Супермышление скачать fb2. Тони Бьюзен, Барри Бьюзен - Супермышление (скачать)

Один из главных вопросов человеческой сущности — это управляем мы мозгом, или мозг управляет нами. Наверное, каждый рано или поздно обнаруживал доказательства в пользу обоих утверждений, однако однозначного ответа нет ни у кого. Тем не менее, заставить себя мыслить конкретным, определенным образом попытки предпринимались не единожды, и методик на эту темы выработано достаточно количество. И тому, что они действительно могут работать, существует ряд свидетельств. Одни из разработчиков такой методологии — это братья Тони и Барри Бьюзены, которые описали свои выкладки в книге под названием «Супермышление».

Основная цель данной книги — рассказать вам о том, каким образом мыслит среднестатистический человек, по каким принципам работает его мозг, и что определяет ход его мыслей, а также то, что эти процессы можно подчинить себе, если грамотно систематизировать информацию. Здесь авторы и предлагают основной инструмент для обретения интеллектуальной свободы, упрощения осмысления новых знаний и освоения так называемого радиантного мышления — .

Если коротко описать разделы книги, то примерно вырисовывается такое содержание.

Раздел 1. Естественная архитектура.

Здесь описываются базовые понятия, которые относятся к нашему мозгу и принципы его работы. На примере нескольких мыслителей прошлого, в чьем интеллекте сомневаться не приходится, рассказывается о том, как наш может работать, и почему большинство этим совершенно не пользуется, хотя это и доступно каждому.

Раздел 2. Основы.

Чем занимается левое и правое полушария мозга и как можно не только контролировать их работу, но и
заставить их работать сообща, в результате чего мыслительная деятельность выдает гораздо больший КПД.

Раздел 3. Структура.

Интеллект-карты, которых авторы касались на протяжении предыдущих разделов, здесь уже представлены в практическом разрезе. От теории мы переходим к конкретным примерам использования майнд-карт , а также получаем ряд полезных рекомендаций по их построению, что очень кстати, ибо мелких, но важных нюансов имеется достаточное количество.

Раздел 4. Синтез.

В каких случаях интеллект-карты можно применять ?

  • принятие решений
  • конспектирование собственных идей
  • аннотирование — то есть организация чужих идей
  • творческое мышление
  • тренировка памяти
  • прокачка воображения
  • организация коллективной работы

Раздел 5. Применение.

Майнд-карта может пригодится в разных сферах жизни: обучение, бизнес, повседневная жизнь, планирование на будущее. Во всех случаях есть свои интересные детали и в этом разделе не только рассказывается, но и показывается на конкретных примерах, как лучше приспособить интеллект-карту под каждую конкретную ситуацию.

Раздел 6. Приложение.

Все идеи, которые постулировались в предыдущих главах, здесь подкрепляются еще рядом живых примеров, делая процесс достижения супермышления более увлекательным и простым.

По всем разделам книги равномерно разбросаны ссылки на различные научные исследования, доказывающие приводимые аргументы, а также практические задания в виде тестов и задач, стимулирующих воображения. Решая их по ходу освоения книги вы будет больше убеждаться в том, что она полезна, вне зависимости от того, имели ли вы уже дело с майнд-картами, или вы уже прочно их внедрили в свою жизнь.

Вывод

Данная книга, безусловно, будет полезна всем, кто желает больше запоминать и не хочет, чтобы его мозг кипел при решении любой новой задачи или применении давно полученных навыков. Методы, которые рекомендуют авторы, в той или иной степени, подходят всем и обязательно смогут найти применение в жизни любого человека. И пусть это труд можно покритиковать за определенное количество воды или повторение одних и тех же идей (хотя кто знает, возможно, это и неизбежно), но выжимка его главных идей все-таки несет действительно рабочие механизмы, с которыми мы рекомендуем ознакомиться.

Не пропустите:


Мы посвящаем эту книгу всем Воинам Сознания, которые в Эпоху Интеллекта, в Век Мозга, в Тысячелетие Мысли борются за расширение Человеческого Разума


Перевод с английского выполнил П. А. Самсонов по изданию:

THE MIND MAP BOOK

(Unlock your creativity, boost your memory, change your life) / by Tony Buzan and Barry Buzan, 2010.


© ВВС 1996. ВВС and ВВС Active are trademarks of the British Broadcasting Corporation.

© Tony Buzan 2010

© Перевод. Издание. Оформление. ООО «Попурри», 2014

Слова признательности

Мы бы хотели выразить огромную признательность нашим родителям, Гордону и Джин Бьюзен, которые благословили нас на это фантастическое предприятие, и особенно маме, – за заботу и реальную помощь в подготовке рукописи; художнице Лоррейн Джил – за глубокую проницательность в вопросе о значении и природе зрительно воспринимаемого образа, о взаимоотношениях между искусством и интеллектом, памятью и творчеством; Деборе Бьюзен – за постоянную моральную поддержку в течение многих лет осуществления данного проекта; Майклу Дж. Гелбу – за настойчивую и беспристрастную веру в нас, книгу и идею интеллект-карт; нашим друзьям Лин Коллинз и покойному Полу Коллинзу, которые помогли нам понять, что квантовый скачок всегда невелик; Джуди Колдуэл, умевшей конструктивно критиковать, от чего наши души наполнялись энтузиазмом; Джону Хамблу, чья поддержка концепции интеллект-карт эмоционально заряжала нас все эти годы; Шону Адаму за десятилетнюю верность проекту и настойчивые увещевания в адрес Тони «поскорее выпустить эту книгу в свет»; Джорджу Хьюзу – первому, кому удалось с успехом применить теорию интеллект-карт для обучения в семейном кругу; Эдварду Хьюзу, который применил радиантное мышление и интеллект-карты столь успешно, что покорил Кембриджский университет; доктору Эндрью Стрингеру за то, что «поддерживал огонь в очаге» радиантного мышления; Питеру Расселу, герою «Книги о мозге», за постоянную поддержку; Джералдине Шварц, сделавшей многое для того, чтобы родившаяся идея выжила; Каро, Питеру, Дорис, Тане и Джулиану Эйрам за помощь, поддержку и возможность пребывания в их прекрасном доме, где была написана большая часть книги; семье Фолли за оказанное гостеприимство и превосходный кабинет для работы.

Новое издание этой книги, издание для XXI века, – «века мозга», стало результатом усилий глобальной команды, и я хотел бы от всей души поблагодарить всех сотрудников международной сети Центров Бьюзена, которая уже укрепилась и раскинулась по всему миру. Спасибо вам, тренеры и инструкторы Мира Бьюзена за ваши интеллект-карты и плодотворный вклад в наше общее дело. Особенно хочется поблагодарить Масанори Канду, Микики Чикада Кавасе, Кена Ито, Сиро Кобаяси из Японии и Генри Той, Эрик Чунга из Сингапура. Отдельное спасибо Генри и Эрику, а также другим членам нашей азиатской команды за написанную и опубликованную ими историю создания самой крупной интеллект-карты в мире, которая была адаптирована к настоящему изданию книги. Спасибо также По Чуну из Гонконга за его бесценный вклад в создание интеллект-карт, Тане Фонанан, основательнице таиландского Центра Бьюзена, и Хорхе Кастаньеде, президенту нашего латиноамериканского филиала, Биллу Джаррарду и Дженнифер Годдард из австралийско-новозеландского Центра Бьюзена, которые прилагают все усилия для того, чтобы распространить идею интеллект-карт по всему миру. Из наших европейских коллег я хотел бы поблагодарить Хильду Ясперт за ее великолепные интеллект-карты и организованные ею семинары по их созданию.

Что касается Великобритании, то здесь в первую очередь вспоминается Крис Гриффитс, генеральный директор компании «Busan Online», и разработанное им программное приложение iMindMap, которое существует ныне уже в версии 4.0. Фантастическая визуальная и текстовая поддержка была обеспечена Эмили Ван Ки и командой «Busan Online» в Кардиффе, в том числе Мелиной Кости и Оуэном Харди.

Спасибо также Реймонду Кину, шахматному гроссмейстеру и спортивному корреспонденту «Таймс», за его неутомимую моральную поддержку и Брайану Ли, моему давнему другу, который помог ввести интеллект-карты в мир бизнеса и систему образования.

Без моей «домашней команды», сосредоточенной в головном офисе компании «Busan», процесс создания этой книги превратился бы в логистический кошмар, и я хочу искренне поблагодарить Полину Алески, Энн Рейнолдс, Сюзи Рокетт и Дженни Редмен за оказанную ими логистическую помощь и поддержку

В издательстве «Pearson» я хотел бы в первую очередь высказать благодарность директору Ричарду Стэггу, который был главной движущей силой этого проекта. Огромное спасибо также Саманте Джексон, моему редактору, за ее самоотверженную преданность интеллект-картам и этой книге в целом. Список моих благодарностей был бы неполным без упоминания о Джеймсе Харрисоне, моем независимом редакторе-консультанте, который взял на себя, казалось, невыполнимую задачу: собрать всю эту массу информации и превратить ее в нечто удобоваримое.

Наконец, хочу поблагодарить всех тех деловых людей и работников системы образования, которые поделились своими интеллектами-картами и скрывающимися за ними историями как для первого издания этой книги, так и для издания нынешнего, и которых мы не называем здесь поименно только по причине ограниченности места.


Предисловие

Однажды физик Нильс Бор выговаривал одному студенту: «Вы не думаете, а цепляетесь за логику». Я тоже считаю, что способность к логическому мышлению – не тот критерий, по которому следует оценивать наш интеллектуальный потенциал, так как мозг человека все-таки сильно отличается от «логичного» компьютера.

В XXI веке понимать принципы работы мозга стало еще важнее. Мы живем более долгой и здоровой жизнью, но иногда забываем о том, что здоровье тела и продолжительность жизни еще не означают здоровья мозга. Здоровье мозга требует, чтобы он был все время активен – чтобы постоянно пользовались памятью, эффективно мыслили, занимались творчеством и в конечном счете реализовали свой индивидуальный потенциал, который, как еще недавно считалось, ограничивался возможностями происхождения и здоровья: мы просто жили, как нам было суждено.

Сегодня мы в состоянии задаться такими важными вопросами, как «зачем я живу?», «к чему это все?». И я думаю, что современные исследования мозга и мышления должны помочь разобраться не просто в том, как сделать так, чтобы людям жилось лучше, или даже как улучшить память (хотя и это тоже очень важно), но и найти ответы на такие животрепещущие вопросы, как «что составляет мою личность?» и «как мне реализовать свой потенциал?».

Я аплодирую Тони за то, что он вот уже более 40 лет занимается изучением мозга и мышления, и настоятельно рекомендую серию его книг («Суперпамять», «Руководство по развитию памяти и интеллекта», «Учебник быстрого чтения», «Думайте эффективно»), призванных помочь читателям усовершенствовать работу мозга. Ваше путешествие только начинается…

Баронесса Сьюзан Гринфилд,

профессор психологии, директор Королевского института Великобритании, кавалер ордена Почетного легиона


Интеллект-карта, резюмирующая книгу, которую вы держите в руках

Введение

Тони Бьюзен

За время, прошедшее после изобретения мною в 1960-е годы интеллект-карт, последние прославились как «наиболее выдающийся инструмент мышления». Интеллект-карты преобразили мою жизнь, превратив ее в захватывающее путешествие, и я надеюсь, что эта книга изменит к лучшему и вашу жизнь.

Прямым следствием создания концепции интеллект-карт стало то, что на 14-й международной конференции по проблемам мышления, которая проходила в Куала-Лумпуре и которую почтил своим присутствием министр высшего образования Малайзии Датук Сери Мохаммед Халед Нордин, XXI век был официально объявлен Веком Мозга, а текущее тысячелетие – Тысячелетием Разума. Министр провозгласил, что миновали эры земледелия, промышленности, информации, знаний и наступила новая эра – Эра Интеллекта – и что интеллект-карты являются «наиболее выдающимся инструментом мышления».

За свою сравнительно короткую историю теория интеллект-карт породила более 200 миллионов страниц ссылок в Интернете. С помощью телевидения с ней познакомились более миллиарда зрителей, а радио и пресса донесли ее практически до половины населения земного шара.

Читая эту книгу, вы присоединитесь к глобальной революции мышления, которая уже сегодня в корне изменила наши взгляды на собственный интеллектуальный потенциал и повлияла на то, как мы пользуемся своим мозгом и интеллектом. А вот как это все начиналось.

Будучи студентом второго курса университета, я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая, направила меня в отдел медицинской литературы. Когда же я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а хочу лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них, по-видимому, нет. Я вышел из библиотеки в полном изумлении.

Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, которое известно любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем, что отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой. Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

Логическое следствие обеих возможных в той ситуации стратегий действия представлялось катастрофическим. Стань я прилагать меньше усилий – в разряд неусвоенной попадет масса важной информации и, в итоге, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, – конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, – результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха. Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности. Осознание этого и привело меня в библиотеку.

В тот день, когда я вышел из библиотеки, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, появилась как нельзя кстати. Поскольку таких книг еще не было написано, я ступил на заповедную территорию, где существовал подлинный простор для пытливого ума.

Как научиться учиться?

Какова природа моего мышления?

Каковы приемы эффективного запоминания?

Каков путь к творческому мышлению?

Как овладеть техникой скорочтения?

Каковы современные достижения в сфере развития общего мышления?

Имеется ли возможность разработать новые приемы эффективного мышления или, быть может, одну всеобъемлющую прикладную теорию?

Работая над ответами на эти вопросы, я принялся изучать психологию, нейрофизиологию мозга, нейролингвистику, кибернетику, методы скорочтения и мнемонику, теории восприятия и творческого мышления, общие науки. Со временем я понял, что можно добиться более эффективной и производительной работы мозга, если дать возможность его потенциальным способностям работать совместно, помогая друг другу, нежели применять их как отдельные «инструменты».

Простейшие, на первый взгляд, приемы приносили самые впечатляющие результаты. Например, простое комбинирование двух важнейших функций коры головного мозга, а именно: речи и восприятия цвета, позволило мне коренным образом пересмотреть свой подход к конспектированию. Добавление всего двух цветов в графику представления материала более чем в два раза улучшило мнемонические характеристики моих конспектов и, что еще важнее, внесло элемент удовольствия в процесс учебы.

Постепенно начали проступать очертания общей структуры, и, обретя первую уверенность в себе, я начал помогать, в порядке хобби, школьникам и студентам колледжей, которых по разным причинам в свое время отнесли к разряду «неспособных к учебе», «безнадежных», «неспособных к чтению», «отсталых» и «трудновоспитуемых». Все эти так называемые необучаемые дети очень скоро достигли нормального уровня в учебе, а некоторые даже стали настоящими отличниками.

Девочке по имени Барбара как-то сказали, что, по результатам стандартного теста, коэффициент ее интеллекта был ниже всех, когда-либо регистрировавшихся в данной школе.

После месяца тренинга, в ходе которого она училась учиться, коэффициент ее интеллекта вырос до 160, а впоследствии, на момент выпуска из колледжа, она стала лучшей из лучших. Пат, необычайно одаренный мальчик из США, которого в свое время ложно отнесли к категории «неспособных к учебе», впоследствии сказал (после того как с блеском сдал целый ряд тестов на творческое мышление и память): «Я не был неспособным к учению – у меня просто не было настоящего учения!»

В начале 1970-х годов на первый план выступил искусственный интеллект. Настало время, когда я мог купить компьютер с жестким диском объемом 1 мегабайт и в качестве приложения к нему – 1000-страничное руководство пользователя. Вместе с тем в тот, казалось бы, период расцвета цивилизации – в Эру Информации – все мы рождались на свет, оснащенные самым что ни на есть удивительным суперкомпьютером, в квадриллионы раз более мощным, нежели любой известный человеку компьютер, и где, спрашивается, были наши руководства пользователя?

Примерно в это время я решил написать серию книг, основываясь на своих изысканиях, и назвать ее «Энциклопедией человеческого мозга и его использования». Я начал в 1971 году, и по мере работы горизонт передо мной становился все шире и яснее, и все более четко вырисовывались контуры концепций радиантного мышления и интеллект-карт. С выходом в свет нового издания «Супермышления», когда во всем мире исследования по теории интеллект-карт стали расти как грибы, а число людей, практикующих интеллект-карты, превысило 500 миллионов, движение к реализации моей мечты ускорилось.

На протяжении 70, 80, 90-х годов я ездил по всему миру, читая лекции государственным чиновникам, предпринимателям, работникам высшей и средней школы и рассказывая им о своем «детище». Одновременно я занимался первым изданием «Супермышления», которое увидело свет в 1995 году.

Одна моя мечта состояла в том, чтобы разработать программное обеспечение интеллект-карт, которое позволяло бы создавать их на экране компьютера примерно так же, как они создаются в мозге. Задача эта оказалась более сложной, чем я полагал первоначально. И лишь весной 2009 года, с выходом версии 4.0 программы iMindMap, на свет родилось настоящее программное обеспечение для составления интеллект-карт – благодаря усилиям компьютерного гения Криса Гриффитса и его потрясающей команды. В новом издании «Супермышления» вы ближе познакомитесь со взаимосвязями, существующими между человеческим и компьютерным мозгом, и узнаете, каким образом каждый из этих двух «интеллектов» может помочь другому.

На ранних стадиях разработки идеи интеллект-карт я предполагал применять их прежде всего как мнемонический инструмент. Однако после долгих бесед и споров мой брат Барри убедил меня, что рассматриваемая методология найдет важное применение и в развитии творческого мышления.

Барри работал над теорией интеллект-карт с иных позиций, но его помощь необычайно ускорила работу над более общей концепцией. История его знакомства с рассматриваемой теорией поучительна и интересна, и лучше его самого рассказать об этом не сможет никто.


Барри Бьюзен

Я познакомился с идеей интеллект-карт, которая родилась благодаря Тони в 1970 году, вскоре после того, как сам обосновался в Лондоне. В то время идея лишь обретала контуры, только начинала жить самостоятельной жизнью, представляя собой разительный отрыв от традиционной «линейной» нотации. Она являла собой компонент значительно более обширного подхода, предпринятого Тони, к выработке обучающих методологий и познанию возможностей человеческого мозга.

Но я лишь косвенно участвовал в его разработках. Мое настоящее знакомство с методом началось в ту пору, когда я всерьез сел за свою диссертацию.

Меня, в отличие от Тони, привлекла в интеллект-картах не новая методика ведения записей или конспектов, отражающих чужие мысли, а новые возможности фиксации своих собственных идей. Мне требовалось не только упорядочить большее количество исследовательских данных, но и прояснить собственные мысли по поводу такого, например, сложного политического вопроса, почему различным движениям, выступающим за мир, почти всегда не удается достигнуть поставленных целей. Мой опыт применения интеллект-карт рекомендует их в качестве мощного орудия мышления, поскольку они позволяют обозначить основные идеи и затем без труда четко выявить взаимосвязи между ними. Интеллект-карты неизменно прекрасно справлялись с ролью промежуточной стадии между размышлениями и переносом мыслей на бумагу.

Со временем я осознал, что наведение мостов между мышлением и письменным изложением мыслей является решающим фактором успеха применительно к научной и учебной работе, например аспирантов. Многие из моих коллег были не в состоянии заполнить упомянутый разрыв. Приобретая все больше и больше знаний о предмете исследования, они все меньше оказывались способными свести все детали вместе так, чтобы ясно их изложить.

Владение техникой интеллект-карт ставило меня вне конкуренции. Важным приложением являлась возможность формулировать и оттачивать собственные мысли без прохождения через длительный процесс многократного редактирования написанного. Отделив мышление от письменного изложения, я научился думать с большей ясностью и широтой. Когда наступало время садиться за письмо, у меня уже имелось четкое знание структуры и направления мыслей, от чего сам процесс их изложения стал гораздо проще и занимательнее. Я закончил свою диссертацию быстрее, чем за положенные три года, вдобавок успел написать главу для другой своей книги, помог основать новый ежеквартальный журнал по вопросам международной политики и даже поработать редактором в нем, занялся всерьез мотоспортом и даже женился (построив со своей будущей женой интеллект-карту, посвященную нашим планам на совместное будущее). Все это способствовало неуклонному росту моего энтузиазма по поводу метода интеллект-карт, особенно в части такого его приложения, как содействие творческому мышлению.

Интеллект-карты по-прежнему занимают центральное место в моей научной работе. В немалой степени они способствовали моей плодовитости в написании книг, статей и научных докладов. Более того, они помогли мне поддерживать широкий профиль даже в областях, где огромные объемы информации заставляют других переходить на узкую специализацию. Я также отдаю им должное за то, что они позволяют мне четко и ясно излагать все то, что касается теоретических вопросов, сложность которых обычно заставляет авторов ударяться в нечто неудобоваримое. Влияние, которое интеллект-карты оказали на мою карьеру, возможно, наилучшим образом иллюстрирует то, как меня часто характеризуют впервые встретившиеся со мной люди: «Вы гораздо моложе, чем я думал. Как только вам удалось столько написать за такое короткое время?»

Испытав столь сильное влияние идеи интеллект-карт на свою жизнь, я встал на путь ее активной популяризации, особенно в отношении ее очевидного потенциала в деле развития творческого мышления, что является лишь частью более обширной прикладной программы, разрабатываемой Тони.

В конце 1970-х годов Тони решил, что следует написать книгу, посвященную интеллект-картам, и мы обсудили мою возможную роль в ее написании. На тот момент наши с ним подходы к интеллект-картам сильно различались. В ходе своей преподавательской и писательской деятельности Тони разработал широкий спектр приложений для концепции интеллект-карты и приступил к тому, чтобы связать практический метод с теорией человеческого мозга, а также сформулировал целый ряд правил корректного построения интеллект-карт. Будучи сугубо научным автором, я проторил более узкую дорогу. При построении своих интеллект-карт я почти не придерживался какой-либо стройной концепции касательно формы, почти не использовал цвета или объекты образного мышления и вообще придерживался несколько иных взглядов на саму структуру используемых мною интеллект-карт. Я находил применение последним исключительно при написании научных работ, хотя временами, и с большой для себя пользой, использовал их в своей лекторской работе и менеджменте, когда мне доводилось этим заниматься. Я научился осмысливать продолжительные событийные ряды и использовать интеллект-карты для упорядочения и обеспечения потенциальной жизнеспособности крупных исследовательских проектов.

Сотрудничать при написании данной книги мы решили по целому ряду причин. Одна из них состояла в том, что, соединив наши два подхода, мы создадим более удачную книгу. Другая же – в том, что нас объединял пылкий энтузиазм в деле популяризации идеи интеллект-карт, стремление сделать ее доступной для всех желающих. Третьей причиной явилась неудовлетворенность, которую я испытывал из-за того, что все мои попытки научить студентов технике интеллект-карт терпели неудачу. Я убедился в правоте слов Тони о том, что учить людей следует не просто определенной технике или методике, но и самой манере мышления. Поэтому мне захотелось иметь книгу, которую я мог бы вручить человеку и напутствовать его словами: «Она научит вас мыслить и работать, по меньшей мере, как я».

Процесс работы над книгой был очень длительным. Он принял форму активного периодически возобновляемого диалога, в ходе которого каждый из нас добивался того, чтобы один полностью осознал идеи другого. Около 80 процентов книги – это заслуга Тони: вся теория мозга, связь между творчеством и памятью, правила построения интеллект-карт, большая часть описания метода, практически все учебные примеры и все, что касается связи с другими исследованиями. Текст, собственно, также его, поскольку созданием и редактированием текста занимался он. Мой основной вклад состоял в приведении в порядок структуры книги. Я также автор идеи, что подлинная сила интеллект-карт кроется в использовании базовых порядковых идей. Помимо этого, я играл роль критика, выдвигал неординарные идеи, оказывал моральную поддержку и принимал посильное участие в генерировании идей.

Потребовалось немало времени, прежде чем мы прониклись пониманием мыслей друг друга и оценили их по достоинству, но постепенно достигли почти полного согласия. Пусть и медленно, но совместное написание способно привести к созданию книги, отличающейся более широким диапазоном и глубиной идей, нежели это могли бы сделать авторы, работая самостоятельно.


Тони Бьюзен

Как сказал Барри, дело у нас шло рука об руку со словом, так что при написании «Супермышления» мы вовсю пользовались интеллект-картами. Построив за 15 лет независимо друг от друга собственные интеллект-карты, мы затем собрались вместе, чтобы сравнить их и взять лучшее друг у друга. Тщательно проанализировав имеющийся материал, мы собрали воедино все идеи, потратили время на проведение параллелей с явлениями, наблюдаемыми в природе, вновь независимо друг от друга «картировали» свои представления по поводу последующей стадии. В конце очередной стадии работы мы опять встретились, чтобы сравнить свои идеи и двинуться дальше. Интеллект-карта всей книги позволила составить для отдельных глав аналогичные карты, положенные в основу логики текста.

Процесс нашей совместной работы придал новый смысл слову «брат», а особенно слову «братство». Описывая понятие коллективного разума, мы пребывали в плену чудного ощущения, будто мы представляли собой пример такого разума, который обнаруживал всесокрушающую силу соединения наших умов.

Сегодня, по прошествии многих лет после выхода в свет первого издания «Супермышления», термин «майндмэппинг», т. е. процесс составления интеллект-карт, получил большую известность и стал воистину глобальным феноменом. Но истинный потенциал, которым он обладает с точки зрения революционной трансформации образа мышления, быть может, вами, читатель, до конца не осознан. Мы определенно понимаем, что нужно проделать еще массу работы, прежде чем интеллект-карты станут средством управления мозгом в учебе, на рабочем месте, в достижении баланса между профессиональной и личной жизнью. И вот почему я продолжаю разъезжать по всему миру и выступать с лекциями и семинарами на тему «Интеллект-карты, память и творчество». Мы также проводим «Фестиваль разума», серию мероприятий, включающую в себя, помимо прочего, Чемпионат мира по запоминанию (совместно с моим другом и коллегой международным шахматным гроссмейстером Реймондом Кином).

По мере развития высоких технологий стало появляться программное обеспечение майндмэппинга, кульминацией которого стала программа iMindMap – моя официальная программа. Это привело к резкому всплеску популярности использования интеллект-карт в бизнесе, в системе образования и личной жизни: люди все шире используют интеллект-карты как способ эффективнее организовать свою жизнь, строить планы и творчески мыслить. По мнению одного из самых знаменитых предпринимателей мира Билла Гейтса, «новое поколение программного обеспечения майндмэппинга может [также] использоваться как электронная форма “чистой доски”, помогающая получать и синтезировать идеи и данные, и в конечном счете создавать новые знания».

Мы искренне надеемся, что, читая «Супермышление», вы ощутите то непередаваемое предвкушение открытия, счастье познания нового и восторг от творчества, от общения с безграничным внутренним миром ближнего своего, что пережили и мы.



Классический пример полной интеллект-карты, использующей слова, картинки, иерархию и категоризацию, которая порождает собственные ассоциации и повышает способность к запоминанию.


Человеческий мозг уподоблю волшебному самоткущему станку , в котором миллионы сверкающих челноков ткут тающий на глазах узор , всегда полный смысла, но не способный просуществовать сколько-нибудь долго, обреченный гармонично смениться новым узором , и так без конца. Если бы можно было это увидеть, это выглядело бы так, словно Млечный Путь пустился в некий грандиозный космический пляс .

Чарльз Шеррингтон

Название : Супермышление.

Интересовало ли вас когда-нибудь, как работает мозг? Хотели бы вы улучшить свою память, повысить творческие возможности, ясность и эффективность мышления, общий уровень интеллекта и быстроту мысли?

В книге "Супермышление", являющейся частью революционной интеллект-серии Тони Бьюзена, вы ознакомитесь с инструментом под названием интеллект-карта (Mind-Map), который позволит достигнуть всего этого, мобилизовав возможности, скрывающиеся в вашем мозгу.


Интеллект-карта (Mind-Map), метко прозванная "швейцарским армейским ножом мозга", в настоящее время используется более чем 250 миллионами людей во всем мире. Неуклонно растет ее успех в сфере образования и бизнеса: сотни тысяч учащихся с ее помощью улучшили свои отметки, а многие фирмы, работающие в области высоких технологий, сэкономили миллионы фунтов стерлингов или обеспечили себе соизмеримую по объему прибыль. Данная книга знакомит вас с фундаментальными принципами повышения эффективности мышления и показывает, как их можно использовать с выгодой для себя.

"Супермышление" предоставляет полный программно-методологический комплект для вашего сверхмощного биокомпьютера - головного мозга!

СОДЕРЖАНИЕ
Слова признательности 4
Об авторах 6
Предисловие 10
Введение. О чем книга и как ею пользоваться 18
Раздел первый. ЕСТЕСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРА 25
Глава 1. УДИВИТЕЛЬНЫЙ МОЗГ 27
Глава 2. «ВЕЛИКИЕ УМЫ» 40
Глава 3. МОЗГ В ЗАТРУДНЕНИИ 44
Глава 4. РАДИАНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ 54
Глава 5. ПУТЬ ВПЕРЕД 5 8
Раздел второй. ОСНОВЫ 60
Глава 6. «МОЗГОВАЯ АТАКА» - КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА 61
Глава 7. «МОЗГОВАЯ АТАКА» - КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ 68
Глава 8. ОТ «МОЗГОВОЙ АТАКИ» К ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЕ 76
Глава 9. ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ 7 9
Раздел третий. СТРУКТУРА 89
Глава 10. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ 90
Глава 11. ВЫРАБАТЫВАЕМ СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ 118
Раздел четвертый. СИНТЕЗ 121
Глава 12. ВЫБОР 122
Глава 13. ПРИВОДИМ В ПОРЯДОК СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ 131
Глава 14. ПРИВОДИМ В ПОРЯДОК МЫСЛИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ 137
Глава 15. ПАМЯТЬ 144
Глава 16. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 1 5 0
Глава 17. КОЛЛЕКТИВНАЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА 159
Раздел пятый. ПРИМЕНЕНИЕ 169
Секция А. Интеллект-карты в персональной жизни человека 170
Глава 18. САМОАНАЛИЗ 170
Глава 19. АНАЛИЗ И РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ 177
Глава 20. ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ.. 185
Секция Б. Семья 192
Глава 21. УЧЕБА И СОЧИНИТЕЛЬСТВО В КРУГУ СЕМЬИ 192
Секция В. Образование 205
Глава 22. МЫШЛЕНИЕ 205
Глава 23. ПРЕПОДАВАНИЕ 213
Глава 24. ГЕНЕРАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА 226
Секция Г. Бизнес и профессиональная жизнь 238
Глава 25. ГРУППОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ: ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ И Т. П. . 2 3 8
Глава 26. ПРЕЗЕНТАЦИИ 245
Глава 27. МЕНЕДЖМЕНТ 2 5 5
Глава 28. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ 269
Секция Д. Будущее 275
Глава 29. К РАДИАНТНОМУ МЫШЛЕНИЮ И МЕНТАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 275
Раздел шестой. ПРИЛОЖЕНИЕ 290
Автографы великих умов: тест 290
Ответы на задания теста «Автографы великих умов» 300

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Супермышление - Бьюзен Т., Бьюзен Б. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.


Тони и Барри Бьюзен

Супермышление

Мы посвящаем эту книгу всем тем, кто борется за свободу и процветание человеческого интеллекта.

Тони Бьюзен

Тони Бьюзен – всемирно известный писатель, лектор и консультант правительственных учреждений, деловых компаний, профессиональных агентств, университетов и колледжей по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Он дал рождение теории интеллект-карт (Mind Maps®) – инструменту мышления, метко прозванному швейцарским армейским ножом вашего мозга!

Кроме того, Тони Бьюзен является основателем благотворительного трастового общества Брейн траст черити и движения брейн-клубов, президентом совета по интеллектуальным видам спорта и Бьюзен организэйшн, а также создателем концепций радиантного мышления и ментальной грамотности.

Тони Бьюзен родился в 1942 г. в Лондоне. В 1964 г. закончил университет Британской Колумбии, получив два почетных диплома: один по психологии, английскому языку и литературе и математике, а другой по общим наукам. В конце 1960-х-начале 1970-х гг. он работал в Дейли телеграф на Флит-стрит и редактировал Интернэшнл джернэл-ов-МЕНСА (международное издание общества высокоинтеллектуальных людей MENSA).

Среди написанных им 82 бестселлеров ставшая классикой «Научите себя думать» , а также другие книги из знаменитой интеллект-серии Бьюзена возвели его в ранг самых лучших авторов международного масштаба, печатающихся в издательстве Би-би-си. Его книги напечатаны в более чем 100 странах и переведены на 30 языков. Книжные магазины Уотерстоунс, газетная группа Экспресс и их рецензенты недавно включили «Научите себя думать» Тони Бьюзена в свой перечень 1000 величайших книг прошедшего тысячелетия.

Тони Бьюзен стал звездой международной величины в средствах массовой информации, являясь участником, ведущим или продюсером многочисленных теле-, видео– и радиопрограмм -как национальных, так и международных, включая бьющий рекорды телесериал Работай головой (Би-би-си ТВ), сериал Открытый разум (Ай-ти-ви), полнометражный документальный фильм о загадках мозга Волшебный вид, а также многочисленные ток-шоу. Две его последние видеопрограммы -получившая награды Сила разума (Би-би-си ТВ), посвященная использованию интеллект-карт в бизнесе, и Семейный гений, видеопрограмма, посвященная обогащению интеллектуальной жизни в семье.

Тони Бьюзен консультирует правительственные учреждения и транснациональные компании, включая Бритиш петролеум, Электроник дэйта системс, Дженерал моторс, Ай-би-эм, Менеджмент сентр юэроуп и Уолт Дисней, и регулярно читает лекции в ведущих бизнес-школах, университетах и колледжах. Когда данная книга готовилась к печати, он, в сотрудничестве с правительственными организациями Англии, Лихтенштейна, Сингапура, Мексики, двух стран Персидского залива -Бахрейна и Кувейта, был занят претворением в жизнь крупных инициатив в сфере образования.

Тони Бьюзен – основатель Мемориалы, всемирных чемпионатов по использованию резервов памяти, зачинатель всемирных чемпионатов по скоростному чтению и один из тех, кто положил начало регулярному проведению олимпиад по интеллектуальным видам спорта, последняя из которых, проведенная перед самым началом XXI века (века мозга!), привлекла 25 000 участников из 74 стран мира. Члены Организации молодых президентов с любовью прозвали его мистер Брейн. Он также обладатель самого высокого в мире коэффициента творческого мышления (творческого IQ). Он сочинил более 4000 поэтических произведений, некоторые из них были удостоены литературных премий и наград.

Тони Бьюзен – консультант олимпийских сборных многих стран, олимпийской команды Великобритании по гребле, а также олимпийской команды Великобритании по шахматам. Консультируя спортсменов, Тони Бьюзен сам увлекается спортом и даже заслужил ряд спортивных наград. Он избран членом Международного совета психологов, а также является действительным членом совета Института обучения и развития. Кроме того, он член совета Института директоров, почетный гражданин Лондона и почетный председатель обществ молодых предпринимателей при Кембриджском и Бристольском университетах. Значительную часть своей работы он посвящает помощи людям со сниженными способностями к учебе.

В дополнение к перечню его регалий, включающему премию Лидер Организации молодых президентов, следует упомянуть признание его заслуг компанией Электроник дэйта системс, вручившей ему премию Игл Кэчер , которую заслуживают те, кто предпринимает невозможное и достигает своей цели!

Барри Бьюзен

Барри Бьюзен – профессор факультета международных исследований в Вестминстерском университете Лондона и научный руководитель Центра исследований проблем мира и конфликтов при Копенгагенском университете. В 1988-1990 гг. он также являлся председателем Британской ассоциации международных исследований. Свою первую ученую степень он получил в университете Британской Колумбии (1968 г.), а звание доктора наук – в Лондонском экономическом колледже (1973 г.). Он активно использовал и развивал идею интеллект-карт с 1970 г., работал со своим братом над Супермышлением с 1981 г. своей академической работе он специализируется в вопросах истории и структуры систем международных отношений. Обладает обширными знаниями в области всемирной истории, политики, экономики, социологии. Его многочисленные письменные труды и лекции во многом касались концептуальных аспектов международной безопасности, теории международных отношений и региональной безопасности стран Европы, Южной Африки, Азии, а также Среднего Востока.

Лоуренс Фридман назвал его одним из самых интересных теоретиков современных международных отношений. На протяжении своей академической карьеры Барри Бьюзен использовал интеллект-карту как средство обработки информации по обширным и сложным темам, для подготовки и чтения лекций, при написании статей и книг. Его прежние публикации: Политика морского дна (1976 г.), Люди, государства и страх: проблема национальной безопасности в международных отношениях (1983 г.; переработанное 2-ое издание, 1991 г.), Недостаток безопасности на юге Азии и великие державы (1986 г., соавторы: Гоуер Ризви и др.), Введение в стратегические исследования: военные технологии и международные отношения (1987 г.), Переосмысление безопасности в Европе: сценарии эры после холодной войны (1990 г., соавторы: Мортен Келструп, Пьер Лемэтр, Эльжбета Тромер и Оле Вэвер), Логика анархии (1993 г., соавторы: Чарльз Джонс и Ричард Литл), Установление личности, миграция и новая повестка дня по безопасности в Европе (1993 г., соавторы: Оле Вэвер, Мортен Келструп и Пьер Лемэтр)

Предисловие

Тони : «В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая, направила меня в отдел медицинской литературы!

Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.

Я вышел в полном изумлении.

Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой. Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

Читайте также: