Влияние Интернета на современное потребительское поведение молодежи (социологический анализ). Научная работа на тему «Влияние Интернета на подростка

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Департамент образования Мангистауской области

ГУ «Бейнеуская средняя школа»

Название работы: «Влияние Интернета на подростка» Направление: Информационные технологии,

программирование

Секция: информатика

Руководитель: Отегенова Нургуль Базарбаевна

учитель информатики

2014 год

Аннотация

Тема исследования: «Влияние Интернета на подростка»

Цель исследования: Проследить влияние Всемирной

глобальной компьютерной сети

Интернет на мировоззрение подростков.

Метод исследования: Беседа, сравнение,обобщение,

тестирование,наблюдение,

статистическая обработка данных.

Новаторство исследования: Выяснить: позитивно или негативно влияет Интернет как на подростков,

так и на общество в целом

Этапы исследования: 1. Проведение социологического

опроса,обработка результатов;

2. Изучение и анализ литературы;

3. Сбор и обработка материала.

Итог исследования: Интернет представляет обой мир»

параллельный нашему, в котором достаточно

много полезного для пользователей, но также

в сети очень много отрицательного.Я надеюсь,

что прочитав мою работу многие задумаются.

Причём не только подростки,но и их родители.

Достучаться до людей – вот самая главная для

меня задача, что бы они поняли,что о своих

поступках и действиях нужно задумываться.

Необходимо понимать, что все наши действия

чреваты последствиями, а проявятся они

не сегодня, не завтра,а через поколения.

И то, какими вырастут наши дети, зависит

только от нас самих! У человека всегда

есть выбор, даже если, кажется, что его нет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..8

Глава 1. Что же такое Интернет: добро или зло?........................................9

    1. Положительные черты влияния Интернета……………………....11

      Отрицательные черты влияния Интернета……………………….13

Глава 2. Использование и роль Интернета в школе………………………15

    1. Интернет глазами подростка……………………………………...15

      Сравнительный анализ использования Интернета учителями и учениками школы………………………………………………….17

      Каталог информационных ресурсов, используемых в образовательном пространстве школы...........................................19

Заключение…………………………………………………………………..22

Список литературы………………………………………………………….23

Приложение 1………………………………………………………………..24

Введение

Мы выбрали эту тему, потому что насволнует проблема «зомбирования» современной молодёжи как компьютерными играми, так и Интернетом в целом. В данной работе провели исследование среди старшеклассников нашей школы и открыли много нового для себя, узнав мнение своих сверстников, старшеклассников по данной проблеме.

Первый раз мы узнали , что такое Интернет совсем недавно, но ближе с ним познакомиться удалось только год назад, когда мы учились в четвертом классе. Первое наше впечатление об Интернете было положительным: мы работали впоисковой системе,посещали познавательные и образовательные сайты и web -страницы, но познакомившись с Интернетом поближе, мы поняли , что не все, то, что кажется добром им и является! Ведь мы думаем, многие с нами согласятся, что в Интернете много информации, которую не то что читать, а даже видеть нельзя, в особенности подрастающему поколению. Но не всё так банально и ужасно, во всём можно найти положительные стороны. Безусловно, Интернет - это величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачёк в будущее. Дало стимул к прогрессу. Интернет упрощает нашу жизнь, открывает перед нами всё большие возможности! Так же это большая помощь в учёбе и работе. Сейчас в один момент можно получить любую интересующую нас информацию на заданную тему. Связаться с любой точкой мира за считанные секунды. Но всё-таки проанализировав информацию, полученную нами из различных источников (в том числе из Интернета) можно сказать, что отрицательного влияния много.

Глава 1. Что же такое Интернет: добро или зло?

Интернет - это зло, или добро?Интернет, глобальная сеть, всемирная паутина... Вот именно – сеть и паутина. Интернет опутывает нас, затягивает в свои сети.

Безусловно, интернет это зло, если его присутствие нарушает наш образ жизни, вырывает из реального общения, затрудняет, а то и сводит на нет встречи с друзьями, родными и близкими. Мы поселяемся в нём. Теряем связь с реальностью. Сеть дает нам свободный доступ к любой информации, которая пресыщает нас, развращает наших детей.

Но, в то же время задумайтесь, что полезного мы получаем из глобальной сети интернет? Как её соседство рядом с нами облегчает нам жизнь?

Мы передаем, скачиваем необходимую информацию из сети, заказываем товары в интернет магазинах с доставкой на дом, получаем образование, проводим on-line встречи, находим работу, зарабатываем с помощью интернет! Всё это и многое другое возможно, не выходя из дома! Достаточно включить компьютер, подключить его к интернету, и приступить к делу.

Так что же интернет – зло, или добро?

На этот вопрос у каждого человека свой ответ. И зависит он непосредственно от нас самих. От того насколько грамотно мы умеем пользоваться данным ресурсом.

Можно назвать злом автомобиль, если воспользоваться им неправильно. Допустим, сев за руль в алкогольном опьянении, создать аварийную ситуацию. Злом может оказаться лекарство, если принимать его не по назначению, причинить тем самым вред. Всё же, ни от автомобилей, уж тем более от лекарственных препаратов, отказываться никто не собирается. Мы учимся этим пользоваться. Записываемся на курсы вождения, получаем права, соблюдаем правила дорожного движения. Когда болеем, идем к врачу, что бы он прописал нам необходимое лекарство, принимаем его строго по рецепту.

Интернет ресурс тоже можно и важно научиться правильно использовать!

Определите, для какой цели он вам нужен и используйте по назначению. Установите ограничение по времени нахождения в сети и систематизируйте свою работу в ней. Старайтесь не проводить в интернете время лишь потому, что нечем заняться. Испробуйте такой способ. Когда возникнет желание просто так побродить в интернет, поставьте рядом с монитором песочные часы, что б вы наблюдали, как течет время. Как с каждой падающей вниз песчинкой его становится все меньше и меньше. Возможно, это отобьет у вас желание убивать драгоценные часы жизни в сети.

Интернет - это огромный, удобный и доступный источник информации, способный удовлетворить запрос самого искушенного пользователя. Как мы ею воспользуемся, зависит от нас самих, как зависит и то, чем он будет для нас являться – злом или добром.

1.1. Положительные черты влияния Интернета

Рассмотрим плюсы Интернета. Появились такие возможности, как заработок в сети, способ показать, проявить себя, поместить свою собственную страничку, написанные программы и прочее. Также через Интернет можно найти работу, старых друзей, которых давно потерял. А как приятно пообщаться с людьми из твоего города, если ты, например, уехал оттуда, а возможности вернуться нет!

В Internet каждый прокладывает свой собственный путь. Ты сам решаешь, какими услугами сети воспользоваться. Хочешь - отправишь электронное письмо хоть на край света. Хочешь - оставишь сообщение для группы новостей: так называется тематический электронный бюллетень, служащий своеобразной доской объявлений. Возможности сети поистине безграничны. Потребности и запросы путешествующих по Internet самые разные.Одни хотят раздобыть новое программное обеспечение. Другие ищут те или иные документы, необходимые им для профессиональной деятельности. Третьи подключаются к сети, чтобы получать электронную почту. Internet помогает всем. Всемирная компьютерная сеть предоставляет множество разнообразных услуг. Здесь работают программы, каждая из которых решает определенный круг задач. С помощью Internet можно даже звонить по телефону. Конечно, тут есть свои неудобства: о времени такой беседы в сети нужно договариваться заранее, да и качество связи часто оставляет желать лучшего. Однако звонить через Internet гораздо дешевле! Обычный телефонный звонок в другую страну приходится оплачивать по международному тарифу. Для того чтобы звонить по Internet, нужен доступ в сеть, а также мультимедийный компьютер с микрофоном и динамиками и соответствующая программа, позволяющая вести телефонный разговор. Та же самая программа должна быть у вашего собеседника. Беседа в Internet возможна при условии, что вызываемый вами абонент находится в сети. В настоящее время через Интернет можно делать практически всё – делать покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать свои товары и фирмы, общаться самыми различными способами, найти там можно абсолютно всё, а если чего-то там нет, значит, этого нет вообще, можно дружить и даже влюбляться, и это далеко не всё. Возможности Интернет практически безграничны, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет заменить – это прелести живого общения, прелести писем, написанных рукой друга или любимого человека, сидя перед мерцающим экранов никогда нельзя будет сходить погулять с друзьями в «реале».

Также миллионы инвалидов получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться с друзьями. В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, в первую очередь ценна научная литература - т.к. обычные книги стоят больших денег, многие ученые, как это ни прискорбно, не в состоянии обеспечить себя необходимой литературой, Интернет дает им такую возможность. Так же Интернет является воистину самым огромным сборником информации, Интернет дает возможность многому научиться, получить профессию либо поднять свои навыки на иной уровень. Так же в Интернете можно всегда получить самые свежие новости узкой либо широкой тематики.

Форумы - лучшая разработка человечества, и, один из наиболее важных аспектов Интернета - форумы позволяют общаться тысячам, миллионам людей. Они позволяют разделить общение на темы и категории, таким образом, каждый общается там, где ему интересно. Чаты и ICQ дают возможность общаться в реальном времени, таким образом, два, и больше, человека находящиеся в разных точках мира разговаривают так, как будто бы они стоят рядом.нтернет -это благо!

1.2. Отрицательные черты влияния Интернета

Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее, что в нас есть, а что? Ведь все можно! В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики.

В Интернете полно порнографии. Большинство молодых людей покупают модем лишь для того, что бы зайти на порносайт. В Интернете легко найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с детской порнографией. К сожалению, вычислить авторов этих сайтов практически невозможно, даже для спецслужб, так как эти нелюди регистрируют сайты на подставных лиц. В реальности этого существенно меньше. Ведь на подобный сайт может зайти любой человек, и дети, в том числе 13-16 лет - и что они увидят? От себя скажу – что нужно бороться с этим! Если нельзя оградить детей и подростков от доступа к этой информации, то необходимо искать другие пути решения этой проблемы. Устранять не последствия, а причину!

Дети смотрят на взрослых, дети впитывают информацию как губка - и что они получают из Интернета? Достаточно зайти на некоторые сайты, и вы сами всё поймете.

В Интернете появились хакеры, гробящие все на своем пути ради удовлетворения своего ущемленного самолюбия, они не могут создать, могут только разрушить.

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.

Если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

    хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

    невозможность остановиться;

    увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

    ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за

компьютером;

    проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:

    навязчивое стремление постоянно проверять электр.почту;

    предвкушение следующего сеанса он-лайн;

    увеличение времени, проводимого он-лайн;

    увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Глава 2. Использование и роль Интернета в школе

2.1. Интернет глазами подростка

Так, что же такое Интернет с точки зрения подростка?

Прежде всего - это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учёбе. Да и, честно говоря, не все второе вообще применяют.

Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно не так!!! Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Но к сожалению доказать это самому подростку невозможно! Он должен сам это понять и осознать – только тогда возможно всё изменить!

Для большинства подростков Всемирная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не с точки зрения взрослых.

Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, это и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни, но разве это хорошо, тут, же возразят многие читатели.Естественно это не очень хорошо, но многим просто очень тяжело общаться в реальности. Просто бывает так, что тебя не понимают, считаешь себя изгоем в этом обществе, а в Интернете находишь людей, у которых с тобой одинаковые взгляды, и жить становится легче!

Но не всё потеряно. Не всё так ужасно как кажется на первый взгляд. Есть и те, для кого Интернет – это не заменимый помощник для получения знаний. А кто-то, вообще до сих пор просиживает в библиотеках и получает информацию «по старинке». Может это и не так уж плохо? Да, несомненно, Интернет намного упрощает нам жизнь. Одним нажатием клавиши, мы получаем информацию, в поисках которой мы могли бы потратить «кучу» времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую возможно вы никогда и не купили бы.

Из всего выше сказанного следует то, что, остается, надеется только на сознание самих детей, на их честность. Честность перед самим собой. Было бы здорово, если бы каждый задумался, задумался о себе, о своих поступках, и, что вообще он сделал для того,что бы мир стал лучше. О том, сколько драгоценного времени он теряет, просиживая в Интернете за бессмысленным занятием. Подростковый период и наша молодость – это самое замечательное время, которое нужно заполнить яркими моментами и провести его с пользой - по максимуму! Что бы потом не было мучительно больно за бесцельно и бесполезно прожитые годы!

Испокон века, каждое поколение взрослых видит в новых технологиях их тенденцию разрушения. Платон предупреждал (и совершенно справедливо): «Письменность и чтение уничтожат ораторское искусство». Автомобиль отнял у нас способность к созерцательности. Телефон привел в упадок эпистолярный жанр. Место ораторского искусства заняла литература. На смену созерцательности пришла драма. А эпистолярный жанр был возрожден в электронной почте.

2.2 Сравнительный анализ использования

Интернета учителями и учениками школы

Чтобы более детально разобраться в роли Интернет в жизни школы и, в частности, учеников 6 – 11 классов, нами были проведены некоторые исследования, в качестве площадки для которых была взята наша школа. Курс информатики преподается в строгом соответствии с программой общеобразовательных. Несмотря на большую и серьезную работу, которая ведется по избранным школой направлениям, в области использования информационных технологий мы можем рассматривать ее как типичную для школ Казахстана . В настоящее время в школе имеется оборудованный персональными компьютерами 1 кабинет информатики, а так же канал выхода в Интернет с адресом электронной почты.

Целью наших исследований было выяснить следующие вопросы:

    какой процент учащихся и учителей школы пользуется Интернет;

    как часто используете сеть;

    где вы используете Интернет;

    для чего вы применяете сеть;

    вызывает ли Интернет зависимость у вас;

    как вы считаете, как влияет на вас Интернет;

    какие из сайтов вы считаете полезными для подростка.

В опросе принимали участие учащиеся 5-9 классов и преподавательский состав школы.

На вопрос “Пользуетесь ли Вы услугами Интернета?” абсолютное большинство учащихся, 98%, ответили «да». 62% видят в Интернет средство общения и быстрой связи и 38% считают Интернет средством отдыха. Регулярно услугами Интернет пользуются 72% опрошенных учащихся, 26% - редко, а 2% не пользуются Интернет вообще. Из учащихся, регулярно пользующих Интернет дома – 79%, у друзей – 9%, в клубе, кафе – 2%, в школе 80%. Среди учителей мы наблюдаем следующую тенденцию: абсолютное большинство 100% в силу разных причин пользуется Интернетом систематически.

Соответственно и при ответе на вопрос: “Насколько помогает Вам Интернет в учебе?” мы получили аналогичный результат: 98% опрошенных учащихся отвечают, что информация, полученная, в Интернет помогают им в написании рефератов, подготовке ряда творческих домашних заданий, расширяет кругозор.

Все 100% учителей очень осторожно высказываются по вопросу о помощи Интернет в написании различного рода работ, но также отмечают его положительную роль для общего интеллектуального развития.

Абсолютно совпали мнения учащихся и учителей при оценке положительного и отрицательного влияния Интернет на нашу жизнь. Среди положительных факторов отмечается доступность и большое количество разнообразной постоянно обновляемой информации, быстрота и удобство ее получения, возможность виртуального общения, быстрота связи. Среди отрицательных факторов - малодоступность и дороговизна, возможность заражения компьютера вирусами, большое количество навязываемой негативной информации, отрицательное влияние на здоровье, особенно на зрение, психологическая зависимость, возможность ухода из мира реального в мир виртуальный, занятость телефонных линий.

2.3 Каталог информационных ресурсов, используемых в образовательном пространстве школы.

В последнее время проведена огромная работа по сбору и систематизации образовательных ресурсов Система электронного обучения e-Learning -масштабный государственный проект, включенный в Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. (https://e.edu.kz ). Для многих учащихся и педагогов он служит основной «точкой входа» в образовательный сегмент Интернета. Однако до сих пор многие учителя, ученики, родители и представители общественности остаются в неведении относительно многих полезных и эффективных в обучении Интернет - ресурсов.

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность задачи формирования и широкого распространения каталога образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет и ориентированных на использование в системе общего образования. Каталог призван помочь педагогам в поиске информационных ресурсов, позволяющих повысить эффективность и качество учебного процесса.

В настоящем каталоге мы собрали Интернет ресурсы для общего образования, которые используют учителя и ученики нашей школы, а также образовательные ресурсы, опубликованные в средствах массовой информации.

Каталог адресован в первую очередь педагогам, и ученикам школы. Вместе с тем образовательные ресурсы Интернета ссылки, на которые приведены в каталоге будут полезны родителям и всем тем, кто проявляет интерес к развитию современной школы.

Таким образом, выводы, которые я считаю возможным сделать из этих вопросов следующие:

    учащиеся очень разумно и ответственно относятся к возможности использования Интернет для обучения;

    большинство учащихся рассматривает Интернет не как игру, а как источник дополнительной информации;

    как учащиеся школы, так и преподавательский состав, достаточно часто используют Интернет, так как имеют возможности домашнего подключения.

Заключение.

В настоящее время Интернет представляет собой «мир» параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Человек, «входящий» в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление об Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но, к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.

В процессе написания этой работы, я использовал специальную литературу, провел много времени в сети Интернет. Что и помогло, как мне кажется, раскрыть тему, осветить все проблемы и вопросы. Всё это оказалось довольно увлекательным и познавательным процессом. Я открыла для себя много нового не только в области Интернета, но и о своих сверстниках.

Так же мною были проведены два социологических опроса, среди старшеклассников и учителей нашей школы. В опросах приняло участие 20 учителей и 47 учеников. Результаты своих опросов я выразила в таблицах и диаграммах. Результаты этих опросов наглядно показывают, то чем в большей степени интересуются наши ученики, и что они хотят видеть в сети Интернет. Так же здесь можно увидеть, что мнение учителей и учеников, относительно полезности и вредности информации в Интернете, разнится.

В своей исследовательской работе я познакомился с самим понятием Интернет. Что же он представляет собой на самом деле. Я понял, что в сети много негатива, борьба с которым просто необходима. На сегодняшний день существуют методы борьбы с негативом в сети, но, к сожалению, они малоэффективны. Необходимо, что бы уже в ближайшем будущем были предприняты более радикальные и действенные методы борьбы. Пути решения этой проблемы зависят как от действий государства, так и от сознательности нашего общества.

Я надеюсь, что прочитав мою работу многие задумаются… Причём не только подростки, но и их родители. Достучаться до людей – вот самая главная для меня задача, что бы они поняли, что о своих поступках и действиях нужно задумываться. Необходимо понимать, что все наши действия чреваты последствиями, а проявятся они не сегодня, не завтра, а через поколения. И то, какими вырастут наши дети, зависит только от нас самих! У человека всегда есть выбор, даже если, кажется, что его нет.

Список использованной литературы:

1. Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2005. - 167c.

2. Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. -Киев: Диалектика, 2007. - 495 c.

3. Игер Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова; Пер. c англ. - М.: БИНОМ, 1996. - 313 c.

4. КентП. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2001. - 267 c.

5. Колесников О.Э. Интернет для делового человека. - M.: МЦФ. Издат. фирма “Яуза”, 2006. - 281 c.

6. Крол Эд. Все об Internet: Руководство и каталог / Пер. c англ. С.М. Тимачева. - Киев: BNV, 2005. 591 c.

7. Левин В.К. Защита информации в информационно-вычислительных cистемах и сетях // Программирование. - 2004. - N5. - C. 5-16.

8. Нольден М. Ваш первый выход в Internet: Для начинающих пльзователей Internet и широкого круга пользователей PC / Гл. ред. Е.В. Кондукова; Пер с нем. К.А. Шиндер. - Спб.: ИКС, 2006. - 238 с.

Приложение 1

УДК: 30.308, 30.304, 004.5

Терякова Анна Сергеевна

Руководитель: к.п.н., доцент Боброва И.И.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

Институт истории, филологии и иностранных языков

Мы живём во время, когда ценность высоких технологий очень велика. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он захватил абсолютно все сферы жизнедеятельности. В настоящее время нельзя представить любое мобильное устройство или компьютер без Интернета. Порой задумываешься, как же люди жили без него всего несколько лет назад и как за такой короткий срок успели привыкнуть к нему.

Актуальность темы данной статьи состоит в том, что социальных сетей становится всё больше. На сегодняшний день они заняли всё свободное время молодежи и детей. По статистике, примерно 50% всех россиян зарегистрированы в одной из социальных сетей. Согласно мнению отечественных ученых, 96% подростков общаются через Интернет.

Мониторинговое агентство «News Effector» провело исследование с целью выяснить степень зависимости россиян от Интернета . Из 7800 опрошенных в возрасте от 18 до 55 лет по всей России – 61% людей утверждают, что количество времени, которое они проводят в Интернете постоянно увеличивается; 30% опрошенных признались, что сидят в Интернете для того чтобы убить время, т.е. не имея определенной цели. Около 78% россиян относятся к Интернету положительно. В то же время, как 5% настроены крайне негативно.

Именно поэтому некоторые учёные серьёзно занимаются проблемой интернет-зависимость и в частности зависимостью от социальных сетей. Эту «болезнь» изучают такие учёные как К. Янг, М.А. Шаталина, Джеймс Барсонс и другие. Интернет-зависимость вызывает научный интерес у широкого круга учёных, но, несмотря на это, вопросы, касающиеся данной области, недостаточно изучены и описаны в учебниках и другой научной литературе.

Ежедневно миллионы людей проводят свободное время в Интернете: ищут работу, знакомятся с новыми людьми, общаются с друзьями, коллегами, ищут нужную информацию, делятся своими знаниями с другими и получают новые. Сейчас редко увидишь молодёжь, которая читает газеты, смотрит новости. Большинство людей привыкло, что любую нужную информацию можно найти в Интернете и не нужно прилагать для этого огромных усилий. К примеру, не нужно идти в библиотеку и сидеть там, перебирая литературу. Можно сидеть дома за компьютером с чашкой чая, написать в поисковую строку то, что тебе нужно и Интернет выдаст тебе тысячу результатов.

О факте интернет- зависимости говорит и то, что более половине молодёжи необходимо войти на веб-сайт по крайней мере один раз в день, и почти четверть подростков говорят, что они заходят в социальные сети несколько раз в день (из доклада, который опубликован на сайте ).

Человек бежит от своих проблем и попадает прямиком в социальные сети, где он может об этом забыть и придумать себе новую жизнь, новое имя, «избавиться» от каких-либо своих комплексов. Свой «идеальный мир» человек начинает воспринимать как часть реальности и не видит между ними границ. Человек создаёт новый образ себя самого, приписывая себе качества, которых у него в жизни может вовсе и не быть. Например, скромный, замкнутый человек в социальной сети может себя позиционировать как общительного, коммуникабельного человека. В виртуальном мире человек может позиционировать себя как самодостаточного, ни в чем не нуждающегося человека, он также может встретить, как ему кажется, свою вторую половинку, которая может находиться очень далеко от него. Зачастую этот «виртуальный образ» не имеет ничего общего с самим человеком, который ищет в социальных сетях то, что ему не хватает в реальной жизни, поэтому эта «идеальная жизнь» становится для него более ценной, чем настоящая.

Многие молодые люди не могут обойтись без виртуального общения, совершенно забывая про общение в реально жизни. Очень часто можно наблюдать такую картину, когда люди, не отрываясь, сидят в своём телефоне, например, в общественном транспорте, на улице, даже когда встречаются с друзьями. Со временем вырабатывается определённый рефлекс, человек начинает постоянно проверять свою почту в надежде, что кто-то напишет ему или посетит его страницу. Человек начинает от этого зависеть. Для него становится важным не только показать, как он живёт, но и посмотреть, как живут другие. Теперь молодёжь начала фотографироваться не для памятного альбома, в котором можно сохранить важные для себя моменты жизни, а для того чтобы выложить это все в социальную сеть, затем смотреть кому понравились твои фотографии и читать комментарии от друзей и знакомых. Знакомые или друзья выкладывают фотографии со свадьбы, с выпускного вечера, с поездок, начинает одолевать любопытство, никому не хочется упустить интересные новости, узнать что-нибудь новое из жизни друзей. Просматривая одну фотографию за другой, одну страничку, вторую, третью, человек забывает о времени.

На сегодняшний день существуют такие «преданные» пользователи, которые сидят в социальных сетях круглыми сутками. Утром на работе или учебе они первым делом заходят проверить почту, порой уделяя этому больше времени, чем основному делу. По дороге домой или на работу, в очереди, за приёмом пищи для выхода в социальные сети используют телефон или, например, планшет. Вечером, приходя домой, вновь садятся за компьютер и утром всё начинается заново. Стоит отметить, что такие люди очень любят освещать всю свою жизнь в социальных сетях, а именно при помощи статусов. Статусы меняются не только от рода деятельности, например «ем», «сплю», «еду на работу», но также это зависит и от душевных переживаний этого человека. Вышеописанное состояние человека отчасти напоминает зависимость от алкоголя или, например, наркотиков, исходя из этого, можно говорить, что зависимость от социальных сетей – это болезнь молодёжи.

В статье К.Янга «Диагноз – интернет-зависимость» приводится статистика по данным опроса. Она свидетельствует о том, что около 54% зависимых от интернета не собираются уменьшать своё времяпровождение в сети, при этом зная, что это наносит вред их здоровью и психике. Часть из них думают, что уже не смогут избавиться от этой вредной привычки. Остальные 46% пытались избавиться от зависимости, но безуспешно. Сначала они пробовали ограничить время, которое можно было проводить в интернете, но контролировать самих себя они были не в состоянии, затем выбрасывали модемы, резали провода, но через некоторое время снова оказывались в сети, осознавая, что без Интернета они не могут.

Постоянное нахождение в социальных сетях – не лучшее занятие для нашего мозга. Это нельзя назвать какой-нибудь полноценной умственной работой. Человек просто бесцельно занимает своё свободное время, вместо этого можно было бы, например, почитать книгу или погулять с друзьями. Просматривая ленту новостей друзей или их фотографии, человек делает это быстро и особо не задумывается над поступающим потоком информации.

Также, выкладывая на всеобщее обозрение информацию о себе, например, номер мобильного телефона, свой возраст, адрес, личные фотографии, человек может попасться в ловушку мошенников. Злоумышленники могут взломать аккаунт и получить нужную им информацию из ваших переписок с родителями, друзьями или знакомыми.

Несмотря на все негативные стороны нахождения в социальных сетях, есть и положительные стороны. Но прежде всего, нужно знать меру и пользоваться этим с умом. Нет ничего плохого в том, чтобы знакомиться и общаться с новыми людьми в социальных сетях, можно найти единомышленников и пообщаться на общие темы, найти своих родственников, слушать музыку или смотреть фильмы. Общение в интернете способно повысить самооценку человека и его значимость. Главное не забывать, что это только второстепенное общение, а главное – это общение в реальной жизни.

В заключении необходимо отметить, что социальные сети занимают всё больше времени молодёжи, они заменяют реальное общение и хобби. Несмотря на то, что положительные моменты присутствуют, следует отметить, что социальные сети чаще всего плохо влияют на учебу и сам процесс обучения, но бывают и исключения. Поэтому следует контролировать количество времени, которое тратится на Интернет, важно знать границу и не переходить её, иначе это обернется против тебя.

Список источников:

  1. 1. Нестерова Г.В. Влияние сети интернет и социальных сетей на молодёжь (на примере студентов ЕГУ им. И.А. Бунина). [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL
  2. Шумакова Е.В. Воспитательное пространство социальных сетей интернета // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 6.
Количество просмотров публикации: -
Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

Пономарева Дарья

В работе представлены основные критерии интернет - зависимости, пути предотвращения интернет - зависимости. Анализ зависимости у студентов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Пономарева Дарья Леонидовна

ГБОУ СПО СО «Алапаевский
профессионально-педагогический колледж»
Руководитель: Фришина Наталья Александровна

Современная молодежь и Интернет

Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Сейчас многим из нас сложно представить нормальную жизнь без него. Но всего каких-то пару десятков лет мы и близко не были с ним знакомы. И в этом было много плюсов. В частности я конечно имею ввиду плюсы для молодежи, так как они являются большой частью пользователей всемирной паутины. Достаточно сравнить нынешнее поколение молодых людей и прошлое.

Зачем напрягаться жить в реальном мире, если можно быть «успешным» в виртуальном. Регулярно переписываться с друзьями, общаться с десятками или сотнями девушек и парней, к которым в реальной жизни даже подойти бы побоялась. Природа? Да что я там не видела! Ну а спортсменами не всем суждено быть. А сколько еще возможностей! Заработки , всеобщее «уважение», много виртуальных «друзей» и так далее. Конечно, многих это устраивает, ведь в реальной жизни все сложней. Молодежь атаковала своим вниманием всевозможные социальные сети и буквально живет на своих страничках, созданных ими виртуальных мирах.

И все было бы ничего, если бы не зашло так далеко. Подростки не приспособлены к нормальной жизни, они не умеют общаться с людьми в реальном мире, чувствуют себя обделенными не получив очередной порции своего виртуального наркотика. Отберите компьютер, телефон, телевизор у ребенка. Что он будет делать? У него начнутся «ломки», как у наркомана. Он ведь не знает, чем можно заниматься за границей виртуальных миров. В этом я наблюдаю огромный минус интернета и его опасность. У меня никогда особой зависимости от него не было, но и меня успела задеть виртуальная паутина. Проводила огромное количество времени в социальных сетях и аське.

Так что же, можно заболеть Интернетом? Ведь Интернет – это не вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по информационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической» зависимости.

Вопрос о том, что работа в Интернете может стать источником болезни, и является наркоманией в буквальном смысле слова.

Другие говорят, что «не очень ясно, правомерно ли вообще говорить об Интернет-зависимости». Web-серфинг, очевидно, является не столь разрушительным занятием, как употребление наркотиков. Непонятно также, где пролегает граница между невинным увлечением и болезненным пристрастием: куда, например, отнести любовь к музыке?

Третьи утверждают, что сеть предоставляет возможность приятно провести время и не вызывает физиологической зависимости. Это «экологически чистый» помощник от стрессов.

Я же отношусь к мнению тех, кто советует все-таки заботиться о своем здоровье и задумываться о том, как и зачем вы используете Интернет.

У современного человека множество возможности приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, а только лишь психологическую. Это может послужить аргументом в ее защиту: сеть – «экологически чистый» помощник от стрессов.

Пользователям с синдромом Интернет – зависимости необходима психологическая и психотерапевтическая помощь.

Основные пять типов интернет-зависимости

  1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятиям киберсексом.
  2. Пристрастие к виртуальным знакомствам – преобладающее виртуальное общение в чатах, форумах и т.п.
  3. Навязчивая потребность в Сети – совершение покупок в интернет-магазинах и участие в виртуальных аукционах, конкурсах лотереях.
  4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, беспорядочный поиск информации.
  5. «Гейм-зависимость» – пристрастие к компьютерным играм (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии Warcraft и StarCraft, квесты).

Пребывание в сети дает возможность человеку ощутить себя в роли творца, пересоздать собственную жизнь и окружающий мир. Специалисты утверждают, что люди, «подсевшие» на Интернет, в действительности очень часто одиноки или испытывают проблемы в общении.

В ходе работы над темой было проведено небольшое диагностическое исследование в форме опроса, целью которого было изучение отношения студентов ГБОУ СПО СО «Алапаевский профессионально – педагогический колледж» к компьютеру и Интернету. Для этого была разработана анкета, состоящая из десяти вопросов закрытого характера.

Анкета .

1. Сколько вам лет?

а) 0 – 10;

б) 11 – 15;

в) 16 и старше.

2. Где вы пользуетесь компьютером?

а) дома;

б) у друзей;

в) в клубе.

3. Сколько времени вы проводите в Интернете?

а) менее двух часов в месяц;

б) более двух часов в месяц;

в) более двух часов в день;

г) более пяти часов в день.

4. Какие сайты в Интернете вы посещаете чаще всего?

а) сайты знакомств;

б) игровые, развлекательные сайты;

в) поисковые сайты;

г) сайты, где есть чат-комнаты.

5. Какова ваша потребность в Интернете?

а) отношусь равнодушно;

б) периодически возникает потребность выйти в Интернет;

в) испытываю ежедневную потребность в Интернете;

г) не представляю свою жизнь без Интернета.

6. Как влияет Интернет на ваше общение с окружающими?

а) никак не влияет;

б) с появлением Интернета стал (а) меньше общаться с друзьями;

в) Интернет заменяет мне реальное общение;

7. Влияет ли Интернет на вашу учебу?

а) не влияет;

б) Интернет помогает мне учиться;

в) мешает учебе;

8. Как вы считаете, Интернет влияет на ваше здоровье?

а) не влияет;

б) влияет незначительно;

в) здоровье значительно ухудшилось.

9. Ваше отношение к Интернету.

а) считаете полезным открытием;

б) вам все равно;

в) считаете, бесполезной тратой времени;

10. Сколько времени вы пользуетесь Интернетом?

а) меньше года;

б) больше года;

в) больше трех лет.

Анкета была предложена студентам ГБОУ СПО СО «Алапаевский профессионально – педагогический колледж».

В анкетировании приняли участие 31 студент колледжа (1 курс).

Результаты анкетирования:

100%

3,5%

3,5%

По полученным результатам можно сделать следующие выводы: На данную анкету, ответили студенты старше 16 лет. Студенты чаще всего пользуются интернетом дома. 42% студентов проводят много времени за компьютером более пяти часов в день и 42% студентов проводят более двух часов в день за компьютером. Студенты чаще всего посещают поисковые сайты. На общение с окружающими Интернет никак не влияет. У студентов наблюдается потребность в Интернете, которая, прежде всего, помогает в учебе. 100% студентов считают Интернет полезным открытием. Большинство студентов не считают, что Интернет и компьютер влияет на их здоровье.

На мой взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя.

В Интернете как и во всем необходима мера и предосторожность. Достаточно длительное пребывание в Интернете ограждает человека от реальной жизни, заменяя её на виртуальную, что пагубно влияет на психику и здоровье. Во всем нужно знать меру.

Подростки, особенно в нашей стране, проводят многие часы за компьютером, нанося вред своему здоровью: долгое сидение за монитором отрицательно сказывается на нервах, сердце, зрении, а насилие, на котором построено большинство игр, калечит психику.

Не ограниченная ничем тяга и интерес к Интернету перерастают в зависимость от него, которая признана учеными подобной зависимости от наркотиков и протекает она с теми же последствиями.

Социологические аспекты изучения сущности феномена потребления в современном мире. Комплексный анализ потребительского поведения современной молодежи. Составление рекомендаций по использованию Интернета для воздействия на потребительское поведение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Потребительское поведение, как социальный феномен. Его ключевые модели. Специфика потребительских практик студенческой молодежи как социальной группы. Интернет-реклама как средство воздействия на потребительское поведение, ее социологический анализ.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2017

    Понятие потребления и его социологические аспекты. Образ и стиль потребления людей. Социальное поле как фактор, влияющий на поведение потребителей. Влияние семьи и домашнего хозяйства на поведение. Практика измерения потребительских настроений населения.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2011

    В работе делается попытка рассмотреть специфику экономико-статистического подхода к анализу потребления. Целью работы является изучение основных характерных черт потребительского поведения населения России. Потребительское поведение: основные подходы.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2009

    Рассмотрение понятия "молодежи". Определение сущности "отношения к деньгам" в структуре социального поведения молодых людей. Раскрытие места финансовых ценностей в структуре экономического поведения молодежи. Влияние на финансовое поведение молодежи.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2017

    Понятие "здоровьесберегающее поведение" и факторы, его определяющие. Характеристика образа жизни и здоровья учащейся молодежи. Анализ организации здоровьесберегающей деятельности среди учащейся молодежи в Сыктывкарском Государственном университете.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2012

    Сущность, структура и виды девиантного поведения. Формирование его в молодежной среде. Трансформация ценностных ориентаций современной молодежи. Образование субкультур как разрыв между средствами и целями. Анализ подходов воздействия девиации на общество.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Разработка социологического исследования отношения молодежи к пагубным привычкам. Оценка отношения молодежи к наркотическим средствам. Определение уровня зависимости молодежи от табачных изделий. Зависимость от Интернета, сайтов и социальных сетей.

    практическая работа , добавлен 11.06.2011

Сложно переоценить всю важность исследований Интернета в настоящее время, так как, безусловно, сегодня Интернет оказывает все более возрастающее влияние на природу коммуникаций и социального взаимодействия. Без сомнения, всемирная глобальная сеть стала одной из наиболее существенных форм сжатия времени пространства связанной с развитием глобальных коммуникационных систем. Фостер утверждает, что Интернет как ничто, способствовал раздвижению границ и сокращению времени социального взаимодействия, а также открытию новых, почти мгновенных каналов транс-локальной и транс-временной коммуникации. Вместе с тем, очевидно, что возникшие в Интернете «виртуальные пространства» становятся территорией для создания новых онлайновых идентичностей. И вполне понятно, почему новые формы коммуникации, культурный обмен и создание идентичностей, возможные в Интернете в первую очередь осваиваются именно молодежью. Бетус, Миллер и Слейтер замечают, что новые виды медиа оказывают более сильное влияние на молодежь чем на другие социальные группы.

Компьютер становится значимым фактором жизни молодого поколения, он начинает формировать его мировоззрение. Формирующийся "компьютерный человек" моделирует игровую ситуацию снова и снова, легко разрушает и воссоздает виртуальный мир и при этом начинает переносить его принципы на реальную действительность. Эта оторванность от реального мира во всех его противоречиях усиливается под влиянием другого фактора современной эпохи - электронных СМИ, которые посредством рекламы, многочасовых, часто низкопробных развлекательных шоу и через навязывание культа силы в современных фильмах переориентируют зрителя с одних ценностей на другие.

С другой стороны, ученик, желающий узнать что-то новое о предмете, прочитает, изучит исследования, просмотрит фото и видеоматериалы. Такими возможностями образовательное учреждение при всем своем желании вряд ли обладает. В этом большой плюс интернета - изучение интересующего вопроса во всех его аспектах, в доступной и наглядной форме. Другим преимуществом является то, что интернет является источником безграничного общения с широким кругом людей, близких по взглядам и идейным соображениям, одного вероисповедания и прочее. В наш век, когда растёт число замкнутой, а то и наоборот чрезмерно раскрепощенной молодежи - это качество сети существенно. Тебя поймут, примут, поддержат в трудную минуту не один, два, а сотни тысяч, таких же особенных как ты лиц. И жизнь будет казаться не такой уж серой, скучной. Что тебе казалось нерешенной проблемой, оказалось под силу решить «сетевому товарищу».

Одной из главных негативных составляющих Интернета являются компьютерные игры. Тяга реализовать себя как личность толкает молодежь участвовать в ролевых компьютерных играх. Сюжет таких игр содержит одну и ту же схему: кого-то поймать, что-то найти, по дороге уничтожая все препятствия. Препятствия иногда шевелятся, дышат, и, несомненно, представляют для твоего героя угрозу. Здесь часто срабатывает принцип «либо ты, либо тебя». И конечно играющий изловчается, борется за игрушечную жизнь, получая некий всплеск, и выброс адреналина. Игра может длиться годами. И очень скоро у играющего стираются грани между игрой и реальным миром, особенно если играющий подросток с неокрепшей психикой. Существующее положение дел, как Вы понимаете, то же изменить вряд ли можно. Поэтому из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интернет, безусловно, важное, но вместе с тем имеющее много опасностей изобретение человечества. По моему мнению, снижением влияния отрицательных сторон интернета может являться формирование культуры поведения в интернете.

Читайте также: