1. Самый высокий ранг соревнований:
чемпионат мира
Олимпийские игры
2. Наилучшие показатели работоспособности человека характеризуются следующими значениями индекса Руффье:
0,5
0,6
0,7
0,8
3. С увеличением значения индекса Руффье работоспособность:
возрастает
снижается
4. Для развития скоростных качеств используют бег:
спринтерский
спринтерский и с ускорениями
5. Взрывную силу характеризуют тесты:
прыжки в длину и высоту
прыжки в длину и через скакалку
прыжки в длину и челночный бег
6. С увеличением значения весоростового индекса:
возрастает дефицит массы тела
снижается избыток массы тела
возрастает избыток массы тела
снижается дефицит массы тела
7. К показателям функциональной подготовленности, характеризующим физическое состояние, относятся:
вес и рост
артериальное давление и частота сердечных сокращений
сила, выносливость, скорость
8. Если в полдень стать спиной к солнцу, то (впереди, сзади, справа, слев будет:
юг
север
запад
восток
9. Самый быстрый бег:
стайерский
марафонский
спринтерский
трусцой
10. К показателям физического развития относятся:
масса тела
рост
частота сердечных сокращений
11. Физическое развитие весоростовой индекс:
характеризует
не характеризует
12. Для развития общей выносливости используют бег:
спринтерский
стайерский
спринтерский, с ускорениями и повторный бег с максимальной скоростью
13. Физическое развитие человека может быть представлено показателями:
весовыми и ростовыми
весоростовыми и силовыми
14. К тестам функционального состояния относятся:
частота дыхания и сила
сила и частота сердечных сокращений
частота сердечных сокращений и время задержки дыхания
15. К показателям физического развития относятся:
вес и рост
артериальное давление и частота сердечных сокращений
время задержки дыхания и окружность грудной клетки
сила, выносливость, скорость
Другие записи из рубрики
http://dekane.ru/fizicheskaya-kultura-test-1/
Показатели физического развития
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:
1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;
2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.
Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Выделяют следующие антропометрические показатели:
К соматометрическим показателям относятся :
· Рост – длина тела.
Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
· Вес – правильнее говорить «масса тела».
Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.
Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко используют индекс Брока . согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:
Для людей ростом 155-165 см:
оптимальный вес = длина тела – 100
Для людей ростом 165-175 см:
оптимальный вес = длина тела – 105
Для людей ростом 175 см и выше:
оптимальный вес = длина тела – 110
Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции тела дает метод, который кроме роста учитывает также окружность грудной клетки:
рост (см) х объём грудной клетки (см)
http://studopedia.org/1-44908.html
Учебные материалы для студентов
Тест по валеологии. Часть 1
1. Под физической культурой обычно понимают:
а) уровень физической подготовленности населения, обеспечиваемый занятиями физическими упражнениями;
б)
часть общей культуры, связанная преимущественно с физическим
воспитанием;
в) массовая форма занятий физическими упражнениями, направленная
на укрепление здоровья населения.
2. Физическое развитие - это
а) процесс воспитания физических качеств человека;
б) процесс овладения двигательными умениями и навыками;
в
)
изменение морфо-функциональных свойств организма человека в
течение жизни человека;
3. К показателям, характеризующим физическое развитие человека, относятся:
а ) показатели телосложения, здоровья и развития физических качеств;
б) показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов;
в) уровень и качество сформированных жизненно важных двигательных
умений и навыков;
4. К средствам физической культуры относят:
а) физические упражнения;
б)режим труда, сна, питания; санитарно - гигиенические условия;
5. Здоровье можно определить как
а) отсутствие болезней и физических дефектов;
б) качество приспособления организма к условиям внешней среды;
в
)
состояние полного физического, душевного и социального
благополучия;
6. Здоровье в большей степени зависит
а) от наследственности,от экологических факторов;
в) от состояния системы здравоохранения;
7. Образ жизни определяется
а) уровнем, качеством и стилем жизни;
б) конституцией человека;
8. Здоровый образ жизни предполагает
а) активно развитую рефлексию; отказ от вредных привычек, культуру общения и сексуального поведения;
б) рациональный двигательный режим, гигиену труда, отдыха и питания;
9. Оптимальный двигательный режим студента
а) характеризует тот уровень движений, который необходим для
нормального функционального состояния организма;
б) должен предостерегать от чрезмерно высоких нагрузок, которые
могут привести к переутомлению, перетренированности, снижению
работоспособности;
10. Физкультурная пауза в большей мере способствует
б) ускоренной врабатываемости организма;
в) эмоциональной и волевой устойчивости;
11. Способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности
при глобальном функционировании мышечной системы называется
а) физической работоспособностью;
в) общей выносливостью;
12. Какое из физических качеств при его чрезмерном развитии
отрицательно влияет на гибкость:
а) наличие системы дополнительных стимулов;
б) ответную реакцию на внешние воздействия;
- Самосовершенствование - это процесс, предполагающий
а) самопознание, самоопределение, подражание, самообразование,самовоспитание;
б) самонаблюдение, самосравнение, самоутверждение;
- Укажите виды спорта, которые непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.
А) синхронное плавание;
16. Основной девиз Олимпийских игр
Б) сильнее, справедливее, честнее;
17.Укажите размеры волейбольной площадки:
18.Количество игроков на площадке во время игры в волейбол:
19. Укажите вид спорта наиболее целесообразный для
совершенствования кардиореспираторной системы
а) водный слалом;
20. Мяч, при игре в волейбол, попавший на боковую линию, считается:
21. Из скольких партий проводится 1игра по волейболу:
22. До скольких очков играется первая партия в волейболе:
23. При касании мячом сетки во время подачи в волейболе, игра:
Б) останавливается с переходом подачи к другой команде;
В) засчитывается спорный мяч
24. Сколько касаний мяча могут произвести игроки одной команды во время одного розыгрыша в волейболе?
25.Спорт – это:
А) вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей;
Б ) собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения в этой сфере;
В) специализированный педагогический процесс, построенный на системе физических отношений и направленный на участие в спортивных соревнованиях;
26. Вид спорта – это:
А) конкретное соревновательное упражнение;
Б) специализированная соревновательная деятельность, в которой два или больше соперников стремятся победить друг друга;
В ) исторически сложившийся в ходе развития спорта вид соревновательной деятельности, сформировавшейся как самостоятельное соревнование.
27. Переход игроков по площадке в волейболе производится при:
В) при выигрыше мяча со своей подачи
28. Переход игроков по площадке в волейболе производится:
Б) против часовой стрелки;
В) игроки передней линии меняются местами с игроками задней линии
29. Подача в волейболе подается с:
А ) любой точки свободной зоны, не заступая за лицевую линию;
Б) с середины лицевой линии;
В) в ограниченной зоне лицевой линии
30. В волейболе двойное касание – ошибка игрока при которой:
А) 2 игрока касаются одновременно мяча;
Б ) игрок ударяет мяч дважды или мяч касается различных частей его тела последовательно;
В) мяч ударяется в площадку, затем отбивается игроком
- Если во время игры в волейбол игрок касается сетки, то:
А ) игра останавливается с переходом подачи к команде соперника;
Б) разыгрывается спорный мяч;
В) игра продолжается
- В волейболе как мяч вводится в игру?
В) 3-мя пасами игроков 1 команды
- Обозначьте цифрами расстановку игроков по зонам в волейболе:
http://studystuff.ru/controlnaya/valeology.html
Виды силовых способностей
Сила как физическое качество человека — это способность преодолевать внешнее сопротивление нли противодействовать ему за счет мышечных напряжений.
Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила характеризуется величиной максимально развиваемого усилия в изометрическом упражнении или предельным весом поднятого груза. Относительная сила представляет отношение абсолютной силы к собственной массе тела. Показатели абсолютной силы более важны для штангистов тяжелых весовых категорий, метателей молота, толкателей ядра; показатели относительной силы — для гимнастов, борцов н спортсменов большинства других специализаций.
Силовые способности подразделяются на два вида: собственносиловые и скоростно-силовые.
Собственно-силовые способности проявляются в условиях статического режима работы или при выполнении медленных движений. Это может быть удержание в течение определенного времени предельных отягощений или перемещение предметов большой массы.
Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, при которых наряду со значительной силой требуется большая скорость движения. В данном случае между силой и скоростью существует следующая зависимость: в преодолевающем режиме работы мышц с увеличением скорости сила уменьшается, а в уступающем режиме — с увеличением скорости сила увеличивается.
Разновидностями скоростно-силовых способностей являются «взрывная» сила и «реактивная» способность. «Взрывная» сила представляет собой способность достигать максимума усилия за наименьшее время. Она имеет существенное значение при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе и т. д. Во многих упражнениях, например, отталкивании в беге сила не успевает возрасти до максимального значения, н ведущим фактором становится не сама её величина, а быстрота нарастания усилия. Этот показатель носит название градиента силы. «Реактивная» способность характеризуется проявлением мощного усилия при быстром переключении от уступающего к преодолевающему режиму работы мышц. Такое переключение связано с накоплением энергии упругой деформации в процессе уступающей работы н последующей
её реализацией в преодолевающей работе. От «реактивной» способности зависит результат в тройном прыжке, барьерном беге и других подобных упражнениях.
- Методика развития силовых способностей
Развитие силовых способностей происходит при выполнении упражнений с высокой степенью мышечных напряжений. К ним относятся: упражнения с внешним сопротивлением (со штангой, гантелями, гирями, эспандерами, на тренажерах; бег в гору, по песку и т. п.),. упражнения с преодолением веса собственного тела (подтягивания, подъем ног в висе, прыжки на одной и двух ногах, прыжки в «глубину» с последующим отталкиванием вверх), изометрические упражнения (удержание груза, выпрямление ног, упираясь плечами в перекладину и т. п.).
Методы развития силовых способностей относятся к группе методов стандартного упражнения, конкретно, к повторным методам. —
Для развития собственно-силовых способностей применяются:
- Метод максимальных усилий. Служит для повышения максимальной силы без существенного увеличения мышечной массы. Упражнения выполняются с около-предельным отягощением (90-100% от максимального для данного спортсмена). В подходе 1-5 повторений; за одно занятие 3-5 подходов с отдыхом между ними 4-6 мин (до восстановления),
- Метод повторных усилий (метод «до отказа»). Служит для одновременного роста силы и увеличения мышечной массы. Отягощение составляет 40-80% от максимального. В подходе 4-15 и более повторений; за одно занятие 3-6 подходов с отдыхом между ними 2-5 мин (до неполного восстановления). Может использоваться 2-3 серии подходов. Существует три основных варианта данного метода:
- упражнение выполняется в одном подходе «до отказа», а число подходов не «до отказа»;
- упражнение выполняется в нескольких подходах «до отказа», а число подходов не «до отказа»;
- упражнение выполняется в каждым подходе «до отказа» и число подходов «до отказа».
Метод повторных усилий получил широкое распространение, так как способствует гипертрофии мышц, позволяет избежать травм, уменьшить настуживание. Особое значение этот метод имеет в подготовке начинающих спортсменов вследствие того, что развитие силы у них почти не зависит от величины отягощения, если оно превосходит 35-40% от максимального.
- Метод изометрических усилий. Служит для повышения максимальной силы в позах, соответствующих соревновательному
упражнению. Развиваемое усилие составляет 40-50% от максимального. Продолжительность напряжения — 5-10 с; за одно занятие упражнение выполняется 3-5 раз с интервалами отдыха 30-60 с. Могут использоваться комплексы из нескольких изометрических упражнений. Целесообразно сочетание изометрических и динамических упражнений.
Для развития скоростно-силовых способностей применяются:
- Метод динамических усилий. Служит главным образом для увеличения «взрывной» силы. Отягощение составляет до 30% от максимального. В подходе 15-25 повторений в максимально быстром темпе; за одно занятие 3-6 подходов с отдыхом между ними 4-6 мин. Может использоваться 2-3 серии подходов.
- «Ударный» метод. Служит главным образом для совершенствования «реактивной” способности. При использовании, например, прыжков в «глубину» с высоты 50-80 см в качестве отягощения выступает динамический вес собственного тела. В серии 8-10 прыжков; за одно занятие 2-3 серии с отдыхом между ними 6-8 мин. «Ударный» метод требует специальной предварительной подготовки, и его следует применять не более 1-2 раз в неделю.
- Характеристика быстроты как физического качества.
Формы проявления быстроты
Быстрота как физическое качество человека — это комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный отрезок времени.
Различают элементарные и комплексные формы быстроты.
Элементарные формы:
- быстрота двигательной реакции;
- быстрота одиночного движения;
- частота движений.
Комплексные формы:
- стартовое ускорение;
- дистанционная скорость.
Двигательная реакция может быть простой и сложной. Простая реакция — это ответ определенным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета). Быстрота простой реакции составляет у квалифицированных спортсменов 0,1-0,2 с. Она имеет значение в стартовых действиях при спринтерском беге, плавании и т. д. Сложная реакция включает реакцию на движущийся объект и реакцию выбора. Реакция на движущийся объект заключается в зрительном восприятии объекта (мяча, игрока), оценке направления и скорости его движения, выборе плана действия и начале его осуществления.
Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,2-1,0 с. Реакция выбора связана с нахождением нужного двигательного ответа на поведение партнера, противника или на изменение окружающей обстановки. От быстроты сложной реакции зависит успешность действий в спортивных играх и единоборствах.
Быстрота одиночного движения важна при метаниях, ударах по мячу, ударах клюшкой, уколах в фехтовании и т. д.
Частота движений (темп) играет первостепенную роль во многих циклических видах спорта.
Элементарные формы в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и двигательными навыками обеспечивают комплексные формы быстроты в конкретном виде двигательной деятельности.
Комплексные формы, так же, как и элементарные, специфичны для разных видов спорта. Например, способность быстро набирать скорость на старте, т. е. стартовое ускорение, характерна для спринтерского бега, конькобежного и гребного спорта, бобслея, футбола, тенниса; высокая дистанционная скорость — для циклических видов спорта и различных прыжков при выполнении разбега.
Формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. В частности, тренировка в быстроте реакции почти не сказывается на частоте движений; стартовое ускорение мало влияет на скорость бега по дистанции. Однако последние исследования показали, что такая независимость наблюдается только при обособленном изучении показателей быстроты, а в целостных двигательных актах между ними имеется связь. С учетом этого на практике все же необходимо дифференцированно подходить к совершенствованию различных форм быстроты, основываясь на их значимости для данного вида двигательной деятельности. Важно также, что в отношении быстроты прямой перенос (явление, аналогичное переносу навыков) имеет место лишь в сходных по координации движениях.
Существенную роль играет фактор наследственности. Так, время простой реакции в процессе тренировки улучшается всего на 0,1 с. Это обстоятельство, как уже было ранее отмечено, следует учитывать при выборе для занятий того или иного вида спорта.
Многообразие форм проявления быстроты указывает на то, что данное физическое качество нельзя сводить только к скорости передвижения, как это иногда ошибочно делается.
- Методика развития быстроты
Существуют два подхода к развитию быстроты: совершенствование отдельных элементарных форм быстроты н целостное совершенствование
её комплексных форм.
Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых необходимо выполнять определенные движения на заранее обусловленный звуковой, световой или тактильный сигнал. Например: старт при беге из различных положений по команде; прыжки, приседания, изменение направления движения при ходьбе по свистку или хлопку; броски мяча от груди н из-за головы по сигналу. Наиболее распространенными методами развития быстроты простой реакции являются повторный н игровой методы. Повторный метод предусматривает многократное выполнение упражнений на внезапный сигнал, а игровой — выполнение заданий в условиях случайно меняющейся ситуации (в эстафетах, подвижных и спортивных играх).
Для развития быстроты сложной реакции применяются, во-первых, упражнения на реакцию на движущийся объект: реагирование при постоянном увеличении скорости объекта, его внезапном появлении в различных местах, сокращении дистанции наблюдения; во-вторых, упражнения на реакцию выбора: реагирование при постоянном усложнении ответных действий (например, если соперник проводит несколько вариантов атаки в борьбе или фехтовании), предугадывание действий противника по его подготовительным движениям. Основными методами также являются повторный н игровой.
Для развития быстроты одиночного движения применяются упражнения с усложнением условий выполнения (например, прыжки и бег в утяжеленной обуви, метание снарядов большего веса) и с облегчением условий выполнения. Величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобы оно не искажало технику движений. В этом случае происходит одновременное развитие силовых способностей, и может быть использован метод динамических усилий. При сочетании упражнений с усложнением и облегчением условий выполнения эффективен переменный метод. Суть его заключается в том, что сразу же после упражнений в усложненных условиях выполняются соревновательные упражнения в нормальных и облегченных условиях с установкой на максимальную быстроту движений.
Для развития частоты движений применяются упражнения, при которых максимальная частота сохраняется в течение определенного времени без излишнего напряжения. Этому способствует произвольное расслабление мышц, не участвующих непосредственно в движении (например, мышц шеи и рук при беге). Упражнения выполняются повторным методом.
В качестве средств развития комплексных форм быстроты применяются упражнения, выполняемые с максимальной нлн близкой к ней скоростью. Техника упражнений должна быть настолько хорошо освоена, чтобы
все внимание обращалось не на нее, а на скорость передвижения. Ведущим методом является повторный. Он предполагает проведение одной или нескольких серий упражнений; число повторений упражнений в каждой серии ограничивается способностью поддерживать заданную скорость. Интервалы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить относительно полное восстановление и не допустить заметного снижения скорости от повторения к повторению. В частности, для бегунов- спринтеров может быть выбран следующий вариант: 2 серии с последовательным пробеганием 80, 120, 150, 200 м в каждой из них или 10 раз по 100 м. Кроме повторного находит применение переменный метод. С этой целью осуществляется, например, скоростной бег в гору с небольшим углом подъема, затем по ровной поверхности и под гору; плавание против и по течению н т. п. Эффективными методами также являются игровой и соревновательный.
- Характеристика выносливости как физического качества.
Виды выносливости
Выносливость — это способность человека к длительной работе без снижения её интенсивности.
Различают два вида выносливости: общую и специальную.
Под общей выносливостью понимается способность выполнять работу невысокой интенсивности в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения. Учитывая, что аэробную производительность организма характеризует МПК, этот физиологический показатель служит для оценки общей выносливости. Развитию общей выносливости уделяется основное внимание в процессе общей физической подготовки. Вместе с тем, её совершенствование является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных спортсменов, базой для повышения специальной выносливости.
Под специальной выносливостью понимается способность эффективно выполнять работу и преодолевать утомление в условиях конкретного вида двигательной деятельности. В связи с этим выделяют скоростную, силовую, координационную выносливость.
Скоростная выносливость представляет собой способность сохранять необходимое время заданную скорость передвижения и обычно рассматривается применительно к циклическим упражнениям.(бегу, ходьбе, плаванию, гребле и пр.). Любое из них может совершаться с различной скоростью или, что то же самое, интенсивностью (мощностью). Соответственно различается скоростная выносливость при работе в зоне умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности.
Силовая выносливость представляет собой способность поддержи
вать длительное время оптимальные мышечные усилия. Наяду с общей выносливостью она имеет очень большое значение не только в спортивной, но и в профессиональной и бытовой деятельности. В зависимости от режима работы мышц выделяют динамическую и статическую силовую выносливость; в зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе — локальную, региональную и глобальную силовую выносливость. О локальной силовой выносливости говорят, когда в работе принимают участие менее 1/3 мышц тела (например, работа с кистевым тренажером); о региональной — когда участвуют от 1/3 до 2/3 мышц (подтягивание на перекладине); о глобальной — когда задействовано свыше 2/3 мышц (бег, плаванье, борьба). Особенность силовой выносливости состоит в том, что она проявляется не так специфично, как, например, быстрота. Это делает возможным её перенос в разнообразных упражнениях.
Практически нет таких двигательных действий, которые требовали бы какого-либо вида или формы выносливости в «чистом виде». Все они взаимосвязаны, и этим обусловлен комплексный подход к их развитию.
- Методика развития выносливости
Развитие всех видов выносливости основано на выполнении упражнений, в процессе которых достигается определенная степень утомления. Это связано с необходимостью волевых усилий, умения «терпеть”. Последнее качество тренируемо и для опытных спортсменов не представляет особой сложности.
Общая выносливость развивается посредством самых разнообразных упражнений, главным образом, циклических, выполняемых длительно при ЧСС 130-150 уд/мин, т. е. в зонах малой и умеренной мощности. Ведущий метод -равномерный. Он характеризуется непрерывной работой с относительно постоянной интенсивностью. Продолжительность работы от 15 до 90 мин и более.
Скоростная выносливость развивается при выполнении циклических упражнений на дистанциях короче соревновательной со скоростью, равной или превышающей соревновательную. Используются равномерный, повторный, переменный и интервальный методы.
Равномерный метод применяется при развитии скоростной выносливости к работе в зоне умеренной мощности. Упражнение выполняется в течение 20 мин и более.
Повторный метод применяется при развитии скоростной выносливости к работе во всех зонах мощности. Например, для бегуна на 800 м это может быть 2 серии с пробеганием 5 раз по 400 м с отдыхом между повторениями 3-6 мин, а между сериями — 8-12 мин. Интервалы отдыха жестко не планируются и определяются субъективными ощущениями спортсмена.
Переменный метод применяется при развитии скоростной выносливости к работе в зоне большой мощности. Получил распространение вариант, называемый «фартлек» (игра скоростей), когда различные по длине отрезки дистанции преодолеваются с разной, произвольно выбираемой скоростью.
Интервальный метод применяется при развитии скоростной выносливости к работе в зонах большой, субмаксимальной и максимальной мощности. Этот метод предъявляет очень высокие требования к организму занимающихся, в связи с чем в тренировке начинающих спортсменов должен использоваться с осторожностью. Метод заключается в многократном повторении упражнения через ограниченные интервалы отдыха. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения ЧСС была в пределах i 20-140 уд/мин, Т. е. восстановление было неполным. Отдых может быть активным или пассивным, упражнения выполняются сериями.
Динамическая силовая выносливость развивается посредством упражнений с внешним сопротивлением, прн которых отягощение составляет 20-30% от максимального, или упражнений с преодолением веса собственного тела. Используются повторный, интервальный и круговой методы. В частности, при повторном методе с применением отягощений в одном подходе производится 50 и более повторений в среднем темпе; за одно занятие 2-4 подхода с отдыхом между ними 4-6 мин. Круговой метод предусматривает выполнение специально подобранного комплекса с последовательным переходом от одного упражнения (снаряда) к другому как бы по кругу. Индивидуальная нагрузка в каждом упражнении задается в процентном отношении от так называемого максимального теста. Он проводится для каждого занимающегося заранее и показывает Максимально возможное число повторений, вес отягощения и время выполнения упражнения. Также задается продолжительность отдыха между упражнениями и кругами и общее количество кругов.
Статическая силовая выносливость развивается с использованием метода изометрических усилий. Специфика метода в данном случае заключается в том, что оптимальное время статического напряжения составляет примерно 80% от максимально возможного времени удержания заданной нагрузки. Например, если развиваемое статическое усилие составляет половину от максимального, то упражнение выполняется в среднем 1 мин.
- Характеристика ловкости как физического качества.
Методика развития ловкости
Ловкость представляет собой сложное комплексное физическое ка
чество. По определению основоположника отечественной биомеханики
Н. А. Бернштейна ловкость — это способность справляться с любой возникшей двигательной задачей, во-первых, правильно (адекватно и точно); во-вторых, быстро; в третьих, рационально (целесообразно и экономично); в четвертых, находчиво (инициативно).
Ловкость складывается из целого ряда компонентов. К их числу относятся:
- способность к дифференцированию (различению) временнйх, пространственных и силовых параметров движений;
- способность к сохранению равновесия;
- способность к выполнению движений в заданном ритме;
- способность к произвольному расслаблению мышц;
- способность к антиципации (предугадыванию) различных параметров движений и условий их выполнения;
- способность к переключению с одних двигательных действий на другие и преобразованию их в конкретной ситуации.
В совокупности все компоненты ловкости характеризуют возможности человека к овладению новыми двигательными действиями и перестройке освоенных действий в соответствии со сложившейся обстановкой. Проявление ловкости зависит, в первую очередь, от запаса элементарных двигательных навыков, т. е. накопленного двигательного опыта.
Средствами развития ловкости служат упражнения, которые представляют определенную координационную сложность для занимающихся, содержат элементы новизны, отличаются многообразием форм выполнения, включают задания по регулированию и самооценке различных параметров движений. Ведущими методами являются метод вариативного упражнения и игровой метод.
Развитие способности к дифференцированию различных параметров движений основано на сопоставлении их субъективной оценки с объективным результатом. Например, при формировании «чувства времени» предлагается преодолеть определенную дистанцию за указанное время, а затем сравниваются заданный и фактический результаты. При формировании «чувства пространства» эффективно введение в обстановку действия дополнительных ориентиров, указывающих направление, амплитуду и траекторию движений. Следует учитывать, что точность анализа усилий уступает точности анализа длительности движений, а последняя — точности различения пространственных характеристик.
Развитие способности к сохранению равновесия осуществляется при создании условий, затрудняющих достижение устойчивого положения тела. Это может быть стойка и перемещение на высокой, уменьшенной и подвижной опоре (на гимнастическом бревне, рейке гимнастической скамейки), в необычном положении (на руках), в условиях дополнительных
помех (после серии кувырков, с закрытыми глазами). Важное место при развитии функции равновесия занимают упражнения, избирательно направленные на совершенствование вестибулярного. аппарата. Они включают многократные повороты, наклоны, круговые движения головой и туловищем, кувырки, а также пассивные упражнения на специальных тренажерах: подвесных качелях, вращающихся креслах, центрифугах и др.
Развитие способности к выполнению движений в заданном ритме достигается посредством специально организованных звуковых сигналов или музыкального сопровождения физических упражнений. Используются упражнения на месте, ходьба, бег с движениями рук, головы и туловища под счет, определенные команды или музыкальный аккомпанемент. Применяются также танцевальные упражнения и двигательные импровизации в заданном ритме.
Развитие способности к произвольному расслаблению мышц строится на чередовании напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп. Важно добиться отсутствия напряжения мышц, не принимающих непосредственного участия в работе, например, мышц плечевого пояса при беге. Избегать скованности помогает контроль за мимической мускулатурой лица. Полезно сочетать фазы движения с фазами дыхания.
- Характеристика гибкости как физического качества.
Виды гибкости и методика её развития
Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Она характеризует как подвижность отдельных суставов, так и суммарную подвижность нескольких сочленений или всего тела.
Различают два основных вида гибкости — активную и пассивную. Активная гибкость проявляется благодаря собственным усилиям, а пассивная — за счет внешних сил. Активная гибкость меньше пассивной и медленнее развивается, однако, на практике её значение выше. Между показателями активной и пассивной гибкости наблюдается весьма слабая взаимосвязь: часто встречаются люди, имеющие высокий уровень активной гибкости и недостаточный уровень пассивной, и наоборот.
Гибкость изменяется в довольно большом диапазоне в зависимости от внешних условий и состояния организма. Наименьшая гибкость отмечается утром, после сна, затем она постепенно увеличивается и достигает наибольших показателей с 12 до 17 ч, а к вечеру снова снижается. Гибкость повышается под влиянием разминки, массажа, согревающих процедур. У женщин она, как правило, выше, чем у мужчин. В значительной мере гибкость обусловлена генетическими факторами. Человек может обладать высокой подвижностью в одних суставах и низкой в других.
Для развития гибкости используются упражнения с увеличенной ам
плитудой движений, называемые также упражнениями на растягивание. Они подразделяются на динамические, статические и комбинированные. Динамические активные упражнения включают разнообразные наклоны, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения, которые могут выполняться с сопротивлением (отягощениями, амортизаторами) н без него. В число динамических пассивных упражнений входят упражнения с помощью партнера, с использованием веса собственного тела (шпагат, барьерный сед и т. п.). Статические активные упражнения предполагают близкое к максимальному растягивание мышц в течение 5-10 с при удержании определенного положения тела за счет собственных усилий, а статические пассивные упражнения — с помощью внешних сил. Комбинированные упражнения представляют собой различные варианты чередования отдельных динамических и статических упражнений, например, махи ногой стоя у опоры с последующим удержанием ноги в положении вперед- вверх на околопредельной высоте.
В последние годы появились новые, нетрадиционные средства развития гибкости. Одним из ннх является биомеханическая стимуляция мышц, при которой воздействие на те илн иные мышечные группы осуществляется электромеханическим вибратором с регулируемой частотой.
Главным методом развития гибкости служит повторный метод. Один из его вариантов, а именно метод повторного статического упражнения, составляет основу стретчинга. Комплексы упражнений на растягивание обычно состоят из 6-8 упражнений. Они выполняются сериями с различным числом повторений и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности. Число повторений зависит от возраста и подготовленности занимающихся, состояния суставов. Для лиц, не имеющих специальной подготовки, рекомендуется выполнять в каждой серии 20-25 повторений движений в голеностопном суставе; 50-60 — в плечевом; 60-70 — в тазобедренном; 80-90 — в позвоночном столбе.
Перед упражнениями на растягивание необходимо хорошо разогреться, чтобы избежать травм. Упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды сначала медленно, потом быстрее. Упражнения прекращаются при появлении сильных болевых ощущений. Для поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне достаточно проводить 3-4 занятия в неделю.
Гибкость надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение движений в конкретном виде деятельности. Чрезмерное её повышение может отрицательно сказаться на технике соревновательных упражнений, привести к деформации суставов и другим негативным последствиям.
- Особенности комплексного развития физических качеств
Физические качества человека тесно связаны между собой. Развитие одних качеств может способствовать развитию других, не оказывать заметного влияния или, наоборот, тормозить их рост. Таким образом, имеет место явление переноса физических качеств.
Характер взаимодействия физических качеств зависит от подготовленности занимающихся. При относительно невысоком уровне развития качеств, т. е. на начальном этапе занятий физическими упражнениями, совершенствование какого-либо одного качества, например, силы сопровождается одновременным ростом других, например, быстроты и выносливости. Однако по мере повышения спортивной квалификации подобное параллельное развитие нескольких физических качеств становится невозможным. Это происходит оттого, что при высоком уровне подготовленности от дельные качества связаны между собой обратно пропорциональной зависимостью (рис. 5). Акцентирование работая над силой, нельзя добиться очень хорошей выносливости, а совершенствуя выносливость — значительно улучшить быстроту. Именно поэтому штангисты не обладают выносливостью марафонцев, а последние — быстротой спринтеров.
Рнс. 5 Соотношение уровней развития физических качеств
Зависимости, представленные на рис. 5, характеризуют общую тенденцию. Вместе с тем, между конкретными видами н формами проявления физических качеств существует положительная связь. Например, повышение максимальной силы ног спринтера, т. е. собственно-силовых способностей, опосредованно приводит к росту скоростно-силовых способностей, а они, в свою очередь, прямо влияют на уровень дистанционной скорости.
- Телосложение, осанка и методика их коррекции
Под телосложением понимаются размеры, формы, пропорции н
особенности взаимного расположения частей тела.
Выделяют три типа телосложения (конституции) человека: гиперстенический, нормостенический и астенический. При гиперстеническом типе преобладают поперечные размеры тела, голова округлой формы, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка короткая и широкая, конечности короткие и толстые. Нормостенический тип характеризуется правильными пропорциями тела. При астеническом типе преобладают продольные размеры тела, лицо узкое, шея длинная и тонкая, грудная клетка длинная и плоская, конечности длинные и тонкие, мускулатура развита слабо.
Разные типы телосложения не являются «плохими» или «хорошими”, но их нужно учитывать при выборе для занятий тех или иных видов спорта или систем физических упражнений. Кроме того, от типа телосложения зависит предрасположенность человека к различным заболеваниям. Так, у гиперстеников чаще встречаются болезни обмена веществ, гипертоническая болезнь, у астеников — заболевания желудочно-кишечного тракта, туберкулез.
Осанка — это привычная поза человека. Она зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры туловища. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и расположены на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические изгибы позвоночника в передне-заднем направлении нормально выражены, грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги разогнуты. Нормальная выраженность изгибов позвоночника означает, что величина шейного и поясничного лордозов (выпуклостей вперед), грудного и крестцово-копчикового кифозов (выпуклостей назад) составляет 3-4 см. Глубина шейного и поясничного изгибов может быть легко измерена в положении испытуемого стоя спиной у ровной вертикальной поверхности, касаясь её головой, лопатками, ягодицами, голенями и стопами.
Хорошая осанка создает оптимальные условия для деятельности внутренних органов, имеет большое эстетическое значение.
В отличие от естественных изгибов позвоночника его боковое, искривление со скручиванием вокруг вертикальной оси — сколиоз — является прогрессирующим заболеванием, которое сопровождается нарушением функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стойкими болевыми ощущениями. В ряде случаев при сильно выраженном сколиозе его лечение возможно только с помощью операции.
Коррекция телосложения может осуществляться в двух направлениях: изменении массы всего тела и его звеньев и, в значительно меньшей степени, длины тела (роста).
Основной путь снижение массы тела за счет уменьшения жировых запасов — длительные циклические упражнения аэробного характера, вы
полняемые равномерным методом. При этом вовсе необязательно, чтобы вся нагрузка падала на те звенья тела, массу которых желательно снизить. Например, объем талии можно с успехом уменьшить, применяя бег или плавание. Увеличение массы тела за счет гипертрофии мышц достигается посредством силовых упражнений с использованием метода повторных усилий. Для этого подходят занятия тяжелой атлетикой, атлетической гимнастикой, шейпингом. Как в первом, так и во втором случае большое значение имеют сбалансированное питание и специальные диеты.
На длину тела кроме наследственного фактора, питания и условий внешней среды стимулирующее влияние оказывают некоторые физические упражнения. К ним относятся спортивные игры (баскетбол, волейбол, бадминтон, теннис и др.), прыжковые упражнения (со скакалкой, подскоки), упражнения в висе на перекладине и гимнастической стенке.
Для предупреждения дефектов осанки и их исправления необходимы упражнения, затрагивающие главным образом мышцы-разгибатели шеи, туловища, ног. Используются упражнения у гимнастической стенки, с гимнастическими палками, амортизаторами, а также упражнения с отягощениями, выполняемые в положении лежа и полулежа. Формированию правильной осанки способствуют занятия спортивной и художественной гимнастикой, плаванием, синхронным плаванием, прыжками в воду, фигурным катанием на коньках.
Чтобы приостановить прогрессирование сколиоза применяются специальные комплексы лечебной физической культуры. В них входят общеразвивающие упражнения, различные виды ходьбы, упражнения с небольшими отягощениями, выполняемые в положении лежа, упражнения на растягивание и др. Большое место занимает плавание, преимущественно способом брасс
Это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.
Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего.
В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).
Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.
Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:
Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
- Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
- Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
- 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности , которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости . Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности . Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Список использованной литературы:
- Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.
Показатели физического развития
Рост, или длина тела,
есть существенный показатель физического развития. Известно, что увеличение роста продолжается
до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей.
Измерить рост можно с помощью ростомера, или антропометра.
В домашних условиях измерить свой рост можно следующим образом: к косяку двери или к стене нужно прикрепить сантиметровую ленту (несколько выше роста измеряемого) так, чтобы нулевое деление находилось внизу; затем встать спиной вплотную к ленте, касаясь ее пятками, ягодицами, межлопаточной областью спины и затылком (голову держать прямо). Положить на голову линейку или книгу в твердом переплете и прижать ее к ленте. Не теряя касания линейки (книги) с лентой, отойти и посмотреть на ленте число, показывающее рост.
Вес (масса тела).
Наблюдения за весом являются важным моментом самоконтроля. Особенно большой интерес представляют изменения веса в процессе тренировки. В течение первых 2-3 недель занятий вес обычно снижается, в основном у людей полных,
за счет уменьшения содержания в организме воды и жира. В дальнейшем вес повышается за счет увеличения мышечной массы
и становится стабильным. Известно, что вес может изменяться в течение дня, поэтому необходимо взвешиваться в одно и то же время (лучше утром), в одной и той же одежде, после освобождения кишечника и мочевого пузыря.
Окружность грудной клетки. С возрастом она увеличивается обычно до 20 лет у юношей и до 18 лет у девушек. Измеряется этот показатель физического развития в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), максимального вдоха и максимального выдоха. При наложении измерительной ленты на спину она должна проходить под нижними углами лопаток, а спереди - по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над грудными железами у женщин. Сделав измерения, рассчитывается экскурсия грудной клетки, то есть определяется разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. Этот показатель зависит от развития грудной клетки, ее подвижности и типа дыхания.
Мышечная сила
характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему. Как двигательное качество мышечная сила имеет большое значение для проявления других двигательных способностей: быстроты, ловкости, выносливости. Контроль над развитием мышечной силы можно проводить с помощью динамометров - механических или электронных. Если нет динамометра, то некоторое представление о развитии силы, точнее, о силовой выносливости, можно получить при выполнении подтягиваний на перекладине, отжиманий в упоре лежа на руках или совершая приседания на одной ноге. Выполняется максимально возможное количество подтягиваний, отжиманий или приседаний и результат записывается
в дневник самоконтроля. Эта величина будет контрольной.
В дальнейшем, например 1 раз в месяц, эта процедура повторяется, так со временем собирается цепочка данных, характеризующих развитие данного физического качества.
Быстрота (скоростные способности). Занятия физической культурой и спортом способствуют развитию быстроты, проявляющейся в скорости движений, их частоте и во времени двигательных реакций. Зависит быстрота в основном от функционального состояния центральной нервной системы (подвижности нервных процессов), а также от силы, гибкости, степени владения техникой движения.
Скоростные способности человека очень важны не только
в спортивной, но и в профессиональной деятельности и в обыденной жизни. Так, наиболее высокие результаты их измерений отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, высокой работоспособности и при благоприятном эмоциональном фоне. Для самоконтроля определяют максимальную скорость в каком-либо элементарном движении и время простой двигательной реакции. Например, определяют максимальную частоту движения кисти руки.
На листе бумаги, разделенном на 4 равных квадрата, нужно за 20 секунд поставить карандашом максимальное количество точек (по 5 секунд в каждом квадрате). Затем все точки подсчитываются. У подготовленных физкультурников, при хорошем функциональном состоянии двигательной сферы, максимальная частота движений кисти составляет в норме 30-35 за 5 секунд. Если частота движений от квадрата к квадрату снижается, то это указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервной системы.
Ловкость
- это физическое качество, характеризующее хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкий человек довольно быстро овладевает новыми движениями и способен
к их быстрой перестройке. Зависит ловкость от степени развития анализаторов (прежде всего двигательного), а также от пластичности центральной нервной системы.
Для определения развития ловкости можно использовать метание мяча в цель, упражнения в равновесии и многих другие. Чтобы получить сравнимые результаты, мяч нужно бросать в цель всегда
с одного и того же расстояния. Для развития ловкости хорошо использовать упражнения с поворотами, наклонами, прыжками, быстрыми вращениями и т. п.
Гибкость - способность к выполнению движений с большой амплитудой в различных суставах. Измеряют гибкость путем определения степени подвижности отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата при выполнении упражнений, требующих движений с максимальной амплитудой. Зависит она от многих факторов: эластичности мышц и связок, внешней температуры, времени суток (при повышении температуры гибкость увеличивается, утром гибкость существенно снижена) и др.
Подчеркнём, что тестирование (измерения) должно проводиться после соответствующей разминки.
Все данные заносятся в дневник самоконтроля. Форма дневника самоконтроля приводится в приложении 3.
3.20.5. Профилактика травматизма на занятиях
по физическому воспитанию
Профилактика бытовых, трудовых и спортивных травм составляет комплекс действий и требований, позволяющий избежать их в жизни. В процессе учебы и в дальнейшей работе студенты должны знать причины возникновения травм и уметь
их предупредить.
Среди основных причин возникновения травм могут быть: 1) нарушение техники безопасности; 2) неадекватность физической нагрузки; 3) слабая стрессоустойчивочть; 4) отсутствие культуры поведения, не выполнение норм здорового образа жизни (нарушение режима сна, питания, личной гигиены, употребление алкоголя, патологические состояния здоровья и т.д.).
Каждому человеку необходимо знать, как оказать помощь пострадавшему при травмах до прибытия врачебной помощи.
Кровотечения бывают наружные (с нарушением кожных покровов) и внутренние (при повреждении внутренних органов - разрывов сосудов, печени, селезенки и др.). Внутренние - это особо опасные кровотечения с резко выраженной симптоматикой (резкое побледнение, холодный пот, пульс порой не прощупывается, потеря сознания).
Оказание первой помощи - полный покой, холодное на живот, срочный вызов врача.
При наружном
кровотечении нужно определить по цвету
и пульсации, каков характер повреждения сосуда. При артериальном
кровотечении кровь алая и пульсирующая, при венозном
темно-красная и сочная.
Оказание первой помощи
- остановка крови (прижатие, давящая повязка). Поврежденная часть тела (нога, рука, голова) должна быть приподнята. При необходимости накладывают жгут на срок до 1,5 часов - летом и до 1 часа зимой. При этом необходимо знать о строгом соблюдении времени наложения жгута (обязательно записать
и вложить записку под жгут). По истечении определенных сроков (по записи) - ослабить жгут, дать восстановиться кровотечению и, если нет остановки, дополнительно затягивается жгут, но не более чем на 45 минут.
Для остановки кровотечения при травмах носа
необходимо слегка запрокинуть голову назад, положить холод на переносицу,
в ноздри заложить ватный тампон. Необходимо дать понюхать нашатырный спирт и растереть виски.
Обморок и потеря сознания возникают в результате нарушения кровоснабжения головного мозга (ушиб, удар, удушье).
Оказание первой помощи - уложить пострадавшего на пол (ноги выше головы), обеспечив приток воздуха. Нашатырный спирт и уксус, как и при травме носа.
Гравитационный (травматический) шок очень опасное состояние, возникающие при большом ранении, переломе.
Оказание первой помощи - создать полный покой, ввести обезболивание, согреть (обложив грелками, напоить горячим и сладким чаем, кофе, водкой). Транспортировка без специальных приспособлений противопоказана.
Тепловой и солнечный удар – это состояние перегрева организма под лучами солнца или в сауне.
Оказание первой помощи
- необходимо перенести пострадавшего в тень, освободить от одежды, предложить обильное питье
и обтирание холодной водой. Далее необходимо вызвать врача.
Ожоги делятся на 4 степени в зависимости от размеров поражения тканей и органов человека. В условиях занятий физической культурой в основном встречаются ожоги I степени (горячая вода в душе, воздействие пара в сауне и т.п.).
Оказание первой помощи
- поставить пострадавшего под струю холодной воды, наложить повязку с раствором питьевой соды
(1 ч/ложка на стакан), протереть поврежденную поверхность спиртом, одеколоном, водкой, наложить сверху стерильную повязку. При ожогах II-IV степени - немедленная госпитализация.
Обморожение также различают по 4-м степеням воздействия на организм.
Оказание первой помощи - растереть шарфом или варежкой, возможно растирание руками, перенести пострадавшего в теплое помещение. Рекомендуется растереть поврежденную поверхность спиртом, водкой. Возможно растирание конечностей до покраснения, опустив их в ведро с мыльной водой, доводя температуру постепенно до 35-37 градусов. При отморожении II-IV степени - обязательно перенести пострадавшего в теплое помещение, предохранить поврежденный участок от загрязнения, положить голову в более высоком положении по отношению к телу, дать горячий чай, кофе. Врачебная помощь обязательна.
Утопление - это потеря сознания вследствие неконтролируемого попадания воды в органы дыхания.
Оказание первой помощи - первые мероприятия связаны с оживлением. Очистка всех полостей (нос, рот, уши) от грязи, ила, слизи. Фиксируют язык, приколов его к губе (булавкой, шпилькой). Далее необходимо встать на одно колено, пострадавшего положить животом на бедро и надавить на спину - вода должна вылиться из желудка и легких. Затем обязательно сделать искусственное дыхание.
Искусственное дыхание
: при бессознательном состоянии пострадавшему делают дыхание «изо рта в рот» или «изо рта в нос», предварительно освободив ротовую полость от грязи и других масс. Под плечи надо положить валик. Вдувается воздух 16-20 раз в минуту. Если вы один на один с пострадавшим, необходимо сделать
4 раза непрямой массаж сердца и 1 искусственное дыхание «рот
в рот» или «рот в нос», до восстановления самостоятельного дыхания. Это большая физическая и индивидуальная нагрузка, но жизнь чаще всего возвращается к потерпевшему. Это первая доврачебная помощь. После этого нужно срочный вызов квалифицированного врача.
Остановка сердечной деятельности
наиболее опасная травма для занимающихся. Если не помогают нашатырь и похлопывание по щекам - приступают к непрямому массажу. Освобождают от одежды. Находясь слева от пострадавшего, ладонью левой руки ритмично
(50-60 раз в мин.) надавливают на грудину, отнимают руку - дают возможность ей расслабиться. Силу (используя всю массу своего тела) применять не следует. Срочный вызов скорой медицинской помощи.
Ссадины наиболее частые и простые травмы.
Оказание первой помощи. Обрабатывают перекисью водорода, подсушивают ваткой и смазывают бриллиантовой зеленью или йодом.
При ушибах рекомендуется холод (любым способом - снег, вода, металлический предмет), давящая повязка. Тепловые компрессы возможно применять спустя 2-3 дня, также рекомендуется тепло, слегка массируя поврежденную поверхность.
При вывихах рекомендуется полная неподвижность поврежденной поверхности, фиксирующая повязка, при необходимости - остановка кровотечения. При сильной боли возможно введение обезболивающих средств внутрь, рекомендован холод на место травмы. Вправлять вывих категорически запрещено. Помощь врача обязательна.
Перелом - это повреждение кости. Переломы бывают закрытого и открытого типов . При закрытых переломах кожная поверхность не повреждается. Кроме этого, закрытые переломы бывают полные и неполные (трещины). При открытых переломах (рвутся мышцы, сухожилия, сосуды, нервы, кожа).
Оказание первой помощи
- необходимо создать полный покой
и неподвижность поврежденной конечности фиксацией ее не менее 2-х суставов. Закрепляют и стабилизируют поврежденную конечность путем накладывания шины. При отсутствии специализированных шин можно использовать палку, лыжу, прутья и т.п.
При переломе предплечья накладывают фиксирующую повязку на локтевой и лучезапястный суставы, согнув руку в локте и развернув ладонь к животу.
При повреждении бедра
фиксируют три сустава: тазобедренный, коленный, голеностопный. При переломе ребер
необходимо наложить тугую стягивающую повязку на грудную клетку. Для этого можно использовать шарф, простынь, полотенце и т.п. При повреждении костей таза
потерпевшего необходимо положить
на спину на твердую поверхность - доску, дверь и т.п., сгибают ноги в коленях, разведя в стороны (для удобства желательно подложить валик под коленные суставы).
При переломе позвоночника - нельзя поднимать человека, переворачивать его. Необходимо аккуратно подложить под него твердую поверхность (щит, доска, дверь) и зафиксировать пострадавшего до прибытия квалифицированной помощи.
Контрольные вопросы:
1. Сущность понятия «здоровье», основные факторы угрозы жизни и здоровью человека
2. Причины возникновения болезней цивилизации. Физическая культура как средство противодействия им.
3. Назовите основные показатели здоровья населения.
4. Какие основные факторы ортобиоза выделены учеными?
5. Какое место занимает физическое воспитание в здоровом образе жизни студентов?
6. По каким показателям оценивают специальную??? двигательную активность?
7. Какие особенности женского организма необходимо учитывать на занятиях физической культурой?
9. Назовите основные гигиенические мероприятия, необходимые при выполнении физической нагрузки.
10. Какое воздействие оказывают физические упражнения
на сердечно-сосудистую систему?
11. Какое воздействие оказывают физические упражнения
на дыхательную систему?
12. Какое воздействие оказывают физические упражнения
на опорно-двигательный аппарат?
13. Какие элементы самомассажа Вы знаете?
14. Какие основные средства используют на занятиях по физической культуре со специальными медицинскими группами?
21. Назовите цели и задачи контроля и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
22. Охарактеризуйте объективные и субъективные показатели физического развития человека.
23. Какие виды травм Вы знаете?
24. Назовите мероприятия первой помощи при различных видах травм.
Физическое здоровье человека определяется комплексом взаимосвязанных факторов, характеризующих физическое состояние организма:
1) функциональным состоянием органов и систем; 2) уровнем физического развития; 3) степенью развития физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).
Оценку функционального состояния органов и систем принято проводить путем исследования основных физиологических параметров, таких, как частота сердечных сокращений, артериальное давление, ЭКГ, жизненная емкость легких и других.
Состояние физического здоровья, как и другие критерии его аспектов, может быть установлено на основании субъективных ощущений конкретного человека в совокупности с данными клинических исследований, с учетом пола, возраста, социальных, климатических и других факторов.
Физическое развитие есть совокупность морфофункциональных показателей, характеризующих развитие организма, важный критерий состояния здоровья. Для его изучения применяют методику антропометрических исследований (от греч. anthropos - человек, metreo - мерить, измерять).
При антропометрическом обследовании измеряют длину тела (рост),
Вес тела,
Окружность грудной клетки,
Размеры конечностей и отдельных частей
Туловища, мышечную силу кисти - динамометрия,
Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) - спирометрия
И другие показатели.
Оценка физического развития индивидуума производится путем сравнения его антропометрических данных и других показателей развития (половое созревание, зубная формула и др.) со средними данными для соответствующего пола и возраста.
Большое значение имеет изучение физического развития детей и подростков. Систематические наблюдения позволяют выявить ранние признаки отклонения физического развития, что может свидетельствовать о начинающемся заболевании.
Таким образом, физическое здоровье - это состояние абсолютного физического и психического комфорта, не сопровождающееся отклонениями в деятельности органов и систем, при нормальном физическом развитии, высокой работоспособности и адаптации.
Телосложение (конституция, от лат. constitutio - устройство, состояние) есть совокупность особенностей строения, формы, величины и соотношения отдельных частей тела человека и является одним из критериев физического развития. Имеет половые, возрастные, национальные и индивидуальные особенности.
Рост человека, масса и пропорции тела - основные конституциональные характеристики.
Рост человека завершается к 18 - 25 годам и может быть у здоровых людей от 140 до 210 см (в зависимости от индивидуальных и других особенностей).
Для ориентировочного контроля за массой тела в повседневной жизни может быть рекомендован индекс Брока:
Определение нормальной массы тела является довольно сложной задачей, так как для этого не разработаны единые критерии. В настоящее время создано множество таблиц и формул, учитывающих возраст, пол, длину и фактическую массу тела, тип телосложения, толщину кожных складок и др.
Каждый человек должен знать индивидуальную норму своей массы тела. Превышение верхнего предела, рассчитанного по формуле, приведенной выше, более чем на 7% принято считать избыточной массой тела.
По данным Всемирной организации здравоохранения около 30% жителей экономически развитых стран имеют массу, превышающую нормальную, на 20% и более.
Проблема лишнего веса стала серьезной угрозой для многих людей. У людей с избыточной массой нарушается нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, чаще развивается атеросклероз, сахарный диабет, болезни суставов, гипертоническая и желчно-каменная болезнь, укорачивается продолжительность жизни на 10-15 лет.
Уменьшение избыточной массы тела и ее поддержание на нормальном уровне - достаточно сложная задача. Она зависит от режима, характера питания, двигательной активности, эмоционального статуса человека.
Гармоничное телосложение определяется с учетом конституциональных особенностей.
Конституция (от лат. constitutio - установление, организация) - комплекс индивидуальных, относительно устойчивых морфологических, физиологических и психических свойств организма, обусловленных наследственной программой, а также длительным, интенсивным влиянием окружающей среды.
Учение о конституции человека зародилось в глубокой древности. Каждая эпоха вкладывала в определение и классификацию конституции свои представления. Все ныне существующие классификации не противоречат друг другу. Их авторы отдают предпочтение отдельным функциональным системам или основываются на совокупности морфологических признаков. Общим недостатком всех этих классификаций является отсутствие комплексного подхода.
По современным представлениям, в формировании конституции равномерное участие принимают как внешняя среда, так и наследственность.
Наследственно детерминируются главные признаки конституции - продольные размеры тела и доминирующий тип обмена веществ, причем последний наследуется только в том случае, если в одной и той же местности постоянно жили два-три поколения данной семьи.
Второстепенные признаки конституции (поперечные размеры) определяются условиями жизни человека, реализуясь в чертах его индивидуальности. Эти признаки наиболее тесно связаны с полом, возрастом, профессией, а также с влиянием среды.
Согласно классификации Э. Кречмера выделяют следующие типы конституции:
Сильное воздействие на телосложение оказывают занятия общеразвивающими физическими упражнениями, которые позволяют не только добиться пропорционального телосложения, но и укрепить мышцы, выработать правильную осанку.
Осанка - первичное непринужденное положение тела, которое человек сохраняет в покое и при движении. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника равномерны, голова расположена вертикально, поле верхних и нижних конечностей симметрично, лопатки находятся на одном уровне и плотно прилегают к грудной клетке. Если человек со здоровой осанкой, не изменяя привычного положения тела, прижмется к ровной стене, то точками соприкосновения будут затылок, лопатки и ягодицы (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Тест на правильную осанку
Если эти положения нарушены, то говорят о патологической осанке, которая может проявляться в следующих видах (рис. 3.5):
Лордоз - искривление кпереди (встречается в поясничном отделе позвоночника);
Кифоз - искривление кзади (в грудном отделе);
Сколиоз - боковое искривление.
Встречается такое отклонение от нормы, как сутулость - положение, при котором грудной отдел значительно выступает кзади, голова наклонена вперед, грудная клетка уплощена, плечи опущены, живот выпячен и вялая осанка.
Б в Рис. 3.5. Нарушение осанки а - сколиоз, б - кифоз, в - лордоз
Причинами неправильной осанки являются слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела, односторонние физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат или его врожденные недостатки.
Чаще всего нарушения осанки возникают в школьном возрасте как следствие длительного неправильного положения за столом, неправильного переноса тяжестей, нарушения в питании, недостатка физической активности и различных заболеваний.
Для предупреждения нарушений осанки каждому человеку необходимо научиться контролировать положение своего тела
При сидении за столом,
Стоянии и ходьбе,
Соблюдать правила переноса тяжестей,
Спать на жесткой постели,
А также постоянно работать над укреплением мышечного корсета спины.
Необходимо помнить, что предупредить возникновение неправильной осанки значительно легче, чем исправить ее. Осанка начинает эффективно формироваться в процессе роста, развития и воспитания и продолжается в течение всей жизни человека.
Правильная осанка делает фигуру человека красивой, способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Регулярная физическая активность, упражнения атлетической и ритмической гимнастики, подвижные и спортивные игры, танцы помогают в формировании конституции человека по законам красоты, сохраняя индивидуальность фигуры и движений.
А б в г д А. Положение сидя: а, в - нефизиологическая конструкция стула, вызывает быстрое утомление и боли в спине; б, г - рационально оборудованное рабочее место; д - физиологически оптимальное кресло.
А б в г Б. Положение стоя: а - неправильная поза; б - оптимальное положение, попеременная постановка ног на низкую скамеечку снимает усталость и боли в спине; в - неправильная поза; г - физиологически верное положение, при котором сведены до минимума наклоны вперед, спина прямая.
A б В. Способы переноса тяжестей: а - правильный, б - неправильный.
Г. Поза при работе: а - схема правильных (+) и неправильных (-) положений туловища при разных позах; б - правильное (+) и неправильное (-) выполнение домашней работы; в - правильное (+) и неправильное (-) ношение ребенка; г - правильное (+) и неправильное (-) положение позвоночника при чтении. Рис. 3.6. Меры профилактики неправильной осанки.