Святитель симеон, епископ тверской. Тиун - это слуга князя или боярина Тиуны в и Великом Княжестве Литовском

Святитель Симеон, епископ Тверской, был седьмым Полоцким епископом и первым епископом Тверской епархии. Происходил он из рода князей Полоцких. Кафедра святого первоначально была в Полоцке, но враждебные нападения и распри литовских князей, убийство в 1263 году Полоцкого князя - его племянника, принудили переселиться в Тверь. (Тверской князь Ярослав Ярославич в то время стал великим князем России, и Тверь он избрал своим престольным городом.)

Блаженный Симеон был снисходителен и добр к обиженным и несчастным, внимателен к иноческому и священническому чину, и грозен для оскорблявших правду. Никоновская летопись говорит, что святитель этот "смыслен зело и силен в книгах Божественнаго Писания, учителен, добродетелем, нищия и сироты и вдовицы жаловаше, и обидимых заступляше, и насилуемых избавляше".

История сохранила нам разговор святого Симеона с полоцким князем Константином, который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), спросил за обедом у святителя: "Где будут тиуны на том свете?" Симеон ответил: "Тиун будет там же, где и князь". Князю это не понравилось, и он сказал: "Тиун судит неправедно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?" Владыка объяснил ему: "Если князь добрый и Богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит тиуна - человека доброго и Богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, а только бы доставлял ему деньги..., то и князь будет в аду, и тиун его с ним".

Иконописный подлинник

Москва. 1984.

Собор Белорусских святых. Вахромеев А.В. Икона. Московская обл. Около 1984 г.

С вятитель Симеон был первым епископом Тверским. Происходил он, как полагают, из князей Полоцких. Смуты и скорби того времени - враждебные нападения и распри литовских князей, убийство в 1263 году его племянника, Полоцкого князя, - заставили его, тогда уже епископа, переселится в Тверь, где он был с радостью принят князем Ярославом Ярославичем. Последний наделил кафедру св. Симеона многими имениями и угодьями. Когда князь Ярослав Ярославич скончался, то Симеон с честью похоронил своего благодетеля.

«Утешайте печальных, - говорил он князьям и наместникам, - избавляйте слабых от рук сильных. Вы тем даете и помогаете, у кого и так много золота и серебра, а не тем, кто но имеет ни пенязя. Вы подобны дождевой туче, пускающей воду над морем, а не над землею жаждущею. Богатые обижают слабых, и они к вам приходят, как к добрым защитникам; а вы отдаете бедных в рабство, богатых же всячески поощряете и щедро наделяете.»

История сохранила нам разговор святого Симеона с полоцким князем Константином, который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), спросил за обедом у святителя: "Где будут тиуны на том свете?" Симеон ответил: "Тиун будет там же, где и князь".

Князю это не понравилось, и он сказал: "Тиун судит неправедно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?" Владыка объяснил ему: "Если князь добрый и Богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит тиуна - человека доброго и Богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, а только бы доставлял ему деньги..., то и князь будет в аду, и тиун его с ним".

Св. Симеон прилагал также много старания и усердия к построению храмов Божиих, особенно после двух случившихся в Твери пожаров.

В 1286 году благостный владыка имел утешение видеть, с какой любовью и уважением относится к нему за все его труды тверская паства. Когда литовцы в этом году разграбили церковные волости тверской епархии, то тверитяне из любви к руководителю епархии св. Симеону по собственному почину бросились за хищниками и отняли у них награбленное добро.

Св. Си-ме-он был пер-вым епи-ско-пом Твер-ским. Про-ис-хо-дил он, как по-ла-га-ют, из кня-зей По-лоц-ких. Сму-ты и скор-би то-го вре-ме-ни за-ста-ви-ли его, то-гда уже епи-ско-па, пе-ре-се-лит-ся в Тверь, где он был с ра-до-стью при-нят кня-зем Яро-сла-вом Яро-сла-ви-чем. По-след-ний на-де-лил ка-фед-ру св. Си-мео-на мно-ги-ми име-ни-я-ми и уго-дья-ми. Ко-гда князь Яро-слав скон-чал-ся, то Си-ме-он с че-стью по-хо-ро-нил сво-е-го бла-го-де-те-ля.

Св. Си-ме-он был доб-рым пас-ты-рем сво-е-го ста-да. О нем ле-то-пись сви-де-тель-ству-ет, что он был «учи-тель-ный» епи-скоп, за-сту-пал-ся пе-ред кня-зем за оби-жен-ных, бла-го-тво-рил ни-щим и си-ро-там и бес-тре-пет-но об-ли-чал силь-ных ми-ра се-го, ко-гда в этом бы-ла на-доб-ность.

«Уте-шай-те пе-чаль-ных, - го-во-рил он кня-зьям и на-мест-ни-кам, - из-бав-ляй-те сла-бых от рук силь-ных. Вы тем да-е-те и по-мо-га-е-те, у ко-го и так мно-го зо-ло-та и се-реб-ра, а не тем, кто но име-ет ни пе-ня-зя. Вы по-доб-ны дож-де-вой ту-че, пус-ка-ю-щей во-ду над мо-рем, а не над зем-лею жаж-ду-щею. Бо-га-тые оби-жа-ют сла-бых, и они к вам при-хо-дят, как к доб-рым за-щит-ни-кам; а вы от-да-е-те бед-ных в раб-ство, бо-га-тых же вся-че-ски по-ощ-ря-е-те и щед-ро на-де-ля-е-те».

Св. Си-ме-он при-ла-гал так-же мно-го ста-ра-ния и усер-дия к по-стро-е-нию хра-мов Бо-жи-их, осо-бен-но по-сле двух слу-чив-ших-ся в Тве-ри по-жа-ров.

В 1286 го-ду бла-гост-ный вла-ды-ка имел уте-ше-ние ви-деть, с ка-кой лю-бо-вью и ува-же-ни-ем от-но-сит-ся к нему за все его тру-ды твер-ская паства. Ко-гда ли-тов-цы в этом го-ду раз-гра-би-ли цер-ков-ные во-ло-сти Твер-ской епар-хии, то тве-ри-тяне из люб-ви к ру-ко-во-ди-те-лю епар-хии св. Си-мео-ну по соб-ствен-но-му по-чи-ну бро-си-лись за хищ-ни-ка-ми и от-ня-ли у них на-граб-лен-ное доб-ро.

Свя-ти-тель скон-чал-ся мир-но 3 фев-ра-ля 1289 г.

Полное житие святителя Симеона, епископа Полоцкого и Тверского

В ру-ко-пис-ных свят-цах Си-ме-он, епи-скоп Твер-ской, по-став-лен меж-ду свя-ты-ми Рус-ской Церк-ви. Ле-то-пи-си раз-ных вре-мен, го-во-ря о нем, на-зы-ва-ют его «пре-по-доб-ным епи-ско-пом», чем по-ка-зы-ва-ют в нем по-движ-ни-че-скую, свя-тую жизнь.

Бла-жен-ный Си-ме-он был седь-мым По-лоц-ким епи-ско-пом и пер-вым епи-ско-пом Твер-ской епар-хии. Про-ис-хо-дил он из ро-да кня-зей По-лоц-ких. Ка-фед-ра свя-то-го пер-во-на-чаль-но бы-ла в По-лоц-ке, но враж-деб-ные на-па-де-ния и рас-при ли-тов-ских кня-зей, убий-ство в 1263 го-ду По-лоц-ко-го кня-зя, его пле-мян-ни-ка, при-ну-ди-ли пе-ре-се-лить-ся в Тверь. В то же са-мое вре-мя Твер-ской князь Яро-слав Яро-сла-вич стал ве-ли-ким кня-зем Рос-сии и лю-би-мую им Тверь из-брал в свой пре-столь-ный го-род. Бла-го-вер-ный князь при-нял бла-жен-но-го пас-ты-ря со всей лю-бо-вью и на-де-лил его Твер-скую ка-фед-ру бо-га-ты-ми име-нья-ми и уго-дья-ми.

Епи-скоп Си-ме-он управ-лял паст-вой как один из луч-ших пас-ты-рей Церк-ви; сво-и-ми вы-со-ки-ми ум-ствен-ны-ми и нрав-ствен-ны-ми ка-че-ства-ми ду-ши он при-об-рел все-об-щее ува-же-ние. Ле-то-пи-сец го-во-рит, что свя-ти-тель тот был «смыс-лен зе-ло и си-лен в кни-гах Бо-же-ствен-на-го Пи-са-ния, учи-те-лен, доб-ро-де-те-лен, ни-щия и си-ро-ты и вдо-ви-цы жа-ло-ва-ше, и оби-ди-мых за-ступля-ше, и на-си-лу-е-мых из-бав-ля-ше», без бо-яз-ни го-во-рил прав-ду кня-зьям и вель-мо-жам. Па-мят-ни-ки древ-но-сти пе-ре-да-ют раз-го-вор св. Си-мео-на с по-лоц-ким кня-зем Кон-стан-ти-ном, ко-то-рый, же-лая по-сме-ять-ся над сво-им ти-уном (су-дьей), за обе-дом спро-сил у свя-ти-те-ля: «Где бу-дут ти-у-ны на том све-те?» Си-ме-он от-ве-чал: «Ти-ун бу-дет там же, где и князь». Кня-зю это не по-нра-ви-лось, и он ска-зал: «Ти-ун су-дит непра-вед-но, бе-рет взят-ки, му-чит лю-дей, а я что ху-дое де-лаю?» Вла-ды-ка объ-яс-нил ему: «Ес-ли князь доб-рый и бо-го-бо-яз-нен-ный, жа-ле-ет лю-дей, лю-бит прав-ду и по-ста-вит ти-у-на - че-ло-ве-ка доб-ро-го и бо-го-бо-яз-нен-но-го, ум-но-го и прав-до-лю-би-во-го, то князь бу-дет в раю и ти-ун его с ним. Ес-ли же князь без стра-ха Бо-жия, не жа-ле-ет хри-сти-ан, не ду-ма-ет о си-ро-тах и вдо-вах и по-став-ля-ет на-чаль-ни-ка зло-го, нерас-су-ди-тель-но-го, а толь-ко бы до-став-лял ему день-ги, пус-ка-ет его, как го-лод-но-го пса на па-даль, гу-бить лю-дей, то и князь бу-дет в аду, и ти-ун его с ним. Го-во-рю вам, кня-зьям и на-мест-ни-кам: уте-шай-те пе-чаль-ных, из-бав-ляй-те сла-бых из ру-ки силь-ных. Бо-га-тые оби-жа-ют их, и они к вам при-хо-дят как к за-щит-ни-кам доб-рым. Вы же, кня-зья и на-мест-ни-ки, по-доб-ны дож-де-вой ту-че, пу-ща-ю-щей во-ду над мо-рем, а не над зем-лей жаж-ду-щей. Вы тем да-е-те и по-мо-га-е-те, у ко-то-рых мно-го се-реб-ра и зо-ло-та, а не тем, ко-то-рые не име-ют ни пе-ня-зя; бед-ных от-да-е-те в раб-ство, а бо-га-тых на-де-ля-е-те щед-ро». Это сво-бод-ное, бес-тре-пет-ное об-ли-че-ние силь-ных зем-ли, это чи-стое со-зна-ние тре-бо-ва-ний прав-ды древ-ность рус-ская по-чти-ла тем, что вы-нес-ла его в об-щие ру-ко-вод-ства пра-во-су-дия.

По ле-то-пи-си, бла-жен-ный пас-тырь в 1271 го-ду с лю-бо-вью от-да-вал по-след-ний долг люб-ви и ува-же-ния по-чив-ше-му бла-го-тво-ри-те-лю сво-е-му ве-ли-ко-му кня-зю Яро-сла-ву Яро-сла-ви-чу, скон-чав-ше-му-ся на пу-ти из Ор-ды. Кня-зя при-вез-ли в Тверь для по-гре-бе-ния. «Твер-ской епи-скоп Си-ме-он со-вер-шил над ним обыч-ное над-гроб-ное пе-ние, и его по-ло-жи-ли в со-бор-ном хра-ме св. Кос-мы и Да-ми-а-на». Юный кня-же-ский сын Ми-ха-ил († 1318; па-мять 22 но-яб-ря/5 де-каб-ря) стал вос-пи-ты-вать-ся под ру-ко-вод-ством свя-ти-те-ля.

В 1276 го-ду по-жар ис-тре-бил жи-лые стро-е-ния го-ро-да Тве-ри; ис-треб-ле-ны бы-ли все хра-мы, за ис-клю-че-ни-ем од-но-го. За-бот-ли-во-му свя-ти-те-лю мно-го на-до бы-ло упо-тре-бить тру-дов для по-стро-е-ния до-ма свя-ти-тель-ско-го и хра-мов. В 1282 го-ду сно-ва был по-жар в Тве-ри. Вет-хий де-ре-вян-ный ка-фед-раль-ный храм св. Кос-мы и Да-ми-а-на был разо-бран, и на его ме-сте в 1285 го-ду свя-ти-тель ос-но-вал ка-мен-ный ка-фед-раль-ный храм в честь Спа-си-те-ля.

Ка-кой сер-деч-ной пре-дан-но-стью и лю-бо-вью св. Си-ме-он поль-зо-вал-ся у сво-их па-со-мых, мож-но ви-деть из сле-ду-ю-ще-го: «1286 г. Лит-ва по-во-е-ва Твер-ска-го вла-ды-ки цер-ков-ную во-лость Олеш-ню и про-чая...» и огра-би-ли их. Тве-ри-тяне доб-ро-воль-но, са-ми со-бой бро-си-лись за хищ-ни-ка-ми, до-гна-ли их и от-ня-ли все на-граб-лен-ное. И князь, ка-ков был свя-той Ми-ха-ил Яро-сла-вич, упо-тре-бил все, чтобы но-вый со-бор стро-ил-ся без за-мед-ле-ния и оста-но-вок, но проч-ный ве-ли-ко-леп-ный храм не мог быть по-стро-ен ско-ро. Свя-ти-тель, чув-ствуя, что при его ста-ро-сти не до-жи-вет он до освя-ще-ния но-во-го со-бо-ра, и ску-чая без слу-же-ния при ка-фед-ре, столь-ко от-рад-но-го для пе-чаль-ной ста-ро-сти, освя-тил (в 1287 г.) в со-зи-дав-шем-ся со-бо-ре по-движ-ной пре-стол, чтобы мо-лить-ся здесь вме-сте с паст-вой, по-ка мо-жет. А храм был освя-щен пре-ем-ни-ком его, епи-ско-пом Ан-дре-ем, в 1290 го-ду.

Свя-той Си-ме-он скон-чал-ся 3 фев-ра-ля 1289 го-да, в ле-то-пи-си под 1289 г. за-пи-са-но: «Пре-ста-ви-ся бла-жен-ный епи-скоп Си-ме-он Твер-ский... и по-ло-жи-ша те-ло его в церк-ви св. Спа-са на пра-вой сто-роне, фев-ра-ля в 3-й день».

Память 3 февраля (16 февраля по новому стилю), в Соборах Белорусских и Тверских святых.

SimeonЕпископ Симеон (? — 3 февраля 1289) — епископ Русской церкви, первый епископ Тверской, ранее — епископ Полоцкий.

Блаженный Симеон был седьмым Полоцким епископом и первым епископом Твер-ской епархии. Происходил он из рода князей полоцких. Кафедра святого первоначально была в Полоцке, но враждебные нападения и распри литовских князей, убийство в 1263 году полоцкого князя, его племянника, принудили переселиться в Тверь. В то же самое время тверской князь Ярослав Ярославич стал великим князем России и любимую им Тверь избрал в свой престоль-ный город. Благоверный князь принял блаженного пастыря со всей любовью и на-де-лил его Тверскую кафедру богатыми именьями и угодьями.

Епископ Симеон управлял паствой как один из лучших пастырей Церкви; сво-ими высокими умственными и нравственными качествами души он приобрел всеобщее уважение. Летописец говорит, что святитель тот был «смыслен зело и силен в книгах Божественнаго Писания, учителен, добродетелен, нищия и сироты и вдовицы жаловаше, и обидимых заступляше, и насилуемых избав-ляше», без боязни говорил правду князьям и вельможам.

Памятники древности передают разговор св. Симеона с полоцким князем Константином, который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), за обедом спросил у святителя: «Где будут тиуны на том свете?» Симеон отвечал: «Тиун будет там же, где и князь». Князю это не понравилось, и он сказал: «Тиун судит неправедно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?» Владыка объяснил ему: «Если князь добрый и богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит тиуна — человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбиво-го, то князь будет в раю и тиун его с ним. Если же князь без страха Божия, не жа-леет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, а только бы доставлял ему деньги, пускает его, как голодного пса на падаль, губить людей, то и князь будет в аду, и тиун его с ним. Говорю вам, князьям и наместникам: утешайте печальных, избавляйте слабых из руки сильных. Богатые обижают их, и они к вам приходят как к за-щит-никам добрым. Вы же, князья и наместники, подобны дождевой туче, пущающей воду над морем, а не над землей жаждущей. Вы тем даете и помо-гаете, у которых много серебра и золота, а не тем, которые не имеют ни пе-ня-зя; бедных отдаете в рабство, а богатых наделяете щедро». Это свободное, бестре-петное обличение сильных земли, это чистое сознание требований правды древность русская почтила тем, что вынесла его в общие руководства правосудия.

По летописи, блаженный пастырь в 1271 году с любовью отдавал последний долг любви и уважения почившему благотворителю своему великому князю Ярославу Ярославичу, скончавшемуся на пути из Орды. Князя привезли в Тверь для погре-бения. «Тверской епископ Симеон совершил над ним обычное надгроб-ное пение, и его положили в соборном храме св. Космы и Дамиана». Юный княжеский сын Михаил (+ 1318; память 22 ноября/5 декабря) стал воспи-ты-ваться под руководством святите-ля.

В 1276 году пожар истребил жилые строения города Твери; истреб-лены были все храмы, за исключением одного. Заботливому святителю много на-до было употребить трудов для построения дома святительского и храмов.
В 1282 году снова был пожар в Твери. Ветхий деревянный кафедральный храм св. Космы и Дамиана был разобран и на его месте в 1285 году святитель осно-вал каменный кафедральный храм в честь Спасителя.

Какой сердечной преданностью и любовью св. Симеон пользовался у своих пасомых, можно видеть из следующего: «1286 г. Литва повоева Тверскаго вла-ды-ки церковную волость Олешню и прочая...» и ограбили их. Тверитяне доб-ро-вольно, сами собой бросились за хищниками, догнали их и отняли все награб-ленное. И князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок, но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освя-щения нового собора, и скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (в 1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствой пока может. А храм был освящен преемни-ком его, епископом Андреем, в 1290 году.

Святой Симеон скончался 3 февраля 1289 года, в летописи под 1289 г. записано: «Преставися блаженный епископ Симеон Тверский... и положиша тело его в церкви св. Спаса на правой стороне, февраля в 3-й день».

Читайте также: