Упражнения для психомоторного развития дошкольников. "Росток". Условия и методика развития ребенка. Сиротюк А.Л.С

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Книга предназначена психологам, логопедам, воспитателям детских садов и родителям.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев.

В.А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Сиротюк А.Л. Детская гиперактивность: причины, рекомендации //Дошкольное воспитание. 2007. №8. С.44-50.

Сиротюк Алла Леонидовна,

доктор психологических наук, профессор,

заведующая кафедрой психологии ТОИУУ
Детская гиперактивность: причины, рекомендации
В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивных детей, или, так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), которому часто сопутствует запаздывание процессов психического развития и, следовательно, специфические трудности в обучении. Статистические данные показывают, что в США гиперактивных детей – 4-20%, Великобритании – 1-3%, Италии – 3-10%, в Китае – 1-13%, Австралии – 7-10%, России - 4-18%. Кроме того, существует устойчивая тенденция к увеличению количества детей с СДВГ.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность (Шевченко Ю.С., 1997; Заваденко Н.Н., 2000 и др.).

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которые ребенок часто не замечает. Для детей с синдромом характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна у них всегда меньше нормы. В двигательной сфере обычно обнаруживается нарушения двигательной координации и несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали, что двигательная активность детей с СДВГ на 25-30% выше, чем у других детей (даже во сне).

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеют ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).

Внешние проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений и преступлений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология представляет серьезную социальную проблему. Однако к подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко (2000) поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз СДВГ.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5 – 1,7 года. Кроме того, гиперактивные дети характеризуются слабым развитием тонкой моторной координации; беспорядочными, неловкими движениями; постоянной внешней «болтовней», указывающей на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; трудностями планирования; слабой психоэмоциональной устойчивостью при неудачах; низкой самооценкой; упрямством, лживостью, вспыльчивостью и агрессивностью. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивных детей формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потому трудно исправляемая.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Они имеют как бы «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При недостаточном развитии вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию вни­мания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления активности: первый отмечается в 5-7 лет и приходится на период подготовки детей к школе, второй – в возрасте 12-15 лет (период полового созревания).

Причины возникновения СДВГ окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований в данном направлении. Однако на современном этапе являются доминирующими три группы причин развития синдрома: повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; генетические факторы; негативное действие внутрисемейных факторов.

По результатам исследования Н.Н. Заваденко (2000), возникновение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов – в 63% случаев.

Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание матери, отравление свинцом, внутриматочные дефекты, наркотическое отравление (например, кокаином), кислородная недостаточность, недоношенность плода и т.д. А.В. Семенович называет 3-4-ый месяцы внутриутробного развития «критической точкой» развития, в которой «функциональная организация мозга кардинально меняет свои динамические и статические характеристики» (Семенович А.В., 2001. С.88).

По результатам многочисленных исследований одной из самых распространенных причин отклоняющегося психического развития является родовая травма шейных отделов позвоночника (Ефимов О.И., 2004; Ратнер А.Ю., 1985, 1990, 2005 и др.).

Высокая частота встречаемости синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью мозга мужского плода к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет больший резерв компенсаторных возможностей по сравнению с мальчиками.

Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия: обеспечение эмоционально-нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок; соблюдение режима дня и достаточное время для сна; соответствующая медикаментозная поддержка; разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны неврологов, психологов, воспитателей, родителей; своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция.


  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

  • помните, что поступки ребенка не являются умышленными;

  • не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

  • повторяйте свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз;

  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  1. Изменение психологического микроклимата в семье:

  • уделяйте ребенку достаточно эмоционального внимания;

  • проводите досуг всей семьей;

  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

  1. Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;

  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

  • избегайте по возможности больших скоплений людей;

  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
4. Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в течение определенного времени (5-10 минут) в специально отведенном месте (кресло, стул) после совершения поступка. Не наказывайте ребенка лишением прогулки или еды;

  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте листок на стену, подпишите двусторонний договор (ребенок-родители) на определенные виды работ;

  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

  • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

  • расскажите гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните , что:

Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия» и прощения. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже за несколько лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте до 9 лет.


  1. Изменение окружения:

  • изучите психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

  • работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;

  • измените режим занятий с включением физкультминуток;

  • предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к Вам за помощью в случае затруднения;

  • направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, полить цветы и т.д.

  1. Создание положительной мотивации на успех:

  • введите знаковую систему оценивания;

  • чаще хвалите ребенка;

  • режим дня должен быть постоянным;

  • избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;

  • используйте на занятиях элементы игры и соревнования;

  • давайте задания в соответствии с возможностями ребенка;

  • большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;

  • игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

  • стройте процесс воспитания на положительных эмоциях;

  • помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

  1. Коррекция негативных форм поведения:

  • способствуйте элиминации агрессии;

  • терпеливо обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

  • профессионально регулируйте его взаимоотношения с другими детьми.

  1. Регулирование ожиданий:

  • объясните родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро;

  • объясните родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.
Помните, что:

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) после 8-ми летнего возраста ребенка; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

Эффективные результаты коррекции СДВГ достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологические и педагогических методов.

Упражнения для развития произвольности и самоконтроля

Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо, прежде всего, развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать), понимание программы деятельности (как сделать), понимание значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (самоконтроль). В первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у школьников способности к построению собственной программы.

«Черепаха». Воспитатель встает у одной стены помещения, дети – у другой. По сигналу воспитателя дети начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самый последний. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем воспитатель обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

«Кричалки - шепталки – молчалки» . Для проведения упражнения из разноцветного картона необходимо приготовить три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда ведущий поднимает красную ладонь – «кричалку», то можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь – «шепталка» является сигналом к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синяя ладонь – «молчалка» означает, что дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того, как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

«Запретное движение». Воспитатель показывает различные движения. Дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать движение в противоположную сторону - шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если педагог поднял их вверх.

«Говори». Воспитатель задает вопросы детям, но отвечать на них можно только тогда, когда будет дана команда: «Говори!».

«Царевна Несмеяна» . Один из участников садится в центр круга, а остальные должны по­стараться рассмешить его. Ребенок, сидящий в центре, может условно назы­ваться «Царевной Несмеяной». Выигрывает тот, кто дольше других сумел про­держаться, не засмеявшись. Для того чтобы избежать затягивания упражнения, т. е. чтобы не застревать на одном несмешливом участнике, можно назначать предельное время пребывания в роли «Несмеяны».

«Шалуны». Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т. д.) предлагает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнения для элиминации (исчезновения) агрессивности и импульсивности

«Крик в пустыне». Участники садятся в круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом пола.

«Каратист». Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее…», помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.

«Рубка дров». Каждый участник должен представить себе, что он рубит дрова из нескольких чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку. Всякий раз при опускании топора он должен громко выкрикнуть: «Ха!». Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок он разрубил.

Упражнения для развития концентрации внимания

«Чайничек с крышечкой». Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее жестами:

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)!

На чайничке – крышечка (левая рука складывается в кулак, правая – ладонью делает круговые движения над кулаком),

На крышечке – шишечка (вертикальные движения кулаками),

В шишечке – дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки),

Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).

Пар идет с дырочки,

Дырочка в шишечке,

Шишечка на крышечке,

Крышечка на чайничке».

При последующем повторении песенки, одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:

«Гу-гу-гу!

На чайничке – крышечка и т.д.».

«Что исчезло?». Перед каждым ребенком поочередно раскладываются предметы. Его просят внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает один предмет. Задача ребенка - назвать исчезнувший предмет.

«Кто летает?». Дети садятся на полу полукругом, воспитатель называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки, если не летает – руки у детей опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, детям необходимо своевременно удержаться и не поднять руку. Ребенок, который не удержался, должен заплатить фант и выкупить его в конце игры, выполнив какое-либо задание.

«Чужие колени». Детям предлагается сесть в тесный круг. Каждый участник кладет свои руки на колени соседям. Причем правая ру­ка каждого оказывается на левом колене соседа справа, а левая - на пра­вом колене соседа слева. В результате на собственных коленях у каждо­го участника оказываются руки его соседей по кругу: на левом колене - правая рука соседа слева, а на правой - левая рука соседа справа. Разобравшись с этим, можно приступать к выполнению упражнения. Упражнение ведется на выбывание. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка. Упражнение заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последо­вательно, не обгоняя друг друга. Поначалу это не так просто, как кажется, поскольку все руки расположены на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредо­точенность падает, участник ошибается.

«Сантики-фантики-лимпопо». Доброволец выходит за дверь. Его задача – угадать кто ведущий в круге (с кого начинается движение). Участники договариваются, кто будет задавать характер движения и двигаются по кругу, громко повторяя: «сантики-фантики-лимпопо». Примечание участникам: лучше повторять движения впереди идущего, а не смотреть на задающего ритм. «Разгаданный» ведущий выходит за дверь.

«Запаздывающие движения». Детям предлагается встать, глядя в затылок друг другу.Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной повторяет движения за ним, но с опозданием на одно движение (ведущий делает второе движение, а стоящий за ним выполняет первое). Ребенок, стоящий за вторым, тоже запаздывает на одно движение, но относительно второго игрока и т.д. Когда первое движение ведущего доходит до последнего играющего – ведущий меняется.

«Считалочки – бормоталочки». Воспитатель просит детей повторить фразу: «Идет – бычок – качается». Они должны несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз они произносят вслух все три слова, во второй раз они произносят вслух только слова «Идет – бычок», а слово «качается» произносят «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз они произносят вслух только слово «Идет», а слова «бычок – качается» произносят про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз дети произносят все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками. Итак, это выглядит следующим образом:

Вариант 1.


  1. Идет – бычок – качается.

  2. Идет – бычок – (хлопок).

  3. Идет - (хлопок) - (хлопок).

  4. (Хлопок) - (хлопок) - (хлопок).
Вариант 2.

  1. Ехал – грека – через - реку.

  2. Ехал – грека – через - (хлопок).

  3. Ехал – грека - (хлопок) - (хлопок).

  4. Ехал – (хлопок) - (хлопок) - (хлопок).

  1. (Хлопок) – (хлопок) – (хлопок) –(хлопок).
Вариант 3.

  1. Подарил – утенку – ежик – пару – кожаных - сапожек.

  2. Подарил – утенку – ежик – пару - кожаных – (хлопок).

  3. Подарил - утенку - ежик - пару – (хлопок) – (хлопок).

  4. Подарил – утенку –ежик – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).

  5. Подарил - утенку - (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).

  6. Подарил - (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).

  7. (Хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).
«Костер». Дети садятся на пол вокруг «костра» и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде (словесной инструкции) воспитателя «жарко» - дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» – протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» – встать и махать руками, по команде «искры полетели» – хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» – взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

«Развитие способности к произвольному переключению внимания». Детям предлагается построчно следить взглядом по строчкам листа и последовательно зачеркивать заранее заданные буквы, например, «к» и «р»:

а с ч к л ь д р к б ю ж х р ь о а у й ч б ъ х з р с я р б ю ж ш щ з е м а в ч

ц б р т и а с к ь л р ю д з р ь т м к л ю э з ь м к в у ф р н к р т ч ы з э ю р

к и м р е к у ы р ь б д т ю х з к р т в с ч к и т ь б д ж з щ р о к т ь д з р ь н к м а с б л д ж ю р к а м и ь б ю д ж щ г н к п т р а с м ж э з ь р т и м к в с а к р т ь о р к м и т ь б л р к р а к л ш о р ы ц ф р к м и т ь о р н е
Литература


  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. М., 2001.

  2. Ефимов О.И. Школьные проблемы. М., СПб., 2004.

  3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.

  4. Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных. М., 2005.

  5. Ратнер А.Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы. Казань, 1990.

  6. Ратнер А.Ю. Родовые повреждения нервной системы. Казань, 1985.

  7. Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития /Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

  8. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2003.

  9. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М., 1997.

"Росток". Условия и методика развития ребенка. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С.

2-е изд., испр. и доп. - М.: 2016 - 272 с.

В книге представлены результаты исследований психического развития детей от рождения до 9 лет. Раскрыты вопросы особенностей и повреждающих факторов психического развития детей и их последствий. Даются конкретные методики, помогающие направить развитие ребенка в естественное русло. Адаптивная коррекционно-развивающая парциальная программа "Росток", предложенная авторами книги, направлена на развитие высших психических функций ребенка, развитие и стабилизацию межполушарного взаимодействия, обеспечение саморегуляции его психической деятельности. Использование материалов книги позволит решить многие задачи ФГОС ДО. Книга рекомендована психологам, педагогам и воспитателям ДОО, учителям начальных классов, студентам психологических и педагогических факультетов, преподавателям вузов, слушателям курсов повышения квалификации в системе образования, родителям и всем, кого интересует проблематика психического развития детей. Данное пособие представляет собой переработанное издание книги авторов "Современная методика развития детей от рождения до 9 лет" (М., 2009).

Формат: pdf

Размер: 6,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Особенности психического развития детей в период интенсивного роста 8
Анатомо-физиологическая основа высших психических функций 8
Некоторые закономерности психического развития детей 17
Глава 2. Повреждающие факторы психического развития детей 33
Пренатальный период развития 33
Повреждающие факторы пренатального периода развития 33
Психоневрологические осложнения пренатального периода развития 38
Натальный период развития 38
Повреждающие факторы натального периода развития 38
Психоневрологические осложнения и отсроченные последствия натальной патологии 42
Постнатальный период развития 55
Повреждающие факторы постнатального периода развития 55
Нейропсихологические синдромы и симптомы 56
Глава 3. Методы психического развития детей (дидактические материалы) 62
Нормализация общего тонуса мышц тела 66
Растяжки 66
Массажи 70
Упражнения для развития вестибулярно-моторной координации 74
Прыжки на фитнес-мячах 76
Упражнения для развития сенсорной системы (обоняние, осязание, вкус) 77
Упражнения для развития тонального звукоразличения (шумовое восприятие) 79
Упражнения для развития слухомоторной координации (чувства ритма) 80
Упражнения для развития зрительной памяти, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации 82
Упражнения для развития зрительной памяти и зрительного восприятия 85
Упражнения для развития зрительно-моторной координации 86
Упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия 89
Визуализация 90
Упражнения для развития артикуляции 91
Упражнения для развития мелкой (тонкой) моторики пальцев рук 94
Упражнения для развития крупной моторики тела и межполушарного взаимодействия 96
Дыхательные упражнения 100
Упражнения на релаксацию (по Т.Д. Марцинковской) 103
Упражнения для развития рефлексии (по М.В. Киселевой) 104
Упражнения для развития пространственных представлений 105
Упражнения для развития воображения 107
Удержание двигательных программ 108
Упражнения для развития произвольности, концентрации внимания, самоконтроля, элиминации агрессивности и импульсивности 108
Упражнения для развития произвольности и самоконтроля 108
Упражнения для элиминации агрессивности и импульсивности 109
Упражнения для развития концентрации внимания 109
Упражнения для развития коммуникативных навыков 115
Использование музыки в коррекционно-развивающей работе 122
Рефлексотерапия: точечный массаж при заикании 127
Поощрение и наложение санкций 129
Глава 4. Коррекционно-развивающая работа с детьми периода интенсивного роста 132
Программа коррекционно-развивающей работы «Росток» с детьми периода интенсивного роста 134
Занятие 1 136
Занятие 2 141
Занятие 3 143
Занятие 4 145
Занятие 5 148
Занятие 6 150
Занятие 7 152
Занятие 8 154
Занятие 9 156
Занятие 10 159
Занятие 11 161
Занятие 13 164
Занятие 14 166
Занятие 15 167
Занятие 16 169
Занятие 17 172
Занятие 18 174
Занятие 19 176
Занятие 20 178
Занятие 21 181
Занятие 22 184
Занятие 23 186
Занятие 24 188
Занятие 25 191
Занятие 26 193
Занятие 27 194
Занятие 28 196
Занятие 29 198
Занятие 30 199
Психофизиологическая физкультминутка на уроке 201
Приложения 203
Приложение 1. Возрастная периодизация психического развития детей 203
1.1. Поведенческие ориентиры психического развития ребенка (по И.В. Дубровиной ) 203
1.2. Схема нервно-психического развития детей первого года жизни (по Э.Л. Фрухт) 204
1.3. Формализованная карта формирования психоневрологических функций у здоровых детей первых 7 лет жизни (по И.А. Скворцову, НА. Ермоленко) 210
1.4. Возрастная периодизация психического развития детей (по Т.Г. Визель) 222
Приложение 2. Рефлекторные критерии неврологических нарушений 226
Характеристика физиологических безусловных рефлексов новорожденных (по А.Ю. Ратнер) 226
Характеристика безусловного рефлекса Бабинского (по А.Ю. Ратнер) 229
Приложение 3
Домашнее задание 1 229
Домашнее задание 2 232
Домашнее задание 3 235
Домашнее задание 4 238
Краткий словарь терминов 243
Список использованной и рекомендуемой литературы 254

Одна из актуальнейших проблем современного общества - отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей, которые имеют устойчивую тенденцию к ухудшению, о чем красноречиво свидетельствуют результаты многочисленных исследований в данной области.
Так, в настоящее время практически здоровыми считаются только 46% детей в возрасте до 7 лет. За время обучения в начальной школе число абсолютно здоровых школьников к 4 классу снижается в 4-5 раз. К 8 классу в 5 раз возрастает частота заболеваний органов зрения, в 3-4 раза - пищеварительной и мочевыводящей систем, в 2-3 раза - нарушение осанки, в 1,5-2 раза - нейропсихических расстройств . Возникает закономерный вопрос: что же тогда происходит с детьми, имеющими различные нарушения здоровья еще до прихода в школу?

Дислексия - частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформи-рованностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Доминантное полушарие - полушарие, преобладающее в активности.

Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий,

Минимальная мозговая дисфункция - небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую ин-тегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) - толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

Персеверация - навязчивое повторение одних и тех же движений.

Сензитивный период - период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к формированию определенных умений, навыков и способностей.

Синкинезии - дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе) .

Сукцессивные функции - последовательные функции.

Функциональная асимметрия полушарий - распределение психических функций между правым и левым полушарием.

Материал с сайта pedlib.ru

2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слеп ленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег.

Пришла весна, пригрело солнце и снеговик на чал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

5. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на вы дохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями до и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправлен но) , сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.

10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

КОМПЛЕКС № 5

1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

2. Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

3. Лодочка. Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго.

Затем выполните это упражнение, лежа на животе.

4. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежа щей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем - разнонаправленные.

5. Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибания языка, сжимания и разжимание языка, свертывание в трубочку.

6. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

7. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой пред мет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.) . Другой рукой нарисуйте его на бумаге (промашите в воздухе) .

8. Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) коле на, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.

9. Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.

10. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

КОМПЛЕКС № 2

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад) . Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.) .

6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки.

Придумайте сюжет.

7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула.

Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.) . На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки».

Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 - коричневый, № 3 - красный, № 4 - голубой, № 5 - зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

Подробней на сайте pedlib.ru

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников - Studmed.ru

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников (Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта)

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, ... 18.03.2010 в 20:064 Мб302 раза

Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР

Методическое пособие для дефектологов, логопедов, психологов. В работе дана сравнительная характеристика состояния фонетической стороны речи у детей с ЗПР и нормой интеллекта, описаны основные направления коррекционной работы по преодолению нарушений речи. СПб 19.12.2009 в 21:02208.5 Кб98 разразное

Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Методика развития речи двуязычных дошкольников: учебное пособие., Владос, 2010. Учебное пособие освещает вопросы организации современного процесса обучения и восприятия дошкольников с использованием альтернативных образовательных программ. В пособии раскрывается методика развития речи и речевого... 31.01.2011 в 01:111.35 Мб128 раз

Берлова А. Л. Домашние уроки для дошколёнка

М.: ООО "Издательство "Росмэн-Пресс", 2004. - 116 с. В книге вы найдёте множество интересных историй, а также иллюстрированные задания и игры, рассчитанные на расширение кругозора ребёнка и развитие интеллекта. Дети будут учится отвечать на вопросы, рассуждать и анализировать, сравнивать и классифицировать. Книга предназначена д... 07.05.2010 в 23:514.85 Мб42 разаразное

Практическое пособие. - 2008г. - 60c. В пособие включены группы упражнений для развития мелкой моторики (с иллюстрациями) , кинезиологические упражнения, упражнения массажа и самомассажа рук, ног, лица.каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование. Практическое пособие для логопедов, психоло... 27.01.2010 в 02:5419.77 Мб146 раз

Материал с сайта www.studmed.ru

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

Продолжительность занятий - 10-15 мин. Периодичность - ежедневно. Время занятий - утро, день.

КОМПЛЕКС № 1

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак-ребро-ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь») , произносимыми вслух или про себя.

Подробней pedlib.ru

перейти к книгам (2)

Сиротюк Алла Леонидовна - доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета.

1999 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга» в диссертационном совете Тверского государственного университета.

В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей» в диссертационном совете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Специалист в области детской психологии, психологии индивидуальных различий, психологии обучения. Разработала и апробировала концепцию дифференцированного обучения школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей; типологию школьников с различным индивидуальным латеральным профилем, включающим межполушарную, моторную и сенсорную асимметрии.

Разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ввела понятие «веерный эффект», описывающий зависимость уровней успешности обучения и развития высших психических функций от типа индивидуального латерального профиля и уровня развития межполушарного взаимодействия школьников (совместно с Думиникэ Ю. С.) .

Коррекция развития интеллекта дошкольников

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления) .

Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения

В книге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги.

Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения.

Подробней www.koob.ru

5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

6. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение) . Проделайте то же для правой руки.

7. Движения, как при растирании замерзших рук.

8. Подушечку большого пальца правой руки положите натыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями.

Проделайте то же для правой руки.

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологйи.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи) . Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиоло-гических упражнений.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое) , а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение" кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.

Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Материал с сайта pedlib.ru

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления) .

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Книга предназначена психологам, логопедам, воспитателям детских садов и родителям.

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого) . Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три.

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой.

После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо.

Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Змейка . Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий.

Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. Горизонтальная восьмерка.

1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке.

Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера.

Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание) , должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок.

Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

Материал pedlib.ru

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!

И.Соньер

Введение

Активное изучение явления функциональной асимметрии полушарий головного мозга (распределение психических функций между полушариями) началось сравнительно недавно и связано в первую очередь с именем американского психоневролога Р. Сперри. В конце 60-х годов Р. Сперри провел операцию по рассечению связей между полушариями с целью лечения тяжелой формы эпилепсии и в ходе наблюдений за своими пациентами обнаружил, что два полушария единого мозга ведут себя как два различных мозга. Человек, у которого было отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось совершать действия с предметами материального мира или их изображениями. Когда отключали левое полушарие, пациент хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог связно говорить.

О причинах, которые в процессе эволюции привели к специализации полушарий, известно пока мало. Интересно объяснение Дорин Кимуры и ее коллег. Они предполагают, что специализация левого полушария для речи является не столько следствием асимметричного развития символических функций мозга, сколько следствием развития двигательных навыков, которые помогают в общении. Язык появился потому, что левое полушарие оказалось приспособленным для некоторых видов двигательной активности. Д. Кимура считает, что в эволюционном плане именно развитие руки как органа языка жестов, ее манипулятивных способностей и привело к развитию левого полушария. Позже данная функция руки была передана голосовой мускулатуре.

Вероятно, возникшая в эволюции функциональная асимметрия мозга позволила более экономно использовать пространство для обработки информации, избегая дубликата функций. Так, доминантность одного полушария в речевой функции предотвращает возможную конкуренцию между полушариями за язык, верхнюю и нижнюю губу и рот. В процессе эволюции произошло не только количественное накопление элементов асимметрии, но и качественный скачок - развитие глубокой специализации функций левого и правого полушарий. При этом сохранены определенные потенциальные возможности для компенсации одного полушария другим.

Читайте также: