Новые методы психотерапии. Психотерапевтическое влияние нужно оказывать на все уровни соматонозогнозии и составляющие внутренней картины болезни, добиваясь при этом ослабления дискомфортных явлений и болей, дезактуализации витальной угрозы, этического, эс

Методы психотерапии

Методы психотерапии

Необходимость психотерапевтического вмешательства во время лечения и реабилитации людей, зависимых от алкоголя и наркотиков, обусловлена самим характером болезни, вызывающей тяжелые расстройства на всех уровнях и во всех сферах жизни – физическом, психологическом, духовном, социальном.
Если медикаментозная терапия направлена на лечение физической зависимости от алкоголя и наркотиков, то психотерапия воздействует на личность пациента с целью лечения психической зависимости. Кроме того врачи, психотерапевты и психологи укрепляют установку человека на продолжение лечения и полный отказ от употребления наркотиков и алкоголя, готовят его к возможным трудностям социально-психологической адаптации и рассказывают о путях их преодоления.

Телесно-ориентированная психотерапия

Телесно-ориентированная психотерапия позволяет работать с проблемами пациента (синдром «замороженных» чувств, психоэмоциональное напряжение) через процедуры телесного контакта. Тело – это кратчайшая дорога к бессознательному, а значит, и к истокам проблем. После прохождения курса телесно-ориентированной психотерапии, у пациентов повышается уверенность в себе, растет самооценка. Выстраивается своего рода мост между действиями и эмоциями. Человек становится более открытым, общительным, стрессоустойчивым.

Телесно-ориентированная психотерапия позволяет пациентам лучше понять чувственную часть своей личности, дает возможность овладеть необходимыми навыками самоконтроля и понять основные принципы и преимущества трезвой жизни. Кроме того, применяемые методики могут быть актуальными и при лечении психосоматических расстройств, к которым привели нерешенные эмоциональные проблемы. Нужно понимать, что это не лечебный медицинский массаж, где снимается главным образом боль и мышечное напряжение в месте «приложения рук» массажиста, и не мануальная терапия, направленная на работу с опорно-двигательной системой и мышечным корсетом. Это совершенно самостоятельная методика, включающая в себя и бесконтактное воздействие на тело (дыхательные практики, физические упражнения).

Строгих противопоказаний к телесно-ориентированной психотерапии нет. Но, как и в случае применения других методов, данная техника требует осторожности при наличии у пациента психиатрических заболеваний.

Психотерапевтическая помощь

В рамках психотерапевтической помощи психологи проводят интервьюирование с целью определения внутренних личностных установок пациента на отказ от употребления психоактивных веществ; выявления основных причин, и пусковых механизмов употребления; раскрытия «ложных» установок и убеждений пациента, способствующих продолжению его зависимого поведения, или возобновлению употребления после продолжительного периода трезвости. В это время обсуждаются вопросы внутрисемейных отношений, так как члены семьи могут быть невольными «провокаторами» употребления алкоголя и наркотиков, и т.д.

Реабилитационная работа

Во время реабилитационной работы наиболее эффективным является эклектический подход в психотерапии, т.е. сочетание различных методов психотерапевтической помощи.

Личный психолог

Каждого пациента во время лечения сопровождает личный психолог, который консультирует своего подопечного по всем волнующим его вопросам. Групповые занятия помогают человеку понять, что все происходящее с ним (его страхи, некомфортное состояние) - норма и надо это просто пережить. А в личной беседе с психологом человек прорабатывает проблемы, которые привели его к употреблению, которые мешают ему наслаждаться жизнью. Часто пациент и сам не догадывается о том, что именно его тревожит и только опытный специалист может помочь ему разобраться в себе.

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка - психотерапевтический метод лечения, сочетающий элементы самовнушения и саморегуляции нарушенных функций организма. Используется для активной саморегуляции при лечении зависимостей от психоактивных веществ, ее целью является борьба с эмоциональным перенапряжением, и восстановление вегетативных нарушений.

Арт-терапия

Арт-терапия – направление психотерапии, основанное на использовании искусств визуального ряда. Арт-терапевтические методы обращены к здоровой части личности; в силу своей метафоричности, образности арт-терапия позволяет преодолевать вербальные трудности в выражении своих проблем, позволяет мягко, но эффективно работать со своими переживаниями, и не только делиться ими, видеть их, но и осознавать, и формировать свое отношение к ним. Занятия легко принимаются пациентами, используемые на «уроках» методы психотерапии способствуют повышению интереса к своей внутренней жизни, формированию позитивной самооценки, развитию творческих возможностей, способности решать социальные задачи, как правило, не имеющие однозначного решения, что является продуктивным в работе с любыми видами зависимостей.

Суггестивная терапия

Суггестивная терапия основывается на принципах внушения и убеждения, направленных на запрещение употребления алкоголя и наркотиков. Запрет закрепляется путем создания устойчивого страха перед неизбежными тяжелыми и тяжкими последствиями для больного, непременно возникающими, если пациент этот запрет нарушит.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия направлена на изменение жизненных ценностей, стереотипов поведения, привычных эмоциональных реакций.Используемые методы психотерапии формируют у пациента новое мироощущение, основанное на более адекватных взглядах на окружающую действительность и представлениях о себе. Непосредственно в процессе лечения пациент обучается рациональному мышлению.

Гештальт-терапия

Задачей гештальт-терапии является развитие у пациента более легкого доступа к собственным потребностям, чувствам и переживаниям, развитие у него умения управлять деструктивными эмоциями (страх, вина, обида, агрессия и пр.), и способности прерывать нежелательные контакты, восстановление способности сохранять отношения в конфликтах со значимым объектом, и т.д.

Метод групповой психотерапии

В целях повышения эффективности воздействия психотерапевтических методов широко используется метод групповой психотерапии. Групповые занятия обладают главным преимуществом - в группах гораздо эффективнее происходит противостояние попыткам оправдания своего употребления для любого из ее членов. Общая проблема в виде употребления психоактивных веществ связывает интересы и цели пациентов. В таком случае для каждого участника групповой психотерапии становится гораздо легче начать говорить и обсуждать свои трудности, проблемы, задавать вопросы и получать на них ответы и советы. Таким образом, у больных возникает возможность смотреть на себя и свои проблемы "со стороны", не чувствовать свое одиночество и бессилие. Совместное работа над различными вопросами и аспектами жизни помогает пациентам, участвующим в сеансах групповой терапии, по-другому оценить себя, взглянуть на свое поведение. Достижение особой обстановки доверия и взаимоуважения способствует выработке другого стиля жизни, с определенными установками на выздоровление. Такие устремления позволяют поверить в себя и свои возможности.

Кинотерапия

Одним из видов групповой психотерапии является кинотерапия. Этот метод позволяет объединить искусство и психологию в действенный инструмент для самопознания и личностного роста. Бывает, что человеку неудобно говорить о своих проблемах и о себе, но он может совершенно спокойно и искренне говорить о героях фильма - сопереживать им, принимать их сторону или наоборот - считать их суждения и поступки ошибочными. Другими словами, в отличие от других методов психотерапии, требующих озвучивания проблем от первого лица, здесь можно легко обсуждать действия других. Опытный психолог в этом "зеркале" видит личностные проблемы человека и помогает ему их проговорить.

Семейная психотерапия

Большое внимание при лечении зависимостей от алкоголя и наркотиков уделяется методам семейной психотерапии, основными задачами которой являются: выявление основных конфликтов супругов, реконструкция семейных отношений, работа с созависимостью, адаптация семьи к режиму трезвости, укрепление установок пациента на трезвость, и т.д.

Что происходит с нашими пациентами благодаря методам психотерапии?

Меняется отношение пациента к себе и к своей болезни;
пациент начинает видеть смысл в выздоровлении;
появляется четкая мотивация на изменение жизненного стиля;
исчезает патологическое влечение к наркотикам и алкоголю;
у пациентов улучшается атмосфера в семье.

Термин «психотерапия» относится к широкому спектру подходов и методов, начиная с бесед один на один и заканчивая терапией с использованием таких техник, как ролевые игры или танцы, помогающие исследовать человеческие эмоции. Некоторые терапевты работают с парами, семьями или группами, члены которых имеют схожие проблемы. Психотерапия проводится как для подростков и детей, так и для взрослых.

Арт-терапия

В арт-терапии сочетаются разговорная терапия и творческое исследование через рисование красками, мелками, карандашами и иногда через создание скульптур. Техники также могут включать в себя театральные постановки, кукольные представления и движения. Песочная терапия подразумевает метод, когда клиенты выбирают игрушки, которые будут представлять людей, животных и здания и выстраивают их в отведённом пространстве «театра в коробке с песком». Арт-терапевт обладает всесторонним психологическим пониманием творческого процесса и эмоциональных свойств различных художественных материалов. В данном случае искусство является внешним выражением наших внутренних эмоций. Например, на картине взаимоотношение размеров, форм, линий, свободного пространства, текстуры, оттенков, теней, цветов и расстояний отражает субъективную реальность клиента.

Арт-терапия подходит особенно хорошо клиентам, у которых есть трудности вербального самовыражения. В неклинической обстановке, например, в арт-студиях и мастерских, акцент на творческом развитии может быть особенно полезным при работе с детьми и подростками, а также со взрослыми, парами, семьями, группами и сообществами.

Арт-терапия также подойдёт людям, пережившим травмы, например, беженцам, и людям, имеющим затруднения в приобретении знаний.

Основанная на привязанности психотерапия

Психотерапия, основанная на привязанности, является подразделением психоанализа отношений, который исследует связанные между собой эмоциональные формы привязанностей, начиная с рождения.

Этот вид терапии строится на теории, которая исследует раннее развитие ребёнка и ранние привязанности – надёжные, тревожные, избегаемые, двойственные или нарушенные, чтобы понять, как опыт проблемных привязанностей на ранних этапах жизни проявился в дальнейшем во взрослой жизни.

Кому подходит данный вид терапии?

Прорабатывая отношения привязанностей с психотерапевтом, клиенты имеют возможность оплакать былые потери и рассмотреть воздействие важных взаимоотношений на их жизнь в настоящем и прошлом.

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия основывается на теории, что усвоенное поведение как реакция на прошлые опыты может быть забыто или переформулировано, не фокусируя внимание на интерпретации необычного поведения.

Кому подходит данный вид терапии?

Люди с обсессивными и компульсивными расстройствами, страхами, фобиями и пагубными привычками могут добиться успеха посредством данного вида терапии. Акцент ставится на том, чтобы клиент достигал целей и изменял свои поведенческие реакции на проблемы, такие как стресс или беспокойство.

Телесная терапия

Телесная терапия охватывает ряд комплексных подходов. В контексте данного вида терапии рассматривается, как тело человека и его эмоциональные, ментальные, духовные, социальные и поведенческие аспекты жизни влияют друг на друга. Принимается во внимание весь комплекс взаимосвязей между разумом и телом.

Кому подходит данный вид терапии?

Различные типы телесной терапии, такие как интегральная телесная психотерапия, биоэнергетический анализ, биодинамическая психотерапия или биодинамический массаж, помогут решить вопросы на разных уровнях, включая тело, эмоции, разум и дух. Известно, что многие психологические проблемы (такие как депрессия, расстройства пищевого поведения, панические атаки и пагубные привычки) имеют воздействие на тело.

Кратковременная терапия

В контексте кратковременной терапии используются самые различные приёмы психотерапии. Она отличается от других терапевтических подходов тем, что фокусируется на конкретной проблеме и подразумевает прямое вмешательство терапевта, работающего с клиентом в ускоренном режиме. Акцент делается на точном наблюдении, используются природные данные клиента, поощряется временное включение веры в невероятное, чтобы сделать возможным рассмотрение новых перспектив и разных точек зрения.

Первичная цель – это помочь клиенту посмотреть на свои текущие обстоятельства в более широком контексте. Кратковременная терапия считается ориентированной на решение, а терапевты больше интересуются текущими факторами, которые мешают изменениям, нежели чем причинами возникновения проблем. Здесь применяется не один конкретный метод, а разные подходы, которые, вместе или по отдельности, могут иметь конечный результат. Кратковременная терапия проводится непродолжительное время, обычно на запланированном количестве сеансов.

Когнитивно-аналитическая терапия

Когнитивно-аналитическая терапия объединяет теории, которые исследуют связи между языком и мышлением, а также историческое, культурное и социальное влияние на действия человека. Клиентам предлагается использовать свои собственные ресурсы и развивать навыки изменения деструктивных моделей поведения и негативных образов мышления и действия.

Данный вид терапии краткосрочный (16 недель), структурированный и направляющий. Например, клиенту может быть предложено вести дневник или использовать графики выполнения задач. Терапевт работает совместно с клиентом, фокусирует внимание на изменении моделей поведения и обучает альтернативным стратегиям решения проблем. Внимание также уделяется пониманию связей между моделями поведения, выработанными в детстве, социальным влиянием и их воздействием на клиента как на взрослого человека.

Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия является экспрессивной формой психотерапии, основанной на убеждении, что тело и разум взаимосвязаны. Посредством движений и танца клиент имеет возможность исследовать творческим путём эмоциональное, когнитивное, физическое и социальное единство.

Терапевты работают исходя из того принципа, что движения отражают процесс мышления и чувства каждого отдельного человека. Распознавая и обосновывая движения клиента, терапевт побуждает его на развитие нового эмоционального опыта, получаемого посредством определённых адаптивных движений, которые способствуют решению психологических проблем.

Танцевально-двигательную терапию можно практиковать в индивидуальном порядке с терапевтом или в группе. Клиенту нет необходимости быть обученным танцором, чтобы извлекать пользу из данного вида терапии, ведь движения являются неотъемлемой частью нашего существа.

Драматерапия

Драматерапия подразумевает под собой намеренное использование театральных техник, таких как разыгрывание ролей, театральные игры, пантомима, кукольные представления, речевые приёмы, мифы, ритуалы, выдумывание историй и другие техники, основанные на импровизации и способствующие развитию творческих способностей, воображения, навыков обучения, интуитивного понимания и личностного роста. Этот чрезвычайно разнообразный подход обеспечивает экспрессивный вид терапии, который может быть использован в широком разнообразии обстановок, включая больницы, школы, психиатрические клиники, тюрьмы и организации.

Драматерапия предоставляет возможности отдельным людям или группам исследовать личные и/или общественные проблемы в творческой обстановке, спокойно обдумать существующие убеждения, отношения и чувства, а также найти альтернативные способы действий. Терапевт побуждает в клиентах самоанализ, размышление над и выражение чувств в отношении самих себя и других людей.

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия помогает клиенту осознать смысл жизни через готовность смело встретить его и сопряжённые с ним проблемы. С экзистенциальной точки зрения в жизни нет существенного или предопределённого значения, человек полностью свободен и сам за всё в ответе, поэтому смысл нужно найти или создать. Это может вызвать чувство бессмысленности жизни, поэтому данный вид терапии исследует клиентский опыт человеческого состояния и стремится прояснить понимание человеком ценностей и верований, в прямой форме выражая то, что ранее оставалось невысказанным. Клиенту предоставляется возможность жить более самобытно и целенаправленно, при этом принимая ограничения и противоречия человеческой жизни.

Данный вид терапии считается серьёзным исследованием того, что такое человек вообще, при этом зачастую это влечёт за собой болезненный процесс прямого столкновения с теми аспектами человеческой жизни, которых обычно люди пытаются избегать.

Семейная терапия

Семейная терапия – это раздел психотерапии, который фокусируется конкретно на семейных отношениях. Он строится на предпосылке, что проблема находится внутри семьи в целом, а не в отдельном человеке внутри семьи. Также данный вид терапии включает в себя терапию для пар и системную семейную терапию.

Семейная терапия поощряет изменения и развитие, а также совместное решение семейных конфликтов и проблем. Акцент ставится на том, как семьи взаимодействуют друг с другом, подчёркивается важность крепкой семьи для психологического здоровья и благополучия. Независимо от того, что является источником проблемы или с кем конкретно она связана, терапевт стремится вовлечь всю семью в процесс достижения правильных решений, подыскивая конструктивные способы того, как члены семьи могут поддерживать друг друга посредством непосредственного участия. Опытный терапевт умеет влиять на ведение диалогов так, чтобы наилучшим способом использовать силу и мудрость семьи в целом, принимая во внимание более широкий экономический, социальный, культурный, политический и религиозный контекст, в котором живёт семья, и учитывая различные взгляды, убеждения, точки зрения и личные истории каждого отдельного члена.

(В данном случае, под семьёй понимаются долгосрочные активные отношения внутри семьи, связи внутри которой могут быть кровные или нет).

Гештальт-терапия

Гештальт – это немецкое слово, означающее целое и сумму всех частей, символическую форму или комбинацию элементов, составляющих целое.

Гештальт-терапия – это психотерапевтический метод, который строится на убеждении, что люди обладают естественным стремлением к здоровью, но устаревшие модели поведения и доминирующие идеи могут создавать блоки, которые прерывают естественный цикл хорошего самочувствия, тем самым приводя ко взаимодействию с другими.

Гештальт-терапия обращается к тому, что происходит в данный момент времени, делая осознанным представление человека о самом себе, его реакциях и взаимодействии с другими людьми. Убеждение, что быть всецело в здесь-и-сейчас, создаёт у клиента потенциал для дальнейших переживаний, энтузиазма и смелости жить полной жизнью. Терапевт, работающий по данному методу, следит за тем, как клиенты уклоняются от контактов в здесь-и-сейчас, как они избегают изменений и определённого поведения или симптомов, которые клиенты считают нежелательными или неудовлетворительными. В процессе общения опытный гештальт-терапевт произносит эффективные реплики, которые помогают клиенту осознать не только то, что происходит и говорится, но и то, что сообщает язык тела и как выражены подавленные чувства. Гештальт-техники часто включают в себя разыгрывание сценариев и разбор сновидений.

Групповой анализ

Групповой анализ сочетает в себе результаты психоаналитического анализа с исследованием межличностного взаимодействия в социальном контексте. Целью терапии является достижение более качественной интеграции клиента в его сети взаимоотношений, то есть в семье, коллективе и социуме. Акцент группового анализа ставится на взаимоотношениях между отдельным человеком и остальной группой, особое внимание уделяется социальной природе человеческого опыта посредством интерактивного подхода. Групповой анализ может применяться во многих сферах человеческих отношений, таких как преподавание, обучение и организационное консультирование.

Теория строится на положении, что в рамках тщательно отобранной группы, общий состав которой отражает общественные нормы, могут проявиться глубокие и длительные изменения. Групповой анализ рассматривает группу как органичное целое, а роль терапевта состоит скорее в том, чтобы поддерживать группу, чем брать на себя активную роль. Группа становится динамическим самостоятельным целым и функционирует в рамках социально-культурного контекста, который в свою очередь воздействует на процесс.

Групповая психотерапия

Групповая психотерапия является разделом психотерапии, предназначенным помогать людям, которые хотели бы улучшить свои способности справляться с жизненными трудностями и проблемами, но в групповой ситуации.

В контексте групповой терапии один или несколько терапевтов работают с небольшой группой клиентов одновременно. И хотя изначально подобная группа была создана с целью уменьшения стоимости и увеличения продуктивности, вскоре участники осознают положительные терапевтические эффекты, которые не могли бы быть достигнуты в работе с терапевтом один-на-один. Например, межличностные проблемы хорошо разбираются внутри группы. Групповая терапия базируется не на одной психотерапевтической теории, а на многих, и часто вращается вокруг бесед. Также она может включать в себя другие подходы, такие как психодрама, работа с движениями, телесная психотерапия или расстановки.

Целью групповой психотерапии является поддержка решений эмоциональных трудностей и поощрение личностного развития участников группы. Совокупность прошлых опытов и опытов за пределами терапевтической группы плюс взаимодействие между членами группы и терапевтом составляет материал, на основании которого осуществляется терапия. Подобное взаимодействие может быть не обязательно полностью позитивным, так как проблемы, которые клиенты имеют в своей повседневной жизни, будут неизбежно отражаться в рамках общения внутри группы. Однако, это даёт ценные возможности проработки подобных проблем в терапевтической обстановке, где происходит обобщение опыта, который затем может быть интерпретирован в реальную жизнь. Опытный терапевт умеет правильно подобрать членов группы для поддержания группового процесса.

Гуманистическая интегральная психотерапия

Гуманистическая интегральная психотерапия работает с полным спектром воздействий, которые способствуют развитию человека и его взаимоотношений с другими людьми и обществом.

Во время проведения гуманистической интегральной психотерапии и клиент, и психотерапевт активно заняты формированием процессов оценивания, коррекции и анализа результатов. Данный подход фокусируется на важности наличия у клиента способностей к саморегуляции, самореализации, ответственности и выбора, способствующие процессу изменений. Психотерапевт помогает клиенту реализовать его потенциалы. Психотерапевт также учитывает воздействие внешнего мира на внутренний мир клиента при оценке важности социальной, культурной и политической сфер опыта.

Гуманистическая интегральная психотерапия доступна в различных сферах публичного, личного и добровольного секторов и подходит для отдельных людей, пар, детей, семей, групп и организаций.

Гипнотерапия

Гипнотерапия использует гипноз, чтобы вызывать глубокое состояние расслабления и изменённого сознания, во время которого бессознательный разум способен особенно хорошо воспринимать новые или альтернативные возможности и идеи.

В сфере гипнотерапии бессознательное считается ресурсом для достижения благополучия и развития творчества. При оценке данной сферы разума посредством гипноза открываются возможности для выстраивания в теле направленности к здоровью.

Гипнотерапия может применяться для изменения поведения, отношений и эмоций клиента, а также для лечения болей, беспокойств, заболеваний, вызванных стрессами, и пагубных привычек, что будет способствовать личностному развитию.

Британский Совет по вопросам психотерапии считает гипнотерапию подразделом гипнопсихотерапии. Это означает, что любой специалист, зарегистрированный в Британском Совете по вопросам психотерапии, имеет право работать с проблемами, которые находятся в компетенции гипнотерапевта, но для работы на более глубоком уровне с более сложными эмоциональными и психологическими проблемами требуется дополнительное обучение.

Юнгианский анализ

Юнгианский анализ является специализированной формой психотерапии, которая работает с бессознательным. Аналитик, работающий в этом направлении, и клиент работают вместе над расширением сознания клиента с целью движения в направлении психологического баланса, гармонии и целостности. Юнгианский анализ оценивает глубинные мотивации в психике клиента, мысли и действия, которые находятся за пределом сознательного понимания. Аналитик стремится достичь более глубоких и более длительных изменений в личности клиента. Они делают это посредством акцентирования того, что происходит во время сессий, а также во внутреннем и внешнем опыте жизни клиента. Юнгианский анализ стремится синхронизировать сознательные и бессознательные мысли, чтобы выстраивать новые ценности и работать с психологической болью и страданиями.

Нейролингвистическая психотерапия и консультирование

Нейролингвистическая психотерапия была разработана на основе нейролингвистического программирования. Нейролингвистическая психотерапия является универсальной и основана на многих сферах психологии и психиатрии. В основе данной теории лежит убеждение, что мы сами строим модель нашей реальности (личностную карту мира), на базе нашего опыта и того, как мы себе его представляем. Каждый человек использует свою собственную карту, чтобы направлять себя по жизни. Используемые модели могут вызывать изменения, которые способствуют реализации и успеху, а в других случаях могут ограничивать и сдерживать.

Нейролингвистическая психотерапия исследует мыслительные шаблоны, убеждения, ценности и опыт, стоящие за проблемами или целями. Это помогает людям производить соответствующие корректировки для реорганизации своего мира, что уменьшает количество ограничивающих убеждений и решений, помогает преодолевать зациклившиеся эмоциональные и поведенческие состояния и порождает новые ресурсы через расширение существующей базы навыков. Это даёт человеку ощущение большего контроля и, как следствие, большие способности создавать желаемую жизнь.

Нейролингвистические психотерапевты работают с широким спектром психологических проблем, и они определяют, каким образом будет собрана уникальная терапевтическая программа, индивидуальная система терапии, в которой зачастую, если это необходимо, объединяются различные терапевтические подходы для того, чтобы повысить результаты терапии.

Терапия объектных отношений

Терапия объектных отношений строится на базе теории о том, что собственное эго существует только в отношении других объектов, внутренних или внешних. В объектных отношениях самость рассматривается как саморазвивающаяся и существующая в контексте отношений, прежде всего, с родителями, но также учитывая дом, искусство, политику, культуру и так далее. Данная теория базируется на убеждении, что человек является социальным существом. Следовательно, контакты с другими являются базовой необходимостью, и наш внутренний мир является изменчивым динамическим процессом, состоящим из неизменных и подвижных моделей, осознанных и неосознанных. Данная динамика влияет на то, как мы воспринимаем и переживаем реальность.

Терапевт, работающий в данной сфере, активно взаимодействует с клиентом, поддерживая его в разборе иррациональных идей посредством активного переживания реальных отношений между терапевтом и клиентом. Это предоставляет возможность пройти заново необходимые вопросы об отношениях, таких как потери, близость, контроль, зависимость, самостоятельность и доверие. Хотя могут возникать различные трактовки и конфронтации, основной целью является проработка исходных иррациональных компонентов эмоционального мира клиента.

Личностное консультирование

Личностное консультирование основано на предположении, что человек, который ищет поддержку в решении проблемы, вступает в открытые отношения с терапевтом, который позволяет клиенту свободно выражать свои эмоции и чувства. Также такой вид терапии называют клиент-центрированной психотерапией или терапией Роджерса.

Кому подходит данный вид терапии?

Личностное консультирование подходит для клиентов, которые хотели бы проработать конкретные психологические привычки или образы мыслей. Терапевт предполагает, что клиент является лучшим судьёй своего собственного опыта и, следовательно, способен достигать своего потенциала роста и решения проблем. Терапевт, работающий в контексте личностного консультирования, предоставляет благоприятные условия, чтобы обеспечить проявление такого потенциала через безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание, которые дают возможность клиенту примириться с негативными чувствами и раскрыть внутренние ресурсы силы и свободы для осуществления необходимых изменений.

Психоанализ

Психоанализ занимается исследованием разума, являясь систематизированным комплексом знаний о человеческом поведении и методом лечения психологических и эмоциональных болезней.

Регулярные сеансы психоанализа создают обстановку, в которой бессознательные шаблоны могут быть выведены в сознательный уровень для того, чтобы подвергнуть их изменениям. Отношения клиента с аналитиком оказывают важное влияние на бессознательные манеры поведения клиента и сами по себе становятся центральным направлением, в котором выделяются поведенческие шаблоны клиента в контексте отношений в режиме реального времени сеансов.

Психоанализ Фрейда – это особый тип психоанализа, при котором человек, проходящий сеанс психоанализа, выражает словами мысли такими методами, как свободные ассоциации, фантазии и сны. Аналитик интерпретирует их, чтобы создать для клиента правильное представление решения важных вопросов и проблем в жизни клиента.

Кому подходит данный вид терапии?

Фрейд полагал, что нежелательные мысли из раннего детства подавляются бессознательным разумом, но продолжают влиять на наши чувства, мысли, эмоции и поведение. Эти подавленные чувства часто всплывают на поверхность во взрослом возрасте в виде конфликтов, депрессий и тому подобного, а также во снах и творческой деятельности. Эти бессознательные аспекты исследуются на сеансах посредством вмешательства аналитика, который открыто говорит о болезненных защитных реакциях, желаниях и чувстве вины клиента.

Психодинамическая психотерапия

Психодинамическая психотерапия – это термин, который включает в себя виды терапии аналитического характера. В сущности, это форма глубинной психологии, которая акцентируется на бессознательных и прошлых опытах для определения текущего поведения.

Клиента просят рассказывать о его детских взаимоотношениях с родителями и другими значимыми людьми. Основной акцент ставится на раскрытие бессознательного содержания психики клиента в попытке снизить психическое напряжение. Терапевт старается исключать свою личность из картины, по сути, становясь чистым холстом, на который клиент переносит и проецирует глубинные чувства в отношении самого себя, родителей и других значимых персонажей в его жизни. Терапевт продолжает уделять основное внимание динамике между клиентом и терапевтом.

Психодинамическая психотерапия обычно обладает менее интенсивным характером и более кратковременная, чем психоанализ, а также она больше опирается на межличностные отношения между клиентом и терапевтом, чем другие формы глубинной психологии. Это направление используется в индивидуальной психотерапии, групповой психотерапии, семейной психотерапии, а также для понимания и работы c организационным и корпоративным окружением.

Психосинтез

Психосинтез базируется на вовлечение прошлого в контекст пробуждения собственного «я». Психосинтез считается одной из форм экзистенциональной психологии с духовными целями и понятиями и иногда описывается как «психология души».

Психосинтез стремится интегрировать или синтезировать более возвышенный, духовный уровень сознания с уровнем, на котором переживается мысли и эмоции. Посредством рисования, движения и других техник проявляются и выражаются другие аспекты личности. Ассаджиоли использовал термин «сверхсознание» для описания сферы психики, содержащей наши величайшие потенциалы, источник нашего индивидуального пути развития. Он полагал, что подавление этого потенциала может приводить к психологическим расстройствам, таким же болезненным, как при подавлении детских травм. Ассаджиоли настаивал, что психосинтез должен быть включён в опытное понимание психологии, и стремился поддерживать баланс между рациональной и сознательной терапевтической работой наряду с интеграцией духовного опыта.

Психотерапия и психоанализ отношений

Психотерапия отношений – это широкий способ понимания мотивации человека и процесса терапии. Терапевты, применяющие данный подход, понимают, что межличностные отношения являются одной из основных мотиваций людей, но в результате они же и приводят многих людей на терапию.

Можно сказать, что терапевты, используя самые разные методики, осуществляют терапию в рамках подхода работы с отношениями, если они ставят на первый план то, в каких отношениях их клиенты находятся с другими людьми при работе над пониманием собственных личностей. Помимо того, что важно разобраться, как прежние отношения повлияли на нынешние, терапевт отстаивает такую линию общения, когда в результате взаимоотношений между терапевтом и клиентом создаётся пространство, где возникает динамика отношений, которая в дальнейшем обсуждается, осмысливается и корректируется. Терапевт может использовать динамику, которая возникает спонтанно в рамках терапевтических отношений для того, чтобы пролить больше света на динамику в отношениях клиента и, следовательно, помочь ему лучше понять себя. То, как терапевт доверяет терапии относительно своего положения в отношениях, значительно зависит от его собственной личности и квалификации. Привилегия в отношениях, однако, как правило, отдаётся клиенту.

Консультирование по вопросам отношений

Консультирование по вопросам отношений помогает людям распознать и проработать или урегулировать причиняющие беспокойство различия и повторяющиеся шаблоны страданий в контексте существующих отношений. Терапевт занимается исследованием чувств, ценностей и ожиданий клиента, вовлекая его в беседы, обсуждения решений проблем и рассмотрение альтернативных и новых возможностей.

Кому подходит данный вид терапии?

Консультирование по вопросам отношений подходит для членов семей, пар, работников или работодателей в рабочей обстановке, профессионалам и их клиентам.

Кратковременная терапия, ориентированная на решения

Кратковременная терапия, ориентированная на решения, работает с определённой проблемой и скорее продвигает положительные изменения, чем зацикливается на самой проблеме или былых проблемах. Клиентов призывают к тому, чтобы обращать внимание в позитивном ключе на том, что они делают хорошо, на их сильных качествах и ресурсах, а также к тому, чтобы ставить цели и добиваться их. Этот метод ориентирован скорее на нахождение решений, нежели чем на решение проблем. Этот вид терапии краткосрочный, достаточно всего три-четыре сеанса.

Системная терапия

Системная терапия – это общий термин для разделов терапии, работающий с людьми в отношениях друг с другом, взаимодействием групп, их моделями и динамикой.

Системная терапия уходит своими корнями в семейную терапию и системную семейную терапию, но работает с проблемами практически, а не аналитически. Она не стремится определить причину или дать диагноз, она скорее пытается определить окостенелые модели поведения в группе или семье и работать с ними напрямую. Роль терапевта в системной терапии состоит в том, чтобы предлагать конструктивные подсказки с целью продвинуть изменения в системе отношений, обращать внимание на имеющиеся шаблоны отношений, а не анализировать причины, такие как подсознательные импульсы или детские травмы.

Кому подходит данный вид терапии?

Системная терапия может также быть использована в корпоративном окружении, а в настоящее время её широко внедряют в сферах образования, политики, психиатрии, социальной работы и семейной медицины.

Трансакционный анализ

Транзакционный анализ – это интегральный подход в психологии и психотерапии, основанный на двух понятиях. Эрик Берн полагал, что, во-первых, наша личность делится на три части или три эго-состояния: ребёнок, взрослый и родитель. Во-вторых, эти части общаются друг с другом в трансакциях (единицах общения), и внутри каждой социальной трансакции одна из частей доминирует. Поэтому распознавая эти роли, клиент может выбирать, какую часть использовать и таким образом корректировать своё поведение. Трансакционный анализ Берна как форма терапии работает с термином «внутренний ребёнок» для описания неудовлетворённых потребностей из детства.

Трансперсональная психотерапия

Трансперсональная психотерапия относится к любой форме консультирования или психотерапии, где акцент ставится на трансперсональных, трансцендентных или духовных аспектах человеческого опыта. Трансперсональная психотерапия зачастую рассматривается в качестве сопровождающей методики в других школах психологии, таких как психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология.

Трансперсональная психотерапия сосредотачивает внимание на таких аспектах, как духовное саморазвитие, мистические опыты, переживания транса и прочий метафизический опыт в жизни. Так же как в психосинтезе, основная цель трансперсональной психотерапии заключается не только в облегчении страданий, но и интеграции физических, ментальных и духовных аспектов благополучия клиента. Терапия включает в себя исследование и акцентирование потенциала клиента, развитие внутренних ресурсов и творческих способностей.

При решении задач психотерапии терапевт пользуется методами и формами психотерапии. Следует различать методы и формы (техники) психотерапии.

Метод психотерапии - конкретный способ реализации общего принципа лечения, вытекающий из понимания сущности психического расстройства в рамках определенной концепции психотерапии.

Всего в настоящее время насчитывается более 400 самостоятельных методов психотерапии. Одной из причин существования различных методов психотерапии является отсутствие достаточно убедительных критериев большей эффективности одних методов по сравнению с другими. Диапазон их очень широк: разговорная психотерапия и другие психотерапевтические подходы гуманистической ориентации, большое число поведенческих приемов, психодрама, разные школы психоаналитического направления и т.п. Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии. Выбор конкретного метода психотерапии определяется взаимовлиянием конкретных клинических показателей больного и болезни, особенностями его личности и других психологических характеристик, уровнем социально-психологической адаптации пациента, а также структурно-организационной формой проведения психотерапии.

Например, понятие невроза как заблуждения ума, ошибочного мышления породило метод рациональной психотерапии. Представление о неврозе как о расстройстве, вызванном застреванием в бессознательной сфере аффекта, пережитого в прошлом, вызвало к жизни метод катарсиса. Понимание невроза как проявления вытесненного в бессознательное инфантильно-сексуального влечения породило психоанализ.

Д.В.Александрович (1979) сделала попытку проанализировать все многообразие значений, в которых используется понятие метода в психотерапии:
- методы психотерапии, имеющие характер техник (гипноз, релаксация, психогимнастика и др.);
- методы психотерапии, определяющие условия, которые способствуют оптимизации достижения психотерапевтических целей (семейная психотерапия и др.);
- методы психотерапии в значении инструмента, которым мы пользуемся в ходе психотерапевтического процесса (таким инструментом может быть психотерапевт в случае индивидуальной психотерапии или группа при групповой психотерапии);
- методы психотерапии в значении терапевтических интервенций (вмешательств), рассматриваемых либо в параметрах стиля (директивный, недирективный), либо в параметрах теоретического подхода (научение, межличностное взаимодействие, диалог).

Существует огромное количество классификаций психотерапевтических методов лечения. Обозначим некоторые из них.

Классификация методов психотерапии по поставленным целям, выработанная Л.Р. Волбергом, различает 3 типа психотерапии:
1) поддерживающая психотерапия, целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов защитного поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие;
2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных;
3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных расстройств, и стремление достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования личности.

Классификация методов психотерапевтического лечения, разработанная И.З. Вельвовским и соавторами (1984), включает следующие разделы:
1. Психотерапия в естественном состоянии бодрствования (рассудочно-ассоциативные формы и приемы; эмоционально-питиетивные и игровые методы; тренировочно-волевые формы; суггестивные формы).
2. Психотерапия в особых состояниях высших отделов головного мозга (гипноз-отдых по К. Платонову; внушение в гипнозе; постгипнотическое внушение; различные формы аутогипноприемов; методы аутогенной тренировки; релаксация по Джекобсону; наркогипноз; гипносуггестия при электросне и др.).
3. Психотерапия при стрессе, вызванном: 1) психическим путем -испугом, острым положительным или отрицательным переживанием; 2) фармакологическими или болевыми агентами; 3) физическими агентами (прижигание термокаутером); 4) "нападением врасплох", посредством эфирной маски, по А.М. Свядощу, усиленным гиперпноэ, по И.З.Вельвовскому и И.М.Гуревичу.
Из всего многообразия методов психотерапии среди практических врачей сейчас наиболее распространены следующие:
1) суггестивная психотерапия (внушение в состоянии бодрствования, естественного сна, гипноза, эмоционально-стрессовая психотерапия, наркопсихотерапия);
2) самовнушение (аутогенная тренировка, метод Куэ, метод Джекобсона);
3) рациональная психотерапия;
4) групповая психотерапия;
5) игровая психотерапия;
6) семейная психотерапия;
7) условно-рефлекторная психотерапия.

Все чаще применяется психоанализ, трансактный анализ, гештальттерапия и др. Внутри каждого из этих методов существуют десятки, сотни методик, это объясняется тем, как замечает С. Шкода, что мечтой каждого честолюбивого психотерапевта является создание нового, необычного приема, внесение своего оригинального вклада в историю психотерапии.

Существует классификация принципов выбора метода психотерапии в зависимости от заболевания (Штроцка, 1986):
- при острой истерической симптоматике применяется суггестия;
- при вегетативных нарушениях - аутогенная тренировка;
- при жизненных трудностях - "разговорная" терапия;
- при фобиях - поведенческая терапия;
- при характерологических нарушениях - гештальттерапия, психодрама;
- при расстройствах, связанных с семейными проблемами, -семейная психотерапия;
- при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предрасположения - глубинно-психологические методы.

Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического воздействия. Форма психотерапии - организация и структура взаимодействия терапевта и пациента в процессе реализации того или иного метода психотерапии.

Например, метод рациональной психотерапии может применяться в форме индивидуальной беседы с больным, в форме беседы с группой или в форме лекции. Метод внушения может применяться в бодрствующем состоянии или в гипнозе. Психоанализ применяется в форме наблюдения потока свободных ассоциаций, исследования ассоциаций, анализа сновидений, в форме ассоциативного эксперимента и т.д. Одна и та же форма психологического воздействия может служить различным методическим установкам. Так, гипноз может быть использован и с целью внушения, и с целью катарсиса.

Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует направление психотерапии. В отдельных направлениях психотерапии выделяют отдельные методы, внутри каждого метода - различные методики и приемы.

Психотерапия. Учебное пособие Коллектив авторов

Классификация методов психотерапии

Многообразие психотерапевтических форм и методов базируется на трех основных теоретических направлениях – психодинамическом, поведенческом (когнитивно-поведенческом) и гуманистическом (экзистенциально-гуманистическом, феноменологическом). Перед тем как перейти к описанию основных из них, необходимо отметить составляющие, являющиеся общими для всех этих направлений (J. Frank, 1978):

1. Пациент (больной) – человек, обнаруживающий объективные признаки психического (психосоматического) расстройства.

2. Психотерапевт – врач, благодаря своему специфическому обучению и опыту воспринимающийся как способный оказать помощь конкретному больному (или их группе).

3. Теория личности, созданная основателем определенного направления и закрепленная его последователями, которая через определенный набор положений позволяет описывать функционирование психики и предсказывать протекание, направленность определенных психических процессов у отдельного человека или группы людей в норме; а также возникновение, фиксацию и развитие нарушений этих процессов при формировании патологии.

Перечисленные положения непосредственно вытекают из определенных философских, мировоззренческих и жизненных представлений автора предлагаемой теории и в той или иной степени несут отпечаток его личности. Кроме того, для многих из них характерна претензия на некую онтологическую универсальность. Логичным следствием является создание достаточно мощных институтов в виде обществ, объединений, журналов, формирующих «правильное» мировоззрение учеников, а также сертифицирующих их право официально являться представителями этого направления и вести от этого имени свою практику.

В настоящее время можно отметить определенную «эволюцию» и трансформацию теоретических подходов к личности в психотерапии. В начале развития научно обоснованной психотерапии имелась отчетливая тенденция к созданию «уникальной», с претензией на онтологическую универсальность (т. е. «единственно правильную») теории личности. Ярким примером является психоанализ Зигмунда Фрейда. В настоящее время отчетливо преобладает тенденция к созданию неких «моделей» функционирования психики с пониманием их ограниченности и относительности. Например, современным подходом, взявшим на себя смелость возвести это в ранг собственной идеологии, является нейро-лингвистическое программирование. Не менее важным представляется и то, что попытка обойтись вообще без теории личности (ранний вариант поведенческой психотерапии) оказалась исторически бесперспективной.

4. Набор методик (процедур) для решения проблем пациента, непосредственно вытекающих из теории.

При этом следует обратить внимание на очевидное изменение в соотношении «теория личности – набор методик» за время существования психотерапии как таковой. Для школ, сформировавшихся в начале развития психотерапии, была характерна предельно жесткая детерминация методик базисной теорией личности. Отклонение от «прописанных» практических методик, мягко говоря, встречало сильное неодобрение. Например, известный французский психотерапевт-психоаналитик Л. Шерток длительное время не мог стать полноправным членом психоаналитической организации, так как активно использовал в своей практике гипноз, ранее раскритикованный основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. В настоящее время преобладает иное отношение. Практически все известные когнитивно-поведенческие и экзистенциально-гуманистические подходы не только одобряют применение широкого спектра различных психотехник, но и открыто декларируют творческий подход психотерапевта (т. е. создание новых методик в каждом конкретном случае). Даже в наиболее «консервативном» психоаналитическом подходе можно отметить подобные тенденции, например, в виде появления «гипноанализа» или включения в классический подход методик других направлений (психосинтез, нейро-лингвистическое программирование, голотропное дыхание и т. п.).

5. Специфическое социальное отношение между психотерапевтом и пациентом, которое направлено на создание особой «психотерапевтической» атмосферы, создающей благоприятную почву для оказания помощи больному во многом за счет формирования у него оптимизма по поводу возможности разрешения его проблем и возможности иного, более позитивного мировоззрения, миросуществования и сосуществования с другими людьми. С точки зрения некоторых из подходов (например, клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса) создание этих отношений считается основным лечебным фактором.

В табл. 1 приведены основные психотерапевтические направления, их особенности и уровень воздействия.

Таблица 1

Основные направления психотерапии, их особенности и уровень воздействия

Интересной, в первую очередь для дидактических целей, является классификация, выделяющая различные ориентации психотерапевтов во взгляде на главные факторы формирования патологии и, как следствие, характер взаимодействия между больным и психотерапевтом.

Нозоцентрическая ориентация – подход к лечению болезни как таковой, без учета личности пациента, социальной среды и т. д. Как следствие – авторитарность психотерапевта. Расцвет подобного подхода наблюдался с конца XIX в. до 20-х гг. XX в. На этот период приходится интенсивное развитие классического, директивного гипноза и других суггестивных методов. Психотерапевт – учитель, пациент – «объект для приказов».

Антропоцентрическая ориентация – акцент на изучении структуры личности, ее истории развития и особенностей. Развивается с 20-х гг. XX в. В этот период происходило развитие психоанализа, психодиагностики, методов аутогенной тренировки (J. Shultz), прогрессивной мышечной релаксации (E. Jacobson), методик самовнушения.

Социоцентрическая ориентация – акцент на социальных условиях, социальных связях личности и т. д. При этом подразумевается, что личность во многом определяется и формируется социумом. Следствием этого является необходимость «научить» личность адаптироваться через внешнее (социальное или поведенческое) воздействие. К данному направлению относятся: теория Курта – Левина; поведенческая психотерапия (бихевиоризм); различные теоретические и практические методики научения и т. п.

Следует подчеркнуть, что различные направления и ориентации не противоречат, а дополняют друг друга. Выбор психотерапевтического воздействия зависит, с одной стороны, от личности психотерапевта, с другой, – от особенностей личности пациента и имеющихся у него нарушений.

Перед тем как перейти к описанию трех основных направлений психотерапии, необходимо остановиться на основных механизмах (факторах) лечебного воздействия.

Из книги Групповое лечение [На вершине психотерапии] автора Берн Эрик

РЕЗЮМЕ МЕТОДОВ Как уже отмечалось вначале, в этой книге речь идет только об одном типе терапевтических групп, который наиболее часто встречается в клинической практике, - о группе взрослых, которые размещаются сидя. Это исключает некоторые специальные типы лечения без

Из книги Энциклопедия блефа автора

СРАВНЕНИЕ МЕТОДОВ Хорошо подготовленный терапевт должен быть знаком со всеми четырьмя распространенными подходами и менять свою методику в зависимости от обстоятельств, но в целом будет чаще придерживаться того или иного подхода. В идеале его предпочтение будет

Из книги Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

3.17.ЭЛЕМЕНТЫ МАНИПУЛЯЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДАХ ПСИХОТЕРАПИИ. МАНИПУЛЯЦИИ В ГИПНОТЕРАПИИ Известно, что в основе наиболее эффективных способов гипнотизации лежит элемент заблуждения. О привязке в гипнотерапии мы уже говорили выше. Для того, чтобы эта

Из книги Интегративная психотерапия автора

Иллюзионизм в психотерапии или оздоровление заблуждением (манипуляции в психотерапии) "В юности я прочитал рассказ О`Генри "Последний лист" о больной, умирающей девочке, которая смотрела в окно и наблюдала за тем, как с дерева падают листья. Она загадала себе, что умрет

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

Приблизительно одинаковая эффективность различных методов психотерапии Диапазон психотерапевтических методов очень широк. Какова степень эффективности различных методов? В поисках ответа на этот важнейший вопрос мы обратимся к докладу одного из ведущих

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

Интеграция когнитивных методов в систему личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Патогенетическую психотерапию В. Н. Мясищева сближает с когнитивным подходом общая базальная гипотеза, согласно которой не события сами по себе вызывают эмоциональные

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ Как правило, любой из описанных в этой книге инструментов можно применить в любой ситуации, требующей нестандартного мышления. Тем не менее бывают случаи, когда для решения творческой задачи ее нужно сформулировать определенным

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

Типы методов оценки Персонологи в процессе сбора информации о людях используют множество разнообразных методов оценки. К ним относятся опросники, методы чернильных пятен, личные документы, процедуры оценки поведения, характеристики, даваемые сверстниками, рассказы о

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

Классификация медитативных методов Медитативные методы классифицируют в соответствии с природой объекта для сосредоточения.Медитация на мантрах. В этом случае объектом для сосредоточения является «мантра» – слово или фраза, многократно повторяемая, обычно про себя.В

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Ожидаемые результаты воздействия психотерапии, требуемые для любых ее методов Прежде всего у пациента должны появиться и развиваться надежда на положительные изменения, повышаться устойчивость к стрессогенным воздействиям окружающей среды, улучшаться способность

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

3.2. Классификация методов Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования.По целям исследования

Из книги автора

Методов много – идей маловато Обучение методикам стало потребностью общества. Придуманы сотни методик похудения, наращивания волос, поднятия жизненного тонуса, построения успешных отношений, избавления от вредных привычек, выработки стиля в одежде, понижения уровня

Из книги автора

1.2. Общая классификация методов оптимизации ФС Организация работы по борьбе со стрессом в условиях повседневной психологической практики может принимать самые разные формы. В публикациях последних лет они чаще всего представлены в виде различных программ


Медицинская психология в основном занимается диагностикой психологических нарушений, однако, важно не только заметить психологические проблемы пациента, но и помочь ему справиться с ними. Это можно сделать и с помощью психотерапевтических приемов, и путем назначения психотропных средств. Любой врач должен не только владеть этими двумя методами, но и желать их использовать.

Иногда, к сожалению, замечая психологические трудности у своих пациентов, врач замечает, что и сам он не раз оказывался в сходных ситуациях и ему удавалось без посторонней помощи преодолеть все проблемы. Эта мысль успокаивает врача и позволяет ему бездействовать.

Действительно, некоторые пациенты отличаются высокой устойчивостью к стрессу и преодолевают его без какой-либо специальной психологической коррекции, но это не может служить оправданием пассивности и черствости врача в случае, когда больной нуждается в его поддержке и сочувствии.

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи. Она необходима здоровым людям (клиенты) с разнообразными житейскими проблемами, находящихся в кризисных ситуациях, а также больным (пациенты) с различными соматическими и психическими заболеваниями, имеющим психологические проблемы, невротические и психосоматические расстройства, а также характерологические и личностные отклонения.

Традиционно выделяют три вида психологической помощи:

Психологическое консультирование,

Психокоррекция,

Психотерапия.

Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют различные цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.

Основной целью психологического консультирования является информирование клиента (пациента) о его индивидуальных особенностях с целью формирования личностной позиции, мировоззрения и взгляда на жизнь. Консультирование помогает человеку действовать по своему усмотрению, обучаться новому поведению, способствует развитию личности.

При психологическом консультировании проводится анализ психического состояния клиента (или пациента) с использованием различных методов психологической диагностики (тесты, эксперименты). Ему предоставляются интерпретации их результатов, что способствует разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых подходов к решению этих проблем, а также расширению его общей психологической культуры и личностному росту.

Задачей психологической коррекции является исправление (корректировка) тех личностных особенностей, которые не являются оптимальными для клиента (пациента), выработка и овладение навыками адекватной для индивида и эффективной психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента (или пациента), формирование адекватного психического состояния, душевного комфорта, гармонизацию его отношений с социальным окружением.

Психотерапия основной задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. Психотерапия – это система методов целенаправленного психологического воздействия на пациента (посредством слова, эмоциональных отношений, совместной деятельности) с целью улучшения состояния его здоровья и повышения устойчивости к стрессу.

Психотерапия в узком понимании термина подразумевает купирование болезненных клинических проявлений у пациента, находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.

В широком понимании термина «психотерапия» имеются в виду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Считается, что психотерапия относится к сфере деятельности врача-психиатра, так как психотерапевт должен учитывать целую гамму особенностей – от индивидуально-психологических особенностей пациента до его соматического статуса, учитывать обязательные показания и противопоказания для психотерапии. Противопоказаний для консультирования практически не имеется, а психокоррекция занимает промежуточное положение между консультированием и психотерапией (сам термин психологическая коррекция возник в 70-х годах XX века, когда психологи стали активно работать в области групповой психотерапии. Поскольку психотерапия является лечебной практикой, то распространение термина психокоррекция было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а клинический психолог – психологической коррекцией).

Основные психотерапевтические приемы

Можно говорить о том, что психотерапия существует столько, сколько существует человеческая цивилизация. Прообразом современных психотерапевтов были шаманы. Особенно бурно психотерапия развивалась в конце XIX – начале XX века. Было предложено огромное количество новых методов психотерапии и вряд ли найдется специалист, который был бы знаком со всеми этими методами. В большинстве цивилизованных стран психотерапию рассматривают как одно из наиболее сложных направлений медицины и психологии.

Центральной фигурой в психотерапии является пациент, с его индивидуальными особенностями, неудовлетворенными потребностями, его уникальной жизненной ситуацией и специфическим окружением (семья, друзья, коллеги). Врач никогда не должен забывать о том, что он должен помогать пациенту двигаться в том направлении, которое человек избрал по своей воле. Нельзя относиться к больному как к слепому, беспомощному котенку, которого надо научить жизни. Нельзя игнорировать интересы личности пациента, относиться к ним высокомерно…

Неправильно рассматривать психотерапию только как процесс воздействия врача на больного. «Перевоспитать» взрослую личность практически невозможно и попытки вмешательства во внутренний мир пациента часто воспринимаются пациентом как агрессия (психотерапевтическая интервенция) и вызывают сопротивление с его стороны.

Правильнее считать психотерапию процессом взаимодействия врача и больного. В этом смысле психотерапевту необходимо обладать такими качествами, как умение находить общий язык с окружающими, способность к эмоциональному сопереживанию, богатый внутренний мир, собственный жизненный опыт.

В литературе приведено огромное количество методов психотерапии.

Общепринятой классификации методов психотерапии нет. С практической точки зрения важно выделить некоторые основные признаки, отличающие один вид психотерапии от другого. Как и в медицине в целом обычно принято подразделять методы лечения на симптоматические и патогенетические .

Симптоматические методы психотерапии ориентированы на устранение или ослабление отдельных симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, на оптимизацию поведения больного. К этим методам можно отнести рациональную психотерапию, суггестивные методы (в бодрствующем состоянии или в состоянии гипноза), методы поведенческой терапии (наводнение, имплозии, аверсии, систематической десенсибилизации), методы релаксации (нервно-мышечная релаксация по Джейкобсену, аутотренинг), методы биологической обратной связи и множество других частных методик (арт-терапия, психогимнастика, и т.д.). Патогенетическая психотерапия предполагает ликвидацию причин и механизмов развития болезни. Она считается более эффективной по сравнению с симптоматической, особенно в отдаленных результатах. Однако существуют большие расхождения в представлениях психологов о целях и способах лечения, связанные с различиями теоретических взглядов на нормальное устройство личности и патогенез заболеваний.

Методы психотерапии можно также разделить на экспрессивные (to express – выражать, высказывать) и суппортивные (to support – поддерживать, сохранять). Эти понятия тесно связаны с концепцией защитных механизмов. Экспрессивные методы позволяют выявить и обнажить подсознательные механизмы, лежащие в основе болезни пациента, мешающие ему избавиться от внутреннего конфликта. Экспрессивные методы нужны, чтобы призвать пациента к активным действиям (согласиться на операцию, расторгнуть обременительный брак, поменять работу на более соответствующую его характеру). Не следует забывать, что вскрытие, ломка защитных механизмов весьма болезненна, и следует проявлять осторожность и взвесить реальные возможности человека перенести этот дополнительный стресс. Суппортивные методы, напротив, укрепляют в человеке сложившиеся системы защиты, поддерживают в нем существующий самообман ради сохранения спокойствия и чувства безопасности. Недостатком таких методов считают то, что они мешают пациенту разглядеть реальность, удерживают его от активных действий. Однако в том случае, если сам врач не видит реального выхода из ситуации (неизлечимые заболевания, неоперабельные опухоли, травмы, несовместимые с жизнью), единственное, что он может сделать, это позаботиться о сохранении спокойствия пациента и его близких.

Сходный смысл имеет и разделение методов психотерапии на активизирующие и релаксационные . Активизирующие (энергизирующие) методы направлены на повышение стремления к действию, борьбе, самореализации (так, в период реабилитации после травмы, инфаркта или инсульта часто приходится настаивать на более активном включении пациента в деятельность, тренировку нарушенных двигательных и умственных навыков). Успокаивающие (релаксационные) методы направлены на снятие внутреннего напряжения, тревоги. Они особенно полезны в остром периоде переживания стресса. Их используют для лечения болезней, связанных с внутренним напряжением (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, бессонница).

Кроме того, различают директивные и недирективные методики. Директивные методы заключаются в том, что врач активно навязывает предлагаемый им способ выхода из ситуации, не позволяет больному высказать свое мнение, действует с высоты своего авторитета. В большинстве случаев излишняя директивность рассматривается как недостаток психотерапии, поскольку она снимает с больного ответственность за выздоровление, подчиняет его воле врача, может игнорировать его истинные потребности. Однако в экстремальных ситуациях, когда поведение больного дезорганизовано чрезмерной тревогой (экстренная госпитализация, подготовка к операции, ситуация, угрожающая жизни), директивный подход бывает полезным. В процессе выздоровления и реабилитации все более важными становятся недирективные методы, которые основаны на расспросе больного, изучении его мнения, самостоятельном поиске и сравнении нескольких способов выхода из ситуации. Такие методы развивают в пациенте независимость, уверенность, что он сам способен помочь себе в случае необходимости.

Психотерапия может проводиться индивидуально или в группе . Групповые методики полезны для комплексного воздействия на личность пациента, вскрытия таких ее черт, которые мешают адаптации в обществе и служат источником психосоматических нарушений. В группе наиболее ярко обнаруживаются незрелость, эгоцентризм, боязнь принимать ответственность на себя. Индивидуальная терапия позволяет обсудить с пациентом весьма интимные проблемы , уделить большее внимание отдельным симптомам. Она также хороша для замкнутых пациентов, не склонных к общению.

Кроме явного, прямых методов психотерапевтического воздействия, существуют и косвенные методы, которые оказывают влияние на состояние здоровья через обстановку медицинского учреждения, атмосферу в палате, отношения в медицинском коллективе, форму введения лекарств, дополнительные лечебные методики (физиотерапия, массаж, лечебная физкультура).

Вне зависимости от конкретного метода психотерапии, имеются общие феномены, которые являются непременными элементами психотерапии.

Установление контакта можно считать важнейшим условием успешности психотерапевтической работы. Если врач не смог установить доверительных, откровенных отношений с пациентом, то все дальнейшие усилия, скорее всего, будут бесплодны. Трудно переоценить значение первой встречи врача и пациента в формировании взаимопонимания и доверия. Занятость врача часто мешает ему подробно поговорить с больным в день его поступления в клинику. Даже если это не удалось сделать сразу, по крайней мере на следующий день необходимо уделить пациенту максимум внимания. Во время первого разговора необходимо дать больному высказаться самостоятельно, не набрасываться на него с вопросами. Не следует рассчитывать, что доверие сложится мгновенно, но искреннее стремление выслушать собеседника постепенно приводит к желаемому эффекту.

Излишняя близость врача и пациента тоже может повредить лечению (конфликт труднее разрешить, если вы находитесь внутри него). Поэтому врач должен выдерживать определенную дистанцию к проблемам пациента. Принять все проблемы больного на себя, значит занять позицию заботливой матери, то есть снять с больного всю ответственность за его выздоровление. В психотерапии, напротив, иногда стараются подчеркнуть взаимные обязательства сторон в виде устного или письменного контракта, где оговариваются длительность лечения, обязанности и права больного и пациента, цели проводимого лечения, признаки достигнутого эффекта.

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на явления переноса и контрпереноса в психиатрии. Перенос (трансфер) – невольное направление на врача подавляемых чувств, которые пациент испытывал к значимым для него лицам (родителям, другим членам семьи). Это выражается в неожиданном раздражении, негодовании или, напротив, в знаках детской привязанности, покорности, влюбленности во врача. Выражение таких чувств позволяет пациенту «отреагировать», то есть избавиться от мучающих его комплексов. Важно не принимать их за истинное отношение к врачу, проявлять терпеливость, сочувствие, понимание, а также призывать пациента к их разумному анализу. Контрперенос (контртрансфер) – сходное, но противоположно направленное явление, когда врач испытывает к пациенту иррациональные чувства, происходящие из его личного (часто детского) опыта. Примерами таких чувств могут быть возмущение, брезгливость, жалость, восхищение, влюбленность. Контрперенос подтверждает то, что врач тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Однако как профессионал психотерапевт должен активно преодолевать в себе незрелые комплексы и стремиться к разумному отношению к больному (для этого Фрейд требовал, чтобы все психоаналитики сами прошли психоаналитическую терапию).

Поскольку психотерапия призвана изменить человека, усилия врача сталкиваются с сопротивлением , то есть неосознаваемым стремлением человека сохранить все так, как было прежде. Сопротивление заметно по тому, как пациент все активнее использует психологические защиты, уходит от глубокого анализа проблемы. Иногда пациент активно избегает встреч с врачом, прячется от него, пропускает назначенные визиты, оберегая себя от обсуждения болезненных тем. Само обсуждение факта сопротивления может оказаться полезным для выздоровления.

Сопротивление определяет то, что движение к выздоровлению в процессе психотерапии никогда не бывает плавным и последовательным. Напротив, характерны резкие скачки, когда мысль, к которой врач направлял больного, является к нему в виде инсайта (insight – понимание, проницательность) – внезапного озарения или прозрения, интуитивного понимания.

В психологии существует множество теорий личности, которые по-разному трактуют и объясняют природу поведения человека. Каждой из этих теорий соответствуют и определенные терапевтические методы. В литературе описано множество психотерапевтических методов: психоанализ, поведенческая (бихевиоральная) терапия, гештальт-терапия, психодрама, гипноз, нейролингвистическое программирование, арт-терапия, трансактный анализ, позитивная терапия и др. За рубежом наибольшее признание и развитие получили три психотерапевтических направления: психоаналитическое , гуманистическое и поведенческое , к которым можно добавить гештальт-терапию и когнитивную терапию, основанные на соответствующей психологической теории.

Направления психологии

В настоящее время можно выделить 5 основных подходов (моделей, парадигм) к изучению психики человека:

Бихевиоризм;

Гештальт-психология;

Психоанализ;

Гуманистическая психология;

Когнитивная психология.

Бихевиоризм

Основоположник – американский психолог Джон Уотсон (J.B.Watson, 1878-1958). Предложенная им схема S – R означает, что каждой ситуации (или стимулу S) соответствует определенное поведение (или реакция R). Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а понятия, связанные с сознанием, следует исключить из научной психологии.

Довольно скоро стала ясна ограниченность этой схемы для объяснения поведения. Как правило S и R находятся в таких сложных взаимоотношениях , что непосредственную связь между ними установить не удается. В 1948 году Толмен ввел промежуточную переменную I (психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, прошлого опыта и природы стимула) и преобразовал схему в S – I – R.

Приверженцы бихевиоризма полагают, что поведение в основном является условно-рефлекторным и складывается в результате научения, то есть закрепления определенных реакций на определенные раздражители. В результате поощряемые поступки совершаются все чаще, а наказуемые – реже. Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии. Цель поведенческой терапии – устранение патологического симптома путем замены неадаптивных способов поведения на адаптивные в процессе научения.

Гештальт-психология

Слово «гештальт» не имеет точного эквивалента ни в русском, ни в английском языке. Очень приблизительно его смысл в зависимости от контекста может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое», поэтому в психологических текстах слово «гештальт», как правило, не переводится.

Основное положение гештальт-психологии – явление как целое не есть просто сумма его частей. Отдельно взятая часть никакого представления о целом не дает. Человеческое поведение, разбитое на отдельные компоненты, теряет смысл. Последователи гештальт-психологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки.

Одно из центральных понятий гештальт-психологии – отношения между фигурой и фоном. Эти и другие понятия гештальт-психологии нашли свое отражение в гештальт-терапии, созданной психологом Фрицем Перлсом (F.S.Perls).

В понимании Перлса, фигура выступает в качестве доминирующей потребности. В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, мысль, чувство, которые преобладают в данный момент. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость, отодвигается на задний план – фон, уступая место новому гештальту.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а потому не может быть отреагирован и не может уступить место другому. В последующем это становится причиной многих проблем. Например, если человек сразу же не выразит свой гнев или агрессию, то в последующем эти чувства не исчезнут, а будут проявляться в других формах.

Цель гештальт-терапии – помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном счете удовлетворить ее (завершить гештальт). Быть самим собой, реализовывать свои, а не навязанные извне потребности, жить «здесь и теперь» – это путь здоровой личности.

Психоанализ

Ни одно из направлений психологии не приобрело столь громкой известности, как психоанализ. Основоположник – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (S.Freud).

В психической жизни Фрейд выделял 3 уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознание отделены от сознательного «цензурой», которая вытесняет в область бессознательного неприемлемые для личности мысли, чувства, понятия, а также оказывает сопротивление бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также вытесненные «цензурой». Это мысли и чувства не утеряны, а просто не допускаются к вспоминанию и потому проявляются в сознании не прямо, а окольными путями – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях.

Предсознание – часть бессознательного, которая может стать сознанием.

Фрейд считал, что только 1/7 часть психической жизни осознается, а остальные 6/7 проявляются в навязчивостях, смутных тревогах, страхах, снах и т.д.

Читайте также: