Четвертым этапом сестринского процесса является. Первый этап сестринского процесса. пациенты, которые не могут выполнить ни каких действий, находясь в бессознательном состоянии

Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов. ПЕРВЫЙ ЭТАП – обследование пациента с целью сбора информации о состоянии здоровья. Цель обследования – собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его состоянии в момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме. Сестринская история болезни – юридический протокол-документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках ее компетенции. ВТОРОЙ ЭТАП – установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза. Проблемы пациента подразделяются на: основные или настоящие, сопутствующие и потенциальные. Основные проблемы – это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Потенциальные проблемы – те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. Сопутствующие проблемы – это не экстремальные и не опасные для жизни потребности и не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу. Таким образом, задача сестринской диагностики – установить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармоничного состояния, установить то, что наиболее тяготит пациента в настоящий момент, является для него главным и попытаться в пределах своей компетенции скорректировать эти отклонения. Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние. Эта реакция может быть: физиологической, психологической, социальной, духовной. ТРЕТИЙ ЭТАП – планирование сестринской помощи. План ухода Постановка целей: Участие пациента Стандарты сестринской 1. Краткосрочные и его семьи практики 2. Долгосрочные ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – осуществление плана сестринских вмешательств. Сестринские вмешательства Категории: Потребность пациента Методы ухода: в помощи: 1. Независимая 1. Временная 1. Достижение терапевтических 2. Зависимая 2. Постоянная целей 3. Взаимозависимая 3. Реабилитирующая 2. Обеспечение ежедневных жизненных потребностей и т.п. ПЯТЫЙ ЭТАП – оценка эффективности сестринского процесса. Эффективность сестринского процесса Оценка действий Мнение пациента Оценка действий медсестры медицинской сестры или его семьи руководителем (старшей и главной (самолично) медицинскими сестрами) Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое лечебное учреждение, если пациент умер или в случае длительного заболевания. Осуществление и внедрение сестринского процесса в ЛПУ поможет решить следующие задачи: Повысить качество и снизить сроки лечебного процесса без привлечения дополнительных средств; Снизить потребность во врачебных кадрах, создавая «сестринские отделения, дома, Hospis» с минимальным количеством врачей; Повысить роль медсестры в лечебном процессе, что немаловажно для достижения более высокого социального статуса медицинской сестры в обществе; Внедрение многоуровневого сестринского образования позволит обеспечить лечебный процесс кадрами с дифференцированным уровнем подготовки.


Понятие о сестринском процессе
Сестринский процесс — способ организации сестринской деятельности, основанный на научных принципах и состоящий из последовательно сменяющих друг друга взаимосвязанных этапов, которые позволяют сестринскому персоналу, используя свои профессиональные знания и умения, обеспечивать качественный уход за пациентом. Основные этапы сестринского процесса:
. обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента);
. сестринская диагностика (определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента, требующих сестринского вмешательства);
. планирование (определение программы действий);
. выполнение плана (действия, необходимые для осуществления плана);
. оценка (исследование реакций пациента на вмешательство сестринского персонала).
Неверно полагать, что сестринский процесс — это принципиально новое в нашей профессии. Во-первых, сменяющие друг друга взаимосвязанные этапы характеризуют любую деятельность. Если вы решили поменять работу или имидж, то, очевидно, осознаете цель, результат, последовательность ваших действий, выполните планы и сравните полученный результат с воображаемым. Не говоря уже о ежедневной, рутинной работе. Лучше все-таки представлять заранее, как в течение смены поставить 15 капельниц, сделать 25 внутримышечных инъекций, ассистировать врачу при двух пункциях и при этом сохранить физическое и психическое здоровье как свое, так и окружающих.
Во-вторых, сестринский процесс весьма сходен по своим основным этапам с врачебным: выслушивание жалоб пациента, обследование и исследования, постановка диагноза, выбор способа деятельности, сами действия, дальнейшие рекомендации. Существующие между ними различия относятся больше к содержательной стороне этих процессов.
И самое важное — сестринский персонал и раньше, и сейчас использует в своей деятельности элементы сестринского процесса, порой и не подозревая об этом.
Поэтому, говоря о сестринском процессе как о новом способе действий сестринского персонала, мы в первую очередь имеем в виду, что специалисты в области сестринского дела должны научиться осознавать: что, почему и для чего они делают.
Итак, сестринский процесс - это системный подход к оказанию сестринской помощи пациенту, ориентированный на достижение пациентом оптимально возможного состояния путем удовлетворения его потребностей.
Цели сестринского процесса :
. определение потребностей пациента в уходе;
. определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей или результатов ухода;
. применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение потребностей пациента;
. оценка эффективности сестринского ухода.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Сестринское дело (квалификация (степень) бакалавр) утверждает требования к результатам освоения этой программы. Одна из профессиональных компетенций, которыми должен обладать бакалавр, непосредственно указывает на важность применения технологии сестринского процесса в практической деятельности: «Выпускник должен обладать готовностью обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (ПК-2)».
Таким образом, сестринский процесс можно рассматривать как методологическую основу сестринской деятельности.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Понятие «сестринский процесс» появилось в начале 1950-х гг. в США. Лидия Холл (Lydia Hall) в статье «Quality of nursing care» (1955) впервые использовала это понятие и описала его через совокупность трех этапов: наблюдения, организации ухода, оценки эффективности ухода. Она отождествляла сестринский уход с проявлением внимания, укреплением и сохранением здоровья и человечностью (care, cure, core).
Дороти Джонсон (Dorothy Jonson, 1959) определила сестринское дело как стимулирование поведенческой активности клиента. Описанный ею сестринский процесс включал также три этапа: оценку состояния клиента, принятие медицинской сестрой решения, действия медицинской сестры.
Ида Орландо (Ida Orlando, 1961) также описывала сестринский процесс как совокупность трех этапов: поведения клиента, реакции медицинской сестры, действий медицинской сестры.
В основу модели, представленной в 1960-е гг. Сестринской школой Иельского университета (США), был положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента. Согласно утверждению наиболее известной и популярной исследовательницы этого периода Вирджинии Хендерсон, все люди, как здоровые, так и больные, имеют определенные жизненные потребности.
По мнению другой исследовательницы Ф. Абделлах, в основе сестринского процесса должны лежать принципы холизма. Иными словами — целостного подхода к личности с учетом физических, психических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и духовных потребностей пациентов и их семей.
В 1967 г. Western Interstate Commission for Higher Education (США) определила сестринское дело как процесс взаимодействия между клиентом и медицинской сестрой, а сестринский процесс как пошаговое взаимодействие между медицинской сестрой и пациентом, включаюшее восприятие, обмен информацией, интерпретацию и оценку полученных данных.
В том же году Хелен Юра (Helen Yura) и Мэри Уолш (Mary Walsh) также описывали сестринский процесс как совокупность четырех этапов: обследования, планирования, выполнения, оценки. Лоис Ноулес (Lois Knowles) впервые сделала попытку описать сестринский процесс как совокупность пяти этапов, или «5D» (discover, delve, decide, do, discrimination) — выявления, поиска информации, принятия решения, действия, разбора результатов1.
В 1973 г. Американская Ассоциация медицинских сестер (American Nurses Association — ANA) опубликовала стандарты сестринской практики, где значительная роль отводилась сестринским диагнозам. В этом же году в США состоялась первая конференция по классификации сестринских диагнозов. Придавая особое значение постановке диагноза при оказании пациенту сестринской помощи, было предложено выделить диагностирование из обследования в самостоятельный этап сестринского процесса.
С этого момента модель сестринского процесса как совокупности пяти этапов (обследование, диагностирование, планирование, выполнение плана, оценка результата) стала использоваться в сестринском образовании и сестринской практике.
В 1991 г. ANA были опубликованы стандарты клинической сестринской практики, в которых идентификация результата была выделена в отдельный этап сестринского процесса, сделав его шестиэтапным: обследование, диагностирование, идентификация результата, планирование, выполнение (реализация плана), оценка результата.

  • II. 4. ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИРЕТРОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ И ПРИНЦИПЫ КОМБИНАЦИИ ГРУПП ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ВААРТ
  • III ЗВЕНО ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ВОСПРИИМЧИВЫЙ ОРГАНИЗМ
  • Этапы Цель Основные действия
    1. Обсле- дование пациента Собрать, проверить и передать сведения о пациенте с целью формирования базы данных 1. Сбор данных для сестринской истории болезни. 2. Проведение физического обследования 3. Сбор лабораторных данных
    2. Медсес- тринский диагноз Определить, в каком уходе нуждается пациент, и сформиро- вать его настоящие и потенци- альные проблемы со здоровьем и потребности Интерпретация данных: 1. Оценить значимость полученных данных. 2. Формирование данных по группам 3. Сформировать сестринский диагноз
    3. Плани- рование 1.Определить потребности пациента. 2.Выявить приоритетные задачи 3. Разработать стратегию дости-жения поставленных целей 4. Определить критерий их выполнения. 1. Определить потребности пациента 2. Определить необходимые мероприятия 3. Первоочередные действия 4. Консультации 5. Написать сестринский план.
    4. Выпол- нение Сделать все необходимое для выполнения плана 1. Выполнение поставленных задач 2. Выполнение специфических вмешательств
    5. Оценка Определить, в какой степени достигнуты поставленные цели: а) полностью б) частично в) не достигнуты 1. Определить реакцию пациента на Ваши действия 2. Определить качество ухода 3. Что можно было сделать иначе 4. Насколько изменилось состояние пациента 5. Формулирование выводов 6. Внести изменения в сестринский план (при необходимости) 7. Провести повторное обследование пациента.

    Документирование всех этапов сестринского процесса – обязательное условие.

    В разных странах существуют различные формы планов сестринского ухода и сестринских историй болезни. В данной работе предлагается собственный вариант документирования.

    Помимо плана ухода сестринская документация должна содержать биографические данные пациента и результаты сестринской оценки его состояния.

    За основу сестринской карты первичного обследования пациента в отделении реанимации и интенсивной терапии была взята сестринская карта, предложенная Курским медицинским колледжем. Она была дополнена и откорректирована Лемех Л.М., главной м/с ГБ №1. /См. приложение №1/.

    После первичной оценки состояния пациента необходимо сформировать проблемы пациента и записать сестринские диагнозы. Постановка сестринского диагноза – самый ответственный этап сестринского процесса. Поскольку эта новая технология только внедряется в наше здравоохранение, еще нет специальной регламентирующей литературы по постановке сестринских диагнозов. Универсальные формулировки сестринских диагнозов для пациентов реанимационных отделений предложены м/с-организатором Каркиной Г.А. /См. приложение №2/.

    Сестринский диагноз состоит из 2 частей: первая часть – проблема пациента с состоянием здоровья /реакция на заболевание/; вторая часть – возможная причина такой реакции с точки зрения медсестры, соединенных словосочетанием «связанный с …», «из-за …». Для облегчения работы практических сестер на этапе внедрения сестринской диагностики Каркина Г.А. предложила так же табличку, где перечислены наиболее часто встречающиеся причины для каждой проблемы пациента реанимационного профиля. /См. приложение №2-А/.

    После того, как сестринские диагнозы сформулированы, медсестра определяет цели ухода за пациентом и составляет план сестринских вмешательств.

    Выполнение (реализация) плана ухода является четвертым этапом сестринского процесса.

    Оценка эффективности предоставленной помощи основывается на сопоставлении ожидаемых результатов и регистрации их достижения. Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, медсестра ставит дату и свою подпись под этой целью. Если проблема не решена, возможно изменение характера сестринского вмешательства, что сделает его более эффективным. Оценку, таким образом, следует проводить в заранее намеченное время, устанавливаемое при составлении плана сестринской помощи, с тем, чтобы вносить соответствующие коррективы в характер вмешательств, не обеспечивающих достижения целей. В реанимационных отделениях временной интервал следующих осмотров пациента зависит от тяжести состояния и динамики изменений жизненно-важных функций. Медсестра, придя на смену, должна принять у сдающей смену коллеги каждого пациента. Данные осмотра документируются. Для этой цели м/с Грибановой Е.О. предложена карта динамического обследования пациента отделения реанимации. (См. приложение № 1-А).

    Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 3130 |

    Сестринский процесс - метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациенту.

    Цель сестринского процесса – обеспечение приемлемого качества жизни пациента в болезни, то есть обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психического и духовного комфорта.

    Значение сестринского процесса для сестринской практики:

    Определяет конкретные потребности пациента в уходе, обеспечивает участие самого пациента в уходе;

    Способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и прогнозирует ожидаемые результаты ухода;

    Определяет план действий медсестры, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента;

    С его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, ее профессионализм. И самое главное, сестринский процесс гарантирует качество оказания сестринской помощи.

    Сестринский процесс состоит из пяти этапов, каждый из которых является существенной стадией в решении приоритетной проблемы и тесно связан с остальными четырьмя:

    Сестринское оценка эффективности

    обследование сестринского процесса


    Интерпретация реализация

    полученных данных сестринского плана

    и формулирование

    приоритетной проблемы

    (сестринская диагностика) планирование

    сестринской помощи

    Вывод: сестринский процесс представляет собой последовательную смену действий (этапов), выполняемых медсестрой по отношению к пациенту с целью предупреждения, уменьшения и сведения до минимума возникающих у него проблем и трудностей, связанных со здоровьем.

    Первый этап – сестринское обследование.

    Это текущий процесс сбора и оформления информации о состоянии здоровья и степени удовлетворения потребностей пациента.

    Цель этапа – создание информационной базы о пациенте.

    Виды сестринской информации

    Субъективный Объективный

    Источники информации

    Методы получения информации.



    Медсестра должна собрать информацию и оценить следующие группы параметров :

    1. Состояние основных функциональных систем организма.

    2. Эмоциональный и интеллектуальный фон, диапазон адаптации к стрессам.

    3. Способность к осуществлению самоухода.

    4. Социологические данные.

    5. Данные об окружающей среде («факторы риска»).

    Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определённой форме.

    Сестринская история болезни - юридический протокол документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках её компетенции.

    Документация данных даёт возможность:

    · выявить дефицит обслуживания пациента,

    · раскрывает полную информацию о проделанной работе,

    · наглядно показывает динамику состояния пациента,

    · обеспечивает преемственности и системной подход в организации сестринского ухода,

    · помогает осуществить само - и взаимоконтроль.

    С учебным образцом сестринской истории болезни Вы можете ознакомиться в приложении.

    Вывод: таким образом, на 1 этапе медсестра получает два вида информации:

    субъективную – включает чувства, эмоции, ощущения (жалобы) самого пациента

    относительно своего здоровья;

    объективную – данные, которые получены в результате наблюдений и обследований, проводимых медсестрой.

    Второй этап - сестринская диагностика.

    Это становление настоящих или возможных в будущем отклонений от комфортного состояния и формулирование приоритетной проблемы / сестринского диагноза /.

    Цель этапа – определение возникающих у пациента проблем, установление факторов, вызывающих развитие этих проблем, выявление тех качеств пациента, которые могут способствовать предупреждению или разрешению его проблем.

    С точки зрения медицинской сестры, проблемы появляются то­гда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, трав­ма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения:



    1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удов­летворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополни­тельной опоры).

    2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохранению его здоровья на оптимальном уровне (например, при­страстие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).

    Проблемы пациента.


    Настоящие /существующие/ Потенциальные


    * Физиологические

    * Социальные

    * Психологические

    * Духовные

    Существующие – это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент:

    Потенциальные – те, которые не существуют, но могут появиться с течением времени.

    По приоритетности проблемы классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные (приоритеты, следовательно, классифицируются аналогично).

    К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.

    Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства.

    Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

    Приоритетная проблема /сестринский диагноз/ - это клиническое суждение медсестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь или своё состояние с желательным указанием вероятной причины этой реакции.

    В 1987 году на первой международной конференции в Калгари большое внимание было уделено проблемам сестринской диагностики.

    В 1991 году сестринский диагноз был внесён в стандарты сестринской деятельность США.

    В 1992 году Х конференция сестёр США одобрила перечень из 109 сестринских диагнозов.

    Вскоре понятие «сестринский диагноз» становится международным.

    В настоящее время в РФ понятие «сестринский диагноз» не имеет официального признания.

    На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.

    Отличительные особенности сестринского и врачебного диагнозов:

    Структура сестринского диагноза:

    1 часть – описание ответной реакции пациента на болезнь;

    2 часть – описание возможной причины такой реакции.

    Например : 1ч. – нарушение в питании,

    2ч. – связанное с низкими финансовыми возможностями.

    Вывод: проблемы возникают у пациента тогда, когда есть трудности в удовлетворении потребностей. Медсестра рассматривает не само заболевание, а реакцию пациента на болезнь и изменение состояния здоровья.

    Третий этап - планирование сестринской помощи.

    Э то определение целей и составление ин­дивидуального плана сестринского вмешательства отдельно для каждой проблемы пациента, в соответствии с порядком их значи­мости.

    Цель: Исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные проблемы, разработать стратегию достижения поставленных целей (план), определить критерий их выполнения.

    Во время планирования сестра устанавливает приоритеты, определяет цели, ожидаемые результаты, и формулирует план сестринского ухода.

    Приоритет – это то, что наиболее тяготит пациента в настоящей момент, является для него главным сейчас или может ухудшить его здоровье, благополучие.

    Критерии выбора приоритетности /значимости/ проблем пациента:

    Главное, по мнению самого пациента, самое тягостное и па­губное для него, либо препятствующее осуществлению самоухода;

    Проблемы, способствующие ухудшению течения заболевания и высокому риску развития осложнений.

    В сестринской практике цель - это ожидаемый конкретный результат сестринского вмешательства по опреде­лённой проблеме пациента.

    При постановке целей медсестра учитывает следующие требования:

    · должны быть реальными, достижимыми, диагностичными (иметь возможность проверки),

    · иметь конкретные сроки их достижения:

    Краткосрочные – не более 1 недели,

    Долгосрочные – несколько недель, месяцев, лет,

    · находиться в пределах сестринской компетенции, а не врачебной,

    Уменьшение или полное исчезновение симптомов, вызывающих страх у пациента или тревогу у сестры,

    Улучшение самочувствия,

    Расширение возможностей самоухода в рамках фундаментальных потребностей;

    изменение отношения к своему здоровью,

    · формулироваться от имени пациента /семьи/, т.е. быть понятными пациенту.

    Структура цели


    исполнение критерий условие

    (действие) (дата, время, расстояние) (с помощью кого или чего-либо)

    Например, пациент пройдет с помощью костылей 7 метров на восьмой день.

    План – это письменное руководство по уходу, который содержит подробное перечисление всех действий медсестры согласованно с пациентом, необходимых для достижения поставленных целей.

    План:

    · координирует работу сестринской бригады,

    · обеспечивает преемственность сестринского ухода,

    · помогает поддерживать связь с другими специалистами в области здравоохранения,

    · уменьшает риск не компетентного или не аккуратного ухода,

    · предусматривает участие пациента и его семьи в обеспечении ухода.

    При составлении плана ухода сестра может руководствоваться соответствующим стандартом сестринского вмешательства.

    Стандарт (стандартный план ухода )– это перечень мероприятий, обеспечивающий качественный уход за пациентом по данной проблеме, это

    минимальный обязательный уровень качества сестринского обслуживания.

    Стандарты могут быть приняты как на федеральном, так и на местном уровне (департаменты здравоохранения, конкретное лечебно-профилактическое учреждение). Примером стандарта сестринской практики может служить ОСТ «Протокол ведения больных. Профилактика пролежней».

    Индивидуальный план по уходу – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по определенной проблеме пациента, с учетом конкретной клинической ситуации.

    Вывод: На третьем этапе медсестра для каждой приоритетной проблемы записывает конкретные цели ухода, а для каждой конкретной цели подбирает конкретное сестринское вмешательство.

    Министерство здравоохранения Челябинской области

    ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

    СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНА

    зам.директора по УР: на ЦМК «Сестринского дела»

    Севостьянова И. А. протокол___ ______Евсеева И.Л.

    «___»_____________ 20___ г. «____»_________________20___г.

    Опорный конспект лекции

    Тема: «Сестринский процесс»

    ПМ 04 (07) «Выполнение работ по профессии

    младшая медицинская сестра по уходу за больными»

    МДК. 04. (07) 01. Теория и практика сестринского дела

    Специальность:

    34. 02. 01 «Сестринское дело»

    31. 02. 01 «Лечебное дело»

    Курс 1,2

    преподаватель

    первой квалификационной категории

    Сестринский процесс

      Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи,

      1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки

      2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.

      3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды

      целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.

      4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.

      5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка. Эффективность и качество сестринского ухода.

      Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах

    Понятие сестринский процесс впервые появилось в начале 50-х годов в США. Основоположницей сестринского процесса считается Верджиния Хендерсон.

    Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляе­мых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказа­нию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание ро­ли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относится к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с лично­стью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».

    Цели сестринского процесса:

      определяет конкретные потребности пациента в уходе;

      способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, кроме того, прогно­зирует его последствия;

      определяет план действий медицинской сестры, стратегию, направ­ленную на удовлетворение нужд пациента;

      с его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства;

      гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

    Преимущества внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и практики заключается в следующем: обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского ухода;

      становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;

      создается возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;

      осуществляется эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем паци­ента;

      универсальность метода;

      гарантируется качество предоставляемой помощи и профессиона­лизм медицинской сестры;

      демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медицинской службы, медицинского обслуживания;

      обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания.

    Сестринский процесс включает в себя пять последовательных этапов:

    a. обследование пациента;

    b. диагностирование состояния пациента (определение потребностей и вы­
    явление проблем);

    c. планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем;

    d . выполнение плана сестринских вмешательств;

    e. оценка полученных результатов.

    Для принятия профессиональных решений и удовлетворения проблем пациента медсестра руководствуется в своих действиях схемой, соответст вующей последовательности этапов сестринского процесса. На всех этапах обязательными условиями для действий медсестры должны быть:

      профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации данных;

      достаточное время и доверительная обстановка;

      конфиденциальность;

      согласие и участие пациента;

      при необходимости участие других медицинских работников.

    1 этап сестринского процесса - обследование пациента.

    Текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента.

    Обследование пациента

    Сбор анамнеза

    Физическое обследование

    Лабораторное исследование

    - история возникновения

    Осмотр;

    1. общий анализ мочи;

    проблемы в здоро-

    - измерение АД;

    2. общий анализ крови;

    вье пациента;

    - измерение пульса;

    3. биохимическое исследова-

    - социологические данные;

    - определение дыхания;

    ние;

    Данные о развитии;

    Измерение температуры те-

    4. инструментальное иссле-

    Данные о культуре;

    тела

    исследование.

    - данные о духовном раз-

    - измерение массы и роста.

    витии;

    Психологические данные.

    База данны

    х о пациенте (сестринская исто

    эия болезни).

    Цель - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о паци енте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его со­ стоянии на момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании при­ надлежит расспросу. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна, будет полученная ею инфор­ мация.

    Данные обследования могут носить объективный и субъективный характер. Субъективные симптомы - это ощущения являющиеся отражением объективных изменений в организме. Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает в ходе расспроса.

    Объективные данные - это данные, которые получены в результате наблюде ния и обследований, проводимых медицинской сестрой. К ним относят: данные физикального обследования пациента, измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторного исследования.

    Источником информации являются:

      в первую очередь сам, пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья.

      могут быть члены его семьи, коллеги по работе, друзья. Они дают информа­цию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии;

      медперсонал;

      медицинская документация;

      обзор мед и специальной литературы.

    В ходе сбора информации медицинская сестра устанавливает с пациентом «ле чебные» отношения:

      определяет ожидания пациента и его родственников от лечебного учреждения;

      осторожно знакомит пациента со стадиями лечения;

      начинает вырабатывать у пациента адекватную самостоятельную оценку своего состояния;

      получает информацию, которая требует дополнительной проверки;

      устанавливает и выясняет отношение пациента и его семьи к болезни.

    Конечным результатом первого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации и создание базы данных о пациен те.

    Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме.

    Сестринская история болезни - юридический протокол- документ самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции.

    Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказа ния сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог - гарантия качества оказания помощи и ее безопасность.

    II этап сестринского процесса - диагностирование состояния пациента.

    Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.

    Проблемы пациента

    Существующие

    Потенциальные

    первичные

    промежуточные

    вторичные

    первичные

    промежуточные

    вторичные

    Сестринский диагноз

    Цели:

      Определение проблем, возникающих у пациента как своего рода от­ветные реакции организма.

      Установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем.

      Выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.

      Формулировка сестринского диагноза.

    Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникающие в данной ситуации, средствами личного знания и опыта. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные:

      Существующие (фактические) проблемы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

      Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени.

    Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. По­этому для успешного решения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные.

      К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.

      Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают от­срочки сестринского вмешательства.

      Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

    На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.

    Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакции пациента на фактически существующие и потенциальные проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием веро­ятных причин этих реакций и характерных признаков.

    В сестринских диагнозах есть три существенных компонента, кото­рые обозначаются PES -формат:

    «Р» - указывает на проблему связанную со здоровьем; «Е» - представляет собой этиологию (причину) проблемы; «S » - описывает совокупность признаков и симптомов или то, что обычно на­зывают характерными чертами. Эти три части объединяются в одну формулировку с помощью связывающих слов.

    Сестринский диагноз следует отличать от врачебного диагноза:

    СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

    ВРАЧЕБНЫЙ ДИАГНОЗ

    1. нацелен на выявление реакции организма в связи с болезнью;

    2. может меняться каждый день или
    даже в течение дня по мере того,
    как изменяются реакции организма
    на болезнь;

    3. предполагает сестринские вмеша­тельства в пределах ее компетенции
    и практики;

    4. часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоро­вья.

    1. определяет болезнь;

    2. может оставаться неизмененным в течение всей болезни;

    3. предполагает лечение в рамках врачебной практики;

    4. связан с возникшими патофизиологическими изменениями в орга­низме.

    Сестринский диагноз - основа для построения плана оказания сестрин­ской помощи.

    III этап - планирование сестринской помощи.

    Цель - определение ожидаемых результатов сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение. План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ каче­ ства сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономиче­ ские затраты, поскольку в нем указываются материалы и оборудование, необ ходимые для выполнения сестринского ухода. Это позволяет определять потребность в тех ресурсах, которые используются наиболее часто и эффективно в конкретном лечебном учреждении. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.

    Постановка целей сестринского ухода необходима по следующим причинам:

    1- она дает направление при проведении индивидуального сестринско­го ухода, сестринских действий

    2- используется для определения степени эффективности этих действий.

    План ухода

    Постановка целей:

    Краткосрочные.

    Долгосрочные.

    Участие пациента и его семьи

    Стандарты практики

    сестринской

    Письменное руководство по уходу

      цели и задачи должны быть реальными и достижимыми;

      должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной це­ли;

      диагностичность (возможность проверки достижения).

    Существуют два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.
    Краткосрочными - являются цели, которые должны быть выполнены

    за короткий период времени, обычно за 1-2 недели. Они ставятся как, пра­вило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода. Долгосрочными - являются цели, которые достигаются за более длительный период времени (более 2-х недель). Они обычно направлены на предотвра­щение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реаби­литацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выпис­ки пациента. Необходимо помнить, что если долгосрочные цели или за­дачи не определены, то пациент не имеет и, по сути, лишен планомерного сестринского ухода при выписке. Во время формулирования целей необ­ходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, рас­стояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего или кого). Сестринский план ухода предусматривает наличие стандартов сестрин­ской практики, то есть выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом. После определения целей и задач по уходу медицинская сестра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу. План ухода за пациентом представляет собой подробное перечис­ление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достиже­ния сестринского ухода, который записывается в сестринскую историю болез­ни.

    IV этап - выполнение плана сестринского вмешательства.

    Цель - выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом и их документирование.

    Сестринские вмешательства

    Потребность пациента в помощи

    Методы ухода

    1. Независимая.

    1. Временная.

    1. Достижение терапевтиче

    2. Зависимая.

    2. Постоянная.

    ских целей.

      Взаимоза

    висимая

    3. Реабилитирующая.

    2. Достижение хирургических
    целей.

    3. Обеспечение ежедневных
    жизненных потребностей.

    Выполнение намеченных целей

    Существуют три категории сестринского вмешательства:

    1) Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требова­ния со стороны врача или указаний других специалистов. На­пример: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно здоровья, организация досуга пациента. 2) Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медицинская сестра несет ответственность за выполняемую работу. Здесь она вы­полняет роль сестры - исполнителя. Например: подготовка пациента к диагностическому исследованию, выполнение инъекций. По современ­ным требованиям медицинская сестра не должна автоматически вы­полнять указания врача. В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь опреде­лить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превы­шает ли она максимальную разовую или суточную дозу. Дело в том, что врач из - за ряда субъективных и объективных причин может допустить ошибку. Поэтому в интересах безопасности медицинской по­мощи для пациента медицинская сестра должна знать и уметь уточнить необ­ходимость тех или иных назначений, и т д. Необходимо помнить, что меди­цинская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профес­сионально не компетентна и так же ответственна за последствия ошибки, как и тот, кто сделал это назначение.

    3) Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совмест­ную деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами.

    Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько ме­тодов ухода:

    Помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями; - уход для достижения терапевтических целей;

    Уход для достижения хирургических целей;

    Уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания.
    Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной
    и реабилитирующей.

      Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода.

      Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни

    При ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника.

      Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика.

    Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

      наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни;

      наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестрин­ских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.

    На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется со­стояние пациента и поставленные цели не реализуются.

    Типы сестринского вмешательства:

    1 тип - полностью компенсирующая система помощи.

      тип - частичная система помощи.

      тип - консультационно-поддерживающая система.

    Виды сестринских навыков:

    Познавательные

    Межличностные

    Психомоторные

    Теоретические знания факт ров риска, физиологическю реакций пациента.

    Коммуникативные особенности медсестры на уровне понимания пациента, самочувствия.

    Все проводимые манипуляции

    V этап - оценка эффективности

    Его целью является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов. Оценка эффективности и качества ухода должны проводиться старшей и главной медсестрой постоянно и самой сестрой в порядке самокон­троля в конце и в начале каждой смены. Систематический процесс оценки требует от медсестры знании, умения мыслить аналитически при сравнении достигну­тых результатов с ожидаемыми. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медицинская сестра должна удостоверить это, сделав соответ­ствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись.

    Эффективность сестринского процесса

    Оценка действий медицинской сестры (самолично)

    Мнение пациента или его семьи

    Оценка действий медицинской сестры руководителем (старшей и главной медсестрой)

      Сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медицинской сестры

      Пересмотр, корректировка плана

    К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:

      прогресс в достижении целей;

      ответная реакция пациента на вмешательство;

      соответствие полученного результата ожидаемому;

    Новое состояние пациента может быть:

      лучше прежнего состояния;

      без изменений;

      хуже прежнего состояния.

    Если цель не достигнута, необходимо:

      Выяснить причину - поиск допущенной ошибки.

      Изменить саму цель, сделать ее более реалистичной.

      Пересмотреть сроки.

      Ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.

    1 этап- сбор информации о пациенте

    Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как задача врачебного обследования – назначить лечение, в то время как сестринского – предоставить мотивированный индивидуальный уход. Поскольку сестринское дело есть способ удовлетворения основных человеческих потребностей, для организации качественного ухода м\с, опираясь на собранную и тщательно анализированную информацию о состоянии пациента.

    Источник данных:

      Расспрос пациента

      Расспрос членов семьи и окружающих

      Информация от других членов бригады медицинской помощи

      Физическое обследование пациента

      Ознакомление с медицинской картой пациента и другой медицинской документацией

      Чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.

    После сбора данных следует точная документация их в сестринской истории болезни по определенной форме.

    2 этап – сестринский диагноз.

    Понятие сестринского диагноза, или сестринские проблемы, впервые появились в Америке в середине 50-х годов. И было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.

    Сестринский диагноз - это клиническое суждение м\с, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с ж6елаемым указанием вероятной причины такой реакции.

    М\с не изобретает свои диагнозы, их перечень дается в специальной литературе, но каждый такой диагноз м\с должна увязать с конкретным пациентом.

    Например: тревога, связанная с социальной изоляцией пациента.

    Различие медицинского и сестринского диагноза:

    Задача врачебной диагностики - выявление конкретного заболевания, или сущности патологического процесса, например: Б\а, пнеамания.

    Задача сестринского диагноза – уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния, то что наиболее тяготит больного в настоящий момент, является для него главным сейчас, и пытаться в пределах своей компитенции скорректировать эти отклонения.

    М\с рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние.

    Эта реакция может быть:

      Физиологической

      Психологической

      Духовной

      Социальной

    Например: при Б\а вероятны следующие с\ диагнозы:

      Неэффективное очищение дыхательных путей или…

      Высокий риск от удушья или…

      Пониженный газообмен или…

      Отчаяние и безнадёжность, связанные с длительным хроническим заболеванием.

    Врач купирует приступ Б\а, назначает лечение, а научить пациента жить с хроническим заболевание – задача м\с.

    Врачебный диагноз не меняется (если только не была допущена диагностическая ошибка), с\диагноз меняется несколько раз.

    Все сестринские проблемы делятся на:

      Настоящие(то что есть сейчас). Например: одышка, отёки, дефицит досуга.

      Потенциальные (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного с\ухода) например: риск возникновения пролежней из-за пассивного положения пациента.

    Определение приоритетов проблем:

    В первую очередь должны решаться приоритетные проблемы пациента. Очередность решения проблем должна быть определена самим пациентом. В случаях угрозы жизни м\с сама должна определить, какую проблему она будет решать в первую очередь. Учитываются вопросы безопасности пациента, его нужды и желания. Первоочередными считаются те проблемы пациента, нерешение которых ведет к развитию осложнений и даже гибели пациента.

    Проблемы второй очереди вызваны данным заболеванием, но не представляют угрозы для жизни.

    Проблемы третьей очереди не вызванные настоящими заболеванием и существуют длительное время, но при пристальном внимании и оптимально настроенном с\п могут быть разрешены.

    При наличии у пациента нескольких проблем удовлетворить их одновременно невозможно. Поэтому, разрабатывая план ухода, сестре следует обсудить с пациентом (ли его семьей) первоочередность проблем.

    3 этап – планирование.

    Во время планирования определяются цели и формируется план сестринского ухода, причём пациент активно вовлекается в этот процесс. Одновременно м\с мативирует пациента на успех, доказывая ему достижимость целей и вместе с пациентом определяет пути их достижения. Для каждой приоритетной проблемы записываются отдельные цели, которые так же рассматриваются как желательный уход.

    Постановка целей необходима по 2-м причинам:

      Дают направление для индивидуального сестринского вмешательства

      Используются для определения степени эффективности вмешательства.

    Требования к постановке целей:

      Цели должны быть реальными, достижимыми

      Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели

    По срокам существует два вида целей:

      Краткосрочные (менее 1 недели)

      Долгосрочные (недели, месяцы)

    Каждая цель в обязательном порядке включает 3 компонента:

      Исполнение: действие, глагол

      Критерий: дата, время, расстояние.

      Условие: с помощью кого(чего либо)

    Например: пациент пройдет(действие) с помощью костылей(условие) на 8-ой день(критерий).

    После формулировки целей м\с составляет план ухода за больным, то есть писменое руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий м\с, необходимых для достижения целей ухода.

    План ухода обязательно документируется в сестринской истории болезни, что обеспечивает:

      Продуманность последовательность, систему в оказании с\ помощи.

      Преемственность и координацию ухода между мед сестрами – координатарами и сестрами – манипуляторами.

      Легкоосуществимый контроль за качеством сестринской помощи.

    4 этап – реализация плана ухода.

    Существует 3 типа сестринского вмешательства:

      Зависимый

      Незасимый

      Взаимозависимый

    Зависимое вмешательство - это такие действия м\с, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, иньекции антибиотиков каждые 4 часа.

    Независимое вмешательство - действия, осуществляемые м\с по собственной инициативе и руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования врача, к примеру смена постельного и нательного белья.

    Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачем или другими специалистами в области здравоохранения, например физиотерапевтом ли инструктором ЛФК, когда сила с обеих сторон одинаково ценится обеими сторонами.

    5 этап – оценка эффективности.

    Оценка эффективности и качество ухода за пациентом производится сестрой координатаром постоянно.

    Основные аспекты оценки:

      Оценка прогресса в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода.

      Обследование ответной реакции пациента на сестринское вмешательство

      Активный поиск и оценка новых проблем

    Систематический процесс оценки требует от м\с умение мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми.

    Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м\с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и поставить дату.

    В этом случае, если цель не достигнута или достигнута не полностью, в графу «оценка» записывается как словесная реакция пациента.

    В нашей стране, где до настоящего времени пока нет документа, четко определяющего все права пациента, человеку отводится лишь пассивная роль в определении « кто и как» за ним будет ухаживать и лечить. Поэтому нам следует помнить, что с\п предусматривает « привлечение» людей в качестве партнеров при обслуживании самого себя. Видимо, неизбежны трудности в установлении такого партнёрства, поскольку пи сестринский персонал, ни пациент не привыкли к такому подходу.

    Читайте также: