«Уроки технологии в школе» Из опыта работы учителя трудового обучения Тертычной Марины Васильевны Из опыта работы учителя трудового обучения Тертычной. Из опыта работы учителя технологии Тема опыта работы учителя технологии

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Тема «Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета» является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.

На протяжении многих лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, творчество учителя.

Работая по программе «Технология» я составила тематическое планирование так, чтобы максимально развить творческий потенциал учащихся. Поурочное планирование составляет систему, позволяющую обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим.

Своей ведущей педагогической идеей считаю – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаю следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, своими идеями считаю:

1)творчеству нужно и можно учить;

2) творческое начало не является природным качеством ума;

Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:

Развиваю творческую активность учащихся;

Включаю учащихся в творческую деятельность;

Вношу проблемность в учебный процесс;

Развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность.

Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы:

1)принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2)принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3)принцип приоритета творческой деятельности;

4)принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5)принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся;

Творческая личность обладает следующими качествами:

Умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

Умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

Умение находить и решать проблему;

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Так, например, в разделе «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нетиповых задач.

Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески.

Например, когда проводим разработку идей, выбираем варианты предлагаю выдвигать свои идеи от своего имени «Модели от Галины». Здесь учащиеся придумывают только свои модели.

В проекте при составлении «схемы обдумывания» предлагаю не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.

При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делаю на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

В своей работе опираюсь на разделы «Культура дома», «Технология обработки ткани» из программы «Технология». При составлении тематического планирования учитываю возрастные особенности учащихся, а также возрастные особенности детей. На уроках использую различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания.

Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, я предлагаю учащихся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения –фартук с простейшими элементами отделки; средний уровень –фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень –фартук с нагрудником, карманами, внесение более сложных элементов отделки. (аппликация, вышивка).

В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю. Примером может послужить то, что например в 5 классе занимаются мальчики и девочки вместе.

Особое внимание уделяю самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, ИЗО и другие).

Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, то я не даю ей ответа, а сначала спрашиваю: «А как ты думаешь?».

При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

К каждой теме составляю учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, стараюсь, как можно чаще давать детям творческие работы.

Например: При изучении темы «Производство ткани» в 5-ом классе предлагаю выполнить схему и процесс получения ткани творчески.

В 6-ом классе при изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Оформление интерьера жилого помещения». где элементы выполнены из хлопчатобумажной и льняной ткани (например, занавески, подушки, скатерти и т.п.). Эта творческая работа вызывает большой интерес у учащихся. Получив оценку за выполненную работу, работы выставляем на выставку, а в конце года передаём в летний лагерь младшего звена для того, чтобы младшие школьники пользовались ими во время игры. Тем самым учащиеся находят практическое применение своей работе.

При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.

На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Например: При изучении темы «Моделирование» в 5-8 классах я включила в тематическое планирование творческую работу «Я разрабатываю модель от Ирины», «Салон « Эксклюзив » представляет»…..

Фрагмент урока в 5-ом классе (объяснение творческой работы).

1. Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы модельеры, создатели своего будущего изделия.

2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать модель своего фартука, которая будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель фартука.

3. Процесс создания своей модели опишите по плану: а) эскиз; б) техническое моделирование; в) описание;

4. Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.

5. Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.

В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: предлагаю самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.

Перед изготовлением изделий из ткани знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяю различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса.

На занятиях учу строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Я предлагаю моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняю несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты. После выполнения работы анализируем и выбираем лучшие варианты. Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Я ставлю перед девочками задачу – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного изделия?).

При изучении раздела «Кулинария» формирую у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяю элементы творчества.

Примеры. В 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п.

Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд. Я показываю некоторые приёмы изготовления украшений блюд и даю учащимся задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо.

В течение прохождения кулинарных работ даю девочкам следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.

После прохождения кулинарных работ даю задание оформить рецепт нового блюда, который девочки находят самостоятельно, творчески. Девочки проявляют большое творчество в оформлении рецептов (например, рецепт в форме рыбы, или блюдо с пирожками, где каждый пирожок составляющая рецепта и т.п.).

При прохождении раздела «Рукоделие» знакомлю учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Девочки с большим удовольствием вышивают нитками, выполняют изделия из лоскута, шьют мягкие игрушки, так как у нас есть классы совмещённые т.е. девочки и мальчики, мальчики лепят из солёного теста, выжигают и есть такие которые могут шить, вышивать..

По данным видам рукоделия я подобрала очень много дополнительной литературы, изготавливаю образцы изделий, увидев которые дети проявляют желание сделать своими руками. В пособиях даны выкройки, на которых указаны буквенные обозначения, по ним учащимся предлагается самостоятельно подумать над последовательностью изготовления изделия. Занятия рукоделием очень увлекает девочек, при этом они испытывают массу положительных эмоций. Налицо развитие познавательного интереса и самостоятельности, уверенности в своих силах. У девочек исчезает робость, у многих появляется потребность делать хорошо, добротно, красиво. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей детей. Это очень видно при оформлении изделий, девочки самостоятельно вносят изменения в поделку, проявляют фантазию. После того, как учащиеся изготовили сувениры, мы устраиваем в классе выставку сделанных работ, Я всегда задаю детям вопрос: «Есть ли совершенно одинаковые изделия?». Мы их не находим, т.к. каждая работа индивидуальна, она есть только у вас, при её изготовлении каждый ребенок вкладывает частицу себя, своего характера, настроения, желания.

В дальнейшем, девочки знакомят со своими работами своих родителей, проявляют желание сделать такие изделия для детского сада, изготавливают самостоятельно подарки для своих мам, бабушек, младших братишек и сестрёнок. На данных занятиях затрагиваю вопросы оформления подарков, где девочки также могут проявить творчество.

Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю . У КАЖДОГО РЕБЁНКА ЕСТЬ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ. ДЕТИ ОТ ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ СВОИ ДАРОВАНИЯ НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО.

В наши дни, при стремительном росте количества информации, школьные пособия по любому предмету уже не могут вместить в себя все имеющиеся сведения. Более того, информация быстро устаревает, нельзя рассчитывать на то, что приобретенные знания будут актуальны в течение многих десятилетий. Таким образом, сегодня важно научить учащихся самостоятельно приобретать новые знания, используя всё многообразие информационных ресурсов, таких как печать, аудио- и видеоматериалы, электронные сети.

Важным условием обеспечения нового качества образования является формирование у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности. Ведь человек, умело, эффективно владеющий информационными технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникших проблем, к организации своей деятельности.

Предлагая пользоваться компьютером, учитель дает возможность учащимся развивать навыки работы с техникой, открывает доступ к бесконечному количеству полезной информации и умению самостоятельно осуществлять ее поиск.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Я использую мультимедийные разработки уроков для того, чтобы на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к уроку: видео-, фото- и звукозапись, графику, кроссворды и т.д. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

При использовании компьютера в учебном процессе мне удаётся реализовывать следующие дидактические возможности: расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; прививать навык самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; развивать познавательные способности учащихся; развивать мотивацию учащихся к учебному предмету. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие; тренажер; средство диагностики и контроля.


Описание педагогического опыта учителя технологии

Черных Татьяны Викторовны, МАОУ СОШ № 4

Наименование опыта.

«Метод проектов как педагогическая технология, направленная на развитие творческих способностей школьников»

Актуальность и перспективность опыта .

В настоящее время система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена на создание условий, в которых идёт становление личности, где обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Современный выпускник должен хорошо ориентироваться в любой ситуации: предвидеть проблему, находить пути решения, формировать задачи, искать информацию, уметь выделять главное, продумывать план, познавать и приобретать новые знания, исследовать, выбирать оптимальные варианты действий. Формирование этих качеств, способствует выполнение творческих проектов на уроках технологии.

Предмет технология (обслуживающий труд) включен в учебный план с 5 по 8 класс. Учитывая данные возрастные особенности детей, именно в этот период наблюдаются многопредметность, перегрузка, снижение познавательной активности учащихся. Для преодоления подросткового отчуждения от школы и взрослых, а так же для решения задач обучения, педагогические подходы должны быть эффективными. Одним словом, школа и учитель должны отвечать интересам, влечениям и потребностям подростка, а увлечены они в настоящее время компьютерами. Я взяла этот факт за основу и в результате педагогических поисков пришла к выводу, что технология метода проектов – достаточно эффективна, т.к. внедрение ИКТ (информационно коммуникативных технологий) в учебный процесс позволяют формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся.

Условия становления опыта.

Представленный опыт работы формировался в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка. Пробуя разные варианты, я пришла к выводу, что в условиях нашей школы, использование метода проектов – достаточно оптимальное решение, где можно получить положительную динамику не в ущерб интересам личности школьника и учебному процесс

Интерес к предмету возникает в том случае, когда учитель создает условия для активного и творческого поведения ученика. Такую задачу успешно решает метод проектов. Исследования в проекте помогают ребенку проявить его личностные качества и умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданий, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, решительным, учит находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.

Применение технологии метода проектов позволяет успешно решать следующие задачи: затруднения и проблемы в обучении:

Низкую мотивацию к обучению

Низкая познавательная активность к предмету

Формирование механизма самореализации личности, выбора профессии.

Низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей

Развитие творческого мышления

Теоретическими предпосылками разработки проектного обучения являются идеи

Развивающего обучения и личностно-деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин); системы проектного обучения (ЖД. Дьюи); системы творческих уроков и творческих заданий (А.В.Хуторской). Одним из наиболее эффективных методов исследовательского труда школьников на уроках технологии, является метод проектов, научно обоснованный доктором педагогических наук И. Чечель. Использование этой технологии позволяет активно включать школьников в те или иные проекты, дает им возможность осваивать новые способы деятельности. Применяемая технология рассматривается не как альтернатива классно-урочной системе, а предполагается как лаборатория, в которой происходит процесс познания. Это педагогическая технология включает: целевую и научную направленность, систему действий учителя и ученика, критерий оценки и новый результат.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Остановлюсь на основных требованиях к использованию метода проектов:


  1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта.

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

    • выдвижение гипотез их решения; (проблемные вопросы)

    • обсуждение методов исследования;

    • обсуждение способов оформление конечных результатов;

    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Проектное обучение является непрямым и здесь ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс. Самый сложный момент работы – это организация, особенно подготовительный этап. Не простой задачей является выбор темы проекта. При планировании тем автор дифференцирует их по степени сложности. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, форму его выполнения с расчетом на определенный результат. От того какую тему выберет ученик зависит и результат проекта. Если тема ему не интересна и занижена мотивация, то творческий потенциал учащегося не будет задействован сполна. Учащиеся выполняют различные проекты: монопредметные, предметные, текущие, итоговые, индивидуальные и коллективные.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
ст. Родниковской Курганинского района Краснодарского края
Из опыта работы учителя технологии Гончаренко В.В.
«Описание положительного опыта по трудовому обучению и
воспитанию на уроках и во внеурочное время»

2015 год
Настоящая работа – это обобщение моего опыта, полученного за годы работы в
школе.
Мой поиск – построение учебного процесса, который помог бы обеспечить
усвоение урочной или учебной темы. Как спланировать урок так, чтобы за
минимальный отрезок времени дать максимальное количество знаний учащимся.
Как, оставаясь в стороне, раскрыть возможности своих учеников, сделать всё для
того, чтобы они почувствовали себя личностями, прониклись самоуважением. А
для этого учитель должен подготовить урок так, чтобы ученики после него
стремились самостоятельно, добровольно к расширению полученных на уроке
знаний.
И уж, конечно, не под страхом получения неудовлетворительной оценки, а для
того, чтобы больше узнать. Ведь привлекательность учебного процесса является
важнейшим условием результативности обучения и фактором познавательной
активности учащихся к образованию, положительного отношения к школе.
Для этого стараюсь чётко объяснить задание и поставить цель перед учащимися
так, чтобы ученики знали, для ЧЕГО, ПОЧЕМУ и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ им дали
задание. Научить детей внутренне признавать разумность и необходимость
осуществления этой деятельности – основная задача моей работы.
Ребёнку очень сложно переходить от состояния ничего неделывания / или что
сложнее, от деятельности по своему почину / к активному труду по заданию
учителя.
Поэтому раскрытие той или иной темы в полном объёме даю учащимся
постепенно. Как бы, подымаясь по ступенькам лестницы. Часть сопутствующей
тематики для раскрытия основной темы даю в младших классах, затем в старших.
В младших классах люблю проводить уроки и внеклассные мероприятия в
нетрадиционной форме, которые дают большие положительные результаты.
В старших классах провожу практические работы, которые вырабатывают навыки
шитья, вязания, приготовления пищи и др.
Учитель в состоянии сделать каждый свой урок привлекательным, но это
требует большой дополнительной подготовки. Надо подобрать материал, задачи,
упражнения, составить карточки – задания. И это дело не одного года, но в конце
концов урок превратится в желанное время общения учителя и учеников, будет
приносить последним радость познания. Использование ИКТ позволяет проводить
уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
Обеспечение наглядностью, привлечение большого количества дидактического

материала повышают объём выполняемой работы на уроке в 1,5­2 раза, а также
обеспечивают высокую степень дифференциации обучения.
С первых минут, когда дети приходят ко мне на урок, я убеждаю их, что труд –
это основа всего. Основа преодоления трудностей в окружающем мире и в самом
себе, развития, человеческого счастья. И французская пословица: «Никто не
рождается с умными руками, руки умнеют в труде» стала нашим живым девизом.
Поэтому каждый мой ученик знает, что нет слова не хочу, а есть слово надо. Но
рядом с трудом физическим и умственным должен быть и труд нравственный,
возвышающий. Без него – труда нет, остаётся одна механическая работа.
Радость труда – это важнейший путь формирования отношения к труду. Без
радостного отношения вообще невозможен хороший труд. И примером этого
являются результаты работы: участие в творческих конкурсах, выставках.
Следующая педагогическая задача – воспитание эстетического отношения к
окружающей жизни: к природе, к людям, обществу.
Эстетическое развитие помогает формированию нравственных критериев,
вкусов, понятий, трудовых способностей и умственного развития. Связь
эстетических критериев со всеми задачами развития детей многопланова.
Например, на уроках кулинарии по теме « Приготовление горячих напитков » ­ в
частности, использование момента даже приготовления заварки чая, учащиеся
проявляют особую искусность, мастерство. Простое приготовление чая
превращается в некий сказочный ритуал. Тем самым, девочки показали свое
стремление к творческому мастерству (материал части этого урока прилагается в
презентации). А у меня была возможность взять на заметку способных учениц и
определить наметившихся лидеров, тех, кто более развит, кому даётся учение
легко, а кому труднее.
Используя задачи ТРИЗ (теория, решения изобретательных задач), я выявляю
нестандартное мышление у учащихся, которые не входили в число лидеров, а были
довольно неприметными в группе своих товарищей.
Например, объясняя учащимся историю возникновения швейных машин
(раздел машиноведения), делаю сообщение, что в 1837 г. Варфоломеем Тимотье
была впервые построена мастерская, где установлено было 80 деревянных
швейных машин. Но просуществовала эта мастерская недолго, т.к. была
разгромлена (но об этом не говорю) а задаю вопрос: « Почему мастерская
просуществовала недолго? » в одних классах дети сразу говорят ответ, в других
необходимы наводящие вопросы.
На протяжении всего учебного процесса уделяю большое внимание развитию
детей по народному декоративному искусству – одному из способов воспитания
любви и уважения к Родине, к своему народу, краю и местности, в которой мы

живём, приобщая к миру прекрасного, изучению национальных традиций и
обычаев. Это прослеживается в такой работе, как коллекционирование и
демонстрации работ, выполненных бабушками, родителями учащихся и
творческими работами, представленными самими учащимися.
В школе при помощи учащихся создана Кубанская горница. Предметы быта
горницы используем при проведении обрядовых праздников, таких как Масленица;
организуем предметы выставок и проводим встречи с мастерами рукоделия.
Изменившиеся социально – экономические условия диктуют необходимость
внесения изменений в подготовку учащихся к жизни и труду. И одно из новых
требований – развитие качеств делового человека. Это значит, что большое
внимание отводится на изучение домашней экономики, куда входят изучение
семейного бюджета, планирование, одним словом то, что необходимо молодому
человеку, вступившему в самостоятельную жизнь.
Хотелось бы подчеркнуть, что, добиваясь разными способами усиления
привлекательности урока, хотелось бы добиться главной цели современного
школьного образования – воспитания и развития способной, жизнелюбивой,
знающей и умеющей талантливой личности, готовой к творческой деятельности. И
при этом научить эту личность уважительно относиться к людям, считаться с их
делами, интересами; воспитать умение общаться со взрослыми и сверстниками
быть общительными, вежливости, деликатными и скромными.
И это возможно. Возможно, когда ты веришь в духовные силы ребенка в его
будущее победы и удачи.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технологический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изменения технологии является объективным и закономерным процессом. Программа предмета технология строится по модульному принципу, благодаря чему и обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащихся целей обучения. Каждый из модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижения комплексов дидактической цели.

Модулем охвачены основные стороны современного производства (техника, технология, экономика и организация) во взаимосвязи с природными (экологическими) и социальными факторами трудовой деятельности.

Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школы.

Таким образом, перспективность заключается в том, что блочно модульные технологии позволяют адаптировать модули в связи с потребностями времени, запросами родителей и детей, местных производственно-трудовых традиций и особенностями.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

Для осуществления поставленной задачи я применяю блочно-модульную технологию и технологию проектной деятельности, которая подробно изложена в работах:

  1. Симоненко В. Д., Тихонова А. С. (Методика обучения учащихся Технологии),
  2. Тхоржевского Д. А., Гетто В. Г. (Основы проблемного обучения на уроках труда),
  3. Тихонов А. С., Сидоров О. В. (Творческий потенциал учебного проектирования),
  4. Павлова М. Б., Питти Д. (Образовательная область "Технология". Теоретические подходы и методические рекомендации - Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России), Сопельняк А. П. (Психология творчества // Изобретатель и рационализатор).

В этих работах приводятся конкретные примеры следующих технологий:

  • Технология проблемного обучения.
  • Технология проектной деятельности.
  • Дифференцированный подход к обучению.
  • Личностно-ориентированный подход к обучению.

НОВИЗНА ОПЫТА.

Введение блочно-модульной технологии обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда. В тоже время метод проектов как основной связующий элемент программы позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучения тех или иных разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей обучающихся и местных особых потребностей производства.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

При реализации личностно-ориентированного обучения я координирую учебный процесс, наблюдаю, косвенно руковожу деятельностью учащихся, помогаю в выборе решений, активизирую самостоятельную деятельность учащихся, диагностирую развитие личности учащихся.

Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют задания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую работу, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.

Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, "мозговой штурм", интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

В основу обучения положен проектный подход, стимулирующий более полному и прочному усвоению учениками жизненно необходимых обще-трудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности, формированию навыков бесконфликтного общения, культуры поведения и разумного обращения с природой.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:

1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.

2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.

3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.

К ним относятся:

  • выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
  • выявление способа решения проблемы.
  • моделирование способов решения учебных проблем.
  • конкретизация и обогащение способов действий.
  • контроль за ходом и результатом учебной деятельности.

Принципы которыми я руководствуюсь при обучении.

  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности знаний;
  • Принцип доступности и посильности;
  • Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
  • Принцип прочности знаний учащихся;
  • Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
  • Принцип научности обучения.

В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

При этом использую три основные формы организации учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Для развития умственных способностей и интереса к знаниям использую на практике следующие методы обучения:

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи.

Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления.

Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования.

Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным обучением обучающихся необходимых теоретических сведений, что заложено в метод проектов.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Проектность - это определяющая черта современного мышления, это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектное образование - это образование предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Сохранение и преумножение врожденной "самостоятельности" ребенка это важнейшая задача образования подрастающего поколения, которую я стараюсь решать на своих уроках. Для этого я использую различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.

Под словесной наглядностью использую яркую, образную, живую речь, вызывающую у учащихся конкретные представления. По этой технологии работаю девять лет.

В методической копилке:

Блоки-модули.

  • Модуль первый. Личная гигиена и гигиена жилища.
  • Модуль второй. Элементы кулинарии.
  • Модуль третий. Цветы в доме.
  • Модуль четвертый. Семейные праздники.
  • Модуль пятый. Плетение и ткачество.
  • Модуль шестой. Обработка тканей.
  • Модуль седьмой. Элементы машиноведения.
  • Модуль восьмой. Элементы домашней экономики.
  • Модуль девятый. Основы предпринимательства.

Тематические и поурочные планы.

Темы урока:

Элементы материаловедения.

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине.

Проектирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки.

Конструирование ночной сорочки и моделирование плечевого изделия на ее основе.

Дидактический материал:

Инструкционная карта. Построение чертежа цельнокройного фартука.

Инструкционная карта. Раскрой фартука.

Инструкционная карта. Изготовление нагрудного накладного кармана.

Инструкционная карта. Притачивание пояса к юбке.

Инструкционная карта. Конструирование и моделирование юбки, фартука, плечевого изделия с цельнокройным рукавом и втачным рукавом.

Инструкционная карта. Конструирование воротников.

Карточки для проверки знаний.

Лекала фартука, юбки, плечевого изделия, воротников.

Для удобства и наглядности оформлены папки для среднего и старшего звена с 5-го по 11-й класс (профориентационная работа, проектная деятельность, ручная вышивка, аппликация на швейной машине).

Большую помощь в работе оказывает кабинет, где имеются все необходимые наглядности, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:

  • таблицы;
  • опорные схемы;
  • банк учебных проектов.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Проводимая мной работа в данном направлении дает положительные результаты:

  • все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;
  • 100% успеваемость;
  • процент качества за предыдущий год по всеклассно составляет 100%.

В апреле 2007 года участвовала в городском смотре-конкурсе учебных мастерских муниципальных общеобразовательных учреждений, награждена дипломом за 3-е место. Приняла активное участие в городской выставке учителей технологии посвященной началу 2007-2008 учебного года. В марте месяце участвовала в городской выставке кукол проходившей в школе искусства. Награждена грамотой за подготовку проекта "Школьная газета: содружество участников образовательного процесса" занявшего 3 место в городской акции "Я - гражданин России". Разработала и представила костюмы для участников городского смотра - конкурса "безопасное колесо" заняла 3-е место март 2007года.

В апреле 2007года к проведению школьного семинара подготовила выступление "Блочно модульное преподавание".

За многолетний добросовестный труд и в связи с 10-летием Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" управления образования- награждена почетной грамотой главы города Губкинского.

В сентябре 2006-2007года назначена руководителем городского МО учителей технологии.

В 2008 году ученица 4-Б класса Морозова Настя заняла 3-е место, в городской выставке -конкурсе коллективно- творческих работ"Семья России". В Мае 2008 года получили дипломы за участие во втором корпоративном фестивале "Факел" г. Ноябрьск, Морозова Настя, Гаврилюк Александра, Гаврилюк О. А. В городском конкурсе молодежных проектов и творческих работ "Радуга профессий" в номинации Декоративно- Прикладное Творчество Гаврилюк Александра награждена дипломом за 1 место.

За сотрудничество в сфере профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан и за активное участие в конкурсе молодежных проектов и творческих работ получила благодарственное письмо.

В ноябре месяце 2008 года ученица 9-Б класса Гилемханова Ксения стала призером в городской олимпиаде по технологии.

За участие в окружном конкурсе декоративно-прикладного и художественного искусства "Вселенная детского творчества" посвященного 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей награждена дипломом. Салехард 2008 год.

За представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале "Открытый урок" награждена дипломом в 2007-2008 учебном году.

Считаю большой долей заслуги моей работы выбор профессии учеников нашей школы идет по направлению технологии. Две выпускницы Лешик Ольга и Бондаренко Ирина закончили училище с красным дипломом получив профессию повар-кондитер.

Уделяю огромное внимание здоровьесберегающему направлению.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Опыт работы по данной технологии может использоваться учителями трудового обучения в общеобразовательных школах, как в общеобразовательном классе так и в профильном; преподавателями профессионального училища.

ТРУДОЕМКОСТЬ.

Начало освоения нового всегда сложно, а поэтому и трудоемко, как для учителя, так и для учащихся. Сказывается и нехватка литературы как учебной так и методической, что занимает много времени для подборки информации. Все приходит со временем и с опытом. Если начиная с 5-го класса, материал собирается по крохам менее емкий, то к 11-му классу учащиеся успешно справляются с более сложными блоками- модулями.

Они прекрасно ориентируются в подборе литературы, распределяя между членами группы этапы работы.

Читайте также: