Рецепт долголетия авиценны. Авиценна: Причины «холодных» болезней. Печеный картофель с пастой из пажитника по-восточному

Абу Али ибн Сина или Авиценна оставил потомкам около 30 трудов по медицине, дошедших до наших дней. В этой статье мы приводим рецепт долголетия из лечебника этого персидского врача.

Главным делом своей жизни Авиценна считал искусство сохранения здоровья, что является залогом долголетия. Причем, оно не является искусством, предотвращающим смерть, избавляющим тело от внешних бедствий или гарантирующим телу очень долгую жизнь.

Задача этого искусства гораздо скромнее, но при этом чрезвычайно важна - обеспечивать предохранение от порчи влаги, содержащейся внутри организма.

До наступления естественной смерти, по мнению Авиценны, это средство сохранения человеческого тела для его долголетия. Оно поручено двум силам: естественной, питающей и обеспечивающей замену того, чего исчезает из тела, и силе, заставляющей биться пульс.

Эта задача достигается соблюдением трех режимов:

заменой исчезающей из тела влаги;

предотвращением причин, вызывающих и ускоряющих высыхание тела;

предохранением имеющейся в организме влаги от загнивания.

Главное в искусстве сохранения здоровья и обретения долголетия - уравновесить семь факторов:

1. натуру (то есть гармония тела, а именно содержание темперамента человека в равновесии);

2. физическое и душевное движение (то есть сон и бодрствование). Ибн Сина говорит: «Тело, находящееся в движении, не нуждается в лечении»;

3. выбор питья и пищи - по-моему, даже расшифровывать не надо: «Человек есть то, что он ест!»;

4. очистку тела от излишков (то есть очищение организма от шлаков указывается, как необходимая потребность сохранения здоровья);

5. сохранение правильного телосложения. Содержание тела в нормальном весе отмечается как важный фактор здоровья и критикуется как излишняя полнота, так и излишняя худощавость;

6. улучшение вдыхаемого через нос воздуха. Одним из главных условий здоровья человека, как указывает великий ученый, является окружающая среда, в первую очередь чистота воздуха, которым мы дышим;

7. приспособление одежды к потребностям тела. Соблюдение порядка и правил ношения адекватной погоде одежды указано в числе важных требований сохранения здоровья человека. Ученый указывает на необходимость выбора одежды в соответствии с требованиями времен года.

Интересен оригинальный подход великого мыслителя по видоизменениям биологических процессов, происходящих в организме при старении:

«…с самого начала мы (организм) представляем собой крайнюю влажность. Усыхание, которое происходит в нашем теле, есть необходимость, которой нельзя избежать. Когда завершается высыхание прирожденной влаги, то угасает прирожденная теплота - тело стариков холодное и в то же время и более сухое».

Это подтверждается многочисленными исследованиями геронтологов: в стареющем организме происходят процессы дегидратации в связи со значительным уменьшением воды в костной ткани и коже. То есть долголетие зависит от воды в нашем организме.

Ученый придавал огромное значение здоровому образу жизни в защите и укреплении здоровья. Абу Али ибн Сина считал, что охрана здоровья равнозначно искусству жизни.

Авиценна в вопросах воспитания здорового образа жизни особо отмечает закаливание, обучение физическим упражнениям. Ученый отмечает наличие своеобразных упражнений для каждой части тела. Ибн Сина создал теорию физического воспитания, свой особый кодекс основ физической культуры, свод законов физических упражнений для поддержания здорового духа и тела.

Ибн Сина говорит не только о физическом воспитании детей, но и о полезности физических упражнений для людей зрелого и пожилого возраста для их долголетия. Такие вопросы, как различные виды физических упражнений, воздействие бани на тело, необходимость использования массажа были отмечены ученым как факторы защиты здоровья и долголетия.

Таким образом, Ибн Сина дает следующий рецепт долголетия: главными факторами долголетия являются режим питания, содержание массы тела в норме, влияние окружающей среды, то есть экологические обстоятельства, культуру одежды, гимнастику и физическое воспитание.

Важнейшими требованиями для охраны здоровья ученый считает занятие физическими упражнениями, соблюдение режима питания и сна. Эти три основных элемента сохранения здоровья человека - физические упражнения, питание и сон, и по сегодняшний день не утратили свою актуальность.

Попробуйте, именно эти советы помогут вам прожить счастливую долголетнюю жизнь.

Я приглашаю в студию председателя академии народной медицины Узбекистана Мухаммада Хамраева . Встречайте!
Рецепты Авиценны помогают многим людям. Что можно сказать о сосудах?

Авиценна уделял очень большое внимание сосудам.
Хорошо, вот мы очищаем сосуды, а что дальше? Почему они загрязняются? Откуда берётся это всё? Дело в том, что функция печени нарушена.
В своём трактате о печени Авиценна уделяет очень большое внимание очистке печени. И у него есть такой термин как «ослабление печени». Когда печень ослаблена, значит, сосуды загрязняются. И поэтому во всех его рецептах присутствуют такие ингредиенты, которые любит наша печень. Когда печень ими питается, то усиливается её функция.

Мы приготовили все, что вы нам сказали.

Самый простой рецепт это кашица из репы с добавлением мёда.
Рецепт :
200 г тёртой репы и 100 г мёда.
Эту кашицу в течение 2-х месяцев ежедневно принимать по 1 ст.л. через полчаса после каждой еды.
Репа очень активная. Вот даже для улучшения почек, улучшения зрения, улучшения функции печени репа всё время рекомендуется.
И Авиценна ещё добавляет сюда мёд. А мёд очень любит наша печень.
И этот рецепт может каждый человек готовить у себя дома и употреблять. Вы попробуйте 2 мес. употреблять этот рецепт, и вы почувствуете улучшение.

ГМ - И питание необходимо изменить, а не надеяться только лишь на один рецепт.

- Из простейших рецептов есть самый знаменитый рецепт Авиценны - называется это «исканжумин» (примерно - ред.). Он состоит из мёда и яблочного уксуса (или винного, или отрубного уксуса). Главное натурального.
Рецепт :
Мы разогреваем мед, и появляется пена. Мы её снимаем и к мёду добавляем яблочный уксус в соотношении 3 части мёда и 1 часть уксуса.
Его принимать по 1 ст.л. три раза в день. Он очень активный (рецепт).

ГМ - И тщательно рассасывать во рту, сразу не глотать.

Авиценна даже знал, что даже больные сосуды можно привести обратно в здоровое состояние?

Конечно.
Вы можете дома у себя готовить следующий рецепт.
Рецепт :
200 сока лука смешать со 100 граммами мёда. И принимать 1 раз в день 50 грамм. Среди дня. Это очень сильный рецепт. Потому что лук имеет растворяющие, расширяющие свойства.

Помимо этого вы можете готовить самый простой рецепт из одуванчика. Корень одуванчика имеет полезное свойство растворять холестерин, укреплять сосуды.
Рецепт .
200 г корней одуванчика залить 1 литром воды и довести до кипения. Корень из раствора не вынимать. И по 50 г три раза в день за полчаса до еды употреблять. Очень хорошо помогает.

Надежда Вячеславовна мы можем вам посоветовать ещё вот что .
Вот обыкновенная молочная сыворотка, она доступна, всюду её можно достать. Берите 500 г молочной сыворотки, добавьте 50 г мёда (примерно 3 ст.л.), смешать.
Это очень простой рецепт для очистки сосудов.
Употреблять по 50 г три раза в день до еды. Курс 2 месяца.

Спасибо. Комментарии специалиста.

, апитерапевт
- Мёд содержит все микроэлементы, которые необходимы организму. В нём содержатся моносахара, которые очень легко усваиваются, и поэтому на печень не будет никакой нагрузки. И вот то, что это сразу усваивается в кровь, то необходимо мёд употреблять так: взять в рот и под язык, и рассасывать. И не доходя до желудка, мёд уже попадает в кровь.

Самые известные в истории теории о долгой и здоровой жизни

Система врачевания Авиценны

Авиценна (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) (980-1037) - выдающийся среднеазиатский ученый и философ, врач и музыкант, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед. Из 274 трудов Ибн Сины, ныне известных в мире, медицине посвящено только 20. Наиболее известные из них - семнадцатитомная «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления»), пятитомный «Аль-Канун фи-т-тибб» («Канон врачебной науки»), который до XVII в. был основным медицинским руководством как в странах Востока, так и Запада и «Урджуза» («Ал-урджуза фи-т-тибб») состоящий более чем из 1300 двустиший, в котором изложены основные положения медицины.

Всемирную славу ученому принес «Канон врачебной науки» - первое в истории системное изложение научных взглядов на медицинские проблемы в пяти книгах. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).

Я говорю, что лечение совершается тремя вещами. Одна из них - режим и питание, вторая - применение лекарств и третья - применение действия рукой. Под режимом мы разумеем регулирование ограниченных числом, необходимых факторов, которые существуют обычно; к ним относится и пища.
Авиценна создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно было что-нибудь добавить. «Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. Пульс бывает также мягкий, напряженный, низкий, пилообразный, полный и пустой» - говорится в «Каноне».
Он подробно объяснил строение глаза. До него все считали, что глаз, словно фонарик, испускает особые лучи, и эти лучи, отражаясь от предметов, идут назад и дают изображение.

В своем главном труде Авиценна впервые научно подошел к проблеме здорового долголетия: физические упражнения, которые он считал «самым главным условием» сохранения здоровья, на второе место ставил режим питания и режим сна, на третье – здоровый образ жизни.
Впервые в «Каноне врачебной науки» Ибн Сины предложил подойти к проблемам воспитания и ухода за ребенком с медицинской точки зрения. Еще одной сильной стороной «Канона врачебной науки» является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений и их объяснения стали основой всех последующих медицинских теорий средневековья. Ибн Сина впервые предложил в диагностике заболеваний использовать состояние пульса, влажности или сухости кожи, осмотр мочи и испражнений. Ему же принадлежит заслуга первоисследователя человеческой психики и взаимосвязи психического состояния человека с причинами многих заболеваний: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга, например, «ушибы, разрушающие отдельные части мозга расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций».

Рецепты Авиценны

Цвет ландыша. Взять ландышевого цвету горсть, настоять на ковше белого вина, подслащенного медом, и принимать по чайной ложке один раз или два раза, по мере надобности. Возвращает речь косноязычным, исцеляет скрюченные тела, унимает сердечные боли, особенно от тоски любовной, укрепляет память, и притягательность возвращает тем, кто утратил ее. А если цвет ландыша положить в стеклянную посуду да плотно умять, воткнуть в муравейник и оставить так на месяц, после чего вынуть, тогда увидишь, что цветы пустили сок, а его хранить в пузырьке. Полезен он и больным и здоровым, восстанавливает силу мужскую и восстанавливает любовь женскую»

Красный гранат. Берут корки сладкого граната (зерна имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна) орки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ размельчают в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50-60 градусов, в соотношении 1:10 и две недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 граммов натощак и еще дважды в день перед едой. Длительность лечения зависит от величины язвы (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной - сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления).
Лечебные свойства растений по Авиценне

Миндаль. Горький миндаль употребляется от веснушек, кровоподтеков, пятен, загара, разглаживает опухоль лица. А корень дерева горького миндаля, если его отварить и намазать на веснушки, является сильным лекарством. Употребление в пищу сладкого миндаля утучняет. Опухоли и прыщи. Горький миндаль с вином от крапивницы. Язвы. Миндалем с медом смазывают ползучие язвы и герпис, а с уксусом и вином - лишаи. Горький миндаль, при всем этом, действенней. Органы головы. Миндаль хорош от болей, шума в ушах, особенно горький, а именно его масло или растертый миндаль, как он есть. Если миндалем с вином вымыть голову, это очищает от перхоти и усыпляет. Выпить горького миндаля перед вином, особенно в количестве пяти штук, препятствует опьянению. Если корень миндального дерева мелко истолочь, смешав с уксусом и розовым маслом, и приложить в виде лекарственной повязки на лоб, это поможет от головной боли; также помогает от этого лекарственная повязка из масла горького миндаля. Органы глаза. Укрепляет зрение. Органы дыхания и груди. Горький миндаль с пшеничным крахмалом хорош от крово­харканья и полезен от хронического кашля, астмы и плеврита. Особенно полезно миндальное масло. Толокно из миндаля помогает от кашля и кровохарканья. Органы пищеварения. Миндаль открывает закупорки в печени и в селезенке; особенно полезен горький миндаль, ибо он открывает закупорки в концах сосудов. Если есть миндаль свежим с кожурой, это очищает желудок от влаги. Миндаль трудно переваривается, порождает хороший сок, но малопитателен. Если же его съесть с сахаром, он быстро спускается. Его толокно тяжелое и вследствие своей сладости возбуждает желчь. Органы извержения. Горький миндаль открывает закупорки в почках, а масло горького миндаля, особенно в виде питья с «фиалковым корнем», очищает почки и мочевой пузырь и дробит камни. Миндаль также полезен от болей, горячих опухолей и затвердений в матке, от «удушения матки», затрудненного мочеиспускания и болей в почках.

Нарцисс. Корень нарцисса, особенно в смеси с мукой из плев и медом, извлекает шипы и острия стрел. Опухоли и прыщи. Корень нарцисса замешивают с медом и викой чечевицеобразной, и эта смесь способствует вскрытию трудно созревавщих гнойников. Из его корня делают лекарственные повязки против опухоли нервов. Раны и язвы. Нарцисс сушит раны и крепко их склеивает, даже разрывы сухожилий. Растертый с медом нарцисс прикладывают на ожёг огнем, на ранения нервов и на глубоко лежащие язвы. Смешанный нарцисс с викой чечевицеобразной и медом очищает язвы от грязи. Орудия с суставами. Масло нарцисса полезно для нервов, а из корня его делают лекарственные повязки при опухоли нервов, при их узловатости и при болях в суставах. Органы головы. Нарцисс открывает закупорки в мозгу и полезен при влажной и черножелчной головной боли; так же действует его масло, которое подходит для этого, но вызывает боль в голове, горячей по натуре. Органы дыхания. Масло нарцисса рассасывает твердые и холодные опухоли в грудобрюшной преграде, если им натирать грудь. Органы питания. Если поесть корня нарцисса как он есть, это вызывает тошноту и возбуждает рвоту; так же действует и его отвар.

Это только примеры множества рецептов от различных болезней и описаний лечебных свойств десятков растений и продуктов питания.

Поэтические заповеди Ибн Сина (Авиценны)

Кто стар, тому болезнь повсюду мнится:
Теряет быстро силы поясница.
Желудок слаб и, чтобы не страдать,
Едой нельзя его утяжелять.
Умеренность во всем, душе - покой, -
Полезен старикам режим такой...
На склоне лет разумнее всего
Поддерживать умело естество...
Запомни: что полезно молодым,
То в старости быть может роковым
***

Лечи болезнь, пока она снаружи,
Загонишь внутрь - больному станет хуже...
Лекарства разрушают постепенно:
Лекарств остерегись, корми отменно...
И снова повторю: лечи причины -
В том главный принцип нашей медицины.
***

Незримо ты к летам приходишь белым,
Пока ты в силах, занимайся делом.
Скажи, что можешь завтра сотворить,
Коль станешь немощен душой и телом?
***

С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.
Микстуры, порошки -
к здоровью ложный путь.
Природою лечись -
в саду и в чистом поле.
***

Умерен будь в еде – вот заповедь одна,
Вторая заповедь: поменьше пей вина.
***

Периоды пульсаций и покоя
Прощупывай умелою рукою.
Зависит пульс от возраста людского,
Он част у человека молодого.
На ритм его влияют время года,
Холодная и знойная погода.
И местность тоже – горы и долины
Влиянием своим неумолимы.

Собранные в книгу сведения фрагментарны: в каких-то регионах Востока (Монголия, Бурятия, Узбекистан, Татарстан, Болгария, которую я тоже условно отношу к Востоку, поскольку полученная там информация происходит из Турции, Греция, Византия) мне довелось побывать лично и пообщаться с деятелями древней медицинской культуры, с некоторыми собеседниками из Китая, Тайваня, Кореи я встречался на других территориях. Не стоит также искать полноты в рецептах, помогающих излечивать недуги. Приведены лишь те из них, которые мне передали носители этих знаний.

Информация, содержащаяся в моих заметках, носит исключительно практический характер. Я не пытаюсь подобно другим ученым авторам объяснить, к примеру, основы рефлексотерапии. Но привожу простейшие рекомендации: массирование каких точек в каких случаях поможет избавиться от самых распространенных недугов.

Рецепты восточных медиков, как правило, принимались мной на веру: просто не было физической возможности все проверить на себе и близких. В тех случаях, когда такие проверки проводились, я специально это оговариваю. Но, полагаю, верить приводимым мною в книге сведениям можно: все мои собеседники – люди с солидным опытом практической работы в медицине или целительстве. Кроме того, большинство заметок опубликовано в периодической печати и имело немало откликов от читателей, сумевших воспользоваться приведенными мной рецептами.

Помимо сведений из восточной медицины накопилось много информации об альтернативных методах оздоровления и лечения, имеющих практическую ценность. Я выделил ее в отдельную часть книги. В книге приведены также конкретные рецепты лечения заболеваний народными методами для удобства читателей, расположенных в алфавитном порядке.

В заключение хочу поблагодарить всех моих собеседников, бескорыстно делившихся знаниями со мной и читателями. Особая благодарность – профессору Ивану Павловичу Неумывакину, главному врачу тибетской клиники «Наран» в Москве, Светлане Галсановне Чойжинимаевой и сотруднику Бухарского мединститута Иному Джураевичу Кароматову, посвятившим долгие часы полезным и интересным беседам со мной о восточной медицине.

Ближний Восток и Средняя Азия

Древний рецептурник Авиценны

Это имя наверняка слышал каждый. Но мало кто знает об этом человеке что-либо конкретное. Средневековый арабский мыслитель. Философ, врач, музыкант. Так ведь тогда все выдающиеся люди были энциклопедистами.

Абу Али ибн Сина (в латинском произношении – Авиценна) в период арабского Возрождения продолжал традиции Аристотеля и неоплатоников, оставил потомкам около 50 трудов по медицине, 30 из которых дошли до наших дней. Среди них «Канон врачебной науки», вплоть до XVII века бывший для европейских врачей главным медицинским пособием. А потом Авиценна на долгие века был забыт. Вернее, имя осталось, но из врачебного арсенала рецепты Авиценны исчезли.

Между тем он и сегодня современен. И мы – вместо того чтобы по любому поводу хватать таблетку – можем воспользоваться мудростью арабского гения. Надо лишь научиться его понимать.

Тысячу лет назад, когда жил и творил Авиценна, в состав лекарств не включалась мертвая материя в виде химических добавок. Те тысячи рецептов, что оставил нам арабский врач, содержат только естественные компоненты растительного, животного и минерального происхождения. Эти рецепты – отнюдь не отвлеченные умственные построения, они проверялись лично Авиценной и другими известными врачами. А поскольку многие знания той эпохи утрачены, проверка и поиск соответствия прежних названий компонентов нынешним продолжается и сегодня.

Затем принялись за решение задач «перевода» его рецептов на язык современной фитотерапии. Это не всегда легко: порой смысл некоторых названий утерян. Их приходится восстанавливать, используя контекст или общее понимание тех качеств, которые требуются для достижения нужного эффекта.

К примеру, во многих рецептах Авиценны используется понятие пулегиевая мята. Что это такое? Обратимся к первой книге «Канона», где даны все разновидности мяты. В частности, в разделе «Фуданадж» указано, что мята пулегиевая состоит из разреженного вещества, гонит пот, сушит и сильно согревает. Уже понятно, что речь идет о расширении сосудов. Сумма всех упомянутых свойств может быть найдена среди известных идентичных растений. Конкретно, нам нужна мята с высоким содержанием ментола. Или котовник, совместно с мелиссой (лимонной мятой) заведомо перекрывающие те свойства, которыми может отличаться мята, в том числе и пулегиевая.

Подыскав такую замену, можно «осовременить», допустим, важнейший рецепт Авиценны по выведению камней из почек, обладающий стопроцентной эффективностью.

Как вывести камни из почек. Рецептура Авиценны

Берут одну часть цветков лаванды, две части горного чабреца (у Авиценны – тимьяна), две части листьев и ягод земляники, одну часть мелиссы, две части котовника и две части мяты (все эти растения, как правило, имеются на дачном участке, недостающие можно найти в аптеке или магазине). Все это смешивается, чайная ложка растительной смеси заливается стаканом кипятка и настаивается 10–15 минут. Настой пьют как чай. Чабрец и земляника дробят камни, превращая их в песок, но не гонят по выводящим путям, лаванда снимает воспаление, а мята, мелисса и котовник гонят образующуюся слизь низом. Настой пьют, все время просматривая утреннюю мочу: уже через неделю после начала приема она становится мутной (идет слизь), потом появляются песчинки. Лечение продолжать от двух месяцев до года, пока моча не станет прозрачной. Огромное преимущество этого метода состоит в том, что камень не пойдет через протоки, вызывая мучительные боли.

Изучая на практике рецепты Авиценны, исследователи убедились, что они очень сильные, рассчитаны на пациентов с бо́льшим запасом здоровья, чем у нынешних людей. Видимо, тысячу лет назад иммунитет был сильней, и человек отменно реагировал на активные воздействия препаратов. Мы же должны делать поправку на изменившуюся экологическую обстановку и большую уязвимость нашего организма.

Так, к примеру, следует настороженно относиться к рекомендации лечения мужчин зверобоем. Эта весьма популярная трава – чисто женская, мужчинам не стоит ее употреблять дольше, чем две недели: может возникнуть импотенция. А мы привыкли считать, что все травы оказывают лишь слабое, едва заметное воздействие на организм.

Очень распространенная болезнь – отит (воспаление среднего уха). Она доставляет много неприятностей острой болью, возможными осложнениями. Часто от отита врачи назначают антибиотики. Между тем Авиценна учит, как легко и безвредно расправиться с этим заболеванием.

Как избавиться от отита. Рецептура Авиценны

Берут миндаль. Если горький, дикорастущий, достаточно двух ядер, если сладкий, четыре ядра. Они дробятся в ступке. Добавляют щепотку цейлонской или китайской корицы, щепотку соды и 1 каплю эфирного розового масла. Все это связывают половиной чайной ложки густого меда – получается паста, которую следует хранить в холоде. На кусочек пасты размером с горошину капают каплю уксуса – в присутствии соды возникает шипение. Реакция соды с уксусом позволяет миндалю выделять фитонциды, благодаря чему он оказывается в наиболее активной фазе. В этом состоянии впрок препарат не запасешь: реакцию приходится повторять перед каждым новым употреблением. Шипящую «горошину» закладывают в больное ухо, затыкают ваткой и держат в течение часа. 3–4 таких процедуры в день в течение нескольких дней приведут к полному выздоровлению. Причем боль в ухе снимается уже со второго раза.

"Об ушах следует заботиться и охранять их от чрезмерных теплоты и холода, от ветра и от проникновения инородных тел, а также и от того, чтобы туда не попадала вода или какие-либо зверушки. Уши надлежит очищать от грязи и постоянно капать в них масло горького миндаля, один раз в неделю, это удивительно полезно. Необходимо следить, чтобы в ушах не появились опухоли, прыщи и язвы - они приносят ушам вред. Если есть опасение, что в ушах появятся прыщи, то употребляют в виде капель мазь из рогатого мачка, разведенную в уксусе. Если раз в неделю капать в уши мазью из рогатого мачка, это обеспечит от нисхождения в них катаров.

К тому, что вредно для слуха и для прочих чувств, принадлежит несварение желудка и переполнение, особенно же- сон на переполненный желудок".

Повреждения слуха

"Повреждения слуха подобны повреждениям прочих чувств. Ведь нарушение всякого чувства выражается либо в прекращении этого чувства - здесь этому соответствует прекращение слуха, либо в его ослаблении - здесь этому соответствует притупление слуха, так что человек слышит не все полностью и не слышит издали. Или же происходит изменение слуха, в этом случае человек слышит то, чего нет, как, например, когда в ухе возникает шум, звон или свист".

"...Отсутствие слуха бывает врожденное, от природы, или случайное; оба вида неизлечимы. Что до причин этих расстройств, то они иногда возникают от соучастия другого органа; так бывает, например, при соучастии мозга или каких-либо органов, соседствующих с ним, как случается, скажем, в начале роста зубов или при зубной боли. Иногда повреждение присуще собственно слуху - это либо повреждение нерва, либо - канала. Что касается повреждения слухового нерва, то оно бывает от всех причин заболеваний органов уха".

Лечение

"Прежде всего мы скажем, что все, что пускают каплями в ухо, должно быть тепловатым, не холодным и не горячим. Это - общее замечание, теперь же изложим дело в подробностях.

При повреждении слуха от желтой желчи надлежит вывести желчь с помощью слабительного. Такие заболевания часто сопровождаются естественным послаблением желчью, после которого глухота проходит так же, как нередко появляется желчный понос, его запирают и наступает глухота. Если при этом наблюдается только разгоряченность, то применяют охлаждающие лекарства - масла и другие вещества. Или выжимают гранат и снова вливают выжатый сок в кожуру плода с небольшим количеством уксуса, ладана и розового масла. После этого состав кипятят, пока он не загустеет, и капают им в ухо. Или же в ухо пускают сок латука либо сок паслена.

Что же касается заболеваний уха, происходящих от холода или от холодной материи, то при них полезны все горячие масла, а также масла, в которых развели бобровую струю, особенно бальзамовое масло и масло куста, а также масло горького миндаля и выжатый сок горькой полыни; помогает также масло ромашки с гусиным жиром и бычачьей желчью или кунжутное масло, в котором сварили мякоть или корни колоквинта. Иногда помогает бычачья моча, если развести в ней мирру и превратить состав в капли, или выжатый сок бешеного огурца. Все это употребляют после выведения задержавшейся холодной материи при помощи известных тебе способов опорожнения, общих для всего тела и особых для области головы. Предварительно применяются поливания для головы, о которых ты знаешь, особенно такие, куда входят листья и костянки лаврового дерева.

Иногда в ухо вставляют воронку, чтобы через нее проникали туда пары растворяющих отваров. От всего этого помогает выжатый сок руты с медом или бобровой струей, масло укропа, а также козья моча и козья желчь - особенно с гальбаном.

Вот одно из испытанных средств против таких заболеваний: берут бобровой струи три дирхама, соды полтора дирхама и харбака полтора дирхама, приготовляют подобие лепешек и употребляют в виде капель..."

"...Врачи испытывали масло редьки и масло живокости- они оказались очень полезными, а также выжатый сок горькой полыни или отвар из нее, или выжатый сок редьки с солью, особенно в тех случаях, когда произошло увлажнение или закупорка.

Испытано и такое средство: изготовляют фитиль из горчицы, толченой с инжиром; иногда в состав добавляют соды. Капанье в ухо горячей морской воды приносит пользу. Морозник черный и желчь тоже очень полезны, особенно козья желчь с розовым маслом. Некоторые утверждают, что если кипятить в черпаке ягоды можжевельника с кунжутным маслом, пока ягоды не почернеют, получаются капли, помогающие от глухоты. К полезным средствам относят также масла укропа, лавра, касатика и нарда с бобровой струей или пена горькой полыни, или выжатый сок руты".

"...Что же касается расстройств слуха, происходящих от сухости (натуры), то их лечат постоянным хождением в баню, употреблением увлажняющих кушаний и напитков, поливанием головы умеренно теплым маслом и тепловатой водой, а также введением в нос таких масел, как, например, масло кувшинки, ивовое масло, масло из семян тыквы и другие.

Расстройства, происходящие от закупорки, излечиваются средствами, упомянутыми в разделе о закупорке. От этого отлично помогает также выжатый сок семян конопли и выжатый сок свежего колоквинта.

Если внезапно наступает тарш (глухота, тугоухость), то от этого приносит пользу вода, в которой варилась горькая полынь, а также выжатый сок горькой полыни, к которым примешивают бычачью желчь или желчь сазана. Полезна также черепашья желчь, бычачья желчь с маслом, морозник с уксусом или сброшенная змеиная кожа с уксусом.

При глухоте, наступающей после головной боли, помогает сок редьки с розовым маслом или бобровая струя с костянками лавра и розовым маслом. Если глухота наступила после воспаления мозговых оболочек, следует начать с опорожнения при помощи ийараджа, потом пускать в ухо бобровую струю в масле куста или одно масло, либо масло сладкого миндаля, или сок редьки с розовым маслом, или бобровую струю с костянками лавра и розовым маслом..."

"...Мы скажем, как бы возвращаясь к началу речи: всякая тугость слуха, боль, ветер, шум и звон в ушах (тугоухость, шум, звон в ушах - основные признаки неврита слухового нерва. -Примеч. сост.) всегда бывают от холодной материи и от холода. К лекарствам, общим для всех этих расстройств, относится следующее: очистив предварительно голову, пускают каплями в ухо баврак с уксусом и медом и баранью желчь с оливковым маслом и вином или с маслом горького миндаля, либо сок порея, или луковый сок с медом, или женское молоко.

Применяют также общие лекарства, упомянутые в разделе о болях, и пускают в ухо по две капли китрана, утром и вечером, или морозник черный и чемерицу белую с каким-либо маслом, особенно с маслом касатика, или же сок горькой полыни, или сок шелухи от редьки. Полезно также масло, в котором варилась сброшенная змеиная кожа или костянки лавра, а также бальзамовое масло и нефть. Или берут набатейской смолы - одну укийю, масла желтофиля - две укийи и масла горького миндаля - полукийи и кипятят все вместе. Три капли этого лекарства употребляют утром и три капли вечером. Применяют также жидкий стиракс с маслом желтофиоля и сок листьев свежего колоквинта. Выжатый сок аронника и выжатый сок переступня двудомного обладают очень большой целебной силой. Полезны и общие лекарства, о которых упоминается в разделе о болях в ухе.

Если подобные заболевания случаются с детьми, то им полезно масло семян зверобоя, в котором сварены рута и майоран.

К числу полезных компрессов относятся компрессы из горячей воды с отваром ромашки лекарственной, укропа, листьев лавра, майорана и сухой пулегиевой мяты, а также слюногона. Компрессы ставят на шею и под ухо. Полезны также поливания, упомянутые в разделе о голове. Воду наливают в кувшин с носиком на боку и ставят ее напротив уха, чтобы пар входил из него в ухо".

Боль в ухе

  • закапывать по 3 капли теплое РОЗОВОЕ МАСЛО или яичный белок. При сильных болях к этому примешивают теплое камфарное масло;
  • ФИАЛКОВОЕ МАСЛО по 3 капли 3 раза в день;
  • мази с ЯИЧНЫМ БЕЛКОМ;
  • МОЛОКО С СОКОМ ПАСЛЕНА или соком кориандра (лучшее молоко то, которое только что выдоили из вымени);
  • "...или кипятят ЗЕМЛЯНЫХ ЧЕРВЕЙ в розовом масле и пускают в ухо; можно также варить улиток в розовом масло и пускать отвар в ухо...";
  • "...или, например, варят 1 часть РОЗОВОГО МАСЛА в 3 частях ВИННОГО УКСУСА, пока не исчезнет уксус и не останется одно розовое масло, и употребляют в виде капель в ухо. Это очень полезно от горячих болей (горячие боли - боли воспалительного характера) с биением..."
  • же полезно МАСЛО ТЫКВЕННЫХ СЕМЕЧЕК, масло кувшинки, масло ивы и тому подобное..."
  • выжатый сок свежей ИНДИЙСКОЙ КОНОПЛИ по 3- 4 капли 3 раза в день;
  • теплый СОК ПОЛЕВОГО ВЬЮНКА по 3 капли 3 раза в день;
  • "...Ничто не действует так, как СТАРОЕ КОРОВЬЕ МАСЛО в разогретом виде. Иногда для устранения опасности достаточно ввести в ухо трубку, приложенную другим концом к кувшину с горячей водой, чтобы пар проходил в ухо. Нередко это успокаивает боль и избавляет от необходимости в других лекарствах и делает ненужными средства, вызывающие онемение..."
  • ТАКЖЕ ПРИ БОЛИ В УХЕ Авиценна рекомендовал применять масло руты, укропное масло, лавровое масло, масло ромашки, бальзамовое масло, клещевинное масло и др. Хороший обезболивающий эффект оказывает процеженное оливковое масло, в котором сварен чеснок;
  • "...Когда причиной боли является горячая, глубоко лежащая опухоль, - а она представляет опасность из-за близости к мозгу, пока не наберет гноя и не нагноится, - то после кровопускания и послабления надлежит прежде всего применять мягчительные охлаждающие средства, особенно молоко, раз за разом, до третьего дня болезни. Также применяют сваренное с уксусом розовое масло, затем - слизь пажитника, слизь льняного семени и слизь семян шандры в молоке. Сок полевого вьюнка - одно из средств, помогающих в такое время. Иногда пробовали при этом толченый кунжут.

Затем постоянно применяют компрессы с тепловатым оливковым маслом. Масло должно быть сладкое и вместе с тем теплое; в него макают кусочек ваты, навернутый на кончик тонкой спицы, и раз за разом вставляют спицу в ухо. Снаружи накладывают лекарственную повязку с мягчительными снадобьями, способствующими созреванию".

  • "...Когда же опухоль находится вне уха, то она не очень опасна и ее лечат ячменной мукой. Лекарственная повязка с мукой конских бобов очень хороша. Этот состав из муки конских бобов, ромашки лекарственной, фиалки, ячменной муки, алтея и донника лекарственного. Его толкут, просеивают и смачивают теплой водой с фиалковым маслом. Иногда бывает достаточно паслена с кунжутным маслом и пшеничной мукой".
  • "...Что же касается образующихся в ухе прыщей, то нередко для того, чтобы с ними справиться, достаточно отвара инжира с пшеницей, если капать им в ухо или изготовить из него фитиль..."
  • "...Кчислу лекарств, общих для всех болей в ухе, особенно тех, которые являются слегка холодными, принадлежит масло из незрелых маслин, в котором вскипятили навозных жуков или земляных червей, или червей, что заводятся под кувшинами для воды, а также рыбья желчь с маслом унфак, или жир варана, или лисицы, или стервятника, или журавля, или масло скорпионов - оно очень полезно. Полезен также сок свежего майорана, отвар листьев и коры ивы, отвар земляных червей в сваренной и процеженной мирре, в которой растопили утиный жир. Если же холодность велика, то варят бычачью желчь в масле желтофиоля, пока не сочтут, что желчь растворилась и исчезла, потом снимают с огня и употребляют в виде капель. Это удивительно помогает..."

Шум, звон и свист в ушах

"При всех этих заболеваниях надлежит избегать солнца, бани, резких движений, рвоты, криков и переполнения и подобает смягчать естество. При шуме, вызванном соучастием других органов, следует обратить внимание на орган, вызывающий шум, особенно на желудок, дабы его очистить, а также на мозг и ухо, чтобы их укрепить. Что касается мозга, то его укрепляют, например, маслом мирта, а что до уха, так его укрепляют, скажем, миндальным маслом или чем-либо в таком роде. Так же поступают при шуме, возникающем от переполнения. Необходимо очистить тело или голову, как тебе известно, и назначить смягченный режим. Что же касается шума во время кризиса, то его не следует устранять. Он пройдет, когда пройдет лихорадка.

Если шум в ушах происходит из-за обострения чувства слуха, то некоторые назначают средства, вызывающие онемение, как, например, упомянутое выше розовое масло с небольшим количеством опия или розовое масло, смешанное с маслом белены, или болиголов, растертый с бобровой струей и маслом. Самое правильное предписание: берут орешков пинии и бобровой струи, растирают в уксусе и капают в ухо. Шум, происходящий от гноя, лечат путем лечения опухоли и устранения гноя..."

"...Шум в ушах от вязкого, холодного сока лечат особыми испытанными лепешечками, именно: берут три дирхама чемерицы белой, пять дирхамов шафрана и десять - соды, изготовляют из них лепешечки и употребляют.

Одним из испытанных общих лекарств, объединяющих полезное действие при шуме в ушах от слабости, либо от закупорки или сока, является следующее: берут гвоздики и семян порея, того и другого по полдирхама, и мускуса один данак и капают в ухо с соком майорана или руты или с вином. Так же полезен отвар листьев пинии, отвар листьев самшита и отвар листьев лавра. При всем этом следует избегать принимать пищу вечером.

Сказал один из древних ученых: "Нет ничего полезнее от свиста в ушах, чем лекарство из мяты, прописываемое Для укрепления памяти". Оно наиболее полезно из всего, что создал до этого Аллах.

Полезны от этого также капли, приготовленные из иссопа с листьями пинии и костянками лавра".

Помните, средства народной медицины не могут полностью заменить методы классической медицины!

Читайте также: