Экология звука. А что происходит в нашей душе, нашем внутреннем мире

Очищающая вибрация древних песен. Молодые музыканты готовы вернуть фольклор в деревни. Кажется, безостановочное погружение музыки в стихию электронного саунда, сэмплов и компьютерных эффектов достигло критической точки и у части молодых людей породило обратную реакцию. С танцполов ночных клубов они ринулись в фольклорные студии, чтобы постичь мир «экологии звука», очистить песню до первозданного совершенства. Из таких искателей и собрался всероссийский фестиваль «Молодые голоса-2008. Музыка в стиле этно», который прошел в Ижевске на прошлой неделе.
Праздник преображения
Второй фестиваль собрал почти три десятка исполнителей из Карелии, Татарстана, Марий Эл, Пензенской области и Удмуртии. К удивлению организаторов, больше всего участников представляло родниковый край (в прошлом году музыканты из Удмуртии были в явном меньшинстве), что дало повод говорить о возрождении культурных традиций в республике. Кульминацией фестиваля-конкурса стал гала-концерт финалистов на Центральной площади Ижевска в День молодежи. Право участия в open-air получили двенадцать музыкантов, девять из которых стали лауреатами конкурса (по трое на каждое призовое место). Кстати, курирующее фест Министерство культуры РФ выделило победителям по программе поддержки талантливой молодежи премии в размере от 30 до 60 тысяч рублей.
В ожидании своего выхода на сцену по брусчатке прогуливались девушки в холщовых сарафанах и туниках, кое-кто щеголял лаптями и самовязаными гетрами. Из чехлов извлекались деревянные дудочки, удмуртские крези и ивановские гармони.
Вскоре на площади, которая по обыкновению в дни публичных праздников превращается в полупьяную ярмарку, возникла атмосфера совершенно особой энергетики. Самыми простыми словами, определяющими ее, были бы Добро и Радость – именно так, с большой буквы. Такой чистый внутренний свет на лицах горожан удается увидеть нечасто. С удивительной легкостью праздные гуляющие превращались во внимательных слушателей и аплодировали участникам конкурса так же неистово, как заезжим знаменитостям.
А уровень исполнительского мастерства на фестивале оказался и вправду высоким, даром что возрастной ценз ограничивал возраст конкурсантов двадцатью пятью годами. Что же, это очень хорошее начало. Председатель конкурсного жюри, исполнительница старинного русского фольклора, сказительница (она не поет – сказывает), «ангельский глас России», народная артистка России Елена Сапогова подтверждает:
- Судить было очень сложно, поскольку всегда страшно недооценить, недолюбить молодого музыканта. В первую очередь мы оценивали то, как исполнители трактуют песню, как владеют голосом, насколько они искренни. От них еще нельзя требовать такого же глубокого вложения души в песню, которое есть у опытных исполнителей, все-таки среди конкурсантов даже 14-летние дети. Но некоторые из участников уже сейчас умны и тонки в своем искусстве. Например, когда Катя Максимова пела старинную удмуртскую песню, я, не понимая ни слова, едва не плакала от восторга перед этой силой, глубиной. От того, что совсем юная девочка с такой любовью поет вековечные песни.
- Некоторые участники представили песни в жанре, который принято обозначать как этнофутуризм, то есть сплав традиции и новаторства…
- Понятно желание некоторых исполнителей соединить старую и современную традицию, сделать фольклорной песне новую аранжировку. Не всегда им хватает вкуса, чтобы этот синтез не казался нарочитым, искусственным. Но мы не вправе обвинять их: они с детства окружены грохочущими негармоничными ритмами. Нужно понимать, что нынешняя музыка – это качка, а старинная народная – это очищающая вибрация.
И совсем особый случай, когда молодой исполнитель умеет прочитать старинную песню так, будто она написана только что, не меняя в ней при этом ни ноты. За это мы сразу первое место давали.
Та самая Катя Максимова, шестнадцатилетняя первокурсница Республиканского музыкального колледжа, в итоге заняла второе место. Всем взяла – и голосом, и манерой. «Подлинным» оказался не только ее вокальный стиль, но и наряд: удмуртский костюм для Кати искали по всей Малой Монье, откуда она родом. Наконец, в сундуке одной деревенской бабушки отыскалось традиционное клетчатое домотканое платье из тонкой шерсти. Фартук тоже подобрали. А вот с монистами проблем не возникло: нагрудное украшение из крупных серебряных рублевиков переходит в катиной семье от матери к дочери уже больше двухсот лет, с восемнадцатого века. В него даже петровские копейки-»чешуйки» вшиты, не говоря уже о монетах с чеканным профилем Екатерины Великой. Парадокс же в том, что удмуртские песни и традиционные обряды Катя изучала уже в городе – в родной деревне настоящих народных гуляний с песнями и плясками уже давненько нет. «Надо это возвращать, чтобы молодежь понимала, как все происходило в старину», - уверена юная певица.
Расширяя границы мира
А вот восемнадцатилетняя студентка музыкального колледжа Анастасия Коновалова, ставшая лауреатом первой степени, свой костюм (пожалуй, самый живописный на конкурсной сцене) сшила сама – точно под разудалую шутейную песню, привезенную из полевой экспедиции в Кировскую область. Сарафан скопировала до последней детали с традиционного костюма вятской крестьянки. «Все складки сосчитала, чтобы точно силуэт воспроизвести. На фартуке – вышивка крестом, которую тоже использовали в Кировской области. А пояс – точная копия того, который носила моя прабабушка», - объясняет Настя. Но на создании собственных концертных костюмов останавливаться не собирается:
«Есть у меня задумка: создать в Удмуртии Дом фольклора, взять маленьких детей и с самого раннего возраста воспитывать их в традициях народной культуры. Через игру дать им представление о той духовной и материальной культуре, которая существовала веками. Они не только петь будут учиться, но и ткать, прясть, шить, с деревом работать. Конечно, они будут соприкасаться и с современной культурой в повседневной жизни (вечером на дискотеку могут пойти, почему бы и нет), но у них уже будет возможность сравнивать. Беда в том, что современные молодые люди эту возможность сравнивать потеряли. Подлинной народной культуры сейчас нет не только в городе, но и в деревне. Когда я приезжаю в свой родной поселок Чур и пою народные песни бывшим одноклассникам, для них это открытие, культурный шок».
У Насти и мама, и бабушка поющие. И можно было бы объяснить ее интерес к народной культуре голосом крови, генетической предрасположенностью. Но ее источник света – в ней самой. Нужно только было зачерпнуть поглубже.
- Я пою уже давно, но только в этом году поняла, насколько в действительности мне это нравится. Это такое ощущение кайфа! Раньше я могла разную музыку слушать – и хаус, и рок, и попсу. А недавно все эти записи просто выкинула – они начали резать мне уши! - и начала скупать диски аутентичных исполнителей. Как белгородские бабуськи поют, а казачьи хоры какие есть!.. Такие сокровища открываются! Я начала понимать, какой на самом деле может быть музыка, сколько в ней гармонии и красоты. Слушая эстраду сейчас, я чувствую, сколько в ней искусственности. И чувствую, насколько естественна и органична древняя музыка. Она живая, настоящая.
И чем глубже народной культурой занимаешься, тем бесповоротнее меняется восприятие всего окружающего. Если раньше, глядя на дерево, я видела только само дерево – ствол, ветви, то теперь перед глазами встает весь ряд смыслов, которые наши предки связывали с этими деревьями. Березу, например, на Руси практически обожествляли, не случайно так много обрядов с ней связано. И я, кажется, начинаю угадывать то, что видели в ней наши предки. Вообще на вещи начинаешь смотреть шире, они становятся многозначными, глубокими. Мир будто расширяется. Мифология становится второй реальностью.
В подтверждение своих слов Настя говорит, что в начале июля собирается в Первоуральск, где такие же хранители народной культуры устраивают ночь Ивана Купалы. «Это будет настоящая реконструкция – с играми вокруг костра, с купанием, с обрядовыми песнями».
Вот так происходит поиск молодыми людьми своего пути и своего места в меняющемся мире. И уж точно не случайно многие из них нашли опору не в зыбких придумках недавних лет, а в проверенных веками устоях. Борис Гребенщиков когда-то спел: «Чтобы стоять, я должен держаться корней». Нынешние ребята над корнями ясно видят крону богини-березы и черпают силы от ее рук-ветвей.
Алиса ЧУДОВА

Экология звука

Можно задать вам вопрос? Скажите, какая мелодия звучит сейчас у вас в голове? Может быть, «Серенада» Шуберта или «Времена года» Вивальди? Хотя, скорее, наверное, незамысловатая песенка, которую крутили около ближайшего магазина?..

А вы всегда замечаете, что звучит вокруг? Большинство людей, живущих в городах, постоянный звуковой фон воспринимают как что-то совершенно естественное. Количество поглощаемой нами звуковой информации огромно, но что из этого мы воспринимаем, слышим, а что «пропускаем мимо ушей»?

Но вот парадокс: обращаем мы внимание на то, что звучит вокруг нас, или не обращаем, звуки воздействуют на нас - на наше настроение, наше состояние. Музыка может «вознести до небес», наполнить жизнью, а может довести до глубокой депрессии и даже до самоубийства. Об этом знали в давние времена, потом забыли, но во второй половине XX века о связи музыки и психики вспомнили вновь.

Музыка используется в психологии и медицине, например, для реабилитации или анестезии, существует «музыка для расслабления», «музыка для производства» и так далее. Одно время появились простые рецепты: Чайковский - от язвы, Бетховен - от гастрита... Но если даже одно и то же лекарство на разных людей действует по-разному, может ли такая неуловимая субстанция, как музыка, влиять на всех одинаково? А способны ли мы сами определить, что слушать, а что нет, или мы лишь пассивные потребители того, что модно в наше время?

Человек начинает слышать звуки задолго до рождения и перестает слышать с последним вздохом. Клетки мозга, отвечающие за слух, реагируют на возбуждение в 10 миллионов раз более слабое, чем то, которое необходимо для передачи в мозг информации о прикосновении к коже. Слух действует на наше эмоциональное состояние гораздо сильнее, чем зрение.

Уши - это ворота мира

Наш слух - это наша связь с миром, которую мы всегда, даже неосознанно, стремимся восстановить. Способность слышать можно развивать, и дело не только в физическом слухе, но и в нашем внимании, а главное - в желании услышать что-то или кого-то.

К музыке тоже стоит отнестись внимательней. Как, с помощью чего она воздействует на нас? Ее основа, или средства выразительности, для любого времени и стиля одинакова:

1) ритм и темп;
2) мелодия и гармония;
3) форма;
4) динамика, или громкость звучания.

Ритм - основа всего

День - ночь, усилие - отдых, а прислушайтесь к биению собственного сердца... Природу не назовешь хаотичной, все подчинено порядку, основа которого - ритм, он задает движение, энергию жизни. Поставьте утром живую ритмичную музыку, например, Бранденбургские концерты Баха или любимый рок-н-ролл, и на работу вы соберетесь быстрее, чем обычно, а вот медленная музыка утром может сыграть с вами злую шутку. Вечером же отдохнуть поможет спокойная мелодия, например романтическое фортепиано или легкий джаз. Каждый, конечно, подберет музыку на свой вкус.

Ритм еще и мощное средство объединения, вспомним магию русского хоровода, где нет солистов, а ритм каждого вплетается в общий ритм. Быть может, это было отражением того, как жизнь каждого человека вплетается в единую жизнь природы. Сейчас мы реже задумываемся о законах природы (хотя их никто не отменял), но так здорово почувствовать себя «в едином ритме» с кем-то, мы стремимся к этому, не желая оставаться в одиночестве.

Правда, навязчивый жесткий ритм может стать опасным, и особенно опасным, если в ход идет бич нашего времени - излишняя громкость звука.

«Пифагор легко обращал и приводил душевные страсти в спокойное состояние... будь то печаль, гнев, жалость, глупая зависть, страх, различные стремления, ярость, желания, пустые фантазии, низкие чувства, горячность. Каждую из них он приводил к добродетели с помощью нужных мелодий, как будто с помощью правильно смешанных лекарственных средств...» (Ямвлих Халкидский, античный философ-неоплатоник)

Человечество глохнет!

Как хочется иногда посидеть в тишине! Но нам, похоже, это не грозит: городской звуковой фон (шум автомобилей, строительных машин, бытовых приборов) таков, что слух быстро притупляется. Добавьте к этому развитие воспроизводящей техники («чем громче, тем лучше»), привычные наушники, и станет понятно, почему медики бьют тревогу: «Человечество глохнет!»

При громкости в 65 Дб мы начинаем реагировать на музыку независимо от наших этических и эстетических установок: любая будет вызывать сильное напряжение, усталость, раздражительность.

Сейчас принято массовые, особенно молодежные мероприятия сопровождать громкой музыкой с навязчивым ритмом. А что, здорово - это сплачивает, добавляет драйва! Но психологи предупреждают: это демобилизует мыслительную активность, разрушает способность человека к личностному общению, то есть мы не объединяемся, а привязываемся к ритму музыки, уже не обращая внимания на тех, кто рядом. Возникает знаменитый эффект толпы, вспышки агрессии здесь не удивительны, да и внушить толпе можно что угодно.

Знаете, как не поддаться эффекту толпы? Не попадать в нее! А уж если попали - стараться не потерять себя, оставаться человеком в любых обстоятельствах, выбор остается всегда.

Психологи говорят, что путь человека зависит от того, как он сумеет гармонизировать свой индивидуальный ритм с ритмами других людей. Если группа людей, даже небольшая, достигает такой гармонии, она способна свернуть горы, потому что ее основа - уважение, поддержка, стремление услышать друг друга, а не подавлять, как в случае толпы.

Сама по себе музыка опасной не бывает, такой ее делают люди. Во время рок-концерта в лондонском аэропорту Хитроу в начале 80-х годов (квадро-фонические установки только-только вошли в моду) некоторые колонки были установлены на заборах, на которых «висели» сотни фанатов. В антракте к забору устремились машины «скорой помощи» и стали забирать первые «жертвы». Дело в том, что звук из колонок, достигавший 110 Дб, всей своей мощью обрушивался на расположившихся в опасной близости слушателей. (Для сравнения: шум стартующего сверхзвукового истребителя равен 145 Дб, при 165 Дб погибают домашние животные, при 185 Дб умирает человек.) Вместе с разрушительным воздействием ударных повышенное звуковое давление ввело «заборных» слушателей в состояние транса, которое притупляет боль. Некоторые из них в экстазе бились о ржавый забор, и только тогда, когда музыка затихла, вернулась способность чувствовать боль, и люди стали терять сознание.

Мелодия и мысль

Мы все очень разные, поэтому готовые рецепты из Интернета подойдут далеко не всем. И снова хочется сказать: выбор всегда за нами. Можно поглощать бесхитростные мелодии из телевизора, но психологов наша поп-культура и в этом отношении не устраивает (ну и привередливые же!). Простенькие мелодии хороши для дискотек, для «отрыва», который время от времени нам нужен, но, если их слушать часто, они делают более примитивным мышление. В них нет глубины, полутонов, времени на размышление. Что ж, можно и так, но тогда с развитием творческих способностей будет сложнее.

Мелодия, как объясняет музыкальный словарь, «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно ее открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Моцарт. Принимать по два часа в день» - этот рецепт Альфред Томатис, известный парижский врач, прописал Жерару Депардье. В середине 60-х молодой артист приехал покорять Париж и имел к этому все шансы, если бы не проблемы с речью и памятью. «До Томатиса, - вспоминал позже Депардье, - я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления». Ученые США и Болгарии независимо друг от друга обнаружили, что музыка Моцарта усиливает нашу мозговую активность и повышает интеллект. Этот феномен получил название «эффект Моцарта», а компакт-диски с произведениями композитора сразу же попали в разряд бестселлеров.

В поисках гармонии

Гармония - в переводе с греческого «созвучие», «соразмерность». Кто не мечтает о ней? В музыке это сочетание звуков, в общении - понимание друг друга. А что происходит в нашей душе, нашем внутреннем мире?

Кто-то вспомнит, что в ранней юности слушал одно, а сейчас ему нравится совсем другое. Мы меняемся, и наша любимая музыка меняется вместе с нами. Она может многое о нас рассказать - или о нашем стремлении упорядочить жизнь, придав ей устойчивый ритм, или о желании взлететь над обыденным, разбивая привычные рамки и овладев искусством импровизации. Может быть, именно сейчас пришла пора пересмотреть свою музыкальную коллекцию?

В то же время в нашей душе живут образы и воспоминания слишком дорогие, чтобы их забыть, также есть мелодии любимые, волнующие нас на протяжении всей жизни. Если у вас их нет, пожалуйста, поищите - и в глубине своей души, и в бескрайних музыкальных просторах. Такая музыка выведет из самой глубокой депрессии, вернет к самому себе, даст новые силы. Мы можем идти по разным тропам - музыкальным и жизненным, примерять на себя разные жанры и модные веяния, но, услышав первые же знакомые звуки, невольно обернемся и вспомним, восстановим связь с чем-то очень дорогим.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие», - писал Томас Карлейль. Нет готовых рецептов, нет универсальных ответов, но всегда есть возможность прислушаться и сделать шаг туда, где уже нет места логике и психологическим выкладкам, а есть лишь вечная тайна по имени Музыка.

Упражнения для развития способности слышать и распознавать звуки

Слоистое слушание

Где-нибудь на природе, в лесу (городской парк тоже подойдет) остановитесь на минутку, замрите и прислушайтесь. Сначала вы услышите «первый слой» звуков - самые громкие или самые знакомые звуки. Небольшое усилие - и вы услышите более тихие, менее заметные звуки, потом еще более тихие. Самое сложное в этом упражнении - заставить замолчать свои мысли. Зато, если это удается, можно услышать гораздо больше, чем обычно.

Внимание

Выберите два ярких звука: например, музыкальная мелодия и шум моря. Сконцентрируйтесь сначала на одном (последите за ним), затем на другом. В нашей жизни бывает полезно, находясь в потоке информации, обратить свое внимание на что-то одно, особенно если речь идет об общении с другими людьми.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из более вредных воздействий окружающей среды

Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают ее, снимают стрессы.

Человек всегда жил в мире звуков, и абсолютная тишина ее пугает, удручает. При проектировании конструкторского бюро в Ганновера архитекторы предусмотрели все меры, чтобы ни один посторонний звук не проникал в дом: рамы с тройным стеклом, звукоизоляционные панели из бетона и специальные пластмассовые обои, приглушают звук. Буквально через неделю сотрудники стали жаловаться, что они не могут работать в условиях гнетущей тишины.

Они нервничали, теряя работоспособность. Администрации пришлось купить магнитофон, что время от времени включался автоматически и создавал эффект "тихого уличного шума". Рабочая атмосфера в конструкторском бюро возобновилась.

Ученые из лаборатории психологии Кембриджского университета (Англия) после многолетних исследований пришли к неожиданному выводу: звук определенной силы стимулирует процесс мышления и особенно процесс счета. Во время эксперимента люди, решали математические задачи под звуки музыки или разговора, справлялись со своими задачами быстрее, чем те, которые выполняли такую же задачу в тишине. В Японии продаются подушки, в которые встроен аппарат, имитирующий звуки дождевых капель, шо падают в ритме человеческого пульса. Такой шум быстро навевает сон.

Продолжительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибел (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается звуков голоса, то допустимый предел составляет примерно 80 децибел. Звука 130 децибел уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.

Каждый человек воспринимает шум по-своему. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, условий, которые его окружают. Орган слуха человека может приспосабливаться к некоторым постоянных или повторяющихся шумов (слуховая адаптация). Но эта приспособленность не может защитить от патологического процесса - потери слуха, а только временно отодвигает сроки его наступления. Ущерб, причиняет слуху сильный шум, зависит от спектра звуковых колебаний и характера их изменения. В первую очередь человек начинает хуже слышать высокие звуки, а затем постепенно и низкие. Опасность потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном шуме почти всю свою жизнь без какой-либо заметной потери слуха. Постепенно влияние сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головная боль, повышение усталости.

Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. Поданных австрийских исследователей, это сокращение жизни колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической подавленности, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда. Наиболее чувствительны к действию шума люди старшего возраста. Так, в возрасте до 27р. на шум реагируют 46,3% людей, а в возрасте 28-37 лет -57%, в возрасте 38-50 лет - 62%, а в возрасте 58 лет и старше - 72%.

А.П.Шицькова и И.Л.Карагодина впервые осуществили массовые обследования (по типу эпидемических) населения, подвергающегося воздействию транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности. Была поставлена цель определить суммарный (в течение суток и более длительного периода) шумовое воздействие на стад здоровья и заболеваемость людей разных возрастных, половых и профессиональных групп. Физиолого-гигиеническое и поликлиническое изучения проведенное на "неорганизованных" (по месту жительства) и "организованных" (по месту трудовой деятельности) контингентах населения.

Физиолого- гигиенические исследования показали, что изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровня звуковой энергии, влияет и возрасту обследуемых. Результаты наблюдений указывают на активацию центральной и вегетативной нервной системы и снижение слуховой чувствительности.

Результаты поликлинического обследования 1200 человек подтвердили, что высокие уровни шума в городской среде (один из агрессивных раздражителей центральной нервной системы) способны вызвать ее перенапряжение. Об этом свидетельствуют данные неврологических исследований: у людей исследуемых групп установлена явная тенденция к увеличению частоты вегето-сосудистой дисфункции, церебрального атеросклероза, функциональных нарушений со стороны центральной нервной системы по типу астенического синдрома. Городской шум влияет и на сердечно-сосудистую систему: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышение содержания холестерина у людей отдельных возрастных и половых групп встречаются чаще в громком районе, чем в тихом.

Как показали исследования, неслышимые звуки также могут влиять на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности - чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.

Даже слабые инфразвуки могут оказывать на человека существенное влияние, особенно, если они носят длительный характер, по мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникают сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервных болезней жителей больших городов.

Ультразвуки, занимают заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне разнообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Организм человека против шума практически беззащитен.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Стол, тонарм, картридж с иглой - это части сложной механической системы со множеством колебательных контуров, которая является источником звука. Все (или почти все) любители винилового звука понимают, что достижение результата в этой области - не просто набор определенных технологических формальностей, но и некое интуитивное, сердечное дерзновение, которое сродни изготовлению и настройке музыкального инструмента. Сегодня мы в гостях у мастеров из Clearaudio

Основатель Clearaudio Питер Зухи (в русском языке аналогом этой западнославянской фамилии будет Сухой) в начале 70-х вместе с семьей переехал из Чехословакии в Германию, подальше от крепких коммунистических объятий. Не просто специалист-инженер, но и истовый мастер и ценитель аналогового звука, за 30 лет Питер Зухи сделал свою маленькую семейную фирму (чуть более 30 человек в штате) всемирно известным виниловым брендом, а кроме того, и одним из центров аудиофильских звукозаписей.

Сложно слыть специалистом в кулинарии, если ты куришь и вырос на фастфуде близ химического завода. Такую же, как мне видится, аналогию можно применить и в аудио. Штаб-квартира и сборочные мощности Clearaudio располагаются в небольшом здании в гуще классического баварского леса - в лице которого, таким образом, любой компонент Clearaudio всегда имеет мощный поверочный эталон звукового полотна, не отравленный индустриальными источниками.

Делегацию из России встречает сын Питера - Роберт Зухи, который работает здесь вместе с сестрой Вероникой и братом Патриком. Сам Питер официально находится на пенсии, но вообще-то он по-прежнему не расстается со своей компанией и часто бывает здесь в своем рабочем кабинете. Вот что рассказал нам Роберт Зухи.

БУДУЩИЕ ПРОДУКТЫ CLEARAUDIO

Производство гибридных солнечно-водородных источников питания замкнутого контура. Днем энергия солнечных батарей (площадь 2x1 м) питает аудиокомпоненты и разлагает воду на водород и кислород. Ночью водород окисляется обратно в воду; при этом выделяется ток для аудиосистемы. Проектируемые водородные блоки будут обладать мощностью 500 Вт, а стоить в пределах двух-трех тысяч евро - то есть сопоставимо хорошими кондиционерами электропитания.

5 ФАКТОВ О КАРТРИДЖАХ CLEARAUDIO

  1. При сборке топового картриджа Goldfinger предусмотрено проведение 20 различных измерений.
  2. В Clearaudio при отборе магнитов используют прибор для измерения магнитом поля собственною производства.
  3. Чем магнит меньше и мощнее, тем лучше будет музыкальный результат. В Clearaudio Goldfinger установлены самые сильные в мире микромагнитики с абсолютно одинаковыми характеристиками.
  4. Толщина провода в катушке для картриджа - 12 мкм.
  5. Картридж Talisman делается за один день, a Goldfinger за шесть.

Посмотрите на эту микрофотографию канавки винилового диска. При производстве лаковой матрицы, с которой потом печатается тираж, тангенциальный резак имеет угол захода 90 градусов. По идее, таким же. должен быть и профиль канавки пластинки. Мы протестировали с микроскопом около 5 тысяч пластинок, и ни разу в канавке угол не составил 90 градусов

Тонарм и остальные компоненты винилового проигрывателя сначала проектируются на компьютере в виде 3D-модели, которая затем служит основой для рабочих чертежей и спецификаций. Весь процесс, с начала проектирования до появления модели на рынке, занимает от одного до двух лет. Плюс каждая страна, где продается техника Clearaudio, - не только Россия, но и Южная Корея, и Канада, и Филиппины, - имеет свои требования по безопасности электроприборов, которым нужно соответствовать

Сборка тонармов - только ручная работа

Подшипник для тонарма Clearaudio Universal заказывается на предприятиях, специализирующихся на медицинском оборудовании. Воздушный зазор в таких подшипниках составляет 2 микрона, что в двадцать раз меньше толщины человеческого волоса. Все они проверяются на отсутствие акустических резонансов. Процесс трудоемкий и недешевый, пожму тонармы Universal дороже, чем, например, Satisfy. Процедура окончательной обработки подшипников включает и ручную полировку

Печатные платы проектируются в Clearaudio, заказываются у внешнего поставщика в десяти километрах отсюда, а затем тестируются перед сборкой - один только тестер для контроля сюит более двадцати тысяч евро

Когда-то Clearaudio выпускала и акустику, но сейчас, сосредоточившись на виниле, делает мойки для пластинок. Двигатель для них можно приобрести в Китае за 9 евро, говорит Роберт Зухи, но мы покупаем их в Германии - за 30 евро - такие же используются для привода дворников в грузовиках Mercedes. В первом случае вероятность отказа - 30 процентов, а во втором - ноль процентов, сломать невозможно. На сборку топовой модели Double Matrix с трансмиссионной линией воздухоотвода уходит два дня

Этот высокоточный станок для обработки тонарма также используется на заводе Porsche для тонких прецизионных деталей

Данные по скорости вращения диска, уровню детонации и прочим механическим параметрам каждого собранного проигрывателя Clearaudio заносятся в базу данных сервисной службы. Каждый собранный двигатель Clearaudio проходит обкатку в течение 48 часов. Если по тем или иным причинам аппарат возвращается с неисправностью, эта информация очень поможет при диагностике

Проигрыватель Innovation с тангенциальным тонармом ТТ1

Для изготовления стола используется композит из 12 слоев, проклеенных под гнетом 60 тонн, в результате чего его плотность становится как у нержавеющей стали. После этого материал никак не реагирует на влажность и температуру. 1 квадратный метр такого композита стоит 900 евро. Также он используется в качестве пола в машинах инкассаторов

В ближайшее время на рынке появится новый усилитель Concept с ДУ под одноименную вертушку. Ориентировочная цена - 1900 евро

Можно задать вам вопрос? Скажите, какая мелодия звучит сейчас у вас в голове? Может быть, «Серенада» Шуберта или «Времена года» Вивальди? Хотя, скорее, наверное, незамысловатая песенка, которую крутили около ближайшего магазина?..

А вы всегда замечаете, что звучит вокруг? Большинство людей, живущих в городах, постоянный звуковой фон воспринимают как что-то совершенно естественное. Количество поглощаемой нами звуковой информации огромно, но что из этого мы воспринимаем, слышим, а что «пропускаем мимо ушей»?

Но вот парадокс: обращаем мы внимание на то, что звучит вокруг нас, или не обращаем, звуки воздействуют на нас - на наше настроение, наше состояние. Музыка может «вознести до небес», наполнить жизнью, а может довести до глубокой депрессии и даже до самоубийства. Об этом знали в давние времена, потом забыли, но во второй половине XX века о связи музыки и психики вспомнили вновь.

Музыка используется в психологии и медицине, например, для реабилитации или анестезии, существует «музыка для расслабления», «музыка для производства» и так далее. Одно время появились простые рецепты: Чайковский - от язвы, Бетховен - от гастрита… Но если даже одно и то же лекарство на разных людей действует по-разному, может ли такая неуловимая субстанция, как музыка, влиять на всех одинаково? А способны ли мы сами определить, что слушать, а что нет, или мы лишь пассивные потребители того, что модно в наше время?

«Уши - это ворота мира»

Наш слух - это наша связь с миром, которую мы всегда, даже неосознанно, стремимся восстановить. Способность слышать можно развивать, и дело не только в физическом слухе, но и в нашем внимании, а главное - в желании услышать что-то или кого-то.

К музыке тоже стоит отнестись внимательней. Как, с помощью чего она воздействует на нас? Ее основа, или средства выразительности, для любого времени и стиля одинакова:

1) ритм и темп;
2) мелодия и гармония;
3) форма;
4) динамика, или громкость звучания.

Ритм - основа всего

День - ночь, усилие - отдых, а прислушайтесь к биению собственного сердца… Природу не назовешь хаотичной, все подчинено порядку, основа которого - ритм, он задает движение, энергию жизни. Поставьте утром живую ритмичную музыку, например, Бранденбургские концерты Баха или любимый рок-н-ролл, и на работу вы соберетесь быстрее, чем обычно, а вот медленная музыка утром может сыграть с вами злую шутку. Вечером же отдохнуть поможет спокойная мелодия, например романтическое фортепиано или легкий джаз. Каждый, конечно, подберет музыку на свой вкус.

Ритм еще и мощное средство объединения, вспомним магию русского хоровода, где нет солистов, а ритм каждого вплетается в общий ритм. Быть может, это было отражением того, как жизнь каждого человека вплетается в единую жизнь природы. Сейчас мы реже задумываемся о законах природы (хотя их никто не отменял), но так здорово почувствовать себя «в едином ритме» с кем-то, мы стремимся к этому, не желая оставаться в одиночестве.

Правда, навязчивый жесткий ритм может стать опасным, и особенно опасным, если в ход идет бич нашего времени - излишняя громкость звука.

«Человечество глохнет!»

Как хочется иногда посидеть в тишине! Но нам, похоже, это не грозит: городской звуковой фон (шум автомобилей, строительных машин, бытовых приборов) таков, что слух быстро притупляется. Добавьте к этому развитие воспроизводящей техники («чем громче, тем лучше»), привычные наушники, и станет понятно, почему медики бьют тревогу: «Человечество глохнет!»

При громкости в 65 Дб мы начинаем реагировать на музыку независимо от наших этических и эстетических установок: любая будет вызывать сильное напряжение, усталость, раздражительность.

Сейчас принято массовые, особенно молодежные мероприятия сопровождать громкой музыкой с навязчивым ритмом. А что, здорово - это сплачивает, добавляет драйва! Но психологи предупреждают: это демобилизует мыслительную активность, разрушает способность человека к личностному общению, то есть мы не объединяемся, а привязываемся к ритму музыки, уже не обращая внимания на тех, кто рядом. Возникает знаменитый эффект толпы, вспышки агрессии здесь не удивительны, да и внушить толпе можно что угодно.

Знаете, как не поддаться эффекту толпы? Не попадать в нее! А уж если попали - стараться не потерять себя, оставаться человеком в любых обстоятельствах, выбор остается всегда.

Психологи говорят, что путь человека зависит от того, как он сумеет гармонизировать свой индивидуальный ритм с ритмами других людей. Если группа людей, даже небольшая, достигает такой гармонии, она способна свернуть горы, потому что ее основа - уважение, поддержка, стремление услышать друг друга, а не подавлять, как в случае толпы.

Сама по себе музыка опасной не бывает, такой ее делают люди. Во время рок-концерта в лондонском аэропорту Хитроу в начале 80-хгодов (квадрофонические установки только-только вошли в моду) некоторые колонки были установлены на заборах, на которых «висели» сотни фанатов. В антракте к забору устремились машины «скорой помощи» и стали забирать первые «жертвы». Дело в том, что звук из колонок, достигавший 110 Дб, всей своей мощью обрушивался на расположившихся в опасной близости слушателей. (Для сравнения: шум стартующего сверхзвукового истребителя равен 145 Дб, при 165 Дб погибают домашние животные, при 185 Дб умирает человек.) Вместе с разрушительным воздействием ударных повышенное звуковое давление ввело «заборных» слушателей в состояние транса, которое притупляет боль. Некоторые из них в экстазе бились о ржавый забор, и только тогда, когда музыка затихла, вернулась способность чувствовать боль, и люди стали терять сознание.

Мелодия и мысль

Мы все очень разные, поэтому готовые рецепты из Интернета подойдут далеко не всем. И снова хочется сказать: выбор всегда за нами. Можно поглощать бесхитростные мелодии из телевизора, но психологов наша поп-культура и в этом отношении не устраивает (ну и привередливые же!). Простенькие мелодии хороши для дискотек, для «отрыва», который время от времени нам нужен, но, если их слушать часто, они делают более примитивным мышление. В них нет глубины, полутонов, времени на размышление. Что ж, можно и так, но тогда с развитием творческих способностей будет сложнее.

Мелодия, как объясняет музыкальный словарь, «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно ее открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Моцарт. Принимать по два часа в день» - этот рецепт Альфред Томатис, известный парижский врач, прописал Жерару Депардье. В середине 60-х молодой артист приехал покорять Париж и имел к этому все шансы, если бы не проблемы с речью и памятью. «До Томатиса, - вспоминал позже Депардье, - я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления». Ученые США и Болгарии независимо друг от друга обнаружили, что музыка Моцарта усиливает нашу мозговую активность и повышает интеллект. Этот феномен получил название «эффект Моцарта», а компакт-диски с произведениями композитора сразу же попали в разряд бестселлеров

В поисках гармонии

Гармония - в переводе с греческого «созвучие», «соразмерность». Кто не мечтает о ней? В музыке это сочетание звуков, в общении - понимание друг друга. А что происходит в нашей душе, нашем внутреннем мире?

Кто-то вспомнит, что в ранней юности слушал одно, а сейчас ему нравится совсем другое. Мы меняемся, и наша любимая музыка меняется вместе с нами. Она может многое о нас рассказать - или о нашем стремлении упорядочить жизнь, придав ей устойчивый ритм, или о желании взлететь над обыденным, разбивая привычные рамки и овладев искусством импровизации. Может быть, именно сейчас пришла пора пересмотреть свою музыкальную коллекцию?

В то же время в нашей душе живут образы и воспоминания слишком дорогие, чтобы их забыть, также есть мелодии любимые, волнующие нас на протяжении всей жизни. Если у вас их нет, пожалуйста, поищите - и в глубине своей души, и в бескрайних музыкальных просторах. Такая музыка выведет из самой глубокой депрессии, вернет к самому себе, даст новые силы. Мы можем идти по разным тропам - музыкальным и жизненным, примерять на себя разные жанры и модные веяния, но, услышав первые же знакомые звуки, невольно обернемся и вспомним, восстановим связь с чем-то очень дорогим.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие», - писал Томас Карлейль. Нет готовых рецептов, нет универсальных ответов, но всегда есть возможность прислушаться и сделать шаг туда, где уже нет места логике и психологическим выкладкам, а есть лишь вечная тайна по имени Музыка.

Упражнения для развития способности слышать и распознавать звуки
  1. «Слоистое слушание»
    Где-нибудь на природе, в лесу (городской парк тоже подойдет) остановитесь на минутку, замрите и прислушайтесь. Сначала вы услышите «первый слой» звуков - самые громкие или самые знакомые звуки. Небольшое усилие - и вы услышите более тихие, менее заметные звуки, потом еще более тихие. Самое сложное в этом упражнении - заставить замолчать свои мысли. Зато, если это удается, можно услышать гораздо больше, чем обычно.
  2. «Внимание»
    Выберите два ярких звука: например, музыкальная мелодия и шум моря. Сконцентрируйтесь сначала на одном (последите за ним), затем на другом. В нашей жизни бывает полезно, находясь в потоке информации, обратить свое внимание на что-то одно, особенно если речь идет об общении с другими людьми.

Читайте также: