Строение уха человека для детей. Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия. Органы слуха беспозвоночных животных

Анатомия уха

Ухо состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

Наружное ухо

Ушная раковина человека

Наружное ухо человека состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода . Ушная раковина - сложной формы упругий хрящ, покрытый кожей ; его нижняя часть, называемая мочкой , - кожная складка, которая состоит из кожи и жировой ткани. Ушная раковина очень чувствительна к любым повреждениям (поэтому у борцов эта часть тела очень часто деформирована). В свою очередь, ушная раковина состоит из мочки, козелка и противокозелка , завитка и его ножек, противозавитка. Примерно у 10 % людей на задней стороне одного или двух ушей присутствует дарвинов бугорок - рудиментарное образование, оставшееся со времён, когда у предков человека уши были ещё острыми. Также у всех людей есть ушные мышцы - развитые, например, у лошадей , они почти атрофировались у человека, в результате чего подавляющее большинство людей их не использует .

Ушная раковина имеется лишь у млекопитающих . Она работает как приёмник звуковых волн , которые затем передаются во внутреннюю часть слухового аппарата. Значение ушной раковины у человека намного меньше, чем у животных, поэтому у человека она практически неподвижна. Но многие звери, поводя ушами, способны гораздо точнее, чем человек, определить нахождение источника звука. У водных млекопитающих (киты , большинство ластоногих) и некоторых роющих видов (кроты , слепыши) ушные раковины отсутствуют (вторично утрачены). Ряд полуводных зверей (бобры , каланы , ушастые тюлени) имеют ушные раковины, способные замыкаться при нырянии .

Складки человеческой ушной раковины вносят в поступающий в слуховой проход звук небольшие частотные искажения, зависящие от горизонтальной и вертикальной локализации звука. Таким образом мозг получает дополнительную информацию для уточнения . Этот эффект иногда используется в акустике , в том числе для создания ощущения объёмного звука при использовании наушников .

Функция ушной раковины - улавливать звуки; еe продолжением является хрящ наружного слухового прохода, длина которого в среднем составляет 25-30 мм . Хрящевая часть слухового прохода переходит в костную, а весь наружный слуховой проход выстлан кожей, содержащей сальные , а также серные железы, представляющие собой видоизменённые потовые . Этот проход заканчивается слепо: от среднего уха он отделён барабанной перепонкой . Уловленные ушной раковиной звуковые волны ударяются в барабанную перепонку и вызывают её колебания, передающиеся в среднее ухо. Форма же собственно ушной раковины практически индивидуальная у всех людей - уши могут быть в разной степени оттопырены, торчать вперёд, иметь ярко выраженную или сросшуюся мочку, дарвинов бугорок или какие-то врождeнные дефекты.

Среднее ухо

Основной частью среднего уха является барабанная полость - небольшое пространство объёмом около 1 см³, находящееся в височной кости. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек , наковальня и стремечко - они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их .

Слуховые косточки являются самыми маленькими фрагментами скелета . Они представляют собой цепочку, передающую колебания. Рукоятка молоточка тесно срослась с барабанной перепонкой, головка молоточка соединена с наковальней, а та, в свою очередь, своим длинным отростком - со стремечком. Основание стремечка закрывает овальное окошечко внутреннего уха. Наличие указанной цепочки позволяет увеличить давление на овальное окошечко в 20 раз по сравнению с давлением на барабанную перепонку .

Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы (рудимент брызгальца), через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки. При изменении внешнего давления иногда «закладывает» уши , что обычно решается тем, что рефлекторно вызывается зевота . Опыт показывает, что ещё более эффективно заложенность ушей решается глотательными движениями , или если в этот момент дуть в зажатый нос.

Чтобы избежать разрыва барабанных перепонок ударной волной, военнослужащим рекомендуют по возможности заранее открывать рот, когда ожидается взрыв или выстрел. В этом случае также работает механизм компенсации давления воздуха на барабанную перепонку со стороны слухового прохода таким же давлением со стороны носоглотки.

Внутреннее ухо

Из трёх отделов органа слуха и равновесия наиболее сложным является внутреннее ухо; его из-за замысловатой формы часто называют перепончатым лабиринтом , который погружён в костный лабиринт каменистой части височной кости. Со средним ухом внутреннее ухо сообщается овальным и круглым окошечками, затянутыми перепонками .

Перепончатый лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов (расположенных во всех трёх взаимоперпендикулярных плоскостях и заполненных жидкостями - перилимфой и эндолимфой ). Во внутреннем ухе расположена как улитка (орган слуха), так и вестибулярная система , являющаяся органом равновесия и ускорения .

Колебания овального окошечка передаются жидкости, которая раздражает расположенные в улитке рецепторы; те, в свою очередь, формируют нервные импульсы .

Рецепторы вестибулярного аппарата - вторичные механорецепторы, расположенные на кристах каналов. Это волосковые чувствительные клетки двух типов: формы колбы с закруглённым дном и формы цилиндра. Волоски обоих типов на кристах размещены противоположно друг другу: с одной стороны расположены стереоцилии (смещение в их сторону вызывает возбуждение), а с другой - киноцилии (смещение в сторону которых вызывает торможение) .

Собственный голос, воспроизведённый со звукозаписи, значительно отличается от того, что человек слышит при разговоре. Это объясняется тем, что в последнем случае звук достигает уха не только по воздуху, но и через кости черепа, которые лучше передают низкочастотные колебания. Из-за этого люди с некоторыми дефектами развития внутреннего уха могут слышать движение своих глаз в глазницах, а их собственное дыхание звучит для них непереносимо громко .

Эволюция элементов уха

Внутреннее ухо как орган слуха и равновесия возник ещё у первых позвоночных и с тех пор претерпел много усовершенствований в процессе эволюции. Кроме того, аппарат слуха постепенно дополнялся средним ухом (впервые появляется у амфибий) и наружным, имеющимся у птиц и млекопитающих.

Эволюция наружного и внутреннего уха

Внутреннее ухо (лабиринт) у позвоночных животных возникло как орган равновесия. Оно состояло из преддверия, в состав которого входят круглый и овальный мешочки, а также полукружные каналы. У миксин имеется только одна пара полукружных каналов, у миног - две, у всех других позвоночных (то есть у челюстноротых : начиная с хрящевых рыб и кончая птицами и млекопитающими) - три .

Формирование стремечка обеспечено высвобождением гиомандибулярной кости из системы подвески челюстей, что произошло ещё на стадии формирования группы хоановых или лёгочнодышащих позвоночных (Choanata). Эта косточка топографически связана со спиракулюмом , который в дальнейшем стал полостью среднего уха и взял на себя функцию передачи колебаний из покровных образований к собственно уху. Указанная косточка (с названием стремечко , или столбик ) присутствует у всех четвероногих. Она имеет палочковидную форму с острым внутренним концом. Гомологичная кость у рыб (гимандибулярная) выполняла функцию опоры челюстей.

Рептилии Слух развит хорошо. Впервые появляется структура, похожая на улитку: в лагене имеются три канала, дно лагены формирует базилярную мембрану. У всех рептилий, кроме змей, есть среднее ухо. У змей стремечко присоединено к квадратной кости челюсти, поэтому они в основном плохо слышат звуки в воздухе, но хорошо улавливают колебания земли . Птицы Ухо имеет три отдела: внутреннее, среднее и наружное ухо, последнее представлено наружным слуховым проходом. Во внутреннем ухе находится улитка, она короче, чем у млекопитающих, и не закручена. Большинство птиц могут слышать примерно в том же диапазоне частот, что и человек. Однако млекопитающие такого же размера способны воспринимать более высокочастотные звуки. Птицы хорошо отличают частоты звуков, и могут устанавливать место, откуда поступает звук . Млекопитающие Особенностью строения уха млекопитающих является наличие ушной раковины, трёх слуховых косточек в среднем ухе и закрученная улитка. В зависимости от образа жизни ушные раковины различных млекопитающих отличаются по строению. У большинства животных имеются специальные мышцы, позволяющие поворачивать уши; у других млекопитающих, включая человека, подвижность ушной раковины резко ограничена.

Строение внутреннего уха у различных млекопитающих также несколько отличается. Так, количество поворотов колеблется от четверти у утконоса до четырёх у свиньи и морской свинки. У кита - полтора поворота, у лошади - 2, у человека - 2,75, у кота - 3 .

Особенно тонкий слух имеют звери, активность которых самая большая в ночное время. Верхний частотный предел чувствительности у собак - 45 кГц , у котов - 50 кГц . Некоторые млекопитающие, в частности, летучие мыши и китообразные, обладают способностью к эхолокации, верхний предел частотной чувствительности уха у них достигает 100 кГц .

Органы слуха беспозвоночных животных

Патология

Различают врождённые дефекты, травмы (акустическая травма , баротравма) и заболевания уха (отосклероз , болезнь Меньера , отит , лабиринтит).

Нарушение костной системы уха не даёт полной глухоты за счёт проводимости костей .

Ухо в культуре

Существует три вида украшения ушей - клипсы , каффы и серьги . Серьги обычно вдеваются в проколотые ушные мочки , клипсы же не требуют прокалывания. Пирсинг ушей был широко распространен по всему миру с древних времён, в особенности в племенных культурах, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки. Неоднократно были обнаружены мумифицированные тела с ушными проколами. Так в леднике Симилаун в Австрии была найдена мумия Эци с проколотыми ушами, возраст мумии составляет 5300 лет . Помимо украшения, возможна модификация ушей растягиванием тоннелей.

Операция по изменению формы ушей называется отопластикой . Чаще всего она необходима для изменения формы или размера уха, так как в течение жизни оно не претерпевает значительных изменений.

См. также

Наслаждаться звуками природы, слышать голоса близких людей, чувствовать даже самые легкие прикосновения, различать разнообразные вкусы, запахи, цвета, любоваться прекрасными видами - всё это доступно нам благодаря верным помощникам - органам чувств: зрению, слуху, осязанию, вкусу и обонянию.

Традиционно выделяют пять органов чувств. Но различных ощущений, которые испытывает человек, на самом деле гораздо больше, чем органов чувств.

Например, под осязанием понимают восприятие холода, тепла, боли, давления, прикосновения и множества других ощущений.

Также мы можем ощущать напряженность мышц, движение суставов, такие состояния, как голод, жажда, тошнота, боль.

Рецепторы этих ощущений находятся во внутренних органах.

Каким образом мозг помогает нам чувствовать?

Очень важно понимать, что ни одна часть организма человека не "гуляет сама по себе".

Клетки организма объединены в ткани, ткани в органы, а те, в свою очередь, в системы органов.

Существует четко отлаженная, подчиняющаяся единому руководству - головному мозгу - единая функциональная система организма.

И изменения в какой-то одной структуре обязательно отразятся на всем организме в целом.

Получение организмом любых сведений и формирование ответной реакции возможно только благодаря "сотрудничеству" между органами чувств и головным мозгом.

Именно поэтому между ними существуют многочисленные связи - проводящие пути, состоящие из нервных волокон.

На самом деле все импульсы, воспринимаемые нашими рецепторами, принципиально одинаковы, но ощущения почему-то возникают разные.

Отмечено, к примеру, что звон колокольчика вызывает совершенно такие же импульсы, как и надавливание на кожу булавкой.

Почему же при получении одинаковых нервных импульсов у нас формируется целая гамма различных ощущений?

Органы чувств состоят из рецепторной части, воспринимающей раздражение, проводниковой части, по которой нервные импульсы поступают в мозг к нервным центрам, расположенным в коре головного мозга.

Здесь происходит обработка полученной информации и вырабатывается тактика дальнейшего поведения организма.

Ощущение, которое формируется у человека после воздействия импульса, зависит от вида воспринимающего рецептора: холодовые, тепловые, болевые и т.д., а также от участка коры головного мозга, к которому это возбуждение приходит.

Получается, что органы чувств только воспринимают и передают информацию, а чувствуем мы на самом деле мозгом.

Рассмотрим более детально строение одного из важнейших органов чувств, который обеспечивает восприятие звука.

Ухо - орган слуха

Как вы думаете, сколько у человека ушей? Скажете два? А вот и неправильно. У человека... шесть ушей.

Не верите? Давайте посчитаем: наружное ухо - раз, среднее ухо - два, внутреннее ухо -три. И это только с одной стороны головы. А с обеих сторон - шесть.

И ничего страшного в этом нет. Наоборот, такое количество ушей делает нас очень чуткими.

В ухе расположены органы двух различных чувств: слуха и равновесия. Эти органы залегают в глубине височной кости черепа.

Для проведения же звуковых волн из внешней среды внутрь необходим ряд дополнительных структур.

Как мы уже говорили, ухо можно разделить на наружную, среднюю и внутреннюю части.

Наружное ухо состоит из двух частей: покрытого кожей хрящевого выроста, или ушной раковины, и наружного слухового прохода, ведущего от раковины к среднему уху.

Наружный слуховой проход покрыт кожей, имеющей сальные железы и волоски.

Волоски задерживают соринки, а сальные железы вырабатывают серу, без которой наружному уху пришлось бы очень туго.

Среднее ухо - это небольшая камера, содержащая три крошечные последовательно соединенные косточки: молоточек, наковальню и стремя.

Они получили эти названия благодаря своей форме. Эти косточки передают звуковые волны через полость среднего уха.

Среднее ухо наполнено воздухом и сообщается с носоглоткой через специальную евстахиеву трубу.

Благодаря этому сообщению в среднем ухе поддерживается то же давление, что и снаружи.

Вот почему при резком перепаде атмосферного давления (например, при взлете или посадке самолета) закладывает уши.

Чтобы избавиться от этого ощущения, нужно сделать резкое глотательное движение.

Внутреннее ухо состоит из сложной системы сообщающихся между собой каналов и полостей, которую часто и очень удачно называют лабиринтом.

Внутри него находятся три канала: канал преддверия, барабанный канал и канал улитки.

Внутри канала улитки находится кортиев орган - истинный рецептор слуха, состоящий из волосковых клеток, которые воспринимают сигнал и немедленно передают его в мозг. Готово! Сигнал дошел до пункта назначения.

Как мы слышим различные звуки?

С механической точки зрения происходит вот что. Звуки, которые мы слышим, поступают от различных вибрирующих, то есть совершающих поступательные движения, предметов.

Эта вибрация заставляет двигаться окружающие молекулы воздуха, которые вызывают движение у расположенных рядом с ними молекул.

Так создается общее движение молекул в воздухе, что мы называем звуковой волной.

Мы ничего не услышим, пока звуковая волна не пройдет через ушное отверстие и не достигнет барабанной перепонки.

Барабанная перепонка действует как поверхность барабана, заставляя колебаться три маленькие косточки в среднем ухе в ритме звука.

В результате этого жидкость во внутреннем ухе начинает перемещаться, воздействуя на маленькие чувствительные клетки - волоски.

Эти волосковые клетки преобразуют движение в нервные импульсы, которые передаются в мозг, а дальше начинается один из важнейших этапов формирования звука: мозг анализирует колебания и определяет их в качестве звука.

Но вибрации бывают разные и соответственно звуки они тоже производят разные.

Звуки различаются по трем основным характеристикам: громкости, частоте и тональности.

Громкость зависит от расстояния между вибрирующим предметом и ухом человека.

Частота зависит от скорости вибрации звучащего объекта.

Тональность зависит от количества и силы обертонов (гармоник), присутствующих в звуке. Это происходит, когда высокие и низкие звуки перемешиваются.

Но разные звуки производят и разные движения в нашем ухе, в наш мозг проводятся разные нервные импульсы.

Именно это обеспечивает человеку уникальную возможность - слышать разные звуки.

Человеческое ухо очень чувствительно. Вероятно, нельзя представить себе более эффективный слуховой прибор.

В своем развитии оно достигло такого совершенства, что дальнейшее увеличение чувствительности было бы бесполезным.

Если бы чувствительность уха была еще выше, оно улавливало бы только беспорядочное движение воздуха, и мы бы слышали лишь шипение и жужжание.

Ухо почти не утомляется. Несмотря на непрерывные шумовые воздействия, оно сохраняет остроту слуха, и его утомление исчезает через несколько минут.

Когда на одно ухо некоторое время воздействует сильный шум, другое тоже обнаруживает утомление - теряется острота слуха.

Это указывает на то, что утомление локализуется не только в самом ухе, но и частично в головном мозге.

Как ухаживать за ушами?

Наши уши требуют бережного обращения и ежедневного ухода.

В наружном слуховом проходе выделяется желтовато-коричневая масса - сера, скопления которой могут образовать серные пробки и становиться причиной снижения слуха.

Уход за здоровыми ушами выражается в регулярном мытье их теплой водой с мылом, не допуская при этом попадания воды или мыла внутрь среднего уха.

Ни в коем случае не следует чистить наружный слуховой проход острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку или стенки прохода.

Отсутствие надлежащего ухода приводит к скоплению ушной серы и закупориванию слухового прохода, воспалению слизистой оболочки, образованию корочек, трещин или язвочек.

Даже при надлежащем уходе иногда наши уши начинают "хандрить".

Ничего не поделаешь, ведь они не могут быть стопроцентно защищены от вредных внешних воздействий и попадания инфекции.

Легкая глухота - может возникнуть в результате образования серной пробки в наружном слуховом проходе.

Боль в ухе - чаще всего возникает из-за воспаления среднего уха.

При закупорке евстахиевой трубы в среднем ухе повышается давление. Таким образом оно оказывается зажатым между костями черепа.

Как же тут не возникнуть сильнейшей боли? Гораздо реже боль в ухе связана с заболеванием зубов.

Звон в ушах - если звон в ушах беспокоит лишь изредка, не стоит волноваться.

Однако настойчивый звон в ушах может быть симптомом заболевания внутреннего уха.

Значит, пришло время отправиться к врачу. Берегите уши! И будьте здоровы.

Ирина Антонова

могут многое поведать. Слух – это привычное чувство для каждого человека. Но что собой представляет пара ушных раковин? Почему, когда мы прикладываем к уху ракушку, то полагаем, что слышим шум моря?
  1. В отличие от женщин мужчины чаще сталкиваются с потерей слуха . Дело в том, что мужская половина населения работает в шумной среде, постоянная работа в которой и служит причиной повреждённого слуха.
  2. Уши могут самоочищаться . В ушном проходе есть поры, которые производят серу. С помощью мелких волос они выталкивают её из ушей.
  3. Когда человек подносит к уху раковину он считает, что слышит шум океана, но это не так . Всё, что мы слышим – это звук крови, которая бежит по венам.
  4. Причиной потери слуха может служить вода, которая по некоторым причинам попала в ухо . Наиболее часто это явление наблюдается у детей. В свою очередь, это вызывает ушную инфекцию. На легко поддаётся лечению, но влечёт страшные последствия, если её игнорировать.
  5. Благодаря ушам человек сохраняет своё равновесие в пространстве . Возле улитки уха находится 3 канала. Они выполняют функцию гироскопа, держа человека в равновесии и обеспечивая информацией о местонахождении. Нередко можно наблюдать, когда у человека есть ушная инфекция, он с трудом держит равновесие.
  6. Игроки регби имеют уши, которые с виду напоминают цветную капусту . Это легко объяснить. Во время игры внешний хрящ уха неоднократно повреждается и со временем становится похожим на капусту.
  7. Дети обладают более чувствительным слухом, который с годами слабеет . Когда человек рождается, он может слышать даже самые низкие звуки, например, ниже звуков, которые производит фортепиано. То же самое касается высоких звуков.

    7

  8. Ушную серу очень активно использовали в хозяйстве . Переписчики во времена Средневековья добывали из неё пигменты, с помощью которых иллюстрировали книги. Также они помогали швеям сохранить кончики нитей от потрёпанности. Раньше не было вощёных нитей. В 1832 году в одной книге было описано, что сера способна смягчить боль от ушиба колющего предмета.
  9. Всемирные эскимосские Олимпийские игры известны благодаря некой интересной игре . Она называется «перетягивание каната ушами». Необычный вид спорта популярен. Два противника садятся друг напротив друга. Каждому на ухо надевается петля одного каната. Далее, они стараются перетянуть шнур до тех пор, пока он не соскочит из уха противника или тот не пожалуется на боль.
  10. Известно, что первые золотые серьги начали носить моряки . Это нужно было для того, чтобы их могли похоронить достойно. Вот такое применение украшению.
  11. По статистике около 73% человек во время концерта поворачиваются к собеседнику именно правым ухом . Они пытаются расслышать разговор или расшифровать речь на фоне очень громкой музыки. Некоторые не предают этому значению и слушают либо тем, либо другим ухом, в зависимости от ситуации.
  12. Нос и уши – две части тела, которые способны расти на протяжении всей жизни человека . Сами слуховые косточки не растут, наблюдается только растягивание мочки уха.
  13. По мнению учёных, слух ухудшается, если человек много ест . Вот почему после сытного обеда мы испытываем дискомфорт в этой области лица.
  14. Удивительно, но уши «работают» круглые сутки . Они продолжают слышать звуки даже тогда, когда человек спит. Но как мы тогда не просыпаемся? Дело в том, что мозг игнорирует все посторонние шумы в это время, давая организму возможность отдохнуть.
  15. Африканская земля славится неким племенем по имени Маабан . Они уникальны тем, что живут в полной тишине. Члены племени, когда достигают пожилого возраста могут слышать шёпот на расстоянии 300 м.

Мы надеемся Вам понравилась подборка с картинками - Интересные факты об ушах человека (15 фото) онлайн хорошего качества. Оставьте пожалуйста ваше мнение в комментариях! Нам важно каждое мнение.

Часто можно услышать, что у человека два уха. Но это не так. То, что мы обычно видим и называем ухом, - это только одна из его частей. На самом деле каждое ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Все части работают согласованно (рис. 2).

Рис. 2. Строение уха ()

Наружное ухо - это ушная раковина вместе со слуховым проходом (рис. 3).

Рис. 3. Строение наружного уха ()

Благодаря своей слегка конусообразной форме, ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в слуховой проход , который заканчивается барабанной перепонкой (кусочек тонкой кожи, туго натянутой, как на бapaбaне).

Известно, что звук может вызывать колебания. Например, во время движения поезда все оконные стекла дрожат (вибрируют).

Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, передавая звук в среднее ухо , которое находится в глубине черепа (рис. 4, 5).

Рис. 4. Улавливание звуковых волн ушной раковиной

Рис. 5. Барабанная перепонка вибрирует

Рис. 6. Молоточек, стремечко и наковальня

А там через самые маленькие косточки в теле человека - молоточек, стремечко и наковальню (рис. 6) - передает звук во внутреннее ухо - улитку (рис. 7).

Рис. 7. Строение уха ()

Улитка заполнена жидкостью, а ее внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам (рис. 8).

Рис. 8. Передача звукового сигнала в мозг ()

Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы , которые, как и улитка, заполнены жидкостью (рис. 9).

Рис. 9. Строение уха ()

Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется и мозг распознает, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

Поэтому ухо еще называют органом равновесия.

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату (рис. 10).

Рис. 10. Канатоходец

Рис. 11. Вращение воды в неподвижном стакане

Рис. 12. Карусель

Иногда бывает, что человек уже находится в состоянии покоя (например, неподвижно сидит на стуле), а жидкость в полукружных каналах все еще находится в движении.

Чтобы понять это, достаточно провести опыт: необходимо налить в стакан воды и аккуратно, но достаточно быстро перемещать стакан по кругу, а затем поставить стакан на стол. Стакан неподвижен, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение (рис. 11).

То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда человек катается на карусели или кружится на одном месте (рис. 12). Человек перестал кружиться, жидкость в полукружных каналах все еще движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя человек уже стоит на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы. Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.

В слуховом канале вырабатывается ушная сера . Это желтоватое, немного липкое вещество, горьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

Рис. 13. Берегите уши ()

Уши нуждаются в бережном отношении, потому что все части уха чрезвычайно хрупки, а слух - богатство человека (рис. 13). Чтобы сберечь слух, необходимо :

Не слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

Не кричать самим и избегать мест, где громкие и резкие звуки.

Мыть уши каждый день.

Чистить уши можно только ватными тампонами.

Не засовывать в ухо посторонние предметы, чтобы не повредить барабанную перепонку.

Защищайте уши от ветра.

Сморкайтесь аккуратно и несильно.

Не допускайте попадания воды в уши и вовремя удаляйте ее ватными тампонами.

Обращайтесь к врачу, если уши заболели (рис. 14).

Рис. 14. Обращайтесь к врачу ()

На следующем уроке мы отправимся на 200 лет назад для ознакомления с военными событиями того времени, историческое путешествие позволит сохранить память о войне 1812 года.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 4. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4. - М.: Просвещение.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. Meduniver.com ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте тест (6 вопросов) на тему «Орган слуха и равновесия».
  2. Зарисуйте строение уха, сделайте подписи.
  3. * Развернуто ответьте на вопрос: «Почему кружится голова, даже когда спокойно стоишь после того, как покружился на месте?»

Ольга Калинина
Конспект занятия с презентацией «Наши чудо-уши»

Конспект занятия

«Наши чудо уши »

Образовательные задачи : дать детям элементарные знания об органах слуха.

Развивающие задачи : развивать у детей слуховое восприятие через опытно-экспериментальную деятельность.

Воспитательные задачи : воспитывать желание соблюдать правила ухода за ушами, использовать самомассаж ушной раковины.

Предварительная работа

1. Обучение элементам самомассажа ушной раковины

2. Рассматривание схемы-плаката «Строение уха»

3. Дидактические игры : «Что это за звук?» , «Угадай музыкальный инструмент» , «Испорченный телефон» .

4. Составление схем парных органов.

Словарная работа : звук, слух, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, «глухие или слабослыщащие люди» , голосовые связки,парный.

Педагог. (1Слайд) Ребята, к нам пришло письмо. (Читает) «Я спешу к вам в гости. (2Слайд) Угадайте, кто я? У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на самой макушке, не с кисточками»

(Показывает картинки : слон, медведь, Чебурашка, человек, белка, заяц)

(3 Слайд) А вот и наш гость. (Показывает Чебурашку)

Проходи, пожалуйста, Чебурашка. Какие у тебя красивые, мягкие, большие, ушки! Что ты ими делаешь?

Чебурашка. Я не знаю…

Для чего они тебе?

Чебурашка. Не знаю …

Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? (Ответы)

Правильно, с помощью ушей мы с вами слышим. Что можно услышать? (Ответы)

Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть громкими, а могут быть и тихими. Звук проходит через воздух и воду, через твердые предметы – двери, стены. Вот и сейчас вы слышите посторонние звуки.

(4 Слайд) Поиграем в игру “Закончи предложение”. Вам нужно одним словом “уши”

закончить предложения, но сказать в нужной форме. Кто правильно ответит, тот садится на своё место.

У человека есть (уши) .

У рыбы нет (ушей) .

На морозе холодно (ушам) .

Я грею свои (уши) .

Некоторые умеют шевелить (ушами) .

Девочки носят серёжки (в ушах) .

Хотите узнать, что такое звук? Давайте проведем опыт. Будьте внимательны! (Берет балалайку, оттягивает струну.) Видите, как дрожит струна? От того, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. (Дети выполняют.)

Что вы чувствуете? (Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно)

Это звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Обхватите ладонями горло и произнесите свои имя. Что вы чувствуете? (Внутри горла что-то дрожит)

(5 Слайд) В сказке «Три медведя» все герои разговаривают по-разному. (Педагог показывает иллюстрации к сказке. Трое детей произносят фразу разными голосами, остальные отгадывают героев сказки.)

С этим заданием вы справились легко. А сумеете ли вы отгадать музыкальный инструмент по его звучанию?

(6 Слайд) Игра «Угадай по звучанию» (Пианино, барабан, гитара)

Благодаря чему мы слышим эти прекрасные звуки? (Ответы)

(7 Слайд) Педагог (Выставляет схему плакат) Да, вы их услышали и узнали по звучанию. Сегодня мы поговорим с вами об одном нашем очень важном органе – ухе. Его еще называют «орган слуха» , догадываетесь, почему? Сколько у вас ушей? Как по-другому можно назвать «два» ? (пара) . Поэтому ухо еще называют парным органом. А на самом деле не два, а шесть. Только два – видимые, а четыре невидимые, спрятанные внутри.

Рассмотрите ухо своего соседа. Что вы можете о нем сказать? На что ухо похоже? (предположения детей) . Люди давно заметили, что ухо человека очень похоже на ракушку, по-другому – на раковину. Поэтому ухо называют «ушная раковина» . Но раковина – только то, что нам видно. Ухо – очень сложный орган. Заметили дырочку в раковине, которая идет куда-то вглубь головы? Это слуховой проход (показ на иллюстрации из пособия «Человек» ). Ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой проход. Он идет очень глубоко, чтобы никто не мог туда забраться. Там дальше прячется среднее ухо, а за ним и внутреннее. В конце слухового прохода, есть тоненькая-тоненькая пленочка, она называется барабанная перепонка (повторить название с детьми) . Если ее повредить – человек может навсегда остаться глухим. Поэтому ни в коем случае нельзя ковыряться в ухе, засовывать в него бусинки, пуговки. … Возьмите трубочку, представьте, что это слуховой проход. Положите в него горошину. А теперь попробуйте её достать, не переворачивая трубочки. Что произошло? Можно так делать? Почему? (Ответы детей.) – Застрянет в ухе, можно оглохнуть.

За перепонкой находится среднее ухо Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик улитки. Его так и называют – ушная улитка. Догадались, почему такое название? «Улитка» в ухе следит за тем, чтобы мы различали громкие звуки и тихие, могли песенку отличить от марша. Вот какой сложный орган – ухо. Человек с нормальным слухом слышит шаги за пять метров от себя, волк - за пятьдесят. Отличным слухом обладают ежи, дельфины, киты.

(8 Слайд) К тому же ухо – очень нежный орган, он не любит, когда в него попадает вода, или когда прямо в ухо дует холодный ветер. За ушами надо следить : беречь их от ветра, от попадания посторонних предметов и от воды. А еще уши нужно содержать в чистоте – чистить их, но только с помощью взрослых! И, конечно, нужно обращаться к доктору, если ухо вдруг заболит! Доктор этот называется «Ухо-горло-нос» , значит, кроме ушей он еще лечит и другие органы – какие?

Чебурашка. Чтобы ваш слух был хорошим, я научу вас делать массаж ушей. (Выполняют самомассаж ушей) . Потрите ладошки, чтобы они стали горячими. Правую ладошку положите на правое ухо, левую на левое. Тепло? Потрите ушки. Делаем это бережно. Возьмемся за мочки уха и аккуратно потянем их вниз три раза. Раз, два, три. Теперь возьмемся за серединку ушной раковины и потянем ушки в стороны три раза, потом за верхний край – потянем вверх три раза, пощиплем их снизу и сверху. Молодцы!

(9 Слайд) Педагог. Некоторые люди плохо слышат – они называются слабослышащими. А есть люди, которые не слышат совсем – они глухие. Закроем уши ладонями. (Дети закрывают уши.) Понравилось вам ничего не слышать? (Ответы.) Да очень неприятно жить без слуха. Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши не болели, и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. А какие, мы с вами узнаем, сыграв в Игру «Хорошо – плохо» Что нужно делать, чтобы уши были здоровыми и слышали все звуки? (Ответы детей) . У вас на столе лежат карточки; на них изображено, что полезно и что вредно для ушей. Задание : разложить карточки на две стопки – в одну, что полезно, а в другую - что нет для ушей

Опыт «Как шум уху мешает» .

Ребята, вы уже поняли, от чего уху может стать плохо. Но у уха есть еще враг. Это – шум. Ухо не любит очень громких звуков. Давайте, проверим. Поиграем в необычную игру. Как только я взмахну зеленым флажком, вы начинайте кричать, стучать, топать, визжать – в общем, шалить! В нашей игре это можно. Но имейте ввиду, во время игры я буду что-то говорить, а вы должны будете мне это повторить. Игра останавливается, как только я взмахну красным флажком. Готовы шалить? Начали! (взмах зеленым флажком) . Пока дети шумят, воспитатель обычным спокойным голосом проговаривает слова «уши» , «любят» , «тишину» . По сигналу красного флажка игра прекращается.

Ну, кто-нибудь может сказать, какие слова я произнесла, пока вы шумели? Никто не услышал? Почему не услышали моих слов? А я сказала «Уши любят тишину» ! Какой вывод вы можете сделать? И заметьте : вы все не услышали! Даже тот, кто и не шумел, и не кричал вовсе, не услышал. … Это значит, что если даже всего один человек шумит, страдают все вокруг. Какие вы можете назвать громкие звуки, которые мешают другим? (крики, громкая музыка, звук дрели) . Эти звуки не просто неприятны, от них может заболеть голова. И если уж совсем некуда от таких звуков спрятаться, на помощь могут прийти специальные наушники.

Педагог. Ребята, давайте с вами составим схему «Наше ухо» и подарим ее Чебурашке. (Выполняют задание)

Дети самостоятельно подбирают подходящие для схемы картинки, объясняют свой выбор.

Буква «У» - слово «ухо» начинается с этой буквы;

Цифра «2» - парный орган;

Барабан, балалайка, телефон – уши слышат разные звуки;

Труба – уши не любят очень громких звуков;

Шапка, ветер – ветер опасен для ушей, а шапка их прикрывает от ветра;

Красный крест – если ухо болит, нужно обратиться к врачу;

Улитка – внутри уха есть «улитка» ;

Пуговицы, ножницы, иголки – опасные для уха предметы.

(11 Слайд)

Чебурашка. Спасибо, ребята, теперь я все знаю про ушки! А вам от меня в подарок песенка.

Читайте также: