Коррекция нежелательного агрессивного поведения. Когда необходима коррекция поведения собак? Коррекция поведения кинолог

Когда мы заводим собаку, чаще всего строим в голове радужные и идиллические картины нашей с ней жизни. Однако реальность не всегда совпадает с нашими мечтами. Конечно, если вы с первых же дней начали заниматься с вашим щенком, у вас больше шансов закреплять и формировать правильное поведение.

Как мы провоцируем собак на "плохое" поведение?

Зачастую мы самостоятельно, сами того не замечая, провоцируем собаку к осуществлению поведения, которое впоследствии нам не понравится и с которым мы захотим бороться. Хотите несколько примеров?

ПРИМЕР 1. Перед уходом в магазин или на работу мы идём гладить собаку, причитаем, успокаивая: «Не волнуйся, я буквально на несколько часов, не скучай. Вернусь, мы с тобой гулять пойдём. Ну что ты такое грустное лицо делаешь?». И уходим под тяжёлым взглядом нашего печального питомца, а внутри сердце лопается тысячами мелких осколков. Случалось с вами подобное?

Поздравляю - вы своими руками куете довольно сложное для коррекции поведение: Тревогу расставания.

ПРИМЕР 2. Вы вернулись с работы, срочно переодеваетесь, чтобы вывести вашу собаку на гигиеническую прогулку - она ведь просидела дома почти 10 часов. И пока вы переодеваетесь, надеваете шлейку, пристёгиваете поводок, возбуждённо приговариваете: «Сейчас, сейчас, потерпи ещё немножечко, сейчас уже пойдём». Собака заводится, переминается с лапы на лапу, прихватывает вас за руки или за поводок, лает. «Ну сейчас, я вижу, что тебе уже хочется, минуточку! Сейчас только сапоги надену».

Бинго! С большой вероятностью вы в данный момент лепите собаку, которая при сборах на улицу будет хватать вас за руки, лаять и прыгать на вас, выносить из подъезда, сбивая на ходу соседей.

ПРИМЕР 3. Ваша собака увидела другую, натянула поводок и начала лаять. Такие ситуации встречаются едва ли не каждый день. Что зачастую делает в такой ситуации хозяин? Обычно это довольно распевное, успокаивающее: «Санта, ну что же ты лаешь? Это же хорошая собачка, хорошая , видишь? Не надо лаять, она же хорошая !» Почти все наши собаки знают слово «Хороший» - они ведь «хорошие», и мы часто им это говорим, когда гладим, когда даём что-то вкусное. Наша собака лает и слышит у себя за спиной: «Санта, бла-бла-бла-бла-бла, хорошая собачка, хорошая. Бла-бла-бла, хорошая» .

Что понимает наша собака в такой ситуации? - правильно! Она молодец, надо лаять ещё сильнее!

ПРИМЕР 4. Или наоборот: хозяин нервничает из-за непотребного поведения своего питомца, начинает ругаться и кричать на него. Собака в этот момент бросается на соперника, знает, что у неё за спиной находится хозяин, и «вместе мы - сила!». Хозяин тоже кричит и бросается за спиной, значит, он тоже ненавидит эту собаку! «Держите меня сорок человек! Пасть порву, моргалы выколю!»

Как корректировать поведение взрослой собаки

Я считаю, что своевременное начало занятий у грамотного инструктора поможет избежать формирования некомфортного поведения. Хороший инструктор обычно более опытен, чем среднестатистический собаковладелец. Он также знает, на какие поведенческие нюансы следует обращать внимание, чтобы не развить их. Он замечает ошибки хозяина, которые могут спровоцировать проблемное поведение у питомца. И, конечно, знает, как решить уже проявившееся проблемное поведение.

Специалист анализирует причины появления проблемного поведения и затем предлагает методику, а то и комбинацию методик коррекции.

Нечистоплотность в доме, зоо- или человеко-агрессия, тревога расставания, частый лай или вой, страх фейерверков или грозы, облаивание велосипедистов или спортсменов, неумение ходить на провисшем поводке - вот наиболее частые причины обращения к специалисту по коррекции поведения собак.

Но за помощью тренера прибегают и для решения более мелких поведенческих нюансов, которые не очень комфортны хозяину: собака крадёт еду со стола или попрошайничает, подбирает еду на улице, не слушает хозяина, не хочет мыть лапы или стричь когти, боится новых объектов, залезает на кровать…

У меня есть хорошая весть: при правильной и вдумчивой (иногда, довольно длительной) работе коррекции поддаётся любое поведение собаки.

Не всегда проблему можно разрешить полностью и окончательно, но сгладить, уменьшить её получается всегда. И мне кажется, что одна из наших хозяйских обязанностей в отношении нашего питомца заключается как раз в том, чтобы дать ему возможность победить свои страхи, агрессию, недоверие. Ведь как приятно не бороться с четвероногим другом все наши совместные 10 - 15 лет жизни, а наслаждаться ими.


{banner_rastyajka-mob-3}
{banner_rastyajka-3}

Гриценко В.В.

Карапетьянц К.Г.

При содержании и воспитании собаки многие владельцы часто сталкиваются с нежелательным агрессивным поведением собак как по отношению к себе, так и в отношении членов семьи. Проблема эта серьезна и требует понимания действий собаки и способов устранения, на наш взгляд, этого крайне нежелательного поведения. В данной статье рассмотрены основные способы коррекции агрессивного поведения собак и пути решения многих проблем взаимоотношения человека и агрессивной собаки.

Коррекция нежелательного поведения

Агрессивное поведение стаи в отношении ее членов зависит от многих условий, но прежде всего от лидера стаи. Лидер решает, когда начинать атаку на чужака, контролирует иерархическую агрессию - прекращает драки и наказывает задир. Он подает пример поведения и управляет поведением членов стаи. Поэтому стать и быть лидером стаи или хотя бы доминантом по отношению к собаке - верный способ если не исключить, то значительно снизить вероятность агрессивного поведения собаки.

Коррекция иерархического поведения

При любых формах нежелательного агрессивного поведения, независимо от возраста и породы собаки, вы должны выдрессировать ее по какому—либо курсу послушания. И делать это, во избежание всяческих недоразумений, необходимо под руководством инструктора по дрессировке.

Если вы уже дрессировали собаку в ее юном возрасте, необходимо повторить все заново. Дрессировка собаки - лучший способ коррекции иерархических взаимоотношений и повышения управляемости поведением собаки. Одновременно с дрессировкой необходимо внести серьезные изменения и в образ жизни вашей семьи. Как сделать так, чтобы собака перестала быть лидером в семье и доминантом по отношению к ее членам? Это можно сделать по—разному. Как известно, в естественных условиях иерархические отношения устанавливаются и перестраиваются благодаря иерархической агрессии - в результате драк. Но поскольку мы, люди, разумные существа, оставим естественный способ на крайний случай, тем более что он может быть не безопасен, прежде всего, для нас. Обратимся к интеллекту.

Снизить социальный ранг собаки можно путем лишения ее прав лидера и доминанта. Напоминаем, что в семье лидерство собаки проявляется в том, что она:- регламентирует поведение членов семьи, т. е. командует ими;- ведет за собой на прогулках, т. е. тащит на поводке;- занимает самое комфортное место отдыха;- ест первой (все остальные в порядке живой очереди) и только из отдельной миски;- требует постоянного внимания;- всегда побеждает;- может иметь имущество, которым никому не разрешает пользоваться, но при этом пользуется чужим имуществом. В большинстве случаев внутрисемейное агрессивное поведение - это проявление или иерархической, или инструментальной агрессии.

Как уже упоминалось, агрессивное поведение повторяется, если приводит к положительным для собаки последствиям. Докажите ей, что это не так. Одновременно с процессом дрессировки убедите собаку, что жизненные блага, которые она получала раньше просто так или добивалась агрессивным поведением, могут быть доступны только при условии ее подчинения.

Каждый раз, когда вы хотите что-нибудь дать собаке или сделать для нее приятное, или как только собака захочет что-нибудь (поесть, прогуляться, поиграть, приласкаться или просто требует внимания), дайте ей какую-нибудь команду, например «Сидеть!». Команда для собак должна звучать как приказ. Помните, что лидер - вы. Когда собака выполнит команду, похвалите ее и только после паузы дайте ей то, что она хочет, тогда это будет выглядеть как положительное подкрепление подчинению. Если собака отказывается сидеть, отойдите от нее и перестаньте обращать на нее внимание.

Непослушание не должно приводить к положительному результату для собаки. Заставляйте собаку сесть или лечь, прежде чем поставите перед ней миску с кормом, то же она должна делать перед дверью, прежде чем вы вместе отправитесь на прогулку, перед вами, прежде чем вы начнете с ней играть или дадите ей игрушку. Кормите собаку только тогда, когда она подчиняется. Мы не призываем вас перестать ее кормить, а предлагаем лишь рычаги управления собакой. Отсыпьте суточную дозу корма, поставьте туда, где собака не сможет его достать, и скармливайте ей пищу только после выполнения ваших команд. Если она выполнит команду - горсть корма, если нет - подождите, когда проголодается. Так должны вести себя все члены семьи, к которым собака проявляет агрессию.

Помните: тиранов делают рабы, а не рабов тираны! Перестаньте обращать на собаку внимание, перестаньте просто так ласкать ее или играть с ней. Делайте это, только когда сочтете нужным. Ваши действия будут непредсказуемы для собаки. Если она пристает к вам с игрой, сначала посадите или положите ее и лишь после этого уделите ей внимание. Но играя с собакой или лаская ее, не ложитесь и не становитесь на колени - это тоже признак субдоминантности (подчинения).

Старайтесь находиться всегда выше собаки в прямом и переносном смысле этого слова. Не давайте собаке шанса стать победителем! Прекратите с ней все силовые игры. Найдите новые формы игр: прячьтесь и предлагайте собаке найти вас (или членов семьи), разыскивайте предметы и игрушки, займитесь фрисби (игрой с «летающей тарелкой») и т.п. Помните: начинаете и заканчиваете игру вы, а не собака. Прекращайте игру, прежде чем она надоест собаке. Пока щенок мал, не позволяйте ему становиться хозяином игрушек. Пусть каждый член семьи в любое время забирает у него игрушку, а через 10-15 минут снова предлагает ему поиграть с ней. Если щенок рычит, встряхните его за шиворот и отругайте. От взрослой собаки спрячьте все игрушки и доставайте по одной, только когда сочтете это нужным.

Определите место собаки в вашей квартире и положите туда ее подстилку - она не должна спать в «собственном» кресле, на диване, кровати или в спальне. Ваша спальня - это ваше логово, логово лидера. Собака—лидер, спящая в вашем логове, начинает считать себя равной вам. Приобретите клетку и посадите туда своего четвероногого лидера - это один из лучших способов его перевоспитания. Собака в ней должна спать, есть и оставаться там, если вы хотите, чтобы она успокоилась, или напомнить ей, что она собака.

Предположим, что во время обеда вся ваша семья собралась за обеденным столом - большой общественной миской, к которой имеют доступ все, в том числе и собака. Но собака имеет собственную миску, из которой никто не ест, кроме нее. Естественно, пес возомнит о себе невесть что! Необходимо сломать этот стереотип. Вот простые правила, которые могут вам помочь: не допускайте собаку на кухню, никогда не кормите и не подкармливайте ее со стола, не позволяйте собаке находиться на кухне, сначала едят люди, потом собака, во время еды людей собака должна находиться на своем месте или в клетке.

Всегда ведите себя как лидер стаи. Сами определяйте время прогулок и сделайте их немного непредсказуемыми. Пока идет процесс коррекции поведения, гуляйте с собакой только на поводке. Первым проходите в двери, и пусть собака спускается по лестнице позади вас. Вы ведете стаю! Заставляйте собаку идти туда, куда хотите идти вы. Не пренебрегайте всеми этими советами, даже если они кажутся вам мелочами. Такие изменения в жизни собаки постепенно приведут к изменению ее мировоззрения, а это как раз то, что нам нужно.

Если ваша собака готова отстаивать свои интересы с помощью агрессии, она будет драться с ожесточением и после одной битвы не сдастся. Поэтому, пока не произошли серьезные изменения в поведении собаки, избегайте ситуаций, которые могут привести к открытому конфликту. Если она рычит на вас, когда вы сгоняете ее со своей кровати, просто держите дверь в спальню закрытой.

Собаки кусают членов своей стаи не только в результате агрессии. Укусы как одна из форм общения могут быть результатом воспитанной вами формы поведения. Для щенков кусаться очень естественно, тем более во время смены зубов, когда чешутся десны. И многие владельцы и домочадцы не находят ничего плохого в том, что щеночек прихватывает своими слабенькими челюстями руки или ноги, более того, они сами предлагают щенку такие игры. Но, повторяясь, такое поведение становится привычным (как при дрессировке!), и у щенка формируется понятие: хочешь пообщаться или поиграть - иди и кусай. В этой ситуации докажите собаке, что общаться с домочадцами можно только посредством игрушек. Просто играйте с собакой. Если она пытается укусить вас, тут же переориентируйте ее поведение на игрушку. Только так.

Если вы будете последовательны в своих действиях и требовательны к собаке, через некоторое время (очень разное для разных собак) вы станете лидером. Но это не означает, что вы останетесь им навсегда. В естественной среде обитания собачьего племени лидер может постареть, заболеть, пострадать в результате борьбы с врагами. И это ваша собака знает. Поэтому время от времени она будет проверять крепость ваших позиций. Так что будьте начеку!

Способы коррекции поведения

Самый простой способ (им, кстати, пользуются очень многие)- устранение мотивации, т.е. вы просто избегаете конфликтных ситуаций и мирно сосуществуете с собакой. Если собака при манипуляциях с ней ограничивается только сопротивлением или рычанием, будьте тверже и просто заставьте ее подчиниться, но если она в таких ситуациях уже привыкла атаковать, еще раз пройдите курс дрессировки и откорректируйте иерархические взаимоотношения. Во избежание укусов перед какими—либо манипуляциями или в ситуациях, ведущих к конфликту, надевайте на собаку намордник, но прежде научите ее спокойно относиться к нему.

Собака реагирует агрессивно, когда во время прогулки ее пытаются отдернуть от пищевых продуктов, мешают погнаться за кошкой или подраться с чужой собакой

Для того чтобы перевоспитать собаку, приобретите черенок для лопаты и отрежьте от него кусок около 1,5 м. Ближе к одному из его концов просверлите отверстие и с помощью надежного шелкового шнура или металлической проволоки закрепите карабин. У вас получиться твердый поводок, с которым, может быть, гулять и не очень удобно, но зато удобно управлять собакой, оставаясь в целости и сохранности. Если при этом вы замените обычный ошейник, на удавку, то сможете потребовать от собаки большего, например, садиться по команде при появлении собаки или кошки. С помощью такого твердого поводка вы легко удержите на расстоянии агрессивно настроенную собаку. Даже если она и будет кусать черенок, ее зубам ничего не грозит.

Собака сопротивляется при осмотре, расчесывании, стрижке, обработке глаз, ушей, лап и ран

Многие собаки не любят, когда им осматривают глаза, уши или подушечки лап, когда расчесывают, вычесывают колтуны или стригут. Некоторые просто вырываются, убегают и прячутся, другие рычат, а есть и такие, которые кусают. Часто такое же поведение собаки демонстрируют по отношению к ветеринарному врачу. В общем, догадаться нетрудно, почему они это делают. Ветеринарные или гигиенические процедуры часто приводят к болевым или неприятным ощущениям.

Сначала нужно научить собаку терпеливо относиться к тому, что вы просто касаетесь (не более того) ее частей тела. Если вы докажете ей, что это важно прежде всего для нее (!), полдела будет сделано. Выберите время, когда ваша собака будет в хорошем настроении (многие собаки испытывают такое состояние, после того как отобедали и устроились подремать). Присядьте рядом с собакой и начните ее поглаживать. Говорите ей ласковые слова. Оглаживайте всю поверхность тела. Попробуйте немного повернуть собаку и снова огладить. Касайтесь и тех мест, которые в другой ситуации собака оберегает.

Оглаживая собаку, все чаще возвращайтесь к особо важным для нее местам и все дольше их массируйте. Но не торопитесь! Докажите собаке, что эта процедура - условие получения удовольствия. Если вы на самом деле хотите исправить положение, найдите время для таких упражнений. Собакам очень нравится, когда их гладят, но особенно им нравится внимание со стороны лидера стаи. Это и будет положительным подкреплением контакта вашей ладони с теми местами, которые вам (или врачу) понадобится осмотреть при необходимости.

Некоторые собаки уже через неделю такого «лечения» сами начинают подходить к владельцу и протягивать столь оберегаемую ранее лапу: «Ну, давай, тискай!». Если вы каждый день «утюжили» собаку ладонями, через недельку попробуйте взять в руки щетку. Она должна быть мягкой. И снова - не торопитесь! Оглаживая собаку, время от времени проводите в разных местах щеткой и снова оглаживайте собаку, не забывая во время процедуры ласково разговаривать с ней.

Цель этого мероприятия - доказать собаке, что появление щетки в ваших руках - сигнал к началу неземного блаженства. Пользуясь доверчивостью собаки, с каждым сеансом все дольше и дольше орудуйте щеткой. Точно так же приучают собаку и к расческе. Если во время оглаживания собака попытается встать, не давайте ей этого сделать. Начинайте интенсивно, с некоторым давлением оглаживать ей шею, не позволяя поднять голову (собака—то встает сначала головой). Повторяйте, но уже твердым голосом «Лежать!», а второй рукой почесывайте живот или оглаживайте те места, массаж которых доставляет собаке наибольшее удовольствие. Еще с минуту тискайте собаку и отпустите с какой-нибудь командой. От занятия к занятию постепенно увеличивайте время оглаживания, доказывая собаке, что вы управляете ее поведением.

Некоторые собаки очень не любят тримминговочные столы. Вернее, не столько столы, сколько связанные с ними манипуляции. При виде стола собака думает: «Сейчас схватят, поставят и будут больно расчесывать, стричь и щипать!». Поэтому первая задача владельца «столобоязненной» собаки - разбить этот стереотип. Для этого как можно чаще ставьте собаку на стол и хвалите, гладьте, массируйте, тискайте, подкармливайте и кормите ее. Сделайте стол самым приятным для нее местом. Если вы этого добьетесь, приучите собаку, стоящую на столе, спокойно относиться к щетке и расческе, и уж после этого берите в руки ножницы или машинку. И здесь не торопитесь.

Несколько занятий просто щелкайте ножницами или держите работающую машинку рядом с собакой. Но будьте настойчивы, последовательно и упрямо увеличивайте сеансы и все тщательнее расчесывайте и стригите собаку. Если собака рычит или щелкает зубами, не сдавайтесь - прикрикните на нее, после чего еще немного порасчесывайте и отпустите. Но минут через двадцать повторите процедуру.

Естественно, для собак главная задача - остаться живой и здоровой. Если соблюдены эти условия, все остальное приложится. Поэтому когда происходит нечто необычное, надо выяснить, что же это в себе таит. На этой реакции основан метод коррекции поведения с помощью ориентировочного торможения. При этом, как только собака проявит агрессивное поведение, вы или ваш помощник (им может быть член семьи) должны воспроизвести необычный звук: грохот, звук автомобильной сирены, сильный визг, звук выстрела (например, из детского пистолета) и т.п.

Если вы будете последовательны и изобретательны, собака со временем поймет, что ее агрессивное поведение служит сигналом к появлению чего—то необычного, а это нравится очень немногим собакам. Использование отрицательного подкрепления заключается в том, что агрессивное поведение собаки приводит к неприятным для нее последствиям - отрицательным эмоциям, связанным с дискомфортным состоянием, неприятным или болевым ощущениям.

Если говорить о дискомфортном состоянии и отрицательных эмоциях, то во многих случаях помогает обычная вода. Держите под рукой детский водяной пистолет, бытовой распылитель воды, клизму, большой пластиковый шприц или просто стакан с водой. При любом проявлении агрессии брызгайте водой в морду собаке, стараясь попасть в нос или глаза. Если обычная вода не помогает, можно добавить на стакан воды чайную ложку лимонного сока (но ничего другого!).

В запущенном случае рекомендуют пользоваться каким—либо дезодорантом, но тогда брызгайте в нос и рот. Что касается болевых ощущений, то молодых и некрупных собак победить нетрудно - их просто нужно приподнять над землей за шиворот на строгом ошейнике или на удавке. Подождите, пока пройдет приступ агрессии, опустите собаку, похвалите и снова воспроизведите ситуацию, которая ранее привела к агрессивной реакции. И так до тех пор, пока агрессия не исчезнет.

Если собака уже вас победила, и вы ее боитесь, если она физически сильнее вас, обратитесь за помощью к инструктору—дрессировщику. Давать заочные советы в такой ситуации просто опасно. В некоторых случаях может быть полезной выработка несовместимого поведения, например, когда собака проявляет агрессию при попытках согнать ее с дивана. При этом подразумевается, что кусать вас и выполнять какую—либо деятельность одновременно невозможно. Отведите собаке определенное место в квартире. Перейдите на 5-6-разовое кормление собаки без увеличения объема пищи и кормите собаку только после того, как она придет и посидит (или полежит) на своем месте. Но для этого необходимо научить ее приходить на свое место и оставаться там.

Собака агрессивна к юным членам семьи

Возможные причины такой агрессии перечислены ниже:

  • Собака обладает более высоким иерархическим статусом, чем юные члены семьи.

Как правило, дети имеют невысокий социальный ранг в семье и часто находятся ниже собак в иерархической структуре семьи—стаи. Это выражается в том, что собаки ведут себя агрессивно, когда дети приближаются к ним в момент сна, пытаются погладить их или навязать игру. «Ревность» собаки, которая проявляется при попытке ребенка вмешаться в игру взрослых или при игре ребенка с лидером стаи, может быть как результатом иерархической агрессии, так и конкурентной борьбой за внимание (а это достаточно ограниченный ресурс) доминирующего члена стаи.

С точки зрения собаки, маленький ребенок - это щенок и должен вести себя соответственно своей социальной роли - роли ребенка - типичного субдоминанта. Он должен лебезить, слушаться и выказывать всяческое уважение старшим. Однако дети ведут себя с точностью наоборот. И очень часто ребенок воспринимается собакой как нахальное молодое животное, которое следует поставить на место. Подросток же в глазах собаки может представлять реальную опасность в борьбе за высокий иерархический статус или уже незаслуженно обладает им. Почему незаслуженно? Да потому, что физически он слабее собаки и совсем не знает законов стаи.

  • У собаки выработана инструментальная агрессия.

Выработка инструментальной агрессии возможна в результате бессознательного подкрепления со стороны взрослых членов семьи. Например, при появлении ребенка собака начинает рычать. В связи с этим ее пытаются успокоить лаской, оглаживая или подкармливая при этом. Со временем ребенок становится предвестником положительных последствий для собаки, но при условии агрессивного поведения с ее стороны.

Возможна и другая ситуация. Собака лежит на ковре, а к ней ползет ребенок. Собака зарычала, так, на всякий случай. Родители убирают ребенка, в результате чего у собаки крепнет мнение: хочешь, чтобы тебе не мешали - рычи!

Часто инструментальная агрессия вырабатывается во время силовых игр с ребенком. Контакты с юными членами семьи приводят (или приводили) к неприятным или болевым ощущениям (возможна оборонительная агрессия). Дети часто, сознательно или бессознательно, причиняют собаке боль или неприятные ощущения: тянут за хвост, дергают за шерсть, лапы, тыкают пальцами в глаза, устраивают пиротехнические взрывы или наносят удары.

Подростки могут чрезмерно «наказывать» собаку в процессе ее воспитания или дрессировки. Обычно собака, имеющая печальный опыт общения с ребенком, пытается избежать тесного и продолжительного контакта. При приближении ребенка или при попытках общения собака встает и уходит, пытаясь найти безопасное место. Она может проявить агрессию, если ее не оставляют в покое или отрезают пути к отступлению. Болевые (аверсивные) воздействия на собаку вызывают инстинктивную оборонительную реакцию. Почти как у нас: если мы не можем избавиться от боли, отдергивая руку, то мы отталкиваем источник болевых ощущений.

  • Отсутствие социального опыта (ограниченная или неполная социализация).

Здесь имеется в виду опыт общения с детьми. В этом случае ребенок воспринимается как необычное явление, а все необычное легко вызывает как ориентировочное, так и оборонительное поведение. На самом деле, с одной стороны, назойливое, шумное, крикливое и чрезвычайно активное поведение детей может рассматриваться собакой как опасное или, в лучшем случае, как непристойное, а с другой стороны, собака просто может не знать, как себя вести с таким непредсказуемым существом.

  • Сознательно или бессознательно сформированная норма поведения с социальными партнерами

Если, воспитывая щенка, ему позволяли во время игр прихватывать человека за края одежды, руки или ноги, со временем это становится обычной нормой его взаимодействия с социальными партнерами и легко воспроизводится во время игр или для привлечения внимания. Однако довольно часто на собаку воздействуют физически (при наказании), чтобы разрешить конфликт. Но если мы будем постоянно шлепать собаку, когда она в чем нибудь провинилась или не подчиняется, мы обучим ее этой форме разрешения конфликта. И тогда ничего удивительного не будет в том, что она сама воспользуется этим способом.

  • Переадресованная агрессия.

Когда у нас не получается то, чего мы страстно и долгое время добивались, мы, конечно же, не испытываем положительных эмоций. Но нам необходима компенсация. И очень часто мы облегчаем свое состояние, переадресуя свою агрессию (раздражительность, занудство, мелочность, придирчивость и т.п.) по отношению к членам семьи. Точно так же поступает и наша собака. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что рычать на вас и на вашего ребенка - две большие разницы.

В первом случае рискуешь получить по уху, но во втором - успех обеспечен. Возможна конкурентная агрессия за обладание ограниченными ресурсами. Нужных и важных вещей всегда недостает. Поэтому их надо охранять или за них нужно бороться. Кости, игрушки, местечко рядом с хозяином, его ласка и внимание, место в кресле или на диване - все это ограничено в количестве и по площади.

Часто собаки «уважают» право первенства и собственничества. Держишь в руке игрушку - она твоя. Бросил на пол - ничья. Сидишь в кресле - твое кресло. Ушел - общее. Отобрали игрушку - грабеж, значит, надо защищать. Сгоняешь с кресла - а как же право первенства?! Вот и конфликт! Если говорить о внимании, то часто события развиваются по такому сценарию. Вы весело играете с собакой или тискаете ее. В этот момент из соседней комнаты появляется проснувшийся ребенок и требует своей доли внимания. Вы оставляете собаку, может быть, даже отталкиваете ее и начинаете заниматься ребенком. Наверняка у собаки образуется вот такая причинно-следственная связь: появление ребенка означает лишение положительных эмоций. А потребность в положительных ощущениях относится к группе жизненно важных потребностей, их неудовлетворение может привести к смерти. Следовательно, ребенка как причину несчастий надо нейтрализовать. Например, напугать, чтобы он больше здесь не появлялся.

Коррекция поведения

Обязательно еще раз пройдите курс дрессировки и откорректируйте иерархические взаимоотношения. Повышение управляемости собаки, ее безусловная подчиняемость - это гарантия избегания конфликтов. Но одно дело коррекция иерархических отношений взрослых и собаки, а другое - повышение иерархического статуса ребенка. Если у вас уже достаточно подросший (от 8 лет и старше) ребенок, докажите собаке, что он тоже имеет право управлять ее поведением.

Для этого станьте на какое—то время инструктором—дрессировщиком. Возьмите собаку на поводок, а ребенка за руку и найдите для занятий спокойное место. На первом этапе сами держите собаку на поводке. Она должна находиться слева от ребенка, а вы - слева от собаки и немного сзади. Пусть ребенок подает знакомые собаке команды четким, громким и уверенным голосом. Если она не подчиняется, вы молча, но решительно заставляйте ее выполнять команды ребенка. Желательно не только не говорить никаких слов, но и не смотреть в глаза собаки - вас просто нет. Но ребенок должен не только командовать, но и поощрять собаку. Вы ее заставляете, а ребенок хвалит, оглаживает собаку, говорит ей ласковые слова и дает лакомство. Отработайте, таким образом, все команды послушания.

Когда собака начнет в таких условиях подчиняться ребенку, переходите к следующему этапу. Передайте короткий поводок ребенку, а себе пристегните удлиненный легкий - это может быть веревка. Предоставьте ребенку большую самостоятельность, а сами держитесь в 3-5 м в стороне. Если собака не будет подчиняться, вы должны рвануть за поводок, а если она и после этого не подчинится, быстро и молча приблизьтесь к ней и заставьте выполнить команду.

На третьем этапе вам уже не нужен поводок, просто находитесь невдалеке и в случае необходимости корректируйте поведение собаки. Необходимо то же проделать и в квартире. Если ребенок маленький, то вы как лидер стаи имеете право, во—первых, доказать собаке, что при взаимоотношении с другими членами семьи агрессивное поведение ни в коем случае не допустимо, т. е. вам необходимо скорректировать сложившуюся форму поведения.

Во—вторых, вы должны дать ей понять, что ребенок - это «табу» в этом случае можно использовать отрицательное подкрепление. В зависимости от запущенности ситуации, особенностей собаки и ваших с ней взаимоотношений отрицательным подкреплением может быть угрожающий окрик, рывок поводком, ультразвуковой удар или болевое воздействие.

Моделируйте ситуации: грубовато играйте с собакой, делайте с ней то, что может сделать ребенок (схватите за ухо, лапу, хвост, за шкуру и т.п.). Но не очень—то сильно терроризируйте ее, особенно в начале занятий. При любых признаках агрессивной реакции применяйте отрицательное подкрепление и снова продолжайте «играть». Если собака ведет себя правильно, обязательно похвалите ее. По отношению к ребенку любые формы агрессивного поведения должны быть «наказуемы». Не оставляйте это без внимания! Как минимум, прикрикните на собаку.

На период коррекции поведения желательно, чтобы она находилась в квартире на коротком поводке и в удавке. Так вы быстро и легко сможете доказать собаке, что она не права. При этом вы не только настойчиво доказываете собаке, что общаться и играть с человеком можно только посредством игрушек и брать в пасть только игрушки, но и тут же прекращаете всяческое взаимодействие при первых признаках агрессивного поведения.

Если ваша собака уже проявляла агрессию к ребенку, никогда не оставляйте их наедине, не позволяйте ей находиться вместе с ребенком без намордника. Надевайте намордник заранее, до появления ребенка в комнате, чтобы у собаки не образовалось причинно-следственной связи: ребенок - надевание намордника. Приобретите клетку и на время своего отсутствия в комнате или квартире помещайте ее туда. Это не только обезопасит вашего ребенка, но и избавит собаку от его назойливых приставаний.

Собаки бывают разными. Совсем недавно, пару столетий назад, их вообще не держали ради дружбы, а использовали для работы. Соответственно для разной работы были нужны собаки разного темперамента и характера. Теперь, когда для большинства собак есть только одна работа дружить с человеком и не доставлять ему хлопот, многие из них не могут справиться с такой сложной задачей. Дружить они может и готовы, а вот подумать, как сделать жизнь человека более комфортной им даже не приходит в голову.

Поэтому очень важно правильно выбрать собаку. Надо понимать, что это за собака, какие у неё инстинкты и потребности, сможете ли вы обеспечить вашей собаке подходящее для неё содержание и воспитание. Необходимо удовлетворять потребности собаки в еде, движении, игре и общении до того как возникнут поведенческие проблемы. Есть два основных профилактических правиладиагностики будущих проблем с Вашей собакой.

Первое , это думать, понравиться вам или нет, когда взрослая собака будет делать, то, что сейчас делает щенок.

Второе , это знание того, что поведение доставляющее удовольствие собаке и тем более совпадающее с её инстинктами и природой, всегда будет усиливаться с течением времени.

Часто владельцы не могут выбрать правильную линию поведения. Собака виновата, её надо наказать, но жалко. Наказывать, а точнее корректировать поведение собаки необходимо в момент проявления нежелательного поведения. Это сложно. Надо быстро принимать решения, быстро реагировать действием, не превращать коррекцию в игру с собакой и не покалечить собаку излишне жестоким наказанием.

Из-за этого, часто поведение владельца собаки определяется не прагматикой ситуации и умением выбрать адекватное действие по отношению к собаке, а состоянием души человека. Пришёл человек домой злой и раздражённый увидел, что собака, пока его не было, залезала на стол и стащила кусок хлеба, взял и наказал её. Хотя времени с тех пор прошло много и наказание бесполезно. А в другой раз, настроение хорошее, во время завтрака сделал собачке бутерброд и покормил со стола. Или собака кусает своего хозяина за руки, он терпит очень долго, тем самым приучая собаку к такому поведению, потом вдруг не выдерживает и бьёт собаку,когда превышен болевой порог его терпения.

Очень важно ставить свои интересы выше интересов собаки, но помнить что собака тоже живая.

Есть две крайности, шараханье в которые, чревато проблемами с поведением у собак. Излишний гуманизм и глупая жестокость.

Неправильно относиться к собаке как к ребёнку, которому позволено, расти маленьким тираном. Есть люди, которые бегают на поводке за пятимесячным щенком и на вопрос:

  • Почему вы не можете остановиться? – отвечают
  • Он тянет поводок, если я остановлюсь, ему будет больно, ошейник давит на горло.

А если собака спит, в доме разговаривают шёпотом. Потом, читая умные книги такие владельцы, стараются выглядеть как доминанты, чётко соблюдая прописанные правила. Однако, невозможно прописать все случаи из жизни. Поэтому надо придерживаться духа, а не буквы доминантности. Самое главное правило, это немного эгоизма по отношению к собаке, но без жестокости. Придерживаясь этого правила, вы всегда будете вести себя как разумный добрый доминант.

Необходимость коррекции поведения собаки, это практически всегда следствие отсутствие правильной воспитательной дрессировки щенка и дальнейшей дрессировки молодой собаки. Собака, это умное животное и если возникает необходимость в коррекции поведения, одно из двух, или это животное с больной психикой, или неграмотные владельцы.

Три фактора определяют поведение собаки. Особенности индивидуальности собаки, которые завися от наследственности и воспитания. Ситуация, в которую поставлена собака, то есть условия жизни, содержания и работы. Особенности личности человека владельца собаки, который эту собаку выбрал, вырастил, воспитал и предъявляет к ней определённые требования. Несовпадение этих трёх обстоятельств порождает проблемы между собакой и человеком. Одна и та же собака одному человеку будет в тягость, а для другого она предел мечтаний.

Классический пример такого рода, это собака с повышенной активностью. Такая собака хороша для человека, который много времени проводит на воздухе и занимается спортом. Ему не подойдёт очень спокойная собака, которая будет быстро уставать и не захочет сопровождать его на утренних пробежках. Однако эта спортивная собака будет разносить квартиру, если не будет получать достаточной нагрузки.

Точно также собака склонная к доминированию, у прагматичного человека, не очеловечивающего её, требующего изначально от неё послушания и соблюдения правил, будет вести себя подобающим образом. Однако, есть владельцы, читающие много зоо-гуманистической литературы, склонные к самокопанию в отношении себя и своей вины в поведении собаки. Пока такой человек очнётся от летаргии педагогической философии, доминантный щенок вырастет и обнаглеет настолько, что поставить его на место будет очень сложно, а может быть и невозможно.

В тоже время существуют не доминантные собаки, при этом они не обязательно зажатые и не уверенные в себе. Уважение к человеку вообще, как черта характера присуще многим собакам. Собака может быть весёлой и активной, но не доминантной. Таких собак можно избаловать, сделать непослушными и назойливыми, но они не доходят до того, чтобы решиться укусить хозяина.

Многие этологи пытались найти причинно-следственную связь между очеловечиванием своей собаки владельцем и её проблемным поведение. В общественном сознании такая связь существует, но как ни парадоксально статистически её практически нет. Тем не менее, из этого не следует, что проблемную собаку можно баловать и относиться к ней как к ребёнку.

Обычное отношение к собаке, которое проявляют владельцы, не портит нормальную домашнюю собаку, однако проблемной собаке нужно более грамотное сопровождение и воспитание.

Страхи, которые проявляются на прогулках у щенков и молодых собак.

Собака (щенок) может испытывать сильный эмоциональный дискомфорт даже от предчувствия самой ситуации прогулки, начиная с приготовлений хозяина, выхода из квартиры, подъезда. При этом страх резко усиливается при возникновении определённых ситуаций на прогулках. Например, это могут быть попытки хозяина завести собаку в лифт, спуск или даже подъём по лестнице в подъезде, громкие звуки, нахождение в подъезде и встречи с людьми и собаками, коляски, дети, автобусы, тележки дворников и прочие раздражители, типичные для Москвы и других городов.

К а к в ы г л я д я т п р о я в л е н и я с т р а х а.
Собака сопротивляется попыткам хозяина вести её на поводке, при этом в мимике, позе и движениях наблюдаются признаки эмоциональной подавленности, страха (испуганный, тревожный взгляд, оттянутые назад уши, поджатый хвост, дрожь и пр.). При встрече с пугающими раздражителями собака пытается отбежать в сторону, упирается на поводке, признаки страха усиливаются. Иногда при этом собака проявляет агрессию, рычит, лает.

П р и ч и н ы п р о б л е м н о г о п о в е д е н и я.
Как правило, подобное проблемное поведение проявляется у щенков или молодых собак с началом прогулок на улице после завершения периода вакцинации, или же, иногда у более взрослых собак после переезда с хозяевами на новое место жительства в городские условия. Страхи в этом случае происходят из неспособности собаки самостоятельно адаптироваться к специфическим условиям жизни в городе в силу генетических особенностей психики и отсутствия необходимого опыта освоения данных условий окружающей среды (города) в раннем возрасте- то есть, в течении соответствующего чувствительного периода развития психики. После завершения этого периода самостоятельная адаптация к совершенно новым и сложным условиям жизни может быть затруднена. Однака, к счастью, во многих случаях собакам можно помочь с этим справиться.


В данном случае собака воспринимает окружающую обстановку и воспринимаемые раздражители как абсолютно незнакомые и потому потенциально опасные. При этом реакции избегания (проявления страха) намного превышают по силе проявления ориентировочных реакций (врождённого стремления к обследованию нового). Фактически, проявление ориентировочных реакций оказываются подавленными и собака преимущественно испытывает одно желание- убежать обратно в квартиру, подъезд, просто убежать, спрятаться за хозяина и т.п. Причём часто собака как раз таким образом самостоятельно находит способы уменьшать свой эмоциональный дискомфорт и очень скоро такое поведение принимает стереотипный характер.
Так вот, чтобы научить собаку не бояться, необходимо путём специальных тренировочных упражнений сформировать у неё альтернативный опыт облегчения эмоционального дискомфорта путём активного взаимодействия с дрессировщиком (хозяином) в конкретных пугающих ситуациях. При этом у собаки появляется внутренняя возможность начинать привыкать к ранее пугавшим её ситуациям теперь уже как к знакомым и безопасным. Постепенно альтернативный опыт накапливается и обобщается в сознании собаки и поведение коренным образом меняется или, как минимум, значительно улучшается.
Методическое обеспечение для этих тренировок должен разрабатывать и предоставлять хозяину собаки кинолог-зоопсихолог (собачий психолог), он же инструктор-методист. Естественно, для этого у специалиста должен быть соответствующий опыт и надёжные методические наработки в этой области. При этом в начале работы по коррекции поведения собаки он должен провести необходимый анализ причин такого поведения собаки и анализ возможностей исправления, дать характеристику перспективам исправления, после чего организовать тренировочный процесс во взаимодействии с хозяином собаки.

Страхи собак перед отдельными категориями раздражителей.
Б о я з н ь р е з к и х з в у к о в .
Собака может бояться выстрелов, петард, звуков ударов по металлу и т.п.
Причины этого поведения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными.
Если такие поведенческие реакции имеют преимущественно генетическую природу, то исправление поведения будет неэффективным даже при максимальной эффективности процесса тренировки. Однако, если эти страхи возникли вследствии преимущественно негативного опыта собаки, то во многих случаях поведение можно исправить или улучшить.

Б о я з н ь н е з н а к о м ы х л ю д е й и л и с о б а к.
Чаще всего бывает следствием негативного опыта, когда конкретные незнакомые люди или собаки проявляли агрессию по отношению к собаке или случайно пугали. В таком случае собака может выделять для себя как потенциально опасных тех людей или собак, которые напоминают её обидчика, особенно, если обида случилась в раннем щенячьем возрасте.

ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ.
В данном случае коррекция поведения собак осуществляется путём специальной тренировки с помощью кинолога-зоопсихолога (собачьего психолога), направленной на формирование альтернативного положительного опыта восприятия собакой ранее пугавших её ситуаций, связанных с присутствием людей или собак.

Иногда подобное поведение носит генетический характер. Это может быть связано с предрасположенностью собаки к крайнему обособлению от чужаков (не членов своей стаи) в сочетании с преобладанием пассивно-оборонительных реакций. Фактически собака воспринимает всех посторонних людей или собак как очень опасных врагов и испытывает желание обезопасить себя от них.

Б о я з н ь о т д е л ь н ы х с и т у а ц и й.
Собаки могут бояться, например, только врачей и медицинских процедур, пылесосов, колясок с детьми и т.п. В таком случае, причиной страхов, как правило, является негативный эмоциональный опыт собаки в раннем возрасте.

ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ.
Исправляются такие варианты проявлений страхов формированием альтернативного положительного опыта при воздействии на собаку ранее пугавших раздражителей.

Как правило, под словами «коррекция поведения» человек подразумевает исправление агрессивного поведения собаки проявляемого собакой в сторону посторонних людей или других собак или по отношению к своим хозяевам.

А если говорить другими словами это исправление ошибок, которые в свое время допустил человек во время воспитания своей собаки или вообще отсутствия воспитания собаки.

Каждый хозяин несет ответственность за поведение своего питомца – это человек поставил собаку в такие условия, в которых она стала проявлять агрессию.

На своих занятиях я стараюсь с первых уроков донести до человека что нельзя рассуждать так: Собака не делает, то что я ей приказал, или она делала раньше, а теперь не хочет, отсюда у многих людей складывается вывод «во глупая какая я учу её учу, а она ничего не понимает или отказывается выполнять»

Таким образом, человек оправдывает свое не умение и не понимание, а порой и не желание общаться воспитывать и дрессировать свою собаку.

Собака всегда ведет себя так, как позволяет ей вести себя её хозяин. И восприятии ситуации человеком при не желательном поведении его питомца должно быть такое: У меня не получилось донести до своей собаки. … У меня не получилось научить свою собаку … т.д.

Агрессивное поведение собаки может проявляться из-за разных ситуаций, например: у вас в доме щенок-лидер, а вы не замечаете что, проходя мимо собаки грызущую косточку щенок на вас рыкнул, а вам бывает это даже забавно, но щенок для себя отметил что «Я рыкнул, и у меня не отняли кость» хотя при этом никто и не пытался это сделать, но щенок запомнит эту ситуацию и обязательно этим воспользуется в следующий раз уже и в других ситуациях. Например: при мытье лап и т.д. Впоследствии рычание переходит в оскал, а затем и в покусы, а уже к этому времени собака, как правило, подросла и набрала сил и жизненного опыта, что хозяин это низшее звено в её условной стае.

А все начиналось на первый взгляд невинно с маленького рыка в сторону хозяина, который казалось, был забавным.

Также ситуации, возникшие на почве неуверенности собаки ну, например: на улице она себя чувствует уязвимой в связи с маленьким ростом и боязнью больших собак, но ей хочется все таки, где то себя проявить и она находит выход отрывается на своих близких членах семьи, а порой и на самых младших, на детях, чтобы повысить свою самооценку.

Бывает, что собака облаивает прохожих от своей неуверенности и страха к ним, а затем она видит, что люди её начинают сторониться бояться. ей это начинает нравиться и она начинает сама искать повод облаять, а затем и укусить прохожих людей. В общем, случаи возникают разные, но причина, как правило, всегда одна - Это отсутствие воспитание собаки либо не умелое воспитание её.

И если ваша собака проявляет агрессию, и вы твердо решили исправить её поведение то вы должны знать, что какой бы не был специалист он не сможет обойтись без вашей помощи, потому что если собака начинает хорошо себя вести в руках инструктора после нескольких занятий,то это ещё не означает,что она также будет себя вести с хозяином.

Отсюда вывод, инструктор может настроить вашу собаку, показать вам как нужно себя вести и как действовать в тех или иных ситуациях, как нужно выстраивать отношения между вами и ваши питомцем, но сами отношения выстраиваются только хозяином.

Сущестует некое мнение и оно озвучивается даже некоторыми ветврачами - это то что если не хотите иметь агрессивного кобеля то нужно его кастрировать.

Справедливости ради я не очень знаю ветеринарную медицину, но точно могу сослаться на свой опыт. А из него следует, что если кобель был агрессивен на людей или собак, то после кастрации он точно не станет белым и пушистым и не будет приносить в связи с этим утром вам цветы в постель и расплываться в любви своим бывшим врагам. А для большего понимания попробуйте провести параллель к мужчине с плохим поведением и ужасным характером.

Подведём черту под выше сказанным... Если не хотите сталкиваться с проблемами, которые были изложены в этой статье, то советую как можно раньше заниматься со своей собакой. Очень ответственно отнестись к выбору собаки, как можно больше узнайте о той породе, которую собрались завести. Ну и конечно, нужно рассчитывать свои силы моральные и физические. И тогда ваш питомец вас будет только радовать!

Читайте также: