Трудотерапия. Понятие о трудотерапии Вознаграждение за трудотерапию оформление в психбольницах

Размещено на /


Введение

Понятие о трудотерапии

Трудотерапия при галлюцинаторном синдроме

Трудотерапия при депрессивных состояниях

Трудотерапия при двигательной заторможенности

Трудотерапия при олигофрении

Заключение

Список литературы


Введение


«Учение и труд все перетрут» - с этой пословицей трудно не согласиться. Обучение и трудовая деятельность – это важнейшие составляющие человеческой жизни, при их отсутствии человек вряд ли реализуется как полноценная личность. Труд не только является стимулом для самоактуализации, он также благотворно влияет на состояние здоровья человека. В психологии давно известно, что депрессию можно преодолеть, если взять себя в руки найти занятие, работу, т. е. над чем-то потрудиться, сосредоточиться на выбранном деле, что поможет отогнать тоскливые мысли, повысить жизненный тонус.

По этим и многим другим причинам в лечебной медицине возник такой вид терапии как трудовая терапия, т. е. использование трудовых процессов с лечебной целью. При некоторых заболеваниях трудотерапию применяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов, используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц (например, работа в саду). В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей используют специальные виды труда с определённым объёмом движений и участием определённых групп мышц. Наиболее широко трудотерапиюприменяют в психиатрии с целью благотворного воздействия на психику больных. Именно об использовании изучаемого нами вида терапии в лечении и реабилитации людей с психическими заболеваниями и состояниями пойдет речь в дальнейшей нашей работе.


1. Понятие о трудотерапии


Трудотерапия, трудовая терапиялечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет больным постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневной жизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается больной, специально подбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждого человека; при этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности и склонности. К таким видам деятельности относятся: изготовление изделий из дерева и металла, роспись изделий из глины и другие художественные промыслы, домоводство, различные социальные навыки (для психически больных людей) и активный досуг (для престарелых). К трудотерапии также относится процесс освоения механических средств передвижения и адаптация к жизни в домашних условиях.

При использовании данного вида терапии в лечении психически больных трудовые процессы, подобранные в зависимости от состояния больного, оказывают активизирующее или успокаивающее действие.Трудотерапияпри подостром и хроническом течении психических заболеваний и состояниях, обусловливающих изменения личности больных, играет большую роль в системе их социально-трудовой реабилитации. Постепенно усложняющиеся трудовые процессы тренируют и укрепляют компенсаторные механизмы, облегчая переход к труду в условиях производства.

Проблема психологии трудотерапии психически больных – пограничная для психологии труда и клинической психологии. Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раздел психологии труда, так как это направление, в котором изучается, по словам С.Г. Геллерштейна, «труд как фактор развития и восстановления».

В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации (т. е. восстановления больного после перенесенного болезненного периода):

1) профессиональная реадаптация (возврат к прежней профессиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»).

2) производственная реадаптация (возврат к труду, но при снижении квалификации);

3) специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых щадящих условиях);

4) лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь работа во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);

5) внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обязанностей);

6) внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах психики).

Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной дocтиг максимально высокого, доступного для него уровня реадаптации.

Опыт 30-х гг. XX века, когда в психиатрических клиниках вводилась терапия занятостью в самых простых формах (больным предложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эффективным. С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные па Калининской психоневрологической больнице, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз – с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. – никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. Лишь 63% больных были занять трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократилась па сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78%, а в женском – на 49%.

Какими же свойствами обладает ручной труд как разновидность лечебно-восстановительного, воздейственного средства по отношению к психически больным?

Трудотерапия понималась С.Г. Геллерштейном как разновидность средств психологии воздействия, как стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.

Геллерштейн видел суть целебных сторон ручного труда в том, что этот вид деятельности обладает такими весьма ценными признаками, как:

соответствие человеческим потребностям;

целевой характер деятельности;

мощное воздействие упражнения;

мобилизация активности, внимания и т.д.;

необходимость приложения усилия, напряжения;

широкие возможности компенсации;

преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их и дозировки;

включение в жизненно полезный ритм;

результативность, предпосылки организации обратной связи и совершенствования функций;

благодарное поле для отвлечения, переключения, смены установки;

рождение положительных эмоций – чувства удовлетворения, полноценности и др.;

коллективный характер труда.

Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состояние больного, эта зависит от его состояния, используемой формы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и его содержания.

Так, трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройcтвом сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временно противопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и астенических состояниях. Относительно противопоказана трудотерапия для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личности больного.

Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов труда, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом характера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л.С. Выготсткому, доступной для него и актуальной. С.Г. Геллерштейн предлагал психологу, проектирующему программу трудотерапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная модификация профессиографии.

Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем понять связи между конкретными формами трудовой активности и патологическим состоянием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно-обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии».

Геллерштейн и Цфасман придерживались двух основных принципов использования трудотерапии:

Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности. Этот принцип часто нарушался: например, инструктор предлагала больным заниматься вязанием в палате, но не отмечала индивидуального характера работы. Предмет труда и орудия вязания убирались на ночь (видимо, чтобы больные не поранили себя и других). Утром инструктор могла дать больной не ее начатую варежку, а чей-то недовязанный носок.

Необходим индивидуальный учет выработки больных. Только в этом случае можно контролировать эффект трудотерапии.

Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным на негативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию больного намеченном, доступном для него прогрессивном направлении социально-трудовой реадаптации.


2. Трудовая терапия при галлюцинаторном синдроме


Пример. Больной шизофренией со слуховыми галлюцинациями продуктивно и систематически плел корзины в лечебно-трудовых мастерских, но галлюцинации даже не ослабевали. Его перевели на разработку торфа, требующую большого напряжения сил при норме выработки здорового человека. Через 1,5-2 месяца «голоса» стали слышаться реже. Больной стал другим человеком: оживленным, подвижным, более общительным, заявлял, что чувствует себя прекрасно, «голоса» слышит редко, причем «они стали тихими, еле слышно», а главное – «они говорят исключительно в положительную сторону, чтобы хорошо работалось, быть веселым» и т. д., причем сам больной считает эти положительные сдвиги в своем состоянии результатом именно той «настоящей работы», какой явилась добыча торфа.

Пример. Больная шизофренией (галлюцинаторно-параноидальная форма) чувствовала в себе присутствие посторонних «существ», боролась с ними прижиганием горящей сигаретой, била себя кулаком, кричала. С помощью метода наблюдения в течение трех часов работы и трех часов отдыха, было установлено, что количество реакций больной на галлюцинаторные «раздражители» снижалось более существенно при поливе огорода (38 случаев) и прополке (83 случая), чем в условиях отдыха – при починке белья (289 реакций).

Вывод

При активном включении больных в трудовые процессы галлюцинаторные переживания ослабевают. Но это возможно при условии, что труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации (т. е. требующим непрерывного сознательного контроля, мобилизованности внимания, разнообразной динамической интенсивной работы). Механизм лечебного действия труда – подавление патологической доминанты созданием новой доминанты – трудовой. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями. Активный труд уменьшает эту поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием.


3. Трудовая терапия при депрессивных состояниях


Пример. Больная З. (52 года) находилась а Тихвинской психиатрической колонии шестой год с диагнозом шизофрения. Была замкнута, угнетена, часто плакала, большую часть дня лежала в постели, укрывшись с головой, часто отказывалась от пищи. Летом начала трудотерапию во время беседы говорила, что все кругом давит, что не хочет видеть людей, свет, поэтому закрывает голову полотенцем. Просила не называть ее по имени, ибо она этого не достойна. Долго отказывалась от всякой работы. Какую работу ей предложить? Работать в поле – нельзя, жарко, состояние и без того тяжелое. Клеить пакеты? Это не отвлечет от тягостных переживаний. Вязать, вышивать - не умеет, нужно учить, продуктивный труд отодвинут надолго. Оказалось, что больная умеет прясть (на «самопряхе»). Для нее специально привезли в больницу «самопряху». Это работа живая, динамичная, знакомая и при этом индивидуальная, нет необходимости общаться с другими людьми. 14.04.1950г. - качество работы низкое, затем постепенно улучшалось. 16.04.1950 г. - тяготится бездельем: «Я жду-не дождусь, пока мне дадут работу, мне тяжело без работы, даже грудь разрывается». На восьмой день повязывает голову платком, а не полотенцем. Глубокая тоска уступает место ровному настроению. Работает все время без перерыва, адекватно реагирует на происходящее вокруг. Через некоторое время встал вопрос о ее выписке. Больная просит помочь вернуть ей ее домик, занятый на время болезни родственниками. Стала целеустремленной, активной, поехала в Красноярск добиваться помощи от прокуратуры.


4. Трудотерапия при двигательной заторможенности


Пример. Больной Б., диагноз: шизофрения, кататоническая форма. Целый день лежит в постели в однообразной позе, действия импульсивные, агрессивен, неконтактен. Его упорно привлекали к труду - стал ежедневно участвовать в индивидуальном труде по наружным работам под руководством медсестры. В психическом состоянии замечены некоторые улучшения. Но когда его включили в состав бригады больных (12-15 человек), состояние больного резко ухудшилось, опять проявляется агрессия, застывает в одной позе. Коллективная работа оказалась непосильной. Перевели в бригаду из четырех человек - поведение улучшилось. Но опять наступило ухудшение, когда к нему прикрепили в качестве партнера активного, хорошо работающего больного.

Вывод

Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду.

Психологи делают вывод о том, что в трудотерапии важно отслеживать трудовые возможности больного в каждый момент времени, соблюдать постепенность, ступенчатость в увеличении нагрузки, избегать ситуации демонстрации больному его недостатков. Предлагается.метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает вместе с больным на спаренной работе, выделяет свойственные больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и т.д.

Для активизации речи больных инструктору по труду, врачу, медсестре рекомендуется активно вызывать ответную речь больного и организовывать труд так, чтобы речь была необходима, включать больного в культурные мероприятия, спорт, игры, стимулирующие речевую активность. Таким образом, трудотерапия должна быть не единственной универсальной формой восстановительно-реабилитационной активности, но звеном в системе реабилитационных мероприятий.


5. Трудотерапия при олигофрении


Для психологии труда представляют интерес также исследования грубых форм психопатологии и возможности социальной реадаптации такого рода больных с помощью трудотерапии. В 70-е гг. XX в. в практике отечественных интернатов для психохроников активно внедрялись занятия трудом. В конце 70-х гг. было проведено сравнительное исследование интернатов госпитального типа (руководители которых убеждены в том, что «больной должен только кушать и спать») и интернатов социально-реабилитационного профиля (в которых инвалиды привлекались к трудовой деятельности, а олигофрены (имбецилы) даже работали в цехах настоящих заводов, правда, по 4 часа в день). Психологам удалось экспериментально доказать, что комплексная социально-реабилитационная программа обеспечивает возможность личностного развития больных, страдающих олигофренией, и перехода их на более высокую ступень социально-трудовой реадаптации. В экспериментальном обследовании сравниваемых групп инвалидов применялась методика Е.И. Рузера, позволявшая измерять продуктивность умственного труда при разной стимуляции. Оказалось, что инвалиды (олигофрены) из интернатов реабилитационного профиля (при одинаковом медицинском диагнозе) проявляли себя в большей степени как здоровые люди: они не только быстрее и качественнее справлялись с тестом, но и работали более продуктивно, если в качестве награды предлагались похвала перед коллективом, экскурсия в город, в кино. Инвалиды из интернатов госпитального профиля предпочитали наглядно-действенные стимулы - конфету, игрушку.

трудотерапия реабилитация психический больной


Заключение


Таким образом, ознакомившись с общими и некоторыми частными аспектами трудотерапии при психопатологии, можно сделать общий вывод, состоящий в том, что если для каждого больного, страдающего психическим заболеванием, подобрать индивидуально, терпеливо подходящий вид труда, можно существенно улучшить состояние больного после медикаментозного лечения, снизить выраженность патологических симптомов, восстановить в известной мере его активность, поддержать в личности больного ее человеческие, социальные качества.


Список литературы:


Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Принципы и методы трудовой терапии психически больных. - М.: Медицина, 1964. – 164 с.

Греблиовский М.Я. Трудовая терапия психически больных. – М.: Наука, 1966.- 253 с.

Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие для студентов высш. уч. зав. - М.: Академия, 2007. – 384 с.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2005. – 480 с.

Рябинова Ф.С. Эффективность трудовой терапии при психических заболеваниях. – Л., 1971. – 236 с.

Размещено на

Похожие рефераты:

Рефлексологическая теория – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев

Общая характеристика шизофрении, ее этиология и онтогенез. Психическая болезнь с тенденцией к хроническому течению. Психологические особенности больного шизофренией. Существенная группа симптомов в диагностике. Медикаменты как основные средства лечения.

Реабилитация больных. Эриксоновский гипноз. Нейролингвистическое программирование. Гештальт-терапия. Групповая психотерапия. Эмоционально-когнитивная терапия. Поведенческая, антикризисная психотерапия. Трудотерапия. Работа психокоррекционной группы.

Цель работы – изучение эффективности и переносимости препарата коаксил (тианептин) при лечении психогенных депрессий у больных пожилого возраста.

Метод наблюдения. Метод опроса. Лабораторный эксперимент. Методы построения простых и сложных теоретических объектов. Преобразующие или конструктивные методы психологии труда.

Трудотерапия

Симферополь, 2013

Трудовая терапия (трудотерапия)

Трудотерапия (лечение трудом) применялась на практике русскими врачами-клиницистами М.Я. Мудровым, Г.А. Захарьиным, А.А. Остроумовым и др. Это активный метод восстановления трудоспособности больного. В основе трудотерапии лежит систематическая тренировка бытовых и производственных движений, восстановление утраченных двигательных навыков. Трудотерапия нормализует психику больного, стимулирует функции пораженной системы (органа) и является важной составляющей в общей системе реабилитации больных. В трудотерапии применяют различные виды деятельности: работа в саду и огороде (зимой в оранжерее), уборка помещений, плетение, шитье, столярные и слесарные работы, лепка и др.

В настоящее время трудотерапия приобретает важное значение в реабилитации больных. Для проведения трудотерапии необходимы хорошо оборудованные специальные помещения. В связи с комплексным характером реабилитации кабинеты трудотерапии должны располагаться вблизи зала для ЛФК, бассейна, массажного кабинета, физиотерапии. В стационаре трудотерапия осуществляется как в условиях палаты, так и в специально оснащенных кабинетах (мастерских и пр.).

Применение трудотерапии в системе реабилитации зависит от клинических особенностей заболевания, динамики репаративных процессов и преследует цель предупреждения развития вторичных патологических изменений в тканях опорно-двигательного аппарата, ограничивающих двигательную функцию. Методика использования трудовых процессов построена на основе физиологии трудовых движений. В результате повреждений и различных ортопедических заболеваний, патологии центральной нервной системы, позвоночника у больных развиваются тяжелые функциональные расстройства, нарушающие трудоспособность, что нередко приводит к инвалидности. По данным врачебно-трудовой экспертизы, причиной снижения и утраты трудоспособности больными является не только тяжесть повреждений и заболеваний, но и несвоевременно и нерегулярно проводимое реабилитационное (восстановительное) лечение, а также неполное использование всех средств реабилитации, предназначенных для восстановления и развития временно утраченных функций больного.

Практика показывает, что раннее применение трудотерапии и других реабилитационных средств позволяет восстановить полностью (или частично) трудоспособность больного, способствует приобретению им трудовых и бытовых навыков по самообслуживанию и помогает избежать инвалидности.

Задачи трудотерапии : восстановление утраченных функций путем применения дифференцированных видов труда; восстановление профессиональных и бытовых навыков (самообслуживание, передвижение и др.) и социальная реинтеграция (трудоустройство, материально-бытовое обеспечение, возвращение в трудовой коллектив); оказание общеукрепляющего и психологического воздействия на организм больного.

При применении трудотерапии нужно учитывать анатомо-физиологические особенности пациента, а подбор движений должен быть основан на характере заболевания и особенностях его течения, что определяет дозировку, сложность и исходное положение при выполнении трудовых процессов (упражнений). Упражнения должны выполняться длительно, систематически, с постепенно возрастающей нагрузкой. Следует избегать упражнений (операций), которые могут привести к закреплению порочного (ненужного для данной профессии) двигательного стереотипа.

Основные факторы (аспекты) трудотерапии (по материалам экономического и социального департамента ООН) следующие: восстановление двигательных функций, рабочих навыков и обучение повседневным видам деятельности; изготовление (совместно с протезистами) простейших приспособлений, помогающих выработать навыки самообслуживания; определение степени восстановления профессиональной трудоспособности.

Трудовая терапия имеет два основных направления: занятие трудом и терапия трудом

Занятие трудом - это заполнение свободного времени больного рисованием, лепкой, изготовлением сувениров, улучшающих психоэмоциональное состояние находящегося в больнице.

Терапия трудом - использование с лечебной целью различных трудовых процессов, трудовых операций.

Различают три основные формы терапии трудом: восстановительная трудовая деятельность, направленная на предупреждение двигательных расстройств или восстановление нарушенных функций; трудотерапия, направленная на общее укрепление, поддержание функционального состояния и трудоспособности в случае длительного течения заболевания; производственная трудотерапия, подготавливающая больного к профессиональному труду (деятельности), осуществляемая в близких к производству условиях (на станках, тренажерах, стендах и пр.).

Учитывая клинику заболевания, имеющиеся функциональные изменения (функциональный дефект), подбирают и вид трудовой терапии. Реабилитация утраченной двигательной функции осуществляется двумя путями: посредством развития утраченных двигательных функций и приспособления (адаптации) больного к труду.

Выделяют три группы трудовых операций (упражнений): трудотерапия в облегченном режиме (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление игрушек из поролона, марлевых масок и др.); трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) силу, выносливость мышц рук (лепка, работа рубанком, напильником и др.); трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) тонкую координацию движений пальцев, повышение их чувствительности (вязание, плетение, печатание и др.).

При значительном движении двигательной функции руки (рук) используют специальные приспособления для ее поддержки при выполнении работы (лямки, подвешивание и пр.). Подбор упражнений проводится на основе динамической анатомии, физиологии труда. Кроме того, трудовые процессы (упражнения) назначают с учетом профессии больного, его возраста, функциональных нарушений и др.

Общеукрепляющая трудовая терапия является средством повышения физической работоспособности. Под влиянием трудовых занятий улучшается психоэмоциональное состояние больного и функция опорно-двигательного аппарата.

При постельном режиме больным назначают работу по вязанию, плетению, лепке, шитью, рисованию и др.

Ходячие больные в состоянии заправить кровать, убрать помещение, территорию, они могут работать в мастерских, цветочных оранжереях и т.д.

Производственная трудовая терапия связана с работой на различных станках (ткацких, деревообрабатывающих, столярных, картонажных и др.). Она дает возможность ориентировать больного на работу по прежней специальности или получение новой специальности.

В ходе трудотерапии больной приобретает психологическую и физическую подготовку к своей трудовой деятельности. Для пациента создаются условия, близкие к производственным, проверяется остаточная трудоспособность больного, его работоспособность, происходит восстановление ряда временно утраченных больным профессиональных навыков (умений).

Периоды трудотерапии

Первый период (2-4 нед.) - от момента операции до снятия гипсовой лонгеты. С 2-3 дня рекомендуются активные и пассивные упражнения и выполняются облегченные трудовые процессы здоровой конечностью и пальцами травмированной руки, свободной от иммобилизации.

Второй период (3-4 нед.) - после снятия швов и гипсовой лонгеты. Расширяется комплекс ЛФК и трудовых операций, требующих активного участия травмированной руки.

Третий период (6-12 мес. и более) - после выписки из клиники на протяжении всего периода восстановления поврежденного нерва. Трудовая терапия, ЛФК и массаж (самомассаж, криомассаж) проводятся длительное время в поликлинике и в домашних условиях.

Главными в комплексе движений являются упражнения, развивающие навыки самообслуживания (умывание, одевание, раздевание, бритье, повязывание платка и др.), уборка помещений, работа в саду (огороде) и др. Рекомендуются также плетение, вышивание, лепка, вязание, изготовление картонных игрушек, разборка мелких деталей, рисование, машинопись, столярные работы (работа рубанком, полировка деревянных поверхностей) и др.

Трудовая терапия должна быть дифференцированной на разных этапах реабилитации. По подбору упражнений и нагрузке она подразделяется по величине нагрузки (интенсивности выполнения манипуляций), подбору манипуляций и пр.; по достигаемому освоению манипуляций (движений); по локализации воздействий на опорно-двигательный аппарат.

Нагрузка в дозировании трудовых процессов (навыков) осуществляется подбором веса рабочего инструмента, исходным положением (позой), продолжительностью выполнения манипуляций, подбором захвата рукоятки инструмента, специальными приспособлениями к инструментам и бытовым приборам (ложка, бритва и др.).

В процессе трудовой терапии осуществляется постепенный переход от пользования инструментами, облегчающими вовлечение больной конечности в работу, к обычным инструментам. Для удержания руки в удобном положении применяют подставки, приспособления для фиксации предплечья, инструментов и пр. В трудотерапии используют различные виды манипуляций с инструментами, на стендах и пр., способствующих восстановлению объема движений в суставах, силе мышц рук, выработке тонкой координации движений пальцев и повышению их чувствительности.

Трудовая терапия-активный лечебный метод восстановления либо компенсации утраченных функций при помощи разумной работы, направленной на создание полезного продукта. Трудотерапия как метод реабилитации известна с давних времен. Еще К. Гален рекомендовал гимнастику и занятия определенными видами труда при ожирении, общей слабости, нарушениях движений в суставах. Трудотерапия является эффективным методом лечения, что связано с её особенностями: целенаправленностью совершаемых в процессе труда движений, результативным характером деятельности больного, возможностью привнесения в процесс труда элементов творчества. Выделяют несколько сторон общего лечебного воздействия труда: стимуляцию жизненных процессов и повышение сопротивляемости организма и личности болезни; отвлечение от болезненных переживаний; укрепление интелектуально-волевых качеств в соответствии с условиями и требованиями реальности; повышение психического тонуса больного, освобождение его от чувства своей неполноценности и ущербности; восстановление связи больного с коллективом [Каптелин А.Ф., Ласская Л.A., 1979J.
Сосредоточив внимание на результатах труда, больной лучше преодолевает боязнь болевых ощущений, смелее выполняет заданные движения, что увеличивает лечебный эффект метода. Однако трудотерапия дает эффект только в том случае, когда труд целесообразен, а выполняемая работа приносит практические результаты. Не всякое привлечение больного к труду может считаться лечебным или полезным. Ch. Haerlin выделяет следующие признаки «труда без терапии»: отсутствие оплаты или несоответствие её объему труда больного; подчинение работы лишь хозяйственным нуждам лечебного учреждения, а не задачам реабилитации; недифференцированность и многолетняя стабильность характера работы, отсутствие ориентации больных на их будущую профессиональную деятельность.
Основными показаниями для применения трудовой терапии служат расстройства двигательной функции (ограничение амплитуды движений в суставах, снижение силы и тонуса мышц, нарушение координации движений), возникающие вследствие травм, воспалительных процессов, заболеваний и травм периферических нервов, черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, мозгового инсульта, детского церебрального паралича и пр. Особую ценность приобретает трудотерапия в реабилитации больных с патологией верхней конечности, так как упражнения ЛФК не могут полностью воспроизвести сложные движения, необходимые для выполнения бытовых и трудовых актов, совершаемых человеком [Голубкова Р.А., 1972].
Рациональное использование трудовых операций не только ускоряет восстановление мышечной силы, нормального объема движений в суставах, координации, но и приспосабливает человека к труду, развивая остаточные возможности нарушенных функций.
Трудотерапия противопоказана при обострении основного заболевания, злокачественных новообразованиях, общем тяжелом состоянии больного, склонности к кровотечениям.
К общим принципам назначения трудовой терапии относятся: раннее начало, индивидуальность, строгая дозированность воздействия, комплексное применение в сочетании с другими методами лечения, в строгом соответствии с характером повреждения, сроком после травмы и течением репаративного процесса.
Общая методика применения трудовой терапии определяется характером наблюдающихся у больных нарушений и основана на точном биомеханическом анализе выполняемых трудовых операций. Выбор конкретной работы зависит от основного заболевания, локализации нарушений подвижности, тяжести поражения, возраста, пола, общего состояния больного. После травмы в период иммобилизации конечности больному предлагают выполнять облегченные трудовые операции преимущественно неповрежденной рукой и за счёт движений в суставах пораженной конечности, которые не подверглись иммобилизации. В дальнейшем применяют увеличение объема движений в травмированной конечности и выполнение работ, требующих большего мышечного усилия.
У больных с патологией нервной системы необходимо строго дифференцировать подбор трудовых операций в соответствии с характером нарушений движения, их выраженностью, преимущественной локализацией. В связи с тем, что у больных с поражением нервной системы быстро развивается утомление, в процессе трудотерапии следует тщательно дозировать физическую нагрузку.
Е.А.Богданов подразделяет трудотерапию на 3 периода: 1 период - начальный, соответствует периоду ознакомления больного с элементами предстоящих трудовых операций и практическим освоением их, основывается на физических возможностях больного и психологической подготовленности к труду. В этом периоде требуется наибольшее внимание к больному со стороны врача-трудотерапевта и со стороны инструктора-методиста. 2 период - активной трудотерапии с производством готового продукта или полуфабриката, с выполнением предусмотренных плановых заданий. Продолжительность занятий увеличивается до 45 мин. - 1 часа. Подбор выполняемых больным операций производится с учетом воздействия на дефекты при движениях и контролируется измерением динамики амплитуд движений в суставах, динамометрией. 3 период - заключительный, период интенсификации нагрузок, «врабатывания» в трудовые нагрузки, близкие к производственным. В этом периоде врач-трудотерапевт на основании переносимости больным нагрузок и выполняемой работы, определяет подготовленность его к обычной, свойственной данному больному трудовой деятельности и свидетельствует о завершении лечения. Ежедневная продолжительность занятий в этом периоде - 2 часа и более.
Исходя из поставленных целей и задач, решаемых в процессе реабилитации, трудотерапия может быть:
1. Лечебно-тренирующей, цель которой - восстановить нарушенную функцию поврежденного сегмента. Она направлена на тренировку мышечной силы, нормализацию объема движений в суставах, восстановление координации движений и нарушенных схватов. Кроме того, лечебно-тренирующая трудотерапия может обладать комплексным воздействием на все нарушенные функции травмированного сегмента.
2. Психотерапевтической, цель которой - отвлекающее воздействие труда на пациента при длительном пребывании его в больничных условиях.
3. Обучающей (или с элементами переобучения), ставящая своей целью обучение или переобучение пострадавшего (инвалида) новой профессии, исходя из остаточных функциональных возможностей поврежденной конечности.
В зависимости от форм проведения, используемых методик и оборудования выделяют клиническую (проводится без учета основной профессии больного) и индустриальную трудотерапию (предусматривает использование труда в условиях, максимально приближенных к профессии пациента).
Клиническая трудотерапия, в зависимости от имеющихся в реабилитационном учреждении условий (материально-техническая база, соответствующие специалисты), применяется в различных видах (рис. 3.24) - от элементарных трудовых процессов с облегченной нагрузкой (картонажные работы, наматывание ниток, изготовление изделий из поролона, марли др.) до вырабатывающих тонкую координацию движений пальцами (работа на пишущей машинке, компьютере, лепка, плетение, вязание и т.д.). Наиболее широкое распространение получили столярные работы, шитье, переплетные работы, гончарные работы, макраме, ковроткачество, флористика, плоскостная лепка, аппликация тканью, бумагой, соломкой, вязание, шитье, вышивка. При этом непременным условием успешного применения клинической трудотерапии является адекватность тренирующего воздействия используемых методик функциональному состоянию поврежденного сегмента. Среди наиболее часто применяемых трудовых операций (либо их технологических составляющих), выделяют:
1. Операции, направленные преимущественно на увеличение объема движений в суставах пальцев, лучезапястном, локтевом и плечевом суставах. К ним относятся: ковроткачество, работа с ножовкой, лобзиком, напильником, молотком, вязание, макраме, вышивание, отдельные элементы флористики, лепки, аппликации и шитья.
2. Операции, направленные на тренировку координации (требующие тонких дифференцированных движений) и захватов кисти (копчиковый, боковой, силовой, шаровой, кулачный). Это нанесение рисунка при ковроткачестве, плоскостной лепке, аппликации бумагой, вышивка и шитье, флористика, аппликация соломкой, вязание, макраме, столярные работы.
3. Операции, позволяющие тренировать мышечную силу (все виды используемой трудотерапии). Для выполнения трудовой операции больному с деформированными суставами пальцев и отсутствием полноценного пальцевого захвата предлагают пользоваться рабочими инструментами с измененной соответствующим образом ручкой или снабженной специальной, удобной для захвата насадкой либо фиксирующим ремнем.

Клиническая трудотерапия в большей степени обладает положительным психотерапевтическим действием, чем лечебно-тренирующим эффектом. Следует отметить, что клиническая трудотерапия может быть использована и для решения различных практических нужд данного реабилитационного учреждения (изготовление марлевых повязок, канцелярские и переплетные работы и т.д.).
Индустриальная трудотерапия в оптимальном варианте направлена на восстановление временно утраченных и образованию новых рабочих навыков. Помимо чисто лечебных целей, производственная трудотерапия имеет значение для последующего трудоустройства инвалидов. Целесообразность применения такого вида трудотерапии определяется несколькими обстоятельствами:
- в условиях привычной работы, основанной на закрепившемся динамическом стереотипе, особенно быстро происходят процессы восстановления и компенсации;
- четкое выполнение знакомой операции, связанной с прошлой профессиональной деятельностью больного, вызывает положительные эмоции;
- производственная трудотерапия помогает правильно оценить трудовые возможности пациента, что необходимо для определения его социального прогноза.
Индустриальная трудотерапия проводится в условиях, близких к производственным. В нашей стране впервые внедрена на Горьковском автозаводе [Гринвальд И.М., Щепетова О.Н., 1986], в настоящее время применяется также в Центре реабилитации текстильщиков (г. Иваново). В процессе ее проведения, наряду с другими методами восстановительного лечения, могут использоваться элементы и процессы профессионального труда, специально сконструированное оборудование и инструменты, с помощью которых одновременно создается товарный продукт в экономически ощутимом объеме. Используемое при этом модернизированное промышленное оборудование имеет специальные приспособления, которые позволяют придать усилиям и движениям больного специфический, целенаправленный характер с учетом конкретного дефекта. Для осуществления целенаправленного лечебно-тренирующего воздействия трудовых операций в используемое оборудование и инструменты вводятся различные дозирующие и нагружающие устройства. Подобное переоборудование системы управления станком превращает его, по сути, в механотерапевтические и гимнастические снаряды. С их помощью осуществляется основная задача реабилитации - целенаправленная двигательная терапия. Специально сконструированные ручки и рычаги управления к станкам, пневматическим и механическим приспособлениям, а также специальная организация рабочих мест позволяют целенаправленно тренировать различные виды движений в заданном темпе, с дозированным сопротивлением, в статическом и динамическом режимах. Изменения, вносимые в конструкцию промышленного оборудования или организацию рабочих мест, создают оптимальные условия как для усиления целенаправленного воздействия трудового движения, так и для облегчения работы больным с ограниченными двигательными возможностями.
Принципы конструирования оборудования для реализации этих задач включают:
- возможность тренировать любые сегменты поврежденной конечности;
- строго дозировать динамические и статические нагрузки;
- обеспечить такие дополнительные условия, которые позволяют выполнять производственные операции функционально неполноценной конечностью.
Возможность тренировки правой или левой руки в процессе трудотерапии может быть достигнута за счет модернизации системы управления станком или приспособлением. Конструкция обычного заводского оборудования (пневматических и механических приспособлений, настольных и вертикальных сверлильных станков) открывает широкие возможности для его использования в восстановительном лечении за счёт модернизации системы управления без изменения основного производственного назначения этого оборудования. Устанавливая ручки или рычаги управления для правой или левой конечности, можно сделать управление оборудования универсальным и использовать его для целенаправленного лечебно-тренирующего воздействия на любой сегмент (рис. 3.25).
На ручки или рычаги управления станком и приспособлением устанавливаются насадки и рукоятки различного диаметра и формы. Они, с одной стороны, позволяют выполнять производственную операцию функционально неполноценной кистью, а с другой - служат лечебно-тренирующим целям. С их помощью может тренироваться любой соответствующий схват поврежденной кисти (шаровой, щипковый, цилиндрический). Изменение формы и диаметра рукоятки в процессе реабилитации является дополнительным тренирующим моментом, стимулирующим функцию кисти при выполнении производственной операции.

Для осуществления целенаправленного лечебно-тренирующего воздействия трудовых операций используется принцип введения в оборудование и инструменты различных дозирующих устройств. Включение в систему управления пружин, противовесов и специальных устройств, градуированных по тяжести, дает возможность дозировать нагрузку в зависимости от функционального состояния поврежденного органа и стадии восстановительного лечения.
В конструкцию системы управления станком или приспособлением можно заложить препятствие рабочему ходу ручки или рычага управления. Больному необходимо снять это препятствие, чтобы обеспечить рабочий ход оборудованию. При этом осуществляется не только разработка движений в суставах поврежденного сегмента, но и тренировка мышц в изотоническом режиме. Продолжительность статического напряжения мышц равна времени, необходимому для обработки детали.
Дозирование нагрузок на поврежденную руку обеспечивается благодаря применению при выполнении производственной операции специальных «нагружающих» и «разгружающих» устройств, градуированных по тяжести. «Разгружающие» устройства используются для уменьшения нагрузки на поврежденную руку в процессе выполнения трудовой операции. Они предназначены для подвешивания (поддерживающая функция) больной конечности в удобном для неё положении. Эти приспособления могут иметь вид подвесок на кронштейне для иммобилизированной конечности или специальных антигравитационных устройств, с помощью которых обеспечивается фиксированное рабочее положение повреждённой руки.
Применение трудотерапии в общем комплексе реабилитационных мероприятий позволяет улучшить клинико-функциональные исходы лечения, снизить сроки врсменой нетрудоспособности, возвратить пострадавшего к общественно-полезному труду, что особенно важно в современных экономических условиях.

Литература

1. Аулик И.В.Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - М.. Медицина, 1990.
2. Богданов Е.А. Восстановительное лечение последствий повреждений и заболеваний кисти II Ортопедия, травматология и протезирование, 1983. - № 9. - С. 63-68.
3. Вогралик В.Г, Вогралик М.В. Пунктурная рефлексотерапия. -Горький: Волго-Вятское изд., 1988.
4. Танеев П.П. Пластмассовые шины для предплечья и кисти //Хирургия, 1961. - № 5. - С. 130-131.
5. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Унив-та. - 3-е изд., 1990.
6. Голубкова Р.А. Методика применения лечебной физкультуры в сочетании с трудотерапией при переломах костей кисти и пальцев. - Автореф. дис.... канд. мед. наук. - М., 1972.
7. Гойденко B.C., Ситель А.Б., ГалановВ.П., Руденко И.В. Мануальная терапия неврологических проявлений остеохондроза позвоночника. - М.: Медицина, 1988.
8. Гольдблат Ю.В. Дифференцированная комплексная восстановительная терапия постинсультных больных с двигательными нарушениями: Автореф. дис.... канд. мед. наук. - Л., 1973.
9. Грабовой А.Ф., Гришко А.Я., Швец А.И., Родичкин В.А. Блокады в системе комплексного лечения травм верхних и нижних конечностей // Воен-мед. журн. - 1986. - №Nfi 8, 11, 12. - С. 56-58, 50-52, 49-50.
Ю.Гринвальд И.М., Щепетова О.Н. Реабилитация больных и инвалидов на промышленных предприятиях. - М.: Медицина, 1986.
11 .Добровольский В.К. Лечебная физкультура в реабилитации постинсультных больных. - М: Медицина, 1986.
12. Довгань В.И., Темкин И.Б. Механотерапия. - М: Медицина, 1981.
ІЗ. Зулкарнеев Р.А. Болезненное плечо, плечелопаточный периартрит и синдром плечо-кисть. - Казань: Изд-во Казан, унив- та, 1979.
14. Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. // Клиническая психиатрия: в двух томах - М.: Медицина, 199. - Т.2.
15. Каптелин А.Ф., Ласская Л.А. Трудовая терапия в травматологии и ортопедии. - М.: Медицина, 1979.
16. Коган О.Г., Найдин В.Л. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. - М: Медицина, 1988.
17. Коган О.Г., Шмидт И.Р., Толстокорое Е.С. и др. Теоретические основы реабилитации при остеохондрозе позвоночника. - Новосибирск, 1983.
18. Кондратенко B.T., Донской Д.И. Общая психотерапия // Минск: Наука и техника, 1993.
19. Кузьменко В.В., Скороглядов А.В., Магдиев Д.А. Борьба с болью при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. - М.: Медицина, 1996.
20. Кукушкина Т.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.Р. Руководство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. - Л.: Медицина, 1981.
21. Курортология и физиотерапия: в 2-х томах /Под ред. В.М.Боголюбова. - М.: Медицина, 1985.
22. Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. - М.: Наука, 1986.
23. Матев И., Банков С. Реабилитация при повреждениях руки.София: Медицина и физкультура, 1981.
24. Нечушкин А.И., Гайдамакина A.M. Стандартный метод определения тонуса вегетативной нервной системы в норме и патологии // Экспериментальная и клиническая медицина, 1981. - Т. 21. - С. 164-172.
25. Николаева Л.Ф., Аронов Д М. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца. - М.: Медицина, 1988.
26. Новиков В.И., Баранов И.А., Ефимов А.П. Ортезирование конечностей // Тезисы докладов III Всероссийской конференции по биомеханике. - Том 2. - Нижний Новгород, 1996. - С.129.
27. Ортезирование, экспресс-ортезирование и биоматериалы в ортопедии и травматологии. - Харьков, 1987.
28. Польстер И., Польстер М // Интегрированная гештальт-терапия. - Москва, 1997.
29. Полякова А.Г. Применение рефлексотерапии больным с последствиями травм // Ортопедия, травматол. и протезир., 1988. - № 8. - С. 50-53.
30. Рудестам К. Групповая психотерапия: психокоррекционные группы, теория и практика // Москва: Универс, 1993.
31. Стрелкова Н.И. Физические методы лечения в неврологии. - М.: Медицина, 1983.
32. Табеева Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии. - М.: Медицина, 1980.
33. Тыкочинская Э.Д. Основы иглорефлексотерапии. - М: Медицина, 1979.
34. Улащик B.C. Теория и практика лекарственного электрофореза. - Минск: Беларусь, 1976.
35. Усова М.К., Морохов С.А. Краткое руководство по иглоукалыванию и прижиганию. - М.: Медицина, 1974.
36. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / Под ред.В.П.Правосудова. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
37. Физиотерапия: Пер.с польск. /Под ред. М.Вейсса, А.Зембатого. - М.: Медицина, 1986.
З8. Фридланд М О. Ортопедия. - М: Медгиз, 1954.
40. Шапкин В,И., Бусаков С.С., Одинак М.М. Рефлексотерапия в комплексном лечении заболеваний и травм нервной системы. - УЗ ССР: Медицина, 1987.
41. Юмашев Г.С., Фурман М.Е. Остеохондрозы позвоночника. - М.: Медицина, 1984.
42. Hamonet CI., A. De Mongolfier A new myoelectric prehension orthosis. - Inter-Clinic Information Bulltin, 13, 1974. № 5, -P. 15-17.
43. Langueny A. Botulinum toxin for spasticity: an overview //European J.ofNeurology, 1995. - № 2. - P. 41-46.
44. Lewit K. Manuelle therapie in rahmen der azrtlichen rehabilitation: Lehrbuch und Atlas. - Leipzig, 1973.
45. Management of spasticity with botulinum toxin /Ed. O"Brien C. et al. - Littleton, Colorado, 1995.
46. Nacatani I. A guide for application of Ryodoraky autonomous nerve regulatory therapy. - Tokyo, Japanese society of Ryodoraky autonomic nervous system, 1972. - Cite by (208).
47. Phyeical medicine and rehabilitation led. by R.Braddom et al. - W.B.Saenders Company, 1986.
48. Reeves K., Baker A. Mixed somatic peripheral nerve block for painful or intractable spasticity: a review of 30 years of use II Am.J. Phys.Med., 1992. - № 2. - P. 205-210.
49. Robinson C. Brachial plexus lessions. Part 2: Functional splintage //Brit.J.Occup.Thtr., 1986. - № 10. - P. 331-334.
50. Voll R. Electroacupuncturdiagnostik. - Medizin Heute, 1960.

Трудотерапия в пожилом возрасте как психологическое воздействие

Трудотерапия (эрготерапия) – это целенаправленное вовлечение больных в трудовую деятельность с лечебной и реабилитационной целями.

Изначально трудотерапия использовалась в лечении больных в психоневрологических интернатах, затем получила широкое применение, в частности в работе с людьми пожилого и престарелого возраста.

Трудотерапия обычно организуется стационарно в специально оборудованных лечебно-производственных мастерских или в амбулатории (в кабинете трудотерапии, мастерских при клиниках и диспансерах).

Данный вид терапии является прежде всего лечебным мероприятием, поэтому рядом с пациентами должны постоянно находиться медицинские работники, инструкторы по труду, врачи-специалисты.

Трудотерапия для пожилых людей

Терапия трудом является условием продуктивной организации самостоятельной жизни пожилого человека, помогает ему жить с удовольствием. Для пожилых важно чувствовать ценность своей работы, быть уверенными в ее полезности для окружающих.

Цель трудотерапии в работе с людьми преклонного возраста – помочь справиться с депрессиями, нервными расстройствами, восстановить утраченные функции организма

Она включается в досуг людей старшего возраста в разных формах творческой деятельности, а также предлагает комплекс различных целенаправленных трудовых действий, применяемых в медицинских целях.

Задачи терапии трудом

Трудотерапия решает широкий спектр задач по реабилитации пациента:

  • помогает отвлечься от мучающих пациента тягостных и тревожных мыслей, волнения;
  • укрепляет интеллектуальные качества и эмоционально-волевую сферу пациента;
  • повышает психический тонус пациента, помогает избавиться от осознания своей неполноценности, формирует оптимистическое отношение к жизни;
  • создает условия для восстановления взаимоотношений пациента с социумом и др.

Важной задачей трудотерапии, использующейся в работе с психиатрическими, неврологическими, пожилыми пациентами является возвращение частично утраченных двигательных функций, а также восстановление или формирование навыков труда.

Многолетним опытом доказано, что посильный труд ускоряет процесс реабилитации после хирургических операций, нарушений деятельности периферической нервной системы, воспалений, и инсультов.

Терапия трудом устраняет тугоподвижность суставов, повышает силу и тонус мышц, восстанавливает координацию движений. Максимальный эффект в таких ситуациях достигается, если трудотерапия используется в комплексе с массажем и .

Технологии трудотерапии пожилых людей

Игровая терапия

Технология игровой терапии является способом восстановления в нескольких сферах одновременно: в области социализации, саморазвития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др.

Игровая терапия с обязательным выбором ролей помогает пережить жизненные обстоятельства спокойнее, найти подходящий для данной трудной ситуации характер своего поведения в социуме.

Средствами игровой терапии могут быть настольные и подвижные игры, мероприятия состязательной направленности. В работе с людьми пожилого возраста игровая терапия эффективна, так как помогает самовыразиться в определенной социальной роли, избавиться от тревог и печалей будней.

Это система коррекционных мероприятий, основанных на использовании средств различных искусств и организации творческой деятельности. Арт-терапия способствует стабилизации эмоциональной сферы пациентов.

В работе с пожилыми на основе данной технологии эффективными являются занятия в творческих мастерских разных направлений в зависимости от увлечений человека (вышивка, рисование и др.)

Это система трудовой терапии на основе круглогодичного общения пожилого человека с живыми цветами и растениями дома, в социальном учреждении, на приусадебном участке.

Лечебный эффект при этом дают такие посильные трудовые операции, как посадка и пересадка рассады и взрослых растений, уход за растениями в огороде и на садовом участке, оформление клумб, работа на субботниках по облагораживанию территории.

Эти и другие методы трудотерапии (психологические тренинги и др.) способствуют не только восстановлению физической трудоспособности пожилого человека, но и облегчают его адаптацию в коллективе, взаимоотношения с окружающими.

Формы трудовой терапии людей пожилого возраста

Производственная терапия восстанавливает профессионально важные умения или подготавливает к приобретению специальности, а также помогает решать задачи профессиональной ориентации.

Она включает в программу по трудотерапии в зависимости от степени утраты рабочих навыков организацию следующих видов деятельности пациента:

  1. подсобные работы (по уборке в пределах лечебного отделения);
  2. несложные выполняемые руками операции с элементарными орудиями труда (сборка простых изделий);
  3. деятельность, включающая несколько этапов работы со сложным изделием;
  4. изготовление изделия, включающее все циклы обработки на производственном оборудовании;
  5. работа, требующая применение собственного творчества и специальных систематизированных знаний (осуществление ремонта, наладки оборудования, конструирование, чертежные работы, деятельность в роли художника-оформителя).

Трудовые операции должны быть направлены на достижение полного восстановления трудовых функций на основе решения посильных, разнообразных задач, помогающих одновременно восстановить и психо-эмоциональный фон пациента.

Видео: Трудотерапия и пальчиковая гимнастика

Эрготерапия на первом этапе осуществляется на тренажерах, на втором – предлагает пациенту виды работ, в наибольшей степени приближенные к реальной деятельности на заводе, фабрике, в мастерской, поэтому данный вид терапии требует установки специального оборудования, станков (для выполнения работы токаря, фрезеровщика, столяра).

Правильная организация посильного труда в лечебных целях требует, чтобы труд оплачивался, это обычно дает хороший эффект.

Решает задачи социальной реабилитации, повышает жизненный тонус и настроение больного, обеспечивает психотерапевтический эффект.

В рамках этого направления пациентам предлагаются такие виды деятельности, как:

  • аппликация;
  • лепка;
  • скручивание различных материалов для изготовления изделия;
  • выполнение плетеных и вязаных из ниток изделий;
  • развитие скоординированных движений и мелкой рук в процессе изготовления изделий в технике оригами, вышивания.

Применяется при значительной утрате пациентом двигательных функций и включает последовательно выполнение заданий, увеличивающих амплитуду однонаправленных и разнонаправленных движений соответствующего органа, потом возвращение силы и восстановление скоординированных движений.

Названные виды терапии трудом должны сочетаться с таки направлением, как бытовая реабилитация (обучение самообслуживанию).

Это комплекс мероприятий по освоению навыков самообслуживания пациентами пожилого возраста, перенесшими , травму, тяжелое заболевание.

Бытовая реабилитация направлена в основном на восстановление функций конечностей, что поможет пациенту не чувствовать своей беспомощности. В системе бытовой реабилитации используются специальные приспособления, тренажеры.

Виды трудовых операций

На восстановление координационных способностей направлено выполнение таких трудовых задач, как набор текста на клавиатуре пишущей машинки или компьютера, изготовление плетеных изделий из различных материалов, вышивание.

Упражнения, возвращающие мышцам силу, включают лепку из глины и пластилина, работу несложными строительными инструментами.

Действия облегченного режима предполагают наматывание ниток разной толщины, работу с бумагой и картоном, поролоном и другими мягкими материалами.

Терапия трудом организуется в соответствии с несколькими периодами.

В процессе эрготерапии пациенту последовательно предлагаются обучающие задачи:

  1. облегченные трудовые нагрузки, направленные на восстановление двигательных функций наибольшего числа мышц (работа с бумагой и картоном, вспомогательные операции в швейной области, в производстве игрушек), (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление игрушек);
  2. задания, восстанавливающие силу мышц;
  3. задания, восстанавливающие координацию движений при работе с мелкими предметами или при выполнении операций, требующих точности работы рук (изготовление вязаных изделий, вышивка).

Как дозировать нагрузку?

Нагрузка в эрготерапии определяется общим состоянием пациента, тяжестью его основного заболевания или перенесенной травмы, этапом реабилитации, количеством и сложностью имеющихся функциональных нарушений.

При дозировании трудовой нагрузки учитывается смена поз пациента в процессе терапии, виды и чередование действий, время выполнения всей трудовой задачи и ее отдельных операций, вес и сложность инструментов и оборудования.

Виды выполняемых работ

Формы труда, оказывающие лечебный эффект, разнообразны:

  • шитьё;
  • изготовление вязаных и плетеных изделий;
  • гончарное дело;
  • сборка простых приборов;
  • работа с деревом, бумагой и картоном;
  • ремонт книг;
  • работа на станках промышленного производства.

Возможность выбора рода занятия на основании самочувствия, умений и знаний, интересов и предпочтений помогает пациентам почувствовать свою самостоятельность, дееспособность.

Если пациент не имеет возможности находиться в мастерской, для него обеспечиваются условия для посильной работы в домашних условиях.

Трудотерапия при различных заболеваниях

Эрготерапия показана пациентам пожилого возраста с травмами или нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, одновременно воздействует на эмоциональную сферу больного и выполняет функции лечебной физической культуры.

Помогает быстрее реабилитироваться после перенесенных инфекций.

Заключение

Трудотерапия инвалидов направлена на улучшение общего состояния, кровообращения, работы нервной системы, снимает напряжение и боли, повышает жизненный тонус пациентов.

Эрготерапия в работе с людьми пожилого и преклонного возраста помогает эффективно осуществлять социальную реабилитацию благодаря разнообразным формам и направлениям деятельности.

При всем этом не требует больших затрат, может быть организована на дому благодаря своей доступности и простоте, приносит хорошие результаты в сочетании с лечением основного заболевания и физиотерапевтическими процедурами.

Эрготерапия развивает коммуникативные способности, повышает самооценку, вселяет веру в свои силы, продлевает активную фазу жизни, помогает пожилому человеку чувствовать себя полноценным членом общества.

Видео: Трудотерапия в Жабчицком доме-интернате

Вид заболевания Вариант трудотерапии
Галлюцинаторный синдром При активном включении больных в трудовые про­цессы галлюцинаторные переживания ослабевают. Но это возможно при условии, что труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации (т. е. требующим непрерывно­го сознательного контроля, мобилизованности внимания, разно­образной динамической интенсивной работы). Механизм лечеб­ного действия труда: подавление патологической доминанты со­зданием новой доминанты – трудовой. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности пси­хики этими переживаниями. Активный труд уменьшает эту погло­щенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоро­вым содержанием.
Депрессивные состояния Положительный эффект при депрессиях от трудоте­рапии возможен при ее смешанных формах (не только эндоген­ной, но и социогенной), без выраженной двигательной затормо­женности. Таким больным важно отвлечься от тягостных пережи­ваний, дать надежду на выздоровление, создать доминанту для отвлечения от тревожных мыслей. Труд должен быть не тяжелым, не связанным с ответственностью, не коллективным, а индиви­дуальным (так как общение с другими людьми – тяжелая нагруз­ка для больного с депрессией), позволяющим оценивать продук­тивность и чередовать разные формы работы. Работа должна опи­раться на привычные навыки, важно показать больному его пол­ноценность, пригодность к осмысленной полезной деятельности. От инструктора по трудотерапии необходимы наблюдение и так­тичная помощь, но не опека.
Двигательная заторможенность Партнером по работе может быть лишь больной, не­значительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду. В трудотерапии важно от­слеживать трудовые возможности больного в каждый момент вре­мени, соблюдать постепенность, ступенчатость в увеличении на­грузки, избегать ситуации демонстрации больному его недостат­ков. Предлагается метод рабочих проб: инструктор некоторое вре­мя работает вместе с больным на спаренной работе, выделяет свойственные больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и т.д. Для активизации речи больных инструктору по труду, врачу, медсестре рекомендуется активно вызывать ответную речь боль­ного и организовывать труд так, чтобы речь была необходима, включать больного в культурные мероприятия, спорт, игры, стимулирующие речевую активность (там же, с. 79). Таким обра­зом, трудотерапия должна быть не единственной универсальной формой восстановительно-реабилитационной активности, но зве­ном в системе реабилитационных мероприятий.

Общий вывод состоит в том, что если для каждого боль­ного, страдающего психическим заболеванием, подобрать инди­видуально, терпеливо подходящий вид труда, можно существен­но улучшить состояние больного после медикаментозного лече­ния, снизить выраженность патологических симптомов, восста­новить в известной мере его активность, поддержать в личности больного ее человеческие, социальные качества.

Вопросы для самопроверки:

2. Какова динамика численности инвалидов и показателей их реабилитации в России?

3. В чем суть и цели понятия «реабилитация»?

4. Дайте характеристику видов реабилитации.

5. Дайте определение понятию «дезадаптация» и особенностей типов дезадаптации.

6. Назовите типичные нарушения работоспособности, вызванные выраженными акцентуациями характера.

7. Какой механизм лежит в основе восстановления нарушенных движений руки?

8. Перечислите уровни социально-трудовой реадаптации больных психическими расстройствами.

9. Каковы ценные признаки ручного труда, сформулированные С.Г. Геллерштейном?

10. В каких случаях трудотерапия имеет противопоказания?

11. За счет чего достигается положительный эффект трудотерапии при:

ü галлюцинаторном синдроме;

ü депрессивных состояниях;

ü двигательной заторможенности?

Литература:

Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 254

Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1989, С. 428

Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003, С. 323-324

ДЕЗАДАПТАЦИЯ – потеря, нарушение способности организма приспосабливаться к окружающей обстановке

Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 255

Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 262-264

Проприорецептивные ощущения – ощущения, возникающие в мышцах и связках. С их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела

Реадаптация – восста­новление больного после перенесенного болезненного периода (Носкова С. 264)

Читайте также: