Где используется метод наблюдения. Наблюдение

План

Введение 3

1.Сущность метода наблюдения 4

2.Классификация наблюдений 8

3.Достоинства и недостатки метода наблюдения 12

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трёх основных методов сбора первичной социологической информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод опроса.

В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования.

1.Сущность метода наблюдения

Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать, что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

Наблюдение в социологии - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.

Итак, для того, чтобы превратить визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

  1. вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.
  2. определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:

v объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);

v предмет наблюдения , т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

v категории наблюдения , т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;

v наблюдаемые ситуации , т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

v условия наблюдения , т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);

v единицы наблюдения , то есть, те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

  1. подготовить инструментарий наблюдения:
  • дневник наблюдения , где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;
  • карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);
  • протокол наблюдения методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;
  • · классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;
  • · аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;
  • · программу обработки данных наблюдения.
  1. пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.
  2. составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).
  3. разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.
  4. осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что научное наблюдение отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.

Надёжность (достоверность и устойчивость) данных может быть повышена, если выполнять следующие правила:

Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

Исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

Основное наблюдение может осуществляться несколькими лицами, что тоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей.

2.Классификация наблюдений

Наблюдение в социологии классифицируются по различным основаниям:

v По степени формализованности процедуры

v По степени участия наблюдателя в исследовании

v По месту проведения

v По регулярности проведения.

Рассмотрим виды наблюдений более подробно.

Итак, по степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения.

При нестандартизированном наблюдении большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного рода наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способности быстро переключать внимание. То есть, исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Стандартизированному наблюдению , напротив, свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, а это подразумевает, в свою очередь, повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. В этом случае обязательно наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включённое) и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри». Соучаствующее наблюдение, в свою очередь, может быть открытым и закрытым. Открытому варианту свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), подразумевает, что наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он – один из них. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.

В простом наблюдении наблюдатель регистрирует события «со стороны». Идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабороторные (в экспериментальной ситуации). Эти разновидности наблюдения также предъявляют специфические требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога: в лабораторных наблюдениях , проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях , осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них.

Существуют также систематические, эпизодические и случайные наблюдения (последние два иногда объединяют понятием несистематические).

Случайные , не предусмотренные исследовательской программой, наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога.

Однако эти качества не являются обязательными при систематическом наблюдении , нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения, определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования.

Социологические школы, ориентированные на качественные методы изучения общества используют метод наблюдения как один из центральных самостоятельных методов. Одним из классических примеров в социологии является изучение методом включённого наблюдения жизни бродяг Чикаго Н. Андерсона. История знает и немало других исследований подобного рода: это работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго, 1928). Одним из относительно недавних примеров подобного подхода служит исследование профессора социологии университета Калифорнии в Беркли М. Борового, который в течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России) рабочим на заводах.

Обратимся к одному из классических примеров использования включённого наблюдения для сбора основной информации: работе Уильяма Уайта (1936 – 1939гг.), который и ввёл этот метод наблюдения в научную практику.

Будучи сотрудником Гарвардского университета, Уайт поселился в трущобах одного из американских городов, чтобы изучить образ жизни итальянских эмигрантов, населяющих этот район (он дал ему название Корневиль). Уайта интересовали обычаи эмигрантов, оказывающихся в условиях чужой культуры, их ориентации, взаимоотношения. Район Клорневиля был известен как опасное для чужака итальянское гетто, полное подозрительных банд. Уайт вошёл в местную общину, сказавшись студентом-историком, который намерен описать возникновение Корневиля. Исследователь изучил этот особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Три года он провёл бок о бок с этими людьми, подружился с руководителями двух соперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров. 18 месяцев он прожил в одной эмигрантской семье, так что был окончательно принят как свой человек. Вначале он вёл регистрацию впечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не стеснялся делать записи в самой, казалось бы, не подходящей для этого обстановке; все привыкли видеть его с блокнотом в руках.

3.Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков.

Главным преимуществом этого метода можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают и ряда недостатков.

Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.

Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то их преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы. Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный трактат.

Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?

Нравственный долг социолога, как и врача, - «не вредить» своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдёт нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущу событий наблюдателя.

Тем не менее, неточность результатов, полученных методом наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких как:

  1. Недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое определение категорий наблюдения
  2. Отсутствие органической связи категории наблюдения с гипотезами исследования
  3. Аморфная формулировка условий наблюдения, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения
  4. Преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий
  5. Отсутствие должной апробации инструментария
  6. Не соответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять
  7. Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе обработки данных
  8. Отсутствие классификатора контент-анализа дневников наблюдателей.
  9. И др.

Заключение

Люди обращались к наблюдению как одному из важнейших источников социальной информации, непосредственно воспринимающей и прямо регистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей.

Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (вспомним, например, землетрясение в Спитаке в Армении), сильное нагнетание страстей в обществе или военное противостояние (например, межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне, Косово в Югославии, штурм Белого дома в Москве), наблюдение становится чуть ли не единственным возможном подходом к изучению социальной реальности.

Список литературы

  1. Андрущенко В. П., Волович В. И., Головченко Г. Т., Горлач Н. И., Заздравнова О. И. и др. Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Харьков, 1996.
  2. Гречихин В.Г. Лекции по методике технике социологических исследований: Учебное пособие. М.: МГУ, 1998.
  3. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.
  4. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования. М.: Мысль,1969.
  5. Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории: Учебн. для ВУЗов. – М.: Изд- во НОРМА, 2002.
  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000.
  7. Как провести социологическое исследование. М., 1990
  8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. –М.: Наука, 1994.
  9. Рабочая книга социолога. М.: Мысль, 1983.

Для проверки гипотезы используются методы наблюдения и эксперимента.
Наблюдение как способ познания относится в науке к числу наиболее употребимых. Термин «наблюдение» имеет несколько значений. В обыденном смысле наблюдение обеспечивает возможность ориентироваться в среде, приводить в систему свои поступки в соответствии с изменяющимися условиями. Учебное наблюдение дает школьнику представление о предметах, процессах, зависимостях, количественных, качественных, пространственных характеристиках изучаемого. Поскольку метод наблюдения фигурирует в числе гносеологических инструментов ученых, то встречается и общее определение: наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью отыскания смысла в явлениях . Для того чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого факта, события с целью выявления определенной закономерности. В науке исследовательское наблюдение представляется как один из универсальных инструментов ученого. Наблюдение можно проводить с помощью органов чувств и инструментов.
По данным психологов, чем больше органов чувств задействовано, тем выше продуктивность наблюдения. Человек может охватывать различные стороны наблюдения: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, тактильными ощущениями.
Несмотря на кажущуюся простоту, исследовательское наблюдение отличается достаточной сложностью, имеет свои ступени совершенствования и условия продуктивности. Трудность данного метода заключается в том, что исследователю необходимо выделять наблюдаемое явление из общей картины тех явлений и процессов, на фоне которых оно происходит. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе в
условиях прямой и обратной связи исследователя с объектом наблюдения.
Наблюдение дает науке новые факты, которые невозможно объяснить в рамках теории. Попытки объяснить результаты наблюдения стимулируют развитие познавательной и творческой активности, способствуют развитию личности исследователя.
Сущность наблюдения состоит в том, что в сознании исследователя последовательно отображаются и фиксируются состояние и изменение изучаемого объекта, его количественные, качественные, структурные, признаковые, векторные, динамические перемены . При этом метод наблюдения может использоваться как самостоятельный способ решения исследовательской задачи, а также как составная часть других методов.
Для того чтобы разобраться в содержании исследовательского метода наблюдения, необходима его группировка. Можно, например, объединить наблюдение по типу связи исследователя с объектом изучения и выделить такие его разновидности, как непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое. В основе группировки лежат признаки времени и пространства: наблюдение непрерывное, дискретное, монографическое, специальное и т.д. .

Еще по теме НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Экспериментальный метод – как центральный метод среди эмпирических методов психологического исследования.
  2. Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  3. НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ. БЕСЕДА С РЕБЕНКОМ И РОДИТЕЛЯМИ КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
  4. Методы психогенетических исследований. Генеалогический метод. Семейные исследования. Метод приемных детей.
  5. Вопрос 23 Тесты как метод диагностического исследования в клинической психологии.

Введение 3

I . Теоретические аспекты метода наблюдения 4

в психологии

II .Наблюдение, как метод исследования в 7

психологии

Заключение 13

Список литературы 14

ВВЕДЕНИЕ

Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, – в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века – в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Наблюдение (в психологии) – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Цель реферата рассмотреть теоретические аспекты метода наблюдения в психологии.

I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Особенности метода наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

Пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

Сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Преимущества метода наблюдения

Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

Многочисленность, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,

Социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

Предубеждение наблюдателя,

Комплексность наблюдаемых ситуаций,

Эффект первого впечатления,

Усталость наблюдателя и наблюдаемого,

Ошибки в оценках,

«эффект снисходительности»,

Ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),

Ошибки моделирования,

Ошибка контрастности.

Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным. Оно бывает:

Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,

Явным и скрытым,

Непосредственным и опосредованным,

Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,

Прямым и косвенным,

Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Кроме того, различают наблюдение систематическое и нет. Несистематическое наблюдение – такое, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Если же наблюдение проводится по определённому плану и исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды, говорится о систематическом наблюдении. Результат систематического наблюдения – регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

1.2. Правила проведения наблюдения

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности – систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

1. Пассивность наблюдателя – наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

2. Непосредственность – наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.

2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания - снизить предполагаемый ущерб.

3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.

4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

II .Наблюдение, как метод исследования в психологии

Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Более того, эксперимент, тестирование, устный или письменный опрос, экспертное оценивание, контент-анализ и пр. вполне могут быть рассмотрены как разновидности наблюдений, отличающихся своими условиями и характером выполняемых при этом процедур. Однако в научной традиции издавна закрепилось выделение особого, относительно самостоятельного от всех других обсервационного метода, объединяющего наблюдение и самонаблюдение (интроспекцию).

Разумеется, в рамках той или иной науки данный метод приобретает свое конкретное содержание. Тем не менее, он непременно базируется на двух принципах:

– пассивности субъекта познания, выражающейся в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;

– непосредственности восприятия, подразумевающей ограничение возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени (наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь»).

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т. п., взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.

Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:

1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность…);

2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений…);

4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия…).

При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности – способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности. Однако дело только этим не ограничивается.

Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он лишь увидит множество лиц и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей, теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении слова.

Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:

– целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;

– систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;

– планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;

– аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;

– регистрацией результатов, что позволяет исключить сшибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;

– оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.

В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского.

Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны. Рассмотрим их примерный перечень:

Психологическое исследование не обходится без применения на какой-либо из стадий метода наблюдения, но крайне редко дело ограничивается использованием только лишь этого метода, без подключения других. Изучение сложных психических явлений требует от исследователя, как правило, последовательного применения целого комплекса эмпирических методов познания.

До сих пор речь шла про общие характеристики психологического наблюдения. Однако данный метод имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Перейдем к вопросу о классификации наблюдений.

В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:

– включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;

– стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны».

Следует заметить, что в большинстве случаев поведение людей резко изменяется, если они замечают, что стали объектом исследования. Тем самым нарушается требование к сохранению естественности условий изучаемой деятельности. Но на практике по этическим или иным соображениям далеко не всегда возможно осуществление незаметного для испытуемых изучения их психических особенностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что от пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно: а) подчинено определенной цели; б) проводится по определенному плану; в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов. Наблюдение отличается многообразием видов и имеет свои специфические особенности. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. От соблюдения правил наблюдения зависит его результативность. Очень важно соблюдение психологом этических норм. Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними. Наблюдение исторически является первым научным методом психологических исследований.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект, 2003. – С. 230

2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПб.: РИО СПб ГУ, 2001. – С. 180

Лукьянчук А.Э.

НАБЛЮДЕНИЕ.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX в.

Различают систематическое и несистематическое наблюдение. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет особенности поведения (переменные) и классифицирует особенности внешней среды

Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с помощью наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения или по прошествии времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя . Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Особенно сильно эффект наблюдателя может проявляться при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности. В некоторых случаях, например, при исследовании «закрытых групп» (воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном естественном общении с ним.

Есть два варианта включенного наблюдения : 1) наблюдаемые знают, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки); 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой – зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т.д.)

В любом случае, важнейшую роль играет личность психолога – его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей и/или когда испытуемые не знают, что они – объект наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:

1) определяется предмет наблюдения (поведение), объект (отдельный индивид или группа), ситуации;

2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

3) строится план наблюдения (ситуация – объект – время);

4) выбирается метод обработки результатов;

5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может наблюдать: 1) речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность); 2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз и тела; 3) движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и направления движений); 4) физические воздействия (касания, толчки, удары).

Главная проблема регистрации результатов наблюдения – категоризация поведенческих актов и параметров поведения. Помимо этого, наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой.

Соблюдение операциональной валидности при проведении исследования методом наблюдения всегда вызывает наибольшую сложность. Влияние субъекта исследования (наблюдателя), его индивидуально- психологических особенностей, также чрезвычайно велико. При такой фиксации поведение наблюдаемых индивидов можно избежать субъективной оценки, используя если позволяют условия) средства регистрации (аудио- или видеозапись). Но субъективную оценку нельзя исключить на этапе вторичной кодировки и интерпретации результатов. Тогда здесь требуется участие экспертов, чьи мнение и оценка «обрабатывается»; вычисляется коэффициент согласованности; к рассмотрению принимаются лишь те случаи, в отношении которых проявляется наибольшая согласованность экспертов.

Однако какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь, все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации, перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т. д. А.А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

1) Гало-эффект: обобщенные впечатления наблюдателя ведет к грбому восприятию поведения, игнорированию тонких различий;

2) Эффект снисхождения: тенденция всегда давать положительную оценку происходящему;

3) Ошибка центральной тенденции: наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению;

4) Ошибка корреляции: оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи);

5) Ошибка контраста: склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным;

6) Ошибка первого впечатления: первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку дальнейшего восприятия.

Однако, наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивида во всей полноте.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемым в ходе выполнения им экспериментальных заданий является важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Теоретическая часть

Наблюдение – общенаучный метод исследования. Применяется и как ведущий метод, и как дополнительный – подкрепляющий (например, при опросе). Он является одновременно и самым простым, и самым сложным. Наблюдательность – черта характера истинного исследователя в следующих случаях.

Метод наблюдения в психологии может быть использован:

  • 1. Для получения предварительного материала, как уточнение направлений планируемой работы (пилотажное исследование).
  • 2. Для получения иллюстративных данных.
  • 3. Как основной метод получения первичной информации.

Важно различать наблюдение как метод исследования и житейское наблюдение. Как метод исследования наблюдение отличается цепочкой ключевых вопросов: Для чего наблюдать? – Что наблюдать? – Как наблюдать? – Как фиксировать? – Как анализировать?

Его корректное применение связано со следующими правилами и процедурами.

  • 1. Четкая постановка цели наблюдения – ответ на вопрос: "Для чего наблюдать?"
  • 2. Выделение объекта и предмета наблюдения – ответ на вопрос: "Что наблюдать?"
  • 3. Проведение наблюдения по заранее разработанной программе и схеме (в ситуации контролируемого эксперимента) или с учетом принятых норм визуальной фиксации; определение критериев и параметров наблюдений – ответ на вопрос: "Как наблюдать?"
  • 4. Продумывание системы фиксации исследуемого материала (запись в дневник или карту наблюдений, фотографирование, видеозапись и др.) – "Как фиксировать?"
  • 5. Учет различных факторов ситуации наблюдения, выявление уникальности, вариативности или стереотипности наблюдаемого; разведение наблюдаемого факта и его интерпретации; другие значимые моменты – ответ на вопрос: "Как интерпретировать?"

Существуют различные классификации видов наблюдения.

  • 1. По времени проведения :
    • – несистематическое, или эпизодическое наблюдение. Применяется чаще всего, когда наблюдение выступает в качестве дополнительного метода исследования;
    • – кратковременное, или хронометрированное наблюдение – в течение четко определенного времени;
    • – фронтальное – событие фиксируется от начала до конца (зачастую одновременно с разных точек наблюдения);
    • – систематическое, или лонгитюдное наблюдение – в течение длительного времени.
  • 2. По позиции исследователя .
  • – невключенное – наблюдение со стороны, когда исследователь не является членом исследуемой группы или не включен в событийный ряд;
  • – включенное – исследователь включается в живую ткань наблюдаемых событий, становится их участником.

В зависимости от того, известна ли позиция исследователя другим людям, включенное наблюдение разделяется на:

  • – открытое – окружающим людям известны ответы на вопросы: за кем и за чем исследователь наблюдает;
  • – полузакрытое – окружающим людям известно, что исследователь – человек, интересующийся происходящими событиями (они понимают, что это человек чужой или не свой), но что и зачем он фиксирует, неизвестно;
  • – закрытое – статус (исследователь) и цели наблюдателя не раскрываются;
  • – опосредованное – привлечение результатов наблюдений (фотографий, видеосъемок, воспоминаний) других людей;
  • – внешнее – наблюдение за людьми, внешними по отношению к исследователю событиями, ситуациями, явлениями;
  • – внутреннее – самонаблюдение, фиксация переживаемого исследователем опыта.
  • 3. По степени формализованности :
    • – структурализованное наблюдение – по заранее определенным параметрам и критериям;
    • – неструктурализованное наблюдение – без четкой предварительно заданной схемы, фиксирующее все происходящее.
  • 4. По месту проведения :
    • – полевое – наблюдение, протекающее в естественных условиях;
    • – лабораторное – наблюдение, протекающее в искусственно созданных условиях.
  • 5. По объекту наблюдения :
    • – отдельное проявление человека (его психологические свойства, особенности, типы реагирования);
    • – взаимодействие людей друг с другом (процесс общения);
    • – человек в деятельности (игра, профессиональная или хозяйственная деятельность, социальное управление и др.);
    • – повседневность (обыденное течение жизни);
    • – значимые ситуации или события (праздник, обряд, экстремальная ситуация).
  • 6. По способу фиксации :
    • – дневники наблюдений;
    • – карта наблюдений;
    • – протокол;
    • – отдельная запись наблюдаемого эпизода;
    • – зарисовка;
    • – фотографирование;
    • – кино- или видеозапись.

Для большинства наблюдаемых ситуаций существует общий перечень значимых элементов для фиксации.

  • 1. Наблюдаемые:
    • а) для группы – количество человек, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации;

Пример: Группа из 12 человек (участники одной экспедиционной группы – 5 мальчиков 13 лет, 2 мальчика 10 лет, 4 девочки 12 лет, 1 преподаватель-мужчина около 40 лет); взаимоотношения между участниками группы деловые, спокойные. Преподаватель выступает в роли организатора совместной деятельности (обсуждение предстоящего радиального выхода, распределение обязанностей между участниками). Девочки демонстрируют меньшую активность в обсуждении по сравнению с мальчиками по параметрам: количество уточняющих вопросов, удержание взгляда на педагоге, отвлечение от общего обсуждения.

б) для отдельного человека – Ф.И.О. (или пол), возраст, социальный и образовательный статус, характер причастности к наблюдаемой ситуации и др.;

Пример: Шинкоев Бато Кокчендоевич, 1926 г.р., эвенк, старейшина рода, родился на заимке Пама, где проживает летом, а зимой – в с. Ягдыг, сказитель. Эвенкийские сказки запомнил в детстве от своего дедушки, сейчас их рассказывает своему младшему правнуку Бато.

2. Обстановка – местонахождение наблюдаемой ситуации, условия пребывания, типичное для данного локуса социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы.

Пример: Поляна у центрального костра, солнечная погода, безветренно, много комаров; поведение участников группы, характерное для данного места.

Или: Республика Бурятия, Курумканский районе, с. Ягдыг, 21.07.2005. Разговор со старейшим членом семьи – Б. К. Шинкоевых – на крыльце его дома в присутствии жены и детей хозяина. В этот день семья собиралась вернуться на заимку Нама (приезжали на несколько дней в село для исполнения обряда имянаречения младшей правнучки).

3. Цели работы группы – фиксация случайной или спрогнозированной ситуации; наличие формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; едины или противоположны устремления наблюдателей.

Пример: Группа собралась специально – обсудить организацию предстоящего выхода; интерес к радиальному выходу и готовность в нем участвовать разделяют мальчики и преподаватель. Цели девочек – получить информацию для размышления и решить между собой, будут ли они участвовать в предстоящем мероприятии.

Или: Запись сказки на эвенкийском языке. Б. К. Шинкоевым была рассказана сказка на родном языке, после чего он перевел ее на русский. Повествование было эмоциональным, с особой жестикуляцией и мимикой, выделением интонацией ключевых моментов сюжета. При эвенкийском и русском вариантах рассказа жестикуляция, мимика, интонации во многом были схожи.

4. Частота и продолжительность – время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность.

Пример : Обсуждение перспектив посещения Порженского погоста длилось полчаса (с 16.40 до 17.10). Это была первая встреча группы по данному вопросу.

Или: Запись первой сказки началась через 15 мин после знакомства. Записано три сказки (по времени – 1,5 ч).

Метод наблюдения обладает как достоинствами, так и недостатками.

К достоинствам можно отнести: получение информации непосредственно из источника, исследователь лично участвует в процессе, уменьшается вероятность искажения данных.

В качестве недостатков следует отметить: большие временны́е затраты, факты остаются без комментариев; очень высокая опасность субъективных ошибок восприятия исследователя (влияние различий в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и т.п.), "сценирование" пространства при использовании технических средств наблюдения или открытой позиции наблюдателя.

Следует отметить, что в связи с развитием аудиовизуальных технических средств фиксации и их доступности наблюдение можно назвать одним из ведущих методов.

Переход на цифровой формат аудио-, фото-, видеозаписи позволяет создавать четко структурированные каталоги различных материалов с необходимыми записями, комментариями, протоколами.

Однако развитие техники не снимает проблемы мастерства – умения обратить внимание на нужные моменты, минимизации своего воздействия на процесс наблюдения, способности к корректной и точной фиксации и т.д.

Практическая часть. Практическая часть занятий может иметь несколько этапов.

Значимо особое внимание уделять обучению корректной, адекватной и полноценной фиксации наблюдаемого в зависимости от целей и способов проведения наблюдения. Здесь должно работать правило, хорошо известное натуралистам: "Не записанное – не наблюдалось!"

Вначале целесообразно провести различные игры на развитие внимания и наблюдательности. Полезными могут оказаться даже такие общеизвестные игры, как детская игра "Светофор" или различение отличных элементов у схожих предметов или изменений в объекте ("найдите 10 отличий") и др.

Освоение методов наблюдения продуктивно начать с невключенного наблюдения. Возможно, даже за животными. В таких пробных наблюдениях легче задать критерии наблюдения и способы их фиксации. Следует особое внимание акцентировать на различении – наблюдаемый факт и его интерпретация.

В дальнейшем обучение методам наблюдения может проводиться непосредственно над различными проявлениями поведения членов группы, в которую включены студенты. Однако еще раз напоминаем, что включенное наблюдение изначально труднее при освоении методов наблюдения. После определения целей, задач, объекта и предмета наблюдения важно, чтобы были четко заданы критерии, по которым будет происходить фиксация наблюдаемых фактов. Интересно проследить изменение результатов наблюдений по одной проблематике в различных ситуациях и у различных наблюдателей.

Отдельно следует провести практическую работу по освоению технических средств визуальной фиксации (фото, видео) с обсуждением наглядных результатов. Задания могут формулироваться как для съемки отдельной темы или сюжета (например, "радостный ребенок" – фиксация определенного эмоционального состояния у детей), так и для съемки длящегося во времени процесса (например, процесс взаимодействия учителя и ученика в школе от начала до конца урока).

Параллельно следует включать норму ведения дневников наблюдения студентами. При этом необходимо отличать жанры дневников: фиксация внешних событий, фактов, получаемой информации; запись социально-психологических наблюдений и их интерпретаций; рефлексивные записи собственных размышлений или фиксация своих эмоциональных состояний, переживаний, чувств. Каждый из этих жанров дневников самоценен. Значимо развивать глубину и точность фиксаций наблюдений в форме дневниковых записей. Про анализ текстов подробнее пойдет речь в следующей теме программы.

Итоговая часть. При обсуждении результатов необходимо отследить и отмстить наличие тех или иных субъективных факторов, повлиявших на выбор объекта наблюдения.

Сопоставьте протоколы наблюдений за одной ситуацией разными людьми.

При сопоставлении дневников следует уделить особое внимание отличиям позиции наблюдателя и различиям в констатации и интерпретации фактов.

При обсуждении фотографий и видеозаписей следует акцентировать внимание на том, насколько точно было зафиксировано происходящее, поймано естественное состояние человека, или кадр же был постановочным.

Можно на наглядных примерах обсудить типичные ошибки наблюдений (по А. А. Ершову ).

  • 1. Гало-эффект. Чрезмерно обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию нюансов: мелкие детали ситуации выпадают из внимания исследователя.
  • 2. Эффект снисхождения. Тенденция давать преимущественно положительную оценку происходящему, т.е. искажение оценочной позиции.
  • 3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемого поведения.
  • 4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака, взаимосвязь которых чаще всего только внешняя.
  • 5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты противоположные (либо максимально аналогичные) собственным.
  • 6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде (полученное самостоятельно или заданное другими) определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
  • Цит. по: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. С. 43.

Читайте также: