(1)«3емля - колыбель человечества», - говорил К.Э.Циолковский. (2) Земля - родина человечества. (3) А что для человека может быть дороже Родины! (4) Ведь. "земля - колыбель человечества, - и свет во тьме светит, и тьма не объяла его

Считается, что Земля имеет железное ядро, а мантия - силикатная.

Сейчас установлено, что современную структуру геосферы (поверхностная кора, мантия, пластическое ядро и центральное ядро) Земля приобрела в результате длительной эволюции.

Главную роль в тепловом режиме Земли играют радиоактивные семейства урана, тория и калия, которые в прошлом давали »10 21 калорий в год радиоактивного тепла, что было достаточно для частичного плавления вещества Земли.

Установлено, что некоторые гидриды металлов значительно плотнее, чем исходные металлы, за счет того, что в решетке гидрида металлические атомы располагаются более плотно.

Так как глубинные недра планеты содержат гидриды, то, разлагаясь, они выделяют водород, а Земля при этом увеличивается в объеме.

В космогонии особое внимание уделяется характеру распределения момента импульса в Солнечной системе. Оказалось, что 98 % этой величины сосредоточено в планетах, суммарная масса которых намного меньше массы Солнца. Это означает, что при формировании Солнечной системы момент импульса каким-то образом был передан от центра на периферию.

В результате гравитационной неустойчивости система начала сжиматься к центру тяжести, имея начальный момент вращения. При сжатии она раскручивалась все быстрей и приобрела форму эллипсоида.

В плоскости его экватора произошло истечение протопланетного вещества, из которого в последствии возникли планеты, а центральное сгущение ПротоСолнце (небула) превратилось в звезду - наше Солнце.

Астрофизик Хойл высказал идею, что у ПротоСолнца на стадии формирования протопланетного диска имелось мощное дипольное магнитное поле.

Магнитные силовые линии, жестко связанные с частично ионизированным веществом ПротоСолнца, должны были поддерживать постоянной угловую скорость вращения в сжимающейся туманности.



За счет этого во внутренних частях туманности линейные скорости вращения уменьшались, тогда как внешняя ее часть увеличивала линейную скорость вращения. В результате вещество туманности центробежными силами разбрасывалось в плоскости экватора, образуя протопланетный диск.

Рис. 10.16

Если при формировании протопланетного диска ионизированное вещество перемещалосьперпендикулярно силовым линиям магнитного поля, то заряженные (ионизированные) частицы захватывались магнитным полем, тогда как нейтральные частицы (на рис. 10.16 отмечены светлым кружком) пересекали магнитное поле беспрепятственно. В результате такой магнитной сепарации произошло разделение и дифференциация вещества протопланетного диска.

Следовательно, распространенность химических элементов в Солнечной системе должна зависеть от их потенциалов ионизации.

По гипотезе Энеева и Козлова протопланетный диск при образовании Солнечной системы на всем этапе аккумуляции планет состоял из разреженных глобул-капель, плотность которых намного порядков меньше плотности твердых тел.

При этом необходимо, чтобы глобулы-капли были плотно упакованы и взаимодействовали между собой по закону абсолютно неупругого удара.

Таким образом, Земля унаследовала тот состав протопланетного вещества, который был определен магнитной сепарацией.

Оценки, проведенные на этой основе, показали, что исходное содержание кислорода на Земле не может превышать 1-3 %, тогда как водород должен быть преобладающим элементом.

Следовательно, изначальный состав Земли, возможно, был представлен водородистыми соединениями-гидридами.

Водород активно взаимодействует с большинством элементов, создавая водородистые соединения, и он может адсорбироваться на поверхности частиц конденсируемых веществ.

Рис. 10.17

Если же повышать давление, то взаимодействие водорода с металлами все более сдвигается в сторону образования гидридов. При повышении же температуры происходит разложение гидридов - атомы водорода теряют химическую связь с атомами металлов, переходят в растворенное состояние и дальнейшее повышение температуры вызывает дегазацию водорода из металла. В результате противоборства давления и температуры в недрах сжимающейся ПротоЗемли во внутренних частях планеты, в области наибольших давлений, формируются плотные, ионные гидриды. Это зона была окружена сферой из металлов с растворенным в них водородом, тогда как снаружи могла существовать оболочка, из которой водород дегазировался.

Молодая Земля должна была нагреваться из-за распада изотопов урана, тория и калия. Возможности увеличения давления в недрах Земли к этому времени были исчерпаны, и поэтому повышение температуры способствовало дегазации водорода из внутренних слоев Земли. Со временем внешняя оболочка должна была увеличивать свой объем, тогда как масса сферы с растворенным водородом и гидридной центральной зоной сокращались.

Еще в 30-х годах академиком Вернадским было высказано предположение, что в глубинах нашей планеты должны существовать водородистые соединения

При таком процессе развития Земли ее недра постоянно продувались водородом, что приводило к очистке их от кислорода, который накапливался во внешней геосфере, чем и было обусловлено образование силикатно-окисной оболочки планеты.

Вот почему так четко выражены границы между корой и мантией, между мантией и ядром.

На этой основе Лариным была предложена новая модель строения Земли (рис. 10.17).

Исследование новой геохимической модели строения Земли показало, что она согласуется с современными данными по физике ядра и мантии планеты, значительно упрощает решение проблемы геомагнетизма.

Насыщенные водородом металлы легко сжимаются и уменьшаются в объеме, а освобождаясь от водорода под действием высоких температур увеличиваются в объеме.

Поэтому Земля увеличивается в объеме.

Наиболее интенсивное расширение Земли должно было начаться в далекую геологическую эпоху, когда на ней происходило рождение океанов при разломах коры и раздвижения материков.

Действительно по дну всех океанов проходят гигантские трещины.

Известно, что кора Земли находится в постоянном движении.

Она опускается, вспучивается, собирается складками, растягивается, сжимается.

Например, образованию гор предшествует опускание пород и появление низин и морей. Тепло из недр планеты поступает к ее поверхности неравномерно.

Больше всего тепла идет к поверхности в зонах тектонической активности.

Согласно гипотезе "гидридной Земли" водород в виде протонного газа выделяется из гидридов земного ядра.

В Исландии, в зоне океанического разлома, обнаружены выходы потоков чистого водорода. Водород - газ и легко проходит сквозь мантию.

Скапливаясь в верхних областях мантии или земной коры, насыщает содержащиеся в ней металлы, которые уменьшаются в объеме.

Следовательно, кора Земли опускается, образуется впадина. Огромные массы земных пород начинают стекаться к этой впадине.

Потоки наплывают друг на друга, сжимаются, образуя складки, т.е. возникают горы. Когда же поток водорода из недр ослабевает, металлы, отдавая газ, вновь увеличиваются в объеме, что приводит к дальнейшему росту гор. Потоки протонного газа объясняют происхождение дипольного (двухполюсного) магнитного поля Земли.

Действительно, если Земля гидридная, то потоки протонного газа создают ток, т.е. Земля представляет собой гигантский гальванический элемент.

Отрицательным электродом служит гидридное ядро, а положительным электродом - земная кора.

Под действием вращения планеты потоки протонного газа отклоняются в направлении, противоположном ее вращению, т.е. к западу.

Это отклонение равносильно появлению замкнутого кольцевого контура, по которому течет ток, что и вызывает существование магнитного поля Земли.

Матрица жизни

В начале третьего тысячелетия открыто гигантское образование в Солнечной системе под кодовым названием Matrix BQI-33087 (МАТРИЦА), простирающееся от орбиты Венеры далее орбиты Плутона на ~10 млрд. километров.

Матрица представляет собой огромное разреженное облако, неизвестной природы, имеющее форму вытянутого яйца во многом похожая на космическую амебу или снимок Крабовидной диффузной туманности в созвездии "Тельца", как остатка взрыва сверхновой.

История открытия матрицы насчитывает не более 30 лет. Молодые тогда еще сотрудники астрофизической обсерватории США в Сиэтле Дэнил Роббинс, Рон Джереми и Соверн Чанг буквально по крупицам начали собирать сведения о странной материи, рассеянной как им казалось от Марса до Нептуна.

Ученые до сих пор не могут ответить на многие вопросы, например, куда исчезают огромные порции Солнечной энергии по пути к границам Солнечной системы. Или с чем связано появление и исчезновение белых и красных пятен на поверхности Юпитера, или отчего некоторые объекты Солнечной системы то подают признаки жизни, как, например, Ио - спутник Юпитера, или планета Хирон, или Титан - спутник Сатурна, или наш ближайший сосед - планета Марс, то нет. Наконец, почему резко изменяются траектории полета некоторых крупных комет, когда по расчетам они должны были бы столкнуться с некоторыми объектами Солнечной системы. Например, пять лет назад комета Хейла - Болла, неожиданно сделала крутой вираж непосредственно близко от поверхности планеты Марс и американского космического аппарата "Вояджер".

Матрица похожа на амебу и подвижна, протягивая свои щупальца на ~10 млрд. км. Источником ее питания является Солнечная энергия.

Время от времени матрица протягивает свои мощные щупальца к планетам, чтобы защитить или покарать их.

Действия матрицы неподвластны человеческой логике. Она одинаково легко может уберечь Землю от падения кометы или навлечь на нас стихийное бедствие.

Например, когда случилось мощное землетрясение на севере Индии в феврале 2001 г. телескопы зафиксировали, как содрогнулась матрица. Причем изменения в ее структуре начали происходить за 2-3 дня до катастрофы. Матрица иногда действует загадочно, т.к. с человеческой точки зрения, может быть жестокой, потому что она все порождает, и она же все убивает.

Она контролирует все, что происходит в Космосе и в Солнечной системе.

Является основой жизни Солнечной системы и на удалении ~716 млн. км от орбиты Плутона в матрице прослеживается некоторое уплотнение - ядро, которое можно условно назвать мозгом. Последние 2-3 года одно из щупальцев матрицы окутывало нашу планету Земля, как бы защищая ее, от внешнего воздействия. Можно вспомнить, что в сводках новостей неоднократно сообщалось, что буквально рядом с поверхностью нашей планеты пролетали гигантские астероиды, хотя по расчетам должны были столкнуться с Землей.

Последние события, на которые отреагировала матрица, связаны с землетрясением в Индии, или приближением кометы Икея - Секи, или взрывом сверхновой в эллиптической (шаровой) галактике М3 в созвездии Гончих Псов. Случайным свидетелем этого возмущения матрицы стал "Вояджер", оказавшийся, видимо, в гуще событий на пути полета от планеты Уран к планете Нептун. Этот аппарат давно уже ничего не передает на Землю, кроме редких радиосигналов, но 14 февраля 2001 г. он вдруг заговорил, передав на Землю целую серию радиосигналов. Наблюдения подтвердили наличие сильных возмущений в этой части космического пространства и в Солнечной системе.

Более подробную информацию о матрице, снимки 10-15-летней давности и прочее можно найти на страничке в интернете: www.matrixnewgod.com.

Цель: Содействовать экологическому воспитанию, расширять знания учащихся о природе.

Правила игры: В игре три тура, финал, супер-игра, игра со зрителями. В каждом туре играют по три человека, участникам зачитывается задание, каждый имеет право повернуть барабан и назвать одну букву, если буква названа правильно, участнику предоставляется еще один ход, выигрывает тот, кто правильно назвал слово, победители трех туров выходят в финал. Для проведения игры используется презентация Power Point, если буква названа правильно, она появится при щелчке левой кнопкой мыши на соответствующем окошке.

Ведущий: Земля, – какая она?

Земля рождает прозрачные ручьи. Миллионы стеблей и колосьев. Носит на себе океаны и их тени. Пускает птиц в небеса, быстроногое зверье по всем лесам. Качает на себе города. Земля принимает в себя все дожди, снега и туманы.

Все говорят земля, а каждый подразумевает свое:

Так что же она, Земля?

Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов.

Человек стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия.

Но сегодня прогресс со всей остротой поставил проблему взаимодействия человека с землей. На наших глазах происходят могучие людские деяния, часто люди не замечают последствия этих деяний: покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории.

Нельзя забывать, что “Земля у нас только одна…” Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем, но в случае поломки его пересесть будет не на что. Надо беречь, что имеем.

(Ученик читает стихотворение А.Дудина)

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите
Чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду,
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье.
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровение земли и неба,
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Все дарю!
И все от вас приемлю!
Только
Берегите
Эту Землю!

Ведущий: Тема сегодняшней игры “Поле чудес” - “Земля – колыбель человечества”.

По-другому это место можно назвать лабораторией в живой природе, данные лаборатории создаются в разных природных зонах с целью изучить и одновременно сохранить все богатство природы, исследования здесь могут проводиться в течение многих лет.

В данном месте запрещено всякое строительство, проведение геолого-разведочных и других изыскательных работ, вырубка леса, охота, сбор грибов, ягод, пастьба скота, распашка полей.

Благодаря этим местам оказалось возможным сохранить до промысловой численности уже исчезающие виды животных.)

2-задание

Ведущий: Реки Сибири издавна восхищали писателей, поэтов.

А.П. Чехов писал: “В жизни я не видел реки великолепнее Енисея, могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость, кажется странным, что этот силач не смыл еще берега и не пробуравил дна”.

А, например, В. Шишкову реки Сибири навеяли образ безлюдной, дикой и капризной Угрюм-реки.

А теперь вопрос:

Одну из рек Сибири в XX веке решили перекрыть, так как экономически эффективный потенциал ее притока оценивается в 20 млн. кВт.

Пять гидроэлектростанций задуманы на этой реке. Первой построена Братская ГЭС.

(Валентин Распутин в своем рассказе о последних днях Матеры повествует об острове, который должен быть затоплен при перекрытии этой реки.

Опыт постройки Братской ГЭС был учтен при сооружении: Усть-Илимской ГЭС, Саяно-Шушенской ГЭС, Богучанской ГЭС.

А поэт А.Т. Твардовский написал такие строки:

Придет иная красота
На эти берега
Но, видно, людям та и та
Нужна и дорога)

3-задание

Я люблю тебя большое время,
Но прошу, прислушайся ко мне:
Не убей последнего тайменя,
Пусть гуляет в темной глубине,
Не губи последнего болота
Загнанного волка пощади,
чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди. (С. Куняев)

Сложный природный комплекс – состоящий из большого разнообразия животных и растений, имеющих высокую хозяйственную ценность.

Природная зона, которая находится за зоной тундры, а меняется зоной лесостепей.

(А.П.Чехов об этом месте писал так: “ По обе стороны дороги непременно тянутся обыкновенные леса из сосны, лиственницы, березы и ели. Нет ни деревьев в пять обхватов, ни верхушек, при взгляде на которые кружится голова. Сила здесь не в деревьях гигантах, не в гробовой тишине, а в том, что разве одни перелетные птицы знают, где кончается это место”.

Словарь В. Даля: “… - обширные сплошные леса, непроходимая исконная глушь, где нет никакого жилья...”)

Игра со зрителями

Ведущий: Ловкий и очень сильный для своих размеров хищник. Ведет наземный образ жизни. Хорошо лазает по деревьям. Животное, обитающее в Сибирской тайге, к тридцатым годам прошлого столетия это животное было почти полностью истреблено в пределах Красноярского края и оставалось здесь почти в небольшом количестве не обособленных участках. Позднее, в результате охранных мероприятий, численность восстановилась до уровня изначальной, бывшей в семнадцатом столетии. В настоящее время снова создалось положение, угрожающее этому животному.

Ведущий: Как известно лес – это легкие планеты. Мы просто задохнулись бы, не будь на земном шаре лесов, ведь растения осуществляя процесс фотосинтеза, постоянно выделяют в окружающее пространство кислород и поглощают углекислый газ.

А теперь задание: по берегам этой реки растет треть всех лесов планеты 5 млн. кв. км это составляет половину всей территории Бразилии. Как называется эта река?

(К 1975 году Амазония потеряла 4% своих деревьев. Если так будет продолжаться дальше, то к 2005 году здесь не останется ни одного дерева. Самое страшное, что иностранные компании уничтожают леса, не вырубая, а сжигая).

Супер-игра.

Ведущий: Экология – наука, которая занимается изучением взаимодействием живых организмом с окружающей средой, эта наука исследует отношения между разными видами, изучает борьбу за существование, но самой главной задачей экологии является изучение того, как человек влияет на природу, как это влияние сказывается на состоянии живых организмов.

Решение задач экологии – это одна из самих видных задач человечества. Но знаете ли вы, что значит слово “Экос”.

Наш дом в опасности. Планета Земля медленно погибает. Другого дома нам не дано.

Долго, слишком долго мы воспринимали все сообщения о бедствиях и потерях – отравленных почвах и зараженных водах, гибели животных и растений, - лишь как досадные случайности, вызванные чьим-то невежеством и разгильдяйством. Наступило время осознать, что вина за надвигающуюся катастрофу лежит на каждом из нас.

Природа требует помощи.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Литература:

  1. Игорь Акимушкин “Невидимые нити природы”, \издательство Москва “Мысль” 1985\ стр. 270-274.
  2. А.Н. Захлебный “Книга для чтения по охране природы”, \Москва просвещение” 1986\ стр. 75-132.

В.П. Любимов. Портрет К.Э.Циолковского. 1939 г. Масло

Наука, наблюдение, опыт и математика были основой моей философии.
К.Э. Циолковский

Константин Циолковский безусловно очень известен у нас в стране и за рубежом, но известен, главным образом, как исследователь и изобретатель в области реактивного движения. Вот выдержка из энциклопедического словаря: “российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики . Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.” Гораздо менее он известен своими философскими концепциями, своей “космической философией ”, которые, пожалуй, и составляют главную часть его научного наследия.
Действительно, одним из главных достижений Циолковского считается то, что именно он предложил и научно обосновал возможность использования ракеты для полета в космос в своей знаменитой работе “Исследование мировых пространств реактивными приборами ” . Работа эта была частично опубликована в 1903 г. . Однако подобные идеи приходили в голову не только Циолковскому - примерно тогда же (чуть позже) этим начали заниматься ученые и в других странах, например Р. Годдар в США и Г.Оберт в Германии, стали выходить их работы, написанные независимо от Циолковского (хотя его приоритет очевиден) . Циолковскому принадлежит также множество технических идей и изобретений (многоступенчатые ракеты, металлический дирижабль, поезд на воздушной подушке и др.) однако это не главное (были изобретатели и покруче). Сам Константин Эдуардович писал по поводу ракет так: ”Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубину Космоса, но отнюдь не самоцель. Будет иной способ передвижения в Космосе, приму и его ”. Центральной, главной идеей Циолковского является то, что будущее человеческой цивилизации неизбежно связано с выходом в космос, более того, с расселением в нем: “Человечество сначала робко выглянет за пределы земной атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”.
Нам, с детства читавшим фантастику, живущим тогда когда “космические корабли бороздят просторы Вселенной ” наверное трудно представить, сколь новыми, необычными, неожиданными были эти идеи сто лет назад , хотя выглядят они довольно логичным продолжением человеческой истории.



Мемориальный дом-музей К.Э. Циолковского. Фото А. Чиркова

Циолковский был поистине уникальным человеком - глуховатый учитель физики и арифметики в провинциальной Калуге, всю жизнь ставивший какие то опыты, писавший статьи, делавший расчеты, сумевший подняться не только над мелочами обывательской жизни, но сумевший превзойти по широте и “дальности прицела” мышления даже величайших ученых своего времени, попытавшийся охватить мыслью всю Вселенную, сделавший бескрайние просторы Космоса полем человеческой деятельности.
Циолковский родился в год минус сотой годовщины полета первого спутника - 1857г. в семье лесничего. В 10 лет простудился, заболел скарлатиной и с тех пор стал страдать глухотой. “Глухота делает в дальнейшем мою биографию малоинтересной, так как лишает меня общения с людьми, наблюдения и заимствования. Это биография калеки ”. Циолковский начинает читать, делать, как он говорит, “игрушки” , ставить опыты. “Отец вообразил, что у меня технические способности, и меня отправили в Москву ”. Здесь за два года он самостоятельно изучил элементарную математику и физику и высшую математику - “прочел курс высшей алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, аналитическую геометрию, сферическую тригонометрию и прочее ”. Должного образования он к сожалению не получил, хотя, как мог, и далее восполнял этот пробел самостоятельно. В 1889 г. он сдал экзамены и был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище. Там женился (женился удачно:“женился. без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась”) . Вскоре Циолковский переезжает в Калугу, где преподает физику и арифметику в женской гимназии. Почти все свое время он тратил на работу: разрабатывал теорию дирижабля, ставил опыты по сопротивлению воздуха (он построил первую в России аэродинамическую трубу!) , опыты с электричеством, разрабатывал теорию реактивного движения. Жил он довольно замкнуто, практически не выезжал из Калуги - сказывался его физический недостаток и выработанные в детстве комплексы, “мое уродство и происходящая от этого дикость” . “Работы мои печатались в журналах, но проходили незамеченными ” . Только в 1911-1912 гг. на его работы о завоевании космоса обращают внимание, до этого издаются в основном его научно-фантастические произведения (это были одни из первых литературных произведений такого рода в нашей стране).
Циолковский был ученый-естественник и материалист до мозга костей. Он пишет, что “всякой неопределенности и “философии” я избегал ” , хотя и очень уважал русскую классическую литературу. “Основанием моей естественной философии было полное отвлечение от рутины в познание Вселенной, какое дает современная наука . Наука будущего, конечно, опередит науку настоящего, но пока и современная наука - наиболее почтенный и даже единственный источник философии. Наука, наблюдение, опыт и математика были основой моей философии ”.


Зал научной биографии К.Э.Циолковского ГМИК. Фото А.Чиркова

Центром своей “космической философии “ Циолковский делает этическую доктрину счастья . “Нет ничего важнее, как наше счастье и счастье всего живого в настоящем и будущем ”. По его мнению, бесконечный и счастливый прогресс человечества возможен только при условии выхода в космическое пространство и дальнейшего расселения по просторам Вселенной. “Когда человечество найдет возможность. жить в среде без тяжести, в безграничном эфире, окружающем наше Солнце. тогда можно будет ожидать беспредельного размножения. и высокого совершенствования человека ”.
Взгляд ученого на человечество таков - он рассматривает нашу цивилизацию как единый организм, как некое единое целостное образование. В этом качестве человечество проходит в своем развитии несколько стадий. Сначала эмбриональная стадия - возникновение, жизнь и развитие человечества на Земле. “Земля - колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели ” . Следуя этой логике, нужно признать, что человечество должно выйти из пеленок то есть за пределы Земли. Выход в околоземный космос - это вторая фаза эволюции человечества.

Зал ракетно-космической техники музея. Фото А.Чиркова

По мнению Циолковского, это также неизбежно, как превращение куколки в бабочку. На этой ступени эволюции человечество должно распространится на все околосолнечное пространство. На этом этапе, используя ресурсы планет и солнечную энергию возводятся космические поселения - герметичные оранжереи в космическом вакууме. Возведение космических поселений и райская жизнь в них красочно описаны им в фантастической повести “Вне Земли”.
За второй должна последовать третья стадия - расселение людей по всей Галактике. Причем выход в космос - в принципиально иную для существования человека среду неизбежно наложит отпечаток на его физический и нравственный облик. Они станут совсем другими. Живя в космосе, люди на первых порах будут пользоваться еще привычными земными средствами защиты от враждебной,агрессивной среды, прячась в искусственно созданных в вакууме “эфирных городах”. Однако со временем, повинуясь эволюции, люди станут истинно “космическими животными” - то есть обретут способность жить непосредственно в пустоте без специальных защитных средств (скафандров, кабин, капсул).


Ракета-носитель Восток. Фото Л. Чиркова

Таких существ Циолковский описал в фантастической повести “Грезы о Земле и небе” (1895г.) и в работе “Будущее земли и человечества ” (1928г.) . Он представлял их в виде почти бесплотных существ с легкими прозрачными крылышками для улавливания Солнечной энергии. Существа эти функционируют по замкнутому циклу - в крылышках происходит процесс фотосинтеза, в результате которого выделяется кислород, используемый здесь же для дыхания. Существа свободного космоса, нарисованные фантазией Циолковсого, не нуждаются ни в пище, ни в жилье, летая свободно и существуя безбедно. Это настоящие жители вселенной.
Такие необычные и несколько даже шокирующие мысли можно назвать бесплодной фантазией, однако с общебиологической и эволюционной точек зрения это вполне логично. Это своего рода модель возможной эволюции человека и человечества. Можно рассмотреть следующую логическую цепочку. Жизнь зародилась в гидросфере (водной среде) , затем постепенно перешла из водной среды в воздушную. Возникли наземные животные и человек. Теперь человек из воздушной среды переходит в космическую. Вполне возможно, что далекие потомки современных людей приспособятся к жизни в вакууме и станут теми самыми “эфирными” существами с замкнутым автотрофным циклом обменных процессов. Этим ли путем пойдет эволюция, или другим, сказать сейчас сложно. Ясно одно: “живые существа космоса” (если такие когда-нибудь возникнут) , стоящие на много более высокой ступени эволюции, чем мы, будут еще меньше похожи на нас, чем мы на наших водных предков.
Циолковский считал, что жизнь и разум являются непременными атрибутами Вселенной. Сомнений в том, что существует внеземная жизнь, более того, внеземные цивилизации, у него не было. “В известной вселенной можно насчитать миллионы миллиардов солнц. Стало быть, мы имеем столько же планет, сходных с Землей. Невероятно отрицать на них жизнь”. Он писал, что возможно существуют цивилизации, обладающие “таким могуществом, которое мы себе не можем вообразить ” . Существа этих цивилизаций могут путешествовать между звездами, расселяются на другие планеты. “Вселенная битком набита совершенными существами ”.
Современная наука уже не разделяет оптимизм ученого в вопросе наличия внеземных цивилизаций, и в этой связи интересны мысли Циолковского о контакте, высказанные им в статье “Планеты заселены живыми существами” (1933г.) .Он отвечает на некоторые вопросы скептиков по поводу того, что никаких признаков существования внеземных цивилизаций мы не наблюдаем. Почему они не посещают землю? Ответ: возможно просто не настало еще время. Почему никак не дают нам знать о своем существовании? Ответ: возможно мы просто еще не можем воспринять эти знаки. Далее ученый говорит, что “нашим небесным соседям” известно, что со временем люди разовьются настолько, что сами узнают об этом. Кроме того, зачем вообще сейчас большинству человечества “ввиду низкой степени его развития” это знание, не принесет ли оно вреда? “Не возникнут ли вследствие этого погромы и варфоломеевские ночи.”


Музей-квартира К.Э. Циолковского в Боровске.

Человечество просто стоит на слишком низкой ступени развития для контакта. Мы по отношению к гипотетическим могущественным инопланетным цивилизациям стоим на той же ступени развития, что и, например, животные по отношению к людям. “Можем ли мы завести разумные сношения с собаками или обезьянами?”. Так и высшие существа просто бессильны вступить с нами в контакт. Должно прийти время, когда степень развития человечества окажется достаточной для этого. “Мы - братья - убиваем друг друга, затеваем войны, жестоко обращаемся с животными (неожиданная грань: Циолковский - гуманист К.В.) . Как же мы отнесемся к совершенно чуждым нам существам? Не сочтем ли их за соперников по обладанию Землей и не погубим ли самих себя в неравной борьбе (есть такое распространенное обывательское мнение К. В.) . Они этой борьбы и гибели желать не могут.”


Калуга. Памятник К.Э. Циолковскому в сквере Мира. Фото Л. Чиркова

На заре космической эры - в 50-ых, 60-ых гг. казалось, что “гениальные пророчества” калужского мыслителя сбываются с поразительной точностью. Сейчас оптимизм первых космических запусков окончательно выветрился, стало ясно, что на Марсе человек в ближайшее время не высадится, хотя технически это возможно но, увы, не понятно, зачем нужно. Как метко сказал один умный человек: “мы живем в то время, когда люди уже перестали летать на Луну”. В космосе, как и везде, нас интересует теперь только экономическая выгода. Тем не менее я считаю, что человечеству волей-неволей придется и дальше осваивать космос, и погонит нас туда та же экономическая выгода, стремление решить земные проблемы, просто то, что на Земле, “в колыбели” нам станет тесно, потому что “мы живем более жизнью космоса чем жизнью Земли, так как космос бесконечно значительнее Земли по своему объему, массе и времени.” http://www.testpilot.ru/espace/bibl/fant/tsiolk/biogr/foto.html

Мыслителей, которые рассуждают о вселенской, космической сути бытия человека, обычно называют космистами. Одним из первых космистов был Платон, космистами были Н. Кузанский, Дж. Бруно, И. Ньютон, и многие другие. Среди них были учение, философы, инженеры, писатели, художники. Во второй половине XIX , начале XX века это направление научно-философской мысли с особой полнотой и силой проявилось в России. Среди русских космистов также были люди разные по своим филосовским взглядам и мировоззрению: Ф.М. Достоевский, Н. Ф. Федоров, П.А. Кропоткин, В. С. Соловьев, Н.И. Вернадский, А. Л. Чижевский, К.Э. Циолковский...


взято у

"Земля - колыбель человечества». Продолжение этой фразы Циолковского знает каждый: «... но нельзя вечно жить в колыбели». Сегодня его слова стали самым растиражированным эпиграфом к статьям о завоевании космоса.

Прошу заметить: именно «завоеванием» космоса обычно называют ту деятельность, в рамках которой происходит «покорение» межпланетного пространства, лунная и марсианская «гонки» и «соперничество» на орбите. В самом мягком виде эти слова несут спортивный оттенок, но никто особенно не скрывает их боевого смысла. И в этом нет ничего странного. Мощные ракеты рождались как оружие. Запуск человека в космос полвека назад носил военный характер: в докомпьютерную эпоху управлять орбитальной разведывательной станцией мог только живой оператор. До сих пор космонавтика остается в руках военных. Отсюда и своеобразие языка, и направление решаемых задач, и степень экономической эффективности.

Параллельно с решением военных задач выяснились идеологические возможности космонавтики. Публику воодушевляют космические запуски, особенно - достижение в них мирового приоритета, и особенно - с участием человека. Для государственных идеологов этот факт стал неожиданным и приятным открытием. Оказалось, что настроение жителей огромной страны можно изменить с помощью спортивного рекорда на орбите - первый человек в космосе, первый групповой полет, первый выход в открытый космос.

Герои этих экспериментов иногда выживали, иногда гибли. И те, и другие заслуживают высочайшего уважения как любые первопроходцы, сознательно идущие на риск, сделавшие первые шаги в неизвестное. И восхищения достойны инженеры, создавшие для них фантастическую технику.

Однако за 50 лет пилотируемая космонавтика превратилась из череды героических поступков в просто опасную профессию, от которой мы вправе ждать результата. Что лично вам дает космонавтика? Удобный навигатор в автомобиле, надежную глобальную связь, весьма уверенные прогнозы погоды... Где здесь роль космического пилота? Всю эту работу делают космические автоматы.

За полвека выяснились возможности человека в космосе - они весьма ограничены. Труд человека на околоземной орбите малоэффективен и опасен для здоровья. Когда речь идет о решении конкретных задач в космосе, специалисты предпочитают роботов. Но может быть, на их железные плечи пока нельзя переложить роль человека-исследователя, способного видеть новое, принимать нестандартные решения? Мы помним, в какие опасные ситуации попадали наши космонавты и американские астронавты,какое мужество и изобретательность проявляли они, чтобы... спасти свою жизнь.

А помним ли мы о совершенных ими научных открытиях? На фоне тех знаний, которые мы получили от космических автоматов, роль человека в этом смысле ничтожна.

Говоря о необходимости покинуть когда-нибудь колыбель Земли, Циолковский, вероятно, был прав. Однако в те годы, когда он рассуждал об этом, представление о космосе был совсем не таким, как сегодня: ближайшие планеты казались благоприятными для жизни, а сообщение о высадке марсиан реально вызывало панику у населения. Сегодня мы понимаем, что космос - весьма суровое место. Поиск уютных уголков в нем нужно вести максимально эффективно, добывая знания с минимальными затратами.

Закроет ли это надолго путь человеку в космос? Думаю, нет. Пилотируемая космонавтика как спорт и туризм - личное дело каждого. Но для человечества в целом она стремительно теряет привлекательность как любая бессмысленная трата ресурсов.

Владимир Сурдин
"Наука в фокусе" декабрь 2011

Читайте также: