа...

Дело-то совсем не в этом. Конечно, главным шоком для читающего становится развязка. Почему Эрикёзе совершил этот чудовищный акт тотального геноцида, можно ли считать его предателем собственного рода? Воитель хотел покоя, отвлечься от бесконечных сражений, и провести остаток хотя бы этой жизни в тишине, не слыша лязга металла и рёва пушки. Элдрены не воюют друг с другом. А люди? Единственное, что объединяет их, это ненависть к Другим, без них они сразу бы кинулись рвать друг другу глотки. И Эрикёзе пришлось бы снова и снова убивать, убивать, убивать... Он решил вопрос просто и радикально.

В более глубоком масштабе можно сказать, что люди получили ответ на свою жгучую ненависть. Они желали смерти другим - и получили её сами для себя, полной чашей. И путь Эрикёзе - единственный шанс освободить истерзанную планету от уничтожающего всех и вся Человечества...

По сути, это роман-идея. Здесь не в сюжете дело, не в героях даже, хотя на самого Эрикёзе стоит обратить пристальное внимание. Человек и человечество, ненависть, непонимание друг друга - вот основная тема. И ответ на поставленные вопросы дан, но он жестокий и не все его примут.

«Было предрешено, что человечество на этой планете погибнет». (С). Мурашки по коже чувствуйте?...

Оценка: 8

По объему произведение не большое и то, что автор сумел изложить историю, которая не вышла скомканной, сжатой или неполной, несомненно является большим плюсом. Герои прописано интересно, но без лишних подробностей, моральными муками терзается только главный герой. Кстати вокруг этих самых терзаний главного героя и вертится весь мир. Начинается история как и большинство историй про попаданцев - герой попадает незнамо куда, но его тут уже ждут и у него уже есть цель. Герой сразу начинает выполнять предначертанные ему деяния, но, когда дело уже почти сделано, он внезапно останавливается и задает себе вопрос: а все ли правильно я делаю? на той ли я стороне? И вот тут происходит неожиданный поворот сюжета, который может как спасти немного простоватый сюжет, так и погубить его полностью.

Так как основа цикла - это Воитель, который возрождается в разных мирах, то соответственно основным сюжетом будет множественность миров вселенной. Автор может выбирать любое поле бое, которое только позволит выбрать его фантазия. В первом романе мир напоминает классический фэнтезийный мир с людьми, сражающимися с силами зла. Черное и Белое, разделенное четкой чертой.

Итог: роман получился немного сумбурным и нелогичным на мой взгляд. Но сущность вечного героя-воителя, реинкарнирующегося в разных мирах в разных обличьях, совмещение магии и технологий, а также идею различных миров определенно можно отнести к плюсам. Надеюсь, в следующих романах цикла автор раскроется по-другому.

Оценка: 6

Не люблю попаданцев и не люблю супер-мега-героев имбов, однако книжка понравилась на 10 баллов. Попытаюсь обосновать.

1. Обычно попаданцы - это как Вася Пупкин - у себя дома полнейшее ничтожество не просто ногебает всех в другом мире, но ещё и учит их жизни - прививает мораль и всё такое, при этом оставаясь самим собой - Васей Пупкиным. Здесь же Эрикёзе перерождается, далает сознательный выбор - забыть про Джона, кем он был на Земле и овладеть всем, что нужно там, куда он попал. Это - важнейший момент, обычно игнорируемый over 9000 пейсателей, которые клепают исключительно юмористических попаданцев.

2. Эрикёзе - и в правду имба, но это, на фоне его душевных сомнений не выглядит чересчур. К тому же это окружающие воспринимают его как имбу, а сам он себя так не воспринимает.

3. Третье, что важно - повествование ведётся от 1-го лица. Благодаря этому картонные герои не выглядят так ужасно. Если автор описывает мир от 3-го лица, то характеры героев должны быть проработаны. Но в этом случае главное - описываемые события, поскольку герой, от лица которого ведётся рассказ, просто не вник, не разобрался в окружающих его людях. А вы раскрыили психологию всех, кто вас окружает?)))))

Есть ещё одна вещь, самая, на мой взгляд, главная, в книге - вопрос выбора между нормами морали и расовой идентичностью. С одной стороны, надо бы выбрать свою расу, но люди, окружающие Эрикёзе - не совсем его раса. С другой стороны, что значат нормы морали, если вопрос стоит о жизни и смерти людей как биологического вида?

Кстати, я уверен, что если бы Эрикёзе окружали действительно люди его расы и его этноса, он бы выбрал иное решение, чем в книге. Фактически, книга доказывает, что этнорасовая идентичность - вещь очень узкая, а никакого «общего» человечества нет и в помине.

Ответа на этот вопрос нет. За себя могу сказать, что оправдываю поступок Эрикёзе, но учитывая то, что люди в том мире - с германосакскими именами, но как я бы поступил, если бы королевскую, нет, царскую дочку звали... хм, ну, Настя, скажем, - ХЗ.

А вот что вызвало удивление - это резкое перерождение ГГ в кровавого монстра. Трудно поверить, что просто так, без зазрения совести он сначала уничтожил 90% одной расы, а затем - другой. Вплоть до этого момента саморефлексия ГГ прописана очень хорошо, а потом - странно и непонятно. Впрочем, это - ИМХО.

Оценка: 10

Книги Муркока всегда ассоциировались у меня с театром, скорее даже кукольным. С кучей условностей, небом, нарисованном на заднике широкими мазками, и камерным действием, когда на сцене одновременно не более двух-трех персонажей, а десяток человек изображает миллионные массы. Вот и в «Вечном воителе» трагедия целого мира разыграна едва ли больше чем полутора десятком актеров. Недостаток ли это? На мой вкус, скорее, да. «Вдруг паяц перегнулся за рампу и кричит: «Помогите! Истекаю я клюквенным соком!» Всё это очень плоско. При такой подаче не страшно, не больно, не терзают сомнения. Безусловно, автор весьма смело вывернул наизнанку традиционные для героического фэнтези сюжетные схемы. Достаточно смело, чтобы «Вечный воитель» удивлял и запоминался, и даже порождал некоторую рефлексию у отдельных читателей. Но в то же время, кроме этого «наизнанку» в романе почти ничего нет. И прежде всего, я не вижу какой-то особой философской или психологической нагрузки в концепции Вечного Воителя, как таковой. На мой взгляд, она придумана Муркоком исключительно для того, чтоб невозбранно заниматься самоповторами и самоплагиатом. Но, безусловно, изящество решения заслуживает аплодисментов. Кроме того, мне понравилась мимоходом высказанная героем в финале мысль, что преступлением, обрекшим его на проклятие вечной войны, были именно совершенные им в мире людей и элдренов действия. Предположение, что наказание могло начать исполняться раньше, чем было совершено само преступление, потрафило моему извращенному эстетическому чувству.

Нет в книге и никакой особой моральной дилеммы. Автор несколько раз весьма наглядно демонстрирует и герою, и читателю, что люди хуже элдренов - в самых разнообразных отношениях. В рецензиях упоминались нацисты, но элдрены не ведут себя как нацисты. Как нацисты ведут себя люди, и в этом-то всё и дело. Ни советские войска, ни даже англо-американцы никогда не ставили перед собой задачу полного уничтожения германской нации. И возможно, что элдрены лгут, но это только возможно, а вот то, что людям нельзя верить, нам демонстрируется вполне наглядно. Кстати, я думаю, что Муркок упростил себе задачу еще и тем, что сделал элдренов нелюдями. Инаких проще ненавидеть, но и любить, как ни странно, проще. Поскольку они не люди, легче верится, что им неведомы людские ненависть, алчность и вероломство. Возможно, всё было бы не так однозначно, если бы автор столкнул лбами два человеческих племени. Или если бы элдрены были бы не просто улучшенной версией людей, а действительно Иными, с другим мировосприятием и, как следствие, моралью. Или если бы автор наделил героя чуточку большим умом и силой воли. Ведь Джон Дейкер - просто кусок тупого бревна, который до самого до финала плывет туда, куда его несет течение. Даже ничего не пытается выяснить о мире, в котором оказался, о его истории, о самом себе. Какая-то удивительная умственная и моральная неподвижность. Джонни ведет себя как офисный планктон, а не как предводитель миллионной армии. Умолял он, видите ли, чтобы детей оставили в живых. Да Чемпион ли ты или лох педальный? Логика повествования и в других случаях дает серьезные сбои. Можно представить, что элдрены настолько педанты, что не хотят пользоваться оружием, когда-то едва не погубившим мир. Но почему при таком подавляющем техническом превосходстве они не могут обеспечить себе элементарную безопасность от, в сущности, дикарей? А если они утратили все технологии кроме собственно военных, то отчего так случилось?

Равным образом, я не вижу железной необходимости в геноциде. Поверить в то, что все человечество как один заряжено фанатичной ненавистью и не готово капитулировать даже перед угрозой уничтожения, еще труднее, чем в человеческое миролюбие. Внутренних причин поступать именно так, как он поступил, у героя также не обнаруживается. Действительно «из-за гнева одной женщины и любви к другой»? Но любовь и с одной, и со второй прописана так скупо, так формально, так плохо, что в нее, в общем-то, и не веришь. Это, кстати, тоже довольно типично для Муркока. Например, любовная линия Корума и Ралины в, пожалуй, наиболее любимых мной у этого автора «Повелителях мечей» страдает ровно теми же недостатками. А вот что для его произведений нетипично - так это то, что в этот раз автор поскупился на декорации. Мир прописан не то, чтобы без подробностей, но даже и без единичных ярких, необычных деталей. Вот разве что во внешности элдренов есть пара штришков. Тем не менее, я вовсе не хочу сказать, что у романа нет достоинств и его не стоит читать. Легкий стиль, уже упомянутая оригинальность в сломе шаблона, дающая повод для многочисленных спекуляций, компактный объем - «Вечный воитель» вполне годное развлекательное чтиво. Если вы любитель фантастики лет двенадцати-тринадцати от роду, то, возможно, даже must read.

Оценка: 7

«Когда врагов осталось пять,

Случайно смог я осознать,

Что победил не тот народ,

Не в ту страну пошёл в поход!

Таких «друзей» нельзя простить,

Я должен страшно отомстить!

Когда я вновь вернусь домой,

То кровью меч умою свой!» (С) Вадим Румянцев

Простой парень с Земли в теле инопланетного принца. Народ, который он должен вырезать под корень из-за их извращенных традиций... Принцесса, к-рая в племени остроухих самая главная извращенка, но вот ее почему-то как раз и жалко. (Ничего не напоминает? Да -- это та же коллизия, что через много-много лет повторится в «Аватаре» Джеймса Кэмерона.

Спойлер (раскрытие сюжета)

И понятно, что ждет человечество как вид в итоге... Любовь, она, знаете ли, человека до чего угодно довести может.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Даже до предательства и геноцида).

Потом у Эрекозе будет много жизней\перевоплощений, но искупить свою вину он сможет только раз. Заступившись за невинных и разбив войско подлого эргерцога Хаоса, Баларизаафа. Но симптоматично, что все другие его инкарнации наступают на те же грабли... Элрик, например, пожег свою столицу и отдал на разглабление пиратам (тоже из-за девки. Коя, правда, сама не выжила, так что предательство это было совсем таки зря). Корум плюнул на традиции своего народа и присоединился к потомкам тех, кто его одноплеменников уничтожил (тоже из-за бабы, ЧСХ). И сам погиб, и мир спас... где-то лишь процентов на 40. Единственная, кому более-менее повезло оправиться после предательства, вернуть доверие своих и возродить империю -- Илиана; но ее история обрывается на полуслове, и черт ее знает, как там все дальше повернулось...

Что ж, видимо, это судьба всех Вечных Ггероев -- предавать своих. И -- однажды сделав выбор, не обрести в итоге счастья. Только застыть навсегда на собственном пъедестале, в мертвой тиши и покое блаженного города Танелорна.

Пример, что и смерть иногда бывает лучшим выходом... 8-)

Они призвали меня.

Это все, что мне известно.

Они призвали меня, и я откликнулся на зов. Я не мог поступить иначе. Слитая воедино воля человечества - могучая сила. Она преодолела время и пространство и увлекла меня за собой.

Почему их выбор пал на меня? Я до сих пор не знаю ответа, хотя они уверены, что все мне объяснили. Как бы то ни было, я очутился тут и, похоже, останусь тут навсегда. Правда, мудрецы утверждают, что время циклично, и потому вполне возможно, что однажды я вернусь в тот цикл, с которого начались мои испытания, который известен мне, как двадцатый век эпохи людей. Ибо получилось так, что я обрел бессмертие.

Глава 1 ПРИЗЫВ СКВОЗЬ ВРЕМЯ

Когда мы пребываем на грани между бодрствованием и сном, многих из нас одолевают наваждения. Нам кажется, будто мы слышим голоса, обрывки разговоров, случайно оброненные фразы. Порой мы пытаемся к ним прислушаться, но удача редко сопутствует нам. Подобные наваждения называются «гипнагогическими галлюцинациями»; они предшествуют снам, в которые мы погружаемся потом.

Женщина. Ребенок. Город. Какое-то дело. Имя: Джон Дейкер. Чувство безысходности. Томление. Хотя я любил их. Я знаю, что любил их.

Это случилось зимой. Я лежал, кутаясь в холодное одеяло, и глядел в окошко на луну. Я думал о чем-то; кажется, о смерти и тщете человеческих усилий. И тут случилось это: на грани бодрствования и сна я услышал голоса.

Сначала я не обратил на них внимания, думая, что вот-вот засну, но они не умолкали, и я поневоле начал прислушиваться, гадая, что за шуточки выкидывает мое подсознание. Я разобрал одно только слово, которое постоянно повторялось:

Эрекозе… Эрекозе… Эрекозе… Абсолютно непонятный, но все же смутно знакомый язык. Помнится, я подумал, что больше всего он похож на язык индейцев сиу. Правда, на языке сиу я знал всего лишь несколько слов.

Эрекозе… Эрекозе… Эрекозе… Из ночи в ночь прислушиваясь к голосам, я потихоньку погружался все глубже в гипнагогические галлюцинации. Однажды мне даже привиделось, будто я полностью отрешился от Собственного тела.

Я висел в воздухе. Я пробыл в таком положении целую вечность. Мертвый или живой, я не знаю. Я видел мир то ли далекого прошлого, то ли не менее далекого грядущего. И другой, который был как будто ближе. И имена. Кто я, Джон Дейкер или Эрекозе? Может, вообще никто? Кором Бзннан Флуранн, Обек, Элрик, Ракхир, Саймон, Корнелиус, Асквтоль, Хоукмун - призрачной чередой проносились в моем мозгу все эти имена. Я висел в темноте, лишенный тела. Послышался мужской голос. Где его обладатель? Я хотел посмотреть на него, но у меня не было глаз…

Отец, легенды зачастую лгут…

Нет, Иолинда. Я чувствую, что он слышит меня. Эрекозе…

Я попытался ответить, но не смог.

Внезапно я обрел зрение и увидел громадный город, полный чудес. По улицам его двигались выкрашенные в унылые цвета механизмы, на многих из них сидели люди. Здания, покрытые сажей и копотью, но все равно прекрасные. Иные Дома, уже не такие красивые, хотя и более чистые; строгие пропорции, множество окон… Крики, шум, грохот…

По холмистой равнине промчалась кавалькада. Сверкающие позолотой доспехи, разноцветные флажки на концах длинных пик. Лица конников были серыми от усталости…

Новые лица, новые люди. Кто-то казался мне знакомым, кого-то я никогда не встречал. Многие весьма странно одеты. Я увидел седовласого человека средних лет. На голове его была украшенная драгоценными камнями железная корона с высокими зубцами. Губы человека шевельнулись. Он что-то произнес…

Эрекозе, это я, король Ригенос, защитник человечества…

Ты снова нам нужен, Эрекозе. Треть мира томится под властью Псов Зла, и человечество изнемогает в борьбе с ними. Приди к нам, Эрекозе. Поведи нас к победе. Их территория простирается от Равнин тающего льда до Печальных гор, и, я боюсь, вскоре они захватят и другие наши земли.

Приди к нам, Эрекозе. Поведи нас к победе. Приди к нам, Эрекозе. Поведи нас…

Отец, ты же видишь - гробница пуста. Тут нет даже мумии Эрекозе. Она давно обратилась в пыль. Давай вернемся в Некраналь и соберем живых воителей!

Я ощущал себя человеком, который вот-вот упадет в обморок; чем усерднее он старается сохранить ясность рассудка, тем хуже себя чувствует. Я еще раз попытался ответить, но опять не смог.

Впечатление было такое, словно я плыву назад сквозь Время, тогда как каждая частичка моей души и моей плоти рвется вперед. Мне почудилось, будто я превратился в каменного гиганта; мои необъятные гранитные веки упорно не желали подниматься.

Потом вдруг я обернулся крохотной песчинкой посреди бескрайней Вселенной. Однако я чувствовал себя сопричастным Космосу куда сильнее, чем в бытность каменным великаном.

Воспоминания приходили и уносились прочь.

Перед моим мысленным взором промелькнуло двадцатое столетие с его открытиями и обманами, его прелестями и гнусностями, развлечениями и войнами. Я припомнил суеверия и предрассудки, которые почему-то именовали наукой.

А в следующую секунду я переместился в иное место. Я очутился на Земле, которая не была Землей Джона Дейкера и чем-то неуловимо отличалась от Земли Эрекозе.

Три громадных материка: первые два расположены довольно близко друг к другу, а третий отделен от них океаном, в котором разбросаны большие и малые острова.

Моему взгляду открылся грандиозный ледник, которому, казалось, не было ни конца, ни края. Я узнал Равнины тающего льда.

Я увидел третий континент: густые леса, голубые озера, высокие хребты Печальных гор на севере. Я узнал владения элдренов, которых король Ригенос назвал Псами Зла.

Бросив взгляд на два других материка, я различил пшеничные поля Завара, ее прекрасные многоцветные города из камня, богатые и процветающие - Сталако, Калодемию, Мурос, Найнадун, Дратарду.

Мой взор привлекли Морские порты - Шайлаал, Уэдма, Сайнена и Таркар. Я увидел Нунос, чьи башни сверху донизу отделаны были драгоценными камнями.

Потом я разглядел города-крепости Некралалы, главный из которых, Некраналь, выстроен был у подножья гигантской горы. Вершину ее венчал королевский дворец.

Эрекозе, Эрекозе, Эрекозе…

Воинственные короли Некраналя, которые вот уже в течение двух тысячелетий правили человечеством, вновь вступили в бой. Нынешним королем Некраналя был Ригенос, пожилой, уставший от жизни человек. Он жил ненавистью, ненавистью к нелюдям, которых звал Псами Зла, давним врагам рода людского, беспечным и дерзким. В преданиях говорилось, что, будучи отпрысками союза одной королевы и Верховного Злодея Азмобааны, они связаны с человечеством тонкой ниточкой. Они звались элдренами, эти рабы прихотей Азмобааны, ненавидимые королем Ригеносом за бессмертие и отсутствие души.

Муркок Майкл

Вечный воитель

(Хроники Эрекозе - 1)

Посвящается Майклу Гаррисону: читай и отдыхай

Они призвали меня.

Это все, что мне известно.

Они призвали меня, и я откликнулся на зов. Я не мог поступить иначе. Слитая воедино воля человечества - могучая сила. Она преодолела время и пространство и увлекла меня за собой.

Почему их выбор пал на меня? Я до сих пор не знаю ответа, хотя они уверены, что все мне объяснили. Как бы то ни было, я очутился тут и, похоже, останусь тут навсегда. Правда, мудрецы утверждают, что время циклично, и потому вполне возможно, что однажды я вернусь в тот цикл, с которого начались мои испытания, который известен мне, как двадцатый век эпохи людей. Ибо получилось так, что я обрел бессмертие.

ПРИЗЫВ СКВОЗЬ ВРЕМЯ

Когда мы пребываем на грани между бодрствованием и сном, многих из нас одолевают наваждения. Нам кажется, будто мы слышим голоса, обрывки разговоров, случайно оброненные фразы. Порой мы пытаемся к ним прислушаться, но удача редко сопутствует нам. Подобные наваждения называются «гипнагогическими галлюцинациями»; они предшествуют снам, в которые мы погружаемся потом.

Женщина. Ребенок. Город. Какое-то дело. Имя: Джон Дейкер. Чувство безысходности. Томление. Хотя я любил их. Я знаю, что любил их.

Это случилось зимой. Я лежал, кутаясь в холодное одеяло, и глядел в окошко на луну. Я думал о чем-то; кажется, о смерти и тщете человеческих усилий. И тут случилось это: на грани бодрствования и сна я услышал голоса.

Сначала я не обратил на них внимания, думая, что вот-вот засну, но они не умолкали, и я поневоле начал прислушиваться, гадая, что за шуточки выкидывает мое подсознание. Я разобрал одно только слово, которое постоянно повторялось:

Эрекозе… Эрекозе… Эрекозе… Абсолютно непонятный, но все же смутно знакомый язык. Помнится, я подумал, что больше всего он похож на язык индейцев сиу. Правда, на языке сиу я знал всего лишь несколько слов.

Эрекозе… Эрекозе… Эрекозе… Из ночи в ночь прислушиваясь к голосам, я потихоньку погружался все глубже в гипнагогические галлюцинации. Однажды мне даже привиделось, будто я полностью отрешился от Собственного тела.

Я висел в воздухе. Я пробыл в таком положении целую вечность. Мертвый или живой, я не знаю. Я видел мир то ли далекого прошлого, то ли не менее далекого грядущего. И другой, который был как будто ближе. И имена. Кто я, Джон Дейкер или Эрекозе? Может, вообще никто? Кором Бзннан Флуранн, Обек, Элрик, Ракхир, Саймон, Корнелиус, Асквтоль, Хоукмун - призрачной чередой проносились в моем мозгу все эти имена. Я висел в темноте, лишенный тела. Послышался мужской голос. Где его обладатель? Я хотел посмотреть на него, но у меня не было глаз…

Отец, легенды зачастую лгут…

Нет, Иолинда. Я чувствую, что он слышит меня. Эрекозе…

Я попытался ответить, но не смог.

Внезапно я обрел зрение и увидел громадный город, полный чудес. По улицам его двигались выкрашенные в унылые цвета механизмы, на многих из них сидели люди. Здания, покрытые сажей и копотью, но все равно прекрасные. Иные Дома, уже не такие красивые, хотя и более чистые; строгие пропорции, множество окон… Крики, шум, грохот…

По холмистой равнине промчалась кавалькада. Сверкающие позолотой доспехи, разноцветные флажки на концах длинных пик. Лица конников были серыми от усталости…

Новые лица, новые люди. Кто-то казался мне знакомым, кого-то я никогда не встречал. Многие весьма странно одеты. Я увидел седовласого человека средних лет. На голове его была украшенная драгоценными камнями железная корона с высокими зубцами. Губы человека шевельнулись. Он что-то произнес…

Эрекозе, это я, король Ригенос, защитник человечества…

Ты снова нам нужен, Эрекозе. Треть мира томится под властью Псов Зла, и человечество изнемогает в борьбе с ними. Приди к нам, Эрекозе. Поведи нас к победе. Их территория простирается от Равнин тающего льда до Печальных гор, и, я боюсь, вскоре они захватят и другие наши земли.

Приди к нам, Эрекозе. Поведи нас к победе. Приди к нам, Эрекозе. Поведи нас…

Отец, ты же видишь - гробница пуста. Тут нет даже мумии Эрекозе. Она давно обратилась в пыль. Давай вернемся в Некраналь и соберем живых воителей!

* * *

Я ощущал себя человеком, который вот-вот упадет в обморок; чем усерднее он старается сохранить ясность рассудка, тем хуже себя чувствует. Я еще раз попытался ответить, но опять не смог.

Впечатление было такое, словно я плыву назад сквозь Время, тогда как каждая частичка моей души и моей плоти рвется вперед. Мне почудилось, будто я превратился в каменного гиганта; мои необъятные гранитные веки упорно не желали подниматься.

Потом вдруг я обернулся крохотной песчинкой посреди бескрайней Вселенной. Однако я чувствовал себя сопричастным Космосу куда сильнее, чем в бытность каменным великаном.

Воспоминания приходили и уносились прочь.

Перед моим мысленным взором промелькнуло двадцатое столетие с его открытиями и обманами, его прелестями и гнусностями, развлечениями и войнами. Я припомнил суеверия и предрассудки, которые почему-то именовали наукой.

А в следующую секунду я переместился в иное место. Я очутился на Земле, которая не была Землей Джона Дейкера и чем-то неуловимо отличалась от Земли Эрекозе.

Три громадных материка: первые два расположены довольно близко друг к другу, а третий отделен от них океаном, в котором разбросаны большие и малые острова.

Моему взгляду открылся грандиозный ледник, которому, казалось, не было ни конца, ни края. Я узнал Равнины тающего льда.

Я увидел третий континент: густые леса, голубые озера, высокие хребты Печальных гор на севере. Я узнал владения элдренов, которых король Ригенос назвал Псами Зла.

Бросив взгляд на два других материка, я различил пшеничные поля Завара, ее прекрасные многоцветные города из камня, богатые и процветающие - Сталако, Калодемию, Мурос, Найнадун, Дратарду.

Мой взор привлекли Морские порты - Шайлаал, Уэдма, Сайнена и Таркар. Я увидел Нунос, чьи башни сверху донизу отделаны были драгоценными камнями.

* * *

Потом я разглядел города-крепости Некралалы, главный из которых, Некраналь, выстроен был у подножья гигантской горы. Вершину ее венчал королевский дворец.

Эрекозе, Эрекозе, Эрекозе…

Воинственные короли Некраналя, которые вот уже в течение двух тысячелетий правили человечеством, вновь вступили в бой. Нынешним королем Некраналя был Ригенос, пожилой, уставший от жизни человек. Он жил ненавистью, ненавистью к нелюдям, которых звал Псами Зла, давним врагам рода людского, беспечным и дерзким. В преданиях говорилось, что, будучи отпрысками союза одной королевы и Верховного Злодея Азмобааны, они связаны с человечеством тонкой ниточкой. Они звались элдренами, эти рабы прихотей Азмобааны, ненавидимые королем Ригеносом за бессмертие и отсутствие души.

Подталкиваемый ненавистью, Ригенос обратился к Джону Дейкеру, величая его Эрекозе. Обратился к нему, ибо не был уверен в собственных силах и не имел сына, на которого мог бы положиться. Единственным его ребенком была дочь по имени Иолинда.

Эрекозе, прошу, ответь мне. Готов ли ты прийти?

Я готов, но меня что-то держит.

Держит? - испуганно переспросил он. - Неужели тебя захватили мерзкие приспешники Азмобааны? Неужели тебя заперли в Призрачных Мирах?

Может быть, - сказал я, - по, скорее, меня удерживают Пространство и Время. Нас с тобой разделяет пучина, у которой нет ни формы, ни протяженности.

В силах ли мы перекинуть через нее мост?

Не знаю. Может, подспорьем тут способна стать единая воля всего человечества.

Мы, непрестанно молимся о твоем приходе.

Продолжайте, и я приду, - сказал я.

* * *

Я снова куда-то падал. Мне чудилось, я припоминаю смех, печаль, торжество. Внезапно из темноты проступили лица. Передо мной промелькнули все те люди, кого я знал, промелькнули и исчезли. Однако одно лицо осталось; оно принадлежало изумительной красоты женщине, чьи светлые волосы перехвачены были диадемой из бриллиантов. Сверкание драгоценных камней придавало неповторимое очарование ее слегка вытянутому личику. - Иолинда, - произнес я. Теперь я видел ее отчетливее. Она держала за руку высокого изможденного мужчину в короне - короля Ригеноса.

Они стояли у вырубленного из цельного куска камня и отделанного золотом помоста, на котором, рядом с пригоршней праха, лежал меч. Они не смели прикоснуться к оружию. Они не смели даже подойти поближе, ибо от клинка исходило сияние, которое могло убить их. Они стояли в гробнице. В гробнице Эрекозе. У моего смертного ложа. Я придвинулся к помосту и повис над ним. Сюда много лет назад положили мое тело. Я посмотрел на меч. Он бессилен был причинить мне зло, однако я не мог подхватить его. Ведь в темноте гробницы пребывал только мой дух, правда, весь целиком, ибо воссоединился с частичкой, которая оставалась тут на протяжении тысячелетий. Именно она услышала короля Ригеноса и помогла Джону Дейкеру откликнуться на призыв.

Читайте также: