1. Понятие общения
Общение (А.В.Батаршев) - это сложный многоплановый процесс, установление и развитие контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включают в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия,восприятия и понимания другого человека.
Структура общения включает три его стороны :
1. коммуникация - состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;
2. интеракция - заключается в организации взаимодействия между общающимися, то есть обмене действиями;
3. перцепция - означает процесс восприятия и понимания другого человека.
2. Аспекты общения. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты:
2. Цель общения;
3. Средство общения;
Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Один человек может передавать другому информацию о наличии потребностей, рассчитывая на участие в их удовлетворении. Через общение передаются данные об эмоциональных состояниях: радость, гнев, печаль ит.п. Содержание общения животных не выходит за рамки, событий "здесь, сейчас" т.е они не могут сообщать друг другу о прошлом и будущем.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных цели общения не выходят за рамки, удовлетворения биологического потребления.
Средства общения- у человека кроме данных от природы (мимика и жесты), есть и другие средства общения, главным из которых является речь. Средство общения - это способы кодирования передачи, переработки и расшифровки информации передаваемой в процессе общения от одного существа к другому (радио, письменность, электронные носители, интернет и т.п.).
3. Виды общения:
1. По средствам общения выделяют: прямое или непосредственное и косвенное или опосредованное.
2. По участию речи в общении- вербальное и невербальное.
3. По количеству участников общения: Межперсональное -деловое и личностное общение. Массовое- прямое массовое и опосредованное, массовое.
Прямое общение - осуществляется "лицом к лицу", и является наиболее полноценным, т.к индивиды получают мах информацию, и могут правильно оценить, не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего.
Косвенное общение - связано с использованием специальных средств, для организации общения, для обмена информации. Этот вид общения происходит тогда, когда люди отдалены друг от друга временем или расстоянием.
Вербальное общение - присуще только человеку и в качестве обязательного условия, предполагает усвоение языка.
Невербальное общение - не предполагает использование звуковой речи, естественного языка, в качестве средства общения (при помощи мимики, жестов).
Межперсональное общение:
Личностное - сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко интимно затрагивают личность человека.
Деловое общение - обычно включено, в какую либо совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности.
Массовое общение - представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникации через СМИ.
Прямое массовое - происходит на различных митингах, демонстрациях, т.е во всех больших социальных группах.
Опосредованное массовое - связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации: пресса, радио, TV, Интернет.
4. Типы общения. Бахтин разрабатывал идею диалогичности как принципа взаимодействия, означающего равноправие. Если такое равноправие существует при взаимодействии людей, то их общение может определяться как диалогическое. Общение субъектов друг с другом может быть диалогическим или монологическим. Диалогическое и монологическое общение рассматривается социальной психологией как типы общения. Деление общения на диалогическое и монологическое определяется, соответственно, по критерию равноправия партнеров. Взаимодействие может осуществляться на субъект-субъектном уровне (диалогическое общение) и на субъект-объектном уровне (монологическое общение).
Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Монологическое общение может быть императивным и манипулятивным .
Императивное общение проявляется в стремлении одного из общающихся доминировать над другим, принуждать его к определенным действиям, контролировать его поступки. При императивном общении один из субъектов считает, что он имеет право или даже обязан управлять поведением другого. Такие отношения можно встретить в семье, если преобладают авторитарные модели воспитания. Диктат родителей проявляется в их стремлении принимать решения за своего ребенка и навязывать их ему в категоричной форме. Иногда императивное общение проявляется при формальных отношениях на уровне "начальник - подчиненный". Нормативным императивным общением следует считать общение в армии, где жесткая субординация определяет качество военной дисциплины. В то же время следует иметь в виду, что императивное общение на уровне нефор-мальных отношений является неблагоприятным показателем. При императивном общении человек не скрывает, что принуждение и подчинение партнера - его основная задача. В качестве средств выступают: указы, требования, предписания.
Манипулятивное общение также характеризуется субъект-объектным отношением, однако манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д. Самому манипулятору весьма важно, чтобы ему доверяли, ведь только в этих условиях он способен достичь своей цели.
Е.Л.Доценко, исследуя психологию манипуляции, выделил ее основные признаки:
Стремление и умение психологически воздействовать на других людей;
Отношение манипулятора к другому человека как к средству достижения собственных целей;
Стремление получить односторонний выигрыш;
Скрытый характер воздействия;
Использование психологической силы, игра на слабостях;
Приемы манипуляции:
1. Подразнивающее высказывание.
2. Преувеличение своей слабости, неосведомленности, неопытности, для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу.(девушки).
3. "Невинный шантаж" - дружеские намеки на промахи, ошибки допущенные адресатом в прошлом, шутливое напоминание старых грехов.
Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогическом общении каждый собеседник воспринимает другого как человека, имеющего право на собственное мнение, хотя не означает полного согласия общающихся.
Диалогическое общение всегда личностно ориентировано на собеседника и персонифицировано, т.е. оно ведется индивидами от своего собственного имени. При этом истинные чувства и желания субъектов являются открытыми. Общающиеся настроены на актуальное состояние друг друга в актуальный момент времени. Вполне понятно, что такое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия и самоактуализации. Поэтому оно может быть еще определено (и часто определяется) как гуманистическое . Диалогическое общение исключает игры, позы, неестественное поведение и способствует развитию доверия людей друг к другу и к самим себе.
Общение с самим собой является S-S, так как «Я идеальное» и «Я реальное» общаются на равных.
Эффективные
а) понимающее общение - безоценочное реагирование на то, как видит (что говорит) себе партнер, но и с учетом его поведения и разговора.
б) рефлексивное общение - “Я думаю за моего партнера и хочу понять, правильно ли я его понимаю”.
Достаточно характерно для психолога.
Неэффективное
а) принижающее общение - ущемление прав партнера
б) агрессивное общение - то общение в процессе которого имеют место нападки на партнера.
в) защитно-агрессивное общение - агрессивное общение, вызванное другим партнером. Ответная форма (следствие, частный случай агрессивного общения). Любая агрессия - это признак слабости, это форма, через которую человек защищается.
Промежуточная форма эффективного и неэффективного общения - директивное общение (прямое, указывающее) - прямое воздействие на другого без принижения его достоинств, качеств и т.д.
Наиболее часто встречающиеся в практике:
Наиболее эффективное:
1) понимающее общение
2) директивное общение
Зависит от 3 факторов:
1) от целей;
2) от уровня развития взаимоотношений;
3) от конкретной ситуации.
Виды понимающего реагирования
I. Простые фразы (действия), свидетельствующие о наличии контакта: “Я весь во внимании”, “Я вас внимательно слушаю”, но не “Я слушаю”.
Поведенческие акты:
1) наличие глазного контакта
2) кивание головой
3) наклоны туловища в сторону собеседника.
Уменьшение расстояния между партнерами + снижение голоса.
4) отсутствие защитных положений руки (рука у лица, у рта, у лба, у щеки).
II. Перефразированное содержания мыслей, состояний, чувств, переживаний, открыто выраженных у партнера: “Правильно ли я понял: так, так и так?”, “Вот вы сказали и т.д.”
III. Выяснение скрытых чувств собеседника, о которых он не заявляет, но о которых он знает, переживает.
Зондирование - актуализация в сознании того, что партнер скрывает, но что очень важно (консультации и следственное взаимодействие).
IV. Подведение резюме (резюмирование) после определенного этапа взаимодействия.
V. Формы поджаривания, заверения и т.д.
Служащий партнер проявляет интерес к собеседнику и в том числе может получить более подробную информацию.
Трудности в организации понимания общения:
1) трудность установления контакта с партнером
2) неспособность организатора установить контакт
Управленец: “Давай сразу к делу” - неправильно.
Возникает психологический барьер. Психологи тоже грешат этим.
3) Проблема выхода за границы дозволенного: незнакомые (слабознакомые) в процессе разговора заходят “далеко” и этим разрушают контакт (взаимодействие), следовательно, существует тактика отступления.
4) “чтение” молчания - оценка молчания собеседника.
Характеристика понимающего общения
Исходные положения:
1) Человек себя знает лучше, чем партнер по общению; поэтому прежде всего надо понять человека, а не воздействовать на него (сначала понять, а затем воздействовать).
2) Понимающее общение предполагает климат доверительности.
3) Основные установки (социальная психология) понимающего общения):
а) установка на неоценочное реагирование. Проявляется: I. в стремлении понять другого глазами другого (его же глазами); II. в желании уйти от собственной системы отсчета; III. в желании уйти от крайнемодальных (+, -) оценок.
б) установка на принятие личности другого таким, какой он есть. Проявляется в стремлении уважения к другому, независимо от того, кем он является.
в) установка на согласованность собственного поведения (и психологическая готовность к этому), эмоций, слов и действий. Рассогласование того, что говорится и делается, очень болезненно воспринимается партнером и не характеризует понимающего общения.
4) Правила понимающего общения:
I. Понимающее общение предполагает больше слушать другого и меньше говорить (если 1 из партнеров выступает в качестве организатора общения).
II. Следовать за высказываниями собеседника.
Чтобы влиять на другого, необходимо встать на позицию ведомого.
III. Воздерживаться от оценок и меньше задавать отвлекающих вопросов.
IV. Реагировать на личностно значимую для партнера информацию.
V. Стремиться реагировать на эмоциональное состояние партнера, а не только на рациональную часть.
Самые большие курсы по психологии общения читаются разведчикам.
Молчание может оцениваться по разному:
1) свидетельство того, что человек не хочет говорить
2) молчание - знак согласия.
Эти виды трудно различить: одно подменяется другим.
5) Неспособность читать невербальные функции формы партнера. Сложность выявления их. Следовательно, нужно повышать профессионализм (тренинг и т.д.). Здесь сказывается опыт: “Что бы это значило? в профессиональном виде деятельности, но не только в семье!!!
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
Общением называют процесс взаимодействия личностей, целью которого является удовлетворение социальных потребностей его участников. Человек начинает общаться с другими людьми с самого рождения и продолжает до смерти. Взаимодействие индивидуумов друг с другом является основой межличностных отношений. В информационном обществе важен обмен полученными знаниями, умениями и навыками, который происходит в момент коммуникации.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>
Общение
Это понятие можно кратко охарактеризовать как сложную процедуру по налаживанию контактов с другими людьми и группами, обусловленную потребностями совместной деятельности. Для ее осуществления используется не только речь, но и неречевые приемы.
Обмен информацией в жизни имеет фундаментальное значение. Человечество частично утратило связи с природной средой и восполнило это обучением и возможностью быстрого усваивания и переработки знаний. Поэтому существование общества без общения невозможно.
Целью общения является изменение поведенческой, мотивационной, познавательной и эмоциональной областей участников взаимодействия. Собеседники могут делиться действиями, продуктами труда, взглядами, мыслями, планами, идеями, эмоциями и т. д.
Структура общения и многообразие его видов связаны с тем, что оно имеет разные функции. Наука присваивает общению много различных функций. В социальной психологии выделяют 8 основных:
- Контактная. Выражается в налаживании контакта и готовности обмениваться информацией.
- Информационная. Обозначает передачу каких-либо данных другому человеку при поступившем от него запросе.
- Побудительная. Характеризуется мотивацией оппонента на активную деятельность, достижение целей.
- Координационная . Имеет место при взаимодействии, направленном на координацию действий членов общества, которые занимаются совместной деятельностью.
- Понимания. Функция адекватного восприятия и понимания информационного посыла, взаимопонимания участников диалога.
- Эмотивная. Выражается в том, что один человек вызывает у другого определенные эмоции и чувства. Или, наоборот, стремится вызвать их у себя посредством общения с конкретным собеседником.
- Установления отношений . Функция закрепления места личности в социальной среде.
- Оказания влияния. Внесение изменений в поведение, состояние, личные взгляды и цели индивида.
Коммуникация в молодежной среде
Общение особенно важно для детей и подростков. Без контактов с внешним миром невозможно нормальное развитие личности. Можно выделить следующие особенности коммуникации молодых людей:
- Общаются посредством обмена эмоциями и впечатлениями.
- Активно используют невербальное общение: обнимаются, пожимают руки, трогают за плечо и т. д.
- Ведут интимные разговоры, делятся самым сокровенным.
- В общении используют слова, которые популярны только в их среде (жаргоны).
- Опосредованные контакты в социальных сетях и мессенджерах занимают у них большую часть времени.
- Не умеют контролировать свои порывы. На этой почве во время коммуникации в молодежной среде постоянно возникают споры.
- Разбиваются на группы по интересам. В каждой группе есть авторитетный лидер.
- Не идут на контакт с неприятными для них людьми.
Виды общения
Один и тот же человек использует разные виды общения в своей жизни. Это способствует нормальному функционированию психики человека и формированию полноценной личности. Классификация общения обширна, все основные его виды делятся на группы по определенным критериям:
- по средствам выражения;
- по целям;
- по содержанию;
- по участникам общения;
- по средствам передачи информации;
- по времени.
Характеристика различных видов:
Критерий | Виды и характеристика |
По средствам выражения |
|
По целям |
|
По характеру |
|
По содержанию |
|
По участникам общения |
|
По средствам передачи информации |
|
По времени |
|
Существует и множество других видов общения, которые определяются различными учеными на основании их собственных классификаций. Сложно перечислить их все.
Виды общения. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно отметить несколько классификаций общения.
Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
Когнитивное (обмен знаниями);
Кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями);
Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навками).
По целям:
Биологическое общение – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
Социальное общение – преследует цели расширения и укрепления ме6жличностных контактов.
По средствам:
Непосредственное (осуществляется с помощью естественных органов);
Опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией);
Прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
Косвенное общение (общение через посредников).
Классификация.
Деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир .
Личностное общение.
Инструментальное. Это общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения.
Вербальное общение.
Невербальное общение.
Если за основу взять уровень взаимодействия индивидов в процессе общения, то выделятся:
Личностно-ориентированное (межличностное);
Социально-ориентированное (Субъект этого общения как бы удвоен: с одной стороны, осуществляет такое общение один человек как личность, а с другой, субъектом такого общения выступает тот или иной коллектив или общество в целом);
Предметно-ориентированное общение (предметом является взаимодействие).
Выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение является исторически первой формой, на основе которой в более поздние периоды развития цивилизации возникают другие виды общения. Это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т.п.). Опосредованное общение – это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.).
Различают также межличностное, групповое и массовое общение. Межличностное общение – это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения – определенное знание индивидуальных особенностей друг друга участниками общения, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимания. Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация – близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.
Е.И. Рогов выделяет три основных типа общения : императивное, манипулятивное и диалогическое (Рогов Е.И., 2002). Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект действия. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается.
Манипулятивное общение – сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению, но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Партнер воспринимается как носитель определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как показывают исследования, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Выделяют 4 основных типа манипулятивных систем .
Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родителя, учителя или начальника. Жизненная философия – главенствовать и властвовать, во что бы то ни стало.
Пассивный манипулятор – противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, позволяя окружающим думать и работать за него. Жизненная философия – никогда не вызывать раздражения.
Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрышей и проигрышей. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди – соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Жизненная философия – выигрывать любой ценой.
Безразличный манипулятор играет в безразличность, индифферентность. Старается уйти, отстраниться от контактов. Его методы то активны, то пассивны. Жизненная философия – отвергать заботу.
Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое, или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
Психологический настрой на эмоционально состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);
Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);
Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности);
Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»);
Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).
Общение – это неординарная способность индивида, можно даже назвать её талантом. Неоднократно проводимые, разноплановые психологические исследования позволили установить, что общительность как уникальное свойство индивида подразумевает ярко выраженную, постоянную потребность в коммуникативных контактах с другими индивидами, стремление пребывать среди людей и ощущение социальной общности с ними.
У всех людей имеется потребность в общении, но представлена она у каждого индивида по-своему, различается по степени выраженности и характеру. В зависимости от этих параметров психологи подразделяют индивидов на несколько основных коммуникативных типов.
Талант мы угадываем по одному-единственному проявлению,
но чтобы угадать характер, требуется продолжительное время и постоянное общение.
Генрих Гейне
Общительный тип
Индивиды, относящиеся к данному типу, с лёгкостью, непринуждённо вступают в новые контакты. Они способны в кратчайший срок правильно и позитивно организовать процесс общения, а также вызвать к себе необходимое расположение партнёра по общению.
Люди общительного типа без труда создают нужный психологический настрой в общении – причём не только со своей стороны, но и передающийся собеседнику. Им несложно заговорить с совершенно незнакомым человеком, а также в течение длительного времени поддерживать любую беседу, независимо от оппонента и темы.
Таких индивидов называют ещё «эмоциональными магнитами». По сути, это идеальный коммуникативный вариант.
Неинициативный тип
Люди, которых можно отнести к данному типу, сами редко первыми проявляют инициативу в процессе коммуникации. Но общение с ними получается очень приятным и лёгким, поскольку они органично находятся внутри коммуникативного контекста. Их основная функция – поддерживать общение, и это удаётся им практически идеально.
С индивидами неинициативного типа общаться легко, несмотря на их определённую пассивность, поскольку они являются отличными слушателями, направляя и «разжигая» общение репликами типа: «Правда?», «Ну да?!» и т. п., проявляя при этом искреннюю заинтересованность в реакции собеседника. Особенность людей этого типа общения – отлично развитое умение чувствовать своего партнёра по общению и создавать благоприятный эмоциональный фон для коммуникативного процесса.
Гиперкоммуникативный тип
О людях такого типа говорят, что желание постоянно общаться буквально накрывает их с головой, захлёстывает, как волна. Такие индивиды всегда стремятся находиться в самом центре любых коммуникативных связей, сами начинают разговор буквально на любую тему.
Они постоянно демонстрируют безусловную готовность к общению с любым человеком и в любой момент. Люди этого типа самостоятельно ищут и предлагают темы для разговора, но при этом практически не могут грамотно слушать, все время перебивают. По сути, они выступают очень плохими собеседниками и слушателями.
Такие индивиды демонстрируют неприкрытое раздражение, если им мешают высказать в данную минуту все, что они хотят, создают, как выражаются психологи «девятый вал общения», который накрывает их слушателей и является весьма трудным для восприятия любыми собеседниками.
Людям гиперкоммуникативного типа оппонент нужен для самовыражения и «выпускания пара», мнение же этого оппонента их интересует в последнюю очередь. Такой тип также получил в социальной психологии название «коммуникативные эгоисты».
Необщительный тип
Индивиды, относящиеся к данному типу, чаще всего полностью погружены в себя. Их образно можно сравнить с улиткой, забравшейся в глубину своей раковины.
С такими людьми завязать и поддерживать общение крайне сложно, поскольку они предпочитают идти на контакт только тогда, когда им это действительно необходимо. Они никогда не являются отражением эмоций собеседника, поскольку не умеют и не хотят чувствовать своего коммуникативного партнёра, не стремятся понять его психологический настрой, да и сами не могут ясно выразить собственное отношение во время общения.
Необщительный тип неправильно будет назвать негативным типом, но он всегда очень труден в плане организации коммуникативной связи. За счёт своей закрытости и нежелания общаться, такие индивиды способны оказывать отрицательное воздействие на других участников процесса коммуникации.
Вывод
В зависимости от того, к какому типу общения принадлежит ваш коммуникативный партнёр, необходимо организовывать определённый стиль взаимодействия с ним, искать эмоциональные и психологические «точки соприкосновения», а также формировать уровень коммуникативных ожиданий. Это позволит сделать любое общение максимально комфортным и избавит от возможных разочарований.