Конспект логопедического занятия «Зима. Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ для средней группы. Зимние забавы Конспект занятия по логопедии зима

Людмила Вейнбергер
Конспект логопедического занятия «Зима»

Тема : Зима .

Коррекционно – образовательные задачи : формировать умение подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени; преобразовывать имена существительные единственного числа во множественное число.

Коррекционно – развивающие задачи : активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, внимание; развивать умение подбирать имена существительные к глаголам.

Коррекционно – воспитательные задачи : воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе зимой.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки по теме, «снежный ком» .

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед : Ребята, отгадайте загадку.

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. (Зима )

II.Развитие лексико – грамматических категорий.

Логопед : Сегодня мы будем играть в игры и все они будут о зиме.

А помогать нам будет снежный комочек.

Покатился снежный ком,

Для себя нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра с мячом «Назови признаки зимы» .

Логопед : Мяч скорее ты лови,

Полным предложением говори.

(Дети ловят мяч и называют признаки зимы) .

Для себя нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра «Слова - родственники» .

Логопед : Ребята, чем покрыты земля зимой?

Дети : Снегом.

Логопед : У слова снег есть слова – родственники. А какие это слова сейчас

мы узнаем. Они похожи по своему звучанию.

(Логопед выставляет предметные картинки и проводит игру. Снег –

снежинка, снегири, снеговик, снегопад, снегоход, Снегурочка)

Логопед : Снежный комочек катится дальше и снова игра.

Игра «А что вчера» .

Логопед : Я много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я

Буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне

должны ответить так, как будто это происходило вчера.

Сегодня снег блестит, а вчера …

Сегодня снег падает, а вчера…

Сегодня снег сверкает, а вчера…

Сегодня снег тает, а вчера…

Сегодня снег хрустит, а вчера…

Сегодня снег идет, а вчера…

Для себя нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра «Подбери признак»

Логопед : Ребята, подберите нужные слова. Снег какой?

Дети : Белый, легкий, блестящий…

Логопед : Снежинка какая?

Дети : Легкая, красивая, воздушная.

Логопед : Зима какая ?

Дети : Морозная, холодная, снежная…

И опять нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра «Подарки снеговикам»

Логопед : Дети, отгадайте загадку.

Мы его слепили сами :

Разукрасили углями,

Сделали ему животик,

Улыбающийся ротик,

Нос – морковка, глазки- льдинки…

На протоптанной тропинке

Из снежинок он возник

Симпатичный. (Снеговик!

(На доске снеговик и снеговичок)

Логопед : Ребята, что мы подарим снеговику, а что снеговичку?

Дети : Снеговику подарим снежинку, а снеговичку – снежиночку.

Снеговику подарим сосульку, а снеговичку – сосулечку.

Снеговику подарим санки, а снеговичку – саночки.

Снеговику подарим шарф, а снеговичку – шарфик.

Снеговику подарим елку, а снеговичку – елочку.

Физминутка «Снеговик»

Давай, дружок, Дети идут по кругу друг за другом, изображая,

Смелей, дружок, что катят перед собой снежок.

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком, Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного раз-

Его улыбка так светла! Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладош-

кой, показывают нос, встают прямо, держат

воображаемую метлу.

Логопед : Ребята, катится снежный ком и снова игра.

Игра «Сосчитай»

Логопед : Какое время года изображено на картине?

Дети : Зима .

Логопед : Сколько снежинок на картине?

Дети : Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять

Снежинок

Логопед : Сколько снеговиков на картине?

Дети : Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять

снеговиков.

Логопед : Сколько на картине елочек?

Дети : Одна елочка, две елочки, три елочки, четыре елочки, пять елочек.

Логопед : Сколько на картине синичек?

Дети : Одна синичка, две синички, три синички, четыре синички, пять

Логопед : Молодцы, ребята!

Какая же игра ждет нас сейчас?

Покатился снежный ком

И нашел последний дом.

В доме том живет загадка.

И какая к ней отгадка?

Игра «Четвертый лишний»

Логопед : Дети, у вас на столах картинки. Одна из них лишняя. Найдите ее.

Дети : Лишняя ласточка, потому что ласточка – это перелетная птица, а

синица, снегирь, клест – зимующие птицы.

(Шуба, плащ, дубленка, пальто

Санки, клюшка, велосипед, коньки)

Итог занятия

Логопед : О каком времени года мы говорили на занятии ?

В какие игры играли?

Публикации по теме:

Логопедическое занятие на тему "Времена года" проводится в подготовительной группе. В ходе занятия используется авторское наглядное пособие.

Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать.

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ» Цель: автоматизация звука Л в слогах,.

Цели: Обучающие: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: развитие фонематических процессов; формирование навыков анализа.

Конспект логопедического занятия на тему: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (подготовительная группа) Автор: учитель-логопед КОЗИНОВА Л. В. (г. Санкт-Петербург).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ – САД № 2 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

Конспект лексико-грамматического занятия

Тема: «Зима»

Подготовила:

Учитель-логопед Куликова С.В.

Тема: «Зима»

Цели : актуализация речевых возможностей детей с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи в ходе изучения лексической темы: «ЗИМА»

Задачи:

Корркционно-образовательные:

Закрепить представлений о зиме и ее приметах. Уточненить и активизировать словарь по теме «Зима» : зима, снег, снежинка, Снегурочка, Снеговик, снегопад, снегирь; искристый, сверкающий, хрустящий, липкий, холодный, пушистый, снежный; гулять, копать, катать, лепить, кататься.

Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить умение образовывать однокоренные слова (снег, снежинка, снегопад, Снегирь).

Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числе.

Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, причастиями, числительными.

Совершенствовать умения составлять описательный рассказ по сюжетной картинке.

Закрепить обобщающее значение слова «зима» . Учить определять признаки зимы .

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие.

Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;

Развивать четкость артикуляционных позиций губ и языка;

Улучшать координацию движений пальцев рук;

Вырабатывать правильное речевое дыхание;

Развивать интонационную выразительность голоса; умение выражать свои чувства и эмоции; совершенствовать пластику движений.

Коррекционно-Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с изображением веселого и грустного снеговика, «снежинки» для развития речевого дыхания, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед: На занятии мы будем говорить о зиме, а помогать нам будет сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Это что за человек пробрался в двадцать первый век?

Нос – морковка, в руке – метла боится солнца и тепла? (Снеговик)

    Ход занятия

1.Развитие мелкой моторики

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку снежков.)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки

по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой

ложкой, положить руки под щеку.)Н. Нищева

2.Мимические упражнения

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами. Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня: -

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

    Развитие зрительного внимания. Активизация словаря. Развитие связной речи.

Игра «Что перепутал художник?» (Дети зимой не катаются на велосипедах. Медведь спит в берлоге. Зимой птицы не вьют гнезда. На деревьях не распускаются листочки. Дети не загорают на пляже.

4. Упражнение для развития мышц язычка.

«Сосулька» : Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести-восьми»). Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска» : Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Саночки» : Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

«Ураганный ветер» : Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

5.Развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»

Вьюга . Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

6. Активизация словаря

Зайчик пишет письмо друзьям, живущим на юге. Они не знают, что такое зима. Помоги Зайчику подобрать нужные слова.

Пришла долгожданная (что?) …зима.

Дует холодный (что?) … ветер.

Крепчает (что?) … мороз.

Стали совсем короткими (что?) … дни.

Длинными стали (что) … ночи.

Кружатся красивые, легкие (что?) … снежинки.

На стеклах мороз нарисовал (что?) …узоры.

На земле снежные (что?) … сугробы.

На реках, прудах толстый (что?) … лед.

7. Развитие навыков словообразования.

Логопед: Снеговик предлагает нам стать поэтами. Вы знаете, кто такие поэты. Мы попробуем сочинить стихотворение. Я начну, а вы продолжите.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …(снег). С неба все скользят пушинки – серебристые (снежинки). На деревню, на лужок все снижается (снежок).

Землю белой, чистой, нежной застелил постелью … (снежной).

Вот веселье для ребят – все сильнее … (снегопад).

Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).

Рядом – снежная фигурка: это девочка… (Снегурка).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой …(снегири).

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил …(снег).

Логопед: Вы – молодцы, хорошо придумали и нашли правильные ответы. (Еще раз назвать слова.) А теперь скажите, что связывает эти слова вместе, чем они похожи? (От слова снег.)

8. Развитие лексики.

Подобрать как можно больше слов – определений:

Зима (какая?) … (холодная, снежная, злая, вьюжная)

Снег (какой?) …

Лед (какой?)…

9. Развитие речевого дыхания.

Упражнение на дыхание «Вьюга».

А еще зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас мы подуем на снежинки так, чтобы он кружились в воздухе. (Подуть тонкой струей на снежинки.)

10.Разучивание стихотворения по мнемотаблице.

11. Развитие связной речи. Составление сложноподчиненных предложений.

Люди зимой носят теплую одежду, потому что … (холодно, мороз).

Девочки намочили рукавички, потому что … (лепили Снеговика).

Зайчик сменил серую шубку на белую, потому что … (она не заметна на снегу).

Дети смастерили кормушки, потому что … (птичкам нечем питаться).

12. Развитие связной речи. Логического мышления. Составление предложений по картинке: Кто чем питается?

13. Развитие зрительного внимания. Развитие грамматических категорий: согласование существительных с числительными.

Сколько птичек увидел Никита возле кормушки?

12. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке «Зима в городе»

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Дома, деревья, дороги укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки, шапки, варежки и побежали на лицу. Ребята лепили Снеговика. Дети катались на санках и коньках. Весело зимой!

(Рассказ может быть составлен при помощи картинок-подсказок, по наводящим вопросам).

    Итог.

Снеговику очень понравился рассказ и зимние приключения. Он решил подарить ребятам картинки-раскраски.

Конспект

подгруппового логопедического занятия

для учащихся с ЗПР 1-го класса

Лексическая тема «Зима»

Составитель : Степанова Александра Владимировна,

учитель-логопед МБОУ

г. В.Волочек

2016.

Лексическая тема: «Зима»

Тип урока: комбинированный урок «открытия новых знаний (ОНЗ) и формирования нового умения»

Цель: создание условий для расширения представлений об окружающей действительности по теме Зима; обогащение словарного запаса; развитие познавательной сферы мышления, памяти, внимания.

Образовательные задачи урока:

Закреплять и расширять представления о зиме.

Коррекционно - развивающие задачи:

способствовать развитию речи учащихся;

обогащение словарного запаса (слова: маскировка, спячка, метель, снегопад, кормушка, варежки, рукавички)

развивать у обучающихся зрительное и слуховое восприятие;

развивать мелкую моторику рук;

развивать артикуляционную моторику;

способствовать развитию мыслительных операций: анализа-синтеза, сравнения, обобщения;

способствовать развитию произвольной саморегуляции.

Воспитательные задачи:

воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;

воспитывать аккуратность;

формировать навыки учебного взаимодействия: работы в парах ( отвечать по заданию учителя, слушать ответы товарища);

повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки;

способствовать формированию разносторонне развитой личности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

проявлять интерес к освоению новых знаний и умений;

интерес к способу решения и общему способу действия;

оценивать свою активность в деятельности;

применять правила делового сотрудничества, желание оказать поддержку и помощь одноклассникам;

формирование временных представлений;

развитие умения взаимодействовать с другими людьми, делиться впечатлениями;

МетапредметныеУУД:

Познавательные УУД:

добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.

Регулятивные УУД:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

формирование умения принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

формирование умения организовать учебное пространство, быть организованным в учебной деятельности.

выполнение последовательности необходимых операций;

сравнение способа действия и результата с заданным эталоном;

умение анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные УУД:

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости

формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества

формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык

Применяемые ресурсы:

Зеркало

Карточки-символы настроения

Карточки символы «Дерево успеха»

Компьютер с презентацией

Монитор, колонки

Элементы для аппликации

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые УУД

I.Организационно-мотивационный момент

Цель: создание положительного настроя на обучение, доброжелательного отношения друг к другу

Мотивирование на позитивный настрой

Здравствуйте ребята.

Сегодня у нас необычный урок, посмотрите, к нам пришли гости.

Поздоровайтесь с ними.

Давайте улыбнемся друг другу и подарим частичку хорошего настроения окружающим

Самоорганизация учащихся

Приветствие гостей.

Л2.1.; Л4.5; К2.2

II .Актуализация знаний по теме.

Вводная часть

Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили об осени, о том, как животные готовятся к зиме.

Ребята, а какой сейчас месяц?

Какое время года скоро наступит?

Назовите зимние месяцы

Приближается долгожданная зима.

Рассматривание календаря времен года.

Ноябрь

Зима

Декабрь, январь, февраль

Л4.2; Л2.2; Л2.1;

Л4.4; К2.1; Р1.5

III . Практическая деятельность.

Коррекционно-развивающий блок

Артикуляционная гимнастика

Наш язычок, как и все дети любит играть. Давайте поиграем.

«Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычку тоже захотелось поиграть

1.Язычок боится мороза - острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
2. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
3. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
4. Похлопай язычком - лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
5. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.

Дети садятся перед зеркалом

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики

Р1.1; Р1.5

Учебно-познавательная деятельность .

Физкультминутка (самомассаж)

Ребята, скажите, а какие признаки зимы мы можем с вами назвать?

Просмотр презентации

Ребята, а давайте сейчас покажем, как мы греемся зимой от мороза:

Ой, мороз, мороз, мороз-

Щиплет щечки,

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет губки

Забирается под шубки

Чтоб согреться—посмотри,

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, уши, губы

Пар пошел даже от шубы.

(ответы по слайдам презентации)

Все вокруг покрылось снегом. Метут метели. Частые снегопады.

Солнышко светит мало, не греет. День стал короче.

Животные в лесу надели зимние шубки.

Для тепла и маскировки. Некоторые животные впали в спячку.

Животным трудно добыть пропитание.

Зимующим птицам стало холодно и голодно. Они прилетают поближе к жилью человека. Люди делают для птиц кормушки.

Люди тоже надели теплую одежду: теплые куртки и штанишки, шапки, варежки, шарфы, потому что на улице стало холодно

Пощипывают щечки, нос, ушки, губки

Трут щечки, нос, ушки, губки.

Л2.1; Л4.3; Л2.2; П3.4

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Странная звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)

А вы знаете, почему зимой идет снег?

Зимой холодно, капельки воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки.

Давайте рассмотрим снежинки, найдите две одинаковые снежинки?

(слайд презентации)

Смотрите ребята, к нам тоже прилетели снежинки. Давайте подуем на них, и они станцуют. (звучит музыка)

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка - нос, в руке - метла,

Боится солнца и тепла.

(снеговик)

Найдите отличия (слайд)

Давайте и мы с вами сделаем снеговика.

Демонстрация образца:

Посмотрите, из каких частей состоит снеговик?

Что у него на носу?

Из чего у него руки?

Что на голове?

Давайте и мы с вами сделаем снеговика

Находят одинаковые снежинки

Дуют на снежинки на ниточке

Снеговик

Находят отличия на картинке

- из комков;

Морковка;

Руки - ветки;

Ведро

Выполняют совместную аппликацию

Л4.3; Л2.2; Л4.4; П3.4; П3.5; Р1.1; Р1.5; К2.1; К2.4

V этап. Рефлексивная деятельность.

12. Итог занятия

Ну как, вам понравилось делать снеговика?

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

- Что понравилось?

Выберите картинку (солнышко, облачко или тучку)

выберите самую большую снежинку, если вы все сделали правильно. Среднюю снежинку, если встретились с трудностями. Самую маленькую снежинку, если сделали много ошибок.

Отвечают на вопросы, выбирают карточку символ своего настроения (солнышко, облачко или тучку) ,

успеха своей учебной деятельности (снежинку)

Л1.1; Л4.5; Р1.1; Р1.3; К2.2

Конспект логопедического занятия с

использованием компьютерных технологий по теме:

« Зима. Зимние забавы »

Составила и провела

Логопед: Марченко Ирина Валерьевна.

Участники : Дошкольники средней логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи.

Количество детей: 6 человек

Длительность : 20 минут.

Цель: Закрепление и обобщение пройденного материала по теме

« Зима. Зимние забавы» .

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

1.Стимулировать, поощрять речевую активность детей в процессе игры, формировать у них коммуникативные умения и навыки.

2.Развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, подражательности, творческого воображения, активности, самостоятельности.

Образовательная область « Познавательное развитие».

1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память

2. Развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий.

3.Учить детей анализировать образец. Находить сходства и различия.

Образовательная область « Речевое развитие».

Коррекционно-образовательная работа.

1 .Развивать пассивный словарь и активизировать в речи существительные, глаголы и прилагательные по теме « Зима. Зимние забавы».

2 .Формировать ритмичность речи, модуляцию голоса, интонационную выразительность, дикцию.

3 .Воспитывать правильный умеренный темп речи.

4 . Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

5 .Тренировать употреблять существительные в родительном падеже.

7. Совершенствование умения употреблять в речи глаголы в инфинитиве.

8. Обучение составлению простых предложений по образцу.

9. Стимулирование проявления речевой активности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

1.Учить детей дорисовывать отдельные элементы.

2.Закрашивать контурные изображения.

3.Формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие».

1.Развивать и совершенствовать двигательные умения, координацию движений с речью..

Предварительная работа: изучение лексической темы « Зима.Зимние забавы», Рассматривание фотографий, слайдов, фильмов, презентаций по теме, обучение зимним играм.

Материалы:

ИКТ, снежный комок из ваты, заготовки изображений снеговиков с отсутствующими деталям

Ход занятия.

1.Знакомство с темой.

Логопед:

Сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.

« Посмотрите, что за чудо,

Все кругом белым-бело.

Крыши, улицы, деревья,

Все дорожки замело.

Лед сковал озера, реки,

Во дворе метет метель.

От мороза стынет птица,

Веселиться птице лень.

Солнце светит,но не греет.

Дни короче, ночь длинней.

Что за время года, дети?

Подскажите мне скорей?» (зима)

  • Какие приметы зимы вы знаете. Посмотрите на картинку. Она вам поможет.(Дети вспоминают приметы зимы)

2. Координация речи с движением

Логопед: Ребята, посмотрите, снег пошел. Давайте поиграем.

Белый снег пушистый, (руки перед собой. Движения кистями рук)

В воздухе кружится. (кружатся вокруг себя)

И на землю тихо (медленно опускаются на корточки)

падает, ложится.

3 . Подбор определений и глаголов. Игра со снежком(мячом).

Логопед: Ребята, а что можно сказать о снеге? Снег какой? (Логопед кидает снежок каждому ребенку)

(Дети пушистый, белый, мокрый, холодный, мягкий, сверкающий...)

Логопед: А что снег может делать?

(Дети: кружиться, блестеть, таять, летать, сверкать, ложиться, хрустеть. Переливаться...)

Логопед: Ребята, я вас превращу в холодный ветерок, и вы подуете на снежинки, а они закружатся в танце.(логопед раздает снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Напомните, как это надо делать.(Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Дети дуют на снежинку, держа ее за ниточку на уровне рта).

Логопед: Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Ветер завыл: у-у-у.

Как вьюга затихает.

Логопед. Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом.(дети « греют» руки теплой воздушной струей).

5.Сюрпризный момент.

Логопед. Ребята, отгадайте загадку. Если угадаете, то у нас появится гость.

« Человечек озорной,

Неразлучен он с метлой,

Жить в тепле он не привык.

Кто пришел к нам? (снеговик)

Логопед: Молодцы, угадали загадку! И снеговик появился, чтобы с нами поиграть.

/ На мультимедийном устройстве появляется слайд/

4.Отгадывание загадок.

Логопед: Зима - морозная пора, но очень веселая! Много игр, развлечений забав зимой! Снеговик загадает загадки о своих любимых зимних забавах. Если вы угадаете загадку, то отгадка появится.

  • Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их........ (лыжи)

/на мультимедийном устройстве появляется слайд//

  • Зима в подарок нам дает

Румяные деньки.

Скорей на снег, скорей на лед.

На лыжи и ….....(коньки)

/ на мультимедийном устройстве появляется отгадка/

  • Сажусь и качусь,

С горы я мчусь.

Но это не санки,

А просто.......... (ледянка)

/на мультимедийном устройстве появляется слайд/

  • ОЙ, насыпало снежка!

Вывожу коня- дружка.

За веревочку –узду

Через двор коня веду.

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу. (санки)

/ на мультимедийном устройстве появляется слайд/

Логопед: А какие зимние забавы любите вы? Вспомните и те, о которых забыл снеговик.(дети отвечают по одному).

  1. Координация речи с движением. Развитие общей моторики.

Логопед:

Наконец пришла зима. (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (показывают крышу над головой)

Снег на улице идет (Потряхивающие движения кистями рук сверху вниз)

Дворник улицу метет (имитация движения)

Мы катаемся на санках (Дети приседают)

Пишем на катке круги (имитация катания на коньках)

Ловко бегаем на лыжах (имитация движения)

И играем все в снежки. (дети лепят и бросают снежки).

  1. Развитие зрительного внимания, « нелепицы»

Логопед: Ребята, снеговик нарисовал интересную картину, но мне кажется на ней много ошибок. Найдите их.

/на мультимедийном устройстве появляется слайд/

  1. Употребление существительных в родительном падеже.

Логопед: Ребята, нашему снеговичку очень грустно одному.

Давайте сделаем ему друзей, точь в точь как наш снеговик. Я начала их рисовать, но закончить не успела. Помогите мне.

Логопед, обращаясь к каждому ребенку: Чего нет у твоего снеговика?

(У моего снеговика нет ведра, ….метлы, рук, носа, глаз.

Я дорисую снеговику ведро…......Дети дорисовывают снеговиков.)

  1. Итог занятия.

Дети благодарят снеговика за интересную игру и дарят рисунки.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Два березовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их........

Зима в подарок нам дает Румяные деньки. Скорей на снег, скорей на лед. На лыжи и …

Сажусь и качусь, с горы я мчусь. Но это не санки, А просто.......... (ледянка)

ОЙ, насыпало снежка! Вывожу коня- дружка. За веревочку -узду через двор коня веду. С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. . (санки)


Конспект логопедического занятия по теме «Зима. Зимние забавы».

Кудряшова Ирина Николаевна

Учитель-логопед ГБДОУ д/с№2 Кировского района г.СПб

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
  • Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

  • Доска магнитная
  • Магниты
  • Модули, оформленные под пеньки
  • Фланелеграф
  • Ноутбук
  • Костюмы Зимушки и Снеговика;
  • Снежинки;
  • Конверты с загадками;
  • Предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик);
  • Картинки снеговиков с недостающими деталями;
  • Конверты с плоскостными буквами.
  • Разноцветные кружки для звукового анализа;
  • Плоскостные буквы для фланелеграфа;
  • Конверты с деформированными предложениями;
  • «Волшебный снежок»;
  • Колокольчик;
  • Цветные карандаши.

Предварительная работа:

Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на пенёк.

(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

(Дети отвечают и садятся на «пеньки»).

Звенит колокольчик. Входит Зимушка, здоровается.

Я зимушка холодная,

Из кружев мой наряд.

Пришла к вам на занятие

В чудесный детский сад.

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Зимушка, а ты с нами поиграешь?

Зимушка: Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…

Снег - (снежная);

Мороз - (морозная/;

Ветер - (ветреная);

Стужа - (студёная);

Холод - (холодная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё… - (заморозила).

Метель мела и все тропинки - (замела).

Река покрылась льдом и вся… - (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… - (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…- (запорошила).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Зимушка: Мороз - (морозец).

Лёд - (ледок).

Холод - (холодок).

Снежинка - (снежиночка).

Метель - (метелица)

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Зимушка: «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Но только где же наши загадки?

Зимушка: Вот они. Я их спрятала под снежинками. Выбирайте загадки.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с загадками).

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки - угольки, ручки - сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

(Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).

В дверь стучат. Входит Снеговик, здоровается.

«Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.

Вы меня слепили ловко, вместо носа тут морковка.

И ведро на голове, и метла в моей руке.

Я пришёл к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят.

8. Употребление существительных в родительном падеже.

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Снеговик, ты словно с нашей картинки сошел.

Снеговик: Да, это меня нарисовал художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать моих братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит детей, а логопед вывешивает картинки на магнитной доске.)

9.Физкультминутка.

Снеговик: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

10. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Зимушка: Давайте поиграем со словом «снег».

(Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

11. Развитие слухового внимания.

Игра «Найди лишнее слово».

Снеговик: Вы так хорошо играли с Зимушкой. А теперь поиграйте со мной. Послушайте и найдите лишнее слово.

(Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)

«Мороз, морозильник, мороженое, моросит».

«Снег, снегирь, снасти, снеговик».

«Холод, хороший, холодильник, холодок».

«Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».

12. Развитие звуко-слогового анализа слов и чтение слов.

Игра «Собери слово».

Логопед: Наши дети в школу собираются. Они много занимаются и уже многому научились. Сейчас мы сядем за стол и посмотрим, какие необычные снежки слепила нам зима. Выбирайте сами.

(Дети выбирают конверты со «снежками», на которых написаны буквы. «Снежки» разных размеров.)

Логопед: Разложите снежки от самого маленького к самому большому. Какие слова у вас получились? /Дети читают слова: горка, санки, каток, узор/. Сколько слогов в слове? Сколько гласных звуков в слове? Какой ударный гласный звук? Придумайте предложение с вашим словом. /Дети придумывают предложения./

Снеговик: Мы с Зимушкой тоже занимаемся в лесной школе и хотим показать, чему мы там научились.

Логопед предлагает Зимушке и Снеговику провести звуковой анализ слова «ЗИМА», определить количество слогов в слове, определить ударный слог. Затем вывешивает на доску снежинку с буквами «З, И, М, А, В, Л, Э, К, О, Н», просит выложить слово «Зима» на доске и составить предложения с этим словом.

13. Работа с деформированным предложением.

Логопед: Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).

«Снежная, мне, зима, нравится».

«Нас, у, дворе, во, горка ».

«Дети, горки, катаются, с».

«Забава, зимняя, любят, дети, все».

14. Эмоциональное расслабление.

Логопед: Вокруг зима, вокруг снега и ветер и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и печальное грустное и весёлое. Давайте послушаем и посмотрим, как рассказывают о зиме музыканты и художники.

(Дети садятся на ковер, слушают музыку и просматривают слайды).

15.Заключительная часть.

(Дети встают).

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Что у каждого из вас получилось лучше всего?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Зимушка и Снеговик благодарят детей за интересное занятие, прощаются и уходят.

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

Читайте также: