Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подрастающего поколения. Здоровый образ жизни как условие профилактики заболеваний

Егорьевский детский дом Московской области

Беседа

«Профилактика здорового

образа жизни»

Подготовила:

воспитатель

Журавлева Е.И.

2015 год

Цель: профилактика здорового образа жизни

Информация для обсуждения

Что же такое «Здоровье»?

При встречах и расставаниях с близкими и дорогими людьми желаем им доброго здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простых правил здорового образа жизни. Некоторые, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные моменты:

    Правильный режим труда и отдыха;

    Искоренение вредных привычек;

    Рациональное питание;

    Оптимальный двигательный режим;

    Личная гигиена, закаливание.

«Режим труда и отдыха»

«Долго живет тот, кто много и хорошо

работает в течение всей жизни»

Ученик должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в школе и обеда необходимо потратить 1,5 и 2 часа на отдых. Отдых после учебы вовсе не означает, что надо лечь в кровати и лежать. Надо дать отдых глазам, так как во время учебы они устают, после нахождения в помещении часть времени отдыха хорошо проводить на свежем воздухе. После отдыха наступает второй период, когда можно выполнять домашнее задание. Все дела лучше завершить до 18.00, так как после этого времени организму тяжелее будет сосредоточиться.

«Вредные привычки»

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье их будущих детей. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.

Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле.

Как установили специалисты, через 5 – 9 минут после выкуривания одной только сигареты сила мышц снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала.

Кроме того, курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находиться рядом сними. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни – в детстве и юности, а также в старческом возрасте.

«Режим питания»

Следующей составляющей здорового образа жизни является правильный режим питания, который обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь горячей пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку. Тщательное пережевывание, измельчение пищи помогает нашему организму лучше ее усвоить и принести больше пользы.

«Двигательная активность»

Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Занятия физическими упражнениями и спортом помогают укрепить здоровье, формируют хорошую фигуру и являются профилактикой различных заболеваний.

Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу. Нормы общей двигательной активности точно не определены, однако японские ученые считают, что подросток должен в день делать минимум 10-15 тысяч шагов.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Регулярные занятия спортом в полной мере развивают все эти качества.

« Закаливание»

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество-выносливость. В сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, это обеспечивает растущему организму надежный щит против многих болезней.

Есть много способов закаливания – от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Еще одним действенным закаливающим средством может быть контрастный душ, то есть обливание попеременно то горячей, то холодной водой. Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность.

«Личная гигиена»

«Чистота - залог здоровья»

Но за этим простым выражением стоит целый комплекс правил личной гигиены и здоровья.

Соблюдение правил личной гигиены не составляет особого труда, но их знание и выполнение помогает сохранить здоровье человеку. Личная гигиена и здоровье неразрывно связаны между собой.

Привычка мыть руки является самой лучшей профилактикой инфекционных заболеваний. В Азии и Африке высока детская смертность от «болезней грязных рук» - дизентерии, гепатита А и других подобных заболеваний. Но даже в цивилизованных странах Европы, как показало исследование «Грязные руки», количество бактерий на руках превосходит все мыслимые нормы примерно у трети населения, принявшего участие в данном исследовании. Итак, мы должны:

    Чистить зубы утром и вечером, поскольку в полости рта обычно находиться значительное количество микробов;

    Тщательно мыть руки с мылом после посещения туалета, перед едой;

    Принимать душ;

    Носить чистую одежду.

«Хорошее настроение»

Если человек в хорошем настроении, он становиться добрее, отзывчивее и красивее. Любое дело у него спориться, куда-то уходят тревоги и заботы, кажется, что нет ничего невозможного. Изменяется выражение его лица, в глазах появляется особая теплота, приятнее звучит голос, движения приобретают легкость, плавность. К такому человеку невольно тянутся люди.

Но все меняется, если настроение у человека плохое. Словно черная туча окружает его. Он еще ничего не сказал, но уже можно ожидать неприятностей.

Мы можем сами создавать себе хорошее настроение.

Хорошее настроение

начинается с утра!

Начните утро с гимнастики. Ведь гимнастика – это не просто физические упражнения, она помогает нашему организму перейти от сна к бодрствованию, активной деятельности. Гимнастика – это еще и способ эмоциональной зарядки на весь день.

Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.

Для закрепления материала воспитанникам предлагается провести практические занятия по усвоенному материалу и в течении следующего дня они строго придерживаются правилам, которые следуют из беседы.

Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время. Чаще всего излечиться от этих заболеваний невозможно, можно лишь добиться стойкой ремиссии - отсутствие обострений заболевания в течение длительного времени (иногда несколько лет).

С некоторыми заболеваниями люди рождаются, другие возникают в детском возрасте или во взрослом состоянии из-за недостаточного или несвоевременного лечения острых заболеваний.

Любое хроническое заболевание требует наблюдения у соответствующего врача-специалиста, соблюдения определенной диеты и образа жизни, возможно длительного приема лекарственных препаратов с индивидуальным подбором и периодической коррекцией дозы принимаемых лекарств.

Профилактические мероприятия по ЗОЖ с целью профилактики хронических заболеваний ведутся в трех направлениях:

1) организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся;

2) повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры;

3) дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детей группы риска.

Все три направления предусматриваются годовым планом работы врача школы, обсужденным на педагогическом совете и утвержденным главным врачом детской поликлиники.

К сожалению, современные школьники имеют все больше и больше хронических заболеваний. Основной причиной возникновения таких заболеваний является то, что современные школьники все меньше двигаются. Чаще всего это связано с загруженностью уроками, дополнительными занятиями, домашними заданиями. Порой у них не остается времени на прогулку, общение со своими сверстниками, на участие в подвижных играх. В результате нарушается естественное, нормальное развитие детского организма. Школьные уроки физкультуры компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности. Вот почему формирование здорового образа жизни особенно важно и актуально.

Систематическое пребывание на воздухе во время перемен в школах определяется степенью благоустройства участка, количеством входов и устройством гардеробов. Наличие нескольких выходов на участок из здания школы и децентрализованных гардеробов обеспечивает, проведение ряда режимных моментов на воздухе. Наблюдения показывают, что число детей, одновременно находящихся в рассредоточенных гардеробах, в 7-- 8 раз меньше, а время, затраченное на одевание, в 3 раза меньшее, чем в централизованных гардеробах школ той же вместимости. В практике нередко встречается неверное использование планировочных решений: один вход вместо имеющихся трех, прямой график движения вместо ломаного, один гардероб вместо двух, одно туалетное помещение на этаже вместо двух и т. д. Врач обязан быть хорошо знаком с проектными решениями школы и не допускать использования их не по назначению. Правильная с гигиенических позиций расстановка мебели и оборудования, благоприятные условия видимости на классной доске, светового климата, микроклимата и состояния воздушной среды обеспечиваются при размерах класса в 50--64 м2, кабинета -- 66 м2 и лаборатории -- 70 м2. Наполняемость 1-го класса -- 25 учащихся, 2--4-го -- 30, 10--11-го -- не более 25 учащихся.

Особого внимания требуют дети, имеющие низкий уровень развития. И работа с такими ребятами является дополнительным стимулом к улучшению развития таких детей. Только путем ежедневной дополнительной работы можно добиться определенных успехов в развитии их умственной работоспособности. Увеличение ежедневной двигательной активности школьников посредством физических упражнений и подвижных игр положительно сказывается на предотвращении утомления и сохранении у них умственной работоспособности в течение всего учебного года, является профилактикой хронических заболеваний.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Многие исследователи с тревогой отмечают, что именно с приходом детей в школу наступает резкое уменьшение их двигательной активности, и зачастую -- за грань допустимого, прогрессируют хронические заболевания. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но это не означает, что весь образ жизни ребенка должен стать «сидячим» .

Такой образ жизни может привести -- и, увы, в ряде случаев приводит -- к хроническим заболеваниям и отклонениям в физическом развитии. Нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение -- вот наиболее частые и явные признаки нехватки движения; самым нежелательным образом отражается такая нехватка на сердечно-сосудистой системе ребенка. Парадоксально, но ограничение движения во имя учения сказывается на учении как раз весьма отрицательно: умственная работоспособность резко снижается, память ухудшается.

Но хотя это известно давно, каждое новое поколение родителей склонно повторять одни и те же ошибки... В решающей степени от семьи зависит, насколько день ребенка будет наполнен столь необходимым ему движением. То, что он получает в этом смысле в школе -- уроки физкультуры, игры на переменах, физкультуры во время уроков, необходимо, но недостаточно. Домашняя часть дня должна быть буквально пронизана физкультурой; возможности у семьи здесь весьма широки: утренняя гимнастика, «физкультминутки» во время выполнения домашних заданий, подвижные игры в часы работы, занятия спортом, общие семейные увлечения, связанные с различными физическими нагрузками: прогулки на велосипедах, лыжные прогулки и вылазки на лыжах, туристические походы и плавание летом.

Профилактика переутомления не сводится к контролю за количеством уроков в соответствии с возрастом, а касается и вопросов правильного с гигиенических позиций построения каждого урока, их чередования. Трудность урока складывается из учебных его элементов, суммарного воздействия уроков. Установлено, что уроки средней трудности наименее утомительны для учащихся. Уроки малой трудности ниже учебных возможностей детей. Они не интересны и утомительны. Трудные уроки вызывают чрезмерное напряжение умственной деятельности, утомляют детей, снижают их работоспособность. Трудность предмета для каждого возраста разная. Так, для учащихся 1-го класса объективно трудными оказались уроки пения, чтения; для 2--3-х -- природоведение, русский язык; для 4--6-х классов -- география, история, химия, а для 9--10-х классов -- литература, физика, физкультура. Урок.облегчается, если на нем многократно чередуются разные виды деятельности. Например, устная- и письменная работа, изучение нового и повторение пройденного материала, соблюдена посильная для данного возраста длительность каждого из компонентов урока, особенно самостоятельная работа. В младших классах целесообразны комбинированные уроки, на которых используются разные виды работ. Например, последние 10 минут русского языка или математики отводятся рисованию по теме урока. Включение игровых моментов в ходе урока является эмоциональной разрядкой, позволяет в значительной мере активизировать внимание детей и педагогически эффективно использовать все время урока. Основы ЗОЖ должны включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, как непременное условие психического здоровья.

В заключение главы можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни является интегративным качеством в структуре становления личности школьников, представляющей собой совокупность ценностных ориентацией личности на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья, профилактики хронических заболеваний, теоретических знаний и практических форм поведения, способствующих выполнению учебных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях.

Социально-педагогические технологии формирования здорового образа жизни у школьников - это дополнительная последовательная целенаправленная система способов действий по формированию здорового образа жизни на основе субъектно-субъектных отношений в педагогическом процессе, включающая научно обоснованную совокупность форм, методов и способов деятельности, направленная на подготовку ребят к самостоятельному принятию решения вести здоровый образ жизни.

Первичная профилактика включает в себя:

· Принятие мер по снижению влияния на организм человека вредных факторов;

· Формирование здорового образа жизни:

· создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов, а также путей и возможностей уменьшения этого влияния,

· санитарно-гигиеническое воспитание,

· снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств,

· обучение правильному отдыху,

· привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления;

· Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов и принятие мер по их устранению;

· Проведение иммунопрофилактики различных групп населения;

· Формирование комплекса мер по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм;

· Оздоровление населения, находящегося под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Формирование здорового образа жизни сегодня является актуальной темой для любого человека, будь то взрослый или ребенок, школьник или студент. Иногда в семье культуру здорового образа жизни родители воспитывают у детей, начиная уже с дошкольного возраста. Детсады, школы, средства массовой информации сегодня активно занимаются пропагандой ЗОЖ и составляющих его элементов: физкультуры, гимнастики и разнообразных диет. У этой тенденции есть свои причины.

Все дело в том, что современная жизнь требует от человека больших вложений своего труда, времени и, главное, здоровья ради достижения собственных целей. Положение также усугубляется плохой экологией, сидячими условиями труда, некачественными продуктами и плохим режимом питания, вредным излучением от разнообразной техники и многими другими факторами, которые способны влиять на наше психическое и физическое самочувствие. Несмотря на то что современная медицина достигла существенных успехов в лечении самых разнообразных заболеваний, она часто оказывается бессильной в случаях, когда организм человека уже не способен бороться с недугом даже с помощью лекарств и медицинских мероприятий. Для того чтобы избежать таких случаев, нужно знать и выполнять специальные профилактические приемы и правила, которые представляют собой основу здорового образа жизни человека.

В данном тренинге мы предлагаем вам пройти серию бесплатных онлайн-уроков, посвященных тому, как вести здоровый образ жизни, формировать для себя привычки правильного питания, занятий физической культурой и спортом, как построить оптимальный режим дня, а также поддерживать свое психическое здоровье. Программа курса призвана помочь каждому сформировать собственную систему ЗОЖ.

Понятие здорового образа жизни, или что это такое?

Здоровый образ жизни (ЗОЖ ) - это навык человека, который заключается в способности выполнять специальные действия (или наоборот, отказаться от выполнения таковых), направленные на сохранение и улучшение его здоровья и профилактику заболеваний.

Профилактикой заболеваний называется система мер для предупреждения или устранения причин, вызывающих болезнь. Профилактика бывает разных уровней: первичная профилактика - система мероприятий по устранению причин и факторов возникновения болезней, вторичная - предупреждение прогрессирования имеющегося заболевания, и третичная профилактика - это предупреждение рецидивов заболеваний. В рамках ЗОЖ принято рассматривать именно первичную профилактику заболеваний.

Владеть способностью вести здоровый образ жизни - это значит иметь специальные знания о том, что является полезным, а что нет, как необходимо дисциплинировать себя, выстраивать правильный режим дня, а также выполнять специальные процедуры и принимать правильную пищу.

Зачем вести здоровую жизнь?

У каждого из нас есть свои физические и психические особенности, некоторые из которых передаются нам на генетическом уровне. Кто-то, не выполняя никаких физических упражнений и специальных рекомендаций по питанию, всегда остается в неплохой форме, кто-то не склонен к простудным заболеваниям, и зимой его невозможно заразить ОРЗ, кто-то способен спать по 4 часа в день и оставаться бодрым. Все эти способности - больше исключения из правил, свойственные лишь некоторым людям. И уж точно можно сказать, что в мире не существует идеально здорового человека, который обладает всеми перечисленными выше достоинствами. Вот почему нам важно знать свои слабые места и уметь принимать все необходимые меры в целях предупреждения болезней. В этом и состоит роль здорового образа жизни.

Применение знаний ЗОЖ может пригодиться любому человеку в самых разных ситуациях, например, позволит:

  1. Правильно воспитывать детей (родителям, педагогам, воспитателям и учителям).
  2. Жить дольше и чувствовать себя лучше - абсолютно всем.
  3. Не погубить здоровье в молодости всем, кто много учится за студенческой скамьей, и кто работает не покладая рук, чтобы взобраться по карьерной лестнице.
  4. Организовывать мероприятия и принимать верные решения, если вы имеете отношение к организации человеческого времяпрепровождения, например, вы работодатель, директор школы или ректор вуза.

Стоит отметить, что культура ЗОЖ влияет на качество жизнедеятельности любого человека, что связано с достижением долголетия, возможностью полноценно выполнять социальные функции и активно участвовать в семейной, трудовой, общественной жизни общества.

Как этому научиться

Многие из нас иногда задумываются о том, как вести здоровый образ жизни: заниматься спортом или питаться умеренно и сбалансированно. Но часто дальше обещаний себе того, что с понедельника необходимо изменить свою жизнь, дело так и не заходит. Эти обещания могут повторяться много раз до тех пор, пока не появится действительно серьезная проблема, справиться с которой будет достаточно сложно.

Для того чтобы не доводить свой организм до таких ситуаций, нужно соблюдать специальные правила , которые помогут сохранить ваше здоровье и о которых вы узнаете из уроков данного курса. Соблюдение этих правил должно быть целенаправленным и системным . Для этого, во-первых, нужно определиться с тем, чего вы хотите достичь, ведя здоровый образ жизни, и поставить перед собой . Во-вторых, нужно стараться и изо дня в день уверенно стремиться к поставленной цели. Очень важно при ведении здорового образа жизни, как и в любом другом деле, выработать режим, привычки и самодисциплину.

Одной из важных привычек должно стать правильное питание, состоящее из сбалансированного рациона и принимаемое в нужном режиме. Не менее важны для здоровья такие составляющие, как правильное соотношение работы и отдыха, сон, умеренные физические нагрузки, понимание биологических ритмов своего организма и многое другое. Однако даже ведущий здоровый образ жизни человек не застрахован от всех заболеваний, и поэтому важно знать, как правильно вести себя в случае болезней или травм. Чтобы успешно вести здоровый образ жизни необходимо уметь понимать свой организм, учиться на собственном опыте, постоянно пополняя багаж своих знаний.

Здоровая жизнь также требует полного отказа от вредных привычек, которые могут свести на нет все ваши старания. Вы должны понимать, что употребление спиртных напитков, курение, переедание и многие другие слабости лишь усугубляют воздействие факторов, связанных с плохой экологией, психическими и трудовыми нагрузками, на тело человека.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Курс уроков ЗОЖ

Ниже приведен план курса по здоровому образу жизни. В наших уроках мы попытались собрать всё самое необходимое для самостоятельного обучения: информацию о ключевых элементах и понятиях ЗОЖ, схемы и картинки, видеоролики, конспекты, программы, сценарии, а также проекты мероприятий, направленных на улучшение здоровья и профилактику заболеваний. Ключевую функцию данного тренинга мы видим в том, что в отличие от школьных рефератов, докладов или классных часов, из данных уроков вы получите не столько теоретические и пропагандистские знания, сколько практические навыки, применимые в жизни каждого человека.

Как проходить занятия

Проходить уроки по здоровому образу жизни можно в любой последовательности, обращая внимание на то, что интересно именно вам. Материал в уроках изложен, в некоторой степени, конспективно и направлен на общее ознакомление с главными принципами здорового образа жизни. Тем не менее, в уроках присутствует множество практических советов и примеров. Среди универсальных рекомендаций следует выделить следующие:

Тренируйте самодисциплину. Именно умение придерживаться правильного режима изо дня в день является главной составляющей практически всех элементов ЗОЖ. Чтобы не давать себе расслабляться, чаще вспоминайте, что на кону стоит самое главное - ваше здоровье. А если вам потребуются другие мотивационные приемы, вы сможете найти их в тренинге по тайм-менеджменту на нашем сайте (скоро!).

Учитесь понимать свой организм. У каждого человека есть свои физические и психические особенности, поэтому никакие готовые универсальные приемы не заменят вам собственного опыта.

Внимательно и с сомнением подходите к любой рекомендации. Каждый раз, когда у вас будут возникать сомнения относительно действенности и безвредности любого совета по здоровому образу жизни на нашем сайте или в любом другом источнике информации, не выполняйте рекомендацию, пока не будете полностью уверены в ней. Старайтесь время от времени консультироваться со специалистами, врачами, диетологами, тренерами, а также читайте отзывы в интернете - все это поможет избежать ошибок.

Чтобы максимально эффективно усвоить принципы ЗОЖ, а затем сформировать свои привычки и режим дня, рекомендуем сначала ознакомиться со всеми уроками данного тренинга, попробовать выполнить предлагаемые упражнения и рекомендации. После прочтения всех уроков вы будете обладать достаточными знаниями для того, чтобы начать формировать свою собственную программу здорового образа жизни. Вам могут потребоваться дополнительные знания. Некоторую полезную информацию вы сможете найти в материалах, речь о которых пойдет ниже, а также при помощи обычных поисковиков. Но помните, что ко всему следует относиться несколько критически, и помнить, что зачастую применяя некоторые особо радикальные меры по улучшению здоровья, вы рискуете получить обратный эффект и нанести серьезный ущерб своему организму.

Дополнительный материал

Помимо онлайн-уроков, в данном разделе мы будем собирать всю полезную информацию о здоровом образе жизни: статьи, видео, книги, учебники, конспекты, схемы, а также отзывы и рекомендации специалистов и обычных людей о практике применения принципов ЗОЖ.

Кроме того, обратите внимание на категорию «Здоровое тело » в нашем блоге, где вы сможете прочитать такие статьи, как.

ЗОЖ – это комплекс мероприятий, направленных на укрепление иммунитета, улучшение самочувствия, профилактику различных недугов. Стать последователем этого стиля жизни можно в любом возрасте, независимо от уровня доходов, места проживания.

Понятие ЗОЖ у большинства людей ассоциируется с прощанием с вредными привычками и периодическими занятиями физкультурой. Но для того, чтобы вести здоровый образ жизни, этих действий будет недостаточно.

Принцип следования ЗОЖ заключается в 3 составляющих:

  • Спортивные действия.
  • Правильное питание.
  • Соблюдение режима.

Состояние организма во многом зависит от того, насколько активен человек. Делает ли он зарядку, прогуливается на свежем воздухе или предпочитает весь день провести на диване. Игнорировать физическую тренировку нельзя.

Начинать свой путь к улучшению самочувствия следует с 20-минутной утренней разминки. Это могут быть простые гимнастические упражнения или пробежка на короткую дистанцию, если позволяют условия, погода. Утренняя зарядка позволяет прогнать остатки сна, взбодриться перед новым днем.

Профилактика заболеваний начинается не только с физических упражнений, но и с пересмотра привычного рациона питания. Следование здоровому образу жизни невозможно при неограниченном употреблении мучной, сладкой и газированной продукции.

Главным фактором при следовании правильному образу жизни является режим сна и отдыха. Для хорошего самочувствия человеку необходимо спать не меньше 8 часов в сутки. Если сон длится меньше, то могут наблюдаться головные боли, ухудшение настроения, апатия. В этом случае на помощь приходит режим, контролирующий желания организма. Уже через неделю привычка принимать пищу в одно и то же время и ложиться спать становится обычным делом.

Международная группа квалифицированных специалистов разработала несколько советов, определяющих основу здорового образа жизни:

  1. Жизнь нужно провести в движении и изучении. Если человек ни к чему не стремится, ничего не изучает, то происходит процесс деградации умственных способностей. При чтении книг, умножении цифр в уме это действие замедляется. Зато улучшается обмен веществ и система кровообращения.
  2. Работа – основной показатель ЗОЖ. Именно физическая деятельность способна подарить человеку море положительных эмоций, благодаря которым индивидуум выглядит моложе своих лет.
  3. Составлять график калорийности блюд – дело скучное, но необходимое. Употребление меньшего количества калорий становится залогом стройности и хорошей физической формы.
  4. Направлять свои эмоции нужно только в верное русло. Любовь и нежные чувства позволяют продлить молодость, а эндорфин содействует укреплению иммунитета. Здоровье невозможно купить, но можно попытаться улучшить его.

Видео: Что такое ЗОЖ

Все больше россиян в вопросе заботы о здоровье переходят от слов к делу. С 2013 года диспансеризацию в поликлиниках по месту жительства прошли уже более 75 млн граждан. Многие для того, чтобы оценить базовые показатели состояния своего организма и выявить факторы риска развития неинфекционных заболеваний, обращаются в Центры здоровья, созданные во всех регионах России. Тенденция к повышению ответственности граждан не может не радовать. «Врач должен заниматься просвещением, а трудиться над обретением своего здоровья должен сам человек», — приводит слова знаменитого древнегреческого врача Гиппократа заслуженный работник здравоохранения РФ, главный специалист по медицинской профилактике Уральского федерального округа и министерства здравоохранения Свердловской области Светлана Глуховская. Она рассказала о том, как региональные медицинские учреждения и ведомства совместно с другими организациями помогают россиянам сохранить и укрепить здоровье.

- Как строится система медицинской профилактики в вашем регионе?

— Она создана в соответствии с новым порядком, утвержденным Министерством здравоохранения Российcкой Федерации. Специалисты, которые занимаются вопросами профилактики, работают во всех медицинских учреждениях первичного звена здравоохранения области. В поликлиниках, где обслуживаются более 20 тысяч человек, открыты отделения профилактики. Если в медицинском учреждении меньше пациентов, там действует кабинет медицинской профилактики.

Кроме того, на территории Свердловской области функционируют 19 взрослых и 6 детских Центров здоровья. Их задача — проведение скрининга, раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их возникновения. В первую очередь речь идет о четырех группах болезней, которые в совокупности являются причиной около 80% всех смертей: сердечно-сосудистые, злокачественные новообразования, бронхо-легочные заболевания, а также сахарный диабет.

Также в нашем регионе действуют два крупных учреждения соответствующей направленности: Центр медицинской профилактики города Екатеринбурга и Свердловский областной центр медицинской профилактики, которым я руковожу 16 лет.

Мы вместе с врачами и средним медицинским персоналом плечом к плечу работаем на ниве профилактики. Основная задача, которую мы перед собой ставим: просвещать людей, обучать, направлять и мотивировать их к заботе о своем здоровье.

- Что Вы считаете самым главным в вопросе профилактики хронических неинфекционных заболеваний?

— Принцип межведомственного взаимодействия. Надо отметить, что благодаря координирующей роли Министерства здравоохранения России и ГНИЦ профилактической медицины этот подход к профилактике во всех регионах России сегодня единый. Уральский федеральный округ и Свердловская область не исключение. Наш регион внес посильный вклад в формирование самой концепции профилактики ХНИЗ. Мы с гордостью вспоминаем 2014 год, когда в Екатеринбурге состоялось всероссийское совещание, которое проводила министр здравоохранения России Вероника Скворцова. Тогда перед нами была поставлена задача — создать единую региональную модель по профилактике неинфекционных заболеваний, где основным принципом является межведомственное взаимодействие.

Мы акцентировали внимание на оценке факторов риска развития заболеваний — для того, чтобы помочь человеку предупредить болезнь. В частности, мы обратили внимание на такие поведенческие факторы, как курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание и многое другое. Все выводы специалистов были использованы Минздравом России при разработке очень важного документа — «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний до 2025 года». Документ был обсужден на круглых столах со специалистами разных заинтересованных ведомств и в ближайшее время должен быть внесен в Госдуму.

- Как межотраслевое взаимодействие осуществляется в вашем регионе?

— В Свердловской области, так же как во всех регионах Уральского федерального округа, работает межведомственный координационный совет по профилактике хронических неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни. В совет входят все заинтересованные министерства и ведомства, в том числе общественные, и отдельно надо отметить пациентские организации, которые занимаются вопросами охраны здоровья и оказывают нам колоссальную поддержку. Заседания совета проводятся два раза в год, но его рабочая группа трудится в постоянном режиме. Руководит координационным советом первый заместитель председателя правительства Свердловской области Владимир Александрович Власов.

- В области реализуется концепция единой профилактической среды. Расскажите об этом подробней.

— Формирование здорового образа жизни, действительно, требует создания единой профилактической среды. Мало научить человека вести здоровый образ жизни и заниматься профилактикой — надо предоставить ему для этого условия. В частности, повсеместно должны работать спортивные секции и бассейны. Или, например, курение, употребление алкоголя, фастфуд и другие нездоровые привычки не должны пропагандироваться в масс-медиа и культурной среде в широком смысле слова. Важно отметить и то, что здоровый образ жизни формируется в семье, а также вучреждениях образования, начиная от детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями. Поэтому наша просветительская работа не ограничивается стенами медицинских учреждений, а направлена также на семью и образовательные организации. Так, в школах и детсадах проводятся физкультурные паузы, в расписании этих учреждений — три урока физкультуры в неделю. Также в школах дети пишут сочинения на тему «Мой полезный завтрак» или, например, «Моя семья ведет здоровый образ жизни. Так ли это?». Хорошо развито волонтерское движение школьников и студентов. Этим активно занимаются детские Центры здоровья, которые привлекают подростков для популяризации здорового образа жизни.

Мы хорошо понимаем, что к формированию такого образа жизни имеют отношение региональные власти, а также Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики, Министерство культуры и Министерство социальной защиты населения, и взаимодействуем с ними.

- Вы можете привести примеры этого взаимодействия?

— Например, сейчас мы через Союз промышленников и предпринимателей Свердловской области обращаемся к работодателям, чтобы они предоставляли работнику день на прохождение диспансеризации. И они начали отпускать, хотя вопрос все еще требует решения на законодательном уровне.

Также в школах и других образовательных учреждениях мы регулярно проводим уроки здоровья. Кроме того, у нас уже восемь лет проходит Уральский конгресс по здоровому образу жизни, в котором принимают участие более 2 тысяч человек со всей России — медики, законодатели, представители органов исполнительной власти, педагоги, работники социальной сферы, спортсмены и т.д. На этом мероприятии мы подводим итоги международного студенческого конкурса «Здоровьесбережение в образовательном процессе», который проводит Уральский федеральный университет совместно со своими международными партнерами.

Какие еще нездоровые привычки — факторы риска развития неинфекционных заболеваний Вы хотели бы отметить, и как в регионе с ними борются?

— Универсальный фактор риска — курение. И самое удивительное то, что этот фактор устранить легче всего. Для этого нужна воля самого человека и зачастую помощь врача. В Свердловской области этому фактору риска уделяется огромное внимание. Так, в течение девяти лет у нас работает уникальная технология — «Школа для желающих бросить курить». Сейчас на территории области работают 53 такие школы. Знакомиться с их опытом приезжали даже представители Всемирной организации здравоохранения. Технология была признана эффективной — через год не курят 36,5% обратившихся. Это очень высокие цифры. Кроме того, в каждом отделении или кабинете медпрофилактики мы оказываем помощь желающим бросить курить. Совершенно очевидно, что курящий медработник вряд ли будет хорошим помощником в этом вопросе. Поэтому мы совместно с общественной организацией Центром охраны здоровья студентов, который работает при Уральском медицинском университете, выиграли грант у Лиги здоровья наций, который называется «Медицина без табака». Это очень интересный проект, который дал возможности более чем полутора тысячам медработникам бесплатно и качественно бросить курить. Эффективность этого проекта тоже высокая — от курения отказались 29% его участников и 20% уже год как не курят. Кроме того, сейчас во многих лечебных учреждениях введена система поощрений для тех, кто бросил курить. У нас даже был реализован проект «Брось курить и выиграй», когда отказавшиеся от вредной привычки поощрялись путевкой в местный санаторий, денежными призами и подарками. Сейчас мы с коллегами — главными специалистами по медицинской профилактике УрФО готовим проект «Мама не кури», который рассчитан на женщин фертильного возраста. Могу отметить и такие успешные наши кампании как «Брось курить, вставай на лыжи!» и «Марафон здоровья».

Еще один фактор риска — недостаточное потребление овощей и фруктов. Есть такое правило — чтобы питание считалось здоровым, надо потреблять пять порций овощей или фруктов ежедневно. Чтобы донести эту информацию до населения, в Екатеринбурге была проведена пиар-кампания, которая использовала принцип скрытой интриги. Вначале на билбордах в центре города появилась надпись «ЕЖЕДНЕВНО ПЯТЬ РАЗ», а через три месяца она была дополнена фразой «Ежедневно пять раз овощи и фрукты в твоей тарелке».

Важно отметить, что снижение качества жизни с возрастом связано не только с физическими недомоганиями, но со снижением у пожилых людей социальной роли, которую они играют в семье и обществе. Это утверждение явилось одним из выводов эпидемиологического исследования, которое наш областной центр медицинской профилактики провел совместно с кафедрой семейной медицины Уральского государственного медицинского университета. Учитывая это обстоятельство, повсеместно в Свердловской области были организованы клубы здоровья «50+», клубы компьютерной грамотности и социального туризма. Министерство социальной защиты совместно с медиками активно развивает не только клубную работу, но и привлечение людей пожилого возраста к просветительской деятельности. По такому же принципу как и среди молодежи — «равный обучает равного».

- Но ведь существуют и биологические факторы риска. Расскажите о них?

Диспансеризация, которая идет в России уже четыре года, нацелена на раннее выявление не только заболеваний, но и таких биологических факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний как повышенные артериальное давление, уровень холестерина и сахара крови, избыточная масса тела и ожирение.

В Свердловской области в последние годы лидируют болезни сердечно-сосудистой системы. Чаще всего у пациентов выявляют артериальную гипертензию, избыточную массу тела и ожирение. Хочу сказать, что тонометр и весы — это приборы, которые должны быть в каждом доме. Даже если ты молод и у тебя никогда не было проблем с давлением, хотя бы раз в год нужно его измерять. Потому что повышенное артериальное давление может никак себя не проявлять. Человек, оказываясь на больничной койке с инсультом или инфарктом, задает вопрос себе или врачу: почему это случилось именно со мной, ведь у меня ничего не болело? Чаще всего причина кроется в хронически повышенном артериальном давлении. А всего-то надо было регулярно измерять давление, обратиться вовремя к врачу и следовать его советам.

Серьезным фактором риска, на который мы не можем повлиять, является наследственность. Поэтому каждый культурный человек должен знать не только свое генеалогическое древо, но и быть осведомленным, по какой причине умирали в работоспособном возрасте его ближайшие родственники. Это касается не только сердечно-сосудистых заболеваний, но и злокачественных новообразований. Для людей, входящих в группу риска, надо еще более тщательно соблюдать правила профилактики. Не подвергать кожу интенсивному загару, регулярно проходить онкоскрининг в рамках диспансеризации, который абсолютно бесплатный для людей любого возраста и построен на принципе доказательной медицины. Вообще, в том, что касается онкопатологии, у людей часто канцерофобия превалирует над реальной угрозой развития рака. И человек боится обследоваться и лечиться, убегает от официальной медицины к «народным целителям», тем самым отодвигая реальное спасение. Утверждаю, что уровень оказания медицинской помощи при злокачественных новообразованиях в Свердловской области крайне высок. Благодаря профилактике за последние три года резко снизилась так называемая «годичная летальность» (смерть от злокачественных новообразований в лечебном учреждении) и повысился показатель пятилетней выживаемости даже в случаях рака третьей и четвертой стадии.

- Большая роль в системе профилактической медицины отведена Центрам здоровья. Они популярны у населения?

— В начале были не очень. Представьте ситуацию: сидит себе дома здоровый человек и думает «А не пойти ли мне обследоваться в больницу, пока ничего не болит?». Многим это казалось казуистикой. И думали, что Центры здоровья, открытые по всей России, не будут востребованы. Сегодня, по прошествии шести лет работы Центров здоровья в Свердловской области, уверенно могу сказать: Центры здоровья как профилактическая технология востребована и популярна среди населения. Причина этому — соблюдение уважения к посетителю, отсутствие очередей, прием по предварительной записи, а самое главное — встреча с новым типом врача, который еще до встречи с пациентом осведомлен обо всех его физиологических и поведенческих особенностях (благодаря локальной компьютерной сети) и сразу готов к профилактическому консультированию, не тратя время на изучение так называемой «истории болезни». Профилактическое консультирование позволяет врачу вместе с пациентом подобрать индивидуальную программу оздоровления и отслеживать ее выполнение в течение года.

Для привлечения пациентов в Центры здоровья министерство здравоохранения Свердловской области уже второй год проводит акцию «Марафон здоровья», суть которой заключается в том, что пациенты, которые сами прошли обследование в Центре здоровья и привели туда свои команды, участвуют в розыгрыше призов, главный из которых — путевка в санаторий.

Благодаря включению в систему обязательного медицинского страхования диспансеризации и развитию системы профилактической медицины в целом, к 2025 году планируется снизить показатель смертности от неинфекционных заболеваний на 25%. Вы считаете это реально?

— Это очень непростая задача. Но специалисты службы медицинской профилактики настроены и готовы к ее выполнению. Нам крайне нужна помощь всех институтов и общества, и самое главное — ответственность за свое здоровье и настроенность пациента на взаимодействие с врачом и тщательное выполнение его рекомендаций. Насильно осчастливить никого нельзя. Медики готовы! Дело за каждым человеком. Присоединяйтесь!

Читайте также: