Художник Георгий Панайотов: если смотришь на икону и хочется молиться — иконописец свою работу выполнил. От художников требуется не только знание ремесленнической, технической стороны создания иконы, но и умение уверенно стилизовать, выявлять характерные

МАСТЕРСКАЯ

АЗБУКА ИКОНЫ
С 15 апреля в петербургском музее Анны Ахматовой (наб. Фонтанки, 34) начала действовать выставка икон. Необычное в ней то, что автор ее – четырнадцатилетний школьник, который занимается иконописью почти уже... десять лет.
Имя Георгия Панайотова у нас в стране не так известно, как на его родине в Белоруссии, а также в Болгарии, на Украине (где ассоциация болгар назвала его «Человеком года»), в европейских странах. «Frankfurter Neue Presse» о нем писала: «Профессионально иконописью мальчик занялся в 10 лет после страшной аварии, в которой он спасся чудом. Именно тогда он почувствовал помощь Бога...» Немецкая газета отметила необычайную скромность «вундеркинда».
В скромности юного дарования убедились и мы.

– Иконы писать, наверное, непросто, – спрашиваю Гошу. – Ты ощущаешь помощь Божию?

– У меня очень много случаев помощи Божьей, главное – много трудиться и не отчаиваться, – ответил он односложно.

– Обязательно ли перед тем, как сесть писать иконы, нужно молиться?

– Да, молиться обязательно, как и посещать храмы и монастыри. До переезда в Петербург я жил в Болгарии и помогал там в службе в Преображенском монастыре. И на эту выставку брал благословение у своего духовника, отца Георгия. Без этого нельзя.

– Как к тебе относятся опытные иконописцы, кто для тебя авторитет?

– Мне повезло познакомиться со многими иконописцами. Авторитет – Андрей Рублев, Дионисий и византийская икона Палеологова периода. Из современников: роспись греческого храма во Франкфурте-на-Майне, братья Вранас, Наталья и Николай Богдановы из Санкт-Петербурга и другие.

– Вы жили в Белоруссии, Болгарии. Какие-то житейские обстоятельства привели вас к нам, на Север?

– В Петербург меня привезла мама, чтобы я мог получить хорошее художественное образование.

Глядя на зрелые его иконописные работы, и не подумаешь, что автор их специально этому нигде не учился. Как рассказывают, однажды Гоша догадался, что можно прикладывать палец к непросохшей краске на своих иконах – там, где небо, и тогда получаются замечательные бледные облака. Так он осваивал технические приемы. А началось все в пять лет.

В один прекрасный день, как потом рассказывали родители, Гоша прогуливался с мамой по улице города Велико Тырново. Они заглянули в мастерскую иконописца Рашко Бонева. В ателье были искусно выполненные акварели, скульптуры, графика. Но Георгия очень впечатлили иконы. Он застыл, очарованный. Рашко заметил его интерес, дал мальчику загрунтованную доску: «Рисуй здесь». Так Гоша приступил к написанию первой в своей жизни иконы «Иисус Пантократор». Сейчас эта первая икона Георгия находится в Свято-Николаевской церкви в Бресте, откуда родом и его мама, и он сам.

Можно сказать, что там же, в Бресте, он родился и духовно. Случилось так, что его бабушка Ольга внезапно заболела и решила походить на великопостные службы, когда читается канон прп. Андрея Критского. Поскольку трехлетнего Гошу, приведенного из детского сада, не с кем было оставить, она взяла его с собой, мало надеясь, что удастся с ребенком отстоять службу до конца. Но получилось все наоборот. К искреннему удивлению бабушки, мальчику очень понравилось – он пытался копировать все действия священника. «Батюшка на колени становится, и Гоша следом», – вспоминает Ольга Петровна. И сразу же, придя домой, он сделал несколько набросков по первым своим впечатлениям. Неудачные, по его мнению, отбрасывал в сторону и рисовал снова и снова. С тех пор он часто звал бабушку в храм.

Мама Инна купила кисточки, краски и вместе с сыном стала грунтовать и шлифовать доски, стали вместе ходить по болгарским монастырям, храмам, рассматривать иконы и фрески. Пока рисовал, азбуку выучил, ведь на иконах есть тексты.

Прежде, как рассказывает Гоша, у него хорошо получались только мужские образы – особенно апостол Петр. «У него борода большая, лицо просто рисовать». А вот с женскими образами долго мучился. Но во время одной из поездок побывал в Тихвине – на месте, где, по преданию, явилась чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. И женские лики стали получаться – это видно по последним его работам (на фото).

Георгий Панайотов

Возраст: 23 года
Образование: Академия Художеств им. Репина
Направление: иконопись


Иконописью я стал заниматься с 5 лет, тогда мы с семьей жили в Болгарии. Однажды гуляли с мамой и зашли на Самоводскую чаршию - улицу ремесленников, где находится множество ателье, студий, магазинчиков и мастерских. Здесь же находится ателье художника-иконописца Рашко Бонева. Помню, меня впечатлила атмосфера мастерской и то, как художник создает эту красоту! Прошло уже около часа, а мне все еще не хотелось покидать ателье. Иконописец сказал: «Если хочешь, приходи завтра. Я дам тебе одну досочку - попробуешь сам нарисовать икону». И я пришел.

И приходил сперва ежедневно, когда начались занятия в школе, - по выходным. Сперва хотелось срисовывать с икон самых разных стилей. Я пробовал делать списки с болгарских, македонских, древнерусских икон и так называемого «васнецовского письма».


С 7 лет я посещал уроки рисунка и акварели у профессора Ангела Ботева. Он приучал меня к рисованию с натуры: писать натюрморты и пейзажи, правильно компоновать, выстраивать колорит. Среднюю школу заканчивал в Беларуси, в городе Бресте. И когда мне было 17 лет я получил свой первый заказ на выполнение иконостаса.

Когда стал вопрос о выборе вуза, мне поступило несколько предложений, и я выбрал Академию Художеств, тем самым продолжив семейную традицию обучения в Санкт-Петербурге. Мои родители - инженеры по оптико-электронным приборам и системам, окончившие ИТМО.


Моя первая выставка прошла в Болгарии, еще когда я был первоклассником. Мы устроили вернисаж в небольшом кафе, где выставили мои первые иконы, выполненные акварелью натюрморты, иллюстрации к книжкам. Потом были выставки в России, Беларуси, Германии, Франции. Сейчас мои иконы представлены в семи странах мира и в собрании Святейшего Патриарха Алексия II.

Я начинал с темперы, а последние 12 лет пишу акрилом. Я против сакрализации материала. Развивается наука, развиваются технологии и вполне естественно, что появляются новые материалы, которые способны дать иные возможности. Церковь - она жива! Это не музей, где находятся препарированные и законсервированные экспонаты. Развитие в технологических вопросах - замечательно.


Часто спрашивают о том, почему я изображаю на иконах неканонизированных наряду со святыми. Это вопрос, на который можно ответить весьма очевидными примерами: Святой Георгий скачет на коне и убивает змия - олицетворение зла. При этом спасает царскую дочь, которая, как и ее семья, также изображаются на иконах «Чуда святого Георгия или икона с образом Спасителя (1363 г.) из собрания Эрмитажа, на которой изображены заказчики и жертвователи.


Сейчас я пишу в основном на заказ, как для частных лиц, так и для храмов. Только что закончил писать иконостас для церкви Святой Живоначальной Троицы в Южно-Курильске (остров Кунашир), а также более двадцати ростовых и праздничных икон для этого храма.

От художников требуется не только знание ремесленнической, технической стороны создания иконы, но и умение уверенно стилизовать, выявлять характерные черты портретируемого святого. Работать над ликом новоканонизированных святых нередко приходится, ориентируясь на дагерротипы, слайды и фотографии, хранящиеся в музеях, архивах и храмах.

В петербургском Музее Суворова открыта выставка " Георгий Панайотов – иконописец". Ее автор, двадцатилетний петербургский студент, создает свои работы акрилом и экспериментирует с модерновой стилистикой. Георгий Панайотов, студент Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры, познакомился с иконописью 15 лет назад. Тогда будущему иконописцу было всего пять лет. С тех пор он написал около тысячи работ и по праву считается одним из лучших молодых мастеров России.

Человек мира

Гоша родился в Белоруссии, рос в Болгарии, несколько лет назад переехал в Санкт-Петербург. С тех пор как познакомился со своим первым учителем Рашко Боневым, писал почти каждый день. И путешествовал – вместе с мамой посещал болгарские монастыри и храмы, святыни Македонии, европейские страны. Где его родина, Георгий не может определить до сих пор.

– Наверное, это все-таки Болгария. – Парень задумчиво вертит в руках бордовый буклет с информацией о своем творчестве. – Я там родился как иконописец, и меня до сих пор тянет в эту страну. А вообще я – космополит. Не исключаю, что после окончания института перееду из России в совершенно новое место. Я люблю Петербург, но в холодное время года здесь слишком темно. А для того чтобы заниматься иконописью, нужен свет.

Помог святой Мина

Сегодня иконы Георгия Панайотова можно найти в семи странах мира. На его счету более десяти авторских выставок. Вопрос о том, стоит ли показывать Гошины работы публике, был решен, когда юному дарованию было семь лет.

– В болгарском городе Велико-Тырново, где мы тогда жили, было детское кафе, – рассказывает мама Георгия, Инна Аркадьевна. – Его владельцы решили вывешивать в своем заведении работы талантливых местных ребятишек. Одним из первых, кому предложили выставиться, был Гоша. Я долго думала, не будет ли такое предложение противоречить Закону Божию.

Незадолго до выставки Инна села читать Библию и открыла ее на странице, где было написано: если ваши слова и помыслы чисты, открывайте окна и двери и идите к людям. С тех пор началось шествие Гошиных работ по миру: о Панайотове узнали во Франции и Германии, в России его продвижением занялся петербургский искусствовед Юрий Мудров. Это принесло не только известность иконописцу, но и... реальную помощь почитателям его таланта.

– У одной женщины, жившей во Франкфурте-на-Майне, началась черная полоса в жизни – она попала в автокатастрофу, лишилась жилья, – рассказывает Инна. – Ее подруге приснилось: чтобы справиться с неприятностями, надо найти икону святого Мины, выполненную мальчиком с длинными волосами.

Каково же было удивление жительниц Франкфурта, когда они зашли на выставку Гоши! У входа висел фотопортрет молодого иконописца, который тогда носил длинные, почти до пояса, волосы. А среди представленных работ оказалась и икона святого Мины.

– В результате у этой женщины все наладилось. Конечно, чудо сотворила не моя работа, а святой Мина, к которому дама обратилась со своими молитвами, – уточняет Гоша.

Космонавты и донаторы

На золотистом фоне – лик святой Анастасии Узорешительницы. С двух сторон от нее – маленькие фигурки Патриарха Московского Алексия II и Папы Римского Иоанна Павла II. Чуть ниже изображены... космонавты орбитальной станции "Мир" Анатолий Соловьев и Николай Бударин. В снежно-белых скафандрах, круглых шлемах и перчатках с раструбами, они держат в руках по иконе. Это одна из последних авторских разработок Гоши Панайотова. Она посвящена миротворческой акции, которую Католическая и Православная церкви провели в 1995 году.

– Тогда обстановка в мире очень накалилась, – говорит Георгий. – Разыгрались война в Хорватии, конфликт в Боснии и Герцеговине, первая чеченская кампания. Поэтому возникла идея запустить в космос две иконы святой Анастасии, которую одинаково почитают и православные, и католики. Они кружились по орбите Земли около года, чтобы показать: христианский мир един, а мы не должны заниматься междоусобицей. Недавно в Петербурге прошла конференция по итогам этой акции, и она меня так впечатлила, что я решил написать икону.

Гошу часто спрашивают, можно ли изображать "посторонних", не святых людей на иконах. И он не устает повторять: можно. Главное, чтобы их появление было обусловлено ситуацией, которую хочет передать мастер.

– В житийных сценах часто изображаются мучители, еретики, неверующие, – объясняет он. – В сценах, где Иисус Христос воскрешает Лазаря, как правило, присутствует "массовка" – обычные люди, пришедшие посмотреть на чудо. Более того, с начала нашей эры сохраняется традиция изображать на иконах донаторов – людей, которые жертвуют на строительство храма или оказывают ему какую-либо помощь.

Акриловый бунт и модернизм

В сознании нерелигиозного человека иконопись – консервативный вид творчества, окруженный массой табу и запретов. В то время как большинство российских иконописцев предпочитает работать темперой (минеральные краски, тертые на меде, яичном желтке или искусственных эмульсиях), Георгий пишет акрилом – красками, которыми нынче расписывают даже сувенирные футболки и прочий хенд-мейд. На его рабочем столе – пластиковая миска, которую Гоша подставляет под иконы в качестве мольберта, пара карандашей, несколько ярких тюбиков с акрилом.

– Византийский богослов Иоанн Дамаскин говорил: "Любой материал, который послужит во славу Господа, может быть использован", – рассуждает Георгий. – Поэтому разумные технологические новшества в иконописи только приветствуются. Акрил удобен и долговечен, сейчас им пишут многие греческие и болгарские мастера. В России он пока не так распространен, но, думаю, за ним – будущее. То, что в эпоху Андрея Рублева писали яичной темперой, тоже было грандиозным шагом вперед по сравнению с иконами V века, которые создавались красками на восковой основе.

Кстати, акрил не единственное отступление от правил, которое можно найти, присмотревшись к Гошиным иконам. Часть работ юноши выполнена в необычном для иконописи стиле модерн.

– Евангельское слово можно передать в красках с помощью разных изобразительных средств, – уверен Георгий. – Вопрос только в том, чтобы выбранный живописный язык был адекватен времени, в котором ты живешь. Модерн – именно тот стиль, на котором развитие русской иконописи было прервано революцией. После него не было создано ничего нового, поэтому если и заниматься стилистическими поисками, то, думаю, начинать надо именно с этого момента. Хотя теоретически писать иконы можно даже в стиле техно – лишь бы они не противоречили церковным канонам и вызывали у зрителя молельную реакцию.

По церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия" ("Путеводительница"), была написана Святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Византийский император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленский Успенский собор. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году, услышав глас от иконы, повелевавший ему защитить Смоленск, самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых.
В XIV веке Смоленск находился во владении литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1389-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от Царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались два её списка. Один был поставлен в Благовещенском соборе, а другой - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск.
В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы - написанную Святым Лукой и список с неё, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (10 августа) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в XIX веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви.

Читайте также: