Лабораторный практикум по анатомии, физиологии и гигиене человека. Практикум по анатомии и физиологии человека в помощь сдающим огэ

Пояснительная записка

В жизни каждого школьника в 9 классе наступает момент, кода он задумывается над вопросом: «Кем быть?». В предпрофильной подготовке происходит самоопределение ученика, относительно профиля обучения в старшей школе. Поэтому данный элективный курс предназначен для изучения в рамках предпрофильной подготовки. Программа рассчитана на 12 часов.

Необходимость введения элективного курса «Практикум по анатомии и физиологии человека в помощь сдающим ОГЭ» обусловлено большим количеством вопросов по анатомии и физиологи человека в КИМах ОГЭ, имеющих практическую направленность.

Этот курс изучается в 9 классе после того, как учащимися усвоены основные теоретические положения анатомии, физиологии и гигиены человека, но практическое применение знаний учащихся – навыки решения биологических задач, постановка и проведение физиологического эксперимента развиты слабо. Программа курса углубляет знания по курсу «Анатомия и физиология человека», позволяет реализовать связь теоретического и практического материала, активизировать познавательную деятельность учащихся в области знаний о физиологических механизмах организма человека, соответствует требованиям экзамена по биологии в 9 классе.

Практикум охватывает разделы курса: «Введение. Ткани организма человека», «Кровь и кровообращение», «Дыхание», «Пищеварение. Обмен веществ и энергии», «Нервная система».

Проведение практических занятий включает три важных этапа. Во-первых, изучение теоретического материала, связанного с выполнением конкретной лабораторной работы. Во-вторых, само выполнение работы, результаты которой проверяет учитель, и ее дальнейшее оформление. В-третьих, защита выполненной лабораторной работы, которая проводится в форме собеседования или опроса, решения задач и проблемных вопросов, которые используются в ОГЭ. На третьем этапе отрабатываются умения оценивать правильность биологических суждений, проводить множественный выбор, устанавливать соответствие, определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов, включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных, работать с текстом биологического содержания, со статистическими данными, представленными в табличной форме, определять энерготраты и составлять пищевой рацион, обосновывать необходимость рационального и здорового питания. В программу курса включены такие практические работы, для которых не требуется особого оснащения кабинета и сложных медицинских приборов. Особенностью данного курса является групповая работа учащихся. В методических рекомендациях даны ответы к заданиям.

Цель курса: развитие интереса к изучению биологии; углубление и закрепление теоретических знаний; выработка навыков учебного эксперимента, способствующих сохранению здоровья учащихся, успешной сдаче ОГЭ и выбору химико-биологического профиля.

1. расширить и углубить знания по анатомии и физиологии человека;

2. освоить приемы и методы изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы;

3. развивать мышление и самостоятельность принятия решений;

4. развивать интерес к непрерывному образованию и самообразованию.

Формы и методы обучения: лекции с элементами беседы; решение задач, проблемных вопросов; работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся; лабораторный практикум; разработка и защита проектов.

Формы контроля:

работа с рисунками, таблицами; решение расчетных задач; постановка и описание опыта, отчеты по лабораторным работам, ответы на вопросы, аналитическое сравнение полученных данных с нормативными. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции, где заслушиваются доклады, рефераты и отчеты учащихся по выбранной теме исследования.

Планируемые результаты:

1.Личностные результаты:

Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение явлений, происходящих в организме, интеллектуальных умений (способность доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Регулятивные: УУД:

Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Личностные УУД:

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи;

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем интегрироваться в группу сверстников; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

Умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить связи между строением и функциями органов; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках

3.Предметные результаты:

Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения организма человека; овладение различными видами публичных выступлений; соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

ПРОГРАММА КУРСА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

1. Раздел: «Введение. Ткани организма человека» (2ч.)

Организм человека как единая целостная живая система. Понятие о тканях, органах, системах органов. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество, строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Решение задач на определение группы крови. Иммунитет, его виды. Лабораторная работа 1 Ткани человека. Внутренняя среда организма. Кровь Лабораторная работа № 2. Определение групп крови

2. Раздел: «Кровообращение» (2ч.)

Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость и время полного кругооборота. Общая схема кровообращения человека: сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения. Сердце: строение, функции сердца. Автоматия. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца. Гигиена органов кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика. Лабораторная работа № 3. Измерение артериального пульса и его классификация Лабораторная работа № 4. Измерение кровяного давления в артериях человека

3.Раздел: «Дыхание» (4ч.)

Верхние дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, их строение и функции. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха - выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Лабораторная работа № 5. Определение «нормальных» параметров респираторной функции. Формулы и номограммы Лабораторная работа № 6. Спирометрия. Определение ЖЕЛ и составляющих ее объемов Лабораторная работа № 7. Определение тренированности дыхательной мускулатуры Лабораторная работа № 8. Влияние наполнения легких на продолжительность задержки дыхания

4. Раздел: «Пищеварение. Обмен веществ» (2ч.)

Пища, пищевые и питательные вещества. Отделы пищеварительного тракта, их строение, их участие в пищеварении. Пищеварительные ферменты и их действие. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного тракта. Пищеварительные железы. Регуляция пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов ЖКТ. Общее понятие об обмене веществ. Значение обмена. Белковый обмен. Понятие о полноценном и неполноценном белке. Углеводный обмен. Жировой обмен. Водно - солевой обмен. Лабораторная работа № 9. Характеристика основных компонентов пищеварительных соков. Влияние желчи на жиры. Лабораторная работа № 10. Основы питания. Составление пищевого рациона

5. Раздел: «Нервная система» (1ч.)

Подразделение нервной системы на отделы. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы. Лабораторная работа № 11. Изменение артериального давления под действием холода

Окончание. начало см. No 33, 34, 35, 36, 37, 38/2001г.

Лабораторный практикум по анатомии, физиологии и гигиене человека

(9-й класс химико-биологического профиля)

Лабораторная работа No 34.
Опыты, выясняющие объем внимания, эффективность запоминания,
особенности воображения и мышления

1. Объем внимания

Цель : определить объем внимания.

Оборудование : таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136, изготовленная на листе бумаги (формат A4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания - сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».

Форма отчетности

Определить объем внимания по формуле:

B = 648: t ,

где B - объем внимания, t - время работы в секундах.

Оценка результатов

2. Объем памяти при механическом и логическом запоминании

Цель : определить возможности памяти при разных способах запоминания.

Оборудование : подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.

Возможный перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена. Возможный перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

ХОД РАБОТЫ

Исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Через 3 - 4 мин экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.

Форма отчетности

Сравните результаты воспроизведения первого и второго перечней слов. Объясните причину разного запоминания слов одним и тем же испытуемым.

3. Особенности воображения

На рисунке даны незаконченные изображения предметов. Дорисуйте их в течение 1 мин. Сравните их с рисунками товарищей, обратите внимание на индивидуальные различия в определении рисунков.

4. Логическое мышление

Цель : оценка логического мышления.

Оборудование : секундомер (или часы), лист бумаги, на котором изображены числовые ряды.

Примерные варианты числовых рядов:

1) 24, 21, 19, 18, 15, 13, -, -, 7;
2) 1, 4, 9, 16, -, -, 49, 64, 81, 100;
3) 16, 17, 15, 18, 14, 19, -, -;
4) 1, 3, 6, 8, 16, 18, -, -, 76, 78;
5) 7, 16, 19, 5, 21, 16, 9, -, 4;
6) 2, 4, 8, 10, 20, 22, -, -, 92, 94;
7) 24, 22, 19, 15, -, -.

ХОД РАБОТЫ

Экспериментатор предъявляет испытуемому лист бумаги, на котором представлено 7 числовых рядов. Испытуемый в течение 5 мин должен найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа.

(Правильные ответы: 1) 12, 9 ; 2) 25, 36 ; 3) 13, 20 ; 4) 36 , 38 ; 5) 13 ; 6) 44, 46 ; 7) 10, 4 .)

5. Выявление объема кратковременной памяти

Цель : определить объем кратковременной памяти.

Оборудование : часы, тест.

ХОД РАБОТЫ

В течение одной минуты прочтите предложенный текст, затем отложите и закройте. В течение пяти минут запишите в любом порядке все слова, кторые вам удалось запомнить.

6. Работоспособность

Цель : выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью.

Оборудование : часы, схема для эксперимента.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемому предлагают следующее задание. Перед вами прямоугольник, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на 2 части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхних– те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру. Начало и окончание работы точно фиксируется экспериментатором.

Форма отчетности

Сравните полученные вами результаты с нормативными.

Литература

Анисимова А.С., Бруновт Е.П. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1987.

Батуев А.С., Кузьмина И.Д. и др . Биология-9. Человек.- М.: Просвещение, 1994.

Бинас А.В., Маш Р.Д. Биологический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1990.

Воронин Л.Г., Колбановский В.Н ., Маш Р.Д . Физиология высшей нервной деятельности и психология. 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984.

Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1993.

Рохлов В.С., Сивоглазов В.И . Практикум по анатомии и физиологии человека. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. - М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.

Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся средних школ, выбравших медико-биологический профиль обучения, которым анатомические и физиологические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.

Программа курса рассчитана на 34 ч и составлена как дополнение к основному курсу биологии.

На сегодняшний день отечественной средней школой накоплен достаточный опыт подачи теоретического материала, но практическое применение знаний учащихся – навыки решения биологических задач, постановка и проведение физиологического эксперимента развиты очень слабо. Кроме того, далеко не каждая школа имеет всё необходимое для организации сложных практических работ. Поэтому в программу курса включены такие лабораторные работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов.

Цель : развитие познавательного интереса учащихся к биологии, медицине; развитие мышления, речи посредством решения экспериментальных задач по физиологии и анатомии человека; углубление теоретических знаний; выработка навыков постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения экспериментальных задач.

Задачи :

    познакомить учащихся с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека;

    сформировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по физиологии и анатомии человека.

Основные виды занятий : проблемная лекция; лабораторная работа; практическая работа; урок решения задач.

Формы контроля : рисунок; работа с формулами; работа с таблицами; постановка и описание опыта; ответы на вопросы; аналитическое сравнение полученных данных с нормативными; составление индивидуальных характеристик на основе данных исследований.

Учебно-тематический план

Всего часов

Лекции

Практика

1. Организм человека и его строение

2. Опорно-двигательный аппарат

3. Кровь и кровообращение

4. Нервная система

5. Анализаторы

6. Высшая нервная деятельность

Итоговое занятие

Итого:

Тема 1. Организм человека и его строение (4 ч)

Лекция 1. Вводное занятие: знакомство с программой курса, перечнем лабораторных, практических работ и с формами контроля.

Лекция 2. Строения организма человека: клетки организма и их многообразие, органы и системы органов; функции органов.

Практическая работа. «Изучение строения животной клетки под микроскопом».

Практическое занятие. «Решение задач».

Тема 2. Опорно-двигательный аппарат (5 ч)

Лекция. Строение и функции опорно-двигательной системы человека: кости, скелет, мышцы; взаимосвязь строения скелета человека и его мышечной системы.

Практическая работа № 1. «Мышечная сила».

Практическая работа № 2. «Определение наличия плоскостопия».

Практическая работа № 3. «Координация движений».

Практическое занятие. «Решение задач».

Цикл упражнений лечебной физкультуры при плоскостопии

Тема 3. Кровь и кровообращение (5 ч)

Лекция. Строение системы кровообращения человека: сердце и его функции, сосуды, виды сосудов, взаимосвязь строения разных видов сосудов с их функциями.

Практическая работа № 1. «Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения».

Практическая работа № 2. «Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы».

Практическая работа № 3. «Приемы остановки кровотечения».

Практическое занятие. «Решение задач».

Тема 4. Нервная система (8 ч)

Лекция 1. Строение нервной системы человека: центральная и периферическая нервная система, спинной мозг, соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Лекция 2. Рефлекторный принцип работы нерв-ной системы. Безусловные и условные рефлексы. Отделы головного мозга и их функции.

Практическая работа № 1. «Исследование рефлекторных реакций человека».

Практическая работа № 2. «Исследование состояния вегетативной, или автономной, нервной системы».

Практическая работа № 3. «Средний мозг».

Практическая работа № 4. «Мозжечок».

Практическая работа № 5. «Определение индивидуального профиля асимметрии».

Практическая работа № 6. «Условные зрачковые рефлексы человека на звонок».

Тема 5. Анализаторы (6 ч)

Лекция. Ощущения. Строение и функции анализаторов. Значение анализаторов.

Практическая работа № 1. «Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза».

Практическая работа № 2. «Острота зрения».

Практическая работа № 3. «Цветное зрение».

Практическая работа № 4. «Измерение остроты слуха речью».

Практическая работа № 5. «Температурная адаптация кожных рецепторов».

Тема 6. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Лекция. Высшая нервная деятельность, формы торможения рефлексов, рассудочная деятельность, сон, инстинкт, особенности высшей нервной деятельности человека.

Практическая работа № 1. «Память».

Практическая работа № 2. «Внимание».

Практическая работа № 3. «Восприятие».

Практическая работа № 4. «Определение типа темперамента».

Итоговое занятие (1 ч)

Обобщение материала курса. Решение теста в форме ЕГЭ

Е.Г. Турицына

Практикум по анатомии животных

Модуль 1. Аппарат движения

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Красноярский государственный аграрный университет

Е.Г. Турицына

ПРАКТИКУМ

ПО АНАТОМИИ ЖИВОТНЫХ

Модуль 1. АППАРАТ ДВИЖЕНИЯ

Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся специальности «Ветеринария»

Красноярск 2013

Рецензенты:

В.Ю. Чумаков, д-р вет. наук, проф., зав. каф. морфологии и физиологии животных Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова.

Ю.М. Малафеев, д-р вет. наук, проф., зав. каф. анатомии и гистологии ин-та вет. медицины Алтай. гос. аграр. ун-та, почетный работник высшего профобразования

С.Н. Чебаков, канд. биол. наук, доц. каф. анатомии и гистологии ин-та вет. медицины Алтай. гос. аграр. ун-та.

Т у р и ц ы н а, Е. Г. П р а к т и к у м п о а н а т о м и и ж и в о т - н ы х. М о д у л ь 1 . А п п а р а т д в и ж е н и я: у ч е б н о е п о с о б и е / Е. Г. Турицына; – изд-е 2-е исправл. и перераб. – Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2013. – 237 с.

Практикум составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой по анатомии животных для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Ветеринария» и направлению «Ветеринарно-санитарная экспертиза». Практикум может быть использован при обучении студентов другим биологическим специальностям и направлениям.

© Турицына Е.Г., 2013

© Красноярский государственный аграрный университет, 2013

Введение

Анатомия животных является базовой дисциплиной при подготовке ветеринарного врача и изучается студентами 1-го и 2-го курсов

в течение первых трех семестров. Общая трудоемкость дисциплины в соответствие с ФГОС ВПО третьего поколения (2010) составляет 432 часа (12 зачетных единиц), включая аудиторные часы (лекции и лабораторные занятия) и самостоятельную работу. Изучение дисциплины предусматривает двухнедельную учебную практику. Текущая аттестация осуществляется в виде коллоквиумов, тестирования, контрольных работ. Промежуточный и итоговый контроль включает дифференцированный зачет – в первом семестре, зачет – во втором семестре и экзамен – в третьем семестре.

Цель преподавания дисциплины : изучить анатомическую основу функционирования органов, аппаратов и систем органов и организма

в целом продуктивных сельскохозяйственных и мелких домашних животных.

Задачи изучения дисциплины : получить целостное представление об изучаемых органах и систем органов, включая их внешнюю форму, топографию, видовые и возрастные особенности.

Дисциплина «Анатомия животных» нацелена на формирование у выпускников ряда общекультурных и профессиональных компетенций. Например, использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, способность и готовность анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использование знаний морфофизиологических основ функционирования организма животных.

При изучении дисциплины «Анатомия животных» студенту предъявляются следующие требования.

Студент должен знать: закономерности строения систем и органов в свете единства структуры и их функции, видовые и возрастные особенности строения продуктивных сельскохозяйственных и мелких домашних животных, основные закономерности развития организма в филогенезе и онтогенезе.

Студент должен уметь: правильно пользоваться анатомическим инструментом при препарировании трупов животных, ориентироваться на теле животного в расположении органов, знать части и области тела, определять по особенностям строения видовую и возрастную принадлежность органов.

Введение

Предлагаемый практикум по анатомии животных состоит из восьми модулей. В настоящем практикуме представлен учебный матенриал первого модуля «Аппарат движения». Модуль содержит краткий теоретический курс, лабораторный практикум, состоящий из 27 лабораторных занятий, контрольные вопросы и тесты, позволяющие проверить степень усвоения учебного материала, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы. В приложении к практикуму даны правильные ответы ко всем представленным тестовым заданиям.

Практикум является частью учебно-методического комплекса по курсу «Анатомия животных», предназначен для работы в учебных аудиториях по время лабораторных занятий и для самостоятельной работы студентами различных форм подготовки, обучающихся направлению «Ветеринария», «Ветеринарно-санитарная экспертиза», «Зоотехния» и другим биологическим специальностям.

В данном учебном пособии использованы иллюстрации из следующих источников: «Атлас топографической анатомии сельскохозяйственных животных» в трех томах (автор П. Попеско, 1961, 1978), «Анатомия домашних животных» (авторы Юдичев Ю.Ф., Ефимов С.И., Хонин Г.А., Жабин Н.П., Понкратов Ю.А., 2003), «Анатомический атлас» (автор Т. Уэстон, 1998), «Атлас по гистологии и эмбриологии» (авторы И.В. Алмазов, Л.С.Сутулов, 1978), «Анатомия домашних животных» (под редакцией С.Б. Селезнева, 2005).

Аппарат движения обеспечивает ряд важнейших жизненных функций организма. У наземных животных отвечает за респираторную моторику – дыхательную функцию легких; поиск и захват пищи; смену и сохранение различных положений тела в пространстве при одновременном сохранении равновесия; помощь сердцу по передвижению крови и лимфы в сосудах, что улучшает процесс обмена веществ. У теплокровных животных аппарат движения участвует в сохранении постоянной температуры тела. Функция аппарата движения обеспечивается нервной и сердечно-сосудистой системами; аппаратами дыхания, пищеварения и мочеотделения, кожным покровом, железами внутренней секреции.

Аппарат движения подразделяется на пассивную часть – костную систему иактивную часть – мышечную систему. Согласованное взаимодействие всех элементов делает возможным удержание тела в пространстве и выполнение разнообразных по форме движений.

Все органы аппарата движения обильно снабжены нервными волокнами и кровеносными сосудами. Учение о костях называется остеология (osteologia), учение о соединении костей – синдесмология (syndesmologia), учение о мускулатуре – миология (myologia).

Остеология

Скелет (греч. skeleton – истощенный, высушенный) представлен системой, костей и хрящей, соединенных между собой при помощи суставов. Наиболее примечательным свойством костей скелета является их прочность и твердость, что позволяет скелету как системе выполнять несколько функций.

1. Опорно-двигательная функция . Скелет представляет собой каркас, состоящий из костей и хрящей. Мышцы, воздействуя на кости как рычаги, приводят организм и отдельные его части в движение.

2. Защитная функция. Скелет защищает жизненно важные органы, особенно расположенные в естественных полостях тела. Он служит прочной защитой для головного и спинного мозга, органов грудной полости (сердца и легких).

3. Функция минерального депо организма. В минеральном об-

мене костная система занимает центральное место. В костях откла-

дывается: кальция 99%, фосфатов 90%, карбонатов 80%,

цитратов 70%, натрия 60%, магния 50% в пересчете на общее содержание минеральных веществ.

4. Участие в белковом обмене. Около 20% содержащегося в организме белка находится в скелете. Основное вещество кости на 90-95% состоит из белка – коллагена.

5. Функция кроветворения (гемопоэза). Внутри губчатого ве-

щества костей располагается красный костный мозг, вырабатывающий клетки крови – эритроциты и лейкоциты.

Скелет – наиболее точный показатель степени развития и возраста животного. Многие кости, легко прощупываемые под кожей, являются постоянными ориентирами при проведении зоотехнических измерений животного.

Скелет делится на осевой и периферический скелет. К осевому скелету (skeleton axiale) относится скелет шеи, туловища, хвоста и череп.Скелет шеи, туловища и хвоста включает позвоночный столб, ребра и грудную кость. Позвоночный столб состоит из позвонков и делится на пять отделов – шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Все позвонки сходны по строению, но отличаются в зависимости от положения в позвоночном столбе. Чем ближе расположены позвонки друг к другу, тем больше в них сходства, даже если они принадлежат к разным отделам.

К грудному отделу, кроме позвонков, относятся ребра и грудная кость. Элементарной составной частью скелета является полный костный сегмент . Он состоит из одного позвонка, пары ребер и соответствующего участка грудины. Полный костный сегмент присущ только 7–9 сегментам грудного отдела позвоночного столба. В других отделах отдельные части костного сегмента подвержены редукции или полностью исчезли. В сегментах, не имеющих грудины, вначале исчезли ребра, а затем составные части позвонка.

В шейном отделе остатки ребра срослись с позвонком в двух точках: с телом позвонка и с поперечным отростком. Поперечное отверстие – это результат срастания рудимента ребра с телом позвонка

и поперечным отростком. В поясничном отделе ребра срастаются только с концом поперечного отростка.

Рис. 1. Скелет коровы:

1 – шейные позвонки; 2– грудные позвонки; 3– поясничные позвонки; 4– крестец; 5– хвостовые позвонки; 6– ребра; 7– реберные хрящи; 8– грудная кость; 9– лопатка; 10– плечевой сустав; 11– плечевая кость; 12– локтевой сустав; 13– лучевая кость; 14– локтевая кость; 15– кости запястья; 16– кости пясти; 17– I фаланга (путовая кость); 18 – II фаланга (венечная кость); 19– III фаланга (копытцевая кость); 20– таз; 21– подвздошная кость; 22– тазобедренный сустав; 23– бедренная кость; 24– коленная чашка; 25– коленный сустав; 26– большая берцовая кость; 27– заплюсневый (скакательный) сустав; 28– плюсна

Рис. 2. Скелет лошади:

1 – шейные позвонки; 2 – грудные позвонки; 3– поясничные позвонки; 4– крестцовые позвонки; 5– хвостовые позвонки; 6 – лопатка; 7 – плечевая кость; 8 – локтевая кость; 9 – лучевая кость; 10 – кости запястья; 11 – кости пясти; 12 – путовая кость; 13 – венечная кость; 14 – копытная кость; 15 –тазовый пояс; 16 – бедренная кость; 17 – коленная чашка; 18 – большая берцовая кость; 19 – кости заплюсны; 20 – кости плюсны

Рис. 3. Скелет свиньи (П. Попеско, 1978):

1 – верхняя челюсть; 2 – нижняя челюсть; 3 – атлант (первый шейный позвонок); 4 – эпистрофей (второй шейный позвонок); 5 – шестой шейный позвонок; 6 – первый грудной позвонок; 7 – седьмой грудной позвонок; 8 – четырнадцатый грудной позвонок; 9 – шестой поясничный позвонок; 10 – крестцовые позвонки;11 – хвостовые позвонки;12 – четвертое ребро; 13 – реберные хрящи; 14 – четырнадцатое ребро; 15 – грудная кость (грудина); 16 – мечевидный хрящ грудины; 17 – лопатка; 18 – плечевая кость; 19 – локтевая кость; 20

– лучевая кость; 21 – кости запястья; 22 – кости пясти; 23 – пальцы грудной конечности; 24 – тазовая кость; 25 – бедренная кость; 26 – коленная чашка; 27 – малая берцовая кость; 28 – большая берцовая кость; 29 – кости заплюсны; 30 – кости плюсны; 31 – кости пальцев тазовой конечности

Год выпуска: 2001

Жанр: Анатомия

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Для создания учебного пособия «Практикум по анатомии мозга человека» существуют и объективные мотивы. Изучение анатомии ЦНС часто вызывает значительные затруднения. Это связано с несколькими причинами. Самая простая и очевидная причина лежит в объема изучаемого материала. За небольшой период слушателям необходимо выучить 200-300 названий анатомических структур и основных связей головного и спинного мозга, поэтому, как правило, лекционные курсы дополняются практическими занятиями. Контакт с материалом всегда упрощает запоминание, а хорошее знание предмета облегчает формирование обобщенных представлений. Необходимо специализированное руководство для практических занятий, которое могло бы облегчить изучение препаратов.
Руководство для практических занятий должно содержать краткий теоретический экскурс и ясные фотографии, подкрепленные пояснительными схемами. При этом должно соблюдаться соответствие между основными учебниками и практическим руководством. Настоящее руководство к практическим занятиям по анатомии ЦНС создано именно с этими целями. В нем содержатся описание 10 отдельных занятий по анатомии и небольшое приложение, посвященное лимбической системе, подкорковым ядрам и коре больших полушарий переднего мозга.
Текстовая часть содержит описание иерархических отношений анатомических структур, классификацию и основные сведения по функциональной специализации отделов головного и спинного мозга. Описание препаратов и структурной организации ЦНС не подменяет основного учебного руководства под ред. М.Р. Сапина. Пояснительный текст необходим как при подготовке к занятию, так и в процессе его проведения.
В настоящее время существует множество различных, в том числе и переводных, руководств, которые используют устаревшие или нестандартные классификации нервной системы. Это заставило нас ввести некоторые пояснения по поводу наиболее сложных разделов предмета. Большинство иллюстраций было создано специально для настоящего руководства, а часть позаимствована из вышедшего ранее «Стереоскопического атласа мозга человека» (Савельев С.В., 1996).

Книга «Практикум по анатомии мозга человека» предназначена для студентов и может быть использована как краткий «репетиториум» при изучении центральной нервной системы в курсах анатомии медицинских, биологических и психологических факультетов высшей школы.

«Практикум по анатомии мозга человека»

Общий план строения ЦНС

  1. Общий план строения
  2. Строение и специфичность нейронов
  3. Классификация нейронов
  4. Нейроглия
  5. Классификация клеток нейроглии
  6. Оболочки спинного и головного мозга
  7. Отростки твердой оболочки головного мозга
  8. Оси тела и мозга человека

Спинной мозг

  1. Общий план строения
  2. Образование спинномозговых нервов
  3. Сегменты спинного мозга
  4. Поперечный разрез спинного мозга
  5. Строение серого вещества спинного мозга
  6. Строение белого вещества спинного мозга

Головной мозг

  1. Средняя масса головного мозга
  2. Минимальная и максимальная масса мозга
  3. Подразделение головного мозга на 5 отделов

Продолговатый мозг

  1. Общий план строения
  2. Передняя поверхность продолговатого мозга
  3. Задняя поверхность продолговатого мозга
  4. Внутреннее строение продолговатого мозга

Задний мозг

  1. Общий план строения
  2. Внутреннее строение моста
  3. Мозжечок
  4. Доли и дольки мозжечка
  5. Белое и серое вещество мозжечка
  6. Ядра мозжечка
  7. Ножки мозжечка
  8. Перешеек мозга
  9. Ромбовидный мозг

IV желудочек

  1. Общий план строения
  2. Дно IV желудочка (ромбовидная ямка)
  3. Проекция ядер черепно-мозговых нервов на ромбовидную ямку
  4. Крыша IV желудочка
  5. Сосудистое сплетение IV желудочка
  6. Понятие о спинномозговой жидкости
  7. Циркуляция спинномозговой жидкости

Средний мозг

  1. Общий план строения
  2. Крыша среднего мозга
  3. Покрышка
  4. Ножки мозга
  5. Поперечный разрез среднего мозга
  6. Понятие об экстрапирамидной системе

Промежуточный мозг

  1. Общий план строения
  2. Надбугорная область
  3. Зрительный бугор
  4. Дорсальный таламус
  5. Понятие о подкорковом чувствительном центре
  6. Метаталамус
  7. Вентральный таламус
  8. Гипоталамус
  9. Гипофиз
  10. Ядра гипоталамуса
  11. Понятие о гипоталамо-гипофизарной системе
  12. III желудочек

Конечный мозг

  1. Общий план строения
  2. Комиссуры полушарий
  3. Поверхности полушарий
  4. Полюса полушарий
  5. Отделы полушарий конечного мозга
  6. Плащ конечного мозга
  7. Борозды и извилины дорсолатеральной поверхности полушария
  8. Борозды и извилины медиальной и базальной поверхностей полушария
  9. Старая, древняя и новая кора конечного мозга
  10. Локализация функций в коре полушарий конечного мозга
  11. Базальные ядра
  12. Обонятельный мозг: периферическая и центральная части
  13. Понятие о лимбической системе
  14. Латеральные желудочки

Черепно-мозговые нервы

  1. Распределение и краткая функциональная характеристика черепно-мозговых нервов
  2. Места выхода черепно-мозговых нервов из мозга

Читайте также: