Экология. Экологические основы природопользования

Информационно - библиотечный отдел ВСЭИ

В тематическом списке

представлены статьи и книги по теме

Книги:

1. Арустамов, Э. А. Экологические основы природопользования : учебник / . – М.: Дасинов и К, 2007. – 316 с.

2. Боголюбов, С. А. Экологическое право : учебник / . – М.: Юрист, 2004. – 430 с.

3. Веденин, Н. Н. Экологическое право: вопросы и ответы / . – М.: Новый юрист, 1998. – 112 с.

4. Губарева, Л. И. Экология человека : практикум для вузов / . – М.: ВЛАДОС, 2003. – 112 с.

5. Дубовик, О. Л. Экологическое право : учебник / . – М.: Проспект, 2005. – 584 с.

6. Дубовик, О. Л. Экологическое право : учебник. – М.: Эксмо, 2005. – 767 с.

7. Ерофеев, Б. В. Экологическое право : учебник / . – М.: Форум-инфра, 2005. – 320 с.

8. Ерофеев, Б. В. Экологическое право : учебник / . – М.: Форум-инфра, 1992. – 398 с.

9. Ерофеев, Б. В. Экологическое право : учебник / . – М.: Форум-инфра, 1998. – 688 с.

10. Константинов, В. М. Экологические основы природопользования / , . – М.: Академия. – 2001. – 208 с.

11. Коробкин, В. И. Экология : учебник / . – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 577 с.

12. Коробкин, В. И. Экология : учебник / , – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 576 с.

13. Коробкин, В. И: учеб. пособие / , . – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – 575 с.

14. Коробкин, В. И. Экология в вопросах и ответах : учеб. пособие / , . – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 575 с.

15. Кузнецова, Н. В. Экологическое право : схемы и комментарии / . – М.: Новый Юрист, 1988. – 144 с.

16. Протасов, В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России : учеб. пособие / . – М.: Финансы, 2001. – 671 с.

17. Ревич, Б. А. Экологическая эпидемиология : учебник. – М.: Академия, 2004. – 767 с.

18. Скорик, А. В. Экология: тесты : учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2005. – 223 с.

19. Реймерс, Н. Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику / . – М.: Российский открытый университет, 1992. – 121 с.

20. Философия и экология // Горелов, : учеб. пособие / . – М.: Юрайт, 2003. – С. 135 – 139.

21. Шамилева, И. А. Экология : учеб. пособие / . – М.: Владос, 2004. – 143 с.

22. Шилов, И. А. Экология : учебник. – М.: Высш. Школа, 2006. – 512 с.

23. Экологическая безопасность регионов России : материалы семинара / ред. . – Пенза.: Форум, 1988. – 133 с.

24. Экологическое право : учебник / ред. , . – М.: Юнити, 2004. – 367 с.

25. Экологическое право России : конспект лекций в схемах: пособие для подготовки к экзаменам / сост. . – М.: Приор, 1999. – 176 с.

26. Экологическое право России : конспект лекций / сост. А. Желудков. – М.: Приор, 1999. – 160 с.

27. Экологическое право России : учебник / ред. , . – М.: ИМПЭ, 1997. – 480 с.

28. Экологическое право : учебник / ред. . – М.: Высшее образование, 2007. – 485 с.

29. Экологическое сознание // Философия: справочник студента. – М.: Слово, 1999. – С. 256 – 258.

30. Экология : учеб. пособие // , под ред. . – М.: МарТ,2006. – 767 с.

31. Экология родного края / под ред. . – Киров: Вятка, 1996. – 720 с.

Статьи из журналов

1. Акимова, Т. А. О нечувствительности экономики к экологическому кризису / // Экология и жизнь. – 2006. – № 8. – С. 19 – 22.

2. Бобошко, В. И. Экологический менеджмент в деятельности малых предприятий / // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 5. – С. 131 – 135.

3. Гольц, Г. А. Изучение многомерной динамической взаимозависимости экономики и экологии / // Экономическая наука современной России. – 2008. – № 2. – С. 126 – 133.

4. Гусева, Т. В. Экологический аудит как современный инструмент менеджмента организации / // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 5. – С. 117 – 130.

5. Дерябо, С. Д. Вперед, к Природе : слагаемые экологического сознания / // Экология и жизнь. – 2006. – № 9. – С.11 – 16.

6. Железняк, О. Н. Загрязнитель платит : экологическая безопасность – проблема ХХ1 века / // Экология и жизнь. – 2006. – № 8. – С. 13 – 17.

7. Задорожный, И. С. Эколого-экономические проблемы теплообеспечения городов / // Экономика и управление. – 2007. – № 3. – С. 164 –168.

8. Калмыков, А. А. Экопсихология : переформатирование сознания / // Экология и жизнь. – 2006. – № 8. – С. 35 – 38.

9. Кирпичев, В. И. Здоровье индивида, здоровье населения : из цикла «Здоровье как экологическая проблема» / // Экология и жизнь. – 2006. – № 8. – С., № 10. – С. 28 – 32.

10. Литовка, О. П. Идентификация региональной экологии в системе построения единого экономического пространства / // Экономика и управление. – 2007. – № 1. – С. 37 – 41.

11. Магомедов, А. М. Плата за природопользование и эффективность его финансирования / // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 21. – С. 55 – 59.

12. Майоров, И. С. Уроки эколого-экономических просчетов в контактной зоне глобального уровня / // Экономика и управление. – 2008. – № 5. – С. 35 – 39.

13. Новый взгляд на устойчивость экосистем // Экология и жизнь. – 2006. – № 12. – С. 44 – 45.

14. Рюмина, Е. В. Экономический интерес в сохранении окружающей природной среды / // Экономическая наука современной России. – 2008. – № 2. – С. 87 – 95.

15. Савкин, В. И. Нужен ли экологический менеджмент для малого предпринимательства России / // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 5. – С.136 – 139.

16. Семаев, А. Система платного недропользования / А. Семаев // Экономист. – 2000. – № 3. – С. 82 – 87.

17. Семенов, В. С. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в ХХ1 веке / // Вопросы философии. – 2007. – № 4. – С. 94 – 113.

18. Уразова, Л. П. Управление развитием экологического предпринимательства / // Экономика и управление. – 2007. – № 4. – С. 181 –186.

19. Федоров, М. П. В городе – с комфортом: экологический дизайн закрытых систем / // Экология и жизнь. – 2006. – № 8. – С. 54 – 58.

20. Хисамутдинова, Э. Н. Экологизация предпринимательских отношений в российской экономике / // Экономика и управление. – 2008. – № 3. – С. 125 – 129.

Учебник написан в соответствии с программой, утвержденной Управлением учебных заведений среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ. В нем рассмотрены проблемы окружающей среды, основные виды загрязнений, дана классификация природных ресурсов и основные принципы их рационального использования. Рассматриваются правовые вопросы экологической безопасности окружающей среды. Учебник дополнен практикумом, включающим задачи, упражнения и тесты. Для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений экономических и социально-гуманитарных специальностей, практических работников, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами экологии и рационализации природопользования.

Специфика, цель и задачи дисциплины.
Дисциплина “Экологические основы природопользования” имеет две особенности. Во-первых, она является принципиально новой интегрированной дисциплиной, которая связывает физические и биологические явления, образуя мост между естественными и общественными науками. Во-вторых, она не принадлежит к числу дисциплин с линейной структурой, т. е. развивается не по вертикали (от простого к сложному), а по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов. Эта дисциплина, образно говоря, стала перекрестком для специалистов многих направлений: натуралистов и инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, биологов, математиков, медиков, метеорологов и др.

Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества и природы, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы.

Содержание
Введение
Предмет изучения дисциплины
“Экологические основы природопользования”
Специфика, цель и задачи дисциплины
Структура экологии
Основные понятия и определения
Воздействие человека на природные экосистемы
Глава 1. Взаимодействие человека и природы
1.1. Природа и общество. Система “человек окружающая природная среда”
1.2. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии
1.3. Развитие производительных сил общества. Формы взаимодействия общества и природы
1.4. Увеличение массы вещества и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот
1.5. Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования
1.6. Определение экологического кризиса, его признаки
1.7. Глобальные проблемы экологии
1.8. Влияние урбанизации на биосферу
1.9. Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности
1.10. Уничтожение вредных выбросов
1.11. Малоотходные и ресурсосберегающие производства
Глава 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование
2.1. Природные ресурсы и их классификация
2.2. Основные направления рационального природопользования
2.3. Проблемы использования и воспроизводства водных ресурсов
2.4. Проблемы использования полезных ископаемых
2.5. Проблемы использования земельных ресурсов
2.6. Проблемы использования и воспроизводства растительного мира
2.7. Проблемы использования и воспроизводства животного мира
2.8. Особо охраняемые природные территории
2.9. Пищевые ресурсы человечества
2.10. Проблема питания и производства сельскохозяйственной продукции
2.11. Проблема сохранения человеческих ресурсов
Глава 3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
3.1. Загрязнение биосферы
3.2. Прямое воздействие на человека загрязнений биосферы
3.3. Косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы
3.4. Основные загрязнители, их классификация. Земные насаждения как средства защиты человека
3.5. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ
3.6. “Зеленая революция” и ее последствия
3.7. Значение и экологическая роль удобрений и пестицидов
3.8. Понятие экологического риска
3.9. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
3.10. Организация мониторинга окружающей среды
3.11. Виды и методы мониторинга
Глава 4. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор
4.1. Экологическое право в системе российского законодательства
4.2. Экологические права граждан
4.3. Федеральный закон “Об охране окружающей среды”
4.4. Нормативные акты по рациональному природопользованию
4.5. Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”
4.6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
4.7. Новые эколого экономические подходы в природоохранной деятельности
4.8. Органы управления и надзора по охране природы
4.9. Экологическое просвещение
Глава 5. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
5.1. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды
5.2. Возмещение вреда, причиненного здоровью человека
5.3. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде
5.4. Экологическая оценка производств и предприятий
Практикум
Тесты
Темы рефератов
Словарь терминов
Литература.

Введение
1.2. Круговорот веществ, роль и место человека в биосфере
1.3. Охрана атмосферы
1.3.2. Загрязнение атмосферы и его последствия
1.4. Вода как важнейший фактор среды обитания
1.4.1. Вода как составная часть биосферы
1.4.2. Загрязнение воды и его последствия
1.5. Значение, состав и свойства почвы
1.5.1. Значение почвы
1.5.2. Загрязнение почвы и его последствия
Раздел 2. Техногенное воздействие на природу
2.1. Виды и масштабы негативного воздействия человека и промышленности на природную среду
2.2. Влияние на природную среду химического, нефтехимического и металлургического комплексов
2.3. Техногенная ситуация в России
Раздел 3. Качество окружающей природной среды и его нормирование
3.1. Оценка качества природной среды
3.2. Санитарно-гигиенические нормативы качества
3.2.1. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ (ПДК
3.2.2. Нормативы предельно-допустимого уровня радиационного воздействия
3.2.3. Нормативы предельно-допустимых уровней воздействия шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий
3.3. Нормативы качества в производственно-хозяйственной сфере
3.4. Комплексные нормативы качества
Раздел 4. Мониторинг загрязнения и методы контроля качества окружающей среды
4.1. Мониторинг загрязнения окружающей среды
4.2.1. Методы контроля в почвенном мониторинге
4.2.3. Методы контроля за состоянием загрязнения атмосферы
Раздел 5. Сущность и основные виды природопользования
5.1. Понятие, виды и формы природопользования
5.3. Лимитирование природопользования
5.4. Договорные формы природопользования
5.4.1. Виды договорных услуг
5.4.3. Договорные отношения на рынке экологических услуг
5.4.4. Договор комплексного природопользования
5.5. Экологическая экспертиза
Раздел 6. Общие принципы рационального природопользования
6.1. Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов
6.1.1. Природные ресурсы и ресурсный цикл
6.1.2. Незамкнутость ресурсного цикла
6.2. Рациональное и комплексное использование полезных ископаемых и энергетических ресурсов
6.2.1. Состояние использования природных ресурсов
6.2.2. Основные положения рационального природопользования
Раздел 7. Природозащитные мероприятия, роль научно-тех-ническо го прогресса в защите окружающей среды
7.1. Классификация и основные направления природоза-щитных мероприятий
7.2. Очистка газопылевых выбросов
7.2.1. Основные характеристики процесса пылеулавливания
7.3. Очистка газовых выбросов от газо- и парообразных загрязнителей
7.4. Очистка промышленных и бытовых стоков
7.4.1. Водоподготовка и экология водоотведения
7.4.2. Экологический паспорт водного хозяйства предприятия
7.5. Современные биотехнологии охраны окружающей среды
7.5.1.
7.5.2. Биотехнология защиты атмосферы
7.5.3. Биотехнология охраны земель
7.5.4. Биотехнология очистки вод
7.5.5. Биотехнология переработки отходов растительное-ти
7.6. Использование возобновляемых источников энергии - важное направление в области защиты окружающей среды
7.7. Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий
8.1. Основные положения и сущность экономического механизма охраны окружающей среды
8.2. Природные кадастры
8.3. Источники финансирования природоохранных мероприятий
8.4. Экологические фонды
8.5. Экологическое страхование
8.6. Платность природных ресурсов
8.7. Методика определения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
8.8. Расчет экономического эффекта природоохранных мероприятий
Раздел 9. Особо охраняемые природные территории и их роль в сохранении экологического равновесия
9.1. Сущность и типы особо охраняемых природных территорий
9.2. Требования к организации особо охраняемых природных территорий
Раздел 10. Организационные и правовые основы охраны окружающей природной среды и рационального природопользования
10.1. Государственная политика защиты окружающей ере-ды
10.2. Природоохранное законодательство
10.3. Правовое обеспечение экологического контроля
10.4. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции
10.6. Развитие экологического движения
Раздел 11. Экологическая ситуация, паспортизация и экспертиза
11.1. Состояние экологии в России
11.2. Экологическая паспортизация предприятий производственной и непроизводственной сферы
11.3. Принципы экологической паспортизации населенных мест
11.5. Экологическая политика государства
Раздел 12. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды
12.1. Национальные и международные природные ресурсы
12.2. Глобальные международные экологические пробле-мы
12.3. Направления и формы международного сотрудничества
Раздел 13. Словарь терминов
Литература

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования (ССУЗ)

«Копейский политехнический колледж»

(ГБОУ СПО (ССУЗ) «КПК»)

Экологические основы природопользования

Методические указания

Для студентов по выполнению практических работ

Копейск 2013

Рассмотрено

На заседании комиссии

Естественнонаучных и

Математических дисциплин

Л.Г.Королева

УТВЕРЖДАЮ

Зам. Директора по УР

Н.В.Типушкова

«___»_____________20__г.

«___»_____________20__г.

Составитель

Л.Г.Королева преподаватель дисциплины «Экологические основы природопользования»

Общие методические указания к проведению практических занятий

Федеральный государственный стандарт предусматривает владение специалистами общими профессиональными компетенциями, которые формируются на основе теоретических и практических занятий. Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (базовая подготовка).

Дисциплина относится к циклу ЕН и включает максимальную учебную нагрузку 96 часов, в том числе обязательной аудиторной нагрузки 64 часа, из них 20 часов – практические занятия.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических (профессиональных) умений – выполнение определенных действий, операций, необходимых в последующей профессиональной деятельности.

Следует учесть, что практическое занятие, как вид организации учебной деятельности, занимает ведущее место при последующем изучении общепрофессиональных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей.

В соответствии с дидактическими целями содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций решение ситуационных профессиональных задач выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с нормативными документами, инструкциями, справочниками).

Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (участках, площадках, полигонах).

Выполнению практических занятий предшествует актуализация знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий.

Практические задания могут носить репродуктивный частично-поисковый и поисковый характер.

Занятия, носящие репродуктивный характер, отличается тем, что при их проведении обучающиеся и студенты пользуются подробными инструкциями.

Занятия, носящие – поисковый характер, отличаются тем. Что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им дан порядок выполнения необходимых действий. Обучающиеся самостоятельно должны подобрать оборудование и выбрать способы.

Результат выполненных практических работ оформлен в отчете. Отчет должен содержать наименование работы, ее цель, номер задания, краткое содержание его, решение задач и упражнений, краткие выводы к каждому заданию.

В отчете указывается номер практического занятия, дата его выполнения. В конце работы отчет предъявляется преподавателю на проверку, после чего работа оценивается.

Правила выполнения практических занятий

Студент должен:

1. Выполнять весь объем домашней подготовки, который указан в методических указаниях к соответствующим практическим занятиям

2. При выполнении практических работ следовать методическим указаниям, использовать дополнительные источники информации.

3. Оформить результаты выполненных практических работ в отчете.

Перечень практических работ

По дисциплине «Экологические основы природопользования»

По специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического оборудования

1 Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов производственной деятельности для атмосферы. Выбор методов технологии и аппаратов утилизации газовых выбросов.

2 Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов производственной деятельности для растительного и животного мира. Анализ методов переработки промышленных отходов.

3 Анализ причин возникновения экологических аварий и катастроф.

4 Анализ экологического законодательства Российской Федерации.

5 Определение экологической пригодности выпускаемой продукции.

6 Оценка состояния экологии окружающей среды на производственном объекте.

7 Составление экологического паспорта предприятия.

8 Анализ международных законодательных и нормативно – правовых документов.

Практическая работа №1

Тема: Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов производственной деятельности для атмосферы. Выбор методов технологии и аппаратов утилизации газовых выбросов.

Цель работы:

Формирование умения анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности

Формирование умения выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов

ОК

ПК

ПК 2.1 Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой технике

ПК 3.2 Организовывать работу коллектива исполнителей

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Задание

Изучить наружное освещение КГЭК. Определить тип освещения. Сделать выводы о экономичности и экологичности данного типа освещения. Предложить другой тип освящения, отвечающий экономическим и экологическим требованиям.

Предложите методы, технологии, аппараты, утилизации выбросов ртути в атмосферу.

Порядок выполнения работы

1 Изучите тип наружного освещения КГЭК

2 Изучите альтернативные типы освещения

3 Полученные данные заносите в таблицу

Тип освещения

Достоинства

Недостатки

4 Сделайте выводы о достоинствах и недостатках различных видов освещения

5 Изучите влияние ртути на окружающую среду и живые организмы

6 Изучите оказание первой помощи при отравлении ртутью. Составьте конспект

7 Изучите методы, технологии, аппараты утилизации выбросов ртути в атмосферу, гидросферу, литосферу

8 Полученные данные занесите в таблицу

Методы утилизации

Аппараты

9 Сделайте выводы о методах утилизации ртути

Оборудование:

Критерии оценки:

Контрольные вопросы:

1 Назовите основные требования к освещению по экологичности и экономичности

2 Охарактеризуйте ртуть как источник опасности для окружающей среды и человека

3 Перечислите основные этапы оказания первой помощи при отравлении ртутью

4 Перечислите методы, технологии, аппараты утилизации выбросов, стоков, содержащих ртуть в атмосферу, литосферу, гидросферу.

Литература:

° », 2009. – 316 с.

Практическая работа №2

Тема: Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов производственной деятельности для растительного и живого мира. Анализ методов переработки промышленных отходов

Цель: -формирование умения проводить анализ и делать прогноз экологических последствий производной деятельности для растительного и животного мира на примере Челябинской области

Формирование элементов ОК и ПК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Задание:

1 Изучите развитие производственной деятельности в Челябинской области за 2002 и 2012 года

2 Изучите изменения в растительном и животном мире в Челябинской области за 2002 и 2012 года

Порядок выполнения работы:

1 Проведите сравнительную характеристику развития разных видов производственной деятельности в Челябинской области 2002, 2012 год

2 Полученные данные об изменении отобразите в диаграмме

3 Проведите сравнительную характеристику изменения растительного и животного мира Челябинской области 2002, 2012 год

4Полученные данные об изменении отразите в диаграмме

5 Сделайте выводы о зависимости состояния растительного и животного мира от развития различных видов промышленности

6 Изучите методы переработки промышленных отходов, получены данные занесите в таблиц

Методы переработки промышленных отходов

Виды промышленных отходов

7 Сделайте выводы о методах переработки промышленных отходов.

Оборудование: компьютеры с доступом в интернет

Критерии оценки: Работа выполнена на «отлично» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие задания. Работа выполнена на «хорошо» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит необходимые записи, но выполнен не в полном объеме. Работа выполнена на «удовлетворительно» если оформление отчета имеет недостатки, записи не в полном объеме, имеются ошибки в выводах. Работа выполнена на «неудовлетворительно» если отчет оформлен не в соответствии с требованиями, не содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие заданию.

Контрольные вопросы:

1 Перечислите основные методы очистки газообразных выбросов

2 Каким образом при помощи строительства высоких труб достигается рассеяние выбросов в атмосфере

3 Опишите этапы и способы очистки промышленно-бытовых сточных вод

4 Раскройте сущность утилизации промышленного мусора

5 Дайте определение понятию «малоотходное производство». Какова его цель?

Литература:

1 Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования: учебник [Текст]/ Э.А. Арустамов, Н.В. Баркалова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ° », 2009. – 316 с.

2 Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник.- 2-е изд., испр.- М: ИД ФОРУМ»: ИНФА-М, 2011.-256 с.: ил.-(профессиональное образование).

3 Астахов, А.С. и др. Экологическая безопасность и эффективность природопользования [Текст]/ А.С. Астахов, Е.Я. Диколенко, В.А. Харченко. –М.: Горная книга. Издательство МГУ, 2009. – 328 с. – (Экология горного производства).

4 Ложниченко, О.В. Экологическая химия: учеб. Пособие [Текст]/ О.В. Ложниченко. И.В. Волкова, В.Ф. Зайцев. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. -272 с.

5 [интернет ресурсы]/ режим доступа

Практическая работа №3

Тема: Анализ причин возникновения экологических аварий и катастроф

Цель: -формирования умения выявлять причины возникновения экологических аварий и катастроф

Формирование элементов ОК и ПК:

ПК3.3 Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.

Задание:

Изучите понятия экологическая авария и экологическая катастрофа, выявите причины возникновения

Порядок выполнения работы:

1 Изучите понятия экологическая авария и экологическая катастрофа

Экологическая авария

Экологическая катастрофа

3 На примере экологических аварий и катастроф выявите причины возникновения

4 Сделайте выводы о причинах экологиеских аварий и катастроф

Оборудование: компьютеры с доступом в интернет

Критерии оценки: Работа выполнена на «отлично» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие задания. Работа выполнена на «хорошо» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит необходимые записи, но выполнен не в полном объеме. Работа выполнена на «удовлетворительно» если оформление отчета имеет недостатки, записи не в полном объеме, имеются ошибки в выводах. Работа выполнена на «неудовлетворительно» если отчет оформлен не в соответствии с требованиями, не содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие заданию.

Контрольные вопросы:

1 Дайте определения экологическая авария, экологическая катастрофа

2 Определите причины экологических аварий и катастроф

3 Назовите меры по предотвращению экологических аварий и катастроф

Литература:

1 Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования: учебник [Текст]/ Э.А. Арустамов, Н.В. Баркалова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ° », 2009. – 316 с.

2 Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник.- 2-е изд., испр.- М: ИД ФОРУМ»: ИНФА-М, 2011.-256 с.: ил.-(профессиональное образование).

3 Астахов, А.С. и др. Экологическая безопасность и эффективность природопользования [Текст]/ А.С. Астахов, Е.Я. Диколенко, В.А. Харченко. –М.: Горная книга. Издательство МГУ, 2009. – 328 с. – (Экология горного производства).

4 Ложниченко, О.В. Экологическая химия: учеб. Пособие [Текст]/ О.В. Ложниченко. И.В. Волкова, В.Ф. Зайцев. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. -272 с.

5 [интернет ресурсы]/ режим доступа

Практическая работа №4

Тема: Анализ экологического законодательства Российской Федерации

Цель: -формирование умения выявлять анализировать экологическое законодательство Российской Федерации

Формирование элементов ОК и ПК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК3.3 Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.

Задание:

Изучите место и понятие, состав экологического права

Порядок выполнения работы:

1 Изучите место экологического права в системе российского законодательство

2 Изучите понятие: предмет экологического права

3 Занесите полученные данные в таблицу:

Отношения

Характеристика

Отношения собственности на природные ресурсы

Отношения в сфере природопользования

Отношения в сфере охраны окружающей среды от различных форм деградации

Отношения в сфере экологической безопасности людей, экологических прав и интересов гражданина и человека

4 Характеризуйте систему экологического права и заполните таблицу:

Части экологического права

Характеристика

Общая

Особенная

Специальная

5 Сделайте выводы о месте экологического права в системе российского законодательства, о составе экологического права

Оборудование: компьютеры с доступом в интернет

Критерии оценки: Работа выполнена на «отлично» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие задания. Работа выполнена на «хорошо» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит необходимые записи, но выполнен не в полном объеме. Работа выполнена на «удовлетворительно» если оформление отчета имеет недостатки, записи не в полном объеме, имеются ошибки в выводах. Работа выполнена на «неудовлетворительно» если отчет оформлен не в соответствии с требованиями, не содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие заданию.

Контрольные вопросы:

1 Назовите основные нормативно-правовые акты, которые регулируют использование отдельных природных ресурсов и охрану окружающей природной среды

2 Охарактеризуйте основные этапы формирования российского законодательства

3 Раскройте понятие и сущность экологического права

4 Дайте общую характеристику Федерального закона «Об охране окружающей среды»

5 Какие отношения в сфере охраны окружающей природной среды регулирует Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

6 Назовите основные элементы экономического механизма охраны окружающей природной среды

7 С какой целью нормируется качество окружающей природной среды?

8 Какие задачи стоят перед экологическим контролем

9 Какие общественные отношения регулируют природоресурсными нормативными актами

10 Дайте характеристику Земельного закона РФ

11 Дайте характеристику Водного кодекса РФ

12 Какие обязанности землепользователей предусмотрены Земельным кодексом РФ

13 Каким образом государство контролирует деятельность землепользователей

Литература:

1 Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования: учебник [Текст]/ Э.А. Арустамов, Н.В. Баркалова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ° », 2009. – 316 с.

2 Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник.- 2-е изд., испр.- М: ИД ФОРУМ»: ИНФА-М, 2011.-256 с.: ил.-(профессиональное образование).

3 Астахов, А.С. и др. Экологическая безопасность и эффективность природопользования [Текст]/ А.С. Астахов, Е.Я. Диколенко, В.А. Харченко. –М.: Горная книга. Издательство МГУ, 2009. – 328 с. – (Экология горного производства).

4 Ложниченко, О.В. Экологическая химия: учеб. Пособие [Текст]/ О.В. Ложниченко. И.В. Волкова, В.Ф. Зайцев. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. -272 с.

5 [интернет ресурсы]/ режим доступа

Практическая работа №5

Тема: Определение экологической пригодности выпускаемой продукции

Цель: -формирование умения изучения нормативов качества выпускаемой продукции

Формирование элементов ОК и ПК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК3.3 Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.

Задание:

Изучите понятия экологической пригодности выпускаемой продукции

Порядок выполнения работы:

1 Изучите нормативные качества на примере осветительных приборов

2 Занесите полученные данные в таблицу:

Осветительные приборы

Нормативы качества

3 Сделайте выводы о экологической пригодности выпускаемой продукции.

Оборудование: компьютеры с доступом в интернет

Критерии оценки: Работа выполнена на «отлично» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие задания. Работа выполнена на «хорошо» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит необходимые записи, но выполнен не в полном объеме. Работа выполнена на «удовлетворительно» если оформление отчета имеет недостатки, записи не в полном объеме, имеются ошибки в выводах. Работа выполнена на «неудовлетворительно» если отчет оформлен не в соответствии с требованиями, не содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие заданию.

Контрольные вопросы:

1 Дайте определение: нормативы качества.

2 Зачем проводят нормирование качества выпускаемой продукции?

3 Какие органы проводят нормирование качества выпускаемой продукции?

4 Перечислите существующие нормативы качества

Литература:

1 Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования: учебник [Текст]/ Э.А. Арустамов, Н.В. Баркалова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ° », 2009. – 316 с.

2 Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник.- 2-е изд., испр.- М: ИД ФОРУМ»: ИНФА-М, 2011.-256 с.: ил.-(профессиональное образование).

3 Астахов, А.С. и др. Экологическая безопасность и эффективность природопользования [Текст]/ А.С. Астахов, Е.Я. Диколенко, В.А. Харченко. –М.: Горная книга. Издательство МГУ, 2009. – 328 с. – (Экология горного производства).

4 Ложниченко, О.В. Экологическая химия: учеб. Пособие [Текст]/ О.В. Ложниченко. И.В. Волкова, В.Ф. Зайцев. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. -272 с.

5 [интернет ресурсы]/ режим доступа

http://46 cge . rospotrebnadzor . ru / info /81831

Практическая работа №6

Тема: Оценка состояния экологии окружающей среды на производственном объекте

Цель: -формирование умения изучения методов оценки состояния экологии окружающей среды на производственном объекте

Формирование элементов ОК и ПК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК3.3 Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.

Задание: Изучите понятие оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС)

Порядок выполнения работы:

1 Изучите понятие оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС)

2 Изучите понятие государственной экологической экспертизы

3 Заполните таблицу согласно полученным данным:

Характеристика

ОВОС

Экологическая экспертиза

Цель проведения

Объекты исследования

Кто осуществляет

Кто может участвовать

4 Сделайте выводы о методах оценки состояния окружающей среды.

Оборудование: компьютеры с доступом в интернет

Критерии оценки: Работа выполнена на «отлично» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие задания. Работа выполнена на «хорошо» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит необходимые записи, но выполнен не в полном объеме. Работа выполнена на «удовлетворительно» если оформление отчета имеет недостатки, записи не в полном объеме, имеются ошибки в выводах. Работа выполнена на «неудовлетворительно» если отчет оформлен не в соответствии с требованиями, не содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие заданию.

Контрольные вопросы:

1 Объясните: с какой целью проводится оценка воздействия на окружающую среду при планировании хозяйственной деятельности

2 Объясните: с какой целью проводится государственная экспертиза при планировании хозяйственной деятельности

3 Назовите основные этапы принятия экологически значимых решений

4 Назовите принципы на которых базируется проведение государственной экологической экспертизы

5 Перечислите права, которыми наделены граждане и общественные объединения в процессе проведения государственной экологической экспертизы

6 Объясните значение общественной экологической экспертизы

Литература:

1 Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования: учебник [Текст]/ Э.А. Арустамов, Н.В. Баркалова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ° », 2009. – 316 с.

2 Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник.- 2-е изд., испр.- М: ИД ФОРУМ»: ИНФА-М, 2011.-256 с.: ил.-(профессиональное образование).

3 Астахов, А.С. и др. Экологическая безопасность и эффективность природопользования [Текст]/ А.С. Астахов, Е.Я. Диколенко, В.А. Харченко. –М.: Горная книга. Издательство МГУ, 2009. – 328 с. – (Экология горного производства).

4 Ложниченко, О.В. Экологическая химия: учеб. Пособие [Текст]/ О.В. Ложниченко. И.В. Волкова, В.Ф. Зайцев. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. -272 с.

5 [интернет ресурсы]/ режим доступа

Практическая работа №7

Тема: Составление экологического паспорта предприятия

Цель: -формирование умения составления экологического паспорта предприятия;

Формирование элементов ОК и ПК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК3.3 Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.

Задание: Изучите состав, характеристику, значение экологического паспорта

Порядок выполнения работы:

1 Выделите состав экологического паспорта предприятия

2 Определите место предоставления экологический паспорт предприятия

3 Поученные данные занесите в таблицу:

Состав паспорта

Характеристика

4 Сделайте вывод о составе экологического паспорта и его необходимости

Оборудование: компьютеры с доступом в интернет

Критерии оценки: Работа выполнена на «отлично» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие задания. Работа выполнена на «хорошо» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит необходимые записи, но выполнен не в полном объеме. Работа выполнена на «удовлетворительно» если оформление отчета имеет недостатки, записи не в полном объеме, имеются ошибки в выводах. Работа выполнена на «неудовлетворительно» если отчет оформлен не в соответствии с требованиями, не содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие заданию.

Контрольные вопросы:

1 Аргументируйте необходимость составления экологического паспорта предприятия

2 Назовите, кто имеет право составлять экологический паспорт предприятия

3 Назовите основные составляющие экологического паспорт предприятия

Литература:

1 Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования: учебник [Текст]/ Э.А. Арустамов, Н.В. Баркалова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ° », 2009. – 316 с.

2 Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник.- 2-е изд., испр.- М: ИД ФОРУМ»: ИНФА-М, 2011.-256 с.: ил.-(профессиональное образование).

3 Астахов, А.С. и др. Экологическая безопасность и эффективность природопользования [Текст]/ А.С. Астахов, Е.Я. Диколенко, В.А. Харченко. –М.: Горная книга. Издательство МГУ, 2009. – 328 с. – (Экология горного производства).

4 Ложниченко, О.В. Экологическая химия: учеб. Пособие [Текст]/ О.В. Ложниченко. И.В. Волкова, В.Ф. Зайцев. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. -272 с.

5 [интернет ресурсы]/ режим доступа

http:// www . ecobalance - don . ru / services / ecopassport . html

Практическая работа №8

Тема: Анализ международных законодательств и нормативно-правовых документов

Цель: -формирование умения анализировать международные законодательства и нормативно-правовые документы, выявлять важность международного сотрудничества для сохранения качества окружающей среды;

Формирование элементов ОК и ПК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК3.3 Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.

Задание: Проанализируйте международные законодательные и нормативно-правовые документы. Охарактеризуйте значение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Порядок выполнения работы:

1 Охарактеризуйте значение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

2 Проанализируйте:

Декларацию Стокгольмской конференции: принципы международного сотрудничества в области экологии

Всемирную Хартию природы: принципы рационального использования природных ресурсов

Декларацию по окружающей среде и развитию: принципы деятельности государств, которые должны обеспечить формирование устойчивого развития общества и природной среды

3 Заполните таблицу «Виды международных договоров»

Виды международных договоров

Характеристика

Общие международно-правовые договоры

Специально природоохранительные международные договоры

Глобальные договоры

Региональные договоры

4 Сделайте выводы о значении международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, о составе и видах международных договоров

Оборудование: компьютеры с доступом в интернет

Критерии оценки: Работа выполнена на «отлично» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие задания. Работа выполнена на «хорошо» если отчет оформлен в соответствии с требованиями, содержит необходимые записи, но выполнен не в полном объеме. Работа выполнена на «удовлетворительно» если оформление отчета имеет недостатки, записи не в полном объеме, имеются ошибки в выводах. Работа выполнена на «неудовлетворительно» если отчет оформлен не в соответствии с требованиями, не содержит все необходимые записи и выводы, соответствующие заданию.

Контрольные вопросы:

1 Назовите организации ООН, посвященные охране окружающей природной среды

2 Какие принципы международного сотрудничества являются основополагающими в области экологии

3 Какие задачи ставят перед мировым сообществом для перехода к устойчивому развитию

4 Назовите основные формы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды

5 Какие международные организации занимаются охраной окружающей среды

6 Приведите примеры участия Росси в международном сотрудничестве

7 Каким образом ведется государственный учет природных ресурсов

Литература:

1 Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования: учебник [Текст]/ Э.А. Арустамов, Н.В. Баркалова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ° », 2009. – 316 с.

2 Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник.- 2-е изд., испр.- М: ИД ФОРУМ»: ИНФА-М, 2011.-256 с.: ил.-(профессиональное образование).

3 Астахов, А.С. и др. Экологическая безопасность и эффективность природопользования [Текст]/ А.С. Астахов, Е.Я. Диколенко, В.А. Харченко. –М.: Горная книга. Издательство МГУ, 2009. – 328 с. – (Экология горного производства).

4 Ложниченко, О.В. Экологическая химия: учеб. Пособие [Текст]/ О.В. Ложниченко. И.В. Волкова, В.Ф. Зайцев. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. -272 с.

5 [интернет ресурсы]/ режим доступа

Читайте также: