Психологический и реальный возраст. Психология

13 выбрали

В последние годы стали популярны тесты на определение психологического возраста. И если посмотреть реальный возраст мы всегда можем в паспорте, то за ответом на вопрос, сколько лет нашей душе, обращаемся к всеведущему Интернету. Давайте разберемся, существует ли на самом деле психологический возраст, и что это такое. И правда ли, что главное в жизни – сердцем не стареть.

Психологический возраст – это понятие, в котором оценивается поведение человека, его внутренние ощущения, система мотиваций и интересы. На протяжении жизни этот показатель меняется. Только в отличие от обычного возраста психологический меняется нелинейно, может застыть на месте, двигаться скачками и в любом направлении. Одна моя знакомая признавалась, что чувствует себя более юной, чем пять лет назад. Так что психологический возраст – это тот показатель, который зависит от нас, а не от календаря.

Буду вечно молодым

Часто бывает, что психологический возраст отстает от реального. Особенно в современном мире, где многим людям не приходится рано взрослеть. В принципе, если человек ощущает себя моложе своих лет, это совсем не плохо. Он ведет активную жизнь, чувствует себя счастливым и полным сил.

Психологи уверены, что подобные ощущения влияют на наше физическое состояние. Даже проводился такой эксперимент: группу пожилых людей собрали вместе и создали вокруг них атмосферу прошлых лет – их юности. Потом сторонним наблюдателям показали фотографии этой веселой компании, и те оценили их возраст ниже реального. Да и сами участники эксперимента признавались, что стали чувствовать себя лучше и как будто моложе.

Но есть и другая сторона медали. Люди, которые не чувствуют свой реальный возраст, могут упустить какие-то важные вещи в своей жизни. К примеру, они долго откладывают создание семьи и рождение детей, а в итоге может оказаться, что физический возраст, который никуда не делся, становится препятствием для реализации каких-то жизненных сценариев. Такая вот грустная сказка о потерянном времени, которая часто случается в реальной жизни.

Очень стар, просто "суперстар"

А бывает и наоборот – юные люди порой ощущают себя старше своих лет. Им неинтересно общаться со сверстниками, и даже старших друзей и знакомых они поражают своей серьезностью и зрелостью. Такие люди обычно рано начинают работать, строить карьеру и рано достигают успеха. Так что у ранней психологической зрелости тоже есть свои плюсы.

Другое дело, когда человек ощущает себя не более зрелым, а более старым, чем он есть на самом деле. Он мало интересуется окружающим миром, ведет пассивный образ жизни, а, главное, считает, что все интересные и яркие события остались в прошлом, и не ждет ничего от будущего. Опережающее внутреннее старение – это серьезная проблема. Ведь, как мы помним, психологический возраст влияет на наше физическое состояние. Как позитивно, так и негативно.

Секрет молодости

Наш психологический возраст зависит от многих факторов: собственного характера, интересов, жизненной активности и круга общения. А, значит, при желании мы можем изменить его и помолодеть душою. Вот несколько рецептов для этого.

  • Ведите активной образ жизни, находите новые интересы, окружайте себя новыми людьми.
  • Общайтесь с теми, кто моложе: они будут заряжать вас своей энергией и втягивать в свой мир.
  • Следите за собой. Внешнее и внутреннее состояния связаны: чем лучше мы выглядим, тем лучше себя ощущаем.
  • Всегда стройте планы на будущее, именно они помогают нам позитивно смотреть вперед вместо того, чтобы грустно оглядываться назад.
  • Учитесь чему-то новому. Главное отличие молодости в том, что в этот период жизни мы постоянно чему-то учимся, а с возрастом начинаем уверять себя, что и так слишком много знаем. А ведь вокруг так много интересного, чему стоило бы научиться!
  • Старайтесь приучать себя к

С точки зрения психологии как науки психологический возраст — это субъективное внутреннее ощущение возраста самим человеком или как субъективную оценку возраста по поведению личности со стороны другого лица. Его часто называют внутренним возрастом. Далеко не всегда этот возрастной результат соответствует паспортным данным и физическому состоянию тела. Но именно он является основой постановки наших целей, задач, выбора определенного стиля жизни, интересов и даже базисом для проявления различных психосоматических заболеваний.

Большинство специалистов утверждают, что на влияет наше бессознательное. Оно абсолютно не зависит от реально текущего времени. Именно бессознательное позволяет нам ощущать глубокие переживания далёкого прошлого как недавно произошедшие. Этот вид возраста стоит оценивать, основываясь на том, насколько для нас важны события будущего или прошлого. Если человек ждёт самых масштабных и ценных событий в будущем, не придавая особой значимости прошлому, то он чувствует себя значительно моложе своего хронологического возраста. Если же, наоборот, самые яркие и значимые события были у человека уже в прошлом, то он может чувствовать себя старше своих реальных лет. В этом случае, психологи советуют вспомнить о привычке идеализировать прошлые этапы жизни.

Одновременно психологический возраст является и своеобразным возрастным показателем реализованности человека. Если продолжать развивать личностные возможности, стоить планы, то это шанс всегда чувствовать себя моложе прожитых лет, а макияж глаз умело скроет первые морщинки.

Есть позиция через 4 основных аспекта (на основе подхода Р. Кастенбаума):

степень жизненной активности, внешний вид, самоощущение, интересы.

Существует и оценка психологического возраста через три его основных составляющих:

возраст умственный (интеллектуальный показатель),
возраст социальный (показатель социальной зрелости, адаптации к окружающей среде),
возраст эмоциональный (показатель зрелости личностной, уравновешенности, произвольности эмоций).

Что касается старшего возраста, пенсионного, то здесь большое значение имеет социальная среда, уровень социальной и эмоциональной поддержки данной возрастной группы. Для стран СНГ более свойственно опережающее внутренне старение, люди чувствуют себя значительно старше своего возраста. Снижение финансового уровня, личных и профессиональных перспектив, эмоциональной насыщенности жизни являются основными причинами этого. Есть вероятность подобного состояния и для некоторых лиц уже в возрасте 45-50 лет. А вот европейцы почтенного возраста, наоборот, радуются и радуют своим внутренним омоложением. Некоторые после 60 лет способны ощущать себя на 30 лет!

Чем старше человек по паспорту тем бОльшими временными отрезками он оперирует в сознании. Если в юном возрасте год — это целая жизнь, то для шестидесятилетних нормально говорить о десяти (двадцати)-летних временных промежутках.

Тест на определение психологического возраста

Интересно всё-таки более точно определиться со своим психологическим возрастом. В рамках его анализа можно использовать и разработанные уже психологами тесты. Самый лёгкий из них – тест по шкале Р. Кастенбаума:

Заполните пробелы количественным показателем возраста

Ощущаю я себя на __ лет. Мой внешний вид даёт понять, что мне __ лет. Мои интересы в жизни соответствуют возрасту человека в __ лет. Моё поведение в обыденной жизни показывает, что мне __ лет.

Теперь сложите все числа, а полученную сумму разделите на четыре. В результате вы получите ваш психологический возраст.

Психологи абсолютно уверены, что человек способен оказывать влияние на собственные внутренний возраст.

  • следует воспитывать в себе оптимизм,
  • важно находиться в состоянии любви (любой по типу и объекту) и окружать себя приятным общением;
  • не забывать планировать на будущее любые этапы своего развития и приятные события; кроме внешних изменений, полезна и смена внутреннего образа (закройте глаза и представьте себя в новом виде, с новыми качествами; лучше в образе стремиться к омоложению и лёгкости);
  • не допускать мыслей и слухов о том, что возраст отбирает возможности (физиологические, ментальные и т.п.);
  • вести здоровый образ жизни (рациональное питание, правильный и стабильный режим дня, физические нагрузки, отказ от вредных привычек);
  • стараться давать развитие и нагрузку своей мыслительной деятельности; принять за данность, что возраст души можно изменить, а от него зависит счастье, здоровье, долголетие.

Главное понять, что ваше психологическое состояние, ваш психологический возраст в ваших руках. Это тот тип возраста, на который вы можете влиять сами и только от вас зависит, чем вы его наделите — молодостью, бодростью и планами или сетованиями, болезнями и воспоминаниями.

Быстрота реакций, гладкость кожи, тонус мышц, подвижность суставов – лишь от вас зависит, обладаете вы этим или все уже куда-то подевалось. И не имеет значения, двадцать вам или пятьдесят. На самом деле все эти числа – условность, всего лишь этапы взросления в хронологическом порядке. Единственное, о чем они говорят, – это сколько раз вы вместе с планетой Земля обернулись вокруг Солнца. Гораздо важнее возраст биологический и психологический.

Биологический показывает, в каком состоянии ваш организм. Психологический – определяет, кем и как вы себя ощущаете на данный момент. И только дата рождения в паспорте заставляет вас трезво посмотреть на мир, оценить уже прожитые годы и составить планы на будущее – близкое и не очень. Но лишь у каждого четвертого человека психологический возраст соответствует количеству прожитых лет. Причем это соотношение можно легко изменить.

Однажды психологи поставили любопытный эксперимент. Собрали в загородном доме отдыха группу пожилых мужчин (в основном пенсионеров) и устроили так, будто время вернулось назад. Все, от газет до музыки, воспроизводило обстановку двадцатилетней давности. Испытуемых снимали на фото, которые затем показывали людям, ничего не знавшим об эксперименте. Практически все беспристрастные наблюдатели путались в хронологии и говорили, что на поздних снимках изображены более молодые люди. А у самих испытуемых улучшились зрение, слух и память, возросла мускульная энергия. Так что стоит сократить психологический возраст, “вернуть” людей в прошлое, как биологический возраст тоже уменьшится. Специалисты даже утверждают, что “силой мысли” вполне реально разгладить небольшие морщины, вернуть коже тонус, упругость и вообще заставить вас помолодеть.

Старость наступает в тот момент, когда вы ей разрешаете!

Тест «Мой психологический возраст»

Представьте себе мысленно всю свою жизнь – прошлое, настоящее, будущее.

1. В левом столбце «Пятилетия жизни» обведите пятилетку, в которую попадает Ваш возраст.

2. Также, в данном столбце, обведите пятилетку, которая соответствует возрасту, до которого Вы бы хотели дожить.

3. Оцените каждое пятилетие вашей жизни (до возраста, которого вы хотели дожить) по степени насыщенности важными для вас событиями. «Событием» могут быть изменения в ваших действиях и поступках, в семье и на работе, в учебе, общении с друзьями, в обществе, в вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), в состоянии здоровья и т.д. Насыщенность той части вашей жизни, которую Вы еще не «жили» оценивайте по Вашим представлениям о том, насколько данный отрезок жизни будет насыщен.

Свою оценку отметьте знаком «Х » в соответствующей клетке таблицы, учитывая, что:

  • 10 баллов – максимальная степень насыщенности,
  • 1 балл – минимальная степень насыщенности.

Внимание! Каждое пятилетие должно иметь только одну оценку насыщенности, но иметь ее оно должно обязательно.

Пятилетия жизни Степень насыщенности важными событиями
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-5
6-10
11-15
16-20
21-25
26-30
31-35
36-40
41-45
46-50
51-55
56-60
61-65
66-70
71-75
76-80
81-85
86-90
91-95
96-100
101-105

Инструкция по обработке результатов

  1. Посчитайте показатель А – сумму интенсивностей всех пятилетий до сегодняшнего дня
  2. Посчитайте показатель В – сумму интенсивностей всех пятилетий Вашей жизни (прожитой и будущей жизни в сумме)
  3. Примите С за общее количество лет, которое Вы собираетесь прожить.
  4. Вычислите показатель D (Ваш психологический возраст) по формуле D=А/B*C

Ваш психологический возраст ________

************

Анализ результатов:

  • У кого возраст совпадает (+/- 2 года) с физиологическим возрастом — можно считать, что психологический возраст соответствует хронологическому.
  • У кого психологический возраст получился меньше чем на 2 года – Человек субъективно воспринимает себя моложе, чем его хронологический возраст. Как это может проявляться? Человек считает, что основные задачи и наиболее важные свершения еще впереди. Что можно и не торопиться, можно еще подождать. Это здорово, человек с оптимизмом смотрит в будущее. Но есть одна сложность, можно так и всю жизнь прождать, с оптимизмом смотря в будущее. Надо только проверить, не пора ли уже что-то прямо завтра свершить. Может быть, уже пришло время реализовать те далекие и прекрасные цели, которые себе поставил? Может быть, стоит задуматься о том, что конкретно я сделаю завтра, чтобы добиться своих целей?
  • Если психологический возраст меньше на 2-5 лет , то, скорее всего, человек не ценит прошлое, живет только будущим.
  • Если больше, чем на 2 года , но в пределах 5 лет, то человек субъективно воспринимает себя старше своих лет. Он считает, что все уже было, основные цели выполнены и в будущем, в общем-то, ничего столь же интересного и впечатляющего, скорее всего, не будет. Если уже все было то, тогда зачем себе еще какие-то цели ставить? Ведь все уже в прошлом. Насыщенное и интересное прошлое это здорово, но может быть и в будущем еще много все будет. Может быть, стоит поставить какие-либо цели в будущем и насытить свою жизнь? Или задать себе вопрос: Я не верю в свой успех в будущем?
  • Если психологический возраст больше, чем на 7 лет, то, скорее всего, в подсчетах содержится ошибка и необходимо пересчитать.

Вывод. Психологический возраст зависит от внутреннего течения времени и от отношения к важным свершениям в своей жизни.

Потренируемся!

Если каждый себе задаст вопрос «На что я трачу свое время?» и будет честными с собой, то услышит ли тот ответ, который хочет слышать «Я достиг многого»? Работаете ли вы над своими целями, над их достижением? Или уже сложили руки? Сейчас для всех нас хорошая возможность поработать над своими целями. Предлагаю сделать первый шаг! Напишите краткое эссе под названием «Моя жизнь 10 лет спустя». Отразите в нем то, какой Вы, как Вы выглядите и чувствуете, кто Вас окружает, какие у Вас отношения с этими людьми, каково Ваше финансовое состояние, в какой обстановке Вы живете и т.д.

Посмотрите на разницу будущего с настоящим. Найдите самые большие разрывы и поставьте цели на их сокращение или минимизацию.

Развитие человека в зрелости тесно связано с динамикой его психологического возраста.

Выделяют три взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста: хронологический (паспортный), физический (или биологический) и психологический. Общеизвестно, что физический возраст человека нередко сильно отличается от паспортного. Например, в 40 лет можно выглядеть и, главное, иметь состояние всех систем организма как у молодого человека, а можно обнаруживать все признаки старения, увядания.

Психологический возраст характеризует то, каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст, хотя тоже далеко не всегда и во всем с ним совпадает.

Выше (глава 5 раздела I) мы обращали внимание на то, что границы возрастных периодов относительны. Б.Г. Ананьев полагал, что чем более поздним является возрастной период, тем менее определенными становятся его начало и конец. С возрастом увеличивается индивидуальный разброс. В детстве и отрочестве имеет место сходность для разных детей условий жизни: в семье, детском саду, школе. После окончания школы развитие в гораздо большей степени определяется индивидуальным жизненным путем.

Психологический возраст - это возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности. Человек, относя себя к определенному возрасту (чувствуя или осознавая себя молодым, зрелым или старым), ориентируется не столько на возрастные рамки, сколько на содержание периода - специфическую для него область социальных отношений, образ жизни (характер деятельности, интересов, жизненный ритм и др.), приобретаемые личностные новообразования.

Психологический возраст, возрастная идентификация - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени. Восприятие времени, формирование представлений о возрасте, пусть вначале и неадекватных, невозможно без включения памяти в структуру личности. Напомним, что до трех лет ребенок живет "настоящей минутой", эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Память и воображение становятся важнейшим моментом в развитии личности начиная с дошкольного возраста. С 3 - 4 лет появляются первые детские воспоминания. Становление сложных форм воображения приходится тоже на это время. Ребенок приобретает, помимо настоящего, прошлое и будущее, т. е. целостную временную перспективу.

Временная перспектива, по Курту Левину, представляет собой включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента. Психологическое прошлое и будущее оказываются частями психологического поля в настоящем, влияя на поведение человека.

Временная перспектива с возрастом расширяется. На рис. 3.1 показано жизненное пространство маленького ребенка (а) и ребенка более старшего возраста (б). Возрастное развитие в детстве дает большую дифференцированность пространства по трем параметрам: диапазону временной перспективы, а также по числу областей жизненного мира и разграничению реального и идеального.

В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться, переживаться как непрерывное и прерывистое, "разорванное" на отдельные отрезки.

С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время" благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутой в настоящем деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т. п., воспринимается как быстро протекающее, а затем, став психологическим прошлым, кажется продолжительным. И наоборот, малая заполненность времени приводит к замедлению его скорости в настоящем и краткости в прошлом. Важно и то, как связаны события в жизненном пространстве человека, имеют ли они уже реализованные, или потенциальные связи, или связи актуальные, соединяющие психологическое прошлое, настоящее и будущее. Здесь, разумеется, существуют разнообразные индивидуальные варианты.

Рис. 3.1.

Психологический возраст непосредственно зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует. Когда прошедшее время не воспринимается как насыщенное, психологическое прошлое невелико по своему объему, а психологическое будущее видится гораздо более протяженным (жизненно важные цели еще только предстоит достигнуть и "вся жизнь впереди")! психологический возраст будет соответствовать более раннему возрастному этапу. Когда психологическое прошлое значительно, богато событиями, а психологическое будущее туманно и не слишком продолжительно, появится идентификация с более поздним возрастным периодом. Таким образом, модель К. Левина, представленная на рис. 3.1, может сжиматься с одной стороны и растягиваться с другой. Помимо индивидуальных особенностей эти деформации вызываются прежде всего общими возрастными тенденциями. Как отмечалось выше, последние тем значимее, чем меньше возраст.

В дошкольном и следующем за ним младшем школьном возрасте психологическое прошлое и отдаленное будущее еще очень мало. Видимо, благодаря этому психологический возраст в детстве адекватен. Свой возраст для детей с неразвитой личностной рефлексией - такая же существенная, но внешняя характеристика, как рост, цвет волос и глаз, с которых они обычно начинают описывать себя.

Подросток ориентируется на молодежную субкультуру, претендует на равноправие с родителями, хотя экономически зависит от них и имеет социальный статус школьника; даже физически не соответствует тому возрасту, на который претендует. Возникновение чувства взрослости и тенденции к взрослости обусловливают в этот период резкое повышение психологического возраста.

Юность отличает устремленность в будущее, более содержательная и реалистичная, чем в отрочестве. В ранней юности, в 16 - 17 лет, создаются первые серьезные жизненные планы, временная перспектива по-новому осознается и становится важным фактором личностного развития. Время воспринимается юношей противоречиво. Он чувствует себя то очень юным, даже маленьким, то старым, все испытавшим. Обостренное чувство необратимости времени сочетается с ощущением, что время остановилось.

В молодости, обладающей большой субъективной притягательностью, вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. В то же время возрастная идентификация может зависеть от социального положения, достижения "стандартных" жизненных целей: успел ли вовремя получить образование, жениться и т.д. Если социально значимая цель не достигнута, психологический возраст может отставать от хронологического.

В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации. В то же время дальнейшее развитие личности во многом определяется, как было отмечено, динамикой психологического возраста.

В зрелости возможны все три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим: адекватность, отставание и опережение. Однако следует иметь в виду, что содержание каждого из этих понятий применительно к зрелости сильно отличается от их содержания в предыдущих возрастах. На более ранних этапах развития адекватность, и отставание, и опережение увязываются с "переживанием и изживанием" (A.B. Толстых) данного возраста, т. е. с полнотой решения конкретных конечных для него задач. Не говоря уже о более ранних возрастах, задачи и юности (личностное и профессиональное самоопределение), и молодости (овладение выбранной профессией, создание семьи) - конечны. Здесь отставание всегда негативно, это задержка в развитии, а опережение, за редким исключением (дети - "маленькие старички"), благотворно сказывается на развитии личности. В зрелости же ситуация более сложная и неоднозначная. Это связано как с общей спецификой возраста, в пределах которого с определенного момента начинается биологическое старение, так и с резким повышением значимости индивидуально-личностных особенностей.

Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Чаще всего это связано с конечностью поставленных и реализованных жизненных целей, что отбирает дальние перспективы. Обратимся к роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

"На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками... Он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

"Весна, и любовь, и счастье! - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Вес одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья..."

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей, без надеж пых. но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая".

В этом отрывке необыкновенно точно показано не только душевное состояние князя Андрея Болконского, но и феномен идентификации: герой в свои 30 лет отождествляет себя со старым дубом, много испытавшим и не имеющим сил на новый расцвет. Это именно возрастная идентификация, связанная с оценкой пройденного жизненного пути (большое по объему психологическое прошлое) и отсутствием значимых перспектив (небольшое психологическое будущее). Психологический возраст здесь намного больше хронологического.

Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастьем - утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной или социальной катастрофой (включая землетрясения и войны) и т. д. В романе "Война и мир" показано резкое и необратимое старение матери после гибели сына:

"Графиня лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.

Наташу! Наташу!.. - кричала графиня. - Неправда, неправда... Он лжет... Наташу! - кричала она, отталкивая от себя окружающих. - Подите прочь все, неправда! Убили!., ха-ха-ха!., неправда!

Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней...

Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.

Наташа, ты меня любишь, - сказала она тихим, доверчивым шепотом. - Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?..

И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.

Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, - говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню.

Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежею и бодрою пятидесятилетнею женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвою и не принимающею участия в жизни - старухой". Любовь, творческие достижения, у некоторых людей - успехи близкого человека или даже подъем по карьерной лестнице могут привести к движению в обратном направлении - в сторону психологической молодости. Литературной иллюстрацией этого феномена может служить снижение психологического возраста того же Андрея Болконского, начавшееся после встречи с Наташей, обретения любви.

Отставание психологического возраста от хронологического может иметь в зрелости различный характер.

Известен тип "вечного юноши", который не может и не хочет взрослеть. Например, сильное и длительное отставание психологического возраста может иметь место в случае описанных выше симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком. Став взрослым, он остается пассивным, беспомощным и требующим постоянной заботы от близкого человека - матери или жены (мужа), если рискнет завести свою семью.

Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами инфантильности наиболее полно и интересно описаны К. Юнгом:

"Очень часто встречающиеся невротические расстройства зрелого возраста имеют нечто общее: они пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелого возраста. Кто не знает тех трогательных пожилых господ, погрязших в беспросветном мещанстве, которые все снова и снова вытаскивают на свет божий давно уже забытые студенческие годы и, только возвращаясь в прошлое, к своему героическому гомеровскому времени, способны разжечь пламя жизни? Однако у них, как правило, есть преимущество, которое нельзя недооценивать, - они не невротики, а большей частью всего лишь скучные и стереотипные люди.

Невротиком скорее является тот, кому никогда не удавалось осуществить в настоящем то, чего бы ему хотелось, и кто поэтому не может радоваться прошлому. Так же, как раньше, он не сумел отделаться от детства, так и теперь он не в состоянии избавиться от фазы молодости. Наверное, он не может найти себя в мрачных мыслях старения и поэтому напряженно смотрит назад, поскольку смотреть вперед для него невыносимо..."

В таких случаях отставание психологического возраста приводит к реализации инфантильных установок личности, а ориентация на давно сложившиеся стереотипы, искусственное продлевание стиля жизни, свойственное предыдущему возрастному периоду, приобретает функции защитного механизма.

Совсем иным является характер ощущения себя более молодым у людей деятельных, творческих. Здесь сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.

Если человек "отдается делу, которому он себя посвятил" (В. Франкл), то его работа не связана с конечными целями; соответственно, психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. При творческом отношении к своему делу перед человеком постоянно открываются новые перспективы, ведь процесс творчества бесконечен.

В этом втором случае "отставание" психологического возраста от паспортного, по сути, не является отставанием: сохранение черт молодости (протяженной перспективы, постоянного повышения продуктивности) отнюдь не отрицает адекватности психологического возраста главной задаче зрелости - наиболее полной реализации себя, наиболее полной продуктивности своей жизни. Напротив, она выполняется при этом гораздо более успешно. Есть все основания говорить в данном случае о более высоком, чем при просто адекватном психологическом возрасте, уровне зрелости.

Почему одни люди и в девяносто лет уверены, что у них все впереди, а другие уже в двадцать говорят о загубленной жизни?

Очень часто бывает так, что на лице человека уже видны морщины, а в душе он остается ребенком.

Это потому, что физиологический (хронологический) и психологический возраст человека отличаются друг от друга.

Это его субъективное восприятие собственного возраста. Очень часто его еще называют внутренним возрастом, и в большинстве случаев он совсем не соответствует паспортному. Сегодня существуют различные тесты на определение психологического возраста , с помощью которых каждый человек может узнать, сколько ему глубоко в душе лет.

Именно этот внутренний возраст определяет взгляды человека, его цели, желания и стремления. Именно он влияет на психологическое состояние человека.

Человек, который ждет чего-то прекрасного в будущем, не обращая особого внимания на прошлое, как правило, чувствует себя намного моложе, чем по паспорту. Но если дела обстоят наоборот, и все самое яркое, по его мнению, с ним уже произошло, он будет чувствовать себя намного старше своего хронологического возраста.

Для того чтоб чувствовать себя моложе, чем на самом деле, нужно постоянно развивать свою фантазию, остроту ума и творческие способности. Также психологический возраст характеризует и способность строить планы на будущее.

Внутренний возраст человека зависит от следующих факторов:

1. уровень жизненной активности;
2. внутренний мир;
3. внешность;
4. интеллект;
5. интересы;
6. социальная зрелость;
7. личностная зрелость.

Естественно, что на определение психологического возраста влияет собственное мнение человека и представление о том, каким он должен быть в этот период времени, а также окружающая среда и мнение родных.

Катализатором внутреннего взросления может стать женитьба, рождение ребенка и другие важные события в жизни человека.

Статистика говорит о том, что в возрасте двадцати пяти лет психологических и хронологический возраст практически одинаковы.

А вот молодежь до двадцати лет чаще всего преувеличивает свой возраст. Это же касается и пессимистов - они тоже очень часто добавляют себе несколько мудрых лет.

Годам к тридцати человек начинает занижать сой возраст, будто хочет задержать молодость. Чем ближе к сорокам годам, тем это желание становится сильнее, и психологический возраст уже становится лет на шесть ниже, чем реальный.

Что касается пенсионеров, то здесь все зависит от общества, в котором они находятся. Если человек чувствует социальную незащищенность, то, как правило, он ощущает себя еще старше, чем есть на самом деле. У таких пенсионеров происходит значительное снижение эмоциональной, социальной и физической активности в силу тяжелой жизни.

А вот пенсионеры-европейцы, например, наоборот, чувствуют себя намного моложе, они много путешествуют, отдыхают и наслаждаются заслуженным отдыхом, поэтому в свои 60 выглядят на все 30-ть.

Вот несколько советов для тех, кто хочет дольше оставаться молодым:

1. всегда оставаться оптимистом и верить в лучшее;
2. ощущать на себе любовь и любить других;
3. планировать свою жизнь в будущем;
4. постоянно заниматься омоложением себя, причем, не только внешне, но и внутренне, представляя свой молодой красивый облик, с положительными качествами;
5. вести здоровый образ жизни и правильно питаться;
6. развивать умственные способности;
7. всегда помнить о том, что возраст внутри себя нужно менять, ведь от него зависит и психологическое состояние, и внешнее благополучие, здоровье и долголетие.

Читайте также: