Деструкции. ▪ появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: Введение в профессию

На тему: Профессиональные деструкции психолога

Выполнила:

Студентка группы ППЗ-101

Баукина Ю.Б.

Челябинск, 2015

Введение

Что такое «профессиональные деструкции»?

Виды профессиональных деструкций и причины их возникновения

Профилактика профессиональных деструкций

Заключение

Список литературы


Давно было отмечено, что профессия накладывает отпечаток на личность человека. Идя на поводу у своей профессии, человек начинает вести себя неадекватно как в повседневной жизни, так и на рабочем месте.

Многогранно влияя на личность, профессиональная деятельность предъявляет к ней определённые требования, тем самым преобразуя личность профессионала. Результатом может стать не только личностное развитие, профессиональный рост, но возможны и негативные последствия.

Вряд ли можно найти какую - либо профессию, которая вообще не имела бы для представляющего её человека отрицательных последствий. Те профессии, где отрицательные изменения в личности преобладают над положительными, как правило, и вызывают так называемые профессиональные деструкции.

Исключением не стали и психологи. По роду своей деятельности им приходится сталкиваться со множеством людских судеб, пропускать через себя жизненные ситуации других людей, искать выходы из различных жизненных коллизий. Такая колоссальная работа не может не оставить отпечатка на характере психолога и его поведении.

Для меня, как для начинающего практикующего специалиста эта тема весьма актуальна, так как я стала отмечать изменения в своём поведении и в отношении к окружающим меня людям. И, дабы избежать, печальных последствий, в виде подавления и даже разрушения отдельных компонентов структуры личности, я приняла решение более подробно изучить тему профессиональных деструкций и возможностей их профилактики.

Что такое «профессиональная деструкция»?

Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека. Работа может способствовать личностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия. Вероятно, нельзя найти профессиональной деятельности, которая вообще не имела бы таких отрицательных последствий. Проблема в балансе - соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Те профессии, или та конкретная работа, где баланс не в пользу положительных изменений, и вызывают так называемые профессиональные деструкции. Профессиональные деструкции проявляются в снижении эффективности труда, в ухудшении взаимоотношений с окружающими, в ухудшении здоровья и главное - в формировании отрицательных личностных качеств и даже - в распаде целостной личности работника.

Профессиональная деструкция - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда взаимодействии с другими участниками этого процесса.

А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций (цит. по: Зеер, 1997. С. 149-156):

Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

Несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии);

Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;

Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

Свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления;

Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью);

Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональные деструкции нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности; крайне негативно отражаются на характере личности.

Все вышеперечисленные тенденции характерны для психологов. По сути своей психология ориентирована на развитие подлинного субъекта жизнедеятельности, на формирование целостной самостоятельной и ответственной за свою судьбу личности. Но многие психологи часто ограничиваются лишь формированием отдельных свойств, качеств и характеристик, из которых якобы и складывается личность (хотя суть личности - в ее целостности, в ориентации на поиск главного смысла своей жизни).

Виды профессиональных деструкций и причины их возникновения

Существуют различные подходы к систематизации разных видов профессиональной деструкции. Например, Э.Ф. Зеер предлагает следующую классификацию.

Общие профессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для врачей - синдром «сострадательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя -правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность. В 3 медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить «угрожающие диагнозы»; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.

Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате складываются профессионально и личностно - обусловленные комплексы:

деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);

деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность).

Все это может проявляться в самых разных профессиях.

Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. «Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом», - пишет Э.Ф. Зеер .

Одни из самых частых причин профессиональных деструкций, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден общаться специалист-профессионал, и специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов, которая способствует формированию профессиональных привычек, стереотипов, определяет стиль мышления и общения . В связи с этим выделяют основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Вторая группа причин относится к психологическим. Нельзя забывать, что какими бы ни были сложными профессиональные или семейные ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние факторы, тем не менее он всегда сам принимает решения и сам несет за них ответственность. Поэтому, не подвергая сомнению влияние указанных факторов, в то же время следует обратить особое внимание на личностные качества сотрудника и на его возможную определенную предрасположенность к возникновению и проявлениям профессиональных деструкций.

Таким образом, проведенный теоретический анализ подтверждает взаимозависимость между психологическим феноменом - профессиональной деструкцией - и особенностями характера личности. Действительно, с одной стороны, углубление различных профессиональных деструкций вносит существенные, зачастую негативные, изменения в характер индивида, а с другой - определенные акцентуации характера создают предрасположенность к формированию этих деструкций.

Профилактика профессиональных деструкций

Психологическая профилактика - содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных кризисов, личностных и межличностных конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально - профессиональных условий самореализации личности, с учетом формирующихся социально - экономических отношений.

С целью психологической профилактики профессионально обусловленных деструкций личности используются следующие личностно ориентированные технологии.

Повышение социально - психологической компетентности специалистов. Осуществляется в ходе проведения семинаров по проблемам психологии личности и её деструктивным изменениям, профессиональному становлению и росту, проектированию альтернативных сценариев профессиональной жизни.профессиональный деструкция психолог

Личностно-ориентированная диагностика, направленная на повышение аутопсихологической компетентности личности и определение профессионально обусловленных деструкций:

для исследования психологических предпосылок формирования выученной беспомощности рекомендуется использовать диагностики «Мотивация достижения» и «Мотивация избегания неудач»;

для определения психологических детерминант развития профессиональных деструкций целесообразно использовать диагностику «Профессиональная дезадаптация», «Стратегия преодолевающего поведения»;

для определения профессионально обусловленных акцентуаций можно использовать опросник «Ригидность», опросник К. Леонгарда; для изучения профессиональных деформаций рекомендуется использовать опросник Басса - Дарки, опросники «Педантичность», «Демонстративность», «Авторитарность».

Оптимизация психологического климата в организации. С целью уменьшения эмоциональной перенасыщенности деятельности целесообразно создание кабинетов психологической разгрузки. Обязателен ежегодный отпуск сотрудников. Важное значение имеет овладение сотрудниками приемами эмоциональной саморегуляции.

Сопровождение профессиональной карьеры на всех стадиях профессионального развития. Профессиональное развитие специалиста реализуется посредством комплекса личностно-ориентированных технологий. К ним относятся целеполагание, проектирование содержания учебного материала, разработка средств диагностики, применение разнообразных развивающих психотехник, организация учебно-пространственной среды, мониторинг профессионального развития.

Оптимизация межличностного взаимодействия в коллективе. В связи с тем, что человек обладает целой ролевой системой, т.е. выполняет несколько социальных ролей, может возникать ролевая напряженность и даже ролевой конфликт. Смещение социальных ролей, когда в пространство профессионального взаимодействия вмешиваются иные виды отношений и связей, также является возможной причиной возникновения профессиональных деформаций.

Предполагаемые направления деятельности позволят предупредить развитие профессионально обусловленных деструкций личности.

Заключение

В процессе написания этого реферата я ознакомилась с большим количеством специальной литературы и пришла к весьма интересному выводу. Оказывается, большинство деструкций присутствовало или, до сих пор, присутствуют в моей профессиональной деятельности. Но основной моей проблемой является излишняя «романтичность», идеализация профессии психолога. С одной стороны в этом не ничего плохого, ведь не будь такой чистоты помыслов, я бы не смогла так искренне помогать людям преодолевать их жизненные трудности. С другой, профессиональные неудачи очень сильно травмируют мою психику, заставляют сомневаться в своей профпригодности и правильности выбора профессии. Досконально изучив тему профессиональных деструкций психолога, я поняла, что мне предстоит регулярно вести над собой серьёзную работу, проводить бесстрашный нравственный самоанализ и, на основе внутренних честных выводов, отслеживать и пресекать проявления деструкций в своей деятельности и повседневной жизни.

Список литературы

Бозаджиев, В.Л. Педагог: профессия и личность/ В.Л. Бозаджиев.- Челябинск: Печатный двор, 2011. - 424 с.:

Зеер, Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2007.

Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2006.

Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов/ Э.Ф. Зеер Э.Э. Сыманюк. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.- 240с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов/ Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.

Профессиональная деструкция - постепенно накопившееся негативное изменение способа деятельности и личности. Деструкции порождаются многолетним выполнением одной и той же работы и вызывают профессионально нежелательные качества. Их появление и развитие порождает психологическое напряжение и кризисы.

Признаки деструкции:

· Неудачные мотивы выбора - человек осознанно или неосознанно делает выбор, не имеющий отношение к реальности или заведомо негативный выбор.

· Поиск «кардинальных» методов работы - чаще всего бывает на стадии вхождения в профессию.

· Усиление стереотипов в профессиональном поведении, отсутствие творчества, проблемы адекватного реагирования в нестандартной ситуации.

· Эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния.

· Снижения уровня профессиональной активности, интереса к профессии, застой в профессиональном развитии.

· Усиление различных форм психологической защиты (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение), мешающих своевременному адекватному реагированию на ситуацию и снижающих гибкость трудового поведения.

· Снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что во многом обусловлено невостребованностью части интеллектуальных способностей в конкретной деятельности. Невостребованные способности угасают.

· Усиление неудовлеворенности профессией.

· Профессиональные акцентуации характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера, свойств и качеств личности, обусловленное особенностями труда. (Нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать, авторитарность, гиперконтроль, комплекс вседозволенности, комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», излишняя доминантность, трудовой фанатизм, навязчивая педантичность и др).

· Социально-психологическое старение - перестройка мотивации, рост потребности в одобрении.

· Нравственно-этическое старение - навязчивое морализирование, скептическое отношение ко всему новому, преувеличение заслуг своего поколения, скептическое отношение к молодежи.

· Профессиональное старение - невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к меняющимся условиям, снижение темпа работы.

А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций:

1. отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;

2. несформированность профессиональной деятельности (работник как бы застревает в своем развитии);

3. дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложный смысл труда, профессиональные конфликты;

4. низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда;

5. рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

6. ухудшение ранее имевшихся профессиональных данных, ослабление профессионально важных качеств;

7. искажение профессионального развития, появление негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

8. появление стойких деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях, приносящих власть и известность);

9. прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.


Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека. Работа может способствовать личностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия. Вероятно, нельзя найти профессиональной деятельности, которая вообще не имела бы таких отрицательных последствий. Проблема в балансе, соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Те профессии или та конкретная работа, где баланс не в пользу положительных изменений, и вызывает так называемые профессиональные деструкции. Профессиональные деструкции – это изменения сложившееся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Профессиональные деструкции проявляются в снижении эффективности труда, в ухудшении взаимоотношений с окружающими, в ухудшении здоровья и главное - в формировании отрицательных личностных качеств и даже - в распаде целостной личности работника.

А.К. Маркова выделила следующие тенденции развития профессиональных деструкции :

1. Отставание, замедление профессионального развития. Для психолога-профконсуль-танта это может быть связано с тем, что «все надоедает» в работе, теряются мотив освоения новых способов работы, стремление решать новые проблемы.

2. Несформированность профессиональной деятельности. У психолога-профконсуль-танта это может быть связано с «застреванием» в профессиональном и личностном развитии, о котором уже говорилось в предыдущем разделе.

3. Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и, как следствие, - нереалистические цели, ложные смыслы труда и возникающие на этой основе профессиональные конфликты. Особенно велика опасность «ложных смыслов» и «нереалистических целей» в такой «экзотической» профессии, как психолог, где так и хочется «оторваться от реальности» или «строить иную реальность».

4. Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, результатом чего является полная или частичная дезадаптация. К сожалению, у психологов еще развито некоторое профессиональное высокомерие (если не сказать, профессиональное «жлобовство») по отношению к представителям других (менее престижных и менее «экзотических») профессий, и опасность такой деструкции вполне реальна.

5. Рассогласованность отдельных звеньев профессионального труда, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает. У психологов, например, час то встречаются ситуации, когда в работе используются только «забавные» методы работы, с помощью которых легко завоевать дешевую популярность и «любовь» клиентов или когда студенты-психологи изучают только «интересные» курсы, а «скучные» курсы и спецкурсы просто игнорируют. В результате не формируется целостного профессионального сознания, где органично взаимодополняли бы друг друга разные методы и формы работы, где совмещалось бы всё то позитивное, что накоплено в разных направлениях психологии и в разных научных школах.

Одним из вариантов рассогласования (дисгармонии) профессионального развития психолога может быть чрезмерное увлечение «психологическим знанием», стремление стать «эрудитом» без соотнесения этого знания с реальными психологическими проблемами, неспособность полноценно применять метод научного познания. Речь идет о так называемых психологических «качках», которые «накачивают» себя знаниями, часто бессистемными и бессмысленными. Главная проблема таких «психологов-качков» (по аналогии с «качками», до одурения развивающими свою мускулатуру) в том, что у них часто отсутствует идея, цель, смысл их профессиональной деятельности, ради которых и могли бы использоваться эти знания. В итоге получается «знания ради самих знаний». Даже для банального самоутверждения это не самый лучший вариант, поскольку человек, не использующий свои возможности (например, свои несомненные обширные психологические знания) в ответственных жизненных ситуациях, это и есть «дурак» .

6. Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления. Известно, что чрезмерная эксплуатация какого-то качества ведет не только к его тренировке и развитию, но с какого-то момента - и к угасанию. Во-первых, это качество или умение постепенно переходит на стадию автоматизма, т.е. перестает осознаваться, выполняется как бы само собой и начинает развиваться по своим законам, что не требует от специалиста-психолога дополнительного напряжения. В результате такое качество может просто остановиться в своем развитии. Во-вторых, выполнение одной и той же работы при эксплуатации одних и тех же качеств может привести к тому, что психолог становится «противен сам себе». В результате чего может даже сформироваться на бессознательном уровне некоторая «ненависть» к отдельным видам повторяющейся изо дня в день работы, а заодно и «ненависть» к отдельным своим качествам, используемым в этой работе.

Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств. Например, специалисты обычно выделяют и анализируют негативные качества, формирующиеся в работе школьных учителей, деятельность которых по интенсивности и нервным затратам во многом близка психологам :

Авторитарность (в основе чего лежит «психологическая защита в виде рационализации», а также завышенная самооценка учителя и схематизация типов учащихся, когда педагог не способен видеть в учениках конкретные личности); демонстративность (и педагог, и психолог имеют множество возможностей для самокрасования и самоутверждения, в основе чего лежит завышенная самооценка и эгоцентризм);

Дидактичность (в основе - стереотипы профессионального мышления и речевые шаблоны);

Доминантность (в основе - неспособность к эмпатии, а иногда - и обычный страх перед учениками);

Педагогическая индифферентность (якобы «вынужденное» профессиональное равнодушие, формирующееся в условиях, когда приходится принимать участие в проблемах учеников чуть ли не ежедневно);

Педагогический консерватизм (в основе - стереотипы мышления, когда приходится много раз повторять один и тот же, часто уже устаревший материал, что усугубляется традиционными перегрузками учителей);

Педагогическая агрессия (в основе часто лежит «психологическая защита» от возможной «агрессии» самих детей);

Педагогическая экспансия (в основе - тотальная перегруженность работой и стремление передать свою «самоотверженность» в труде детям, заставляя и их перенапрягаться);

Педагогическое социальное лицемерие (когда приходится говорить на уроках вещи, в которые педагог уже сам давно не верит, например, на уроках истории в современной российской школе времен «демократических преобразований»);

Педагогический трансфер (проявление реакций и поведения, свойственных значимым для педагога ученикам, например, перенос в свое поведение некоторых высказываний «трудных» учащихся, с которыми у педагога наладился контакт).

Появление деформаций личности (эмоционального истощения и «сгорания», а также ущербной профессиональной позиции). И в работе педагога, и в работе психолога такие деформации также вполне реальны хотя бы потому, что психогигиенические нормы нагрузки еще очень плохо разработаны. У психолога это может проявляться в том, что из-за накопившихся проблем (и эмоциональной усталости) он постоянно начинает «срывать свое зло» на других людях, в частности, на доверившихся ему клиентах.

Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери работоспособности. К сожалению, в психологии возможны и случаи развития психических заболеваний, причиной чему служит обычно нервное истощение из-за чрезмерного усердия и самоотдачи «ради интересов и блага клиентов», но в ущерб интересам своим собственным и своих близких. Иногда причиной психических заболеваний психологов (и даже некоторых «впечатлительных» студентов) может быть слишком сильный шок от «кризиса разочарования» в психологии и неспособность перейти с восторженно-романтического уровня на уровень настоящего творчества...

Э.Ф. Зеер специально исследовал проблему профессиональных деструкции разных специалистов и пришел к выводу, что основной причиной является длительное выполнение однообразной деятельности, которое часто приводит к притуплению профессиональных способностей и неготовности подстраиваться к развивающемуся производству . При этом Э.Ф. Зеер ссылается на опыт подготовки различных специалистов в западногерманских фирмах, отраженный в исследованиях Martens.

Естественно, многие из перечисленных примеров профессиональных деструкции педагогов характерны и для психологов. Но у психологов есть одна важная особенность в формировании негативных качеств. По сути своей психология ориентирована на развитие подлинного субъекта жизнедеятельности, на формирование целостной самостоятельной и ответственной за свою судьбу личности. Но многие психологи часто ограничиваются лишь формированием отдельных свойств, качеств и характеристик, из которых якобы и складывается личность (хотя суть личности - в ее целостности, в ориентации на поиск главного смысла своей жизни).

В итоге такая фрагментарность порождает ситуации, когда психолог, во-первых, пытается оправдать для себя свой профессиональный примитивизм (выражающийся в сознательном уходе от более сложных профессиональных проблем и формировании фрагментарного человека, но не целостной личности), и, во-вторых, неизбежным превращает сам себя во фрагментарную личность. Важная черта такой фрагментарной личности проявляется в том, что она лишена главной идеи (смысла, ценности) жизни и даже не пытается ее найти для себя: ей и так «хорошо». Когда у человека нет такой ведущей ценности, его легко можно «купить с потрохами» - по частям.

При этом человек легко оправдывает такую свою «продажность» тем, что хоть в чем-то его «купили», но в другом он остался «хорошим». Таким образом, фрагментарность личности не позволяет человеку в полной мере реализовать самое главное - утвердить свое достоинство, а ведь именно чувство собственного достоинства выделяется часто в качестве ведущей, смыслообразующей жизненной ценности и рассматривается даже как «первичное благо» . Интуитивно чувствуя, что в чем-то самом важном приходится идти на компромисс, психолог, опираясь на свое «образование» и наверняка имеющиеся интеллектуальные способности, пытается оправдать себя (и конечно же оправдывает - он ведь такой «умный» и «образованный»!). Но это порождает самую страшную деструкцию - деструкцию изощренного самообмана.

Конечно, призывая к целостности личности, мы не имеем в виду некий «монолит». В своем развитии личность психолога также преодолевает «кризисы» и проходит различные стадии от состояния внутреннего противоречия (как основы кризиса) до состояния, когда противоречия снимаются и появляется ощущение некоторой целостности. Психолог - тоже живой человек, и он тоже находится в постоянном внутреннем движении и в противоречивом развитии. Ощущение целостности образуется на основе выделения (или творческого поиска) какого-то внутреннего «стержня», который и может стать смыслообразующей основой для утверждения именно своего достоинства, именно своей неповторимости, а в итоге - и утверждения своего права «реально быть в этом мире», а не просто являться чьей-то «тенью», чьей-то «копией» или «подобием».

Главная опасность формирования профессиональных деструкции в том, что развиваются они достаточно медленно, а значит, и незаметно. Это не только затрудняет их своевременное распознавание и принятие каких-то контрмер, но и создает ситуацию, когда психолог, опять же «постепенно», начинает привыкать к этим свои негативным тенденциям в развитии, и деструкции становятся неотъемлемой частью его личности.

Вероятно, важнейшим условием профилактики профессиональных деструкции в работе психолога могло бы стать развитие представлений о своих профессиональных и жизненных перспективах. Когда у человека (и у психолога в том числе) есть оптимистичная значительная (не мелкая, не обывательская) жизненная цель (мечта), то многие проблемы уходят как бы на второй план. Рассматривая условия преодоления негативных последствий стрессов (точнее, дистрессов), Г. Селье дает простую и понятную рекомендацию: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за безделиц» . При этом выдающийся психофизиолог говорит о неразрывной связи стресса и работы, когда, с одной стороны, «главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, в неуважении к своим профессиональным занятиям», а с другой стороны, именно стресс и творческое напряжение в труде дают «аромат и вкус жизни». Он совершенно серьезно призывает бороться со скукой в своей профессии, ибо «недостаточная трудовая нагрузка угрожает стать чрезвычайно опасной» .

Профессия психолога предоставляет личности прекрасные возможности и для творческого напряжения, и для решения действительно значимых личностных и общественных проблем, и для полноценного саморазвития и самореализации психолога. Проблема лишь в том, чтобы увидеть эти возможности и воспользоваться ими, не доводя идею творческого напряжения в труде («мук творчества») до абсурда и печального посмешища.

Профессиональные деформации и деструкции

Профессиональное развитие – это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала – не только совершенствование, но и разрушение, деструкция (лат. destructio – разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо). Неблагоприятное протекание профессионального развития внешне может проявиться в снижении производительности труда, работоспособности, трудоспособности человека, а также в негативных изменениях психических качеств человека, в утрате ценностных ориентаций в труде.

А.К. Маркова, на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие тенденции профессиональных деструкций:

Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

Дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

Низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;

Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;

Искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);

Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Существует большая группа профессий, работа в которых является фактором риска развития профессиональных заболеваний разной степени тяжести (профессиональные болезни - это заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды). Различают острые профессиональные заболевания и хронические. Наряду с этим, есть профессии, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например: монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность аварии, психическая напряженность труда и т.д.).

Профессиональные деструкции в самом общем случае - это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Профессиональные деструкции негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса (Маркова, 1996).

Профессиональные деструкции возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении, болезнях. Переживание профессиональных деструкции сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.

Профессиональные деструкции необходимо отличать от профессиональных деформаций, которые являются необходимым условием профессионализации личности. Строго говоря, профессиональные деформации возникают уже на этапе профессионального обучения, когда целенаправленно формируются профессионально важные качества и системы этих качеств, позволяющих в дальнейшем стать эффективным профессионалом.

Исследователи С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, психологов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др.

У представителей этих профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. Общепрофессиональные деформации делают работников одной профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности – темперамента, способностей, характера – на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);

Деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, доминантность и др. Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это могут быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм.

Нельзя однозначно определить знак влияния деформаций наличность. С одной стороны, деформации личности являются необходимым условием усвоения системы ценностей и освоения операционально-технической стороны профессиональной деятельности, вхождения и развития в профессии. К профессиональным деформациям можно отнести и изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. С другой стороны, чрезмерное, гипертрофированное деформирование может привести к нарушению профессионального здоровья. И в этом случае можно говорить о профессиональных деструкциях, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности. В этом случае чрезмерное, искаженное профессиональное развитие отдельных профессионально важных качеств в ущерб другим порождает профессионально нежелательные качества.

Так, у части спасателей старшего возраста с большим стажем работы иногда проявляется снижение самокритичности, требовательности к себе, появляется ощущение «правомерности» таких послаблений в отношении к службе и дисциплине, которые недопустимы для менее опытных коллег.

Деформации, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной им той же профессиональной деятельности, негативно влияют на ее продуктивность, порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека, назовем профессиональными деструкциями. Это также изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Профессиональные деструкции возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении, болезнях. Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:

1. объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;

2. субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

3. объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Рассмотрим психологические детерминанты деструкций личности, порождаемые этими факторами. Следует отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов.

1. Предпосылки развития профессиональных деструкций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.

2. Пусковым механизмом деструкции становятся деформации ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.

3. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствует формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. Можно констатировать, что, с одной стороны, профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и с другой являются основой образования многих профессиональных деструкций человека.

Но профессиональная деятельность полна нестандартных ситуаций, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. П.Я. Гальперин указывал, что «…при неожиданном изменении ситуации нередко случается, что действия начинают выполняться по отдельным условным раздражителям, без учета фактического положения в целом. Тогда говорят, что автоматизмы действуют вопреки пониманию».

4. К психологическим детерминантам профессиональных деструкций относят разные формы психологической защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защиты на образование профессиональных деструкций влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация и отчуждение.

5. Развитию профессиональных деструкций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы приводят к раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального сгорания». Этот синдром наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников. Более подробно этот синдром будет рассмотрен ниже.

6. В исследованиях Н.В. Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации профессионального развития. Очевидно, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях профессионализации, у отдельных специалистов эти периоды могут продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и характера труда. Труд монотонный, однообразный, жестко структурированный способствует профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.

7. На развитие деструкций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта. Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессионально жизни.

8. Деструкции обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей и эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.

9. Факторами, инициирующими развитие профессиональных деструкций, являются различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста. У каждого акцентуированного специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо проявляются в деятельности и профессиональном поведении. Другими словами, профессиональные акцентуации – это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.

10. Фактором, инициирующим образование деструкций, являются возрастные изменения, связанные со старением. Специалисты в области психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:

− социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;

− нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;

− профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.

Так, у части спасателей старшего возраста с большим стажем работы наблюдается заострение личностных черт, снижение способностей к логическим операциям, ухудшение внимания, памяти, скорости и точности двигательных реакций. Иногда выявляется снижение самокритичности, требовательности к себе, появляется ощущение «правомерности» таких послаблений в отношении к службе и дисциплине, которые недопустимы для менее опытных коллег. У спасателей зрелого возраста (старше 45 лет) часто обнаруживается маскируемое опытом ухудшение интеллектуальных и операторских функций.

Исследователями отмечено, что в наибольшей степени профессиональные деструкции развиваются у представителей профессий, в которых ряд специфических особенностей профессиональной деятельности является неустранимым. К таким особенностям, свойственным профессиям спасателя или пожарного, можно отнести следующие:

Постоянное ощущение новизны, неповторимости ситуации при осуществлении профессиональной деятельности;

Необходимость постоянного саморазвития, поддержания физической формы, которая, с одной стороны, является обязательным условием сохранения профессионализма, с другой стороны, в моменты усталости, астении вызывает ощущения насилия над собой, чувства раздражения и гнева;

Межличностные контакты эмоционально насыщены в силу специфики профессиональной деятельности;

Постоянное включение в профессиональную деятельность волевых процессов;

Высокая ответственность за жизнь и здоровье людей. Одной из наиболее распространенных форм нарушений профессионального здоровья является «профессиональное выгорание» - выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности.

Первоначально эмоциональное выгорание считалось деструкцией, свойственной профессиям, связанным с интенсивным общением с людьми: врачам, педагогам, социальным работникам и т.д. Исследования последних лет позволили сделать вывод о том, что сфера распространения выгорания существенно шире. В некоторых зарубежных исследованиях отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, среди работников телесервиса и некоторых других.

Таким образом, любая профессиональная деятельность, уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении профессиональных обязанностей, деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, многие из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно развиваются профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится деформация специалиста.

Исследования последних лет позволили выявить строгую зависимость между уровнем здоровья и профессиональной надежностью человека. Поэтому, первый и самый важный этап профилактики профессиональных деструкций – это здоровый образ жизни. Однако, это сложное понятие часто упрощают, редуцируют до диетических рекомендаций, ежедневных пробежек и рекомендаций по проведению досуга. На наш взгляд, понятие здорового образа жизни смыкается с представлением «культуры себя», который является весьма древним мотивом греческой культуры. Основными принципом такого подхода является постоянное, регулярное, определенное, оснащенное разнообразными практическими методами (обращенных и к телесному и духовному), внимание к себе. Критерием успеха такой работы над собой выступает умение человека властвовать над собой и ощущение полноты, гармонии и радости жизни. В рамках этой концепции предполагается, что возможность оказывать помощь другим людям является следствием и результатом «культуры себя».

Рассматривая профессиональные деструкции в общем плане , Э.Ф. Зеер отмечает: "…многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности… вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа "человек - техника", "человек - природа", сменяется депрофессионализацией… на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности" (Зеер, 1997, С. 149).

  • А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций (цит. по: Зееру, 1997. С. 149-156 ):
    • отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
    • несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии);
    • дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
    • низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;
    • рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
    • свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления;
    • искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
    • появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью);
    • прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Основные концептуальные положения, важные для анализа развития профессиональных деструкций (Зеер, 1997. С. 152-153 ):
1. Профессиональное развитие - это одновременно и приобретения, и потери (совершенствование и деструкции).
2. Профессиональные деструкции в самом общем виде - это: нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные с возрастными изменениями, физическими и нервными истощениями.
3. Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда - и кризисными явлениями (без внутреннего усилия и страдания личностного и профессионального роста не бывает).
4. Деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека - это и есть "профессиональные деформации": это - как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.
5. Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность… многие качества человека остаются невостребованными… По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами "эксплуатируются". Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации - чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.
6. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием… Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.
7. Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.

  • Психологические детерминанты профессиональных деструкций (Зеер, 1997. С. 153-157 ):
  1. Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:
  • объективные , связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);
  • субъективные , обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
  • объективно-субъективные , порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
  • Более конкретные психологические детерминанты профессиональных деструкций:
    • неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (либо несоответствующие реальности, либо имеющие негативную направленность);
    • пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать "кардинальные" методы работы;
    • образование стереотипов профессионального поведения; с одной стороны, стереотипы придают работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля труда, но, с другой стороны, они мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях, которых достаточно в любой работе;
    • разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность - это: рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение…;
    • эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром "эмоционального сгорания");
    • на стадии профессионализации (особенно - для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;
    • снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают);
    • индивидуальный "предел" развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причинами образования предела может быть неудовлетворенность профессией;
    • акцентуации характера (профессиональные акцентуации - это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности);
    • старение работника. Виды старения: а) социально-психологическое старение (ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении); б) нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, скептическое отношение к молодежи и всему новому, преувеличение заслуг своего поколения); в) профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к изменяющимся условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций).

    Уровни профессиональных деструкций (см. Зеер, 1997. С. 158-159 ):
    1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей - синдром "сострадательной усталости" (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром "вседозволенности" (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).
    2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить "угрожающие диагнозы; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.
    3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: 1) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям); 2) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и т.д. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм…); 3) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность…). Все это может проявляться в самых разных профессиях.
    4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. "Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом", - пишет Э.Ф. Зеер (Там же. С. 159 ).
    Примеры профессиональных деструкций педагога (Зеер, 1997. С. 159-169). Заметим, что в психологической литературе почти не встречаются примеры таких деструкций психолога, но поскольку деятельность педагога и психолога-практика во многом близка, то приведенные ниже примеры профессиональных деструкций могут быть по-своему поучительны и для многих направлений психологической практики:
    1. Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность, т.е. нетерпимость, вызванная любым мелким отклонением от правил поведения.
    2. Авторитарность. Возможные причины: защита-рационализация, завышенная самооценка, властность, схематизация типов учащихся.
    3. Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завышенная самооценка "образа-я", эгоцентризм.
    4. Дидактичность. Причины: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.
    5. Догматизм педагогический. Причины: стереотипы мышления, возрастная интеллектуальная инерционность.
    6. Доминантность. Причины: неконгруэнтность эмпатии, т.е неадекватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.
    7. Индифферентность педагогическая. Причины: защита-отчуждение, синдром "эмоционального сгорания", генерализация личного отрицательного педагогического опыта.
    8. Консерватизм педагогический. Причины: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.
    9. Ролевой экспансионизм. Причины: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.
    10. Социальное лицемерие. Причины: защита-проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, социальные экспектации, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации. Особенно заметно проявляется такая деструкция у учителей истории, вынужденных, чтобы не подводить учеников, которым придется сдавать соответствующие экзамены, излагать материал в соответствии с новыми (очередными) конъюнктурно-политическими "модами". Примечательно, что некоторые бывшие высокопоставленные чиновники Министерства образования РФ публично заявляли, что "больше всего за свою многолетнюю работу в Министерстве образования гордились именно тем, что изменили содержание курса "История России", т.е. "адаптировали" курс к идеалам "демократии"…
    11. Поведенческий трансфер. Причины: защита-проекция, эмпатическая тенденция присоединения, т.е. проявление реакций, свойственных воспитанникам. Например, использование выражений и манер поведения, которые проявляют некоторые ученики, что нередко делает такого преподавателя неестественным даже в глазах этих учеников.

    • Э.Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональной реабилитации , позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций (Зеер, 1997. С. 168-169 ):
      • повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;
      • диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;
      • прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах;
      • рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;
      • профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;
      • овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;
      • повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы).

    5.6. "Акмеологический подход" в исследовании развития профессионала

    Само слово "акме" происходит от древнегреческого "akmy" - "вершина, высшая точка чего-либо". Интересно, что древнегреческие доксографы, составлявшие жизнеописания своих великих соотечественников, часто указывали не даты их рождения и смерти, а то время, когда они являли себя миру в наивысшем расцвете своей мудрости и величия.
    Понятие "акмеология" впервые предложил в 1928 г. Н.А. Рыбников для обозначения особого раздела психологии - психологии зрелости, или взрослости. Б.Г. Ананьев в книге "Человек как предмет познания" (1968) определил место акмеологии в системе наук о человеке и поставил ее в ряд: "педагогика - акмеология - геронтология". При этом Б.Г. Ананьев указал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации: хорошо исследована "периферия" онтогенеза (детство и старость), а вот время основного расцвета личности исследовано сравнительно плохо.
    Ниже мы приводим некоторые интересные рассуждениия об акмеологии А.А. Бодалева, представленные в его книге "Вершина в развитии взрослого человека" (1998).
    Акмеология - это многомерное состояние человека, что требует исследования данного явления с позиций разных наук.

    • Основные задачи акмеологии :
      • выявление сходного и различного у разных людей, добившихся выдающихся успехов;
      • выяснение характеристик (качеств), которые должны быть сформированы у человека на разных этапах его развития и которые могут привести его к успеху;
      • исследование механизмов и факторов, воздействующих на развитие человека и приводящих его к успеху;
      • освещение феноменологии "акме" (описание его проявлений);
      • специальное исследование именно профессиональных достижений в зрелом возрасте;
      • изучение труда профессионалов экстракласса (выделение общего и специфичного для разных профессий);
      • связь профессиональных достижений с внепрофессиональной деятельностью;
      • исследование способности человека накапливать разносторонний опыт и "аккумулировать" его в конкретной деятельности;
      • изучение высших достижений в условиях работы в коллективе;
      • создание методического инструментария для исследования "акме" как отдельного человека, так и трудовых коллективов.

    Таким образом, главная задача акмеологии - "через проведение комплексных разработок предложить… предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма" (Бодалев, 1998. С. 12 ).
    При этом важное значение для понимания "вершинного" развития человека имеет разграничение "взрослости" и "зрелости" : взрослость - это скорее количественная характеристика (число прожитых лет); зрелость - качественная характеристика (способность переводить накопленный жизненный и профессиональный опыт в высшие достижения).
    А.А. Бодалев по-своему, в контексте акмеологического подхода ставит и пытается решить проблему взаимодействия индивидного (природного), личностного и деятельностного (как субъекта деятельности) в развитии профессионала . При этом возможны различные варианты такого соотношения. Индивидное развитие значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие (например, физически человек созрел, а в нравственном и ценностно-смысловом плане - еще нет). Личностное развитие опережает его индивидное и субъектно-деятельностное развитие (например, человек еще не выработал привычки к труду, хотя на уровне понимания целей и смыслов уже созрел для труда). Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с личностным и индивидным (например, человек "любит трудиться", но не осознает смысла своей работы и физически еще не готов к выполнению сложных задач). Обозначается также проблема относительного соответствия темпов развития всех линий и путей достижения этого соответствия.
    По мнению А.А. Бодалева, часто "предвестниками" большого "акме" в будущем являются "микроакме" на каждом этапе развития человека (Бодалев, 1998. С. 34-35). Путь к успеху большинства людей - часто извилист (через кризисы, спады и отчаяние) (Там же. С. 38-39). Важнейшим внутренним условием полноценного "акме" является "высокая степень сформированности у человека совести" (Там же. С. 49). Другое важное условие "акме" - готовность не идти на поводу общественного мнения и социальной конъюнктуры (Там же. С. 63).
    Интересны рассуждения А.А. Бодалева о самом понятии "успешная карьера" . Часто те, кто казался "успешными", через некоторое время вызывают презрение у окружающих. Особенно сильной бывает переоценка такой "успешности" с точки зрения последующих поколений (Там же. С. 92-93 ).
    Проблема соотношения "акме" и популярности . Множество примеров, когда великие личности не были "популярны" (Иисус Христос, изобретатель А.Л. Чижевский, математик Н.И. Лобачевский и др.). И наоборот, часто "знаменитые" и "признанные" потом оказывались "бездарностями" (К.Е. Ворошилов, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцын и др.).
    А.А. Бодалев кратко затрагивает и проблему соотношения "акме" и развития самого психолога-профессионала : "…если он (психолог) зациклится лишь на серьезной работе над учебными предметами, включаемыми в круг психологических дисциплин, и будет игнорировать все прочие, он тем самым обречет себя на усеченное понимание психического мира человека, поскольку не увидит во всей сложности все связи и опосредования, которые соединяют этот мир с социальной и природной средой" (Там же. С. 115). "Поэтому-то молодые люди, стремящиеся стать действительными психологами… - продолжает свои рассуждения А.А. Бодалев, - постоянно должны держать в своих головах цель: постигая премудрости так называемой научной психологии, обязательно соотносить их с работой психики своих близких.. и проверять, хватает ли для проникновения во внутренний мир человека... тех схем и алгоритмов объяснения, которые давала и дает академическая психология, часто забывающая показать, что "общее", которому она учит, "существует лишь в отдельном и через отдельное" (Там же. С. 116 ).
    В последнее время появляется все больше попыток "технологизировать" подготовку человека к "акме" . Интересен в этом плане пример такой работы, написанной А.П. Ситниковым и символично названной им "Акмеологический тренинг: теория. Методика. Психотехнологии" (Ситников, 1996 ). Автор отмечает, что главная цель акмеологического тренинга - "коррекция и совершенствование целостного профессионального мастерства" (речь не идет о "воспитании личности" и "всей системы профессионального образования и обучения") (Ситников, 1996. С. 171). Основные критерии и показатели эффективности - по А.П. Ситникову (заметим, что речь идет об "эффективности", а не о развитии личности в труде. - Н.П. ): повышение уровня владения профессиональными умениями и навыками; совершенствование стиля профессиональной деятельности, увеличение "степеней свободы" субъекта профессиональной деятельности; совершенствование смысловой сферы личности профессионала (Там же. С. 191 ).

    • А.П. Ситниковым предлагается общая схема акмеологического тренинга , включающая:
    1. Программно-целевой этап (психотехнологические исследования: анализ литературы, анализ состояния дел и т.п.).
    2. Подготовительный этап (объяснение процедуры и инструкции участникам).
    3. Основной этап.
    • Автором выделяются составляющие основного этапа тренинга :
      • выбор имени и имиджа участников;
      • анализ индивидуально-психологического тестирования и входного анкетирования (по результатам первого, программно-целевого этапа);
      • лекции, дискуссии;
      • тренинговые процедуры, упражнения;
      • игры: ролевые, ситуационные;
      • экзаменационная процедура (анализ групповых процессов, использование освоенных психотехнологий на практике…);
      • выходное анкетирование (анализ результатов работы, рефлексия личных результатов).

    Все это расписывается по разным уровням: общему, групповому и индивидуальному. Но все это очень напоминает обычные тренинги со всеми их преимуществами и недостатками… На наш взгляд, главный недостаток - это недостаток внимания к ценностно-смысловой сфере личности, стремящейся к полноценной самореализации и высшим достижениям всей своей жизни. Но ведь именно развитие ценностно-смысловой сферы часто и выступает важнейшим критерием перехода человека на новый уровень (этап, стадию) своего развития (см. Ливехуд, 1994 ; Маркова, 1996 ; Шихи, 1999 и др.).
    Нельзя сказать, что в подобных книгах вообще отсутствует упоминание о ценностно-смысловой сфере профессионала, но такие "упоминания" слишком уж скромные. Например, в несомненно интересной работе А.П. Ситникова (1996) один из трех показателей эффективности акмеологического тренинга - это "совершенствование смысловой сферы профессионала". Но если двум другим критериям в книге "посвящается" 18 страниц (Ситников, 1996. С. 353-371 ), в частности: по критерию "повышения уровня умений и навыков" - 13 страниц, по критерию "совершенствования стиля труда" - 6 страниц (с красивыми диаграммами и графиками), то критерию "совершенствования смысловой сферы" уделяется всего две скромные странички, причем описывается смысловая сфера обычными, общими словами…
    Все это лишний раз свидетельствует о том, что самые важные и интересные проблемы личностного развития человека в труде еще требуют специальной проработки и рассмотрения. Без такого внимания к ценностно-смысловой сфере вообще невозможно понять, как формируется субъект труда и какую роль играет профессиональный труд в жизни человека .

    Список литературы

    Читайте также: