Будущая профессия. Проблема выбора профессии. Какие факторы влияют на выбор профессии

Развитие карьеры для большинства людей - это пожизненный процесс выбора возможностей трудоустройства, предоставляемых им. На каждого отдельного субъекта процесса влияют многие факторы, в том числе общество, в котором они живут, их личные способности и образовательные достижения.

Некоторые из этих факторов могут измениться во время профессиональной жизни. Иногда жизненные обстоятельства изменяют карьерные пути.

Кроме того, внешние влияния, такие как семья и друзья, могут изменить взгляды или заставить видеть свои профессиональные цели по-разному.

Факторы выбора профессии

Выбор карьеры - одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни. Исследователи обнаружили, что многие факторы, влияющие на выбор карьеры, быстро становятся очевидными благодаря честному самоанализу. Истинные ответы на вопросы: для какой карьеры вы подходите, где вы хотите жить, сколько получать за ваш труд и как вы хотите работать, могут быть ключом к выбору хорошей профессии.

В выборе карьеры необходимо принимать во внимание быстрые изменения на рынке труда и низкий спрос на выпускников. Молодёжь обеспокоена не только внутренним рынком труда, но и иностранным рынком труда, куда стремятся многие молодые люди. Экономические и социальные условия также дают выбор критериев и должны соответствовать требованиям рынка труда и ожиданиям потребностей молодых людей. Наиболее распространёнными критериями являются:

  • стабильность работы;
  • зарплата;
  • репутация компании;
  • перспективы продвижения по службе.

Местонахождение работы

География может влиять на принятие решений о карьере несколькими способами. Вы можете выбрать работу, которая требует жизни в определённом регионе, или вы обнаружите, что возможности трудоустройства более многочисленны в определённой части страны. У вас также может быть личное предпочтение тому, где вы хотите жить, будь то оживлённый город, сельская местность или солнечный регион.

Роль родителей

Родители часто влияют на карьерные пути, которые преследуют их дети. Родитель может побуждать ребёнка к профессии, сходной с его собственной или демонстрирующую высокую доходность . Дети часто привлекаются к определённой линии работы из-за профессиональной истории родителей, которая, вероятно, дала непосредственную перспективу в этом типе работы.

Влияние родителей на выбор детской карьеры часто является решающим. Наиболее часто используемые семейные аргументы:

  • безопасность и будущее профессии на рынке труда;
  • ожидаемые материальные выгоды;
  • сохранение традиций (преемственность).

Это интересно: , специфика работы.

Брак и дети

Если вы состоите в браке, то ваша половинка может влиять на выбор, который вы делаете в отношении своей карьеры. Когда пары принимают решения как единое целое, должны быть некоторые приёмы и компромиссы. Например, если супругу предлагается исключительная возможность работы за границей, вы можете решить вместе, что лучший вариант - это преследовать профессиональные возможности в новом месте.

Многие люди меняют свою карьерную перспективу, когда появляются дети. Необходимо решить, хотите ли вы проводить менее напряжённую или суетливую карьеру, чтобы проводить больше времени со своими детьми. С другой стороны, нужно искать способы увеличить прибыль, чтобы обеспечить их благополучие и будущее образование.

Потенциальный доход

Потенциальный доход выбранной профессии является одним из основных факторов, влияющим на карьерный путь. Личные финансовые потребности также могут повлиять на выбор карьеры.

Отраслевые и экономические изменения

Изменения в отрасли или экономике могут влиять на выбор карьеры. Если вы обнаружите, что профессия наводнена новыми выпускниками колледжей, то потенциал может уменьшиться и вы решите выбрать другой путь. Аналогичным образом, новые разработки в вашей области могут открыть двери для расширения профессиональных возможностей. Даже изменяющаяся мировая экономика может повлиять на выбор , который вы делаете на своём профессиональном пути.

Число людей, которые испытывают трудности с входом на рынок труда и устойчивым развитием карьеры, растёт во всем мире. Безработица в результате избыточного предложения рабочей силы представляет собой макроэкономический дисбаланс с наихудшими последствиями как для отдельных лиц, так и для всей экономики. Важную роль в перераспределении рабочей силы играет мобильность рабочей силы посредством региональной миграции. Трудовая миграция является одним из способов адаптации человека к экономическим изменениям.

Выбор профессии подростками

На выбор профессии подростком влияют многие факторы, включая жизненный контекст, личные способности, учителя и образовательные достижения. Решение этой важной задачей развития критически важно в жизни подростков.

Было установлено, что культурный и социальный контекст семьи и сообщества играет важную роль в том, как молодёжь узнаёт о карьере и оказывает влияние на процесс выбора . Стратегии, которые нацелены на родителей и сообщества, чтобы увеличить их участие в выборе карьеры молодёжи, могут способствовать принятию правильных решений.

Важным поворотным моментом в жизни является выбор карьеры, который они делают в средней школе . Часто это рассматривается семьёй и сообществом как просто начало готовности к работе, однако, это решение играет важную роль в становлении молодёжи на пути, который открывает, а также закрывает возможности.

Взаимозависимость семьи, школы и культуры сообщества

Молодые люди, благодаря взаимодействию с контекстом семьи, школы, сообщества изучают и исследуют карьеры, которые в конечном счёте приводят к определению своего пути. Взаимозависимость семейной, школьной и общинной культуры играет решающую роль в формировании профессионального выбора молодёжи.

На подростков влияют совершенно разные социальные и экономические контекстуальные факторы в их стремлении к различным профессиональным путям при переходе от школы к работе.

Выбор работы, который делают молодые люди, встроен в их восприятие «идеальной работы» и их зрелости принятия решений в сфере . Профессиональный выбор - это не просто процесс сопоставления; скорее, это выбор, сделанный в контексте многих влияющих факторов. Восприятие «идеальной работы» действует как фильтр для уместности работы и влияет на процесс выбора.

Первоначальное принятие решений о карьере - это культурная задача развития, которую подростки должны достичь к концу своего учебного года. В обследованных средних школах разброс по карьерным предпочтениям был разным. У молодёжи, имеющей обеспеченных родителей, как правило, решения о будущей карьере принимаются быстро. У детей, чьи родители имеют низкий доход, отсутствие принятия решений о карьере является нормой.

Молодые люди признают, что существуют препятствия для реализации их будущих карьерных выборов и поиск путей преодоления этих препятствий . Большинство молодых людей заявляет, что основным препятствием является нехватка финансовых ресурсов для обучения. Молодёжь, желающая работать после окончания обучения, определила отсутствие возможностей трудоустройства в качестве своего второго препятствия для достижения целей в области занятости.

Абсолютное большинство сельской молодёжи планирует покинуть сельскую местность, чтобы искать работу. Некоторые молодые люди хотели остаться, если бы могли найти работу в этом районе.

Выбор карьеры, который делают подростки, - это решение, влияющие не только на их развитие, но и существующий контекст.

Разработка программ и стратегий, которые помогают как родителям, так и молодёжи в изучении широкого круга занятий, может открыть двери для новых и нетрадиционных вариантов карьеры. Предоставление подросткам возможностей для обучения, в которых им предлагается осмыслить ситуации, с которыми они сталкиваются при различных видах занятости, может дать им более полное представление о возможностях карьеры.

Общинное обучение, в котором участвуют подростки при решении реальных проблем на рабочем месте, напрямую связывает их с реальностью различных профессий. Привлечение родителей и сообщества к активной поддержке поиска и выбора профессии обеспечивает контекст, который помогает подросткам успешно переходить на роли взрослых на рабочем месте.

Факторы выбора по Климову

Наличие интересов

Человек добивается лучших результатов в той сфере, которая ему нравится.

Способности и талант

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку: нужны ещё и музыкальные способности.

Предпочтения

Выбор может определяться:

  • профессией;
  • местом работы;
  • местом жительства;
  • климатическими и погодными условиями.

Все эти факторы могут вступать в конфликтные отношения или, наоборот, накладываясь друг на друга перевешивать в пользу какого-либо выбора.

Влияние родителей, семьи

Родные и близкие люди часто желают принимать участие в выборе работы. Мнением родных и их опытом нельзя пренебрегать, но нужно понимать что это не единственный фактор.

Мнение ровесников, друзей

Мнение одноклассников, товарищей важно, так как оно отражает уровень популярности тех или иных профессий, но выбор профессии - это личный выбор.

Личный план - это карта, которая облегчает путь вперёд. На ней должны быть отмечены главная цель и промежуточные точки. Чтение справочной литературы, опыт знающих людей, самообразование, поступление в определённое учебное заведение или кружок даст возможность составить своё мнение о кратчайшем пути к достижению ближайших целей. Кроме того, необходимо иметь запасные маршруты на случай возникновения непреодолимых барьеров в реализации основного плана, то есть должен быть план «А», «Б» и т. д.

Знания профессий

Прежде чем сделать выбор, надо углублённо познакомиться с различными профессиями. Недостаток знаний в области современных профессий чаще всего становится камнем препятствием в проблеме самоопределения.

Потребности общества постоянно меняются. Поэтому чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом ненужной, надо постоянно обновлять знания о конъюнктуре на рынке труда.

Влияние характера

Понимание того, какие профессии лучше всего вам подходят на основе вашего характера - это то, что сделает вас наиболее счастливыми на работе. Было обнаружено, что люди, которые могут применять свои личные сильные стороны в карьере, испытывают больше удовольствия от работы. Например, общительным людям лучше работать в коллективе и, наоборот, если вашей чертой характера является замкнутость, то лучше выбрать индивидуальный режим работы.

Сильными сторонами характера человека могут рассматриваться дружелюбие, самоконтроль, доброта, которые вы демонстрируете и практикуете ежедневно.

Согласно исследованию, люди обычно имеют от трёх до семи сильных сторон, и чем больше сильных сторон работник может фактически использовать на рабочем месте, тем больше он будет удовлетворён и продуктивен.

От самооценки и понимания ваших неотъемлемых характеристик зависит оценка того, в каком направлении вы должны делать свою карьеру, независимо от того, находитесь вы вначале или середине карьеры.

Учёт вашего внутреннего мира не только будет полезен на личном уровне, но и это может также дать преимущество при собеседовании. Зная, что работодатели все чаще оценивают типы личности, вы должны продемонстрировать свои лучшие качества, а также задавать соответствующие вопросы, касающиеся условий на рабочем месте.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явления выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения.
1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).
2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.
3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.
4. Самореализация в труде (частичная или полная) - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения - первый этап - с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения. Второй этап - подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями. Третий этап - подростковый и большая часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии, когда разные виды профессиональной деятельности «сортируются» и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей подростка. И наконец, четвертый этап - практическое принятие решения, включающее в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональной подготовки и 2) выбор специальности.

Итак, можно оказать, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Однако пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот ответственный момент тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения, и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности. В то же время от этого решения, естественно, зависит то, как будут протекать последующие этапы профессионального самоопределения. Поэтому сосредоточим свое внимание на этом переломном моменте профессионального самоопределения, поскольку в нем, как в капле воды, отражаются все особенности процесса.

В психологической литераторе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности.. В этом случае предметом исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности (Шишкина, 1976, Алишев, Шираков, 1987). К сожалению, этот взгляд грешит недооценкой активного начала личности выбирающего.

В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Несомненно, этот подход более продуктивен, так как утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда (Иванчик, 1986; Рескина, 1986) может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения личности. То есть выбор профессии, с одной стороны, считается социально заданным, а с другой - определяется прежде всего социальными характеристиками профессии. Не вызывает сомнения положение о влиянии общества в целом на профессиональное самоопределение его членов, и, конечно же, с профессиональной деятельностью непосредственно связано положение личности в обществе.

Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, и процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте - на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности также и в других областях, например в личной жизни.

Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности и с учетом всего спектра факторов профессионального самоопределения подводит нас к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора. Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся следующими. Объективно существующие факторы выбора; профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин.

Как мы уже отмечали, ситуация выбора профессии характеризуется двусторон-ностью: с одной стороны -мир профессий, обладающий широчайшим спектром различных характеристик, с другой-субъект выбора профессии, личность со всеми ее особенностями.

Традиционно общая схема описания профессий подразумевает четыре аспекта:
1) социально-экономический - краткая история профессии,. ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате;
2) производственно-технический - данные о технологическом процессе, объекте, орудиях и предмете труда, рабочем месте, формах организации труда;
3) санитарно-гигиенический - информация о микроклиматических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях;
4) психофизиологический - требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности.

Говоря о сложности такого образования, как субъект деятельности, Б.Г. Ананьев (1980) исходными его характеристиками называет сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). Высшей интегрирующей субъективных свойств является творчество, а наиболее обобщенными эффектами, а вместе с тем и потенциалами - способности и талант. Помимо объективно существующей картины имеются еще и субъективные представления личности как о мире профессий, так и о себе. Это значительно усложняет ситуацию выбора профессии и расширяет спектр факторов, его обусловливающих.

В ряду основных факторов выбора профессии обычно называются следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности), способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности), темперамент, характер. Эти факторы часто относят к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (школьная успеваемость), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое внимание уделяется таким факторам, как мотивы профессиональной деятельности, жизненные ценности индивида, прошлый опыт, представления о будущем. Кроме того, в последнее время ряд авторов подчеркивает значение общей активности, самооценки, уверенности в достижении успеха, уровня сформированности осознанной психической саморегуляции.

Наиболее изученным и всеми признаваемым фактором профессионального самоопределения являются интересы субъекта выбора профессии. Интересы традиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других. Интересы обладают определенной динамикой развития. В основе структуры интересов лежат познавательные интересы, которые развиваются в учебной деятельности и характеризуются высокой динамикой, частой сменой, так как связаны с активным поиском личностью своего «Я». На базе познавательных интересов возникают интересы к профессии, к типу профессий и зачем профессиональные интересы, направленные на определенный вид трудовой деятельности и отличающиеся высокой устойчивостью (Гейжан, 1984; Реокина, 1986). Профессиональные интересы требуют проверки в конкретной деятельности, что на практике часто затруднено. Поэтому степень выраженности профессиональных интересов и их направленность могут быть искажены отсутствием практического выхода. Следовательно, при изучении профессиональных интересов субъекта выбора профессии встает проблема адекватности оценки и самооценки этого ведущего фактора выбора профессии.

Не менее важным и в достаточной степени изученным фактором выбора профессии являются способности. Часто проблему способностей связывают с одаренностью, талантом, однако столь высокие требования к субъекту выбора профессии предъявляет сравнительно небольшая группа профессий. В профессиографичес-кой литературе представлена точка зрения К. М. Гуревича (1981), который выделяет три типа профессий:
I. Профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективной деятельности.
II. Профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности.
III. Профессии, которые по своей сущности предполагают достижение высших ступеней мастерства.

Профессии III типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека, причем к тем качествам, которые формируются при наличия выраженного генетического контроля. Большинство же профессий не предъявляет столь жестких требований к субъекту выбора профессии (первая группа) или позволяет с помощью включения механизмов компенсации, выработки индивидуального стиля деятельности скорректировать недостаток тех или иных профессионально важных качеств (вторая группа).

Концепция ориентации на формирование индивидуального стиля деятельности основана на следующих предпосылках:
1) признается, что есть стойкие, практически невоспитуемые психологические качества, существенные для успеха деятельности;
2) возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности;
3) имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или же компенсации посредством других способностей или способов работы;
4) формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, т. е. внутренних условий развития, наряду с учетом внешних условий (предметной и микросоциальной среды) (Климов, 1970).

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей. Рядом авторов отмечено, что уровень притязаний у подростков часто завышен. Это обусловлено неадекватностью самооценки способностей и плохой информированностью о требованиях избираемой профессии (Шишкина, 1976; Ильин, 1981). Неадекватность самооценки способностей часто связана со школьной успеваемостью, так как школьные оценки не всегда правильно отражают действительные способности человека в той или иной области. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной как завышенной, так и заниженной самооценки и, следовательно, неадекватного уровня притязаний при выборе профессии.

Проблема самооценки и в целом уровня развития контрольно-оценочной сферы субъекта выбора профессии представляет большой интерес. Особенно важно это потому, что момент выбора профессии в основном приходится на 15-17 лет, когда структура контрольно-оценочной сферы, и в частности самооценки, претерпевает глубокие изменения. К концу подросткового возраста повышаются адекватность самооценки и ее самостоятельность, изменяется эталон самооценки. Самооценка приобретает устойчивость и становится одним из важных факторов развития личности. Изучение самооценки в деятельности свидетельствует о том, что эта характеристика является одним из важнейших механизмов эффективного осуществления процесса саморегуляции деятельности. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, так как часто обусловливает расхождение способностей и склонностей.

Процесс выбора профессии предполагает высокую активность личности. Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного (адекватного) выбора субъекту выбора профессии приходится проделать большую внутреннюю работу. Ему необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности характера, ценностные ориентации и т. д.), требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий. Все эти действия могут быть осуществлены только при высоком уровне развития контрольно-оценочной сферы субъекта. Недаром при изучении всех факторов, влияющих на выбор профессии, встает вопрос об адекватной их оценке субъектом выбора профессии. Многими авторами (Божович, 1968; Прыгин и др., 1987) отмечается, что вследствие недостаточного осознания выбор профессии иногда либо не происходит, либо является актом подражания товарищам, родителям и совершается под влиянием случайных обстоятельств.

Ряд исследований убедительно доказывает, что успешность любой деятельности, в том числе профессионального самоопределения, зависит от уровня сформи-рованности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение без систематического контроля, помощи и стимуляции самостоятельно работать, оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач (Прыгин, 1984; Прыгин и др., 1987). Обладающие перечисленными характеристиками были условно названы «автономными», полярная группа - «зависимыми». «Автономные» отличаются обоснованностью выбора профессии, выбором конкретной сферы труда, осознанностью своего места в жизни, знанием о мире профессий, осознанием последствий выбора профессии. Эта группа при выборе профессии в меньшей степени подвержена влиянию случайных факторов. Группа «зависимых» отличается малой самостоятельностью, подвержена влиянию случайных факторов, выбор профессии у них часто необоснован.

Таким образом, качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, степенью развития контрольно-оценочной сферы, являются одним из ведущих факторов выбора профессии. Причем влияние этого фактора опосредует влияние остальных факторов, как присущих самому субъекту, так и внешних. Например, группа «автономных» отличается более адекватным представлением о мире профессий, которое получает из достаточно компетентных источников (специальная литература, беседы с профессионалами и т. д.), в то время как полярная группа ориентируется на средства массовой информации, советы знакомых, следствием чего является искаженное представление о выбираемой профессии.

Таким образом, отмеченный нами фактор представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Он обусловливает:
- способность адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии;
- способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем;
- способность выделить главное для себя при выборе профессии, т. е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии.

Несмотря на достаточно широкое развитие профориентационной сети в нашей стране, большинство старшеклассников выбирает профессию более или менее стихийно. Естественно, возникает вопрос, все ли выбирающие профессию нуждаются в помощи профориентационной службы и особенно в помощи психолога-профконсультанта. Исследования сформированности профессиональных планов выпускников показывают, что около 30% восьмиклассников и 50% десятиклассников в состоянии самостоятельно выбрать профессию.

По степени сформированности выбора выпускников школы обычно разделяют на четыре группы, несомненно, связанные с индивидуальными характеристиками:
1) определившиеся (30%);
2) колеблющиеся (30%);
3) неустойчивые (15%);
4) пассивные (25%).

Итак, около 30% старшеклассников могут сами выбрать профессию, не прибегая к посторонней помощи. Остальные нуждаются в помощи профориентацион-ной службы, причем форма помощи должна быть разной. Одним требуется достоверная информация о мире профессий, другие хотят получить сведения о своих индивидуальных особенностях (часто просто хотят получить подтверждение уже известного), многим нужно лишь аргументированное подтверждение их выбора. Профориентационная служба призвана решать эти и другие проблемы, возникающие в связи с выбором профессии, оказывая выпускникам помощь в плане профессиональной информации, профессиональной консультации, профессионального отбора и подбора.

Большинство людей не представляют жизнь без работы, она даёт необходимый материальный достаток. Многие трудятся не по специальности, которую получили в ходе учёбы, а идут работать туда, где им удобнее или лучше, куда их взяли. Ошибки в таких решениях случаются, потому что не все знают, какие факторы влияют на выбор профессии, или неправильно оценивают себя. Если подходить к дилемме о сфере профессиональной деятельности ответственно и разумно, а не просто плыть по течению или слушать советы окружающих, то можно найти дело всей жизни.

Особенности профессионального развития личности

Смена ориентиров, определяющих профессиональную направленность, в течение жизни - обычное явление. Один человек может сменить несколько работ за короткий промежуток времени, находясь в постоянном поиске своего места под солнцем. Такой внутриличностный поиск начинается с раннего детства, а по мере взросления усиливается. Данный процесс делится на несколько этапов:

  • дошкольный - ребёнок в игре примеряет на себя разные роли, а родителям стоит внимательно присмотреться, что их малышу больше всего нравится;
  • школьный - вовлекающий в свою орбиту школьников младших и средних классов, которые активно посещают кружки, секции, родителям следует обратить внимание, какие предметы не только любит их чадо, но и по каким он лучше всего успевает;
  • окончание школы - старшеклассник находится на перепутье, пытаясь понять, чего он хочет сам, тут важно помочь ему с выбором и поддержать;
  • получение профессии - происходит знакомство с будущей деятельностью как на теоретическом, так и на практическом уровне;
  • непосредственно трудовые будни - важно не только вникнуть в нюансы работы, но и адаптироваться психологически;
  • самореализация - получение ожидаемых материальных благ, признания, удовлетворения от деятельности.

На первых этапах важность тех или иных факторов выбора профессии может меняться.

В научных кругах существуют несколько позиций относительно того, какие факторы являются доминирующими для принятия решения по будущему профессиональному пути:

  • одна из популярных позиций сводится к тому, что выбор деятельности неразрывно связан с самоидентификацией личности, выступает важнейшим этапом её формирования;
  • согласно другому мнению, субъект пытается вписаться в наиболее подходящие для него виды деятельности;
  • противоположная позиция базируется на том, что характеристики личности доминируют над работой, она должна подходить человеку, а не наоборот;
  • ещё одна теория ставит во главу угла социальную составляющую профессии.

Любую профессию можно разбить на 4 элемента:

  • социально-экономический, указывающий на её положение в отрасли, экономике страны;
  • производственно-технический, дающий представление о механизме труда;
  • психолого-физиологический, определяющий свойства и качества личности, подходящие для данной работы;
  • санитарно-гигиенический, регламентирующий основные правила труда (режим, безопасность).

От совокупного учёта всех элементов зависит правильность определения факторов выбора профессии.

Характеристика критериев выбора профессионального пути

Целесообразно говорить о делении факторов, влияющих на выбор профессии, на внешние и внутренние. Такая классификация позволяет грамотно определиться с будущей профессиональной стезёй, т. к. детально разбирает не только свойства личности, но и большое количество обстоятельств, которые действуют извне.

Внешние

Под внешними критериями понимаются различные причины, влияющие на выбор профессионального пути. Их перечень может быть бесконечен — важно остановиться на наиболее весомых, чтобы не потеряться в их многообразии и не упустить главного для жизни. Ниже представлены наиболее распространённые внешние факторы.

Заработная плата

Часто этот критерий влияет на все остальные, что приводит к ошибочному решению. Материальная составляющая труда важна, но нельзя все свои желания и стремления подчинять ей. Нужно учитывать, что деньги - переменчивая категория, о чём свидетельствует и курс доллара. Также во многих организациях размер зарплаты напрямую зависит от производительности труда, часто есть возможность получить премию или надбавку к окладу. Сейчас имеются широкие возможности самостоятельно регулировать свой доход. На этапе профориентации можно составить приблизительный список потенциально высокооплачиваемых специальностей и тех, по которым доход будет не слишком высоким.

Престижность

Существует перечень так называемых престижных специальностей, на которые каждый год стремятся поступить абитуриенты. Этот перечень ежегодно немного корректируется, но основная масса специальностей остаётся постоянной - юристы, экономисты, специалисты IT-технологий, дизайнеры, инженеры.

Престиж - чисто внешний показатель, указывающий на общественное мнение, которое часто бывает безапелляционным, осуждая за выбор непрестижной специальности или работы. Так, принято считать, что для выпускника ВУЗа не престижно трудоустраиваться слесарем.

Востребованность на рынке труда

Часто основной причиной выбора той или иной специальности выступает её востребованность на рынке труда. Этот фактор переменчив, следить за ним нужно постоянно, наблюдая за динамикой вакансий. Востребованность тех или иных работников зависит от общих социально-экономических условий, проводимых реформ, изменений законодательства, различных нововведений.

Многих выпускников институтов постигает разочарование, когда становится ясно, что наблюдается избыток специалистов с аналогичной специальностью. А работодатели не спешат всех их трудоустраивать. Во избежание подобных ситуаций рекомендуется получить смежную специальность, чтобы найти себе работу.

Позиция семьи

Часто среди факторов выбора профессии оценки членов семьи становятся основополагающими. Немало выпускников школ пошли учиться туда, куда захотели их родители. Во многих случаях последствия оказываются удручающими - дети не работают по специальности, потому что у них нет призвания к этому роду занятий. Родители считают, что действуют из лучших побуждений.

Они приводят следующие аргументы в пользу той или иной профессии:

  • востребованность и престиж профессиональной деятельности, которые кажутся им бесспорными, часто эти мотивы являются основополагающими для родителей, если они не смогли реализоваться в подобной специальности;
  • высокая оплата труда, которая тоже не подвергается сомнению;
  • так называемая преемственность, когда родители мечтают, чтобы ребёнок пошёл по их стопам, если в семье династия представителей той или иной профессии.

Ребёнок принимает условия родителей, если их авторитет для него бесспорен, случается так, что начинается бунт, который выливается в затяжной конфликт. Родители должны помнить, что дети имеют право на своё мнение.

Прочие критерии

Существует ещё немало причин, влияющих на выбор профессиональной деятельности, иногда они играют важную роль, а иногда и вовсе не учитываются. Среди них:

  • средства массовой информации, доказывающие преимущества той или иной деятельности в современном мире, их точка зрения не может считаться истинной, т. к. это может быть обычной рекламой;
  • приготовленная для выпускника должность в определённой организации, в этом случае он даже не будет прилагать усилий, чтобы хорошо учиться;
  • наличие дружеских связей в институте, часто молодёжь идёт учиться за компанию, чтобы было весело, а потом понимает, что специальность не подходит;
  • близость ВУЗа или какого-либо предприятия, куда можно пойти работать, удобный график работы - случайные факторы, которые для некоторых людей перевешивают все остальные.

Внутренние

Внутриличностные критерии ориентированы на особенности человека, в которых он не всегда способен разобраться. Для этого иногда нужно прибегнуть к помощи психологов, пройти тесты на профориентацию.

Способности

Для многих выпускников и их родителей талант является определяющим фактором, влияющим на выбор профессии. Способности не всегда легко разглядеть с первого взгляда даже их обладателю. Он должен понять, что может, это относится ко всем сферам жизни. Нужно учитывать не только, к чему тянется душа, но и в каких областях заметен реальный результат. Необходимо принять во внимание способности как в школьных дисциплинах, так и во внеучебной деятельности. Важно помнить, что способности нужно развивать, без этого они так и останутся в зачаточном состоянии.

Склонности

Многие молодые люди, когда их просят перечислить свои склонности, впадают в ступор. Склонности указывают на те занятия, на которые уходит свободное время, на предметы, что в школе лучше всего даются. Эти показатели существенно влияют на будущую деятельность. Дело на всю жизнь часто вырастает из юношеских склонностей.

Свойства личности

Для многих профессий требуются конкретные качества, при их отсутствии претендентов не допускают до работы. Так, пожарные и психологи должны обладать стрессоустойчивостью. Бухгалтерам трудно без усидчивости и внимательности. Менеджеры по продажам должны быть коммуникабельны. Всё это надо понять заранее, до трудоустройства, определиться с будущей специальностью в соответствии с характером, свойствами личности помогают специальные тесты.

Состояние здоровья

Факторы выбора профессии меняются, как течёт и меняется сама жизнь. В разные периоды актуальность приобретают разные причины, но здоровье важно всегда. Этот фактор для многих недавних школьников проходит незамеченным, пока они молоды. Они считают что способны горы свернуть: ходят в походы, прыгают с парашютом, развлекаются ночи напролёт. Но спустя время здоровье даёт о себе знать, а нужно ещё и работать.

Многие женщины склонны выбирать мужские специальности, где требуется применение физической силы, они не задумываются, смогут ли это делать в будущем или нет. Также для некоторых должностей предусмотрены ограничения по состоянию здоровью, о которых лучше знать заранее.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений его жизни. Выбор профессии определяет многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», но все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Выбор профессии двустороннее явление - 1) кто выбирает (субъект выбора), 2) что выбирает (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным количеством характеристик, этим и объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Выбор профессии (профессиональное самоопределение) - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).

2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.

3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

4. Самореализация в труде (частичная или полная) - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения - первый этап - с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения.

Второй этап - подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями.

Третий этап - подростковый и большая часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии, когда разные виды профессиональной деятельности «сортируются» и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей подростка или юноши.

Четвертый этап - практическое принятие решения, включающее в себя два главных компонента:


1) определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональной подготовки;

2) выбор специальности.

Итак, можно сказать, что процесс профессионального самоопределения охватывает (пронизывает) весь жизненный путь человека. Однако, пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот момент связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс.

Существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы.

Объясняется это сложностью процесса профессионального самоопределения и двустронностью самой ситуации выбора профессии:

1. Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметом исследования выступают с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности (Шишкина, Алишев, Широков). Этот взгляд недооценивает активное начало личности выбирающего профессию.

2. Следующая точка зрения: основная детерминанта правильного выбора профессии - профессиональный интерес или профессиональная направленность. Этот подход более продуктивен, т.к. утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако, профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

3. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения личности (Костенко, Оссовский, Михайлов). Т.Е. выбор профессии, с одной стороны, считается социально заданным, а с другой - определяется прежде всего социальными характеристиками профессии.

4. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности. Процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте - на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем.

В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности также и в других областях, например, в личной жизни (Кузнецова, Головаха). Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности и с учетом всего спектра факторов профессионального самоопределения приводит к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора.

Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся главными. Объективно существующие факторы выбора профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин.

Традиционно общая схема описания профессий подразумевает 4 аспекта:

1. Социально-экономический - краткая история профессии, ее роль в системе экономики, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате.

2. Производственно-технический - данные о технологическом процессе, объекте, орудиях и предмете труда, рабочем месте, формах организации труда.

3. Санитарно-гигиенический - информация о микроклиматических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях.

4. Психофизиологический - требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности.

Характер;

Мотивы выбора профессиональной деятельности;

Жизненные ценности;

Прошлый опыт;

Представления о будущем;

Ряд авторов дополняют этот ряд: общая активность, самооценка, уверенность в достижении успеха, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции .

Объективные факторы выбора профессии:

1) уровень подготовки (школьная успеваемость);

2) сосотяние здоровья;

3) информированность о мире профессий;

4) социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей.

Более подробно о некоторых факторах:

Интересы. Всеми признанный фактор выбора профессии. Интересы считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других.

Самооценка. Неадекватность самооценки часто связана со школьной успеваемостью. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной завышенной и заниженной самооценки, что влечет за собой неадекватный выбор профессии. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, т.к. обусловливает расхождение способностей и склонностей.

Ряд исследований доказывает, что успешность любой деятельности, в том числе профессионального самоопределения, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение самостоятельно работать без систематического контроля, помощи, стимуляции; оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач.

Школьники с такими качествами характеризуются: осознанностью своего места в жизни, знанием о мире профессий, обоснованностью выбора, осознанием последствий выбора. Они менее подвержены влиянию случайных факторов.

Таким образом, качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, являются одним из ведущих факторов выбора профессии. Причем влияние этого фактора опосредует влияние остальных факторов, как присущих самому субъекту, так и внешних.

Можно сказать, что осознанная психическая саморегуляция, как фактор выбора, представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Она обусловливает: способность адекватно оценивать свои качества; способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии.

Исследования сформированности профессиональных планов выпускников показывают, что только 30% учащихся 9 классов и 50% учащихся 11 классов в состоянии самостоятельно выбрать профессию.

По степени сформированности выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы. Связано это с индивидуальными характеристиками.

Группы таковы:

1) определившиеся;

2) колеблющиеся;

3) неустойчивые;

4) пассивные.

Контрольные вопросы

1. Укажите основные причины возникновения профориентации.

2. Дайте краткую характеристику основных направлений профориентационной работы в зарубежной и отечественной истории психологии.

3. Перечислите факторы выбора профессии. Укажите наиболее важные с вашей точки зрения.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Сегодня мы с вами будем изучать профессиональную сферу человека и его отношение к своему профессиональному пути.Как вы считаете, что влияет на выбор профессии человеком? Помните о том, что некоторые люди меняют профессию несколько раз в жизни.

Факторов, влияющих на выбор нами профессии, очень много и они меняются в течение жизни. Но, бывает так, что какой-то фактор приводит к тому, что человек недоволен своим выбором (например, родители настояли на своем), а иногда он же способствует успешной профессиональной самореализации: у человека все получается, он доволен собой и все им довольны.

К факторам выбора профессии можно также отнести следующие:

  • налиие опыта работы;
  • внешняя привлекательность;
  • связи (может быть, и не пошел бы в этот вуз, но – нашлись связи);
  • высокая оплата труда после обучения (многие инженеры во время переходной экономики пошли в предпринимательство, в сферу услуг, в транспортный бизнес и т.п.);
  • средства массовой информации;
  • решение личных проблем (например, человек идет работать инженером, потому что с детства завидовал старшему брату-инженеру);
  • личностные качества (например, демонстративность – для профессии актера)

Этот список можно продолжать и дальше. Сейчас же я вас попрошу самих выявить факторы, повлиявшие на выбор профессии разными людьми. Это нужно для того, чтобы самим понять, какие факторы могут повлиять на вас. Обычно факторы выбора профессии подразделяют на две группы: личностные и биографические. Как и все в человеке, эти группы факторов взаимосвязаны между собой: между ними сложно провести жесткую границу. Тем не менее, к личностным факторам относят:

  • индивидные свойства (физические возможности, здоровье, задатки);
  • свойства личности и черты характера (ответственность, артистичность, коммуникабельность, интересы и др.);
  • свойства школьника как субъекта деятельности (успеваемость, опыт в выполнении каких-либо трудовых операций, ассистирование в каких-либо профессиях и др.);
  • индивидульные особенности (творческая работа, индивидуальные предпочтения в выполнении тех или иных заданий, индивидуальный стиль деятельности, хобби).

Например, личностные факторы профессионального самоопределения некоего Василия Ф. могут быть описаны следующим образом.

Десятиклассник Василий Ф. занимается несколькими видами спорта и в каждом из них достигает определенных успехов, выступает за школу по легкой атлетике, обладает авторитетом среди товарищей и ему симпатизируют учителя. Учится на «3» и «4» – и своей успеваемостью доволен. Говорит: «Главное, чтобы не “2”!». Часто не выполняет домашние задания. Особо тяжело даются точные дисциплины, а также те учебные предметы, в которых нужно проявлять усидчивость, сосредоточенность (русский язык). Очень общителен, легко устанавливает контакт с разными людьми. Зависим от общественного мнения: несколько раз ходил драться «стенка на стенку» просто – за компанию. Любит путешествовать с родителями. Часто ходит на дискотеки с друзьями. Также любит играть в компьютерные игры. Кроме спорта устойчивых интересов нет. Один месяц подрабатывал курьером в фирме отца – не понравилось: нужно рано вставать в каникулы. Думает, что будет поступать в институт, но не знает, в какой. К занятиям по профориентации относится несерьезно: говорит, что ему рано об этом думать. Вредных привычек нет. Любимые учебные предметы: география, история и физкультура. Первые два, по его словам, – потому что интересно рассказывают, а третий – потому что все легко получается. Родители, учителя и одноклассники о Василии отзываются по-доброму, считают его хорошим человеком.

Мы сможем сделать вывод о том, что личностно Василий не «дорос» даже до уровня интересов. Поэтому мы можем прогнозировать у него сложности в осмыслении выбора профессии: скорее всего, будет поступать учиться или работать туда, куда его убедят поступать либо родители, либо одноклассники, либо учителя. Также, мы можем предполагать трудности в освоении профессии. Хотя есть и положительные стороны: успехи в спортивных занятиях говорят об определенном уровне развития волевых качеств, умении достигать цели «через не хочу», а его способность устанавливать контакт с людьми поможет адаптироваться в рабочем коллективе.

Уже на основе первичного анализа личностных факторов можно порекомендовать педагогу, работающему с Василием, больше вовлекать его в анализ различных профессиограмм, обсуждение факторов выбора профессии и – вместе с классным руководителем и родителями, – искать возможность выполнения Василием разовых профессиональных заданий.

Что касается ограничений, то одно мы можем сказать точно: Василию сложно будет работать в тех профессиях, где требуется уединение, усидчивость, длительная сосредоточенность.

Итак, к личностным факторам профессионального выбора (или профессиональной биографии) относят разноуровневые характеристики будущего работника, так или иначе проявляющиеся в социальной жизни и имеющие отношение к выполнению профессиональных обязанностей.

Биографические факторы выбора профессии

К биографическим факторам профессиональной самореализации обычно относят следующие:

  • Семейные факторы (профессиональная преемственность в семье, профессия членов семьи и близких, семейные легенды и мифы, так или иначе связанные с профессиональным миром, ожидания какого-либо из членов семьи, значимых для оптанта, и др.).
  • Событийные факторы (расположение какого-либо предприятия рядом с домом, встреча с интересным человеком – представителем той или иной профессии, событие в жизни, имеющее отношение к той или иной профессии: например, один врач рассказывал, что решил стать врачом, потому что несколько лет ухаживал за больной бабушкой).
  • Факторы престижа. В разные исторические периоды обществом выделяются те или иные профессии, которые становятся престижными. Например, профессия экономиста не была столь престижной в 70-е годы двадцатого века, как в девяностые годы. И, наоборот, профессия учителя в 70-е годы была более престижна, чем в 90-е годы.
  • Ближайшее окружение. Некоторые делают свой профессиональный выбор под воздействием своих друзей, любимых учителей и знакомых. Этот фактор может оказать плохую услугу в тех случаях, когда отсутствуют личностные предпосылки для выбора профессии, есть определенные ограничения. В ситуациях, приведенных в прошлой лекции, описан как раз такой случай влияния фактора «за компанию».
  • Экономический и политический факторы. Иногда выбор профессионального учебного заведения и вообще профессионального пути человека основывается на необходимости зарабатывать деньги для своей семьи, а также на событиях и направлениях текущей политики. В переходный для нашей страны период очень многие люди сменили свое поприще именно под воздействием указанных факторов.

Приводим пример описания биографических факторов выбора профессии.

Родители Василия Ф. имеют высшее экономическое образование. Отец возглавляет организацию, занимающуюся выпуском рабочей одежды, а мама руководит проектным отделом в строительной фирме. Они планируют, что сын поступит в вуз – либо сам, на бюджетное отделение, либо на платной основе. Много средств вкладывают в развитие ребенка (он – единственный в семье): театры, заграничные поездки, оздоровительные мероприятия и т.д. В детстве Василий много времени проводил с бабушкой, которая не имела высшего образования и до пенсии работала медсестрой. Он очень переживал ее уход из жизни. У Василия есть определенные обязанности по дому, которые он беспрекословно выполняет. Дружит с несколькими ребятами – в основном, из класса.

Каждый год получает какие-то спортивные призы на соревнованиях разного уровня, в том числе и международного. На фоне этих успехов привык, что учителя закрывают глаза на некоторые недочеты в учебе. Как уже говорилось ранее, имел опыт работы курьером в фирме отца.

Каждый из указанных факторов может сам по себе оказать влияние на выбор профессии. Окончательной классификации факторов, видимо, не существует: каждый из предложенных разрядов и указанных факторов может быть детализирован и разбит на несколько подфакторов. Так или иначе, нам необходимо ориентироваться в них, чтобы организовать работу по их анализу для старшеклассников.

Мифы профессионального самоопределения

Особым фактором при выборе профессии являются так называемые мифы профессионального самоопределения. Эти самые мифы могут внести дополнительное напряжение в ситуацию профессионального выбора, а также – дезориентировать молодого человека.

Вообще, мифы – это система устоявшихся представлений, выраженных в определенных социальных сюжетах, но не имеющих объективной основы. Психологический смысл мифов заключается в снятии напряжения, связанного с неопределенностью. При нехватке информации, с одной стороны, и высокой актуальности проблемы, с другой стороны, некоторые люди склонны заполнять «пробелы» своими умозаключениями, выраженными в некоторых сюжетах. Эти сюжеты часто повторяются, передаются из уст в уста средствами массовой информации, – и в итоге мифы становятся реальностью, с которой уже невозможно спорить. И именно в этом трагическая суть мифов – они не побеждаются логикой или статистикой. Они побеждаются только другими сюжетами, которые, в свою очередь, являются более близкими к реальности. Разберем подробнее мифы, возникающие вокруг профессионального самоопределения.

Миф о потере года (лет)

Все мы с ним сталкивались. После окончания обучения в школе многих обуревает страх «не поступить», «не устроиться». Этот страх молодые люди и их родители обосновывают тем, что «если не поступишь, потеряешь время». С точки зрения логики, нельзя «потерять время». Даже если не устроился после школы в ту сферу, в которую хотел, ты, тем не менее, продолжаешь жить, думать, общаться, пробовать свои силы на том или ином поприще. Нет никакой взаимосвязи между успешностью профессиональной самореализации и отсутствием так называемых «потерянных лет». Более того, иногда люди, получившие время для «обдумывания житья», некоторым образом на время выскочившие из колеи, делают более осмысленный профессиональный выбор, что выражается в значительном увеличении скорости освоения профессии.

Миф об индивидуальной ответственности за профессиональный выбор

Некоторые молодые люди во время профессионального выбора буквально «дух испускают» от груза ответственности, который на них давит: «Все в твоих руках: если у тебя не получится, виноват в этом будешь только ты!» С одной стороны, такая точка зрения некоторых юношей и девушек мобилизует, но часто она носит разрушительный характер. Поскольку все мы «сделаны» из других людей, то и наш профессиональный выбор – это не только наша заслуга. В нем явно и неявно участвуют наши родители, учителя, да и все общество в целом. Более того, ведь могут иметь место и случайные факторы: болезнь, неудачный билет на экзамене и др. Неужели все это нужно принимать на свой счет?!

Миф о единственном правильном профессиональном пути

Этот сюжет в чем-то схож с предыдущим. Некоторые люди считают, что есть какой-то неведомый им профессиональный путь, какое-то скрытое (почему-то всегда скрытое!) предназначение, которое нужно рассмотреть, выявить и реализовать! Исследования показывают, что наибольшее чувство профессиональной удовлетворенности испытывали как раз те, кто достаточно часто (раз в пять-семь лет) менял в своей жизни профессиональное поприще. Достаточно попросить ребят принести по одной профессиональной биографии, записанной со слов своих родных и близких, чтобы они осознали нереальность этого мифа.

Миф о независимости профессионального выбора

Осуществляя профессиональный выбор, человек не только определяет направление своей занятости в ближайшие несколько лет, но и определяет содержание своих социальных контактов: круг общения, сферу сопутствующих работе интересов и, в целом, мировоззрение, стоящее за выполнением профессиональных обязанностей. Представление о профессии как о варианте школьных уроков, которые отличаются от них наличием зарплаты и «взрослыми» отношениями, значительно сужает истинное положение дел.

Поэтому те, кто делают выбор, основываясь лишь на внешних факторах (зарплата, престиж), могут испытать серьезные проблемы в период профессионального обучения и адаптации, потому что так называемый профессиональный «бэкграунд» – то, что сопровождает выполнение профессиональной деятельности: круг общения, интересы, стиль коммуникации, преобладающий стиль мышления и др. – может вступить в серьезные противоречия с установками личности. Например, одна девушка, получившая образование финансового менеджера, так и не смогла стать своей в этой профессии именно по причине конфликта между установками, принятыми в ее семье (родители и бабушки-дедушки – учителя и врачи) и внеличностным характером профессии финансового менеджера. В последствии она, хотя и осталась работать в своей корпорации, но, пройдя переподготовку, сменила вид работы: стала менеджером по организационному развитию, что больше подходило к присущей ее личности гуманистической направленности.

Миф о связи личного счастья и успешного профессионального выбора

Действительно, это – миф. Можно сделать осмысленный профессиональный выбор, достичь определенных успехов в профессии и быть нереализованным в личном и семейном планах. Современные молодежные сериалы: «Беверли Хиллз 90210», «Мерлоуз Плейс» и многие другие показывают примеры удачливых в профессии людей, но абсолютно незрелых и нереализованных в личностной сфере. Важно, чтобы вы понимали, что успешная карьера не дает никаких гарантий личностного развития. А человек так устроен: если он не реализуется равномерно по всем направлениям, в конце концов, одно из направлений «перевешивает» и работник либо превращается в трудоголика, либо профессионально выгорает.

Работа с биографиями помогла нам понять, что выбор профессии – сложный процесс и нельзя точно сказать, что какой-то фактор приведет к успешной реализации. Между тем, молодые люди не всегда это понимают и на пороге профессионального выбора испытывают отрицательное давление предрассудков, сложившихся в нашем обществе. Их называют «мифами» профессионального самоопределения. Мифы – это распространенные верования, не имеющие твердой основы под собой, но разделяемые большинством. Поэтому предрассудки, связанные с профессиональным выбором, мы и называем мифами. Они часто приводят к излишнему стрессу, конфликтам и неудачному профессиональному выбору.

Завершающий этап

Краткое обсуждение результатов работы. Учащиеся отвечают на вопрос: «Что явилось для вас самым главным на сегодняшнем занятии?». Они могут на отдельном листке написать 5 основных мыслей (личных!), которые возникли у них во время урока. Педагог таким образом сможет получить обратную связь, а учащиеся – подвести свой индивидуальный итог занятия. Если остается время, то можно провести небольшую игру (например, «Кто назовет больше всего профессий на какую-нибудь букву русского алфавита?»).

Организационное завершение.

Домашнее задание: «Напишите профессиональную биографию кого-нибудь из своих близких и принесите к следующему уроку».

Читайте также: