Критическое мышление как развить. Развитие навыков критического мышления

В мире мы сталкиваемся с множеством трудностей, а значит, нам нужны люди, которые будут ставить под сомнения идеи, выдаваемые за факты. Нам нужны те, кто будет задавать сложные и «неудобные» вопросы, будет тщательно обдумывать решения и оценивать их влияние на свою и чужую жизнь. Наш мир нуждается в сильных людях с критическим мышлением.

Во время обучения в докторантуре я 4 года искала ответ на вопрос, помогают ли инновационные подходы к преподаванию развить навык критического мышления. Я убеждена, что это один из важнейших навыков и ему нужно уделять внимание в системе высшего образования. В то же время как родитель я верю, что начинать работать над этим нужно задолго до поступления ребенка в вуз.

Научиться критически мыслить и принимать решения - задача длиною в жизнь. Мы не можем ожидать, что дети мгновенно овладеют этими навыками. Однако мы можем посеять семена, которые прорастут и помогут освоить комплексное мышление, когда они станут старше. Вот как это сделать.

Создавайте доверительную среду

Детям нужно чувствовать, что к их мнению прислушиваются. Предлагайте им участвовать в принятии семейных решений, учите задавать вопросы взрослым - например, врачам и учителям - не боясь, что вопрос покажется другим глупым.

Хвалите их за любознательность, откладывайте другие дела, чтобы поддержать обсуждение. Показывайте, что вы цените их размышления. Если кажется, что ребенок сделал неправильный вывод, не говорите об этом прямо. Лучше спросите, рассмотрел ли он другие точки зрения.

Бросайте вызов

Иногда дети хотят просто получить от нас ответ, но в некоторых случаях полезно ответить вопросом на вопрос. Например, мой шестилетний сын спрашивает: «Почему ты не покупаешь мне пистолет?» Я могу начать длинный монолог о важности контроля над оружием, а могу задать ему вопрос: как он думает, с чем связан этот запрет.

Выслушав его догадки, я могу подобрать более точные слова для дискуссии, а еще помочь ребенку осознать, что он способен сам отвечать на свои вопросы и формировать мнение.

Знакомьте с новым

Старайтесь показывать детям мир. Я, например, беру ребенка на выборы и объясняю, почему голосую за того или иного кандидата. Я стараюсь не усложнять и не перегружаю его подробностями, а рассказываю, как приняла это решение.

Кроме того, мы живем в районе, где преобладает белое население, поэтому мой сын едко сталкивается с детьми с другим цветом кожи. Поэтому я ищу другие способы показать ему разнообразие - например, с помощью книг и телепередач. Если он замечает человека с другим цветом кожи или с ограниченными возможностями, я не говорю: «Тс-с-с, не говори об этом!» Нет, я помогаю ему правильно сформулировать вопрос и во всем разобраться.

Поддерживайте интеллектуальное и эмоциональное развитие

Критическое мышление и дискуссии - эмоционально затратные процессы. Конечно, важно задавать детям правильные вопросы и поощрять их к поиску собственных ответов. Однако иногда они слишком устали для этого. Будьте внимательными к их эмоциям: иногда нужно просто помочь им найти подходящее решение.

Когда перед ребенком встает сложный вопрос, помогите ему разобраться в своих чувствах: «Тебе кажется, что ты совсем запутался? Если хочешь, можем сделать перерыв и вернуться к беседе позже». Также важно признавать собственные чувства: «В этом непросто разобраться, правда? Иногда я сама не могу решить, что делать, и это меня огорчает. Но я знаю, что не нужно принимать решение прямо сейчас, и это мне помогает».

Я хочу, чтобы мои дети находили новые способы интерпретации общепринятых теорий

Важный элемент критического мышления - способность понимать эмоции окружающих. Мы можем ее развить в детях, если научим их ставить себя на место другого. «Кажется, сорвать яблоко с чужого дерева - это ерунда. Но представь: ты выглянул из окна и увидел, что кто-то рвет наши яблоки. Что бы ты почувствовал?»

– это умение делать собственные выводы, опираясь на имеющиеся факты . Энциклопедические статьи называют его системой суждений, но это скорее методика мышления, помогающая самостоятельно приходить к обоснованным умозаключениям, вычленяя из информационного потока правдивые данные в противовес слухам, интерпретациям и трактовкам.

К критическому мышлению не относятся такие процессы как запоминание и усвоение (понимание) информации, творческое и интуитивное мышление. Его стержень – анализ.

Чтобы понять суть критического мышления, нужно пойти от противного – увидеть со стороны его отсутствие. А для обнаружения сего зияющего вакуума нам придется отправиться… в школу.

Современная система школьного образования основана исключительно на процессе запоминания и использования полученных знаний для операций с уже известным результатом. Все ростки критического мышления в школе старательно выкорчевываются, оставляя место только заученным правилам и однолинейным алгоритмам. Часто подобная практика переносится и в университеты. Таким образом выращиваются поколения, неспособные думать.

Вспомните, что вы делали, когда задавали написать реферат или отзыв на художественное произведение? В обоих случаях вы находили книги с готовыми материалами и выбирали из них куски подходящего текста. В «докомпьютерные» времена этот процесс сводился к переписыванию, позже – к поиску в интернете и копированию. Так же делаются курсовые и даже дипломные работы студентов. Все привыкли к тому, что доклад, реферат или рецензия выглядит как компиляция чужих мыслей.
Преподаватели не просто смотрят на это сквозь пальцы – они это поощряют. Не будем углубляться в размышления по поводу того, кому это выгодно, и выгодно ли вообще кому-то, но факт остается фактом – большинство людей не приучены к критическому мышлению. Они не умеют думать самостоятельно, потребляя уже пережеванную и переваренную информацию через катетер СМИ, интернета и телевидения.

К счастью, критическое мышление не является органом, поэтому не атрофируется от того, что его долго не использовали. Одно осознание его необходимости и важности уже является отправной точкой к формированию собственной критической мысли. Польза этого инструмента, думаю, очевидна – человека, думающего самостоятельно, сложнее обмануть, навязать ему невыгодные условия труда и жизни, втянуть в мошенническую аферу. Кроме того, вырабатывать собственное мнение проще и приятнее, чем усваивать чужое.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (профессор,США Дэвид Клустер)

Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Как развить критическое мышление? Для этого нужно соблюдать некоторые правила при работе с информацией.

Обращайтесь к первоисточникам

«Мне сказал приятель моей подруги», - самый распространенный источник информации, еще его называют «сарафанным радио». Конечно, он неплох для передачи сплетен, которые нередко оказываются правдивыми, но вот использовать его в качестве авторитетного мнения вряд ли стоит. Одно дело, что «Ленка, оказывается, уже вторым беременна», и совсем другое – «дядя Вася сказал, что скоро грянет мировой дефолт, идите срочно меняйте валюту». Первая новость вас, как минимум, никак не касается, а вторая может значительно изменить курс вашей жизни. Причем не гарантированно, что в хорошую сторону. Дядя Вася, может, и лучший политический обозреватель на весь подъезд, но кто сказал, что после сегодняшней поллитры его прогнозы будут кристально провидческими?

Мне, да и вам неоднократно приходилось наблюдать картину всеобщей паники, порожденной слухами – то соль скупают мешками, то гречку, то бытовую технику. А все потому, что «дядя Вася сказал». Ни официальных новостей, ни предпосылок, из которых можно было сделать вывод, что гречки не будет больше никогда в нашей стране или что деньги отменят, и впредь все будут расплачиваться утюгами.
Обращайтесь к первоисточникам! Ими могут быть официальные заявления банков, правительства или других организаций, вышедшие законы, которые должны публиковаться в прессе. Чтобы развить критическое мышление, вы должны найти самый первый пункт выхода информации, еще не засоренный наслоениями трактовок, мнений, аналитики и всего прочего – вы должны изучить информацию в ее первоначальном виде и сделать собственные выводы, исходящие из личного опыта и знаний.

Не доверяйте авторитетам

Чтобы понимать первопричины, нужно учиться доверять только тому, что видишь собственными глазами, без использования призмы чужого восприятия. Все люди в той или иной степени глупы, не существует ни единого стопроцентного мудреца, чьи идеи во все времена будут истинными. Что-то может устареть, а что-то – быть спорным изначально. На опыт и знания ученых и мыслителей, конечно, нужно полагаться, но они должны быть лишь инструментами познания, а не заменой собственному мнению.
Развитие критического мышления должно начинаться с понимания, что новую идею можно развить, лишь анализируя чистую информацию из первоисточников, а не примыкая к стадам почитателей тех или иных веяний. К слову, порой довольно абсурдных.

Правильно усваивайте информацию

Главный метод усвоения информации, которому нас учили – бездумное заучивание. Куда более эффективный метод, который не только помогает запоминать данные, но и учит их анализировать – понимание. Куда проще воспроизвести факты и понятия, которые человек понял, чем просто набор слов, не имеющий для него особого смысла.
Для этого можно создать такой алгоритм работы. Вооружитесь листком и ручкой. Прочитайте текст (посмотрите видео). Выпишите основные тезисы. Воспроизведите информацию своими словами, опираясь на имеющиеся тезисы.
Это самый обычный пересказ, который нам задавали в школе, и который очень туго дается детям, привыкшим все зубрить – они пытаются дословно воспроизводить текст, вместо того, чтобы запомнить его содержание.

Научитесь писать рефераты, рецензии и доклады

Может, вы уже давно не студент, но для того, чтобы развить критическое мышление, должны наверстать упущенный в это золотое время навык самостоятельного написания научной работы. Это поможет вам научиться эффективно работать с информацией, структурировать ее, отсеивать сомнительные данные, делать умозаключения – проще говоря, критически мыслить.

Как это правильно делать? Если это рецензия, нужно прочитать книгу. Если реферат или доклад – ознакомиться с энциклопедическими статьями, вычленив из них нужную вам информацию.
Изучите мнения специалистов по этому вопросу, но не для того, чтобы закопать под ними свое собственное, а чтобы узнать историю развития человеческой мысли в отношении изучаемого объекта. И пишите. Пишете то, что думаете, описывайте ход своих размышлений. Структурируйте главные мысли с помощью подзаголовков, в начале подготовьте введение, в конце – вывод. Собственный. Пишите все на совесть, так, чтобы самому понравилось.
Тему можете взять любую – главное, чтобы вам было интересно делать этот доклад или реферат. Если ничего не идет в голову – напишите рецензию на любую книгу, не обращаясь к вспомогательной литературе.
По сути, это наиболее действенная методика развития критического мышления.
***

Мнение, выработанное самостоятельно, может огорошить вас своей неожиданностью, а может и оказаться общепринятым. Вы можете выяснить, что подобные выводы принадлежат последователям какой-либо школы или что их уже высказывали бунтари науки, противостоящие устоявшимся догмам. Не важно, думал ли кто-либо так до вас или нет – главное, что это ваши собственные умозаключения, которым вы можете доверять. Вам их не навязали, не продали, не подарили.

Критически мыслящий человек устойчив к манипуляциям, он не станет жертвой стереотипов или мнения толпы. Это отдельная категория людей, способных проникать в суть вещей, находить ответы на вопросы, мучившие человечество, и генерировать новые идеи.

Каждый день твоя многострадальная голова сталкивается с огромным потоком информации. Большая ее часть благополучно забывается, остальные факты так или иначе формируют твое мировоззрение и влияют на принятие решений.

Появление интернета вместе с доступом к альтернативным точкам зрения должно было упростить путь к правдивой информации, но вместо этого окончательно запутало нас в лабиринте словесных манипуляций. Часть людей можно убедить в чем угодно, часть вообще никому не верит на всякий случай.

Отличить факты от их интерпретации способны личности с критическим мышлением. К счастью, это качество не дается нам от рождения, а значит, его можно развить.

Используй дедуктивное мышление

Способность приходить от общей гипотезы к частному выводу путем логических рассуждений лежит в основе критического мышления. Если этот метод помогал Шерлоку развязывать самые запутанные детективные истории, поможет и тебе выбраться из пучины ложной информации на островок знания, близкого к истине. Чтобы мышление оставалось под властью аргументов, а не эмоций, учитывай следующие моменты:
— гипотеза, с которой начинается рассуждение, не должна быть противоречива. Отправной точкой необходимо сделать четкое, однозначное умозаключение, иначе вся дальнейшая логика полетит к чертям. Кроме того, гипотеза должна оставаться неизменной в ходе всего размышления;
— гипотеза должна быть связана с заключением. Очевидность этого правила вовсе не отменяет его ценности. Одна из опасных ловушек рассуждения - подмена понятий, когда, к примеру, начинают сравнивать несопоставимые вещи;
— рассуждение должно учитывать противоположные мнения и контраргументы. Не обязательно соглашаться с ними, но лучше принять к сведению.

Сомневайся


Доктор Хаус восемь сезонов учил нас, что все лгут. Не будем уподобляться этому чокнутому мизантропу и возьмем за основу критического мышления другое утверждение - все ошибаются. Теперь вернись и еще раз прочти слово «все». И еще раз. Дело в том, что люди склонны к упрощению, поэтому стремятся принимать многие утверждения на веру.

Проверяй факты

Самый нудный и необходимый навык. Раз ошибиться может каждый, значит, любую информацию нужно просеивать через собственное сито скепсиса. В этом тебе поможет соблюдение нескольких правил:

— избегай выборочной аргументации. Даже если очень хочется прийти к определенному выводу, будь честен и учитывай все аргументы, а не только те, которые подтверждают твою гипотезу;
— оцени, достаточно ли информации, чтобы сделать выбор в пользу какого-либо решения;
— используй все возможности проверить факты. Идеальный вариант - обратиться напрямую к первоисточнику;
— убедись, что вывод сделал ситуацию яснее.

Не иди на поводу у толпы

Ошибаться может не только любой человек, но и любое количество людей. Массовость никогда не должна стать аргументом в пользу достоверности информации. Не забывай, что большая часть толпы - просто стадо, которое поленилось выработать свое мнение или найти верный ответ, предпочитает присоединиться к общему мнению.

Развивай креативность

Мозг - работоспособный, но очень ленивый засранец. Он пытается любым способом облегчить себе работу и стандартизировать твою жизнь. Развитие творческого мышления разомнет извилины, заставит тебя по-новому смотреть на вещи и учитывать самые неожиданные варианты.

Учитывай специфику работы журналистов

По мнению профессора психологии Орегонского университета Пола Словика, люди склонны переоценивать риски, если вызывающие их ситуации широко освещаются в прессе.

Однако СМИ весьма субъективны в выборе красок для картины мира. Единственный жанр, который хоть как-то претендует на достоверность, - это журналистское расследование. Что касается наскоро состряпанных заметок, которыми изобилует новостная лента, то для них важнее сделать красивую историю, чем разобраться в происходящем.
Даже если речь идет о научных фактах, целиком полагаться на мнение конкретного исследователя не стоит. В основном журналисты лишь стараются передать суть статьи в упрощенной форме и не утруждаются поиском альтернативных мнений.

Не доверяй точным цифрам


Сколько бы мы ни повторяли, что СМИ лгут, 46% россиян продолжают верить сообщениям в прессе. Благодаря конкретной цифре эта фраза звучит гораздо убедительней, чем «многие россияне продолжают верить», однако она не становится достоверней. Иногда цифры – всего лишь уловки, которые помогают автору проникнуть в доверие читателя.

Если речь идет об исследовании, то важно, чтобы в тексте не только озвучивались результаты, но и был показан механизм его проведения. Непонятно, какого возраста эти 46% россиян, каким именно видам СМИ они верят и какой конкретно вопрос им задавали.

Любой человек принимает сотни решений в день, поэтому хотите вы или нет, но все мы являемся критически мыслящими созданиями. Разница состоит лишь в качестве нашего критического мышления. Когда мы взвешиваем варианты, расставляем приоритеты и думаем наперед, то используем именно этот навык. Однако он состоит из других, которые в итоге формируют его качество.

Первым делом для развития критического мышления вам нужно понять важность превалирования над . Поэтому изучайте и противоречия для того, чтобы принимать более качественные решения. А также практикуйте и культивируйте следующие навыки.

Сбор информации

Многие люди принимают совершенно глупые решения лишь потому, что уверены в своей правоте. Их информация устарела, а обновить ее у них нет никакого желания. Поэтому не забывайте о том, как быстро меняется наш мир. Собирайте всю доступную информацию, благо в нашем мире в ней нет недостатка.

Наблюдение

Вам необходимо быть любопытными. Замечайте вещи, которые всегда были у вас под носом, а вы их воспринимали как должное. Причем это могут быть не только предметы, но и манера вашего и чужого поведения, самые разные иронические ситуации и необычные построения фраз. Когда вы наблюдаете, ваш внутренний голос на время успокаивается и не подвергает цензуре то, что видят глаза.

Умозаключения

Для того, чтобы делать правильные умозаключения, вам нужно изучать логику. В ней есть свои законы, исключения и противоречия, но тем не менее это прекрасный способ доказать свою мысль в любой дискуссии. Вы научитесь подмечать нелогичность высказываний других людей и указывать им на это, если ситуация позволяет.

Рационализация

Это означает применение законов разума: индукции, дедукции и аналогии. При помощи этих инструментов вы сможете оценивать аргумент и находить в нем достоинства и недостатки.

Рефлективность

Регулярно делайте шаг назад от деталей вашей проблемы и посмотрите на картину целиком. Отметьте, чему вы научились и какой опыт приобрели.

Творчество

Сравнение и контраст

Научитесь определять, чем похожи и чем различны два или больше предмета, ситуации, проблемы. Составляйте список достоинств и недостатков, после чего выберите что-то одно.

Анализ причины и следствия

Иронично, но многие люди неспособны отличить одно от другого. Поэтому вашим первым шагом будет именно навык определения что есть причина и следствие. Иногда причина и следствие могут быть не связаны - значит вы что-то не учли.

Синтез

Собирайте самые разные кусочки информации и объединяйте их для того, чтобы получить новый непредсказуемый результат. Говорят, именно так и функционирует любое творчество.

Оценивание

Научитесь взвешивать два и больше решения проблемы и оценивать, какое подойдет лучше.

Прогнозирование

Это сложный процесс, над которым люди обычно не заморачиваются. Они тратят несколько секунд на «анализ» и принимают решение, исходя из того будущего, которое они только что придумали. Не будьте такими, тщательно собирайте и анализируйте информацию. Конечно, в мире существуют тысячи факторов, но вы хотя бы можете учесть большую часть.

Расстановка приоритетов

Изучайте для того, чтобы понять, на что будете тратить свое время и почему. Помните, что время, потраченное на что-то бессмысленное, можно потратить на что-то значимое, на то, что перевернет вашу жизнь и сделает вас счастливым.

Резюмирование

Этот навык обычно является суммирующим и конечным. Вы должны осознать, что именно поняли, какой опыт приобрели, какие выводы сделали и подвести всему этому итог.

Скорее всего вам не удастся освоить все эти навыки одновременно. Однако вы можете их комбинировать для того, чтобы принять более правильные решения и смело действовать. С каждым освоенным навыком ваш образ мышления будет существенно меняться и улучшаться. Желаем вам удачи!

Знание того, как развить критическое мышление, помогает усовершенствоваться в профессиональной сфере, научиться подходить к любой работе творчески и уменьшить риск быть обманутым. Ниже описаны методы, приемы и способы критического анализа.

Критическое мышление: что это такое

Познание окружающего мира у любого развитого человека предполагает следующие процессы:

  1. Получение новой информации.
  2. Обработка полученных сведений.

Первый процесс осуществляется абсолютно любым из нас независимо от возраста и уровня образования.

Важно! Где бы мы ни были и что бы мы не делали, мы получает какие-то сведения извне и либо принимаем их как факт, либо оцениваем.

На этапе приобретения каких-либо навыков, будь то изучение нового языка или ознакомление с принципом действия двигателя внутреннего сгорания, необходимо сначала пассивно заучивать новое. Однако человек, принимающий все и всегда «на веру», рискует стать жертвой обмана и манипуляций как в профессиональной, так и в личной сфере.

Пассивное принятие не требует большой затраты энергии, критическое же мышление имеет два аспекта:

  1. Способность сомневаться . Поступающая к человеку информация изначально не принимается как истинная и потому требует проверки на подлинность.
  2. Способность оценивать . Человек сопоставляет новые сведения с тем, что ему уже известно. Опираясь на свой личный опыт, он оценивает, насколько новая информация является актуальной, правдивой и интересной.

Думать критически означает не только скептически относиться ко всему, что нас окружает, но и мыслить творчески. Обыденный скептицизм, основанный на неприятии и отрицании, не имеет ничего общего с критическим анализом. Последний предполагает глубокую умственную работу, целью которой является поиск истины, а не отрицание как таковое.

Методы критического мышления

Для того, чтобы улучшить собственные способности подходить критически к получаемой из внешнего мира информации, можно использовать такие методы:

Выделение ключевых мыслей из книги, статьи

Читая литературный, публицистический или научный текст, подчеркивайте фразы, которые кажутся вам основными, а затем собирайте их вместе и анализируйте.

Построение синквейнов

Синквейн – это упражнение, которое предполагает создание небольшого текста по строго установленным правилам. Сначала пишется существительное – тема анализа, затем под ним записывают два прилагательных, под прилагательными – три глагола. На 4-й строке пишут фразу, которая раскрывает главную мысль темы. На 5-й, заключительной, строке должно быть одно существительное, подводящее итога сказанному.

Пример синквейна:

  • Учеба
  • Интересная, трудная
  • Учиться, оценивать, развиваться
  • Учеба помогает построить успешную карьеру
  • Профессия

Попробуйте формировать подобные короткие тексты к тем проблемам, которые нужно решить. Слово в последней строке должно отражать итог информации, описанной в остальной части синквейна.

Проверка фактов

От кого бы ни исходила информация (от вашего начальника или от соседки по лестничной площадке), не принимайте ее как истину, но и не отвергайте. Проверьте подлинность фактов из надежных источников.

Плюсы и минусы

Это общепсихологический прием, направленный на принятие решения. Если перед вами стоит выбор, впишите в левую колонку плюсы, которые вы приобретете в случае положительного решения, а в правую – минусы и их последствия. Проанализируйте полученные результаты.

Работа на результат

До начала обучения новым навыкам и умениям, составьте вопросы, на которые хотите получить ответы, затем проверьте, достигли ли вы желаемых целей.

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе

С детского сада и школы большинство людей приучают принимать несомненный авторитет старших. От детей часто требуют механического заучивания и впитывания новой информации. С одной стороны, это не так уж и плохо, потому что составлению собственного мнения должно предшествовать пассивное получение знаний.

С другой стороны, чрезмерная авторитарность учителей может привести к тому, что у учащегося просто-напросто исчезнет потребность сомневаться. Важно! Развитие навыков критического анализа не предполагает навязывание своей точки зрения или неуважение к старшим.

Наоборот, учитель, умеющий создать пространство для творческой мыслительной работы, пользуется большим авторитетом.

Обучение критическому мышлению проходит эффективней в игровых формах. В начальной школе для развития способности детей мыслить критически могут быть использованы следующие педагогические приемы:

  1. Если ученик делает ошибку в выполнении устного задания, учитель спрашивает других, согласны ли они с его ответом . Если кто-то не согласен, педагог просит объяснить, почему. Одновременно с этим учитель должен сказать совершившему ошибку ученику, что в этом нет ничего страшного, потому что, только делая ошибки, мы по-настоящему познаем новое.
  2. Давать задания на поиск ложной или ошибочной информации . Упражнение может быть оформлено в виде «вредных советов» от какого-нибудь персонажа, например, 1. Алина считает, что когда кто-то угостил конфетой, не нужно говорить «спасибо». 2. Максим думает, что если на светофоре горит красный свет, нужно перебежать дорогу. 3. Саша считает, что все девочки глупые и потому их нужно дёргать за косички.
  3. Предложить ученикам выявить положительные и отрицательные стороны какого-нибудь события . Например, ситуация «Холодно и идет снег». Что хорошего в такой погоде? Что плохого? Ответы нужно записывать в две колонки.
  4. Перед началом занятия учитель пишет на доске его план . В конце урока педагог задает учащимся вопросы по теме урока и интересуется, соответствовало ли занятие указанному плату и что еще они хотели бы узнать по данной теме. Учащиеся должны почувствовать, что для учителя важно не только дать новый материал, но и иметь обратную связь.

Читайте также: