Сибирские шаманы: самые шокирующие факты. Шаманы сибири

Теперь же давайте посмотрим, чем шаманы народов мира отличаются друг от друга. Ну и, понятное дело, чем похожи.

Шаман — у некоторых народов севера, сохраняющих веру в духов и возможность ритуального общения с ними служитель культа: шаман, способен приводить себя в состояние экстаза. Слово "шаман" переводится с тугусского как возбужденный трансовый человек. У тюркоязычных народов Сибири эта профессия называлась кам, отсюда слово "камлать". У ненцев — тадибей, у бурятов — бо, у якутов — ойуун, юкагиров — альма и т.д.

Шаманы народов мира — представляем их вашему вниманию.

Шаманы народов Сибири

Ритуальные действия профессиональных трансовых специалистов — камлание или шаманство состоит в том, что шаман одевает специапьныей костюм, делает специальный для данного ритуала грим и взяв необходимые принадлежности условным сигналом собирает своих соплеменников. Разведя специальный костер, шаман, как правило, располагает всех вокруг огня. Произнеся положенную для данного ритуала речь, он после, принесения жертвы начинает плясать, петь и ударять в бубен. При этом его пляска носит особый трансогенный ритмичный характер.

Язык танца — ритм осуществляется специальным потряхиванием различных предметов на одежде. Ритм потряхиваний выдерживается за счет прыжков и своеобразных приседаний и усиливается исступленными выкриками и ударами в бубен. Постепенно ритм голоса, потряхиваний и бубна возрастает. Шаман начинает окуривать из костра соплеменников наркотическим дымом, который образуется в костре от специальных трав и сухих грибов, брошенных в огонь заранее. Постепенно все втягиваются в шаманский ритм и вначале шаман, а потом и все, без исключения, присутствующие входят в галлюциногенный экстатический транс.

  • лечебный,
  • воинский,
  • промысловый,
  • тотемический,
  • религиозно-мифологический и т. д.

Центральным моментом любого вида камлания является момент вступления шамана в контакт с духами. Мистическая способность шамана вступать в контакт с духами земли и неба вызывает у соплеменников суеверный страх и веру в могущество шамана. Иногда духи как бы вселяются в шамана и тогда он говорит их языком, но чаще шаман просто ведет с ними переговоры, уговаривает их или воюет с ними и изгоняет их из данного человека, помещения или места.

Обряд может длиться от нескольких часов до нескольких суток непрерывно, поэтому шаман в конце обряда сконцентрировавшись на одной главной мысли впадает в глубочайший транс полуобморочного типа с полной потерей сознания и падением в конвульсиях на землю. Начинается его мистическое путешествие в мир иной — под землю или по небу. В этом путешествии шаман обязательно побеждает духов и различных мистических существ иного мира, достигает цели обряда и с победой возвращается опять на землю, то есть открывает глаза и обретает сознание.

Считается, что сибирские шаманы обладают сверхъестественными способностями — могут предвидеть, прорицать и предсказывать, могут вселяться в других людей или животных (чаще орла), могут совершать чудесные исцеления, оживлять умерших и др.

Главным секретом шамана считается его таинственное мистическое наследство — некая безумная непреодолимая сила -желание, которая вселяется в него в молодости по наследству от предков, иногда эта сила имеет форму духа-покровителя, но чаще она формы не имеет.

Шаманы древней Чукотки и Аляски

Наиболее распространенным видом трансовой культуры на Чукотке и Аляске было использование транса в воинском искусстве, особенно при подготовке и ритуальной имитации будущего сражения.

Шамань (ангакок) были носителями всей культуры своего народа. Они хорошо знали воинское искусство, промысел и прочие культовые обряды. Лечение, методы управления погодой, способы трансового воздействия на человека и животных. Шаманы умели общаться с природой непосредственно и могли многое предсказывать и предвидеть.

Считалось, что весь мир населен духами, поэтому общение с духами и есть профессия шамана. По верованиям древних чукчей и эскимосов у всех природных явлений и объектов есть их хозяева — духи, поэтому для достижения любых целей, будь-то охота или лечение, необходимо было вступать в общение с духами-хозяевами.

Население считало, что в природе всем управляет некая сила — хила. Обладающий этой силой добивается успеха в своем деле, поэтому считалось, что именно шаманы обладают этой таинственной природной силой.

Костюм шамана с различными погремушками и бубном весил иногда до 30 кг, поэтому шаманы действительно были люди сильные и выносливые и могли плясать, трудиться, выкрикивать в трансе по несколько часов подряд, а при лечении, в некотороых случаях, по несколько дней, после такого лечебного сеанса шаман падал и не мог пошевелиться, находясь в полуобморочном, полутрансовом состоянии.

Люди верили, что существует "верхнее небо", куда шаман мог входить и оттуда все видеть и знать. Шаманы разделялись по своей квалификации, одни умели одно, другие -другое, но были шаманы универсалы, они могли все.

При лечении шаманы обязательно использовали транс, лечебные травы, напитки и заклинания.

Шаманы народов Африки

Используя искусство транса, древнеафриканские шаманы и жрецы могли предсказывать и управлять погодой, при необходимости вызывать дождь. Искусство транса использовалось:

  • в военном деле,
  • магии,
  • охоте,
  • судебном деле,
  • диагностике и лечении больных,
  • гадании, предсказании,
  • шаманском камлании,
  • праздничных и обрядо-ритуальных процедурах и т.д.

Многое в искусстве африканского транса до сих пор не разгадано, например, шаман или жрец могли в любой момент знать, где находится интересующий их человек и если даже он находится за тысячи километров, они могли без карты кратчайшим путем точно пройти прямо к нему.

Известные шаманы и колдуны проповедующие Вуду кроме того что лечить и заговаривать, прорицать, разъяснять простым людям волю небожителе или насылать порчу — готовят страшный яд — "порошок зомби" С его помощью они способны довести жертву до состояния комы, а потом вернуть к жизни, буквально вытащив человеческое тело из могилы. Лишенных памяти, эмоций и речи "живых мертвецов" они затем используют в своих целях.

Шаманы народов древней Кореи

Шаманами в Древней Корее были как мужчины ("пань-су"), так и женщины ("му-дан"). Наиболее сильными шаманами считались пань-су. Обучение велось не только по наследству. Молодой шаман мог обучаться у старого искусству заклинать, колдовать, лечить, общаться с духами, проводить различные мистические церемонии и т. д. Шаманы-женщины чаще занимались камланием, гаданием, изготовлением амулетов, лечением.

Население Кореи верило, что у человека есть три души:

  1. одна умирает с телом,
  2. другая уходит на небо, а
  3. третья остается на специальной табличке, которая хранилась в семейном храме предков.

Поэтому культ предков в Корее очень развит.

Корейцы верили в различных духов и мистические особенности различных гор, которые, по их мнению, оказывают сильное влияние на окружающую местность, поэтому шаманы с помощью транса находили специальные благоприятные холмы для проживания или погребения.

До нашего времени культура транса в Корее сохранилась в воинских искусствах, спорте и медицине.

По материалам http://myfhology.narod.ru/magiks/shaman.html

Шаманизм – это одна из наиболее древних форм магии, предполагающая единение с природой. Шаманы есть в каждом фольклоре, в том числе и у славян.

Родиной русского шаманизма считается Сибирь и это не зря. Ведь сюда христианство во время крещения дошло позднее всего.

История шаманизма в Сибири

В Сибири подобное колдовство долгое время было одной из единственных форм мировоззрения. Оно предполагало рассмотрение человека, как маленькую частицу Космоса и в общем плане нацелено на познание тонкой взаимосвязи между людьми и природой. Не зря слово «шаман» означает «знающий» и «ведающий» в переводе с монгольских языков.

Берёт своё начало ещё с древних времён, когда на Руси полным ходом процветало язычество. На территории нынешней центральной России жителям больше импонировали славянские божества, а в отдалённых уголках страны людям привычнее было верить в единение человека и природы.

Важную роль в становлении шамана играло посвящение. У разных сибирских народов этот обряд изменялся в зависимости от местности. Большая часть ритуалов была заимствована у саамов – финно-угорского этноса, родиной которого является современная территория Северной Европы.

Также изменялось и произношение слова «шаман»:

  • у нанайцев – саман;
  • у манчжуров – сама;
  • у ойратов и татаров – кама;
  • в Хакасии, Туве и у тофаларов, проживающих в Восточной Сибири – хам;
  • у бурятов – боо;
  • в Якутии – ойуун;
  • в Ямало-Ненецком АО – тадебей.

Какие бывают шаманы

Роль верховного шамана может исполнять как мужчина, так и женщина. Также у большинства представителей народов, проживающих в Сибири, шаманы делились на категории, в зависимости от того, какими они владеют способностями.

Самыми сильными колдунами считаются «железные» шаманы. В своей атрибутике они преимущественно используют металлические конструкции и железо.

В южно-сибирском шаманизме, а также примыкающих к ним бурятском и якутском, присутствует практика разделения на «чёрных» и «белых». Это объясняется тем, в какой мир шаман направляет душу умершего человека после смерти во время обряда. Своеобразная аналогия с христианским раем и адом.

У шаманов, обитающих в Западной Сибири, классификация выглядит несколько иным образом, нежели у других народов. Они отделяют непосредственно шаманов от певцов, приверженцев промысловых культов и тех, кто занимается исключительно предсказаниями.

Способности шаманов из Сибири

У некоторых этносов, проживающих в Сибири, шаман для того, чтобы получить сверхспособности, должен пройти целый ряд пыток, включающих в себя испытание, огнём, водой и холодом. Но, тем не менее, множество шаманов, как принято считать, рождается уже с предрасположенностью к колдовству.

До сих пор доподлинно неизвестно, какими конкретными способностями обладают сибирские шаманы. Но, безусловно, им присущи следующие:

  • предсказывание будущего;
  • исцеление от различных болезней и патологий;
  • вхождение в транс;
  • путешествие в астрале между невидимыми человеку мирами;
  • изменение погоды;
  • посылание на врагов засухи, неурожая и различных проклятий, связанных с болезнями и смертью;
  • общение с высшими силами с различной целью. Например, прошение помощи в войне и т.п.

Сибирский шаманизм в современности

Шаманизм в Сибири нисколько не угасает, даже наоборот – растёт. Появляется множество приверженцев шаманской культуры не только в России, но и по всему миру.

В местах, где зарождалось течение шаманизма: на Чукотке, Алтае, в Хакасии и Якутии, повсеместно появляются специальные школы, где потомки опытных шаманов прошлых времён обучают людей для появления у тех сверхспособностей.

Шаманизм в Сибири

Сибирский шаманизм уходит своими корнями в незапамятные времена. Именно из этого региона произошло само слово «шаман», которое стало в наше время интернациональным. «Классический» образ сибирского шамана, каким его себе представляют большинство людей, сформировался после исследований культуры народностей алтайского региона: бурятов, монголов, тунгусов и других.

Однако, несмотря на то что общие признаки шаманских традиций этих народностей совпадают, в деталях между ними имеются довольно существенные различия. Причина этого состоит в огромной площади географического региона, в котором они проживают, и в историческом соседстве с различными племенами, которые оказывали свое влияние на культуру монголов, бурят и других народов, населявших алтайский край.

Мировоззрение исконных жителей Сибири во многом похоже на верования и стиль поведения американских индейцев. Почтение, испытываемое перед Матерью - Землей, Отцом - Небом, а также духами животных и природы выработало среди сибирских племен стиль жизни, преисполненный уважения к естественным природным силам и заставляющий человека избегать причинения вреда окружающей его природе. Монголы верят, что целью существования человека является жизнь тегш, то есть в равновесии с природой. Человек, разделяющий такое мировоззрение, получает источник огромной силы и оказывается в одиночестве в центре своего собственного мира с бесконечным голубым Отцом - Небом сверху и поддерживающей и питающей его Матерью - Землей снизу. Живя правильной и достойной уважения жизнью, человек (хан) может поддерживать баланс в своем мире и таким образом максимально увеличит свою личную силу (хиимори). Небо, Земля, а также духи природы и предков удовлетворяют любые нужды и защищают всех людей. Если же баланс в жизни человека нарушается вследствие болезни или вмешательства духов, ему не обойтись без помощи шамана.

Описанные ниже аспекты традиционных шаманских представлений рассматриваются в том варианте, в котором они существуют в Монголии, однако их форма у других исконных народов Сибири отличается незначительно.

Из книги Путь шамана или Шаманская практика Руководство по обретению силы и целительству автора Харнер Мишель

Из книги Шаманизм автора Лойко В. Н.

Чо такое шаманизм Слово «шаман», которое правильно произносится как «ша-маан», употребляется сейчас многими поклонниками эзотерического знания, но истинный его смысл ясен далеко не всем. Пришло оно из эвенкского языка и имеет в нем значение «тот, кто знает». Шаманство

Из книги автора

Шаманизм и экология Одним из недостатков современной жизни является то, что мы настолько поглощены ежедневной рутиной и привычными действиями, что забыли об элементарных радостях, которые предлагает жизнь на нашей планете. Как часто вы останавливаетесь осенью, чтобы

Из книги автора

Шаманизм у арабских кочевников У арабских племен бедуинов традиция шаманизма имеет свое собственное развитие. Местные шаманы называются здесь «фукара», что означает «слабый», так как большинство из них воздерживаются от употребления тяжелой пищи. Результатом этого

Из книги автора

Шаманизм в Лапландии

Из книги автора

Шаманизм у народов Индонезии Термин «шаманизм», которым вначале обозначали религию некоторых сибирских народов, со временем стали применять и для характеристики религиозных представлений ряда народов малайского мира - семангов, сеноев, джакунов, кубу. Формы шаманизма

Из книги автора

Шаманизм у джакунов и кубу Джакуны, численность которых составляет 21 тыс. человек, населяют южную часть Малаккского полуострова.Роль и положение поханга (поянга) или бомоха у джакунов во многом совпадают с ролью халака у се - мангов и сеноев. Свой дар поханг джакунов, так

Из книги автора

Шаманизм у ибанов Ибаны - группа народов, (общая численность которых составляет 272 тыс. человек, населяющих внутренние и прибрежные районы Северо - Западного Калимантана. Шаман, который называется манаигом, занимает в племени второе по значению место после вождя. Часто,

Из книги автора

Употребление мухоморов в Сибири и Скандинавии Среди сибирских племен употребление мухоморов в шаманских церемониях было широко распространено. Ценились эти грибы весьма высоко. Между Камчаткой, где они росли, и полуостровом Тайгонос, где их не было вообще, существовала

Собрал эти фото, снабдив их краткими сведениями о том, кто и когда был на них изображен. Нам показалось заманчивым попытаться заглянуть в глаза сибирским шаманам. Хотя вообще-то делать это не рекомендуется…

Шамани́зм (также шама́нство) - ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов, сообщает fogelman .

Несколько дней собирала подписи к фотокарточкам, искала источники. Хотела сейчас написать, что была проделана большая работа, но что-то мне подсказывает, что все только начинается…

Сибирские шаманы

Тувинский шаман Николай Ооржак:

Ойуун (в переводе с якутского «шаман»):

Эвенкийский шаман:
(фото из коллекции Красноярского краеведческого музея)

Я не знаю [пока] почему, но это фото в интернете используется в качестве иллюстрации к рассказу о загадках Кашкулакской пещеры - например!

Великий эвенкийский шаман Федор Полигус:
Фото 1901 года.

Рассечение, обряд посвящения в ойууны :
Художник - Тимофей Степанов
Еще работы Тимофея Степанова -

Susan Seddon Boulet (1941-1997). Ее картины похожи на легкие сны - мягкие и приглушенные краски, люди со звериными головами и звери, таящиеся внутри людей, реальность, сквозь которую прорываются иные миры также, как и мир, окружающий нас, прорывается подчас в наши собственные сны… Она считается основательницей т.н. «Visionary art» - изображению увиденного в измененном состоянии сознания, медитации или трансе.

Якутский шаман (открытка):

Обратная сторона открытки:


(открытка продается)

Художник - Азат Миннекаев
Сайт художника

Альбом с работами Азата Миннекаева -

Читайте также: