Можно ли сойти с ума во время панической атаки? Чего на самом деле боится человек со страхом страха? Рынок школ программирования

Вы уставали настолько, что боялись сойти с ума, перестать управлять ситуацией и собой? Страх сумасшествия (лисофобия) – крайняя форма боязни потерять контроль над собой. Но эта фобия встречается редко, чаще люди боятся впасть в гнев, истерику, ярость и совершить непоправимую ошибку. Или оказаться в состоянии беспомощности, стать заложником ситуации.

В психологии под контролем над ситуацией подразумевается уверенность человека в себе и своей безопасности. В ситуации, когда человек не чувствует достаточного контроля, возникает в реальном или воображаемом порядке. Так развивается , стремление к составлению списков, попытки контролировать других людей, .

Страх потери контроля – тревожное состояние, сопровождающееся волнением. Наверняка вам приходилось сдавать экзамены, и думаю, не всегда вы были готовы на 100 %. Что чувствует неподготовившийся студент? . Он боится потерять контроль и завалить экзамен. Вот и человек, не готовый к жизни, боится потерпеть неудачу.

Потребность в порядке заставляет искать иллюзорные способы контроля. Так рождается увлеченность гороскопами, гаданиями, вера в приметы и суеверия, амулеты и прочее.

Потребность в контроле и безопасности – первичная, физиологическая потребность. Она есть у любого человека. Потому в кризисной ситуации социальной, политической или экономической нестабильности общества люди растеряны и запуганы.

Кстати, таким сознанием проще управлять. Иногда ради этого народ запугивают специально, транслируя в СМИ провокационные новости. В эти моменты нужно обязательно помнить о внутренних Это позволяет сохранить рациональность и снова почувствовать контроль.

Причины страха

Страх потери контроля не является самостоятельной проблемой. Это вид панического или или следствие , .

На развитие страха беспомощности влияет ряд факторов:

  • неуверенность;
  • повышенная тревожность;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • депрессивные наклонности;
  • перегрузки нервной системы;
  • чувство неопределенности будущего;
  • повышенное чувство ответственности;
  • перфекционизм;
  • попытки тотального контроля над миром и собой;
  • неудовлетворенность жизнью;
  • непосильные и многочисленные обязанности.

Люди, подвергшиеся в детстве тирании, чувствующие опасность, больше остальных подвержены паническим атакам, тревогам и страхам. Негативно отражается в условиях требовательности, повышенной моральной ответственности и ожиданий. Как один случай жестокого наказания за ошибку, так и систематические условия напряжения в будущем формируют страх потери самообладания или утраты контроля над ситуацией.

Что вызывает страх у ребенка:

  • алкоголизм, драки и скандалы родителей (он не способен контролировать их поведение, никогда не знает, чем закончится очередной скандал);
  • жесткие наказания за забытую чашку или испачканную рубашку;
  • требования сидеть с младшим братом и наказание при неудачах (например, малыш ударился).

Страх потери контроля формируется после повторяющихся стрессовых ситуаций. Если в каких-то условиях человек испытал сильное волнение, с трудом сохранил самообладание, например, вышел с достоинством из , то при повторяющихся похожих ситуациях внутреннее напряжение нарастает. Индивид боится, что ситуация повторится, но он не сможет с ней совладать.

Другой пример – на улице девушка столкнулась с неадекватным подвыпившим человеком и чудом от него спаслась. В этом случае для формирования страха будет достаточно одного случая. Аналогично действует ДТП. Авария или занос машины, не закончившийся аварией, закладывает страх повторения ситуации с неблагоприятным исходом.

Собственный негативный опыт потери самообладания – еще одна причина страха потери контроля. Кроме этого, фобия развивается в ситуации наблюдения (человек видел, как кто-то потерял контроль над собой или ситуацией).

Страх потери контроля усугубляется в ситуации нестабильности, в периоды кризисов личности, внутренних или внешних изменений, не поддающихся объяснению. Когда человек ощущает, что внутри него что-то изменилось, например, резко меняются интересы или из-за хронической усталости заметно ухудшилась память, то страх дальнейших ухудшений и полной потери контроля над собой усугубляется.

Как избавиться

Осознайте, что страх потери контроля базируется на недоверии к себе, миру, конкретным людям. На самом деле речь идет не о страхе, а об ответственности, планировании, способностях и возможностях. При каких условиях человек не становится заложником обстоятельств:

  • он уверен в себе;
  • у него адекватная ;
  • он хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках;
  • человек умеет преодолевать ;
  • он знает, в каком направлении двигается и каков ;
  • у него есть жизненный план.

Похож ли этот портрет на вас? Если нет, то определите, какой пункт нуждается в доработке. Начните работать.

Причина страха потери контроля – и , вытекающее из нее. Каждый, кто боится потерять контроль, винит себя за что-то в прошлом, не простил ошибку.

Если это ваш случай, то осознайте причину вины. Теперь подумайте, виновны ли вы на самом деле? Вероятно, в той ситуации вы не обладали должными знаниями или умениями. Но теперь вы опытны и умны. А если нет, то приобретите недостающий навык. Так люди, боящиеся подвергнуться нападению, идут на курсы самообороны. А студент, попавший однажды впросак, активно расширяет кругозор и развивает эрудицию. Теперь он с кем угодно вступит в полемику, но уже не будет высмеян.

С травмами самостоятельно справиться получается не всегда. Если корни заложены в детстве, то устранение неуверенности или повышение самооценки – маскировка, а не решение. Список возможных психотравм бесконечен. Но если выделить их общую суть, то речь идет о предательстве, утрате доверия, унижениях, одиночестве, обвинениях.

Для полноценного избавления от страха потери контроля нужно обратиться к психотерапевту, так как это элемент расстройства или состояние, предшествующее ему.

Ощущение контроля над ситуацией является физиологической потребностью, а потеря контроля заставляет искать порядок любыми доступными средствами, в том числе с помощью иррациональных решений, говорится в статье, опубликованной американскими учеными в журнале Science. Ученые изучали психологию людей, лишившихся чувства контроля над ситуацией. Они просили одну группу добровольцев вспомнить ситуации, когда они не могли контролировать развитие событий, например, во время серьезной аварии на дороге. Другую группу просили вспомнить случаи, когда они ощущали полный контроль над ситуацией, например, когда приходили на экзамен отлично подготовленными. Затем испытуемым показывали изображения, которые содержали либо случайный набор большого количества точек, либо еле видимые изображения предметов, "спрятанные" среди точек. Выяснилось, что люди, ощущавшие контроль над ситуацией, на 95% правильно определяли "спрятанные" изображения и отличали их от случайного набора точек. Но добровольцы, вспоминавшие потерю контроля над ситуацией, видели изображения предметов в случайном наборе точек в 43% случаев. "Люди видели ложные изображения, что говорит о том, что недостаток контроля приводит к физиологической потребности порядка, пусть даже воображаемого", — считает руководитель исследования Дженифер Уитсон (Jennifer Whitson) из Техасского университета, слова которой приведены в сообщении компании MS&L. По словам ученых, при потере контроля люди часто склонны к иррациональным решениям и действиям. Это также объясняет популярность астрологических прогнозов во время общественных кризисов, когда люди хватаются за любую возможность установления порядка и связей. "Чем меньше человек контролируют ситуацию, тем более вероятно, что он будет искать порядок с помощью умственных усилий. Ощущение контроля настолько важно, что его потеря вызывает сильнейший страх. Несмотря на то, что восприятие в этот момент часто становится ошибочным, человек ищет любое подобие порядка, что удовлетворяет глубокую психологическую потребность", — считает один из авторов исследования Адам Галинский (Adam Galinsky) из Северо-западного университета. Ученые также выяснили, что люди способны вернуть ощущение контроля над ситуацией с помощью мысленных действий. Исследователи заранее выясняли у испытуемых значимые для них ценности. В ситуации потери контроля часть добровольцев просили вспомнить о чем-нибудь значимом для них, а другую часть — о чем-то не значимом. Оказалось, что воспоминания о чем-то не значимом не влияло на ситуацию, а воспоминания о значимых вещах восстанавливали ощущение контроля. В этом случае способность у добровольцев различать "спрятанные" изображения и случайный набор точек на картинках полностью восстанавливалась.

19.09.2018

Страх потери контроля над собой – довольно распространенное явление, он близок к боязни потерять рассудок или умереть. Это расстройство имеет невротический характер, выполняет роль ограничителя от:

  • опасных для здоровья действий, будь то прыжок с парашютом или бурная пьянка;
  • социально-опасных действий, которые могут спровоцировать негативную реакцию окружающих людей;
  • действий, совершенно несвойственных человеку (это будто бы был не я).

Можно сделать выводы, что страх потери контроля над собой и своей жизнью таится в границах, которые мы сами себе ставим. Люди, которые привыкли все держать под контролем очень боятся его потерять, они боятся, как бы парадоксально это не звучало, самого страха в его первородной форме. По-научному это называется фобофобией. Если обычным людям присуще вполне реальные фобии: кто-то боится летать на самолетах, кого-то бросает в дрожь при виде змей или пауков и т.д., то фобофобы боятся за свой рассудок. К примеру, человек, страдающий акрофобией (боязнью высоты) испытывает ужас в момент нахождения на 20-ом этаже, тогда как фобофоб боится не самого факта высоты, а того, что ему вдруг неожиданно захочется шагнуть в бездну.

Есть ли польза от страха?

Вопрос странный, но ответ его очевиден – да, есть. Страх удерживает электрика выйти на работу, находясь в алкогольном опьянении, разъяренного офисного клерка – от искушения разнести мебель и компьютеры, понимая, какие последствия это за собой влечет. Мы сто раз подумаем, прежде чем совершим поступок, который может навредить здоровью (нашему или окружающих), имуществу и пр. В здоровом проявлении такой страх имеет прямое отношение к инстинкту самосохранения и заложен в нас самой природой.

Когда начинать бояться своего страха?

Тогда, когда он выходит из-под контроля и перестает выполнять функцию ограничителя, превращаясь в фобию, мешающую нормально жить. Фобофобия сковывает человека цепями вечного ужаса перед всем, спонтанно возникающего и нелогичного. Пройдите тест на определение уровня тревожности чтобы понять, насколько далеко Вы зашли.

Панические атаки

Панические атаки – завсегдатаи фобофобов. Начинается все с ускоренного сердцебиения, вызванного паникой, дополняется затрудненным дыханием, шумом в ушах и голове (сбой работы вегетативной системы) и заканчивается оцепенением, объяснить которое невозможно. Такие приступы – наглядный пример психосоматики и чем больше развивается фобофобия, тем чаще и интенсивнее становятся панические атаки. К счастью, не всегда дело доходит до приступов паники и справиться с ними можно, обратившись за помощью к специалистам.

Три вопроса к себе

Тревожатся все, просто кто-то в меру и по делу, а у кого-то тревога перерастает в патологический страх с последующими «бонусами» в виде панических атак и неврозов. Задайте себе вопросы, ответы на которые помогут определить уровень допустимого страха:

  1. Вся ли ответственность лежит на мне? Действительно, а что будет, если вы вдруг начнете «перегибать палку»? В какой конкретно ситуации и что может произойти? Будут ли вокруг люди, способные остановить Вас и указать на «перебор»? Безусловно – да, будут.
  2. Знает ли сумасшедший о том, что он сумасшедший? Конечно же нет, как и алкоголик никогда не признает, что с ним что-то не так. Люди, у которых серьезные проблемы с психикой уверены в своей адекватности, а вот в нормальности окружающих – нет. Если пациент психиатрической клиники начинает признавать свою болезнь, это первый признак того, что он ступил на путь выздоровления. Если вы боитесь потерять над собой контроль, то Вы уже контролируете ситуацию.
  3. Что случится, если я потеряю контроль над собой? Кроме последствий, о которых сложно предположить, наверняка вы задумаетесь над тем, как окружающие увидят Вас. Жалким, никчемным, плаксивым или, напротив - агрессивным, жестоким и чудовищным. И снова мы возвращаемся к страху перед реакцией окружающих. Отсюда же следует страх перед самим собой, реальным и живым, а не выдуманным и притворным. Поработайте над восприятием себя, своего «Я», поймите, что нельзя нравиться одновременно всем и сразу, невозможно оправдать все ожидания. Вы, в конце концов, не «червонец, чтобы нравиться всем».

Запомните:

  • научитесь расслабляться;
  • займитесь йогой, аутотренингом;
  • найдите причину страхов, проанализируйте их;
  • копните глубже – вспомните свои детские страхи, которые могут быть спусковым крючком нынешней фобии;
  • доведите свой страх до логического завершения, представьте в красках итог. Как правило, он смешон и абсурден;
  • сумасшедшие никогда не боятся таковыми стать и не считают себя больными. Так что вы – точно не из их числа;
  • избавьте свою жизнь от неоправданных ожиданий, будьте проще!

Наиболее частое проявление навязчивого состояния, являющегося следствием проявления тревожного расстройства – или потерять над собой контроль. Чаще всего они проявляются в виде страха нанести вред кому-то или самому себе, страха потерять контроль и начать делать какие-то глупые вещи, и вообще . Соответственно, большинство людей, которые подверженных этим фобиям, верят, что они могут сойти с ума. Страх побуждает их совершать определенные действия, которые удерживают их в их же проблеме. Поэтому важно поговорить об этой проблеме подробнее, затронуть причины ее возникновения. Выяснить, почему это состояние удерживается, и что нужно делать, чтобы от него избавиться.

Страхи сойти с ума или потерять над собой контроль: как с ними бороться?

Как известно, в целом причиной навязчивого состояния является повышенный уровень тревожности, к которому приводит искаженное мировоззрение человека, его особенности мировосприятия. И в определенные моменты у человека возникают мысли, которые его пугают. Причем, эти мысли могут быть разного характера. Например, связанные с богом: человека преследуют какие-то богохульные мысли, и он начинает пугаться того, что он так думает. Или, к примеру, появляется мысль, что у него есть острый предмет, которым он может нанести вред себе или другому человеку. Эти мысли пугают человека, заставляя считать себя сумасшедшим или маньяком – так возникает .

Из-за страха совершить какое-то неконтролируемое действие, поступок, человек начинает прятать ножи и другие острые предметы. Старается не допускать ситуаций, в которых он может воспользоваться ими как оружием. При этом человек уверен, что таким образом он контролирует себя, свои действия. Ему кажется, что именно этот контроль удерживает его от нанесения вреда себе или кому-то, и именно он гасит . Огромная ошибка заключается в том, что любая попытка сопротивляться навязчивой мысли только усиливает ее, усугубляя состояние тревожности.

Два важных факта, помогающих убрать или потерять контроль

  1. Человек, который действительно сходит с ума, этого не осознает. Это достоверный, научно доказанный факт. А человек, которого одолевает , относится к этому осознанно. Он понимает то, о чем думает и воспринимает свои мысли адекватно. Это говорит о том, что не имеет под собой реальной почвы – просто таким образом проявляется его тревога.
  2. Контролирование тревожных мыслей, стремление не допускать их в свою голову на самом деле ухудшают состояние. Чем больше человек сопротивляется, чем чаще старается не думать тревожащих его мыслях – тем больше он тратит своей энергии, своего внимания и тем сильнее разрастается страх сойти с ума . Чем больше ограничивающих действий человек внедряет в свою жизнь – куда-то не пойти, спрятать ножи, не подходить к балкону, не думать об этом и т.п. – все это только усиливает , постоянно подкрепляя его. Если человек совершает какие-то действия для того, чтобы не чувствовать тревогу – то его мозг это воспринимает так, будто опасность действительно существует. Поэтому он усиливает свой защитный механизм. И все эти ограничивающие действия лишь усугубляют тревожное состояние, и возрастает.

Поэтому одним из лучших упражнений в практике навязчивого мышления является разрешение мыслям этим быть, осознание того, что мысли не являются самим человеком, он просто себя отождествил с ними. Ведь, животные, например, не мыслят. Это первое. Во-вторых, помимо того, что человек мыслит, он еще может осознавать свои мысли. Здесь важно понять, что есть человек, а есть его мысли, за которыми он может просто наблюдать, но при этом не отождествляться с ними.

Как избавиться от страха сойти с ума и потерять контроль?

Главное правило – нужно докручивать до конца сценарий своего страха сойти с ума , как бы человек его ни боялся. От таких мыслей можно избавиться как раз тем, чтобы разрешать им быть. Окончательно понять, что человек не совершит пугающих его поступков, он сможет лишь, опираясь на то, что это просто навязчивые мысли, следствие тревоги. Понижая тревожность (а тревожность начнет понижаться, когда человек перестанет бороться с этими мыслями), он будет впускать их в свою жизнь, начнет проигрывать эти пугающие сценарии. И, в конечном счете, у него пройдет, и останется лишь один страх – страх позора.

Если, например, человек начнет проигрывать свою картину страха до конца (например, картину суицида), то он увидит, что у него в итоге останется страх позора. Страх, что другие будут думать: он был таким нормальным человеком, и что-то с собой сделал. Тут уже абсурд в том, что если человека не станет, какая разница, что о нем будут думать?

Необходимо работать над тем, чтобы перестать бороться с этими мыслями, и тогда они постепенно перестают влиять на человека. И еще один важный момент: по статистике, которую наблюдает психотерапия, можно заметить, что люди, страдающие навязчивыми состояниями в виде страха потерять контроль и страхом сойти с ума – это люди, которые хотят не сойти с ума, а стать свободными.

Как говорил Фрейд: «за страхом маячит желание».

Если посмотреть на людей, подверженных страху сойти с ума , то можно заметить, что большую часть своей жизни они посвящали тому, чтобы стремиться соответствовать ожиданиям других людей. Они надевали маски, не проявляли истинных эмоций, не всегда говорили то, что хотели сказать, сдерживали эмоции. Это все, по сути, страх получить неодобрение. Люди создали определенный образ себя, и решили, что им этот образ необходимо удерживать.

Естественно, они практически постоянно находятся в тревожности, потому что у них есть страх разоблачения, страх, что люди узнают, какие они на самом деле, а не те, которых пытаются удержать в своем представлении. Соответственно, у них присутствует тревога, которая на протяжении жизни возрастает. Возрастает она и в связи с определенными жизненными обстоятельствами. Естественно, это проявляется в виде навязчивых состояний. По сути, через них организм, подсознание человека кричит: «друг, начни жить своей жизнью, начни жить нормально, стань собой!».

Поэтому для того чтобы избавиться от страха сойти с ума и потерять над собой контроль, необходимо начать делать следующее:

Снижать тревожность, убирать действия, которые человек совершает для того, чтобы не было этих мыслей;

Работать над мировоззрением, над самооценкой. Начать, по сути, становиться собой. Убирать ожидания, долженствования, и прочее.

И постепенно человек увидит, что все эти навязчивые мысли будут уходить, его мозг будет успокаиваться, а исчезнет. Но все это происходит постепенно.

Подводя итог, скажем, что существует очень много разных видов навязчивых мыслей. У кого-то, например, они связаны с гомофобией, у кого-то с Богом. Тут важно понять, что если у человека возникает какая-то мысль, и он не хочет о ней думать, – то он начинает сопротивляться. И вот это сопротивление, борьба с ней и рождает у него замкнутый цикл навязчивых страхов сойти с ума или потери контроля, который только раскручивается и растет.

Эта проблема есть у многих, хотя причины ее возникновения разные. Иногда в основе этого страха лежит недоверие и неосознанное повторение родительского поведения, а чаще - психологические травмы, как у одной из моих клиенток (хотя строго говоря, - в основе любого патологического поведения лежат травмы). Эту историю я и хочу рассказать, она очень поучительна, особенно для тех родителей, кто имеет двоих или более детей. А может быть кто-то вспомнит свою историю. Главное понять - причина есть всегда.

В данной истории моя героиня контролирует практически все, особенно, дочь. Собственно, с этой проблемой она и пришла ко мне: дочь запустила учебу, и она очень боялась, что дочь бросит школу, как она в свое время, пустится во все тяжкие ну и т.п. «Если я не проконтролирую, произойдет что-то ужасное, поэтому я все проверю или сделаю все сама - так надежнее». Конечно, в основе - недоверие к уму, памяти, ответственности, возможностям, способностям других людей. Поэтому для начала я дала ей очень хорошую технику для самостоятельной работы.

На следующем приеме с воодушевлением рассказывает: «Дочери (подростку) задали в школе прочитать книгу, я тут же залезла в интернет, скачала в электронном виде на планшет, чтобы у дочери книга была (ну как обычно). И вы представляете, я ей говорю, что книгу ей скачала, а она показывает книгу, которую взяла в библиотеке…» Моя клиентка была и удивлена, и обрадована одновременно тем фактом, что оказывается, дочь вполне способна сама решить многие вопросы, без ее участия и контроля, что собственно и требовалось в данной ситуации.

Когда стали разбираться, откуда у нее этот страх, вспомнилась следующая история: Когда Ане было 6 лет, у нее появился брат. Брату 3 месяца, мама легла спать с мигренью, брата положила на диван, посадила Аню рядом и строго-настрого велела сидеть рядом и не спускать с него глаз, пока не подойдет время кормления - «Через час разбудишь!» - велела мать. Аня просидела положенное время, мама продолжала спать, а ребенка нужно было кормить. А теперь почти дословно: я решила не будить маму, чтобы она выспалась и на меня не кричала (крик, недовольство и раздражение были нормой поведения для мамы), и пошла на кухню готовить ему еду. Брат еще не переворачивался, лежал спокойно.

Я на кухне, слышу крик ребенка, и пока я суетилась чтобы что-то сделать с едой, на кухню влетает мать и с размаху отвешивает мне пощечину, крича: «Я кому сказала - не отходить!» ну и еще много неприятных слов и нравоучений, суть которых - контролировать.

Ребенок первый раз перевернулся и упал с дивана, заплакал, мама проснулась… Конечно, ничего плохого с братом не произошло, плохое произошло с Аней - она получила травму - появился страх потери контроля. Аня никак не хотела расставаться с чувством вины, она продолжала считать себя виноватой в том, что отошла, ослушалась маму, что надо было сделать так, как она сказала. Вина ушла, когда я попросила произнести ее простые слова: «Я виновата в том, что я ребенок». Она расплакалась, и сказала: Нет, я не виновата в том, что я ребенок.

Здесь в который раз хочу обратить внимание на очевидные, казалось, бы вещи, которые редко учитываются при воспитании детей:
1. Нельзя перекладывать на старшего ребенка ответственность за младших детей. В данной ситуации маленькая девочка не могла предвидеть, что ребенок перевернется и упадет с дивана. Ей и так тяжело было высидеть целый час рядом с малышом. Она сама еще была маленьким ребенком.

2. Быть ребенком - означает в том числе что-то не знать, не уметь, не предусмотреть, баловаться, совершать ошибки, делать глупости, играть и многое другое. Ребенок - не взрослый. А в данной ситуации на девочку переложили обязанность взрослого, а потом еще и ответственность за то, что произошло.

У другой клиентки страх потерять контроль над ситуацией появился в связи с изнасилованием. Девочке было 16 лет, она со своим молодым человеком была на каком-то мероприятии на свежем воздухе, что-то типа демонстрации. Они пришли к ней домой, поели (родители, к слову сказать, были дома), перебрались в ее комнату, и она, уставшая, уснула. Этим и воспользовался молодой человек. Родители были и так очень жесткими, а тут такое… Молодой человек стал ее запугивать, и она долгое время не могла сказать родителям, боялась признаться, ну а когда сказала (пришлось, забеременела), в ответ услышала много гадостей, в том числе: Сама виновата…
Страх расслабиться, потерять контроль, чувство вины, не отпускали ее долгие годы, она перестала доверять людям…

Еще история, с другим контекстом, но по реакции родителей - даже хуже. У одного из моих клиентов кроме всего прочего сложные отношения с отцом. Они ненавидят друг друга, иначе не скажешь. Одна из историй, которая оставила очень тяжелый след в душе Александра: когда ему было 10 лет, они всей семьей поехали в гости к бабушке с дедушкой на Алтай. Вся родня собралась за столом, мальчику поручили следить за младшими детьми (5 и 3 лет), застолье было в самом разгаре, Саша с интересом слушал рассказы взрослых, когда родители спохватились: а где же мелкие? Кто-то вспомнил, что они с местными детьми пошли на водокачку, довольно опасное для маленьких детей место. Мама побежала искать детей, а отец пришел в бешенство и жестоко избил старшего сына, причем бил ногами. Обида осталась на всю жизнь, испорченные отношения, и … - страх потери контроля…

Не хочется комментировать, читайте, думайте, осознавайте, вспоминайте, причина всегда есть…

Попова И.В. Статья охраняется законом об авторском праве.

Просмотров (3309)

Читайте также: