Специальная группа по физкультуре болезни. Чем отличается подготовительная группа по физкультуре от основной

Родители первоклассников нередко сталкиваются со сложными и незнакомыми вопросами. Один из них: «Какая группа здоровья по физкультуре у вашего ребенка?» Ответ на этот вопрос на самом деле очень прост. Группы делятся на три вида: основная, специальная и подготовительная. Основная группа здоровья – это дети, которые либо полностью здоровы, либо не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам. В подготовительной и специальной группах занимаются дети, у которых есть какие-либо проблемы со здоровьем.

Что означает подготовительная группа по физкультуре?

Подготовительная группа здоровья по физкультуре – это группа, в которой находятся дети после болезни, с низкой физической подготовкой, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Кроме того, таким детям противопоказаны сильные физические нагрузки любого типа, а сдача нормативов разрешается после дополнительного медицинского осмотра.

Для получения этой группы достаточно обычной справки из поликлиники, которую выписывает педиатр или другой специалист. В ней будут указаны запрещенные упражнения или же, наоборот, основные рекомендации врача. В справке должно быть:

  • Диагноз или основание, почему ребенок должен посещать подготовительную группу;
  • Срок: четверть, полугодие или весь учебный год;
  • Конкретные рекомендации: что нельзя выполнять, какие нормативы запрещено сдавать и какие упражнения, наоборот, необходимо делать для поддержания здоровья.

Отличие подготовительной группы от специальной

Дети, которые входят в подготовительную группу по физкультуре, сдают нормативы в облегченной форме. Комплекс упражнений, которые ребенку можно выполнять в такой группе, подбирается педагогом на основе рекомендаций от врача, прописанных в справке. Кроме того, после указанного срока в справке ребенок автоматически переходит в основную группу.

В специальную группу с одной справкой от врача не попасть. Для этого собирается специальная комиссия (КЭК), которая на основе всех анализов и данных о ребенке принимает решение. Стоит отметить, что специальная группа также делится на две:

  • Специальная «A»: дети с существенными ограничениями. Для этой группы занятия проводятся отдельно;
  • Специальная «B»: полное освобождение от занятий физкультурой. Возможно свободное посещение теоретических лекций.

Упражнения и нормативы в подготовительной группе по физкультуре

Обычный план упражнений строится по схеме:

  • Разминка: ходьба по кругу, на месте, высоко поднимая колени, на носках и т. д. Возможен легкий бег;
  • Восстановление дыхания (после каждой части);
  • Общеукрепляющие упражнения с палками;
  • Полоса препятствий;
  • Упражнения с мячами;
  • Игры.

Как уже было сказано, нормативы могут сдаваться ребенком только с разрешения врача. Что же делать, если нагрузки запрещены, но оценку необходимо выставить? В таких случаях учитель оценивает активность на уроке, готовность заниматься и другие параметры в рамках уроков. Кроме этого, учитель может дать ученику возможность поработать с теорией или историей физкультуры. Например, подготовить реферат, защитить проект, выступить с докладом или сделать презентацию. Темы могут быть абсолютно разные: от истории спортивной формы до ЗОЖ.

В заключение можно добавить, что нет ничего страшного в том, что ваш ребенок попадает в подготовительную группу здоровья по физкультуре. Он не остается без спорта вообще, просто ему подбираются облеченные варианты упражнений и разминок. Это сможет подготовить ребенка к основной группе и, возможно, поможет на пути к олимпийскому чемпионству.

Занятия по физической культуре призваны обеспечить минимальный уровень двигательной активности для студентов с оздоровительной целью. На самих занятиях интенсивность нагрузки может быть весьма и весьма высокой. С ней может успешно справиться только практически здоровый студент. Однако статистика последних лет неутешительна. Состояние здоровья школьников старших классов – будущих абитуриентов – неуклонно ухудшается. А это означает, что с каждым годом будет увеличиваться количество студентов, имеющих определённые ограничения в отношении физической нагрузки. Это серьёзный факт, который нельзя игнорировать, особенно учитывая, что ответственность за жизнь и здоровье студентов на занятиях по физической культуре несёт преподаватель. Одним из обязательных условий допуска и занятиями физкультурой в вузе является предоставление студентов медицинской справки с заключением врача о состоянии и группе здоровья. Подобные медосмотры организуются самими вузами. Данные мероприятия строго не регламентированы в отношении количества медосмотров, контингента, подлежащего его прохождению и т.д. В итоге в настоящее время нет единой структуры проведения медосмотра в вузах. В некоторых из них студентов осматривают только на первом курсе, в некоторых – студентов первого и второго курсов, в некоторых – студентов с первого по четвёртый курс и т.д.

Вообще, медицинский допуск к занятиям по физической культуре – это отдельная и проблемная в настоящее время тема. Не совсем понятны недавно введённые новшества, касающиеся запрета на полное освобождение от практических занятий. С одной стороны, безусловно, необходимо привлекать молодёжь как можно более массово к физической активности. Однако есть ситуации, когда подобные занятия не могут быть рекомендованы ни при каких условиях. Речь идёт о таких серьёзных диагнозах, как сердечная недостаточность, серьёзные проблемы со зрением, тяжёлые формы астмы и т.д. Ведь едва ли не главной целью оздоровительных занятий является укрепление здоровья студентов, но не его ухудшение, и уж тем более не провокация приступов болезни.



Ещё один сомнительный момент – это сокрытие по желанию студента его диагноза. Конечно, информация о заболеваниях человека должна носить строго конфиденциальный характер и ни при каких условиях не должна стать всеобщим достоянием. Однако преподаватель должен знать о проблемах своих студентов, поскольку именно он несёт за них ответственность на уроке. Кроме того, в зависимости от того или иного диагноза, для конкретного студента может быть составлен индивидуальный комплекс упражнений, или студент может быть освобождён от тех заданий, которые будут ему противопоказаны. Но подобные решения возможны только при полной и своевременной информированности преподавателя о состоянии здоровья его студентов.

Также представляется своевременным отметить не всегда качественное проведение медицинского осмотра в вузах для допуска к занятиям по физической культуре. Из-за большого потока студентов такие осмотры зачастую проводятся поверхностно и базируются на тех сведениях, которые предоставляются из тех медицинских заведений, где обучающийся наблюдался ранее. В результате имеют место быть такие ситуации, когда студенты с серьёзными диагнозами не получали в заключительной справке отметку об отнесении их к специальной медицинской группе. И напротив, те, у кого состояние здоровья вполне позволяли заниматься в общей группе, получали право на облегчение нагрузки, т.к. были отнесены к специальной группе. Одним из основных факторов подобной проблемы является катастрофическая нехватка медицинского персонала и крайне низкие зарплаты, что совершенно не способствует изменению ситуации в лучшую сторону. Да и сама система вузовского медосмотра нуждается в усовершенствовании. Возможно, следовало бы создать несколько государственных медицинских центров исключительно для студенчества, в которые люди, получающие высшее образование, могли бы обращаться за любой квалифицированной медицинской помощью, в том числе и за допуском к занятиям по физической культуре.

Именно этой проблемой вызвана необходимость проведения преподавателями-практиками по физической культуре специального анкетирования со студентами первого курса в начале каждого учебного года, касающегося состояния их здоровья. Студентам разъясняется, для каких целей преподаватель осуществляет сбор конфиденциальной информации медицинского характера, до сведения обучающихся доводится важность своевременного информирования и проблемах со здоровьем, а также о возможных послаблениях при проведении практических занятий. И если выясняется, что у будущего обучающегося имеются проблемы со здоровьем, которые не нашли отражение или нашли в недостаточной степени отражение в медицинском заключении, преподаватель вынужден сам принимать решение о дозировании нагрузки для такого контингента, а в отдельных случаях – и вопрос о допуске к практическим занятиям.

По итогам медицинского осмотра в вузе каждый студент получает медицинское заключение в виде справки с указанием группы здоровья, к которой относится, исходя из основных показателей состояния здоровья на момент похождения комиссии и на основании медицинских документов, свидетельствующих о наличии каких-либо проблем со здоровьем или об их отсутствии.

Традиционно выделяются три основные группы здоровья: основная, подготовительная и специальная.

К основной группе здоровья относятся студенты, не имеющие серьёзных противопоказаний к занятиям физической культурой. Предполагается, что такие студенты могут избрать для себя любой вид спорта или заниматься в группах общефизической подготовки без каких-либо ограничений по интенсивности нагрузки, сложности выполняемых упражнений и сдаче контрольных тест-нормативов на результат.

К подготовительной группе здоровья относятся студенты, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, которые в целом не препятствуют регулярным занятиям физической культурой, однако всё-таки предполагают ряд ограничений, в зависимости от диагноза. Это может быть частичное или полное освобождение от сдачи контрольных нормативов (при астме, при проблемах с сердцем, суставами), освобождение в процессе занятия от беговых или прыжковых упражнений (например, при прогрессирующей миопии) и т.д. В данном случае необходим самоконтроль за своим самочувствием и со стороны самого студента. Особенно не допустимо выполнение упражнений, противопоказанных ему согласно имеющемуся диагнозу.

К специальной группе относятся студенты, имеющие значительные и очень серьёзные проблемы со здоровьем. Подавляющее большинство студентов, отнесённых к этой группе, с ограничениями (иногда весьма серьёзными), но всё-таки могут заниматься физической культурой. Разумеется, они освобождаются от сдачи каких бы то ни было нормативов. Освобождаются от повышенной пиковой нагрузки в процессе самого урока – в основном, это относится к беговым и прыжковым сериям упражнений. Однако решение об ограничении нагрузки или полном её исключении должно приниматься преподавателем на основании диагноза в каждом конкретном случае индивидуально. Необходимо пару слов сказать о группе занимающихся, которые ни при каких условиях не могут быть допущены к практическим занятиям по физической культуре. Это студенты, для которых даже умеренная физическая нагрузка может привести к смертельному исходу (например, порок сердца), а также инвалиды, для которых выполнение типичных физических упражнений не представляется возможным (например, при ампутации конечностей или при слепоте). Разумеется, для такого контингента студентов должен быть обеспечен индивидуальный подход. Задания должны быть адекватными состоянию здоровья обучающихся. Допускается выполнение теоретических заданий.

Контрольные вопросы.

1. Каковы условия допуска к практическим занятиям по физической культуре в вузе?

2. С какими проблемами сталкиваются преподаватели и студенты в процессе медосмотра в вузах?

3. Какие группы здоровья Вы можете перечислить?

4. Дайте характеристику каждой из групп здоровья.

    Здравствуйте!!! Мед/подготовительная группа. Может участвовать в соревнованиях и сдавать контрольные нормативы. Согласно Ляховской программы.

    Обучающиеся с недостаточным физическим развитием, низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Обучающиеся занимаются физической культурой по программе для основной группы, но с учетом некоторых ограничений в объеме, продолжительности и интенсивности физических нагрузок (эти ограничения касаются и соревнований, и сдачи нормативов). Ограничения для подготовительной группы утверждены Министерством Образования РФ и должны быть у каждого преподавателя по физкультуре. Успеваемость учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, определяется на общих основаниях, однако при этом исключаются те виды физических нагрузок, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

    Здравствуйте, Эльвира Фаатовна!!! В Ляховская программе прописано, что она разработана на основе нормативов для основной и подготовительной группы. Значит ученики сдают нормативы, как основная так и подготовительная группа. (Это получается мини соревнование среди учеников класса) Значит они могут участвовать в соревнованиях (правда надо смотреть, какое отклонение) Мне бы хотелось прочитать или увидеть новые, ограничение для подготовительной группы утвержденные Министерством Образования РФ. Пробу Руфье ведь у учеников не проводят у подготовительной группы.

    Как оценивается ребёнок со специальной группой?

    По каким показаниям можно определить ребенка в спец. мед. группу?

    Здравствуйте. Хотела бы присоединиться к вопросу Любовь Ивановны Синяк. Как оценивается ребёнок со специальной группой? Заранее спасибо.

    K специальной медицинской группе относят школьников с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических нагрузок. Специальная медицинская группа по физ.культуре подразумевает: 1. Занятия по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. 2. Занятия лечебной физкультурой. Следует заметить, что перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Для оценки здоровья детей и подростков есть четыре критерия: наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма; степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям; уровень физического развития и степень его гармоничности.

    Здравствуйте! У моей дочери поставлен диагноз хронический пиелонефрит. Врач дал справку о зачислении в подготовительную группу физкультуры. Какие нагрузки предусмотрены для такой группы? Какие ограничения существуют.

    Уважаемая Людмила Леонидовна Движение является основным стимулятором роста, развития и формирования организма. При пиелонефрите показаны: упражнения на растягивание; упражнения небольшой интенсивности для мышц живота, мышц тазового дна, приводящих мышц бедер, ягодичных мышц и спины; упражнения на координацию и равновесие; упражнения на расслабление; диафрагмальное дыхание противопоказаны: нетерпимая боль при выполнении упражнений; физические упражнения с высокой частотой движения; высокой интенсивностью и скоростно-силовой направленностью; переохлаждения. при нефроптозе (повышенная подвижность почек) показаны: упражнения на осанку; упражнения для мышц живота и спины, обеспечивающие нормальное внутрибрюшное давление и ограничивающие смещаемость почек вниз; упражнения с равномерным распределением нагрузки на правую и левую руки; плавание; массаж живота. Противопоказаны: различные прыжковые упражнения; вибрации туловища; при астеническом телосложении следует исключить силовые упражнения; длительное стояние на одном месте; физические упражнения с большими отягощениями; настольный и большой теннис; переохлаждения.

    Добрый день! Мой сын на учёте по бронхиальной астме. Какие ограничения у такого ребёнка на уроках физкультуры в первом классе?

    Уважаемая Анна Сергеевна Показания к назначению ЛФК: вне приступа астмы. Противопоказания к назначению ЛФК: легочно-сердечная недостаточность III степени; астматический статус; тахикардия более 120 уд./мин; одышка более 25 дыханий в минуту; температура выше 38 °С. Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100-110 ударов в минуту, а дыхания - 20-24. В течение 5 мин частота пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

    Уважаемая Анна Сергеевна Показания к назначению ЛФК: вне приступа астмы. Противопоказания к назначению ЛФК: легочно-сердечная недостаточность III степени; астматический статус; тахикардия более 120 уд./мин; одышка более 25 дыханий в минуту; температура выше 38 °С. Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100-110 ударов в минуту, а дыхания - 20-24. В течение 5 мин частота пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий. Для детей с данной патологией рекомендуются дополнительные занятия на детских духовых инструментах, вокал. Полезно надувать воздушные шарики и пускать мыльные пузыри. Целесообразно также оздоровительное плавание, прогулки в лесопарковой зоне, спокойная ходьба на лыжах, катание на катамаране, велосипеде.

    Добрый день! Моей дочери поставлен диагноз ПМК. Врач дал справку о зачислении в подготовительную группу физкультуры. Какие нагрузки предусмотрены для такой группы при данном диагнозе? Какие ограничения существуют.

    Уважаемая Татьяна Викторовна Пролапс митрального клапана, как правило, не считается опасным для жизни. Здоровый образ жизни и регулярные физические упражнения являются основой управления пролапсом митрального клапана. При тренировке, повышается тонус вегетативной нервной системы, что приводит к снижению частоты сердечных сокращений и снижению кровяного давления. Упражнения являются самым мощным лекарством для улучшения вегетативной функции. Физические упражнения, в том числе ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде в умеренном темпе в течение 30 минут самый безопасный способ, чтобы начать занятия при пролапсе митрального клапана. При разработке комплекса физических упражнений врач учитывает состояние пациента и степень заболевания. Физические нагрузки направлены на укрепление состояния здоровья и улучшение работы сердца, а также на адаптацию к постепенно возрастающим нагрузкам. Лечебная физкультура предотвращает прогрессирование заболевания. Физические нагрузки пациентам с пролапсом митрального клапана необходимы, но их уровень зависит от особенности течения заболевания и двигательного режима, который назначен больному. Для того, чтобы достичь оздоровительного эффекта следует соблюдать основные правила тренировок. Нагрузки при пролапсе митрального клапана должны быть периодичными и непрерывными, в зависимости от самочувствия человека. Контролируйте пульс и дыхание. Если при физической нагрузке появляется одышка или болевые ощущения, занятия необходимо временно приостановить и отдохнуть. Ранняя активизация и развитие новых безопасных программ физической подготовки для улучшения физической способности у детей с пролапсом митрального клапана это основные тенденции в современной физической реабилитации пациентов с таким заболеванием. Многие люди с этим заболеванием всю жизнь живут без особых симптомов заболевания.

    Спасибо, Жанна Гавриловна, за полный ответ

    Здравствуйте! Моему сыну скоро 7 лет. У него проблемы с речью. Разговаривает плохо.Занимаемся с логопедом не первый год. Отдельно звуки он проговаривает все(часто не сразу), но в речи прогресса нет.Специалисты в речевом аппарате отклонений не нашли. Но я замечаю, что ребёнок, когда, например, учим стихи, заворачивает язык влево когда говорит. Можете вы это как-то прокомментировать, дать совет? Заранее спасибо!

    Светлана, обращали ли вы внимание невропатолога и/или стоматолога на данную жалобу?

    Здравствуйте! моей дочери было сделано 4 операции в микрохирургии по удалению гемангеомы, ангеокератомы, флебоктазии кисти левой руки! может ли она заниматься физкультурой и какие нагрузки ей показаны и противопоказаны?

    Уважаемая Марина Владимировна Вам показаны занятия в группе ЛФК с подбором специального комплекса упражнений направленных на укрепление мышц и разработку связочного аппарата

    Здравствуйте! Сыну поставлен диагноз: нестабильность шейного отдела позвоночникаю. К какой группе для занятий физической культурой его необходимо отнести: подготовительной или специальной? Заранее благодарю за ответ.

    Специальная группа. Указание на группу по ФЗК вам должен указывать врач-невропатолог в справке (при диспансерном наблюдении не менее 2 раз в год), которую вы затем предоставляете в школу.

    Спасибо за подробный ответ

    Здравствуйте. У моей дочери смешанный астигматизм, миопия. Наблюдаемся в областной офтальмологической больнице (дважды в год). Врач дал справку о зачислении её в подготовительную группу по физ. культуре. Какие предусмотрены нагрузки и ограничения для данной группы? Спасибо.

    Уважаемая Татьяна Павловна При организации занятий необходимо знать и выполнять следующие методические указания: 1. Занятия физкультурой должны проводиться систематически, не реже 3 - 4 раз в неделю. Утренняя гигиеническая гимнастика и гимнастика для глаз - ежедневно. 2. Упражнения и методика их выполнения должны соответствовать состоянию здоровья, степени близорукости и тренированности организма. 3. Занятие по физ. культуре состоит обычно из подготовительной, основной и заключительной частей. В подготовительной части выполняются дыхательные, общеразвивающие и специальные упражнения. Они подбираются так, чтобы подготовить организм к выполнению упражнений, запланированных в основной части занятий, а также обеспечить его тренировку и коррекцию зрения. В основную часть желательно по возможности включать игры. В заключительной части выполняются медленная ходьба, углубленное дыхание и упражнения на расслабление мышц. 4. Физическая нагрузка должна увеличиваться постепенно как на отдельном занятии, так и от одного занятия к другому. К концу занятия нагрузка уменьшается. Пульс может повышаться до 130 – 140 ударов в минуту. Нежелательно, чтобы после занятий ощущалась сильная усталость. Степень нервно-мышечного напряжения во время занятий должно быть средней, чтобы не вызывать значительного утомления организма и снижения остроты зрения. 5. Занятие начинается обычно с ходьбы и углублённого дыхания (на 4 шага вдох, на 4 – 6 – выдох). Упражнения желательно сочетать с ритмичным дыханием. Вдох чаще выполняется при поднимании рук, разгибании туловища, выдох – при наклоне туловища и опускании рук и т. п. Занятие начинается обычно с ходьбы и углублённого дыхания (на 4 шага вдох, на 4 – 6 – выдох). Упражнения желательно сочетать с ритмичным дыханием. Вдох чаще выполняется при поднимании рук, разгибании туловища, выдох – при наклоне туловища и опускани Запрещается заниматься силовыми видами спорта, поднимать тяжести, выполнять упражнения, при которых голова находится ниже ур

    Моему ребёнку 10 лет. в текущем учебном году не было сделано ни одной прививки (в том числе и Манту). Какие прививки должны были быть поставлены? И кто должен нести за это ответственность? Классный руководитель отправляет к медсестре, которая работает по-совместительству и встретиться с которой практически невозможно.

    Уважаемая Галина Вячеславовна Календарь прививок от 2012 года для детей от 7 лет и старше включает в себя следующее - 7 лет Ревакцинация против туберкулёза Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка (название вакцины БЦЖ,АДС) - 13 лет Вакцинация против краснухи (девочки) Вакцинация против вирусного гепатита В (ранее не привитые) - 14 лет Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка Ревакцинация против туберкулёза Третья ревакцинация против полиомиелита (АДС, БЦЖ) - Взрослые Ревакцинация против дифтерии, столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации (АДС) - 12–13 лет Вирус папилломы человека (девочки) – вакцинация (трёхкратная) Прививка от вируса папилломы человека в утвержденный календарь прививок еще не включен, по желанию. Национальный календарь профилактических прививок - документ, утверждаемый Приказом Минздравсоцразвития РФ и определяющий сроки и типы вакцинаций проводимых бесплатно и в массовом порядке в соответствии с программой ОМС. Действующая редакция Национального календаря профилактических прививок принята Приказом № 51н от 31.01.2011 Минздравсоцразвития РФ. Как видете вашему ребенку все сделано верно, единственное уточните с Манту, но это не прививка, это проверка на эффективность проведенной ранее противотуберкулезной вакцинации. Сведения о прививках хранятся у мед.сестры.

Не путайте группы здоровья и медицинские группы при занятиях физкультурой! В подавляющем большинстве наших школ не знают, что такое спецмедгруппа и чем занятия в ней должны отличаться от ЛФК.

Не путайте группы здоровья и медицинские группы при занятиях физкультурой!
В подавляющем большинстве наших школ не знают, что такое спецмедгруппа и чем занятия в ней должны отличаться от ЛФК. Но если занятия лечебной физкультурой должны проводить только врачи-методисты, то научить ребенка технике движений, подобрать способы тренировки призван именно педагог по физическому воспитанию.
Все школьники, на основании медицинского заключения, распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление врачом диагноза, с обязательным учетом степени нарушения функций организма.
К основной медицинской группе при занятиях физической культурой целиком относится группа здоровья I , а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще - функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например: умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем, дискинезия некоторых органов, кожно-аллергические реакции, уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие астенические проявления. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме, по учебной программе физического воспитания, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Им рекомендуются занятия видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП, с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.
К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья , имеющие отставание в физическом развитии, недостаточную физическую подготовленность, незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель физического воспитания детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.
К специальной медицинской группе относят тех детей, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья. Это ни в коей мере не означает, что их нужно освобождать от занятий физической культурой, что так широко практикуется, потому что позволяет отмахнуться от проблем детей, которым физические упражнения (правильно организованные!) еще нужнее, чем здоровым. Занятия физической культурой для детей, отнесенных к специальной медицинской группе, являются обязательными и включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.
В рамках спецмедгруппы выделяют:
· Подгруппа А с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по физической культуре в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются физической культурой по специальной программе в учебном заведении, под руководством преподавателя физической культуры.
· Подгруппа Б - дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или оздоровительного характера, под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются физической культурой в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении, под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.
При прогрессирующем улучшении состояния здоровья дети подгруппы Б могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу А. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования по итогам учебной четверти, полугодия, учебного года. Ниже приведены краткие рекомендации, учитывающие особенности проведения занятий с детьми спецмедгруппы.

В любой школе есть предмет, который нравится практически всем учащимся, - это уроки физкультуры. В зависимости от физиологического, а также физического состояния детей распределяют по физкультурным группам здоровья, которых всего три: основная, подготовительная и специальная.

Формирование

Детский доктор учреждения образования формирует группы для занятия физкультурой на основании заключений и рекомендаций врачей-специалистов, которые принимают участие в медицинском профилактическом осмотре детей. При этом берется во внимание:

  • наличие заболевания;
  • его стадия;
  • выраженность болезни;
  • риск развития осложнений.

При необходимости ребенка направляют на дополнительные виды обследований или на консультацию к докторам врачебно-физкультурного диспансера. Дети, которые не прошли медицинский профилактический осмотр, не допускаются к занятиям физической культурой.

Группы здоровья взрослого населения

Граждане, достигшие 21 года, подлежат обязательной диспансеризации, которая проводится с целью раннего выявления и предупреждения некоторых опасных болезней, определения уровня физической активности, а также собирается информация о наличии вредных привычек у индивида. После прохождения соответствующих видов обследований, которые зависят от возрастной категории, определяют группу здоровья. Четких критериев распределения по физкультурным группам здоровья у взрослых не определено. Индивидам, отнесенным ко второй группе здоровья, рекомендуются регулярные занятия лечебной физкультурой. Далее, принимается решение о направлении пациента к врачам-специалистам - это уже второй этап диспансеризации.

Критерии для деления на группы здоровья

После прохождения медицинского осмотра всем детям, в зависимости от их состояния, присваивается группа здоровья. Основанием для включения в ту или иную группу являются данные, полученные по результатам обследований и заключений врачей-специалистов. Основными критериями являются:

  • генетические факторы (анализируется и обобщается информация, полученная от законных представителей ребенка и его близких родственников);
  • антропометрия и физическое развитие;
  • сопротивляемость организма.

По мере взросления ребенка группа здоровья может изменяться, их различают пять:

  • первая - это здоровые индивиды;
  • вторая - практически здоровые, т.е. дети с небольшими функциональными отклонениями;
  • третья - в стадии компенсации. Наблюдаются выраженные нарушения, которые проявляются при обострении основной патологии;
  • четвертая - субкомпенсация. В этом случае имеется сбой функций органов, которые поражены заболеванием;
  • пятая - декомпенсация. К этой категории можно отнести детей со статусом "инвалид".

В зависимости от уровня здоровья, физического развития и подготовленности, а также функциональных возможностей определяют группу по физкультуре.

Группы здоровья для занятий физической культурой

В амбулаторной карте ребенка обязательно ставится отметка, к какой физкультурной группе здоровья он отнесен:


Факторы, которые учитываются при определении физкультурной группы

Определение функциональных возможностей организма индивида имеет значение при определении физкультурной группы здоровья школьников, а особенно сердечно-сосудистой системы. Для этого применяют пробы с физической дозированной нагрузкой. Во время ее проведения фиксируется:

  • артериальное давление;
  • пульс;
  • цвет кожи лица;
  • дыхание;
  • потоотделение;
  • изменение самочувствия и другие признаки утомления.

Сопоставляя все факторы, оценивают реакцию организма и уровень физической подготовки. Полученные результаты обрабатываются и анализируются вместе с результатами обследований и заключением специалистов. Далее детский доктор определяет физкультурную группу здоровья у детей.

Основная группа по физкультуре

К ней относят детей с первой и частично со второй группой здоровья. Это ребятишки, не имеющие отклонений в состоянии здоровья и обладающие согласно возрастной категории соответствующей физической подготовкой. А также дети, имеющие функциональные, т. е. несущественные отклонения состояния здоровья (астенические проявления в легкой степени, избыточная масса тела, аллергические реакции и др.) и не отстающие от своих сверстников. Несовершеннолетние, приписанные к основной физкультурной группе здоровья, выполняют в полном объеме все учебные программы по физкультуре, они могут заниматься в спортивных секциях, принимать участие в турнирах, праздниках, спартакиадах и соревнованиях. Тем не менее не следует забывать и о некоторых противопоказаниях к занятиям спортом. К примеру, при близорукости не рекомендуются прыжки с трамплина на лыжах, тяжелая атлетика и некоторые другие виды спорта.

Подготовительная группа по физкультуре

К этой физкультурной группе здоровья относят детишек, отстающих от своих сверстников в физическом развитии и имеющих несущественные отклонения в состоянии здоровья. К примеру, после перенесенных острых заболеваний, а также при их переходе в хроническое течение. Занятия в этой группе помогут поднять физическую подготовку до необходимого уровня. Несовершеннолетние занимаются вместе с детьми основной группы, однако при этом им категорически противопоказаны чрезмерные нагрузки.

3 физкультурная группа здоровья

К этой группе причислены дети, которым по состоянию здоровья требуется занятие физкультурой по специальной программе.

К ней относят детишек, у которых имеются выраженные отклонения в состоянии здоровья, носящие обратимый (первая подгруппа, или она еще обозначается буквой А) и необратимый характер (вторая подгруппа - В). Рассмотрим более подробно каждую из них:

  • Первая (А). Несовершеннолетние, отнесенные к этой подгруппе, имеют временные или постоянные отклонения в состоянии здоровья. Им требуется ограничение интенсивности и объема физической нагрузки. Детям рекомендовано выполнение упражнений по специальным индивидуальным программам, которые разработаны совместно с медицинскими работниками. Регулярные физические занятия вместе с лечебно-профилактическими мероприятиями могут существенно улучшить состояние ребенка, и его могут перевести в подготовительную группу. Однако это возможно только после медицинского заключения, выданного после врачебного обследования.
  • Вторая (В). В этой подгруппе занимаются дети, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья. Некоторым из них требуются значительные ограничения интенсивности и объема физических нагрузок, а также выполнение индивидуальных и специальных лечебных упражнений под контролем медицинского работника. Их выполнение возможно в учреждении здравоохранении или дошкольном (школьном) образовательном заведении. При достижении определенных результатов некоторых деток могут перевести в подгруппу А.

Освобождение от физкультуры

В некоторых случаях ребенок не в состоянии посещать уроки физкультуры по состоянию здоровья. Основанием для этого является официальный документ, полученный в поликлинике по месту жительства ребенка. Справка медицинского работника об освобождении от физкультуры выдается:

  • Единолично лечащим доктором. На срок от двух до четырех недель после перенесенных нетяжелых заболеваний, таких как острые респираторные вирусные инфекции, ангины, пневмонии и другие.
  • По решению врачебной комиссии медицинской организации. На период более месяца после тяжелых патологий (заболевания печени, желудка, туберкулез и др.), оперативных вмешательств или травм (ушибы мозга, переломы). Освобождение от физкультуры может быть выдано и сроком на весь учебный год по медицинским показаниям. На специальную комиссию в поликлинику представляется выписной эпикриз из стационара и заключение медицинского работника, вписанное в амбулаторную карту ребенка с соответствующими рекомендациями. На основании представленных документов врачебная комиссия принимает решение, результаты которого доводятся до законного представителя ребенка. В каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально.

Правильно подобранный комплекс упражнений и регулярные занятия, независимо от того, к какой физкультурной группе здоровья отнесен ваш ребенок, помогут держать все мышцы тела в тонусе и правильно развиваться.

Читайте также: