Cветофильтры в современной фотографии. Выбираем светофильтр

Все фотографы знаю о том, что для качественного снимка одного недостаточно: необходимо иметь набор объективов и некоторых других приспособлений. Особая роль отводится светофильтрам для объективов – специальным стеклам, которые надевают на объективы.

Зачем нужны светофильтры

Главная задача светофильтров – придание снимку определенного эффекта сразу, без использования графических редакторов. Это позволяет затемнить или осветлить фото, избавиться от пересвета или бликов. Еще одной немаловажной задачей является защита линзы от пыли и песка при съемке в природных условиях.

Важно помнить, что использование светофильтров может привести к ухудшению самой фотографии из-за наличия между объективом и предметом съемки дополнительного «препятствия». Также не рекомендуется надевать сразу несколько фильтров, так как это создаст излишне толстую «стенку».

По типу крепления все объективы делятся на:

  1. Накладные: имеют прямоугольную форму и могут использоваться на любом объективе, но требуют установки дополнительного крепления;
  2. Навинчивающиеся круглой формы: их подбирают по диаметру объектива и прикручивают сверху. При необходимости можно использовать специальные переходные кольца.

Но гораздо чаще деление происходит в зависимости от назначения самого светофильтра. Они могут быть:

  • защитными;
  • нейтральными;
  • поляризационными;
  • обладающими определенным эффектом.

Каждый вариант обладает своими особенностями использования.

Защитные светофильтры

Их используют для защиты от:

Существует четыре разновидности таких фильтров:

  1. Neutral: самый простой бесцветный фильтр, который позволяет уберечь линзу от механического воздействия;
  2. Haze: светофильтр против дымки;
  3. UV: защита против УФ-излучения, которое может навредить объективу;
  4. Skylight: имеют светло-розовый оттенок стекла, который помогает скорректировать цвет фотографии, сделав его более теплым. Их применяют для смягчения кадра в портретной съемке и увеличения резкости в пасмурную погоду.

Внимание! Защитные фильтры стоят недорого, но изделия дешевых фирм могут ухудшить качество фото из-за более слабой способности пропускать поток света. Необходимо выбрать оптимальный вариант.

Нейтральные серые светофильтры

Также их называют Neutral Density (ND) и применяются для достижения мягкого размытия путем снижения количества света. Изначально добиться этого можно при помощи зажатия диафрагмы или уменьшения выдержки, но эти ухищрения могут значительно упростить саму композицию, лишив ее других достоинств. Кроме того, применение фильтра намного проще и освобождает руки фотографа.

Существует два типа фильтров:

  1. Простой: имеет однородный цвет без переходов;
  2. Градиент: имеет плавный переход от белого к серому. Он может быть мягким, жестким и круговым: в последнем случаи серый цвет выходит из центра.

Простой нейтральный фильтр используют при:


Наиболее яркий пример применения нейтрального светофильтра – фотография водопада в яркий солнечный день. Для достижения эффекта целостной воды, не разбитой на капли, необходима длительная выдержка в несколько секунд или минут. Используя фильтр, можно легко добиться этого, не травмируя объектив.

Фильтр-градиент применяют подобным образом, но в несколько иных ситуациях. Он позволяет оставить часть фотографии в естественном освещении, а вторую часть затемнить. Это помогает при съемках излишне яркого неба, снега или моря.

Значительным минусом градиента является четкое разделение на половины: если границы засвеченного участка не явные, могут возникнуть проблемы. Стоит также помнить о том, что у каждой фирмы-производителя свое понятие насыщенности градиента: у кого-то цвет может уходить полностью в темный, у других остается слишком светлым.

Насыщенность серого цвета изменяется в стопах – от одного до десяти. Наиболее востребованными остаются фильтры на один, два и три стопа. Для удобства и экономии некоторые фирмы начали выпускать фильтры с переменными стопами, их количество колеблется от одного до восьми. Они состоят из двух поляризационных фильтров, которые необходимо вращать для достижения необходимого результата.

Поляризационный светофильтр

Фотографы часто называют этот фильтр «поляриком», можно заметить, что он присутствует практически у всех профессионалов. Его основное достоинство заключается в удалении солнечных бликов практически со всех поверхностей, кроме металла: с воды, стекла, зеркала и т.д. Благодаря этому объекты, цвета которых кажутся излишне тусклыми из-за большого количества света, становятся ярче и насыщеннее, приобретают контрастность. Это позволяет работать даже при излишках света, не теряя в качестве изображений.

Классическим примером «работы» поляризационного фильтра является фотография неба в солнечный день. Из-за обилия света объект обычно кажется блеклым и плоским. Убрав блики с капель влаги, которые находятся в атмосфере, фильтр позволяет получить четкое и фактурное изображение. Это же относится к съемкам воды, например, озера или моря: за счет устранения бликов вода выглядит прозрачной.

Существует два типа светофильтров:

  1. Линейный: более дешевые варианты, которые могут применяться только на пленочных фотоаппаратах с ручкой фокусировкой;
  2. Круговые или циркулярные: применяются на цифровых аппаратах с автофокусом. Они состоят из двух оправ – подвижной со стеклом и неподвижной, которая закрепляется на объективе. Для получения результата необходимо осторожно вращать подвижную часть.

Стоит напомнить и о недостатках «полярика», главный из которых – его цена. Этот фильтр является одним из самых дорогих, но экономить на нем не стоит: дешевые аналоги непроверенных фирм либо работают плохо, либо не работают вообще.

Внимание! Вторая неприятная особенность связана с достоинствами фильтра: он «съедает» свет. Из-за этого фотография может получиться более темной, чем хотелось бы.

Также стоит помнить о том, что светофильтр плохо работает с излишне широкими объективами, так как он не способен полностью удалить все блики с такого широкого угла. Лучше всего использовать фильтр при фокусном расстоянии в 28 мм и нахождении источника света под прямым углом: например, солнце должно быть в зените.

Специальные светофильтры

Помимо основных фильтров, существует несколько стекол, которые могут помочь добиться интересного эффекта на фото без дополнительной обработки.

  1. Теплые и холодные фильтры: позволяют менять оттенки цветов за счет изменения баланса белого, делая фотографию «холоднее» или «теплее»;
  2. Цветные стекла: позволяют «окрашивать» фотографию в разные цвета;
  3. Фильтры с софт-эффектом: помогают затуманить объект, размыть его, сохраняя высокую четкость;
  4. Инфракрасные стекла: они пропускают излучение от 700 нм, что позволяет делать сюрреалистические фотографии, полностью меняя цвета. Например, небо может стать черным, а листва – белой, хотя облака останутся без изменений;
  5. Лучевые фильтры или «звездочки»: благодаря наличию специальной сетки источники точечного света, например, лампы, вытягиваются и приобретают вид «звездочек» с несколькими лучами;
  6. Туманные светофильтры: на их поверхности расположено большое количество полупрозрачных точек, которые создают легкую дымку – утренний туман.

Многие фотографы сознательно отказываются от применения светофильтров, другие, напротив, не могут представить себе процесса без них. Фильтры являются небольшими, но важными помощниками в деле фотосъемок, помогая добиться лучшего качества, четкости, а в некоторых случаях и необычных эффектов.

Как выбрать светофильтр для объектива — видео

Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами вновь, Тимур Мустаев. Если вы являетесь счастливым обладателем зеркального фотоаппарата и используете его не только для домашней фотосъемки, то рано или поздно вы задумаетесь над покупкой как новых объективов, так и светофильтров.

Для чего нужны светофильтры на объектив и чем отличается конкретный экземпляр? С вами мы сегодня об этом и поговорим.

Немного ликбеза

Светофильтр – это оптическое устройство, прямое назначение которого – подавление нежелательных эффектов или же наоборот их приобретение.

Другими слова, светофильтр – это насадка на линзу объектива, используемая для корректировки яркости, контрастности, насыщенности цветов, непосредственно, во время съемки. Обычно их еще называют просто фильтром.

Чтобы наверняка знать, какой фильтр подходит вашему объективу, необходимо запомнить единственный параметр – его диаметр. Он всегда указывается на объективе, либо на его защитной крышки.

Основные виды фильтров

Для зеркального фотоаппарата существует восемь основных видов фильтров, отличающихся друг от друга не только назначением, а именно:

  • Защитные , как вы поняли из названия, оберегают линзу от нежелательных механических повреждений.

Пылинки и излишняя влага очень быстро усугубляют качество оптики, поэтому установка защитного фильтра важна сразу же после покупки.

Данный вид никак не влияет на качество итоговых снимков, потому как по своему строению – это обычное стекло, чуть лучше оконного.

  • Ультрафиолетовые — являются самыми распространенными среди любителей и профессионалов. Если верить громким словам продавцов, то данный вид защищает матрицу устройства от UV волн. На деле подтвердить или опровергнуть эту информацию не возможно.

  • Скайлайт — имеют бледно-розовый оттенок, из-за чего снимки приобретают теплые тона, я считаю, что их покупка нецелесообразна, данного результата можно добиться за считанные секунды при обработке фото.

  • Поляризационные — применяются в основном во время пейзажной съемки.

Они полностью ликвидируют ненужные блики на отражающих поверхностях, таких как вода или стекло.

  • Нейтральные — чем-то схожи с солнцезащитными очками, только могут иметь переменную плотность затемнения.

Используются, когда возникает необходимость затенить кадр или какую-то его часть, не внося при этом никаких цветовых изменений. Обозначается как ND.

Отлично справляются со своей задачей во время фотосъемки на длинной выдержке движущихся объектов, таких как вода, облака, машины с включенными фарами, люди.

Используя данный фильтр можно избавиться от прохожих людей, для этого нужно экспонировать фото в течение двух минут. Этой возможностью частенько пользуются фотографы, снимающие архитектуру в местах, кишащих туристами.

  • Градиентные — создают разноцветное наложение на снимок, меняющее естественные оттенки.
  • Инфракрасные — используются для художественной фотосъемки, они фиксируют возможность объектов не излучать, а наоборот поглощать инфракрасные волны.

На деле, элементы, поглощающие ИК волны, на фото будут выглядеть более темными, а, например, зелень деревьев, отражающая лучи наоборот станет по-зимнему белой. Этот эффект чем-то напоминает негативный кадр.

  • Флуоресцентный — балансирует свет, излучаемый лампами дневного света, до уровня ламп накаливания. Обозначаются как FLD.

Фильтры для создания различных эффектов на фото

  1. Диффузные — создают приятную размытость предметов, в результате чего фото получается похожим на вырезку из сна.
  2. Лучевые , как правило, используются для стилизации фото под картинку. С их помощью получаются звездные блики вокруг светящегося объекта, например уличного фонаря или различных светодиодов. При этом величина и яркость «звездочки» зависит от размера источника света.
  3. Туманные — понижают контрастность кадра, создавая белесую дымку.
  4. Цветные и многоцветные — меняют цвет всего снимка, либо его отдельной части.
  5. Радужные — создают эффект радуги вокруг источников света.

Как вы поняли, светофильтров существует огромное множество, они отличаются друг от друга строением, назначением, ценой. Кстати, что касается последней, она напрямую зависит от диаметра объектива, чем он больше, тем выше цена.

Также на стоимость влияет марка, родные насадки от производителей Canon и Nikon стоят довольно дорого, но не являются лучше многих аналогов.

Поэтому подойдите к долгожданному приобретению с умом, не тратя финансы. Ориентируйтесь на отзывы покупателей по той или иной модели, а также проводите мониторинг цен в разных магазинах.

Можно с легкостью найти, что-нибудь на Aliexpress, например, тот же самый — Поляризационный фильтр . Обязательно читайте отзывы, по ним уже можно делать выводы, покупать или нет. А много чего там покупаю, например, очень хорошим оказался карандаш для чистки объективов и тряпочка из микрофибры .

Если вы заинтересовались светофильтрами, значит вы уже не просто человек, который ставит режим на авто, и без каких-либо знаний фотоискусства, нажимает на кнопку спуск. Вы хотите чего-то большего. Хотите научиться фотографировать как профи. Именно поэтому, рекомендую вам, обязательно ознакомиться с видео курсом — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 . Это реально хороший курс, который даст вам хороший пенек в ваших начинаниях в качестве фотографа. Все в ваших руках!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Сегодня речь пойдет о светофильтрах. Это маленькие помощники фотографа, которые цепляются на объектив. Конечно, в наш цифровой век пост обработка творит чудеса, но в некоторых случаях фильтры будут незаменимыми помощниками. До прихода цифры, было великое множество разных фильтров, они помогали делать то, что сейчас делают программы и сейчас необходимость в большей части фильтров отпала. Но тем не менее, есть 3 распространенных фильтра, которые до сих пор актуальны:

  • Защитный фильтр — UV или ультрафиолетовый фильтр
  • Поляризационный фильтр
  • Нейтрально серый фильтр

Рассмотрим эти три типа чуть более подробно. Для того чтобы понять что есть что и зачем.

Защитные фильтры — UV и компания.

Вообще с этой категорией есть путаница. Технически в этой группе можно выделить 4 разных фильтра. Нейтральный бесцветный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтры SkyLight и фильтр против дымки Haze. Цель этой группы фильтров одна — защита объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света (матрицы и пленка гораздо более чувствительны к нему чем наш глаз) и от «дымки» при съемке на больших расстояниях. Наиболее распространенные это UV и Skylight.

Skylight стоит обычно дороже, и продавцы любят его преподносить как «лучший», но на самом деле, его розоватое стекло, было призвано добавлять «теплоты» в кадр сделанный на пленку. В цифре этот эффект практически сводится к нулю наличием такой вещи как баланс белого, поэтому смысл переплачивать за Skylight для цифрового фотоаппарата я лично не вижу.

Чтобы не писали производители и не говорили продавцы в магазинах, основное назначение защитных фильтров — сугубо механическая защита объектива. UV фильтр позволяет

  • Защитить объектив от пыли и песка
  • Защитить переднюю линзу от царапин, отпечатков пальцев, ударов и т.п.
  • Защитить «бровку» на конце объектива (для накручивания фильтров) от загиба при случайном ударе по объективу
  • Защитить переднюю линзу от атмосферных осадков, брызг соленой воды на море и т.п.

Защитные фильтры наиболее недорогие, и можно купить фильтр на каждый объектив, но не стоит забывать о том, что любой фильтр это препятствие на пути света. Поэтому не стоит гоняться за дешевизной и стоит купить защитный фильтр хорошего производителя, изготовленный из качественного стекла с большим светопропусканием. Кстати по той же причине, при использовании например поляризационного фильтра, защитный лучше сразу снять, а не устраивать пирамиду из фильтров на конце объектива.

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа. Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических. В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.

Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов , в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.

Кроме всего перечисленного,поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удаление отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».

Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром

Ниже — ставший классикой пример использования полярика, сделанный компанией Hoya еще в прошлом веке.

Поляризационные фильтры бывают циркулярными и линейными. Разницу между ними расписывать нет смысла, так как для цифровой камеры с автофокусом и прочими функциями производители однозначно рекомендуют циркулярный. Циркулярный фильтр представляет из себя систему из двух оправок одна из которых (со стеклом), свободно вращается относительно второй. Вращая оправку со стеклом вы и добиваетесь нужного эффекта.

Неприятный момент заключается в том, что хороший поляризационный фильтр совсем не дешев. А учитывая то, что диаметр объективов обычно различается (и диаметр подходящего фильтра соответственно тоже), соответственно вам или потребуется отдельный фильтр на каждый объектив или куча переходных колец. Самый простой выход из этого — понять какой объектив вы используете чаще всего в тех ситуациях, в которых вам пригодиться полярик и купить фильтр именно для него.

Кроме того, на рынке сейчас появились недорогие китайские NoName фильтры, которые покупать не стоит вообще. Я бы вообще не советовал смотреть на фильтры дешевле 1500р (~50$) — рискуете просто выкинуть деньги.

Несколько советов по использованию поляризационного фильтра:

  • Не стоит использовать поляризационный фильтр на сверх широкоугольных объективах, так как будет трудно получить равномерную поляризацию. Предел лежит в фокусном расстоянии примерно 28мм. По этой же причине его лучше не использовать при съемке заготовок под панорамы.
  • Наибольший эффект может быть достигнут, когда источник освещения находится под 90градусов относительно линии фотограф-предмет съемки. Если солнце впереди или сзади, эффект будет минимален.
  • При рассеяном освещении поляризационный фильтр будет бесполезен. Например при съемке пейзажа пасмурным днем
  • Если вы накручиваете поляризационный фильтр поверх другого, можете получить значительное виньетирование и еще больше уменьшить светопропускание
  • Не фотографируйте через стекло или другую прозрачную поверхность, так как можете получить непредсказуемые эффекты, как на снимке ниже.

Нейтрально серый фильтр.

Нейтрально серый фильтр, он же Neutral Density или просто ND фильтр может быть как простой, так и градиентный. Задача этого фильтра, помочь фотографу сделать нужную экспозицию. Иногда бывает нужно максимально снизить количество света попадающего на матрицу через объектив.

С одной стороны, это можно сделать «зажав» диафрагму. Но таким образом не всегда удается добиться нужного, да и руки связаны зажатой диафрагмой. Применение нейтрально серого фильтра развязывает руки. Мы можем снизить количество света на нужную величину и при этом спокойно выбирать любую диафрагму.

Зачем же нужно уменьшать количество света? Самый показательный пример — эффект «мистической воды». Наверняка вы видели снимки, где вода в море или например водопад, похож на «молочную реку» а не на застывшие в полете капли. Такой эффект можно получить при большой выдержке. А как вы снимите на выдержке например в секунду или две ярким днем? Вот тут то и приходит на помошь ND фильтр.

Ставим нужный фильтр и получаем возможность «снимать днем как ночью».

Кроме того мы получаем возможность

  • использовать широкие диафрагмы при ярком свете
  • добавить блюра на движущиеся объекты, «размывая» их
  • получить малую глубину резкости при очень ярком освещении.

Градиентный фильтр это разновидность ND фильтра, только затемнение идет градиентом, то есть по возрастающей (или убывающей:)). Когда это бывает полезным? Ну например при съемке сцены с очень большим световым контрастом, чтобы не получить «выбитое небо».

Темная часть градиента располагается на небе, светлая на земле. В итоге небо получаем «не засвеченным» так как света на матрицу в этом месте попадает гораздо меньше. Правда градиентный фильтр имеет один недостаток. Он идеально поможет только в том случае, если мы имеем более менее четкую и ровную границу разделения по освещенности.

Как подобрать нужный по силе нейтрально серый фильтр? Нейтрально серые фильтры характеризуются опять же стопами, наиболее популярные — фильтры на 1,2 и 3 стопа. Хотя есть и на 10, дело только за вами и вашим кошельком.

02.08.2014 50451 Справочная информация 0

Множество вопросов начинающие фотографы задают, когда встает вопрос о приобретении светофильтров для объектива.

"Светофильтры из всех фотопринадлежностей применяют чаще всего, и чаще всего применяют неправильно ".

Р. Хеймен (Rex Hayman), "Светофильтры".

Хотя этой цитате уже много лет, сегодня положение вещей изменилось мало - многие из фотографов и фотолюбителей применяют светофильтры достаточно часто лишь в качестве защитных, практически оставляя без внимания могучие возможности влияния на изображение, предоставляемые системой фильтров. С какой-то стороны их понять можно, ведь правильное и эффективное применение светофильтров - дело непростое. Эта статья, надеюсь, поможет Вам как перед покупкой светофильтров, так и во время их применения.

Светофильтры, по большому счету, могут быть изготовлены из любого оптически прозрачного материала, а специфические свойства фильтрам могут быть приданы либо окраской (поверхностной или в массе), либо нанесением специальных дифракционных покрытий, либо - специальной формой поверхности. На практике же изготовление светофильтров, применяемых для фотосъёмки, оказывается не таким простым делом, ведь такие светофильтры помещаются перед объективом, а значит - составляют с ним общую оптическую систему. Поэтому требования к светофильтрам приходится предъявлять столь же строгие, как и к фотографическим объективам.

Для изготовления светофильтров в основном применяются те же материалы, что и для изготовления объективов - высококачественное оптическое стекло или специальные оптические пластмассы. Часть светофильтров специального назначения (выпускаемых в небольших количествах) изготавливается на основе желатиновых плёнок.

Дорожащие своей репутацией производители, выпускающие большую гамму светофильтров разного назначения, применяют при изготовлении того или иного типа светофильтра ту технологию и те материалы, которые обеспечивают наилучшее параметры светофильтра.

Светофильтры, применяемые в фотосъёмке, имеют в большинстве своем либо круглую, либо прямоугольную форму.

Для установки на объектив фотоаппарата прямоугольных светофильтров применяются, как правило, особые системы крепления, включающие в себя специальный держатель ("компедиум"), в который можно установить до трех светофильтров одновременно, адаптерные кольца для монтажа компедиума с фильтрами на разных объективах, а также - специальные составные (модульные) бленды, защитные крышки и так далее. По такому принципу построена наиболее известная система эффектных светофильтров Cokin.

Круглые светофильтры укрепляются в металлической оправе, снабженной резьбой (или байонетным креплением) для установки на объектив фотоаппарата. Размер присоединительной резьбы для крепления к объективам светофильтров и других насадок, как правило, выбирается производителями объективов из стандартного ряда. Наиболее распространены резьбы диаметром 46, 49, 52, 55, 58, 62, 67, 72 и 77 мм (метрическая резьба с шагом 0.75 мм). Светофильтры большего и меньшего диаметра также выпускаются и применяются, но поскольку объективов, использующих такие резьбы, выпускается достаточно мало, в широкой продаже их встретить нелегко.

Производство и производители светофильтров

Производство светофильтров (как стеклянных, так и светофильтров из других материалов) - достаточно сложное и высокотехнологичное производство, ведь большинство требований качества, предъявляемые к светофильтрам, находятся на уровне требований к производству линз объективов. Обе поверхности светофильтра должны быть абсолютно плоскими и строго параллельными друг другу, окраска фильтра должна быть однородной, свойства фильтров от партии к партии не должны изменяться, оправа фильтра должна быть механически прочной, обеспечивать хорошее фиксирование светофильтра на объективе, и так далее. Несоблюдение таких строгих параметров качества при изготовлении светофильтров может приводить к значительному падению резкости изображения.

При этом, несмотря на высочайшие требования к качеству, светофильтры не должны быть излишне дорогими. Подобное сочетание высокого качества и не слишком высокой цены можно получить лишь при крупномасштабном производстве.

Поэтому с сфере производства светофильтров весьма развита международная кооперация - реальных производителей светофильтров гораздо меньше, чем марок, под которыми эти светофильтры продаются. Например HOYA, являясь одним из самых мощных производителей оптического стекла, производит законченные светофильтры не только под собственной маркой HOYA, но и под марками некоторых известных производителей фотоаппаратуры и фотографических аксессуаров.

Светофильтры, которые предлагают под своей маркой известные производители фотоаппаратуры (Canon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax, Mamiya, Hasselblad и другие) - это фильтры с гарантированно высоким качеством независимо от того, изготовлены ли они на собственном оптическом производстве, или произведены "на стороне", то есть в результате международной кооперации. Покупка рекомендованного производителем оптики фильтра - это гарантированно надежный вариант. Однако такие светофильтры стоят достаточно дорого, да и ассортимент их, как правило, включает только самые распространенные и необходимые типы фильтров.

Поэтому взоры покупателей достаточно часто, как и в случае со сменной оптикой, обращаются к "независимым" производителям. Фильтры таких производителей стоят дешевле и ассортимент имеют гораздо больший. Однако, покупая светофильтр от "независимого" производителя, нужно быть осмотрительным - по внешнему виду высококачественный светофильтр от фильтра посредственного качества отличить практически невозможно. Максимум, что можно определить внешним осмотром - это отсутствие грубых повреждений фильтра, а для определения качества просветления, качества окраски фильтра, плоскостности и параллельности его граней, отсутствия свилеватости и других дефектов стекла наше зрение, увы, слабо. Поэтому, покупая светофильтр, мы доверяем контроль качества светофильтра его производителю.

Ассортимент торговых марок, под которыми продаются светофильтры, весьма велик. Поэтому правильный выбор в этих условиях - дело непростое. Несколько облегчить этот процесс можно, условно разделив фирмы, продающие светофильтры под своими торговыми марками, на следующие группы:

1. торговые марки, которые вы впервые видите. Степень риска получить под таким названием светофильтр, не отличающиеся высоким качеством, скорее всего составляет цифру, весьма близкую к 100%. Подобная покупка, на наш взгляд, является заведомо напрасной тратой денег (если преследуется цель купить именно светофильтр достаточного оптического качества), и нам хочется лишний раз об этом напомнить;

2. торговые марки, представляющие широчайший спектр различных изделий для фотолюбителей - от фотоальбомов, резиновых бленд и крышек на объективы до светофильтров, вспышек, фотоаппаратов и объективов. Как правило, за этими торговыми марками не скрывается собственного производства светофильтров, и фильтры делаются по международной кооперации (OEM). В качестве примеров таких изделий можно привести достаточно распространенные у нас фильтры B+W (немецкий концерн Schneider-Kreuznach, выпускающий объективы), фильтры HOYA (японский концерн THK, изготавливающий объективы Tokina и телеконвертеры Kenko), эффектные фильтры Cokin (производитель и владелец торговой марки - Cromofilters S.A. Paris, изготавливаемые, как правило, из оптических сортов пластмасс, при высоком оптическом качестве и необычайно широком ассортименте имеют и весьма необычную форму - квадратную или прямоугольную), Marumi (японская компания, специализирующаяся на оптических фильтрах для фото, видео камер и фотографических принадлежностях) и другие;

3. торговые марки известных производителей, знаменитых в первую очередь выпуском высококачественных светофильтров - такие как Tiffen. Добавлять тут особо нечего.

Кратность светофильтров

Большинство из светофильтров задерживает часть проходящего через них света. Поэтому, чтобы экспозиция при использовании светофильтра оставалась нормальной, необходимо её увеличивать. Коэффициент необходимого увеличения экспозиции при применении светофильтра называется кратностью светофильтра, и является одной из основных характеристик светофильтра.

Кратность не для всех фильтров является величиной постоянной. Для цветных фильтров кратность может быть зависимой от характеристик света, при котором производится съёмка. Например, кратность применяемых в черно-белой фотографии желтого, оранжевого и красного светофильтров при дневном свете будет большей, чем при лампах накаливания. Поэтому кратность фильтра, указываемая в таблицах (или на оправе фильтров), обычно определяется как степень ослабления белого света (либо для того света, при котором этот фильтр должен применяться - например для фильтра 80В кратность указывается по отношению к свету галогенных ламп накаливания).

Системы замера экспозиции современных фотоаппаратов, работающих по системе TTL, достаточно точно учитывают ослабление света в результате действия светофильтров, поэтому вводить поправку в экспонометрическую систему обычно не нужно - она регистрируется автоматически. Исключение из этого правила - красные светофильтры, требующие (особенно при съёмке днем) увеличения экспозиции на 1/2 - 1 ступень в сравнении с измеренной по системе TTL из-за повышенной чувствительностью большинства экспонометрических систем к лучам красной части спектра. Также, TTL-экспонометр некоторых аппаратов может давать неправильные показания при использовании линейного поляризационного светофильтра. Об этом чуть позже.

Маркировка фильтра

Для систематизации и стандартизации светофильтров их маркируют. Единого стандарта для маркировки светофильтров пока не существует, многие производители создают даже свои системы маркировки светофильтров.

В настоящее время наиболее распотранены два стандарта маркировки светофильтров - маркировка по шкале Кодак Рэттен (Kodak Wratten), и маркировка по производимому фильтром эффекту (сдвигу цветовой температуры). Светофильтры Cokin и HOYA, как правило, промаркированы в соответствии со шкалой Kodak Wratten, другие производители используют маркировку, основанную на характеристике цветового сдвига светофильтра, иногда дублируя на оправе светофильтра его наименование по шкале Kodak Wratten (как, например, это сделано на фильтрах B+W).

Обычные фильтры

Фильтр, в любом случае, стоит дешевле и заменить его, а не линзу - гораздо проще. К тому же, царапины, пыль, грязь, влага и отпечатки любопытных или неаккуратных пальцев не смогут причинить вред ни самому объективу, ни качеству получаемого с его помощью изображения.

Сторонников и противников применения защитных светофильтров для постоянного ношения немало, и каждая точка зрения по-своему обоснована, поэтому однозначного мнения на этот вопрос нет. Безусловно, любая оптическая деталь (в данном случае - светофильтр), которая не была учтена при расчете оптической схемы объектива, сможет лишь ухудшить качество изображения, даваемого объективом. Однако ухудшение качества изображения, возникающее в результате повреждения поверхности передней линзы объектива, зачастую не только заметно гораздо больше, но и носит необратимый характер - переднюю линзу, в отличие от защитного светофильтра, нельзя ни снять, ни заменить. Так что в этом случае приходится выбирать из двух зол меньшее.

К группе защитных (или их еще называют - обычных) фильтров относятся любые, не привносящие радикальных изменений в рисунок и экспозиционные параметры съемки. Прежде всего - это ультрафиолетовые фильтры UV (они же - UV1х, Haze, Protect или N - Normal). Последние два названия часто используются для маркировки упрощённых защитных фильтров, с худшим (но достаточным) просветлением, более стойким к царапинам, и с более толстым стеклом. Наибольшая длина поглощаемого фильтром ультрафиолетового излучения иногда указывется в маркировке - фильтры с маркировкой "L35", "L37", "L39" или "L41" не пропускают к матрице ультрафиолетовое излучение с длиной волны 350, 370, 390 и 410 нм соответственно.

Sky-фильтры - то же ультрафиолет-ослабляющее оптическое стекло, но с более (Sky1b) или менее (Sky1a) насыщенным розоватым оттенком. Дополнительное оттенение стекла позволяет не только понизить уровень ультрафиолета, но и уменьшить воздействие тёмно-фиолетовых тонов спектра видимого света на изображение. Результат - эффективная борьба с дымкой, повышение контраста и цвето-насыщенности зелёных тонов (листва) и более точная цветопередача тонов кожи портретируемого человека. Не многие производители способны сделать фильтр Sky1b экспозиционно-нейтральным, в большинстве случаев требуется экспокоррекция, а эффект Sky1a зачастую оказывается недостаточно выражен.

Защитный фильтр "protect" или "neutral/clear" фактически не изменяет ни спектрального состава, ни интенсивности, ни других характеристик проходящего через него света. Производители, наоборот, прилагают все силы для того, чтобы защитный фильтр вносил как можно меньше таких изменений. Главное назначение такого фильтра - защищать переднюю линзу объектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды - например пыли, капель влаги, а также - от жирных отпечатков пальцев и предметов, способных повредить нежную поверхность просветляющего покрытия (а иногда - даже и стекла) передней линзы объектива.

Большое значение имеет и такой параметр светофильтра, как коэффициент светопропускания. У непросветленного светофильтра коэффициент отражения света на границе "стекло - воздух" составляет около 5%, соответственно для светофильтра типа UV или Skylight, имеющего две поверхности "стекло - воздух", коэффициент пропускания света составит чуть больше 90%. Это вроде бы и не страшно, однако порядка 1/3 от оставшихся 10% света всё-таки попадает на матрицу, но уже в рассеянном от многократного переотражения в промежутке между обеими поверхностями фильтра и передней линзой объектива виде, уменьшая контраст получаемого изображения и приводя к утрачиванию деталей в тенях изображения. Особенно заметно падение контраста от рассеяния света на фильтре при съёмках контрастных сюжетов, не говоря уже о съёмках против света.

Для уменьшения этого неприятного эффекта на поверхности фильтра напыляют в вакууме специальные просветляющие покрытия. Принцип действия просветляющего покрытия основан на интерференционных эффектах падающего и отраженного света в напыленной на границе раздела тонкой (1/4 длины волны) прозрачной плёнке. Уже однослойное просветление позволяет уменьшить коэффициент отражения с 5% до 1-2%, а многослойное просветление (в зависимости от количества слоев) уменьшает отражение до 0.5-0.2%, что позволяет довести коэффициент пропускания поверхности светофильтров до рекордных цифр - от 97% до 99.7%. На светофильтрах Marumi применяется 4 типа просветляющих покрытий: MC - аббревиатура многослойного просветляющего покрытия, препятствующего отражению светового потока от поверхности светофильтра и улучшающего общее светопропускание оптической системы. От линзы, защищённой многослойным просветлением, отражается менее 5% проходящего света; просветление Dynamic позволяет пропустить около 99% светопотока, но при этом ультрафиолет не проходит совсем. Порог пропускания - 370 или 400nm в зависимости от модели фильтра. Дополнительно, такое покрытие обладает большей механической прочностью; влагозащитное покрытие WPC (water proof coat) смачиваемо, поэтому капля влаги моментально стекает, попутно образуя на стекле статический заряд обратный заряду пыли - и поверхность самоочищается и специализированное покрытие DHG (digital high grade) - "цифровой высокого уровня", специализировано для цифровой фотоаппаратуры с дорогой специализированной оптикой, особенно - сменной. Защищая объектив от ультрафиолета, царапин, пыли влаги и грязи, фильтры DHG сокращают пропускание инфра-красного излучения, вредного для матрицы. Кроме того, матрице могут серьёзно повредить внутренние рефлексы - переотражения. Поэтому закраины стёкол в таких фильтрах дополнительно зачернены.

Нейтрально-серые фильтры

Нейтрально-серые фильтры (маркировка на оправе "ND" и указание кратности фильтра или его оптической плотности). Нейтральные фильтры не влияют на спектральный состав проходящего через них света, ослабляя лишь мощность светового потока. В практике фотографа нередко возникают ситуации, когда света много, и лишь применение нейтральных фильтров позволяет добиться желаемого художественного эффекта. К примеру, съемка текущей воды на коротких выдержках дает весьма неприятный эффект - "замороженная" короткой выдержкой вода скорее напоминает стекло, чем воду. Выдержек немногим длиннее 1/30с, когда вода уже становится похожа на воду. Ну а выдержек порядка 1 - 2 секунды и длиннее, при которых текущая вода становится похожа на переливающийся туман, без нейтрального фильтра уже не добиться никак - даже в лесу утром света уже много для таких снимков.

Другой пример применения нейтральных фильтров - съемка портрета при дневном освещении. В таких съёмках для лучшего выделения объекта съемки (чтобы лучше "оторвать" его от фона) используются светосильные объективы, которые при съёмке практически не диафрагмируют (используя диафрагмы порядка f/1.4 - f/2.8), что зачастую затруднительно без применения нейтральных фильтров. Наиболее часто в этих целях применяются нейтральные светофильтры, уменьшающие световой поток в 2, 4 и 8 раз.

Поляризационный фильтр

Использование поляризационного фильтра позволяет удалить "мягкие" отражения, засветки, неметаллические блики с поверхности снимаемого объекта и усилить его цветовой контраст. На цветных фотографиях цвет объекта становится ярким и насыщенным - например, белесо-синее небо становится насыщенно-синим. Такой фильтр обязателен в наборе принадлежностей для каждого фотографа.

Распространение света - это волновой процесс, подобный волнам на поверхности пруда от брошенного в воду камня. Только обычно колебания волны света происходят во всех направлениях (перпендикулярно направлению распространения волны). Однако можно искусственным образом сделать так, чтобы колебания эти происходили в одной плоскости. В этом случае такой свет будет называться линейно-поляризованным, и обладать некоторыми, отличными от естественного (неполяризованного) света, свойствами.

Кратность поляризационного фильтра составляет в среднем 3 - 4, то есть применение поляризационного фильтра требует увеличения экспозиции на 1.5 - 2 ступени (в 3 - 4 раза) в сравнении с экспозицией без фильтра. Несмотря на вносимый при вращении фильтра эффект, кратность фильтра, как правило, мало зависит от ориентации плоскости поляризации фильтра - ведь поляризационный фильтр используется для уменьшения ярких бликов, размеры которых чаще всего незначительны. Конечно, полную уверенность в точности экспонирования с фильтром можно получить при помощи замера света по системе TTL. Однако многие фотоаппараты, имеющие систему TTL-замера света, используют для разделения светового потока оптические элементы, сами по себе поляризующие свет. Например, в автофокусных фотоаппаратах таким элементом зачастую выступают полупрозрачные участки на зеркале, необходимые для работы датчиков системы автофокусировки (расположенных под зеркалом). В таком случае получается, что прошедший через поляризационный фильтр свет, будучи уже практически на 100% поляризованным, на пути к датчику экспозамера проходит через еще один поляризатор, который при несовпадении плоскостей поляризации дополнительно ослабляет световой поток, а значит - и вносит в экспонометрическую систему аппарата нежелательную "поправку", приводящую к занижению показаний экспонометра и переэкспонированию. Обойти такую неприятность можно, используя специально модифицированный поляризационный фильтр, называемый "циркулярным" (в отличие от обычного - "линейного" - поляризатора). В конструкцию циркулярного поляризационного фильтра кроме защитных стеклянных пластинок и пластинки поляроида, входит ещё и пластинка "1/4 длины волны", преобразующая линейно-поляризованный свет в циркулярно-поляризованный, который уже не ослабляется при дальнейшем прохождении через оптические элементы камеры, обладающие свойствами линейного поляризатора.

Скольких типов бывает поляризационный фильтр?

  1. только для MF камер (с ручной фокусировкой), с линейной поляризацией, PL;
  2. для камер с любым типом фокусировки - и MF, и AF, с круговой/циркулярной поляризацией: C - PL, MC - CPL, Wide C - PL, WaterProof Coat C-PL, DHG C - PL.

И еще несколько слов о поляризационных фильтрах.

В некоторых ситуациях они неэффективны… При съёмке "в поле" эффект поляризации максимален, если солнце находится сбоку от фотографа (90 градусов к оси объектива). Если солнце над головой, то эффект проявится только при съёмке в горизонтальном направлении. При закате и восходе - при съёмке в вертикальной оси: вверх или вниз. Если Вы хотите убрать отражения на поверхности воды или стекла, то наиболее эффективно вести съёмку под углом в 30 - 40 градусов к бликующей поверхности. Если на отражающую поверхность свет падает сбоку, под 90 градусов к оси объектива, то эффект поляризации может не проявиться.

Поляризационные плёнки и плёночные покрытия боятся воздействия тепла и ультрафиолета, ибо содержат в составе йод. Даже не смотря на то, что плёнки находятся между двух слоёв стекла, а покрытия наносятся на внутренние поверхности, убирайте фильтр в упаковку сразу после съёмки. В Вашем кофре поляризационный фильтр будет защищён от тепла и света и прослужит Вам долго.

Невозможно точно сказать, сколько лет прослужит поляризационный фильтр - это сильно зависит от условий хранения и использования. "Поляризатор" не является нейтрально-серым и подвержен обесцвечиванию со временем. Через 5 - 6 лет поляризационный фильтр необходимо менять.

Другие светофильтры

Помимо вышеуказанных светофильтров, существует достаточно большое количество и других, но в силу узконаправленности и малоприменяемости рассмотрим их кратко.

Цветные (окрашенные) светофильтры. В основном принцип действия большинства окрашенных светофильтров можно описать следующим эмпирическим правилом - объекты, имеющие цвет близкий к цвету фильтра, на монохромном снимке будут высветляться, а объекты, окрашенные в дополнительные к цвету фильтра цвета - будут изображены более темными тонами. Синее небо, например, за желтым светофильтром будет гораздо темнее, чем без применения фильтра, а если использовать фильтр красного цвета - то небо выйдет почти черным. В соответствии с этим правилом применение светофильтров становится не шаманством, а занятием осознанным, с достаточно понятным и предсказуемым эффектом. Единственное исключение из этого правила - это зелёная листва, которая несмотря на зелёный цвет, отражает лучи света не только зелёной части спектра, но и в инфракрасном диапазоне. Поэтому при применении красного светофильтра зелёная листва не только не чернеет, а даже наоборот - светлеет.

Фильтры правильной передачи тонов. Несмотря на достижения современной техники, пока не удается создать по традиционной технологии черно-белое изображение, по восприятию яркости цветов соответствующую особенностям зрения человека. Для приближения к восприятию глаза нужно увеличить чувствительность матрицы в желто-зелёной области и уменьшить (когда это необходимо) излишнюю чувствительность к синей части спектра. Сделать всё это можно, прибегнув к помощи зелёного или желто-зелёного фильтра, относящихся к категории "фильтров правильной передачи тонов".

Фильтры управления контрастом . Кроме фильтров правильной передачи тонов, в черно-белой фотографии часто применяются светофильтры ещё одной группы, называемые "фильтры управления контрастом". Как можно понять из названия этой группы фильтров, они предназначены для изменения контраста между отдельными объектами разных цветов, присутствующих в кадре. С какой-то стороны их действие кажется противоположным действию фильтров правильной передачи тонов - контрастные фильтры изменяют тональную передачу, делая её "неправильной". Однако, при соответствующем применении, эти фильтры не только усиливают выразительность фотографии, но и позволяют избежать главной неприятности, имеющей место из-за отсутствия информации о цвете - когда близкие яркости предметы контрастных цветов (например оранжевого и зеленого) на черно-белом снимке практически сливаются, передаваясь одинаковыми серыми тонами.

На использовании так называемых "растровых сеток" основана работа "звездных" фильтров - cross screen, star-six, star-eight, variocross. Будучи установленными на объективе, эти фильтры дополняют любой яркий точечный источник света, попавший в кадр, длинными линиями, которые подобно лучам проходят через его центр. Чтобы достичь такого эффекта, на поверхности фильтров этого типа вытравлены тонкие пересекающиеся линии, проходящие параллельно по всей его поверхности на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В зависимости от вытравленной на поверхности фильтра структуры, последний может давать разное количество лучей.

Две группы параллельных линий, расположенные под прямым углом между собой, дают эффект четырех крестообразно расходящихся лучей, идущих от каждого точечного источника света в кадре (фильтр cross screen). На поверхности фильтра Star Six вытравлено уже три группы параллельных линий, ориентированных под углом 120 градусов друг относительно друга. Соответственно, при использовании этого фильтра каждая светящаяся точка на фотографии будет иметь по шесть лучей. По аналогичной технологии, но уже с четырьмя группами линий, выполнен и "восьмилучевой" фильтр star eight, дающий эффект звездных вспышек с восемью лучами.

Несколько отличающимся эффектом обладает ещё один фильтр из этой серии - variocross. Он представляет собой конструкцию из двух стекол, на которых вытравлены параллельные линии. Каждое из этих стекол укреплено в своей оправе, которые могут быть развернуты относительно резьбовой оправы независимо друг от друга на произвольный угол. Соответственно, на снимке каждый точечный источник света получает четыре лучика, но в отличие от фильтра cross screen, угол между лучами можно изменять.

Фильтры, использующие эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие, по устройству подобны "звездным" фильтрам. Однако в отличие от "звездных" (растровых) фильтров, нанесенные на поверхность дифракционной решетки линии гораздо тоньше, и расположены настолько часто, что увидеть их невооруженным глазом практически невозможно - дифракционный фильтр выглядит как слегка мутноватое стекло. Пример фильтра, использующего эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие - это фильтр RAINBOW-SPOT. Этот фильтр разлагает на спектральные составляющие свет, идущий от ярких точечных источников, дополняя каждый источник света радужной линией. Насадку RAINBOW-SPOT можно с успехом применять и в портретной съёмке. В этом случае, ввиду отсутствия ярких точечных источников света, получается эффект другого рода - фильтр RAINBOW-SPOT делает изображение более мягким, сглаживая контрастные переходы на границе света и тени, придавая освещенным участкам своеобразные светящиеся ореольчики.

На поверхности "туманного" фильтра Fog Filter расположено в случайном порядке большое количество мельчайших белых полупрозрачных точек, частично рассеивающих падающий на них свет. Применение "туманного" фильтра позволяет достичь эффекта, напоминающего ранний утренний туман - впечатления белесой мглы, отсутствия деталей как в темных, так и в светлых местах снимка.

При правильно подобранном сюжете с помощью Fog Filter можно добиться даже совершенно необычного эффекта, получив близкое к силуэтному изображение. Эффект "туманного фильтра" практически не зависит ни от фокусного расстояния применяемого объектива, ни от степени его задиафрагмированности. Ввиду весьма специфического эффекта, Fog Filter достаточно редко используется в портретной фотографии, зато часто находит применение у фотографов-пейзажистов.

Среди эффектных фильтров , применяемых в портретной съёмке, достаточно много насадок, имеющих в центре плоскопараллельный неокрашенный участок или отверстие. Такие насадки оставляют центральную зону изображения практически без изменений, зато остальную (периферийную) часть кадра изменяют до неузнаваемости. К таким насадкам отнесены center-spot, soft-spot, color-spot и misty-spot. Эффект при применении таких насадок в значительной мере зависит от фокусного расстояния объектива, установленной диафрагмы и расстояния от объектива до поверхности насадки. Весьма удобны аналогичные насадки прямоугольной формы, предназначенные для использования в компедиумных (слотовых) системах фильтров - например в системе Cokin. В этом случае эффект можно изменять, перемещая фильтр как вдоль оси объектива (вставляя в разные ячейки компедиума), так и поперек оси (передвигая фильтр вдоль слота).

Насадка center-spot - это линза, аналогичная применяемой в макросъёмке, с плоскопараллельной площадкой или сквозным отверстием в центре. Изображая центр кадра резким, выводит края из резкости.

soft-spot - фильтры, аналогичные Fog Filter (sand screen) и Diffuser (soft screen), но имеющие отверстие в центре фильтра. Эффект насадок sand screen и soft screen аналогичен эффекту насадок Fog Filter и Diffuser соответственно, но с резко изображенной центральной зоной кадра.

color-spot - цветные фильтры с отверстием в середине. Окрашивают периферию кадра, оставляя центральную зону кадра окрашенной в естественный цвет.

misty-spot - бесцветные оптические насадки, дающие резкое изображение центральной части кадра, и своеобразно размытое и деформированное - по периферии кадра. HOYA выпускает в этой серии фильтры под названиями "Gradual", "Breeze", "Halo" и "Windmill". Каждый из этих фильтров имеет свой особый характер оптического эффекта - например "Gradual" дает эффект изменения фокусного расстояния объектива в процессе экспонирования, а "Windmill" - как бы скручивает по спирали окружающее объект съёмки пространство.

Фильтры специального назначения . Фильтр CENTER ND имеет разную оптическую плотность - в центре больше (2х), дальше от центра окраска менее плотная, а на краю фильтр уже прозрачен. Такой специфический эффект становится необходимым, например, при использовании широкоугольных объективов на профессиональных форматных камерах. Фильтр CENTER ND изготавливается по достаточно сложной технологии - он представляет собой склеенные сферическими поверхностями друг к другу плоско-выпуклую линзу из окрашенного стекла и плоско-вогнутую линзу из бесцветного стекла.

У двухцветных светофильтров (dual-color) каждая из двух половин фильтра окрашена в свой цвет. Чаще всего встречаются сочетания красного и синего (R/B), оранжевого и зеленого (O/G), желтого и пурпурного (Y/P) цветов. Для улучшения оптического качества (устранения неравномерности коэффициента преломления и устранения бликообразования на границе раздела) такие светофильтры изготавливают не из двух половинок окрашенных в массе стеклянных фильтров, а в виде "бутерброда" из двух тонких пластинок высококачественного оптического стекла, между которыми зажаты окрашенные в разные цвета желатиновые фолиевые фильтры.

Трехцветные светофильтры (TRICOLOR) изготавливаются по той же технологии, как и двухцветные (dual-color), но окрашенные в разные цвета желатиновые фолии располагаются либо тремя секторами (TRI - triangle), либо тремя параллельными линиями (PARA - parallel). Как правило, наиболее интересный эффект дает комбинация основных (зеленый-красный-синий), либо дополнительных (голубой-желтый-пурпурный) цветов.

При монтаже эффектных светофильтров типа TRICOLOR или dual-color в круглых резьбовых оправах, последние делают вращающимися для свободного управления эффектом. Применяют такие светофильтры в основном в цветной фотографии для получения особых художественных эффектов.

Полуфильтры (HALF COLOR) могут быть аналогичны по устройству фильтрам dual-color, но иметь окрашенной только одну половину фильтра, вторая же остается прозрачной. Стеклянные полуфильтры выпускаются обычно круглой формы, и монтируются (аналогично фильтрам dual-color) во вращающейся резьбовой оправе. Полуфильтры выпускаются достаточно широкой гаммы расцветок, позволяющих широко применять фильтры этого типа не только для спецэффектов при съёмке, но и использовать их для получения более правильной тональной передачи как в черно-белой, так и в цветной фотографии. Например, полуфильтры желтого, оранжевого и красного цветов можно использовать для коррекции тональной передачи неба на черно-белых снимках, а полуфильтры серого цвета (обычно выпускаемые нескольких градаций плотности). Также, специально для использования в пейзажной фотографии в целях притемнения неба, выпускается аналогичный по устройству нейтральный полуфильтр HALF NDx4, уменьшающий экспозицию одной половины кадра на 2 ступени (в 4 раза), не внося изменений в экспозицию остальной части кадра.

Светофильтры HALF COLOR, HALF NDx4, dual-color и TRICOLOR имеют общую особенность - эффект, получаемый с их помощью, в значительной мере варьируется в зависимости от фокусного расстояния и конструкции объектива, а также - диафрагмы, при которой ведется съёмка. Чем короче фокусное расстояние объектива, чем дальше от объектива (точнее - от передней фокальной плоскости объектива) находится светофильтр и чем сильнее задиафрагмирован объектив, тем более резкими и четкими выходят на снимке границы перехода между цветами. Соответственно, обратные действия - применение более длиннофокусной оптики и открывание диафрагмы приводят к большему размытию этой границы. Для регулировки этого эффекта в достаточно широких пределах можно использовать диафрагмирование объектива. Получающийся эффект хорошо виден в видоискателе фотоаппарата при закрытой до рабочего состояния диафрагме, поэтому его достаточно легко контролировать при помощи функции DOF-preview (depth of field preview - просмотр резко изображаемого пространства), которую имеет часть фотоаппаратов.

У градиентных (gradual color) светофильтров , подобно полуфильтрам (half color), окрашена лишь половина поверхности фильтра, однако граница раздела окрашенной и неокрашенной частей светофильтра не резкая, как у half color, а плавная - плотность окраски на протяжении 1/3 - 1/4 диаметра фильтра изменяется от полностью прозрачной до максимальной плотности.

Фильтры такого типа выпускаются как серого цвета (gradual gray), так и окрашенными в другие цвета - например в желтый (yellow), синий (blue), табачный (tobacco), розовый (pink) и так далее. Применяются эти светофильтры для того, чтобы окрасить (цветные фильтры) или уменьшить яркость (серые фильтры) одной части изображения, не оказывая влияния на остальное изображение. Для удобства использования круглых светофильтров gradual color их устанавливают во вращающихся оправах с резьбовым креплением. Еще больше возможностей дает применение светофильтров с градиентной окраской, изготовленных в виде прямоугольных пластин для использования в компедиуме (например - система фильтров Cokin) - в этом случае светофильтр можно не только поворачивать на любой угол, но и смещать границу раздела окрашенной и неокрашенной частей фильтра в определенных пределах.

Полулинза (split-field) представляет собой вращающуюся оправу, в которой укреплена половина от линзы, аналогичной используемой при макросъёмке. Данная насадка позволяет достичь нескольких достаточно необычных эффектов, управляя резкостью переднего и заднего плана одновременно, например - делая одновременно резкими цветы на переднем плане и красивый особняк на заднем плане.

Применение полулинзы может потребовать выбора фокусного расстояния и изменения диафрагмы объектива для выбора наилучшего эффекта - при изменении как диафрагмы, так и фокусного расстояния объектива значительно изменяются отношение расстояния наводки на резкость (отдельно для переднего и заднего плана), глубина резкости (соответственно - для каждого плана) и четкость линии, отделяющей передний план (снимаемый через линзу) от заднего плана, снимаемого без линзы.

Уход за светофильтрами

Со светофильтрами следует обращаться так же осторожно и аккуратно, как и с объективами - ведь от их состояния в итоге зависит и качество получаемого изображения. Брать светофильтры можно только за оправу (фильтры с резьбовым или байонетным креплением), или за кромки (желатиновые и прямоугольные пластмассовые фильтры). При установке фильтров в компедиум или вворачивании их в резьбу объектива не следует прилагать излишних усилий во избежание возможного перекоса оправы и, как следствие - возникновения внутренних напряжений в материале фильтра.

Желательно также содержать светофильтры в чистоте - отпечатки пальцев, пыль и другие загрязнения не только увеличивают светорассеяние (и, как следствие, приводят к падению контраста изображения), но и могут приводить к повреждению поверхности светофильтра. А ведь даже незначительные повреждения поверхности фильтра ухудшают его свойства. Для очистки поверхности стеклянных фильтров применяются те же средства и методы, что и для очистки других оптических поверхностей - сдувание пыли и других сухих загрязнений при помощи струи воздуха грушей (или, что лучше - воспользовавшись специальным баллончиком со сжатым воздухом). Более крупный "мусор" можно "вымести" мягкой (например из беличьего волоса) сухой чистой кисточкой. В случае загрязнения поверхности фильтра жировыми пятнами, высохшими каплями морской воды и слюны, её придется протирать, используя выпускаемые многими производителями специальные наборы для чистки фотографической оптики.

К чистке пластмассовых светофильтров следует подходить ещё более осторожно - поверхность пластмассовых фильтров гораздо более нежная, чем у стеклянных, соответственно - повредить её легче. К тому же, от частой протирки пластмассовые светофильтры электризуются, что вызывает более интенсивное притягивание пыли. Да и к чувствительность к растворителям у пластмассовых светофильтров гораздо больше, чем у стеклянных.

Хранение светофильтров

Хранить светофильтры лучше всего в пластмассовых футлярах, в которых они продаются. Пусть это и не всегда удобно (футляры фильтров в количестве больше полудюжины уже занимают значительный объём), но только такой способ хранения и транспортировки гарантирует защиту поверхности фильтров. При интенсивном использовании большого количества светофильтров иногда можно воспользоваться специальными "кошельками"-кляссерами для светофильтров, предварительно убедившись в безопасности этой процедуры для поверхности фильтров. Подобные "кошельки" для фильтров необходимо содержать в идеальной чистоте - даже мельчайшие пылинки могут причинить значительные повреждения поверхности фильтров.

Заключение

Мы постарались охватить большинство основных типов выпускаемых светофильтров (хотя на стопроцентный охват всего рынка насадок на объективы мы не претендуем). В любом случае общее количество представленных в обзоре типов светофильтров получилось весьма значительным. И, конечно, у читателя скорее всего возникнет вполне резонный вопрос: а нужно ли их покупать все сразу?

Безусловно, все сразу - не нужно. Тем более, что затраты на эти покупки выливаются в круглую сумму денег. Поэтому мы решили взять на себя смелость рекомендовать начинать покупку светофильтров с нескольких наименований, которые наверняка понадобятся.

Фильтры постоянного ношения для каждого объектива. В этом качестве наиболее универсальный вариант - это ультрафиолетовый фильтр (UV). На длиннофокусных объективах также можно применять в этом качестве фильтр SKYLIGHT - он, кроме защиты объектива, ещё и корректирует цветопередачу при портретных съёмках на солнце, практически не влияя на цветопередачу в остальных случаях.

Из универсальных светофильтров, используемых как в черно-белой, так и в цветной фотографии, также наиболее часто применяется поляризационный фильтр, причем мы рекомендуем остановиться на покупке циркулярного поляризатора с мультипросветлением обеих поверхностей.

Ну а дальнейшие покупки фильтров есть смысл производить с учетом индивидуальных потребностей, зависящих от стиля съёмки и применяемых объективов и освещения. Надеемся, что наш обзор дал вам необходимую для этого информацию.

Всего вам фотографического!

Светофильтры для объективов хоть и не являются обязательной частью арсенала фотографа, но могут значительно разнообразить творчество и решить целый ряд насущных проблем. Их главная задача - оптимизация проще говоря, задержка "ненужного" света, который не должен отображаться в кадре. А кроме того, они прекрасно защищают главную в прямом смысле подставляя себя под удар. Разнообразие светофильтров довольно велико, поэтому рассмотрим главные их типы, чтобы лучше разобраться в том, что же это такое.

Поляризационные фильтры

Такие фильтры для объективов прекрасно подойдут для съемки пейзажей. Они задерживают и преобразуют

ND-фильтры

Нейтральные серые фильтры нужны для тех моментов, когда ещё выше поднять значения диафрагмы просто невозможно. Эти приспособления снижают количество поступающего на матрицу света. Пример - необходимость снять водопад при ярком освещении. Без фильтра, скорей всего, получится просто застывшая обездвиженная вода.

Градиентные ND-фильтры

Основное отличие от обычного ND-фильтра - способность затемнять градиентно, от тёмного к почти прозрачному. Такие светофильтры для объективов хороши, когда нужно сделать небо более выразительным. Большинство градиентных приспособлений прямоугольной формы и крепятся к объективам с помощью специальных держателей.

Градиентные фильтры

Цветные светофильтры для объективов используются не так часто. Нередко их применяют для чёрно-белой съемки с целью манипуляции контрастностью снимка. К примеру, красный фильтр, который позволяет повышать контраст между облаками и небом.

Макро-фильтры

Нельзя сказать, что фильтры макро являются обычными - они больше напоминают дополнительный объектив. Многие из них можно комплектовать, накручивая друг на друга. Они расширяют возможности съемки крупным планом. Конечно, они не составляют конкуренции макро-объективам, но прекрасно подходят для различных творческих экспериментов. Зато и цена их намного ниже, чем у объективов, и они могут стать настоящей находкой для начинающего фотографа.

Ультрафиолетовые фильтры

Ультрафиолет невидим человеческому глазу. УФ-фильтры часто используются для сокращения туманности и дымки, к примеру, в горах. На цифровых камерах они не так актуальны, как для 35-мм плёнки, ведь матрица намного менее чувствительна к УФ-свету. Однако УФ-фильтры повсеместно используются с целью защиты главной линзы объектива от механических повреждений, пыли, влаги.

Как выбрать светофильтр для объектива?

В разнообразии представленных на современном рынке фильтров несложно и растеряться. Определяющим фактором должны быть личные предпочтения фотографа, а также цели, которые приспособление должно решать. Помочь выбрать светофильтры для объективов могут и консультанты специализированных магазинов. Идеальный вариант - совершать покупку в тех салонах, которые дают возможность предпродажного тестирования. При выборе обязательно учитывать и модель объектива, то есть размер его передней линзы. Это, а не производитель камеры является главным. К примеру, светофильтры для 52 мм подойдут и на Canon, и на Pentax с таким же диаметром линзы, а вот на 49 они не "сядут".

Читайте также: