Контроль знаний и умений учащихся по физике. Планируемые результаты обучения физике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся позволяет использовать такую форму контроля, как тесты. Недостатки индивидуальной устной п

Цель - оценить общеобразовательную подготовку учащихся занимающихся по программе основной школы (авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: “Программы для общеобразовательных учреждений “Физика” Москва, Дрофа -2004 г.”), по физике за курс 8 класса, занимающихся по учебнику "Физика. 8 класс" под редакцией А.В.Перышкин. Содержание итоговой работы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике.

Контроль позволяет проверить следующие виды деятельности: понимание смысла физических понятий; физических явлений; физических величин; физических законов. Умение решать задачи различного уровня сложности, выражать единицы физических величин в единицах Международной системы, практически применять знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 вариант

Часть А

1. Внутренняя энергия свинцового тела изменится, если:

а) сильно ударить по нему молотком; б) поднять его над землей;

в) бросить его горизонтально; г) изменить нельзя.

и имеет размерность Дж/кг ?

3. Если тела взаимно отталкиваются, то это значит, что они заряжены …

4. Из какого полюса магнита выходят линии магнитного поля?

а) из северного; б) из южного; в) из обоих полюсов; г) не выходят.

5. Угол между падающим и отраженными лучами равен 60 градусов.

Чему равен угол отражения?

а) 20 градусов; б) 30 градусов; в) 60 градусов; в) 0 градусов.

Часть В

6. Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 1 кг , чтобы нагреть ее от 10° до 20° С ? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг · °С ?

а) 21000 Дж ; б) 4200 Дж ; в) 42000 Дж ; г) 2100 Дж .

7. Работа, совершенная током за 600 секунд, составляет 15000 Дж .

Чему равна мощность тока?

а) 15 Вт ; б) 25 Вт ; в) 150 Вт . г) 250 Вт .

8.Фокусное расстояние собирающей линзы равно 0,1 м.

Оптическая сила этой линзы равна:

а) 10 дптр ; б) 25 дптр ; в) 1 дптр ; г) 4 дптр .

Часть С

9.Напряжение в железном проводнике длиной 100 см и сечением 1 мм 2 равно 0,3 В . Удельное сопротивление железа 0,1 Ом · мм 2 /м . Вычислите силу тока в стальном проводнике.

Итоговый контроль знаний по физике в 8-м классе 2 вариант

Часть А

ИНСТРУКЦИЯ по выполнению итогового теста. В заданиях части А необходимо выбрать правильный ответ; в части В записать формулу и выбрать правильный ответ; в части С сделать подробное решение.

1. Внутренняя энергия тел зависит от:

а) механического движения тела; б) температуры тела;

в) формы тела; г) объема тела.

2. Какая физическая величина обозначается буквой L и имеет размерность Дж/кг ?

а) удельная теплоемкость; б) удельная теплота сгорания топлива;

в) удельная теплота плавления; г) удельная теплота парообразования.

3. Если заряженные тела взаимно притягиваются, значит они заряжены …

а) отрицательно; б) разноименно; в) одноименно; г) положительно.

4. Если вокруг электрического заряда существует и электрическое и магнитное поле, то этот заряд:

а) движется; б) неподвижен;

в) наличие магнитного и электрического полей не зависит от состояния заряда;

г) магнитное и электрическое поле не могут существовать одновременно.

5. Угол падения луча равен 60 градусов. Чему равны сумма углов падения и отражения?

а) 60 градусов; б) 90 градусов; в) 120 градусов; г) 0 градусов.

Часть В

6. Какое количество теплоты потребуется для нагревания куска меди массой 4кг от 25 о С до 50 о С? Удельная теплоемкость меди 400 Дж/кг · о С.

а) 8000 Дж ; б) 4000 Дж ; в) 80000 Дж ; г) 40000 Дж .

7. Вычислите величину силы тока в обмотке электрического утюга, если при включении его в сеть 220 В он потребляет мощность 880 Вт .

а) 0,25 А ; б) 4 А ; в) 2,5 А ; г) 10 А А.

8. Фокусное расстояние собирающей линзы равно 0,25 м . Оптическая сила этой линзы равна:

а) 40 дптр ; б) 25 дптр ; в) 1 дптр ; г) 4 дптр .

Часть С

9. Сила тока в стальном проводнике длиной 140 см и площадью поперечного сечения 0,2 мм 2 равна 250 мА . Каково напряжение на концах этого проводника? Удельное сопротивление стали 0,15 Ом мм 2 /м

Итоговый контроль знаний по физике в 8-м классе

3 вариант

ИНСТРУКЦИЯ по выполнению итогового теста. В заданиях части А необходимо выбрать правильный ответ; в части В записать формулу и выбрать правильный ответ;

в части С сделать подробное решение.

Часть А

1. Какой вид теплопередачи наблюдается при обогревании комнаты батареей водяного отопления?

а) теплопроводность; б) конвекция; в) излучение.

Г) всеми тремя способами одинаково.

2. В процессе кипения температура жидкости…

а) увеличивается; б) не изменяется; в) уменьшается;

Г) нет правильного ответа.

3 Сопротивление вычисляется по формуле:

а) R=I /U; б) R = U/I; в) R = U*I; г) правильной формулы нет.

4.Если электрический заряд движется, то вокруг него существует:

а) только магнитное поле; б) только электрическое поле;

в) и электрическое и магнитное поле; г) никакого поля нет.

5. Какое изображение получается на сетчатке глаза человека?

Часть В

6.Какое количество теплоты выделится в проводнике сопротивлением 1 Ом в течение 30 секунд при силе тока 4 А ?

а) 1 Дж ; б) 8 Дж в) 120 Дж ; г) 480 Дж .

7. Два проводника сопротивлением R1 = 100 Ом и R2 = 100 Ом соединены параллельно. Чему равно их общее сопротивление?

а) 60 Ом ; б) 250 Ом ; в) 50 Ом ; г) 100 Ом .

8.Фокусное расстояние собирающей линзы равно 0,05 м. Оптическая сила этой линзы равна:

а) 10 дптр ; б) 20 дптр ; в) 1 дптр ; г) 4 дптр .

Часть С

9.Для нагревания 3 литров воды от 18 0 С до 100 0 С в воду впускают стоградусный пар. Определите массу пара. (Удельная теплота парообразования воды 2,3 · 106 Дж/кг , удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг · °С , плотность воды 1000 кг/м 3 ).

Итоговый контроль знаний по физике в 8-м классе

4 вариант

ИНСТРУКЦИЯ по выполнению итогового теста. В заданиях части А необходимо выбрать правильный ответ; в части В записать формулу и выбрать правильный ответ;

в части С сделать подробное решение.

Часть А

1. Каким способом больше всего тепло от костра передается телу человека?

а) излучением; б) конвекцией;

в) теплопроводностью; г) всеми тремя способами одинаково.

2. При плавлении твёрдого тела его температура…

а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется; г) нет правильного ответа.

3. Сила тока вычисляется по формуле:

а) I = R/U; б) I = U/R. в) I = U*R; г) правильной формулы нет.

4. При уменьшении силы тока в цепи электромагнита магнитное поле...

а) усилится; б) уменьшится; в) не изменится; г) нет правильного ответа.

5.Какое изображение получается на фотопленке в фотоаппарате?

а) увеличенное, действительное, перевернутое;

б) уменьшенное, действительное, перевернутое;

в) увеличенное, мнимое, прямое; г) уменьшенное, мнимое, прямое.

Часть В

6. Определите энергию потребляемую лампочкой карманного фонарика за 120 секунд, если напряжение на ней равно 2,5 В , а сила тока 0,2 А .

а) 1 Дж ; б) 6 Дж ; в) 60 Дж ; г) 10 Дж .

7. Два проводника сопротивлением R1 = 150 Ом и R2 = 100 Ом соединены последовательно. Чему равно их общее сопротивление?

а) 60 Ом ; б) 250 Ом ; в) 50 Ом ; г) 125 Ом .

Контрольные и проверочные работы по физике, 7 -11 класс, Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А., 1997.

В пособии даны вариативные, с различной степенью сложности, задачи, упражнения, тесты для текущего и итогового контроля по всем разделам курса физики в общеобразовательных учебных заведениях.

Примеры.
Почему при выстреле из орудия скорость снаряда значительно больше скорости движения ствола орудия в противоположную сторону?
А. Потому что плотность вещества, из которого изготовлен снаряд, больше плотности вещества, из которого изготовлен ствол орудия. Б. Потому что плотность вещества, из которого изготовлен снаряд, меньше плотности вещества, из которого изготовлен ствол орудия. В. Потому что масса снаряда значительно меньше массы ствола орудия. Г. Потому что сила действия газов на снаряд значительно больше силы их действия на ствол орудия. Д. Потому что на снаряд пороховые газы действуют только с одной стороны, а давление на ствол орудия распределяется по всем направлениям.

Можно ли разделить на более мелкие частицы молекулу и атом?
А. Можно разделить и молекулу, и атом. Б. Можно разделить молекулу, невозможно разделить атом. В. Можно разделить атом, невозможно разделить молекулу. Г. Невозможно разделить ни молекулу, ни атом.

Как взаимодействуют между собой молекулы любого вещества?
А. Только отталкиваются. Б. Только притягиваются. В. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы притяжения больше сил отталкивания.
Г. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы отталкивания больше сил притяжения.

Оглавление
Предисловие
7 класс
Тест 7-1. Строение вещества. Взаимодействие тел
Тест 7-2. Давление. Работа и мощность. Энергия
8 класс
Тест 8-1. Тепловые явления
Тест 8-2. Электрические и электромагнитные явления
Тест 8-3. Световые явления
9 класс
Тест 9-1. Основы кинематики
Тест 9-2. Основы динамики
Тест 9-3. Законы сохранения
Тест 9-4. Механические колебания и волны
Тест 9-5. Итоговый тест (основная школа)
10 класс
Тест 10-1. Основы молекулярно-кинетической теории
Тест 10-2. Основы термодинамики
Тест 10-3. Электрическое поле
Тест 10-4. Законы постоянного тока. Магнитное поле
Электрический ток в различных средах
11 класс
Тест 11-1. Электромагнитная индукция
Тест 11-2. Электромагнитные колебания и волны
Тест 11-3. Квантовая физика
Тест 11-4. Итоговый тест (средняя школа)
Ответы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Контрольные и проверочные работы по физике, 7 -11 класс, Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А., 1997 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Из опыта работы учителя физики

Контроль знаний по физике на уроках.

Вопрос о повышении эффективности изучения физики приобрел за последние годы особую остроту, так как обществу, живущему в век НТР, в большей степени, чем раньше, нужны специалисты высокой квалификации именно в области точных наук. Поэтому наша задача – дать учащимся глубокие знания по физике, воспитать творческого человека, который способен самостоятельно работать по изучению предмета.
Одним из путей повышения качества обучения является контроль знаний, представленный в виде дидактической системы. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему изучению нового материала, а также при его повторении, закреплении и систематизации; о памяти, мышлении, речи учащихся; о понимании общих подходов к учению; эффективности методов обучения. Проверкой можно и стимулировать учение: положительная оценка нацеливает на успешную дальнейшую учебу; справедливая критика вызывает желание подтянуться. Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется; чрезвычайно эффективны наглядно-образные компоненты контроля; методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся. На практике применяются отдельные фрагменты данной системы, которые представляют собой и традиционные методы контроля - контрольные работы (тестовые, решение задач), и нетрадиционные – физические диктанты, кроссворды, устный опрос по вопросам темы, проведение нестандартных уроков.
Остановимся на нетрадиционных формах контроля.
I. Входной контроль.
Цель входного контроля – установить уровень подготовленности учащихся по физике. Проводится в начале учебного года на первом уроке. По результатам входного контроля можно судить о конкретных знаниях по физике, об интеллектуальном уровне учащихся, об их культуре и кругозоре. Лучше проводить в тестовой форме и включить вопросы или задачи, содержащие межпредметные связи.
II. Организация текущего контроля.
Любая учебная работа – это серьезный и тяжелый труд, который плодотворен и приносит радость, если школьник умеет трудиться. Какими путями этого можно добиться?
Мне помогла система образовательного пространства, созданная на базе модульной технологии.
В основу применения в обучении модульной программы мною положен принцип «Учить ученика учиться», то есть самостоятельно добывать знания по предлагаемому плану с учетом личных особенностей с учетом личного темпа изучения и в том объеме, в котором ученик определить себе сам. Различные способы самоконтроля помогут ученика объективно оценить свои знания и умения, прогнозировать результат, а сочетание индивидуальной и групповой форм работы поможет снять тревожность и создать психологический комфорт на уроке.
Развитию познавательной активности учащихся во многом способствует правильно организованная проверка усвоенного материала. Предлагаемый годовой контроль состоит из отдельных модулей, границы которых определяются основными темами курсов. Отработка модуля ведется каждым учащимся в индивидуальном темпе. Прохождение курса засчитывается лишь тогда, когда учащийся усвоил и отчитался перед учителем за каждый модуль курса.
Работая по данной методике, я преодолеваю много проблем. Одна из них – это малое количество часов на изучение физики. При этом необходимо проводить не только письменный опрос, но и опросить устно каждого ученика по данной теме. Также я пытаюсь добиться, чтобы каждый ученик изучил все параграфы темы. Есть такие учащиеся, которые учат только ради оценки (выучили один урок, ответили, получили отметку – и отдыхают). Поэтому я создаю такую ситуацию, при которой необходимо выучить все параграфы темы. Для этого ввожу свою систему опроса: «мини-экзамен». Чтобы его провести, необходимо перед изучением темы дать учащимся вопросы для контроля. Вопросы составляются таким образом, чтобы школьник не просто прочитал, а изучил и проработал каждую строчку учебника. Вопросы вывешиваются на стенде в кабинете физики. Время на изучение дается продолжительное (контроль осуществляется в последнем блоке). На уроке-зачете, как на экзамене, раскладывают билеты (в каждом по 1-2 вопроса из списка). Чтобы не печатать билеты к каждой теме, я создала карточки с номерами. Именно их раскладываю на учительском столе, а учащиеся берут их как экзаменационные билеты.
Ребята выходят по очереди. Перед столом учителя находится парта с контрольными вопросам, за которой во время зачета находятся два ученика: один отвечает, а другой готовится. Каждому отвожу по 1-3 минуты на подготовку и столько же на ответ. В зависимости от набора вопросов и количества учеников в классе время варьируется.
Ответы учащихся должны быть короткими и лаконичными, выражающими самую суть физического явления. При необходимости учитель вправе задать дополнительный вопрос, если он не удовлетворен ответом или если вопрос не освещен полностью.
Вопросы, находящиеся у учителя и на парте для контроля, пронумерованы. Ученик отвечает на вопрос под тем номером, который соответствует номеру на взятой карточке. После ответа учащийся занимает свое место в классе. Второй ученик приступает к ответу, а на освободившееся место выходит следующий человек, который во время ответа товарища готовится к отчету по выбранному вопросу. Поэтому состав учащихся за контрольной партой меняется на протяжении всего урока. Остальные в это время выполняют письменную работу (контрольную или тест). За время, отведенное на урок, я успеваю опросить всех учеников в классе и в конце урока еще проверить ряд задач. Можно собрать тетради, и все учащиеся получат вторую оценку за письменную работу.
Эта созданная мной методика опроса позволяет за короткое время опросить всех учащихся, и при этом я убеждена, что ребята не выборочно читают учебник, а изучают тему полностью. Отрицательные оценки на первом зачете за устный ответ не ставлю, разрешается отчитаться в другое время.
Такой подход снимает напряженность, позволяет учащимся поверить в свои силы, самоутвердиться. Возможен и повышенный уровень подготовки, который заключается в большем объеме усвоенных знаний и умений и определяется их глубиной.
III. Физические диктанты.
Физические диктанты проверяют знание формул данного раздела физики учащимися. Оформляются на половинке тетрадного листа. Учитель составляет 10 вопросов, учащиеся должны записать 10 формул в столбик.
Критерии выставления оценки: 0-4 правильных ответа соответствуют «2», 5-6 – «3», 7-8 – «4», 9-10 – «5».
В качестве вопросов можно включать определение единиц измерения физических величин и числовые значения физических постоянных. Если в разделе идет в основном теоретический материал, то можно использовать вопрос, ответом на который будет 1-2 слова. Такие диктанты называются смешанными.
Учащихся необходимо ставить в известность, в какой форме их будут контролировать: по формулам, по определениям, смешанные диктанты и т.д.
IV. Физические тесты или графические диктанты.
Физические тесты играют важную роль в контроле знаний по физике, так как позволяют оценить глубину понимания учащимися теоретического материала. Они должны проводиться параллельно физическим диктантам, так как физические диктанты проверяют знание формул и определений, а физические тесты – глубину осознания теоретического материала темы.
Для проведения физического теста учитель составляет ряд утверждений, среди которых есть как правильные, так и неверные. Ученик, прослушав высказывание, должен или согласиться с ним, или не согласиться. Если утверждение верное, то школьник пишет «+». Если утверждение неверное, полностью или частично, то он пишет «-». В результате должна получиться цепочка из «+» и «-». Учителю очень удобно проверить такую работу, сравнив получившуюся цепочку с правильным вариантом.
Графический диктант отличается от физического теста тем, что если учащиеся соглашаются, то чертят дугу на две клеточки вправо. Если утверждение неверное, то на две клеточки прочерк. В результате получится следующее: . Данную работу очень удобно проверять по заготовке.
Критерии оценивания такие же как и в физическом диктанте: 5-6 правильных ответов – «3», 7-8 – «4», 9-10 – «5».
V. Физические кроссворды.
В данном разделе предлагаются кроссворды для итогового контроля по тематическим блокам. Например, по вертикали зашифрованы названия тем курса физики, а по вертикали ответы на поставленные вопросы. Кроссворды вносят элемент разнообразия и необычности. Учащиеся с удовольствием их разгадывают. При этом снимается напряженность. Учитель, в свою очередь, получает информацию о том, на каком уровне тема усвоена учащимися.
Время на заполнение таблицы кроссворда отводится разное, в зависимости от количества вопросов и от уровня подготовки класса. Так же можно заполнять кроссворд со всем классом, если вывести таблицу через мультимедиапроектор на доску.

Дидактическая система контроля знаний может быть полезной преподавателю, работающему по любому учебному пособию и по любой программе.

До настоящего времени основным видом контроля знаний учащихся по физике являлась письменная контрольная работа, включающая 2-3 задачи или вопроса. Этот вид контроля обладает рядом достоинств: он дает возможность установить качественную картину усвоения пройденного материала, а также выявить недостатки в знаниях учащихся. Также он прост в применении - располагая большим числом задачников и методических пособий по физике, учитель может легко подобрать задачи для вариантов контрольных работ и размножить их. Вместе с тем этот метод обуславливает некоторые специфические особенности, не отвечающие требованиям, предъявляемым к итоговому контролю знаний.

А именно: объем проверочных знаний невелик. Анализ контрольных работ по механике показывает, что он зачастую охватывает лишь 30-50% пройденного материала . Две или три задачи или вопроса не в состоянии охватить достаточно полно тему или раздел;

проверка контрольных работ является весьма трудоемкой операцией, отнимающей у учителей много времени.

За последнее время поиски объективных количественных измерителей знаний привлекли внимание ученых-методистов к тестовой методике проверки знаний.

В педагогической литературе отмечаются следующие характерные особенности тестов:

1) относительная простота процедуры проведения и необходимого оборудования;

2) непосредственная фиксация результатов;

3) возможность использования как для индивидуальной работы, так и для проверки знаний целых групп учащихся;

4) удобство математической обработки;

5) кратковременность;

6) наличие установленных стандартных норм.

Как известно, тестирование широко применяется за границей (США, Великобритания, Голландия и Япония) В последние годы этот метод заинтересовал и страны бывшего Советского Союза. Сейчас на территории Российской Федерации в качестве итоговой проверки знаний принят ЕГЭ - единый государственный экзамен, который построен в виде теста.

Также используется тестирование как метод контроля знаний на территории современной Украины.

Анализ отечественного опыта, который накоплен в последние годы по разным учебным дисциплинам, а также зарубежного опыта показывает, что при достаточной тщательности составления заданий, при соблюдении ряда требований и корректности применения методов математической статистики возможно использовать тесты в качестве объективных измерителей знаний.

Целью настоящей дипломной работы является углубленное изучение тестовой проверки знаний, как новой эффективной формы контроля знаний, а также применение тестовой проверки знаний при итоговом контроле по физике.

В ходе проведения дипломной работы решались следующие задачи:

1. Изучение и анализ научно-педагогической литературе по вопросам тестовой проверки знаний.

2. Знакомство с опытом применения тестовой проверки знаний в нашей стране и за рубежом.

3. Подготовка и проведение итогового контроля знаний по физике в 11 классе средней школы по теме "Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы электролиза"

4. Анализ результатов экспериментальных тестов итоговой проверки знаний по физике в 11 классе.

В процессе работы над дипломом были изучены содержание и технология централизованного тестирования по физике, как наиболее развивающейся области итоговой проверки знаний учащихся и выпускников школ. Также были решены тесты №1 ЦТ РБ 2007 и 2008 годов.

Читайте также: