Возрастная психология, феноменология развития, мухина. Список использованной литературы. эмоционально-ценностное отношение к себе телесному, к своему имени и к своему индивидуально-типическому психическому Я

Год выпуска: 2006

Жанр: Психология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Возрастная психология изучает особенности психического развития, феноменологию развития личности в детстве, отрочестве, юности и в период зрелости. Несмотря на все богатство фундаментальных исследований, сегодня еще нет целостного описания развития психики человека на этапах его жизненного пути.
Учебник «Возрастная психология» стремится отразить уникальность каждого возрастного момента, показать, как постепенно, год от года ребенок становится человеком, способным реализовывать себя в социальных отношениях, выбирать для себя профессиональную деятельность и осуществлять в общении свои притязания на свободу, права и обязанности, как он становится способным любить, быть верным другом, отстаивать свое достоинство, нести ответственность за себя и других.
Не менее важно понять, как в процессе своего развития ребенок и подросток обретают негативные черты, проявляют себя в противостоянии другим в отчужденных и нетрадиционных формах поведения. Проникновение в глубинные тенденции развития ребенка и подростка (позитивные и негативные) - задача данного учебника.
В книге «Возрастная психология» рассматривается противоречивая по своей сущности феноменология человека: с одной стороны, это тенденция к развитию и противостоящая ей тенденция к покою, с другой - сочетание в одном человека как социальной единицы и человека как уникальной личности. Эти характеристики просматриваются на всех онтогенетических этапах развития человека - в его бытийной жизни и в душевном строе.
В основу учебника положены сложившиеся в отечественной психологии подходы к проблеме психического развития. Показывается, что развитие человека обусловлено успешностью усвоения социокультурного опыта; выявляется ведущая роль воспитания и обучения в психическом развитии ребенка; анализируется принципиальное для этого развития значение разных видов деятельности.

В учебнике «Возрастная психология» проводится мысль о том, что в равные временные промежутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчлененно» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и подростка, показывается усложнение самой духовной жизни.
Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом которой является целостное психическое развитие человека. Поэтому центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимают вопросы, связанные с характеристикой процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности.
В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотрудников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов. Привлекаются также идеи и материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э.Клапареда, З. Фрейда, А. Валлона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера, К. Поппера и других.
В контексте обсуждения условий развития и бытия человека рассматриваются современные исследования и футурологические прогнозы грядущих катастроф и чаяний человечества таких популярных в начале XXI в. авторов, как И.Валлерстайн, С.Хантингтон, Ф. Фукуяма, а также П. Дж. Бьюкенен, Н. Винер, Ж. Гэлбрейт, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас и другие.
В то же время, памятуя о том, что цель учебника - целостное изложение психического развития человека, автор сочла правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а предложить свое понимание этого развития, включив в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие.
Право на такой подход к написанию учебника по возрастной психологии дает учебный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психологии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.
В разделе I излагается авторское понимание условий психического развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуждение исторически обусловленных реальностей существования человека. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как условие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет. Внутреннее пространство психики человека рассматривается в качестве особой реальности, определяющей мотивацию, выбор поведения, способ индивидуальной жизни и внутреннюю позицию личности. Излагается понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момента развития и его этнической принадлежности. Предлагается принципиально новый подход к объяснению механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.
Разделы II, III и IV посвящаются детству, отрочеству и юности. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка, подростка и юноши проводится в соответствии со сформулированными в разделе I общими подходами к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.

«Возрастная психология»


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
Факторы, определяющие психическое и личностное развитие

  1. Условия психического развития и развития личности
    1. Реальность предметного мира
    2. Реальность образно-знаковых систем
    3. Природная реальность
    4. Реальность социального пространства
    5. Реальность внутреннего пространства личности
  2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность
    1. Биологические предпосылки
    2. Взаимодействие биологических и социальных факторов
Механизмы развития и бытия личности
  1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности
  2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности
  3. Взаимодействие идентификации и обособления
Индивидуальное развитие личности
  1. Внутренняя позиция и развитие личности
  2. Социальная единица и уникальная личность
  3. Фактор места как условие развития личности
ДЕТСТВО
Младенчество
  1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития
  2. Собственно младенчество
Ранний возраст
  1. Особенности общения
  2. Умственное развитие
  3. Предметная и другие виды деятельности
  4. Предпосылки формирования личности
Дошкольный возраст
  1. Особенности общения
  2. Умственное развитие
  3. Игры и другие виды деятельности
  4. Детская личность
Младший школьный возраст
  1. Особенности общения
  2. Умственное развитие
  3. Учебная деятельность
  4. Личность ребенка младшего школьного возраста
ОТРОЧЕСТВО
Условия и образ жизни
  1. Социальная ситуация в жизни подростка
  2. Учебная деятельность и ориентация на труд
Особенности общения
  1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции
Умственное развитие
  1. Развитие речи
  2. Развитие высших психических функций
Личность подростка
  1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве
  2. Самосознание в отрочестве
ЮНОСТЬ
Условия и образ жизни
  1. Социальная ситуация
  2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности
  3. Психологические проблемы молодежи как электората
Особенности общения
  1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции
  2. Общение со сверстниками противоположного пола
  3. Раннее материнство и отцовство
Личность в юности
  1. Умственное развитие и ценностные ориентации
  2. Особенности идентификации - обособления в контексте проблем личности
  3. Самосознание в юности

Возрастная психология. Феноменология развития. Мухина B.C.

10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с.

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация-обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.

Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.

Формат: djvu (2006 , 10-е изд., 608с.)

Размер: 6 ,18 Мб

yandex.disk

Формат: doc / zip (1999 , 4-е изд., 456с.)

Размер: 634 Кб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 4
Введение 5
РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие 11
§ 1. Условия психического развития и развития личности 11
1. Реальность предметного мира 12
2. Реальность образно-знаковых систем 24
3. Природная реальность 38
4. Реальность социального пространства 50
5. Реальность внутреннего пространства личности 60
§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность 70
1. Биологические предпосылки 70
2. Взаимодействие биологических и социальных факторов 81
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности 93
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности 95
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности 100
§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления 105
Глава 3. Индивидуальное развитие личности 114
§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности 114
§ 2. Социальная единица и уникальная личность 119
§ 3. Фактор места как условие развития личности 138
РАЗДЕЛ И. ДЕТСТВО 147
Глава 4. Младенчество 149
§ 1. Новорожденное^: врожденные особенности и тенденции развития 150
§ 2. Собственно младенчество 155
Глава 5. Ранний возраст 170
§ 1. Особенности общения 171
§ 2. Умственное развитие 178
§ 3. Предметная и другие виды деятельности 193
§ 4. Предпосылки формирования личности 207
Глава 6. Дошкольный возраст 219
§ 1. Особенности общения 221
§ 2. Умственное развитие 231
§ 3. Игры и другие виды деятельности 271
§ 4. Детская личность 285
Глава 7. Младший школьный возраст 309
§ 1. Особенности общения 311
§ 2. Умственное развитие 329
§ 3. Учебная деятельность 347
§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста 372
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО 410
Глава 8. Условия и образ жизни 413
§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка 413
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд 422
Глава 9. Особенности общения 427
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции 427
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 438
Глава 10. Умственное развитие 445
§ 1. Развитие речи 445
§ 2. Развитие высших психических функций 451
Глава 11. Личность подростка 464
§ 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве 464
§ 2. Самосознание в отрочестве 475
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ 490
Глава 12. Условия и образ жизни 492
§ 1. Социальная ситуация 492
§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности 496
§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората 504
Глава 13. Особенности общения 509
§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции 509
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 527
§ 3. Раннее материнство и отцовство 539
Глава 14. Личность в юности 548
§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации 548
§ 2. Особенности идентификации - обособления в контексте проблем личности 564
§ 3. Самосознание в юности 574
Приложение 589
Рекомендуемая литература 603

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО

Введение

Раздел I. Феноменология развития

Глава 1. Факторы, определяющие психическое развитие

§ 1. Условия психического развития

§ 2. Предпосылки развития психики

§ 3. Внутренняя позиция и развитие

Глава II. Индивидуальное развитие личности

§ 1. Социальная единица и уникальная личность

§ 2. Фактор места как условие развития личности

Глава III. Механизмы развития личности и ее социального бытия

§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности

§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности

§ 3. Взаимодействие идентификации-обособления и типы личностей

Раздел II. Детство

Глава IV. Младенчество

§ 1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития

§ 2. Собственно младенчество

Глава V. Ранний возраст

§ 1. Особенности общения

§ 2. Умственное развитие

§ 3. Предпосылки формирования личности

§ 4. Предметная и другие виды деятельности

Глава VI. Дошкольный возраст

§ 1. Особенности общения

§ 2. Умственное развитие

§ 3. Детская личность

§ 4. Игры и другие виды деятельности

Глава VII. Младший школьный возраст

§ 1. Особенности общения

§ 2. Умственное развитие

§ 3. Личность ребенка младшего школьного возраста

§ 4. Учебная деятельность

Раздел III. Отрочество

Глава VIII. Условия и образ жизни

§ 1. Социальная ситуация в жизни отрока

§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд

Глава IX. Особенности общения

§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции

§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола

Глава X. Умственное развитие

§ 1. Развитие речи

§ 2. Развитие высших психических функций

Глава XI. Личность отрока

§ 1. Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в отрочестве

§ 2. Самосознание в отрочестве

Вместо заключения. Юность.

Примечания

Приложение. Программа курса «Возрастная психология.

4-е издание, стереотипное

УДК 159.922.7/8(075.8) ББК 88.8я73 М92

Рецензенты:

А. В. Петровский;

доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. П. Зинченко;

доктор психологических наук Л. Ф. Обухова

Мухина В. С.

М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408-0

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онто­генеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ре­бенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяю­щих развитие личности и ее социальное бытие.

Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педа­гогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют пробле­мы возрастной психологии.

УДК 159.922.7/8(075.8) ББК88.8я73

ISBN 5-7695-0408-0

©Мухина В. С., 1997 © Издательский центр «Академия», 1997

Студентам психолого-педагогических факультетов МПГУ и Самарского ГУ посвящается

Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия состав­ляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - зна­чит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество.

В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и ду­ховном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми.

Я посвящаю свой труд студенческой молодежи - будущим психо­логам и педагогам, так как именно в этот период жизни человек мо­жет глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально «чувство личности», но и свободно дейст­вовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззре­нием и нравственным чувством, т.е. может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических особенностей воз­раста, предшествующего юности, позволит молодым людям не только составить представление о закономерностях психического развития, но и лучше понять самих себя.

Декабрь 1996г. Москва

Валерия Мухина

В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные про­межутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчленение» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни.

Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом кото­рой является целостное психическое развитие человека. Поэтому цен­тральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпо­сылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенно­стей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.

В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л. С. Выготско­го, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. В. Запо­рожца, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотруд­ников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов и психологов из стран СНГ. Привлекаются также мате­риалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапе-реда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.

В то же время, памятуя о том, что цель учебника – целостное изло­жение психического развития человека, автор счел правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а пред­ложить свое понимание этого развития, включая в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие. Право к такому под­ходу при написании учебника по возрастной психологии дает учеб­ный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психоло­гии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.

В первом разделе излагается авторское понимание условий психи­ческого развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуж­дение исторически обусловленных реальностей существования чело­века. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как усло­вие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет и в течение всей жизни.

Формируется понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момен­та развития и его этнической принадлежности. Предлагается принци­пиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.

Второй и третий разделы посвящаются соответственно детству и отрочеству. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка и отрока проводится сквозь сформулированные в первом разделе общие подходы к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.

Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития

От автора 4
Введение 5
РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие 11
§ 1. Условия психического развития и развития личности 11
1. Реальность предметного мира 12
2. Реальность образно-знаковых систем 24
3. Природная реальность 38
4. Реальность социального пространства 50
5. Реальность внутреннего пространства личности 60
§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность 70
1. Биологические предпосылки 70
2. Взаимодействие биологических и социальных факторов 81
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности 93
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности 95
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности 100
§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления 105
Глава 3. Индивидуальное развитие личности 114
§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности 114
§ 2. Социальная единица и уникальная личность 119
§ 3. Фактор места как условие развития личности 138
РАЗДЕЛ II. ДЕТСТВО 147
Глава 4. Младенчество 149
§ 1. Новорожденное: врожденные особенности и тенденции развития 150
§ 2. Собственно младенчество 155
Глава 5. Ранний возраст 170
§ 1. Особенности общения 171
§ 2. Умственное развитие 178
§ 3. Предметная и другие виды деятельности 193
§ 4. Предпосылки формирования личности 207
Глава 6. Дошкольный возраст 219
§ 1. Особенности общения 221
§ 2. Умственное развитие 231
§ 3. Игры и другие виды деятельности 271
§ 4. Детская личность 285
Глава 7. Младший школьный возраст 309
§ 1. Особенности общения 311
§ 2. Умственное развитие 329
§ 3. Учебная деятельность 347
§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста 372
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО 410
Глава 8. Условия и образ жизни 413
§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка 413
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд 422
Глава 9. Особенности общения 427
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции 427
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 438
Глава 10. Умственное развитие 445
§ 1. Развитие речи 445
§ 2. Развитие высших психических функций 451
Глава 11. Личность подростка 464
§ 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве 464
§ 2. Самосознание в отрочестве 475
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ 490
Глава 12. Условия и образ жизни 492
§ 1. Социальная ситуация 492
§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности 496
§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората 504
Глава 13. Особенности общения 509
§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции 509
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 527
§ 3. Раннее материнство и отцовство 539
Глава 14. Личность в юности 548
§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации 548
§ 2. Особенности идентификации - обособления в контексте проблем личности 564
§ 3. Самосознание в юности 574
Приложение 589
Рекомендуемая литература 603

ОТ АВТОРА
Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия состав­ляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - зна­чит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество.
В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и ду­ховном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми.
Я посвящаю свой труд студенческой молодежи - будущим психо­логам и педагогам, так как именно в этот период жизни человек мо­жет глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально «чувство личности», но и свободно дейст­вовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззре­нием и нравственным чувством, т.е. может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических особенностей воз­раста, предшествующего юности, позволит молодым людям не только составить представление о закономерностях психического развития, но и лучше понять самих себя.
Декабрь 1996г. Москва
Валерия Мухина

В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные про­межутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчленение» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни.
Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом кото­рой является целостное психическое развитие человека. Поэтому центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенностей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.
В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотрудников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов и психологов из стран СНГ. Привлекаются также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.
В то же время, памятуя о том, что цель учебника – целостное изложение психического развития человека, автор счел правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а предложить свое понимание этого развития, включая в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие. Право к такому подходу при написании учебника по возрастной психологии дает учебный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психоло­гии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.
В первом разделе излагается авторское понимание условий психического развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуждение исторически обусловленных реальностей существования человека. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как условие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет и в течение всей жизни.
Формируется понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момента развития и его этнической принадлежности. Предлагается принципиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.
Второй и третий разделы посвящаются соответственно детству и отрочеству. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка и отрока проводится сквозь сформулированные в первом разделе общие подходы к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация-обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.

Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.

10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.

Читайте также: