Математические и статистические методы в педагогике. Методы педагогических исследований

Теоретические методы педагогического исследования

К теоретическим методам исследования относятся изучение литературных источников , теоретический анализ , методылогических обобщений и моделирования .

Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предметами изучения при использовании этого метода являются научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. В реализации этого метода используются традиционные приёмы работы с литературой: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. Кроме того, при изучении электронных документов возможно полное копирование и сохранение источника на доступном носителе, сжатие и архивация документа, распечатка всего документа либо его фрагмента (например, оглавления, электронного адреса или прилагаемой аннотации), поиск данных по ключевым словам и т.д.

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:

Сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;

Сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;

Соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;

Осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;

Обобщаться в виде кратких выводов.

Результатами теоретического анализа могут быть:

Установление степени достоверности полученных данных;

Выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;

Выявление тенденций;

Прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;

Определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;

Обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

Рис. 2.5. Пример использования теоретического анализа

Прокомментируем рис. 2.5. Факт 1 подтверждается всеми тремя методами, значит, он проявляется устойчиво, а информация, свидетельствующая о его наличии, наиболее достоверна. Факты 2 и 3 установлены двумя методами из трёх, что значительно снижает вероятность ошибки в получении и обработке данных, однако достоверность этих сведений не столь высока, как у предыдущего факта. Факты 4 и 5 зафиксированы лишь одним методом из трёх. Достоверность этих данных требует уточнения: возможно, что эти факты единичны и в целом не влияют на общую картину состояния управляемого объекта, но может оказаться, что некоторый факт достоверно установлен лишь одним из нескольких применённых методов потому, что остальные методы просто не рассчитаны на выявление подобных фактов. В каждом из этих случаев недостаточно просто зафиксировать факт, необходимо ещё и теоретически осмыслить связи, которые позволили его обнаружить.

Индукция и дедукция являются методами логических обобщений . Индукция как путь от частного к общему предполагает выявление общих свойств и зависимостей на основе известных частных фактов. При дедукции логика обратная: менеджер, зная общие свойства и зависимости объектов данного класса, делает вывод о наличии этих свойств и зависимостей в частных случаях явлений и процессов того же класса. Индукция и дедукция применяются и для построения рассуждений при анализе полученных данных. При индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов.

Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.

Признаки научной модели:

1) идеальная система, оптимизированная для изучения;

3) способна замещать моделируемый объект;

4) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования.

Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях.

Например, в некоторой педагогической системе требуется определить, какими свойствами должен обладать определённый компонент, чтобы значительно улучшились показатели другого компонента, который формируется в результате довольно сложного процесса (рис.2.6).

Рис. 2.6. Создание научной модели предмета исследования

Вся система в целом – объект исследования, а связь выделенных компонентов – предмет исследования. Для исследования нужен именно предмет, и чтобы корректно выделить его из объекта, не упустив ничего важного, создаётся модель, в которой можно изменять компоненты системы или изменять её внутреннюю структуру, осмысливая, как те или иные изменения повлияют на предмет исследования.

Итак, моделирование позволяет выделить в объекте исследования наиболее существенное – то, что относится к исследуемому предмету. Создав модель, в дальнейшем можно сосредоточиться на её изучении, теоретически разработать оптимальную систему – и только после этого проверять её в реальных условиях педагогического процесса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Эмпирические методы педагогического исследования

по дисциплине «Методология и методы научного исследования»

Казань-2016

ВВЕДЕНИЕ

2.2 Наблюдение

2.3 Беседа

2.4 Опрос

2.5 Социометрический метод

2.6 Метод тестирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Методологические проблемы педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития педагогической мысли. Изучение педагогических явлений с позиций диалектики, т. е. науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. В соответствии с принципами этой теории обучение, воспитание и развитие будущих специалистов исследуются в тесной связи с конкретными условиями общественной жизни и профессиональной деятельности. Все педагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения.

Объект изучения в работе - педагогическое исследование. Предмет исследования - эмпирические методы педагогического исследования.

Цель работы - выявить сущность методов эмпирических исследований.

Задачи, решаемые в ходе работы:

Сформулировать понятие и значение педагогического исследования;

Сформулировать понятие и значение эмпирического исследования;

Рассмотреть варианты эмпирических исследований, охарактеризовать.

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Поисковая деятельность педагога реализуется в виде исследований, образовательных проектов. Исследовательская деятельность педагога является стихийной, кратковременной (ситуативной) и обрывочной, в ней не отслеживаются результаты. Причин может быть обозначено много: отсутствие теоретической подготовки, отсутствие четких педагогических целей, педагогической позиции, отсутствие экспериментальных навыков и так далее. Однако именно исследовательская позиция педагога послужила основой зарождения инновационной волны в России. Качественный переход педагогических исследований на теоретический уровень осмысления создает основу для дальнейшего поддержания режима инновационности учебных заведений. "Таким образом, позиция педагога-исследователя возникает в данном варианте рассуждения как феномен инновационной школы и фактически становится обязательной для всех педагогов инновационных школ" (Т.М. Ковалева).

Не менее важной является проблема исследовательской деятельности учащихся. Если понимать под исследованием способ получения нового знания, то исследование - один из базовых видов образовательной деятельности, реализуемых в процессе обучения. Рассматривая организацию "учебного" исследования, можно отметить, что исследование противоречит классно-урочной форме обучения. Поэтому в классе возможно лишь обучение приемам и "рецептам" экспериментальной работы, собственно же исследование является индивидуальной формой деятельности. При этом, с точки зрения педагога - организатора ученического исследования, исследовательская деятельность не может рассматриваться только как способ получения информации. Имея чётко определенные этапы проведения, исследование формирует логическое мышление. При этом параллельно решается проблема освоения источников информации, ее анализа, выбора методов исследования, осмысления полученных результатов, их обработки и представления научному сообществу.

Уровень и направленность таких исследований могут быть различны.

Например: исследовательская деятельность педагога по организации образовательной среды; исследовательская деятельность педагога в области методических разработок; исследовательская деятельность педагога в области разработки авторских программ; исследовательская деятельность педагога, обращенная на технологизацию собственного профессионального опыта; организация исследовательской деятельности школьников; исследовательская деятельность педагогов-управленцев в области анализа, проектирования, развития образовательного учреждения; и так далее.

В связи с таким содержательным многообразием предложено выделить: исследование - как один из способов повышения квалификации педагога, формирование позиции педагога-исследователя.

2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирические методы играют особо важную роль в педагогических исследованиях, позволяя обеспечить непосредственно практическое познание участников педагогического процесса, точную регистрацию педагогических фактов и явлений для последующего теоретического анализа. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания научной теории. Ключевые слова: методы педагогического исследования, эмпирические методы исследования.

Как отмечает О. Ю. Ефремов, метод педагогического исследования представляет собой совокупность способов, приемов, операций практического и теоретического познания и изучения педагогических явлений и процессов, обладающих родством теоретической системы представлений и основного технологического приема, и подчиненных решению определенных задач. Несмотря на многообразие существующих классификаций, наиболее общим является деление методов исследования на теоретические и эмпирические. К теоретическим относят методы анализа и синтеза, абстрагирования и идеализации, моделирования и конкретизации теоретического знания.

Эмпирические методы исследования - приемы, процедуры и операции эмпирического познания и изучения явлений действительности, способы решения научно-исследовательских задач обеспечивают непосредственное восприятие (сбор) информации, накопление, классификацию и обобщение исходного материала по исследуемой проблеме . Эти методы используются на всех этапах научно-педагогической деятельности, они применяются как в концептуальных исследованиях, так и для решения частных задач.

К эмпирическим методам исследования относят:

1. метод изучение литературы и других источников;

2. наблюдение;

3. беседа;

4. опрос;

5. социометрический метод;

6. метод тестирования и другие.

Эти методы, являясь специальными, используются в комплексе со всеми другими методами психолого-педагогических исследований, представляют их составную часть . Рассмотрим каждый из методов подробнее

2.1 Метод изучения литературы и других источников

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения неясностей в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы позволяет отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Алгоритм работы с литературой:

Составление списка подлежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи в сборниках и др. Библиографию по теме исследования лучше составлять, выписывая необходимые данные о каждом источнике: автор, название, место и год издания, издательство, количество страниц;

Определение способа обработки содержания: изучение с конспектированием; выборочное чтение, сопровождающееся выписками; общее ознакомление;

Результаты изучения литературы по каждому вопросу полезно оформить в виде тематических обзоров, рецензий, рефератов, в которых, изложив суть отдельных положений, нужно четко выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающие, различающиеся в них точки зрения, обозначить мало разработанные, неясные и дискуссионные положения.

Важно подчеркнуть, что нового, оригинального вносит автор работы, высказать свое отношение к авторской позиции, к полученным исследователями выводам

2.2 Наблюдение

Наблюдение как метод сбора педагогической информации.

Одним из эмпирических методов педагогического исследования, которому уделяется большое внимание, является наблюдение. Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений педагогических явлений и процессов.

Особенностями наблюдения как научного метода являются:

Направленностью к ясной, конкретной цели;

Планомерность и систематичность;

Объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;

Сохранение естественного хода педагогических процессов.

Наблюдение может быть:

Целенаправленным и случайным;

Сплошным и выборочным;

Непосредственным и опосредованным;

Длительным и кратковременным; о

Открытым и скрытым «инкогнито»;

Констатирующим и оценивающим;

Сплошным и выборочным;

Неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре);

Каузальным и экспериментальным;

Полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).

Наблюдение как метод исследования предполагает выполнение исследователем следующих правил:

Четкое определение цели наблюдения;

Составление, в зависимости от цели, программы наблюдения;

Детальная фиксация данных наблюдения;

Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с помощью других методов психолого- педагогического исследования

2.3 Беседа

Беседа - один из основных методов педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

Практика педагогических исследований выработала определенные правила применения метода беседы:

Беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;

Формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;

Подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;

Избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;

Вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

Не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

Выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживал доброжелательный настрой.

Методы опроса в структуре педагогического исследования. Методы опроса представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди - непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Методы опроса в педагогических исследованиях применяются в следующих формах:

Анкетирования (письменного опроса),

Интервью (устного опроса),

Экспертного опроса.

Кратко охарактеризуем каждый из указанных методов.

Анкетирование - метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных педагогических явлений. Как и в беседе, в основе анкетирования лежит специальный вопросник - анкета. Исходя из того, что анкета - это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка ее требует особого внимания, вдумчивости. Пример анкетирования приведен в приложении А.

Интервью - разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако в отличие от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования. Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь тему предстоящего исследования и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации. Пример интервью представлен в приложении Б.

Одним из наиболее эффективных методов сбора информации в педагогическом исследовании является экспертный опрос, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц. Под ними понимаются не обычные респонденты, а высококвалифицированные, опытные специалисты, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждении специалистов, называются экспертными оценками. Поэтому этот метод нередко называют методом экспертных оценок. Повышение достоверности результатов экспертного опроса достигается с помощью логических и статистических процедур, подбора специалистов, организации опроса, обработки полученных данных.

2.5 Социометрический метод

Социометрический метод (метод социометрии) позволяет выявить межличностные отношения в группе людей с помощью их предварительного опроса. Для составления социограмм принята определенная символика. Используя ее, на социограмме отражают результаты социометрического измерения, приведенные в матрице выбора. На ней стрелки указывают, кто кого выбирает. Если стрелка стоит в двух концах линии, то выбор взаимный. Иногда пунктиром на социограмме отображено и негативное отношение испытуемых друг к другу. При проведении социометрического опроса целесообразно обеспечить анонимность получения информации с целью повышения объективности исследования. Результаты исследования должны интерпретироваться осторожно.

Таким образом, социометрия позволяет в кратчайший срок вскрыть структуру межличностных отношений в группе, систему симпатий и антипатий, однако она не всегда позволяет достаточно надежно диагностировать содержательные характеристики общения, взаимоотношения. Пример социометрического метода представлен в приложении В.

2.6 Метод тестирования

Метод тестирования, то есть выполнения испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения. Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствия определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.

Тест - это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности изучаемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам.

В результате тестирования обычно получают некоторую характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности.

Тесты по направленности делятся на тесты достижения, способностей и личности:

а) тесты достижений - в основном дидактические, определяющие уровень овладения учебным материалом, сформированность у обучающихся знаний, навыков и умений;

б) тесты способностей (позволяющие судить не только о результатах в усвоении определенного учебного материала, но и о предпосылках респондента к выполнению заданий данного типа, класса). Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются интеллектуальными. К ним относятся, например (тест Равена, тест Амтхауэра, субтесты Векслера и др.). Тест способностей представлен в приложении Г;

в) тесты личности, дающие возможность по реакции на задания теста судить об особенностях свойств личности - направленности, темпераменте, чертах характера. Проявления свойств личности вызываются посредством предъявления проективного материала (незаконченные предложения, изображения - стимулирующие у респондентов ассоциативные реакции).

Метод тестирования является наиболее спорным и одновременно широко распространенным при исследовании личности.

Таковы основные характеристики лишь некоторых, наиболее часто применяемых методов. Эти методы, являясь специальными, используются в комплексе со всеми другими методами педагогических исследований, представляют их составную часть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении следует сделать обобщающие выводы о методике и методах педагогического исследования: педагогическое исследование предназначено для получения информации по организации и эффективности педагогического процесса для последующей корректировки педагогического процесса с целью увеличения его эффективности; К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о педагогических процессах, можно отнести те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой. Из них были рассмотрены метод изучения литературы и других источников, наблюдение, беседа, опрос, социометрический метод, тестирование. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

исследование педагогический метод

1. Кузнецова, А. Я. Рефлексивность методологии современного образования / А. Я. Кузнецова // Педагогический вестник Казахстана. - 2005. - № 2. - С. 13-21

2. Гаррас Ж. Е. Обеспечение обоснованности и достоверности научно-педагогического знания посредством применения эмперических методов // Известия № 148, 2012.

3. Федотова Г. А. Методология и методика психолого- педагогических исследований: Учеб. Пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого / Авт.-сост. Г. А. Федотова: - Великий Новгород, -2006. - 112 с.

4. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: - 2005. - 208 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Закон и закономерность педагогического исследования, его уровни. Основные компоненты научного исследования. Методы изучения педагогического опыта. Сущность метода педагогического эксперимента и тестирования. Методика изучения коллективных явлений.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Компьютер как инструмент педагогического исследования. Конструирование логики педагогического исследования. Построение основной гипотезы исследования. Фиксация данных педагогического исследования. Автоматизация процесса анкетирования и тестирования.

    реферат , добавлен 10.12.2012

    Понятие педагогического исследования, общая классификация методов психолого-педагогических исследований. Характерные черты эмпирических и теоретических исследований. Пути внедрения результатов исследования, характерные ошибки при выборе методов.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Методологическая культура исследователя и ее признаки. Особенности науки о воспитании. Основные методологические принципы педагогического исследования. Научный закон и его классификация. Методы педагогического исследования и методика их проведения.

    реферат , добавлен 12.11.2014

    Предметы и объекты различных отраслей педагогики и психологии. Основные общенаучные принципы психолого-педагогического исследования и требования к процессу его проведения. Сущность, достоинства и недостатки методов наблюдения и экспертных оценок.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    Обоснование совокупности методологических подходов и средств историко-педагогического исследования развития педагогического знания, образующих методологическую систему. Теоретико-методологическое обеспечение научных исследований по истории педагогики.

    Характеристика теоретических и математико-статических методов педагогического исследования. Виды, формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Технология (этапы) формирования коллектива. Накопление фактов о педагогическом явлении.

    контрольная работа , добавлен 06.04.2014

    Понятие "обученность", особенности педагогического контроля обученности старшеклассников. Организация экспериментального исследования возможностей метода тестирования как средства педагогического контроля обученности старшеклассников, анализ результатов.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2010

    Изучение и обобщение передового педагогического опыта трудового обучения. Использование в исследовании трудовой и технологической подготовки школьников метода опроса. Осуществление исследования процесса трудового обучения школьников методом тестирования.

    учебное пособие , добавлен 20.02.2014

    Специфика психолого-педагогического развития дошкольников. Классификация методов, применяемых в детской психологии. Методические рекомендации исследования уровня развития ребенка в ДОУ, их педагогическое значение для учебно-воспитательной работы.

Теоретические методы педагогического исследования

В педагогическом исследовании применяются следующие теоретические методы: абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, моделирование.

Абстракция – метод исследования, сущность котторого состоит в том, что исследователь мысленно выделяет в исследуемом объекте только определенные свойства, признаки, характеристики и как бы «забывает», отвлекается от других свойств, признаков и характеристик. Невозможно представить себе такие явления, как обучение, воспитание, развитие, метод и т.д., не прибегая к абстрагированию.

Какие знания приобретаются в результате абстрагирования? Это могут быть обобщения, переходящие в понятия, а так же чувственно-наглядные образы (чертежи, схемы, графики и т.д.).

С абстракцией тесно связан метод конкретизации . Известно, что нет абстрактной истины – истина всегда конкретна. Результатом применения метода конкретизации являются наглядные педагогические примеры, частные случаи с их полным анализом и описанием.

Анализ – метод исследования, при котором целое педагогическое явление мысленно расчленяется на составные части, но при этом выделенная «часть» осознается именно как часть целого. Цель анализа и состоит в познании частей как элементов сложного целого. С помощью анализа можно выделить строение исследуемого объекта, его структуру (например, структуру урока, структуру проблемной задачи). Результатом анализа становится также классификации, типологии и т.д.

От анализа неотделим синтез. Если при анализе мы разделяем целое на части, то синтез есть процесс объединения в одно целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Синтез позволяет рассмотреть педагогическое явление в единстве и связи всех его частей. Результатом синтеза становятся обобщения, выводы из фактов.



Моделирование - еще один метод теоретического исследования. Под моделированием понимается «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения». Этот второй объект называется моделью. Далее изучаемый объект исследуют по аналогии с его моделью.

Можно выделить несколько видов моделирования:

1) предметное моделирование (например, проектируя школьное здание, прибегают к созданию модели этого задания);

2) знаковое, или информационное, моделирование (схемы, чертежи, формулы, алгоритмы, план исследования, структура рукописи);

3) мысленное моделирование (например, модель личности выпускника средней общеобразовательной школы, модель личности учителя).

Моделирование – достаточно редкий метод педагогического исследования. И все-таки к нему необходимо прибегать и в дипломной работе. Так, на этапе подготовки исследования необходимо мысленно представить его ход (модель исследования) от постановки цели до получения и интерпретации результатов. Оформляя рукопись курсовой или дипломной работы, необходимо разработать ее четкий план, структуру, мысленную модель текста научного сочинения.

Методы психодиагностики. Необходимость применения в педагогическом исследовании психологических методов очевидна. Конечной целью любого педагогического исследования является совершенствование личности. Поэтому эффективность полученных результатов определяется по тем качественным изменениям, которые происходят в личности обучаемого человека, а это возможно сделать используя методы и методики психологии. Как отмечают многие исследователи, критерии и средства, используемые в психодиагностике, должны соответствовать следующим основным требованиям:

1. Быть объективными, то есть давать возможность определить исследуемый признак однозначно;

2. Валидными, то есть должны измерять то, на что они направлены.

3. Обосновывать достоверность результатов, то есть при повторном исследовании должны дать те же результаты.

4. При использовании критериев и средств в исследовательской работе должна быть точная инструкция об их применении для экспериментаторов и испытуемых.

5. Результаты, полученные на основе используемых критериев и средств, должны быть сравнимы и легко применимы при статистической обработке.

ЛЕКЦИЯ 9. Педагогический эксперимент

1. Виды педагогических экспериментов.

2. Логике проведения эксперимента

3. Этапы экспериментальной работы

ЛИТЕРАТУРА:

Опираясь на опыт передовых школ и учителей и научные данные, исследователь намечает возможные пути преобразования, дальнейшего усовершенствования существующей школьной практики и организует их проверку на опыте одной или нескольких школ. Наиболее удачно эта работа проходит в том случае, когда исследователь работает не в одиночку, а с группой передовых учителей, которых он вдохновляет на дальнейшее усовершенствование их опыта.

Наиболее характерной чертой рассматриваемой формы научно-исследовательской работы является активное вмешательство исследователя в практическую работу школы, ее творческое преобразование, конструирование нового передового опыта. Учителя по совету исследователя внесли изменения в педагогический процесс, применили новые методы, приемы обучения и воспитания, а в результате улучшилось качество знаний, дети приобрели более совершенные навыки, в их развитии произошли заметные положительные сдвиги. Но обычно в таком пробном испытании замыслов исследователя проверяется не один прием, а целый комплекс педагогических воздействий. Поэтому в результате такой опытной работы удается выяснить лишь суммарное действие этого комплекса приемов, но остается неясным действие каждого отдельного приема.

При исследовании сложных педагогических явлений нельзя ограничиваться выявлением суммарного эффекта комплекса педагогических воздействий, а необходима изолированная проверка эффективности каждого отдельного приема, фактора, условия; иначе говоря, необходима постановка более узких, но зато более точных педагогических экспериментов.

Отсутствие в такой опытной работе многих важных признаков строгого научного эксперимента не дает основания для отказа от ее использования в исследовательской работе. Во многих случаях такая практическая опытная работа позволяет сделать вполне надежные выводы, на основании которых можно давать школе правильные методические рекомендации.

Однако интересы науки и школьной практики требуют постановки точного научного эксперимента. Экспериментом в науке называется искусственное изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях.

Для научного эксперимента характерны следующие признаки:

1. упрощение и схематизация сложного явления, вычленение узких вопросов, подлежащих углубленному экспериментальному исследованию;

2. строгое ограничение действия проверяемого педагогического приема;

3. точный объективный (качественный и количественный) учет эффективности проверяемых приемов;

4. дополнительные лабораторные эксперименты с отдельными учащимися или группами их для более глубокого раскрытия механизма действия исследуемых приемов.

В педагогических исследованиях применяются два вида эксперимента: естественный и лабораторный. Первый проводится в естественных условиях – в форме обычных уроков, внеклассных занятий. Второй – в искусственных – с отдельным учеником или небольшой группой. Лабораторный эксперимент обычно имеет вспомогательное значение: он обычно организуется для подготовки естественного эксперимента или же для углубления данных, полученных путем естественного эксперимента, для выяснения деталей и механизмов процесса усвоения знаний и т.д.

ЛЕКЦИЯ 10. Оформление научной работы.

1. Положение о квалификационной работе

2. О стиле научно-педагогического текста.

3. Структура дипломной работы.

4. Требования к оформлению работы.

5. Защита работы.

Подготовка материала.

Титульный лист.

На титульном листе указывается полное наименование университета, кафедры, на которой выполнена работа, название темы, фамилия и инициалы студента, номер группы, факультет, а также фамилия, инициалы, ученая степень и академическое звание научного руководителя, (научных консультантов – если они есть), название города и год написания работы.

Перенос слов на титульном листе не разрешается, точки в конце названий не ставятся.

Структура дипломной работы.

Как правило, дипломная работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть разбивается на два или три раздела (главы). Каждый раздел, в свою очередь, - на два или более подразделов. Все разделы и подразделы нумеруются цифрами.

Название разделов и подразделов должны соответствовать аналогичным названиям в содержании, но не должны совпадать с темой работы. Справ, на уровне последней строки названия раздела должен быть указан номер страницы, на которой написано название раздела.

После титульного листа пишутся оглавления. Слово содержание пишется заглавными буквами. Также заглавными буквами пишутся: ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЯ ГЛАВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ. Слова «глава», названия параграфов пишутся прописными буквами.

Эти требования предъявляются и к тексту.

Введение.

В начале работы помещают введение. Слово ВВЕДЕНИЕ пишется по середине страницы заглавными буквами. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, объект, предмет, цели и задачи исследования, а так же новизна и практическая значимость.

Заголовки.

Заголовки необходимо формулировать кратко. Они должны отражать содержание главы или параграфа. В подчиненных заголовках не должно повторяться то, о чем уже говорилось в основном заголовке.

Например:

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ.

1. Организация коллективной творческой деятельности в лагере.

2. Поэтапный процесс организации коллективной творческой деятельности в условиях лагеря.

Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы арабскими.

Деление текста на абзацы.

Абзацами надо выделять обособленные по смыслу части текста, тесно связанные между собой предложения.

Ошибки: абзацы не выделяют вообще или начинают с красной строки почти каждое предложение.

Цитаты.

Цитаты должны полностью соответствовать подлиннику – сохранять все его особенности, в частности орфографию, пунктуацию и шрифтовые выделения. При этом обязательно должны даваться сноски.

Согласно современным требованиям сноски даются в тексте, с указанием номера в списке использованной литературы, например: (19, с.127). недословное приведение выдержки из какого-либо произведения не выделяется кавычками, но обязательно отмечается в конце фразы, например: (44, с. 36).

Если страница другая, то пишем (там же, с.37).

Н.М.Комкова 1994 года (книга или статья - безразлично).

Можно указать страницу: (Комков, 1994, с.76).

Этот вариант имеет то достоинство, что легко добавить что-либо в библиографию, составленную без номеров источников, но по алфавиту, и не надо будет менять всю систему ссылок.

Вообще все варианты предусмотреть трудно, хотя в книге по ГОСТ 7.1-84 (см.выше) указано практически все. Если что-либо здесь не оговорено, стараться приблизить к сходным описаниям.

Заключение.

В заключении дается краткое изложение полученных результатов. В нем не следует повторять содержания введения и основной части работы.

В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы.

· В чем значимость данного исследования?

· Что сделано?

Список литературы.

После заключения пишется список литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке и нумеруется. Требования к списку должны соответствовать ГОСТу

Эффективность эксперимента зависит от умения четко сформулировать его задачи, разработать признаки и критерии, по которым будут изучаться явления, средства, оцениваться результат и пр.

  • компетентность;
  • креативность - способность решать творческие задачи;
  • положительное отношение к экспертизе;
  • отсутствие склонности к конформизму, т.е. чрезмерному следованию авторитету в науке, научная объективность;
  • аналитичность и широта мышления;
  • конструктивность мышления;
  • свойство коллективизма;
  • самокритичность.

Самооценка осуществляется по программе, предполагающей указание степени затруднений, которые испытывают учителя в том или ином виде деятельности. Эта программа должна охватывать все основные звенья управления процессом обучения и воспитания - планирование, организацию, стимулирование, контроль и учет.

Метод «педагогического консилиума». Этот метод является разновидностью метода рейтинга. Он предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, а также совместную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

На этапе эмпирического описания может оказаться полезным обобщение педагогического опыта , если исследователь ясно представляет себе, что это лишь первый шаг в исследовании проблемы, а не самодостаточная процедура (о чем здесь уже говорилось). Обобщение опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводятся классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила.

Методы теоретического характера опосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных педагогических процессов, имея в виду выявление их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование.

К ним, прежде всего, относятся моделирование, построение идеализированных объектов (идеализация). В предыдущем разделе в связи с логикой педагогического исследования упоминались модели - теоретическая и нормативная. Ввиду исключительной важностиметода моделирования, который фактически, в явном, а чаще - в неявном виде применяется в любой исследовательской работе, остановимся на нем подробнее.

Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество!) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью. Например, модель фюзеляжа самолета может использоваться для изучения потоков воздуха, обтекающих реальный самолет в настоящем полете.



На этом примере можно показать главные характеристики моделирования. Объект-оригинал, то есть реальный самолет, разумеется, не нужно, да и невозможно строить только для определения лучшей формы фюзеляжа. Создается минимальное по размерам его подобие, оснащается электронными датчиками и помещается в аэродинамическую трубу. Это и есть модель самолета, воспроизводящая объект-оригинал - настоящий самолет - лишь по контуру, по внешним очертаниям. Разумеется, нет необходимости в это крошечное подобие самолета встраивать пассажирские кресла, двигатели и т.п. Модель похожа на моделируемый объект, но не тождественна ему, поскольку отражает только то его свойство или свойства, которые мы сами выбираем. Она похожа на ракету-носитель: ее используют как познавательное средство для решения определенной исследовательской задачи, а потом с ней можно расстаться.

Наши примеры относятся к моделям материальным (или вещественным, физическим). Но есть еще модели мысленные, которые называют идеализированными. В таком наименовании отображен способ их конструирования. Идеализированная модель - средство познания, существующее столь же давно, сколь и сама наука. В сущности, любое теоретическое представление, сложившееся в результате наблюдений и экспериментов, может выступать как модель, однако при том условии, что такое представление не изолировано от процесса научного познания, а включено в этот процесс, служит средством познания. Теоретическое представление выступает как модель при сопоставлении с объектом-оригиналом. В этом мысленная модель ничем не отличается от модели материальной. В нашем примере мы взяли самолет только в одном отношении, отвлекаясь от многих жизненно важных для реального самолета «подробностей», таких, как, допустим, двигатели. Так же и теория отражает объект действительности в определенном отношении, выделяет что-то одно, отвлекаясь от другого. Из многих свойств объектов (ими могут быть стакан чая, крыша, нагретая солнцем, человеческое тело) она выделяет только одно - теплоту или молекулярную структуру. Именно идеализированная модель позволила Ньютону усмотреть родство между падением яблока и движением небесных светил.

Теоретическая модель (модельное представление), как и материальная, подобна действительности лишь в определенном отношении. Она не может быть пассивным, «прикрепленным» к своему объекту, его зеркальным отпечатком. Теоретическое представление становится моделью именно вследствие того, что отношение адекватности заменяется отношением подобия: благодаря относительной самостоятельности представления человек может соотносить его с предметами, чьим непосредственным образом оно не является.

Можно утверждать, что эта процедура научного познания является для педагогики особенно трудной и в то же время насущно необходимой. Течение педагогического процесса определяется сложными, множественными и разнонаправленными факторами, что затрудняет обнаружение в нем закономерных связей. И как раз практическая невозможность создания условий, в которых школьник, класс или школа в целом не испытывали бы влияния множества факторов, которые не могут быть учтены, свидетельствует о необходимости построения теоретических моделей, дающих мысленное, «идеальное» представление об изучаемых объектах. Особенно это важно в экспериментальном исследовании, где сочетаются несколько методов.

Проведение педагогического исследования на должном научно-теоретическом уровне невозможно без построения теоретических моделей-представлений.

Мысленное конструирование «чистого» образа (идеализированной модели) школьника или класса, не испытывающего никаких других влияний, кроме допущенных или введенных самим исследователем, позволило бы, сопоставляя такой образ с действительностью, выявлять и в дальнейшем исследовать те самые факторы, от которых в данном случае отвлекся ученый.

«Идеальный» в этом смысле ученик предстает только с одной стороны, выступает лишь в одном отношении: не как реальный, живой человек, ребенок, а лишь как весьма «тощая» абстракция, которую только в таком нарочито обедненном виде и можно «вписать» в систему теоретического отражения обучения. В этой системе ученик будет определен в качестве идеализированной модели реального ученика лишь с одной стороны: как объект преподавания и субъект учения. Зато он по определению учится «идеально», усваивает ровно столько материала, сколько положено, не больше и не меньше. Он не ест, не спит, а только учится. Разумеется, при сопоставлении этого неживого образа с настоящим учеником обнаруживаются расхождения между идеальным и реальным положением дел. Следующей задачей становится исследование причин расхождения и, если понадобится, способов их преодоления. Возможно, учебник оказался слишком сложным, поэтому реальный ученик не может усвоить этот материал. Причиной может оказаться неэффективная организация процесса обучения. Значит, нужно заняться разработкой другого содержания и форм организации процесса обучения. Моделирование, таким образом, позволяет выявить то самое несоответствие результатов целям, о котором говорилось во 2-й главе этой книги как об одном из факторов, обусловливающих обновление цикла связи науки и практики (см. 2.3). После этого искусственная конструкция «идеализированный ученик» будет отброшена подобно ракете-носителю, выполнившей свое предназначение.

Общее представление о том, что должно быть сделано, чтобы изменить педагогическую действительность так, чтобы она оказалась максимально приближенной к теоретически обоснованному, а значит - к мысленно конкретному представлению о ней, содержится в модели должного, нормативной модели. Такая модель, как и модель теоретическая, является идеализированной и обобщенной. Она не составляет непосредственного проекта, «сценария» педагогической деятельности, а выступает как прообраз таких проектов, дает ответ на вопрос: что должно быть сделано для достижения лучших результатов?

Наконец, это общее представление находит свою конкретизацию в проекте педагогической деятельности. Как уже говорилось, проект содержит конкретные нормы такой деятельности, адресованные практике.

Таким образом, моделирование выступает как общий метод познания на всех этапах педагогического исследования.

Здесь были описаны не все возможные методы. На самом деле число их велико и, в принципе, может возрастать за счет общенаучных методов, потребность в использовании которых заранее нельзя предусмотреть. Выбор и набор методов исследования должны определяться не формальным стремлением «придать научность» получаемым результатам и не их количеством - чем больше, тем лучше, а спецификой темы и задач данного исследования, его логикой и объективной необходимостью. Для правильного выбора нужно знать общие и частные возможности метода, его место в системе исследовательских процедур в соответствии с особенностями изучаемого материала и уровнем изучения педагогической действительности.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Зачем исследователю нужно знать методологию?
  2. Что изучает методология?
  3. Каковы уровни методологии?
  4. Определите различие между методологической культурой ученого и педагога-практика.
  5. Перечислите признаки, позволяющие отнести к сфере науки процесс и результат познавательной деятельности в области педагогики.
  6. Охарактеризуйте соотношение между объектом исследования и его предметом.
  7. В чем состоит типичная ошибка в постановке педагогической гипотезы и формулировании защищаемых положений?
  8. В чем состоит принципиальное отличие между описанием новизны результатов проведенного исследования, с одной стороны, и определением его значения для науки - с другой.
  9. Охарактеризуйте логику педагогического исследования, его основные этапы.
  10. Должна ли модель того или иного педагогического объекта, например урока, полностью соответствовать реальному объекту? Аргументируйте свой ответ.
  11. Раскройте функции теоретических и нормативных моделей изучаемых объектов в педагогических исследованиях.

Литература

1. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. М., 1999.

2. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1985.

3. Коршунова Н.Л. Зачем нужна однозначность научных понятий? // Педагогика. 1992. № 3-4.

4. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога. // Магистр. -1991. -№ 1.

5. Краевский В.В. Методология педагогической науки. М., 2001.

6. Полонский В.М. Критерии актуальности педагогических исследований // Сов. педагогика. 1982. № 5.

7. Полонский В.М. Методы определения новизны результатов педагогических исследований // Сов. педагогика. 1981. № 1.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Методология педагогики - система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений (об идейных позициях науки и логике ее развития) и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Методология имеет теоретическую сторону, связанную с установлением основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и включающую мировоззренческую функцию, т.е. функцию, определяющую на каких философских, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы. Нормативная сторона методологии - изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, системы общих и частных методов и приемов научного педагогического исследования.

Научное педагогическое исследование - процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Педагогические процессы отличаются своей неповторимостью, неоднозначностью протекания; поэтому в педагогике провести точный научный эксперимент практически невозможно и получаемые выводы всегда носят достаточно условный и относительный характер.

Уровни педагогических исследований:

Эмпирический (практический) - устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности; накопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических фактов.

Теоретический - выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события.

Методологический - на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Исследования этого уровня называют фундаментальными.

Методологические принципы научно-педагогического исследования:

объективность и обусловленность определенными факторами, причинами педагогических явлений;

целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

изучение явления в его связях и взаимодействии с другими явлениями;

изучение явления в его развитии.

Основные компоненты научного исследования

Тема исследования - лаконичное и четкое выделение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.

Объект исследования - сфера (область) поиска. Объектами педагогического исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива).

Предмет исследования - ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений; совокупность элементов, связей, отношений.

Проблема исследования - вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что еще неизвестно в изучаемом явлении.

Цель исследования - выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.

Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т. п.

Гипотеза исследования - предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор давал новое видение или понимание того, что он исследует.

Все эти компоненты должны быть взаимосвязаны и одно должно вытекать из другого и им определяться. В противном случае все исследование будет выстроено неверно и не даст научно достоверных и убедительных результатов.

Логика исследования:

Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования.

Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы.

Составление списка литературы по проблеме исследования.

Определение общей методики и методов исследования, базы исследования.

Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование).

Изучение опыта решения данной проблемы на практике.

Сбор констатирующего материала.

Анализ и обобщение полученных результатов и построение на их основе гипотезы - предположения о возможном способе разрешения возникнувшей проблемы.

Разработка методики проверки гипотезы.

Проведение опытно-экспериментальной работы (пилотный (пробный) и преобразующий (формирующий) эксперименты, опытная работа).

Проведение контрольных срезов.

Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.

Оформление и литературная редакция работы.

Методологическая культура учителя

Учитель занимается педагогической деятельностью, в ходе которой он использует знания, полученные в процессе профессиональной подготовки. Это совсем иная, в отличие от научной, деятельность: другая цель (учитель воспитывает и обучает, исследователь выясняет, какие методы воспитания и обучения и при каких условиях будут эффективны), другой объект (в педагогическом процессе - ребенок, в научном педагогическом исследовании - педагогические явления и факты), другие методы и средства (у учителя это методы воспитания и обучения, у исследователя - методы исследования изучаемых явлений и процессов) и др. Зачем учителю, если он не собирается заниматься наукой, знать методологию и методику педагогического исследования? Профессиональная деятельность требует от учителя постоянного решения задач, возникающих в тех или иных ситуациях, и владение методологической культурой поможет ему правильно и более корректно справляться с возникающими вопросами. Методологическая культура учителя включает знание методологии педагогики и умение ее применять в педагогической деятельности. Логика применения методологии педагогики учителем:

Осознание целей и задач учебно-воспитательного процесса в конкретной пространственно-временной ситуации;

Диагностика на основе отбора соответствующих методик и методов уровня готовности детей к выполнению предстоящих задач;

Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса на основе полученных результатов;

Формулировка и творческое решение педагогических задач;

Психолого-педагогическая и методическая рефлексия (умение объективно и отстраненно проанализировать и оценить свою деятельность, увидеть удачи и ошибки, выйти на уровень осознания и формулирования новых педагогических задач).

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования - это способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Методика педагогического исследования - это упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

Принципы отбора методов исследования:

1. Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений. Это вызвано тем, что педагогические явления и процессы очень сложны и практически нет возможности воспроизвести любой процесс абсолютно точно, как в предыдущий раз. На результаты влияет большое количество разнообразных факторов и условий. Получаемые каждым исследователем выводы формулируются корректно, избегая категоричности, в усредненной, обобщенной форме.

2. Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых. Так, при работе с дошкольниками и младшими школьниками нельзя использовать многие тесты; письменные опросники - конкретные, понятные и ясные, не требующие развернутых ответов - можно использовать не ранее 2-3 классов. Педагогическую деятельность учителя нецелесообразно изучать только по документам и опросам: надо провести длительное наблюдение за работой учителя на уроке или во внеурочной деятельности (в зависимости от предмета исследования).

3. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу.

Методологическим обоснованием методов педагогического исследования в отечественной науке являются деятельностный, личностный и системный подходы. Деятельностный подход предполагает рассматривать педагогические явления с позиции целостного рассмотрения всех компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корректировки, контроля и анализа достигаемых результатов. Личностный подход предполагает рассматривать все педагогические процессы и явления с позиции личности, ее структуры, закономерностей развития. Системный подход направлен на выявление множества элементов в изучаемых педагогических явлениях и связей между ними. Это предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление некоторого множества элементов системы, которые будут подвергнуты изучению, установление связей между элементами и их классификация, выявление связей (системообразующих), которые обеспечивают соединение разных элементов в единую систему, выявление структуры и организации системы, путей управления ею как целостным образованием.

Каждая наука широко использует методы других наук. В педагогике используются различные группы общенаучных методов: общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация; социологические: анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социально-психологические: социометрия, тестирование, тренинг; математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.

Все применяемые методы исследования в ходе педагогического поиска условно можно разделить на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы: сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ базовых понятий исследования; методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений; методы прогнозирования, математические и статистические методы. Эти методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.

Эмпирические методы: методы сбора и накопления данных ("наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей и др.); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях (педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные).

Теоретические методы педагогического исследования

Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Сама проблема может возникнуть в ходе практической деятельности исследователя или его теоретических изыскании, но независимо от этого, ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются, прежде всего, с помощью теоретических методов исследования.

Метод сравнительно-исторического анализа предполагает знакомство исследователя с состоянием вопроса в литературе, историческом наследии, научных монографиях и публикациях. Исследователь изучает историю развития вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобщения, определяя свое отношение к раскрытию их сущности используемых научных понятий.

Метод моделирования - наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях моделирование позволяет описать педагогические явления с помощью матриц, символов, математических формул. Модель не отражает полностью изучаемое явление, а является его идеализацией, определенным упрощением. В моделях значителен элемент условности и творческого домысливания исследователем. Однако это не снижает научной ценности моделирования, так как оно позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие и системоопределяющие связи и факторы.

Причинно-следственный анализ. Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление, вызываемое или изменяемое причиной, называется следствием. Причинность - это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следствие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс установления факта причинности. Выявление, анализ и объяснение этих связей позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.

Теоретические методы связаны с изучением литературы и умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию - список отобранных источников, который сразу надо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями.

В процессе анализа литературы составляются аннотации - краткое, лаконичное изложение основного содержания источника. Цитирование - дословное и с соблюдением всех авторских особенностей текста выписывание понравившихся или спорных мыслей из изучаемого источника. Каждая цитата должна иметь правильно оформленную сноску. Тезисы - краткое в виде цитат или сжатых выдержек перечисление основных идей источника. Рефераты - краткое, но более развернутое по сравнению с тезисами, изложение основных положений одного источника или состояния проблемы по нескольким источникам. Конспекты - более детальное изложение основных идей источника с использованием краткого изложения (пересказа), цитирования, определения своего отношения к идеям автора.

Математические и статистические методы - установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. К ним относятся: ранжирование, метод графопостроения, методы получения средних величин (среднее арифметическое, медиана, коэффициент вариации и др.) и т.д. Обработка полученных результатов математическими методами по специальным формулам позволяет наглядно отобразить выявляемые зависимости в виде графиков, диаграмм, таблиц. Однако в силу сложности измерения педагогических феноменов и выражения их в количественных показателях эти методы большого распространения в педагогике не имеют.

Эмпирические методы исследования

педагогический исследование наблюдение учитель

Педагогические наблюдения - непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Начиная его, исследователь должен знать, что и с какой целью наблюдать? когда какой ожидается результат. Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений изучаемой сфере. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Надо уметь правильно его вести, объективно выбирать факты, фиксировать результаты, выявлять причинно-следственные связи, делать правильные выводы и обобщения.

Собираемые в ходе наблюдения факты можно записывать, вести дневник, оформлять в виде протоколов, стенографировать, записывать на видеопленку, магнитофон, фотографировать, производить киносъемку.

Наблюдения по связи с объектом изучения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по признаку времени - непрерывными, дискретными (прерывистыми), монографическими (очень длительными и обстоятельными). Эффективным является так называемое включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности объекта (например, изучая детей в условиях учебно-воспитательного процесса, наблюдатель становится их учителем или классным руководителем). При включенном наблюдении складываются естественные отношения.

В последнее время широко используется метод скрытого наблюдения - проведение наблюдения в специально предназначенных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки. Это позволяет изучать поведение исследуемых в естественных условиях. Организация скрытого наблюдения требует от исследователя соблюдения такта. В отдельных случаях может использоваться метод самонаблюдения.

Условия проведения наблюдений: целенаправленность, систематичность, длительность, разносторонность, объективность, массовость, соблюдение такта.

Метод наблюдения позволяет изучать исследуемые явления и процессы в естественных условиях - в этом его ценность. Однако наблюдение требует длительного времени, изучаемое явление не всегда может быть доступно наблюдению, один исследователь наблюдением не может охватить большое количество объектов, при использовании данного метода фиксации фактов и их интерпретации имеет место субъективный подход исследователя, обращается внимание только на внешние проявления изучаемого.

Опросы: беседы, анкетирование, интервью. Беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе. Беседа, проводимая по специально составленным вопросникам, позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений, оценки и позиции исследуемых, их чувства и переживания, мотивы тех или иных поступков и др. Эффективность этого метода зависит от умения исследователя установить дружеские отношения в ходе беседы, вызвать собеседника на откровенность. Беседа позволяет корректно направлять разговор в нужное русло, варьировать вопросы для лучшего и однозначного понимания их собеседником. Ответы испытуемого дополняются личными впечатлениями от общения с ним. Беседу необходимо фиксировать, но лучше на диктофон, убранный из поля зрения (опрашиваемый знает, что идет запись), или сразу после беседы по памяти.

Это сложный метод, которым умеют пользоваться далеко не все педагоги. В беседе исследуемый может скрыть свои истинные мысли и переживания, ввести собеседника в заблуждение.

Интервью, по существу, разновидность беседы, но оно больше ориентировано на выяснение оценок и позиций опрашиваемого. Интервью, как правило, проводится по заранее подготовленным вопросам одной стороны, и подготовленным ответам другой стороны, что делает их искренность и точность достаточно относительной.

В ходе бесед и интервью может использоваться и так называемая проективная методика, сущность которой заключается в том, что опрашиваемого мысленно ставят на место другого человека в специально конструированной воображаемой ситуации: «Как бы вы поступили, если бы...».

Получение информации о типичности того или иного явления в большой группе исследуемых, выявление отношения, запросов, пожеланий возможно с помощью анкетирования. При этом необходимо знать и соблюдать следующие требования:

тщательный подбор точных и корректных вопросов, наиболее полно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию;

использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы, определить их правдивость;

однозначность задаваемых вопросов и отсутствие подсказки в их формулировке;

использование открытых (когда опрашиваемый может высказать свое собственное мнение), закрытых (с ограниченным вариантом ответов), смешанных анкет;

проверка подготовленной анкеты на небольшом количестве испытуемых и внесение необходимых корректив.

Интересны полярные анкеты с балловой оценкой. Такие aнкеты используют для самооценки и оценки других. Например, надо оценить всех членов группы по ряду нравственны: показателей:

«справедливый 5 4 3 2 1 несправедливый»,

«добрый 5 4 3 2 недобрый».

В последнее время, изучая отношения в коллективе, педагоги часто используют метод социометрических анкет (социометрии): «С кем бы ты хотел быть в одной группе (в первую очередь, вторую и т.д.) и др.

Полученные результаты анкетных опросов, бесед и интервью обрабатываются специальными статистическими или машинными методами.

Методы опроса позволяют собрать разнообразную, интересующую исследователя информацию. С помощью анкет можно охватить очень большие группы опрашиваемых, грамотно составленные закрытые анкеты обрабатываются с помощью электронных счетных машин. Недостатком этого метода является то, что в любом опроснике всегда есть элемент неискренности, а нередко и ложности даваемых ответов, не для всех возрастов и не во всех ситуациях возможно проведение анкетирования.

Метод рейтинга и самооценки. Метод рейтинга - метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными (знающими) судьями (экспертами). К отбору экспертов предъявляют определенные требования: они должны быть компетентными, способными решать творческие задачи, положительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными.

Для объективно получаемой информации полезно использовать методы самооценки по определенной программе, составленной исследователем.

В ходе анализа полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные причины располагаются в порядке возрастания (убывания) степени их проявления или признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку. Например, дается задание расположить по степени значимости, для испытуемых предложенные мотивы учения.

Метод обобщения независимых характеристик повышает объективность выводов. Суть метода сводится к обработке информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, исследователь узнает о нем от учителя, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников и т.д.

Метод педагогического консилиума (разработан Ю.К. Бабанским) предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Изучение и анализ документации, продуктов деятельности позволяет собрать конкретный материал о интересующих исследователя процессах и явлениях. Так, изучение ученических тетрадей может дать не только полезную информацию об уровне знаний и умений учащихся, но и о работе учителя. Изучение ученических работ (рисунков, сочинений, дневников и т.д.) помогает выявить различные интересы детей, определить особенности их мышления, представлений, суждений и оценок, уровень сформированности учебных умений.

Педагогическое тестирование - целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее с помощью специально разработанных задач (заданий, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Большинство педагогических тестов достаточно просты, доступны, возможно, автоматизированное предъявление и обработка результатов (с помощью компьютера, простейших технических устройств). В педагогических целях чаще всего применяются тесты успеваемости, тесты элементарных умений, тесты диагностики уровня обученности и воспитанности. Широкое применение в педагогической практике и педагогических исследованиях получили психологические тесты. При работе с ними надо соблюдать такт, не разглашать полученные результаты, не делать их предметом обсуждения, соблюдать конфиденциальность и анонимность при обработке и анализе полученных данных. Целый ряд специальных психологических тестов (MMPI, Векслера, цветовые пятна Роршаха и др.), применяемых в работе профессиональных психологов, самостоятельно или без предварительной и тщательной консультации со специалистами лучше не использовать: они нередко трудоемки и занимают много времени при проведении и требуют специальных знаний и умений для обработки полученных результатов. При необходимости их применения в своей исследовательской работе целесообразнее обращаться за помощью к квалифицированным психологам.

Изучение и обобщение педагогического опыта дает ценный материал для исследователя. Нередко учитель в своем творческом поиске находит интересные решения сложных проблем (поиск В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и др.). Объектом изучения может быть массовый опыт - для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт - для выявления характерных недостатков и ошибок; передовой опыт - для выявления и обобщения инновационного поиска учителей.

Выделяют два вида передового педагогического опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Мастерство - умелое, рациональное и комплексное использование педагогом рекомендаций науки. Изучение того, как и что делает учитель-мастер, вносит ясное понимание технологии внедрения науки в практику.

Педагогическое новаторство - педагогический опыт, содержащий инновационные подходы в организации педагогической деятельности.

Критерии передового опыта:

а) новизна: от внесения новых до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогической деятельности;

б) результативность и эффективность: высокий уровень обученности, воспитанности и развития детей;

в) соответствие требованиям педагогики, методик и психологии (высокие результаты могут быть получены за счет использования неприемлемых методов обучения, воспитания и стимулирования, тогда опыт не имеет положительной ценности);

г) стабильность и повторяемость результатов в течение длительного периода времени использования;

д) воспроизводимость опыта: возможность повторения другими педагогами с таким же результатом;

е) оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе: достижение высоких результатов при минимальной затрате сил и времени как учителя, так и учащихся, без необходимости отказа от решения каких-то других не менее важных педагогических задач.

Изучение и обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности:

описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов;

классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила;

установление причинно-следственных связей и механизма взаимодействия различных сторон учебно-воспитательного процесса, их оценка: уяснение способов и средств деятельности педагога и воспитанников, приводящих к высокому результату.

Внедрение передового опыта осуществляется через шефство (наставничество) педагогов-мастеров, педагогические практикумы, семинары и тренинги, через различные формы научного и методического обобщения, доклады, брошюры, статьи, бюллетени, методические разработки и т.п.

В исследовании педагогических явлений есть такое понятие, как опытная работа. Один из методологов педагогики М.Н. Скаткин считал, что она становится самостоятельным методом исследования, если она:

поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой;

преобразует действительность, создает новые явления;

сопровождается глубоким анализом и выводами.

Опытная работа используется в период пробного применения гипотезы до и после эксперимента для проверки на практике полученных выводов и рекомендаций.

Опытная работа - широко поставленная проверка результатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе. Многолетнюю опытную проверку проходили экспериментальные программы обучения в начальной школе, разработанные под руководством Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, новые учебники и учебные пособия, прежде чем стать массовыми. Опытная работа дает только общие представления об эффективностиили нецелесообразности применения того или иного средства, той или иной системы. Что именно оказалось существенным в применении изучаемой системы, при каких условиях она эффективна, что явилось причиной, а что следствием, можно выяснить только с помощью специально организованного педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент. Наблюдение в естественно протекающем педагогическом процессе не всегда бывает результативным, кроме того, бывает необходимо проверить те или иные предположения, возникшие у исследователя, выявить не случайные, а закономерные связи, испытать предлагаемую методику. С целью решения этих задач проводится педагогический эксперимент, сущность которого заключается в том, что исследователь создает планомерно организуемые ситуации. Эксперимент - активное вмешательство в предмет исследования с заранее заданными исследовательскими целями; научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Он позволяет искусственно выделять изучаемое явление из ряда других, целенаправленно изменять условия его протекания, повторять отдельные изучаемые явления в подобных или измененных условиях.

Эксперимент может быть констатирующим, когда изучаются существующие педагогические факты, уточняющим, когда проверяется гипотеза, преобразующим (созидательным, формирующим), когда на основе констатации и теоретического осмысления выделяются и вводятся новые педагогические явления и проверяется их истинность. Эксперимент может быть длительным и кратковременным. Наиболее объективную оценку достоверности разработанной модели дает опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.

Есть и другая классификация педагогического эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент - это эксперимент, протекающий в естественных или близких к ним условиях, когда участники не знают о включенности в него. Сам исследователь может выступать в роли учителя (воспитателя) или все наблюдение за его ходом ведется, скрыто, и учитель знает о нем, а дети - нет. Лабораторный эксперимент - эксперимент, проводимый в специально оборудованной лаборатории (классе, аудитории и т.п.). Могут использоваться специальные лабораторные методы и средства исследования (компьютерное тестирование в начале и по ходу эксперимента, постоянный наблюдатель, находящийся в классе, и др.).

При проведении педагогического эксперимента всегда организуются, как минимум, две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Сильной стороной педагогического эксперимента является то, что изучаемые явления искусственно организуются, корректируются в процессе их реализации и отрабатываются определенные подходы к их пониманию и осуществлению. Это требует значительно меньше затрат времени, чем при наблюдении, делает полученные результаты доказательными и воспроизводимыми. Недостатком данного метода является следующее: люди, знающие, что они являются участниками эксперимента (будь то учитель или воспитанник), не всегда ведут себя так, как бы они вели себя в обычных условиях, а это может исказить реальную картину изучаемого педагогического феномена. Большое влияние на результаты эксперимента оказывает личность самого экспериментатора.

Заключение

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы педагогического исследования в отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Список использованной литературы

1. Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.

2. Внедрение достижений педагогики в практику школы. М., 1981.

3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

4. Краевский В.М., В.В. Полонский. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов. Самара, 1988.

5. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М., 1989.

6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    презентация , добавлен 07.08.2015

    Понятие методологии и ее сущность. Методы педагогических исследований. Гуманистическая модель педагогики. Образование как общечеловеческая ценность. Ключевые вопросы методологии и методов методологического исследования.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2002

    Определение понятия наблюдения. Основные виды и этапы процесса наблюдения. Главные требования, предъявляемые к процессу наблюдения. Эмпирический метод изучения человека в педагогической практике. Основные достоинства и недостатки метода наблюдения.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2012

    Методологические основы педагогического исследования. Теоретические, эмпирические и математические методы исследования. Методы познания, обосновывающие принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности педагога.

    презентация , добавлен 20.10.2015

    Закон и закономерность педагогического исследования, его уровни. Основные компоненты научного исследования. Методы изучения педагогического опыта. Сущность метода педагогического эксперимента и тестирования. Методика изучения коллективных явлений.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Основные комплексы педагогических методов исследования. Основные требования при проведении наблюдения, его недостатки. Классификация педагогических экспериментов, их значение. Понятие и разновидности тестирования. Социологические методы исследования.

    реферат , добавлен 25.04.2009

    Обоснование совокупности методологических подходов и средств историко-педагогического исследования развития педагогического знания, образующих методологическую систему. Теоретико-методологическое обеспечение научных исследований по истории педагогики.

    Методы количественного и качественного, эмпирического и теоретического уровня исследования. Использование частнонаучных методов исследования в области библиотечно-информационной деятельности. Применение контент-анализа для изучения различной документации.

    реферат , добавлен 24.02.2015

    Сущность и методология исследований педагогической деятельности. Анализ изучения педагогического процесса. Характеристика и особенности традиционно-педагогических и количественных методов изучения педагогической действительности и коллективных явлений.

    реферат , добавлен 04.03.2010

    Критерии оптимального учебного процесса (по Ю.К. Бабанскому). Уровни педагогического творчества по В.С. Лазареву. Уровни сформированности инновационной деятельности учителя. Показатели педагогических действий, способствующих развитию мышления учащихся.

Читайте также: