Презентация по истории костюма на тему "хронология исторических эпох в искусстве"

3. ЭПОХИ И ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

История человечества насчитывает многие сотни тысяч лет. Если в середине XX в. считалось, что человек начал выделяться из животного мира 600 тыс. – 1 млн. лет назад, то современная антропология, наука о происхождении и эволюции человека, пришла к выводу, что человек появился около 2 миллионов лет назад. Это общепринятая точка зрения, хотя есть и другие. Согласно одной из гипотез, предки человека появились в Юго-Восточной Африке 6 млн. лет назад. Эти двуногие существа более 3 млн. лет не знали орудий труда. Первое орудие труда у них появилось 2,5 млн. лет назад. Около 1 млн. лет назад эти люди стали расселяться по всей Африке, а затем и за её пределами.

Двухмиллионную историю человечества принято разделять на две крайне неравномерные эпохи – первобытную и цивилизационную (рис. 2).

цивилизационная эпоха

Первобытная эпоха

около 2 млн.

лет до н. э.

до н. э. рубеж

Рис. 2. Эпохи в истории человечества

Эпоха первобытного общества составляет более 99 % истории человечества. Первобытную эпоху обычно разделяют на шесть неравных периодов: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век.

Палеолит , древний каменный век, разделяют на ранний (нижний) палеолит (2 млн. лет до н. э. – 35 тыс. лет до н. э.) и поздний (верхний) палеолит (35 тыс. лет до н. э. – 10 тыс. лет до н. э.). В период раннего палеолита человек проник на территорию Восточной Европы и Урала. Борьба за существование в ледниковый период научила человека добывать огонь, делать каменные ножи; зародились праязык и первые религиозные представления. В период позднего палеолита человек умелый превратился в человека разумного; сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная. На смену первобытному стаду пришла более высокая форма организации общества – родовая община. До времени распространения металла господствовал матриархат.

Мезолит , средний каменный век, продолжался около 5 тыс. лет (X тыс. лет до н. э. – V тыс. лет до н. э.). В это время люди стали использовать каменный топор, лук и стрелы, началось одомашнивание животных (собаки, свиньи). Это время массового заселения Восточной Европы и Урала.

Неолит , новый каменный век (VI тыс. лет до н. э. – IV тыс. лет до н. э.), характеризуется значительными изменениями в технике и формах производства. Появились шлифованные и сверлёные каменные топоры, глиняная посуда, прядение и ткачество. Сложились различные типы хозяйственной деятельности – земледелие и скотоводство. Начался переход от собирательства, от присваивающего хозяйства к производящему. Учёные называют это время неолитической революцией.

Во время энеолита , медно-каменного века (IV тыс. лет до н. э. – III тыс. лет до н. э.), бронзового века (III тыс. лет до н. э. – I тыс. лет до н. э.), железного века (II тыс. лет до н. э. – конец I тыс. лет до н. э.) в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли начался переход от первобытности к древним цивилизациям.

Появление металлических орудий и оружия в разных районах Земли происходило не одновременно, поэтому хронологические рамки трёх последних периодов первобытной эпохи варьируются в зависимости от конкретного региона. На Урале хронологические рамки энеолита определяются III тыс. лет до н. э.- начало II тыс. лет до н. э., бронзового века - начало II тыс. лет до н. э. – середина I тыс. лет до н. э., железного века – с середины I тыс. до н. э.

Во время распространения металла начали складываться большие культурные общности. Учёные полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее крупная языковая семья – индоевропейская, из которой выделились 3 группы языков: восточная (нынешние иранцы, индийцы, армяне, таджики), европейская (германцы, французы, англичане, итальянцы, греки), славянская (русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты). Другая большая языковая семья – угро-финская (нынешние финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва).

В период бронзового века из индоевропейских племён выделились предки славян (праславяне); принадлежащие им памятники археологи находят в регионе, расположенном от реки Одер на западе до Карпат на востоке Европы.

Цивилизационная эпоха составляет около шести тысяч лет. В эту эпоху создаётся качественно иной мир, хотя долгое время он ещё имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизациям осуществлялся постепенно, начиная с IV тыс. до н. э. В то время, как часть человечества совершала прорыв - переходила от первобытности к цивилизованности, в других районах люди продолжали находиться на стадии первобытно-общинного строя.

Цивилизационную эпоху обычно называют всемирной историей и разделяют на четыре периода (рис. 3 на стр. 19).

Древний мир начался с возникновения цивилизации в Месопотамии или Двуречье (в долинах рек Тигр и Евфрат). В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине реки Нил – древнеегипетская. Во II тыс. до н. э. зародились древнеиндийская, древнекитайская, древнееврейская, финикийская, древнегреческая, хеттская цивилизации. В I тыс. до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана – цивилизация персов, на Апеннинском полуострове – римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где сложились цивилизации майя, ацтеков и инков.

Основные критерии перехода из мира первобытного к цивилизациям:

Появление государства, особого института, который организует, контролирует и направляет совместную деятельность и отношения людей, общественных групп;

    появление частной собственности, расслоение общества, возникновение рабства;

    общественное разделение труда (сельское хозяйство, ремесло, торговля) и производящая экономика;

    появление городов, особого типа поселений, центров


Новейшее

Древний мир Средние века Новое время

IV тыс. 476 г. рубеж начало

до н. э. до н. э. XV-XVI 1920-х

Рис. 3. Основные периоды всемирной истории

    ремесла и торговли, в которых жители, по крайней мере частично, не занимались сельским трудом (Ур, Вавилон, Мемфис, Фивы, Мохенджо-Даро, Хараппа, Паталипутра, Наньян, Саньян, Афины, Спарта, Рим, Неаполь и др.);

    создание письменности (основные этапы - идеографическое или иероглифическое письмо, слоговое письмо, буквенно-звуковое или алфавитное письмо) , благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;

    создание монументальных сооружений (пирамиды, храмы, амфитеатры), не имеющих хозяйственного назначения.

Завершение Древнего мира связывают с 476 г н. э., годом падения Западной Римской империи. Еще в 330 г. император Константин перенес столицу Римской империи в ее восточную часть, на берега Босфора, на место греческой колонии Византий. Новая столица была названа Константинополем (древнерусское название Царьград). В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную. После падения Западной Римской империи Восточная Римская империя, получившая официальное название «Империя ромеев», а в литературе – Византия, стала преемницей античного мира. Византийская империя просуществовала около тысячи лет, до 1453 г. и оказала огромное влияние на Древнюю Русь (см. гл. 7).

Хронологические рамки средневековья , 476 г. – конец XV в., определяются, прежде всего, событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Средние века - важная ступень в развитии европейской цивилизации. В этот период сложились и стали развиваться многие особые черты, которые выделили Западную Европу среди других цивилизаций и оказали громадное влияние на все человечество.

Восточные цивилизации в этот период не приостанавливались в своем развитии. На Востоке были богатые города. Восток преподнес миру знаменитые изобретения: компас, порох, бумага, стекло и др. Однако темпы развития Востока, особенно после нашествия кочевников на рубеже I –II тысячелетий (бедуинов, турок-сельджуков, монголов), были более медленными по сравнению с Западом. Но главным было то, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизводство старых, в древности сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения; восточные культуры сопротивлялись нововведениям.

Окончание средневековья и наступление третьего периода всемирной истории связано с началом трех всемирно- исторических процессов – духовного переворота в жизни европейцев, Великих географических открытий, мануфактурного производства.

Духовный переворот включал два явления, своего рода две революции в духовной жизни Европы – Возрождение (Ренессанс) и Реформацию.

Современная наука истоки духовного переворота видит в крестовых походах, организованных в конце ХI – ХIII в.в. европейским рыцарством и католической церковью под знаменем борьбы против « неверных» (мусульман), освобождения Гроба Господня в Иерусалиме и Святой земли (Палестины). Последствия этих походов для тогда бедной Европы были важными. Европейцы соприкоснулись с более высокой культурой Ближнего Востока, переняли более совершенные способы обработки земли и приёмы ремесла, принесли с Востока много полезных растений (рис, гречиха, цитрусовые, тростниковый сахар, абрикосы), шёлк, стекло, бумагу, ксилографию (оттиск гравюры на дереве).

Центрами духовного переворота были средневековые города (Париж, Марсель, Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, Любек, Франкфурт-на-Майне). Города добивались самоуправления, становились центрами не только ремесла и торговли, но и просвещения. В Европе горожане добились признания своих прав на общегосударственном уровне, образовали третье сословие.

Возрождение зародилось в Италии во второй половине XIV в., в XV-XVI вв. распространилось во всех странах Западной Европы. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название явления). Творчество деятелей Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Среди блестящей плеяды поэтов, писателей, драматургов, художников и скульпторов, именами которых гордится человечество – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский, Мигель Сервантес, Вильям Шекспир, Джеффри Чосер, Томас Мор, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан, Веласкес, Рембрандт.

Реформация - общественное движение в Европе в XVI в., направленное против католической церкви. Её началом считают 1517 год, когда доктор богословия Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций (свидетельств об отпущении грехов). Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще, отрицались права церкви на земельные и другие богатства. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.), Нидерландская и Английская революции.

Реформация положила начало протестантизму, третьему течению в христианстве. Это отколовшееся от католичества направление объединило множество самостоятельных церквей, сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещение и причастие). Основной источник вероучения у протестантов – Священное Писание (то есть Ветхий Завет и Новый Завет).

Возрождение и Реформация поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Однако Реформация имела более дисциплинирующее воздействие; она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Великие географические открытия – комплекс наиболее значимых открытий на суше и на море с середины XV до середины XVII вв. Важное значение имели открытия Центральной и Южной Америки (Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Велес де Мендоса, 1492-1502 гг.), морского пути из Европы в Индию (Васко да Гама, 1497-1499гг.). Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана в 1519-1522 гг. доказало существование Мирового океана и шарообразность Земли. Великие географические открытия стали возможны благодаря техническим открытиям и изобретениям, в том числе созданию новых судов - каравелл. В то же время дальние морские путешествия стимулировали развитие науки, техники, мануфактурного производства. Началась эпоха колониальных захватов, которая сопровождалась насилием, грабежами и даже гибелью цивилизаций (майя, инков, ацтеков). Европейские страны захватывали земли в Америке (с начала XVI в. туда стали ввозить негров), Африке, Индии. Богатство порабощенных стран, как правило, менее развитых в социально- экономическом отношении, дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а в конечном итоге – индустриальной модернизации Европы.

В конце XV в. в Европе зародились мануфактуры (от лат. – делаю руками), крупные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике. Часто период европейской истории от появления мануфактур до начала промышленного переворота называют « мануфактурным ». Существовали две формы мануфактуры: централизованная (предприниматель сам создавал крупную мастерскую, в которой все операции по изготовлению того или иного продукта производились под его руководством) и гораздо более распространенная - рассеянная (предприниматель раздавал сырьё надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). Мануфактуры способствовали углублению общественного разделения труда, усовершенствованию орудий производства, росту производительности труда, формированию новых социальных слоев – промышленной буржуазии и наемных рабочих (этот социальный процесс завершится во время промышленного переворота). Мануфактуры подготовили переход к машинному производству.

Всемирно-исторические процессы, свидетельствующие об окончании средневековья, требовали новых способов передачи информации. Этим новым способом стало книгопечатание. Прорыв в технике производства книг совершил Иоганн Гутенберг. Изобретение Гутенберга было назревшим и подготовленным развитием книжного дела в предшествующие столетия: появление в Европе бумаги, техники ксилографии, создание в скрипториях (монастырских мастерских) и в университетах сотен и тысяч рукописных книг преимущественно религиозного содержания. Гутенберг в 1453 –1454 гг. в Майнце впервые напечатал книгу, так называемую 42-строчную Библию. Книгопечатание стало материальной базой для распространения знаний, информации, грамотности, наук.

Хронологические рамки третьего периода всемирной истории, нового времени (начало XVI в. – начало 1920-х годов) определяются так же, как средневековый период, прежде всего событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Поскольку в других странах, в том числе в России, развитие было более медленным по сравнению с Западом, постольку здесь процессы, характерные для нового времени, начались позднее.

С наступлением нового времени началось разрушение средневековых устоев (то есть политических и социальных институтов, норм, обычаев) и формирование индустриального общества. Процесс перехода средневекового (традиционного, аграрного) общества к индустриальному обществу называется модернизацией (от франц. - новейший, современный). Этот процесс занял в Европе около трехсот лет.

Модернизационные процессы происходили разновременно: раньше они начались и быстрее протекали в Голландии и Англии; медленнее эти процессы шли во Франции; еще медленнее - в Германии, Италии, России; особый путь модернизации был в Северной Америке (США, Канада); начавшиеся на Востоке в XХ в. модернизационные процессы получили название вестернизация (от англ. – западный).

Модернизация охватывала все сферы жизни общества, она включала:

Индустриализацию, процесс создания крупного машинного производства; начало процессу постоянно нарастающего использования машин в производстве положил промышленный переворот (впервые он начался в Англии в 1760-е годы, в России он начался на рубеже 1830-1840-х годов);

Урбанизацию (от лат.- городской), процесс повышения роли городов в развитии общества; город впервые получает экономическое преобладание,

оттесняя на второй план деревню (уже в конце XVIII в. удельный вес городского населения в Голландии составил 50 %; в Англии этот показатель равнялся 30 %; во Франции – 15 % , а в России - около 5 %);

    демократизацию политической жизни, создание предпосылок для формирования правового государства и гражданского общества;

Секуляризацию, ограничение влияния церкви в жизни общества, в том числе обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую; процесс распространения светских элементов в культуре получил название « обмирщение» культуры (от слова «мирской » - светский);

Быстрый, по сравнению с прошлым периодом, рост знаний о природе и обществе.

Большую роль в процессе модернизации, в духовном перевороте сыграли идеи Просвещения. Просвещение , как идейное течение, основанное на убеждении решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, возникло в Англии в XVII в. (Дж. Локк, А. Коллинз). В XVIII в. Просвещение распространилось по всей Европе, наивысшего расцвета достигло во Франции – Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Французские просветители участвовали во главе с Д. Дидро в создании уникального издания – «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», поэтому их называют энциклопедистами. Просветители XVIII в. в Германии – Г. Лессинг, И. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин; в России – Н. Новиков, А. Радищев. Просветители считали причинами всех человеческих бедствий невежество, мракобесие, религиозный фанатизм. Они выступали против феодально - абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Просветители не призывали к революции, но их идеи сыграли в общественном сознании революционизирующую роль. XVIII век чаще всего именуют «веком Просвещения» .

Огромную роль в процессе модернизации сыграли революции, кардинальные изменения социально-политического строя, характеризующиеся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественных и государственных институтов. На Западе в XVI-XVIII вв. революции охватили четыре страны: Голландию (1566-1609 гг.), Англию (1640-1660 гг.), США (Война за независимость североамериканских колоний, 1775-1783 гг.), Францию (1789-1799 гг.). В XIX в. революции охватили другие европейские страны: Австрию, Бельгию, Венгрию, Германию, Италию, Испанию. В XIX в. Запад «переболел» революциями, пройдя своеобразную вакцинацию.

XIX век именуют «веком капитализма» т. к. в этом столетии в Европе утвердилось индустриальное общество. Два фактора были определяющими в победе индустриального общества: промышленный переворот, переход от мануфактуры к машинному производству; изменение политической и социальной структуры общества, почти полное освобождение от государственных, политических, правовых институтов традиционного общества. Об основных различиях индустриального и традиционного обществ см. табл. 1. (стр. 27).

Окончание нового времени обычно связывают с первой мировой войной (1914 -1918гг.) и революционными потрясениями в Европе и Азии в 1918 -1923 гг.

Четвертый период всемирной истории, начавшийся в 1920-е годы, в советской историографии получил название новейшее время. Долгое время в название последнего периода всемирной истории вкладывали пропагандистский смысл как начало новой эры в истории человечества, открытой Октябрьской революцией 1917 года.

На Западе последний период всемирной истории называют современностью, современной историей. Причем начало современности подвижно: когда - то она начиналась с 1789 г., затем - с 1871 г., сейчас - с начала 1920-х гг.

Вопрос о завершении четвёртого периода всемирной истории и наступлении пятого периода, так же, как вся проблема периодизации, является дискуссионной. Вполне очевидно, что в мире на рубеже XX - XXI в. в. произошли кардинальные перемены. Осмысление их сущности, значения и последствий для человечества, вступившего в III тысячелетие от Рождества Христова - важнейшая задача экономистов, социологов, историков.

Таблица 1.

Основные признаки традиционного и индустриального обществ

Признаки

Общество

традиционное

индустриальное

    Сектор, доминирующий в экономике

Сельское хозяйство

Промышленность

    Основные средства производства

Ручная техника

Машинная техника

    Основные источники энергии

Физическая сила человека и животных

Природные источники

(вода, уголь, нефть, газ)

    Характер экономики (преимущественно)

Натуральный

Товарно-денежный

    Место проживания основной массы поселения

    Структура общества

Сословная

Социально-классовая

    Социальная мобильность

    Традиционный тип власти

Наследственная монархия

Демократическая республика

    Мировоззрение

Полностью религиозное

Светское

    Грамотность

История человечества делится на следующие периоды:

  • – Первобытная эпоха (Каменный век) – с момента появления человека (ок. 3 млн. Р.) До 5-4 тысячелетия до н. е. (Изобретение железа)
  • – Древний мир -IV-III тыс. До н. е. -V вв. н. е. (до 476 г. – падение Западной Римской империи)
  • – Средневековье – кон. V в. – XV вв. (До 1492 гг. – Открытие Америки)
  • – Новые времена – XVI в. – 1914 гг. (До начала Первой мировой войны)
  • – Новые времена (от 1914 до современности)

Важным моментом для изучения истории первобытной эпохи и древнего мира есть четкое понимание исчисление этого периода.

Во-первых, деление истории на период до нашей эры и на НАШУ эру, или К Рождества Христова и ПОСЛЕ Рождества Христова. Очевидно, что ключевым моментом в этом летоисчислении стала событие, связанное с рождением Иисуса Христа. В исторической науке, как правило, фразу К НАШЕЙ ЭРЫ или до Рождества Христова применяют к периоду, который начинается от 10 тыс. Лет до Рождества Христова. То есть от эпохи мезолита. К другим периодам времени, предшествующих этой эпохе (Эпохе мезолита) говорят просто “Лет назад” (например, не говорят “250 тыс. Лет или 15 тыс. Лет до нашей эры”, а говорят просто “250 тыс. Лет назад, или 15 тыс. лет назад “. Это связано со сложностью четкого определения времени в те далекие периоды истории. Начиная же с 10 тыс. лет (мезолита) используют” К Рождества Христова, или К нашей эры “.

Во-вторых, используя периодизацию К Рождества Христова, или К нашей эры, нужно принимать во внимание, что с Рождества Христова, то есть с начала нашей эры прошло более 2 тыс лет. То есть, если мы говорим, что то или иное событие произошло 6 тыс. Лет назад, то это значит, что она состоялась в 4 тысячелетии до нашей эры. Если мы говорим, что событие произошло 7 – 8 тыс. Лет назад, то это значит, что она состоялась в 6-5 тысячелетии до нашей эры.

В-третьих, исчисление, которое происходит в период до нашей эры идет в обратном направлении. Например, если в наше время, то есть в нашу эру мы считаем года так “2010, 2011, 2012, 2013”, то период “К НАШЕЙ ЭРЫ” мы считаем так: “2013, 2012, 2011, 2010 …”. Точно так же и с тысячелетиями и веками: “7-6 тысячелетия до нашей эры, или 3-2 века до нашей эры”.

Четкое понимание этого позволит избежать удивления при решении теста на ВНО, когда попадутся задания типа “Определите, когда была эпоха энеолита” и в вариантах ответа будет: 4-2,5 тысячи лет назад или 4-2,5 тысячи лет до нашей эры.

Основные понятия и термины:

Исторические источники – любые средства информации, непосредственно отражают исторический процесс и дают возможность изучать прошлое человеческого общества, то есть все созданное человеком, дошло до наших дней в виде предметов материальной культуры, письменных памятников, устного народного творчества и др.

Группы исторических источников:

  • – Устные (мифы, легенды, сказки и т.д.)
  • – Письменные (летописи, документы, дневники, мемуары и т.д.)
  • – Вещественные (остатки жилищ, орудия труда, утварь, одежда и т.д.)
  • – Языковые (названия рек, гор, городов, сел и т.д.)
  • – Этнографические (те, что возникают на основе изучения быта и нравов современных традиционных обществ (на сегодня – преимущественно австралийские или африканские племена)
  • – Фоно-, фото-, кинодокументы.

Археологическая культура – совокупность археологических памятников определенной территории и времени, имеют своеобразные местные особенности. А. К. получает название по месту первой находки или по определенным отличительными особенностями (погребением, формой керамики и т.д.).

Материальная культура- совокупность всех материальных ценностей созданных определенной культурой, ее овеществленный составляющая. Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то в соответствии с уровнем обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.

Духовная культура – система нравственных ценностей, а также совокупность умственных достижений и опыта как отдельного человека, так и всего человечества, что отражается в форме общественных ценностей (каждого общества каждой эпохи), фольклора, произведений искусства, литературы, достижений философии и тому подобное.

Цивилизация – человеческое сообщество, в течение определенного периода времени (процесс зарождения, развитие, гибель или преобразования цивилизации) имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность (свдомисть).

Искусство – одна из форм общественного сознания; вид человеческой деятельности, видображаедийснистьу конкретно чувственных образах, в соответствии с определенными эстетических идеалов. В широком смысле искусством называют совершенное умение в каком-то деле, отрасли; мастерство. Развитие искусства как элемента духовной культуры обуславливается как общими закономерностями бытия человека и человечества, так и эстетически-художественными закономерностями, эстетически-художественными взглядами, идеаламийтрадициямы.

Религия – вера в существование сверхъестественных сил, сопровождающееся убеждением в способности этих сил или силы (Бога, богов, Абсолюта, Космоса и т.д.) влиять на Вселенную и на судьбу людей.

ПОДІЛИТИСЯ:

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ - единица периодизации исторического процесса, выделяющая качественно период развития человечества. Не существует какой-то однозначной периодизации истории по эпохам. Уже разделение прошлого, настоящего и будущего может с некоторым основанием быть представлено как разделение на исторические эпохи. В эпоху Возрождения в науке были выделены такие периоды истории, как Древность (Античность и Древний Восток) и Средневековье. Позднее появились понятия новой и новейшей истории. Средние века закончились падением Константинополя, с этого момента начинался отсчет новой истории. Просветители называли Средние века временем господства религии и теологии. Для марксистов Средние века - феодализма. В теориях модернизации это характеризуется как эпоха традиционных обществ.

Новое время подразделяется на этапы на основе конкретных событий, напр.: от Английской революции 1640 до Французской революции 1789, от 1789 до разгрома Наполеона в 1815, от Венского конгресса до поражения революции 1848, от 1849 до Парижской коммуны 1871, с 1871 до Октябрьской революции 1917. В теориях модернизации периодизация Нового времени выглядит по-иному: 1) эпоха меркантилизма, захвата торговых путей, мировой торговли, колонизации других народов; 2) эпоха буржуазных революций, становления и расцвета капитализма; 3) эпоха раннего индустриализма (после 1-й промышленной революции); 4) эпоха после 2-й промышленной революции (использование электричества, конвейера в нач. 20 в., открытие радиоактивности и пр.); 5) эпоха научно-технической революции, начавшаяся в середине 50-х гг. 20 в.

Критериями выделения эпох в марксизме были формации (см. Формации общественные) и периоды классовой борьбы. Поэтому внутри формации выделял определенные этапы (эпоха домонополистического капитализма, эпоха империализма).

Лит.: Ленин В. И. Империализм как высшая капитализма.- Полн. собр. соч., т. 27; Маркс К. К. критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13; ШпенгдерО. Закат Европы, т. 1, Образ и . Новосибирск, 1993; Савельева И. М; Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997; NeisbittJ. Megatrends. Ten New Direction Transforming Our Lives. N. Y, 1983; Eisenstadt S. N. Introduction: Historical Traditions, Modernization and Developement.- Pattern of Modernity, vol. 1, The West. L., 1988; TofflerA., TofflerH. Greating of New Civilization. The Politic of the Third \\ave. Atlanta, 1995.

В. Г. Федотова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    ЭПОХА (от греч. epoche, букв. остановка), промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие либо характерные особенности … Энциклопедический словарь

    Брежнев и его эпоха. Историческая справка - Леонид Ильич Брежнев родился по новому стилю 1 января 1907 года, но официально его днем рождения считалось 19 декабря 1906 года (старый стиль), и его юбилеи всегда отмечались 19 декабря, возможно, во избежание совпадения с Новым годом. Родился он … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Историческая наиболее крупная единица исторического времени, обозначающая длительный период человеческой истории, отличающийся определенной внутренней связностью и только ему присущим уровнем развития материальной и духовной культуры. Следующие… … Философская энциклопедия

    - «ЭПОХА НЕВИННОСТИ» (The Age of Innocence) США, 1993, 133 мин. Эстетская историческая мелодрама. Мартин Скорсезе вечный неудачник оскаровских церемоний. На этот раз ни его фильм, ни сам режиссер не были даже номинированы на эту премию: в почетный… … Энциклопедия кино

    эпоха - О периоде общественного и культурного подъема; о счастливом времени. Блаженная (устар.), блестящая, блистательная, бурная, важная, великая, величественная, героическая, грандиозная, громкая, достославная (устар. и ирон.), знаменательная,… … Словарь эпитетов

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? эпохи, чему? эпохе, (вижу) что? эпоху, чем? эпохой, о чём? об эпохе; мн. что? эпохи, (нет) чего? эпох, чему? эпохам, (вижу) что? эпохи, чем? эпохами, о чём? об эпохах 1. Эпоха это продолжительный… … Толковый словарь Дмитриева

    Историческая феминология - (женская история, история женщин) направление исторического знания, сформировавшееся в отдельную самоценную отрасль в середине 70 х гг. XX в. Предмет исторической феминологии это женщины в истории, история изменений их социального статуса и… … Термины гендерных исследований

    Науч. дисциплина, задачей к рой является составление ист. карт и атласов, разработка методики их создания. Использование картографич. метода исследования для целей ист. науки привело к широкому применению ист. карт в ист. и историко географич.… … Советская историческая энциклопедия

    ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического… … Литературный энциклопедический словарь

    Эпоха Сталина период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этой эпохи обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926 1929); конец приходится на… … Википедия

Книги

  • Эпоха Петра I c головы до ног. Развивающая карточная игра , Степаненко Екатерина. Короли, ученые, государственные мужи и полководцы - 14 важнейших персонажей первой четверти XVIII века в одной колоде! Веселая и увлекательная историческая игра познакомит с героями того…

Основные периоды развития мирового искусства.

Первобытное искусство – искусство первого человека, племен, населявших нашу планету до появления первых цивилизаций. По территории оно охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, вплоть до наших дней, т.к. до сих пор существуют народности, живущие вне цивилизации. К предметам первобытного искусства относятся наскальные рисунки, скульптурные изображения, рельефы и рисунки на предметах быта, оружия, украшения и ритуальные предметы, архитектурные постройки культового характера.

Искусство Древнего мира – это искусство первых цивилизаций: Египта, Греции, Рима и прилегающих государств и цивилизаций. Искусство тесно связано с языческими верованиями, практически полностью посвящено божествам и мифологическим героям. В ранние периоды искусство разных цивилизаций имеет схожие черты первобытного, но в более поздние периоды происходит резкое отличие в архитектурных постройках, принципах и правилах изображения человека, животных и т.д.

Средневековье – качественно новый этап в развитии всего европейского искусства, начавшийся с принятия странами западной Европы христианства, и в этом смысле объединивший тематику и направление стиля разных народов. Подразделяется на романский и готический стили.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (и в некоторых странах Восточной Европы) в основном в 10–12 вв. Главная роль отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы, замки располагались на возвышенностях и господствовали над местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной иторжественной силы, подчеркнутой массивностью стен и объемов, ритмом простого по формам архитектурного декора. Внутри здания Романского стиляделились на отдельные ячейки, перекрытые сводами (иногда куполами). В изобразительном искусстве главное место занимали монументальные рельефы на порталах храмов и резные капители колонн, а также книжная миниатюра, получившая в эту эпоху значительное развитие. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство Романского стиля– литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело и т.п.

Готика (от итал. gotico, буквально – готский, т.е. относящийся к германскому племени готов) - художественный стиль, заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (12 - 15\16 вв). Готическое искусство оставалось культовым и религиозным, соотнесено с вечностью, с Божественным мирозданием. Моделью этого мироздания, символом Вселенной стал готический собор, сложная каркасная конструкция которого, торжественное величие и динамика, изобилие пластичности выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человека. Живопись существовала преимущественно в виде витражей. В готической скульптуре застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, появилась алтарная живопись, высокого уровня достигло декоративное искусство. Собственные варианты Готикискладывались в Испании, странах Скандинавии, Нидерландах, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и др. странах Европы.

Возрождение , Ренессанс - эпоха в культурном развитии ряда стран Европы (в Италии 14–16 вв., в других регионах – конце 15–16 вв.), переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светского, гуманистического, обращением к античности, "возрождению" его. В архитектуре и изобразительном искусстве эпохи Возрождения - открытие чувственности и многообразия окружающей действительности сочеталось с разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и т.д. Наиболее сильно Возрождение реализовалось в Италии, где различают периоды Проторенессанс (13 и 14 вв.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 –начало 16 вв.), Позднее Возрождение (16 в.). Крупнейшие мастера этой эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" применяется к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей этих стран является их связь с искусством поздней готики. Это произведения И. Босха, П. Брейгеля Старшего и др.

Барокко (итал. barocco– причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, приподнятость, интенсивность чувств, эффектная зрелищность, сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени. Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. В живописи это эмоциональность, ритм, свобода мазка, в скульптуре –текучесть формы, ощущение изменчивости образа. Наиболее яркими представителями были П.П. Рубенс, А. ван Дейк.

Академизм – оторванность от практики, от жизненных реалий, направление, сложившееся в художественных академиях 16–19 вв. и основанное на буквальном следовании формам классического искусства эпох античности и Возрождения. Академизмнасаждал систему вневременных, "вечных" канонов, форм красоты, идеализированных образов.

Классицизм , художественный стиль в европейском искусстве 11–начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству, как к эталону. Художественное произведение рассматривалось как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и чувствами. В архитектуре Классицизма отличают логичность планировки и ясность объемов. В живописи основными элементами стали линия и светотень, локальный цвет. Неоклассицизм (18 – начала 19 вв) стал общеевропейским стилем, также формировался в основном во французской культуре, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре это изысканный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь, стремление к суровой простоте, драматизм исторических и портретных образов, господствование традиции академизма.

Романтизм - художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. - устремленность к безграничной свободе ибесконечному, жажда совершенства и обновления, личная и гражданская независимость. Разлад идеала и действительности лег в основу романтизма; утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции (Э. Делакруа).



Импрессионизм (от франц. impression – впечатление), направление в искусстве конца 19 – начала 20 вв. Зародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э. Мане О. Ренуар, Э. Дега изображали мгновенные, «подсмотренные» в реальности ситуации, использовали неуравновешенные композиции, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. К. Монеи др.выработали систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света и воздуха., богатства красок. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" экспонировалась в 1874 в Париже. В картинах сложные цвета разлагались на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы. Понятие Импрессионизм вскульптуре – это стремление к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы.

Натурализм (от лат. naturalis – природный, естественный), направление в искусстве, сложившееся в Европе и США в последней трети 19 в. и стремившееся к точному и беспристрастному воспроизведению реальности. Натурализм– это внешне жизнеподобное воспроизведение реальности, поверхностное изображение, пристрастие к воссозданию мрачных, теневых сторон жизни.

Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, создание необычных, подчеркнуто индивидуальных по облику зданий, фасады построек модернаобладают динамичностью и текучестью форм. Одним из основных выразительных средств в модернестал орнамент. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура и графика модерна.Один изизвестных живописцев и графики того направления - П. Гоген.

Реализм (от лат. realis – вещественный, действенный) – это убежденность в познаваемости реального мира. Это творчество Рембрандта, Д. Веласкеса и др.

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм - в XVIII, Романтизм и Академизм - в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

- художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства - архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.
(Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
- (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
- исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
- художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
- направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
- (от лат. sentiment - чувство) - направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
- направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
- направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
- (от фр. impression - впечатление) направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
- течение в живописи (синоним - дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм - условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX - 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов - П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
- cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии.
- (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.
- название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
- направление в искусстве к. XIX - н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит - к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.
- (от fauve - дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.
- намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - нач. XX века. Произведениям этих художников - Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.
- направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.
- (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
- течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
- (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

Читайте также: