Мухина Валерия Сергеевна – выдающийся отечественный психолог. е) роль школы в развитии системы образования. Научная школа В. С. Мухиной и её практическая значимость

4-е издание, стереотипное

УДК 159.922.7/8(075.8) ББК 88.8я73 М92

Рецензенты:

А. В. Петровский;

доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. П. Зинченко;

доктор психологических наук Л. Ф. Обухова

Мухина В. С.

М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408-0

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онто­генеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ре­бенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяю­щих развитие личности и ее социальное бытие.

Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педа­гогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют пробле­мы возрастной психологии.

УДК 159.922.7/8(075.8) ББК88.8я73

ISBN 5-7695-0408-0

©Мухина В. С., 1997 © Издательский центр «Академия», 1997

Студентам психолого-педагогических факультетов МПГУ и Самарского ГУ посвящается

Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия состав­ляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - зна­чит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество.

В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и ду­ховном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми.

Я посвящаю свой труд студенческой молодежи - будущим психо­логам и педагогам, так как именно в этот период жизни человек мо­жет глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально «чувство личности», но и свободно дейст­вовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззре­нием и нравственным чувством, т.е. может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических особенностей воз­раста, предшествующего юности, позволит молодым людям не только составить представление о закономерностях психического развития, но и лучше понять самих себя.

Декабрь 1996г. Москва

Валерия Мухина

В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные про­межутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчленение» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни.

Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом кото­рой является целостное психическое развитие человека. Поэтому цен­тральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпо­сылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенно­стей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.

В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л. С. Выготско­го, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. В. Запо­рожца, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотруд­ников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов и психологов из стран СНГ. Привлекаются также мате­риалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапе-реда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.

В то же время, памятуя о том, что цель учебника – целостное изло­жение психического развития человека, автор счел правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а пред­ложить свое понимание этого развития, включая в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие. Право к такому под­ходу при написании учебника по возрастной психологии дает учеб­ный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психоло­гии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.

В первом разделе излагается авторское понимание условий психи­ческого развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуж­дение исторически обусловленных реальностей существования чело­века. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как усло­вие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет и в течение всей жизни.

Формируется понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момен­та развития и его этнической принадлежности. Предлагается принци­пиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.

Второй и третий разделы посвящаются соответственно детству и отрочеству. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка и отрока проводится сквозь сформулированные в первом разделе общие подходы к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.

Название: Возрастная психология - Феноменология развития.

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация-обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.
Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.

Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия составляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - значит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других, за Отечество и все человечество. Быть личностью - также значит понимать ценность послушания и дисциплинированности.
В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства, отрочества и юности - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и духовном отношениях и проходит школу социализации в игре, в учении, в труде, в общении с другими людьми.

РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие 11

§ 1. Условия психического развития и развития личности 11
1. Реальность предметного мира 12
2. Реальность образно-знаковых систем 24
3. Природная реальность 38
4. Реальность социального пространства 50
5. Реальность внутреннего пространства личности 60
§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность 70
1. Биологические предпосылки 70
2. Взаимодействие биологических и социальных факторов 81
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности 93
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности 95
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности 100
§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления 105
Глава 3. Индивидуальное развитие личности 114
§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности 114
§ 2. Социальная единица и уникальная личность 119
§ 3. Фактор места как условие развития личности 138
РАЗДЕЛ И. ДЕТСТВО 147
Глава 4. Младенчество 149

§ 1. Новорожденное: врожденные особенности и тенденции развития 150
§ 2. Собственно младенчество 155
Глава 5. Ранний возраст 170
§ 1. Особенности общения 171
§ 2. Умственное развитие 178
§ 3. Предметная и другие виды деятельности 193
§ 4. Предпосылки формирования личности 207
Глава 6. Дошкольный возраст 219
§ 1. Особенности общения 221
§ 2. Умственное развитие 231
§ 3. Игры и другие виды деятельности 271
§ 4. Детская личность 285
Глава 7. Младший школьный возраст 309
§ 1. Особенности общения 311
§ 2. Умственное развитие 329
§ 3. Учебная деятельность 347
§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста 372
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО 410
Глава 8. Условия и образ жизни 413

§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка 413
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд 422
Глава 9. Особенности общения 427
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции 427
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 438
Глава 10. Умственное развитие 445
§ 1. Развитие речи 445
§ 2. Развитие высших психических функций 451
Глава 11. Личность подростка 464
§ 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве 464
§ 2. Самосознание в отрочестве 475
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ 490
Глава 12. Условия и образ жизни 492
§ 1. Социальная ситуация 492
§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности 496
§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората 504
Глава 13. Особенности общения 509
§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции 509
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 527
§ 3. Раннее материнство и отцовство 539
Глава 14. Личность в юности 548
§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации 548
§ 2. Особенности идентификации - обособления в контексте проблем личности 564
§ 3. Самосознание в юности 574
Приложение 589
Рекомендуемая литература 603

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Возрастная психология - Феноменология развития - Мухина B.C. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО

Введение

Раздел I. Феноменология развития

Глава 1. Факторы, определяющие психическое развитие

§ 1. Условия психического развития

§ 2. Предпосылки развития психики

§ 3. Внутренняя позиция и развитие

Глава II. Индивидуальное развитие личности

§ 1. Социальная единица и уникальная личность

§ 2. Фактор места как условие развития личности

Глава III. Механизмы развития личности и ее социального бытия

§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности

§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности

§ 3. Взаимодействие идентификации-обособления и типы личностей

Раздел II. Детство

Глава IV. Младенчество

§ 1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития

§ 2. Собственно младенчество

Глава V. Ранний возраст

§ 1. Особенности общения

§ 2. Умственное развитие

§ 3. Предпосылки формирования личности

§ 4. Предметная и другие виды деятельности

Глава VI. Дошкольный возраст

§ 1. Особенности общения

§ 2. Умственное развитие

§ 3. Детская личность

§ 4. Игры и другие виды деятельности

Глава VII. Младший школьный возраст

§ 1. Особенности общения

§ 2. Умственное развитие

§ 3. Личность ребенка младшего школьного возраста

§ 4. Учебная деятельность

Раздел III. Отрочество

Глава VIII. Условия и образ жизни

§ 1. Социальная ситуация в жизни отрока

§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд

Глава IX. Особенности общения

§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции

§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола

Глава X. Умственное развитие

§ 1. Развитие речи

§ 2. Развитие высших психических функций

Глава XI. Личность отрока

§ 1. Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в отрочестве

§ 2. Самосознание в отрочестве

Вместо заключения. Юность.

Примечания

Приложение. Программа курса «Возрастная психология.

4-е издание, стереотипное

УДК 159.922.7/8(075.8) ББК 88.8я73 М92

Рецензенты:

А. В. Петровский;

доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. П. Зинченко;

доктор психологических наук Л. Ф. Обухова

Мухина В. С.

М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408-0

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онто­генеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ре­бенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяю­щих развитие личности и ее социальное бытие.

Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педа­гогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют пробле­мы возрастной психологии.

УДК 159.922.7/8(075.8) ББК88.8я73

ISBN 5-7695-0408-0

©Мухина В. С., 1997 © Издательский центр «Академия», 1997

Студентам психолого-педагогических факультетов МПГУ и Самарского ГУ посвящается

Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия состав­ляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - зна­чит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество.

В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и ду­ховном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми.

Я посвящаю свой труд студенческой молодежи - будущим психо­логам и педагогам, так как именно в этот период жизни человек мо­жет глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально «чувство личности», но и свободно дейст­вовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззре­нием и нравственным чувством, т.е. может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических особенностей воз­раста, предшествующего юности, позволит молодым людям не только составить представление о закономерностях психического развития, но и лучше понять самих себя.

Декабрь 1996г. Москва

Валерия Мухина

В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные про­межутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчленение» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни.

Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом кото­рой является целостное психическое развитие человека. Поэтому цен­тральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпо­сылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенно­стей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.

В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л. С. Выготско­го, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. В. Запо­рожца, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотруд­ников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов и психологов из стран СНГ. Привлекаются также мате­риалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапе-реда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.

В то же время, памятуя о том, что цель учебника – целостное изло­жение психического развития человека, автор счел правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а пред­ложить свое понимание этого развития, включая в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие. Право к такому под­ходу при написании учебника по возрастной психологии дает учеб­ный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психоло­гии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.

В первом разделе излагается авторское понимание условий психи­ческого развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуж­дение исторически обусловленных реальностей существования чело­века. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как усло­вие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет и в течение всей жизни.

Формируется понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момен­та развития и его этнической принадлежности. Предлагается принци­пиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.

Второй и третий разделы посвящаются соответственно детству и отрочеству. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка и отрока проводится сквозь сформулированные в первом разделе общие подходы к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.

Мухина

Образование

1956, МГПИ им. Ленина (МПГУ), биолого-химический факультет, биолог

Тема кандидатской диссертации

Развитие начальных форм изобразительной деятельности детей и ее связь с эмоционально-эстетическим отношением к действительности – 1964 г.

Тема докторской диссертации

«Генезис изобразительной деятельности ребенка – 1972 г.

Курсы текущего учебного года

Феноменология развития личности; Методология психологического исследования

Публикации

Более 50 изданий книг на языках мира. Среди них:

Близнецы: дневник развития двух мальчиков. – М., 1969; 2-е изд. 1997;

Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: монография. – М., 1981;

Рождение личности. – М., 1984, 1987 на английском, бенгальском, маратхи и арабском;

Детская психология: учебник. – М.; Л., 1975, 1985, 1992;

Психология детства и отрочества: учебник. – М., 1997;

Феноменология развития и бытия личности: избранные психологические труды. – (Психологи Отечества) – М.; Воронеж, 1999;

Таинство детства: в 2 т. – М., 1998; 2-е изд. – СПб., 2000; 3-е изд. – Екатеринбург, 2005;

Отчужденные: Абсолют отчуждения. – М., 2009; 2-е изд. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010;

Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих. – М., 2011 (в соавторстве с А.А. Хвостовым);

Отчуждение от других: От прилогов и помыслов к поступку и преступлению. – М., 2013 (в соавторстве с А.А. Хвостовым);

Отчуждение человеков в обыденной жизни: монография: в 2 кн. / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2014;

Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. – 15-е изд., стереотип. – М., 2015;

Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2017.

Статьи в журналах, включенных в перечень ВАК, с 2010 г.:

Мухина В.С. Из прошлого в настоящее: Родовые традиции – изначальная основа менталитета народов мира // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 137 – 144.

Мухина В.С. Глубинный смысл предопределенного «пора» в контексте жизненного пути // Развитие личности. – 2010. – № 1. – С. 15 – 54.

Мухина В.С. Отчуждение от себя: Чревоугодие, порождающее леность мысли // Развитие личности. – 2010. – № 1. – С. 97 – 111.

Мухина В.С. Метод научной фотографии в психологии личности и этно-психологии // Развитие личности. – 2010. – № 1. – С. 152 – 179. (в соавт.).

Мухина В.С. Из прошлого в настоящее: Родовые традиции – изначальная основа менталитета народов мира (окончание) // Развитие личности. – 2010. – № 1. – С. 193 – 210.

Мухина В.С. Глубинный смысл предопределенного «пора» в контексте жизненного пути (Окончание) // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 11 – 33.

Мухина В.С. Отчуждение от себя: Блуд, опустошающий нравственное чувство (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 34 – 64. (в соавт.).

Мухина В.С. Многовековое таинство духовного роста: буддизм Бурятия // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 99 – 124.

Мухина В.С. Метод включенного наблюдения в этнопсихологии // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 147 – 163.

Мухина В.С. Ментальные особенности современных бурят России // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 164 – 175. (в соавт.).

Мухина В.С. Из прошлого в XXI век: визуально-знаковая презентация головы, лица и тела в современных родовых культурах Африки // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 200 – 213. (в соавт.).

Вселенское чувство любви: восхождение людей друг к другу // Развитие личности. – 2010. – № 2. – С. 219 – 221.

Мухина В.С. Психология восприятия визуальных архетипов // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 8 – 26.

Мухина В.С. Отчуждение от себя: Сребролюбие, разъедающие душу (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 27 – 58.

Мухина В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: Проведение инициаций послушанием и физическими трудностями (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 146 – 162. (в соавт.).

Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 195 – 237. (в соавт.).

Мухина В.С. Акмеология научного творчества: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 238 – 250. (в соавт.).

Мухина В.С. Книга «Отчужденные: Абсолют отчуждения» // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 8 – 12.

Мухина В.С. Отчуждение от себя: Гнев, печаль и уныние, уничтожающие душу (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 13 – 29. (в соавт.).

Мухина В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: Проведение инициаций свободой (Продолжение следует) // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 37 – 51. (в соавт.).

Мухина В.С. Психология в образовании: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 150 – 188. (в соавт.).

Мухина В.С. Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX-XXI вв.: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 189 – 201.

Мухина В.С. Методология психологического исследования: Программы для аспирантов // Развитие личности. – 2010. – № 4. – С. 202 – 232. (в соавт.).

Мухина В.С. Отношение к образу «Я» в философии и психологии буддизма // Мир психологии. – 2010. – № 4. – С. 234 – 245.

Мухина В.С. 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова – предтечи российской академической мысли // Развитие личности. – 2011. – № 3. – С. 8 – 11.

Мухина В.С. Отчуждение от других: Лжецы и предатели // Развитие личности. – 2011. – № 3. – С. 12 – 36. (в соавт.).

Мухина В.С. Из прошлого в настоящее и будущее: Родовые традиции – праоснова самосознания народов мира // Развитие личности. – 2011. – № 3. – С. 155 – 177. (в соавт.).

Мухина В.С. исследование феноменологической связи тела и психики (на материале изучения подростков посредством испытаний А-тестом ВИ.ЗИ.ЭС) // Развитие личности. – 2011. – № 3. – С. 178 – 201. (в соавт.).

Мухина В.С. Человек на пересечении созданных им реалий // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 16 – 35.

Мухина В.С. Отчуждение от других: Мошенники и плуты, насильники и убийцы (окончание) // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 36 – 58. (в соавт.).

Мухина В.С. Восприятие как высшая психическая функция // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 119 – 135. (в соавт.).

Мухина В.С. О готовности пожизненно осужденных общаться с девиантными подростками // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 208 – 225.

Мухина В.С. Развитие сознания и самосознания в контексте пересечения реалий условий бытия в исторической динамике // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 77 – 91.

Мухина В.С. Отчуждение от других: Отчуждение в процессе движения к цели // Развитие личности. – 2012. – № 2. – С. 59 – 87.

Мухина В.С. Восприятие как высшая психическая функция (продолжение) // Развитие личности. – 2012. – № 2. – С. 99 – 118.

Мухина В.С. Отчуждение от других: Отчуждение в процессе движения к цели (окончание) // Развитие личности. – 2012. – № 3. – С. 33 – 62. (в соавт.).

Мухина В.С. Восприятие как высшая психическая функция (окончание) // Развитие личности. – 2012. – № 3. – С. 100 – 127.

Мухина В.С. Попытки к диалогу: Пожизненно осужденные общаются с девиантными подростками // Развитие личности. – 2012. – № 3. – С. 201 – 216.

Мухина В.С. (псевдоним Валерия Флай). Эссе: Синдром Хама // Развитие личности. – 2012. – № 4. – С. 196 – 197.

Мухина В.С. Наука: Ученые, фальсификаторы и плагиаторы // Развитие личности. – 2012. – № 4. – С. 162 – 184.

Мухина В.С. Психологические особенности ценностных ориентаций пожизненно осужденных и делинквентных подростков (продолжение следует) // Развитие личности. – 2013. – № 1. – С. 116 – 135. (в соавт.).

Мухина В.С. Социально-психологическая сущность личности: возможно ли полное воплощение в человеке исторически обусловленных чаяний человечества // Развитие личности. – 2014. – № 3. – С. 77 – 107.

Мухина В.С. Уникальный диапазон понятия «архетип» // Развитие личности. – 2014. – № 4. – С. 163 – 201.

Мухина В.С. Тезаурус научной концепции: его прочтение в сферах научного сообщества // Развитие личности. – 2015. – №1. – С. 30 – 51.

Мухина В.С. Архетипы блудника и блудницы // Развитие личности. – 2015. – № 1. – С. 228 – 230.

Мухина В.С. Архетипы тщеславца и гордеца // Развитие личности. – 2015. – № 1. – С. 231 – 232.

Мухина В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) (продолжение) // Развитие личности (в соавт.).

Мухина В.С. Идеи и сверхидеи во времени и пространстве истории человечества: Социально-психологическая реальность развития и бытия личности // Развитие личности. – 2015. – № 3. – С. 90 – 116.

Мухина В.С. Уникальный феномен интонирования, присущий человеку, и его воплощение в науках // Развитие личности. – 2015. – № 3. – С. 41 – 57.

Мухина В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) (продолжение) // Развитие личности. – 2015. – № 3. – С. 117 – 137. (в соавт.).

Мухина В.С. Психология пожизненно осужденных: Метаморфозы внутренней позиции личности // Развитие личности. – 2015. – № 3. – С. 213 – 224.

Мухина В.С. Интервью. Протоиерей Александр Трушин – настоятель храма Николая Чудотворца в селе Лямцино // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 209 – 216.

Мухина В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) (окончание) // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 41 – 73. (в соавт.).

Мухина В.С. Прибавление 1. Проблема мировосприятия, свободы и чувства самого себя // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 74 – 87.

Мухина В.С. Прибавление 2. Из переписки Алеши В. и Валерии Сергеевны Мухиной в период с конца 2015 г. по начало 2016 г. // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 88 – 91.

Мухина В.С. Н аучное творчество и его амбивалентная феноменология // Развитие личности. – 2016. – № 2. – С. 181 – 208.

Мухина В.С. Психологическая и социальная помощь в трудных жизненных ситуациях: проблемы, обсуждаемые на международном научно-практическом симпозиуме 23-24 мая 2016 года // Развитие. – 2016. – № 3. – С. 12 – 14.

Мухина В.С. Экспресс- и долговременная психологическая и социальная помощь в ситуациях природных, техногенных и социальных катастроф и долговременных деприваций // Развитие личности. – 2016. – № 3. – С. 17 – 56.

Мухина В.С. Лев Семенович Выготский во времени истории: Социально-исторический прессинг и поиск пути // Развитие личности. – 2016. – № 4. – С. 10 – 27.

Мухина В.С. Преемственность идей о психических функциях человека в культурно-исторической концепции: Уникальная способность Льва Семеновича Выготского к продуктивному для науки овладению значимыми идеями // Развитие личности. – 2016. – № 4. – С. 67 – 113.

Мухина В.С. Феноменология научного творчества: Самосозидание и самостояние как качества личности, определяющие развитие творческой активности // Развитие личности. – 2016. – № 4. – С. 114 – 141.

Мухина В.С. Шлейфы родового самосознания у народностей Севера и Дальнего Востока России в конце XX – начале XXI в. // Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 49 – 55.

Мухина В.С. Культура в семиотическом аспекте: Семиосфера Юрия Лотмана // Развитие личности. – 2017. – № 1. – С. 10 – 12.

Мухина В.С. Шлейфы и сполохи родового самосознания народов, живущих на планете Земля // Развитие личности. – 2017. – № 1. – С. 144 – 167.

Мухина В.С. Интонирование как феномен культуры // Развитие личности. – 2017. – № 2. – С. 44 – 77.

Мухина В.С. Психология развития, акмеология: актуальные проблемы // Развитие личности. – 2017. – № 2. – С. 220 – 231.

Мухина В.С. Надежда Николаевна Ладыгина-Котс – выпускница Высших женских курсов (ныне Московский Педагогический Государственный университет), выдающийся исследователь психики животных и ребенка, основоположник сравнительной и детской психологии // Развитие личности. – 2017. – № 3. – С. 10 – 28.

Мухина В.С. Интонирование как феномен культуры: На пересечении внешних исторически складывающихся реалий // Развитие личности. – 2017. – № 3. – С. 44 – 77.

Мухина В.С. Интонации и интонирование как феномены культуры: Контекст развития внешних реалий и высших психических функций // Развитие личности. – 2018. – № 1. – С. 10 – 44.

Повышение квалификации

2014
Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения

2016
Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания

Государственные и ведомственные награды

Достижения и поощрения

В.С. Мухина участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988–1989). С конца 1980-х годов руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. С 1992–1999 возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». С 2002 года совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ разрабатывается «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы» и программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания». В 2004 году руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Участник реализации программ поддержки детства, в т.ч. «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы (патенты РФ, 1992) для детей с различными психологическими проблемами.
В.С. Мухина является основоположником научной школы «Феноменология развития и бытия личности», признанным в отечественном психологическим сообществе. В.С. Мухина широко известна за рубежом как крупнейший специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Область научных интересов: пси-хологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений. К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».
Под руководством В.С. Мухиной защищено 17 докторских и 87 кандидатских диссертации. Специалисты, защитившие кандидатские и докторские диссертации под руководством В.С. Мухиной работают во многих регионах России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Регионы России: Амурская область, Архангельская обл., Астраханская обл., Башкирия, Брянская обл., Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калининградская обл., Кемеровская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Курганская обл., Москва и Московская обл., Ростовская обл., Республика Саха (Якутия), Сахалинская обл., Свердловская обл., Ставропольский край, Татарстан, Хабаровский край, Ханты-Мансийская авт. окр., Чечня и др. Страны СНГ и Балтии: Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония и др. Страны Европы: Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия, Мальта, Польша. Страны Африки: Ангола, Бенин, Габон, Ганна, Египет, Кабо-Верде, Конго, Мали, Намибия, Сан-Томе и Принсипи, Чад, Эфиопия. Страны Северной Америки: США и Мексика. Страны Южной Америки: Колумбия, Уругвай. Страны Центральной Америки: Куба. Страны Азии: Вьетнам, Израиль, Индия, Китай, Корея (Северная), Корея (Южная), Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия и др. В.С. Мухина является разработчиков инновационных образовательных программ для аспирантам, читает по ним курсы: I – Феноменология развития и бытия личности (Блоки: 1 – Самосознание и внутренняя позиция личности; 2 – Моральное сознание личности; 3 – Этнопсихологические основы развития личности). В соавторстве с А.А. Хвостовым. II – Методология психологического исследования. В соавторстве с А.А. Хвостовым. III – Акмеология научного творчества. В соавторстве с А.А. Хвостовым. IV – Психология в образовании. С участием А.С. Обухова и К.А. Хвостова. V – Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX – XXI вв. С 2013 г. является основателем и директором Научно-образовательного центра экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях.
Во многих регионах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья продолжают развиваться ее научные идеи, где ее ученики, внедряют в науку и практику концептуальные положения, заложенные в научной школе В.С. Мухиной. Валерия Сергеевна – образец истинного ученого, активного творческого человека, ориентир в жизни и науке для своих коллег и учеников.

Исследовательские проекты и гранты

Руководитель проектов:
1. Проект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» Международной организации «PRI-Международная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службой ГУИН Минюста РФ: Мордовия, 2001 – настоящее время.
2. Разработка программ и методических рекомендаций к проведению мастер-классов «Кабинет детского психолога: практика использования игровой терапии в экстремальной и повседневной практике», 2007 – 2009.
3. Проект исследования ментальных особенностей жителей восточных регионов России: научные экспедиции: острова Курильской гряды 2007 – 2010 гг.; Бурятия 2012 г.; Хантымансийский национ. округ: 2011 – настоящее время.
4. Разработка программ и методических рекомендаций к проведению диагностики А-тестом «ВИ-ЗИ-ЭС» нового поколения, 2010 – 2012 гг.
5. Научная программа исследования: «Отношения к образу «Я» в философии и психологии буддизма», 2010 – 2011.
6. Научная программа исследования: «Ментальные особенности представителей родовых культур», Ангола, 2010 – 2012.
7. Программа повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования иркутской области, Иркутск 2011.
8. Программа Евросоюза ТЕМПУС: Магистерская программа «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития»: 2011 – 2013 гг. Этап V.
9. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, 2012 – настоящее время (соруководитель докторант кафедры психологии развития В.С. Басюк).
10. Программа «Трудный подросток» совместно с Минобразования Иркутской области, 2012 – настоящее время.
11. Российско-американский симпозиум «Поведение: Условия развития и внутренняя позиция личности» совместно с Международной Психолого-педагогической ассоциацией «Global Behavior Solutions»: МПГУ, ФПП, октябрь 2013.

Научный руководитель кафедры психологии развития личности; Почетный профессор МПГУ

Академик РАО; Профессор

Доктор психологических наук

Профессиональные интересы

Область научных интересов: психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; психология девиантных подростков; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений.
К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

Читайте также: