Конспект занятия по художественной литературе. "Литературная викторина" средняя группа. Конспект открытого занятия по художественной литературе в средней группе детского сада произведение К.И.Чуковского «Муха- Цокотуха

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Лукояновский детский сад №6 комбинированного вида

Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности «Чтение художественной литературы»

в средней группе по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой»

Воспитатель:

Ковригина Е. Н.

г.Лукоянов

2013

Чтение художественной литературы.

Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданномупризнаку (величина).

Развивать воображение: освоение действия «опредмечивания»заданного признака.

Развивать умение придумывания сказки с опорой на заместители (цвет)

Коммуникация

Развивать речевую активность.

Обогащать и активизировать словарь.

Социализация

Вовлекать в игровую деятельность.

Развивать культуру общения, поведения.

Познание

- Закреплять умение сравнивать предметы по величине.

Предварительная работа

- Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»

Словарнаяработа (скалочка)

Рассматривание иллюстраций к сказкам

«Психогимнастика»

Воспитатель: Сядьте прямо, улыбнитесь,

Выше-выше потянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимете, опустите.

Влево, вправо повернитесь

И друг другуулыбнитесь.

Ребята, в мире очень много сказок. А вы любите сказки?

Дети: да.

Восп-ль: Давайте поиграем в игру «Угадайсказку»!

1.Из муки его слепили,

После в печку посадили,

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог,

Что за сказка?

Дети: «Колобок»

2.Из какой сказки эти слова: Несу косу на плечи

Хочу лису посечи

Поди лиса вон.

Дети:Заюшкина избушка.

Восп-ль:Посмотрите,какая сказка изображена на этой картине?

Дети: «Лисичка со скалочкой»

Восп-ль: Про кого эта сказка?

Дети: Про лисичку.

Восп-ль: Что лисичка нашла в начале сказки?

Дети: Скалочку.

Восп-ль: Давайте обозначим скалочку полоской. Какую возьмём полоску?

Дети: Самую маленькую.

Восп-ль: Что у лисички в сказке было больше чем скалочка?

Дети: Курочка.

Восп-ль: Какой полоской обозначим курочку?

Дети: Больше, чем полоска, которая обозначает скалочку.

Восп-ль: Кого будет обозначать вот эта полоска?(восп-ль показывает полоску чуть больше)

Дети: Гусочку.

Восп-ль: Кого обозначим самой большой полоской?

Дети: Собаку.

На магнитной доске расположен первый эпизод сказки. Восп-ль предлагает кому-нибудь из детей рассказать и показать, что здесь случилось. Остальные дети следят за правильностью рассказывания ребенком ситуации сказки. Затем меняется след эпизод сказки и след. ребёнок рассказывает сцену из сказки.

Восп-ль: Как вы думаете, правильно поступила лисичка?

Дети: Неправильно.

Восп-ль: Что она сделала неправильно?

Дети: Она обманула хозяина.

Восп-ль: Что она ещё сделала неправильно?

Дети: Взяла чужое без разрешения.

Восп-ль:Я согласна с вами,обманывать и брать чужое нельзя.

Как вы думаете, если бы хозяин покормил лисичку, угостил её, взяла бы она чужое без разрешения и обманула бы она хозяина?

Дети: Нет.

Восп-ль: Значит хозяин повёл себя тоже неправильно.

Ведь лисичка была у него в гостях.

Физкультминутка.

Под кустом, под кустом

Кто-то с рыженьким хвостом

Это рыжая лисичка

Под кусточком лисий дом.

Восп-ль: Что можно сказать про лисичку у которой нет дома?

Дети: Она бездомная.

Восп-ль: Я вам предлагаю сочинить другую сказку. Про лисичку, у которой есть домик.

И так сказка начинается…

На магнитной доске первый эпизод сказки (домик, скалочка)

Восп-ль: Шла лисичка по дорожке и нашла она…

Дети: Скалочку.

Восп-ль: И пошла она …куда?

Дети: Домой.

Восп-ль: Напекла она пирогов и пригласила к себе в гости…

(Воспитатель показывает заместитель- кружок белого цвета)

Дети: Зайчика.

Восп-ль: Белого, пушистого зайчика.

Ещё позвала к себе в гости…(восп-ль показывает детям серый кружок)

Дети: Серого волка.

Восп-ль: Кого ещё пригласила лисичка?(восп-ль показывает коричневый кружок).

Дети: Медведя.

Восп-ль: Белого зайчика, серого волка и бурого медведя лисичка угостилавсех…

Дети: Пирогами.

Восп-ль: Лисичка угостила всех вкусными, горячими пирогами.

Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.

А сейчас я вас приглашаю в сказочный лес (дети встают в круг).

Закройте глазки и представьте себе, что в лесу вам холодно и страшно, нечего покушать, вам хочется спать. Но вам некуда пойти, у вас нет дома.

Вам нравится это чувство?

Дети: Нет, не нравится.

Восп-ль: Может быть тоже самое чувствует лисичка у которой нет домика. Я вам предлагаю помочь бездомным лисичкам и сделать для них домики.

(Дети садятся за столы и «делают» домики для лисички (аппликация).

Ребята, какие вы молодцы, вы помогли лисичкам. Теперь у них есть домики, им есть где переночевать. Молодцы! (дети встают в круг).

Восп-ль: Ребята, давайте подружимся с умными лисичками.

Пальчиковая гимнастика.

(дети рукой изображают лисичку).

Андрей, что говорит твоя лисичка? (дети по очереди проговаривают поучительные пословицы).

1.Раз соврал,

Другой раз не поверят.

2.Шила в мешке не утаишь.

3.У лжи ножки коротки.

4.Любишь кататься, люби и саночки возить.

5.Без труда и выловишь и рыбку из пруда.

6.Враньёне скоро, попутает скоро.

7.Ленивые руки чужие труды любят.

Вместе: Сказка ложь, да в ней намёк.

Добру молодцу урок.

Восп-ль: Ребята, мы сегодня молодцы, потому что…

1.Вспомнили сказку «Лисичка со скалочкой».

2.Сделали домики для лисичек.

3.Сочинили новую сказку.

Дошкольное образовательное учреждение ясли – сад № 273 г. Донецка

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

ДНР 83095, г. Донецк, Кировский район, ул. Коммунаров, д. 46, тел. 277 – 05 – 19

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Тема:« Картинку мира формирует изобразительное искусство».

Тема занятия: « Игровые диалоги по сюжету русской народной

сказки «Репка».

Воспитатель: О.В. Пинчук.

г. Донецк. 2016

Занятие по художественной литературе

Игровые диалоги по сюжету русской народной сказки

«Репка»

Программное содержание: развивать у детей интерес и любовь к сказкам, желание услышать её ещё раз. Учить вслушиваться в текст, понимать основной смысл, вникать в смысл художественного текста, рассуждать, делать простые выводы, высказываться по поводу прочитанного. Развивать понимание детьми литературных текстов. Создавать ситуации творческого воспроизведения детьми отдельных сказочных эпизодов (с использованием преобразованных ситуаций, сохраняющих смысл событий). Включать детей в рассуждения при решении задач на поиск главного смысла. Учить детей придумывать и разыгрывать небольшие эпизоды в кукольном театре, способствовать творческому переносу данного опыта в самостоятельную игровую деятельность. Учить отгадывать загадки, понимать смысл загадок. Развивать воображение детей, способность восстанавливать в памяти сказочный сюжет и прогнозировать его развитие. Создавать условия для развития диалога, отражающих смысл сказочных событий. Расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народные, но и авторские. Инициировать творческую активность детей при передаче сказочных образов в двигательных этюдах. Развивать воображение: умение придумывать разные варианты сказочных событий и другие окончания сказки. Привлекать детей к совместному с воспитателем рассказыванию сказки, воспроизведению сюжета в игровых действиях с нарисованными картинками. Обогащать изобразительную деятельность детей литературными образами и сюжетами.

Материал: шапочка Колобка, макет дорожки разделённой на четыре цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный). Жёлтый – репка, красный – рукавичка, зелёный – ёлка. Большая из картона рукавица, геометрические фигуры, по точкам нарисованная репка, цифры 1 -2 -3, нарисованные рисунки героев сказки «Репка», иллюстрации диких животных и сказочных героев.

Словарь: репка, рукавичка, колобок, Жучка, внучка, сказочные герои, книжка, автор, писатель, библиотека, сказка, народные, авторские.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, изготовление сказочных героев, рассматривание иллюстраций по сказкам, книжек. Рисование, лепка героев сказок, театр на столе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Из далека – далёка

Пролетала птичка.

Уронила пёрышко

На наше крылечко.

Утром в садик я пришла,

И то пёрышко нашла,

О детках своих вспоминала.

За такую вашу ласку,

Нам пёрышко подарила сказку,

сказка эта живёт в книжке.

Вы найдите поскорей,

Расскажите нам быстрей.

А чтоб найти эту сказку

Попробуйте отгадать загадку:

Мурка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабу,

Баба за деда

Спряталась крепко

Большая… (Р Е П К А)

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ:

Воспитатель: - Где живут сказки?

Дети: - В книжках.

Воспитатель: - А книжки?

Дети: - На полках, библиотеке.

Воспитатель: - Какие бывают книжки?

Дети: - Большие, средние, маленькие.

Воспитатель: - Кто пишет книжки для детей?

Дети: - Детские писатели, сочиняет народ.

Воспитатель: - Найдите самую большую книжку, среднюю, маленькую.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: - Вот книжка, в которой спряталась наша сказка. Послушайте внимательно.

СКАЗКА « РЕПКА»

За окошком снег идёт, баба с дедом снег метёт. Накатали снежный ком. На сметане замесили, круглый бок, скок, скок покатился … (КОЛОБОК).

Встретил он в лесу домишко, нашел в нём приют. Жители леса в нём дружно живут: заяц, норушка, лисица и волк, только медведь раздавил… ТЕРЕМОК.

Покатился по лесочку, варежку нашел в снежочке: тёплую, большую. Закатился, он в неё, оказалось, там тепло. Жили в ней норушка, лягушка – попрыгушка, серенький зайчонок, лисичка со скалочкой, серый волк со смекалочкой. Пробегала Жучка, позвала внучку. Дед с бабой торопились и к норушке обратились. Потянули за чубок, оказался КОЛОБОК.

Воспитатель: - Это сказка « Репка» ?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Потерялась наша сказка,

Мы готовы ей помочь.

По дорожке мы пойдём,

Всех героев мы найдём.

Кто поможет, подскажи?

Эту сказочку найти?

Он румяный и душистый,

Круглый, мягкий, золотистый.

Но попался, дурачок

Он лисе на язычок. (КОЛОБОК)

Выбегает мальчик в шапочке Колобка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На сметане замесили,

На окошке охладили,

Круглый бок, скок, скок

Покатился…(КОЛОБОК)

КОЛОБОК Я румяный и душистый

Круглый, мягкий, золотистый

Помогу я вам ребята

Эту сказочку найти.

Воспитатель: - Помоги нам Колобок разобрать сказку – путаницу.

Вот наша дорожка, а на ней четыре зоны: синяя, желтая, красная, зеленая. На каждой зоне указатели, каждый указатель определяет задание. Желтая зона – РЕПКА, красная зона – РУКАВИЧКА, зеленая зона – ЛЕС. У меня есть волшебный шарик, он поможет нам выполнить задание.

Воспитатель: - Шарик, какой? (круглый, объемный, катится).

С помощью считалки дети выбирают, кто будет дуть на шарик, чтобы он докатился до зелёной зоны (до красной, до желтой). Поочередно выполняя все три задания.

Воспитатель: - Колобок, ты знаешь считалку?

Колобок: - Да.

Ехал Фунтик на тележке,

Раздавал он всем орешки,

Кому два, кому три,

Командиром будешь, ты.

1 ЗАЛАНИЕ (зелёная зона) «ЛЕС»

Дидактическая игра « Кто живёт в лесу?»

Цель: учить называть диких животных, закрепить понятие «дикие животные», уметь узнавать по характерным признакам.

2 ЗАДАНИЕ (красная зона) «РУКАВИЧКА»

Дети выбирают задание с помощью волшебного шарика в следующей зоне «РУКАВИЧКА» .

СЧИТАЛКА

Один, два, три, четыре, пять,

Мы опять идем искать.

Помоги нам шар волшебный,

Нашу сказку отыскать.

Дидактическая игра «Сложи геометрические фигуры»

Цель: учить называть геометрические фигуры: квадрат, круг, овал, треугольник.

Называть цвет, форму, величину. Уметь складывать несложные картинки, узоры, предметы, животных т. д..

Дети проговаривают слова

Шарик, шарик, помоги,

Героев сказки собери.

Дети называют, кого они выложили.

Воспитатель: - Из какой сказки эти герои?

Дети: - Из сказки «РЕПКА»

3 ЗАДАНИЕ (желтая зона) «РЕПКА»

СЧИТАЛКА (смотри второе задание)

Дидактическая игра «Карта, найди овощ»

Цель: учить детей соединять точки, проводить линии, по кругу не отрывая руки; уметь видеть и называть нарисованный предмет, учить работать в коллективе.

Дети рассказывают о том, что увидели после соединения точек.

Воспитатель: - Из какой сказки эта сказочная героиня?

Дети: - Из сказки «РЕПКА»

Дети находят в мешке запрятанную «РЕПКУ», а в репке письмо:

« В волшебном сундучке ты найдешь то, без чего не может жить сказка. Нарисуй и покажи.

4 ЗАДАНИЕ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК».

В сундучке дети находят листы А – 4, гуашь (зелёная, оранжевая, коричневая, серая, желтая), губки, нарукавники, перчатки.

Дети рисуют сказочных героев и показывают театр по сказке «РЕПКА».

В конце занятия дети под музыку «Буратино длинный нос» вспоминают всех сказочных героев.

Итог занятия.

Программное содержание:

  • Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам.
  • Развивать память, выразительность речи.
  • Воспитывать желание слушать сказки и испытывать от этого удовольствие, желание самим рассказывать отдельные эпизоды.

Предварительная работа:

Рассказывать детям сказки, рассматривать к ним иллюстрации. Разучить стихотворения. Приготовить фланелеграф с картинками к сказке, маски к игре-драматизации, русскую шаль, сундучок, фею с волшебной палочкой, игрушки.

Ход занятия

Воспитатель:

— Здравствуйте, дети! Посмотрите, перед нами на столе сюрприз. Сюрприз спрятан под скатертью. А скатерть просто так нам не открыть, нужно сказать волшебные слова!

Дети читают волшебное стихотворение:

Столик, столик, послужи,

Нам сюрприз покажи,

Всё что ты покажешь,

Мы потом расскажем!

Дети с помощью волшебной палочки открывают скатерть.

Воспитатель: Ой, какой сундучок под скатертью! Давайте, мы вместе его откроем, и узнаем, что же там внутри!

Из сундука воспитатель достаёт русскую шаль.

— Дети, посмотрите какой красивый, большой нарядный платок! Его ещё называют шаль! А кто такие платки и шали носит?

Дети: Бабушки!

Воспитатель: Я накину на плечи эту шаль, и, превращусь в сказочницу! А затем узнаю, проверю, вспомните ли вы сказки, которые мы с вами когда-то читали!

Воспитатель просит одного из детей достать из сундучка игрушки. Ребёнок достаёт курочку с яичком.

Воспитатель: Из какой сказки эти герои?

Дед бил, бил, не разбил!

Баба била, била, не разбила! (золотое яичко)

Дети: Русская народная сказка «Курочка Ряба».

Следующий ребёнок достаёт из сундучка персонажей сказки.

Воспитатель:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Я коза, на лугу была,

Ела травку шёлковую,

Пила воду студёную….

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

С копыт – на зщелёную травку!

Дети: Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

Достают ещё иллюстрации с персонажами.

Воспитатель: Жила в лесу старая Медведица и было у неё два маленьких сына. И решили сыновья-медважата пойти по свету, поискать счастья. Собрала их медведица в дорогу и наказала жить в дружбе и согласии. Долго они шли и увидели под соснами ….. –

— Что увидели медвежата?

Дети: головку сыра!

Как заканчиватся сказка?

Дети: Медвежата жадничали и им достался крошечный кусочек! А Лиса наелась досыта!

Воспитатель:

Правильно! Медвежата жадничали и остались ни с чем! А как называется эта сказка?

Дети: «Два жадных медвежонка»!

Воспитатель : Эту сказку детям рассказывают в другой стране – в Венгрии! Это венгерская сказка!

Дети вытаскивают следующих персонажей. («Лиса и Коза»)

Воспитатель:

Сидела Лиса в яме и не могла выбраться наверх. В это время подошла Коза, которая бродила в поисках воды. Лиса ей рассказала, что в степи зной и жара, а в яме прохладно и водичка под боком.

Из какой это сказки?

Дети : Казахская народная сказка «Лиса и Коза».

Коррекционная разминка для самораслабления, зрительная ориентировка в окружающем пространстве.

Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную музыку:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем –

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко…, ровно…, глубоко…

Напряжение улетело…

И расслаблено всё тело.

Будто мы лежим на траке,

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Хорошо нам отдыхать…

Но пора уже вставать!

Крепче кулочки сжимаем!

Их повыше поднимаем!

Потянулись!…..Улыбнулись!…. (Дети открывают глаза)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз!

А теперь по кругу смотрим,

Что бы лучше видеть мир!

Воспитатель: Как называется следующая сказка, вы узнаете от Полины:

Шёл, шёл медведь и устал, и говорит:

Сяду на пенёк, съем пирожок!

А Машенька отвечает: Вижу, вижу!

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке! (показывает детям иллюстрацию)

Дети: Это русская народная сказка «Маша и Медведь»!

Воспитатель: В этой сказке две избушки: одна ледяная, светлая, другая деревянная, тёмная (показывает иллюстрацию)

Дети: Русская народная сказка «Лиса, Заяц и Петух»!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами вспомнили, что сказки могут быть написаны народом и передаваться из уст в уста. И такие сказки называются «народные».

Физминутка:

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Стоп!…Сели!…

Травку покушали,

Тишину послушали!

Выше, ….выше, …высоко!

Прыгай на носках легко!

Дети выполняют энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что осталось на дне сундука!

Выкладывает маски для игры-драматизации.

Дети рассматривают.

Воспитатель : Из какой сказки эти маски?

Дети: «Как коза построила избушку»!

Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами сыграем в эту сказку!

Воспитатель начинает предложение, дети продолжают, заканчивают его.

— Жила когда-то Старуха-говоруха, и была у неё Коза с козлятами. Утром люди встанут и за работу принимаются, а Старуха всё на печки полёживает. Только к обеду она поднимается, поест, попьёт, поговорит с прохожими и сама с собой. А Коза с козлятами в хлеву заперты – ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать!

Вот как-то раз и говорит Коза своим козлятам: «Козлятушки-детушки, не житьё нам у Старухи-говорухи!

Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как только выпустила Старуха Козу с козлятами из хлева – они побежали.

Прибежали в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к яблоньке:

Коза: Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими веточками избушку построить?

Яблонька: Не строй подо мной избушку! Яблоки с меня упадут, твоих козляток ушибут! Ступай ещё куда-нибудь!

Воспитатель: Пошла Коза к дубу.

Коза: Дуб, дубок! Можно мне под тобою избушку построить?

Дуб: Не строй подо мной избушку. По осени с меня жёлуди упадут, твоих козляток ушибут! Сама горевать будешь!

Воспитатель: Пошла Коза к осине.

Коза: Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Осина: Мои листочки и днём и ночью шумят, твоим деткам спать не дадут. Найди место другое!

Воспитатель: Нечего делать, отправилась Коза с козлятами дальше. Пришли они к шиповнику.

Коза: Шиповник, шиповник! Можно под тобою избушку построить?

Закачался шиповник: Что ты, что ты, Коза! Будут твои козлятки прыгать-скакать, всю шёрстку свою повыдерут! Ступай Коза дальше, ищи местечка получше!

Воспитатель: Пришла Коза к берёзе.

Коза: Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Воспитатель: Качнула берёзка ветками, отвечает:

Берёза : Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку!

Воспитатель: Обрадовалась Коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

Воспитатель:

У каждого зверя домик есть свой!

С тёплой печкой, высокой трубой!

В нём они принимают гостей!

С друзьями на свете жить веселей!

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Воспитатель: Дети, посмотрите, что-то под берёзкой лежит!

Дети : это мешочек!

Воспитатель: А мешочек не пустой! Что здесь? Кто здесь?

Дети: Зайчик!

Воспитатель : А зайчик не простой! Поющий! Теперь он будет жить у нас в группе, радовать нас песенками, а мы будем читать ему сказки!

Тематическая неделя «В гостях у сказки»

Тема: Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»

Цель: продолжать воспитывать у дошкольников умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Поддерживать желание детей к театрально-игровой деятельности; (познание).

Продолжать обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него; (коммуникация).

При помощи моделирования способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи сказочных образов.

Развивать отзывчивость, желание помочь ближнему (социализация, коммуникация)

*Воспитывать интерес к художественному произведению.

Форма организации детей – подгрупповая.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Рукавичка»

Беседа с детьми по прочитанному произведению

Разучивание физминутки

Оборудование: кружки разнообразного цвета и величины(серый, белый, оранжевый, коричневый, большой серый и коричневый); книжка с картинками «Теремок», следы, ширма.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, следы. Давайте отправимся по этим следам, посмотрим, куда они приведут. (Дети проходят рядом с выложенными трафаретами следов.)

Куда они нас приведут? Какой-то снежный сугроб! Я сейчас подойду поближе и посмотрю, что там, а вы присядьте отдохните.

Ой, здесь сказка!

Показ театра по сказке «Рукавичка». (Рассказчик – воспитатель, кукловод-воспитатель).

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

Тут я буду жить.

Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

Мышка - поскребушка. А ты кто?

А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!

Вот их уже двое. Бежит лисичка:

Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка – поскребушка, зайчик - побегайчик. А ты кто?

А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже трое сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка - поскребушка, зайчик – побегайчик, да лисичка-сестричка. А ты кто?

А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!

Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро.

А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка – поскребушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок. А ты кто?

Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!

Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

Да как-нибудь!

Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Шестеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

Физминутка.

Вопросы по сказки:

Ребята вспоминаем кто же потерял рукавичку. Кто первый стал жить в рукавичке? Да, мышка-норушка. А какой по цвету и величине будет кружок? Почему серый и маленький?

После педагог подчеркивает, что только дружные звери могут жить вместе и не ссориться. Давайте вы мне покажите, какие вы дружные. Для этого мы встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. (Звучит музыка). А какая по характеру звучит мелодия (Веселая, игривая, танцевальная). Молодцы, ребята.

Воспитатель:

Вот и сказку рассказали, и поиграли и поплясали, теперь сказка кончается. Ребята, мне очень понравилось путешествовать в сказку! А вам? А что понравилось? (вспомните, герои из какой сказки нам встречались? А они жили дружно или ссорились (дружно, они любили танцевать все вместе). А вы ребята дружно живете в детском саду? (Да). И никогда не ссоритесь (Да) Молодцы!

Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Задачи:

1. Развивать умение внимательно слушать произведение.

2. Формировать умение рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа: почему он так поступил, правильно ли он поступил.

3. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи: отвечать и задавать вопросы, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

4. Развивать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, заботу о младших, помогать другим, защищать тех, кто слабее.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: играть, трудиться, заниматься сообща, уважительно относиться друг к другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

Словарная работа: трудяга, бездельник, дождь пережидает, сильнее и сильнее, уместился, потеснились, догадались, обсохнуть, гонится; "В тесноте, да не в обиде".

Материалы и оборудование: фланелеграф, сказка, карточки с изображением сказочных героев: Муравей, Бабочка, Мышонок, Воробей, Заяц, гриб и Лисица; загадки; сказка.

Предварительная работа с детьми: беседа «знакомство с насекомыми», чтение художественной литературы: «Как муравьишка домой спешил»; стихи, загадки, пословицы, поговорки по теме насекомые; п/и «Хитрая лиса».

Ход занятия:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Давайте подарим улыбку друг другу. Какое у вас сегодня настроение?

Ребята, вы любите слушать сказки? И я люблю. Когда-то и я была такой же маленькой как вы и часто бывала в стране сказок. Там живет Сказочник. Он когда-то мне рассказал одну сказку, которую я люблю до сих пор. Вы хотите узнать какую? Для этого вам нужно отгадать загадки. Вы готовы их отгадать? Тогда присаживайтесь, и слушайте внимательно:

(На каждую отгадку воспитатель достаёт картинку с героем сказки и дети по очереди прикрепляют её на магнитную доску.)

1) Он - трудяга, не бездельник,

Строит целый муравейник.

Догадайся же скорей:

"Кто строитель?"(муравей)

2) Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет (бабочка)

3) Маленькие ножки, боится кошки,

Живёт в норке, любит корки (мышка)

4) Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

5) У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (зайка)

6) Рыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала (лиса)

7) Летом на болоте вы ее найдете.

Зеленая квакушка, кто это? (лягушка).

8) С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат

Есть у него шляпка да ножка.

Дождь пойдёт - он подрастёт. (гриб)

Молодцы, все загадки отгадали! Назовите всех героев. Все эти герои собрались в одной сказке, которую написал Владимир Григорьевич Сутеев. А называется она «Под грибом». Хотите ее послушать? Садитесь так, чтобы было удобно, слушайте внимательно:

Чтение сказки В. Сутеева "Под грибом"

«Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом - дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее.

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!

Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как уместился.

Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт.

Бежит мимо Мышка:

Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Потеснитесь немножко!

Потеснились - пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт.

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Тут места нет.

Подвиньтесь, пожалуйста!

Ладно.

Подвинулись - нашлось Воробью место.

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится.

Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся. гонится

Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.

Зайца не видели? - спрашивает.

Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

Не тут ли он спрятался?

Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются.

Муравей задумался и говорит:

Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то. (звуки кваканья лягушек)

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

Эх, вы! Гриб-то.

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?»

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Вы наверное уже устали сидеть, давайте встанем и немного разомнемся:

Утром гномы в лес пошли.

(шаг на месте)

По дороге гриб нашли.

(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три -

(наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три!

(руки вперёд, затем в сторону)

И пока грибы срывали,

(наклоны вперёд, руки к полу)

Гномы в школу опоздали.

(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

Отдохнули? Тогда присаживайтесь на стулья.

Вспомните, как называется сказка, которую мы читали.

Какой сначала был грибок? Каким он стал потом?

Ребята, какие звери прятались от дождя под грибом? (ответы детей). Сколько их было?

Кто первым спрятался под грибом? А потом? Давайте мы сейчас по порядку разложим картинки. Давайте попробуем изобразить первого героя, второго.

Какая сначала была погода, что произошло потом?. (ответы детей). Попробуйте изобразить его.

Кого звери выручали из беды? (ответы детей). Какой он был? Тимофей попробуй его изобразить.

Правильно ли поступили герои сказки, спрятав зайчика?

Какая Лиса? Попробуй Арина ее изобразить. Почему звери её обманули и не выдали Зайчика? (ответы детей).

Почему раньше одному было места мало под грибом, а потом и пятеро уместились?

Какие были звери, скажите, одним словом? (ответы детей).

Правильно! Дружные, смелые, находчивые!

А вы хотели бы иметь таких друзей? (ответы детей).

Кто из героев сказки вам понравился больше? Почему?

Вижу вам понравилась эта сказка, давайте попробуем о каждого героя назвать ласково. Я вам бросаю мяч, называю любого героя из сказки, а вы ловите мяч и называете этого героя ласково: муравей (муравьишко, воробей, мышь, заяц, лиса, гриб, лягушка.

Читайте также: