Толстый пожарный. Пожарные собаки (быль). Пожар в Ясной Поляне

Урок внеклассного чтения 2 класс.

Учитель - Кильдибекова И.И.

Тема: Л.Н.Толстой «Пожар».

Цели: Образовательная - продолжить знакомство с литературными жанрами на основе произведения Л.Н.Толстого «Пожар»; повторить произведения известных авторов про пожар; учить выборочному чтению.

Развивающая - развивать устную речь, учить рассуждать,

развивать мышление через анализ поступков героев, умение сравнивать, делать выводы; расширять кругозор учащихся через использование дополнительной информации и литературы, интерес к литературе.

Воспитывающая –аккуратное обращение с огнём, доброжелательное отношение друг к другу, культуру речи.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Постарайтесь всё понять

Много нового узнать.

2.Актуализация знаний.

Ребята, отгадайте загадку.

Бежит- сверкает, мерцает, переливается,

А заденешь - жжет, кусается? (Огонь).

Ребята, а вы знаете,как появился огонь на Земле?

А хотите узнать? Об этом нам расскажет Егор (огонь из молнии, как люди поддерживали огонь, священность огня).Рисунок огня на доску.

Есть ещё легенда о появлении огня на земле. С ней вы можете познакомиться в данной книге «Мифы Птолемей», которую можно взять в школьной библиотеке.

Ребята, а кто из вас знает, как можно получить огонь?

(при трении, при ударе камень о камень)

С давних времен люди учились добывать огонь, считали его священным, но зачем он так был нужен людям?

Какую пользу приносит огонь? (ответы детей)

На доску вывешиваются слова: - обогревает

Освещает

Приготовление пищи

Молодцы, ребята.

А только ли пользу приносит огонь? (нет)

А о том, какой вред может нанести огонь,вы вспомните сами из известных вам произведений.

Работа в группах.

Каждая группа получает своё задание (отрывок из стихотворения).

С.Я.Маршак. «Пожар».

Приоткрыла дверцу Лена-

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам.


С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Много столпилось людей на панели.

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Там из окошка

Сквозь огненный дым

Руки ребёнок

Протягивал к ним.

К.И.Чуковский «Путаница».

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!!

Помогите, помогите!»

Спасибо! Молодцы!


Что общего, во всех трёх произведениях? (тема пожара)

В каком произведении, прочитанном вами дома, встретилось

Слово ПОЖАР?

Кто написал это произведение?(Л.Н.Толстой).

К какому жанру относится это произведение? (Стих-е, рассказ, басня, былина), (рассказ, он повествует о событии, которое произошло).

3.Сообщение темы и цели урока.

Ребята, посмотрите на доску и скажите, о чем пойдёт речь на уроке? (Мы будем работать над произведением Л.Н.Толстого «Пожар» и узнаем, всегда ли огонь нам друг).

4. Физ. Минутка. Зарядка для глаз. Под музыку.

5.Словарная работа.

Глазки открываем. - Что изменилось? (появились слова на доске).

Чем мы сейчас будем заниматься и зачем это нужно?

(разберём непонятные, сложные слова)

ЖИТВО

СЕНИ

СВЯСЛА

СНОПЫ

ОШАЛЕЛА

Как и где можно узнать значение данных слов?

Кто сможет объяснить значение данных слов?

(показать снопы, по Толковому словарю Ожегова находим значение слова ошалела-потеряла соображение от испуга, сильного удивления)

6.Проверка усвоения прочитанного.

Дома вы ознакомились с содержанием текста. – Понравился ли вам этот рассказ?

Почему этот рассказ называется «Пожар»?

Кто является главными героями этого произведения?

Какова главная мысль этого рассказа?

Что такое ПОЖАР? (это беда, гибель природы, людей)

В словаре даётся такое объяснение данного слова –непреднамеренное возгорание предметов по неосторожности, из-за небрежного обращения с огнём.

А что же случилось в рассказе?

А кто в этом виноват?

Как звали эту девочку?

7.Работа над содержанием текста. Выборочное чтение.

Найдите в тексте ответ и зачитайте.

Почему Маша этим занялась?

(ей было скучно, интересно, любопытно) за чтение ставится оценка.

Как повели себя дети, когда начался пожар? Зачитать. Оценка.

В чём была ошибка детей?

(разбудить бабушку и выбежать из дома)

Давайте найдём отрывок, в котором рассказывается о героическом поступке старшего брата Вани. Зачитать. Оценка.

8. Итог урока.

Все рассказы Л.Н.Толстого обязательно чему-то нас учат. Чему же научил этот рассказ?

Какой вывод для себя сделали вы?Ответы ребят.

Когда огонь может стать не другом, а врагом и от кого это зависит?

А знаете ли вы по какому номеру нужно позвонить в такой ситуации?

Кто придёт нам на помощь?

Картинка пожарника телефон 01

Почему нам приходится обращаться к людям данной профессии,

вы сейчас увидите.

ИНСЦЕНИРОВКА (два ученика)

Д.-Чем бы нам заняться? М.- Что бы такого сделать?

Ой, я, кажется, придумал!

(достаёт из кармана спички, пытается зажечь)

Давай мы с тобой костёрчик разведём.

Д.- Вот здорово! Давай! Загорится огонёк, огонёк!

Появляется взрослый.

Взр.- Ой, что это вы делаете?

Ну что вы кричите, пожар что ли?

Взр. – Не останови я вас вовремя – пожара не миновать!

Ой-ой-ой! Из-за какой-то малюсенькой спички пожар? Ну, вы насмешили!

Взр. – Да! – Правда, ребята!?Мы то знаем, что спички - это не игрушка. Когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом!Хоровое чтение последней фразы.

Большое спасибо нашим артистам.Оценивание.

Рефлексия. Продолжи предложение –

Я узнал…..

Японял….

Я задумался…

Мне понравилось….

Мне захотелось….

На следующем уроке мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и поговорим о пьесе «Любите обижающих вас».

Вас заинтересовало название? А хотите узнать о чём эта пьеса?

Чем пьеса отличается от других литер жанров?

9. Д. З. с.72-74 чит. Выписать и найти объяснение сложным словам. Подобрать пословицы.

В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На нее садились мухи и кусали ее. Она закрыла голову полотенцем и заснула. Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла . Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула». Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала. Старший мальчик, Ваня (ему было восемь лет), был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонков ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом. Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше: «Беги, сгоришь!» Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжел и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше: «Тащи его за голову!» – а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.

В статье изложено содержание и сделан анализ рассказа Л. Н. Толстого "Пожарные собаки".

Краткая биография автора

Л. Н. Толстой родился в далеком 1828 году. Его родители принадлежали к знатному роду, владели усадьбой "Ясная поляна" в Тульской области (тогда - губернии). Они рано ушли из жизни, оставив сына на попечение родственников.

Опекуны хорошо заботились о мальчике, дали ему блестящее образование. После окончания Казанского университета Лев поступил служить в армию и уехал на Кавказ. Именно здесь он начал писать. Его первое произведение - "Детство". Всего Толстой написал более 170 книг.

Русский автор Лев Толстой известен практически каждому соотечественнику по таким произведениям, как "Анна Каренина" или "Война и мир". Но он много писал и для детей (у самого писателя было 13 отпрысков, 5 из них умерли в младенческом возрасте). Самые известные детские рассказы Толстого:

  • "Филиппок".
  • "Три медведя".
  • "Косточка".
  • "Котенок".
  • "Пожар".
  • "Лев и собачка".
  • "Правда всего дороже".

Интересен и поучителен детский рассказ "Пожарные собаки". Анализ произведения дан в статье.

Толстой Л. Н. умер в 1910 году, но память о нем и любовь к его творчеству будут жить всегда.

Рассказ "Пожарные собаки" начинается с объяснения, что во время пожара маленькие дети пугаются, прячутся и сидят тихо. В дыму и копоти спасатели не всегда могут их увидеть, на оклики они не отзываются. Что делать, как спасать малышей из огня? В Лондоне специально для таких целей начали обучать собак, которые с помощью нюха находили детей и выносили их из огня. Четвероногих друзей так и называли - пожарные собаки. Один героический пес по кличке Боб вынес из огня 12 детей.

Далее рассказывается, как однажды Боб во время пожара вынес из дома 2-летнюю девочку. Пожарные, убедившись, что собака цела, хотели увести ее, поскольку мама девчушки говорила, что в доме больше нет детей, но Боб рвался в огонь. Его отпустили, и он бесстрашно вбежал в горящий дом, а через минуту вернулся назад, неся что-то в зубах. Неужели еще ребенок? Когда собака подбежала ближе, все увидели, что она спасла от пожара большую куклу! Пожарные рассмеялись.

Анализ произведения

Анализируя рассказ "Пожарные собаки" (Толстой - автор этого произведения), необходимо указать на храбрость пса, его сообразительность и самоотверженность во время спасения детей из огня. Этим примером автор хочет показать, как тесно связан мир людей и животных, пытается внушить читателю мысль, что в трудную минуту наши братья меньшие способны спасти от беды, поэтому нужно беречь их и защищать. Намного позже другой герой, - Маленький принц, - скажет: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Пожарные в детской книжке так и поступали: они внимательно осмотрели Боба после того, как он выбежал из горящего дома, чтобы убедиться, что пес цел и невредим. Такая забота о доблестном четвероногом друге достойна уважения.

Примерный по теме: "Пожарные собаки" (Толстой Л. Н.)

Такой урок проводится в 3-4 классе. Его задачами можно назвать следующие:

  • познакомить учеников с автором Л. Н. Толстым, его произведениями;
  • отрабатывать технику чтения;
  • развивать память, внимание, умение слушать других, а также формулировать и высказывать свою точку зрения;
  • расширить знания учеников о взаимосвязи природы и человека;
  • научить детей бережно и благодарно относиться к животным.

Ориентировочный план действий:

  • Рассказать ученикам, кто такой Лев Толстой, кратко и доступным языком описать его жизнь, охарактеризовать творчество, назвать самые популярные произведения, рекомендовать к прочтению детские рассказы (дать список). Для наглядности использовать презентацию.
  • Прочитать рассказ "Пожарные собаки" (Толстой), анализ которого сделать позже.
  • Ответить на вопросы учителя: "О ком говорится в рассказе?" (о пожарной собаке), "Как звали собаку?" (Боб), "Что делают маленькие дети во время пожара?" (прячутся и молчат), "Где впервые начали обучать собак пожарному делу?" (в Лондоне), "Почему пес Боб вернулся в горящий дом?" (за куклой). Такие короткие вопросы-ответы помогут ученикам лучше запомнить рассказ.
  • Перейти непосредственно к анализу произведения. Учитель дает наводящие вопросы: "Какое впечатление произвел на вас этот коротенький рассказ?", "Как пожарные относились к псу Бобу?", "Какие чувства вызывает у вас эта собака?", "Хотели бы вы, чтобы рядом с вами был такой четвероногий друг?", "Какие обязанности у хозяина по отношению к своей собаке, к другим домашним питомцам?" Ответы на эти вопросы должны быть не короткими, а объемными, основанными на размышлениях ученика.

Для закрепления материала можно предложить ребятам дома нарисовать рисунок к рассказу Толстого "Пожарные собаки" и принести его в класс, чтобы учитель мог организовать мини-выставку творческих работ.

скачать

Аудио быль "Пожар" из "Первой русской книги для чтения" Льва Николаевича Толстого. Можете читать брифли (краткое содержание), слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио быль "Пожар".
В жнитво мужики и бабы ушли в поле на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе осталась бабушка и трое внучат: трехлетняя Маша, полуторагодовалый Кирюшка и восьмилетний Ваня. Бабушка истопила печь и легла на лавку отдохнуть, закрыла голову платком от мух и уснула. Тем временем Маша нагребла в черепок угольев из печки и подожгла в сенях снопы. Снопы загорелись. Перепуганная Маша с Кирюшкой вернулась в избу и спряталась под лавку. Ваня был на улице, увидел, что из сеней валит дым и побежал в избу. Тушить было поздно. Мальчик разбудил бабушку. Та спросонку забыла про детей, выскочила на улицу и побежала звать людей. Ваня отыскал Машу и Кирюшку под лавкой. Через дверь уже нельзя было уйти из горящей избы. Он поднял окно. Сначала в него вылезла Маша, потом он вытолкнул, упирающегося Кирюшку, и успел выскочить в окно сам.

В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На неё садились мухи и кусали её. Она закрыла голову полотенцем и заснула.

Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла.

Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала:
- Глянь, Килюска, какую я печку вздула.Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала.
Старший мальчик Ваня (ему было восемь лет) был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонок ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом.
Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше:
- Беги, сгоришь!
Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжёл и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше:
- Тащи его за голову! - а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.

Читайте также: