Архивы за рубежом. История становления архивного дела в зарубежных странах. Зарубежный опыт организации архивного дела

Старостин Е.В. Зарубежное архивоведение. - М.: ИАИ РГГУ. - 1997. - 330 С.

Настоящая книга адресована специалистам - хранителям национального документального достояния, и прежде всего тем сподвижникам российской науки, которые, проживая не в центральных городах России, не имеют возможности выписывать зарубежную архивоведческую литературу или de visu познакомиться с работой зарубежных архивных центров. Необходима она и студентам Историко-архивного института РГГУ, архивоведческих отделений университетов, которые после издания 1971 г. учебного пособия Н.В. Бржостовской "Архивы и архивное дело в зарубежных странах" давно испытывают профессиональный голод. Полагаем, что издание по зарубежному архивоведению будет полезно и для профессиональных историков, которым оно поможет ближе познакомиться с зарубежными арсеналами исторической науки и понять проблемы, обсуждаемые их коллегами за рубежом. Потребность в изучении зарубежного архивоведения вызвана не столько отсутствием фундаментальных трудов в данной области (что также крайне важно), сколько необходимостью использования опыта развитых зарубежных стран в решении проблем, которые встали со своей остротой перед Федеральной архивной службой России. Модель управления архивным делом, складывавшаяся на протяжении нескольких десятилетий в нашей стране, изжила себя. С появлением новых форм хозяйствования, других, кроме государственной, форм собственности стала очевидной потребность поиска оптимальных подходов к сохранению и использованию национального документального наследия. Архивоведение в наименьшей степени можно отнести к абстрактной области знаний. Тысячами нитей оно связано с многочисленными проявлениями человеческой деятельности: государственной, политической, материальной и духовной и отражает адекватно степень развития общества. Замедление его становления, возобладание тех или иных ошибочных теорий и методик может привести к непоправимым ошибкам в документировании многообразной жизни общества, к искусственному созданию так называемых "белых пятен" в его документальной памяти. И историки, лишенные источниковой базы, будут не в состоянии восстановить более или менее историческую картину прошлого. Вступая в мировое рыночное хозяйство, Россия включается во всеобщую информационную среду, которая, как известно, не терпит "мертвых зон". Архивы России должны по возможности безболезненно войти в международное информационное пространство и занять подобающее им место. Наследие архивов, так же как музеев и библиотек, принадлежит в равной степени всем поколениям живших и живущих на нашей территории людей, и архивы не должны позволить иностранным "специалистам" выкачивать за рубеж наиболее ценное информационное сырье. В следующем XXI веке информация станет самым ценным национальным продуктом. Книга писалась по частям. Притом выбор тех или иных тем и фамилий диктовался скорее внутренними потребностями автора, нежели установками ученых советов, архивных конференций и т.п. И хотя все семь глав книги посвящены отдельным сюжетам, они соединены воедино авторской мыслью, стремившейся на протяжении последних десятилетий получить профессиональные ответы на поставленные наукой вопросы.
Книга открывается историографическим очерком развития западного архивоведения с XVI века до сегодняшнего дня. Из важнейших историографических тем автор выделил проблему развития фондового принципа классификации документов, изложив ее на отечественном и зарубежном материале. Сложившаяся современная структура управления архивами с историческим экскурсом в годы Великой французской революции, заложившей ее основы, изучена на примере Франции. США, являющимся антиподом Франции в организации архивов, посвящена следующая глава книги, в которой проанализирована проблема частных архивов и пути ее решения на примере президентских библиотек. Чтобы завершить рассмотрение сложившихся в мире трех систем архивов, автор провел анализ положений Декрета "О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР", сыгравшего решающую роль в становлении и развитии архивоведения всех стран бывшего социалистического лагеря. Не менее важным автор считал освещение деятельности международных архивных организаций, проблем, обсуждавшихся на международных архивных форумах (о границах архивного дела и обязанностях архивистов; доступности архивных источников, помощи ЮНЕСКО и Международного совета архивов (МСА) архивистам развивающихся стран). И, наконец, последняя задача автора заключалась в изучении круга источников по отечественной истории, хранящихся в архивах и библиотеках зарубежных государств, и истории их собирания.
На страницах книги читатель встретит множество имен незнакомых или малознакомых в России (Якоб фон Раминген, Балтазар Бонифаций, Агасфер Фрич, Георг Аеббтлин, Я. Бернгард Мульц, Жанн Мабильон, Якоб Венкер, Альбертини Баризони, И.С. Пюттер, Баттеней, Марье, Лемуан, Ф.Э. Шписс, К.Г. Гюнтер, Ф. Штусс, И.Г. Шелхорн, Г.А. Бахман, И.А. Егг, Н. де Вайи, А. Бордье, Л. де Лаборд, Г.Ришу, Ш.В. Ланглуа, Ф. фон Леэр, В. Лоэве, Г. Хольтцингер, П. Тадди, Е. Казанова, С. Пистолезе, С. Мюллер, И.А. Фейт, Р. Фруин, Х. Дженкинсон, А. Бреннеке, П.Ф. Фурнье, Ш. Самаран, Р.А.Ботье, Т. Шелленберг, Э. Познер, Й. Паприц, Ж. Фавье, Э. Франц, Э. Ладолини и др. Необходимые биографические и библиографические пояснения к их трудам приведены в приложении к книге.
В заключение хотел бы поблагодарить и низко поклониться всем тем бескорыстным слугам науки, которые в той или иной степени способствовали написанию книги. И хотя многих из них нет в живых (А.В. Храбровицкого, Ф.А. Коган-Бернштейн, В.М. Далина, А.Л. Станиславского, Н.П. Ерошкина, Т.П. Коржихиной, Н.В. Бржостовской и др.), чувство горечи в связи с их утратой и благодарности за их помощь не иссякает.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

### ##### ####### ## #####
#### ## ## ## ## ## ##
## ## ## ## ###### ### ##
## ## ## ## ## ## ###
####### ## ## ## ## ###
## ## ## ## ## ## ## ##
## ##### ##### ###### #######

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Использование документов Архивного фонда РФ, хранящихся в государственных и муниципальных архивах. Архивный отдел администрации Тамбовского района. Оптимизация программного обеспечения, автоматизация учета документов архивного отдела администрации района.

    дипломная работа , добавлен 17.10.2010

    Понятие и принципы использования локальных правовых норм архивного дела, их классификация и разновидности. Подходы к систематизации общегосударственных правовых норм архивного дела, специфика отражения принципов в законодательстве Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2014

    Место института информационных ресурсов в системе информационного законодательства. Понятие и виды информационных ресурсов, особенности пользования ими. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного и архивного дела в Беларуси.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Рассмотрение особенностей архивного дела в Российской Федерации. Характеристика отдельных государственных архивов федерального уровня. Ознакомление с деятельностью Российского государственного архива древних актов, а также государственного исторического.

    реферат , добавлен 01.04.2015

    Росархив как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ, его система подчиненности и должностные обязанности.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2011

    Основные нормативные правовые и методические документы архивной отрасли. Структура отдела по делам архивов администрации города Пыть-Ях, организация и методика его работы. Порядок комплектования и учет документов, области и направления их использования.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2014

    Единая государственная система учета документов. Хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного Фонда РФ. Выявление уникальных и особо ценных документов, их государственный реестр. Компетенция Федерального архивного агентства.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

(Документ)

  • Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли (Документ)
  • Зворыкин А.А. История горной техники (Документ)
  • Контрольная работа - История организации РГАЛИ: его профиль, основные задачи (Лабораторная работа)
  • Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран (шпаргалки) (Документ)
  • Архивное дело (Документ)
  • Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран (Документ)
  • Колесникова Е.В. Конституционное право зарубежных стран (Документ)
  • n1.doc

    Глава VIII. Архивное дело в развивающихся странах
    §1. Архивы Индии
    До того, как Индия стала самостоятельным государством, архивы государственных учреждений находились в руках английских колониальных властей. Для концентрации документальных материалов, вышедших из текущего употребления, прежде всего архивов учреждений Ост-Индской компании, ликвидированной после восстания 1857 г., в 1891 г. был образован Архив Империи в г. Калькутте, позднее (в 1926 г.) перенесенный в Дели. Частичная концентрация материалов происходила и в некоторых крупных провинциальных центрах: так, большие богатые архивы существовали еще со времен Компании в Мадрасе и Бомбее. Документальными материалами доколониального периода английская администрация не занималась и не принимала мер к их сохранению. Большинство их погибло в период завоевания Индии или позднее. Эта судьба постигла богатые архивы империи Моголов. Старые архивы сохранялись в некоторых вассальных княжествах. Масса рукописей разного характера, в том числе и старинных документов, вывозилась в XVII-XIX вв. в Европу и стала достоянием различных коллекций. Позднее собиранием исторических рукописей и документов стали заниматься библиотеки, университеты и другие научные центры на территории самой Индии.

    Несмотря на наличие Архива Империи, организация архивного дела в английской администрации продолжала оставаться чисто ведомственной. Над архивами учреждений, разбросанных на громадных пространствах страны, отсутствовал централизованный надзор. Результатом этого было их неудовлетворительное состояние, что осознавалось и самими правительством. Попыткой улучшить положение было создание в 1919 г. Индийской комиссии исторических архивов, как постоянного официального органа с консультативными функциями. Непременным председателем Комиссии являлся глава ведомства просвещения, а непременным секретарем - директор Архива империи. Резиденцией Комиссии был г. Дели. Она должна была давать справки и рекомендации по вопросам составления каталогов, описей и других справочников, научного использования и публикации документов и содействовать распространению архивных знаний. В первое время деятельность Комиссии не была эффективной. Причиной этого являлась отчасти скудость материальных средств, но главным образом недостатки организации: чисто официальный характер, замкнутость, малочисленность и отсутствие связи с местной администрацией и научной общественностью. Постепенно в организацию комиссии вносились улучшения, в 1942 г. она была реорганизована. Состав ее расширился, в него вошли представители индийской национальной интеллигенции. Право назначать постоянных членов получили правительства провинций и княжеств, университеты и научные общества. Таким образом, в Комиссии были представлены и местные интересы и научная общественность. Часть функций выделилась в сферу компетенции «Комитета исследований и публикаций», создан был также подкомитет по местным архивам.

    Все события в архивном деле Индии происходили при участии Комиссии исторических архивов. Особенно энергично она работала с конца 30-х гг., когда английские власти, опасаясь за свои позиции, были вынуждены проводить более осторожную политику и не ставили открыто препятствий развитию национальной инициативы в области культурной жизни. В меру своих возможностей члены Комиссии вели пропаганду правильной постановки архивного дела. Они добивались, чтобы правительства провинций и штатов создавали гос. архивы со специалистами во главе, так как в то время хранилища документов на местах представляли собой просто склады бумаг, которыми ведал по совместительству чиновник, имеющий свои прямые обязанности. Так, после долгих усилий Комиссия добилась, что правительство Бомбея назначило для заведывания своим обширным и ценным архивом специального хранителя. Позднее пропаганда Комиссии увенчалась успехом и в некоторых других местах. В 1948 г. правительство провинции Северо-Восточной границы организовало у себя центральный архив с квалифицированным архивистом во главе. Организован был центральный архив Пенджаба в г. Симле, штата Уттар-Прадеш в г. Аллагабаде. Так было положено начало некоторой централизации архивного дела на местах. Комиссия вела борьбу за признание правительством Индии права исследователей на доступ к документальным материалам, что в условиях колониального режима встречало серьезные препятствия. Сначала добивались разрешения для отдельных ученых. В 1939 г. благодаря усилиям Комиссии правительство объявило доступными для исследователей несекретные материалы сначала по 1857 г., затем по 1880 г. В исполнение ее рекомендаций в 1921 г. был издан путеводитель по архиву Бомбея, а в 1925 - по Архиву Империи, в 1936 г.- по центральному архиву в Мадрасе. Комиссия старалась стимулировать и публикаторскую работу в архивах. В 1942 г. она составила программу публикаций и добилась от правительства поддержки изданию серии "Переписка Ост-Индской компании с резиденцией Форт-Уильяме (1748-1800 гг.)" - наиболее раннего фонда из материалов колониальных учреждений. Программой намечались также к изданию так называемая "Персидская корреспонденция" - переписка за ранний колониальный период между агентствами Ост-Индской компании и правителями индийских государств, которая велась на персидском языке, служившем тогда в Индии и на Ближнем Востоке основным языком дипломатии. Однако выполнение программы наталкивалось на очень большие трудности и продвигалось крайне медленно из-за недостатка типографской бумаги и финансовых средств. На местах публикация лучше всего была поставлена в Бомбее, где с середины 30-х годов издавались большие серии, такие важнейшие документы из архива Пешвы, и их резиденции Пуна.

    Но подлинно широкие перспективы открылись перед развитием архивного дела в Индии после освобождения страны от колониального господства. В декабре 1948 г. на 25 сессии Индийской комиссии исторических архивов в Дели торжественно отмечался 25-летний юбилей ее деятельности. На сессии, происходившей в здании Делийского университета, присутствовали премьер-министр Джавахарлар Неру, министр просвещения, члены дипломатического корпуса и другие приглашенные лица. Свою приветственную речь премьер-министр посвятил перспективам развития исторической науки в стране и роли архивов в научно-историческом исследовании. На сессии обсуждались результаты работы Комиссии и ее задачи в области развития национальной культуры. С тех пор архивное дело в Индии сделало большие успехи в своем развитии. Основными учреждениями, действующими в этой области, в общенациональном масштабе, по-прежнему являются Индийская комиссия исторических архивов и Национальный архив Индии, тесно связанные между собой. Комиссия в основном сохранила устав 1942 г. Ежегодно в одном из крупных городов происходят сессии Комиссии, где обсуждаются итоги работы и предстоящие задачи. Предложения Комиссии через министерство просвещения (представляются правительству. Важное место на сессиях отводится научным докладам по вопросам истории и организации архивного дела. Сессия сопровождается выставкой исторических документов, преимущественно из архивов того штата, где происходит сессия, и из других архивов по истории данного штата. Два раза в год собирается Комитет исторических исследований и публикаций. В остальное время действует секретариат Комиссии, подчиненный директору Национального архива. Каждый член Комиссии в свою очередь содействует претворению в жизнь рекомендаций ее в месте его постоянного пребывания и работы. Одной из важнейших задач Комиссия считала создание единого органа управления архивным делом Индии. Однако до последнего времени препятствием является нежелание правительств отдельных штатов ограничить свои прерогативы. Выдвинутое в 1948 г. и направленное на рассмотрение правительств штатов предложение о создании Главного архивного управления не было принято. Обсуждая этот вопрос на сессии в декабре 1949 г., Комиссия выдвинула проект создания Всеиндийского архивного совета с функциями организационного, методического и технического руководства и правом инспекции. По этому вопросу велись переговоры с правительствами штатов. С 1950 г. директору Национального архива, являющемуся и непременным секретарем Комиссии, предоставлено право инспекции архивов штатов. Комиссия заботится об учреждении в архивном деле страны основных принципов научного архивоведения. По ее настоянию повсеместно в архивах был принят принцип недробимости фондов, предложение университетских кругов систематизировать материалы по языкам и тематическим группам было отклонено. Большое внимание уделяется развитию Национального архива Индии. В основу его развития положена программа, выработанная Комиссией исторических архивов и имеющая целью добиться превращения Национального архива в хранилище, стоящее на уровне современных требований, и в то же время в главный центр исторических исследований. В выполнении этой программы уже достигнуты большие успехи.

    Национальной архив был образован на базе бывшего Архива Империи. Его содержание значительно пополнилось. После освобождения Индии в него были переданы фонды центральных учреждений английского правительства Индии, а также фонды резиденций и политических административных учреждений по 1947 г. Все это материалы огромной важности для изучения истории страны и в то же время они представляют большой практический интерес для современных политических и хозяйственных учреждений. Фонды Национального архива охватывают историю страны за время управления ею Ост-Индской компанией, а затем коронным правительством Англии. Более ранний период освещен в материалах резиденций Компании, в основном они идут с середины XVIII в., но есть и более ранние: материалы резиденций Мадрас и Хайдерабад восходят ко второй половине XIII в. Материалы резиденций и центральных учреждений Ост-Индской компании дают богатый материал по истории колониального грабежа и угнетения народов Индии в этот период. Большой интерес представляет переписка компании с правителями индийских государств. Хорошо освещены в документальных материалах события истории восстания сипаев 1857 г., имеются прокламации, письма и другие бумаги Нана-Сахиба и других предводителей сипаев и обширная документация английских властей по подавлению восстания. Документальные материалы по истории страны за последнее столетие колониальной зависимости - с 1857 по 1947 гг. - находятся, прежде всего, в фондах центральных учреждений правительства Индии. Особенно важны материалы Политического департамента по внутренним и внешнеполитическим вопросам. Для экономики страны и истории социально-экономических отношений особенно большое значение имеют фонды министерства финансов, департамента государственных сборов, таможенного, кадастрового и других хозяйственных управлений.

    В материалах Национального архива находит отражение и история других стран Азии. Индия была опорным пунктом английской политики в Азии. Сохранились документы о дипломатических сношениях английских правительств в Индии с различными государствами, история английских колониальных захватов в Индо-Китае, политика по отношению к Китаю и др. Очень интересны записки английских путешественников и агентов, побывавших в разных районах Азии. В архиве имеются собранные английскими властями сведения о среднеазиатских землях российской империи с начала XIX в., обзоры о среднеазиатской торговле, военно-топографические сведения, материалы английских агентов в Хиве, Бухаре и других местах. Национальный архив обладает одним из крупнейших собраний документов по истории Китая и англо-китайских отношений, в его фондах есть сведения и по истории Индо-Китая, Малайского архипелага и других стран.

    Чрезвычайно разнообразен языковый состав документов архива: в нем есть документы на языках хинди, санскрите и других языках Индии, материалы колониальной администрации на английском языке, документы на персидском, арабском и других языках. Помимо фондов, поступающих из учреждений, Национальный архив приобретает рукописи и документы путем покупки у частных лиц. В течение последних лет архив проводит большую работу по выявлению и микрофильмированию документов по истории Индии в архивах других стран. Так, уже имеются микрофильмы почти всего фонда голландской, Ост-Индской компании, хранящегося в государственном архиве в Гааге. Много материалов микрофильмируется в Лондоне, где находятся фонды английской Ост-Индской компании, министерства по делам Индий, колониальные бумаги в бывшем Архиве государственных бумаг и др.; ведется работа и в Париже - в Национальном архиве и Национальной библиотеке. Здание Национального архива Индии реконструировано и дополнено современным оборудованием. При Национальном архиве была организована лаборатория, ведущая исследовательскую работу в области обеспечения сохранности материалов. Лаборатория имеет современное оснащение, ламинатор, аппаратуру для окуривания документальных материалов и т.п. Помимо обычных проблем лаборатории приходится сталкиваться с рядом специфических вопросов, как, например, режим хранения документальных материалов в условиях тропического климата, хранения и реставрации документов на пальмовых листьях и др. Лаборатория Национального архива не только обслуживает нужды самого архива, но и оказывает большую помощь другим архивам и рукописным собраниям.

    В 1948 г. был открыт филиал Национального архива в г. Бопале, где сосредоточены материалы бывших правителей и резидентов Бопала. Наибольшую ценность в этом хранилище представляет большое собрание документов по истории восстания сипаев. Почти во всех штатах Индии имеются центральные архивы, хотя в их организации, подчиненности и т. д. существуют некоторые различия, поскольку правительства штатов решают эти вопросы независимо друг от друга. Некоторые архивы штатов представляют собой обширные хранилища, располагающие хорошими помещениями и ценными документальными материалами. Таковы, например, центральные архивы Мадраса, Бомбея, Хайдерабада. В этих архивах хранятся фонды архивов правительств провинций и штатов, существовавших при прежнем режиме, имеются в них материалы к Ост-Индской компании, старинные рукописи и грамоты.

    Очень важную проблему в архивном деле Индии представляет судьба архивов бывших индийских княжеств, прекративших свое существование в связи с изменением гос. строя и административного деления страны. Комиссией исторических архивов был поставлен вопрос об обязательной передаче этих архивов в гос. архивы, поскольку они содержат материалы, относящиеся к истории страны в целом; ценность их исключительно велика, а хронологически они часто старше материалов английской администрации. По сведениям Комиссии среди них имелись архивы, располагавшие документами, восходящими к ХШ в. В штатах проведена большая работа по концентрации этих архивов, хотя материалы самого последнего времени частью переданы местной администрации. Так, правительство Бомбея сосредоточило архивные материалы прежних княжеств в гг. Бомбее и Пуне, исключение составляют княжества Бароха и Колхапур, где уже существовали благоустроенные архивы, сконцентрировавшие материалы до 1884 г. Эти архивы остались на своих местах, сделавшись филиалами центрального архива в Бомбее. В центральном архиве Мадраса сосредотачиваются материалы княжеств до 1857 г., хранение более поздних материалов предусмотрено на местах. Подобные меры принимаются и в других штатах. В Раджастане, где была образована федерация княжеств, последние сохранили и свои архивы. Однако здесь предусмотрено создание центрального архива для них в будущем.

    Комиссия обращает большое внимание и на те документальные материалы бывших князей, которые остались в их фамильных архивах. В этой работе основные задачи ложатся на местные архивные комитеты. Ведутся переговоры с княжескими семьями, обладающими архивами, и по договоренности принимаются меры к обеспечению сохранности последних, их каталогизации доступу к ним исследователей, а по мере возможности и к сосредоточению их в гос. архивах. Комиссия и местные комитеты считают важной задачей обеспечение сохранности и концентрацию документов бывших заминдаров, талундаров и набобов. Об атом довольно подробно было сказано представителем Индии на конгрессе архивистов во Флоренции в 1956 г. В некоторых штатах (Мадрас, Хайдерабад и др.) предусмотрены и некоторые меры правительственной опеки над этими архивами. По представлению Комиссии правительство Индии особым законодательным актом ограничило вывоз документальных материалов за пределы страны. Местные архивные комитеты ведут работу по выявлению и приобретению исторических документов, по организации микрофильмирования, оказывают консультативную помощь местным архивам в описании материалов, выступают посредниками между архивами, пропагандируют архивное дело. Таким образом, их деятельность затрагивает как область государственных, так и частных архивов. Комитет исторических публикаций и исследований систематически печатает сведения о выявленных и приобретенных местными комитетами документах.

    В современной Индии придается большое значение широкому использованию архивов, в первую очередь для развития исторической науки и культуры вообще. В архивах ведется работа по облегчению труда исследователей. Важным вопросом является допуск исследователей к документальным материалам. Сейчас в Национальном архиве и в большинстве архивов штагов доступны материалы 50-летней давности. Для допуска к более поздним материалам необходимо разрешение заинтересованного ведомства.

    В целях подготовки историков, владеющих методами работы с документальными материалами, правительство в 1954 г. установило шесть стипендий, для командированных университетами аспирантов, изучающих в Национальном архиве опыт таких исследований. Преступлено к публикации сведений о темах, по которым велись в архивах исследования в специальном ежегодном бюллетене Национального архива. Необходимым условием успешного использования документов является наличие справочного аппарата по их составу. В архивах Индии имеется программа издания справочных пособий по наиболее важным группам материалов. Так, издана опись источников по истории восстания сипаев, индекс (указатель) к материалам Политического управления английского правительства Индии в Национальном архиве, печатают описи и архивы штатов (например, архив Бомбея). Намечен к изданию и издается ряд серий сборников документов, предусмотренных планом, который разработал Комитет исследований и публикаций. Уже вышли в свет несколько томов издания "Переписка Форт-Уильям - Ост-Индская компания".
    §2. Проблемы организации национальных архивов в странах Африки

    (к югу от Сахары)
    Поскольку архивная служба, хотя бы в лице одного государственного центрального архива признана уже повсеместно, необходимой принадлежностью современного государства, освобождавшиеся от колониальной зависимости государства Африки также стояли перед лицом этой проблемы. Она имела для них тем большую важность, что была связана с перспективами развития национальной исторической науки, с задачей изучения национальной истории, искажавшейся в течение долгого времени авторами стран-колонизаторов, в то время, как туземная интеллигенция не имела широкого доступа к документальным источникам. При господстве колонизаторов архивы колониальных учреждений рассматривались как придаток и инструмент администрации и, находясь в руках чиновников, не имели научного устройства. Лишь в последний период их господства начинали в некоторых местах приниматься меры к частичной концентрации материалов, рассеянных по отдельным ведомствам, и установлению над ними некоторого надзора. Так в 1946 г. началась концентрация в центральный архив материалов по управлению колонией Западная Беры (Гана), в 50-х же годах делались попытки концентрации материалов в Кении, не выходившие, впрочем, за рамки склада документов. В Гвинее собиранием материалов по истории территории занимался "Гвинейский центр французского института Черной Африки". Однако все эти мероприятия стояли очень далеко от понятия государственной архивной службы,

    Лишь после того, как страны Африки, добившись освобождения, стали создавать свою национальную государственность, был поставлен вопрос о создании национальных архивов, способных удовлетворить практические нужды молодой администрации в информации разного рода и вообще в обеспечении преемственности в деятельности технических ведомств, а также создать источниковедческую базу для исторических исследований. В 1954 г. создается Национальный архив Нигерии, в 1955 - оформлен законом Национальный архив в Гане. В 1958 г. организуется архивная секция, позднее Национальный архив Мальгашской республики, а также в Гвинейской, где Национальный архив представляет собой одну из специальных служб Национального института Исследований и Документации, вместе с Национальной библиотекой, музеем и др. С июня 1961 г. он (институт) подчинен непосредственно президенту республики. В начале 1960-х гг. законодательство об организации национальных архивов принимается правительствами Кении и Танзании, а также ряда других государств. При разработке законодательства об архивах правительства африканских стран использовали частично известный им опыт стран Европы и Америки и такие ярко выявившиеся тенденции современного архивного дела, как установление некоторого контроля над архивами действующих учреждений. Большинство законов предусматривает самостоятельное ведомственное положение национальных архивов с подчинением непосредственно главе правительства или государственному секретариату, хотя на практике сразу же появились отклонения от этих норм с "временным" подчинением архивов исполнительным учреждениям вплоть до министерства сельского хозяйства (Танзания). При организации национальных архивов предусматривалось научное использование документальных материалов исследователями, обычно с принятой на Западе ограничительной датой в 30-50 лет.

    Однако создание и деятельность национальных архивов в молодых государствах Африки связана с рядом специфических трудностей и осложнений. Не говоря уже об очень сложной внутриполитической обстановке во многих странах, явившейся наследием колониального прошлого и новых интриг неоколониалистов, остановимся на некоторых трудностях, непосредственно связанных с деятельностью архивов. Прежде всего, архивисты Африки оказались в очень невыгодном положении при формировании состава национальных архивов, т. е. комплектования их документальными материалами. Отложение документальных материалов на территории колоний началось лишь после создания постоянной колониальной администрации, а учитывая, когда происходил раздел Африки между европейскими державами, становится ясно, что материалы эти весьма поздние. Самые ранние - у Ганы, поскольку там постоянная администрация создалась уже в 1843 г. Архиву Ганы "повезло" еще и в том, что в него попала часть переписки Африканской торговой компании за 1775-1820 гг. Однако, это редкое исключение. Как правило, на территории африканских колоний южнее Сахары формирование аппарата управления относится лишь в 1880-1890-м гг. и с этого времени датируются также оставшиеся документальные материалы. К этому надо добавить, что часть материалов не дошла до нашего времени из-за плохих условий хранения. Так, в Гвинее администрация держала ненужные в текущем делопроизводстве материалы в пустом складе на о. Тумба в Гвинейском заливе, напротив Конакри, где материалы сильно страдали от влажности. В некоторых местах архивы уничтожались пожарами, например, в начале 1930-х гг. пожаром были истреблены бумаги секретариата администрации Берега Слоновой Кости (Кения). (Управление британскими колониями в Африке строилось по единой схеме: главным управлением был Политический департамент, называемый обычно "Администрация" во главе с Генеральным секретарем, в секретариате "Администрации" хранились и ее архивы. Администрация осуществляла свой контроль над страной через сеть провинциальных управлений, возглавляемых провинциальными комиссарами, а провинция делилась на районы, управляемые районными комиссарами. Параллельно с политической администрацией и под ее контролем действовали департаменты, ведавшие отдельными отраслями - финансы, сельское хозяйство, просвещение и т.п. Они также обладали сетью соответствующих местных органов. Существовали также органы юстиции, а также консультативные комитеты - Исполнительный и Законодательный, к участию в которых допускались и некоторые представители местного населения. В целом вся администрация возглавлялась губернатором.)

    Но самым опасным для архивов оказался момент, предшествующий передаче их (на основании официальных актов, излагающих условия, формы и процедуры образования независимых государств) из рук колониальных властей представителям национальной администрации. Колониальные чиновники, пользуясь выгодами своего положения, в большинстве случаев использовали подготовительный период к передаче власти для массового вывоза и уничтожения документальных материалов. Эго имело место повсюду, хотя и в разной степени. Например, в Гане и Нигерии архивы сохранились, в общем, удовлетворительно, если изъятия и имели место (предполагать это имеются все основания), они делались тайно и в ограниченных масштабах. Наоборот, в Кении документы Секретариата были в значительной части вывезены (что, в конце концов, было признано), а оставшиеся подверглись массовому уничтожению. В Гвинее после референдума 28 сентября 1958 г. наблюдалась аналогичная картина: документальные материалы, особенно последних лет, сжигались, часть была сброшена в море, многие вывезены в Дакар и Францию. При этом особенно везде пострадали фонды органов политического управления, что, разумеется, легко объяснимо. Материалы отраслевых, "технических" департаментов пострадали меньше, однако они не имеют того же значения для политической истории колониального периода, как архив секретариата. В этих условиях особое значение приобретает концентрация в возможно короткие сроки материалов провинциальных и районных комиссаров, в которых частично отражена документация центральной администрации и которые имеют большое значение для изучения конкретной истории тех или иных территорий. Но концентрация этих фондов, разбросанных на огромных пространствах с плохими путями сообщения требует больших усилий и средств и не может быть осуществлена быстро, а между тем эти материалы постоянно находятся под угрозой гибели, как от тяжелых климатических и других природных условий, так и от непонимания их значения со стороны местных органов управления, для которых понятие исторической ценности документов колониального периода не всегда доступно. О материалах военных учреждений в колониях говорить не приходится: они вывозились в метрополии полностью.

    Таким образом, африканским архивистам с самого начала приходится считаться с определенной неполнотой фондов, даже в лучшем случае. Принимаются меры к тому, чтобы дополнить их материалы из других источников. Национальный архив Гвинеи получил в 1961 г. архив владельца первого Фотоателье в Конакри, существующего с 1898 г., содержащий много портретов, снимков городских пейзажей и т.п., так было положено начало фототеке Национального архива. Но как бы то ни было - местные архивы в основном обладают материалами по истории народов Африки лишь с конца XIX в. Понятно, какой невыгодный контраст представляют они по сравнению с европейскими архивами, хранящими документы за несколько столетий - и в том числе некоторые материалы по истории внеевропейских стран. Проблема дополнения своих архивов копиями материалов из архивов других стран по истории своего народа стоит гораздо острее, чем в Европе или в других местах. Взоры африканских историков и архивистов обращаются к богатым архивам колониальных и военно-морских министерств, торговых компаний и т. д., находящимся в государственных и ведомственных хранилищах Лондона, Парижа, Гааги, Мадрида, Лиссабона, Брюсселя и др., так же как и к крупным рукописным коллекциям, которые, например, в Британском музее, в Бодлеанской библиотеке, содержат немало источников об Африке. Первые сношения европейцев с африканцами начались в конце XV-XVI вв., документальные же материалы гос. архивов европейских столиц сохранили источники о них в основном с конца XVI-ХVII вв. Какой контраст с африканскими архивами, с их материалами менее чем столетней давности! И в этой области прошлое оставило свои следы, сохранило неравное положение. Поэтому одна из очень важных задач - комплектование национальных архивов Африки копиями документов из зарубежных архивов. На первый взгляд она не очень сложна, поскольку в пределах ограничительных дат в европейских гос. архивах обычно предоставляется возможность знакомиться с несекретными материалами колониальных архивов и других подобных учреждений, хотя имеются и исключения - так Португалия наотрез отказалась даже сообщить сведения о материалах по истории ее колоний в гос. архиве Лиссабона. Но весь процесс выявления документов, а затем выполнения заказов на изготовление микрофильмов требует высококвалифицированных кадров, больших финансовых затрат и значительного времени. Поэтому, хотя некоторые страны и начали эту работу, все же она находится еще на первом своем этапе. Приходится считаться и с тем, что даже в наилучшем варианте, при удовлетворительной сохранности и концентрации фондов колониальной администрации и документации новейшего времени, на местах почти невозможно было найти специалистов, знающих вопросы техники и методики архивного дела. При этих условиях многим правительствам африканских стран пришлось на первых порах встать на путь привлечения к руководству своими архивами европейских специалистов, вербуемых при посредничестве ЮНЕСКО, с тем, чтобы в дальнейшем получить национальные кадры путем практического обучения в архивах и стажировки заграницей. Если в Гане с самого начала Национальный архив возглавлял Дж.М. Акита, местный житель, работавший в архиве еще при английской администрации, то национальные архивы Нигерии, Кении и Танзании возглавлялись в течение ряда лет английскими архивистами, много сделавшими для постановки архивного дела на современном уровне.

    Наконец, серьезную сложность представляют технические проблемы, неизбежно связанные с финансовыми. Национальные архивы африканских стран, занимавшие в лучшем случае удовлетворительные временные помещения в административных зданиях, нуждаются в строительстве собственных специальных зданий. В условиях Аррики специальные здания не могут мыслиться без кондиционированного воздуха, что значительно удорожает стоимость строительства и оборудования. И хотя везде строительство таких зданий запланировано, реализация этих планов связана с большими трудностями. То же относится и к вопросу оборудования и снабжения технической аппаратурой. Слабый и напряженный бюджет молодых государств, обремененный неотложными расходами на другие жизненно важные цели, не может обеспечить в должных масштабах архивного дела. В ряде случаев африканские страны обращались за помощью к США и Англии, последние давали обещание покрыть часть стоимости строительства архивных зданий, но это вплетало новое звено в цепь финансовых обязательств, и без того усложняющих экономическое положение молодых государств. Но все же процесс создания национальных архивов народов Африки очень знаменателен и открывает широкие перспективы на будущее. Народы берут в свои руки источники по истории своего прошлого.

    Глава IX. Международные архивные организации и совещания после II мировой войны
    Общее оживление в области архивного дела и наличие ряда актуальных проблем, касающихся архивистов всех стран, создали предпосылки для развития международных связей между архивистами и архивными учреждениями. Вновь возникла идея создания международной архивной организации, осуществленная теперь более успешно, чем в междувоенное двадцатилетие. В 1948 г. при Организации Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО) был образован Международной Совет архивов. Устав формулировал функции этой организации, имеющей целью:

    А) наладить, поддерживать и усилить связи между архивистами всех стран и всеми профессиональными и другими учреждениями, занимающимися хранением, организацией и устройством государственных и частных документальных материалов, где бы они ни находились;

    Б) устраивать периодические международные конгрессы;

    В) всемерно содействовать сохранению, защите и охране от всяких несчастных случаев документации современности; повышать качество всех видов работы с документальными материалами путем организации более широкого обмена мнениями и информацией по всем вопросам архивного дела;

    Г) содействовать облегчению использования документальных материалов и углубленного и беспристрастного изучения их путем более широкого ознакомления с ними общественности, облегчения их доступности при помощи изготовления копий расширение прав доступа;

    Д) содействовать, организовывать и направлять всякого рода деятельность в области архивного дела;

    Е) работать в сотрудничестве со всеми организациями, занятыми документацией человеческого опыта и использованием этого опыта на благо человечества.

    Членами Международного архивного совета могут быть:

    1) "национальные архивные ассоциации и институты" - сюда входят как профессиональные объединения архивистов, так и системы архивных учреждений, от каждой страны может быть представлена лишь одна ассоциация;

    2) отдельные архивные учреждения и архивы;

    3) индивидуальные члены.

    Существует категория почетных членов, это звание присваивается лицам, известным своими заслугами в архивном деле. Руководящим органом Международного совета является Учредительная ассамблея, которая состоит из руководящих работников Совета, членов исполнительного комитета, почетных членов Совета и делегатов от ассоциаций, являющихся членами Совета. Ассамблея собирается в период каждого конгресса и обсуждает вопросы, относящиеся к руководству и деятельности Совета. В период времени между заседаниями Учредительной ассамблеи управление делами Совета осуществляется Исполнительным комитетом, который состоит из председателя Совета, 2 заместителей председателя, 6 членов, которые должны принадлежать к разным странам, генерального секретаря и казначея. Исполнительный комитет проводит 2 заседания во время конгресса и, кроме того, может собраться еще раз в год по предложению председателя или по желанию не менее 5 членов. При Совете существуют постоянные комитеты - финансовый и по выдвижению кандидатур, а также временные комитеты, выбираемые для выполнения какого-либо специального задания или разработки определенного вопроса.

    Основными моментами в деятельности Международного совета архивов являются международные конгрессы архивистов, которые по уставу должны созываться не реже одного раза в пять лет. На каждом конгрессе выставляется для обсуждения 3-4 проблемы, намеченные заранее, обычно на предыдущем конгрессе. По каждой проблеме составляется анкета, которая рассылается архивным учреждениям разных стран. Присланные на анкету ответы служат материалом при составлении докладов, доклады также рассылаются заранее участникам конгресса. На заседании конгресса докладчикам предоставляется слово лишь для краткого резюме, после чего следуют выступления в прениях, а затем происходит осмотр выставки архивных документов и экскурсия участников по некоторым архивам страны, на территории которой происходит конгресс. Таков обычный порядок работы конгресса.

    Первый международный конгресс архивистов происходил в Париже 21-26 августа 1950 г. На нем присутствовали делегаты от 33 стан. СССР и страны народной демократии представлены на этом конгрессе не были. Из многих вопросов, выдвигавшихся к обсуждению на конгрессе, были выбраны четыре вопроса, связанные с наиболее актуальными для архивистов проблемами. Первый доклад, прочитанный одним из ведущих сотрудников Национального архива Франции П. Кайе, под названием «Архивы в процессе их формирования» был посвящен вопросу об архивах действующих учреждений, взятом в широком плане. Вторым вопросом конгресса было применение микрофотографии в архивном деле, получавшей после войны все большее распространение. В качестве докладчика выступал Л. Борн, представитель США. Старейший английский архивист Х. Дженкинсон, в то время стоявший во главе Государственного архива в Лондоне, выступил с докладом "Экономическиеархивы". Если в прежнее время в области частновладельческих архивов в поле зрения историков находились лишь дворянские семейные архивы, то теперь их внимание все более привлекают "экономические архивы", т.е. архивы различного рода капиталистических предприятий. В то же время доступ к ним крайне затруднен, чаще всего просто невозможен, а сохранность ничем не гарантирована. Владельцы рассматривают их лишь с точки зрения своих практических интересов, и поэтому существование таких архивов чаще всего недолговечно. Государство не может влиять на волю владельцев. В Англии законодательством лишь несколько ограничено право владельцев в отношении имеющихся в частных руках документов государственного, официального происхождения - здесь государство имеет право требовать соблюдения секретности. Доклад Дженкинсона фактически отражал беспомощность буржуазных архивистов в отношении архивов, над которыми господствует право частной собственности. Дженкинсон коснулся в своем докладе и других негосударственных архивов - местных, церковных, библиотек - положение которых в Англии приближается к частновладельческим, т.к. они не контролируются государством. Он вкратце познакомил слушателей с деятельностью Британской архивной ассоциации, Национального регистра архивов и сообщил о предполагавшемся в Англии создании центрального управления для руководства архивами местной администрации. Ни в докладе, ни в решениях конгресса не содержалось и не могло содержаться конкретных, далеко идущих предложений в области частных архивов, т. к. их положение определяется лишь волей владельца. Было решено еще раз

    Сагина МаргаритаСергеевна,студентка факультета документоведения и педагогического образования ФГОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», г. Орел[email protected]

    Ермакова Нелли Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры документоведения и документационного обеспечения управления ФГОУ ВО «Орловский государственный университет им.И.С. Тургенева», г. Орел[email protected]

    Особенности развития и становления системы архивного хранения документов за рубежом

    (на примере стран Европы,Америки, Японии и Индии)

    Аннотация.Статья посвящена изучениюразвития архивного дела в странах Европы, Америки, Японии и Индии. На основе выявленных особенностей становления системы архивного хранения документов в зарубежных странах проведены параллели с развитием архивного дела в Российской Федерации.Отмечены общие тенденции и выделены различия.Ключевые слова: архив, архивное хранение документов, архивист, культурные ценности.

    Деятельность архивов всех уровней в Российской Федерации направлена сегодня на укрепление российской государственности через сохранение ее истории, обеспечение общественных потребностей в ретроспективной документной информации .Для более глубокого понимания причинноследственных связей отдельных процессов в архивном деле Российской Федерации, во избежание возможных просчетов при совершенствовании отечественного архивного законодательства необходимо изучениезарубежногозаконодательства, особеннотехстран, чей исторический путь развития наиболее близок нашей стране. Этим и актуальна данная тема, так как обусловлена изучением особенностей ведения зарубежного архивного дела как источника для накопления опыта с последующим применением в отечественном архивном деле. Встала необходимость проанализировать этапы исторического развития архивного дела в отдельных странах и определить значимость архивного дела за рубежом. Этого, на наш взгляд, можно достичь при рассмотрении эволюцию архивного дела в зарубежных странах; выделении особенностей ведения архивного дела за рубежом; проведении параллели с развитием архивного дела в России и зарубежных странах. Для разностороннего освящения нашего вопроса Наблюдения над эволюциейархивного дела в зарубежных странах привели к выводу, что в истории архивного дела существует прямая связь со становлением государства. Наблюдения над эволюциейархивного дела в зарубежных странах привели к выводу, что в истории архивного дела европейских государств, Франции принадлежит особое место . В этой стране впервые была проведена реформа архивного дела, были претворены в жизнь новые взгляды на архивы, их роль в жизни общества и государства. Опыт работы французских архивов в области систематизации и описания документальных материалов оказали большое влияние при разрешении этих вопросов в других странах .Например, в Италииначале XIX века многие изменения происходили под влиянием Франции. В Неаполитанском королевстве 1808 г. был создан Генеральной архив. В 1857г. при Флорентийском архиве создана "Школа палеографии и дипломатики" по примеру парижской школы, но в более узких масштабах. Но Италия отставала от Франции .В странах Латинской Америкиизменения в архивном деле явились следствием крупнейших политических перемен образования в результате борьбы за независимость американских колоний Испании и Португалии ряда самостоятельных государств. К началу XIX века испанские колонии в Америке составляли 4 вицекоролевства, вглавных городах вицекоролевств были сосредоточены были самые крупные архивы. Возникновение архивов типа центральных относится здесь к концу XIX в. В других государствах Южной и Центральной Америки такая частичная централизация архивов до Iмировой войны не была осуществлена .Изучив историю становления архивного дела в США можно сделать вывод, что, как и во многих странах (Франция, Италия и т.д.), архивисты Америки стремились централизовать архивы, для этого использовался опыт Английского архивного дела. В Америке была плохо поставлена делопроизводственная служба, поэтому главной задачей архивистов было создать единый центр, руководящий постановкой делопроизводства и архивов федеральных учреждений . В настоящий момент первоочередной задачей Американских архивных работников является сохранение документов, имеющих историческое значение . Изучение истории архивного дела в разных странах показывает, что в области архивного дела произошли значительные изменения, наблюдается много новых и интересных явлений. Если в ранние периоды важнейшим направлением было появление и распространение в наиболее развитых государствах централизации архивного дела, которая при всей своей ограниченности представляла явление прогрессивное, знаменовавшее высший для того времени этап в организации архивов, обеспечившее значительный подъем в их научной деятельности и в развитии архивоведения, то в новейшее время появляется новая форма, в основе которой лежит общенародная собственность на документальные материалы. Она представляет собой полную всеобъемлющую централизацию архивного дела, обеспечивающую единую научную организацию всех документальных материалов, оперативное руководство ими и эффективное использование в политической, хозяйственной и культурной жизни, научном развитии.Особенности становления системы архивного хранения в странах, весьма удаленных от европейских стандартов, также продиктованы историей развития данных государств. Так история создания современных японских архивов связана с историей становления государства и отражает особенности хранения документов и рукописей в Японии. В Японии очень поздно осознали необходимость создания общенационального государственного архива, однако первое упоминание о библиотеке датируется в 701 г. н.э.. Для понимания роли архива в старой Японии, необходимо знать, чтов стране Восходящего Солнца не совсем четкое разделение понятий архива, библиотеки и музея. И по сути и музей,и библиотека выполняют,отчасти, функции архива. Библиотеки в Япониибыли частными и принадлежали великим полководцам и крупным феодалам правящих династий . Необходимо отметить, что до 1634 года не существовало никакой должности, отвечающей за хранение документов. Позже появились хранители библиотеки. На эту должность было назначено одновременно четыре человека. Количество хранителей варьировало от трех до семи человек. В круг их обязанностей входили обеспечение должного хранения рукописей и ксилографов, карт, схем, обработка информации, контроль за выдачей литературы, реставрация материалов в случае необходимости. В помещениях следили за влажностью, своевременно проветривали хранилища.Инициаторомсоздания первого архива в Японии в стране архива выступил директор библиотеки Судзуки Масати. За образец были взяты старейшие европейские и американские архивы. Первый архив был создан в 1959 г. в префектуре Ямагути. Наиболее крупный в стране Государственный архив Кокурицу Кобунсёкан был открыт лишь в 1971 г..В настоящий момент сотрудники главного архива Японии трудятся над сохранением документов, а также их своевременной реставрацией. В отличие от свободной Японии, Индия до конца XIXв. Являлась английской колонией.

    До того, как Индия стала самостоятельным государством, архивы государственных учреждений находились в руках английских колониальных властей. Для концентрации документальных материалов, вышедших из текущего употребления, прежде всего архивов учреждений ОстИндской компании, ликвидированной после восстания 1857 г., в 1891 г. был образован Архив Империи в г. Калькутте, позднее (в 1926 г.) перенесенный в Дели. Центральный Архив империиявлялся чисто административным, а не научным учреждением, он не был публичным и не был доступным для научной работы. Документальными материалами доколониального периода английская администрация не занималась и не принимала мер к их сохранению. Большинство их погибло в период завоевания Индии или позднее. Масса рукописей разного характера, в том числе и старинных документов, вывозилась в XVIIXIX вв. в Европу и стала достоянием различных коллекций. Позднее собиранием исторических рукописей и документов стали заниматься библиотеки, университеты и другие научные центры на территории самой Индии.Национальной архив был образован на базе бывшего Архива Империи. Его содержание значительно пополнилось. После освобождения Индии в него были переданы фонды центральных учреждений английского правительства Индии, а также фонды резиденций и политических административных учреждений по 1947 г. Все это материалы огромной важности для изучения истории страны и в то же время они представляют большой практический интерес для современных политических и хозяйственных учреждений.Фонды Национального архива охватывают историю страны за время управления ею ОстИндской компанией, а затем коронным правительством Англии. Более ранний период освещен в материалах резиденций Компании, в основном они идутс середины XVIII в., но есть и более ранние: материалы резиденций Мадрас и Хайдерабад восходят ко второй половине XIII в. Материалы резиденций и центральных учреждений ОстИндской компании дают богатый материал по истории колониального грабежа и угнетениянародов Индии в этот период .

    В материалах Национального архива находит отражение и история других стран Азии. Индия была опорным пунктом английской политики в Азии. Также Национальный архив обладает одним из крупнейших собраний документов по истории Китая и англокитайских отношений, в его фондах есть сведения и по истории ИндоКитая, Малайского архипелага и других стран.Чрезвычайно разнообразен языковый состав документов архива: в нем есть документы на языках хинди, санскрите и других языках Индии, материалы колониальной администрации на английском языке, документы на персидском, арабском и других языках. Помимо фондов, поступающих из учреждений, Национальный архив приобретает рукописи и документы путем покупки у частных лиц. В течение последних лет архив проводит большую работу по выявлению и микрофильмированию документов по истории Индии в архивах других стран.В современной Индии придается большое значение широкому использованию архивов, в первую очередь для развития исторической науки и культуры. .В архивах ведется работа по облегчению труда исследователей. Важным вопросом является допуск исследователей к документальным материалам. Сейчас в Национальном архиве и в большинстве архивов штагов доступны материалы 50летней давности. Для допуска к более поздним материалам необходимо разрешение заинтересованного ведомства.Исследование становления системы архивного хранения документов позволило, конечно же, выделить специфические особенности развития архивного дела в той или иной стране, но и дало возможность отметить некоторое сходство. С уверенностью сказать, что настоящее, регламентированное архивное дело появилось в России в XVIIIвеке, также,как и в странах Европы и Америки, а в Индии и Японии архивы появились с опозданием на несколько столетий.Но как наразвитие российских, таки зарубежных архивов влияли экономические, социальные, политические, и культурные преобразования. Во всех странахбыли периоды, когда массово уничтожались документы старого режима, вследствие чего пропадали редкие и крайне важные документы. Но отметим присущее для всех стран в становлении архивного дела стремление к централизации и упорядочению. Также важно подчеркнуть, что дореволюционная Россия была одним из немногих европейских государств, в котором не произошла централизация архивного дела –это одно из отличий становления Российского архивного дела от системы архивного хранения европейских стран.На современном этапеглавной задачей архивистов всех стран является сохранение старинных, исторически значимых документов, что является главным сходством российского и зарубежного архивного дела, когда большое внимание уделяется сохранности культурных ценностей.

    Ссылки на источники1.Антонова К. А., БонгардЛевин Г. М., КотовскийГ. Г. История Индии. М.: Мысль, 1985. 558 с.2.Безбородова И.В. Теория и методика современного архивоведения в США. М.: АСТ,2010.320 с.3.БржостовскаяН.В. Архивы и арх. дело в зарубежных странах.М.: АСТ, 2012. 211с.4.Кальсина Е.А. Французское архивоведение: история, теория, методология (конец XIX века XX век). М.:РГТУ, 2014. 26 c.5.Кабочкина, Т.С. Акулиничева С.Д. Координация архивной деятельности в США в послевоенный период / Т.С.Кабочкина, С.Д.Акулиничева. –М.: АГРАФ, 2011. 153 с. 6.КлейеМишо Р. Архивное дело во Франции. –М.:РИПОЛ, 2011. 101с.7.КодзитэнНихонси. Историческая энциклопедия. Токио, 1997. 572с.8.Кэнкю ДзёсэЦу, Бунсё Мэйдзи, Дайдзёкан. Пределы источниковедения периода киндай -Введение в исследование документов высшего исполнительного органа Дайдзёкан в период Мэйдзи. Токио. 2000. 312с.9.ЛеонтьеваО.Г. Архивы в современном мире. Учебное пособие.Тверь: ЛилияПринт, 2014. 216 с.10.Постановление от 22 декабря 1992 г. № 1006 «Об утверждении положения о государственной архивной службе России».11.Старостин Е.В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах. Свердловск: Воскресенье, 2010. 482 с.

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра отечественной истории РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Архивы и архивное дело в зарубежных странах» СД.Ф.14 направления «Доументоведение и архивоведение» фаультет истории и международных отношений урс IV семестры 7 леции 18 /часов/ зачет 7 семестр пр. занятия 18 /часов/ самостоятельные занятия 44 /часов/ Всего часов 80 Составитель:.и.н., доцент О.В. Баев Кемерово 2013

    2 Рабочая программа дисциплины «Архивы и архивное дело в зарубежных странах» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго пооления по направлению «Доументоведение и архивоведение», утвержденным 20 ноября 2007 г. Рабочая программа обсуждена на заседании афедры. Протоол 6 от «28» января 2013 г. Зав. афедрой отечественной истории В. А. Волче Одобрено методичесой омиссией. Протоол 5 от «27» февраля 2013 г. Председатель методичесой омиссии Л. Ю. Китова

    3 1. Пояснительная записа Цель урса сформировать у студентов научное мировоззрение в области всеобщей истории архивов, познаомить с основными дефинициями и атегориальным аппаратом научной дисциплины, дать общую историчесую харатеристиу развития зарубежного архивоведения, расрыть сущность основных проблем зарубежного архивоведения. Задачи: - дать представление о специфие, заономерностях развития зарубежного архивоведения; - расрыть проблематиу зарубежного архивоведения. Данная программа учитывает достижения последних лет в области теории и методии зарубежного архивоведения, новые подходы его изучению, что привело тому, что программа существенно отличается от традиционного подхода преподаванию. Предпринята попыта отойти от стереотипного изложения урса. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: о роли архивов в жизни зарубежных обществ и значении архивов в системе управления; об автоматизации зарубежного архивоведения. знать: терминологию в области зарубежного архивоведения; нормативные доументы, регламентирующие составление и оформление доументов, и порядо работы с ними; технологию, применяемую при организации работы с доументами в зарубежных архивах; порядо проведения эспертизы ценности доументов в зарубежных архивах. уметь: пользоваться изученными стандартизированными терминами; применять на пратие нормативные и методичесие доументы, регламентирующие организацию зарубежных архивов. Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового подхода организации доументационного обеспечения управления и архивного дела. Учебная дисциплина «Архивы и архивное дело в зарубежных странах» базируется на знаниях, умениях и навыах, полученных студентами при изучении правовых и социально-эономичесих дисциплин, расрывает пратиу зарубежного архивоведения. При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее приладной харатер, поазывать, где и огда изучаемые теоретичесие положения и пратичесие навыи могут быть использованы в будущей пратичесой деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

    4 В процессе обучения целесообразно проводить леционно-семинарсие занятия, деловые игры, тренинги, разбор онретных ситуаций, дисуссии по атуальным проблемам зарубежного архивоведения, работать с методичесими и справочными материалами, применять техничесие средства обучения и вычислительную техниу. При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать заонодательные и нормативные аты, а таже инструтивные и руоводящие материалы министерств и ведомств.

    5 п/ п Наименование разделов и тем 2. Тематичесий план Объем часов Общ Аудиторная ий работа Самостояте льная работа Формы онтро ля 1 Введение в зарубежное архивоведение 2. Архивы древнего мира и античности 3. Становление архивного дела в средние веа 4. Архивы и архивное дело в период Нового времени 5. Происхождение фондового принципа лассифиации доументов 6. Атуальные проблемы современного зарубежного архивоведения 7. Проблемы частных архивохранилищ и их решение в зарубежном архивоведении 8. Международные архивные организации Леции Прати чесие Дополнител ьная литература. Подготова Подготова Подготова Подготова Подготова Реомендов анная дополнител ьная литература Подготова 9 2 2

    6 9. Источнии по истории России и СССР, хранящиеся в зарубежных архивах ИТОГО:

    7 3. Содержание дисциплины Введение Предмет, цели и задачи урса. Взаимосвязь урса с другими историчесими и архивоведчесими дисциплинами. Основные источнии по истории архивов: лассифиация, анализ разновидностей, информативность. Историография всеобщей истории архивов. Возниновение и эволюция терминов «архив», «архивное дело», «архивный доумент», «историчесий источни» в зарубежных странах. Дисуссия о первичности существования: «библиотеа», «архив», «архив-библиотеа». Типология архивов зарубежных стран. Периодизации истории архивного дела. Роль архивов в сохранении социальной памяти человечества. Архивы древнего мира и античности Особенности источниовой базы. Система делопроизводства и организации хранения доументов. Крупнейшие архивы центральных и местных органов власти. Семейные архивы. Условия хранения и организации использования доументальных источниов. Способы использования письменных источниов в древности. Судьба архивов древних государств. Становление архивного дела в средние веа Роль влияния римсой традиции делопроизводства и хранения доументов на территории Западной Европы. Эономичесие, политичесие, ультурные предпосыли создания архивов. «Странствующие архивы» варварсих оролей. Эволюция письменности и совершенствование письма, распространение бумаги. Виды доументов раннего Средневеовья. Архивы светсих и духовных феодалов. Роль городов и церви в организации хранения доументов. Архивохранилища монастырей, цервей и их роль в собирании, хранении и размножении письменных памятниов. Архивы и архивное дело в период Нового времени Архивы в годы Велиой Французсой революции. Основные понятия французсого архивоведения. Архивы современной Франции. Предархивная обработа и хранение доументов. Эспертиза ценности доументов. Оборудование архивов. Научно-справочный аппарат. Архивное образование Происхождение фондового принципа лассифиации доументов Зарождение и основные этапы развития принципа происхождения в лассифиации доументов. Соотношение с предметно-логичесими системами группирови. Степени распространения на различных уровнях организации хранения доументов государственного аппарата. Фаторы, способствовавшие теоретичесому обоснованию принципа происхождения.

    8 Атуальные проблемы современного зарубежного архивоведения Сладывание ведомственной организации архивного дела. Крупные ведомственные историчесие архивы. Появление новых разновидностей доументов. Централизация архивов правительственных учреждений. Формирование оллеций историчесих доументов. Разработа принципов и методи зарубежного архивоведения. Роль архивных шол в сладывании теории архивоведения и археографии. Совершенствование научно-справочного аппарата. Влияние историчесой науи на теорию и пратиу архивоведния. Оформление архивного дела в специальную отрасль государственного управления и сладывание профессии архивиста. Проблемы частных архивохранилищ и их решение в зарубежном архивоведении История архивного дела в США и деятельность современной федеральной архивной службы. Библиотеи-архивы президентов США. Научно-справочный аппарат. Международные архивные организации Зарождение международного сотрудничества до первой мировой войны. Развитие международного сотрудничества архивистов в гг. Международное сотрудничество архивистов после Второй мировой войны. Международный совет архивов и основные направления его деятельности. Источнии по истории России и СССР, хранящиеся в зарубежных архивах Работа отечественных историов в зарубежных архивах по выявлению источниов по истории России и СССР. Деятельность архивных органов и научных учреждений по пополнению Государственного архивного фонда материалами зарубежных архивов по отечественной истории после 1917г. Архивная "Россиа" за рубежом.

    9 4. Основная литература Сведения об учебниах Наименование, гриф Автор Год издания Алесеева, Елена Виторовна. Архивоведение [Тест] : учебни / Е. В. Алесеева, Л. П. Афанасьева, Е. М. Бурова; под ред. В. П. Козлова, с. Алесеева Е. В. Количество эземпляров в библиотее на момент утверждения программы Дополнительная литература 1. Архивное дело в Народной Республие Болгарии. Обзор. М., Архивное дело в Польсой Народной Республие. М., Архивное дело в Социалистичесой Федеративной Республие Югославии. Реферативный обзор. М., Архивное дело в Чехословацой Социалистичесой Республие. Реферативный обзор. М., Бржостовсая Н. В. Архивное дело в зарубежных странах. Любое издание. 6. Руссий литературный архив / Под ред. М.Карповича и др. Нью-Йор, Старостин Е.В. Архивное дело во Франции. М., Старостин Е.В., Чудиновсих В.А. Архивы и архивное дело в зарубежных странах. Свердловс, Старостин Е.В. История России в зарубежных архивах. М., Старостин Е.В. Международные архивные организации и их деятельность: Учеб. пособие. - М., 1989

    10 5. Формы теущего, промежуточного и рубежного онтроля Примерный перечень вов эзамену 1. Основные источнии по истории архивов: лассифиация, анализ разновидностей, информативность. 2. Историография всеобщей истории архивов. 3. Возниновение и эволюция терминов «архив», «архивное дело», «архивный доумент», «историчесий источни» в зарубежных странах. 4. Дисуссия о первичности существования: «библиотеа», «архив», «архив-библиотеа». 5. Типология архивов зарубежных стран. 6. Периодизации истории архивного дела. 7. Роль архивов в сохранении социальной памяти человечества. 8. Особенности источниовой базы в древности. 9. Система делопроизводства и организации хранения доументов в древности. 10. Крупнейшие архивы центральных и местных органов власти в древности. 11. Семейные архивы в древности. 12. Условия хранения и организации использования доументальных источниов в древности. 13. Способы использования письменных источниов в древности. 14. Судьба архивов древних государств. 15. Роль влияния римсой традиции делопроизводства и хранения доументов на территории Западной Европы. 16. Эономичесие, политичесие, ультурные предпосыли создания архивов. 17. Виды доументов раннего Средневеовья. 18. Архивы светсих и духовных феодалов. 19. Роль городов и церви в организации хранения доументов. 20. Архивохранилища монастырей, цервей и их роль в собирании, хранении и размножении письменных памятниов. 21. Архивы в годы Велиой Французсой революции. 22. Основные понятия французсого архивоведения. 23. Предархивная обработа и хранение доументов. 24. Эспертиза ценности доументов. 25. Оборудование архивов. 26. Научно-справочный аппарат. 27. Архивное образование. 28. Зарождение и основные этапы развития принципа происхождения в лассифиации доументов. 29. Фаторы, способствовавшие теоретичесому обоснованию принципа происхождения. 30. Сладывание ведомственной организации архивного дела.

    11 31. Крупные ведомственные историчесие архивы. 32. Появление новых разновидностей доументов. 33. Централизация архивов правительственных учреждений. 34. Формирование оллеций историчесих доументов. 35. Разработа принципов и методи зарубежного архивоведения. 36. Роль архивных шол в сладывании теории архивоведения и археографии. 37. Влияние историчесой науи на теорию и пратиу архивоведния. 38. Оформление архивного дела в специальную отрасль государственного управления и сладывание профессии архивиста. 39. Библиотеи-архивы президентов США. 40. Зарождение международного сотрудничества до первой мировой войны. 41. Развитие международного сотрудничества архивистов в гг. 42. Международное сотрудничество архивистов после Второй мировой войны. 43. Международный совет архивов и основные направления его деятельности. 44. Работа отечественных историов в зарубежных архивах по выявлению источниов по истории России и СССР. 45. Деятельность архивных органов и научных учреждений по пополнению Государственного архивного фонда материалами зарубежных архивов по отечественной истории после 1917г. 46. Архивная "Россиа" за рубежом.

    Малым бизнесом Костанайсого филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ» Версия доумента - 1 стр. 1 из 11 Эземпляр КОПИЯ НА еного совета филиала I ОТ «/ $» есич&хи 20_/ г. 1Т0ль ученого совета Р.А. Тюлегенова Рабочая программа

    Лист 1 из 11 УТВЕРЖДАЮ Деан фаультета эономии, управления и права Коотов С.А. 201 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В.ДВ. 1 1 Бизнес - планирование основной образовательной программы высшего

    Цели и задачи изучения дисциплины Целями освоения дисциплины «Основные направления современной лингвистии» являются: формирование представления о современных направлениях современной лингвистии и их места

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УТВЕРЖДАЮ Деан фаультета (Подпись) (Фамилия, инициалы) 20_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    Пенза, 2015 1 1. Цели освоения дисциплины Целью изучения дисциплины «История математии» является формирование общеультурных омпетенций: (ОК-2) и общепрофессиональных омпетенций (ОПК-2) способность анализировать

    1 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Основы оммуниативной ультуры» являются: - развитие оммуниативной омпетентности у студентов» и подготова их профессиональной деятельности в условиях

    Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование общеультурных омпетенций. 2. Место дисциплины в струтуре ОПОП специалитета Дисциплина «История» (С..5) относится базовой части

    Тувинсий государственный университет Тувинсий государственный университет Содержание стр 1. Пояснительная записа 3 2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине/модулю 4 3. Место дисциплины

    2 1.1. Цель учебной дисциплины «Б3.Б.14 Финансовое право» (од и название исциплины) 3 Целью изучения дисциплины «Б3.Б.14 Финансовое право» является ознаомление студентов с основами финансовой политии государства,

    1. Цели и задачи изучения дисциплины формирование у аспирантов представления о тесте а об объете лингвостилистичесого исследования; усвоение аспирантами информации о сущности теста, его понятиях и атегориях;

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Этно-онфессиональные особенности историчесого процесса» являются: овладение теоретичесими основами и базовым понятийным аппаратом дисциплины; изучение

    Рабочая программа дисциплины Б1.Б.15 «Безопасность жизнедеятельности» составлена на основании: 1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготови 35.03.07

    Раздел 1. Пояснительная записа. Пояснительная записа Исходными доументами для программы являются: 1. Федеральный заон Российсой Федерации от 29.12.2012 г., 273-ФЗ «Об образовании в Российсой Федерации»;

    Рабочая программа дисциплины утверждена Ученым советом института 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной

    1. 1 Цели освоения дисциплины Целями освоения учебной дисциплины «Инженерная и омпьютерная графиа» являются базовая подготова студентов дальнейшему изучению дисциплин данного направления и готовности проетно-онструторсой

    Министерство образования и науи Российсой Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайсий государственный университет» Юридичесий фаультет Кафедра

    СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записа 1. Учебно-тематичесий план 2. Содержание дисциплины 3. Учебно-методичесие обеспечение по дисциплине 4. Формы теущего, промежуточного и рубежного онтроля

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайсий государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайсий государственный университет)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УТВЕРЖДАЮ 15 сентября 2011 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (АРХИВНОЙ) ПРАКТИКИ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра

    1 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Регулирование рына труда и занятости населения в регионе» является определение сущности, струтуры, механизмов фунционирования и особенностей рына

    ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайсий государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий

    Специфиация онтрольных измерительных материалов для проведения диагностичесих тематичесих работ по подготове ГИА-9 по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (основная шола) 8 ласс п/п 1 Файловая система персонального омпьютера.

    Этап формирования омпетенции (разделы, темы) Формируемая омпетенция ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ). Общие сведения 1. Кафедра Педагогии

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинсий государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Костанайсий филиал

    1.1. Цель учебной дисциплины «Б3.Б.3 История государства и права зарубежных стран» (од и название дисциплины) Целью изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» является реализация

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Фаультет педагогии, психологии и социальных нау УТВЕРЖДАЮ Деан фаультета ППиСН А.Б. Тугаров 2016 г. РАБОЧАЯ

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайсий государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

    Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена на основании: 1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Уровень высшего образования подготова

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Горно-Алтайсий государственный университет (ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайсий государственный университет) МЕТОДИЧЕСКИЕ

    Специфиация онтрольных измерительных материалов для проведения диагностичесих тематичесих работ по подготове ОГЭ по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ 1. Назначение КИМ оценить уровень общеобразовательной подготови по

    Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры истории нового времени протокол 9 19

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайсий государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайсий государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайсая государственная аадемия ультуры и исусств Фаультет информационных ресурсов и дизайна Кафедра филологии ЛИТЕРАТУРА

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Воронежский государственный архитектурно-строительный университет УТВЕРЖДАЮ Декан факультета магистратуры (Н.А. СТАРЦЕВА) 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Требования к студентам Приступая к прохождению архивной практики, студент должен владеть общекультурными и профессиональными компетенциями (см. матрицу компетенций,

    1 1. Целями освоения дисциплины «Психология личности» являются: сформировать у обучающихся целостное представление о личности; познаомить учащихся с ее струтурой и заономерностями развития. 2. Место дисциплины

    Федеральное агентство по образованию Российский государственный гуманитарный университет Управление аспирантурой и докторантурой Историко-архивный институт Факультет архивного дела Факультет технотронных

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнечелнинсая средняя общеобразовательная шола» Нижнеамсого муниципального района Республии Татарстан Рассмотрено на заседании МО учителей естественных

    Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет) Кафедра «Государственное,

    2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 38.03.01 Эономиа... 4 2. Место дисциплины в струтуре

    Структура программы: Пояснительная записка: Учебно-методический комплекс нового поколения составлен на основании действующих Государственных стандартов и учебных планов подготовки бакалавров по направлению

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайсий государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Для обучающихся по освоению дисциплины

    2 3 1.1. Цель учебной дисциплины «Б1.Б.3 Эономиа» (од и название дисциплины) Целью изучения дисциплины «Б1.Б.3 Эономиа» является формирование у студентов эономичесого мышления, основой оторого должны стать

    Министерство образования и науки Российской Федерации. Общая информация о дисциплине.. Название дисциплины: История бухгалтерского учёта.2. Трудоёмкость дисциплины по учебному плану очной формы обучения:

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный университет" УТВЕРЖДАЮ Декан (директор) г. История архивов России рабочая

    Специфиация онтрольных измерительных материалов для проведения диагностичесих тематичесих работ по подготове ЕГЭ по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (старшая шола) ласс 11 ласс 1 Системы счисления и определение информационного

    Министерство общего и профессионального образования Ростовской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

    Аннотация рабочей программы дисциплины Б1.Б14 Архивоведение Направление подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение, [Документоведение и документационное обеспечение управления] 1. Цели и задачи

    Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» История конституционализма Учебная программа и методические рекомендации

    Тувинсий государственный университет Содержание 1. Пояснительная записа... 3 2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине/модулю... 3 3. Место дисциплины/модуля в струтуре ООП... 4 4. Объем

    Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кафедра дифференциальных

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УЧЕБНЫЙ ПЛАН УТВЕРЖДЕНО Квалификация: Бакалавр Протокол Ученого Совета РГГУ Форма обучения: очная

    Министерство образования и науки Российской Федерации бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный гуманитарный университет" Федеральное государственное Историко-архивный

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства

    БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета С.Н. Ходин 2008 г. Регистрационный УД- /р. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ Учебная программа

    КИСЛОВОДСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Программа по дисциплине «История экономики» для студентов экономического факультета специальность 060800 «Экономика и управление на предприятии» Кисловодский

    Содержание стр 1 Пояснительная записка 3 2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине 4 3 Место дисциплины в структуре ООП 6 4 Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах 7

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайсий государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

    СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт фонда оценочных средств 2. Характеристика оценочного средства 1. Контрольный опрос 3. Характеристика оценочного средства 2. Письменная контрольная работа 4. Характеристика оценочного

    Читайте также: