Проект по окружающему миру (старшая группа) на тему: Проектная деятельность " перелётные птицы". Проект «Перелетные птицы» для детей старшей группы

Актуальность проблемы: во время беседы с детьми выяснила, что не все дети знают о зимующих и перелетных птицах, какую пользу они приносят. Зимующим птицам холодно и голодно зимой. Таким образом, возникла проблема: почему одни птицы остаются зимовать, а другие улетают на юг?

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

— уточнить и систематизировать представления детей о зимующих и перелетных птицах;
— воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым;
— приучать выражать заботу о птицах;
— развивать эмоциональную отзывчивость, творческие навыки, познавательные способности.

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, родители.
Дети вместе с родителями составляют небольшой рассказ о каком-либо пернатом.


Предварительная работа:
— наблюдение за птицами (где живут, чем питаются)
— поисковая работа по подбору иллюстраций, книг по теме «птицы».
— изображение птичьих следов;
— знакомство с литературными произведениями: «Где чей дом» Т. Волжанина, «Разговор птиц весной» Б. Бианки.
— разучивание стихов о птицах: «Синичка» С.Маршак, «Где обедал воробей»
— чтение пословиц, поговорок
— загадывание загадок о птицах.

Рабочий план реализации проекта:

Вид проекта: краткосрочный, итоги представлены в виде творческих работ.
Продолжительность: 2 недели.

Предполагаемый результат:

— дети имеют представление о зимующих и прилетных птицах (почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются зимовать);
— имеют представления о том, какую пользу приносят птицы;
— узнали о том, что с помощью клюва птицы строят гнезда;
— рассказать о том, что птицам трудно найти пищу зимой;
— помогать птицам зимой делать кормушки (насыпать корм);
— умеют устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.

Сотрудничество с семьями: консультация на тему: «что мы знаем о птицах», оформление детских рисунков.

Продукт проектной деятельности: альбом с рисунками и записанный родителями совместно с детьми рассказ о каком-либо пернатом.

Дальнейшее развитие проекта: по окончании проекта детям было предложено задание на весеннее время года пронаблюдать за перелетными птицами.

в настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относиться к природе, то они погубят нашу планету. А для этого чтобы не произошло надо воспитывать экологическую культуру. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему: « Встречаем прилёт птиц».

Актуальность реализации проекта . По плану лексических тем в старшей группе с 4по 8 апреля - тематическая неделя по теме: « Прилёт птиц весной ».

Мы решили реализовать проект , т . к . проблема наших воспитанников : недостаточный уровень знаний по этой теме.

В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относиться к природе, то они погубят нашу планету. А для того чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.

Проблема и гипотеза. В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелётных птицах, особенностях их жизни.

Гипотеза: можно предположить, что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми.

Цель проекта : Формировать у детей представления о перелетных птицах, среде их обитания.

Задачи проекта:

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Тип проекта : творческий, краткосрочный.

Вид проекта : семейный, групповой.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение знаний детей о перелётных птицах, особенностях их жизни.
  • Формирование на этой основе нравственного и личностного отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
  • Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
  • Раскрытие творческого потенциала семьи;
  • Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.

1 этап: Подготовительный.

  • Создание развивающей среды в группе;
  • Подбор дидактических игр;
  • Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций;
  • Подбор рекомендаций для родителей по выполнению творческого домашнего задания;

2 этап: Реализация проекта. Работа с детьми.

Задачи:

  1. Учить выкладывать силуэты птиц из различных деталей, геометрических фигур по образцу, воображению.
  2. Называть перелётных птиц.
  3. Продолжать учить зарисовывать птиц по образцу.
  4. Развивать внимание, логическое мышление.
  5. Упражнять детей в составлении рассказа на заданную тему.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
  • Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике).
  • Разучивание потешек, закличек о птицах.
  • Образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром: «Перелётные птицы»; развитие речи: рассматривание картины «Грачи прилетели», «Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы « Как птицы весну встречают». Рисование «Ласточка» (акварель), «Перелётные птицы» (цветные карандаши). Аппликация «Поющий соловей» «Конструирование (техника оригами) «Грач», «Лебедь», «Гусь». Лепка из солёного теста «Жаворонок».
  • Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике.
  • Просмотр презентации о перелётных птицах.
  • Рассматривание научной литературы, энциклопедии.
  • Выставка в книжном уголке «Птицы»
  • Музыкальный досуг» Встреча Веснянки»
  • Совместно с родителями изготовление скворечников.

3 этап - заключительный

Подведение итогов в реализации проекта .

Организация игровой деятельности детей.

Перечень игр и упражнений: «Чего не хватает?», «Узнай по тени»; «Кого не стало»; «Сравни птиц»; «Чей домик?»; «4-й лишний»; «Разрезные картинки»; «Нарисуй по точкам»; «Что сначала, что потом»; «Дорисуй то, чего не хватает»; «Построй по образцу»; «Придумываем перелётных птиц».

Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме; пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, кормление птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.

Литература:

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
  2. О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом ЛИТЕРА, 2005. – 208 с.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. М.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (старшая группа)/ Авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013 – 415 с.
  4. Гре О. Модульная аппликация. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 64 с.
  5. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ. XXI век», 2007г. – 154 с.
  6. В.Бианки Оранжевое горлышко. Издательство «Стрекоза – Пресс», 2001.
  7. В.Бианки Чей нос лучше? Издательство «Малыш», 1984.
  8. Ю.Гордеев «Птицы тайги». Средне- Уральское книжное издательство, 1985.

ГБОУ начальная школа – детский сад №682

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ:

«Встречаем прилёт птиц »

Подготовила воспитатель: В.Н.Хабибуллина

Старшая группа №2

Загадки о перелетных птицах.

  • Верст не считали

По дорогам езжали,

А за морем бывали...(перелетные птицы)

  • Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день...(скворец)

  • Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели?...(соловей)

  • Гости приходят весной,

А уходят осенью...(перелетные птицы)

  • Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это...(цапли)

  • Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот...(соловей)

  • Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит...(грач)

  • В синем небе голосок

Будто крошечный звонок...(жаворонок)

  • По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех...(грач)

  • Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу..(иволга)

  • Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут...(кукушки)

  • Всех приметных птиц черный,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица...(грач)

  • На месте - дворец,

Во дворе - певец...(скворец)

  • Маленький мальчишка,
  • Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг...(грач)

Пословицы и поговорки.

  • В одно перо и птица не родится.
  • Видно птицу по полету.
  • КСоловья баснями не кормят.

У всякой пташки свои замашки.

  • Летать умеет тот, кто умеет садиться.
  • Птицу видать по полету.

Стихи о перелетных птицах.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

О чем поют воробышки

В последний день зимы?

Мы выжили! Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

В. Берестов

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

Удод

Он украшен хохолком.

Дом его в дупле сухом.

Знает весь лесной народ:

Эти птицу звать удод.

Скворец

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Прилетай же!

Марина Борсякова
Проект в средней группе ДОУ «Перелетные птицы осенью»

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Перелетные птицы осенью »

Описание проекта : краткосрочный, групповой .

Участники проекта : дети, педагоги.

Возраст детей : средняя группа .

Актуальность проекта : проведенная предварительно диагностика показала, что у ребят недостаточно развиты знания о перелётных птицах . Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц , не знают причин отлёта перелетных птиц в тёплые края . Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы , что для птиц вредно , а что – полезно. Настоящий проект позволит закрепить в памяти детей названия перелетных птиц , углубить и расширить знания о перелетных птицах , познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт птиц и понять его причины, послужит воспитанию заботливого и бережного отношения к птицам .

ЦЕЛЬ : расширить и углубить знания дошкольников о жизни перелётных птиц в осенний период .

ЗАДАЧИ :

1. Образовательные

Закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц ;

Изучать особенности отлёта перелётных птиц

2. Развивающие

Формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;

Развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

Формировать художественно-эстетическое восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, рассматривания иллюстраций по теме, рисования и раскрашивания картинок;

Пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

3. Воспитательные

Формировать навыки учебной деятельности;

Формировать бережное отношение к природе.

Реализация проекта .

Начиная изучение перелётных птиц , следует объяснить детям, почему их так называют.

Перелётные птицы улетают зимовать в тёплые края.

Это происходит осенью .

Обычно перелетные птицы летят в тёплые края стаей, но еще могут лететь дугой, поодиночке, клином, шеренгой.

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл.

Раньше всех улетают ласточки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.

Когда замерзают водоёмы (реки, озёра и пруды, направляются к югу водоплавающие птицы - гуси , утки и лебеди.

В слове водоплавающие тоже прячется два слова - плавать в воде.

Практическая часть.

Подвижные игры на свежем воздухе : «Воробышки и автомобиль» , «Птички в гнездышках» , «Птички летают» .

Игра «Назови ласково»

изучение строения птицы и образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами :

птица – птичка

голова – головка

шея - шейка

крыло – крылышко

лапа – лапка

хвост – хвостик

клюв - клювик

Игра «У кого какое тело»

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? Значит, скворец какой? Короткохвостый.

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? Длиннохвостая.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Скворушка»

Осень-непогодушка ,

Тополь пожелтел.

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

Ветка чуть качается,

Дождик не кончается.

С нами старый скворушка

До весны прощается.

Движения :

Подняли руки вверх;

наклоны туловища

влево - вправо;

руки в стороны;

повороты туловища

влево - вправо;

руки вытянули вперед ;

наклоны вперёд-назад;

приседания.

УГАДАЙ-КА! (Загадывание загадок о перелетных птицах )

На шесте дворец.

Во дворце – певец.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

Серая птаха в лесу живет,

Чудным певцом повсюду слывет.

Всех перелетных птиц черней ,

Он чистит пашню от червей.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка»

Дети сидят на стульчиках.

Пальцы левой и правой рук

соединены между собой.

Пой-ка, подпевай-ка :

Десять птичек – стайка.

(Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей,

(Поочередно загибаем

пальчики на правой руке,

начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

(Поочередно загибаем

пальчики на левой руке,

начиная с мизинца)

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

(Соединяем большой и

указательный пальцы,

как хищный клюв)

Птички, птички – по домам!

(Машем ручками,

как крылышками)

Артикуляционная гимнастика

ЛИ-ЛИ-ЛИ, ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли,

ОЛ-ОЛ-ОЛ, ОЛ-ОЛ-ОЛ – сильный дождь с утра пошёл,

АЙ-АЙ-АЙ, АЙ-АЙ-АЙ – зонт скорее открывай.

Упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений)

За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…

Последними улетают осенью лебеди , гуси, утки, потому что…

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…

ИТОГИ ПРОЕКТА :

1. Дети узнают по картинкам, фотографиям и умеют называть большинство перелетных птиц , живущих в нашем регионе;

2. У дошкольников сформировалось правильное представление о таком явлении, как отлёт птиц на юг осенью ;

3. Большинство ребят в группе умеют рассказывать об особенностях внешнего вида и повадках перелетных птиц , могут составить описательный рассказ по картинке;

4. Группа разучила новые подвижные, пальчиковые и ситуативные игры, гимнастики, потешки, загадки;

5. Ребята приобрели новые навыки в художественном творчестве, научились закрашивать разные части объекта по очереди;

6. В ходе реализации проекта дошкольники познакомились с замечательными сказками российских и зарубежных авторов.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Перелетные птицы весной» в средней группе Задача: Расширить знания детей о весне, и перелетных птицах. Цели: - Познакомить детей с внешним видом - Дать понятие «перелетные птицы».

«Зимующие и перелетные птицы». Конспект занятия в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема:«Зимующие и перелетные птицы». Образовательные задачи:.

Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе «Перелетные птицы» Интегрируемые ОО – физическое развитие, познавательное развитие. Возраст детей: 6 – 7 лет. Форма проведения: организованная образовательная.

Конспект НОД образовательной области «Познание» в средней группе «Перелетные птицы» Конспект НОД образовательной области «Познание» на тему «Перелетные птицы» в средней группе Цель: познакомить воспитанников с перелетными.

Приоритетная образовательная область: познавательная. Цель: закрепить представления детей о том, что происходит с нашей планетой и птицами.

Педагогический краткосрочный проект в средней группе

«Перелетные птицы»

Разработал и провёл: Т.И. Карпенко

Возраст участников проекта : дети 4-5 лет.

Состав проектной группы : воспитатели и воспитанники средней группы ,

музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Вид проекта : информационно – исследовательский, групповой , краткосрочный, творческий, интегрированный.

Сроки реализации проекта : с17.04.2017 - 28.04.2017г.

Проблема проекта -осознание детьми значения птиц в природе .

Актуальность проекта : птицы окружают нас , принося людям пользу и радость. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами , существами активными, привлекательными, подвижными. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах , их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Основной целью экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны.И тогда, может быть. в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих животных, вокруг будут звенеть птичьи трели, реки станут глубокими и прозрачными, а люди добрее.

Условиями реализации проекта являются : систематизация материала по теме « Перелетные птицы » , изучение методической литературы, подбор произведений детской литературы по программе, обновление развивающей среды в группе . В создании развивающей среды принимают участие не только педагоги, но и дети и их родители, что позволяет вызвать у всех интерес к данной теме.

Ожидаемые результаты проекта :

1. В ходе реализации проекта расширять знания детей о птицах родного края , их особенностях и значении в жизни человека и природы.

2. Повысить экологическую грамотность.

3. Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио видеозаписи о птицах родного края ).

4. Эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение дошкольников к птицам и другим животным родного края.

1 этап-постановка целей и задач (04.04.2016 г.)

Цель проекта :

расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта; закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц.

Учить создавать изображение скворечника, с помощью аппликации.Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида птиц.

- учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Продолжать приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию стихотворения.

Развивающие:

- развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к птицам.

1 этап-подготовительный

1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта .

3. Перспективное планирование проекта .

4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

5. Изготовление масок –ободков « Птицы » .

2 этап -содержательный

Ежедневные наблюдения за птицами .

Формы реализации проекта :- интегрированные занятия;

Игры-ситуации;

Беседы;

Выставки рисунков и поделок;

Просмотр презентации, видеофильма с голосами птиц.

Консультации.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры :

«Птичий двор» .

Познавательное развитие

Д/игры «Один-много» , «Сколько птиц прилетело , «Счет птиц » ,"Угадай птицу по описанию ", «Чей хвост?» , «Кто что ест?» , «Узнай по голосу» , «Что едят птицы » .

Н/и «Разрезные картинки» . « Перелетные птицы » .

Беседы :

«Какие птицы к нам прилетели » .

«Как мы о птицах заботимся .

«Пользу или вред приносят птицы .

«Меню птиц » .

Речевое развитие

Д/и «Назови одним словом» - учить обобщать по признакам

«Назови ласково» - учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме

« Птицы и их детеныши » - учить называть существительные множественного и единственного числа

«Составь рассказ о птице » - развивать связную речь

Составление рассказа по схеме

Пальчиковые игры : «Птички» «Ласточка»

Стихи о перелетных птицах

Александрова А. «Скворцы» ,

В. Берестов « Птицы »

А. Барто «Журавли» .

Г. Ладонщиков «Скворцы»

Рассказы : Куприн А. И. «Скворцы»

«Песня скворца»

Соколов-Микитов И. С. «Жаворонок»

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка» ,

Чтение сказки В. Даля «Ворона» ,

Разучивание поговорок : «Всякая птица своим пером гордится» ,

«У каждой пташки свои замашки» ,

поговорки, пословицы о птицах

Художественно-эстетическое развитие :

Рисование "Прилетели птицы ". «Воробьи в лужах»

Аппликация «Скворечник» , «Прилетели птицы » , Лепка «Птенцы в гнёздышках» .

Конструирование из бумаги : «Ласточка» , «Грачи»

Презентация для детей «Угадай по голосу», « Перелетные птицы »

Музыкальное развлечение «Весенний праздник прилёта птиц »

Физическое развитие

П/игры «Птички в гнёздышке» «Лягушки и цапля» «Совушка»

Физминутки «Аист» , « Птица » , «Лебеди»

3 этап – заключительный

Систематизация знаний детей о перелетных птицах.

Подведение результатов проекта.

Представление продуктов проекта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :

1. В реализации проектной деятельности дети научились :

Задавать вопросы;

Давать определения понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Проводить эксперимент;

Делать выводы и умозаключения;

Сочинять сказки, истории о птицах .

знания детей о птицах расширились ;

2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих .

3. На протяжении реализации проекта «Перелётные птицы»» у детей формировалась связная речь.

4. Дети научились подкармливать птиц . У многих детей появилось заботливое отношение к птицам .

5. Повысился познавательный интерес у детей.

Заинтересованность детей темой о птицах , проявление их познавательной активности:

Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о птицах .

Рассказы детей о наблюдении за птицами .

Выставка подобранных фотоматериалов, рисунков и поделок о птицах .

Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры «Как мы птиц встречали » .

Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги скворечников по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

Организация выставки рисунков и работ детей : « Птицы весной »

Аппликация «Скворечник» , «Прилетели птицы » , «Встречаем птиц »

Тематическое развлечение «Весенний праздник прилёта птиц »

Продукт проекта :

    Показ презентации « Перелётные птицы »

    Пополнение костюмерной музыкального зала шапочками перелётных птиц.

    Оформление мобиля «Весна встречает птиц»

    Подборка детской литературы по теме « Птицы ».

    Музыкальное развлечение «Весенний праздник прилёта птиц » .

Сценарий праздника «Весенний праздник прилета птиц » ( средний дошкольный возраст )

Задачи : Обобщить и систематизировать знания о перелетных птицах . Формировать устойчивый интерес к живой природе.

Предварительная работа : Изготовление масок и декораций совместно с родителями.

Ход праздника:

Дети входят в музыкальный зал под музыку и становятся полукругом. У каждого на голове шапочка-маска птицы (зимующие и перелетные птицы ) .

Ведущий :

Если снег повсюду тает

День становится длинней.

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна ,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла … (весна)

Песня о весне.

Какое прекрасное время года – весна. В природе бывает три весны :

Весна света - март,

Весна воды – апрель,

Весна зеленой травы - май,

(раздается стук в дверь, входит ребенок почтальон)

Ребенок :

Телеграмма, телеграмма!

Я бегу к вам с почты прямо.

У телеграммы срочной

Адрес очень точный : детский сад «Жемчужинка»

Ведущий : Спасибо почтальон. Это действительно нам телеграмма, в наш детский сад. В твоей почтовой сумке я вижу больше нет писем, нет ни газет, ни телеграмм. Оставайся у нас погостить (почтальон остается) . Давайте узнаем, что в этой телеграмме и от кого она?

Я хочу вас пригласить

На поляне погостить,

Чтоб потом мы вспоминали,

Как со мною здесь играли,

Чтоб поляночку найти,

Надо мостик перейти ,

А потом через болото,

А потом, кому охота,

Ручеек перешагнуть ,

И еще пройти чуть- чуть,

Здесь найдете вы меня.

В добрый путь, смелей друзья!

С нетерпеньем жду я вас!

Весна - красна.

Только мы разговор про весну завели, а весна нас сама в гости зовет. Но чтобы к ней дойти, надо все препятствия преодолеть. Отправляемся в дорогу. А вот и мостик (проходят по мостику) . А вот и ручеек, который надо перепрыгнуть ( перепрыгивают ) . А это кочки, по ним надо пройти и не упасть, а то замочите ноги в болоте (во время преодоления препятствия звучит веселая музыка) . Вот мы и пришли. Какая красивая полянка. А где – же Весна – Красна? Давайте позовем.

Зазывают весну закличкой :

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

Приди весна с милостью!

На поляне появляется

Весна :

Я, Весна – Красна

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки.

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду – в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Здравствуйте, ребята! Очень рада я, что вы откликнулись на мое приглашение. Пришли на поляну ко мне в гости, послушать мои рассказы, поиграть, повеселиться. Когда я к вам шла, услышала в лесу как зимующие птицы вели разговор с перелетными . Очень интересный разговор…

Дети под музыку «вылетают» и становятся друг против друга.

Инсценировка.

Скворец :

Здравствуй, птичка – невеличка,

Здравствуй, добрая синичка!

Грач :

Здравствуй, дятел, наш приятель,

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел :

Расскажите птицы ,

Где вы побывали?

Расскажите птицы

Что вы повидали?

Скворец :

В жарких странах – жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач :

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны,

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы.

Дятел :

Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец :

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Синичка :

Вы б для нас потанцевали,

Мы вас очень, очень ждали!

Грач :

Чтобы было интересней,

Мы танцуем с вами вместе.

Общий танец.

Синичка :

Дети, гнезд не разоряйте,

Птичий дом не трогайте,

Яичек теплых не берегите,

Нас, друзья вы берегите!

Ребенок :

Мы не станем разорять

Гнезда у пернатых.

Пусть птичьи песенки звенят

На радость всем ребятам.

Весна : Вы, ребята, оказывается настоящие друзья леса. С приходом весны все оттаивает вокруг, зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы . Домой возвращаются перелетные птицы , которые боятся холодов и на зиму улетали в теплые края. Птицы – это мои гонцы . Я их выслала вперед . А знаете ли вы птиц ? Я вам загадаю про них загадки, а вы отгадайте.

Загадки :

Черный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей, (грач)

Что за весенняя черная птица ,

Трактору чуть ли на нос садится?

Кто за плугом носится вскачь (грач)

Игра «Собери червяков» . Ленты разного цвета раскладываются на полу, по сигналу 2 игрока собирают «червей» . Выигрывает тот, кто больше соберет лент.

Гнездо свое он в поле вьет

Где тянуться растенья,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворенья. (жаворонок)

Эта птица никогда не строит для себя жилья.

Соседкам яйца оставляет,

А о птенцах не вспоминает… (кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Пусть проделав длинный путь

Лепит домик под окном из песка и глины… (ласточка)

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец,

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня… (скворец)

Игра «Кто красивый построит скворечник» . 2 команды игроков из строительных кубиков строят скворечник. 1 участник ставит заднюю стенку скворечника, 2 –боковую, 3- боковую, 4- переднюю , 5- крышу. Игра проходит в виде эстафеты.

Весна :

Готовы скворечники, можно селится,

Готовы дома – терема! Летите, летите

Веселые птицы , скорей занимайте дома!

Песня «Скворушки» .

Весна : Вернулись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое… жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Скворцы поселяются в скворечниках, которые построили для них люди! Давайте, посмотрим, какие домики смастерили ваши родители (ведущий демонстрирует скворечники) и вы (демонстрация работ детей - аппликация и рисунки) .

Ведущий : Весна – Красна. А наши дети разные стихотворения знают о птицах и весне .

Весна : С удовольствием послушаю и про себя и про своих гонцов.

1. Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нем.

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй.

2. Выглянул подснежник

В полутьме лесной,

Маленький разведчик,

Посланный весной.

3. Знаешь ты и знаю я,

Как пернатые друзья

Песенки в лесу поют

Мошек, червяков клюют.

Что все время тук да тук

Дятел – леса верный друг.

Ищет дятел для обеда

Усача и короеда.

4. Еще мороз гуляет на просторе,

Еще не распростились мы с зимой,

А вдалеке над Средиземным морем

Грачи летят из Африки домой.

5. Свежий ветер нежной скрипкой

Спел нам песню про весну,

Тронув провод тонкий, гибкий,

Как звенящую струну.

А на проводе качался,

Воробей в тепле лучей,

На кого- то раскричался

Может даже на грачей.

6. Всех перелетных птиц черней ,

Чистит землю от червей.

Вдоль по пашням мчится вскачь.

А зовется птица грач .

Весна : А вы знаете, что весну на своих крыльях несут не все птицы , а только перелетные . Хочу проверить, знаете ли вы какие птицы перелетные , а какие зимующие.

Игра «Зимующие и перелетные птицы » .Участвуют все дети. На одном стуле закреплена снежинка - это домик для зимующих птиц , на другом – солнышко – это домик для перелетных птиц . Пока играет музыка дети «летают» . Музыка заканчивается – все летят к своему домику.

Весна : Порадовали вы меня своими знаниями. Ребята, птицы наши друзья . Обижать их нельзя. Они приносят пользу, украшают нашу природу, а как красиво они поют.

Ведущий : Как сегодня много вы узнали о птицах . Спасибо весна, что пригласила нас к себе на полянку. Наши дети всегда будут беречь птиц , заботиться о них, помнить, что птицы - наши друзья .

Дети : Да, конечно. Спасибо тебе весна. До свидания!

Весна : Жду вас еще в гости.

(дети под музыку возвращаются в группу )

Тип проекта : информационно - творческий.

Участники проекта : дети 12 группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» проходит «Международный день птиц». И не случайно этот день отмечается именно в апреле - месяце массового возвращения пернатых с зимовок.

В России праздник имеет давнюю традицию. В старом (старый стиль) «Месяцеслове» есть такие праздники, как 9 марта - «День встречи перелётных птиц», 17 марта - «Герасим-грачевник», 6 мая - «День ласточки» и т.п.

Информация, получаемая в процессе совместной работы с родителями, позволяет расширить и углубить знания детей о птицах, служит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе по отношению ко всем животным, высказывать своё суждение по этой проблеме.

Цели:

  • формировать представления детей об особенностях жизни перелётных птиц;
  • развивать познавательный интерес к родной природе;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;
  • поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами.

Задачи:

  • расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц;
  • расширить и закрепить представления детей о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и о приспосабливаемости к своей среде обитания;
  • воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
  • развивать художественно-творческую деятельность;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями природных условий и повадками птиц.

Виды деятельности и формы работы

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Кто где живёт? », «Зимующие, перелетные птицы», «Назови, какая птица», «Кто, чем питается? », «Четвертый лишний».

Словесные игры:

«Продолжи предложение», «Какое слово не подходит?», «Исправь ошибку».

Познавательное и социально-коммуникативное развитие

беседы: "Что мы знаем о птицах?", « Почему перелётные птицы осенью покидают нас?», « Зачем птицы перелетают в теплые края?».

составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

чтение художественной литературы : Г. А. Скребицкий «Грачи» «Крылатые соседи», Н.Сладков «Птицы весну принесли», сказки: «Лиса и журавль», В. Бианки «Птичий календарь», «Что увидела сорока», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»,», М. Пришвин «Гости».

чтение и заучивание пословиц и поговорок о птицах.

ситуативные беседы : «Что случится, если разорить гнездо птицы?»,

прослушивание пение разных птиц,

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Грач» (работа выполнена углем)

«Белые лебеди на озере» (нетрадиционная смешанная техника)

Лепка: «Черный лебедь»

Акция изготовления запрещающих знаков - «Не разоряй птичьи гнезда», «Не лови птиц», «Наезд машины на птиц запрещен!» и др.

Конструирование:

из бумаги - «Черный грач» (оригами)

из материала Лего-конструктора «Птицы»

Читайте также: